Кто написал как алешке учиться надоело

Рассказ про семилетнего мальчика Алёшу, который походил в школу, читать и считать научился и почувствовал, что ему надоело учиться. Пошёл он домой и сказал маме, что больше в школу не пойдет…

Как Алешке учиться надоело читать

Как Алешке учиться надоело - Баруздин С.А.

1

Исполнилось Алёшке семь лет. Пошёл он в школу, чтоб научиться читать и писать как следует.

Школьный год ещё не кончился, зима только-только в осенних днях стала проглядываться, а Алёшка уже и читать, и писать, и даже считать умеет. Книжку может прочесть, если она крупными буквами напечатана, слова на бумаге написать, цифры сложить.

Сидел он раз на уроке, в окно смотрел, а солнце прямо Алёшке в лицо светило. На солнце Алёшка всегда курносый: он сморщился и нос у него стал, как китайское яблочко.

И вдруг Алёшка почувствовал, что ему надоело учиться. Читать и писать он умеет, считать – тоже, да и цифры складывать, что же ещё!

Алёшка поднялся с парты, портфель взял и пошёл к выходу.

— Ты куда? — спросила учительница.

— Домой! — ответил Алёшка. — До свидания!

И ушёл.

2

Домой пришёл и говорит матери:

— Я больше в школу не пойду!

— А что же ты будешь делать?

— Как что? Ну… работать буду.

— Кем же?

— Кем? Ну, как ты, например…

А мать у Алёшки врачом работала.

— Ладно, — согласилась мать. — Вот тогда тебе небольшое поручение. Выпиши лекарство больному, у которого грипп.

И мать дала Алёшке маленький листок бумаги, на котором рецепты пишут.

— А как его писать? Какое лекарство нужно? — поинтересовался Алёшка.

— Писать латинскими буквами, — объяснила мать. — А какое лекарство, ты сам должен знать. Ты же – врач!

Алёшка посидел над листком бумаги, подумал и сказал:

— Мне эта работа что-то не очень нравится. Я лучше так, как папа, работать буду.

— Что ж, давай, как папа! — согласилась мать.

3

Вернулся домой отец. Алёшка — к нему.

— Я больше в школу не пойду, — говорит.

— А что же ты будешь делать? — спросил отец.

— Работать буду.

— Кем же?

— Как ты, — сказал Алёшка.

А отец у Алёшки мастером работал на том самом заводе, где «Москвичи» делают.

— Очень хорошо, — согласился отец. — Давай работать вместе. Начнём с самого лёгкого.

Достал он большой лист бумаги, свёрнутый в трубку, развернул и сказал:

— Вот перед тобой чертёж новой машины. В нём есть ошибки. Посмотри какие и мне скажи!

Алёшка посмотрел на чертёж, а это не машина, а что-то совсем непонятное: линии сходятся и расходятся, стрелки, цифры. Ничего здесь не разберёшь!

— Я это не умею! — признался Алёшка.

— Тогда я сам поработаю, — сказал отец, — а ты пока отдохни!

Отец склонился над чертежом, лицо его сделалось задумчивым, серьёзным.

— Папа! А почему у тебя на лице ёлочки? — спросил Алёшка.

— Это не ёлочки, а морщинки, — сказал отец.

— А почему они?

— Потому что учился я много, воевал, работал много, — сказал отец. Это только у бездельников кожа гладкая.

Алёшка подумал, подумал и говорит:

— Пожалуй, я завтра опять в школу пойду.

❤️ 155

🔥 87

😁 91

😢 47

👎 59

🥱 62

Добавлено на полку

Удалено с полки

Достигнут лимит

  • Алёшка из нашего дома
  • Самое простое дело
  • Ведро воды
  • Нужный гвоздь
  • Как Алёшке учиться надоело
  • Когда люди радуются
  • Вежливый бычок
  • Двухметровое несчастье
  • Простуженный ежик
  • Пчелиная напасть

Алёшка из нашего дома

Жил в нашем доме чело­век. Боль­шой или малень­кий, трудно ска­зать. Из пелё­нок он дав­ным-давно вырос, а до школы ещё не дорос.

А звали чело­века Алёшкой.

Всё умел Алёшка делать. И есть, и спать, и гулять, и играть, и слова раз­ные говорить.

Уви­дит отца, скажет:

— Папа!

Уви­дит мать, скажет:

— Мама!

Уви­дит на улице авто­мо­биль, скажет:

— Машина!

Ну, а есть захо­чет, так и скажет:

— Мама! Я есть хочу!

Одна­жды отец уехал по делам в дру­гой город. Несколько дней про­шло отец письмо домой прислал.

Мать про­чи­тала письмо. И Алёшка решил про­чи­тать. Взял письмо в руки, покру­тил и так и сяк, а понять ничего не может.

Мать села за стол. Бумагу взяла, ручку. Напи­сала отцу ответ.

И Алёшка тоже решил папе письмо напи­сать. Каран­даш взял, бумагу, сел за стол. Стал водить каран­да­шом по бумаге, а на ней одни кара­кули получаются.

Вот и ока­за­лось, что не всё умеет Алёшка, не всё знает.

Читать да писать и то не умеет!

Самое простое дело

До школы ждать долго. Решил Алёшка сам научиться читать. Достал он книжку.

И ока­за­лось, что чте­ние — самое про­стое дело.

Видит он — в книжке дом нари­со­ван, говорит:

— Дом.

Видит лошадь, говорит:

— Лошадь.

Обра­до­вался Алёшка, к отцу побежал:

— А я уже читать умею!

— Хорошо! — ска­зал отец. — Давай посмот­рим, как ты читаешь.

Пока­зал отец Алёшке дру­гую книгу.

— Это что? — спросил.

Видит Алёшка — на кар­тинке жук нари­со­ван с зон­ти­ком, а под ним что-то написано.

— Это жук с зон­ти­ком, — объ­яс­нил Алёшка.

