Комментарий как пишется комментарий к статье

Сейчас вы узнаете, что такое комментарий и как правильно он пишется. Также разберем несколько примеров.

Только не путайте с теми комментами, которые мы оставляем в интернете под материалами на сайтах, блогах и в соцсетях.

Это совсем другое!

Все про комментарий в аналитическом жанре журналистики

Содержание:

  • Описание жанра
  • Пример
  • Комментирование
  • Схема написания:
    • Пример №1
    • Пример №2
  • Вывод

Что такое комментарий

Комментарий — это аналитический жанр журналистики, самостоятельное произведение, которое отображает мнение автора по какому-либо вопросу. То есть этот жанр дает оперативное и наглядное представление о событии через мировоззрение автора, его участника или очевидца.

Что такое комментарий и какова его особенность в журналистике

Комментировать, значит толковать, рассуждать, освещать или объяснять. Это я привел синонимы, чтобы вам было более понятно значение слова.

Комментатор — это автор комментария. Им может быть, как эксперт в какой-то области, так и обычный человек. Однако здесь количество экспертов намного больше. Ведь нужно провести анализ и предоставить факты.

В таком жанре журналистике на первый план выходит личность автора. Вы не просто информируете о событии. И не просто показываете, как работали с материалом и нашли это событие.

Вы выражаете свою позицию по отношению к этому событию. Свое мнение и мировоззрение. То есть, что вы думаете по этому поводу.

В данном случае мы рассказываем не только, что произошло. Это обычно идет в лиде (введении). А дальше вы пытаетесь понять, почему это произошло. Как это влияет на нашу жизнь. Делаете какие-то выводы по этому поводу.

Из этого следует, что такой аналитический жанр любит умных людей. Они рассчитаны на образованную и думающую аудиторию.

Во-первых, у автора текста должна быть какая-то позиция по поставленному вопросу. Во-вторых, читателю должно быть интересно узнать его позицию.

Например, когда читаете ленту новостей, вы видите, что Государственная дума обсуждает запрет на суррогатное материнство.

У вас возникают какие-то мысли по этому поводу. Вы либо согласны, либо нет. Или же думаете, что они дураки и им больше не чем заняться. В общем, у вас возникают какие-то мысли по этому поводу.

Но обычно, первые мысли являются эмоциональными.

Если это интересно, то потом вы начинаете вникать, думать и рассуждать. Также вас вероятнее всего заинтересуют не просто голые факты, а мнения людей. Известных или нет, но умных по данной тематике.

Например, на сайтах многих изданий существует такой жанр, как комментарий. Когда обозреватели этой газеты пишут о том, что они думают по данному поводу.

К примеру, на сайте «Комсомольской правды» есть отдельный раздел «Колумнисты». Там они дают свою оценку данным событиям. На сайте «Аргументы и факты» есть раздел «Мнения».

Комментарии экспертов в рубрике Колумнисты Комсомольсокой правды
Колумнисты в Комсомольской правде

В журнале «Форбс» тоже есть раздел «Мнения». Там к примеру, Кудрин комментирует различные экономические вопросы. То есть, что он думает и как будут развиваться события. Что из этого следует и почему так произошло.

Все это аналитика!

Кроме того, комментарии в блоге тоже находят свое отражение. Опять же, я не имею ввиду обсуждения под статьей. В данном случае я имею ввиду сами тексты, как жанр журналистики.

Большинство того, что пишут блогеры, это как раз и есть комментарии (comments). Это, когда они публикуют новый пост (материал), в котором отзываются на какое-либо событие.

Не путайте информационные статьи и комментарии!

Здесь на блогах чаще всего основной жанр, это комментарий. То есть произошло какое-то событие, и блогеры на это отреагировали.

Есть блогеры, которые пишут обо всем. А есть те, которые пишут только по одной какой-то тематике. Например, есть блоги о Сочи. Например, в Сочи прибыл Олимпийский огонь и блогеры на это отреагировали.

Но опять же, отреагировали не в формате новости, а в том, о чем думают по этому поводу. Для чего была устроена показательная эстафета олимпийского огня и так далее.

Под этим лежат какие-то политические желания? Например, продемонстрировать мощь государства. Или же это национальная идея и попытка объединить людей?

В общем, все это толкование. Хотя не спорю, что и субъективное.

В этом жанре может быть очень много субъективного. И критерием качества данного текста на блоге является наличие реакции у читателей.

То есть если все согласились с вами, поставили лайк и ушли, то это плохо. Хорошо будет если разгорается дискуссия. Кто-то будет с вами согласен, а кто-то нет. Вот в таком случае работа удалась!

Пример комментария

Давайте теперь рассмотрим пример комментария. Сразу стоит сказать, что это будет плохой вариант. Мы специально по нему пройдемся для того чтобы разобрать ошибки.

Плохой пример комментария по теме коррупции

Первый абзац, что после заголовка является лидом. В нем дали само событие. А дальше уже пошел сам комментарий.

Когда же прекратиться порочная практика…

Довольно-таки очень вдохновленный текст. Однако он содержит огромное количество ошибок.

Во-первых, здесь дан слишком широкий информационный повод. Да, есть события. Но общая тема, это коррупция.

Какое же безобразие. Коррупция! Как они могли!

Вот это самый плохой вариант! Потому что на тему коррупции можно писать книги. Причем как по политологии, так и по психологии.

Вы этого не сможете сделать в рамках небольшого текста. Поэтому не берите такие очень широкие темы. Например, коррупция, произвол власти, наркомания, алкоголизм и так далее.

Во-вторых, авторский комментарий должен содержать небанальное суждение по данному поводу. В нашем примере даны абсолютно банальные суждения.

Коррупция, это плохо. Они там совсем обнаглели! И мы сами виноваты потому что спим и занимаемся попустительством. Они воруют потому что мы им даем.

И на этом все!

Тут нет никаких аргументов. Здесь только эмоции на уровне «да сколько можно» и «какой кошмар». Но с этими утверждениями согласится каждый. Да, коррупция, это плохо. Действительно, сколько можно!

Кому это интересно? Да, вы согласились и на этом все. Вы не заинтересовали читателя.

Это комментарий из серии, когда люди пожилого возраста на лавочке сидят и что-то обсуждают. Причем таким макаром обсуждают и в интернете.

Но нам с вами такой вариант не подходит!

Мы должны изложить аргументированную позицию. Почему так происходит, что из этого последует и что мы думаем по этому поводу.

Возникает вопрос. Что считать банальными суждениями и не банальными?

Как правило, банальные — это те, которые приходят в голову у большинства людей. Вы садитесь за комментарий и думаете, что сказать по этому поводу. Обычно первые мысли, которые придут в голову, будут банальными.

А вот третья мысль, четвертая и так далее уже будут интересными. Дальше вы начнете уходить от стереотипов и размышлять глубже. Ниже мы это еще рассмотрим на других примерах.

Так что вы сначала выписываете все мысли по этому поводу. А далее из них начинаете уже выбирать наиболее целесообразные.

Как комментировать

Давайте разберем, как писать комментарий к проблеме. Вот основные правила комментирования, которые нужно соблюдать в журналистике:

  • Не браться за глобальные темы
  • Логически рассуждать на заявленную тему
  • Давать небанальные доводы
  • В конце должен быть ясный вывод
Как комментировать информационный повод правильно

Еще важно чтобы у вас было логичное и аргументированное доказательство позиции. То есть, во-первых, должна быть позиция по данному вопросу.

Вот приняли антитабачный закон.

С вашей точки зрения, для общества это хорошо или плохо? Вы за или против? На ваш взгляд какие последствия это повлечет? Что теперь будет для страны? Это нарушение прав одной части населения или это защита прав другой?

А с точки зрения государственной реальности, к чему это приведет?

Ни к увеличению ли количества взяток, неоформленных штрафов со стороны правоохранительных органов? Не приведет ли к увеличению злоупотребление своими полномочиями этими работниками? Не привлечет ли это к возникновению несанкционированных курилок?

То есть мы стараемся рассуждать дальше. Не просто, хорошо это или плохо, а смотрим намного глубже.

Причем помним, что мы не истина в последней инстанции. Мы выражаем свое субъективное мнение, после которого может быть дискуссия. Это абсолютно нормально!

