Прежде чем браться за подготовку корпоративного развлечения или тимбилдинга, важно понять, зачем нужна концепция праздника. Если коротко, то без нее мероприятие получится сумбурным, не доставит удовольствия и не достигнет главных целей (сплочение сотрудников, повышение эффективности рабочих коммуникаций, рост лояльности к компании).
Что такое концепция мероприятия
Применительно к ивент-сфере концепция — это четкий план события, все элементы которого подчинены одной идее. Это основа гармоничного, эмоционального, запоминающегося мероприятия, через весь сценарий которого ненавязчиво проходит главная линия.
Как правило, создание концепта актуально для праздничных программ и развлекательного тимбилдинга, но может потребоваться и для деловых встреч, если предполагается провести их в нестандартных форматах (мировое кафе, ток-шоу, судебное заседание и пр.).
Поможем найти оригинальную идею для корпоратива!
Как создать концепцию
Хотим предупредить: рассказывая, как написать концепцию мероприятия, мы ставим этапы в универсальном порядке. Его можно менять в зависимости от субъективных условий. Например, если экономить бюджет праздника не обязательно, можно сначала придумать идею и найти подходящую площадку, а потом уже посмотреть, сколько средств потребуется для реализации задуманного.
Цели
Даже для развлекательного мероприятия цель «хорошо отдохнуть» только сопутствующая — этому сотрудники могут посвятить любой выходной, проведя его в семье, с друзьями или в одиночестве. А вот корпоративный досуг предполагает, что в результате:
- коллектив станет более сплоченным, укрепятся неформальные связи, позитивно отражающиеся на работе;
- наладится коммуникация, и в бизнес-процессах на нее будет затрачиваться меньше времени;
- повысится лояльность работников к компании, и они станут более ответственно относиться к решению командных задач.
Это основные цели, актуальные для каждого тимбилдинга. Если исходить из того, что концептуальное мероприятие должно быть особенным, требуется еще какая-то задача — с социальным, творческим или другим уклоном. Например, целью экотимбилдинга может стать озеленение территории вокруг бизнес-центра, целью мастер-класса по дизайну — оформление офиса, целью кинотимбилдинга — создание рекламного видеоролика компании.
Важно, чтобы такая (назовем ее центральной) задача соответствовала тематике мероприятия. Вряд ли стоит включать в сценарий праздничной вечеринки посадку аллеи деревьев в честь юбилея фирмы.
Аудитория
Здесь важно учесть количество и состав участников. Минимальный ориентир — число сотрудников. Аудитория праздника может пополниться за счет членов их семей, также можно пригласить партнеров компании, спонсоров, постоянных клиентов. При выборе идеи нужно брать во внимание возрастной диапазон гостей и, по возможности, их предпочтения, интересы.
Бюджет
Статьями расходов могут стать аренда помещения, оборудования, транспорта, костюмов и реквизита, оплата кейтеринга, ивент-услуг и выступлений артистов, заказ брендированных сувениров и другие потребности. На этом этапе придется сравнивать предложения разных подрядчиков, сопоставляя не только цены, но и объем услуг. Например, при равной стоимости одна компания может предлагать пустое помещение, а вторая — с оборудованием и мебелью.
Идея
Чтобы основная идея смогла перерасти в концепцию мероприятия, она должна соответствовать ряду критериев.
- Четкая визуальная линия. Например, если тема корпоратива — тропическая вечеринка, помещение должно быть очень просторным и светлым, в декоре — много пышной зелени, можно использовать драпировки из легких ярких тканей, а гостям предложить венки и леи (гавайские бусы из цветов).
- Понятность. Если идею не понимают все или большинство участников, она не произведет впечатления либо вызовет негатив. Например, если отмечать Новый год в восточном стиле с атрибутами Китайского календаря, замысел поймут все, а вот концепция советской комедии, скорее всего, не будет интересна молодежи.
- Выход за привычные рамки. От развлекательных событий люди ждут ярких эмоций, неповторимой атмосферы. Поэтому вряд ли сотрудникам конструкторского бюро понравится на досуге сооружать катапульту, а работникам теплицы сажать деревья. Лучше остановить выбор на концепте, который необычен для конкретной аудитории.
- Включение всех органов чувств. К визуализации нелишне добавить элементы, воздействующие на другие органы чувств. Если взять для примера опять же тропическую вечеринку, можно подать традиционную гавайскую еду (поке, маласадес, морепродукты и пр.). Нужное настроение создадут экзотические фрукты. В плейлист стоит включить гавайскую народную музыку.
Если идея привлекательна для сотрудников, они охотнее участвуют в мероприятии.
Тайминг
Длительность зависит от формата события. Например, на проведение творческого мастер-класса или тематического квеста для небольшой компании потребуется 1–2 часа, а тайминг массового праздника со строительством картонного города и презентаций его «районов» увеличивается до 3–4 часов.
Локация
Определите, на какой площадке выбранная идея раскроется максимально ярко и интересно. Локациями корпоративов, в зависимости от темы, активностей, сезона, числа участников и других условий, могут быть:
- помещения — офис компании (пространство open space), холл в бизнес-центре, ресторан, банкетный зал, лофт, клуб, боулинг, спортзал, отель;
- открытые территории на улице — парк, сквер, лесопарковая зона, стадион, лесная опушка или поляна, берег водоема, кемпинг.
На природе можно использовать мобильный шатер или тент.
Оформление
Здесь предполагается не только украшение основного зала, можно сделать и декорировать дополнительные площадки. Например, оформить в стилистике праздника вход в здание, а если локация удаленная — даже арендованный транспорт. Нужное настроение поможет создать welcome-зона. Конечно, важна сервировка в стиле события. Замечательные снимки на память останутся у гостей благодаря фотозоне с тантамаресками.
Содержание программы
Хорошо, если в концепции праздника много разноплановых активностей. И не только физических (подвижных конкурсов и игр, танцев), но и спокойных развлечений. Подходят выступления артистов разных жанров, кулинарные и бармен-шоу, нанесение аквагрима и временных тату, интеллектуальные викторины, мастер-классы, фотографирование — все, чтобы у гостей был выбор. Естественно, на большинстве праздников предусматривается угощение в формате банкета, фуршета или кэнди-бара.
Подготовка
Для воплощения концепта потребуется ивент-команда. Создав такую группу, следует четко распределить функции и ответственность: кто займется подбором и арендой площадки, подготовкой трансферов, закупкой всего необходимого, оформлением локации, приглашением артистов или других выступающих, составлением меню и заказом кейтеринга, уборкой помещений после мероприятия и решением других задач. Также необходим координатор, который будет контролировать подготовку и урегулировать возникающие трудности.
Пример написания концепции мероприятия
Наш пример концепции проведения корпоративного мероприятия не стоит рассматривать как образец, это лишь иллюстрация сказанного выше.
- Цель: оформление релакс-зоны в новом офисе (имеется помещение и мебель, нет декоративных элементов для уюта и индивидуальности интерьера).
- Аудитория: сотрудники компании.
- Идея: мастерская с тремя отделами (изготовление свечей, живопись на холсте, флористика).
- Бюджет: средства на закупку холста, красок и кистей, стабилизированных растений и кашпо, свечного воска, декора, инструментов для хендмейда; деньги на оплату услуг мастеров-консультантов.
- Дата и тайминг: 15 декабря; начало в 17:00, длительность 2 часа (1,5 часа — на инструктажи и творческую работу, 30 минут на фуршет с презентациями изделий).
- Локация: офис (для изготовления свечей — переговорная, для рисования общей картины — левая половина холла, для создания флористических композиций — правая).
- Оформление: стилизованные вывески «кустарных мастерских», выставка готовых изделий (реальная или фотоэкспозиция). Для участников — фартуки. В холле поставить столы и стулья для «флористической мастерской» и сделать опорную конструкцию для закрепления холста под общую картину.
