Критикуешь предлагай как пишется

В упомянутом выше слове ударение падает на слог с буквой У — критикУю.


от слова критиковать

Примеры предложений, как пишется критикую

Я не критику́ю, просто думаю, что, может быть, тебе нужно напомнить.
— Луи де Берньер, Мандолина капитана Корелли

Впрочем, я критику́ю, но не оскорбляю.
— Виктор Гюго, Отверженные

Я никого не критику́ю и ничего не предлагаю, сказал Шизофреник.
— Александр Зиновьев, Зияющие высоты

На текущей странице размещена информация о том, на какой слог правильно ставить ударение в слове критикую. В слове «критикую» ударение должно быть поставлено на слог с буквой У — критику́ю.

Надеемся, что теперь у вас не будет вопросов, как пишется слово критикую, куда ставить ударение, какое ударение, или где должно стоять ударение в слове критикую, чтобы верно его произносить.

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

кри́тика, -и

Рядом по алфавиту:

криста́лл-холесте́рик , криста́лла-холесте́рика
кристаллофосфо́ры , -ов, ед. -фо́р, -а
кристаллохими́ческий
кристаллохи́мия , -и
кристаллури́я , -и
криста́льно прозра́чный
криста́льно че́стный
криста́льно чи́стый
криста́льность , -и
криста́льный , кр. ф. -лен, -льна
кристиани́ты , -ов, ед. -ни́т, -а
кристобали́т , -а
крите́рий , -я
крите́риум , -а (устар. к крите́рий; велогонка)
кри́тик , -а
кри́тика , -и
критика́н , -а
критика́нка , -и, р. мн. -нок
критика́нский
критика́нство , -а
критика́нствовать , -твую, -твует
критика́нша , -и, тв. -ей
критике́сса , -ы
критикну́ть , -ну́, -нёт
кри́тико-аналити́ческий
кри́тико-библиографи́ческий
кри́тико-публицисти́ческий
критико́ванный , кр. ф. -ан, -ана
критикова́ть(ся) , -ку́ю(сь), -ку́ет(ся)
критици́зм , -а
крити́чески

Критика – это то, чего легко можно избежать, ничего не говоря, ничего не делая и будучи никем. Так категорично выразился Аристотель еще в свои античные времена. То есть критика, она как политика — если ты сам не критикуешь, то кто-нибудь будет критиковать тебя. Каждый день люди сталкивается с выражением чувств и оценкой результата не только своих действий.

Критика – что это?

Часто можно услышать – «я не выношу критики в свой адрес» или «этот критик с одобрением отозвался о фильме». И еще много других фраз, в которых фигурирует слово критика, пришедшее из древнегреческого языка. Kritikos у греков означало «искусство разбирать». Критика – это:

  1. Вынесение суждения о достоинствах чего-либо.
  2. Порицание, поиск ошибок.
  3. Искусство анализа и оценки художественной работы.

Кто такой критик?

Критик это не только человек, который судит и оценивает, это еще и специальность. Профессиональный критик анализирует художественные произведения:

  • литературные;
  • музыкальные;
  • театральные;
  • архитектурные;
  • кинематографические.

Для него критиковать это взвешивать все аспекты – рассматривать способы передачи материала, оценивать степень того, насколько автору удалось достичь своей цели, оправданы ли выбранные средства. Хороший критик владеет предметом, который он разбирает. Известным культурным критиком был философ Фридрих Ницше. Он писал критические эссе о религии, морали, современном искусстве и науке.

Критика – психология

Критика в психологии – предмет большого интереса. Психология исследует когнитивные и эмоциональные эффекты критики. Психологам интересны:

  1. Намерения, которые люди имеют для критики.
  2. Влияние, которое оказывает критика на людей.
  3. Как люди реагируют на критику и как справляются с ней.
  4. Формы критики.
  5. Отрицание критики.

Для психологов критика – это форма защиты эго. Они обнаружили, что людей, склонных постоянно оценивать других, часто критиковали в детстве, когда это больнее всего. Дети в возрасте до семи лет во фразе «ты хороший мальчик, но это плохое поведение» видят только вторую часть. Любая критика, даже очень мягкая, означает для ребенка, что он плохой и недостойный.

Критика – это хорошо или плохо?

Критика – это хорошо, если иметь к ней позитивное отношение. Это важный жизненный навык. Каждый человек подвергается критике, порой – профессиональной. Иногда ее трудно принять, но все зависит от реакции. Можно использовать критику:

  • в позитивном ключе, что ведет к совершенствованию;
  • отрицательном, что снижает самооценку и вызывает стресс, гнев или даже агрессию.

Какая бывает критика?

Существует множество разновидностей критики. Они отличаются по сфере употребления, способу подачи и восприятия, и целям, которые преследуют. Критика бывает:

  1. Эстетическая
    . О красоте и уродстве, вкусе и безвкусице, стиле и моде, смысле и качестве произведения.
  2. Логическая
    . Об идее, аргументе, действии или ситуации, не имеющих рационального смысла.
  3. Фактическая
    . Об отсутствии достаточного количества доказательств.
  4. Позитивная
    . О положительных, но игнорируемых аспектах. Часто люди видят только отрицательную сторону чего-либо, поэтому возникает необходимость выделить положительную. Нередко используется для самозащиты и оправдания.
  5. Негативная
    . О том, что неправильно и бессмысленно. Выражает неодобрение, несогласие и подчеркивает недостатки. Зачастую интерпретируется как нападение.
  6. Практическая
    . О полезном эффекте.
  7. Теоретическая
    . О смысле идей, на которых основана практика.

Видов критики много — она неотъемлемая часть практически всех сфер человеческой жизни. Но самых известных два типа– и деструктивная критика. Действительно, сколько бы вариантов критики не существовало, все их можно поделить на эти два «лагеря». Разница между конструктивной и деструктивной критикой заключается в способе подачи суждения.

Конструктивная критика

Конструктивная критика предназначена для выявления ошибок и помощи, что, где и как можно улучшить. Ее следует рассматривать как полезную обратную связь. Когда критика конструктивна, ее, как правило, легче принять, даже если она немного обижает. Важно помнить, что ее можно использовать в своих интересах. Поэтому отпуская критику в чей-то адрес, стоит задуматься над тем, какую пользу она принесет. Правила конструктивной критики:

  1. Следовать методу «сэндвича»: сначала акцент на сильные стороны, затем — недостатки, и в конце — повтор преимуществ и возможные положительные результаты после устранения минусов.
  2. Делать фокус на ситуации, а не на .
  3. Конкретизировать обратную связь.
  4. Давать рекомендации, как сделать лучше.
  5. Избегать сарказма.