Не старайтесь давать объективную оценку данному событию. Вы субъективны до безобразия. Но чем вы умнее, начитанные и чем больше приводите доводов, тем интереснее будет ваш материал. Даже если при этом вы совсем не правы!

Как пишется комментарий

Ниже хочу дать вам схему или план того, как пишется комментарий. Также для наилучшего усвоения разберем пару примеров.

Как пишется комментарий в аналитическом жанре журналистики

Сначала дается информационный повод. Он идет в лиде (первый абзац) после заголовка. А дальше пошли уже аргументы.

Аргумент 1, 2, 3 и так далее, это банальные, которые приходят сразу в голову. Их вы потом убираете из текста. После идут небанальные аргументы. Вот их включаем в материал.

И в конце вывод.

Пример №1

Давайте посмотрим, как может выглядит работа над вашим комментарием.

Пример работы над вашим комментарием к определенной новости

Допустим, у нас есть информационный повод — Алла Пугачева воспользовалась услугами суррогатной матери.

Это вызвало массу комментариев и статей. Хотя, казалось бы, это чисто личное дело человека. Почему кто-то считает вправе это оценивать и комментировать?

Но так как она это вынесла в публику (сама сообщила) так все и получилось. Этический вопрос давать ли вам комментарий по таким темам, я оставляю за вами. Но давайте разберем именно этот пример, всколыхнувший сообщество.

Итак, у нас есть информационный повод. Его пишем сразу после заголовка. Это будет введение.

Какие у нас возникают мысли, доводы и мнения по данному вопросу? Давайте их запишем на черновик.

Аргумент 1. «Покупать» детей за миллион рублей — это аморально! Вот они совсем зажрались. Им некуда девать деньги. Они не знают, как себя занять и пропиарить. Это просто аморальные люди, которые сорят деньгами.

Такое мнение было уже не раз высказано в прессе. И это первое, что приходит в голову!

Аргумент 2. Церковь не одобряет суррогатное материнство! Это зло, неправильно и не нормально. Все это против нашей религии и веры. Куда мы придем с таким разложением общества?

А далее мы уже начинаем думать головой, анализировать и приводить небанальные аргументы.

Аргумент 3. Почему она это сделала? Неужели это был пиар? Вряд ли. Этому человеку популярность точно не нужна.

Это желание человека стать матерью осознанно. Все это от большого желания. В итоге у нее получилось. Это большое счастье для конкретного человека. Но почему тогда мы этим возмущаемся?

Аргумент 4. Давайте подумаем о будущем этих детей. Они наверняка будут обеспечены. Им никогда не придется столкнуться с нуждой и отсутствием самых необходимых вещей. Например, игрушек или образования.

У них есть все возможности для того чтобы вырасти полноценными членами общества. Они скорее всего получат максимум от своих родителей. И не только денег, но и любви, и внимания. Ведь это желанные дети, которые появились осознанно.

Давайте сравним со случайными беременностями малолеток, которые не отвечают за свои поступки и не хотят детей. И даже если их сохраняют, то потом все детство ребенка они начинают пинать. Ведь малыши мешают ходить на дискотеки и развлекаться. А еще вытаскивают деньги, которые можно было потратить на «веселую жизнь».

В общем, как видите, получается очень сильный контраст.

Давайте сравним с детьми в семьях алкоголиков, которые не хотят заниматься воспитанием. В итоге получим, что к суррогатному материнству прибегает определенный класс общества. Класс этот состоятельный. Так сказать, зарождавшейся буржуазии, который отвечает за свои поступки.

Ответственность, это главное качество, которое присуще таким людям!

Может быть это не так уж и плохо. То есть мы получаем пусть и не большое повышение рождаемости. Но это повышение за счет класса умных и состоятельных людей. Это лучше, чем увеличение рождаемости за счет нежелательной беременности.

Какой вывод можно сделать в данном случае?

Вывод. Это большое мужество для публичного человека в консервативном обществе и при этом большая ответственность. Потому как если учесть возраст мамы, то ей придется подумать о том, что можно не успеть вырастить детей до самостоятельного возраста.

В общем, это наш вывод.

Естественно, какая-та часть читателей с этим не согласиться. Но это наши аргументы. Это не просто, «ах, какой ужас» или «как это здорово!» А вот почему я считаю, что это так. Вот это то, что вы должны показывать в своих авторских комментариях.

Пример №2

Давайте рассмотрим второй пример написания оригинального комментария.

Пример структуры написания оригинального комментария

Информационный повод — тренинги «Как выйти замуж» становятся все более популярными.

Вот это даже не событие, которое произошло сейчас и единовременно. Это тянущее событие, продолжающееся во времени. Но тем не менее, это тоже может стать информационным поводом.

Что мы думаем по данному поводу? Давайте размышлять.

Аргумент 1. Первая банальная мысль, которая приходит в голову, это тренинги для домохозяек, которые ведут такие же незамужние домработницы. И в общем-то, это один из способов отъема денег у населения.

Аргумент 2. Никакой пользы от таких тренингов не будет. Это самоутешение для женщин. Они там сходят на него, вместе похлопают, потопают и потанцуют. Скажут, мы красивые, выйдем замуж и все будет замечательно.

Но реально, они никакой пользы не получат. Научить этому нельзя. Или можно, но получиться какой-то небольшой процент людей. В общем, это плохо.

Это первые мысли, которые встречаются у большинства людей, когда речь идет о женских тренингах. Далее мы уже начинаем размышлять.

Аргумент 3. А почему в стране эти тренинги становятся все более популярными? В чем причина? Ведь наш повод был именно в том, что эти тренинги набирают обороты. Их становится все больше.

Почему?

Наверное, они востребованы у аудитории. Никто не будет проводить много тренингов на темы, которые не интересны. Они попробуют один раз и потом уйдут с этого рынка.

Если это востребовано, то почему?

Дело в глобальной нехватке мужчин и огромного количества незамужних женщин? А как в других странах? Здесь интересно сравнить и посмотреть.

Или же тут дело в менталитете русской женщины? Она с детства уже знает, что должна выйти замуж. И если она этого не сделает, то ее жизнь не удастся.

Аргумент 4. А реальное ли желание «выйти замуж» или оно навязанное социумом? То есть это желание каждой конкретной женщины или большей части женского пола?

Какой процент из тех женщин, которые приходят на тренинг, пришли потому что сами этого захотели? Или это им навязали? Например, общество и мама, которая требует внуков. Может быть подруги и желание быть не хуже их?

Существуют ли женщины, которые не хотят выходить замуж? Может быть не все хотят именно такой модели (борщ —> дети —> носки). Может быть кто-то хочет чего-то другого.

В общем, это тема для размышления.

Аргумент 5. Чему учат на этих тренингах? Как это связано с замужеством? Вот чему они научат, как стать женой?

Они заранее учат борщ варить или правильно с мужчинами знакомиться и одеваться? А что нужно, чтобы выйти замуж? Какие результаты должны быть от прохождения этого тренинга и какие на самом деле получаются?

Вот все это, повод для размышлений. И главное, должно быть всегда ваше мнение по данному вопросу. Ну и в конце естественно, вы делаете вывод.

Заключение

Теперь вы знаете, как написать комментарий. Для этого мы рассмотрели основные правила комментирования, а также разобрали примеры. Как видите, это не простенькие высказывания, которые оставляют под постами на сайтах и в соцсетях.

Как написать комментарий в журналистике

Это огромный труд человека, как журналиста и эксперта в данной области. Здесь раскрывается все мировоззрение автора. Данный жанр требует от вас особенного подхода к теме.

Можно написать материал по любому заинтересовавшему вас информационному поводу.

Это может быть новость на уровне страны или вашего города. Например, молодежь не уступила место в автобусе. Тогда у вас будут следующие мысли. А что же происходит в обществе? Почему мы потеряли традиции и так далее.

Или наоборот, вы увидели обратную ситуацию. Кто-то уступил место и помог чем-то. Порассуждайте и напишите про это.

Или, например, вам позвонил друг и говорит, что его замучили поборы в школе. Можно написать, поборы в школе, это хорошо или плохо. Это вынужденная мера, на которую идут учителя или способ зарабатывания денег?

Допустим, вы как раз в теме женских тренингов или счастья. Или кто-то в теме разведения хомячков или психологии успеха. То есть должна быть какая-то новость и повод именно в вашей сфере.

