Конспект урока бальмонт как я пишу стихи

К.Д.
Бальмонт «Как я пишу стихи»,  «Золотая рыбка»

Цель
урока:

Цель: Учиться
анализировать литературное произведение.

Задачи:
Познакомить учащихся с творчеством К. Д. Бальмонта; закрепить знания о выразительных
средствах языка;

развивать
воображение, речь учащихся, умение обобщать, работать в парах.

Технологическая
карта

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.
Организационный момент

2.
Проверка д.з.

3. Этап
подготовки школьников к восприятию литературного произведения

Ребята,
скажите, а кто из вас пробовал писать стихи?


Скажите, с чего нужно начинать работу над стихотворением?

— А чем
стихи отличаются от произведений других жанров? Что отличает их?

— А что
такое рифма?


Давно идет спор, как рождаются стихи: благодаря вдохновению или делаются,
как, например, сапоги, глиняная посуда. Нужно иметь талант, способности или
достаточно просто научиться, как любому ремеслу?


Бальмонт написал много сказочных стихов и назвал их «Фейные
сказки», так как считал, что стихи помогает писать ему добрая Фея. В
стихотворении «Как я пишу стихи» автор рассказывает Нинике, как у него
рождаются стихи.

-А вот
как К.Д.Бальмонт сочиняет стихи, вы можете узнать, послушав его стихотворение,
которое называется «Как я пишу стихи».

-Выбрать
тему: о чем будем писать, идею: для чего писать стихотворение.

-Рифма

-Созвучие
концов стихотворных строк

4. Этап
первичного восприятия

Читает
учитель


Подумайте, шутит или всерьез делится секретами поэтического творчества?

-Дети
слушают стихотворение

-Ответы детей

5. Этап
выявления специфики восприятия

— Какими
секретами делится автор?

— Определите
характер произведения.

взволнованный,
даже патетический

6. Этап
перечитывания и анализа художественного произведения

— Что значит
родить поэтическую строчку внезапно?

— Иными
словами, это то что происходит в душе
моментально.

— А как вы
думаете, может ли прийти такое озарение, если человек не будет наблюдать
окружающую жизнь, размышлять над увиденным, переживать все, что увидит.

— О какой
стороне творчества говорят слова: «внезапная строка; мелькает …» Это труд или
вдохновение?

— Что значит:
строка смеется?

— Что движет
поэтом? В каких строчках сказано об этом?

— Если поэтом
движет не мысль, то что же?»

— Неужели
поэт пишет стихи не думая, не соображая? (

Им движет мир чувств,
т.е. это такой творческий порыв, когда нахлынувшие внезапно образы плотно
обступают поэта, когда он едва успевает справиться с обрушившимися на него чувствами,
потоком мыслей, когда он лишь стремительно записывает результаты этого
творческого потока.

— Каким же
опытом делится Бальмонт?

— Как вы
понимаете смысл слов, что поэт никогда не сочиняет своих стихов?

— Он пишет,
подчиняясь чувствам. Какая-то сила живет в нем и руководит этим процессом.
Это и есть
творческое
вдохновение.

— Как будем
читать, ведь поэт всерьез говорит о секретах поэтического мастерства.
Выразительное чтение стихотворения.

— Какие
секреты поэтического мастерства узнали?

Это
результат нахлынувшего на художника вдохновения, воображения, озарения
чувства

Эта мгновенность
подготовлена долгими размышлениями о жизни, ее красоте, смысле.

Слова немедленно,
мелькает, набегая
свидетельствуют о высокой скорости тех процессов, которые
происходят в сознании поэта, в его голове. Все это связано с внезапно
родившимися чувствами.

Рождение
этой строки далось поэту играючи, она возникла легко, без напряжения

«Но я не
размышляю над стихами …»

Поэт не
отрицает, что надо думать в процессе творчества, просто его стихи посвящены
другой стороне творческого процесса.

Опытом творческого
озарения

Поэт
ничего не придумывает, не сочиняет, не обманывает. Все это результат живых
впечатлений от жизни.