- Содержание: инструктажи для участников, изготовление свечей и флористических композиций, рисование общей картины; размещение изделий в релакс-зоне офиса; фотографирование и фуршет.
- Подготовка: поручить офис-менеджеру ознакомиться с предложениями агентств по проведению творческих мастер-классов и определить наиболее выгодный вариант по соотношению цены и комплекса услуг. Заключить договор на проведение мероприятия. Презентовать в коллективе мастер-классы и сформировать группы на каждый из них.
Надеемся, теперь вы лучше представляете, как можно написать план-концепт.
Советы по выбору и созданию концепции праздника
Практика показывает, что одних знаний для правильного выбора или грамотного создания концепции праздника не хватит — требуется еще и опыт или возможность оперативно проконсультироваться со специалистами. Они прекрасно знают, какие проблемы возникают при организации мероприятий, поскольку сами не раз оказывались в подобных ситуациях. У каждой ивент-компании есть секреты, но некоторые из них мы готовы раскрыть прямо сейчас.
- Скрупулезно формируйте бюджет. Если в процессе подготовки придется экономить, даже самая оригинальная и интересная концепция может просто утратить суть, праздник окажется совсем не таким, как виделся в планах.
- Устройте экспресс-анкетирование сотрудников, чтобы определить предпочтительное для них время, формат и место проведения корпоратива. Например, если в коллективе много болельщиков, а вы назначили мероприятие на вечер трансляции важного матча, люди будут недовольны.
- Привлеките участников будущего события к его подготовке. Например, предложите дресс-код или возможность продемонстрировать свои таланты. Чем активнее люди вовлечены в организацию, тем с большим нетерпением ждут сам корпоратив и охотнее в нем участвуют.
- Периодически организуйте развлекательные мероприятия с приглашением членов семей сотрудников. Это поможет повысить интерес к событиям — люди не будут испытывать огорчения от того, что вынуждены проводить выходной не с близкими, а с коллегами. Кроме того, сами члены семей почувствуют себя частью команды и станут лояльнее к вашей компании.
- Если есть возможность, проводите корпоративные мероприятия в рабочее время, чтобы не лишать сотрудников законного отдыха. Когда это нереально и приходится назначать событие на выходной или вечернее время, постарайтесь заинтересовать людей, а не требовать.
Если видите, что какой-то из типовых этапов создания концепции в вашем случае не нужен, не торопитесь от него отказываться. Иначе в итоге может обнаружиться серьезный «провал» в программе. Например, вы предполагаете, что на 3-часовом спортивном празднике еда не нужна, и игнорируете этап заказа кейтеринга. Но на длительном мероприятии любого типа стоит предложить перекус в формате фуршета, люди с удовольствием воспользуются такой возможностью. Только нужно организовать его так, чтобы соблюдались санитарные нормы (на выезде была одноразовая посуда и приборы, возможность помыть руки и т. д.).
Предложим лучшую концепцию для корпоратива!
Что лучше: взять готовую концепцию мероприятия или написать свою
Даже концепция, которая кажется эталоном проработки темы, не будет абсолютно подходить к условиям конкретной компании — всегда имеется масса субъективных моментов. Поэтому готовый вариант взять можно, но его придется внимательно изучить, выявить несоответствия, а затем адаптировать. Правда, без ивент-опыта бывает довольно сложно сделать это. А если отличий очень много, понравившийся образец может вообще не подходить для реализации у вас. Поэтому лучше всего — специально составленная программа.
Агентство AlexGrim может показать клиентам успешные примеры концепций мероприятий, адаптировать подходящую под заявленные условия или создать уникальный вариант. Более того, ивент-команда с удовольствием выполняет заказы на организацию праздников и тимбилдинга под ключ в Москве и Санкт-Петербурге. Хотите получить идеально подготовленное событие — обращайтесь!
Написание концепции мероприятия
Если ваше мероприятие хотя бы немногим сложнее внутрифирменной планерки, вам стоит написать его концепцию. Это должен быть документ, который описывает ваше видение мероприятия. Каким оно будет, когда состоится. Возможно, реальное мероприятие будет отличаться от вашего предварительного ожидания. Отнеситесь к этому спокойно. Это своеобразное предложение рынку. Даже если в итоге все пройдет не так, как вы запланировали, — все равно вам нужно составить предварительный план.
Концепция поможет понять, куда вы хотите попасть. Включите в проект концепции то, что вы могли бы рассказать за чашкой чая потенциальному участнику мероприятия. Это не обязательно должна быть вся информация о мероприятии, включая бюджет и задействованные ресурсы. Это все-таки внутренняя информация. Включите в концепцию то, что вы могли бы (и хотели бы) рассказать участникам.
В концепции могут быть описаны цели и задачи мероприятия, аудитория участников, то, на кого рассчитано мероприятие. Приведите аргументы, почему необходимо участвовать в этом мероприятии. Включите туда техническую информацию: дату и место проведения, сведения об организаторах и поддерживающих организациях, партнерах и спонсорах; укажите стоимость продукции, контактные данные и т.п.
Концепция в дальнейшем может использоваться в качестве основы для создания сайта мероприятия, информационных брошюр и т.д.
Теперь давайте подробнее…
Что такое концепция
Многие организаторы интуитивно чувствуют, что можно делать, а чего — нельзя, что украсит мероприятие, а что — испортит. Так же, например, за рулем автомобиля вы иногда «просто чувствуете», как нужно действовать, не задумываясь о правилах вождения. Но правила вождения все-таки существуют, как и правила проведения мероприятий.
Довольно часто мероприятия проводятся с использованием различных концепций. Что такое концепция мероприятия? Слово «концепция» употребляется настолько часто, что его первоначальный смысл практически утрачен.
Концепция, или концепт (от лат. conceptio — понимание, система), — определенный способ понимания (трактовки) какого-либо предмета, явления или процесса; основная точка зрения на предмет; руководящая идея для систематического освещения.
Задумайтесь, в чем концепция США как страны? Их концепция (понимание предназначения страны, ее восприятие) — это идея Cвободы и самореализации: любой чистильщик обуви может стать миллионером. И эта идея привлекала и привлекает людей в Америке. В чем была концепция СССР? Основной идеей, которую нес Советский Союз, была идея равенства и справедливости. Именно подобные большие идеи и становятся концепциями такого сложного явления, как государство.
Концепция мероприятия
Теперь возьмем мероприятия. Создание корпоративного мероприятия — задача куда более простая, чем создание государства. Однако и для мероприятия нужно выбрать концепцию, некую руководящую идею. И тут нас поджидает ловушка. В чем идея «гавайской вечеринки»? Она делается для гавайской компании? Вы продаете доски для серфинга? Если нет — что за этим стоит кроме оформления зала или набора номеров? Фразы типа «Мы хотим просто подарить гостям сказку» — это отговорки. Настоящие сказки мудры, они многому учили нас, когда мы были детьми. Концепция должна нести идею мероприятия и как-то менять нас.
Слишком часто целью мероприятия называют желание «просто развлечь гостей», «отвлечь их от повседневности», «позволить окунуться в другой мир». Вам это ничего не напоминает? Мероприятия — не замена наркотиков! Просто развлечение не может быть смыслом и идеей мероприятия, должно быть что-то большее. Ваши гости не дураки, они понимают, что осмысленно, а что — нет. И бессмысленные (то есть буквально — без внутреннего смысла) мероприятия будут считать пустой тратой денег. Пусть даже это будет красиво.
