Кулибин нарицательное как пишется

Всего найдено: 3

Почему во фразах вроде «Да ты у нас Пушкин!» или «Появились свои Кулибины» сохраняем прописную, а в таких же переносно-образных случаях типа «Ты моё солнце ненаглядное!» уже строчная? Чем собственное имя звезды хуже собственных имён людей?

Ответ справочной службы русского языка

Орфографическая норма сохранять прописную букву в собственных именах, которые используются в нарицательном значении, сложилась в практике письма и закреплена правилами. Слово солнце пишется двояко в зависимости от контекста и значения. Называя словами солнце, солнышко человека, мы пишем строчную букву, это употребление закреплено словарями, и исторически оно связано с тем, что с прописной слово Солнце в астрономических контекстах стали писать довольно поздно, уже в 20 веке, а «человеческое значение» и его орфографическая форма сложились гораздо раньше. 

Как правильно: «…мнение гаражных кулибиных» или «мнение гражных кулибинов» ?

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: мнение гаражных Кулибиных.

Здравствуйте, как правильно: местный Кулибин или местный кулибин, в значении изобретатель?

Ответ справочной службы русского языка

Правильное написание: местный Кулибин (об изобретателе).

«Город сей ситуацией прекрасен, строением же мерзок», — так Екатерина II сформулировала впечатления о Нижнем Новгороде, в котором 10 апреля 1735 года родился будущий гений-изобретатель Иван Кулибин. К расстройству отца, купца-старовера, очень скоро выяснилось: у сына напрочь отсутствует коммерческая жилка. Зато мальчишка готов от рассвета до заката заворожено наблюдать за бегом шестерен на водяных мельницах. И вырезать из дерева модели судов, увиденных на волжской пристани.

Но если говорить о самом сильном впечатлении детства, это были часы.

ПЕРВЫЙ БЛИН

Впервые он увидел их на высокой колокольне Строгановской церкви. И буквально заболел хитроумными устройствами с бегущими стрелочками. Потому-то когда в доме соседа, купца Микулина, появились деревянные шварцвальдские настенные часы с кукушкой, юноша уговорил владельца и разобрал редкостный механизм. После чего собрал копию, которая, увы, не завелась — первый блин вышел комом. Нужны были специальные инструменты, которых в Нижнем отродясь не было.

Выручил московский мастер Лобков, с которым случайно познакомился Иван. Обучил пытливого парня азам ремесла и за небольшую цену продал бесценное — сверла, зубила, старый токарный станок и резальную машину. «После сего купил старые карманные часы, — писал Кулибин в автобиографии, — начал их разбирать и опять собирать и то делал многократно… С того времени начал брать, которые немножко повреждены, часы стенные и карманные в починку… и от того имел пропитание».

Когда удалось отремонтировать дорогие «репетичные» часы с музыкой и боем, принадлежавшие нижегородскому губернатору И. Я. Аршеневскому, клиентами Ивана стала вся местная знать.

И тогда он замахнулся на часы собственной конструкции — ни много ни мало для императрицы Екатерины II!

П.А. Веденецкий. Портрет изобретателя Кулибина. 1818 год.

ЦИФЕРБЛАТ ДЛЯ ЕКАТЕРИНЫ

1 апреля 1769 года шедевр часового искусства, плод пятилетней работы был представлен императрице. Часы величиной с утиное яйцо были заключены в затейливую золотую оправу. Их механизм состоял из 427 частей. Каждые пятнадцать минут часы отбивали время, причем процесс сопровождался музыкой. Но главным, сказали бы сейчас, ноу-хау Кулибина был крохотный театр-автомат, вмонтированный в циферблат.

