- Взрослым: Skillbox, Хекслет, Eduson, XYZ, GB, Яндекс, Otus, SkillFactory.
- 8-11 класс: Умскул, Лектариум, Годограф, Знанио.
- До 7 класса: Алгоритмика, Кодланд, Реботика.
- Английский: Инглекс, Puzzle, Novakid.
Как написать слово правильно: «контент-анализ» или «контентанализ»?
контент-анализ
контентанализ
Правила
Слово «контент-анализ» пишут через дефис. Сложное существительное включает основы иностранного происхождения, поэтому написание должно быть дефисное.
Орфографию слова лучше запоминать, так как проверить написание сложно.
Значение слова
«Контент-анализ» — анализ содержания документов для определения справедливости фактов.
Примеры слова в предложениях
- Нашему отделу поручили провести контент-анализ сайта компании для рассмотрения способов актуализации данных и привлечения внимания пользователей.
- Контент-анализ документа важно провести тщательно, это ответственная работа.
- Взрослым: Skillbox, Хекслет, Eduson, XYZ, GB, Яндекс, Otus, SkillFactory.
- 8-11 класс: Умскул, Лектариум, Годограф, Знанио.
- До 7 класса: Алгоритмика, Кодланд, Реботика.
- Английский: Инглекс, Puzzle, Novakid.
Евгения Гусева
Ученик
(185),
на голосовании
11 лет назад
Пишу курсовую и во второй главе нужно написать контент-анализ. Не понимаю как его делать.
Голосование за лучший ответ
13 June 2011
Автор КакПросто!
Контент-анализ является одним из самых важных методов научной работы. Любая, более-менее серьезная научная работа всегда будет включать в себя этот метод. Успешное проведение контент-анализа гарантирует успешность всей научной работы в целом.
Вам понадобится
- Источники исследования
Инструкция
Контент-анализ — один из самых продуктивных и недорогих методов. Он применяется в сфере политики, СМИ, науки, медицины, психологии. Благодаря ему получаются информативные результаты, которым присуща объективность.Контент-анализ это своего рода исследование различных материалов для определения собственного вывода. Это будет вывод о содержании какой-либо публикации, или ее статистика. По целям анализа выделяются два типа – количественный или качественный контент-анализ. Количественным анализом будет являться подсчет каких-либо данных по публикации, сбор статистики (количество слов, таблиц, фраз и других параметров текста). Качественным анализом будет являться подсчет каких-либо данных, фактов, важных для исследователя и его работы.
Любой контент-анализ состоит из 3 этапов:-определение объекта анализа;-количественный подсчет упоминаний об объекте исследования, выявление взаимозависимостей и связей;-интерпретация и оценка полученных данных, выявление перспектив исследования или изучаемого объекта.
Контент-анализ направлен на изучение очевидных материалов и на выявление действительного смысла в тексте. Помимо обычных вычислений активно используются сложные статистические приемы (например, корреляция).
Исследуя определенную проблему для анализа, следует выбирать работы не только какого-то конкретного автора. Следует находить другие источники по теме и проводить так же их анализ и применять сравнительный метод исследования.Также следует принимать во внимание то, что анализ опирается на суждения конкретного исследователя, потому не всегда можно говорить об объективности исследования. Чем больше исследователей, проводящих анализ одного источника, тем больше вероятность получения высокого уровня объективности исследования. Это благодаря тому, что в итоге больше людей приходит к консенсусу.
Обратите внимание
Для проведения контент-анализа самым важным является учет контекстуального содержимого объекта исследования.
Источники:
- качественный контент анализ
Войти на сайт
или
Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
§ 121. Во всех
прочих случаях (не охваченных § 119 — 120) слитное или дефисное написание
существительных регламентируется в словарном порядке.
Далее приводятся группы существительных сходного строения,
пишущихся и через дефис, и слитно.
1. Сложные существительные, в которых первая часть представляет
собой: а) полную основу самостоятельно употребляющегося существительного,
имеющего в им. п. ед. ч. окончание (ненулевое); б) усеченную основу
самостоятельно употребляющегося существительного или прилагательного.
Примеры дефисных написаний: а) адмиралтейств-коллегия,
кают-компания, мануфактур-коллегия, почт-директор, пресс-атташе, яхт-клуб; б) аудиенц-зал, зауряд-врач, компакт-диск, коммерц-коллегия,
конференц-зал, приват-доцент, юстиц-коллегия; так же пишутся названия
политических партий и направлений и их сторонников, напр.: социал-демократия,
социал-демократ, национал-социализм, национал-социалист, радикал-экстремизм.