— Вовсе это и не жук с зон­ти­ком, — ска­зал отец, — а вертолёт.

Пере­вер­нул отец страницу:

— А это что?

— А это, — отве­чает Алёшка, — мячик с рож­ками и ножками.

— Это не мячик с рож­ками и нож­ками, а спут­ник, — ска­зал отец.

Тут он про­тя­нул Алёшке ещё одну книгу:

— Теперь эту почитай!

Алёшка открыл книгу — нет в ней ни одной картинки.

— Не могу, — ска­зал, — здесь без картинок.

— А ты слова про­чти, — посо­ве­то­вал отец.

— Слова я не умею, — при­знался Алёшка.

— Вот то-то и оно! — ска­зал отец.

И больше ничего не сказал.

Ведро воды

Раньше не раз так слу­ча­лось: мать попро­сит о чём-нибудь Алёшку — соль при­не­сти из сосед­ней ком­наты или воду вылить из чашки, — а Алёшка сде­лает вид, что не рас­слы­шал, и про­дол­жает играть. Мать вста­нет, сама соль при­не­сёт, сама воду выльет, и дело с концом!

Но вот одна­жды Алёшка отпра­вился гулять. Только из ворот вышел, как очень повезло ему. Прямо возле тро­туара огром­ный само­свал стоит, шофёр капот открыл: в моторе копается.

Какой пяти­лет­ний маль­чишка про­пу­стит слу­чай лиш­ний раз на машину взглянуть!

И Алёшка не про­пу­стил! Оста­но­вился, рот рас­крыл, смот­рит. Мед­ведя бле­стя­щего на ради­а­торе уви­дел, руль в кабине шофёра и даже колесо потро­гал, что выше самого Алёшки ростом…

Тем вре­ме­нем шофёр капот захлоп­нул: видно, почи­нил в моторе всё, что нужно.

— А теперь машина поедет? — поин­те­ре­со­вался Алёшка.

— Не поедет, пока воду не зальём, — отве­тил шофёр, выти­рая руки. — А, кстати, ты где живёшь? Близко, далеко?

— Близко, — отве­тил Алёшка. — Совсем рядом.

— Вот и добро! — ска­зал шофёр. — Тогда я у тебя водички поза­им­ствую. Не возражаешь?

— Не воз­ра­жаю! — ска­зал Алёшка.

Шофёр взял пустое ведро из кабины, и они пошли домой.

— Я дядю при­вёл, воды поза­им­ство­вать, — объ­яс­нил Алёшка матери, открыв­шей им дверь.

— Про­хо­дите, пожа­луй­ста, — ска­зала мать и про­вела шофёра в кухню.

Шофёр набрал пол­ное ведро воды, а Алёшка своё при­нёс — малень­кое — и тоже налил.

Вер­ну­лись они к машине. Шофёр вылил воду из сво­его ведра в радиатор.

— И моё! — ска­зал Алёшка.

— И твоё! — ска­зал шофёр и взял Алёш­кино ведро. — Теперь всё в порядке. А за помощь спа­сибо! Бывай!

Машина взре­вела как зверь, вздрог­нула и поехала.

Алёшка стоял со своим пустым вед­ром на тро­туаре и долго ещё смот­рел ей вслед. А потом вер­нулся домой и говорит:

— Мама! Давай я тебе помогу!

— Уж не под­ме­нили ли мне сына? — уди­ви­лась мать. — Что-то я его не узнаю!

— Нет, не под­ме­нили, это я! — успо­коил её Алёшка. — Про­сто я помо­гать тебе хочу!

Нужный гвоздь

Утром мать ска­зала отцу:

— Вечер­ком забей, пожа­луй­ста, гвозди на кухне. Мне нужно верёвки повесить.

Отец пообе­щал.

Мать в этот день дома была.

Собра­лась она в магазин.

— Ты поиг­рай пока, сынок, — попро­сила она. — А я быстро вернусь.

— Поиг­раю, — пообе­щал Алёшка, а сам, как только мать ушла, — на кухню.

Моло­ток достал, гвозди и стал по оче­реди их в стенку забивать.

Штук десять забил!

«Теперь хва­тит», — поду­мал Алёшка и стал мать ждать.

Мать вер­ну­лась из магазина.

— Это кто же столько гвоз­дей в стенку поза­би­вал? — уди­ви­лась она, войдя в кухню.

— Я, — с гор­до­стью ска­зал Алёшка, — чтоб не ждать, пока папа забьёт.

Не хоте­лось матери Алёшку огорчать.

— Давай посту­пим так, — пред­ло­жила она, — эти гвозди мы вынем. Они не нужны. Зато вот здесь ты забьёшь мне один гвоздь, побольше. Он мне при­го­дится. Хорошо?

— Хорошо! — согла­сился Алёшка.

Мать взяла клещи и выта­щила из стены десять гвоз­дей. Потом дала Алёшке стул, он забрался на него и забил боль­шой гвоздь повыше.

— Вот этот гвоздь самый нуж­ный, — ска­зала мать и пове­сила на него кастрюльку.

Теперь Алёшка, как зай­дёт на кухню, так на стенку смот­рит: висит кастрюлька?

Висит.

Зна­чит, и верно, что он самый нуж­ный гвоздь забил.

Как Алёшке учиться надоело

Испол­ни­лось Алёшке семь лет. Пошёл он в школу, чтоб научиться читать и писать как следует.

Школь­ный год ещё не кон­чился, зима только-только в осен­них днях стала про­гля­ды­ваться, а Алёшка уже и читать, и писать, и даже счи­тать умеет. Книжку может про­честь, если она круп­ными бук­вами напе­ча­тана, слова на бумаге напи­сать, цифры сложить.

Сидел он раз на уроке, в окно смот­рел, а солнце прямо Алёшке в лицо све­тило. На солнце Алёшка все­гда кур­но­сый: он смор­щился и нос у него стал, как китай­ское яблочко. И вдруг Алёшка почув­ство­вал, что ему надо­ело учиться. Читать он умеет, писать тоже да и цифры скла­ды­вать. Что же ещё!

