Кто написал стихотворение как хорошо уметь читать

Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста, прочти!»
Не надо умолять сестрицу:
«Ну, прочитай еще страницу».
Не надо звать,
Не надо ждать,
А можно взять
И почитать!

Анализ стихотворения «Как хорошо уметь читать» Берестова

«Как хорошо уметь читать» Валентина Дмитриевича Берестова – стихотворение, прочно прописавшееся в букварях и азбуках для детей нескольких поколений.

Стихотворение написано примерно в середине 1960-х годов. Поэту исполнилось 38 лет, уже около десяти лет он пишет стихи для детей, получил напутствие и ценные уроки от самого К. Чуковского, дружит с семейством Б. Заходера. В жанровом отношении – гимн чтению и себе как читателю, рифмовка парная и сплошная, деления на строки нет. Россыпь глагольных рифм, большинство из них, кстати, закрытые. Лирический герой, скорей всего, мальчишка. Как говаривал еще народ в своих пословицах, а затем и А. Пушкин – сладок плод ученья! Умение читать сродни волшебству: сквозь ряды букв возникают образы и захватывающие миры. Мимоходом поэт рисует образ дружной семьи: здесь и мама, и бабушка, и сестра. Еще недавно герой не умел читать – и был таким приставучим! Маме приходилось выкраивать минутку, чтобы прочитать продолжение полюбившейся истории. Бабушку и вовсе требовалось хорошенько встряхнуть, чтобы она отложила вязанье, надела очки и взялась за книгу с картинками. Сестру можно было уломать, только если долго канючить: «прочитай еще страницу!» А впрочем, читает она так себе, без выражения и, как назло, торопится. Ей чтение уже не кажется чудесным даром. А когда они откладывали книжку, оставалось лишь разглядывать картинки и пытаться разгадать секрет букв. И, конечно, завистливо обозревать книжные сокровища домашней библиотеки. Судя по всему, герой уже вполне готов к школе или уже начал ходить в нее. Естественность, непосредственность этих строк позволяет запомнить стихотворение едва ли не с первого раза. Лексика просторечная, живая, интонация восхищенная. Несколько восклицаний, прямая речь, россыпь лексических повторов, анафора, усиленная энергичным отрицанием (не надо). Междометие: ну. Эпитетов в стихотворении нет, впрочем, как и большинства средств художественной выразительности. Еще со времен К. Чуковского считается, что для детской поэзии они уместны только в малых пропорциях. Парентеза (вводное словечко): пожалуйста. Чуть архаичное «сестрица» вполне гармонирует с кругом детского чтения, языком народной сказки. Яркие приставочные глаголы, жизнерадостный ритм.

В стихах «Как хорошо уметь читать» В. Берестова – детский взгляд на мир, образец чистой радости от обретения еще одного инструмента его познания.

  • Следующий стих → Александр Лугарёв — Путешественник
  • Предыдущий стих → Нина Пикулева — Читайте, дети

Читать стих поэта Валентин Берестов — Как хорошо уметь читать на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.

Настройки текста:

Как хорошо уметь читать


Елена Благинина
БУКВАРИК

За окном луна-фонарик

Тихо по небу плывёт.

У меня теперь букварик

На моём столе живёт.

Мне букварик подарили

В день рожденья моего.

А даривши, говорили:

Нет чудесней ничего!


Ирина Токмакова
СКОРО В ШКОЛУ

Слыхали радостную весть?

Мне скоро будет ровно шесть!

А если человеку шесть,

И у него тетрадки есть,

И ранец есть, и форма есть,

И счётных палочек не счесть,

И он читать старается,

То значит он (вернее — я),

То значит он (точнее — я),

Он в школу собирается!




Агния Барто
* * *

Почему сегодня Петя

Просыпался десять раз?

Потому что он сегодня

Поступает в первый класс.

Он теперь не просто мальчик,

А теперь он новичок,

У него на новой куртке

Отложной воротничок.

Он проснулся ночью тёмной,

Было только три часа,

Он ужасно испугался,

Что урок уж начался.

Он оделся в две минуты,

Со стола схватил пенал.