Примеры слитных написаний: а) вахтпарад,
секстаккорд, септаккорд; б) фальшборт.
2. Сложные существительные, первая часть которых встречается
только в составе сложных слов.
Примеры дефисных написаний: арт-салон,
бит-группа, берг-коллегия, брейд-вымпел, веб-страница, гранд-отель, далай-лама,
дансинг-холл, контент-анализ, крюйс-пеленг, лаун-теннис, мюзик-холл,
поп-музыка, субалтерн-офицер, топ-модель, трын-трава.
Примеры слитных написаний: арксинус,
арьерсцена, бельэтаж, бильдаппарат, бундесканцлер, ватермашина, вицмундир,
гофмаршал у квинтэссенция, кольдкрем, кунсткамера, лейтмотив, лендлорд,
рейхсканцлер, фельдмаршал, шмуцтитул.
3. Существительные, состоящие из двух или более элементов,
отдельно в русском языке (в качестве самостоятельных слов либо повторяющихся
частей сложных слов) не употребляющихся.
Примеры дефисных написаний: альма-матер,
беф-брезе, буги-вуги, джиу-джитсу, ленд-лиз, люля-кебаб, ноу-хау, папье-маше,
пинг-понг, рахат-лукум, тет-а-тет, уик-энд, файф-о-клок, фата-моргана,
хеппи-энд, ча-ча-ча.
Примеры слитных написаний: андерграунд
(и андеграунд), арьергард, бельканто,
бефстроганов, бибабо, бланманже, бомонд, бонмо, бундестаг, верлибр, вундеркинд,
дзюдо, диксиленд, женьшень, квипрокво, кикапу, кроссворд, ландвер,
мейстерзингер, метрдотель, нотабене, портшез, прейскурант, тамтам, терменвокс,
триктрак, флердоранж, хулахуп, чайнворд, шари-вари.
Пишутся по-разному слова с первой частью па-
(соотносительной с отдельно употребляющимся несклоняемым существительным): ср. па-де-де, па-де-труа и падеграс, падекатр,
падепатинер, падеспань.
В отечественной исследовательской традиции контент-анализ определяется как количественный анализ текстов и текстовых массивов с целью последующей содержательной интерпретации выявленных числовых закономерностей. Контент-анализ применяется при изучении источников, инвариантных по структуре или существу содержания, но внешне бытующих, как несистематизированный, беспорядочно организованный текстовый материал. Философский смысл контент-анализа как исследовательского метода состоит в восхождении от многообразия текстового материала к абстрактной модели содержания текста (понятийно-категориальный аппарат, двусмыслия, коллизии, парадоксы). В указанном смысле, контент-анализ является одной из номотетических исследовательских процедур, используемых в сфере применения идиографических методов.
Выделяют два основных типа контент-анализа: количественный и качественный.
контент-анализ
контентанализ
Правила
Слово «контент-анализ» пишут через дефис. Сложное существительное включает основы иностранного происхождения, поэтому написание должно быть дефисное.
Орфографию слова лучше запоминать, так как проверить написание сложно.
Значение слова
«Контент-анализ» — анализ содержания документов для определения справедливости фактов.
Примеры слова в предложениях
- Нашему отделу поручили провести контент-анализ сайта компании для рассмотрения способов актуализации данных и привлечения внимания пользователей.
- Контент-анализ документа важно провести тщательно, это ответственная работа.
К.-А. может использоваться в качестве основного метода исследования (например, в исследовании социальной направленности газеты); параллельного, т.е. в сочетании с другими методами (например, в исследовании эффективности функционирования средств массовой информации); вспомогательного или контрольного (например, при классификации ответов на открытые вопросы анкет).
Не все документы могут выступить объектом К.-А. Необходимо, чтобы исследуемое содержание позволило задать однозначное правило для надежного фиксирования нужных характеристик (принцип формализации), а также чтобы интересующие исследователя элементы содержания встречались с достаточной частотой (принцип статистической значимости). Чаще всего в качестве объектов исследований посредством К.-А. выступают сообщения печати, радио, телевидения, массовой устной агитации и пропаганды, протоколы собраний, письма, приказы, распоряжения и т.д., а также данные свободных интервью и открытые вопросы анкет.