На исходе каждого часа отворялись створчатые дверки, открывая золоченый чертог, и разыгрывалась мистерия. У «Гроба Господня» стояли серебряные воины с копьями. Вдруг появлялся ангел, пораженные страхом воины падали ниц, еще через полминуты возникали «жены-мироносицы», звонили колокола, трижды исполнялась молитва «Христос воскрес»…

Потрясенная Екатерина повелела отправить чудесное яйцо в Кунсткамеру (ныне оно хранится в Эрмитаже). А Иван Кулибин обрел всероссийскую известность и, что было для него несравненно важнее, возможность свободно заниматься любимым делом. Волжского самородка назначила механиком и руководителем мастерских российской Академии наук, где он прослужил свыше 30 лет. При зачислении Кулибин испросил для себя единственную льготу — во второй половине дня заниматься собственным изобретательством…

«Яичные часы» с секретом, созданные И.П. Кулибиным для Екатерины II. 1764-1767. Нижний Новгород.

ПЕЧАТЬ ГЕНИЯ

Преображалось все, на что падал его взгляд. Неудобные наплавные мосты через Неву, по которым приходилось ежедневно ходить, натолкнули на мысль спроектировать 298метровый однопролетный деревянный мост в виде арки. Испытания модели (пропорция — 1/10) во дворе Академии стали триумфом изобретателя. «На ней печать гения», — писал о кулибинской модели знаменитый русский инженер-мостостроитель Д. И. Журавский. Изобретателя пожаловали особой золотой медалью с портретом императрицы, дающей право входа на дворцовые торжества вместе с штаб-офицерами.

А модель уникального моста простояла в академическом дворе 17 лет…

Таким же «несвоевременным» признало правительство и проект, не имевший равных по масштабам, смелости и оригинальности, — металлический мост с тремя пролетами через Неву, предложенный Кулибиным уже на закате жизни.

Да только ли с мостами трагически не везло гению-одиночке…

Его «водоход» ( речное судно с вододействующим двигателем, которое «шло противу воды, помощью той же воды, без всяко посторонней силы»), официально признанный «обещающим великие выгоды государству», был за 200 рублей продан с публичных торгов на слом.

На постройку «дальнеизвещающей машины», оптического телеграфа, вызвавшего фурор среди специалистов, в Академии наук «не нашлось» денег. И после демонстрации он был сдан в Кунсткамеру.

Попытку конструктора наладить серийный выпуск планетных часов на Купавинской часовой фабрике тоже не поддержало правительство.

И даже восторженный отзыв известного хирурга И. Ф. Буша о созданных Кулибиным «механических ногах», чудо-протезах, не помог внедрить протезы в практику…

(Их носил офицер Сергей Васильевич Непейцын, потерявший ногу при штурме Очакова в 1788 году, а за службу в Отечественную войну 1812 года удостоенный военного ордена Св. Георгия IV класса и Золотой шпаги с надписью «За храбрость».)

Кружка. Санкт-Петербург. Мастер Г. Кунцендорф. 1769. Серебро. ГИМ. Подарена нижегородскому купцу — «спонсору» Кулибина. Надпись: «Екатерина II императрица и самодержица всероссийская жалуеть сию кружку Михаилу Андрееву сыну Костромину за добродетель его оказанную над механиком Иваном Петровым сыном Кулибиным 1769 года апреля 1 дня».

ДОЛГИ

Крупные проекты стоят недешево. Без поддержки сильных мира сего не обойтись. Потому Кулибин, обладавший, как писал его первый биограф П. П. Свиньин, «умом живым и практическим, а характером предприимчивым и смелым», умело подогревал интерес к себе и новыми сенсационными изобретениями, и светскими выходами на придворные балы и званые вечера. Будучи старообрядцем, он не пил, не курил табак и не играл в карты. Но, остроумный и словоохотливый (а еще Кулибин писал стихи, играл на фортепиано и гуслях), он выделялся среди остальных гостей еще и окладистой бородой, которую отказывался брить, и русским платьем.

Таким Кулибин выглядит на дошедшем до нас портрете 1817 года кисти неизвестного художника.