Алёшка под­нялся с парты, порт­фель взял и пошёл к выходу.

— Ты куда? — спро­сила учительница.

— Домой! — отве­тил Алёшка. — До свидания!

И ушёл.

Домой при­шёл и гово­рит матери:

— Я больше в школу не пойду!

— А что же ты будешь делать?

— Как что? Ну… рабо­тать буду.

— Кем же?

— Как кем? Ну, как ты, например…

А мать у Алёшки вра­чом работала.

— Ладно, — согла­си­лась мать. — Вот тогда тебе неболь­шое пору­че­ние. Выпиши лекар­ство боль­ному, у кото­рого грипп.

И мать дала Алёшке малень­кий листок бумаги, на кото­ром рецепты пишут.

— А как его писать? Какое лекар­ство нужно? — поин­те­ре­со­вался Алёшка.

— Писать латин­скими бук­вами, — объ­яс­нила мать. — А какое лекар­ство, ты сам дол­жен знать. Ты же врач!

Алёшка поси­дел над лист­ком бумаги, поду­мал и сказал:

— Мне эта работа что-то не очень нра­вится. Я лучше, как папа, рабо­тать буду.

— Что ж, давай, как папа! — согла­си­лась мать.

Вер­нулся домой отец. Алёшка — к нему.

— Я больше в школу не пойду, — говорит.

— А что же ты будешь делать? — спро­сил отец.

— Рабо­тать буду.

— Кем же?

— Как ты! — ска­зал Алёшка.

А отец у Алёшки масте­ром рабо­тает на том самом заводе, где «Моск­вичи» делают.

— Очень хорошо, — согла­сился отец. — Давай рабо­тать вме­сте. Нач­нём с самого лёгкого.

Достал он боль­шой лист бумаги, свёр­ну­тый в трубку, раз­вер­нул и сказал:

— Вот перед тобой чер­тёж новой машины. В нём есть ошибки. Посмотри какие и мне скажи!

Алёшка посмот­рел на чер­тёж, а это не машина, а что-то совсем непо­нят­ное: линии схо­дятся и рас­хо­дятся, стрелки, цифры. Ничего здесь не разберёшь!

— Я это не умею! — при­знался Алёшка.

— Тогда я сам пора­бо­таю, — ска­зал отец, — а ты пока отдохни!

Отец скло­нился над чер­те­жом, лицо его сде­ла­лось задум­чи­вым, серьёзным.

— Пап! А почему у тебя на лице ёлочки? — спро­сил Алёшка.

— Это не ёлочки, а мор­щинки, — ска­зал отец.

— А почему они?

— Потому что учился я много, вое­вал, рабо­тал много, — ска­зал отец. Это только у без­дель­ни­ков кожа гладкая.

Алёшка поду­мал, поду­мал и говорит:

— Пожа­луй, я зав­тра опять в школу пойду.

Когда люди радуются

В школе ребя­там часто говорили:

— Вы должны уметь хорошо тру­диться. Так тру­диться, чтобы люди потом ска­зали: вот какие золо­тые руки у наших ребят!

Алёшка любил сто­ляр­ни­чать. Отец купил ему сто­ляр­ный ста­нок и инструменты.

Научился Алёшка рабо­тать — сде­лал себе само­кат. Хоро­ший само­кат полу­чился, не грех и похвалиться!

— Смотри, — ска­зал он отцу, — какой самокат!

— Неплохо! — отве­тил отец.

Алёшка — во двор, к ребятам:

— Смот­рите, какой я само­кат сделал!

— Ничего само­кат! — ска­зали ребята. — Катайся!

Алёшка катался-катался на своём само­кате — никто на него не смот­рит. Надо­ело ему. Бро­сил он самокат.

Вес­ной в школе ребята должны были рас­саду выра­щи­вать, чтобы потом, когда совсем тепло ста­нет, выса­дить её во дворе.

Учи­тель­ница сказала:

— Нам стар­ше­класс­ники ящики обе­щали сде­лать. Как будут готовы, так и зай­мёмся рассадой.

А Алёшка вер­нулся домой, раз­до­был доски и решил сам ящики сде­лать. Поду­ма­ешь! Это не само­кат какой-нибудь. Проще простого.

В суб­боту Алёшка тру­дился и всё вос­кре­се­нье, а в поне­дель­ник при­нёс в школу два ящика, как раз на два окна.

Уви­дели ребята ящики.

— Вот это да! — ска­зали. — Золо­тые у тебя руки!

Учи­тель­ница уви­дела и тоже обрадовалась:

— Ну и золо­тые руки у тебя! Молодец!

Домой Алёшка при­шёл, а мать ему и говорит:

— Очень я довольна тобой, сынок! Встре­тила я учи­тель­ницу твою, това­ри­щей, и все гово­рят, что у тебя золо­тые руки.

Вече­ром мать отцу об этом ска­зала, и он тоже похва­лил сына.

— Пап! — спро­сил Алёшка. — А почему, когда я само­кат сде­лал, меня никто не похва­лил, никто не гово­рил, что у меня золо­тые руки? А сей­час гово­рят? Ведь само­кат труд­нее сделать!

— А потому, что само­кат ты для себя одного сде­лал, а ящики — для всех, — ска­зал отец. — Вот люди и радуются!

1959

Вежливый бычок

У опушки леса пасся бычок. Малень­кий, месяц от роду, но довольно плот­ный и бойкий.

Бычок был при­вя­зан верёв­кой к колышку, вби­тому в землю, и так, при­вя­зан­ный, весь день ходил по кругу. А когда верёвка слиш­ком натя­ги­ва­лась, не пус­кая бычка, он под­ни­мал морду с неров­ной белой звёз­доч­кой на лбу и тянул неуста­но­вив­шимся, дре­без­жа­щим голо­сом: «М‑м-му!»