-Вдохновлено,
восторженно, с интересом, как будто открываем какую-то тайну.

Творческое
вдохновение

Озарение

Наблюдение окружающей жизни
Переживание
увиденного

7. Этап
первичного восприятия

   Послушайте
текст внимательно. Постарайтесь увидеть, услышать, прочувствовать мир,
созданный поэтом в стихотворении.

https://www.youtube.com/watch?v=hcqvv46V110

   Почему
стихотворение называется “Золотая рыбка”?

   Появляется
ли рыбка с самого начала?

   Какие
еще образы, кроме рыбки, мы видим?

8. Этап
выявления специфики восприятия

   В чем
волшебная сила золотой рыбки? Какие чудеса она творит?

   Какие
звуки мы слышим
?

   Как пела
скрипка
?

   Что
значит “пела в сладостном бреду”?

   Какую
роль играет повтор слов во второй строке строфы?

   Какую
музыку исполняла скрипка
?

   Зачем
рыбка появляется на балу?

   Что
из-за нее произошло и без нее не могло произойти?

   О чём же
поёт музыка?

   Найдите
в стихотворении рифмы к слову “рыбка”. Как меняется ее образ
?

9. Этап
перечитывания и анализа художественного произведения

— Какими
средствами изображения поэт передает необычность, волшебство происходящего?

     Бал, без
сомнения, прекрасен. Но не кажется ли вам, что он чем-то напоминает бал
несчастной Золушки? Как вы думаете чем
?

     Что за
рыбка живет в пруду?

     В какое
время суток она появляется?

     Когда
может исчезнуть и почему?

     В чем же
тайна золотой рыбки?

     В какой
строчке стихотворения есть отгадка?

     Где еще
в литературе встречается образ золотой рыбки?

     Похожа
ли рыбка на героиню сказки Пушкина?  (Обе волшебные, обе творят чудеса, но у
Пушкина рыбка дарит материальные богатства, а Бальмонтовская – духовные.


Зачем рыбка появляется на балу? Кто может загадать ей желание в этом замке?


Образ рыбки слит с миром живой природы. Рыбка невидима, она творит чудеса:
дарит людям любовь, весну, радостное настроение. Вдумчивый  читатель видит
“двойное свечение” поэтического образа: красоту картины   живой природы и
гимн красоте, любви. 


А у кого из вас есть желание иметь золотую рыбку? Какое заветное желание вы
бы загадали?  (Выслушиваются ответы детей)


Доброму сердцу открыты все пути и возможности. И если душу человека  переполняет
любовь и радость, то все его самые сокровенные желания обязательно сбудутся.

Составление
картинного плана и соответствующей ему партитуры чувств
.


Если бы вы были сценаристами, сколько картин вы бы нарисовали?


Попробуем понять настроение героя и составить партитуру чувств.

Картинный план

1. Веселый
бал

2. Лунная
ночь

3. Таинственная
рыбка

4. “В сердце любовь и весна”

Партитура чувств

1. Легкость, свежесть

2. Мечта, полет, романтика.

3. Надежда, неожиданность, радость.

4. Восторг, ликование, восхищение.

  
Каким
настроением проникнуто стихотворение?

  
 Вы
почувствовали красоту и музыкальность стихотворения?

  
 Как
надо, по-вашему, читать стихотворение “громко ”, “тихо”, “быстро”,
“медленно”?

  
 Какие
слова нужно выделить интонационно?

  
 Посмотрите,
какие знаки препинания использует автор?

    Составьте партитуру
стихотворения, приготовьтесь выразительно читать.

Эпитеты:


весёлый бал;


лёгкие качели;


в сладостном бреду;


золотая рыбка;


бабочки ночные.

Сравнения:


бабочки точно вырезные

Олицетворения:


ветерок в саду качал лёгкие качели;

— в
сладостном бреду пела скрипка;


опьяненные весной, бабочки ночные;

— взор
ко взору шепчет;

— пруд
качал в себе звезду;


гнулись травы низко;

— весна
смеётся.