Деструктивная критика

Деструктивная критика задевает гордость и негативно влияет на самооценку, лишает уверенности. Разрушительная критика иногда бывает просто бездумным действием другого человека, но также может быть преднамеренно злой, и в некоторых случаях привести к гневу и агрессии. Виды деструктивной критики:

  1. Необъективность
    . Критикующий не допускает, что может ошибаться.
  2. Туманность
    . Оценка дается без конкретики.
  3. Неуместность
    . Доводы не имеют отношения к делу.
  4. Неуважение
    . Высказывание суждений в грубой манере.
  5. Голословность
    . Без примеров и обоснований.
  6. Огульность
    . Неприятие альтернативных точек зрения.

Как критиковать правильно?

Существуют два типа критического поведения:

  1. Человек объективно взвешивает плюсы и минусы, после – делает заключение.
  2. Критикующий выдает суждения на основе эмоций.

Последний часто сопряжен с жестокостью. Критика в этом случае проистекает из внутреннего чувства неудовлетворенности и непрерывного усилия противостоять ему. Человек, склонный «эмоционально» критиковать, пытается повысить чувство собственного достоинства, отрицая ценность другого человека. Такая критика основана на самонадеянности и является «убийцей» отношений.

Золотое правило, которого психологи рекомендуют придерживаться — «Уважайте человека. Сосредоточьте критику на поведении, которое нужно изменить – на том, что люди делают и говорят на самом деле»
. В любом случае, какая бы критика не настигла, нужно помнить, что она может быть крайне полезной, если помнить:

  1. Критика – это форма общения.
    Принимая критику, получаешь отзыв, а вместе с ним возможность исправиться в лучшую сторону.
  2. Обратная связь помогает стать лучше.
    Если всегда думать, что ты прав, не получая отзывов ни от кого, как узнать, что это действительно так?
  3. Правильная критика дает преимущество.
    Особенно это касается профессиональной сферы, если клиент может рассказать, какой идеальный продукт или услуга ему нужны.
  4. Отвечать на критику нужно правильно – язык очень важен.
    Лучше не вступать в спор.
  5. Не нужно принимать критику, даже кажущуюся крайне несправедливой, близко к сердцу.

«Меня совершенно не трогает, что пишут критики.
Я-то знаю, что в глубине души они любят мои работы,
но признаться боятся».

(Сальвадор Дали)

Счастье жить среди людей чревато тем, что нас постоянно оценивают. Критике регулярно подвергается и бомж, и Елизавета II. С одной стороны, таким знакам внимания стоит радоваться — чем выше человек поднимается, тем больше у него появляется не только почитателей и друзей, но и критиков. Но у критики есть и обратная сторона — порой она ввергает в отчаяние, заставляет усомниться в своих способностях и вообще в смысле самого существования.

Возможно, даже Будда вскипел бы от постоянных придирок. Впрочем, истории об основателе буддизма убеждают нас в его снисходительном отношении даже к ярым недоброжелателям.

Среднестатистический студлансер вряд ли достиг нирваны. Но для адекватного восприятия критики не нужно сидеть 20 лет в позе лотоса, созерцая пустоту. Достаточно трезво мыслить и разбираться в видах оценки со стороны.

Виды критики

Первой реакцией на критику может быть сильный эмоциональный всплеск — от легкого возмущения до рыданий в подушку и вызова наглеца на интеллектуальную дуэль. Если вы планируете получить репутацию скандалиста или истерички — нужно мгновенно превратиться в гневную фурию и выплеснуть на оппонента потоки серы и огнедышащей лавы.

Надеемся, однако, что у вас другие приоритеты и идеалы, и вы решите сохранить негодяю жизнь. Взяв под контроль вулкан страстей, необходимо определить вид критики.

Итак, сделайте десять глубоких вдохов-выдохов… Критика может быть:

– конструктивной и полезной;
– деструктивной и по большей части пустой;
– основанной на личном отношении оппонента;
– построенной по методу обратной связи.

Начать хочется с чего-то приятного, поэтому рассмотрим конструктивную критику.

Конструктивная критика

Конструктивная критика отличается:

Наличием ясных и четких критериев оценки;
— объективностью;
— примерами и аргументированностью;
— учетом деталей и нюансов;
— уважительным отношением к собеседнику.

Положительная сторона такой критики в том, что она помогает вам стать лучше. Если компетентный человек указал на недочеты в вашем magnum opus, высказал свою точку зрения и аргументировал ее, то это лишь стряхнет пыль с измотанного рутиной мозга студлансера. А если при этом критик еще и отметил некоторые положительные моменты работы, то у автора появляется повод для затаенной гордости. Оппонента в этом случае уже нельзя считать сволочью.

После конструктивной критики человек не чувствует себя ежиком в тумане, он отчетливо понимает, что конкретно хотел сказать оппонент и на какие детали обратил внимание. Важно: для того, чтобы быть конструктивным критиком, необходимо быть компетентным в конкретной области. Например, может указать только человек, который хорошо разбирается в этом жанре.

Деструктивная критика

«Некоторые люди родились лишь для того, чтобы придираться:
у Ахиллеса они видят только его пяту».

(Мария фон Эбнер-Эшенбах)

Если конструктивная критика вносит ясность, то деструктивная, напротив, позволяет бедному творцу почувствовать себя непризнанным гением или полной бездарностью. Тут все зависит от самооценки творца, напора критикующей стороны и наличия/отсутствия группы поддержки у обоих оппонентов.

Такая критика:

Туманна и загадочна;
— часто не относится к делу;
— неаргументированна;
— построена на стереотипах и огульных суждениях;
— порой груба и бестактна.

Деструктивная критика возможна на работе, когда вас критикует заказчик. Именно со стороны клиентов можно услышать много интересного. Ведь они-то чаще не являются профессионалами в том, о чем судят.

Попросите оппонента аргументировать позицию. Критик говорит, что в оценке руководствуется только своим тонким чутьем, и при этом он не эксперт в своей области? Поздравляем! Вам дали дешевую рецензию, потому что такой вид критики — самый бросовый товар. Единственная правильная реакция на такие выпады — игнор. При желании можно аргументированно поставить критика на место. Переживать тут явно не стоит.

Придирки

Если у вас плохая карма, то конструктивные критики обойдут ваши работы стороной. Судьба не даст вам шанса получить у них ценные рекомендации. Деструктивным критикам в этом сценарии достанутся вторые роли. Придирки и личные выпады не имеют ничего общего с тем, что вы делаете — расслабьтесь. Просто вас хотят довести до сумасшедшего дома с мигалками.

Если от нападок злого тролля не зависит ваше будущее (учеба, карьера, репутация), то справиться с ним легко. Есть волшебное слово «игнор», которое сразу восстанавливает гармонию в личном пространстве. В более серьезных случаях есть смысл поискать альтернативные способы защиты. Когда тираном является босс, проще найти другую работу.

