Контръякобинский как пишется

Навигация

Раздел 4. РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЕ Ъ И Ь

1. Разделительный ъ пишется перед буквами е, ё, ю, я:

1) после приставки, оканчивающейся на согласную: подъезд, съёмка, предъюбилейный, межъядерный (перед другими гласными буква ъ не пишется: безаварийный, собезьянничать, сузить, сэкономить!);

2) в иноязычных словах, в которых имеется приставка на согласную (аб-, ад-, диз-, ин-, интер-, кон-, контр-, об-, суб-, транс-) или элемент пан-: адъютант, дизъюнкция, инъекция, интеръекционный, конъюнктура, контръякобинский, объект, субъект, трансъевропейский, панъяпонский и др.;

3) в сложных словах, первую часть которых образуют числительные двух-, трёх-, четырёх-: двухъярусный, трёхъязычный, четырёхъёмкостный.

Примечание. Данное правило не распространяется на сложно-, сокращенные слова: детясли, Госюриздат и т. д.

2. Разделительный ь пишется:

1) внутри слова, перед буквами е, ё, и, ю, я (не после приставки!): портьера, серьёзный, соловьиный, вьюга, крестьянин, подьячий (ср. дьяк) и др.;

2) в некоторых иноязычных словах перёд о: карманьола, медальон, почтальон, шампиньон и др.

superstarka

Учитель

Зарегистрирован: 16 окт 2012, 19:56
Сообщения: 180

Разделительные Ъ и Ь .Правописание Ы и И после приставок.

                                                                            I

Употребление разделительных знаков различается прежде всего по их положению в слове. Ъ знак пишется исключительно между приставкой и корнем. Можно это представить так:

ППППП Ъ КККККК ( где п — это приставка ,а к — корень)

I. а)  Ъ пишется в слове, если приставка  заканчивается на согласный, а корень начинается на е , ё , ю , я.( и никак иначе)

Объявить. предъюбилейный , безъядерный…
НО:  уязвлённый, неестественно….

Эта часть правила обычно хорошо усваивается ещё в начальной школе, но не исчерпывает все его положения.

б) в сложных словах после двух-, трёх- , четырёх — и опять при наличии в корне е , ё , ю , я.

двухъязычный, трёхъярусный

в) Ъ пишется в иноязычных словах после приставок аб- , ад- , диз-, ин- интер- , кон- , об- , суб-

Этих слов не так много , поэтому их лучше запомнить ,т.к именно они и встречаются в ЕГЭ

адъютант , инъекция , конъюктура (обстановка . напр. конъюктура рынка ), конъюктивит (болезнь глаз ) объект , субъект

г) Ъ пишется в сложных словах после первой части :

контрконтръякобинский (мятеж против)
пан панъяпонский (экспресс между)
суперсуперъястребы (лётчики)
меж межъязыковый (барьер)
сверх сверхъестественное

обратите внимание:

1).Страну ПАНАМА назвали так, потому что она находится на узком перешейе между двумя Америками. Панамский канал, даже панамка так называется потому ,что она похожа на головной убор панамцев. И авиакомпания ПанАМ — это

межамериканская (пишется слитно, потому что после приставки МЕЖ
стоит буква А )

2). в словах : арьергард , интервьюировать , подьячий (дьяк), обезьяна пишется ь

3). ъ не пишется между частями сложносокращённых слов , как : детясли , иняз , комячейка и.т.д

II. а) Разделительный Ь пишется внутри слова перед буквами е , ё , ю, я , и

портьера, мелколесье , компьютер обезьяна…

б) Ь разделительный пишется в иноязычных словах перед о

медальон , почтальон , шампиньон.

Внимание ! запомните слово нюанс в нём вообще никакие знаки не пишутся .

                                                                            II
                               
А теперь перейдём к ,казалось бы, другому правилу ,но оно теснейшим образом связано с разделительными Ъ и Ь знаками.

А именно к правописанию Ы и И после приставок

Буква Ы после приставки пишется, если:

Во-первых,

приставка заканчивается на согласный,

А корень слова и иногда даже бывает вторая
прис
тавка, должны начинаться на букву И .

Но всё дело в том, что звук и в русском языке особенный . Согласные, стоящие перед ним , смягчаются :

милый, хилый, килограмм…

А как же быть , когда перед И стоит приставка

на согласный?

Попробуйте произнести слово

раз»игрался (смягчите звук з ).
Думаю, получилось смешно. Чтобы смешно не было , смягчающая буква
и «отвердела» ,то есть произноситься и писаться стала Ы.

Разыгрался, подыскать , безысходный( здесь «отвердела» вторая приставка   без- ис-ходный.)

Но процесс этот происходит не всегда.

Посмотрим на пункты 2. 3. 4. предыдущего правила правописания  разделительного Ъ знака и увидим, что

2. после двух-, трех- , четырёх- ;
3. после иноязычных приставок ;
4. после первой части слов сверх-, меж-, пан-, транс-, супер-, контр-

буква и сохраняется

двухимпульспый , трансиорданский, межинститутский, контригра, панисламизм, постимпрессионизм, сверхинтересный, суперигра и.т.д.

очень интересное слово

сверх — из — ысканный . после первой части сверх и сохранилась, а в корне после второй приставки появилась ы .

И опять же обращаю внимание на сложносокращённые слова . В них

сохраняется И

мединститут , спортинвентарь

И слова , о которых говорилось выше : взимать- от взять (   чередуются я — им) , взыскать (приставка вз , корень — искать)

На этом урок закончим. Любящая вас баба Оля

Звуко буквенный разбор слова: чем отличаются звуки и буквы?

Прежде чем перейти к выполнению фонетического разбора с примерами обращаем ваше внимание, что буквы и звуки в словах — это не всегда одно и тоже.

Буквы — это письмена, графические символы, с помощью которых передается содержание текста или конспектируется разговор. Буквы используются для визуальной передачи смысла, мы воспримем их глазами. Буквы можно прочесть. Когда вы читаете буквы вслух, то образуете звуки — слоги — слова.

Список всех букв — это просто алфавит

Почти каждый школьник знает сколько букв в русском алфавите. Правильно, всего их 33. Русскую азбуку называют кириллицей. Буквы алфавита располагаются в определенной последовательности:

Алфавит русского языка:

Аа «а» Бб «бэ» Вв «вэ» Гг «гэ»
Дд «дэ» Ее «е» Ёё «йо» Жж «жэ»
Зз «зэ» Ии «и» Йй «й» Кк «ка»
Лл «эл» Мм «эм» Нн «эн» Оо «о»
Пп «пэ» Рр «эр» Сс «эс» Тт «тэ»
Уу «у» Фф «эф» Хх «ха» Цц «цэ»
Чч «чэ» Шш «ша» Щщ «ща» ъ «т.з.»
Ыы «ы» ь «м.з.» Ээ «э» Юю «йу»
Яя «йа»

Всего в русском алфавите используется:

  • 21 буква для обозначения согласных;
  • 10 букв — гласных;
  • и две: ь (мягкий знак) и ъ (твёрдый знак), которые указывают на свойства, но сами по себе не определяют какие-либо звуковые единицы.

Звуки — это фрагменты голосовой речи. Вы можете их услышать и произнести. Между собой они разделяются на гласные и согласные. При фонетическом разборе слова вы анализируете именно их.

Звуки в фразах вы зачастую проговариваете не так, как записываете на письме. Кроме того, в слове может использоваться больше букв, чем звуков. К примеру, «детский» — буквы «Т» и «С» сливаются в одну фонему [ц]. И наоборот, количество звуков в слове «чернеют» большее, так как буква «Ю» в данном случае произносится как [йу].

Что такое фонетический разбор?

Звучащую речь мы воспринимаем на слух. Под фонетическим разбором слова имеется ввиду характеристика звукового состава. В школьной программе такой разбор чаще называют «звуко буквенный» анализ. Итак, при фонетическом разборе вы просто описываете свойства звуков, их характеристики в зависимости от окружения и слоговую структуру фразы, объединенной общим словесным ударением.

Фонетическая транскрипция

Для звуко-буквенного разбора применяют специальную транскрипцию в квадратных скобках. К примеру, правильно пишется:

  • чёрный ->  [ч’о́рный’]
  • яблоко  ->  [йа́блака]
  • якорь    ->  [йа́кар’]
  • ёлка      ->  [йо́лка]
  • солнце ->  [со́нцэ]

В схеме фонетического разбора используются особые символы. Благодаря этому можно корректно обозначить и отличить буквенную запись (орфографию) и звуковое определение букв (фонемы).