Метафора:

— и в
сердцах любовь журчит.

В
этом замке живет любовь. Золотая рыбка – это душа влюблённых. Они  счастливы.
У них поёт душа.

10. Этап
обобщения

-Ребята,
с творчеством какого поэта мы сегодня с вами работали на уроке?

-Какие
стихотворения мы с вами читали на уроке?

— Какое понравилось
больше всего? Почему?

Поэзия близка не только
живописи, но и музыке, где звук играет главную    роль. Очень многие стихи
разных поэтов стали песнями. Особенно любили   композиторы К. Бальмонта. На
его стихи написано свыше 600 музыкальных произведений. Послушайте песню
“Золотая рыбка” на стихи К. Бальмонта.

https://www.youtube.com/watch?v=hBeGQk4Iui4
– мелодичная песня под гитару (классика)

https://www.youtube.com/watch?v=HXgHZm0oJMo
– веселая на современный манер


К. Бальмонт —  солнечный поэт, который воспевает радость жизни, поёт гимн свободе
и любви.  В своих стихотворениях К. Бальмонт рассказал людям о волшебном мире
сказки, который окружает нас всюду, но заметен лишь чуткому глазу и доброму
открытому сердцу.


Константина Дмитриевича Бальмонта

11. Этап
объяснения домашнего задания

1.
Выразительное чтение стих-й

2.
Попробуйте сочинить стихотворение о золотой рыбке. Будет ли ваша рыбка скрывать 
какую-нибудь тайну?

Дети
записывают домашнее задание

12. Этап
рефлексии

-Расскажите,
какие чувства вызвал у вас сегодняшний урок? Что вы для себя открыли?

-Спасибо
вам за урок. Урок закончен.

-Когда
читаешь внимательно, вчувствовавшись, можно увидеть очень многое и многое для
себя открыть.

Учитель задает учащимся рифму, они должны написать
четверостишие.

………………….василек

………………….синий

………………….мотылек

………………….красивый

Тема урока: К.Д. Бальмонт. Сказочные стихи «У чудовищ», «Как я пишу стихи».

Дополнительное чтение К.Д. Бальмонт «Золотая рыбка»

№ урока по тематическому плану: № 24

Тип урока: Урок «открытия» новых знаний.

Цель: Познакомить учащихся с поэзией К.Д. Бальмонта на примере стихотворений «У чудовищ», «Как я пишу стихи»;

Задачи:

•        продолжить обучение выразительному чтению, как способу передачи личного восприятия текста своих представлений и переживаний;

•        организация эмоционального читательского восприятия текста и формирование умения воссоздавать картины, нарисованные автором;

•        воспитывать умение видеть и замечать прекрасное вокруг нас;

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация к уроку, учебник «Литературное чтение», тетрадь на печатной основе, карточки для групповой работы.

План урока:                 

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация опорных знаний.
  3. Целеполагание.
  4. Открытие нового знания,
  5. Закрепление знаний
  6. Итог урока.

Ход урока:

Этап урока, время

Методы формы работы

Содержание урока

Деятельность учащихся

Компетент-ность (УУД)

Организационный этап, 1-2 мин.

Метод стимулирования

Прозвенел опять звонок

Начинается урок.

Друг на друга посмотрели,

Улыбнулись, тихо сели.

— Добрый день, ребята, меня зовут Юлия Анатольевна и сегодня я проведу у вас урок литературного чтения.

Коммуникативнаясоциальная

Актуализация опорных знаний, 5-6 мин.

Словесный метод: беседа, эвристическая беседа

— Сегодня мы продолжим знакомиться с творчеством Константина Дмитриевича Бальмонта.

— Что вы знаете об этом поэте? Биографическая справка.

Рассказывают биографические данные К.Д.Бальмонта.

Знакомятся с новыми фактами его жизни.

Предметные учебные действия

Целеполагание,

2-3 мин.

