Крестная фея как пишется правильно

Как пишется слово "крестная"?

Каждый человек должен не только глубоко почитать свою мать под крестом, но и знать основы правописания, как пишется слово крестная. Грамотность нужна не только при заполнении документов, для письменных изложений, но она есть отличительной чертой воспитанности человека. В русском языке много случаев, когда произношение и написание лексических единиц не совпадают. Поэтому надо быть очень внимательным, осознанно относиться к изучению основ грамматики, чтобы не делать ошибок и знать также, как пишется крестный отец. Рассмотрим к какой части речи относятся рассматриваемые нами лексемы, потому это зависит от содержания выражения в предложении.

Правильно пишется

При произношении этих терминов теряется звук -т-, люди, которые не задумываются о нормах правописания, передают в письменном виде слова, как слышат. Разберем слово по составу: крест-на-я, имя существительное, одушевленное, женского рода, изменяется по числам и падежам. Морфема разделяется на три слога, с ударением на первом, основой лексемы выступает крестн-, которая разделяется на корень крест-, суффикс -н-, окочание в именительном падеже, единственного числа -ая.

крестная

Для переноса нельзя отделять последний слог, правильно делить на две части крест-ная, слог с одной гласной нельзя переносить на следующую строку и оставлять в предыдущей. Запомните, как правильно написать крестная и как не припуститься ошибки при переносе слова. Морфема крест-ный также пишется с буквой -т-, мужского рода, но выступать в предложении может как существительным, так и прилагательным.

Какое правило надо знать

Рассматриваемые морфемы подчиняются правилу русского языка о правописании корней с непроизносимыми согласными. Наиболее часто в словах  встречается буквосочетание -стн-, -здн-, -лнц-, -рдц-, -стл-, которые произносятся без средних звуков. Чтобы проверить правописание глухих и звонких непроизносимых согласных, надо изменить или подобрать родственное слово, чтобы непроизносимый согласный, стал произносимым, например крестное-крест, местный-место, солнце-солнечный.

Примеры предложений

  • Я не припомню всех подробностей той последней нашей встречи, только яркая картинка перед глазами, когда крестная дарила мне шалевый платок.
  • Расположившись у костра, мы долго разговаривали с крестным и я не заметил как уснул под монотонный его рассказ.
  • В сумерках ко мне подошла взволнованная крестная мать и спросила о причине моей поздней прогулки.
  • Часто мне вспоминаются ранние рассветы, проведенные с крестным отцом на озере на рыбалке и наши задушевные беседы.

Пример со значением прилагательного, в этом случае написание аналогично, но произносится через звук -е-.

  • По случаю празднования открытия храма Иоанна Златоуста, по главной улице деревни прошел Крестный ход.
  • Батюшка в начале проповеди объявил, что видел он Крестное знамение, которое снизошло к ним, как предвестник неблагополучия.

Неправильно пишется

Неправильно писать слова кресная, кресный без буквы -т-.

Значение слова

После родной матери, по роли в жизни человека, имеет весомое значение крестная, мать которая дана при крещении человека. Главная задача ее состоит в том, чтобы исполнять обязанности, которые она приняла на себя во время таинства Крещения. Она должна молиться за своего ребенка, приучать и его к молитве, донести до ребенка значение Закону Божьего. Она помогает познать ребенку основы веры, проявляет интерес к его духовной жизни. Запомните, “крестная мать” как пишется и  применяется, как стойкий фразеологизм, синонимом  к слову крестная.

Заключение

На примере этих словообразований мы сравнили их лексическое значение и пришли к выводу, что точно определить их отношение к части речи можно только после разбора текста по частям речи. Устойчивые выражения нельзя разделять на отдельные лексемы, потому что они теряют свою изначальную сущность. Надо очень внимательно относиться к лексическому значению и запомнить, как правильно пишется крестная.

Слово «крестная» пишется с буквой «т» в корне – крестная.

Непроизносимую согласную «т» в лексеме «крестная» можно проверить, подобрав однокоренное слово, в котором эта согласная будет отчетливо слышна – крест, крестить.


Сегодня мы с вами, подобно фее-крёстной, обернувшей Золушку красавицей взмахом палочки, провернём похожие манипуляции с текстом.

Но фея не создавала что-либо из воздуха за миг. Ей нужны были волшебные силы, время и материал.
Волшебные силы на превращение текста есть у каждого человека, просто они спят. Времени нам понадобится около получаса – хей, зарезервируйте себе тридцать минут!
А материал…

Плохой текст

Сразу отметём тексты с грамматическими ошибками и бессвязный набор слов. Первое можно исправить в word, второе неисправимо, если непонятен смысл.