В общем, вами всегда должен двигать вопрос: «Почему так происходит? Что я думаю об этом?» С моей точки зрения, это хорошо или плохо. И почему.

Объем комментария тут как получиться. Менее 1000 знаков быть не может.

В общем, это тот жанр журналистики, которым обязательно нужно владеть. В контент-маркетинге он очень востребован. Поэтому для блога он подходит идеально.


Загрузить PDF


Загрузить PDF

В некоторых ситуациях у человека может возникнуть необходимость написать комментарии к определенному тексту. Способность конструктивно анализировать чужую работу пригодится учителю, ученику, начинающему критику или редактору. Волшебной формулы правильных комментариев не существует. Ваш комментарий будет зависеть от рассмотренного материала, побудительных мотивов и вашего отношения к тексту. Над чем бы вы ни работали, четкая цель и логичные доводы помогут написать успешный комментарий.

  1. Изображение с названием Write a Commentary Step 1

    1

    Сформулируйте тезис. В школах и университетах преподаватели нередко дают задание написать литературный комментарий. Ученику необходимо оценить литературное произведение, чаще всего роман, стихотворение или пьесу. Краеугольный камень удачного комментария — четкий и логичный тезис.[1]

    • Тезис представляет собой ваше утверждение или точку зрения. Именно здесь вам нужно высказать свою точку зрения, а в оставшейся части комментария привести убедительные доводы.
    • Например, вам необходимо написать комментарий к роману Большие надежды. В этом случае можно предложить такой тезис: “Роман Диккенса представляет собой не только увлекательнейшую историю, но и наглядно демонстрирует различия между социальными классами в Великобритании в эру промышленной революции”.
  2. Изображение с названием Write a Commentary Step 2

    2

    Составьте план. Суть плана в значительной мере зависит от объема вашего комментария. План к краткому комментарию в виде маркированного списка или одного абзаца может включать базовую информацию. Для более объемного комментария следует обдумать последовательную и логичную структуру ответа.

    • Например, напишите заголовок “Ключевые темы книги” и укажите пункты маркированного списка, например “Место действия”, “Амбиции”, “Классы”.
  3. Изображение с названием Write a Commentary Step 3

    3

    Представьте выбранную тему. Вводный абзац позволит вам сосредоточиться на важных аспектах комментария. Например, во введении можно предоставить контекст литературного произведения и свой тезис, а затем провести анализ достоинств, недостатков, тем, других аспектов. В завершение сформулируйте краткий вывод о важности данной темы.[2]

    • Например, начните так: “Описания в романе Большие надежды позволяют читателю ощущать, будто он находится в Англии 19 века вместе с главным героем по имени Пип. Вопросы классового неравенства, амбиций и любви в произведение Диккенса помогают разобраться в важных аспектах социального деления общества того времени”.
    • Далее можно перечислить список тем, которые будут рассмотрены в основной части текста.
  4. Изображение с названием Write a Commentary Step 4

    4

    Подкрепляйте тезис конкретными примерами. Заявите о теме, укажите соответствующее место произведения и поясните последствия или влияние данной темы или проблемы на произведение. Например, можно посчитать, что одержимость мисс Хэвишем идеей утраченной любви является важной темой романа Большие надежды.

    • Отличным примером для иллюстрации данной темы станет тот факт, что персонаж продолжает носить подвенечное платье вопреки тому, что ее бросили много десятилетий назад.
  5. Изображение с названием Write a Commentary Step 5

    5

    Свяжите примеры с выбранной темой. Четко продемонстрируйте, как ваши конкретные примеры связаны с главной темой. Истлевшее подвенечное платье мисс Хэвишем символизирует скорбь по утраченной любви. Читатель оценит ваши доходчивые пояснения.

    • Например, напишите: “Мисс Хэвишем — наглядный пример того, что любовь не всегда способна дарить радость и счастье. Этот аспект также следует учитывать при изучении отношений Эстеллы и Пипа”.
    • Используйте плавные переходы. Перед новым примером используйте подходящую фразу либо слово. Примеры: “аналогичным образом”, “с другой стороны”, “опять же”.
  6. Изображение с названием Write a Commentary Step 6

    6

    Напишите убедительный вывод. Заключительная часть должна связать вместе весь комментарий к произведению. Не забудьте подытожить все доводы. Также укажите, почему важно ознакомиться с данной книгой.[3]

    • В комментарии к Большим надеждам следует повторно подчеркнуть сделанный вывод: данная книга проливает свет на классовое неравенство того времени и показывает, что амбициозность не всегда является полезным качеством.
    • Еще можно сравнить роман с другой книгой тех времен, чтобы показать важность произведения Диккенса. Тем не менее, лучше не сообщать в заключительной части новые сведения.
  7. 7

    Список литературы. Если вы использовали сведения из других источников, то укажите их по всем правилам оформления списка литературы. Предоставьте ссылки на цитаты после комментария.

    Реклама

  1. Изображение с названием Write a Commentary Step 7

    1

    Изучите требования. Комментарий к информационному тексту, как и другие виды комментариев, имеет цель проанализировать представленную информацию. Вместо комментария к фильму или книге нужно оценить информационный текст. Такой комментарий способен являться автономным текстом, но обычно он встречается в конце отчета в пункте “Результаты” или “Рассмотрение”.[4]

    • Если начальник или учитель попросили вас написать комментарий к информационному тексту, то уточните основные требования вроде объема.
  2. Изображение с названием Write a Commentary Step 8

    2

    Составьте краткое изложение. Один из ключевых компонентов комментария к информационному тексту — это синопсис исследования. Требуется кратко описать результаты и важность конкретной работы. Следует проанализировать и подытожить данные.[5]

    • Например, если исследование рассматривает успешность выпускников школ Екатеринбурга, то необходимо объяснить статистические данные и продемонстрировать важность результатов.
  3. Изображение с названием Write a Commentary Step 9

    3

    Подчеркните основные положения. В комментарий к информационному тексту можно включить графики или диаграммы, чтобы пояснить результаты. Например, используйте таблицу основных расходов жителей Москвы. Затем прокомментируйте и проанализируйте иллюстративный элемент текста.[6]

    • Напишите: “Как видно на Рисунке 1.2, расходы на здравоохранение постоянно возрастают с 2000 года”.
  4. Изображение с названием Write a Commentary Step 10

    4

    Напишите заключение. В заключении не следует ограничиваться повторением вышеизложенного материала: вам нужно снова подчеркнуть важность результатов при помощи других формулировок. Также можно порекомендовать другие методы исследования.[7]

    • Как и во всем комментарии к информационному тексту, в заключении следует приводить ссылки на конкретные блоки данных.
  5. Изображение с названием Write a Commentary Step 11

    5

    Список использованной литературы. Комментарий должен содержать не только факты и цифры, но и источники таких сведений. Соблюдайте требования к оформлению ссылок на используемые источники.[8]

    • Список использованной литературы следует указать в конце основного текста комментария.
    • Все указанные в тексте цитаты или цифры следует сопровождать ссылками.

    Реклама

Советы

  • Строго соблюдайте все требования, если комментарий является вашим домашним заданием.
  • Перечитайте текст и исправьте все недостатки.

Реклама

Об этой статье

Эту страницу просматривали 27 421 раз.

Была ли эта статья полезной?

Обычно бывает так…

Человек читает статью, пропуская написанное через свои фильтры восприятия: личный опыт, верования, убеждения, настроение и т. п. Если изложенное в статье не соответствует этим фильтрам восприятия, просто не умещается, то рука тянется написать: бред, полная чушь, всё не так! А поскольку мозг в таком состоянии о правилах поведения думать отказывается, комментарий, по форме, получается приблизительно следующий:

1. Автору в жизни не повезло, поэтому у него…, автору нужно…

Как комментировать статьи?

Фото: Depositphotos

Логики в таком комментарии никакой. Далеко не все авторы пишут о себе, а большинство рассматривают явления, ситуации, которые не являются частью жизни автора. Поэтому такая форма комментария — способ пофантазировать об авторе, но не о сути статьи.

2. Сразу понятно, что автор… А дальше идут характеристики, в зависимости от уровня культуры и развития интеллекта комментатора. Опять обсуждается не статья, а приписываемые автору личностные качества. Какой смысл такой формы комментария?

