Рассказ про семилетнего мальчика Алёшу, который походил в школу, читать и считать научился и почувствовал, что ему надоело учиться. Пошёл он домой и сказал маме, что больше в школу не пойдет…
Как Алешке учиться надоело читать
1
Исполнилось Алёшке семь лет. Пошёл он в школу, чтоб научиться читать и писать как следует.
Школьный год ещё не кончился, зима только-только в осенних днях стала проглядываться, а Алёшка уже и читать, и писать, и даже считать умеет. Книжку может прочесть, если она крупными буквами напечатана, слова на бумаге написать, цифры сложить.
Сидел он раз на уроке, в окно смотрел, а солнце прямо Алёшке в лицо светило. На солнце Алёшка всегда курносый: он сморщился и нос у него стал, как китайское яблочко.
И вдруг Алёшка почувствовал, что ему надоело учиться. Читать и писать он умеет, считать – тоже, да и цифры складывать, что же ещё!
Алёшка поднялся с парты, портфель взял и пошёл к выходу.
— Ты куда? — спросила учительница.
— Домой! — ответил Алёшка. — До свидания!
И ушёл.
2
Домой пришёл и говорит матери:
— Я больше в школу не пойду!
— А что же ты будешь делать?
— Как что? Ну… работать буду.
— Кем же?
— Кем? Ну, как ты, например…
А мать у Алёшки врачом работала.
— Ладно, — согласилась мать. — Вот тогда тебе небольшое поручение. Выпиши лекарство больному, у которого грипп.
И мать дала Алёшке маленький листок бумаги, на котором рецепты пишут.
— А как его писать? Какое лекарство нужно? — поинтересовался Алёшка.
— Писать латинскими буквами, — объяснила мать. — А какое лекарство, ты сам должен знать. Ты же – врач!
Алёшка посидел над листком бумаги, подумал и сказал:
— Мне эта работа что-то не очень нравится. Я лучше так, как папа, работать буду.
— Что ж, давай, как папа! — согласилась мать.
3
Вернулся домой отец. Алёшка — к нему.
— Я больше в школу не пойду, — говорит.
— А что же ты будешь делать? — спросил отец.
— Работать буду.
— Кем же?
— Как ты, — сказал Алёшка.
А отец у Алёшки мастером работал на том самом заводе, где «Москвичи» делают.
— Очень хорошо, — согласился отец. — Давай работать вместе. Начнём с самого лёгкого.
Достал он большой лист бумаги, свёрнутый в трубку, развернул и сказал:
— Вот перед тобой чертёж новой машины. В нём есть ошибки. Посмотри какие и мне скажи!
Алёшка посмотрел на чертёж, а это не машина, а что-то совсем непонятное: линии сходятся и расходятся, стрелки, цифры. Ничего здесь не разберёшь!
— Я это не умею! — признался Алёшка.
— Тогда я сам поработаю, — сказал отец, — а ты пока отдохни!
Отец склонился над чертежом, лицо его сделалось задумчивым, серьёзным.
— Папа! А почему у тебя на лице ёлочки? — спросил Алёшка.
— Это не ёлочки, а морщинки, — сказал отец.
— А почему они?
— Потому что учился я много, воевал, работал много, — сказал отец. Это только у бездельников кожа гладкая.
Алёшка подумал, подумал и говорит:
— Пожалуй, я завтра опять в школу пойду.
❤️ 155
🔥 87
😁 91
😢 47
👎 59
🥱 62
Добавлено на полку
Удалено с полки
Достигнут лимит
- Алёшка из нашего дома
- Самое простое дело
- Ведро воды
- Нужный гвоздь
- Как Алёшке учиться надоело
- Когда люди радуются
- Вежливый бычок
- Двухметровое несчастье
- Простуженный ежик
- Пчелиная напасть
Алёшка из нашего дома
Жил в нашем доме человек. Большой или маленький, трудно сказать. Из пелёнок он давным-давно вырос, а до школы ещё не дорос.
А звали человека Алёшкой.
Всё умел Алёшка делать. И есть, и спать, и гулять, и играть, и слова разные говорить.
Увидит отца, скажет:
— Папа!
Увидит мать, скажет:
— Мама!
Увидит на улице автомобиль, скажет:
— Машина!
Ну, а есть захочет, так и скажет:
— Мама! Я есть хочу!
Однажды отец уехал по делам в другой город. Несколько дней прошло отец письмо домой прислал.
Мать прочитала письмо. И Алёшка решил прочитать. Взял письмо в руки, покрутил и так и сяк, а понять ничего не может.
Мать села за стол. Бумагу взяла, ручку. Написала отцу ответ.
И Алёшка тоже решил папе письмо написать. Карандаш взял, бумагу, сел за стол. Стал водить карандашом по бумаге, а на ней одни каракули получаются.
Вот и оказалось, что не всё умеет Алёшка, не всё знает.
Читать да писать и то не умеет!
Самое простое дело
До школы ждать долго. Решил Алёшка сам научиться читать. Достал он книжку.
И оказалось, что чтение — самое простое дело.