Словесный метод: беседа, учебная дискуссия.

— С чем же мы сегодня по ближе познакомимся.        

(Слайд с изображением: Бабы Яги, Кощея и Змея Горыныча).

— Посмотрите на доску. Каких сказочных героев вы здесь видите?

— Что объединяет этих героев?

— Именно о них Бальмонт написал стихотворение «У чудищ».

С творчеством К.Д. Бальмонта.

Баба Яга, Кощей и Змей Горыныч.

Это отрицательные герои сказок.

Умение ставить цели, планировать работу

Открытие нового знания,

20-25 мин.

Частично-поисковая деятельность, поиск решения проблемного вопроса, проблемной ситуации, дидактическая игра, моделирование, учебная дискуссия

Чтение. Анализ стихотворения «У чудищ» по вопросам:

— О чем рассказывает это стихотворение?

– Обратите внимание, как поэт рассказывает о сказочных чудесах. Как он описывает Ягу и Кощея?.

— От какого лица написано стихотворение?

— Почему автор мог совершать эти проделки?

— Прочитайте сначала про себя, а потом о всем нам понравившееся вам четверостишье из стихотворения выразительно ударяя на волшебные слова.

О том, как автор побывал в гостях у Бабы Яги, Кощея и Змея.

Чудеса не удивляют, а кажутся повседневными. Баба Яга – строгая, злая старуха.

Это стихотворение написано от первого лица.

Потому что он был в шапке-невидимке.

Читают четверостишия ударяя на волшебные слова.

Формирование навыков поисковой деятельности, умений учебного сотрудничества. Способность анализировать.

Практическая работа.

— (РАБОТА В ТПО) Выполните упражнения в парах (фронтальная проверка).

— Какие волшебные слова вы записали? (Упражнение 2)

— Какие сказки вы вспомнили? (Упражнение 3)

Выполняют задания советуясь в парах.

Умение организовывать, контролировать УД

Словесный метод: рассказ, беседа, учебная дискуссия.

— Бальмонт написал много сказочных стихов и назвал их «Фейные сказки», так как считал, что стихи помогает писать ему добрая Фея. В стихотворении «Как я пишу стихи» автор рассказывает, как у него рождаются стихи.

Чтение учащимся. Анализ стихотворения «Как я пишу стихи» по вопросам:

— Подумайте, шутит или всерьез делится секретами поэтического творчества?

— Каким вам представляется поэт после прослушивания этого стихотворения?

Читают стихотворение выразительно.

Выдвигают гипотезы и аргументы.

Формирование навыков поисковой деятельности, умений учебного сотрудничества. Способность анализировать.

Практическая работа.

(РАБОТА В ТПО) Запишите свое рассуждение на стр. 29  упражнение 3.

— Упражнение 1 из этого стихотворения сбежали некоторые строки, заполните пропуски вставляя пропущенные слова из стихотворения. Выполните это задание.

Выполняют задания с использованием учебника.

Умение организовывать, контролировать УД

Закрепление знаний,

4-5 мин.

Практические методы: упражнение, практическая работа.

Групповая работа по карточкам с самопроверкой по учебнику.

В группе выполняют задания. Проверяют по учебнику.

Умение систематизировать, обобщать изученное.

Итог урока, 2-3 мин.

Рефлексия Словесный метод: беседа, объяснение.

— А какому поэту был посвящен наш урок.

-С какими его произведениями мы познакомились.

-Какое стихотворение вы прочитаете своим родным?

К.Д. Бальмонт.

«У чудищ», «Как я пишу стихи».

Отвечая на вопрос подводят итог урока.

Умение анализировать достижение цели

Самоанализ пробного урока:

Класс________________________4 «А»___________________________________ 
Тема урока
 К.Д. Бальмонт. Сказочные стихи «У чудовищ», «Как я пишу стихи».