Плохой текст

  1. читать скучно
  2. читать сложно
  3. не дочитываешь до конца
  4. не понимаешь

Главное, сюда не входит «нравится/не нравится», т.к. вкусовщина исправляется длительным изучением аудитории.

Итак, нам нужна лабораторная мышка, чтобы я могла продемонстрировать преображение. Тут бы в качестве примера найти текст какого-нибудь горе-копирайтера, пишущего за ночь несколько десятков текстов, но мне в голову пришло другое – объявление о конкурсе.


Открытый Всероссийский конкурс инновационных методических разработок «Открытое образование в открытой среде» проводится с целью стимулирования научно-методической деятельности педагогических работников образовательных организаций, отвечающей вызовам современного информационного общества и направленной на создание открытой образовательной среды и встраивание в образовательный процесс событийных деятельностных образовательных форматов синтезирующего характера для расширения образовательных возможностей обучающихся.

Это только кусочек, но я уже чувствую, как ваши глаза наполнились слезами. Скорее всего, его тупо скопировали из положения о конкурсе. Но разве это оправдание? Над текстом нужно было поработать, прежде чем представлять его миру…

Да, вы заметили, что всё это – одно предложение? Итак, наше первое преображение – работа над формой.

Форма текста

Текст нуждается в группировке предложений по смыслу.


Заголовок, лид (введение), абзац, подзаголовок, цитата, завершение.

Заголовок у нашего примера был, но я убрала его для пущего впечатления. Самое интересное, что текст про цель конкурса был сразу под заголовком, а уже потом шла остальная информация.

Я б того, кто сделал это, застрелила… буквами.

Заголовок, который был у нашего текста –

«Конкурс «Открытое образование в открытой среде»

.

Вроде отлично – он смысловой, понятно, что это конкурс, и название есть… которое – внимание! – тут же повторяется во введении. И вообще, что это, ёжкин кот, за конкурс?

Даже после пятого прочтения введения мы поймём только, что он для педагогов. А что делать – вообще непонятно. Может, это такой сленг педагогов? Только для них?
Сомневаюсь.

Углубившись в текст, я где-то к концу понимаю, что это конкурс методических разработок – т.е. педагоги создают свои весёлые инструкции интересного и полезного преподавания. Инструкции, по которым другие педагоги могут вести занятия так же круто.


«Конкурс методических разработок преподавания»

– немного суховатый, но куда более информативный вариант.


Кто-то может возразить, что педагогу, который хочет победить, пофиг, как текст написан: он поймёт и прочтёт всё. Но так можно сказать о любом тексте! Что ж тогда, писать, как попало?

Ещё варианты:

«Конкурс на лучшую методику преподавания», «Предложи лучшую методику преподавания», «Твоё преподавание – лучшее?»

. Если объявление в разделе «конкурс», то это слово вообще не стоит ставить в заголовок.

Интригующий заголовок в объявлении не вариант, но если забыть, что это информационный текст и кто аудитория…

«Лучший педагог – лучший урок», «Учись, как учить, и учи других», «Учить или мучить? Конкурс!»

. Ну, и так далее. Это сложнее инфозаголовков, да и не всегда посыл распознают.

Введение может поправить или дополнить заголовок. Поставьте внутреннее ограничение (не больше 200-300 символов) и попробуйте уложить в нём… нет, не весь смысл текста, а главное: кто, когда и что.

Совет: вообще любое предложение не должно быть длиннее 200 символов. Короткие всегда лучше.


Учить или мучить? Конкурс!


Инновационный метод преподавания – это про вас? Ждём на конкурсе «Открытое образование в открытой среде»! До 1 марта 2018 опубликуйте свою методическую разработку и подайте заявку на участие…

Уже понятно, но вусмерть официально, несмотря на попытку интригующего заголовка. Сейчас так писать модно только на официальных гос. сайтах. Интригующее введение – для других площадок. Допустим, ты молодой педагог, который сидит в ВК или инсте.
Мой текст начинался бы так:


Взрослые дети и маленькие взрослые


Хотела начать с конкурса для педагогов, но вспомнила одну историю.
Как-то побывала на университетском мастер-классе, назывался «бизнес-театр»…

Улавливаете разницу?
Такое введение может быть длиннее обычного, главное, намекнуть в начале, что основной смысл не в этом, или уложиться в пару предложений.

Совет: если настоящей истории из вашей жизни по теме нет, лучше не выдумывать. Поспрашивайте знакомых или вернитесь к информативной версии введения.

Ещё вариант – перейти к сути без введений. Помню, когда выбирала себе новый ноут, дико бесилась от всех этих текстов в инете, начинающихся с

«Выбрать подходящий для вас ноутбук – дело непростое…»

,

«бывает так, что покупаешь ноут, просто, чтобы был…»

.