Видит он — в книжке дом нарисован, говорит:
— Дом.
Видит лошадь, говорит:
— Лошадь.
Обрадовался Алёшка, к отцу побежал:
— А я уже читать умею!
— Хорошо! — сказал отец. — Давай посмотрим, как ты читаешь.
Показал отец Алёшке другую книгу.
— Это что? — спросил.
Видит Алёшка — на картинке жук нарисован с зонтиком, а под ним что-то написано.
— Это жук с зонтиком, — объяснил Алёшка.
— Вовсе это и не жук с зонтиком, — сказал отец, — а вертолёт.
Перевернул отец страницу:
— А это что?
— А это, — отвечает Алёшка, — мячик с рожками и ножками.
— Это не мячик с рожками и ножками, а спутник, — сказал отец.
Тут он протянул Алёшке ещё одну книгу:
— Теперь эту почитай!
Алёшка открыл книгу — нет в ней ни одной картинки.
— Не могу, — сказал, — здесь без картинок.
— А ты слова прочти, — посоветовал отец.
— Слова я не умею, — признался Алёшка.
— Вот то-то и оно! — сказал отец.
И больше ничего не сказал.
Ведро воды
Раньше не раз так случалось: мать попросит о чём-нибудь Алёшку — соль принести из соседней комнаты или воду вылить из чашки, — а Алёшка сделает вид, что не расслышал, и продолжает играть. Мать встанет, сама соль принесёт, сама воду выльет, и дело с концом!
Но вот однажды Алёшка отправился гулять. Только из ворот вышел, как очень повезло ему. Прямо возле тротуара огромный самосвал стоит, шофёр капот открыл: в моторе копается.
Какой пятилетний мальчишка пропустит случай лишний раз на машину взглянуть!
И Алёшка не пропустил! Остановился, рот раскрыл, смотрит. Медведя блестящего на радиаторе увидел, руль в кабине шофёра и даже колесо потрогал, что выше самого Алёшки ростом…
Тем временем шофёр капот захлопнул: видно, починил в моторе всё, что нужно.
— А теперь машина поедет? — поинтересовался Алёшка.
— Не поедет, пока воду не зальём, — ответил шофёр, вытирая руки. — А, кстати, ты где живёшь? Близко, далеко?
— Близко, — ответил Алёшка. — Совсем рядом.
— Вот и добро! — сказал шофёр. — Тогда я у тебя водички позаимствую. Не возражаешь?
— Не возражаю! — сказал Алёшка.
Шофёр взял пустое ведро из кабины, и они пошли домой.
— Я дядю привёл, воды позаимствовать, — объяснил Алёшка матери, открывшей им дверь.
— Проходите, пожалуйста, — сказала мать и провела шофёра в кухню.
Шофёр набрал полное ведро воды, а Алёшка своё принёс — маленькое — и тоже налил.
Вернулись они к машине. Шофёр вылил воду из своего ведра в радиатор.
— И моё! — сказал Алёшка.
— И твоё! — сказал шофёр и взял Алёшкино ведро. — Теперь всё в порядке. А за помощь спасибо! Бывай!
Машина взревела как зверь, вздрогнула и поехала.
Алёшка стоял со своим пустым ведром на тротуаре и долго ещё смотрел ей вслед. А потом вернулся домой и говорит:
— Мама! Давай я тебе помогу!
— Уж не подменили ли мне сына? — удивилась мать. — Что-то я его не узнаю!
— Нет, не подменили, это я! — успокоил её Алёшка. — Просто я помогать тебе хочу!
Нужный гвоздь
Утром мать сказала отцу:
— Вечерком забей, пожалуйста, гвозди на кухне. Мне нужно верёвки повесить.
Отец пообещал.
Мать в этот день дома была.
Собралась она в магазин.
— Ты поиграй пока, сынок, — попросила она. — А я быстро вернусь.
— Поиграю, — пообещал Алёшка, а сам, как только мать ушла, — на кухню.
Молоток достал, гвозди и стал по очереди их в стенку забивать.
Штук десять забил!
«Теперь хватит», — подумал Алёшка и стал мать ждать.
Мать вернулась из магазина.
— Это кто же столько гвоздей в стенку позабивал? — удивилась она, войдя в кухню.
— Я, — с гордостью сказал Алёшка, — чтоб не ждать, пока папа забьёт.
Не хотелось матери Алёшку огорчать.
— Давай поступим так, — предложила она, — эти гвозди мы вынем. Они не нужны. Зато вот здесь ты забьёшь мне один гвоздь, побольше. Он мне пригодится. Хорошо?
— Хорошо! — согласился Алёшка.
Мать взяла клещи и вытащила из стены десять гвоздей. Потом дала Алёшке стул, он забрался на него и забил большой гвоздь повыше.
— Вот этот гвоздь самый нужный, — сказала мать и повесила на него кастрюльку.
Теперь Алёшка, как зайдёт на кухню, так на стенку смотрит: висит кастрюлька?
Висит.
Значит, и верно, что он самый нужный гвоздь забил.