В январе 1787 года Иван Петрович подал прошение об освобождении от руководства академическими мастерскими. За Кулибиным сохранили казенную квартиру и половинное жалованье (300 рублей). Вполне хватило бы на размеренное, пусть и небогатое существование. Но как прожить без любимого дела, которое и есть сама жизнь! Еще в 1781 году Екатерина II обещала Кулибину оплачивать долги за производство «общеполезных опытов» и выделять «каждогоднюю сумму на его изобретения». Но слова не сдержала. Конструктору пришлось занимать деньги у кредиторов на покупку материалов, наем мастеров, содержание полигона для экспериментов. Долги, долги…

Поэт Державин, симпатизировавший Кулибину, выступил посредником между изобретателем и императрицей. Екатерина распорядилась доплачивать механику «по 900 рублей в год жалования». Но это не покрывало многотысячной задолженности. Кроме того, в игру неожиданно включилась директор Академии наук княгиня Екатерина Романовна Дашкова, чье непомерное тщеславие осложнялось вздорным характером и неуемной склонностью к интригам. Суетная княгиня, уязвленная тем, что этот вопрос был решен без ее ведома, сначала попыталась добиться отмены указа, а когда потерпела фиаско, выселила Кулибина с семьей из казенной квартиры. У конструктора отобрали и полигон, который он арендовал 13 лет…

Экипаж-самокатка («самобеглая» коляска) И.П. Кулибина. 1791 г.

ПОСЛЕДНИЕ ЧАСЫ

В 1801 году Кулибин вернулся в Нижний Новгород и с головой ушел в работу по совершенствованию самоходных судов. Деньги удалось выбить из казны при грабительском условии: погашать ссуду за счет пенсии 66летнего изобретателя. А тут в его дом пришло и большое горе: умерла вторая жена, «…внутренность мою поражает разными чувствами боли», писал он родным. Четыре года конструктор оставался вдовцом, а в 70 лет женился в третий раз и стал отцом трех девочек…

Денег не хватало уже катастрофически. А беда никогда не приходит одна. Осенью 1813 года сгорели два деревянных дома Кулибина, он выхватил из огня лишь несколько чертежей. Обремененный долгами погорелец обратился в Приказ общественного призрения, где ему взаимообразно выдали 600 рублей. Купил старый домишко, у порога которого толпились кредиторы. Продолжал упорно работать над созданием «самодвижущейся машины»…

Выдающийся Мастер, почти всеми забытый, умер 30 июня 1818 года. Горькая ирония судьбы: чтобы похоронить гениального часового конструктора, пришлось продать едва ли не последнюю в доме ценность — стенные часы…

Памятник Ивану Кулибину в Нижнем Новгороде. Установлен рядом с его могилой. Скульптор П.И. Гусев.

ХОТИТЕ — ВЕРЬТЕ…

Говорят, что выдающийся полководец и большой оригинал Александр Васильевич Суворов, увидев великого изобретателя Кулибина на другом конце залы, стал отвешивать ему поклоны и приговаривать: «Вашей милости!», «Вашей чести!», «Вашей премудрости мое почтение!»

ВЗГЛЯД СКВОЗЬ ГОДЫ

— Великий Эйлер — был такой математик, на весь свет прославленный, — и тот любой расчет Кулибина без проверки подписывал. А Иван-то Петрович ничему не учен, кроме грамоты у дьячка по часослову да арифметики у отца своего, купчишки мелкого в Нижнем Новгороде. Чудо? Истинно так! Для академии он физические, оптические, астрономические приборы изготовляет, для двора — фейерверки сочиняет и пущает, а для души своей и пользы человеков — сеялки, фонари зеркальные, мосты одноарочные, часы, суда самоходные и еще сто, пожалуй, других предметов изобретает…

(Из книги Владислава Глинки «Повесть о Сергее Непейцыне». М. 1968)

Фонарь по имени Солнце

Техническим чудом называли созданный Кулибиным в 1779 году «зеркальный фонарь» — предшественник прожектора с параболическим отражателем из мельчайших зеркал, дающий при слабом источнике мощный свет. Самым неожиданным образом его использовал знаменитый русский путешественник XVIII века Григорий Шелехов, высадившись на остров Кадьяк у побережья Аляски. Узнав, что островитяне поклоняются солнцу, путешественник вызвал им светило глубокой ночью. Роль солнца и сыграл кулибинский фонарь. Потрясенные аборигены не оказали мореплавателям ни малейшего сопротивления. И позволили Шелехову, чьим именем теперь назван пролив между Аляской и островом Кадьяк, высадиться на берег и основать первое русское поселение в Америке.