А всего-то надо было чётко написать под пунктом один – характеристики, важные для графических редакторов, под пунктом два – характеристики для игр и т.д.

Вот мы и перешли к пункту…

Мозг видит сплошной лес букв и складывает мысленные лапки на груди.

Всё, что можно представить списком в большом тексте, – представляйте списком. Давайте этому подзаголовок, разделяйте на смысловые части

.

Так, в нашем объявлении я бы выделила информативные подзаголовки:

Кто может участвовать, Условия конкурса, Этапы (очный/заочный), Сроки, Критерии оценки, Контакты…

и т.д., в зависимости от содержимого.

Более вольный текст можно просто разбить на «главы», сделать интригующее оглавление.

«Кто избранник-конкурсант?» «Ты не пройдёшь, пока не…», «День икс»

и т.д. Но стоит помнить об уместности.

Совет: не мешайте между собой интригующие и смысловые подзаголовки, все они должны быть либо первыми, либо вторыми.

Я люблю

абзацами подчёркивать неожиданные повороты в тексте

.

Вот так.

И так.

Заморочь, в общем.

Придётся сделать пробел, если в абзаце набежало хотя бы две строчки, как делаю я сейчас. Когда предложений много, и в них заключено несколько информационных посылов, нужно разделять строки.

Ведь их становится тяжелее воспринимать.

Кого – их?
Их, ну, вы помните?

Это моё слегка грубоватое объяснение, как абзац может мешать. Мало того, что приходится возвращаться к написанному, так ещё и «перепрыгивать» взглядом осадные рвы белого пространства.


Поэтому старайтесь не злоупотреблять абзацами там, где в них нет смысла.

Цитата


«Что-то очень длинно написано»

, – читаю я в мыслях читателей.

Каюсь, грешна: хотелось поговорить с вами, как с людьми, и впихнуть при этом побольше смысла. Сюрприз: нетерпеливых ждёт в конце резюме. Так что можете проигнорировать меня и промотать до конца…

В начале этой смысловой части я использовала цитату. Вообще из воздуха даже, а не чей-то афоризм. Можно оформлять цитаты как диалог:


– Эй, а нельзя было про резюме пораньше сказать, я уже столько времени потратил!

А можно, если есть доступ к вёрстке материала, вынести текст на цветную подложку (как в нашем блоге).


Визуально цитаты облегчают чтение и придают динамики. Секрет в форме тире

– горизонтальная черта обладает прямо волшебными свойствами, в отличие от непопулярного в последнее время двоеточия: а ведь чаще по правилам нужно именно оно.

Совет: цитату начинайте с новой строки, иначе она скроется внутри абзаца и потеряет волшебные свойства.

В нашем примере с педагогическим конкурсом можно попробовать найти известные фразы про учёбу. Конечно, не банальное «учиться, учиться, учиться», а что-то подходящее по смыслу.


«Не обижайте детей готовыми формулами, формулы – пустота…», – писал Антуан де Сент-Экзюпери…

В нашем объявлении завершение было бы таким:

«Положение о конкурсе смотрите здесь»

. Ну, или что-то вроде.

Текст для ВК завершился бы более расхлябанно:

«Хоть в нём ничего не понятно, но стоит почитать, – положения, они такие же, как договоры: вдруг мелкими буковками написана ловушка?»

Совет: мы говорили о форме текста. Но часто текст плох ещё и из-за стиля – в нашем случае это научный. Читая подобное и вникая, мы становимся рабами этого стиля и невольно пишем так же. Иногда лучше попробовать пересказать смысл текста своими словами, чем работать над каждым предложением отдельно.

Конкретно этот текст я хочу завершить резюме, которое соберёт в себе основные положения всего-всего: без раздумий, уходов в сторону и метафорических завитушек.

В соцсетях ещё часто задают вопрос аудитории – мол, ну как, теперь вы готовы колдовать над текстами? Я и сама так часто делаю –

щупаю почву, в которую падают мои слова

.

Но иногда хочется закончить чёрство и по-деловому: резюмируя главное…

Резюме

Нет: я вас обманула. Это просто вывод и ловушка для нетерпеливых…

Вспомнила кое-что важное. У текста есть не только форма и стиль, но и цель. И

если информирование – вовсе не на первом месте, лучше представить своего читателя как собеседника

.

Напоследок ещё совет: иногда используйте сервис главред. Хотя он именно для инфостиля, сервис поможет увидеть сомнительные элементы. Посмотрите на выделенные слова и подумайте, так ли они нужны для вашего авторского стиля?


Выводы, которые делаешь после главреда:

  1. описывай вещи конкретнее (не недорогой ноутбук, а конкретная цена)
  2. аргументируй наличие прилагательных: качественный (пишешь, почему: прочный корпус, не раскалывающийся при падении – проверено производителем, комментарии тех, кто уже покупал)
  3. если можно приложить иллюстрацию вместо слов – используй изображение
  4. объясняй цифры (например, ёмкость аккумулятора электронной книги 1500 мАч. Что это значит? Сколько часов? Страниц?)