Каж­дое утро мимо бычка про­хо­дили ребята из дет­ского сада, отды­хав­шие по соседству.

Бычок пере­ста­вал щипать траву и при­вет­ливо кивал головой.

— Поздо­ро­вай­тесь с быч­ком, — гово­рила воспитательница.

Ребята хором здоровались:

— Здрав­ствуйте! Здравствуйте!

Они гово­рили с быч­ком, как со стар­шим, на «вы».

Потом ребята, идя на про­гулку, стали при­но­сить бычку раз­ные лаком­ства: кусок сахару, или сдоб­ную булку, или про­сто хлеб. Бычок охотно брал уго­ще­ние прямо с ладони. А губы у бычка мяг­кие, тёп­лые. Так, бывало, при­ятно поще­ко­чет ладо­шку. Съест и голо­вой заки­вает: «Спа­сибо за угощение!»

— На здо­ро­вье! — отве­тят ребята и побе­гут на прогулку.

А когда вер­нутся, веж­ли­вый бычок снова при­вет­ливо кив­нёт им головой:
«М‑м-му!»

— До сви­да­нья! До сви­да­нья! — хором отве­чали ребята.

Так повто­ря­лось каж­дый день.

Но вот одна­жды, отпра­вив­шись на про­гулку, ребята не нашли на преж­нем месте бычка. Опушка была пуста.

Ребята завол­но­ва­лись: не слу­чи­лось ли что-нибудь? Стали звать бычка. И вдруг откуда-то из лесу раз­да­лось знакомое:
«М‑м-му!»

Не успели ребята опом­ниться, как из-за кустов, задрав хвост, выбе­жал бычок. За ним тяну­лась верёвка с колышком.

Вос­пи­та­тель­ница взяла верёвку и вбила колы­шек в землю.

— А то ещё убе­жит, — ска­зала она.

И вновь бычок, как прежде, поздо­ро­вался с ребятами:
«М‑м-му!»

— Здрав­ствуйте! Здрав­ствуйте! — отве­чали ребята, уго­щая бычка хлебом.

На сле­ду­ю­щий день повто­ри­лось то же самое. Сна­чала бычка не было, а потом, когда он появился, за ним тяну­лась верёвка с выдер­ну­тым колыш­ком. И опять при­шлось вос­пи­та­тель­нице при­вя­зать бычка.

Ребята пошли дальше в лес. Стали играть. Вдруг навстречу им женщина.

— Вы здесь побли­зо­сти бычка не видали? — спра­ши­вает. — Чёр­нень­кий такой, со звёз­доч­кой на лбу.

— Видели! Видели! — закри­чали ребята.

— Он на месте, на опушке, — ска­зала вос­пи­та­тель­ница. — Я его там привязала.

— Вот чудеса! — пожала пле­чами жен­щина. — Вто­рой день при­вя­зы­ваю бычка на новом месте, а нахожу на ста­ром. Понять не могу, чем оно ему так полюбилось!

— Навер­ное, он к ребя­там моим при­вык, — засме­я­лась вос­пи­та­тель­ница. Бычок у вас веж­ли­вый, каж­дый день с нами здоровается.

— Не уво­дите его от нас! — стали про­сить ребята. — Мы с ним дружим!

— Да уж если дружки про­сят, при­дётся оста­вить! — согла­си­лась жен­щина. Раз он с ребя­тами подружился…

Наутро ребята отпра­ви­лись в лес. На опушке леса, как и прежде, их ждал бычок.

— Здрав­ствуйте! Здрав­ствуйте! — закри­чали ребята.

И доволь­ный бычок заки­вал им в ответ головой:
«М‑м-му!»

1961

Двухметровое несчастье

В Одессе я хотел разыс­кать сво­его ста­рого фрон­то­вого това­рища, кото­рый теперь слу­жил моря­ком даль­него пла­ва­ния. Я знал, что теп­ло­ход, на кото­ром он пла­вает, только что вер­нулся из загра­нич­ного рейса.

Когда я при­шёл в порт, ока­за­лось, что теп­ло­ход уже раз­гру­зился и команда его вчера спи­сана на берег. В управ­ле­нии порта я узнал адрес моего това­рища и отпра­вился к нему домой.

В новом доме на улице Хал­ту­рина я под­нялся на тре­тий этаж и позво­нил. Мне никто не отве­тил. Я позво­нил ещё раз.

В глу­бине квар­тиры послы­шался скрип двери, смех. Чей-то жен­ский голос крикнул:

— Кто там?

Я ска­зал через закры­тую дверь, кого мне нужно.

Опять раз­дался смех, и тот же голос ответил:

— Зай­дите попозже! Мы открыть вам никак не можем! Мы тут арестованы.

Я поду­мал, что меня разыг­ры­вают. И совсем неумно! Если това­рища нет дома, почему нельзя открыть дверь и ска­зать об этом по-человечески?

Спу­стив­шись вниз, я около часа бро­дил по городу, и уже ско­рее любо­пыт­ство, чем необ­хо­ди­мость, вновь при­вело меня к стран­ной квар­тире. Я опять позво­нил и услы­шал скрип двери, хохот и вопрос:

— Кто там?

При­шлось повто­рить, зачем я пришёл.

Вновь хохот, и тот же ответ. Только более вежливый:

— Зай­дите, пожа­луй­ста, ещё чуть позже. Ваш това­рищ скоро вер­нётся. А мы тут, право, аре­сто­ваны и не можем выйти в кори­дор. У нас, видите ли, двух­мет­ро­вое несча­стье поселилось…

Откро­венно говоря, я совсем рас­те­рялся. Или дей­стви­тельно со мной валяют дурака, или это что-то забав­ное. Чтобы не про­зе­вать сво­его това­рища, я стал про­гу­ли­ваться возле подъезда.

Нако­нец вижу: идёт. Обня­лись на радо­стях, и здесь я уже не выдержал.