3. А я вот тут подумал… Дальше идут какие-то личные переживания, никак не связанные с темой статьи, содержанием. Так, просто человеку захотелось рассказать что-то своё. Зачем? Кому это интересно? Может быть, в этом случае, лучше написать не комментарий, а свою отдельную статью.

4. Вот тут написано… После чего выдёргивается фраза из контекста, вне которого она уже теряет первоначальный смысл, и по этой фразе делаются выводы, основанные на единичном личном опыте, который совсем не связан с темой, освещенной в статье.

Как комментировать статьи?

Фото: Depositphotos

5. Да все они…, так всегда…, у него всё время… Набор обобщений, которые никак не относятся к статье. Зачем обобщать, если автор пишет о конкретном случае, варианте из многих возможных, проводит анализ только одного случая. Можно написать, что бывает по-другому, но тогда надо не обобщать, а просто привести другие примеры.

Это не все, но наиболее часто встречающиеся формы комментирования.

Теперь об установках, убеждениях, которые мешают разумному, чёткому, ясному изложению возражений, добавлений к статье…

1. Я знаю, как правильно, моя истина — единственная.

Правда ли, что это так? Нужно ли считать, что автор недоумок и его мнение, по сравнению с вашим, ничего не стоит? То, что знает человек — всегда ограничено его опытом, но интересно, что чем меньше этот опыт, тем больше человек настаивает на его истинности в последней инстанции.

2. Установка писать категорично. Это следствие убеждения: «я всегда прав». Категоричность, выраженная в словах «бред», «чушь», «ерунда» и прочих, характеризует комментатора не с лучшей стороны. Зачем такие комментарии нужны?

3. Неумение соглашаться. Перестать спорить и искать новый смысл в статье для себя — это трудно. Снять убеждённость, что ты мыслишь правильно, а другой ошибается, для многих просто невозможно. Но тогда теряется перспектива получить что-то полезное из прочитанного. Казалось бы, всё просто — найди то, в первую очередь, с чем согласиться можешь, потом изложи своё видение, свой опыт. Но для многих почему-то это непосильная задача. А для вас?

4. Шаблонное мышление: «Я знаю, что это так, а почему — не ваше дело». Ваши шаблоны — только ваши. Мир гораздо шире и богаче любых рамок, и если мысли автора не вписываются в чьи-либо рамки восприятия, это лишь демонстрирует ограниченность воспринимающего материал человека.

5. Я серьёзный и умный, а другие нет. Многим так хочется казаться умными, сказать в комментариях свою единственную правду, что чаще получается совсем наоборот. Для таких полезно вспомнить Мюнхгаузена: «Улыбайтесь господа, умное лицо ещё не признак ума. Все величайшие глупости делаются именно с этим выражением лица».

Как правильно писать комментарии к статьям…

1. Подумайте, зачем вы хотите написать. Например, что добавить, опровергнуть, какие аргументы приведёте, насколько они обоснованны?

2. Согласитесь с тем, с чем можете согласиться. Излагайте своё мнение, указав, как лучше можно было бы изложить то, с чем не согласны.

3. Избегайте категоричности. Она присуща персонажам типа Шарикова из «Собачьего сердца»: «…а взять всё и поделить». Больше используйте выражений: по моему мнению, мне кажется, возможен такой вариант и т. п.

«…а взять всё и поделить»

«…а взять всё и поделить»
Кадр из к/ф «Собачье сердце»

4. Разделяйте автора и содержание статьи. Пишите о содержании, автора вы всё равно не знаете, а статья перед вами.

5. Переставайте писать, когда нечего писать — один из лучших полезных советов. У многих есть удивительная способность — не могут остановиться. Комментарии уже давно не связаны со статьёй, но всё пишут и пишут. Кому? Зачем? Если так хочется, то правильнее написать отдельную статью.

6. Не пишите длинно. Хорошая мысль бывает краткой. Если не смогли уместиться в пять предложений, может быть, это не хорошая мысль?

7. В комментариях пишите свои мысли. Уберите фразы, которые высказывают согласие с ранее высказавшимися комментаторами: «Я согласна с …». Если так, то какой смысл вашего комментария? Ну, сообщили вы миру, что согласны с…, а свои мысли есть? Если нет, зачем писать?

А сейчас — главная рекомендация. Смените уверенность в своей правоте на интерес и любопытство. Задавайте больше вопросов, тогда есть шанс получить хорошие ответы, а комментарии будут полезны и автору статьи, и всем читающим.


Download Article


Download Article

At some point in your life, you’ll probably have to write a commentary. Whether you’re a teacher, editor, student, or amateur critic, knowing how to constructively analyze someone’s work is a useful skill. There isn’t a magical formula for writing a commentary. The commentary you write depends upon what you’re reviewing, why you’re giving feedback, and what you think about the work. No matter what you’re working on, having a clear goal and strong writing will help make your commentary successful.

  1. Image titled Write a Commentary Step 1

    1

    Define your thesis. In many high school and college courses you will be asked to write a literary commentary. This assignment requires you to evaluate a piece of literature, most often a novel, poem, or play. The key part of a successful commentary is a strong, clear thesis statement.[1]

    • Your thesis is your argument or your point of view. This is where you take a stance, and spend the rest of the essay supporting your thesis.
    • Maybe you are writing a commentary on Great Expectations. Your thesis could be, “Not only is Dickens’ tale engaging, it is also an insightful commentary on the differences between social classes in industrial Britain.”
    • Basis your thesis off of strong evidence. In this type of essay, your evidence will be the quotes/dialogue you pick.[2]
  2. Image titled Write a Commentary Step 2

    2

    Create an outline. This will vary considerably depending on how long you want your commentary to be. At its briefest, say for a bulleted or single-paragraph commentary, make note of vital information to include. For longer commentaries, create a structure for your response.

    • You might write at the top of your outline, “Important Themes in Great Expectations”. You could then make bullet points such as “Setting”, “Ambition”, “Class”, etc.
    • Spend at least five minutes planning before you start writing.[3]

    Advertisement

  3. Image titled Write a Commentary Step 3

    3

    Introduce your topic. An introductory paragraph will help you to remain focused on the key points as you write. For example, include an introduction where you provide the context for the work and state your thesis, followed by analysis of the strengths, weaknesses, themes, etc. Then wrap up with a short conclusion of the importance of the topic.[4]

    • You might start by saying, “Great Expectations is full of imagery that makes the reader feel as if they are in 19th century England with Pip. Dickens’ novel about class, ambition, and love sheds important light on the social divides of the time.”
    • You could then list the themes that you will discuss in the body of your commentary.
  4. Image titled Write a Commentary Step 4

    4

    Use specific examples to support your thesis. State an issue or theme you’ve identified, show where you’ve found it in the work, then explain what effect the issue or theme has on the work.[5]
    You might feel that Miss Havisham’s obsession with lost love is an important theme in Great Expectations.

    • An excellent specific example to illustrate this theme is pointing out that the character remains in her wedding dress, despite being jilted decades before.
  5. Image titled Write a Commentary Step 5

    5

    Connect your examples back to the theme. When you use specific examples, make sure that you clearly illustrate how it connects back to the larger theme. You are using Miss Havisham’s wedding dress as an example of the grief that comes with a lost love. Your reader will appreciate you clearly explaining why that is important.[6]

    • You might write something like, “Miss Havisham is an example of the theme that love can sometimes go terribly wrong. This is also an important theme when examining the relationship between Pip and Estella.”
    • Make sure to use smooth transitions. When you move to a new example, use a good transition word or phrase. Some examples are “similarly”, “conversely”, and “again”.
  6. Image titled Write a Commentary Step 6

    6

    Write a strong conclusion. Your conclusion is the piece that will tie the rest of your commentary together. Make sure to include a summary of your argument. You should also indicate why the piece of text that you read is important. [7]

    • In your commentary on Great Expectations, you would want to make sure that you emphasize your summary again: this is a good example of class divisions and how ambition is not always the best quality.
    • You might also choose to compare it to another book from the same period to illustrate why the work by Dickens is significant. However, you generally shouldn’t introduce new information in your conclusion.
  7. 7

    Cite your sources. If you used information from other sources, cite them according the guidelines for the assignment or publication. For instance, any quotes should be cited. Make a separate “Works Cited” section at the bottom of the commentary for this information.