  • фонетически разбираемое слово заключается квадратные скобки – [ ];
  • мягкий согласный обозначается знаком транскрипции [’] — апострофом;
  • ударный [´] — ударением;
  • в сложных словоформах из нескольких корней применяется знак второстепенного ударения [`] — гравис (в школьной программе не практикуется);
  • буквы алфавита Ю, Я, Е, Ё, Ь и Ъ в транскрипции НИКОГДА не используются (в учебной программе);
  • для удвоенных согласных применяется [:] — знак долготы произнесения звука.

Ниже приводятся подробные правила для орфоэпического, буквенного и фонетического и разбора слов с примерами онлайн, в соответствии с общешкольными нормами современного русского языка. У профессиональных лингвистов транскрипция фонетических характеристик отличается акцентами и другими символами с дополнительными акустическими признаками гласных и согласных фонем.

Как сделать фонетический разбор слова?

Провести буквенный анализ вам поможет следующая схема:

  • Выпишите необходимое слово и произнесите его несколько раз вслух.
  • Посчитайте сколько в нем гласных и согласных букв.
  • Обозначьте ударный слог. (Ударение при помощи интенсивности (энергии) выделяет в речи определенную фонему из ряда однородных звуковых единиц.)
  • Разделите фонетическое слово по слогам и укажите их общее количество. Помните, что слогораздел в отличается от правил переноса. Общее число слогов всегда совпадает с количеством гласных букв.
  • В транскрипции разберите слово по звукам.
  • Напишите буквы из фразы в столбик.
  • Напротив каждой буквы квадратных скобках [ ] укажите ее звуковое определение (как она слышатся). Помните, что звуки в словах не всегда тождественны буквам. Буквы «ь» и «ъ» не представляют никаких звуков. Буквы «е», «ё», «ю», «я», «и» могут обозначать сразу 2 звука.
  • Проанализируйте каждую фонему по отдельности и обозначьте ее свойства через запятую:
    • для гласного указываем в характеристике: звук гласный; ударный или безударный;
    • в характеристиках согласных указываем: звук согласный; твёрдый или мягкий, звонкий или глухой, сонорный, парный/непарный по твердости-мягкости и звонкости-глухости.
  • В конце фонетического разбора слова подведите черту и посчитайте общее количество букв и звуков.

Данная схема практикуется в школьной программе.

Пример фонетического разбора слова

Вот образец фонетического разбора по составу для слова «явление» → [йивл’э′н’ийэ]. В данном примере 4 гласных буквы и 3 согласных. Здесь всего 4 слога: я-вле′-ни-е. Ударение падает на второй.

Звуковая характеристика букв:

я  [й]   — согл., непарный мягкий, непарный звонкий, сонорный    [и]   — гласн., безударныйв  [в]   — согл., парный твердый, парный зв.л  [л’]  — согл., парный мягк., непарн. зв., сонорныйе  [э′]   — гласн., ударныйн  [н’]   — согласн., парный мягк., непарн. зв., сонорный и  [и]   — гласн., безударный  [й]   — согл., непарн. мягк., непарн. зв., сонорный    [э]   — гласн., безударный________________________Всего в слове явление – 7 букв, 9 звуков. Первая буква «Я» и последняя «Е» обозначают по два звука.

Теперь вы знаете как сделать звуко-буквенный анализ самостоятельно. Далее даётся классификация звуковых единиц русского языка, их взаимосвязи и правила транскрипции при звукобуквенном разборе.

Фонетика и звуки в русском языке

Какие бывают звуки?

Все звуковые единицы делятся на гласные и согласные. Гласные звуки, в свою очередь, бывают ударными и безударными. Согласный звук в русских словах бывает: твердым — мягким, звонким — глухим, шипящим, сонорным.

— Сколько в русской живой речи звуков?

Правильный ответ 42.

Делая фонетический разбор онлайн, вы обнаружите, что в словообразовании участвуют 36 согласных звуков и 6 гласных. У многих возникает резонный вопрос, почему существует такая странная несогласованность? Почему разнится общее число звуков и букв как по гласным, так и по согласным?

Всё это легко объяснимо. Ряд букв при участии в словообразовании могут обозначать сразу 2 звука. Например, пары по мягкости-твердости:

  • [б] — бодрый и [б’] — белка;
  • или [д]-[д’]: домашний — делать.

А некоторые не обладают парой, к примеру [ч’] всегда будет мягким. Сомневаетесь, попытайтесь сказать его твёрдо и убедитесь в невозможности этого: ручей, пачка, ложечка, чёрным, Чегевара, мальчик, крольчонок, черемуха, пчёлы. Благодаря такому практичному решению наш алфавит не достиг безразмерных масштабов, а звуко-единицы оптимально дополняются, сливаясь друг с другом.

Гласные звуки в словах русского языка

Гласные звуки в отличии от согласных мелодичные, они свободно как бы нараспев вытекают из гортани, без преград и напряжения связок. Чем громче вы пытаетесь произнести гласный, тем шире вам придется раскрыть рот. И наоборот, чем громче вы стремитесь выговорить согласный, тем энергичнее будете смыкать ротовую полость. Это самое яркое артикуляционное различие между этими классами фонем.

Ударение в любых словоформах может падать только на гласный звук, но также существуют и безударные гласные.

— Сколько гласных звуков в русской фонетике?

В русской речи используется меньше гласных фонем, чем букв. Ударных звуков всего шесть: [а], [и], [о], [э], [у], [ы]. А букв, напомним, десять: а, е, ё, и, о, у, ы, э, я, ю. Гласные буквы Е, Ё, Ю, Я не являются «чистыми» звуками и в транскрипции не используются. Нередко при буквенном разборе слов на перечисленные буквы падает ударение.

Фонетика: характеристика ударных гласных

Главная фонематическая особенность русской речи — четкое произнесение гласных фонем в ударных слогах. Ударные слоги в русской фонетике отличаются силой выдоха, увеличенной продолжительностью звучания и произносятся неискаженно. Поскольку они произносятся отчетливо и выразительно, звуковой анализ слогов с ударными гласными фонемами проводить значительно проще. Положение, в котором звук не подвергается изменениям и сохранят основной вид, называется сильной позицией. Такую позицию может занимать только ударный звук и слог. Безударные же фонемы и слоги пребывают в слабой позиции.

  • Гласный в ударном слоге всегда находится в сильной позиции, то есть произносится более отчётливо, с наибольшей силой и продолжительностью.
  • Гласный в безударном положении находится в слабой позиции, то есть произносится с меньшей силой и не столь отчётливо.

В русском языке неизменяемые фонетические свойства сохраняет лишь одна фонема «У»: кукуруза, дощечку, учусь, улов, — во всех положениях она произносятся отчётливо как [у]. Это означает, что гласная «У» не подвергается качественной редукции. Внимание: на письме фонема [у] может обозначатся и другой буквой «Ю»: мюсли [м’у´сл’и], ключ [кл’у´ч’] и тд.

Разбор по звукам ударных гласных

Гласная фонема [о] встречается только в сильной позиции (под ударением). В таких случаях «О» не подвергается редукции: котик [ко´т’ик], колокольчик [калако´л’ч’ык], молоко [малако´], восемь [во´с’им’], поисковая [паиско´вайа], говор [го´вар], осень [о´с’ин’].

Исключение из правила сильной позиции для «О», когда безударная [о] произносится тоже отчётливо, представляют лишь некоторые иноязычные слова: какао [кака’о], патио [па’тио], радио [ра’дио], боа [боа’] и ряд служебных единиц, к примеру, союз но.
Звук [о] в письменности можно отразить другой буквой«ё» – [о]: тёрн [т’о´рн], костёр [кас’т’о´р]. Выполнить разбор по звукам оставшихся четырёх гласных в позиции под ударением так же не представит сложностей.

Безударные гласные буквы и звуки в словах русского языка

Сделать правильный звуко разбор и точно определить характеристику гласного можно лишь после постановки ударения в слове. Не забывайте так же о существовании в нашем языке омонимии: за’мок — замо’к и об изменении фонетических качеств в зависимости от контекста (падеж, число):

  • Я дома [йа до‘ма].
  • Новые дома [но’выэ дама’].