Вообще информационный стиль – прерогатива новостных порталов. Так что, если сфера деятельности – не новости, склоняйтесь к тому, чтобы вас было скорее интересно, чем понятно читать.

Завлекайте интригующими элементами, но не слишком усердствуйте (иначе выйдет так же, как в моём примере – ну, совсем непонятно). Кстати об этом, весь текст можно увидеть

здесь

.

А вот как поколдовала над ним я:

Взрослые дети и маленькие взрослые


Хотела начать с конкурса для педагогов, но вспомнила одну историю.

Как-то побывала на университетском мастер-классе, назывался «бизнес-театр». Лектором выступил сценарист, режиссёр и актёр. Всё занятие состояло из интерактивных игр, словом,

не учёба, а развлечение

.

– А они по-другому не понимают, – жаловался знакомый куратор. – Только игровые формы.

Педагогам приходится смотреть на мир глазами учеников и изобретать новые формы преподавания.

Но так ли это плохо?


«Не обижайте детей готовыми формулами, формулы – пустота…»

, – писал Антуан де Сент-Экзюпери, предлагая обогатить учеников образами и картинами.

Шанс представить свою, оригинальную методику преподавания есть у каждого педагога – на всероссийском конкурсе методических разработок

«Открытое образование в открытой среде»

.


Ты не пройдёшь, пока не…

– опубликуешь в сети свою методику

– подашь заявку на участие до 1 марта


Тебя ждут

– заочный этап (1 марта – 15 июня)

– очный этап (27 – 29 сентября) в рамках Всероссийского форума «Детский лагерь – новое образовательное пространство»


Твоя методика

– описывает современную образовательную практику – интерактивную, деятельную, событийную, игровую, внеклассовую и т.д.

– включает занятие не более 3-х часов

– будет испытана в детском центре «Артек»

…ну и так далее, в том же духе. Для тех, кому вообще в принципе тяжело писать,

советую метод – фрирайтинг

.

Спасибо всем, кто выдержал до конца: ваш уровень повышен!

Крёстная или крёсная?

Содержание

  • 1 Правописание слова
    • 1.1   Примеры предложений
  • 2 Ошибочное написание
  • 3 Синонимы
  • 4 Заключение
  • 5 Правильно/неправильно пишется

Богатство и разнообразие русского языка отчасти обусловлено тем, что он вобрал в себя множество слов иностранного происхождения, а также сохранил оттенки древнерусского наречия. Но в этом и сложность, ведь многие слова такого рода в письме часто ставят нас в затруднение. В нашем языке нередко можно встретить слова, которые пишутся и произносятся по-разному. К такому случаю относится вопрос: «Как правильно пишется — крёстная или крёсная»? Уточнить правописание поможет обращение к этимологии слова.
Крёстная или крёсная: как правильно пишется слово?

Правописание слова

Согласно орфографическим нормам правильно писать данное слово следующим образом: крёстная.

Крёстной матерью или крёстным отцом в православной традиции называют восприемника: то есть, человека, который участвует в обряде крещения, беря на себя обязанности по духовному воспитанию крещаемого ребенка. Часто крёстные являются близкими друзьями семьи и принимают активное участие в жизни своих крестников.

Прилагательное крёстная (мать) образовано от лексемы «крест» — имеется в виду главный в христианстве символ.

Разберём слово по составу:

Крёст (корень) + н (суффикс) + ая (окончание)

В некоторых случаях слово крёстная встречается без существительного «мать». Таким образом, оно само употребляется в качестве имени существительного, преобразуясь в другую часть речи из прилагательного.

Пример: На этой неделе я собираюсь заехать в гости к своей крёстной.

Сложности в написании слова крёстная возникают из-за того, что в корне встречается непроизносимая согласная, от чего может возникнуть недоумение: всё-таки, писать с «т» или без «т»?

Интересно, что в русском языке кроме буквосочетания – стн- также наиболее  распространены следующие сочетания с  непроизносимым звуком в середине: -лнц-, — стл-, -здн-, -рдц-.

В таких случаях нужно подобрать проверочное однокоренное слово. Если в корне есть согласная буква, которой не слышно в производном слове, то она сохранится и в других лексических формах.