  8. Advertisement

  1. Image titled Write a Commentary Step 7

    1

    Understand the guidelines. A data commentary is similar to other types of commentaries in that it requires you to analyze an existing set of information. But instead of commenting on a book or film, you are writing about a set of data. A data commentary may occasionally be a stand-alone piece of writing, but it is typically found in the end of a report, generally called the Results or Discussion.[8]

    • You might also be asked by your boss or teacher to write a data commentary. Make sure to ask about their expectations, such as length.
  2. Image titled Write a Commentary Step 8

    2

    Present your summary. One of the key components of a data commentary is synopsis of the research. You need to concisely write about the results of the study and why it is important. Make sure to analyze and summarize the data.[9]

    • For example, if the research is about the graduation rate in the Chicago Public Schools, you need to explain the numbers and illustrate why the results are important.
  3. Image titled Write a Commentary Step 9

    3

    Emphasize key points. In a data commentary, you will likely want to use charts or graphs to help illustrate the results. You might include a table that shows how much American households pay for insurance. You will then want to comment on and analyze those visuals.[10]

    • You might say something like, “As shown in Figure 1.2, the costs of healthcare have risen at a steady rate since 2000.”
  4. Image titled Write a Commentary Step 10

    4

    Provide a conclusion. In your conclusion, make sure to do more than just repeat what you’ve already said. Using different wording, you can reemphasize the significance of the results. You can also recommend further avenues for research.[11]

    • As in the rest of your data commentary, your conclusion should refer to specific pieces of data.
  5. Image titled Write a Commentary Step 11

    5

    Include your resources. A commentary requires you to include not only facts and figures, but also where you found this information. You need to cite your resources according to accepted citation formats.[12]

    • You should include a specific section for resources at the end of your data commentary.
    • Any time you cite numbers or a quote, make sure to provide a reference.
  6. Advertisement

Add New Question

  • Question

    How do you pick a quote?

    Richard Perkins

    Richard Perkins is a Writing Coach, Academic English Coordinator, and the Founder of PLC Learning Center. With over 24 years of education experience, he gives teachers tools to teach writing to students and works with elementary to university level students to become proficient, confident writers. Richard is a fellow at the National Writing Project. As a teacher leader and consultant at California State University Long Beach’s Global Education Project, Mr. Perkins creates and presents teacher workshops that integrate the U.N.’s 17 Sustainable Development Goals in the K-12 curriculum. He holds a BA in Communications and TV from The University of Southern California and an MEd from California State University Dominguez Hills.

    Richard Perkins

    Writing Coach & Academic English Coordinator

    Expert Answer

    There’s no such thing as a right or wrong quote. As someone who has read thousands of essays, though, I noticed that many students try to make a strong point using a lot of quotes. To get better results, you should find the quotes and decide for yourself which ones are the most valuable and truly speak to the reader. You got to choose them very carefully.

  • Question

    What is a commentary?

    Community Answer

    It is an expression of opinions or offering of explanations about an event or situation.

  • Question

    From what perspective should I write a professional commentary?

    Community Answer

    Third-person is ideal, except in very rare instances where the presenter has very significant personal experience with the subject.

See more answers

Ask a Question

200 characters left

Include your email address to get a message when this question is answered.

Submit

Advertisement

  • If you are writing a commentary for a class, make sure to carefully follow the instructions.

  • Make sure to carefully edit and polish your writing.

Advertisement

References

About This Article

Article SummaryX

To write a commentary, write about your observations and analysis of the text you read. You should craft a clear and specific thesis statement about the novel, poem, or play you are evaluating. Your thesis statement should explain your stance or argument about the text. Use this thesis statement to build a brief outline of your commentary and then choose specific details from the text to support your argument. Then, add an introduction to give your reader some context for the themes you will discuss. For tips from our Education reviewer on how to write a data commentary, read on!

Did this summary help you?

Thanks to all authors for creating a page that has been read 640,286 times.

Reader Success Stories

  • Sara Todd

    «This helped me so much in my AP English class, because it helped further develop my love for commentary.»

Did this article help you?


Download Article


Download Article

At some point in your life, you’ll probably have to write a commentary. Whether you’re a teacher, editor, student, or amateur critic, knowing how to constructively analyze someone’s work is a useful skill. There isn’t a magical formula for writing a commentary. The commentary you write depends upon what you’re reviewing, why you’re giving feedback, and what you think about the work. No matter what you’re working on, having a clear goal and strong writing will help make your commentary successful.

  1. Image titled Write a Commentary Step 1

    1

    Define your thesis. In many high school and college courses you will be asked to write a literary commentary. This assignment requires you to evaluate a piece of literature, most often a novel, poem, or play. The key part of a successful commentary is a strong, clear thesis statement.[1]

    • Your thesis is your argument or your point of view. This is where you take a stance, and spend the rest of the essay supporting your thesis.
    • Maybe you are writing a commentary on Great Expectations. Your thesis could be, “Not only is Dickens’ tale engaging, it is also an insightful commentary on the differences between social classes in industrial Britain.”
    • Basis your thesis off of strong evidence. In this type of essay, your evidence will be the quotes/dialogue you pick.[2]
  2. Image titled Write a Commentary Step 2

    2

    Create an outline. This will vary considerably depending on how long you want your commentary to be. At its briefest, say for a bulleted or single-paragraph commentary, make note of vital information to include. For longer commentaries, create a structure for your response.

    • You might write at the top of your outline, “Important Themes in Great Expectations”. You could then make bullet points such as “Setting”, “Ambition”, “Class”, etc.
    • Spend at least five minutes planning before you start writing.[3]

    Advertisement

  3. Image titled Write a Commentary Step 3

    3

    Introduce your topic. An introductory paragraph will help you to remain focused on the key points as you write. For example, include an introduction where you provide the context for the work and state your thesis, followed by analysis of the strengths, weaknesses, themes, etc. Then wrap up with a short conclusion of the importance of the topic.[4]

    • You might start by saying, “Great Expectations is full of imagery that makes the reader feel as if they are in 19th century England with Pip. Dickens’ novel about class, ambition, and love sheds important light on the social divides of the time.”
    • You could then list the themes that you will discuss in the body of your commentary.
  4. Image titled Write a Commentary Step 4

    4

    Use specific examples to support your thesis. State an issue or theme you’ve identified, show where you’ve found it in the work, then explain what effect the issue or theme has on the work.[5]
    You might feel that Miss Havisham’s obsession with lost love is an important theme in Great Expectations.

    • An excellent specific example to illustrate this theme is pointing out that the character remains in her wedding dress, despite being jilted decades before.
  5. Image titled Write a Commentary Step 5

    5

    Connect your examples back to the theme. When you use specific examples, make sure that you clearly illustrate how it connects back to the larger theme. You are using Miss Havisham’s wedding dress as an example of the grief that comes with a lost love. Your reader will appreciate you clearly explaining why that is important.[6]

    • You might write something like, “Miss Havisham is an example of the theme that love can sometimes go terribly wrong. This is also an important theme when examining the relationship between Pip and Estella.”
    • Make sure to use smooth transitions. When you move to a new example, use a good transition word or phrase. Some examples are “similarly”, “conversely”, and “again”.
  6. Image titled Write a Commentary Step 6

    6

    Write a strong conclusion. Your conclusion is the piece that will tie the rest of your commentary together. Make sure to include a summary of your argument. You should also indicate why the piece of text that you read is important. [7]

    • In your commentary on Great Expectations, you would want to make sure that you emphasize your summary again: this is a good example of class divisions and how ambition is not always the best quality.
    • You might also choose to compare it to another book from the same period to illustrate why the work by Dickens is significant. However, you generally shouldn’t introduce new information in your conclusion.
  7. 7

    Cite your sources. If you used information from other sources, cite them according the guidelines for the assignment or publication. For instance, any quotes should be cited. Make a separate “Works Cited” section at the bottom of the commentary for this information.

