Кто написал относись к другим так как хочешь чтобы относились к тебе

Категорический императив Канта

«Относись к другим людям так, как хочешь, чтобы они относились к тебе» — наверняка многие из нас хотя бы раз слышали эту фразу или её подобие. Согласитесь, что воспринимается она как нечто привычное и само собой разумеющееся? Однако это не просто обиходное выражение или пословица – на самом деле эта фраза относится к очень интересному закону, который носит название «категорического императива». К тому же, он непосредственно связан с ещё одним законом, а если быть точнее, правилом – «золотым правилом» нравственности. В данной статье мы поговорим и о каждом из этих понятий.

Категорический императив

Термин «категорический» императив появился благодаря немецкому философу Иммануилу Канту, который разрабатывал концепцию автономной этики. Согласно этой концепции, нравственные принципы существуют всегда, не зависят от окружающей среды, и должны быть в постоянной связи друг с другом. И категорический императив говорит о том, что человек должен использовать особые принципы, которые определяют его поведение.

По Канту, человек является высшей ценностью. Каждый из людей обладает чувством собственного достоинства, которое он защищает от любых посягательств. Однако и любой другой из людей обладает чувством собственного достоинства. Получается, что один человек имеет свободу выбора способа поведения через призму восприятия другого человека. А любой поступок оценивается на основе понятий о добре и зле.

Как личность, человек не способен быть мерилом добра и зла. Не существует и совершенного человека, который мог бы быть эталоном этих качеств. Следовательно, понятия о добре и зле перешли к человеку от бога, т.к. он единственно является их носителем. В нравственном сознании человека должна закрепиться идея о боге, как об идеале и нравственном совершенстве.

Согласно определению, человек является главной нравственной ценностью. Бог же для него является нравственным идеалом для самосовершенствования. Учёный сформулировал свой закон так, чтобы он стал основой, на которой строятся человеческие взаимоотношения. Этот закон и называется категорическим императивом.

Основы категорического императива:

  • Человек должен поступать в жизни по правилам, которые имеют силу закона, как для него, так и для других;
  • Человек должен относиться к людям так, как хочет, чтобы они относились к нему;
  • Человек не должен рассматривать другого человека как средство для извлечения личной выгоды.

Теория Канта говорит нам о том, что человек, выбирая, как ему действовать, должен брать во внимание не только свои желания, но и общечеловеческие правила, которые являются для него безусловным повелением (категорическим императивом).

Вообще, взаимосвязь основ категорического императива (в особенности, второй и третьей) представляет собой базу отношений между социумом и человеком, между государством и его гражданином. Первая же основа является абсолютным нравственным требованием, состоящим в осознании человеком своего долга перед самим собой и другими людьми, основывающегося на свободной и разумной воле. Ведь любая вещь в мире, как говорит исследователь, обладает относительной ценностью; лишь только разумная и свободная личность ценна сама по себе.

Мораль категорического императива содержит причину в самой себе, а не является результатом чего-либо. Философ возвышает её над миром, отделяет от множества жизненных связей и противопоставляет реальной действительности, ведь она говорит не о том, что есть на сегодняшний день, а том, как должно быть. И настоящее уважение к личности – это нравственная основа морали и права. Но в реальной жизни это практически невыполнимо, т.к. в человеческой природе присутствует, как говорит Кант, «изначальное зло» — это эгоизм, стремление лишь к собственному счастью, себялюбие и т.п.

Но, в любом случае, отличие категорического императива от любой подобной предшествующей теории заключается в том, что основа нравственности зиждется не только на счастье и пользе человека, но ещё и в требованиях его разума и принципе гуманизма, который наиболее ярко выражается в «золотом правиле» нравственности.

«Золотое правило» нравственности

Историю «золотого правила» нравственности, подразумевающего под собой основу нравственного поведения, можно смело назвать историей становления нравственности вообще. В том значении, в котором «золотое правило» принято рассматривать сейчас, оно начало применяться в XVIII веке.