— Что там у тебя такое в квар­тире? — спра­ши­ваю. — Какие аре­сто­ван­ные? Что за двух­мет­ро­вое несчастье?

Он рас­хо­хо­тался.

— Так и знал! — гово­рит. — Это соседки мои из ком­наты выйти боятся. А чего боятся, когда он малень­кий и совсем без­вред­ный? Да и запер я его в ком­нате. Гово­рил же им, успо­ка­и­вал. А они мне: он под дверь может пролезть…

— Подо­жди, о ком ты? — пере­спро­сил я. — Кто малень­кий? Кто безвредный?

— Да удав­чик. Двух­лет­ний всего. Два метра дли­ной только! — объ­яс­нил мне това­рищ. — В порту одном ребя­тишки пода­рили. Вот капи­тан и пору­чил мне в зоо­парк его при­стро­ить. Вчера поздно было, так я сей­час ходил дого­ва­ри­ваться. А ночь он у меня дома про­вёл. Вот и всё. Сей­час отнесу.

Через несколько минут мы с това­ри­щем уже шли в сто­рону зоо­парка. Удав­чика мой при­я­тель нёс на шее, как венок. И верно, удав­чик ока­зался суще­ством совсем без­обид­ным. Он не пытался удрать, а только изредка шипел и разе­вал пасть.

Правда, про­хо­жие шара­ха­лись от нас в сто­рону. Но зря. Опа­саться им было нечего.

1961

Простуженный ежик

Было это позд­ней осе­нью в послед­ний год войны. Шли бои на поль­ской земле.

Одна­жды ночью мы обос­но­ва­лись в лесу. Разо­жгли костер, согрели чай. Все улег­лись спать, а я остался дежу­рить. Через два часа меня дол­жен был сме­нить на посту дру­гой солдат.

Сидел я с авто­ма­том у дого­рав­шего костра, на угольки посмат­ри­вал, к шоро­хам лес­ным при­слу­ши­вался. Ветер шеле­стит сухой лист­вой да в голых вет­вях посвистывает.

Вдруг слышу — шорох. Будто кто-то по земле пол­зет. Я встал. Авто­мат наго­тове держу. Слу­шаю — шорох смолк. Опять сел. Снова шур­шит. Где-то совсем рядом со мной.

Что за оказия!

Гля­нул я под ноги. Вижу — кучка сухой листвы, да будто живая: сама собой дви­жется. А внутри, в листьях, что-то фыр­кает, чихает. Здо­рово чихает!

При­смот­релся получше: ежик. Мор­дочка с малень­кими чер­ными глаз­ками, уши торч­ком, на грязно-жел­тых иглах листья нако­лоты. Под­та­щил ежик листья поближе к теп­лому местечку, где костер был, пово­дил носом по земле, чих­нул несколько раз. Видно, про­сту­дился от холода.

Тут время моей смены настало. Засту­пил на пост сол­дат — казах Ахметва­лиев. Уви­дел он ежа, услы­хал, как тот чихает, и ну меня ругать:

— Ай, нехо­рошо! Ай, нехо­рошо! Сидишь и смот­ришь спо­койно. А у него, может, грипп или вос­па­ле­ние. Смотри, весь дро­жит. И тем­пе­ра­тура, навер­ное, очень боль­шая. В машину его надо взять, лечить его надо, а потом на волю выпускать…

Так мы и сде­лали. Поло­жили ежика вме­сте с охап­кой листьев в наш поход­ный “газик”. А Ахметва­лиев на сле­ду­ю­щий день теп­лого молока где-то раз­до­был. Ёжик напился молока, согрелся и опять уснул. За всю дорогу несколько раз чих­нул и пере­стал — попра­вился. Так всю зиму у нас в машине и прожил!

А когда весна настала, мы его на волю выпу­стили. На све­жую травку. И какой день тогда выдался! Яркий, сол­неч­ный! Насто­я­щий весен­ний день!

Только было это уже в Чехо­сло­ва­кии. Ведь и весну и победу мы там встречали.

1961

Пчелиная напасть

Жил я в дет­стве в деревне на Яро­слав­щине. Всем был дово­лен: и рекой, и лесом, и пол­ной свободой.

Часто сидел с ребя­тами в ноч­ном у костра.

Но было одно “но”. Вот об этом “но” я и хочу рассказать.

У хозя­ина дома, в кото­ром мы жили, было несколько ульев с пчелами.

Гово­рят, пчелы — миро­лю­би­вые суще­ства, если их не оби­жать. И верно: наши пчелы никого не кусали, не тро­гали. Никого, кроме меня.

Сто­ило мне выйти из избы, как какая-нибудь пчела обя­за­тельно меня уку­сит. А бывали дни, когда меня жалили и по нескольку раз.

— Балу­ешься ты много, — гово­рила мать, — вот они тебя и кусают.

— Да вовсе не балу­юсь, — оправ­ды­вался я. — Совсем их не трогаю.

“Что за напасть такая! — думал я. — Может, они меня пере­пу­тали с кем-то? Ведь дру­гие пчелы не жалят меня — в лесу, в поле, — а свои…”

Время шло, и не было дня, чтобы я избе­жал этой пче­ли­ной напа­сти. То под гла­зом у меня шишка, то на щеке, то на затылке, а одна­жды пчела ужа­лила в спину, и я совсем изму­чился: поче­сать уку­шен­ное место и то нельзя — рукой никак не дотянешься.

Хотел я спро­сить нашего хозя­ина, почему пчелы меня не любят, но побо­ялся. “Поду­мает еще, что я дей­стви­тельно их оби­жаю. Как я ему докажу, что вовсе их не тро­гаю? А ведь пчела, гово­рят, после того как ужа­лит, уми­рает. Зна­чит, немало их по моей вине погибло”.

Но вышло так, что я все равно не избе­жал раз­го­вора с хозя­и­ном. И хорошо, а то бы все лето мучился.