В безударном положении гласный видоизменяется, то есть, произносится иначе, чем записывается:

  • горы — гора = [го‘ры] — [гара’];
  • он — онлайн = [о‘н] — [анла’йн]
  • свидетельница = [св’ид’э‘т’ил’н’ица].

Подобные изменения гласных в безударных слогах называются редукцией. Количественной, когда изменяется длительность звучания. И качественной редукцией, когда меняется характеристика изначального звука.

Одна и та же безударная гласная буква может менять фонетическую характеристику в зависимости от положения:

  • в первую очередь относительно ударного слога;
  • в абсолютном начале или конце слова;
  • в неприкрытых слогах (состоят только из одного гласного);
  • од влиянием соседних знаков (ь, ъ) и согласного.

Так, различается 1-ая степень редукции. Ей подвергаются:

  • гласные в первом предударном слоге;
  • неприкрытый слог в самом начале;
  • повторяющиеся гласные.

Примечание: Чтобы сделать звукобуквенный анализ первый предударный слог определяют исходя не с «головы» фонетического слова, а по отношению к ударному слогу: первый слева от него. Он в принципе может быть единственным предударным: не-зде-шний [н’из’д’э´шн’ий].

(неприкрытый слог)+(2-3 предударный слог)+ 1-й предударный слог ← Ударный слог → заударный слог (+2/3 заударный слог)

  • впе-ре-ди [фп’ир’ид’и´];
  • е-сте-стве-нно [йис’т’э´с’т’в’ин:а];

Любые другие предударные слоги и все заударные слоги при звуко разборе относятся к редукции 2-й степени. Ее так же называют «слабая позиция второй степени».

  • поцеловать [па-цы-ла-ва´т’];
  • моделировать [ма-ды-л’и´-ра-ват’];
  • ласточка [ла´-ста-ч’ка];
  • керосиновый [к’и-ра-с’и´-на-вый].

Редукция гласных в слабой позиции так же различается по ступеням: вторая, третья (после твердых и мягких соглас., — это за пределами учебной программы): учиться [уч’и´ц:а], оцепенеть [ацып’ин’э´т’], надежда [над’э´жда]. При буквенном анализе совсем незначительно проявятся редукция у гласного в слабой позиции в конечном открытом слоге (= в абсолютном конце слова):

  • чашечка;
  • богиня;
  • с песнями;
  • перемена.

Звуко буквенный разбор: йотированные звуки

Фонетически буквы Е — [йэ], Ё — [йо], Ю — [йу], Я — [йа] зачастую обозначают сразу два звука. Вы заметили, что во всех обозначенных случаях дополнительной фонемой выступает «Й»? Именно поэтому данные гласные называют йотированными. Значение букв Е, Ё, Ю, Я определяется их позиционным положением.

При фонетическом разборе гласные е, ё, ю, я образуют 2 звука:

Ё — [йо], Ю — [йу], Е — [йэ], Я — [йа] в случаях, когда находятся:

  • В начале слова «Ё» и «Ю» всегда:
    • — ёжиться [йо´жыц:а], ёлочный [йо´лач’ный], ёжик [йо´жык], ёмкость [йо´мкаст’];
    • — ювелир [йув’ил’и´р], юла [йула´], юбка [йу´пка], Юпитер [йуп’и´т’ир], юркость [йу´ркас’т’];
  • в начале слова «Е» и «Я» только под ударением*:
    • — ель [йэ´л’], езжу [йэ´ж:у], егерь [йэ´г’ир’], евнух [йэ´внух];
    • — яхта [йа´хта], якорь [йа´кар’], яки [йа´ки], яблоко [йа´блака];
    • (*чтобы выполнить звуко буквенный разбор безударных гласных «Е» и «Я» используется другая фонетическая транскрипция, см. ниже);
  • в положении сразу после гласного «Ё» и «Ю» всегда. А вот «Е» и «Я» в ударных и в безударных слогах, кроме случаев, когда указанные буквы располагаются за гласным в 1-м предударном слоге или в 1-м, 2-м заударном слоге в середине слов. Фонетический разбор онлайн и примеры по указным случаям:
    • — приёмник [пр’ийо´мн’ик], поёт [пайо´т], клюёт [кл’уйо´т];
    • аюрведа [айур’в’э´да], поют [пайу´т], тают [та´йут], каюта [кайу´та],
  • после разделительного твердого «Ъ» знака «Ё» и «Ю» — всегда, а«Е» и «Я» только под ударением или в абсолютном конце слова: — объём [аб йо´м], съёмка [сйо´мка], адъютант [адйу‘та´нт]
  • после разделительного мягкого «Ь» знака «Ё» и «Ю» — всегда, а «Е» и «Я» под ударением или в абсолютном конце слова: — интервью [интырв’йу´], деревья [д’ир’э´в’йа], друзья [друз’йа´], братья [бра´т’йа], обезьяна [аб’из’йа´на], вьюга [в’йу´га], семья [с’эм’йа´]

Как видите, в фонематической системе русского языка ударения имеют решающее значение. Наибольшей редукции подвергаются гласные в безударных слогах. Продолжим звука буквенный разбор оставшихся йотированных и посмотрим как они еще могут менять характеристики в зависимости от окружения в словах.

Безударные гласные «Е» и «Я» обозначают два звука и в фонетической транскрипции и записываются как [ЙИ]:

  • в самом начале слова:
    • — единение [йид’ин’э´н’и’йэ], еловый [йило´вый], ежевика [йижив’и´ка], его [йивo´], егоза [йигаза´], Енисей [йин’ис’э´й], Египет [йиг’и´п’ит];
    • — январский [йинва´рский], ядро [йидро´], язвить [йиз’в’и´т’], ярлык [йирлы´к], Япония [йипо´н’ийа], ягнёнок [йигн’о´нак];
    • (Исключения представляют лишь редкие иноязычные словоформы и имена: европеоидная [йэврап’ио´иднайа], Евгений [йэ]вге´ний, европеец [йэврап’э´йиц], епархия [йэ]па´рхия и тп).
  • сразу после гласного в 1-м предударном слоге или в 1-м, 2-м заударном слоге, кроме расположения в абсолютном конце слова.
    • своевременно [свайивр’э´м’ина], поезда [пайизда´], поедим [пайид’и´м], наезжать [найиж:а´т’], бельгиец [б’ил’г’и´йиц], учащиеся [уч’а´щ’ийис’а], предложениями [пр’идлажэ´н’ийим’и], суета [суйита´],
    • лаять [ла´йит’], маятник [ма´йитн’ик], заяц [за´йиц], пояс [по´йис], заявить [зайив’и´т’], проявлю [прайив’л’у´]
  • после разделительного твердого «Ъ» или мягкого «Ь» знака: — пьянит [п’йин’и´т], изъявить [изйив’и´т’], объявление [абйи вл’э´н’ийэ], съедобный [сйидо´бный].

Примечание: Для петербургской фонологической школы характерно «эканье», а для московской «иканье». Раньше йотрованный «Ё» произносили с более акцентированным «йэ». Со сменой столиц, выполняя звуко-буквенный разбор, придерживаются московских норм в орфоэпии.

Некоторые люди в беглой речи произносят гласный «Я» одинаково в слогах с сильной и слабой позицией. Такое произношение считается диалектом и не является литературным. Запомните, гласный «я» под ударением и без ударения озвучивается по-разному: ярмарка [йа´рмарка], но яйцо [йийцо´].

Важно:

Буква «И» после мягкого знака «Ь» тоже представляет 2 звука — [ЙИ] при звуко буквенном анализе. (Данное правило актуально для слогов как в сильной, так и в слабой позиции). Проведем образец звукобуквенного онлайн разбора: — соловьи [салав’йи´], на курьих ножках [на ку´р’йи’х’ но´шках], кроличьи [кро´л’ич’йи], нет семьи [с’им’йи´], судьи [су´д’йи], ничьи [н’ич’йи´], ручьи [руч’йи´], лисьи [ли´с’йи]. Но: Гласная «О» после мягкого знака «Ь» транскрибируется как апостроф мягкости [’] предшествующего согласного и [О], хотя при произнесении фонемы может слышаться йотированность: бульон [бул’о´н], павильон [пав’ил’о´н], аналогично: почтальон, шампиньон, шиньон, компаньон, медальон, батальон, гильотина, карманьола, миньон и прочие.