Существуют три основных направления применения К.-А.: а) выявление того, что существовало до текста и что тем или иным образом получило в нем отражение (текст как индикатор определенных сторон изучаемого объекта — окружающей действительности, автора или адресата); б) определение того, что существует только в тексте как таковом (различные характеристики формы — язык, структура и жанр сообщения, ритм и тон речи); в) выявление того, что будет существовать после текста, т.е. после его восприятия адресатом (оценка различных эффектов воздействия).
В разработке и практическом применении К.-А. выделяют несколько стадий. После того, как сформулированы тема, задачи и гипотезы исследования, определяются категории анализа, т.е. наиболее общие, ключевые понятия, соответствующие исследовательским задачам. Система категорий играет роль вопросов в анкете и указывает, какие ответы должны быть найдены в тексте. В практике советских контент-аналитических исследований в свое время сложилась довольно устойчивая система категорий, среди которых можно назвать такие, как знак, цели, ценности, тема, герой, автор, жанр и др. Все более широко распространяется К.-А. сообщений средств массовой информации, основанный на парадигматическом подходе, в соответствии с которым изучаемые признаки текстов (содержание проблемы, причины ее возникновения, проблемообразующий субъект, степень напряженности проблемы, пути ее решения и др.) рассматриваются как определенным образом организованная структура. Категории К.-А. должны быть исчерпывающими (т.е. охватывать все части содержания, определяемые задачами данного исследования); взаимоисключающими (одни и те же части не должны принадлежать различным категориям); надежными (т.е. между кодировщиками не должно быть разногласий по поводу того, какие части содержания следует относить к той или иной категории); уместными (т.е. соответствовать поставленной задаче и исследуемому содержанию).
При выборе категорий необходимо избегать двух крайностей: выбора слишком многочисленных и дробных категорий, почти повторяющих текст, и выбора слишком крупных категорий, т.к. это может привести к упрощенному, поверхностному анализу. Например, в свое время при К.-А. сообщений республиканских средств массовой информации БССР исследователи оперировали двумя группами категорий: модель социальной действительности и коммуникативные формы ее выражения. Иногда же необходимо принимать во внимание и отсутствующие элементы текста, которые могут быть значимыми. В упомянутом исследовании анализировалось, чье мнение в той или иной мере упоминается в сообщениях республиканских СМИ. Категория «персонификация мнения» содержала полный набор субъектов мнения, однако оказалось, что в большинстве сообщений субъект мнения отсутствует и, следовательно, чье-либо мнение, оценка вообще не выражаются.
После того, как категории сформулированы, необходимо выбрать соответствующую единицу анализа — лингвистическую единицу речи или элемент содержания, служащие в тексте индикатором интересующих исследователя явлений. Сложные виды К.-А. обычно оперируют не одной, а одновременно несколькими единицами анализа.
Единицы анализа, взятые изолированно, могут быть не всегда правильно истолкованы, поэтому они рассматриваются на фоне более широких лингвистических или содержательных структур, указывающих на характер членения текста, в пределах которого идентифицируется присутствие или отсутствие единиц анализа — контекстуальных единиц. Например, для единицы анализа «слово» контекстуальная единица — «предложение».
Наконец необходимо установить единицу счета — количественную меру взаимосвязи текстовых и внетекстовых явлений. Наиболее употребительны такие единицы счета, как время — пространство (число строк, площадь в квадратных сантиметрах, минуты, время вещания и т.п), появление признаков в тексте, частота их появления (интенсивность).
Важен выбор необходимых источников, подвергаемых К.-А. Проблема выборки содержит в себе выбор источника, числа сообщений, даты сообщения и исследуемого содержания. Все эти параметры выборки определяются задачами и масштабами исследования. Чаще всего К.-А. проводится на годичной выборке: если это изучение протоколов собраний, то достаточно 12 протоколов (по числу месяцев), если изучение сообщений средств массовой информации — 12-16 номеров газеты или теле-, радиодней. Обычно выборка сообщений средств массовой информации составляет 200-600 текстов.
Необходимым условием контентного исследования является разработка таблицы К.-А. — основного рабочего документа, с помощью которого оно проводится. Тип таблицы определяется этапом исследования. Так, разрабатывая категориальный аппарат, аналитик составляет таблицу, представляющую собой систему скоординированных и субординированных категорий анализа. Такая таблица внешне напоминает анкету: каждая категория (вопрос) предполагает ряд признаков (ответов), по которым квантифицируется содержание текста. Таблица-анкета может быть достаточно объемной. Например, в исследовании эффективности функционирования республиканских средств массовой информации Белорусской ССР каждый текст анализировался по 248 признакам.