Дополнительное чтение К.Д. Бальмонт «Золотая рыбка»                                          .
Тип урока и его структура
_____ Урок «открытия» новых знаний._______________ 

  1. Трудности, возникшие при подготовке к уроку.
  2. Особенности системы обучения данного класса, их учет при моделировании и проведении урока.
  3. Каково место данного урока в теме? Как этот урок связан с предыдущим, как этот урок работает на последующие уроки?
  4. Краткая психолого-педагогическая характеристика класса (количество слабоуспевающих, сильных учащихся). Какие особенности учащихся были учтены при планировании урока?
  5. Какова триединая дидактическая цель урока, её обучающий, развивающий, воспитательный аспекты, дать оценку успешности в достижении ТДЦ урока, обосновать показатели реальности урока.
  6. Какие универсальные учебные действия формировались в ходе урока?
  7. Отбор содержания, форм и методов обучения в соответствии с целью урока. Выделить главный этап и дать его полный анализ, основываясь на результатах обучения на уроке.
  8. Рационально ли было распределено время, отведенное на все этапы урока? Логичны ли «связки» между этими этапами? Показать, как другие этапы работали на главный этап.
  9. Отбор дидактических материалов, ТСО, наглядных пособий в соответствии с целью урока.
  10. Как организован контроль усвоения знаний, умений и навыков учащихся? На каких этапах урока? В какой форме и какими методами осуществлялся? Как организовано регулирование и коррекция знаний?
  11. Психологическая атмосфера на уроке и общение с учащимися.
  12. Как вы оцениваете результаты урока? Удалось ли реализовать все поставленные задачи урока? Если не удалось, то почему?
  13. Наметить перспективы своей деятельности.

При подготовке к уроку трудности не возникли. Особенности системы «Начальная школа XXI века», по которым работает данная школа были учтены и по мере возможностей реализованы в процессе моделирования и проведения урока. Данный урок был тесно связан с предыдущим и дал дополнительный запас знаний на последующие уроки. В ходе проведения урока были учтены индивидуальные особенности учащихся (разнообразные задания: чтение, многогранные вопросы, практическая работа в ТПО). Поставленные цели урока были достигнуты, благодаря, оптимальному сочетанию методов и форм работы на уроке (методы: наглядные, словесные, практические; формы: индивидуальная, фронтальная, групповая, парная). Главным этапом на этом уроке являлся этап: «Открытия нового знания» в нем учащиеся познакомились со сказочными стихами К.Д. Бальмонта «У чудовищ», «Как я пишу стихи». Основываясь на результатах данного урока можно сказать что выбранная последовательность (чтение произведения – устный анализ – практическая работа по нему) была эффективной и позволила учащимся в наиболее полном объеме понять данные произведения. Все этапы урока были связаны, содержание логично. Время было распределено нерационально, большая часть времени была отведена на основную часть урока и на итог урока не осталось времени.  Отбор дидактических материалов основывался на соответствии с целью урока. Контроль усвоения знаний, умений и навыков, учащихся осуществлялся в основном на фронтальной проверке и самопроверки в ходе групповой работы. Психологический климат урока в целом был доброжелательным, общение с учащимися проходило в свободной форме.                                                                                                              .

Я оценивают результаты урока положительно, поскольку удалось реализовать все поставленные задачи урока. В перспективе хотела бы достичь более быстрого темпа и активизации не только работы учащихся, но и собственной деятельности на уроке.                                                                                                                  .                                                           

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка конспекта урока по творчеству Бальмонта. Содержит анализ стихотворений поэта , а так же учит ребят самостоятельно подбирать рифму и сочинять стихотворения. На уроке запланирована работа в группах, использование модуля ИКТ. Урок может быть интересен учителям, прошедшим  3-х месячные курсы повышения квалификации по «Программе…» 