Фонетический разбор слов, когда гласные «Ю» «Е» «Ё» «Я» образуют 1 звук

По правилам фонетики русского языка при определенном положении в словах обозначенные буквы дают один звук, когда:

  • звуковые единицы «Ё» «Ю» «Е» находятся в под ударением после непарного согласного по твердости: ж, ш, ц. Тогда они обозначают фонемы:
    • ё — [о],
    • е — [э],
    • ю — [у].

    Примеры онлайн разбора по звукам: жёлтый [жо´лтый], шёлк [шо´лк], целый [цэ´лый], рецепт [р’ицэ´пт], жемчуг [жэ´мч’ук], шесть [шэ´ст’], шершень [шэ´ршэн’], парашют [парашу´т];

  • Буквы «Я» «Ю» «Е» «Ё» и «И» обозначают мягкость предшествующего согласного [’]. Исключение только для: [ж], [ш], [ц]. В таких случаях в ударной позиции они образуют один гласный звук:
    • ё – [о]: путёвка [пут’о´фка], лёгкий [л’о´хк’ий], опёнок [ап’о´нак], актёр [акт’о´р], ребёнок [р’иб’о´нак];
    • е – [э]: тюлень [т’ул’э´н’], зеркало [з’э´ркала], умнее [умн’э´йэ], конвейер [канв’э´йир];
    • я – [а]: котята [кат’а´та], мягко [м’а´хка], клятва [кл’а´тва], взял [вз’а´л], тюфяк [т’у ф’а´к], лебяжий [л’иб’а´жый];
    • ю – [у]: клюв [кл’у´ф], людям [л’у´д’ам ], шлюз [шл’у´с], тюль [т’у´л’], костюм [кас’т’у´м].
    • Примечание: в заимствованных из других языков словах ударная гласная «Е» не всегда сигнализирует о мягкости предыдущего согласного. Данное позиционное смягчение перестало быть обязательной нормой в русской фонетике лишь в XX веке. В таких случаях, когда вы делаете фонетический разбор по составу, такой гласный звук транскрибируется как [э] без предшествующего апострофа мягкости: отель [атэ´л’], бретелька [бр’итэ´л’ка], тест [тэ´ст], теннис [тэ´н:ис], кафе [кафэ´], пюре [п’урэ´], амбре [амбрэ´], дельта [дэ´л’та], тендер [тэ´ндэр], шедевр [шэдэ´вр], планшет [планшэ´т].
  • Внимание! После мягких согласных в предударных слогах гласные «Е» и «Я» подвергаются качественной редукции и трансформируются в звук [и] (искл. для [ц], [ж], [ш]). Примеры фонетического разбора слов с подобными фонемами: — зерно [з’ирно´], земля [з’имл’а´], весёлый [в’ис’о´лый], звенит [з’в’ин’и´т], лесной [л’исно´й], метелица [м’ит’е´л’ица], перо [п’иро´], принесла [пр’ин’исла´], вязать [в’иза´т’], лягать [л’ига´т’], пятёрка [п’ит’о´рка]

Фонетический разбор: согласные звуки русского языка

Согласных в русском языке абсолютное большинство. При выговаривании согласного звука поток воздуха встречает препятствия. Их образуют органы артикуляции: зубы, язык, нёбо, колебания голосовых связок, губы. За счет этого в голосе возникает шум, шипение, свист или звонкость.

Сколько согласных звуков в русской речи?

В алфавите для их обозначения используется 21 буква. Однако, выполняя звуко буквенный анализ, вы обнаружите, что в русской фонетике согласных звуков больше, а именно — 36.

Звуко-буквенный разбор: какими бывают согласные звуки?

В нашем языке согласные бывают:

  • твердые — мягкие и образуют соответствующие пары:
    • [б] — [б’]: банан — белка,
    • [в] — [в’]: высота — вьюн,
    • [г] — [г’]: город — герцог,
    • [д] — [д’]: дача — дельфин,
    • [з] — [з’]: звон — зефир,
    • [к] — [к’]: конфета — кенгуру,
    • [л] — [л’]: лодка — люкс,
    • [м] — [м’]: магия — мечты,
    • [н] — [н’]: новый — нектар,
    • [п] — [п’]: пальма— пёсик,
    • [р] — [р’]: ромашка — ряд,
    • [с] — [с’]: сувенир — сюрприз,
    • [т] — [т’]: тучка — тюльпан,
    • [ф] — [ф’]: флаг — февраль,
    • [х] — [х’]: хорек — хищник.
  • Определенные согласные не обладают парой по твердости-мягкости. К непарным относятся:
    • звуки [ж], [ц], [ш] — всегда твердые (жизнь, цикл, мышь);
    • [ч’], [щ’] и [й’] — всегда мягкие (дочка, чаще, твоей).
  • Звуки [ж], [ч’], [ш], [щ’] в нашем языке называются шипящими.

Согласный может быть звонким — глухим, а так же сонорным и шумным.

Определить звонкость-глухость или сонорность согласного можно по степени шума-голоса. Данные характеристики будут варьироваться в зависимости от способа образования и участия органов артикуляции.

  • Сонорные (л, м, н, р, й) — самые звонкие фонемы, в них слышится максимум голоса и немного шумов: лев, рай, ноль.
  • Если при произношении слова во время звуко разбора образуется и голос, и шум — значит перед вами звонкий согласный (г, б, з и тд.): завод, блюдо, жизнь.
  • При произнесении глухих согласных (п, с, т и прочих) голосовые связки не напрягаются, издаётся только шум: стопка, фишка, костюм, цирк, зашить.

Примечание: В фонетике у согласных звуковых единиц также существует деление по характеру образования: смычка (б, п, д, т) — щель (ж, ш, з, с) и способу артикуляции: губно-губные (б, п, м), губно-зубные (ф, в), переднеязычные (т, д, з, с, ц, ж, ш, щ, ч, н, л, р), среднеязычный (й), заднеязычные (к, г, х). Названия даны исходя из органов артикуляции, которые участвуют в звукообразовании.

Подсказка: Если вы только начинаете практиковаться в фонетическом разборе слов, попробуйте прижать к ушам ладони и произнести фонему. Если вам удалось услышать голос, значит исследуемый звук — звонкий согласный, если же слышится шум, — то глухой.

Подсказка: Для ассоциативной связи запомните фразы: «Ой, мы же не забывали друга.» — в данном предложении содержится абсолютно весь комплект звонких согласных (без учета пар мягкость-твердость). «Степка, хочешь поесть щец? – Фи!» — аналогично, указанные реплики содержат набор всех глухих согласных.

Позиционные изменения согласных звуков в русском языке

Согласный звук так же как и гласный подвергается изменениям. Одна и та же буква фонетически может обозначать разный звук, в зависимости от занимаемой позиции. В потоке речи происходит уподобление звучания одного согласного под артикуляцию располагающегося рядом согласного. Данное воздействие облегчает произношение и называется в фонетике ассимиляцией.

Позиционное оглушение/озвончение

В определённом положении для согласных действует фонетический закон ассимиляции по глухости-звонкости. Звонкий парный согласный сменяется на глухой:

  • в абсолютном конце фонетического слова: но ж [но´ш], снег [с’н’э´к], огород [агаро´т], клуб [клу´п];
  • перед глухими согласными: незабудка [н’изабу´тка], обхватить [апхват’и´т’], вторник [фто´рн’ик], трубка [трупка].
  • делая звуко буквенный разбор онлайн, вы заметите, что глухой парный согласный, стоящий перед звонким (кроме [й’], [в] — [в’], [л] — [л’], [м] — [м’], [н] — [н’], [р] — [р’]) тоже озвончается, то есть заменяется на свою звонкую пару: сдача [зда´ч’а], косьба [каз’ба´], молотьба [малад’ба´], просьба [про´з’ба], отгадать [адгада´т’].

В русской фонетике глухой шумный согласный не сочетается с последующим звонким шумным, кроме звуков [в] — [в’]: взбитыми сливками. В данном случае одинаково допустима транскрипция как фонемы [з], так и [с].

При разборе по звукам слов: итого, сегодня, сегодняшний и тп, буква «Г» замещается на фонему [в].