  8. Advertisement

  1. Image titled Write a Commentary Step 7

    1

    Understand the guidelines. A data commentary is similar to other types of commentaries in that it requires you to analyze an existing set of information. But instead of commenting on a book or film, you are writing about a set of data. A data commentary may occasionally be a stand-alone piece of writing, but it is typically found in the end of a report, generally called the Results or Discussion.[8]

    • You might also be asked by your boss or teacher to write a data commentary. Make sure to ask about their expectations, such as length.
  2. Image titled Write a Commentary Step 8

    2

    Present your summary. One of the key components of a data commentary is synopsis of the research. You need to concisely write about the results of the study and why it is important. Make sure to analyze and summarize the data.[9]

    • For example, if the research is about the graduation rate in the Chicago Public Schools, you need to explain the numbers and illustrate why the results are important.
  3. Image titled Write a Commentary Step 9

    3

    Emphasize key points. In a data commentary, you will likely want to use charts or graphs to help illustrate the results. You might include a table that shows how much American households pay for insurance. You will then want to comment on and analyze those visuals.[10]

    • You might say something like, “As shown in Figure 1.2, the costs of healthcare have risen at a steady rate since 2000.”
  4. Image titled Write a Commentary Step 10

    4

    Provide a conclusion. In your conclusion, make sure to do more than just repeat what you’ve already said. Using different wording, you can reemphasize the significance of the results. You can also recommend further avenues for research.[11]

    • As in the rest of your data commentary, your conclusion should refer to specific pieces of data.
  5. Image titled Write a Commentary Step 11

    5

    Include your resources. A commentary requires you to include not only facts and figures, but also where you found this information. You need to cite your resources according to accepted citation formats.[12]

    • You should include a specific section for resources at the end of your data commentary.
    • Any time you cite numbers or a quote, make sure to provide a reference.
  6. Advertisement

Add New Question

  • Question

    How do you pick a quote?

    Richard Perkins

    Richard Perkins is a Writing Coach, Academic English Coordinator, and the Founder of PLC Learning Center. With over 24 years of education experience, he gives teachers tools to teach writing to students and works with elementary to university level students to become proficient, confident writers. Richard is a fellow at the National Writing Project. As a teacher leader and consultant at California State University Long Beach’s Global Education Project, Mr. Perkins creates and presents teacher workshops that integrate the U.N.’s 17 Sustainable Development Goals in the K-12 curriculum. He holds a BA in Communications and TV from The University of Southern California and an MEd from California State University Dominguez Hills.

    Richard Perkins

    Writing Coach & Academic English Coordinator

    Expert Answer

    There’s no such thing as a right or wrong quote. As someone who has read thousands of essays, though, I noticed that many students try to make a strong point using a lot of quotes. To get better results, you should find the quotes and decide for yourself which ones are the most valuable and truly speak to the reader. You got to choose them very carefully.

  • Question

    What is a commentary?

    Community Answer

    It is an expression of opinions or offering of explanations about an event or situation.

  • Question

    From what perspective should I write a professional commentary?

    Community Answer

    Third-person is ideal, except in very rare instances where the presenter has very significant personal experience with the subject.

See more answers

Ask a Question

200 characters left

Include your email address to get a message when this question is answered.

Submit

Advertisement

  • If you are writing a commentary for a class, make sure to carefully follow the instructions.

  • Make sure to carefully edit and polish your writing.

Advertisement

References

About This Article

Article SummaryX

To write a commentary, write about your observations and analysis of the text you read. You should craft a clear and specific thesis statement about the novel, poem, or play you are evaluating. Your thesis statement should explain your stance or argument about the text. Use this thesis statement to build a brief outline of your commentary and then choose specific details from the text to support your argument. Then, add an introduction to give your reader some context for the themes you will discuss. For tips from our Education reviewer on how to write a data commentary, read on!

Did this summary help you?

Thanks to all authors for creating a page that has been read 640,286 times.

Reader Success Stories

  • Sara Todd

    «This helped me so much in my AP English class, because it helped further develop my love for commentary.»

Did this article help you?

Как написать комментарий к тексту

Необходимость прокомментировать текст может вызвать эффект «всё понимаю, а сказать не могу». Это связано не с отсутствием мыслей, а со способностью их упорядочивать. Решить проблему вам поможет план высказывания.

Как написать комментарий к тексту

Инструкция

Комментарий к тексту будет представлять собой его краткий анализ. Прежде чем начать его составлять, определитесь, по каким критериям вы оцениваете текст. От этого будет зависеть дальнейшее направление рассуждений.

Можно рассмотреть отдельно содержание текста. То есть обратить внимание на тему или проблему, которая в нем затрагивается. При этом у вас есть два пути для структурирования мыслей: откликнуться на один вопрос из множества или рассматривать сразу все темы, которые вы обнаружили в тексте. В начале комментария сформулируйте, как вы поняли тему/проблему, чтобы было ясно, о чем вы ведете речь. Затем перечислите наиболее важные аспекты проблемы и обозначьте плюсы и минусы авторского способа ее раскрытия. Скажите, с чем вы не согласны и приведите аргументы в пользу своего тезиса.

Следующий вариант составления комментария – это оценка текста с точки зрения его формы. Он используется в тех случаях, когда форма действительно необычна или претендует на звание таковой. Такой комментарий требует от его автора глубоких знаний по теме, поскольку надо будет не только высказать свою оценку, но и обосновать ее: привести высказывания авторитетных источников и сравнить текст с примерами из истории и современности.

Более глубокий анализ может получиться при сопоставлении формы и содержания. В этом случае напишите в комментарии, какие задачи, по вашему мнению, решает текст и какие приемы с точки зрения формы для этого использованы. Насколько они достаточны и уместны для того смыслового наполнения, которое вы прочли.

Фигура автора в тексте также может стать объектом внимания. Расскажите, как автор реальный (т.е. живой человек с определенной биографией) соотносится с повествователем в тексте, насколько совпадают их точки зрения и к чему приводит такое взаимодействие. В комментариях подобного рода важно не перейти на личности, воспринимать человека, написавшего текст, и его альтер-эго в произведении несколько отстраненно.

Наконец, вы можете воспринять текст как фрагмент реальности. Прокомментируйте его актуальность в конкретных социальных и политических условиях, сравните с другими произведениями по схожей тематике. Проанализируйте, какой вклад внес автор в раскрытие вопроса по сравнению со всей историей его изучения. При написании комментариев такого типа следите за тем, чтобы каждый из ваших выводов был подтвержден достаточным количеством аргументов.

Источники:

  • какие можно написать комментарии

Войти на сайт

или

Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.

Комментарий проблемы текста — самая важная часть сочинения ЕГЭ, при комментировании проблемы выпускник должен показать умение работать с исходным текстом.

Одним из показателей правильного комментария является логика его построения, которая ведет от проблемы текста к авторской позиции по ней.

Как писать комментарий проблемы текста?

ПРИМЕЧАНИЕ:

Читайте статьи: «Что такое проблема текста?», «Как найти проблему в тексте?» и «Как правильно сформулировать проблему текста?».

Из данной статьи вы узнаете, что такое комментарий проблемы, структуру комментария, как найти примеры-иллюстрации в экзаменационном тексте и многое другое, связанное с комментированием проблемы в сочинении ЕГЭ.

Содержание статьи

  • 1 Комментарий в сочинении ЕГЭ что это?
  • 2 Структура комментария
  • 3 Пример-иллюстрация в комментарии
  • 4 Виды примеров-иллюстраций
    • 4.1 Примеры, которые приводит автор в своём тексте
    • 4.2 Размышления автора, связанные с проблемой
    • 4.3 Цитаты
    • 4.4 Описания
    • 4.5 Истории
    • 4.6 Точки зрения, которые приводит автор
    • 4.7 Средства выразительности
    • 4.8 Слова, выражения, важные для понимания проблемы
  • 5 Как находить примеры в тексте?
    • 5.1 Примеры-иллюстрации в публицистическом тексте
    • 5.2 Примеры-иллюстрации в художественном тексте
  • 6 Способы отсылки к тексту
    • 6.1 1. Ссылка на номера предложений (самый простой)
    • 6.2 2. Прямая речь
    • 6.3 3. Косвенная речь
    • 6.4 4. Размышление над фактами, событиями, упоминаемыми в тексте
    • 6.5 5. Соединение разных способов в одном примере
  • 7 Пояснение к примерам-иллюстрациям
  • 8 Что такое смысловая связь
  • 9 Место обозначения смысловой связи в сочинении ЕГЭ
    • 9.1 Смысловая связь в начале комментария
    • 9.2 Смысловая связь на переходе от первого ко второму примеру-иллюстрации
    • 9.3 Смысловая связь как итог комментирования

Комментарий в сочинении ЕГЭ что это?