«Я весь дворец собою освещаю…»

Об изобретенном Кулибиным фонаре с отражателем (ревербере) писал в своем философском трактате «О человеке, о его смертности и бессмертии» сосланный в Сибирь А. Н. Радищев: «Взгляни на кулибинский ревербер. Горит перед ним одна лампада, а вдавленная за ним поверхность отражает ее свет. Но сие отражение составлено из отражения всех зеркальных стекол, ревербер составляющих. Возьми одно из сих стекол, оно свет отразит; составь все вместе, они также свет отразят, но многочисленно: всё будет свет, но ярче».

А классик русской литературы Гавриил Державин посвятил кулибинскому фонарю такие строки:

Ты видишь, на столбах
ночною как порою
Я светлой полосою
В каретах, в улицах
и в шлюпках на реке
Блистаю вдалеке,
Я весь дворец собою освещаю,
Как полная небес луна.

Подлинный фонарь-прожектор, который Иван Петрович изобрел в 1779 году. Музей речного флота Волжской государственной академии водного транспорта. Нижний Новгород.

«Достаточно для увековечивания…»

Узнав, что нижегородский купец Извольский привез из Москвы диковинные микроскоп, телескоп и электростатическую шаровую машину английской работы, Кулибин решил изготовить такие же приборы. И преуспел. «Одних этих изобретений, — писал в 1859 году в «Вестнике промышленности» профессор А. Ершов, — было бы достаточно для увековечения имени славного механика. Мы говорим изобретений, потому что обтачивать стекла, делать металлические зеркала и чудные механизмы в Нижнем Новгороде, без всякого пособия и образца — это значит изобретать способы для этих построений».

«Заслуга Кулибина заключалась в том, — дополняют его биографы В. Пипуныров и Н. Раскин, — что он, будучи до того незнаком с оптической техникой, сумел самостоятельно дойти до определения фокусных расстояний линз, решить сложную задачу разработки рецептуры сплава для металлических зеркал и изготовить этот сплав, а также сконструировать и построить стеклошлифовальный станок».

А.Г. Юрин. Нижегородский самородок И.П. Кулибин.

И еще пять кудесников из народа

Леонтий Шамшуренков (1687-1758)

Прообраз автомобиля был создан в России в 1752 году дворцовым крестьянином Леонтием Шамшуренковым из Казанской губернии. Это была четырехколесная самобеглая коляска, которая двигалась благодаря мускульной силе двух человек, развивая скорость до 15 км/ч. Этот проект не только принес крестьянину славу, но и помог выйти из тюрьмы, куда он попал по нелепости — пожаловался на вороватого воеводу и провел в заключении больше 10 лет.

Оказавшись на свободе, Шамшуренков принялся совершенствовать изобретение. Он предлагал сделать для самобеглой коляски «часы» — счетчик пройденного расстояния, — укрепляемые на задней оси. Прибор должен был вести счет до тысячи верст, причем «на всякой версте будет бить колокольчик».

Ефим Михеевич Артамонов (1776-1841)

Создатель первого в мире двухколесного велосипеда родился в 1776 году в уральском селе Верхотурье. Был рабочим на пристани. Самокат — прообраз известного нам велосипеда — появился в 1800 году. Он был железным, с двумя колесами, которые располагались друг за другом. Размер переднего колеса был в два раза больше, чем заднего. Колеса закреплялись на изогнутой металлической раме. Самокат двигался благодаря движению ног. Необходимо было поочередно нажимать на педали, которые располагались на переднем колесе (а точнее, на его оси). Поначалу изобретатель, распугивающий своим агрегатом коров, был даже бит розгами.

К сожалению, изобретение не было запатентовано и «первооткрывателем» велосипеда принято считать немецкого барона К. фон Драйса, который в 1814 году изобрел первый деревянный самокат и назвал его «машиной для хождения».