В идеале концепция — это некий социальный план действия, как, например, «экологическое мероприятие». Концепция необязательно должна содержать в себе идею альтруизма и заботы обо всем человечестве. Но все равно, концепция — это Идея с большой буквы, а не просто набор номеров и декораций, объединенных некой общей темой. Примерно так бывает в ресторанах — оформление зала и форма официантов готовят вас к тому, что вы сможете заказать мексиканскую еду, однако ресторан не стремится вас менять и понуждать к действиям (к совершению революций, например).
Далеко не все мероприятия нуждаются в концепции. Очень часто концепция является избыточным элементом. Например, деловая конференция, как правило, проходит без специальной креативной составляющей (хотя иногда и в необычном формате — ток-шоу, телемоста, «поединка» или «битвы»). Или мероприятие предназначено для очень узкой группы постоянных партнеров, у которых ваша концепция может вызвать раздражение, а все что им нужно — личный, неформальный подход и безупречная организация, соответствующая их статусу.
Поэтому прежде всего задайте себе вопрос: нужна ли вам оригинальная концепция? Далее, несколько функций концепции на вашем мероприятии, объяснение того, как она работает.
Как она работает?
Концепция — это правила игры. Концепция моментально задает целый комплекс правил, позволяя тем самым экономить ресурсы, — вам достаточно сказать всего лишь несколько слов в приглашении. Потом понадобятся уточнения, аниматоры, актеры, программа вечера, ведущий, но очень многое уже удалось донести до аудитории с помощью одного-двух слов.
Концепция — это территория мероприятия. Концепция формирует внутреннее пространство и время мероприятия. Она дает гостю представление о том, как вы преобразовали внутреннее пространство мероприятия и какие элементы будут в программе. Концепция дает понимание сценария. Помните, что в нашей обычной жизни концепций нет! И само ее появление означает для человека выход за границы обыденности.
Концепция — это усиление эмоций. Концепция усиливает коммуникацию в качестве художественного средства. Художественные произведения позволяют нам ощутить эмоции, заставляют нас переживать, борются с нашим равнодушием. Концепция мероприятия несет такую же функцию — усиливает эмоции, управляет переживаниями. Чтобы человек испытал эмоции, нужно придумать историю с кульминацией и развязкой, целый мир с законами и внутренним пространством. И этот мир, и эта история должны быть убедительными и не фальшивыми.
Например, одинокая пальма в углу вашей площадки не создаст ощущения «необитаемого острова». Рыцарские доспехи из картона вызовут только ухмылку. Будьте реалистичными в ключевых деталях.
Создание концепции
Вы все же решили придумать концепцию для вашего мероприятия? Хорошо. Ее разработку лучше всего начинать с создания основного сообщения. Сообщение должно быть лаконичным. Вы не сможете рассказать все. Но при этом участники должны с первого раза понять, что вы хотите им сказать.
Сообщение должно быть сквозным, то есть соответствовать всем частям мероприятия. Сообщение обязательно должно быть связано с общей маркетинговой стратегией компании и поддерживаться другими маркетинговыми инструментами.
Теперь о самой концепции. Вот требования, которым она должна соответствовать.
«Я узнаю ее!» Концепция должна быть известна аудитории на 100%. Всем гостям до единого. Есть множество прекрасных, тонких, умных, смешных концепций, которые никогда не превратятся в успешные мероприятия. Только потому, что символы, образы или факты, к которым они апеллируют, не являются широко известными.
Наверняка все читатели видели фильм «Д´Артаньян и три мушкетера», а вот про компьютерную игру Doom знают не все. Книга «Автостопом по Галактике» не является массовой, и, хотя у ее автора Дугласа Адамса есть сообщество фанатов, вам трудно будет организовать мероприятие в стилистике данного произведения.
Яркий центральный элемент. Концепцию должно быть легко визуализировать, а это подразумевает наличие в ней ярких, характерных элементов. Бандиты, пионеры, карнавал, пираты — все эти широко распространенные варианты концепций являются таковыми еще и потому, что в них есть яркий образ, визуальный элемент. Продемонстрировав его, вы моментально рассказываете гостю о своей концепции. Принцип экономии ресурсов работает на мероприятии на все 100%: его идея должна открываться гостю в один-два хода.
Однако, если вы проводите мероприятие для ваших постоянных Клиентов, его концепция может быть более сложной. Вы можете выдумать новый мир для ваших 50-60 постоянных Клиентов, ведь у вас есть время и возможность рассказать им «историю создания» этого мира и «законы мироустройства».
«Пощупать, понюхать, попробовать на вкус…». Нельзя, чтобы концепция апеллировала только к одному органу чувств. Гость — это крепость. Ваше мероприятие — это армия, идущая на крепость. Задача — взять крепость, завладеть ею (вниманием и лояльностью гостя). Концепция мероприятия должна использовать все возможные ходы, чтобы взять эту крепость. Нужно задействовать все — тактильные ощущения, слух, обоняние, вкус, — равно как и привычный визуальный ряд.
Представьте, что вам захотелось сделать мероприятие в стилистике Великой французской революции. Идея очень сильная — Свобода, Равенство, Братство. Однако, скорее всего, кроме Марсельезы и смутных воспоминаний о картине с революционерами на баррикадах вам ничего в голову не придет. Значит, от этой концепции придется отказаться.
«Никакой обыденности». Концепция должна лежать за пределами привычного. «Санкт-Петербург, осень, 2009 год» — плохая идея для мероприятия. Так же как и множество других сюжетов, взятых из нашей обыденной жизни. Мы не хотим встретить на мероприятии то, что видим каждый день, то, к чему привыкли. Для вас самолеты — это романтика, а для авиакомпании — всего лишь рутина. Ее сотрудники не захотят видеть самолеты на своем мероприятии. Помните, мероприятие для Клиентов — это мини-отпуск, способ отдохнуть от обычной жизни.
Гармонии концепции и центрального сообщения. Концепция должна гармонично сочетаться с культурой группы участников и целями мероприятия. Это очевидный принцип, однако о нем часто забывают организаторы. Им так нравится хорошая концепция, что зачастую они забывают соотнести ее с корпоративной культурой компании-Клиента, ее нынешним положением, аудиторией и пр. Мероприятие, как и любой другой инструмент маркетинга, оценивается в жестких категориях эффективности. Эстетическое наслаждение организаторов результатом своих трудов важно, но не является приоритетом.
А теперь рассмотрим, какие концепции каким мероприятиям могут соответствовать
Диктат концепции
Часто в отношении концепции организаторы пытаются найти компромисс: ее элементы сокращают, влияние концепции на мероприятие минимизируют, и в итоге участники не понимают, в чем она заключалась. И поэтому мы хотим ввести еще один ключевой термин — «диктат концепции». Если вы делаете мероприятие в рамках какой-то концепции, то ей должны быть подчинены и декорации, и фоновая музыка, и музыкальные отбивки, и программа, и кейтеринг — она должна просматриваться в каждой детали. Если вы не сможете этого обеспечить, лучше не используйте концепцию вообще — сэкономите деньги.
На мероприятии для компании — производителя товаров для детей, где гости погружались в атмосферу детства и свежести, мы не только организовали индивидуальный трансфер (в такси каждого гостя ждал мягкий плед, в который так приятно завернуться и, может быть, вздремнуть по дороге), но и предложили им специальное детское мыло в номере, книжку сказок с красивыми картинками на тумбочке возле кровати, плюшевых медведей, конфеты, а утром… настоящее детское меню! Все эти детали сопровождали гостей до самого конца мероприятия. Лишь вернувшись домой на следующий день, они поняли, что мероприятие закончилось. Только здесь их покинуло ощущение сказки.
Тестирование концепции
Необходимо протестировать вашу концепцию — проверить, насколько эффектным и эффективным будет ваше мероприятие. Можно сделать таблицу и проставить «галочки», можно мысленно оценить идею мероприятия, которую вы хотите воплотить в жизнь.