Пример:

  • КрёсТная – кресТ – перекрёсТок
  • СерДце – серДечный
  • ПозДно – опозДать
  • ВласТный – власТь
  • КосТный – косТь
  • ГрусТный – грусТь

  Примеры предложений

  1. Крёстные родители зачастую играют важную роль в жизни ребёнка.
  2. Сына пора крестить, и мы вовсю думаем, кого из друзей попросить быть крёстным.
  3. Моя крёстная мама Анна Борисовна была мне как родная.
  4. Вспоминая детство, я часто перебираю в памяти долгие задушевные беседы с моим крёстным.
  5. Моя крёстная мать никогда не приезжала в гости без тщательно выбранных подарков.
  6. Добросовестные крёстные, хорошо понимающие свои обязанности, могут внести богатый вклад в воспитание ребёнка.

Ошибочное написание

Неправильно писать рассматриваемое нами слово без согласной Т:

  • Крёсная;
  • Крёсный.

Синонимы

Синонимов у данного слова немного:

  • Восприемница, восприемник
  • Кума, кумушка, кум

Заключение

Интересно, что данное слово имеет несколько значений, в зависимости от того, пишется оно с «е» или «ё». Прилагательное «крестный» может употребляться в смысле «христианский», «религиозный», «сакральный». Например:

  • Крестное знамение

Либо в значении «страдальческий», «мученический» — в память о страданиях на кресте Иисуса Христа.

  • Крестные муки
  • Крестный путь

Зачастую велик соблазн последовать фонетическому звучанию слова и написать его так, как оно произносится. Но с таким подходом легко попасть впросак и допустить грамматическую ошибку.

Чтобы письменная речь была грамотной, чистой и литературной, нужно помнить о способах проверки сомнительных слов – в данном случае, это морфемный разбор слова и подбор однокоренных лексем.

Правильно/неправильно пишется

Оценка статьи:

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет)

Загрузка…

Как правильно писать слово крёстная?

Если вы хотите узнать, как правильно пишется какое-либо слово, необходимо определить какой частью речи оно является. Затем найти правило русского языка. Давайте разбираться.

Правильно писать:
«КРЁСТНАЯ»

Прочие варианты написания слова

В этом разделе мы приводим все формы слова, склонение по падежам (если это возможно с точки зрения правил русского), единственное и множественное число слова крёстная

Базовая форма слова КРЁСТНАЯ

  Ед. число Мн. число
Им. крёстная крёстные
Род. крёстной крёстных
Дат. крёстной крёстным
Винит. крёстную крёстных
Тв. крёстной,
крёстною
крёстными
Пред. крёстной крёстных

«КРЁСТНАЯ» в контексте

Я спрятала бутылку под лавку и опять начала крестный путь в штаб.

Он является крёстным отцом её сына.

И куда смотрит крёстная фея нашей девочки?

Красноватая рука размашисто кладёт крестное знамение…

– Бессмысленно срывать гнев на близких, – тихо заметил крёстный.

Данное слово в повседневной речи употребляется довольно часто, но его правописание вызывает определённые сложности.

Давайте с этим разберёмся.

Существует два варианта правописания анализируемого слова:

  • «крёстная», где после гласной «ё» пишется сочетание букв «-стн-«,
  • «крёсная», где после гласной «ё» пишется сочетание букв «-сн-«.

Как правильно пишется: «крёстная» или «крёсная»?

Согласно орфографической норме русского языка правильным является первый вариант:

крёстная

Почему пишется непроизносимая согласная буква «т»?

Для того, чтобы проверить непроизносимую согласную букву, необходимо подобрать проверочное однокоренное слово так, чтобы сомнительная часть слова стала звучать более отчетливо.

Подберем проверочные слова:

  • крест
  • крестить

крест — крестить — крёстная

Как мы видим, в проверочных словах пишется непроизносимая согласная «т», следовательно мы ее напишем и в производном слове «крёстная».

Примеры для закрепления:

  • Крёстная мама берет на себя ответственность за воспитание в ребенке духовности.
  • Моя крёстная болеет и я давно её не видела.
  • Сегодня крёстная предложила вместе сходить на церковную службу.

В русском языке много заимствованных слов, а много слов, имеющих старославянские корни, пришедших к нам из древнерусского языка. Поэтому не все понимают, как следует правильно писать: «крёстная» или «крёсная»? Чтобы в том разобраться, нужно обратиться к этимологии слова.

Читайте в статье

  • Как правильно пишется?
  • Этимология и значение слова «крёстная»
  • Морфемный разбор слова «крёстная»
    • Примеры предложений
  • Неправильное написание слова «крёстная»
  • Заключение

Как правильно пишется?

Чтобы навсегда запомнить правильное написание слова «крёстная», нужно припомнить правило орфографии: если в слове, от которого оно образовано, есть непроизносимая согласная, то она есть и в новообразованном слове.

Например, крест − перекресток, известие − известный, честь − честный.