Важным условием К.-А. является разработка инструкции кодировщику — системы правил и пояснений для того, кто будет собирать эмпирическую информацию, кодируя (регистрируя) заданные единицы анализа. В инструкции точно и однозначно излагается алгоритм действий кодировщика, даются операциональное определение категорий и единиц анализа, правила их кодирования, приводятся конкретные примеры из текстов, являющихся объектом исследования, оговаривается, как следует поступать в спорных случаях, и т.д.
Процедура подсчета при количественном К.-А. в общем виде аналогична стандартным приемам классификация по выделенным группировкам ранжирования и измерения ассоциаций. Существуют также специальные процедуры подсчета применительно к К.-А., напр., формула коэффициента Яниса (с), предназначенного для вычисления соотношения положительных и отрицательных (относительно избранной позиции) оценок, суждений, аргументов. В случае, когда число положительных оценок превышает число отрицательных, коэффициент Яниса подсчитывается по формуле
c = (f2 — f х n) / (r х t ),
где f — число положительных оценок; п — число отрицательных оценок; r — объем содержания текста, имеющего прямое отношение к научаемой проблеме; t — общий объем анализируемого текста.
В случае, когда число положительных оценок меньше, чем отрицательных, коэффициент Яниса находится по формуле
c = (f х n — f х n2) / (r х t ).
Есть и более простые способы измерения. Удельный вес той или иной категории можно вычислить с помощью формулы
К = число единиц анализа, фиксирующих данную категорию / общее число единиц анализа.
О.Т. Манаев
Социология: Энциклопедия. — Минск: Интерпрессервис; Книжный Дом.
.
2003.
Здравствуйте, уважаемые читатели блога о контент-анализе! В этой статье мне бы хотелось привести пример использования метода контент-анализа. Для читателей не знакомых с базовыми принципами метода этот материал будет весьма полезен. Я решил описать алгоритм работы в рамках проведения простейшего классического качественного контент-анализа.
Безусловно, сегодня замер можно реализовать с использованием компьютера и специализированного или массового софта. Раньше же, несколько десятилетий назад, качественный контент-анализ проводился с использованием листов бумаги с отпечатанным текстом, ножниц и клея. Изначально надо было разбить (разрезать) тексты на приблизительно равные фрагменты, содержащие законченные мысли. После этого выстроить тематическую структуру, охватывающую разброс тем в рамках выбранного массива текстов. Далее требовалось закодировать (дать короткие имена) эти тексты, после чего собрать закодированные едиными терминами фрагменты текстов вместе. Разбиение на фрагменты может происходить и одновременно с кодированием.
Далее следовала качественная интерпретация материалов каждой из тематических групп — исследователь должен был выяснить причины, по которым тот или иной образ, предмет, явление, процесс и т.д. преподносятся именно в таком, а не ином свете, для чего они именно так преподносятся. По сути, качественный анализ также часто сводился и сводится просто к перечислению всех возможных эпитетов, метафор и более развёрнутых характеристик изучаемых предметов. Получение относительно полного перечня таких характеристик ставит точку над исследовательской работой. Я полагаю, что этот подход несколько неполон, и помимо перечисления характеристик, важно акцентировать внимание на поиске причин такого преподнесения информации, пытаться понять мотивы автора текста. Также часто исследователь акцентирует внимание на поиске уникальной составляющей, выделяющейся из общей совокупности деталей. Думаю, этот подход также должен быть ЧАСТЬЮ набора методик анализа, а не единственным его средством.
Очень важно понять, что в случае с количественным анализом исследователь главным образом отвечает на вопрос СКОЛЬКО? В случае же с качественным анализом он старается ответить на вопросы КАК? ЗАЧЕМ? ПОЧЕМУ? В СВЯЗИ С ЧЕМ? и аналогичные. При этом подчеркну — качественной стадии может предшествовать и количественная, так как исследователь может заинтересоваться и тем КАК? ЗАЧЕМ? ПОЧЕМУ? В СВЯЗИ С ЧЕМ? автор (авторы) высказываний НАИБОЛЕЕ ЧАСТО излагают свои мысли. В нашем примере, который последует ниже, как раз и используется синтез обоих подходов. Мне кажется, такая триангуляция (в данном случае совмещение количественного и качественного контент-анализа) оптимальна. Даже проводя качественный анализ (здесь приведён только лишь один подход к реализации качественного контент-анализа — в действительности их больше, и они могут иметь совсем разную форму реализации), не стоит забывать и об актуальности выборочных деталей в их генеральной совокупности.