Мероприятие и бренд
В чем разница мероприятий, проводимых разными компаниями? Мероприятие известной и очень известной компании может быть предсказуемым. Известность компании гарантирует внимание к нему. По большому счету, попасть на такое мероприятие — уже цель. Мероприятие малоизвестной небольшой компании должно удивлять и выделяться. Вам нужно продать и само мероприятие, и компанию.
Как имя компании, бренд встраиваются в мероприятие?
Бренд используется в оформлении мероприятия, в подарках гостям, в выступлениях ведущих и артистов и в материалах с упоминанием бренда. Продукт или элемент с фирменной символикой применяют гости в рамках мероприятия. Причем это применение должно быть прочно связано с некими позитивными изменениями. Например, можно провести голосование с помощью табличек с логотипом. Сам сценарий мероприятия должен коммуницировать ценности бренда
Помните: все ваши идеи должны быть доступными и легко считываться, но учитывайте при этом, что люди любят до всего доходить самостоятельно, понимать и чувствовать ценности бренда… Такие «догадки» запоминаются лучше. Это одна из профессиональных дилемм event-менеджера.
Ежегодно команда digital-агентства Hello Blogger делает и принимает участие в подготовке более десятка мероприятий, которые суммарно посещает почти 100 000 человек. Незаметно для нас самих организация образовательных мероприятий и фестивалей прочно вошла в нашу рабочую жизнь. Этим материалом мы начинаем серию статей, посвященных созданию мероприятий, в том числе с блогерами. Как всегда, будем брать комментарии у экспертов рынка, искать инсайты и вдохновляться.
C чего начать
Концепция — для кого-то это базис, на основе которого строится весь проект, для кого-то — вспомогательный материал, на котором выстраивается общее видение ивента. Кто-то никогда не продумывает концепцию своего мероприятия до мелочей, работая лишь с большими идеями.
Любая концепция начинается со слова, максимально отражающего то, что я хочу реализовать в рамках фестиваля или конференции. Оно практически сразу же «воспроизводится» в моей голове, но я не могу его произнести. То есть я знаю, что слово есть, но мозг мне его не выдает. И я начинаю блуждать по своему воображению, предлагая мозгу разные картинки, чтобы «выцепить слово», как будто пытаюсь схватить его за хвостик.
Этот процесс может длиться несколько часов, если я сосредоточена, а может — и несколько недель. Так, например, было с концепцией «Видфеста 2017». В этот момент я много рисую, причем какую-то абсолютную несуразицу: квадраты, галочки, домики.
Что делать, если ничего не получается придумать?
Такое бывает, когда мозг перегружен работой или другими проектами. Тогда я просто отпускаю ситуацию. Не думаю о мероприятии, не ставлю себе никаких задач, мозг в фоновом режиме показывает мне ассоциативные картинки. В итоге находится та, что дает толчок и помогает придумать идею.
Сколько времени занимает создание концепции мероприятия?
Ирина Шубина, руководитель направления производственного маркетинга ВКонтакте |
|
Марина Севелева, директор «Большого фестиваля комиксов и косплея» и AVA Expo |
|
Наталия Франкель, создатель сообщества «Event-маркетинг от А до Я» и организатор конференций «Суровый питерский SMM», «Найди свой трафик», SOLD OUT Есть другие проекты — создание концепций для них может занимать годы. У нас есть несколько таких проектов. Мы периодически возвращаемся к ним, для них куплены домены. Но мы понимаем, что еще немного не то, надо еще на какое-то время отложить проект, чтобы он «дозрел». Одну такую концепцию мы крутим уже года полтора точно, и только недавно увидели в ней новые смыслы и очертания. Еще года через полтора, вероятно, она увидит свет. |
|
Анастасия Магда, организатор Sofar Sounds Saint Petersburg |
Какие инструменты нужны
Три инструмента, которые помогают мне при работе над концепцией:
- Фломастеры и блокнот, чтобы рисовать всякую ерунду.
- Художественные фильмы, основанные на реальных событиях.
- Mind map — структуризация мыслей в виде диаграммы. Без такой карты я не вижу картинку.
Какие еще вещи необходимы для создания концепции?
Ирина Шубина
И, конечно, главные вопросы, которые я задаю: «Зачем?» и «Что будет, если этого не сделать?» |
|
Марина Севелева |
|
Наталия Франкель
|
|
Анастасия Магда
|
Как оформить концепцию
После того как описывающее концепцию слово найдено, я одеваю его в картинки: ищу референсы того, как это могло бы выглядеть, фразы, людей, цвета. Собираю все это в голове в коллаж и только после этого сажусь за презентацию, где детально, структурно раскладываю этот коллаж на зоны, залы, активности, дизайн и выступления. Основные персоналии, на которых строится будущая конференция или фестиваль, появляются в концепте где-то на этапе визуализации.
Насколько важно визуальное воплощение концепции?
Ирина Шубина |
|
Марина Севелева Опять же, многое зависит от мероприятия. Когда делаем на заказ, то все подробно прописываю, чтобы в случае возникновения вопросов я могла показать согласованный документ. Когда делаем свое мероприятие, то примерно описываю зоны и наметки возможных активностей. |
|
Анастасия Магда |
Как завершить концепцию
Финальный этап концепции – это проговорить ее вслух. Чаще всего я делаю это для своей команды, сразу внося правки в черновой вариант презентации. Потому что, только произнося вслух, могу оценить, насколько та или иная идея осуществима, что реализовать сложно, а что только плод моего воображения.
Как пройти путь от начала до завершения концепции?
Ирина Шубина |
|
Марина Севелева |
|
Наталия Франкель |
|
Анастасия Магда |
Как изменится концепция при реализации
По опыту «в жизнь» уходит от 40% до 85% придуманной концепции. Имеющийся бюджет, партнеры, обстоятельства вносят свои коррективы. Но чем меньше получается, тем больше хочется реализовывать. Чем больше получается, тем круче хочется делать.
Насколько меняется концепция в процессе работы над проектом?
Ирина Шубина
На уровне формата что-то легко может меняться. Но если изменения происходят на уровне задачи или целевой аудитории, то нужно как следует задуматься о том, все ли верно вы понимаете в своей работе. |
|
Марина Севелева |
|
Наталия Франкель |
|
Анастасия Магда |
В следующем материале мы подробно расскажем о том, как реализовать концепцию и провести мероприятие, которое запомнят.
Любое мероприятие сложнее планерки или пятничного похода в бар должно иметь смысл, в противном случае невозможно выстроить концепцию. Для правильной организации важно ответить на два вопроса:
- Зачем вы это организовываете?
- Зачем людям туда приходить?
Это два практических кита, на котором стоит мероприятие. Ответы: потому что нам нужно потратить бюджет до конца года или начальник сказал сделать модный тимбилдинг — не принимаются.
Все начинается с целей
Начинать нужно с практических задач, на их основе создавать креативную стратегию, а потом продумывать тактику.
С практической точки зрения мы решаем, зачем проводится мероприятие:
- Для знакомства сотрудников.
- Для прокачки определенных навыков у коллектива.
- Для повышения престижа компании.
- Для формирования лояльности у партнеров.
Затем нам необходимо придумать концепцию, которая будет выступать руководящей идеей мероприятия. Концепция уровня вечеринка в стиле «Великого Гэтсби» или «Октоберфеста» по определению плохая. Она не несет никакой идеи и никак не связана с достижением целей мероприятия.
Просто отдохнуть и развлечься — тоже не концепция. Это бессмысленная трата денег на людей, которые предпочли бы провести время со своими друзьями и близкими.
Подсчитать ROI мероприятия, особенно корпоративного, редко получается даже у опытных ивент-менеджеров.