Этимология и значение слова «крёстная»

В христианстве крёстная (мать) − это женщина, которая участвует в обряде крещения и берет на себя ответственность за душу младенца. В течение жизни до совершеннолетия, а порой и гораздо позже крёстная принимает активное участие в воспитании ребенка.

Морфемный разбор слова «крёстная»

Имя прилагательное «крёстная» (мать) произошло от слова «крест» морфологическим суффиксальным способом.

крёстная

КРЕСТ-Н-АЯ − корень, суффикс, окончание.

Иногда слово «крёстная» употребляется без существительного, то есть переходит неморфологическим способом в иную часть речи и превращается в имя существительное.

Например, моя крёстная − предобрая женщина.

Примеры предложений

  1. С самого раннего детства моя крёстная мать всегда приносит мне прекрасные подарки на все праздники.
  2. Мы предложили своей соседке стать крёстной для нашего сына, но та отказалась, поскольку была мусульманкой.
  3. Я всегда хотела быть чьей-нибудь крёстной, и когда мне предложили, с радостью согласилась.

Неправильное написание слова «крёстная»

Согласно правилам русской орфографии, любое другое написание, кроме «крёстная», будет являться неправильным.

Буква «т», находящаяся в конце корня, часто не произносится, но в этом случае нужно проверить, от какого именно слова оно было образовано, вызывающее затруднение, и тогда вопросов больше не возникнет.

Например, грусть-грусТный, но опасно – опаСНый.

Заключение

Конечно, русский язык достаточно труден, но если хорошо знать правила орфографии и, главное, применять их при письме, то никогда не допустишь досадных ошибок, способных испортить репутацию и указать на недостаток среднего образования.

Разбор частей речи

Далее давайте разберем морфологические признаки каждой из частей речи русского языка на примерах. Согласно лингвистике русского языка, выделяют три группы из 10 частей речи, по общим признакам:

1. Самостоятельные части речи:

  • существительные (см. морфологические нормы сущ. );
  • глаголы:
    • причастия;
    • деепричастия;
  • прилагательные;
  • числительные;
  • местоимения;
  • наречия;

2. Служебные части речи:

  • предлоги;
  • союзы;
  • частицы;

3. Междометия.

Ни в одну из классификаций (по морфологической системе) русского языка не попадают:

  • слова да и нет, в случае, если они выступают в роли самостоятельного предложения.
  • вводные слова: итак, кстати, итого, в качестве отдельного предложения, а так же ряд других слов.

Морфологический разбор существительного

План морфологического разбора существительного

Пример:

«Малыш пьет молоко.»

Малыш (отвечает на вопрос кто?) – имя существительное;

  • начальная форма – малыш;
  • постоянные морфологические признаки: одушевленное, нарицательное, конкретное, мужского рода, I -го склонения;
  • непостоянные морфологические признаки: именительный падеж, единственное число;
  • при синтаксическом разборе предложения выполняет роль подлежащего.

Морфологический разбор слова «молоко» (отвечает на вопрос кого? Что?).

  • начальная форма – молоко;
  • постоянная морфологическая характеристика слова: среднего рода, неодушевленное, вещественное, нарицательное, II -е склонение;
  • изменяемые признаки морфологические: винительный падеж, единственное число;
  • в предложении прямое дополнение.

Приводим ещё один образец, как сделать морфологический разбор существительного, на основе литературного источника:

«Две дамы подбежали к Лужину и помогли ему встать. Он ладонью стал сбивать пыль с пальто. (пример из: «Защита Лужина», Владимир Набоков).»

Дамы (кто?) — имя существительное;

  • начальная форма — дама;
  • постоянные морфологические признаки: нарицательное, одушевленное, конкретное, женского рода, I склонения;
  • непостоянная морфологическая характеристика существительного: единственное число, родительный падеж;
  • синтаксическая роль: часть подлежащего.

Лужину (кому?) — имя существительное;

  • начальная форма — Лужин;
  • верная морфологическая характеристика слова: имя собственное, одушевленное, конкретное, мужского рода, смешанного склонения;
  • непостоянные морфологические признаки существительного: единственное число, дательного падежа;
  • синтаксическая роль: дополнение.

Ладонью (чем?) — имя существительное;

  • начальная форма — ладонь;
  • постоянные морфологические признаки: женского рода, неодушевлённое, нарицательное, конкретное, I склонения;
  • непостоянные морфо. признаки: единственного числа, творительного падежа;
  • синтаксическая роль в контексте: дополнение.

Пыль (что?) — имя существительное;

  • начальная форма — пыль;
  • основные морфологические признаки: нарицательное, вещественное, женского рода, единственного числа, одушевленное не охарактеризовано, III склонения (существительное с нулевым окончанием);
  • непостоянная морфологическая характеристика слова: винительный падеж;
  • синтаксическая роль: дополнение.