Первоначально, ещё при первобытно-общинном строе, был так называемый обычай кровной мести, суть которого заключалась в идее равноценного воздания. Сегодня это кажется жестоким, но в то время именно кровная месть регулировала вражду между родами и обуславливала рамки поведения.

После того как родоплеменные отношения были разрушены, разделение людей на «чужих» и «своих» перестало иметь чёткую грань. Связи людей из разных родов по каким-либо причинам могли быть даже сильнее, чем внутриродовые связи. Отдельный человек перестал «расплачиваться» за проступки своих родственников, а родовая община перестала отвечать за действия своих отдельных членов. Отсюда возникла необходимость в появлении нового принципа управления межличностными отношениями, который бы не зависел уже от принадлежности человека к тому или иному виду.

И этим принципом стало рассматриваемое нами «золотое правило», отдельные части которого можно встретить в Ветхом и Новом заветах, учении Конфуция, изречениях семи греческих мудрецов и других источниках, например, в Евангелии от Матфея, где «правило» звучит как: «Итак, во всем как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними…» (Матф. 7, 12). Такая формулировка считается позитивной; есть и негативная: «Не делай другому того, чего не желаешь самому себе».

Под «другим» в «правиле» понимается абсолютно любой человек, а само оно говорит о том, что все люди равны, однако это равенство не делает их одинаковыми и не принижает их достоинства. О равенстве здесь говорится в более глубоком смысле: равенстве в возможности самосовершенствования, равенстве свободы, равенстве в лучших качествах человека, равенстве перед общечеловеческими нормами.

«Золотое правило» подразумевает такую позицию, в которой человек встаёт на место другого: к себе он относится как к другому, а к другому – как к себе. Эта позиция является основой межличностной связи, именуемой любовью. Так рождается и новая формулировка «правила»: «люби ближнего своего, как самого себя». Другими словами, к каждому человеку следует относиться как к себе в перспективе совершенства – не как к средству, но именно как к цели.

«Золотому правилу» в качестве основы нравственного поведения и сознания всегда уделяли огромное внимание философы. Например, Томас Гоббс видел в нём основу естественных законов, которыми определяется жизнь человека. Т.к. «правило» может быть понятно каждому, оно способствует ограничению индивидуальных эгоистических притязаний, служащих основой единения людей в государстве. Джон Локк не рассматривал правило как врождённое – основой правила является всеобщее естественное равенство, и человек, чтобы прийти к общественной добродетели, должен сам его осознать.

Иммануил Кант, в свою очередь, смотрел на традиционные формы «золотого правила» критически. Согласно его мнению, в явном виде оно не даёт возможности оценить уровень нравственного развития человека, т.к. нравственные требования к самому себе могут быть занижены человеком, он может принять эгоистическую позицию. Несмотря на то, что «золотое правило» содержит в себе и желания человека, они часто могут сделать его рабом своей природы и создать непреодолимую преграду между ним и миром нравственности – миром свободы.

В качестве заключения

Категорический императив Канта, являющийся центральным понятием его этической доктрины, представляет собой утончённое (с точки зрения философии) «золотое правило», однако между ними не следует ставить знак тождественности.

Мы же с вами всегда должны помнить, что как категорический императив, так и «золотое правило» должны руководить нашими действиями в повседневной жизни. Если мы будем применять на практике вышеназванные основы, наша жизнь наверняка станет в разы гармоничнее, отношения с людьми будут конструктивными, конфликтов и разногласий будет меньше, а взаимного уважения друг к другу станет больше.

„Относись к другим так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе. Даже если кто-то относится ко мне ужасно, я хочу убедиться, что отношусь к нему лучше.“

—  Селена Гомес

Последнее обновление 29 июня 2022 г.