Обратная связь

Классический пример обратной связи — работа с научным руководителем над курсовой или дипломным проектом или комментарии непосредственного начальника. Вы делаете работу (пишете курсовую), показываете начальнику или руководителю, он оценивает и дает рекомендации по улучшению.

Обратная связь не имеет негативных коннотаций, которые ей приписывают по незнанию. Она скорее позитивна и помогает развиваться. Желательно, чтобы такой «критики» было больше.

Стоит ли кого-то критиковать самому? Только по долгу службы или когда попросят, и при этом нужно помнить простое правило: хвалите прилюдно, критикуйте наедине.

    КРИ́ТИКА
    , -и, ж.

    1.
    Обсуждение, разбор чего-л. с целью оценить достоинства, обнаружить и выправить недостатки. Развернуть критику и самокритику. Подвергаться критике.
    Нам нужна строгая деловая критика людей на работе — как партийных, так и беспартийных.
    Киров, Статьи и речи 1934. || Разг.
    Отрицательное суждение о чем-л. Прошлое его — неизвестно. В настоящем — недовольный человек, который все подвергает злой критике.
    Новиков-Прибой, Подводники.

    2.
    Исследование, научная проверка подлинности, правильности чего-л. Критика текста. Критика исторических источников.

    3.
    Особый литературный жанр, посвященный разбору литературно-художественных, научных и других произведений. Литературная критика. Театральная критика.
    Критика — наука открывать красоты и недостатки в произведениях искусств и литературы.
    Пушкин, О критике. Учить начинающих литераторов писать просто, ясно, грамотно — входит в число обязанностей критики.
    М. Горький, О литературе.

    4.
    собир.
    Критики. Напрасно критика, пользуясь силой печатного слова, заняла по отношению к театру боевую позицию; напрасно она увлекается ролью обличителя.
    Станиславский, Из заметок о театральной критике.

    5.
    Устар.
    Критическая статья. При ее [поэмы] появлении в 1820 году тогдашние журналы наполнились критиками более или менее
    131
    снисходительными.
    Пушкин, Предисловие ко 2-му изд. «Руслана и Людмилы». «Обломов» вызовет, без сомнения, множество критик.
    Добролюбов, Что такое обломовщина?

    Наводить критику
    — критиковать.

    Не выдерживает (никакой) критики; ниже всякой критики
    — о чем-л. не удовлетворяющем самым снисходительным требованиям.

    [От греч. κριτική — искусство разбирать, судить]

Источник (печатная версия):
Словарь русского языка: В 4-х
т. / РАН,
Ин-т лингвистич.
исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.;
Полиграфресурсы,
1999;
(электронная версия):

Наверное, каждый писатель или журналист сталкивался с ситуацией, когда его просили почитать и оценить свое произведение начинающие авторы.

Порой, таких «ходоков» бывает много и не на всех хватает времени.

Ко мне тоже частенько обращаются новички «посмотреть» на его творчество. Я ничего против не имею и даю рецензию, хотя сразу оговариваюсь, что я не профессиональный критик и лучше обратиться к действительно специалисту.

Но я эту тему поднял не из-за ваших обращений ко мне, а чтобы вы понимали к кому действительно нужно обращаться и как реагировать на критику. Да, и еще, как не нужно поступать.

Скажу сразу, вам не стоит искать тех, кто в любом случае будет хвалить ваше произведение. К таким относятся близкие люди и, как правило, они мало разбираются в литературе. С одной стороны можно подумать, что читать вашу будущую книгу будут неискушенные в литературе читатели, но вы же хотите понять, правильно написана ваша книга или нет, верно?

Т.е. чтение вашего творчества людьми, которые вас любят или дружат с вами по сути ничего не даст, кроме хорошего настроения от резюме типа, «…вах какая классный книг…». Или диаметрально наоборот.

Вам нужно найти настоящего критика либо удачливого литератора.

Профессиональный критик
— настоящий знаток писательского мастерства, не смотря на то, что сам произведения не пишет. Зато знает все технические моменты и приемы, которые используют авторы. Такой человек может дать качественный анализ вашему творчеству. Удачливый литератор
— менее сведущ в тонкостях литературного дела, но его опыт вам подскажет, что верно в книге, а что нет. Постарайтесь не нарваться на литератора-неудачника
. Это, как правило, дилетанты, которые сделали себе имя на скандалах. Такие люди обижены на свою жизнь и стараются сделать больно другому. Им никогда не угодить. Да, и эта категория людей, даже не начитанна в должной мере и порой, не знакома с произведениями классиков (некоторых).

Я как-то имел возможность общаться с таким. Ко мне на работу пришел устраиваться литературный критик «с именем» делать рецензии на книги, что мы издаем. Я «пробил его» через своих знакомых писателей и понял, что это критик-неудачник. Но решил его проверить. Я дал ему на рецензию повесть Булгакова «Роковые яйца». Правда сказал ему, что этот текст мне прислал автор новичок. Как же мы в редакции смеялись, когда получили от него жесткую критику на Булгакова. Он разбивал в пух и прах весь текст великого мастера, начиная с заголовка и заканчивая окончанием. Он даже не знал, что читает Булгакова. Каково?

Поэтому, повторюсь, старайтесь не попасть к такому человеку. Проверяйте любого критика: кто такой, где засветился, чем занимается, образование, наконец. Понимаю, что не всякий критик возьмется читать роман новичка, но за небольшой гонорар вы сможете добиться своего (поскольку вы намерены всерьез заниматься писательским делом, вам это необходимо). Если нужно, я могу связать вас с такими людьми.

Если критик вам не по карману или вы не можете его найти, не ищите отзывы через интернет. Не выкладывайте свое произведение целиком на каких-либо сайтах. Почему? Потому, что во-первых, ваше творение может «пойти по рукам» и вы его, в случае издания, не сможете нормально продать. Во-вторых, зачастую на всяких литературных форумах-обсуждалках присутствуют неучи, которые изображают из себя гуру и дают негативные рецензии, тем самым, убивая в авторе надежду на успех.

Остановимся на том, что вы все же нашли более-менее понимающего в литературе человека и договорились с ним о рецензии на ваше произведение. Прежде, чем давать ему роман на прочтение, подготовьте вопросы, на которые он должен вам ответить.

Вот примерный список, по которому должен пройтись критик:

* Аннотация
. Интересна или нет. Что добавить, что убрать.

* Жанр
. Нет ли в произведении недопустимого смешения жанров. Ведь от этого может пострадать «кризис» героя, о котором я писал в одной из предыдущих заметок.

* Сюжет
. Если роман многосюжетен, пусть проследит все линии и связи. Пересеклись ли они правильно. Нет ли несостыковок.

* Логика
. Логичен ли ваш роман (я пишу слово «роман», но это может быть и рассказ и повесть). Все ли поступки героев логичны. Правильно ли расставлены логические цепочки.