Папа бросился вдогонку,

У дверей его догнал.

За стеной соседи встали,

Электричество зажгли,

За стеной соседи встали,

А потом опять легли.

Разбудил он всю квартиру,

До утра заснуть не мог.

Даже бабушке приснилось,

Что она твердит урок.

Даже дедушке приснилось,

Что стоит он у доски

И не может он на карте

Отыскать Москвы-реки.

Почему сегодня Петя

Просыпался десять раз?

Потому что он сегодня

Поступает в первый класс.


Борис Заходер
ДВА И ТРИ

Пошёл Серёжа в первый класс.

С Серёжкой не шути!

Считать

Умеет он у нас

Почти

До десяти!

Не грех такому мудрецу

Задрать курносый нос!

Вот как-то за столом отцу

И задал он вопрос:

— Два пирожка тут, папа, да?

А хочешь — на пари! —

Я доказать могу всегда,

Что их не два, а три!

Считаем вместе:

Вот один,

А вот и два, смотри!

Один да два, — закончил сын, —

Как раз и будет три!

— Вот молодец! — сказал отец, —

И в самом деле три!

И потому

Я два возьму,

А третий ты бери.


Сергей Михалков
ЧИСТОПИСАНИЕ

Писать красиво нелегко:

«Даёт ко-ро-ва мо-ло-ко».

За буквой буква, к слогу слог.

Ну хоть бы кто-нибудь помог!

Сначала «да», потом уж «ёт».

Уже написано «даёт»,

Уже написано «даёт»,

Но тут перо бумагу рвёт.

Опять испорчена тетрадь —

Страничку надо вырывать!

Страничка вырвана, и вот:

«Ко-ро-ва мо-ло-ко да-ёт».

«Корова молоко даёт»,

А нужно всё наоборот:

«Даёт корова молоко»!

Вздохнём сначала глубоко,

Вздохнём, строку перечеркнём

И дело заново начнём.

«Да-ёт ко-ро-ва мо-ло-ко».

Перо цепляется за «ко»,

И клякса чёрная, как жук,

С конца пера сползает вдруг.

Одной секунды не прошло,

Как скрылись «ко» и «мо» и «ло»…

Ещё одну страничку вон!

А за окном со всех сторон:

И стук мяча, и лай щенка,

И звон какого-то звонка, —

А я сижу, в тетрадь гляжу,

За буквой букву вывожу:

«Да-ёт ко-ро-ва мо-ло-ко»…

Да! Стать учёным нелегко!



Валентин Берестов
ЧИТАЛОЧКА

Как хорошо уметь читать!

Не надо к маме приставать,

Не надо бабушку трясти:

«Прочти, пожалуйста, прочти!»

Не надо умолять сестрицу:

«Ну, почитай ещё страницу!»

Не надо звать,

Не надо ждать,

А можно взять

И почитать!



Оглавление

  • Елена Благинина
    БУКВАРИК
  • Ирина Токмакова
    СКОРО В ШКОЛУ
  • Агния Барто
    * * *
  • Борис Заходер
    ДВА И ТРИ
  • Сергей Михалков
    ЧИСТОПИСАНИЕ
  • Валентин Берестов
    ЧИТАЛОЧКА

  • Настройки текста:

    Как хорошо уметь читать


    Елена Благинина
    БУКВАРИК

    За окном луна-фонарик

    Тихо по небу плывёт.

    У меня теперь букварик

    На моём столе живёт.

    Мне букварик подарили

    В день рожденья моего.

    А даривши, говорили:

    Нет чудесней ничего!


    Ирина Токмакова
    СКОРО В ШКОЛУ

    Слыхали радостную весть?

    Мне скоро будет ровно шесть!

    А если человеку шесть,

    И у него тетрадки есть,

    И ранец есть, и форма есть,

    И счётных палочек не счесть,

    И он читать старается,

    То значит он (вернее — я),

    То значит он (точнее — я),

    Он в школу собирается!




    Агния Барто
    * * *

    Почему сегодня Петя

    Просыпался десять раз?

    Потому что он сегодня

    Поступает в первый класс.