Селена Гомес фото

Селена Гомес12

американская певица и актриса 1992

Похожие цитаты

Михаил Николаевич Задорнов фото

„Если хочешь хорошо относиться к людям, не требуй, чтобы они хорошо относились к тебе.“

—  Михаил Николаевич Задорнов советский и российский писатель-сатирик, драматург, юморист, комик 1948 — 2017

„Если ты будешь относиться к нему, как к королю, то он будет относиться к тебе, как к королеве“

—  Андрей Рыбинский

Майкл Фассбендер фото

„Можно относиться серьёзно к себе и можно относиться серьёзно к работе. Но нельзя относиться серьёзно ко всему сразу.“

—  Майкл Фассбендер ирландский актёр 1977

Доминик Стросс-Кан фото

„Я хочу, чтобы ко мне относились, как к любому другому человеку, позволившему себе девятиминутный адюльтер.“

—  Доминик Стросс-Кан французский политик 1949

Иммануил Кант фото

„Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству.“

—  Иммануил Кант немецкий философ, развил теорию познания 1724 — 1804

„Те, кто окончательно убедились в своём счастье, относятся к нему с особым вниманием.“

—  Марк Орион

Максим Аверин фото

„Лучший способ избежать разочарований, ссор и стрессов, и здесь нет никакой тайны — надо всегда стараться относиться к людям так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе.“

—  Максим Аверин 1985

Исократ фото

„К родителям относись так, как ты желал бы, чтобы твои собственные дети относились к тебе.“

—  Исократ афинский ритор -436 — -338 до н.э.

Константин Аркадьевич Райкин фото

„В России надо быть или известным, или богатым, чтобы к тебе относились так, как в Европе относятся к любому.“

—  Константин Аркадьевич Райкин советский и российский актёр театра и кино, руководитель московского театра «Сатирикон» 1950

Собственные

„Не обращай внимания на то, как к тебе относятся люди, обращай внимание на то, как ты относишься к ним.“

—  Хань Сян-цзы

Владимир Сергеевич Соловьёв фото

„Относись ко всему по-Божьи.“

—  Владимир Сергеевич Соловьёв русский философ, поэт, публицист, литературный критик 1853 — 1900

Стивен Кови фото

„Я учу людей, как относиться ко мне, что я позволю.“

—  Стивен Кови американский консультант по вопросам руководства, управления жизнью, преподаватель и консультант по организационному уп… 1932 — 2012

Дональд Трамп фото

„Ни к одному политику не относились хуже, чем ко мне.“

—  Дональд Трамп 45-й президент США 1946

Фиона Хилл фото

„Путин хочет, чтобы к нему относились, как в прошлом к СССР.“

—  Фиона Хилл американская политолог 1965

2014
Источник: http://thekievtimes.ua/society/407617-putinu-nuzhen-mir-zhelatelno-ves.html

Джим Моррисон фото

„Ко всему, что я делаю, я отношусь с неизменной иронией.“

—  Джим Моррисон американский певец, поэт и музыкант 1943 — 1971

Соня Фридман фото

„То, как вы относитесь к себе, устанавливает стандарты для других.“

—  Соня Фридман 1899 — 1974

Алексей Архипович Леонов фото

„Нельзя забывать и о достижениях нашего прошлого, как бы мы сегодня не относились к нему.“

—  Алексей Архипович Леонов советский космонавт 1934 — 2019

Чарлз Лэм фото

„Я ко всему могу относиться равнодушно. Равнодушно — но не одинаково.“

—  Чарлз Лэм поэт, публицист и литературный критик 1775 — 1834

Юрий Михайлович Лужков фото

„Я абсолютно счастливый человек, и ко мне хорошо относятся люди. Ну и что, что не все.“

—  Юрий Михайлович Лужков российский политический деятель 1936 — 2019

„Твои отношения с жизнью всегда зеркальны, — как ты относишься к жизни, так жизнь станет относится и к тебе. И почему это так? Потому что вы с нею — Одно.“

—  Цезарь Теруэль

Древнегреческий философ ходил по миру и делился своей мудростью со всеми. И не для того, чтобы демонстрировать свой ум, а чтобы, опираясь на его мудрость, люди могли изменить свою жизнь к лучшему и многое осознали. Жил Сократ в пятом веке до нашей эры, а его мысли актуальны и по сей день. И кажется, в большей степени они актуальны потому, что со времен, когда он ими делился, и до сих пор к мудрости философа прислушивались редко. А зря.