Но об успехе можно судить по косвенным метрикам.
- Уменьшаются затраты на коммуникацию, сотрудники чаще общаются в неформальном поле и быстрее договариваются по рабочим процессам;
- Растет уровень eNPS (индекс чистой лояльности), что увеличивает мотивацию и эффективность;
- Уменьшается отток сотрудников, больше людей приходит по рекомендации;
- Процессы становятся прозрачнее, сотрудники лучше понимают будущее компании, в курсе того, что и зачем делается;
- У HR-отдела появляется больше обратной связи от персонала и есть возможность исправить проблемы.
С практической точки зрения концепция мероприятия должна помогать решать эти задачи. Хороший ивент позволяет улучшить коммуникацию и добиться включения сотрудников или партнеров. А концепция мероприятия, выраженная чем-то большим, чем отдых, действительно мотивирует туда прийти. Например, пользуются популярностью социальные мероприятия, связанные с благотворительностью, экологией и т.д.
Как создать концепцию
Опытные креаторы используют Mind map (диаграммы), референсы из Пинтерест и других источников, а также исследование фокус-групп. Подробнее обо всем этом мы пишем в телеграм-канале, а здесь пробежимся по основным моментам в рамках темы.
На практике концепция может продумываться неделями, но умещаться она должна буквально в пару предложений. Это своеобразные правила игры, которые легко запоминаются и формируют пространство мероприятия.
Концепция позволяет с одной стороны сходу понять, что будет происходить, с другой — создает нужный эмоциональный фон и формирует отношение к происходящему.
Основные требования к концепции мероприятия:
- Яркий центральный элемент — желательно, чтобы он легко выражался визуально. Например, вечеринка на космическую тематику — у нее есть узнаваемые символы, красивый образ и ее легко представить в качестве картинки.
- Понятность — всем присутствующим тема должна быть известна и в той или иной мере близка. Но не стоит сразу отказываться от более нишевых вариантов. Главное убедиться, чтобы они смогли найти отклик у ваших гостей. Например, в небольшом коллективе ИТ-компании может прекрасно зайти тематика компьютерных игр нулевых годов.
- Элемент карнавала — мероприятие должно быть веселым и выводить гостей за рамки обыденности. Велик соблазн создать концепцию на основе деятельности компании, но вряд ли это поможет гостям получить ощущение праздника.
- Сочетание с корпоративной культурой — концепция должна отвечать основным маркетинговым целям и задачам. То есть, быть не просто веселой или эстетичной, но и решать вполне конкретные проблемы.
Из чего состоит концепция мероприятия
Общая идея
Это основная часть концепции и ее краткое объяснение. Обычно для этого достаточно 1-2 страниц текста. Концепция мероприятия должна быть связана с деятельностью компании, решать определенные задачи и быть достаточно интересной для гостей. Например, в качестве корпоратива для сотрудников дистрибьютора алкогольной продукции можно устроить вечеринку в стиле сухого закона.
Информация о подготовке
Чем больше усилий человек прикладывает, тем выше ценится результат. Этот лайфхак активно используется в корпоративных мероприятиях: сотрудников просят прийти в костюмах, подготовить номера, проводят предварительные конкурсы и т.д.
Оформление
В хорошей концепции мероприятия всегда предусмотрен визуальный ряд и оформление помещения. Особенно внимание стоит уделить welcome-зоне, она производит первое впечатление и сразу настраивает участников на нужный лад. Неплохим вариантом будет позаботиться о мерче мероприятия и других раздаточных материалах. Чем больше мелочей будет поддерживать концепцию — тем масштабней будет ощущение праздника.
Активности
В концепции мероприятия нужно предусмотреть активности для гостей. В идеале их должно быть достаточно много, чтобы каждый смог в чем-то поучаствовать. Активности не обязательно должны быть собственно активными, это могут зоны для тематических фотосессий, нанесения грима и т.д.
Программа мероприятия
В этом пункте нужно прописать шоу-программу и выступления. В первом варианте концепции обычно указываются предварительные списки артистов и спикеров. В окончательном варианте необходим точный тайминг, чтобы гости представляли себе программу мероприятия.
Кульминация
Она должна быть эффектной точкой в закрытии праздника. На нее приходится выступление хэдлайнера или награждение победителей конкурса.
Как встроить бренд в концепцию мероприятия
Одна из самых сложных задач — вписать бренд в общую концепцию мероприятия. Вся концепция и сценарий должны отвечать корпоративным ценностям и поддерживать их. Так что продумывать эту синергию необходимо еще на стадии планирования.
Используйте бренд в визуальном оформлении, закажите запоминающийся и полезный мерч для мероприятия, а главное, найдите идею, связанную с миссией и ценностями компании.
Хотите всегда быть в тренде ивент-индустрии и получать самые свежие лайфхаки и инсайты в сфере организации мероприятий? Подписывайтесь на телеграм-канал Тренды Ивенты Клиенты, всё самое горячее публикуем сперва там.
Концепция
Московского межрегионального фестиваля национальных
искусств
«Красота спасет мир»
Разработчик
концепции педагог дополнительного образования Тюлягина Е.В.
Москва
– многонациональный город, в котором проживают более ста различных
национальностей. Московское сообщество, как и российское общество в целом,
поликультурно и многоязычно. Очень важно, чтобы молодые москвичи, через
знакомство с музыкальным, песенным, танцевальным разнообразием народов,
проживающих в Москве, приобщались к богатому и многообразному культурному
наследию Москвы, России и мира и приобретали навыки межкультурного общения,
учились находить общий язык, жить в дружбе и межнациональном согласии.
Для этого необходимо поощрять интерес
молодого поколения к культурному многообразию Москвы, через знакомство с
современными национальными творческими коллективами Москвы, в том числе с точки
зрения позитивного многовекового опыта сосуществования и развития разных
национальных культур.
Московский
межрегиональный фестиваль национальных искусств «Красота спасет мир» проводится в соответствии со Среднесрочной городской целевой программой
при поддержке Московского Дома Национальностей.
Фестиваль
призван служить целям, направленным на развитие межэтнической
интеграции, утверждения в общественном сознании жителей Москвы ценностей
гуманизма, отвечающих традициям солидарности и межнационального согласия,
выявление и поддержку талантливых исполнителей, популяризацию музыкальной
культуры и искусства, взаимное обогащение национальных искусств, воспитание
подрастающего поколения в духе толерантности и интернациональной дружбы,
формирование понимания общности исторических судеб и интересов этносов.
Для
достижения указанных целей, учитывая особое значение организации работы с
жителями столицы через общественные объединения и школы с национальным
компонентом, должны быть решены следующие задачи:
— привлечение к
сотрудничеству новых представителей этнокультурной общественности г. Москвы;
— воспитание
культуры межнационального общения и уважения к культурам других народов;
— воспитание ответственности национальных
меньшинств перед обществом на территории проживания;
— стимулирование
интереса к изучению многонационального культурного наследия и многообразия
московского мегаполиса;
— сохранение фольклорных
традиций и популяризация художественного творчества народов.
В фестивале
могут принимать участие творческие коллективы и исполнители национальных
общественных организаций, общественных объединений, студий, учебных заведений,
ВУЗов, исполнители, имеющие высокий уровень исполнительского мастерства,
профессиональные исполнители регионов РФ и зарубежных стран. Возраст участников
не ограничен.
В
фестивале могут принять участие хореографические, вокальные, инструментальные коллективы и ансамбли,
малые формы, соло, дуэты по номинациям:
— народный танец (фольклорный танец,
стилизованный народный танец)
—
вокал (фольклор аутентичный и в обработке)
—
инструментальный жанр.