* Герои
. Интересны ли персонажи в книге. Акцент на главного героя. Привлекает ли он читателя. Отождествляет ли себя с ним ваш поклонник. Как герой описан.

* Инновации
. Новизна идей. На сколько нова идея вашей книги. Где подобные мысли использовались. Эксклюзив это или нет. Порой автор пишет роман не подозревая, что подобные сюжеты избиты и были уже многократно применены. Как правило, этот момент складывается на уровне подсознания, поскольку автор так же является читателем книг и запоминает все о чем прочитал. Хоть и не сознательно. Позже — выдает некогда прочитанную идею за свою даже не подозревая об этом.

* События
. Пусть критик смотрит — нет ли путаницы в событиях. На сколько читателю легко будет разобраться в вашей книге.

* Язык
. Как написана ваша книга. Построения предложений, композиций, количество ошибок на квадратный километр)), обороты.

* Темп
. Не скучен ли ваш роман. Есть ли драйв. Держит ли читателя в напряжении ваш роман.

* По возможности пусть скажет — конкурентноспособна ли книга
или нет. Пусть учтет

Критика — это хорошо. Полезное действие критики — помогать людям улучшать то, за что они отвечают. Дизайнеру говорят «интерфейс неудобный», он его улучшает, получается удобный интерфейс. Писателю говорят «у тебя опечатка», он ее исправляет, теперь опечатки нет. Благодаря критике мир становится лучше.

Но есть проблема: иногда критику тяжело воспринимать, потому что она сформулирована как личное оскорбление. Такая критика не достигает полезного действия, из-за нее портятся отношения и репутация.

Чтобы достигать пользы, сохранять отношения и не портить репутацию, следуйте трем законам критики.

Первый закон критики. Не нравится — критикуй

Критикуй все, что не нравится, вне зависимости от того, критиковал это кто-то другой и веришь ли ты в результативность критики.

Не работает кнопка в интернет-банке — написал в техподдержку
Плохо сформулирован текст на сайте — написал автору
Плохо лежит асфальт во дворе — написал в городской портал

Если тебя игнорируют в связи с важной проблемой, не стесняйся включать «клиента из ада» и вынести мозг ответственным. Так сложилось, что диспетчеры, дизайнеры, президенты, программисты, писатели и вообще все мы то и дело забиваем на тех, кто не отстаивает свою позицию. Если о проблеме сообщил один человек, этой проблемы нет. Но если сто человек выносят мозг этой проблемой каждый день, мы найдем способ ее решить.

Не жди, что проблема рассосется сама собой. Не надейся, что за тебя о проблеме расскажет кто-то другой. Не нравится — критикуй.

Второй закон критики. Критикуешь — обоснуй

Чтобы критика принесла пользу, нужно объяснить, что именно тебе не нравится, и почему это плохо:

Кнопка нажимается, но ничего не происходит. Не приходит СМС, не могу оплатить.
Из текста непонятно, что делать после прихода уведомления. Я ничего не делал, и платеж не прошел.
Асфальт во дворе положили плохо: сплошные ямы. На машине проезжать неудобно, а на велосипеде вообще невозможно.

Всегда критикуйте работу, но никогда — человека. Не пытайтесь намекнуть, что ответственный некомпетентный. Вот так нельзя:

Вы сами своими интернет-банком пользуетесь?
Вы что, наняли студентов, чтобы написать этот текст?
Что, все распилили, и на асфальт не хватило? Зайдите чисто ради интереса в наш двор, посмотрите, в каких условиях живут ваши избиратели.

Такая критика ни к чему не приводит, потому что со стороны выглядит высокомерно. Так как критику воспринимает живой человек, он не захочет отвечать на такую критику. Представь, на твой сайт пишут: «Что за кретин сделал этот сайт?»

Критику воспринимать тяжело: она значит, что ответственный плохо справился со своей работой. Не усугубляй это высокомерными комментариями. Критикуешь — обоснуй.

Третий закон критики. Если знаешь — предложи

Мой блог читают дизайнеры, писатели и разработчики. Хороший дизайнер видит вокруг себя плохой дизайн и знает, как его улучшить. То же касается писателя и разработчика:

Дизайнер, в отличие от обычного пользователя, знает закон Фиттса и что интерфейс — зло. Дизайнер может предложить улучшение, о котором обычный пользователь не догадывается.

Редактор начитанный, изучает международный опыт и понимает, как правильно составлять публичные объявления. Он составит гораздо более убедительное объявление, чем обычный чиновник или горожанин.

Разработчик умеет оптимизировать анимацию и знает, что такое 60 FPS. Там, где пользователь грешит на медленный компьютер, разработчик уже оптимизирует анимацию.

Если знаешь, как улучшить то, чем ты недоволен, предложи улучшение. Неважно, правильное оно или нет, внедрят его или нет, учтешь ты какие-то тонкости или нет. Если знаешь — предложи.

Закон в действии

Вот как выглядит неконструктивная критика с пассивной агрессией:

Вы видели новый сайт Альфа-банка? Что за лютый п…ц! @alfabank, зачем ты с нами так?

Это высокомерно и бесполезно. Разве что кинуть дешевые понты перед друзьями: смотрите, какой я смелый, качу бочку на Альфа-банк. К сожалению, эта критика не поможет ни вам, ни Альфа-банку.

А вот как выглядит полезная аргументированная критика:

@alfabank у вас на сайте фоновое видео тормозит под Хромом на «Рэсбери». Предлагаю заменять на статические картинки, если клиент маломощный. Вот код: (ссылка)

Теперь у вас есть шанс изменить Альфа-банк, получить от них приглашение на работу, а от друзей — подлинное уважение.

Запомните три закона

  1. Не нравится — критикуй
  2. Критикуешь — обоснуй
  3. Если знаешь — предложи

Практика

Приглашаю читателей попрактиковаться в комментарии к этому посту. Критикуйте все, что вам не нравится.

Спасибо Артёму Сапегину, Коле Товеровскому и команде поддержки Альфа-банка.

Как написать слово «критиковаться» правильно? Где поставить ударение, сколько в слове ударных и безударных гласных и согласных букв? Как проверить слово «критиковаться»?

критикова́ться

Правильное написание — критиковаться, ударение падает на букву: а, безударными гласными являются: и, и, о, я.

Выделим согласные буквы — критиковаться, к согласным относятся: к, р, т, в, с, звонкие согласные: р, в, глухие согласные: к, т, с.

Количество букв и слогов:

  • букв — 13,
  • слогов — 5,
  • гласных — 5,
  • согласных — 7.

Формы слова: критикова́ться, -ку́юсь, -ку́ется.

Ответ:

Правильное написание слова — критикующийся

Выберите, на какой слог падает ударение в слове — МЫТАРСТВО?