Федор Абрамович Блинов (1831-1902)

Изобретатель-самоучка, получивший в 1879 году «привилегию» (патент) на изобретение первого в России гусеничного трактора, вышел из крепостных крестьян. Родился он в 1831 году в деревне Никольской Вольского уезда Саратовской губернии. Получив «вольную», Федор работал бурлаком, а затем кочегаром, помощником машиниста и машинистом на пароходе. За изобретение первого в мире работоспособного трактора на гусеничном ходу в 1879 Федор Блинов получил «привилегию» на «вагон особого устройства с бесконечными рельсами для перевозки грузов по шоссейным и проселочным дорогам» — одну из первых машин, являющихся прототипами современных гусеничных тракторов.

Федор Евстафьев (1862-1941)

Плотник Федор Евстафьев остался в истории как изобретатель летательного аппарата вертикального взлета. Он родился в Брянской области, начинал свой трудовой путь как бурлак и плотогон, а в 1903 году поступил на работу столяром в паровозное депо Гомель.

Самоучка Федор Евстафьев обладал незаурядными способностями. Он придумал приспособления по пробивке жаровых и дымогарных труб, очистке паровозных котлов от сажи, а путей от снега. В число его изобретений вошли также домкрат для подъема вагонов, искроулавливатель на паровозах и эстакада для подачи угля на паровозы.

В 1909 году Евстафьев закончил работу над летательным аппаратом вертикального взлета. Винтокрылая модель метровой величины под названием геликоптер, то есть винтовое крыло, была направлена в 1909 году на Екатеринославскую промышленную выставку, где имела большой успех. Федор Евстафьев получил охранное свидетельство на это изобретение, но не получил должной поддержки в его постройке.

Александр Попов (1859-1905)

Пионер радио Александр Попов родился в небогатой семье священника и в 10летнем возрасте был отправлен на учебу в Далматовское духовное училище. Потом были другие учебные заведения: Пермская духовная семинария, Санкт-Петербургский университет. Но средств не хватало, и Александр вынужден был подрабатывать электромонтером в конторе «Электротехник». В эти годы окончательно сформировались научные взгляды Попова: его особенно привлекали проблемы новейшей физики и электротехники.

7 мая (теперь это День радио) 1895 года Попов первым в мире продемонстрировал работу радиоприемника. Спустя 10 месяцев он провел опыты с радиотелеграфией, соединив свой аппарат с телеграфом и послав на расстояние 250 м радиограмму из двух слов: «Генрих Герц».

Кулибин

Кулибин
Кулибин

Иван Петрович Кулибин (1735—1818) — известный русский изобретатель-самородок, механик-самоучка. Разработал проект и построил модель одноарочного моста через реку Нева пролетом в 298 метров, создал «зеркальный фонарь» (прообраз прожектора), семафорный телеграф, усовершенствовал шлифовку стекол для оптических приборов, а также изобрел множество других механизмов и технических новшеств.

Имя нарицательное для всякого рода энтузиастов-изобретателей, работающих, как правило, в одиночку без специального образования (шутл.-ирон.).

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. — М.: «Локид-Пресс».
.
2003.

.

Синонимы:

Смотреть что такое «Кулибин» в других словарях:

  • Кулибин — Кулибин  русская фамилия. Известные носители: Кулибин, Иван Петрович (10 (21 апреля) 1735  30 июля (11 августа) 1818)  выдающийся русский механик изобретатель. Кулибин, Семен Иванович (1795? 18??)  экспедитор Горной экспедиции …   Википедия

  • КУЛИБИН — Иван Петрович (1735 1818), механик самоучка. Усовершенствовал шлифовку стёкол для оптических приборов. Разработал проект и построил модель одноароч ного моста через р. Нева с длиной пролёта 298 м. Создал зеркальный фонарь (прототип прожектора),… …   Русская история

  • кулибин — изобретатель, махинатор, хитрец Словарь русских синонимов. кулибин сущ., кол во синонимов: 6 • золотая голова (9) • …   Словарь синонимов