В своём сочинении ученик должен прокомментировать найденную им проблему с опорой на исходный текст, то есть написать свои рассуждения по поводу сформулированной проблемы текста.

Комментарий в сочинении – это последовательный анализ исходного текста, где нужно на конкретных примерах из экзаменационного текста объяснить, почему писатель размышляет об этом вопросе и почему использует эти слова и выражения, изобразительно-выразительные средства, для доказательства того, что сформулированная в сочинении проблема действительно присутствует в исходном тексте.

Из данного определения, следует, что комментарий – это рассуждения выпускника по проблеме экзаменационного текста, соотнесенные с его знаниями, личным жизненным опытом.

Структура комментария

Комментарий в сочинении ЕГЭ состоит из 5 элементов, за каждый из которых можно получить по одному баллу.

В сумме за полный грамотный комментарий выпускнику могут дать 5 баллов.

Чтобы проверяющий эксперт поставил максимальные баллы за комментарий по сформулированной проблеме, нужно следовать его структуре.

Правильный комментарий по сформулированной проблеме текста состоит из 5 элементов:

  1. Пример-иллюстрация (из исходного текста).
  2. Пояснение к первому примеру (ваши мысли по поводу примера-иллюстрации).
  3. Второй пример-иллюстрация (из исходного текста).
  4. Пояснение (ваши мысли по поводу второго примера-иллюстрации).
  5. Смысловая связь между примерами иллюстрациями.

Пример-иллюстрация в комментарии

Важными составляющими структуры комментария являются два примера-иллюстрации и пояснение к ним.

Внимание!

Выпускник обязан иметь четкое представление о том, что такое пример-иллюстрация.

Пример-иллюстрация – это фрагмент необходимой информация из исходного текста, демонстрирующий определенную проблему, которую ученик анализирует в своем сочинении.

Важно!

Выпускник должен уметь анализировать примеры-иллюстрации и выражать свое мнение по ним, а не просто пересказывать авторский текст.

Пример-иллюстрация отличается от простого пересказа тем, что при пересказе текста выпускник говорит о поступках героев текста, а в примере-иллюстрации обращает внимание на мастерство автора в раскрытии проблемы текста.

Например, каждую минуту герой должен выбирать из этого громадного материала самое важное и нужное — это пересказ текста.

А.П.Чехов обращает наше внимание на то, что лектор каждую минуту должен из огромного количества материала выбирать «самое важное и нужное» — это иллюстрация. (Текст №9).

Виды примеров-иллюстраций

Основой комментария является поднятая автором проблема, а примеры иллюстрируют её наличие в тексте.

В качестве примеров-иллюстраций в комментарии можно использовать:

  • примеры, которые приводят авторы в своих текстах;
  • размышления автора, связанные с проблемой;
  • цитаты;
  • описания;
  • истории;
  • точки зрения, которые приводит автор;
  • средства выразительности;
  • слова, выражения, важные для понимания проблемы.

Выбор того или иного примера не зависит от его достоинств или недостатков, лёгкости или сложности, а зависит от содержания конкретного текста и умения выпускника читать и интерпретировать текст.

Все фрагменты исходных текстов для ЕГЭ по русскому языку взяты из произведений разных авторов.

Каждый автор имеет свой жизненный опыт и пишут они тексты по самым разнообразным видам проблем.

В зависимости от содержания текста, его элементов, которыми автор раскрывает проблему текста, в одних текстах можно найти одни виды примеров, а в других – другие.

Ниже приведены примеры различных видов примеров-иллюстраций для комментирования проблемы текста.

Примеры, которые приводит автор в своём тексте

В тексте №14 Б.Л. Васильева «Встреча произошла неожиданно…» примером-иллюстрацией проблемы проявления сострадания, милосердия по отношению к пленному врагу является эпизод, когда герой отпускает пленного немца (предложения 36 — 47).

Размышления автора, связанные с проблемой

В тексте №23 Д. А. Гранина «Детство редко даёт возможность угадать что-либо о будущем ребёнка…» примером-иллюстрацией проблемы восприятия окружающего мира ребёнком являются размышления писателя о том, что такое вкус детства (предложения 28 — 32).

Цитаты

В тексте №19 Д.А. Гранина «Я думаю, что я так и не понял себя…» примером-иллюстрацией проблемы осознания человеком своей реализации в жизни будет цитата из Л.Толстого о дроби в жизни человека (предложения 7 — 11).

Описания

В тексте №28 К.Г. Паустовского «Между лесами и Окой тянутся широким поясом заливные луга…» примером-иллюстрацией проблемы определения роли природы в жизни человека будет описание красоты полуночного пейзажа (предложения 26 — 31).

Истории

В тексте №27 Ю.В. Бондарева «Летний среднеазиатский вечер, сухо шелестят велосипедные шины по тропке вдоль арыка…» примером-иллюстрацией проблемы отношения к родителям будет история, связанная со смехом приятелей над нелепым видом отца (предложения 16 — 21).

Точки зрения, которые приводит автор

В тексте №16 А.Г. Алексина » Ты, наверно, очень удивлён тем, что после нашего возвращения с Волги я словно бы забыл твой адрес и телефон…» примером-иллюстрацией проблемы проявления прекращения отношений между людьми является точка зрения героини на отношение к родителям (предложения 22 — 29).

Средства выразительности

В тексте №10 К.Г. Паустовского «Лучше всего Левитана можно понять и крепче всего полюбить в глубинах страны…» примером-иллюстрацией проблемы силы воздействия художественного творчества на человека будет использование автором средств выразительности в описании «Левитановской зари» (предложения 41 — 46).

Слова, выражения, важные для понимания проблемы

В тексте №24 А.Н. Толстого «В мирные годы человек, в довольстве и счастье, как птица, купающаяся в небе…» примером-иллюстрацией проблемы определения роли Родины в жизни человека будут ключевые слова и выражения из рассуждений писателя о Родине (предложения 10 — 11).

Для составления комментария необходимо уметь находить примеры-иллюстрации определенной проблемы в исходном в тесте.

Как находить примеры в тексте?

Чтобы написать грамотный полный комментарий, необходимо внимательно прочитать текст, делая в нем важные пометки карандашом или ручкой, выделяя примеры-иллюстрации к сформулированной проблеме текста и позицию автора по данной проблеме.

Примеры-иллюстрации в публицистическом тексте

В публицистическом тексте, где авторская позиция выражена, в основном, прямо, необходимо понаблюдать, как автор развивает свои мысли и к какому выводу приходит.

Для этого нужно обратить внимание на:

  • мнение известных людей по проблеме, если автор приводит такие мнения;
  • события, факты или явления, описанные автором в ходе собственных рассуждений.

Выпускник обязательно должен сделать пояснение к найденным примерам-иллюстрациям, ответив на вопросы, зачем автору понадобились именно эти факты, явления, мнения известных людей, что они дают для раскрытия найденной проблемы.

Также необходимо найти и объяснить смысловую связь между проанализированными примерами.

Важно!

Во всех публицистических текстах всегда имеется ответ на вопрос, поставленный автором текста, это и есть авторская позиция по рассматриваемой проблеме, которую необходимо выпускнику написать в сочинении после комментария.

Например, в статье «Комментарий в сочинении по тексту В.П. Астафьева (№18)» дан образец комментария проблемы отношения к родному дому.

Из исходного текста выбраны два примера-иллюстрации: «два оставленных деревенскими жителями дома, в которых описан порядок в доме у хороших хозяев (предложения 10 — 13)» и «беспорядок в доме у плохих хозяев (предложения 20 — 26)».

Выявлена смысловая связь между примерами — противопоставление.

Оба примера подкрепляют позицию автора, которая прямо высказана в тексте, в 14-16 предложениях.

В художественном тексте проблема текста и позиция автора по ней скрыты в содержании текста, поэтому работать с таким текстом следует по-другому.

Примеры-иллюстрации в художественном тексте

В художественном тексте авторскую позицию необходимо сформулировать самому выпускнику, так как здесь она представлена опосредованно, то есть необходимо проанализировать поведение героев, их речь, мысли, ключевые слова.