Как-то вече­ром сидел я весь иску­сан­ный за сто­лом, ужи­нал. Вошел в ком­нату хозяин, спрашивает:

— Тебя что, пчелы опять покусали?

— Поку­сали, — говорю. — Только вы не поду­майте, что я их драз­нил. Я к ульям и близко не подхожу…

Хозяин недо­вер­чиво пока­чал головой.

— Странно, — гово­рит. — Они у меня смирные…

А сам, вижу, ко мне присматривается.

— А ты лук любишь? — спра­ши­вает вдруг он. — Вроде луком от тебя пахнет.

Я обра­до­вался, что меня не ругают за пчел, и отвечаю:

— Да, очень люблю! Каж­дый день, навер­ное, кило зеле­ного луку съе­даю. С солью да с чер­ным хле­бом. Зна­ете, как вкусно!

— Вот, брат, за это они тебя и кусают, — рас­сме­ялся хозяин. — Мои пчелы прямо не пере­но­сят запаха лука. Да и вообще пчелы к раз­ным запа­хам очень при­ве­ред­ливы. Есть такие, что оде­ко­лон не любят или керо­син, а мои — лук.

При­дется тебе воз­дер­жаться от лука.

С того дня я за все лето больше ни одной стрелки лука не съел. Если даже в супе попа­дался — все равно выбра­сы­вал. Боялся, что пчелы покусают.

А они и верно пере­стали меня жалить. Одна­жды я даже рядом с ульями стоял, когда соты из них выни­мали, и то пчелы не тро­нули меня!

1961

Укажите регион, чтобы мы точнее рассчитали условия доставки

Начните вводить название города, страны, индекс, а мы подскажем

Например: 
Москва,
Санкт-Петербург,
Новосибирск,
Екатеринбург,
Нижний Новгород,
Краснодар,
Челябинск,
Кемерово,
Тюмень,
Красноярск,
Казань,
Пермь,
Ростов-на-Дону,
Самара,
Омск

Баруздин С., рассказ «Как Алешке учиться надоело»

Жанр: рассказы о детях

Главные герои рассказа «Как Алешке учиться надоело» и их характеристика

  1. Алешка. Мальчик 7 лет. Решил, что все знает и бросил учебу. Самоуверенный и глупый.
  2. Мама. Добрая и умная.
  3. Папа. Добрый, работящий, находчивый.

План пересказа рассказа «Как Алешке учиться надоело»

  1. Алешка выучился читать и писать
  2. Солнце в окне
  3. Алешка уходит из школы
  4. Как выписать рецепт
  5. Как читать чертеж
  6. Откуда берутся морщины

Кратчайшее содержание рассказа «Как Алешке учиться надоело» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Когда Алешке исполнилось 7 лет, он пошел в школу и быстро научился писать и читать.
  2. Тогда он собрал учебники и ушел из школы.
  3. Мама, узнав что Алешка бросил учиться, дала ему задание выписать рецепт.
  4. Но Алешка не умел выписывать рецепты и стал ждать папу.
  5. Папа дал ему чертеж, но Алешка не мог в нем ничего понять.
  6. Папа сказал, что морщины у него появились, потому что он много учился и работал.

Главная мысль рассказа «Как Алешке учиться надоело»
Без учебы и труда в этой жизни никуда.

Чему учит рассказ «Как Алешке учиться надоело»
Рассказу учит пользе обучения и получения новых знаний. Учит уметь применять полученные знания на практике. Учит не быть самоуверенным и понимать, что все знать невозможно. Учит стремиться к совершенству и новым знаниям.

Отзыв на рассказ «Как Алешке учиться надоело»
Мне понравился этот назидательный рассказ. Мальчик Алешка конечно молодец, что так быстро выучился писать и читать, но ему еще многое предстоит узнать. Ведь в школе учат очень многому важному и интересному.

Пословицы к рассказу «Как Алешке учиться надоело»
Ученье свет, а неученье — тьма.
Учеба и труд к победам ведут.
Ученье да уменье всегда найдут применение.
Век живи, век учись.
Не стыдно не знать, стыдно не учиться.

Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа «Как Алешке учиться надоело»
Когда Алешке исполнилось семь лет, он пошел в школу. И довольно быстро научился читать и писать. Еще даже зима не началась, а Алешка может книжку, написанную крупным шрифтом прочесть.
А тут еще солнышко ему в окно светит. Посмотрел Алешка на солнышко, сложил тетрадки и учебники, взял портфель и пошел прочь из класса. Его учительница спрашивает, куда он пошел, а Алешка отвечает, что домой.
Пришел Алешка домой и говорит маме, что больше в школу не пойдет, и что он хочет работать. Быть как мама, врачом. Тогда мама дает Алешке простое задание — выписать рецепт человеку, у которого грипп.
А Алешка не знает как это делается, как на латыни писать и как лекарство от гриппа называется.
Решил тогда Алешка быть как папа. А папа у него мастером работал на автозаводе. Пришел домой отец. Алешка ему и объявляется, что в школу больше не пойдет, а будет как он, работать.
Соглашается папа, дает Алешке чертеж машины и просит ошибки на нем найти. Алешка чертеж разворачивает, а там одни линии да цифры, ничего не понятно.
Так он и сказал папе. Тогда папа взял у него чертеж, склонился над ним, задумался, лоб наморщил.
А Алешка и спрашивает, откуда у папы столько морщин. А папа ему отвечает, что учился он много, работал, воевал. Что только у бездельников кожа гладкая.
Тогда Алеша решил завтра снова в школу пойти.

Инфоурок


Начальные классы

ПрезентацииПрезентация по литературному чтению на тему «С.Баруздин. Как Алешке учиться надоело» (ОС «Начальная школа XXI века», 2 класс



Скачать материал



Скачать материал

  • Сейчас обучается 60 человек из 25 регионов

  • Сейчас обучается 104 человека из 35 регионов

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Шкатулка ассоциацийшкола

    2 слайд

    Шкатулка ассоциаций
    школа

  • Чтение вслухОценка


Б.ЗаходерПеременаКритерии выразительного чтения
 (Памятк...