  • кулибин — КУЛИБИН, а, м. Ирон. Человек, который все время пытается что л. делать, изобретать, конструировать; хитрец, махинатор. И. П. Кулибин рус. механик самоучка, известный изобретатель …   Словарь русского арго

  • КУЛИБИН — Иван Петрович (1735 1818), российский механик самоучка. Изобрел много различных механизмов. Усовершенствовал шлифовку стекол для оптических приборов. Разработал проект и построил модель одноарочного моста через реку Нева пролетом 298 м. Создал… …   Современная энциклопедия

  • Кулибин — (Иван Петрович) русский механик самоучка (10 апреля 1735 г. 30 июня 1818 г.), сын нижегородского мещанина, смолоду интересовалсявыдумыванием и постановкою разных замысловатых флюгеров, меленок, толчейи особенно устройством деревянного механизма… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • Кулибин И. — У термина «Кулибин» существуют и другие значения. Иван Петрович Кулибин Портрет И. П. Кулибина (Эрмитаж) Род деятельности: Русский механик изобретатель …   Википедия

  • Кулибин И. П. — У термина «Кулибин» существуют и другие значения. Иван Петрович Кулибин Портрет И. П. Кулибина (Эрмитаж) Род деятельности: Русский механик изобретатель …   Википедия

  • Кулибин —         Иван Петрович [10(21).4.1735, Нижний Новгород, ныне Горький, 30.7(11.8).1818, там же], русский механик самоучка. Родился в семье мелкого торговца. С ранних лет обнаружил исключительные способности к изготовлению различных механических… …   Большая советская энциклопедия

  • Кулибин — Иван Петрович (1735–1818), российский механик изобретатель. В 1764 67 гг. изготовил оригинальные часы в форме яйца с боем, музыкальным механизмом, воспроизводившим несколько мелодий. На исходе каждого часа особый механизм приводил в действие… …   Энциклопедия техники

Морфологический разбор «Кулибин»

  • Часть речи —  имя существительное.
  • Морфологические признаки
    1. начальная форма: кулибин (именительный падеж единственного числа);
    2. постоянные признаки: нарицательное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение;
    3. непостоянные признаки: именительный падеж, единственное число.
  • Член предложения
    Относится к разным членам предложения в зависимости от смысла

Поиск

Как выполнять:

  • морфологический разбор
  • разбор существительных
  • разбор прилагательных
  • разбор глаголов

Сегодня ищут

  • болтливому
  • неважнецкий

Россия за свою длительную историю подарила миру множество гениальных людей. Достойное место среди них занимает изобретатель-самоучка Иван Петрович Кулибин. Имя его давно стало нарицательным — так называют любого предприимчивого и изобретательного человека. Иногда Кулибинами именуют людей, желая подчеркнуть их стремление внедрить в проверенные технологии свои малообоснованные сомнительные нововведения.

Родился 21 апреля 1735 года в селении Подновье Нижегородского уезда в семье нижегородского мелкого торговца Петра Кулибина и рано начал интересоваться тем, «как все устроено внутри». В своей комнате он устроил небольшую мастерскую, где у него были собраны все имеющиеся к тому времени приспособления для слесарных, токарных и прочих работ.

Кроме того, отец, поощрявший это увлечение сына, старался привезти ему все книги по физике, химии и прочим естественным наукам, которые он только мог найти. И постепенно Ваня понимал, откуда у того или иного предмета обихода «растут уши». Но было еще одно обстоятельство, которое заставляло отца «потакать» увлечению сына: мальчишка в считанные минуты чинил механизмы любой сложности (чаще всего часы), но и когда дело доходило до мельничных жерновов или каких-то заводских машин, он тоже не подводил. А славу с сыном разделял Кулибин-старший: «Что за сынок у вас Петр, мастер на все руки…»

Вскоре слава о молодом чудо-механике разнеслась по всему Нижнему Новгороду. А если учесть, что нижегородские купцы разъезжались по всей России, а иногда заглядывали в Европу и даже Азию, очень скоро о талантливом самородке прослышали и в других городах и весях. Единственное, что не хватало Ване – так это толковых учебников, но мы помним, что первый российский университет открылся в Санкт-Петербурге только за 11 лет до рождения Кулибина.