Сразу предупреждаю: классический контент-анализ — довольно трудоёмкое занятие, требующее массу времени. И вместе с тем, даже будучи уже мало используемым, он остаётся актуальным как средство овладения более сложными методиками анализа текста. В этой связи, если Вы планируете освоить метод контент-анализа достаточно профессионально, рекомендую не игнорировать классические каноны контент-анализа, представленные в этой статье.
Итак, с чем же мы будем работать? В рамках данного показательного микрозамера вполне возможно обойтись совсем небольшой выборкой и опять же небольшим набором параметров. Причина такой минималистичности довольно проста — не хочется делать полноценное исследование только ради написания этого поста 🙂 Очень надеюсь на Ваше понимание. Метод очень простой, поэтому трудностей никаких опять же с Вашим пониманием (на сей раз самого метода) возникнуть не должно.
Сразу подчеркну — чтобы лучше понять суть метода (или даже чтобы просто его понять), пожалуйста, прочитайте какие-либо статьи или хотя бы статью о качественных методах исследований — мне довольно непросто передать их суть в рамках небольшого поста здесь на блоге, а дублировать ранее многократно описанное желания не возникает 🙂
Поехали.
Во-первых, нам необходимо решить задачу сбора самого текстового массива, который мы будем анализировать. В данном примере мы будем работать с результатами глубинных интервью на тему наркомании и наркоугрозы в России (при этом никакой конкретики не будет — тема и непосредственно содержание интервью здесь для нас не играют роли, и также это довольно проблематично наглядно преподнести в формате скриншотов). Также стоит отметить, что это могли быть и иные тексты — например, результаты фокус групп, публикации в СМИ и т.д.
Предположим, Вы составили гайд (или его ещё называют топик-гайд), содержащий набор тем и подтем, на которые будет опираться Ваше общение с респондентами. Далее Вы благополучно взяли интервью и набрали высказывания респондентов в текстовом формате. Поместили каждое из интервью в отдельном текстовом документе. Настоятельно рекомендую кодировать названия документов следующим образом (или аналогичным) — например, 1petrov25m. Расшифровывается так: цифра 1 в начале кода говорит о том, что это первое интервью, взятое интервьюером Петровым (petrov). Респонденту 25 лет и он мужчина (буква m в конце кода). Соответственно кодом 3sidorov45w будет назван документ, в котором содержится третье интервью (то есть Сидоров взял их несколько, и это ЕГО третье интервью), взятое Сидоровым у женщины 45 лет. Так нужно закодировать каждое интервью и разместить в отдельном документе.
Теперь Вам надо открыть Excel либо аналог и приступить к достаточно кропотливой и долгой работе разбиения текста на отдельные фрагменты, коды и непосредственно текст которых помещается в таблицу. Ниже показан образец таблицы для размещения всех фрагментов каждого из интервью.