В течение всего года, в рамках Фестиваля, будет проходить
цикл музыкальных программ:
«ОБРЯДОВЫЕ, НАРОДНЫЕ, СОВРЕМЕННЫЕ ПЕСНИ и ТАНЦЫ НАРОДОВ РОССИИ».
Предлагаемая программа направлена на формирование толерантного сознания,
профилактику этносоциальных конфликтов, экстремизма, национальной, расовой и
религиозной неприязни, на распространение среди детей и молодежи идей
межнационального согласия и гражданской солидарности, установление позитивного
диалога культур. Для создания условий полноценного общения, адаптации к новой
культурной среде будут применяться интерактивные методы, основанные на
воспитательно-познавательном взаимодействии участников.
В зависимости от
тематики, событий календаря, возраста слушателей, в программу лектория включены
различные формы мероприятий: концерт-беседа, концерт-игра и т.п. Важнейшее
место здесь отводится фольклорным играм, знакомству с обычаями и обрядами,
посвященным национальным традициям миролюбия, взаимопонимания и веротерпимости.
Они способствуют
развитию коммуникативных способностей детей, как одного из основных признаков
личности, обладающей толерантным сознанием, закреплению чувства радости от
совместного творчества, а также воспитанию неприятия к проявлению насилия,
жестокости, нетерпимости.
«НАЦИОНАЛЬНЫЕ
ТРАДИЦИИ В ТВОРЧЕСТВЕ КОМПОЗИТОРОВ РОССИИ». Эта программа предназначена для
широкой зрительской аудитории. Использование традиций вокального и
инструментального исполнительства народов РФ в творчестве композиторов России,
их переосмысление и трансформация в академическом и эстрадном исполнении –
новый виток сегодняшнего видения народного и обрядового мелоса и действа. Для
участия в программе привлекаются работы современных композиторов, чьё
творчество уходит корнями в глубинные традиции своего народа и подпитывается
его духовностью.
Благодаря этим
программам москвичи познакомятся с музыкально- поэтическим творчеством,
народными традициями различных этнических групп, с культурой регионов
Российской Федерации.
Вопросы,
рассматриваемые в этих программах касаются развития и сохранения самобытного
многонационального искусства москвичей, а также интеграции и взаимодействия
различных этносов в культурном пространстве Москвы.
Реализация проекта
будет способствовать решению задач государственной национальной политики, формированию
у подрастающего поколения представлений о многообразии культур, их взаимосвязи,
позитивного отношения к культурным различиям, повышению социальной активности,
улучшению взаимопонимания, укреплению контактов, солидарности и терпимости
между этническими, культурными, религиозными, языковыми группами и нациями.
Разработка концепции фестиваля уличных искусств как инструмента повышения привлекательности современного города
Дубинкина Екатерина Андреевна
Екатеринбургская Академия Современного Искусства, соискатель образовательного уровня «Бакалавр» специальности «Искусства и гуманитарные науки», Россия
Азаренков Леонид Сергеевич
Екатеринбургская Академия Современного Искусства, доцент кафедры социокультурного развития территории, кандидат экономических наук, Россия
Аннотация. Статья посвящена вопросам организации и проведения фестивалей. Фестивальные проекты сегодня являются способом формирования и продвижения брендов, привлечения туристов, рекламирования товаров и услуг, формирования имиджа региона, города, преобразования городской среды, привлечения внимания к различным проблемам. Цель статьи заключается в описании особенностей разработки и проведения фестиваля уличных искусств как инструмента повышения привлекательности современного города. Предметом исследования является концепция фестиваля уличных искусств на базе галереи «Свитер», которую можно использовать как практическое руководство к реализации проекта, а также как методическую основу разработки социокультурного проекта, такого как фестиваль.
В статье раскрыто понятие уличного искусства не только как вида изобразительного искусства граффити, а искусства, которое рождается на улице и в рамках улицы, то есть, к которому можно отнести и уличных музыкантов, певцов, актеров, фотографов и танцоров. Раскрыто понятия фестиваля, его функции и виды, разработана концепция мероприятия «Фестиваль уличных искусств», определены предполагаемые результаты по его окончанию, а также намечены перспективы дальнейшего развития.
Ключевые слова: фестиваль; социокультурный проект; концепция; уличное искусство; культура; город.
Введение
В городе Екатеринбурге реализуются множество проектов, имеющих социально-культурный характер, направленных на решение целого ряда проблем, удовлетворяющих самые разные культурны запросы. Одной из основных задач стратегической программы развития города Екатеринбурга до 2020 года является «сохранение и развитие культурной среды, способствующей повышению уровня интеллектуального и культурного развития горожан, реализации потребности в культурно-творческом самовыражении, освоении накопленных обществом культурных и духовных ценностей» [1].
Формирование и развитие культурной среды становится важнейшим условием улучшения качества жизни в Российской Федерации. Согласно задачам концепции Федеральной целевой программы «Культуры России (2012-2018 годы)», весьма актуальным в развитии современного общества является формирование духовной личности, через развитие творческого потенциала, сохранение культурных ценностей и традиций.
Из всех форм социокультурной деятельности в статье рассматривается именно художественный фестиваль, который, по словам Е. Б. Паксиной, занимает особую область в пространстве социокультурной деятельности города, отличаясь высокой степенью значимости для его жителей в целом, отдельной личности, сферы международных отношений [2]. Это доказывает актуальность рассматриваемой темы, подталкивает к разработке концептуального и проектного обоснования для реализации этой идеи. Фестивали искусств и их роль в пространстве национальных культур и в глобальном культуротворческом процессе также рассматривали в своих трудах такие авторы как Т. Е. Шехтер [3] и Н. А. Хренов [4].
Гипотезой данного исследования выступает предположение о том, что именно фестиваль уличного искусства, который объединит всех представителей этого вида искусства, является неотъемлемой частью деятельности галереи уличного искусства «Свитер» в г. Екатеринбурге, а цель исследования состоит в разработке концепции этого мероприятия. В ходе доказательства поставленной гипотезы и решения цели исследования сформулированы следующие задачи исследования: 1) раскрыть особенности понятия «уличное искусство» («street art»); 2) раскрыть актуальность проведения фестиваля в учреждении культуры; 3) разработать концепцию фестиваля уличных искусств в галерее «Свитер» и определить дальнейшие перспективы к его развитию.
Результаты исследования
Стрит-арт зародился в Нью-Йорке, в 60-х годах, в городе, ставшем символом урбанизации [5]. Сегодня под урбанистикой понимается сформированное научное знание о проблемах больших городов. Одной из выдающихся работ посвященной урбанизму на сегодняшний день является труд Дж. Фор-рестера «Динамика развития города» [6]. Так, например, к искусству улиц мы можем отнести и уличную моду, которая до сих пор считается источником для вдохновения дизайнеров, мощным и активным стимулом для развития моды. Всё началось в 50-60 годах XX века, когда П. Карден и А. Куреж впервые обратили внимание на молодежный уличный стиль. Это была революция. Впервые уличный стиль стал рассматриваться как источник инноваций в одежде и внешнем виде. В начале 2000-х годов он стал двигателем моды и швейной промышленности [7].
Также нет исчерпывающего определения уличного театра, который по своей сути также является уличным искусством. Французский исследователь и создатель уникального словаря П. Пави называет уличным «театр, в котором играют за пределами традиционных помещений: подмостками здесь служат улица, площадь, рынок, метро, университет и т. д.» [8]. Действие спектакля уличного театра может развиваться как на фиксированных площадках, так и в процессе движения по заранее очерченному маршруту по улицам, дворам, квартирам, крышам, подвалам. Нельзя не отметить и прояв-
ления творчества уличных музыкантов, играющих на улице, в переходах, метро. Делают они это либо ради удовольствия, либо денег, либо и того и другого.