Слово состоит из букв:
К,
Р,
И,
Т,
И,
К,
У,
Ю,
Щ,
И,
Й,
С,
Я,

Похожие слова:

критику
критикует
критикую
критикуют
критикующий
критицизм
критиче
критичес
критически
критические

Рифма к слову критикующийся

пользующийся, заключающийся, изгибающийся, поющийся, остающийся, скрывающийся, намеревающийся, сливающийся, извивающийся, поднимающийся, колеблющийся, смеющийся, решающийся, занимающийся, перекатывающийся, расшаркивающийся, улыбающийся, отдаляющийся, движущийся, удаляющийся, представляющийся, сделавшийся, вращавшийся, державшийся, повстречавшийся, требовавшийся, становившийся, оставшийся, сбившийся, отодвигавшийся, испугавшийся, разъевшийся, переписывавшийся, славившийся, дравшийся, видневшийся, удавшийся, отказывавшийся, понравившийся, занимавшийся, приближавшийся, двигавшийся, откатывавшийся, оглядывавшийся, проигравшийся, казавшийся, готовившийся, проголодавшийся, вдавившийся, возвращавшийся, сливавшийся, совершавшийся, попавшийся, разбежавшийся, находившийся, появившийся, явившийся, расходившийся, заболтавшийся, раздававшийся, раскрасневшийся, отказавшийся, прославившийся, выработавшийся, возвышавшийся, дождавшийся, считавшийся, собравшийся, пробиравшийся, продолжавшийся, интересовавшийся, казавшейся, усиливавшейся, усилившейся, бившейся, ощетинившейся, раздавайся, остановившейся, вертевшейся, поднимавшейся, убирайся, хватившейся, отворившейся, невычистившейся, дожидавшейся, приближавшейся, выражавшейся, проявившейся, улыбавшейся, относившейся, переменившейся, раскрасневшейся, старавшейся, попадайся, отказывайся, раздевайся, постарайся, одевайся, разлившейся, отличавшейся, старайся, зарывайся, воздерживайся, приласкайся, воцарившейся, доставайся, ачивайся, интересовавшейся, разрумянившейся, расступившейся, возгнушайся, сделавшейся, оставайся, размещавшейся, запыхавшейся, видневшейся, поддавшейся, двигавшейся, прикасайся, нуждавшейся, собравшейся, прибавившееся, случавшееся, вся, сделавшееся, повергся, зашибся, вася, ошибся, морщившееся, случившееся, открывавшееся, видневшееся, начавшееся, разумевшееся, разгоравшееся, показавшееся, кончавшееся, совершавшееся, продолжавшееся, колебавшееся, раскрасневшееся, казавшееся, находившееся, собравшееся, ожесточившееся, совершившееся, подымавшееся, изменившееся, оказавшееся, неудавшееся, зачерневшееся, воздвигавшееся, улыбнувшееся, осунувшееся, представившееся, расходившееся, появившееся, остановившееся, показывавшееся, проявившееся, состаревшееся, припася, встретившееся, зажегся, собрашася, приблизившееся, выражавшееся, считавшееся, подвинувшееся, установившееся

Толкование слова. Правильное произношение слова. Значение слова.

«Не согласен — критикуй, критикуешь — предлагай, предлагаешь — делай, делаешь — отвечай! «.

Эту фразу любил повторять товарищ Сталин, но принадлежит она Сергею Павловичу Королёву, знаменитому авиаконструктору и одному из основоположников ракетно-космической отрасли в СССР. Эта фраза как никогда отражала дух любого конструкторского бюро тех времен, когда любой уважающий себя инженер, заметивший отклонение в разработке старался найти возможность устранить неточность.

«…Нет преград человеческой мысли; Ракета под водой – это абсурд, но именно поэтому я возьмусь это делать; Имейте в виду, если вы сделаете быстро и плохо, то люди забудут, что вы сделали быстро, и запомнят, что вы сделали плохо. Если вы сделаете медленно и хорошо, то люди забудут, что вы сделали медленно, и запомнят, что вы сделали хорошо! Человек, который верит в сказку, однажды в неё попадает, потому что у него есть сердце… Космонавтика имеет безграничное будущее, и её перспективы беспредельны, как сама вселенная. Критикуешь чужое, предлагай своё. Предлагая — делай».

https://vk.com/georgij_sidorov

«Критикуя, предлагай!»

Статья публикуется в рубрике «Родная речь», однако имеет отношение также к темам «управление», «спор» и «бюрократия».


Каждый человек, заступив на пост руководителя, пусть даже самого никчемного бугра или старшего куда пошлют, тут же начинает перенимать из разных источников методы и приёмы управления. Среди этих приёмов имеется ряд словесных штампов манипулятивного и командного характера, при помощи которых ленивые и недалёкие начальники пытаются управлять как своими подчинёнными, так и всеми остальными людьми, вплоть до своей личной семьи. И надо сказать, как правило, это им удаётся. Поэтому работникам наёмного труда да и всем остальным надо досконально разбираться в теме, чтобы не поддаваться на разного рода демагогию и провокации, сопротивляться попыткам интенсификации их труда и не позволять ставить себя в тупик в ходе разных видов общения.

Одним из основных таких штампов является тезис «критикуя, предлагай». Он взят на вооружение всеми начальниками, демагогами и бюрократами, как один из самых действенных способов подавления инакомыслия, критики и нежелательной инициативы, поскольку не требует ума и сообразительности, предельно прост и лёгок в использовании. Когда начальству нечем крыть оно прибегает к этому испытанному средству, как спасательному кругу, чтобы прикрыть свою должностную беспомощность или бездеятельность.

Данным приёмом активно пользуются также и спорщики, когда им не хватает аргументов или в облом что-то доказывать, о чём см. ниже.

Конечно, на словах все руководители критику и инициативу приветствуют, а вот на деле — нет. В крайнем случае (самом крайнем!) лишь при условии её «конструктивности». Хотя на самом деле эта «конструктивность» им тоже поперёк горла.

Конструктивная критика — это когда подчинённый вскрыл-отметил какие-то недостатки (при этом не указывая ни в каком виде на вину начальства), тут же предложил выход и решение, потом сам же всё и сделал, а авторство, премию и славу разделил пополам с начальником. Это самая конструктивная критика из всех какие только могут быть.

Конструктивная критика должна начинаться с похвалы, ею же и заканчиваться. При этом промежуток между началом и концом должен быть как можно короче. (Теткоракс)

В таком раскладе самим начальникам остаётся лишь лежать на диванчике в своём тихом, прохладном/тёплом кабинете, попивать чаёк/кофеёк, наблюдать как простофили рвут пупы́ на работе и забирать все лавры себе. И это «не ручное», а самое что ни на есть «автоматическое» управление, к которому стремится всякий разумный человек.

Если же на производственном совещании ты кого-то подверг критике (а особенно руководство) или стал охаивать всё подряд, ничего при этом не предлагая, то ты пошлый, пустой критикан, отнимающий у людей время; самодовольный наглец, пытающийся возвыситься над ландшафтом и выставить остальных быдлом. Не можешь предложить реальное решение — сиди и молчи! Аксиома!