По правилам звуко буквенного анализа в окончаниях «-ого», «-его» имён прилагательных, причастий и местоимений согласный «Г» транскрибируется как звук [в]: красного [кра´снава], синего [с’и´н’ива], белого [б’э´лава], острого, полного, прежнего, того, этого, кого.
Если после ассимиляции образуются два однотипных согласных, происходит их слияние. В школьной программе по фонетике этот процесс называется стяжение согласных: отделить [ад:’ил’и´т’] → буквы «Т» и «Д» редуцируются в звуки [д’д’], бесшумный [б’иш:у´мный].
При разборе по составу у ряда слов в звукобуквенном анализе наблюдается диссимиляция — процесс обратный уподоблению. В этом случае изменяется общий признак у двух стоящих рядом согласных: сочетание «ГК» звучит как [хк] (вместо стандартного [кк]): лёгкий [л’о′х’к’ий], мягкий [м’а′х’к’ий].

Мягкие согласные в русском языке

В схеме фонетического разбора для обозначения мягкости согласных используется апостроф [’].

  • Смягчение парных твердых согласных происходит перед «Ь»;
  • мягкость согласного звука в слоге на письме поможет определить последующая за ним гласная буква (е, ё, и, ю, я);
  • [щ’], [ч’] и [й] по умолчанию только мягкие;
  • всегда смягчается звук [н] перед мягкими согласными «З», «С», «Д», «Т»: претензия [пр’итэн’з’ийа], рецензия [р’ицеэн’з’ийа], пенсия [пэн’с’ийа], ве[н’з’]ель, лице́[н’з’]ия, ка[н’д’]идат, ба[н’д’]ит, и[н’д’]ивид, бло[н’д’]ин, стипе[н’д’]ия, ба[н’т’]ик, ви[н’т’]ик, зо[н’т’]ик, ве[н’т’]илъ, а[н’т’]ичный, ко[н’т’]екст, ремо[н’т’]ировать;
  • буквы «Н», «К», «Р» при фонетических разборах по составу могут смягчаться перед мягкими звуками [ч’], [щ’]: стаканчик [стака′н’ч’ик], сменщик [см’э′н’щ’ик], пончик [по′н’ч’ик], каменщик [кам’э′н’щ’ик], бульварщина [бул’ва′р’щ’ина], борщ [бо′р’щ’];
  • часто звуки [з], [с], [р], [н] перед мягким согласным претерпевают ассимиляцию по твердости-мягкости: стенка [с’т’э′нка], жизнь [жыз’н’], здесь [з’д’эс’];
  • чтобы корректно выполнить звуко буквенный разбор, учитывайте слова исключения, когда согласный [р] перед мягкими зубными и губными, а так же перед [ч’], [щ’] произносится твердо: артель, кормить, корнет, самоварчик;

Примечание: буква «Ь» после согласного непарного по твердости/мягкости в некоторых словоформах выполняет только грамматическую функцию и не накладывает фонетическую нагрузку: учиться, ночь, мышь, рожь и тд. В таких словах при буквенном анализе в квадратных скобках напротив буквы «Ь» ставится [-] прочерк.

Позиционные изменения парных звонких-глухих перед шипящими согласными и их транскрипция при звукобуквенном разборе

Чтобы определить количество звуков в слове необходимо учитывать их позиционные изменения. Парные звонкие-глухие: [д-т] или [з-с] перед шипящими (ж, ш, щ, ч) фонетически заменяются шипящим согласным.

  • Буквенный разбор и примеры слов с шипящими звуками: приезжий [пр’ийэ´жжий], восшествие [вашшэ´ств’ийэ], изжелта [и´жжэлта], сжалиться [жжа´л’иц:а].

Явление, когда две разных буквы произносятся как одна, называется полной ассимиляцией по всем признакам. Выполняя звуко-буквенный разбор слова, один из повторяющихся звуков вы должны обозначать в транскрипции символом долготы [:].

  • Буквосочетания с шипящим «сж» – «зж», произносятся как двойной твердый согласный [ж:], а «сш» – «зш» — как [ш:]: сжали, сшить, без шины, влезший.
  • Сочетания «зж», «жж» внутри корня при звукобуквенном разборе записывается в транскрипции как долгий согласный [ж:]: езжу, визжу, позже, вожжи, дрожжи, жженка.
  • Сочетания «сч», «зч» на стыке корня и суффикса/приставки произносятся как долгий мягкий [щ’:]: счет [щ’:о´т], переписчик, заказчик.
  • На стыке предлога со следующим словом на месте «сч», «зч» транскрибируется как [щ’ч’]: без числа [б’эщ’ ч’исла´], с чем-то [щ’ч’э′мта].
  • При звуко буквенном разборе сочетания «тч», «дч» на стыке морфем определяют как двойной мягкий [ч’:]: лётчик [л’о´ч’:ик], молодчик [мало´ч’:ик], отчёт [ач’:о´т].

Шпаргалка по уподоблению согласных звуков по месту образования

  • сч → [щ’:]: счастье [щ’:а´с’т’йэ], песчаник [п’ищ’:а´н’ик], разносчик [разно´щ’:ик], брусчатый, расчёты, исчерпать, расчистить;
  • зч → [щ’:]: резчик [р’э´щ’:ик], грузчик [гру´щ’:ик], рассказчик [раска´щ’:ик];
  • жч → [щ’:]: перебежчик [п’ир’ибе´ щ’:ик], мужчина [мущ’:и´на];
  • шч → [щ’:]: веснушчатый [в’исну′щ’:итый];
  • стч → [щ’:]: жёстче [жо´щ’:э], хлёстче, оснастчик;
  • здч → [щ’:]: объездчик [абйэ´щ’:ик], бороздчатый [баро´щ’:итый];
  • сщ → [щ’:]: расщепить [ращ’:ип’и′т’], расщедрился [ращ’:э′др’илс’а];
  • тщ → [ч’щ’]: отщепить [ач’щ’ип’и′т’], отщёлкивать [ач’щ’о´лк’иват’], тщетно [ч’щ’этна], тщательно [ч’щ’ат’эл’на];
  • тч → [ч’:]: отчет [ач’:о′т], отчизна [ач’:и′зна], реснитчатый [р’ис’н’и′ч’:и′тый];
  • дч → [ч’:]: подчёркивать [пач’:о′рк’иват’], падчерица [пач’:ир’ица];
  • сж → [ж:]: сжать [ж:а´т’];
  • зж → [ж:]: изжить [иж:ы´т’], розжиг [ро´ж:ык], уезжать [уйиж:а´т’];
  • сш → [ш:]: принёсший [пр’ин’о′ш:ый], расшитый [раш:ы´тый];
  • зш → [ш:]: низший [н’иш:ы′й]
  • чт → [шт], в словоформах с «что» и его производными, делая звуко буквенный анализ, пишем [шт]: чтобы [што′бы], не за что [н’э′ зашта], что-нибудь [што н’ибут’], кое-что;
  • чт → [ч’т] в остальных случаях буквенного разбора: мечтатель [м’ич’та´т’ил’], почта [по´ч’та], предпочтение [пр’итпач’т’э´н’ийэ] и тп;
  • чн → [шн] в словах-исключениях: конечно [кан’э´шна′], скучно [ску´шна′], булочная, прачечная, яичница, пустячный, скворечник, девичник, горчичник, тряпочный, а так же в женских отчествах, оканчивающихся на «-ична»: Ильинична, Никитична, Кузьминична и т. п.;
  • чн → [ч’н] — буквенный анализ для всех остальных вариантов: сказочный [ска´зач’ный], дачный [да´ч’ный], земляничный [з’им’л’ин’и´ч’ный], очнуться, облачный, солнечный и пр.;
  • !жд → на месте буквенного сочетания «жд» допустимо двоякое произношение и транскрипция [щ’] либо [шт’] в слове дождь и в образованных от него словоформах: дождливый, дождевой.

Непроизносимые согласные звуки в словах русского языка

Во время произношения целого фонетического слова с цепочкой из множества различных согласных букв может утрачиваться тот, либо иной звук. Вследствие этого в орфограммах слов находятся буквы, лишенные звукового значения, так называемые непроизносимые согласные. Чтобы правильно выполнить фонетический разбор онлайн, непроизносимый согласный не отображают в транскрипции. Число звуков в подобных фонетических словах будет меньшее, чем букв.