Подводя итог, еще раз хочется отметить главные качества стрит-арта как одного из самых молодых и популярных видов современного искусства. Уличное искусство сегодня не остается лишь искусством изобразительным, к нему также относятся и другие виды деятельности, местом реализации и источником вдохновения которых, является городское пространство.
В реализующемся проекте «Екатеринбург — центр современного искусства» обозначена конкретная проблематика для некоммерческих культурных институций, работающих в сфере профессионального искусства, к которым и относится галерея уличного искусства «Свитер». Проблема состоит в отсутствии организационных механизмов сотрудничества, отсутствие достаточного количества совместных с муниципальными учреждениями культуры творческих проектов, отсутствие муниципальной системы грантов для поддержки их деятельности, отсутствие инициативы с их стороны к созданию творческих проектов городского масштаба.
Способом решения такой проблемы является создание специального события — фестиваля в области современного уличного искусства, организованного на базе частной галереи уличного искусства «Свитер».
По мнению Г. Л. Тульчинского, основное значение любого фестиваля заключено, прежде всего, в развитии и продвижении того вида или видов деятельности, результаты которого представляются на проводимом фестивале [9]. Так, например фестиваль «Коляда-Plays» — детище Николая Коляды — в Екатеринбурге проводится ежегодно. Обязательное условие для участников — все спектакли должны быть поставлены по пьесам уральских драматургов. За семь дней свои постановки показывают театры не только из России, но и из-за рубежа. Спектакли данного фестиваля проходят на многих площадках города, включая уличные сцены и произвольные пространства. Николай Коляда также является организатором и фестиваля уличного театра «Лица Улиц», который в один из дней превращает улицы города Екатеринбурга в настоящую театральную сцену для артистов, музыкантов, танцоров и певцов.
Самыми известными фестивалями уличных искусств в мире являются Mueca на острове Тенерифе, Фестиваль уличных искусств в Эдинбурге и городе Линц, Австрия [10]. С помощью них целые города формируют свой имидж, преобразовывают городскую среду, привлекают туристов и развивают культурные потребности посетителей фестивалей.
Для России эта практика также становится актуальной. Существующие проекты, посвященные уличному искусству в Екатеринбурге, доказывают его популярность и не безразличие со стороны жителей и гостей города. Чтобы укрепить статус города как столицы стрит-арта и сформировать его окончательный бренд, разработка и организация такого мероприятия как фестиваль уличных искусств на площадке галереи уличного искусства «Сви-
тер» является наиболее целесообразным решением. Таким образом, генеральная цель обозначенного проекта — организация и проведение фестиваля уличных искусств.
Идея «Фестиваля уличных искусств» организуемого на базе галереи «Свитер» — единственного места в Екатеринбурге, объединившем под своей крышей всех молодых художников и любителей street-art города, заключается в сотворчестве представителей разных жанров уличного искусства.
Во время этого фестиваля будет происходить масштабный культурный обмен и творческое взаимовлияние между разными видами творчества. Этот фестиваль позволит разным людям объединиться на платформе общей заинтересованности в уличном искусстве и в будущем создавать что-то исключительное, новое, собственное произведение искусства, имеющее высокую культурную ценность.
На площадке этой галереи круглый год работают художники, проводятся выставки, организовываются мастер-классы, проходят концерты и различные образовательные мероприятия, посвященные современному уличному искусству и сфере культуры города в целом, но до сих пор на ее базе не было проведено ни одного масштабного мероприятия охватывающего всех представителей street-art. Так как галерея ставит своей целью, не только знакомить жителей и гостей города с творчеством художников, но и помогают понимать новое уличное искусство, следовательно, проведение фестиваля уличных искусств на его площадке является наиболее целесообразным решением.
Разработанная концепция «Фестиваля уличных искусств состоит из следующих элементов: названия, цели и задач проекта, идеи и сценарного плана, команды проекта, сроков его реализации. Также в концепцию входит описание предполагаемых участников и заинтересованных сторон, его допущения и ограничения и предварительная смета фестиваля.
Рабочее название проекта: «Фестиваль уличных искусств» и так как его особенность проявляется в объединении представителей разных жанров искусства под одной крышей, были запланированы такие мероприятия: мастер-класс по игре на подручных инструментах, выставка работ уличных фотографов, спектакль уличного театра, ярмарка-выставка художественных работ, выступление уличных фокусников и цирковых артистов, концерт музыкальной группы и многое другое. Все это будет проходить в режиме нон-стоп, в постоянно меняющемся пространстве галереи «Свитер» по адресу улица Пушкина, 12, в период с 25 по 26 июня 2016 года. Более подробно план мероприятий представлен в табл. 1.
Цель проекта: развитие и продвижение уличного искусства на территории муниципального образования «город Екатеринбург». Задачи фестиваля: организация культурного досуга для целевой аудитории; реализация творческого потенциала деятелей стрит-арта; демонстрация новых тенденций в современных направлениях уличного искусства; создание уникальной среды общения увлеченных людей, как профессионалов, так и любителей.
Таблица 1 — Сценарный план «Фестиваля уличных искусств»
Время Мероприятие
Первый день фестиваля 25.06.2016
11:00 -15:00 Мастер-класс по игре на подручных инструментах/ мастер-класс по битбоксу. При этом проходит танцевальный баттл между зарегистрировавшимися участниками, представителями уличной школы танцев;
15:30 Показ коллекций современных дизайнеров, специализирующихся в области уличной моды Выставка работ уличных фотографов, посвященных урбанизации Шоу-румы от магазинов уличной одежды
19:00 Спектакль уличного театра
21:30 After-party для участников и гостей первого дня
Второй день фестиваля 26.06.2016
11:00 Ярмарка-выставка художественных работ с мастер-классами от профи граффити
17:00 Выступление уличных фокусников и цирковых артистов
20:00 Закрытие фестиваля концертом музыкальной группы
Так как данный фестиваль относится к форме культурно-массового мероприятия, не смотря на проведение его на базе частного учреждения, его организация и проведение должно соответствовать всем нормативно-правовым требованиям, регулирующим эту деятельность. Одним из самых главных требований является требования пожарной безопасности при проведении события с массовым скоплением людей, регламентированные Правилами обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации.
Состав команды для проекта «Фестиваль уличных искусств» представлен в табл. 2.
Таблица 2 — Состав команды проекта «Фестиваль уличных искусств»
№ Должность Образование Стаж работы
1 Менеджер проекта
2 PR-специалист
3 Координатор фестиваля Высшее От 2 лет
4 Администратор
5 Менеджер по снабжению
Для наглядной демонстрации календарного плана проекта «Фестиваль уличных искусств», а также просмотра взаимозависимости задач проекта составлена диаграмма Ганта.
Как видно на рис. 1, между датой начала проекта до даты его завершения проходит около трех месяцев, за это время планируется провести все необходимые работы, провести фестиваль и сделать постпроектный анализ.
На организацию и проведение данного мероприятия — фестиваля уличных искусств, руководство галереи «Свитер» выделяет ограниченный бюджет, из чего было выяснено, что размер стоимости билета может варьироваться от 100 до 300 рублей, чтобы обеспечить безубыточность проекта.
ТРАЕКТОРИЯ НАУКИ www.pathofscience.org
Международный электронный научный журнал. — 2016. — № 6(11) ISSN 2413-9009
Рисунок 1 — Диаграмма Ганта для проекта «Фестиваль уличных искусств»
Ожидаемые результаты от реализации проекта:
— приобщение широкой общественности к деятельности галереи «Свитер» и участию в культурной жизни города Екатеринбурга;
— популяризация современного уличного искусства;
— повышение уровня общей культуры горожан и гостей города;
— демонстрация и продвижение молодых и талантливых представителей стрит-арта;
— организация востребованного и прибыльного проекта фестиваля;
— формирование новых контактов для дальнейшего сотрудничества.