Стихи Константина Дмитриевича Бальмонта (7 ч)
Дата: 09­10.02.18
Урок 82­83. 
Тема:                                        К.Д. Бальмонт. «У чудищ», «Как я пишу стихи»
Цели   урока: развитие   читательских   умений   (овладение   основными   видами   устной   и   письменной
литературной речи: способностью воспринимать текст произведения, слушать и слышать художественное
слово, читать вслух и молча, понимать читаемое на уровне не только фактов, но и смысла (иметь свои
суждения,   выражать   эмоциональное   отношение);   воссоздавать   в   своём   воображении   прочитанное
(представлять мысленно героев, события).
Задачи:
Образовательные:
• ввести в круг чтения четвероклассников стихи К.Д. Бальмонта;
• учить различать стихи К.Д. Бальмонта по темам, интонационному рисунку;
• закрепить понятия «рифма», «строфа», «эпитет», «сравнение», «метафора», «олицетворение»;
• повторить изученные сказки, былины, летописные повести, о героях которых говорится в стихах поэта;
• отрабатывать навык выразительного чтения;
• учить читать выразительно наизусть стихи поэта;
• учить сравнивать стихи К.Д. Бальмонта со стихами других русских поэтов (С.А. Есенина, А.А. Блока).
Учебные умения:
• называть произведения К.Д. Бальмонта;
• определять тему и особенности стихов о Родине и природе;
• определять рифмы и виды строфы;
• выделять в тексте и употреблять в речи эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения;
• самостоятельно   готовить   выразительное   чтение   стихотворений   или   отрывков   из   стихотворений   К.Д.
Бальмонта;
• читать наизусть стихи К.Д. Бальмонта;
• сравнивать стихи русских поэтов о Родине и природе.
Развивающие: 
­развивать логическое мышление учащихся, творческое воображение, 
­выразительную речь; 
­умения и навыки анализа произведения, поиск главного, стиль речи; развивать скорость техники чтения. 
Воспитательные: 
­воспитывать интерес к предмету; 
­ воспитательные возможности текста. 
Характеристика деятельности учащихся:
Воспринимать   на   слух  стихотворное   произведение   (читает   учитель),  высказывать  свои   впечатления.
Наблюдать  за построением текста,  объяснять  заголовок,  указывать  знаки препинания,  моделировать
(определять  жанр   и   тему).  Упражняться  в  выразительном   чтении   (работа   в  парах).  Знакомиться  с
литературоведческими понятиями «сравнение», «эпитет», использовать их при анализе текста. Работать
самостоятельно с новым произведением  с опорой на памятку 8.
Универсальные учебные действия:
Познавательные УУД:
­ выразительно читать стихотворение, передавая чувства и настроение автора;
­ определять тон и темп чтения, соблюдать паузы, ритмический рисунок стихотворного произведения.
Регулятивные:
­учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
­ учиться работать по плану.
Коммуникативные:
­ оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
­ слушать и понимать речь других.
[Введите текст]
[Введите текст]
[Введите текст] Формы   и   методы   обучения:  фронтальная,   индивидуальная,   коллективная,   групповая;   словесный,
практический.
Оборудование: запись на доске.
1. Проверка   выразительного   чтения  подготовленных   стихов   К.Д.   Бальмонта   и   заданий   к
Ход урока
стихотворению К.Д. Бальмонта
Камыши».
2. Повторение стихов К.Д. Бальмонта: работа со схемой.
Совет коллегам. Учащиеся работают со схемой самостоятельно: определяют темы и указывают заглавия
стихотворений. Проверяя схему, необходимо объяснить выбор темы и прочитать стихотворение или
отрывок из него. Проверку можно провести как индивидуальный опрос.
3. Работа со стихотворением К.Д. Бальмонта «У чудищ».
1) Слушание (читает учитель, учащиеся следят по тексту), моделирование обложки (модель дана в
поурочном планировании курса).
• Повторное самостоятельное чтение стихотворения.
• Выполнение заданий к тексту в учебнике.
• Упражнение в выразительном чтении.
2) Чтение статьи «Обратите внимание».
4. Самостоятельное знакомство со стихотворением К.Д. Бальмонта «Как я пишу стихи» и выполнение
заданий к тексту.
5. Дополнение схемы (на листочках или на компьютере).
6. Задание на дом  (по выбору): выучить  наизусть стихотворение «У чудищ»; выполнить задания  в
тетради или сделать иллюстрацию к стихотворению.
[Введите текст]
[Введите текст]
[Введите текст]

Урок русской словесности

В 5 классе

(инновационная технология)

Учитель русского языка и литературы

Сайляубаева Ж. К.