(с) Пальто (С чего?) — существительное;

  • начальная форма — пальто;
  • постоянная правильная морфологическая характеристика слова: неодушевленное, нарицательное, конкретное, среднего рода, несклоняемое;
  • морфологические признаки непостоянные: число по контексту невозможно определить, родительного падежа;
  • синтаксическая роль как члена предложения: дополнение.

Морфологический разбор прилагательного

Имя прилагательное — это знаменательная часть речи. Отвечает на вопросы Какой? Какое? Какая? Какие? и характеризует признаки или качества предмета. Таблица морфологических признаков имени прилагательного:

  • начальная форма в именительном падеже, единственного числа, мужского рода;
  • постоянные морфологические признаки прилагательных:
    • разряд, согласно значению:
      • — качественное (теплый, молчаливый);
      • — относительное (вчерашний, читальный);
      • — притяжательное (заячий, мамин);
    • степень сравнения (для качественных, у которых этот признак постоянный);
    • полная / краткая форма (для качественных, у которых этот признак постоянный);
  • непостоянные морфологические признаки прилагательного:
    • качественные прилагательные изменяются по степени сравнения (в сравнительных степенях простая форма, в превосходных — сложная): красивый-красивее-самый красивый;
    • полная или краткая форма (только качественные прилагательные);
    • признак рода (только в единственном числе);
    • число (согласуется с существительным);
    • падеж (согласуется с существительным);
  • синтаксическая роль в предложении: имя прилагательное бывает определением или частью составного именного сказуемого.

План морфологического разбора прилагательного

Пример предложения:

Полная луна взошла над городом.

Полная (какая?) – имя прилагательное;

  • начальная форма – полный;
  • постоянные морфологические признаки имени прилагательного: качественное, полная форма;
  • непостоянная морфологическая характеристика: в положительной (нулевой) степени сравнения, женский род (согласуется с существительным), именительный падеж;
  • по синтаксическому анализу — второстепенный член предложения, выполняет роль определения.

Вот еще целый литературный отрывок и морфологический разбор имени прилагательного, на примерах:

Девушка была прекрасна: стройная, тоненькая, глаза голубые, как два изумительных сапфира, так и заглядывали к вам в душу.

Прекрасна (какова?) — имя прилагательное;

  • начальная форма — прекрасен (в данном значении);
  • постоянные морфологические нормы: качественное, краткое;
  • непостоянные признаки: положительная степень сравнения, единственного числа, женского рода;
  • синтаксическая роль: часть сказуемого.

Стройная (какая?) — имя прилагательное;

  • начальная форма — стройный;
  • постоянные морфологические признаки: качественное, полное;
  • непостоянная морфологическая характеристика слова: полное, положительная степень сравнения, единственное число, женский род, именительный падеж;
  • синтаксическая роль в предложении: часть сказуемого.

Тоненькая (какая?) — имя прилагательное;

  • начальная форма — тоненький;
  • морфологические постоянные признаки: качественное, полное;
  • непостоянная морфологическая характеристика прилагательного: положительная степень сравнения, единственное число, женского рода, именительного падежа;
  • синтаксическая роль: часть сказуемого.

Голубые (какие?) — имя прилагательное;

  • начальная форма — голубой;
  • таблица постоянных морфологических признаков имени прилагательного: качественное;
  • непостоянные морфологические характеристики: полное, положительная степень сравнения, множественное число, именительного падежа;
  • синтаксическая роль: определение.

Изумительных (каких?) — имя прилагательное;

  • начальная форма — изумительный;
  • постоянные признаки по морфологии: относительное, выразительное;
  • непостоянные морфологические признаки: множественное число, родительного падежа;
  • синтаксическая роль в предложении: часть обстоятельства.

Морфологические признаки глагола

Согласно морфологии русского языка, глагол — это самостоятельная часть речи. Он может обозначать действие (гулять), свойство (хромать), отношение (равняться), состояние (радоваться), признак (белеться, красоваться) предмета. Глаголы отвечают на вопрос что делать? что сделать? что делает? что делал? или что будет делать? Разным группам глагольных словоформ присущи неоднородные морфологические характеристики и грамматические признаки.

Морфологические формы глаголов:

  • начальная форма глагола — инфинитив. Ее так же называют неопределенная или неизменяемая форма глагола. Непостоянные морфологические признаки отсутствуют;
  • спрягаемые (личные и безличные) формы;
  • неспрягаемые формы: причастные и деепричастные.