Работать с такой системой кодов текстовых фрагментов удобно, и это станет понятно уже в процессе анализа материала. Как Вы видит, созданная таблица содержит ряд столбцов «параметр 1», «параметр 2» и т.д.. Дело в том, что для реализации нашего замера нам потребуется ввести ещё одну систему кодов. Под словом параметр в данном случае подразумевается та или иная микротема, микросюжет, фигурирующий в рамках информационного пространства анализируемого материала. Этот набор параметров должен охватывать наиболее важные составляющие тематического поля материала, то есть их совокупность должна полно передавать набор тем и микротем, затрагиваемых респондентами в рамках интервью. Для того, чтобы ввести такие параметры, прежде всего достаточно будет просто попытаться представить себе их, в частности, опираясь на гайд, и записать в соответствующие ячейки таблицы. Далее имеет смысл открыть тексты интервью и, бегло прочитывая их, дополнить набор параметров. Это можно сделать также опираясь на нюансы конкретного ТЗ. Таким образом, это должны быть наиболее весомые параметры. Ориентировочно у Вас должно получиться 20-35 параметров. Их число зависит от объёма текстового массива, от самого потенциала вариативности темы, глубины гайда и качества интервьюирования. Всё — закончили наполнять таблицу и получили следующее:
Наверное, нетрудно догадаться, что теперь самое время приступить непосредственно к кодированию материала. Строится оно следующим образом: в том случае если в текстовом фрагменте присутствует упоминание параметра Вы ставите 1, если отсутствует — ставите 0. Шкала может быть и порядковой, например, 1 — нейтрально выраженный параметр, 2 — несколько эмоционально выраженный параметр, 3 — ярко эмоционально выраженный параметр. В данном примере рассмотрим простейшую количественную шкалу, просто чтобы не усложнять себе задачу. На основе такой шкалы нам необходимо обработать весь текстовый массив — применить каждый из параметров к каждому из текстовых фрагментов. Задача, мягко говоря, непростая и кропотливая. Вот что мы должны получить на выходе:
Полученная таблица также носит название матрицы контент анализа. Она поможет Вам произвести анализ текстового массива и также даст возможность совершить простейшую квантификацию представленности микротем в изучаемом информационном пространстве, то есть узнать насколько активно заявляется та или иная микротема, насколько она популярна. Однако об этом мы с Вами поговорим во второй — аналитической части этой статьи. Это будет уже следующий пост на блоге. ВТОРАЯ ЧАСТЬ ТУТ.
Спасибо за Ваше внимание!
Как сделать контент-анализ
Контент-анализ является одним из самых важных методов научной работы. Любая, более-менее серьезная научная работа всегда будет включать в себя этот метод. Успешное проведение контент-анализа гарантирует успешность всей научной работы в целом.
Вам понадобится
- Источники исследования
Инструкция
Контент-анализ — один из самых продуктивных и недорогих методов. Он применяется в сфере политики, СМИ, науки, медицины, психологии. Благодаря ему получаются информативные результаты, которым присуща объективность.Контент-анализ это своего рода исследование различных материалов для определения собственного вывода. Это будет вывод о содержании какой-либо публикации, или ее статистика. По целям анализа выделяются два типа – количественный или качественный контент-анализ. Количественным анализом будет являться подсчет каких-либо данных по публикации, сбор статистики (количество слов, таблиц, фраз и других параметров текста). Качественным анализом будет являться подсчет каких-либо данных, фактов, важных для исследователя и его работы.
Любой контент-анализ состоит из 3 этапов:-определение объекта анализа;-количественный подсчет упоминаний об объекте исследования, выявление взаимозависимостей и связей;-интерпретация и оценка полученных данных, выявление перспектив исследования или изучаемого объекта.
Контент-анализ направлен на изучение очевидных материалов и на выявление действительного смысла в тексте. Помимо обычных вычислений активно используются сложные статистические приемы (например, корреляция).
Исследуя определенную проблему для анализа, следует выбирать работы не только какого-то конкретного автора. Следует находить другие источники по теме и проводить так же их анализ и применять сравнительный метод исследования.Также следует принимать во внимание то, что анализ опирается на суждения конкретного исследователя, потому не всегда можно говорить об объективности исследования. Чем больше исследователей, проводящих анализ одного источника, тем больше вероятность получения высокого уровня объективности исследования. Это благодаря тому, что в итоге больше людей приходит к консенсусу.
Обратите внимание
Для проведения контент-анализа самым важным является учет контекстуального содержимого объекта исследования.
Источники:
- качественный контент анализ
Войти на сайт
или
Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Контент-анализ представляет собой метод сбора и обработки данных об изучаемом объекте (явление, процесс). Особенностью этого приема является то, что проводится анализ количественных данных, которые должны быть отражены в конкретных документах. Под документом следует понимать все данные, которые были зафиксированы, доказаны или известны.
Какие данные подвергаются контент-анализу?
Этот способ обработки информации успешно пользуется на протяжении многих десятков лет. Чаще всего он применяется в социологии с целью определения позиции большинства или статистике для конкретизации частоты использования конкретных сведений, материалов. Также этот прием эксплуатируется в следующих сферах деятельности: психология, экономика, педагогика, культурология и пр.
Контент-анализу подвергаются книги, научные публикации, различные статьи, фотографии, лозунги, картины, официальные документы. С помощью этой методики можно конкретизировать причины возникновения противоречий, конкретных ситуаций. Все зависит от цели исследования, его предмета и объекта.