Для этого нужно обратить внимание на:

  • поведение героев, ситуации, описанные в исходном тексте;
  • диалог между героями;
  • изобразительные средства, которые использует автор: они позволяют писателю раскрыть поднятую им проблему.

Все примеры-иллюстрации, которые выпускник найдёт в тексте для понимания авторской позиции по проблеме, могут стать основой комментария по проблеме.

Из найденных в тексте примеров необходимо выбрать два основных, которые более ярко раскрывают сформулированную проблему, и написать пояснение к ним. (См. статью «Что такое проблема текста?«.

Как и при анализе публицистического текста, необходимо найти и обозначить смысловую связь между примерами, то есть объяснить, почему выпускник выбрал для комментирования именно эти примеры и как эти примеры связаны между собой.

Например: в статье «Комментарий в сочинении по тексту К.Г. Паустовского (№22)» дан образец комментария проблемы истинной и ложной порядочности, проблема хамства.

Из исходного текста выбраны два примера-иллюстрации: «разговор профессора с женой (предложения 27 — 37)» и «описание поведения членов семьи профессора у двери своей квартиры, когда они ругают солдата-рассказчика (предложения 50 — 58)».

Выявлена смысловая связь между примерами — примеры дополняют друг друга в описании хамского поведения профессорской семьи.

Позицию автора мы можем понять, проанализировав поведение и речь героев.

Найденные в исходном тексте примеры-иллюстрации нужно поместить в сочинение, для этого используют подходящие способы отсылки к тексту.

Способы отсылки к тексту

Комментарий в сочинении ЕГЭ должен быть написан с опорой на исходный текст, но переписывать или пересказывать весь текст или его фрагмент ни в коем случае нельзя.

Поэтому лучше в качестве примеров-иллюстраций использовать так называемое «частичное цитирование».

Это значит, что не нужно переписывать целые отрывки и предложения, достаточно ключевых слов и выражений, которые указывают на размышления автора.

Существуют следующие способы отсылки к тексту:

1. Ссылка на номера предложений (самый простой)

Например: В.П.Крапивин показывает большую любовь деда к внуку не только потому, что его зовут также, но и потому, что общение с Журкой позволило ему еще раз пережить лучшие минуты своего детства, о которых он рассказывал мальчику во время их совместных прогулок (предложения 24 — 25). (Текст № 21)

2. Прямая речь

Например: «Ничего, мы сдюжим», — эти слова, вложенные в уста русича, утверждают огромную веру писателя в то, что во все времена Россия, Родина, была и остается свободной страной с богатейшей культурой. (Текст № 24)

3. Косвенная речь

Например: Б.Л.Пастернак говорит о том, что Живаго «от души желал им удачи», потому что они были близки ему по духу… (Текст №3)

4. Размышление над фактами, событиями, упоминаемыми в тексте

Например: О большой роли этого великого писателя, давшего читателям самых разнообразных героев на страницах своих книг, автор рассуждает и тогда, когда начинает перечислять яркие художественные образы из различных произведений Л.Н.Толстого. (Текст № 30)

5. Соединение разных способов в одном примере

Например: Л.А. Чарская подробно повествует, как Матрёша, одетая в наряд и драгоценные украшения боярышни Уленьки, гостеприимно встречает нежданных гостей Крутоярских, как предлагает Малюте «потешить его и примчавшихся с ним опричников пляской», как своей пляской она растопила лёд в сердце жестокого Малюты Скуратова, так что Малюта пообещал «боярышне» освободить из тюрьмы её отца и слово своё сдержал (предложения 35-36). (Текст № 2).

Важно!

Каждый пример-иллюстрация обязательно должен иметь соответствующее пояснение.

Пояснение к примерам-иллюстрациям

Пояснение к примеру-иллюстрации — это мысли выпускника о размышлениях автора произведения по проблемам, содержащимся в исходном тексте.

Пояснение к примеру-иллюстрации – это интерпретация слов автора и сюжетной линии текста своими словами.

Это значит, что выпускник в сочинении должен объяснить слова автора, которые он цитирует в тексте сочинения, раскрыть их смысл, рассказать, почему герои поступают так, а не иначе, при необходимости проанализировать лексические оценочные средства выразительности, рассказать о своих эмоциях и чувствах, которые возникают при прочтении.

Для удобства и уверенности в том, что пояснение к примеру написано грамотно, можно в черновике сочинения ЕГЭ подчеркнуть материал, взятый из исходного текста.

Важно!

Если будет подчеркнута вся часть сочинения, нацеленная на комментарий проблемы текста, значит, выпускник не смог сформулировать своих рассуждений по поводу примеров, значит, к ним нет пояснения, и эту часть работы необходимо переделать, иначе проверяющий эксперт снизит баллы за комментарий проблемы текста.

При написании комментария недостаточно просто показать две ситуации, привести два примера, важно их проанализировать, дать свою оценку происходящему и указать на смысловую связь между примерами.

Что такое смысловая связь

При комментировании проблемы текста важно не только привести примеры-иллюстрации из прочитанного текста и пояснить их, но и найти и объяснить смысловую связь между примерами-иллюстрациями.

Смысловая связь – это логические отношения между двумя примерами-иллюстрациями, используемыми выпускником в комментарии проблемы текста.

Смысловая связь между примерами-иллюстрациями может указывать на:

  • сопоставительные отношения (аналогично, таким же образом, так же, как);
  • противительные отношения (антитеза, контраст: «было – стало»; но, зато, однако);
  • причинно-следственные отношения (следовательно, поэтому, отсюда следует, в результате этого, значит, в связи с этим, потому что, из-за того что…);
  • обобщение предыдущей информации (таким образом, итак);
  • дополнение информации (информация + дополнение = полная информация: также, кроме того, более того);
  • прием перечисления (используется для усиления, выделения логических отношений в тексте);
  • конкретизацию (суть отношений – в использовании примеров и доказательств для подтверждения мысли);
  • другие отношения между примерами.

Выбор вида смысловой связи зависит от того, каким образом раскрывает проблему автор исходного текста, что он для этого включает в содержание своего произведения, и тех примеров-иллюстраций, которые выпускник выбрал для комментария к своему сочинению.

Место обозначения смысловой связи в сочинении ЕГЭ

В критериях оценивания сочинения нет точной конкретизации места смысловой связи при комментировании проблемы текста.

Главное – чтобы эта связь была описана.

Поэтому в зависимости от замысла автора сочинения смысловую связь можно разместить в любом месте: в начале комментария, между двумя примерами-иллюстрациями или в конце комментария после пояснения второго примера-иллюстрации.

Наиболее распространённым местом обозначения смысловой связи является место в конце комментария после пояснения второго примера-иллюстрации, когда смысловая связь подводит итог комментирования проблемы текста.

Смысловая связь в начале комментария

Примеры смысловой связи в начале комментария вы можете найти в статьях «Комментарий в сочинении по тексту В.А.Каверина (№ 15)» , «Комментарий в сочинении по тексту Д.А. Гранина (№23)» .

Смысловая связь на переходе от первого ко второму примеру-иллюстрации

Примеры смысловой связи между примерами-иллюстрациями вы можете найти в статьях «Комментарий в сочинении по тексту В.П. Астафьева (№18)» , «Комментарий в сочинении по тексту К.Г. Паустовского (№22)» .

Смысловая связь как итог комментирования

Примеры смысловой связи как итога комментирования вы можете найти в статьях «Комментарий в сочинении по тексту Д.А. Гранина (№19)» , «Комментарий в сочинении по тексту Ю.В. Бондарева (№27)» .

Образцы комментариев по текстам смотрите в разделе «Комментарии по текстам» .

Важно!

При написании комментария выпускник должен объяснить, почему автор написал текст именно на эту тему, для чего он использовал определенные речевые обороты, средства выразительности и давал различные примеры, иллюстрирующие проблему текста, а также показать, что сформулированная выпускником проблема действительно присутствует в экзаменационном тексте.

Все примеры, факты, явления, ключевые слова, которые выпускник использует в комментарии проблемы, должны вывести его на позицию автора, о которой вы можете прочитать в статье «Позиция автора исходного текста, как правильно ее сформулировать?».

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Комментарии неуместны как пишется
  • Комментарии излишни как пишется
  • Коммент как пишется правильно
  • Коммандировка или командировка как правильно пишется
  • Комкуется как пишется