Как Алёшке учиться надоело
Исполнилось Алёшке семь лет. Пошёл он в школу, чтоб научиться читать и писать как следует.
Школьный год ещё не кончился, зима только-только в осенних днях стала проглядываться, а Алёшка уже и читать, и писать, и даже считать умеет. Книжку может прочесть, если она крупными буквами напечатана, слова на бумаге написать, цифры сложить.
Сидел он раз на уроке, в окно смотрел, а солнце прямо Алёшке в лицо светило. На солнце Алёшка всегда курносый: он сморщился и нос у него стал, как китайское яблочко. И вдруг Алёшка почувствовал, что ему надоело учиться. Читать он умеет, писать тоже да и цифры складывать. Что же ещё!
Алёшка поднялся с парты, портфель взял и пошёл к выходу.
— Ты куда? — спросила учительница.
— Домой! — ответил Алёшка. — До свидания!
И ушёл.
Домой пришёл и говорит матери:
— Я больше в школу не пойду!
— А что же ты будешь делать?
— Как что? Ну… работать буду.
— Кем же?
— Как кем? Ну, как ты, например…
А мать у Алёшки врачом работала.
— Ладно, — согласилась мать. — Вот тогда тебе небольшое поручение. Выпиши лекарство больному, у которого грипп.
И мать дала Алёшке маленький листок бумаги, на котором рецепты пишут.
— А как его писать? Какое лекарство нужно? — поинтересовался Алёшка.
— Писать латинскими буквами, — объяснила мать. — А какое лекарство, ты сам должен знать. Ты же врач!
Алёшка посидел над листком бумаги, подумал и сказал:
— Мне эта работа что-то не очень нравится. Я лучше, как папа, работать буду.
— Что ж, давай, как папа! — согласилась мать.
Вернулся домой отец. Алёшка — к нему.
— Я больше в школу не пойду, — говорит.
— А что же ты будешь делать? — спросил отец.
— Работать буду.
— Кем же?
— Как ты! — сказал Алёшка.
А отец у Алёшки мастером работает на том самом заводе, где «Москвичи» делают.
— Очень хорошо, — согласился отец. — Давай работать вместе. Начнём с самого лёгкого.
Достал он большой лист бумаги, свёрнутый в трубку, развернул и сказал:
— Вот перед тобой чертёж новой машины. В нём есть ошибки. Посмотри какие и мне скажи!
Алёшка посмотрел на чертёж, а это не машина, а что-то совсем непонятное: линии сходятся и расходятся, стрелки, цифры. Ничего здесь не разберёшь!
— Я это не умею! — признался Алёшка.
— Тогда я сам поработаю, — сказал отец, — а ты пока отдохни!
Отец склонился над чертежом, лицо его сделалось задумчивым, серьёзным.
— Пап! А почему у тебя на лице ёлочки? — спросил Алёшка.
— Это не ёлочки, а морщинки, — сказал отец.
— А почему они?
— Потому что учился я много, воевал, работал много, — сказал отец. Это только у бездельников кожа гладкая.
Алёшка подумал, подумал и говорит:
— Пожалуй, я завтра опять в школу пойду.
Когда люди радуются
В школе ребятам часто говорили:
— Вы должны уметь хорошо трудиться. Так трудиться, чтобы люди потом сказали: вот какие золотые руки у наших ребят!
Алёшка любил столярничать. Отец купил ему столярный станок и инструменты.
Научился Алёшка работать — сделал себе самокат. Хороший самокат получился, не грех и похвалиться!
— Смотри, — сказал он отцу, — какой самокат!
— Неплохо! — ответил отец.
Алёшка — во двор, к ребятам:
— Смотрите, какой я самокат сделал!
— Ничего самокат! — сказали ребята. — Катайся!
Алёшка катался-катался на своём самокате — никто на него не смотрит. Надоело ему. Бросил он самокат.
Весной в школе ребята должны были рассаду выращивать, чтобы потом, когда совсем тепло станет, высадить её во дворе.
Учительница сказала:
— Нам старшеклассники ящики обещали сделать. Как будут готовы, так и займёмся рассадой.
А Алёшка вернулся домой, раздобыл доски и решил сам ящики сделать. Подумаешь! Это не самокат какой-нибудь. Проще простого.
В субботу Алёшка трудился и всё воскресенье, а в понедельник принёс в школу два ящика, как раз на два окна.
Увидели ребята ящики.
— Вот это да! — сказали. — Золотые у тебя руки!
Учительница увидела и тоже обрадовалась:
— Ну и золотые руки у тебя! Молодец!
Домой Алёшка пришёл, а мать ему и говорит:
— Очень я довольна тобой, сынок! Встретила я учительницу твою, товарищей, и все говорят, что у тебя золотые руки.
Вечером мать отцу об этом сказала, и он тоже похвалил сына.
— Пап! — спросил Алёшка. — А почему, когда я самокат сделал, меня никто не похвалил, никто не говорил, что у меня золотые руки? А сейчас говорят? Ведь самокат труднее сделать!
— А потому, что самокат ты для себя одного сделал, а ящики — для всех, — сказал отец. — Вот люди и радуются!