Конечно, критиканы [1] есть везде и «критикуя, предлагай» это действенный способ заткнуть им рот. Однако в данном посте речь не о них.

В дальнейшем начальники этот тезис развили, расширили и углубили: «Критикуешь — предлагай, предлагаешь — делай, не сделал — огребай!» «Инициатива наказуема исполнением» — ещё одна аксиома! То есть, возьми и у всех на виду забей себе в башку гвоздь, а потом из шкуры лезь, чтобы его вытянуть. Какому разумному человеку понравится такое развитие событий? Поэтому каждый трудящийся быстро начинает понимать, что любое его производственное предложение ведёт к интенсификации его собственного труда, а в случае неудачи — огребанию пиндюлей. После чего заставить его проявить инициативу невозможно. Ни обещаниями, ни угрозами и уж тем более призывами. Такой стиль руководства приводит к застою и деградации производственной и любой другой иерархической структуры, имеющей целью какую-то разумную деятельность.

Как бороться с таким явлением? А не критикуй и не предлагай. Пусть желающие разбираются сами. Делай лишь то, что полезно лично для тебя и в чём ты совершенно уверен. Если же начальник сам тебя спросит, мол, «каковы ваши соображения по данному вопросу?», отвечай уклончиво, дипломатично [2] и переводи стрелки на других. Например. «Шеф, с моей стороны было бы весьма самонадеянным дать немедленный ответ без предварительного анализа и тщательного изучения ситуации. Прошу дать мне некоторое время, чтобы обдумать всё досконально. Но может у кого-то из коллег уже есть готовые предложения?». Несколько более рискованно, но тоже результативно, прикинуться шлангом, то есть, «они тебе о насосах, а ты им о колёсах». [3] (Как правильно себя вести работнику наёмного труда подробнее читай в статье Теткоракса Основные правила производственного тайм-менеджмента.

Постепенно данный приём перекочевал во все виды споров и даже в нашу повседневную жизнь, где как правило, его объединяют с аргументом «апелляция к личности». Последний чаще всего формулируется в трёх вариантах: «Сперва добейся!», [4] «Сам дурак!» и «А ты кто такой?». И особенно такая форма дискуссии распространена во всех видах интернетов. Поэтому берегущий свою психику человек никогда не вступает в сети ни в какие дебаты, ну разве что, «обозвал — и скрылся». А уведомления о получении ответов на свои обзывания отключает.

Ниже приводится несколько характерных примеров использования данных «ораторских приёмов».

Одна жена всё ругала мужа, что он не может денег приличных заработать. Ну, тот возьми и ляпни: «Критикуя, предлагай! И вообще, сперва сама добейся!». Ну, та не долго думая, схватила сковородку и хрясь его по башке! «Вот тебе моё предложение! Не можешь заработать — добьюсь богатого и уйду к нему!»

— Наши футболисты — бездари и ленивцы! Продули бельгийцам четыре один!
— Да ты сам-то кто такой? Небось, и по мячу попасть не можешь! Выйди на поле и забей, а потом будешь умничать. Люди по три миллиона евро не просто так получают! Кто не играет, тот не проигрывает.

— Говно-певец!
— Ой, да кто бы говорил! Да ты его ногтя не стоишь! У самого-то, небось, ни голоса, ни слуха. Сперва добейся успеха на эстраде, а потом рот открывай.

— Мазня-картина.
— Я художник! Я так вижу! А вы сами-то хоть «точка, точка, огуречик» изобразить можете?

— Чё зуб не тот выдернул?!
— Я стоматолог! Я так деру! Вот выдери сперва 5 тысяч зубов, а потом учить будешь!

— Чё ногу не ту отрезал!
— Я хирург! Я так режу! А вы сами-то ногу кому-нибудь резали?

— Ничего не прокисло! И не пересолено! Я так готовлю! Это мой фирменный рецепт. Я закончил высшую кулинарную академию! А вы что?

— Виндовз — говно! — как-то написал Теткоракс в сеть.
— О, блин, великий программер нашёлся! — пришёл комментарий от некоего «Билла Гейтца». — Сам-то хоть одну операционку написал?

— А вы сами-то в Мухосранске были, что с такой уверенностью его хаете?

Что на это возразить? Вариантов немало. Например.
1. Чтобы понять, что некая субстанция есть говно, совершенно не обязательно пробовать её на вкус.
2. Чтобы выявить мудака, вовсе не обязательно самому быть мудаком.
3. Степень криворукости «мастера» вовсе не обязательно нужно проверять на своей собственной шкуре.
4. Многие и в раю не были, однако утверждают, что там хорошо. В аду тоже не были, но точно знают, что там плохо. А вы-то сами не будете же отрицать, что на Луне воздуха нет, хотя туда не летали?
5. И вообще, достаточно побывать в двух-трёх задрищенсках, чтобы понять, что и в остальных мухосрансках всё примерно так же.
6. Я никогда не буду корячиться над какой-то работой и чего-то добиваться, если есть возможность просто лежать на диване и троллить в сети всяческих ламеров.
7. И т.д.

А как быть, если всё-таки покритиковать хочется аж свербит? А не тушуйся! Заранее подготовься к этому мероприятию. Критика твоя должна быть мощной, а вот предложение — любым. Неважно, кто как оценит твои предложения. Не в этом дело. Главное состоит не в предложениях, а в тыкании кого следует мордой в грязь. Хотя в военных и парамилитарных организациях, учреждениях с жёсткой дисциплиной и авторитарных сектах это делать категорически не следует, «ибо чревато». Критиковать начальство не положено! Аксиома!

Что касается самих начальников, то критика с их стороны считается всегда справедливой и конструктивной, даже когда оно «песочит» подчинённых, «чихвостит их в хвост и гриву» и даже «имеет без мыла». Если попал под раздачу от начальства, кайся и обещай всё исправить прям сейчас.

Данный манипулятивный приём легко использовать шаблоном во всех сферах нашей жизни для воздействия на окружение, а также чтобы «себя показать, остроумием блеснуть». Например.

Понравилась — признавайся, признался — предлагай, предложил — тащи в постель, затащил — женись! (Теткоракс)

Не веришь? Опровергни! Не можешь? Верь! (Теткоракс)

Налил — выпей. Выпил — закуси. Закусил — закури. Выкурил — снова налей. (Теткоракс)

Залёг — наблюдай. Увидел — целься. Прицелился — стреляй. Выстрелил — меняй позицию. (Теткоракс)

И т.д.

[1] Автор полагает, что разница между критиком и критиканом читателю известна.