2007 г.

Урок русской словесности в 5 классе

(Инновационная технология)

Тема: Стихотворение К.Д. Бальмонта «Как я пишу стихи»

(А.Ахматовой «Мне ни к чему одические рати…»)

Цель: Познакомить учащихся со стихотворением о поэтическом творчестве К.Д. Бальмонта «Как я пишу стихи». Проследить и показать, как автор-поэт решает проблему стихотворчества (создает стихи).

Учить сравнивать и сопоставлять произведение двух авторов на одну тему, находить общее и различие во мнении при создании стихотворения.

Учиться пробовать писать стихи, подбирать рифму. Дать учащимся возможность «открыть себя» в работе со словом. Развивать образное и ассоциативное мышление для постижения смысловой и образной структуры текста и умение целостно анализировать произведение.

Воспитывать в учащихся желание создавать стихи, испытывать радости самовыражения в слове и любовь к поэзии.

Оборудование: портреты К.Д. Бальмонта и А. Ахматовой. Сборники стихов поэтов, листочки для ведения записей, таблица.

Тип урока: Урок – сообщение новых знаний.

Ход урока: 1) Оргмомент

Приветствие. Сообщение темы урока и цели.

Психологический настрой.

2) Актуализация знаний учащихся.

А) основные понятия лирики: мотив, настроение, художественные средства, ключевые слова, звукопись рифма.

Б) беседа с классом:

— пытались ли вы когда-нибудь писать стихи?

Легко ли это?

Что необходимо, чтобы родились стихи?

В) слово учителя:

« В русской критике ещё с прошлого века ведется спор: рождаются стихи благодаря авторскому вдохновению или делаются, как. Например, сапоги или глиняная посуда. Нужно ли иметь талант, способности, чтобы писать стихи, или достаточно этому просто научиться, как любому другому ремеслу? Как лирический герой К. Бальмонта отвечает на этот вопрос?

3) Выразительное чтение стихотворения К. Бальмонта « Как я пишу стихи» (стр. 207 учебника)

— ответить на вопрос, поставленный в начале чтения. (Рождаются стихи внезапно. Не размышляет над стихом)

4) Сопоставительный анализ стихотворения К. Бальмонта со стихотворением А. Ахматовой «Мне ни к чему одические рати…»

А) выразительное чтение стихотворения.

Когда б вы знали, из какого сора

Растут стихи, не ведая стыда,

Как желтый одуванчик у забора,

Как лопухи и лебеда.

Сердитый окрик, дёгтя запах свежий.

Таинственная надпись на стене…

И стих уже звучит, задорен, нежен,

На радость вам и мне.

Б) Вопросы и задания к сопоставительному анализу:

  1. с чем, с какими явлениями природы лирический герой стихотворения к. Бальмонта и А. Ахматовой сравнивает процесс написания и почему?

  2. каким приемом звукописи пользуется К. Бальмонт и А. Ахматова. Найдите его и объясните художественный смысл.

  3. Найдите сравнения, метафоры, олицетворения в стихотворениях обоих поэтов. Объясните их роль в создании поэтического творчества поэта.

  4. Как вы понимаете слова А. Вознесенского:

«Стихи не пишутся – случаются, как чувство или как закат. Душа – немая соучастница: не написал – случилось так» созвучны ли они двум предыдущим стихотворениям?

  1. что значит понимать поэта?

В) мнение учителя:

«Мы часто говорим: этого поэта я не понимаю, это стихотворение я понимаю. Мы употребляем слово «понимать» и в других значениях, говорим: я понял решение этой задачи, эту теорему я понимаю. А между тем понимание задачи и стихотворения – совершенно разные вещи.

