Кто пишет как довлатов

May 3 2010, 02:54

Categories:

  • Общество
  • Литература
  • Cancel

Кого читать, похожего на Довлатова?

Для ориентира, чтоб было проще дать совет:

Веллер, которого часто называют похожим на Довлатова, сразу исключается, т.к., во-первых, я его читал =)))
Во-вторых, помимо всего прочего, пишет на уровне колумниста районной газеты. Ни языка, ни стиля. Только зависть и жадность. Например, любит вставлять «шутки» не к месту, скорее всего — именно из жадности. Придумать — придумал. Надо ж куда-то деть. Пусть не к месту, зато не пропадёт. А после прочтения «ножика» веллера читать вообще не могу — за каждой его строчкой вижу завистливого мудачка.

Гришковец для меня совершенно нечитаем. Его зачастую сравнивают с Довлатовым исключительно по признаку «бытописательства». Но я не вижу никакого сходства. Стакан из стекла, и вода из ванной стекла. Сомнительное сходство. Гришковец просто вытаскивает из прошлого разнообразные самые популярные в народе фетиши и «якоря» молодости-зрелости и эксплуатирует ностальгию, никак не осмысливая то, о чём пишет.

На всякий случай напомню, что я тут не рецензирую писателей, а прошу совета =)))
А мнение о них высказываю лишь для того, чтобы получить совет, адекватный моим пожеланиям. Кои я, увы, не могу сформулировать достаточно конкретно.

Чехов тоже не из той оперы. Да, он мне нравится. Но читал его не запоем. И не перечитывал. Язык, стиль….небо и земля. А сходство на почве того, что в советское время назвали бы мелкотемьем — всего лишь одна грань творчества каждого из них. То есть, на мой взгляд, Чехов ни в коей мере не похож на Довлатова и не вызывает у меня схожих эмоций.

Зощенко — вообще в корзину. Как по мне — капустник =))

По отточенности формулировок, ёмкости некоторых фраз — мне кажется очень близким Шендерович.

Ну вот, вроде всё.
Советуйте =))

P.S.
Прощу прощения, если невольно задел чьи-то чувства, высказывая своё мнение о некоторых писателях.
Что ж поделаешь, на вкус и цвет…. -)