[2] Что означает «отвечать дипломатично»? Один из принципов дипломатии — не указывать прямо ни на кого пальцем. Речь должна звучать не прямолинейно, а как бы отстранённо, округлённо, обтекаемо, без выражения эмоций, но вместе с тем всем должно быть понятно о чём или о ком идёт речь. Умные поймут, а что касается дураков, то дипломатам всё равно поймут их дураки или нет.

[3] Что это за приём можешь посмотреть в миниатюре А. Райкина под условным названием «Насосы и колёса».

[4] Подразумевается, что право на критику имеется лишь у авторитета, знатока вопроса или кто «сам всего достиг». Остальные же должны молча внимать и соглашаться со всем, что им скажут. Такой подход нарушает принципы равноправия людей и свободы высказывания мнений. А в демократическом обществе любой дурак имеет право высказаться по любому вопросу! Правда, по результатам его выступления его самого могут подвергнуть критике. Зато в следующий раз умнее будет.

5. Обсуждаемую отмазку придумали древнеегипетские жрецы-архитекторы, когда разного рода невежды пытались их учить как нужно строить пирамиды.

О дипломатических, политических и бюрократических словесных штампах читай в статьях под общим названием Толковый словарь Теткоракса., а по теме в целом —
У плохого босса всегда подчинённый виноват. ,
Правила конструктивного спора. ,
Возможность является следствием обстоятельств.
Также будут полезны подборки «Афоризмы о бюрократии и чиновниках», «Афоризмы о споре, дискуссии и полемике», «Афоризмы об общении».

P.S.

— Критикуя, предлагай! — крикнул начальник Теткораксу.
— Предлагаю! — Ответил тот. — Вас немедленно уволить и назначить на эту должность более способного и достойного человека. Для начала предлагаю самого себя. Если других предложений нет, давайте голосовать.

August 1 2013, 21:51

Правильный алгоритм.

Добрый вечер, друзья!

Все мы слышали утверждение:»Критикуя — предлагай». 
Но это всего лишь часть цитаты. 

Вот полная версия:

«Не согласен — критикуй, критикуешь — предлагай, предлагаешь — делай, делаешь — отвечай Сергей Павлович Королёв.
А он-то уж точно за результат мог ответить.

Вот так вот — всё просто.
Посмотрите какой честный и правильный алгоритм.
Он в корне отличается от той ерунды, что у нас происходит сейчас в стране, в бизнесе, в отношениях.

Ну не согласен ты — так скажи. А уж если сказал, то предложи свое решение. Предложил? Сделай как предложил и ответь.
Всё просто. Встань и за свои слова ответь.

Я сказал, что существующее молочное животноводство в Росси — полная хрень. То, что есть. И в целом и в частности.
И тут же предложил собственный вариант и коровников, и технологии содержания.
Предложил … и тут же делаем.
Ну и в конце концов — отвечаю за свои слова своим делом.
Кормов в Туксе заготовили на год вперед, даже с запасом,  коровы дают хороший удой, капуста растёт.
Сельское хозяйство — архиприбыльный бизнес.

Просто.

Или так же с магазинами, с ценой на продукты, с качеством продукции.
Я сказал, что выпускать качественную натуральную продукцию за недорого можно, сказал и доказал своим производством и магазинами.

Когда каждый будет подходить к любой критике с этой точки зрения у нас и п…болов не останется…
Тогда и заживём счастливо.

Доброй ночи всем)!

@AMX 25 января 2020г. в 17:55:
«Критикуешь — предлагай»

В действительности, а не в лживо переиначенном варианте, эта фраза товарища Сталина является следующей:

«Не согласен – критикуй, критикуешь – предлагай, предлагаешь – делай, делаешь – отвечай!» — Сталин

Очень много глупцов несогласных с прописными истинами само собой разумеющимися всеми практиками. Такие глупцы часто еще и спесивы, кичатся своим непониманием и пишут о нем на каждом столбе, совершенно не стыдясь и не понимая даже своей глупости. Такие люди и их бесплодное, ничего не улучшающее детское сомоутверждение по средству поливания грязью истины проверенной практикой- критерием истины, очень вредны и токсичны.
Полезное несогласие ВСЕГДА, я подчеркиваю, ВСЕГДА должно содержать объективно более лучшее решение того, что подвергается критике. А реализовывать это предложение обычно приходится тому кто его предложил, а не кому-то козлу отпущения. В этом смысл этой мудрой фразы Сталина.

@AMX 25 января 2020г. в 17:55:
Не понимаю, почему многие клюнули на этот вредительский лозунг и до сих пор не видят, что ничего, кроме бед, он не принесёт.

Приведенный вами, АМХ, лозунг действительно является провокационным и вредным, в отличии чрезвычайно полезных и мудрых слов Сталина! Самокритика, это первый шажок к детоксикации. Вы, АМХ, выходите на верный путь! Смелее, упорнее, искореняйте свои ошибочные и двойные нравственные стандарты! Это на пользу всем, а значит в русле Божьего Промысла.

Если не способен сделать лучше
сделанного другим, которого критикуешь
замолкни и молчи!
Лучше поучись у него,
а сделаешь лучше — тогда и критикуй!

Если противоречишь или критикуешь (ешь кусок гриба) в пользу общества, то растешь в глазах людей (кусок гриба из этой руки — правой — правильной), если

Я провоцирую его: «Что думаешь — поведай,
Какою силой твои мысли налились
Не критикуешь, так поздравь с победой.»

сыграть сонату
Отдать тебе на расходы нечестно заработанную зарплату
Я могу нажарить блинов самых первых, которые комом
Я могу смотреть, как ты обедаешь и критикуешь

Ты пишешь за Бога в одной из тетрадок ,
Но ты критикуешь — уж больно ты гадок .

чьи творения критикуешь, лучше не встречаться вовсе. Поскольку после подобных встреч часто пропадает адекват.

Критикуешь — значит, враг;
неприятен — вроде сыпи;
(только, коль не клясть овраг,
то его и не засыпят!).

вид что ничего не слышу. просто твои слова которые ты говоришь обо мне. вообще мне все ровно. я буду делать так как хочу и как мне нравится делать
3
критикуешь

«Критикуешь — предлагай», (Святогор Ярый),

«Меняйте работу, привычки».

Когда ты критикуешь каждый сантиметр моего тела, я по-прежнему влюблена во все твои изъяны.

Ты всегда меня критикуешь. А я подставляю обе щеки для удара. У меня в душе нескончаемый ливень и соленые реки, давно размывшие землю.

Ты все время критикуешь.
Переводчик снова повернулся к ней и сказал:
-Он говорит: «У меня разросшееся, ранимое эго.

Прищурится, голову набок скосив:
«Что, критикуешь
Меня ты спросил
Ты знал про вериги и ржавчину,
Мой попик взлохмаченный
Это тебе не кадилом махать —

Ты в них вообще блестяще разбираешься, комментируешь что-то, критикуешь.