«Выучка у дьячка» — его единственное образование. Отец надеялся сделать из своего сына торговца мукой, но пытливый юноша стремился к занятиям механикой, где его исключительные способности проявились очень рано и разнообразно. Пылкая натура изобретателя раскрывалась всюду. В саду отцовского дома был гнилой пруд. Юный Кулибин придумал гидравлическое устройство, при котором вода с соседней горы собиралась в бассейн, оттуда шла в пруд, а лишняя вода из пруда выводилась наружу, превращая пруд в проточный, в котором могла водиться рыба.

Особенно много внимания И. П. Кулибин уделил работе над часами. Они принесли ему славу.


Часы Кулибина, 1767 г., слева — вид сбоку, справа — вид снизу

После нескольких лет упорного труда, многих бессонных ночей, построил в 1767 г. удивительные часы. «Видом и величиною между гусиным и утиным яйцом», они были заключены в затейливую золотую оправу.

Часы были столь замечательны, что были приняты в дар императрицей Екатериной II. Они не только показывали время, но и отбивали часы, половины и четверти часа. Кроме того, в них был заключён крохотный театр-автомат. На исходе каждого часа отворялись створчатые дверки, открывая златой чертог, в котором автоматически разыгрывалось представление. У «гроба господня» стояли воины с копьями. Входная дверь была завалена камнем. Через полминуты после того, как был открыт чертог, появлялся ангел, отодвигался камень, двери открывались, и воины, поражённые страхом, падали ниц. Ещё через полминуты появлялись «жёны-мироносицы», звонили колокола, трижды исполнялся стих «Христос воскрес». Всё стихало, и створки дверей закрывали чертог с тем, чтобы через час снова повторилось всё действие. В полдень часы играли гимн, сочинённый И. П. Кулибиным в честь императрицы. После этого на протяжении второй половины суток часы исполняли новый стих: «Воскрес Иисус от гроба». При помощи особых стрелок можно было вызывать действие театра-автомата в любой момент.

В точно согласованном движении массы мельчайших деталей, в действии указателей времени, фигурок, музыкальных приспособлений были запечатлены овеществлёнными бессонные ночи замечательного русского механика, годами трудившегося, чтобы создать один из самых удивительных автоматов, известных в истории.

Создавая сложнейший механизм первого из своих творений, И. П. Кулибин начал работать именно в той области, которой занимались лучшие техники и учёные того времени, вплоть до великого Ломоносова, уделившего немало внимания работе по созданию точнейших часов. Работа И. П. Кулибина над часами имела большое значение. Как указывал К. Маркс, часы вместе с мельницей являлись «двумя материальными основами, на которых внутри мануфактуры строилась подготовительная работа для машинной индустрии… Часы являются первым автоматом, созданным для практических целей; на них развивалась вся теория о производстве равномерных движений. По своему характеру они сами построены на сочетании полухудожественного ремесла с прямой теорией» (К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. XXIII, стр. 131).

Нижегородский часовщик-изобретатель и конструктор стал известен далеко за пределами своего города. В 1767 г. он был представлен Екатерине II в Нижнем-Новгороде, в 1769 г. был вызван в Петербург, снова представлен императрице и получил назначение заведывать мастерскими Академии наук. Кроме часов, он привёз из Нижнего-Новгорода в Петербург электрическую машину, микроскоп и телескоп. Все эти создания «нижегородского мещанина» были сданы в кунсткамеру для хранения.

С переездом в Петербург наступили лучшие годы в жизни И. П. Кулибина. Позади остались многие годы жизни, насыщенной тяжёлым неприметным трудом. Впереди открывалась дорога к новому, более интересному делу. . Предстояла деятельность в условиях постоянного общения с академиками и другими выдающимися людьми. Однако длительная канцелярская волокита по оформлению «нижегородского посадского» в должности закончилась только 2 января 1770 г., когда И. П. Кулибин подписал «кондицию» — договор об его обязанностях на академической службе.