В русской фонетике к числу непроизносимых согласных относятся:

  • «Т» — в сочетаниях:
    • стн → [сн]: местный [м’э´сный], тростник [трас’н’и´к]. По аналогии можно выполнить фонетический разбор слов лестница, честный, известный, радостный, грустный, участник, вестник, ненастный, яростный и прочих;
    • стл → [сл]: счастливый [щ’:асл’и´вый’], счастливчик, совестливый, хвастливый (слова-исключения: костлявый и постлать, в них буква «Т» произносится);
    • нтск → [нск]: гигантский [г’ига´нск’ий], агентский, президентский;
    • стьс → [с:]: шестьсот [шэс:о´т], взъесться [взйэ´с:а], клясться [кл’а´с:а];
    • стс → [с:]: туристский [тур’и´с:к’ий], максималистский [макс’имал’и´с:к’ий], расистский [рас’и´с:к’ий], бестселлер, пропагандистский, экспрессионистский, индуистский, карьеристский;
    • нтг → [нг]: рентген [р’энг’э´н];
    • «–тся», «–ться» → [ц:] в глагольных окончаниях: улыбаться [улыба´ц:а], мыться [мы´ц:а], смотрится, сгодится, поклониться, бриться, годится;
    • тс → [ц] у прилагательных в сочетаниях на стыке корня и суффикса: детский [д’э´цк’ий], братский [бра´цкий];
    • тс → [ц:] / [цс]: спортсмен [спарц:м’э´н], отсылать [ацсыла´т’];
    • тц → [ц:] на стыке морфем при фонетическом разборе онлайн записывается как долгий «цц»: братца [бра´ц:а], отцепить [ац:ып’и´т’], к отцу [к ац:у´];
  • «Д» — при разборе по звукам в следующих буквосочетаниях:
    • здн → [зн]: поздний [по´з’н’ий], звёздный [з’в’о´зный], праздник [пра′з’н’ик], безвозмездный [б’извазм’э′зный];
    • ндш → [нш]: мундштук [муншту´к], ландшафт [ланша´фт];
    • ндск → [нск]: голландский [гала´нск’ий], таиландский [таила´нск’ий], нормандский [нарма´нск’ий];
    • здц → [сц]: под уздцы [пад усцы´];
    • ндц → [нц]: голландцы [гала´нцы];
    • рдц → [рц]: сердце [с’э´рцэ], сердцевина [с’ирцыв’и´на];
    • рдч → [рч’]: сердчишко [с’эрч’и´шка];
    • дц → [ц:] на стыке морфем, реже в корнях, произносятся и при звуко разборе слова записывается как двойной [ц]: подцепить [пац:ып’и´т’], двадцать [два´ц:ыт’];
    • дс → [ц]: заводской [завацко´й], родство [рацтво´], средство [ср’э´цтва], Кисловодск [к’иславо´цк];
  • «Л» — в сочетаниях:
    • лнц → [нц]: солнце [со´нцэ], солнцестояние;
  • «В» — в сочетаниях:
    • вств → [ств] буквенный разбор слов: здравствуйте [здра´ствуйт’э], чувство [ч’у´ства], чувственность [ч’у´ств’инас’т’], баловство [баластво´], девственный [д’э´ств’ин:ый].

Примечание: В некоторых словах русского языка при скоплении согласных звуков «стк», «нтк», «здк», «ндк» выпадение фонемы [т] не допускается: поездка [пайэ´стка], невестка, машинистка, повестка, лаборантка, студентка, пациентка, громоздкий, ирландка, шотландка.

  • Две идентичные буквы сразу после ударного гласного при буквенном разборе транскрибируется как одиночный звук и символ долготы [:]: класс, ванна, масса, группа, программа.
  • Удвоенные согласные в предударных слогах обозначаются в транскрипции и произносится как один звук: тоннель [танэ´л’], терраса, аппарат.

Если вы затрудняетесь выполнить фонетический разбор слова онлайн по обозначенным правилам или у вас получился неоднозначный анализ исследуемого слова, воспользуйтесь помощью словаря-справочника. Литературные нормы орфоэпии регламентируются изданием: «Русское литературное произношение и ударение. Словарь – справочник». М. 1959 г.

Использованная литература:

  • Литневская Е.И. Русский язык: краткий теоретический курс для школьников. – МГУ, М.: 2000
  • Панов М.В. Русская фонетика. – Просвещение, М.: 1967
  • Бешенкова Е.В., Иванова О.Е. Правила русской орфографии с комментариями.
  • Учебное пособие. – «Институт повышения квалификации работников образования», Тамбов: 2012
  • Розенталь Д.Э., Джанджакова Е.В., Кабанова Н.П. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. Русское литературное произношение.– М.: ЧеРо, 1999

Теперь вы знаете как разобрать слово по звукам, сделать звуко буквенный анализ каждого слога и определить их количество. Описанные правила объясняют законы фонетики в формате школьной программы. Они помогут вам фонетически охарактеризовать любую букву.

Фонетический разбор «контръякобинский»

Cлово «контръякобинский» имеет 2 фонетических разбора, так как ударение может падать на разные слоги.

Разбор 1 ⚠ Ударение поставлено посетителями сайта и не проверено администратором.

ко́нтръякобинский

контръякобинский — слово из 5 слогов: контръ-я-ко-бин-ский. Ударение падает на 1-й слог.

Транскрипция слова: [кон’трй’икаб’ин’ск’ий’]

к   [к] — согласный, глухой парный, твёрдый (парный)
о   [о] — гласный, ударный
н   [н’] — согласный, звонкий непарный, сонорный (всегда звонкий), мягкий (парный)
т   [т] — согласный, глухой парный, твёрдый (парный)
р   [р] — согласный, звонкий непарный, сонорный (всегда звонкий), твёрдый (парный)
ъ  не обозначает звука
я   [й’] — согласный, звонкий непарный, сонорный (всегда звонкий), мягкий (непарный, всегда произносится мягко)
  [и] — гласный, безударный
к   [к] — согласный, глухой парный, твёрдый (парный)
о   [а] — гласный, безударный
б   [б’] — согласный, звонкий парный, мягкий (парный)
и   [и] — гласный, безударный
н   [н’] — согласный, звонкий непарный, сонорный (всегда звонкий), мягкий (парный)
с   [с] — согласный, глухой парный, твёрдый (парный)
к   [к’] — согласный, глухой парный, мягкий (парный)
и   [и] — гласный, безударный
й   [й’] — согласный, звонкий непарный, сонорный (всегда звонкий), мягкий (непарный, всегда произносится мягко)

В слове 16 букв и 16 звуков.

При разборе слова используются правила.

  • Гласная я после ь, ъ является йотированной и обозначает звук [й’а]

Разбор 2 ⚠ Ударение поставлено посетителями сайта и не проверено администратором.

контръякоби́нский

контръякобинский — слово из 5 слогов: контръ-я-ко-бин-ский. Ударение падает на 4-й слог.

Транскрипция слова: [кан’трй’икаб’ин’ск’ий’]

к   [к] — согласный, глухой парный, твёрдый (парный)
о   [а] — гласный, безударный
н   [н’] — согласный, звонкий непарный, сонорный (всегда звонкий), мягкий (парный)
т   [т] — согласный, глухой парный, твёрдый (парный)
р   [р] — согласный, звонкий непарный, сонорный (всегда звонкий), твёрдый (парный)
ъ  не обозначает звука
я   [й’] — согласный, звонкий непарный, сонорный (всегда звонкий), мягкий (непарный, всегда произносится мягко)
  [и] — гласный, безударный
к   [к] — согласный, глухой парный, твёрдый (парный)
о   [а] — гласный, безударный
б   [б’] — согласный, звонкий парный, мягкий (парный)
и   [и] — гласный, ударный
н   [н’] — согласный, звонкий непарный, сонорный (всегда звонкий), мягкий (парный)
с   [с] — согласный, глухой парный, твёрдый (парный)
к   [к’] — согласный, глухой парный, мягкий (парный)
и   [и] — гласный, безударный
й   [й’] — согласный, звонкий непарный, сонорный (всегда звонкий), мягкий (непарный, всегда произносится мягко)

В слове 16 букв и 16 звуков.

При разборе слова используются правила.

  • Гласная я после ь, ъ является йотированной и обозначает звук [й’а]

Цветовая схема: контръ якобинский

Нужен разбор с ударением на другой слог?

Поставьте ударение, кликнув на нужной гласной. Страница обновится и дополнится новым разбором.
контръякобинский

Гласные буквы оранжевого цвета нельзя выбрать: для них уже даны разборы выше.