1959
Вежливый бычок
У опушки леса пасся бычок. Маленький, месяц от роду, но довольно плотный и бойкий.
Бычок был привязан верёвкой к колышку, вбитому в землю, и так, привязанный, весь день ходил по кругу. А когда верёвка слишком натягивалась, не пуская бычка, он поднимал морду с неровной белой звёздочкой на лбу и тянул неустановившимся, дребезжащим голосом: «М‑м-му!»
Каждое утро мимо бычка проходили ребята из детского сада, отдыхавшие по соседству.
Бычок переставал щипать траву и приветливо кивал головой.
— Поздоровайтесь с бычком, — говорила воспитательница.
Ребята хором здоровались:
— Здравствуйте! Здравствуйте!
Они говорили с бычком, как со старшим, на «вы».
Потом ребята, идя на прогулку, стали приносить бычку разные лакомства: кусок сахару, или сдобную булку, или просто хлеб. Бычок охотно брал угощение прямо с ладони. А губы у бычка мягкие, тёплые. Так, бывало, приятно пощекочет ладошку. Съест и головой закивает: «Спасибо за угощение!»
— На здоровье! — ответят ребята и побегут на прогулку.
А когда вернутся, вежливый бычок снова приветливо кивнёт им головой:
«М‑м-му!»
— До свиданья! До свиданья! — хором отвечали ребята.
Так повторялось каждый день.
Но вот однажды, отправившись на прогулку, ребята не нашли на прежнем месте бычка. Опушка была пуста.
Ребята заволновались: не случилось ли что-нибудь? Стали звать бычка. И вдруг откуда-то из лесу раздалось знакомое:
«М‑м-му!»
Не успели ребята опомниться, как из-за кустов, задрав хвост, выбежал бычок. За ним тянулась верёвка с колышком.
Воспитательница взяла верёвку и вбила колышек в землю.
— А то ещё убежит, — сказала она.
И вновь бычок, как прежде, поздоровался с ребятами:
«М‑м-му!»
— Здравствуйте! Здравствуйте! — отвечали ребята, угощая бычка хлебом.
На следующий день повторилось то же самое. Сначала бычка не было, а потом, когда он появился, за ним тянулась верёвка с выдернутым колышком. И опять пришлось воспитательнице привязать бычка.
Ребята пошли дальше в лес. Стали играть. Вдруг навстречу им женщина.
— Вы здесь поблизости бычка не видали? — спрашивает. — Чёрненький такой, со звёздочкой на лбу.
— Видели! Видели! — закричали ребята.
— Он на месте, на опушке, — сказала воспитательница. — Я его там привязала.
— Вот чудеса! — пожала плечами женщина. — Второй день привязываю бычка на новом месте, а нахожу на старом. Понять не могу, чем оно ему так полюбилось!
— Наверное, он к ребятам моим привык, — засмеялась воспитательница. Бычок у вас вежливый, каждый день с нами здоровается.
— Не уводите его от нас! — стали просить ребята. — Мы с ним дружим!
— Да уж если дружки просят, придётся оставить! — согласилась женщина. Раз он с ребятами подружился…
Наутро ребята отправились в лес. На опушке леса, как и прежде, их ждал бычок.
— Здравствуйте! Здравствуйте! — закричали ребята.
И довольный бычок закивал им в ответ головой:
«М‑м-му!»
1961
Двухметровое несчастье
В Одессе я хотел разыскать своего старого фронтового товарища, который теперь служил моряком дальнего плавания. Я знал, что теплоход, на котором он плавает, только что вернулся из заграничного рейса.
Когда я пришёл в порт, оказалось, что теплоход уже разгрузился и команда его вчера списана на берег. В управлении порта я узнал адрес моего товарища и отправился к нему домой.
В новом доме на улице Халтурина я поднялся на третий этаж и позвонил. Мне никто не ответил. Я позвонил ещё раз.
В глубине квартиры послышался скрип двери, смех. Чей-то женский голос крикнул:
— Кто там?
Я сказал через закрытую дверь, кого мне нужно.
Опять раздался смех, и тот же голос ответил:
— Зайдите попозже! Мы открыть вам никак не можем! Мы тут арестованы.
Я подумал, что меня разыгрывают. И совсем неумно! Если товарища нет дома, почему нельзя открыть дверь и сказать об этом по-человечески?
Спустившись вниз, я около часа бродил по городу, и уже скорее любопытство, чем необходимость, вновь привело меня к странной квартире. Я опять позвонил и услышал скрип двери, хохот и вопрос:
— Кто там?
Пришлось повторить, зачем я пришёл.
Вновь хохот, и тот же ответ. Только более вежливый:
— Зайдите, пожалуйста, ещё чуть позже. Ваш товарищ скоро вернётся. А мы тут, право, арестованы и не можем выйти в коридор. У нас, видите ли, двухметровое несчастье поселилось…
Откровенно говоря, я совсем растерялся. Или действительно со мной валяют дурака, или это что-то забавное. Чтобы не прозевать своего товарища, я стал прогуливаться возле подъезда.