Допустим, ты критикуешь Власть…а сам-то что-то пытался изменить, пытался на практике использовать свои знания, добивался чего-нибудь в вышестоящих инстанциях

. — Вместо того, чтобы поддержать меня морально и посоветовать не сдаваться, ты меня критикуешь!

А что — хорошо: ненавидишь еврея — повесить тебя; украинца критикуешь — пуля в голову; косо посмотрел на кавказца — нож в бок. Красота!

.
**1640**
Не пытайся учить, как премудрый иммам,
Критикуешь других, не читавши коран.

Критикуешь Я только комментирую! А туи рады и счастливы
Ты сел на верхушку Высоко Я небо своим взглядом буравлю.
о
Твой Амстердам
Музей Ван Гога.

— А почему ты критикуешь их
— Рассказы не критикую. Проза там, как раз, неплохая.
— Я даже зачитаю потом, где ты поносил его творчество.

Правильный вариант написания слова: критикуешь

Правило

Проверочное слово: критик.

Мягкий знак в конце

Начнем с мягкого знака:

  • в настоящем и будущем временах в окончании 2-го лица единственного числа глагола всегда в конце слова пишется буква «Ь». Если говорить проще, это глаголы, которые отвечают на вопросы: «Что делаешь?», «Что сделаешь?». Примеры: ты гонишь(ся), плачешь, смотришь, учишь(ся), следишь, пьешь.

Личные окончания глаголов на -ишь и -ешь

Теперь, определим правила, по которым будем правильно писать личные окончания глаголов 2-го лица под ударением и без ударения. Но для этого нам потребуется определять спряжения глаголов в самых сложных случаях.

Шаг 1. Определяем, куда падает ударение

Для начала стоит определить ударное или безударное окончание глагола. Используйте примеры ниже, чтобы точно обозначить ударный слог.

  • Ударные окончания встречаются у слов: кричи’шь, молчи’шь, шуми’шь, сопи’шь, мычи’шь, стучи’шь, гори’шь, ворчи’шь.
  • Безударные окончания у слов: ве’ртишь, сте’лешь, ви’дишь, хо’чешь, мо’жешь, сле’пишь.

Если в слове есть приставка вы-, при определении ударения ее убираем и проверяем ударный слог без нее. Например, в словах «вы’стучишь», «вы’растишь» (от слова «растить») ударение падает на приставку вы-, и это уводит нас от  правильного варианта употребления слова. Следует убрать приставку и проверить ударение в слове без неё: «стучи’шь», «расти’шь». Иногда приставка вы- неотделима от слова, в этом случае окончание является безударным, например: вы’растешь (от слова «вырасти»).

После того, как мы правильно определили ударные и безударные окончания перейдем к следующему шагу.

Шаг 2. Вспоминаем спряжения глаголов

Напомним, в русском языке есть 2 спряжения глаголов: первое и второе. Если говорить обычным языком, то это правила, по которым меняются глаголы в зависимости от лиц, числа, времени и родов по аналогии с падежами у имен существительных.

Если слово относится к первому (I) спряжению, то его формы (личные окончания) будут -у, -ю, -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут (-ют). Приведем пример:

стелИТЬ -> я стелЮ -> ты стелЕШЬ -> он стелЕТ -> мы стелЕМ -> вы стелЕТЕ -> они стелЮТ.

Если слово относится ко второму (II) спряжению, то его формы (личные окончания) будут -у (-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят). Приведем пример:

носИТЬ -> я ношУ -> ты носИШЬ -> он носИТ -> мы носИМ -> вы носИТЕ -> они носЯТ

Также есть исключения, которые спрягаются не по стандартным правилам. Такие глаголы называют разноспрягаемыми (стоит запомнить):

хотЕТЬ  -> я хочУ -> ты хочЕШЬ -> он хочЕТ -> мы хотИМ -> вы хотИТЕ -> они хотЯТ

бежАТЬ -> я бегУ -> ты бежИШЬ -> он бежИТ -> мы бежИМ -> вы бежИТЕ -> они бегУТ

чтИТЬ -> я чтУ -> ты чтИШЬ  -> он чтИТ -> мы чтИМ -> вы чтИТЕ -> они чтУТ

есть -> я ем -> ты ешь -> он ест -> мы едим-> вы едите -> они едят

дать -> я даю -> ты дашь-> он даст -> мы дадим -> вы дадите -> они дадут

Осталось правильно определить спряжение. Идем дальше…

Шаг 3. Определяем спряжение глагола правильно

Если на Шаге 1 у нас вышло безударное окончание, тогда определим начальную форму глагола (инфинитив). Напомним, что это будет глагол, от которого образовано данное слово, отвечающий на вопросы: «Что делать?», «Что сделать?». Пример: пишешь  — писать (что делать?). Попробуйте определить инфинитив самостоятельно, а для проверки смотрите ниже пункт «Морфологический разбор».

Определяем окончание глагола в начальной форме (инфинитиве). И в зависимости от окончания относим наш пример к первому или второму склонению и используем -ешь или -ишь, соответственно.

К первому спряжению относятся все глаголы кроме глаголов второго спряжения и разноспрягаемых.

К глаголам второго спряжения относятся:

  • все, которые оканчиваются на -ить (исключения: брить, зиждиться и стелить).
  • 4 слова-исключения на -ать: слышать, дышать, держать, гнать;
  • 7 слов-исключений на —еть: смотреть, видеть, ненавидеть, обидеть, терпеть, зависеть, вертеть.

Для окончаний под ударением (кроме исключений, описанных выше) стоит использовать для проверки форму этого глагола в 3 лице множественного числа (они что делают?).

  • Если окончание соответствует второму спряжению, а именно: -ат или -ят, глагол 2 лица в единственном числе будет заканчиваться на -ишь.

стучАТ — стучИШЬ, сопЯТ — сопИШЬ, кричАТ — кричИШЬ.

  • Если окончание соответствует первому спряжению, а именно: -ут или -ют, глагол 2 лица в единственном числе будет заканчиваться на -ешь.

разобьЮТ — разобьЁШЬ, льЮТ — льЕШЬ, жгут — жжЁШЬ.

Морфологический разбор слова критикуешь

1. Часть речи — глагол
2. Морфологические признаки:
Начальная форма: Критиковать (инфинитив);
Постоянные признаки: 1-е спряжение, переходный, несовершенный вид;
Непостоянные признаки: изъявительное наклонение, единственное число, настоящее время, 2-е лицо.
3. Синтаксическая роль: обычно выступает в роли сказуемого, смотрите по контексту.

Примеры использования и цитаты

Похожие слова

спускаешь, опрокидываешь, предстоишь

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Кроме двоечника как пишется
  • Критикует обоснованно как пишется
  • Крольчонок или крольчонок как пишется крольчонок
  • Критиковать недостатки как пишется
  • Крольченок или крольчонок как пишется правильно