Морфологический разбор глагола

  • начальная форма — инфинитив;
  • постоянные морфологические признаки глагола:
    • переходность:
      • переходный (употребляется с существительными винительного падежа без предлога);
      • непереходный (не употребляется с существительным в винительном падеже без предлога);
    • возвратность:
      • возвратные (есть -ся, -сь);
      • невозвратные (нет -ся, -сь);
    • вид:
      • несовершенный (что делать?);
      • совершенный (что сделать?);
    • спряжение:
      • I спряжение (дела-ешь, дела-ет, дела-ем, дела-ете, дела-ют/ут);
      • II спряжение (сто-ишь, сто-ит, сто-им, сто-ите, сто-ят/ат);
      • разноспрягаемые глаголы (хотеть, бежать);
  • непостоянные морфологические признаки глагола:
    • наклонение:
      • изъявительное: что делал? что сделал? что делает? что сделает?;
      • условное: что делал бы? что сделал бы?;
      • повелительное: делай!;
    • время (в изъявительном наклонении: прошедшее/настоящее/будущее);
    • лицо (в настоящем/будущем времени, изъявительного и повелительного наклонения: 1 лицо: я/мы, 2 лицо: ты/вы, 3 лицо: он/они);
    • род (в прошедшем времени, единственного числа, изъявительного и условного наклонения);
    • число;
  • синтаксическая роль в предложении. Инфинитив может быть любым членом предложения:
    • сказуемым: Быть сегодня празднику;
    • подлежащим :Учиться всегда пригодится;
    • дополнением: Все гости просили ее станцевать;
    • определением: У него возникло непреодолимое желание поесть;
    • обстоятельством: Я вышел пройтись.

Морфологический разбор глагола пример

Чтобы понять схему, проведем письменный разбор морфологии глагола на примере предложения:

Вороне как-то Бог послал кусочек сыру… (басня, И. Крылов)

Послал (что сделал?) — часть речи глагол;

  • начальная форма — послать;
  • постоянные морфологические признаки: совершенный вид, переходный, 1-е спряжение;
  • непостоянная морфологическая характеристика глагола: изъявительное наклонение, прошедшего времени, мужского рода, единственного числа;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

Следующий онлайн образец морфологического разбора глагола в предложении:

Какая тишина, прислушайтесь.

Прислушайтесь (что сделайте?) — глагол;

  • начальная форма — прислушаться;
  • морфологические постоянные признаки: совершенный вид, непереходный, возвратный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфологическая характеристика слова: повелительное наклонение, множественное число, 2-е лицо;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

План морфологического разбора глагола онлайн бесплатно, на основе примера из целого абзаца:

— Его нужно предостеречь.

— Не надо, пусть знает в другой раз, как нарушать правила.

— Что за правила?

— Подождите, потом скажу. Вошел! («Золотой телёнок», И. Ильф)

Предостеречь (что сделать?) — глагол;

  • начальная форма — предостеречь;
  • морфологические признаки глагола постоянные: совершенный вид, переходный, невозвратный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфология части речи: инфинитив;
  • синтаксическая функция в предложении: составная часть сказуемого.

Пусть знает (что делает?) — часть речи глагол;

  • начальная форма — знать;
  • постоянные морфологические признаки: несовершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфология глагола: повелительное наклонение, единственного числа, 3-е лицо;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

Нарушать (что делать?) — слово глагол;

  • начальная форма — нарушать;
  • постоянные морфологические признаки: несовершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
  • непостоянные признаки глагола: инфинитив (начальная форма);
  • синтаксическая роль в контексте: часть сказуемого.

Подождите (что сделайте?) — часть речи глагол;

  • начальная форма — подождать;
  • постоянные морфологические признаки: совершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфологическая характеристика глагола: повелительное наклонение, множественного числа, 2-го лица;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

Вошел (что сделал?) — глагол;

  • начальная форма — войти;
  • постоянные морфологические признаки: совершенный вид, невозвратный, непереходный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфологическая характеристика глагола: прошедшее время, изъявительное наклонение, единственного числа, мужского рода;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

Крестный или кресный как правильно?

Правильно

Крёстный, крёстная — существительное, пишется через букву «т», образовано от слова «крест» (крестить). Используется как самостоятельное слово или в паре (крёстный отец, крёстная мать) — участвующий в обряде крещения кого-нибудь в роли восприемника. Произносится через букву «ё».
Сегодня приедет мой крёстный
Завтра к ней придет крёстная
Она сама выбрала крёстную мать

Крестный — используется как прилагательное, означает «относящийся к кресту». Пишется и произносится через букву «е».
Крестный ход прошел по главной улице города
Исторический роман-хроника«Крестный путь Иоанна Златоуста»
Крестное знамение совершается в разных ситуациях
При заключении мира употреблялась клятва — крестное целование

Неправильно

Крёсный, крёсная, кресный

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите левый Ctrl+Enter.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Крестишься как пишется
  • Кре кто как пишется
  • Крест накрест наречие как пишется
  • Края неровные как пишется
  • Крест накрест как пишется через дефис