Слова с буквой ё обязательно пишите через ё. Фонетические разборы слов «все» и «всё» будут разными!

к [к] согласный, глухой парный, твёрдый, шумный к о [а] гласный, безударный о н [н’] согласный, звонкий непарный (сонорный), мягкий н т [т] согласный, глухой парный, твёрдый, шумный т р [р] согласный, звонкий непарный (сонорный), твёрдый р ъ не обозначает звука ъ я [й’] согласный, звонкий непарный (сонорный), мягкий я [и] гласный, безударный к [к] согласный, глухой парный, твёрдый, шумный к о [а] гласный, безударный о б [б’] согласный, звонкий парный, мягкий, шумный б и [] гласный, ударный и н [н’] согласный, звонкий непарный (сонорный), мягкий н с [с] согласный, глухой парный, твёрдый, шумный с к [к’] согласный, глухой парный, мягкий, шумный к и [и] гласный, безударный и й [й’] согласный, звонкий непарный (сонорный), мягкий й

Автор Сообщение

Учитель

Зарегистрирован: 16 окт 2012, 19:56
Сообщения: 180

Сообщение Разделительные Ъ и ь

Разделительные Ъ и ь .

Употребление разделительных знаков различается прежде всего по их положению в слове. Ъ знак пишется исключительно между приставкой и корнем. Можно это представить так:

ППППП Ъ КККККК ( где п — это приставка ,а к — корень)

1. Но всё дело в том, что приставка должна заканчиваться на согласный, а корень начинаться на е , ё , ю , я.

Объявить. предъюбилейный , безъядерный…

Эта часть правила обычно хорошо усваивается ещё в начальной школе, но не исчерпывает все его положения.

2. Ъ также пишется в сложных словах после
двух , трёх , четырёх — и опять при наличии в корне е , ё , ю , я
.

двухъязычный, трёхъярусный….

3. Ъ пишется в иноязычных словах после приставок аб- , ад- , диз-, ин- интер- , кон- , об- , суб-

Этих слов не так много , поэтому их лучше запомнить ,т.к именно они и встречаются в ЕГЭ

адъютант , инъекция , конъюктура (обстановка . напр. конъюктура рынка ), конъюктивит (болезнь глаз ) объект , субъект

4. Ъ пишется в сложных словах после первой части :

контр — контръякобинский (мятеж)
пан — панъяпонский (экспресс)
супер — суперъястребы (лётчики)
меж — межъязыковый (барьер)
сверх — сверхъестественное

но в словах : арьергард , интервьюировать , подьячий (дьяк) пишется ь

Внимание ! ъ не пишется между частями сложносокращённых слов , как : детясли , иняз , комячейка и.т.д

1. Ь разделительный пишется внутри слова перед буквами е , ё , ю, я , и

обезьяна , портьера, мелколесье , компьютер …

2. Ь разделительный пишется в иноязычных словах перед о

медальон , почтальон , шампиньон.

Внимание ! запомните слово нюанс — в нём вообще никакие знаки не пишутся .

А теперь перейдём к ,казалось бы, другому правилу ,но оно теснейшим образом связано с разделительными Ъ и Ь знаками. А именно к

правописанию ы и и после приставок

Что же общего в этих правилах ? Во-первых, приставкка должна заканчиваться на согласный.
Корень слова , а иногда и вторая приставка, должны начинаться на звук и .

А звук и в русском языке особенный . Согласные, стоящие перед ним ,как правило, смягчаются : милый ,хилый килограмм…
А как же быть , когда перед и стоит приставка? Попробуйте произнести слово раз»игрался (смягчите звук з ).
Думаю, получилось смешно. Чтобы смешно не было , смягчающая буква и «отвердела» ,то есть произноситься и писаться стала Ы.

Разыгрался, подыскать , безысходный( здесь «отвердела» вторая приставка -без- ис-ход.

Но процесс этот происходит не всегда. Посмотрим на пункты 2. 3. 4. предыдущего правила правописания

Ъ и увидим ,что
2. после двух-, трех- , четырёх- ;
3. после иноязычных приставок ;
4. после первой части слов сверх-, меж-, пан-, транс-, супер-, контр- буква и сохраняется

двухимпульспый , трансиорданский, межинститутский, контригра, панисламизм, постимпрессионизм, сверхинтересный, суперигра и.т.д.

очень интересное слово сверх — из — ысканный . после первой части сверх и сохранилась, а в корне после второй приставки появилась ы .

И опять же обращаю внимание на сложносокращённые слова . В них сохраняется и

мединститут , спортинвентарь

И слова , о которых говорилось выше : взимать , взыскать

На этом урок закончим. Любящая вас баба Оля

21 ноя 2012, 03:08

Профиль

Офелия

Зарегистрирован: 22 фев 2013, 18:56
Сообщения: 1

Сообщение Re: Разделительные Ъ и ь

Хотелось бы спросить, какой корень в слове съел?

22 фев 2013, 19:06

Профиль

superstarka

Учитель

Зарегистрирован: 16 окт 2012, 19:56
Сообщения: 180

Сообщение Re: Разделительные Ъ и ь

Офелия писал(а):

Хотелось бы спросить, какой корень в слове съел?

Офелия писал(а):

Хотелось бы спросить, какой корень в слове съел?

Офелия! Слово съел относится к очень древнему пласту лексики. Она используется так давно, что на протяжении развития языка затерялись различия в его составе. Это так называемые однозвуковые корни: есть-ел; петь-пел; пить-пил;мыть-мыл;ныть -ныл… Так что в данном слове корень Е (JЭ).

22 фев 2013, 22:26

Профиль

Наталья

Автор сайта

Аватара пользователя

Зарегистрирован: 12 апр 2012, 19:23
Сообщения: 1086

Сообщение Re: Разделительные Ъ и ь

Хочу вступить в ваш разговор.
Да, в слове съел, е ([й’э]) — корень.
А вот относительно других слов есть и иная точка зрения. В школьной практике сосуществуют обе: одни учебники и учителя дают одно объяснение, а другие — другое.
Смысл иной интерпретации вот в чем. В словах пить, бить, вить, жить и др. выделяют корни пи, би, ви, жи… Это связано с тем, что разные глагольные формы образуются от разных видов глагольной основы (иногда их называют разными основами): основой инфинитива (неопределенной формы глагола) и основой настоящего времени.
Эту точку зрения представляет А. Н. Тихонов, автор капитального труда «Морфемно-орфографический словарь русского языка».

23 фев 2013, 12:44

Профиль

Гараццкой Лефф

Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23 янв 2013, 11:19
Сообщения: 41

Сообщение Re: Разделительные Ъ и ь

Добро)
Корень слова у «пью» и «бью»?)

_________________
«Поздравляю тебя, Шарик, ты — балбес.»

23 фев 2013, 20:36

Профиль

Наталья

Автор сайта

Аватара пользователя

Зарегистрирован: 12 апр 2012, 19:23
Сообщения: 1086

Сообщение Re: Разделительные Ъ и ь

Академическая наука использует более тонкий инструментарий, чем школьная практика. Это и понятно.
Она, рассматривая соотношения основ инфинитива и настоящего времени, дает толкование: в формах настоящего времени происходит «наращение [й’]» в основе настоящего времени: п[й’], б[й’]. Что такое «наращение»? Это обычно один согласный (необязательно [й’]) или реже сочетание звуков, которые появляются в основе в определенных формах, но не являются формообразующими суффиксами. Получается, что в школе, где не изучают никаких наращений, этот согласный [й’], который не может быть отнесен ни к окончанию, ни к суффиксу, может быть отнесен только к корню.

Сейчас изменился и порядок разбора. Раньше нас учили прежде всего выделять корень. Теперь не так. Теперь сначала отсекают окончание, определяют аффиксы: приставки и суффиксы, а то, что остается в итоге, считают корнем.

Кстати, системное описание словообразовательных гнезд лексики русского языка (145 тыс. единиц лексики) позволило А. Н.Тихонову, автору двух огромных словарей (Морфемно-орфографического и Словообразовательного), выделить корни во многих словах не совсем привычно для нашей школы.

Я сама не специализировалась в морфемике и словообразовании, но могу подтвердить, что за последние 30 лет эти научные дисциплины изменили многие наши привычные представления. Школа использует данные фрагментарно и разноречиво. Например, одни учебники называют ть суффиксом, другие — окончанием. Есть много и других разночтений. Я вижу выход в том, чтобы привести существующие представления к единому знаменателю. Поэтому я за то, чтобы давать материал по морфемике и словообразованию по Тихонову. Словари доступны. Они есть и в продаже в книжных версиях, и в сети Интернет.