    3 слайд

    Чтение вслух
    Оценка

    Б.Заходер
    Перемена
    Критерии выразительного чтения
    (Памятка 1).
    Названо произведение.
    2. Передано настроение автора.
    3. Переданы чувства читателя.
    4. Правильно выбрана интонация, темп чтения, сила голоса
    5. Прочитано без ошибок.

  • Как Алёшке учиться надоелоСегодня на уроке:Сергей
Алексеевич
Баруздинрусский...

    4 слайд

    Как Алёшке учиться надоело
    Сегодня на уроке:
    Сергей
    Алексеевич
    Баруздин
    русский писатель и поэт
    1926 — 1991
    Жил в нашем доме человек. Большой или маленький, трудно сказать. Из пелёнок он давным-давно вырос. 
    А звали человека Алёшкой. 
    Исполнилось Алёшке семь лет. Пошёл он в школу, чтоб научиться читать и писать как следует. 

  • Тема урока:«Человек без дела – 
человек без слова». 
С.А.БаруздинУчимся выдел...

    5 слайд

    Тема урока:
    «Человек без дела –
    человек без слова».
    С.А.Баруздин
    Учимся выделять главную информацию в тексте.
    Учимся озаглавливать части рассказа.
    С.А.Баруздин
    Как Алёшке
    учиться надоело
    С.А.Баруздин
    Стихи о человеке и
    его словах

  • Что значит озаглавить текст?Заголовок – окошко для взгляда вперед. 
Посмотри...

    6 слайд

    Что значит озаглавить текст?
    Заголовок – окошко для взгляда вперед.
    Посмотри и подумай: что тебя ждет?
     Заголовок – это не просто слова:
    Эти слова – всему голова. 
    Как Алёшке
    учиться надоело
    озаглавить
    заголовок
    С.А.Баруздин
    Заголовок – это краткое обозначение темы или основной мысли текста.
    Кто герой рассказа?
    Где могла произойти эта история?
    Что случилось с героем рассказа?
    тема

  • Как мы узнаем, что цель достигнута?Определим основную мысль текста.Главная мы...

    7 слайд

    Как мы узнаем, что цель достигнута?
    Определим основную мысль текста.
    Главная мысль произведения
    — это то, что хотел автор показать этим произведением, что с помощью этого произведения автор хотел донести до читателя, ради чего текст написан.
    «Человек без дела – человек без слова»
    Учимся выделять главную информацию в тексте.
    Учимся озаглавливать части рассказа.
    Придумаем заголовки к частям текста.

  • Стр.38Цель: узнать содержание рассказа.Учимся выделять главную информацию в т...

    8 слайд

    Стр.38
    Цель: узнать содержание рассказа.
    Учимся выделять главную информацию в тексте.
    Учимся озаглавливать части рассказа.
    Часть 1
    заголовок
    главная мысль

  • простые вопросыуточняющие вопросыобъясняющие вопросыпрактические вопросытворч...

    9 слайд

    простые вопросы
    уточняющие вопросы
    объясняющие вопросы
    практические вопросы
    творческие вопросы
    оценочные вопросы
    Простой вопрос
    Как автор описывает Алёшку?
    Уточняющий вопрос
    Правильно ли я поняла, что события начались в ноябре?
    Объясняющий вопрос
    Почему Алёшке надоело учиться?
    Практический вопрос
    Как быть, если материал урока уже знаешь?
    Творческий вопрос
    Как дальше будут развиваться события?
    Оценочный вопрос
    Что вы посоветуете Алёшке?
    Придумайте и запишите на листочках заголовок к 1 части рассказа.
    Определяем главную мысль автора: о чем говорится в 1 части рассказа?

  • Стр.40Цель: узнать содержание рассказа.Учимся выделять главную информацию в т...

    10 слайд

    Стр.40
    Цель: узнать содержание рассказа.
    Учимся выделять главную информацию в тексте.
    Учимся озаглавливать части рассказа.
    Часть 2
    заголовок
    главная мысль
    Чтение по ролям

  • простые вопросыуточняющие вопросыобъясняющие вопросыпрактические вопросытворч...

    11 слайд

    простые вопросы
    уточняющие вопросы
    объясняющие вопросы
    практические вопросы
    творческие вопросы
    оценочные вопросы
    Простой вопрос
    Какое решение принял Алёшка?
    Уточняющий вопрос
    Верно ли, что рецепт выписывает только врач?
    Объясняющий вопрос
    Почему Алёшка не сумел выполнить поручение мамы?
    Практический вопрос
    Что нужно знать и уметь, чтобы выписать больному рецепт?
    Творческий вопрос
    Как дальше будут развиваться события?
    Оценочный вопрос
    Права ли мама, не отправив Алёшку обратно в школу??
    Придумайте и запишите на листочках заголовок ко 2 части рассказа.
    Определяем главную мысль автора:
    о чем говорится во 2 части рассказа?

  • Стр.41Цель: узнать содержание рассказа.Учимся выделять главную информацию в т...

    12 слайд

    Стр.41
    Цель: узнать содержание рассказа.
    Учимся выделять главную информацию в тексте.
    Учимся озаглавливать части рассказа.
    Часть 3
    заголовок
    главная мысль
    Самостоятельное чтение

  • простые вопросыуточняющие вопросыобъясняющие вопросыпрактические вопросытворч...

    13 слайд

    простые вопросы
    уточняющие вопросы
    объясняющие вопросы
    практические вопросы
    творческие вопросы
    оценочные вопросы
    Простой вопрос
    Как отец объяснил Алёшке о своих морщинках на лице?
    Уточняющий вопрос
    Правильно ли я поняла, что отец Алёшки работал на автомобильном заводе?
    Объясняющий вопрос
    Почему Алёшка не сумел выполнить задание отца?
    Оценочный вопрос
    Верное ли решение Алёшки вернуться в школу?
    Придумайте и запишите на листочках заголовок к 3 части рассказа.
    Определяем главную мысль автора:
    о чем говорится в 3 части рассказа?