Авторская мифология

Агония Земли

Адьюлтер, измена

Альтернативная география

Альтернативная история Азии

Альтернативная история Америки

Альтернативная история Африки

Альтернативная история Ближнего Востока

Альтернативная история Восточной Азии

Альтернативная история Восточной Европы

Альтернативная история Европы

Альтернативная история Западной Европы

Альтернативная история Северной Америки

Альтернативная отечественная история

Античная мифология

Бессмертие

Ближневосточная мифология

Богоборчество

Бунт

Быт

Веселое

Внезапное бедствие

Возвращение домой

Война

Война миров

Воплощение зла

Восстание

Восстание мутантов

Восстание роботов

Восстановление справедливости

Восточно-азиатская мифология

Вражда

Вторжение пришельцев

Выход эксперимента из-под контроля

Глупость

Готический ужас

Гуманитарное

Договор с дьяволом

Достижение

Достижение блага

Достижение цели

Европейская мифология

Жадность

Жертва

Заклинание

Избавление от бед

Империи

Индийская мифология

Интрига

Искусственный разум

Исправление героя

Истинное безумие

Квест

Классика детектива

Классика фэнтези

Классический ужас

Конспирология

Контакт с внеземной цивилизацией

Криминальная драма

Кровавый ужас

Легкое

Любовное

Любовные припятствия

Любовь к врагу

Магический реализм

Месть

Микромир

Мифологические элементы

Мифология народов мира

Мнимое безумие

Мятеж

На заре фэнтези

Научная магия

Научное фэнтези

Научные достижения

Научные достижения в руках злодеев

Невольное преступление

Ненависть

Неожиданные сверхспособности

Неосознаваемые ревность и зависть

Обряды

Обстоятельства

Одиночество

Опасное предприятие

Оптимистическое

Освобождение

Освобождение от врагов

Освобождение от тирании

Освоение планет

От лица животного

От лица предмета или явления

Отчаянная попытка

Ошибка ученых

Пародия

Пацефизм

Переселение разума

По мотивам кино

Победа

Победа над болезнями

Победа над врагом

Победа над злом

Победа над обстоятельствами

Победа над собой

Победа над чудовищем

Подсознательный ужас

Поиск истины

Поиск себя

Поиск сокровищ

Поиск счастья

Пороки

Постмодернизм

Потеря близких

Потерянный и найденный

Похищение человека

Предсказания

Преследование

Пришельцы из других времен

Психоделическое

Психологическое

Психология чужих

Путешествие в будущее

Путешествие в прошлое

Путешествия в другие миры

Путешествия во времени

Путь воина

Путь прогресса

Развитие героя

Развлечения, увлечения

Раздвоение личности

Расстояния

Расширение сознания

Реализм

Революция

Роковая ошибка

Русская мифология

Сакральные объекты

Самопожертвование

Самопожертвование во имя близких

Самопожертвование во имя веры

Самопожертвование во имя долга

Самопожертвование во имя идеи

Самопожертвование во имя любви

Свержение

Сверхспособности

Сверхцивилизация

Семейные драмы

Скандинавская мифология

Содомия

Соперничество, противостояние

Социальное неравенство

Социум

Спасение

Спасение мира

Спецслужбы

Средневековая мифология

Стимпанк

Стихия

Судебная ошибка

Сюрреализм

Таймпанк

Тайна, загадка

Темное фэнтези

Техногенная катастрофа

Трусость

Туда и обратно

Угрызения совести

Утечка вирусов

Фатальная неострожность

Феминизм

Философское

Честолюбие и властолюбие

Школа

Экологическое

Экономическое

Экспедиции

Эпидемия

Опять в интернетах ругают русского советского нерусского антисоветского писателя Довлатова. Дата у него, что ли?
И подлец он, и лжец, и мизантроп, и все такое. Ну и графоман, конечно.
Выскажу свое мнение. Я его никому не навязываю, но спорить с ним не надо. Оно слишком близко к истине для этого :)

Довлатов давно готов к ревизии. Более того, он на нее напрашивается. Но во всех статьях и постах о Довлатове, что я видел в последний год, замалчивается один важный аспект его творчества. Наверное потому что он осложняет оценку «писателя Довлатова» как культурного явления в целом, а рецензентам хочется быть внятными и однозначными: казнить, нельзя помиловать.
Авторы не говорят ни слова о своеобычной довлатовской стилистике. А ведь она уникальна. Рискну сказать, что попытка копировать стиль СД неминуемо превратит текст в пародию. Невозможно писать «как Довлатов», не будучи Довлатовым. Слава богу, никто и не пытается — слишком трудоемко.
Хороший тон в русской прозе — не ставить рядом двух слов на одну букву; это делает текст гладким, помогает ему звучать. Так работают профессионалы уровня Пелевина и Улицкой (как к ним ни относись). Но уйти от двух слов на одну букву в одном предложении, как делал СД, невероятно сложно. Помимо того, что сама работа над текстом затягивается драматически, это требует абсолютного слуха. И искреннего благоговения перед русским словом. Петр Вайль говорил: «Сережа был очень не уверен в себе и нарочно разработал технику, которая заставляла бы его писать медленно, сто раз пережевывая каждое предложение» (цитирую по памяти). Но факт остается фактом: сам по себе текст получался великолепный.
Оставим в стороне эмоциональное и смысловое наполнение довлатовской прозы, которое каждый читатель впитывает (или отвергает) по-своему, в меру личной способности видеть большое в малом и драму в анекдоте. Посмотрим на слова. И согласимся, что как «мастер слова» Довлатов был чертовски силен. И дьявольски умен. Именно на довлатовской стилистике зиждется и его неповторимая мягко-вкрадчивая добродушная интонация, которая, в конечном счете, сделала ленинградского тусовщика и литературного поденщика явлением «Сергей Довлатов».
Строй текста задает остроту контекста. Обманчивая мягкость довлатовской речи сглаживает остроту трагедий, сдвигая точки экстремума в полосу повседневного бытового абсурда, который герои зальют водкой, чтобы не заливаться слезами. На этом и спотыкаются читатели и рецензенты, которым по жизни не дано дара сочувствия и милости к падшим; кто падающего — толкнет.
И когда Веллер пишет о Довлатове, что «гнать такую прозу можно погонными километрами», невольно задаешься вопросом: это точно сказал автор недурного эссе «Технология рассказа»?
Когда Быков говорит: «в довлатовской прозе нет трагедии, а есть мелкие неприятности, нет самоубийства, а есть похмелье», думаешь: значит, если герой убивает себя медленно, или идет по жизни уже мертвецом (в чем, собственно, и трагедия), это недолитература, а как повесился — так сразу большая проза?
Откуда такая поразительная слепота?
Не оттуда ли, откуда и многое другое в оценке прозы СД людьми вроде бы одаренными и состоявшимися?
Ведь Довлатов в отрыве от своего уникального стиля и подкупающей интонации это, в первую очередь — человек-легенда. Миф о непризнанном на родине скромном гении, взращенный им самим при жизни, и не с первых публикаций, а задолго до. История литератора, который сумел, как чертополох, прорасти сквозь свинцовые мерзости советской жизни к Свободе, а на свободе его ждал Успех. Ну и, как положено, смерть на взлете. Что, согласно законам драмы, однозначно доказывает если не стопроцентную гениальность, то несомненный талант.
«После смерти начинается история» (с) Довлатов.
Он уехал в Америку, как на Олимп. Быков уехал в Америку, как в черную дыру. Веллер ушел за горизонт событий, не покидая Таллинна. Почувствуйте разницу.
И лично я, читая нелепые до идиотизма антисоветские бредни в довлатовских «Колонках редактора», испытывал больше сожаления, чем неприязни.
Такой талант разменять на никели и даймы…
Как грустно это все.
Строго говоря, не нам судить Довлатова. Он сам себя приговорил.
И казнил, не помиловал.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Кто пишет как громыко
  • Кто пишет как вильмонт также
  • Кто пишет иконы как называется
  • Кто пишет басни как их называют
  • Кто откуда как пишется правильно