Наконец вижу: идёт. Обнялись на радостях, и здесь я уже не выдержал.
— Что там у тебя такое в квартире? — спрашиваю. — Какие арестованные? Что за двухметровое несчастье?
Он расхохотался.
— Так и знал! — говорит. — Это соседки мои из комнаты выйти боятся. А чего боятся, когда он маленький и совсем безвредный? Да и запер я его в комнате. Говорил же им, успокаивал. А они мне: он под дверь может пролезть…
— Подожди, о ком ты? — переспросил я. — Кто маленький? Кто безвредный?
— Да удавчик. Двухлетний всего. Два метра длиной только! — объяснил мне товарищ. — В порту одном ребятишки подарили. Вот капитан и поручил мне в зоопарк его пристроить. Вчера поздно было, так я сейчас ходил договариваться. А ночь он у меня дома провёл. Вот и всё. Сейчас отнесу.
Через несколько минут мы с товарищем уже шли в сторону зоопарка. Удавчика мой приятель нёс на шее, как венок. И верно, удавчик оказался существом совсем безобидным. Он не пытался удрать, а только изредка шипел и разевал пасть.
Правда, прохожие шарахались от нас в сторону. Но зря. Опасаться им было нечего.
1961
Простуженный ежик
Было это поздней осенью в последний год войны. Шли бои на польской земле.
Однажды ночью мы обосновались в лесу. Разожгли костер, согрели чай. Все улеглись спать, а я остался дежурить. Через два часа меня должен был сменить на посту другой солдат.
Сидел я с автоматом у догоравшего костра, на угольки посматривал, к шорохам лесным прислушивался. Ветер шелестит сухой листвой да в голых ветвях посвистывает.
Вдруг слышу — шорох. Будто кто-то по земле ползет. Я встал. Автомат наготове держу. Слушаю — шорох смолк. Опять сел. Снова шуршит. Где-то совсем рядом со мной.
Что за оказия!
Глянул я под ноги. Вижу — кучка сухой листвы, да будто живая: сама собой движется. А внутри, в листьях, что-то фыркает, чихает. Здорово чихает!
Присмотрелся получше: ежик. Мордочка с маленькими черными глазками, уши торчком, на грязно-желтых иглах листья наколоты. Подтащил ежик листья поближе к теплому местечку, где костер был, поводил носом по земле, чихнул несколько раз. Видно, простудился от холода.
Тут время моей смены настало. Заступил на пост солдат — казах Ахметвалиев. Увидел он ежа, услыхал, как тот чихает, и ну меня ругать:
— Ай, нехорошо! Ай, нехорошо! Сидишь и смотришь спокойно. А у него, может, грипп или воспаление. Смотри, весь дрожит. И температура, наверное, очень большая. В машину его надо взять, лечить его надо, а потом на волю выпускать…
Так мы и сделали. Положили ежика вместе с охапкой листьев в наш походный “газик”. А Ахметвалиев на следующий день теплого молока где-то раздобыл. Ёжик напился молока, согрелся и опять уснул. За всю дорогу несколько раз чихнул и перестал — поправился. Так всю зиму у нас в машине и прожил!
А когда весна настала, мы его на волю выпустили. На свежую травку. И какой день тогда выдался! Яркий, солнечный! Настоящий весенний день!
Только было это уже в Чехословакии. Ведь и весну и победу мы там встречали.
1961
Пчелиная напасть
Жил я в детстве в деревне на Ярославщине. Всем был доволен: и рекой, и лесом, и полной свободой.
Часто сидел с ребятами в ночном у костра.
Но было одно “но”. Вот об этом “но” я и хочу рассказать.
У хозяина дома, в котором мы жили, было несколько ульев с пчелами.
Говорят, пчелы — миролюбивые существа, если их не обижать. И верно: наши пчелы никого не кусали, не трогали. Никого, кроме меня.
Стоило мне выйти из избы, как какая-нибудь пчела обязательно меня укусит. А бывали дни, когда меня жалили и по нескольку раз.
— Балуешься ты много, — говорила мать, — вот они тебя и кусают.
— Да вовсе не балуюсь, — оправдывался я. — Совсем их не трогаю.
“Что за напасть такая! — думал я. — Может, они меня перепутали с кем-то? Ведь другие пчелы не жалят меня — в лесу, в поле, — а свои…”
Время шло, и не было дня, чтобы я избежал этой пчелиной напасти. То под глазом у меня шишка, то на щеке, то на затылке, а однажды пчела ужалила в спину, и я совсем измучился: почесать укушенное место и то нельзя — рукой никак не дотянешься.
Хотел я спросить нашего хозяина, почему пчелы меня не любят, но побоялся. “Подумает еще, что я действительно их обижаю. Как я ему докажу, что вовсе их не трогаю? А ведь пчела, говорят, после того как ужалит, умирает. Значит, немало их по моей вине погибло”.
Но вышло так, что я все равно не избежал разговора с хозяином. И хорошо, а то бы все лето мучился.
Как-то вечером сидел я весь искусанный за столом, ужинал. Вошел в комнату хозяин, спрашивает:
— Тебя что, пчелы опять покусали?