    Он теперь не просто мальчик,

    А теперь он новичок,

    У него на новой куртке

    Отложной воротничок.

    Он проснулся ночью тёмной,

    Было только три часа,

    Он ужасно испугался,

    Что урок уж начался.

    Он оделся в две минуты,

    Со стола схватил пенал.

    Папа бросился вдогонку,

    У дверей его догнал.

    За стеной соседи встали,

    Электричество зажгли,

    За стеной соседи встали,

    А потом опять легли.

    Разбудил он всю квартиру,

    До утра заснуть не мог.

    Даже бабушке приснилось,

    Что она твердит урок.

    Даже дедушке приснилось,

    Что стоит он у доски

    И не может он на карте

    Отыскать Москвы-реки.

    Почему сегодня Петя

    Просыпался десять раз?

    Потому что он сегодня

    Поступает в первый класс.


    Борис Заходер
    ДВА И ТРИ

    Пошёл Серёжа в первый класс.

    С Серёжкой не шути!

    Считать

    Умеет он у нас

    Почти

    До десяти!

    Не грех такому мудрецу

    Задрать курносый нос!

    Вот как-то за столом отцу

    И задал он вопрос:

    — Два пирожка тут, папа, да?

    А хочешь — на пари! —

    Я доказать могу всегда,

    Что их не два, а три!

    Считаем вместе:

    Вот один,

    А вот и два, смотри!

    Один да два, — закончил сын, —

    Как раз и будет три!

    — Вот молодец! — сказал отец, —

    И в самом деле три!

    И потому

    Я два возьму,

    А третий ты бери.


    Сергей Михалков
    ЧИСТОПИСАНИЕ

    Писать красиво нелегко:

    «Даёт ко-ро-ва мо-ло-ко».

    За буквой буква, к слогу слог.

    Ну хоть бы кто-нибудь помог!

    Сначала «да», потом уж «ёт».

    Уже написано «даёт»,

    Уже написано «даёт»,

    Но тут перо бумагу рвёт.

    Опять испорчена тетрадь —

    Страничку надо вырывать!

    Страничка вырвана, и вот:

    «Ко-ро-ва мо-ло-ко да-ёт».

    «Корова молоко даёт»,

    А нужно всё наоборот:

    «Даёт корова молоко»!

    Вздохнём сначала глубоко,

    Вздохнём, строку перечеркнём

    И дело заново начнём.

    «Да-ёт ко-ро-ва мо-ло-ко».

    Перо цепляется за «ко»,

    И клякса чёрная, как жук,

    С конца пера сползает вдруг.

    Одной секунды не прошло,

    Как скрылись «ко» и «мо» и «ло»…

    Ещё одну страничку вон!

    А за окном со всех сторон:

    И стук мяча, и лай щенка,

    И звон какого-то звонка, —

    А я сижу, в тетрадь гляжу,

    За буквой букву вывожу:

    «Да-ёт ко-ро-ва мо-ло-ко»…

    Да! Стать учёным нелегко!



    Валентин Берестов
    ЧИТАЛОЧКА

    Как хорошо уметь читать!

    Не надо к маме приставать,

    Не надо бабушку трясти:

    «Прочти, пожалуйста, прочти!»

    Не надо умолять сестрицу:

    «Ну, почитай ещё страницу!»

    Не надо звать,

    Не надо ждать,

    А можно взять

    И почитать!



    Оглавление

  • Елена Благинина
    БУКВАРИК
  • Ирина Токмакова
    СКОРО В ШКОЛУ
  • Агния Барто
    * * *
  • Борис Заходер
    ДВА И ТРИ
  • Сергей Михалков
    ЧИСТОПИСАНИЕ
  • Валентин Берестов
    ЧИТАЛОЧКА

  • Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Кто написал песню никто тебя не любит так как я композитор
  • Кто написал стихотворение как весел грохот летних бурь
  • Кто написал песню когда нибудь как все я научусь прощать
  • Кто написал стих эта весть ударила как бомба гнев народа поднялся волной
  • Кто написал песню как челентано артура пирожкова