Поняв решение задачи, мы больше к ней не возвращаемся, мы не будем второй раз ломать над ней голову. А стихотворение если мы его поняли, только тогда и начинает для нас свою жизнь. Зачем? Дело в том, что понять поэта – значит выйти в его мир. Научиться у него видеть то, чего мы не видим, а он видит»

5) Чтение фрагментов нескольких стихотворений.

-Вслушайтесь в поэтический ритм, музыку стиха, представьте картины, которые поэт рисует словом.

Колыхается туман- Поет зима – аукает,

Как мечты моей обман, Мохнатый лес баюкает.

Как минувшего роман… Стозвоном сосняка

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далекую

Седые облака

(С.Есенин)

Как душиста, хороша,

Белых яблонь пороша…

Ни души, и все душа.

(И. Северянин. «Ноктюрн»)

В комнату, где сонный

Зимний порядок, прокрался солнечный луч,

Уж слишком он был летуч!

Уж слишком он был ярок!

И в комнате сразу стал беспорядок.

(Л.Лезина «Солнечный луч»)

— Выпишите на лист отдельные слова, словосочетания, которые почему-то остались в памяти, которые выражают ваше ощущение после прочтения текста.

— Поменяйтесь листочками друг с другом, посмотрите, что выписано соседом, позаимствуйте понравившееся слова.

— выберем из всех слов, которые оказались притягательными в этот момент (туман, луч, сосняк)

6) Игра со словом – набор смысловых и звуковых ассоциаций.

— рассматривание таблицы.

Слово

Смысловые ассоциации

Звуковые ассоциации

ЛУЧ

Игра луча в темноте, веселый луч тронул гладь стекла, луч надежды.

Туч, могуч, кипуч, летуч, лучше, учит, мучит, чулан, чулок.

ТУМАН

Утро туманное, утро седое, за окном туман, седины тумана, тихий туман, сизый туман.

Обман, дурман, капкан, ум, ума, сума, дума, нам, манит, манна.

СОСНА

(сосняк)

Сосна в лучах зари, сосна, царица, печальная сосна, на вершине сосна.

Со сна, без сна, сон, нос, нас, сан, спасти, облака.

2) объяснение материала (используя таблицу)

— предположим, наш выбор упал на слова «туман», «луч», «сосна».

Подбираем к каждому из этих слов смысловые ассоциации: эпитеты, метафоры, поэтические цитаты. (читаем в таблице слова и словосочетания)

— свяжите эти слова, с какими-то картинами, рождающимися в воображении, эмоциональным настроением.

— а теперь определились тем, о чем писать. Есть ассоциации, созвучия, рифмы – слова ожили, зазвучали. Совсем не обязательно включать в текст словосочетания из таблицы. Появился поэтический настрой. Можно писать стихи, лирическую прозу.

7) Написание стихов учащимися (на листочках)

8) Чтение получившихся стихов.

А) – Прочитайте, что же получилось.

Б) – Прокомментируйте, как рождалось стихотворение.

— сравните свои усилия с «луками творчества К.Бальмонта и А. Ахматовой.

— (выслушивание мнения присутствующих. Дома усовершенствуйте написанное)

В) поэтические опыты учащихся (зачитываются)

Гирлянды огней под окном моим

В луже блестят

Они похожи на золото, вечерний закат.

На зов кораблей.

Что на рассвете в море ушли.

(Сергей Б. 5 класс)

Туман разлился зябкою тоской

Игра луча во тьме уже забыта

Со сна обман меня манит в покой,

И полдень жизни мучит. О, Лолита!

(Алена С. 5 класс)

9) Итог урока, оценки.

— самоанализ своих действий, чувств, открытий.

Like this post? Please share to your friends:
  • Немного терпения как пишется
  • Как юридически правильно написать заявление на увольнение
  • Ковбоем как пишется
  • Много чащ как пишется правильно
  • Немного стоит как пишется