— Покусали, — говорю. — Только вы не подумайте, что я их дразнил. Я к ульям и близко не подхожу…
Хозяин недоверчиво покачал головой.
— Странно, — говорит. — Они у меня смирные…
А сам, вижу, ко мне присматривается.
— А ты лук любишь? — спрашивает вдруг он. — Вроде луком от тебя пахнет.
Я обрадовался, что меня не ругают за пчел, и отвечаю:
— Да, очень люблю! Каждый день, наверное, кило зеленого луку съедаю. С солью да с черным хлебом. Знаете, как вкусно!
— Вот, брат, за это они тебя и кусают, — рассмеялся хозяин. — Мои пчелы прямо не переносят запаха лука. Да и вообще пчелы к разным запахам очень привередливы. Есть такие, что одеколон не любят или керосин, а мои — лук.
Придется тебе воздержаться от лука.
С того дня я за все лето больше ни одной стрелки лука не съел. Если даже в супе попадался — все равно выбрасывал. Боялся, что пчелы покусают.
А они и верно перестали меня жалить. Однажды я даже рядом с ульями стоял, когда соты из них вынимали, и то пчелы не тронули меня!
1961
Укажите регион, чтобы мы точнее рассчитали условия доставки
Начните вводить название города, страны, индекс, а мы подскажем
Например:
Москва,
Санкт-Петербург,
Новосибирск,
Екатеринбург,
Нижний Новгород,
Краснодар,
Челябинск,
Кемерово,
Тюмень,
Красноярск,
Казань,
Пермь,
Ростов-на-Дону,
Самара,
Омск
Баруздин С., рассказ «Как Алешке учиться надоело»
Жанр: рассказы о детях
Главные герои рассказа «Как Алешке учиться надоело» и их характеристика
- Алешка. Мальчик 7 лет. Решил, что все знает и бросил учебу. Самоуверенный и глупый.
- Мама. Добрая и умная.
- Папа. Добрый, работящий, находчивый.
План пересказа рассказа «Как Алешке учиться надоело»
- Алешка выучился читать и писать
- Солнце в окне
- Алешка уходит из школы
- Как выписать рецепт
- Как читать чертеж
- Откуда берутся морщины
Кратчайшее содержание рассказа «Как Алешке учиться надоело» для читательского дневника в 6 предложений
- Когда Алешке исполнилось 7 лет, он пошел в школу и быстро научился писать и читать.
- Тогда он собрал учебники и ушел из школы.
- Мама, узнав что Алешка бросил учиться, дала ему задание выписать рецепт.
- Но Алешка не умел выписывать рецепты и стал ждать папу.
- Папа дал ему чертеж, но Алешка не мог в нем ничего понять.
- Папа сказал, что морщины у него появились, потому что он много учился и работал.
Главная мысль рассказа «Как Алешке учиться надоело»
Без учебы и труда в этой жизни никуда.
Чему учит рассказ «Как Алешке учиться надоело»
Рассказу учит пользе обучения и получения новых знаний. Учит уметь применять полученные знания на практике. Учит не быть самоуверенным и понимать, что все знать невозможно. Учит стремиться к совершенству и новым знаниям.
Отзыв на рассказ «Как Алешке учиться надоело»
Мне понравился этот назидательный рассказ. Мальчик Алешка конечно молодец, что так быстро выучился писать и читать, но ему еще многое предстоит узнать. Ведь в школе учат очень многому важному и интересному.
Пословицы к рассказу «Как Алешке учиться надоело»
Ученье свет, а неученье — тьма.
Учеба и труд к победам ведут.
Ученье да уменье всегда найдут применение.
Век живи, век учись.
Не стыдно не знать, стыдно не учиться.
Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа «Как Алешке учиться надоело»
Когда Алешке исполнилось семь лет, он пошел в школу. И довольно быстро научился читать и писать. Еще даже зима не началась, а Алешка может книжку, написанную крупным шрифтом прочесть.
А тут еще солнышко ему в окно светит. Посмотрел Алешка на солнышко, сложил тетрадки и учебники, взял портфель и пошел прочь из класса. Его учительница спрашивает, куда он пошел, а Алешка отвечает, что домой.
Пришел Алешка домой и говорит маме, что больше в школу не пойдет, и что он хочет работать. Быть как мама, врачом. Тогда мама дает Алешке простое задание — выписать рецепт человеку, у которого грипп.
А Алешка не знает как это делается, как на латыни писать и как лекарство от гриппа называется.
Решил тогда Алешка быть как папа. А папа у него мастером работал на автозаводе. Пришел домой отец. Алешка ему и объявляется, что в школу больше не пойдет, а будет как он, работать.
Соглашается папа, дает Алешке чертеж машины и просит ошибки на нем найти. Алешка чертеж разворачивает, а там одни линии да цифры, ничего не понятно.
Так он и сказал папе. Тогда папа взял у него чертеж, склонился над ним, задумался, лоб наморщил.
А Алешка и спрашивает, откуда у папы столько морщин. А папа ему отвечает, что учился он много, работал, воевал. Что только у бездельников кожа гладкая.