  • Прочитайте заголовки частей текста друг другу, обсудите их.Стр.17, з.3Учимся...

    14 слайд

    Прочитайте заголовки частей текста друг другу, обсудите их.
    Стр.17, з.3
    Учимся выделять главную информацию в тексте.
    Учимся озаглавливать части рассказа.
    Выберите наиболее точные заголовки. Составьте единый вариант. Представьте результат.
    Стр.17, з.2
    (Учебник, стр.44)
    Стр.17, з.4
    Определили основную мысль текста.
    Придумали заголовки к частям текста.

  • Итог урокаТема урока:«Человек без дела – 
человек без слова». 
С.А.БаруздинЮм...

    15 слайд

    Итог урока
    Тема урока:
    «Человек без дела –
    человек без слова».
    С.А.Баруздин
    Юмор
    — добродушная шутка над каким-либо смешным поступком или поведением героев произведения
    Определили основную мысль текста.
    Придумали заголовки к частям текста.
    С.А.Баруздин
    Как Алёшке
    учиться надоело
    С.А.Баруздин
    Стихи о человеке и
    его словах

  • С.А.Баруздин
Стихи о человеке и
 его словах«Человек без дела – 
человек без с...

    16 слайд

    С.А.Баруздин
    Стихи о человеке и
    его словах
    «Человек без дела –
    человек без слова».
    С.А.Баруздин
    Стр.37
    Цель: узнать содержание стихотворения.
    Цель: понять позицию автора.
    Стр.16, з.1

  • Итог урокаРезультат достигнутРезультат 
почти достигнутРезультат 
не достигну...

    17 слайд

    Итог урока
    Результат достигнут
    Результат
    почти достигнут
    Результат
    не достигнут
    Командная работа
    Самооценка
    Достижение цели
    активен на уроке
    узнал новое
    совершенст-вовал навык чтения
    сотрудничал при работе в группе
    Итог урока

  • Домашнее заданиеПодготовить выразительное чтение стихотворения 
(по желанию)С...

    18 слайд

    Домашнее задание
    Подготовить выразительное чтение стихотворения
    (по желанию)
    С.А.Баруздин
    Стихи о человеке и
    его словах
    Стр.17, з.2,3,4
    1.
    2.

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 147 393 материала в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Другие материалы

  • 24.09.2017
  • 578
  • 0

Рейтинг:
3 из 5

  • 24.09.2017
  • 23735
  • 296
  • 24.09.2017
  • 408
  • 0

Рейтинг:
4 из 5

  • 24.09.2017
  • 11622
  • 1234
  • 24.09.2017
  • 606
  • 2
  • 24.09.2017
  • 427
  • 1
  • 24.09.2017
  • 446
  • 0

Рейтинг:
4 из 5

  • 24.09.2017
  • 4326
  • 427

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Возрастные особенности детей младшего школьного возраста»

  • Курс повышения квалификации «Роль педагога в реализации концепции патриотического воспитания школьников в образовательном процессе в свете ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Использование мини-проектов в школьном: начальном, основном и среднем общем и среднем профессиональном естественнонаучном образовании в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Актуальные проблемы обучения детей с нарушением слуха в образовательных организациях общего и среднего профессионального образования»

  • Курс повышения квалификации «Психолого-педагогические аспекты инклюзивного образования в условиях реализации ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация инклюзивного обучения в сфере образования»

  • Курс повышения квалификации «Мотивация учебной деятельности в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Мотивационное сопровождение учебного процесса младших школьников «группы риска» в общеобразовательном учреждении»

  • Курс повышения квалификации «Специфика преподавания информатики в начальных классах с учетом ФГОС НОО»

  • Курс повышения квалификации «Продуктивность учебной деятельности младших школьников общеобразовательного учреждения в рамках реализации ФГОС НОО»

  • Курс профессиональной переподготовки «Оказание психолого-педагогической помощи лицам с ОВЗ»

  • Курс повышения квалификации «Формирование и развитие ключевых компетенций школьников в интересах устойчивого развития региона»



  • Скачать материал


    • 24.09.2017


      5430
    • PPTX
      2.7 мбайт
    • 509
      скачиваний
    • Рейтинг:
      4 из 5
    • Оцените материал:





  • Настоящий материал опубликован пользователем Кузнецова Нелли Владимировна. Инфоурок является
    информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте
    методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них
    сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
    сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал

  • Кузнецова Нелли Владимировна

    • На сайте: 7 лет и 6 месяцев
    • Подписчики: 5
    • Всего просмотров: 781339
    • Всего материалов:

      139

Предложите, как улучшить StudyLib

(Для жалоб на нарушения авторских прав, используйте

другую форму
)

Ваш е-мэйл

Заполните, если хотите получить ответ

Оцените наш проект

1

2

3

4

5

Home » Литературное чтение » С. Баруздин. Как Алешке учиться надоело. Л.А. Ефросинина Литературное чтение. 2 класс. Рабочая тетрадь. Ответы

1. Почему Алёшка ушёл из школы? Найди ответ в тексте и запиши.

И вдруг Алёшка почувствовал, что ему надоело учиться. Читать и писать он умеет, считать — тоже, да и цифры складывать, что же ещё!

2. Найди пословицу в задании к рассказу. Допиши её.

Не говори — не умею, а говори — научусь.

3. Подумай, какая семья была у Алёшки. Выбери и отметь ответ + или запиши свой.

дружная, добрая и надежная

4. Собери и запиши пословицу.

Маленькое дело лучше большого безделья.

Назад к содержанию

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Кто написал детскую сказку как леопард стал пятнистым
  • Кто написал песню я на тебе как на войне
  • Кто написал песню я как чак норрис
  • Кто написал день промыт как стекло только этого мало
  • Кто написал бог как иллюзия