Учителей, кстати сказать — я знаю об этом из писем — ориентируют сейчас на этот же источник информации.

23 фев 2013, 21:28

Профиль

Гараццкой Лефф

Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23 янв 2013, 11:19
Сообщения: 41

Сообщение Re: Разделительные Ъ и ь

Цитата:

в формах настоящего времени происходит «наращение [й’]» в основе настоящего времени: п[й’], б[й’].

Круто!
Я и не знал, что в форме «читаю» у меня наращение в виде j между тематической гласной основы и окончанием!
Круто! Инфиксация тематического гласного в корень!

_________________
«Поздравляю тебя, Шарик, ты — балбес.»

23 фев 2013, 21:47

Профиль

Гараццкой Лефф

Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23 янв 2013, 11:19
Сообщения: 41

Сообщение Re: Разделительные Ъ и ь

На самом деле это я вот к чему.
Ребёнку в школе, интересно, как объясняют всю эту ересь?
Как объяснить, что не наращение тут по факту, а СРАЩЕНИЕ?

И пример тому — польское спряжение pić

ja piję
ty pijesz

В польском остался этот корень ещё в не до конца разложившейся форме pij-.
Но польский же и утратил мягкость, которая по факту отходит одновременно и к окончанию.

То есть должно быть так:
пью — (п’й-йу), где йотированный звук постепенно стал частью и корня, и окончания.
А в польском полностью отошёл к корню, поскольку, как я сказал, там утрачена мягкость.

_________________
«Поздравляю тебя, Шарик, ты — балбес.»

23 фев 2013, 21:53

Профиль

Наталья

Автор сайта

Аватара пользователя

Зарегистрирован: 12 апр 2012, 19:23
Сообщения: 1086

Сообщение Re: Разделительные Ъ и ь

Да,привлечение данных других языков часто оказывается плодотворным для описания какого-либо конкретного языка. Поэтому и есть такие разделы языкознания, как общее и сравнительное языкознание. Но для детей, для школьников это тоже не путь: их будут пугать примеры из незнакомых языков.

А вообще русистика заметно обогатилась, когда в 50-х к нам на вузовское обучение начали приезжать иностранцы. Оказалось, что в той же грамматике у нас много особенного, такого, что традиционные грамматические описания, сделанные в рамках одного языка, обходили вниманием. Это особенное давало себя знать ошибками в речи студентов. Тогда осозналось, что случайных ошибок не бывает, что они носят системный характер, в котором проявляются несовпадения между языками: родным и изучаемым. Начались исследования, выделилась дисциплина РКИ (русский язык как иностранный), открыли научно-методический центр, а потом и институт…

Что касается академической науки, у меня есть слова оправдания. Понимаете, возможны разные подходы. Мы же помним, что языкознание — наука интерпретационная? И еще одно: каждый на перекрестке — заметил какое-либо явление, что делать с ним дальше? И для чего? Как и везде, в науке встречается всякое: и амбициозность, и гордыня, и упрямство… И любой осознанно или не осознанно делает выбор:
—Вписывать в более широкий лингвистический контекст (связи по горизонтали)?
—Встраивать в традицию (связи по вертикали), а в науке традиция вообще играет заметную роль: ни одно исследование не избегает того, чтобы узнать, а что было до тебя,
—Отказаться от данного объекта, если он по какой-то причине неудобен для описания, имеет спорную природу и т.д. или
—Описывать, как можешь…
Лично я не вижу блеска в списках морфонологических чередований, но осознаю, что для составления их потребовался огромный научный труд нескольких поколений ученых. Для меня не столь важно, как названо явление… Я думаю, что правильнее и честнее сказать: вот, у нас есть такой материал, он не вписывается в общепринятую систему… Мы свои знания, свои данные излагаем вам. Мы называет это так-то. Так и поступили авторы АГ 80 (Академической Грамматики, 1980 г.).

Интересы людей могут существовать параллельно, а могут пересекаться. Возможно и вообще невероятное: существовали-существовали параллельно, а потом вдруг пересеклись. Так же существуют параллельно, но иногда пересекаются интересы, потребности, запросы школьной и академической практики. Академическая наука развивается по своим путям, без оглядки на то, что и как будут объяснять детишкам в начальной, средней и старшей школе. У неё свои задачи, она должна смотреть вперед, в неизведанное.

И если какие-либо объяснения сложны для детского понимания, русистика как наука за это ответственности не несет. Скажем спасибо за то, что у нас есть добротные источники исходной информации.

А что делать школе, это уже особый и очень большой разговор. По-моему, так.

24 фев 2013, 09:07

Профиль

Гараццкой Лефф

Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23 янв 2013, 11:19
Сообщения: 41

Сообщение Re: Разделительные Ъ и ь

Так то, что академическая наука своим путём идёт, я и не сомневаюсь.
Вопрос в том, почему детям задают вопрос, над которым мы ломаем голову.
А если ребёнку задан вопрос, то ожидается, что будет и получен ответ.
Верно ведь?
Как с Маленьким принцем.
Не отставал, пока не получал ответ.

Итак.
Как же предполагается получить ответ от ребёнка по поводу «пью»?
Если мы выяснили, что этот йодированный ;) звук — либо наращение (с очень мне любопытной инфиксацией в корень, как у «читаю»), либо распределение j между корнем и окончанием.

Ребёнок даст ответ.
И по одному из критериев этот ответ будет в любом случае ложным.

Или у нас в школе уже всё равно, как и чему обучать?

_________________
«Поздравляю тебя, Шарик, ты — балбес.»

24 фев 2013, 14:26

Профиль

Показать сообщения за:  Поле сортировки  

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0

Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

cron

Вставьте, где это необходимо, разделительные Ъ и Ь.

Кон…юнктура, суб…ект, ад…юнкт, интерв…ю, двух…язычный, лос…он, фел…етон, сверх…естественный, контр…атака, фельд…егерь, волеиз…явление, прем…ера, трёх…осный (автомобиль), ад…ютант, бул…он, с…узить, в…юга, двух…этажный, всеоб…емлющий, пед…институт, об…явление, кон…юнктивит, транс…японский, контр…якобинский, дез…инфекция, вар…ирование, дет…ясли, без_упречный, об_явление, неб_ющийся, бар_ер, контр_удар, сверх_естественный, раз_яренный, пас_янс, трех_язычный, нав_ючить, необ_ятный, в_ется, пред_убеждение, обез_яна, пред_угадать, кинос_емка, бур_ян, меж_ярусный, комп_ютер, раз_яснить.

Вскач_, замуж_, лиш_, настеж_, невмоч_, невтерпеж_, сплош_. Береч_ся, взвес_те, встретиш_ся, испеч_ся, назнач_те, намаж_, остан_ся, не плач_те, съеш_, сяд_те. Глуш_, грач_, дач_, крыш_, ландыш_, лещ_, много луж_, меч_, молодеж_, мыш_, ноч_, помощ_, рож_, стаж_, тиш_, выше туч_. Могуч_, похож_, хорош_. Жен_щина, мощ_ный, погон_щик, пон_чик, реч_ка, стекол_щик, точ_ка, удач_ный. Восем_сот, сем_десят, шест_сот. Веч_ный, вещ_, встан_те, готовиш_ся, девят_сот, дрож_, душ_, еж_ колюч_, живуч_, камен_щик, лож_, луч_, моеш_ся, навзнич_, наотмаш_, отреж_, плач_ ребенка, подвин_ся, проч_, пят_десят тысяч_, репортаж_, реч_, реч_ной, среди рощ_, руч_ка, спряч_те, черная туш_, увлеч_ся, удач_. Молодёж…, превосходиш…, престиж…, наотмаш…, благородство человеческих душ…, иш…, туш… для век, горяч… нравом, уж…, обеспеч… безопасность, не плач…те, мелоч…, результат встреч…, проч…, стаж…, капает с крыш…, полноч…, не пряч…тесь от людей, увелич…те, пренебреч…, роскош… не утаиш…, спряч… мя

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Кончатся как пишется правильно
  • Контрудар как пишется слитно или раздельно
  • Координаты точек как пишется
  • Кончались или кончились как правильно пишется
  • Контрудар как пишется правильно