Тогда Алеша решил завтра снова в школу пойти.
Инфоурок
›
Начальные классы
›Презентации›Презентация по литературному чтению на тему «С.Баруздин. Как Алешке учиться надоело» (ОС «Начальная школа XXI века», 2 класс
Скачать материал
Скачать материал
- Сейчас обучается 60 человек из 25 регионов
- Сейчас обучается 104 человека из 35 регионов
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
-
2 слайд
Шкатулка ассоциаций
школа -
3 слайд
Чтение вслух
ОценкаБ.Заходер
Перемена
Критерии выразительного чтения
(Памятка 1).
Названо произведение.
2. Передано настроение автора.
3. Переданы чувства читателя.
4. Правильно выбрана интонация, темп чтения, сила голоса
5. Прочитано без ошибок. -
4 слайд
Как Алёшке учиться надоело
Сегодня на уроке:
Сергей
Алексеевич
Баруздин
русский писатель и поэт
1926 — 1991
Жил в нашем доме человек. Большой или маленький, трудно сказать. Из пелёнок он давным-давно вырос.
А звали человека Алёшкой.
Исполнилось Алёшке семь лет. Пошёл он в школу, чтоб научиться читать и писать как следует. -
5 слайд
Тема урока:
«Человек без дела –
человек без слова».
С.А.Баруздин
Учимся выделять главную информацию в тексте.
Учимся озаглавливать части рассказа.
С.А.Баруздин
Как Алёшке
учиться надоело
С.А.Баруздин
Стихи о человеке и
его словах -
6 слайд
Что значит озаглавить текст?
Заголовок – окошко для взгляда вперед.
Посмотри и подумай: что тебя ждет?
Заголовок – это не просто слова:
Эти слова – всему голова.
Как Алёшке
учиться надоело
озаглавить
заголовок
С.А.Баруздин
Заголовок – это краткое обозначение темы или основной мысли текста.
Кто герой рассказа?
Где могла произойти эта история?
Что случилось с героем рассказа?
тема -
7 слайд
Как мы узнаем, что цель достигнута?
Определим основную мысль текста.
Главная мысль произведения
— это то, что хотел автор показать этим произведением, что с помощью этого произведения автор хотел донести до читателя, ради чего текст написан.
«Человек без дела – человек без слова»
Учимся выделять главную информацию в тексте.
Учимся озаглавливать части рассказа.
Придумаем заголовки к частям текста. -
8 слайд
Стр.38
Цель: узнать содержание рассказа.
Учимся выделять главную информацию в тексте.
Учимся озаглавливать части рассказа.
Часть 1
заголовок
главная мысль -
9 слайд
простые вопросы
уточняющие вопросы
объясняющие вопросы
практические вопросы
творческие вопросы
оценочные вопросы
Простой вопрос
Как автор описывает Алёшку?
Уточняющий вопрос
Правильно ли я поняла, что события начались в ноябре?
Объясняющий вопрос
Почему Алёшке надоело учиться?
Практический вопрос
Как быть, если материал урока уже знаешь?
Творческий вопрос
Как дальше будут развиваться события?
Оценочный вопрос
Что вы посоветуете Алёшке?
Придумайте и запишите на листочках заголовок к 1 части рассказа.
Определяем главную мысль автора: о чем говорится в 1 части рассказа? -
10 слайд
Стр.40
Цель: узнать содержание рассказа.
Учимся выделять главную информацию в тексте.
Учимся озаглавливать части рассказа.
Часть 2
заголовок
главная мысль
Чтение по ролям -
11 слайд
простые вопросы
уточняющие вопросы
объясняющие вопросы
практические вопросы
творческие вопросы
оценочные вопросы
Простой вопрос
Какое решение принял Алёшка?
Уточняющий вопрос
Верно ли, что рецепт выписывает только врач?
Объясняющий вопрос
Почему Алёшка не сумел выполнить поручение мамы?
Практический вопрос
Что нужно знать и уметь, чтобы выписать больному рецепт?
Творческий вопрос
Как дальше будут развиваться события?
Оценочный вопрос
Права ли мама, не отправив Алёшку обратно в школу??
Придумайте и запишите на листочках заголовок ко 2 части рассказа.
Определяем главную мысль автора:
о чем говорится во 2 части рассказа? -
12 слайд
Стр.41
Цель: узнать содержание рассказа.
Учимся выделять главную информацию в тексте.
Учимся озаглавливать части рассказа.
Часть 3
заголовок
главная мысль
Самостоятельное чтение -
13 слайд
простые вопросы
уточняющие вопросы
объясняющие вопросы
практические вопросы
творческие вопросы
оценочные вопросы
Простой вопрос
Как отец объяснил Алёшке о своих морщинках на лице?
Уточняющий вопрос
Правильно ли я поняла, что отец Алёшки работал на автомобильном заводе?
Объясняющий вопрос
Почему Алёшка не сумел выполнить задание отца?
Оценочный вопрос
Верное ли решение Алёшки вернуться в школу?