Правила организации контент-анализа
Контент-анализ основывается на анализе количественных данных, то есть фактически основан на математических операциях, сравнительном анализе конкретных данных, которые поддаются подсчету. Как говорится, «цифры не врут» (если все выполнено правильно). Поэтому этот способ обработки данных дополняет обычный анализ данных, конкретизирует проблему, помогает глубже ее осмыслить.
Основными принципами контент-анализа являются:
— систематизированность (распределение информации по классу ее значимости, смысловой нагрузке и пр.),
— строгость (четкое распределение данных для минимизации погрешности, использование четких формул и алгоритмов),
— формализованность (предполагает использование только проверенных методик, общепринятых стандартов).
Контент-анализ позволяет изучить явления, процессы не только со стороны теории, но и объективных реальных данных (численных, количественных), зафиксированных на бумагах и закрепленных в конкретных нормах (например, правила поведения, сведения о численности конкретных пациентов и т.д.).
Этапы проведения контент-анализа
Любой аналитический алгоритм предполагает проведение конкретных мероприятий и реализацию определенных действий, которые в конечном итоге приведут исследователя к конечному результату, выводу.
Контент-анализ предполагает выполнение следующего механизма:
Этап №1. Подготовка данных.
На данном этапе следует определить цель анализа и проблему. Здесь важно обозначить конкретный объект и предмет (ситуацию, человек, новый закон (документ) и пр.), определить, с каких ракурсов возможен анализ, какие данные этому будут способствовать. Таким образом, на начальной стадии исследователю необходимо конкретизировать и как можно подробнее описать проблему.
Также на данной стадии определить совокупность критериев, которые помогут упростить анализ. Здесь чаще всего задают три основных параметра:
— тип сообщения: интервью, официальные данные (Росстат, информация на порталах госструктур), сведения из СМИ, нормативные или внутренние документы организации и пр.
— автор сообщения: гражданин РФ или иностранец, безработный или официально трудоустроенное лицо, автовладелец или пешеход, представитель власти, эксперт или «любитель» и пр.;
— время сообщения: данный критерий фактически определяет срок проведения исследования, то есть ограничивает рассматриваемые данные по времени их поступления (выход в свет).
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Этап №2. Сбор и систематизация данных.
На данном этапе исследователю необходимо собрать все возможные сведения по проблеме, разбить ее по основаниям (отдельным структурным элементам).
Чтобы анализ был проведен грамотно, следует установить единицу анализа. Данный критерий предполагает, что весь материал должен быть разбит на небольшие взаимосвязанные смысловые фрагменты, которые должны быть проанализированы. Единицей анализа может быть:
— признак материала. Этот постулат должен внести определенные ограничения в исследование: дата размещения информации, функциональная принадлежность данных (развлекательная, учебная, методическая и др.), источник информации (СМИ, ведомство, финансовая отчетность, статические данные и пр.)
— фрагмент текста: абзац, предложение, словосочетание, фраза и пр.
После определения единицы анализа необходимо конкретизировать единицу счета. Этот показатель призван отразить количественную характеристику происходящих явлений, частоту употребления единицы анализа. Фактически здесь ведется подсчет, где и сколько раз встречалась утвержденная единица анализа.
Также на данном этапе следует определить единицу контекста, то есть тот фрагмент собранных материалов (статья, абзац, объявление, заметка), который оказывает сильное влияние на их восприятие, указывает главную идею, смысл.
Этап №3. Подсчет данных и проведение анализа.
На данной стадии автор должен проанализировать частоту использования тех или иных данных, процент заимствования, определить соотношение между положительными и отрицательными суждениями и пр. Провести анализ можно вручную или с помощью специальных автоматизированных систем (компьютер, специальные программы и приложения), которые фактически отсортируют все данные и проанализируют их, выявят динамику. Ярким примером «автоматизированного помощника» для проведения контент-анализа является система Oasis, которая способна искать информацию по конкретной теме, проблеме, сортировать ее по времени (дате), автору и прочим основаниям.
Этап №4. Отражение результатов анализа.
На данном этапе формируются выводы на основе полученных данных, сравнении. Автор отмечает наличие тех или иных совпадений, тенденций и делает на их основе умозаключения.
Таким образом, контент-анализ является дополнительным элементом стандартного анализа информации, который позволяет углубленно изучить тему, проблему, открыть новые (невидимые невооруженным глазом) стороны.