Пьянство не рождает пороков — оно их обнаруживает

Всё так. В тебя не вселяются злые духи или что-то еще. Ты остаешься собой, но позволяешь себе больше, чем обычно. Если тебе говорят, что ты тот еще демон, когда напьешься, значит, так оно и есть. Но ты, конечно, предпочитаешь всё списать на алкоголь. После каждой неприятной ситуации, которая произошла, когда ты напился, ты оправдываешь свое поведение опьянением. Причем оправдываешься ты как перед участниками злоключений, так и перед самим собой. Сложно представить, скольких конфликтов можно было бы избежать, если бы ты держал эту фразу в уме каждый раз, когда решаешь выпить. Нужно уметь контролировать себя.

____________________________________________________

Если беды, о которой ты говоришь, можно избежать, то почему ты жалуешься? А если она неизбежна — тем более, какой смысл жаловаться?

______________________________________________________________

Кажется, намного полезнее предпринять попытку изменить грядущее, если есть такая возможность. Но ты этого не делаешь, потому что боишься. Жалуясь, ты не преследуешь цели высказаться, а ждешь, что человек вызовется на помощь и решит твои проблемы. Всё дело в неуверенности, в сомнениях в своей способности изменить ход событий. Это слабость и трусость. Когда тебя мучают сомнения, вместо жалоб правильнее будет попросить совета или помощи, но прямо. Если же есть абсолютная уверенность в том, что твоя беда неизбежна, стоит расслабиться и наслаждаться настоящим. Вспомни фильм «День радио» и эпизод, где искали пуговицу. Бери пример с Михаила Натановича.

Природа наделила нас двумя глазами, двумя ушами, но лишь одним языком, чтобы мы смотрели и слушали больше, чем говорили

Кто следует этой мысли со школьных времен — скорее всего, был как минимум хорошим учеником. Одна из форм этого выражения: меньше слов, больше дела. Может, так тебе будет проще запомнить. Но речь не только о том, что нужно действовать, а не болтать. Смотреть и слушать — значит быть внимательным ко всему окружающему. И вообще, задумайся: все знания и навыки, которые у тебя есть, — это результат внимательности. Говоря о другом смысле фразы — никто не любит пустомель. Мы не даем тебе совет заткнуться раз и навсегда, говорить — это потребность. Но важно думать, что говоришь, кому говоришь и как говоришь.

___________________________________________________________________________

Если бы меня лягнул осёл, разве стал бы я подавать на него в суд?

__________________________________________________________________________

Так Сократ ответил на удивление человека, который его пнул. Наверняка ты слышал выражение: относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе. И если ты следуешь этому «правилу» и хорошо относишься к людям, но не чувствуешь того же в свою сторону — это не значит, что оно не работает, и нужно начать на всех плевать. Помни о том, что не каждому дано увидеть и почувствовать нормальное человеческое отношение. Есть люди, которые, к сожалению, видели в жизни мало добра и потому не имеют представления о том, как оно выглядит. Не уподобляйся недоброжелателям. Лучше подвергнуться несправедливости, чем самому совершать ее.

Я не афинянин, не грек — я гражданин мира

Принижать себя не стоит; также не стоит ставить себя выше остальных. Правильнее, если ты будешь пытаться быть выше себя. Научись уважать человека за то, что он человек. Мы привыкли измерять уважение поступками или статусом, но важно просто уважать человеческую жизнь. И еще одно высказывание мудреца напоследок:

Всё, что человек говорит не из собственного опыта, недостойно доверия. Даже если он цитирует меня.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Кто написал мы выбираем нас выбирают как это часто не совпадает
  • Кто написал критическую статью на комедию горе от ума как она называется
  • Кто написал слова к песне как молоды мы были
  • Кто написал книгу на войне как на войне
  • Кто написал сказку как я ловил человечков имя фамилия отчество