Придумайте и запишите на листочках заголовок к 3 части рассказа.
Определяем главную мысль автора:
о чем говорится в 3 части рассказа? -
14 слайд
Прочитайте заголовки частей текста друг другу, обсудите их.
Стр.17, з.3
Учимся выделять главную информацию в тексте.
Учимся озаглавливать части рассказа.
Выберите наиболее точные заголовки. Составьте единый вариант. Представьте результат.
Стр.17, з.2
(Учебник, стр.44)
Стр.17, з.4
Определили основную мысль текста.
Придумали заголовки к частям текста. -
15 слайд
Итог урока
Тема урока:
«Человек без дела –
человек без слова».
С.А.Баруздин
Юмор
— добродушная шутка над каким-либо смешным поступком или поведением героев произведения
Определили основную мысль текста.
Придумали заголовки к частям текста.
С.А.Баруздин
Как Алёшке
учиться надоело
С.А.Баруздин
Стихи о человеке и
его словах -
16 слайд
С.А.Баруздин
Стихи о человеке и
его словах
«Человек без дела –
человек без слова».
С.А.Баруздин
Стр.37
Цель: узнать содержание стихотворения.
Цель: понять позицию автора.
Стр.16, з.1 -
17 слайд
Итог урока
Результат достигнут
Результат
почти достигнут
Результат
не достигнут
Командная работа
Самооценка
Достижение цели
активен на уроке
узнал новое
совершенст-вовал навык чтения
сотрудничал при работе в группе
Итог урока -
18 слайд
Домашнее задание
Подготовить выразительное чтение стихотворения
(по желанию)
С.А.Баруздин
Стихи о человеке и
его словах
Стр.17, з.2,3,4
1.
2.
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
6 147 393 материала в базе
- Выберите категорию:
- Выберите учебник и тему
- Выберите класс:
-
Тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
-
Найти материалы
Другие материалы
- 24.09.2017
- 578
- 0
Рейтинг:
3 из 5
- 24.09.2017
- 23735
- 296
- 24.09.2017
- 408
- 0
Рейтинг:
4 из 5
- 24.09.2017
- 11622
- 1234
- 24.09.2017
- 606
- 2
- 24.09.2017
- 427
- 1
- 24.09.2017
- 446
- 0
Рейтинг:
4 из 5
- 24.09.2017
- 4326
- 427
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс повышения квалификации «Возрастные особенности детей младшего школьного возраста»
-
Курс повышения квалификации «Роль педагога в реализации концепции патриотического воспитания школьников в образовательном процессе в свете ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Использование мини-проектов в школьном: начальном, основном и среднем общем и среднем профессиональном естественнонаучном образовании в условиях реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Актуальные проблемы обучения детей с нарушением слуха в образовательных организациях общего и среднего профессионального образования»
-
Курс повышения квалификации «Психолого-педагогические аспекты инклюзивного образования в условиях реализации ФГОС»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация инклюзивного обучения в сфере образования»
-
Курс повышения квалификации «Мотивация учебной деятельности в условиях реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Мотивационное сопровождение учебного процесса младших школьников «группы риска» в общеобразовательном учреждении»
-
Курс повышения квалификации «Специфика преподавания информатики в начальных классах с учетом ФГОС НОО»
-
Курс повышения квалификации «Продуктивность учебной деятельности младших школьников общеобразовательного учреждения в рамках реализации ФГОС НОО»
-
Курс профессиональной переподготовки «Оказание психолого-педагогической помощи лицам с ОВЗ»
-
Курс повышения квалификации «Формирование и развитие ключевых компетенций школьников в интересах устойчивого развития региона»
-
Скачать материал
-
24.09.2017
5430
-
PPTX
2.7 мбайт -
509
скачиваний -
Рейтинг:
4 из 5 -
Оцените материал:
-
-
Настоящий материал опубликован пользователем Кузнецова Нелли Владимировна. Инфоурок является
информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте
методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них
сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайтЕсли Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.Удалить материал
-
- На сайте: 7 лет и 6 месяцев
- Подписчики: 5
- Всего просмотров: 781339
-
Всего материалов:
139
Предложите, как улучшить StudyLib
(Для жалоб на нарушения авторских прав, используйте
другую форму
)
Ваш е-мэйл
Заполните, если хотите получить ответ
Оцените наш проект
1
2
3
4
5
Home » Литературное чтение » С. Баруздин. Как Алешке учиться надоело. Л.А. Ефросинина Литературное чтение. 2 класс. Рабочая тетрадь. Ответы
1. Почему Алёшка ушёл из школы? Найди ответ в тексте и запиши.
И вдруг Алёшка почувствовал, что ему надоело учиться. Читать и писать он умеет, считать — тоже, да и цифры складывать, что же ещё!
2. Найди пословицу в задании к рассказу. Допиши её.
Не говори — не умею, а говори — научусь.
3. Подумай, какая семья была у Алёшки. Выбери и отметь ответ + или запиши свой.
дружная, добрая и надежная
4. Собери и запиши пословицу.
Маленькое дело лучше большого безделья.
Назад к содержанию