Фестиваль также способствует организации культурного досуга целевой аудитории, реализации творческого потенциала деятелей стрит-арта, демонстрации новых тенденций в современных направлениях уличного искусства, созданию уникальной среды общения увлеченных людей, как профессионалов, так и любителей.
Потенциальные партнеры и заинтересованные лица фестиваля: организаторы фестиваля «Стенография» и «GreenWay», порталы «The Ekb-room», «Its my city», «Geometria», школа уличного танца «K-DANCE», магазины одежды «Garlem» и «Hardstore», театр «На ВЕСУ» и другие.
Для организации взаимодействия с потенциальными участниками и партнерами проекта приведена таблица по определению интересов и выгод для заинтересованных сторон проекта, которая является одновременно и планом по работе с участниками, данные представлены в табл. 3.
В дальнейшем видится развитие и проведение данного проекта ежегодно.
Таблица 3 — Интересы и выгоды для заинтересованных сторон проекта
Заинтересованная сторона Интерес, преимущество, выгода
Участники проекта Возможность общения со схожими людьми, развитие творческих способностей, приобщение к предмету деятельности галереи уличного искусства «Свитер»
Волонтеры: студенты ВУЗов, члены социальных сообществ, творческих объединений Саморазвитие и самореализация с точки зрения культурной, творческой, социальной составляющих личности; возможность приобщения к современному стрит-арту
Учреждения культуры Представление учреждения как социально и инновационно-ориентированной организации; PR учреждения
Спонсоры Представление частной компании как социально и инновационно-ориентированной организации; PR компании; возможность размещения рекламных материалов на площадке проекта согласно спонсорским пакетам проекта или коммерческим предложениям от галереи «Свитер» и на рекламных носителях проекта (например, афиши, флаеры)
Сторонние посетители фестиваля Участие в необычном социально-культурном проекте, возможность общения с творческим сообществом в культурно-развлекательном контексте
СМИ Освещение события в культурной и социальной жизни Екатеринбурга
Возможно, с течением времени, фестиваль уличного искусства станет одним из символов Екатеринбурга как столицы стрит-арта. В будущем фестиваль может выйти на улицы города, увеличится количество площадок, участников, зрителей, будут приглашаться люди со всей страны и мира. По итогам проекта продемонстрировано большое количество неожиданных творческих союзов и совместных проектов между представителями различных видов уличного искусства.
Выводы
Изучив понятие уличного искусства и фестиваль как социокультурный проект, а также проанализировав существующие аналоги подобных проектов, можно сделать вывод о том, что актуальность темы исследования в контексте современных преобразований в обществе действительно возрастает. В своих работах Г. Тульчинский приводит статистику, свидетельствующую о том, что в России за последние пять лет фестивальное движение переживает новый виток развития [9].
Фестиваль уличных искусств обладает несколькими важными функциями: межкультурной коммуникации, рефлексивной, функцией социализации, функцией регулирования культурной политики и релаксационной [2]. С помощью которых, учреждение культуры, такое как галерея уличного искусства «Свитер», сможет реализовать свои главные задачи: сформировать образ Екатеринбурга как столицы стрит-арта, привить жителям и гостям го-
рода новые ценности и новое понимание уличного искусства, развить сообщество неравнодушных людей.
Положительные стороны проведения подобного фестиваля на базе галереи «Свитер» состоят в том, что такой фестиваль внесет вклад в социально-культурную жизнь города, привлечет внимание к проблемам уличного искусства и его роли в городе Екатеринбурге. Он также окажет значительное влияние на сообщество профессионалов и любителей стрит-арта, а также удовлетворит различные потребности потребителей в культурном событии.
Следует отметить, что выявленные социокультурные функции фестиваля уличных искусств как нельзя лучше доказывают его актуальность в качестве объекта научных исследований и востребованность в сфере культуры города Екатеринбурга.
Перечень использованных источников
1. Стратегический план развития муниципального образования «Город Екатеринбург» до 2020 года [Электронный ресурс] : приложение к решению Екатеринбургской городской думы от 26.10.2010 г. // Информационный портал Екатеринбурга. — Режим доступа: http://goo.gl/dSqb7q. — По состоянию на 06.04.2016. — Загл. с экрана.
2. Паксина Е. Б. Социокультурные функции фестиваля искусств [Электронный ресурс] / Е. Б. Паксина / / Современные проблемы науки и образования. — 2015. — № 1-1. — Режим доступа: http://goo.gl/x52r3t. — Загл. с экрана.
3. Шехтер Т. Е. Искусство как реальность: очерки метафизики художественного / Т. Е. Шехтер. — Санкт-Петербург : Астерион, 2005. — 258 с.
4. Хренов Н. А. Социально-психологические аспекты взаимодействия искусства и публики / Н. А. Хренов. — Москва : Наука, 1981. — 304 с.
5. Самутина Н. Не только Бэнкси: стрит-арт в контексте современной городской культуры [Электронный ресурс] / Н. Самутина, О. Запорожец, В. Кобыща // Журнальный зал. — Режим доступа: http://goo.gl/MuO1Sr. — По состоянию на 09.04.2016. — Загл. с экрана.
6. Форрестер Дж. Динамика развития города / Дж Форрестер ; пер. с англ. под ред. М. Орлова. — Москва : Прогресс, 1974. — 286 с.
7. Кудряшов И. С. Стрит-арт как феномен современной культуры: проблема генезиса и семиотические особенности сообщения / И. С. Кудряшов // Критика и семиотика. — 2014. — № 2. — С. 220-233.
8. Пави П. Словарь театра / П. Пави ; пер. с франц. под ред. К. Разлогова. — Москва : Прогресс, 1991. — 504 с.
9. Тульчинский Г. Л. Менеджмент в сфере культуры : учеб. пособие / Г. Л. Тульчинский, Е. Л. Шекова. — Санкт-Петербург : Планета музыки, 2007. -384 с.
10. Все фестивали мира. Фестивали в Екатеринбурге [Электронный ресурс] // MyFest.ru — Все фестивали мира. — Режим доступа: http://goo.gl/E5fnoN. — По состоянию на 08.04.2016. — Загл. с экрана.
© Е. Дубинкина, Л. Азаренков
Development of the concept of the festival of street arts as an instrument to enhance the attractiveness of the modern city
Dubinkina Ekaterina
Ekaterinburg Academy of Contemporary Art, Bachelor’s Degree student, specialty «Arts and
Humanities», Russia
Azarenkov Leonid
Ekaterinburg Academy of Contemporary Art, Associate Professor of the Department of social and cultural area development, PhD in Economics, Russia
Abstract. The article is devoted to the organization and holding of festivals. Festival projects today are a way of formation and promotion of brands, attracting tourists, advertising goods and services, forming the image of the region, the city, transformation of the urban environment, drawing attention to various problems. The purpose of this research is to describe the features of the development and holding of the festival of street arts as an instrument to enhance the attractiveness of the modern city. The object of this research is the concept of the festival of street arts on the basis of the gallery «Sweater», which can be used as a practical guide to the implementation of the project, as well as the methodical basis for the development of social and cultural projects, such as festivals.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
The article reveals the concept of street art not only as a form of painting — graffiti, but the art, born in the streets, and comprising street musicians, singers, actors, photographers and dancers. The concept of the festival, its functions and types have been disclosed, the possibility of the organization of the festival on the basis of the gallery «Sweater» and organizational content for it have been also analyzed. There has been created the concept of the event. All the stages of its organization and implementation have been examined. Expected results of the «festival of street arts» have been determined, and the prospects for its further development have been outlined.
Keywords: festival; socio-cultural project; concept; street art; culture; city.
© E. Dubinkina, L. Azarenkov