Он должен был: «иметь главное смотрение над инструментальною, слесарною, токарною и над тою полатою, где делаются оптические инструменты, термометры и барометры». Его обязали также: «чистить и починивать астрономические и другие при Академии находящиеся часы, телескопы, зрительные трубы и другие, особливо физические инструменты от Комиссии ((т. е. от руководящего органа Академии. — авт.)), к нему присылаемые». «Кондиция» содержала также особый пункт о непременном обучении И. П. Кулибиным работников академических мастерских: «Делать нескрытное показание академическим художникам во всём том, в чём он сам искусен». Предусмотрена была также подготовка определяемых к И. П. Кулибину для обучения мальчиков по сто рублей за каждого из учеников, которые «сами без помощи и показания мастера в состоянии будут сделать какой-нибудь большой инструмент, так, например, телескоп или большую астрономическую трубу от 15 до 20 футов, посредственной доброты». За руководство мастерскими и работу в них положили 350 рублей в год, предоставив И. П. Кулибину право заниматься во вторую половину дня его личными изобретениями.

Так Иван Петрович Кулибин стал «Санкт-Петербургской Академик механиком».

И. П. Кулибин стал непосредственным продолжателем замечательных трудов Ломоносова, много сделавшего для развития академических мастерских и уделявшего им особенное внимание вплоть до своей кончины в 1765 г.

И. П. Кулибин работал в Академии тридцать лет. Его труды всегда высоко оценивались учёными. Через несколько месяцев после начала академических работ И. П. Кулибина академик Румовский освидетельствовал выполненный новым механиком «грегорианский телескоп». По докладу Румовского 13 августа 1770 г. в протоколах академической конференции записали: «…в рассуждении многих великих трудностей, бываемых при делании таких телескопов, заблагорассуждено художника Кулибина поощрить, чтобы он и впредь делал такие инструменты, ибо не можно в том сомневаться, что он в скором времени доведёт оные до того совершенства, до которого они приведены в Англии».

Письменный отзыв о работах Кулибина, представленный Румовским, гласил: «Иван Кулибин, посадский Нижнего-Новгорода, в рассуждении разных машин сделанных, в 1769 г. декабря 23 дня принят был в Академию по контракту и препоручено ему смотрение над механической лабораторией, с того времени он находится при сей должности и не только исправлением оной, но и наставлением, художником преподаваемым, заслуживает от Академии особенную похвалу».

И. П. Кулибин лично выполнил и руководил исполнением очень большого количества инструментов для научных наблюдений и опытов. Через его руки прошло множество приборов: «инструменты гидродинамические», «инструменты, служащие к деланию механических опытов», инструменты оптические и акустические, готовальни, астролябии, телескопы, подзорные трубы, микроскопы, «электрические банки», солнечные и иные часы, ватерпасы, точные весы и многие другие. «Инструментальная, токарная, слесарная, барометренная палаты», работавшие под руководством И. П. Кулибина, снабжали учёных и всю Россию разнообразнейшими приборами. «Сделано Кулибиным» — эту марку можно поставить на значительном числе научных приборов, находившихся в то время в обращении в России.

Составленные им многочисленные инструкции учили тому, как обращаться с самыми сложными приборами, как добиться от них наиболее точных показаний.

«Описание, как содержать в порядочной силе электрическую машину», написанное И. П. Кулибиным, — только один из примеров того, как обучал он постановке научных опытов. «Описание» было составлено для академиков, производящих экспериментальные работы по изучению электрических явлений. Составлено «Описание» просто, ясно и строго научно. И. П. Кулибин указал здесь все основные правила обращения с прибором, способы устранения неисправностей, приёмы, обеспечивающие наиболее эффективное действие прибора.

Помимо инструкций И. П. Кулибин составлял также научные описания приборов, как, например: «Описание астрономической перспективы в 6 дюймов, которая в тридцать раз увеличивает, и, следовательно, юпитеровых спутников ясно показывать будет».

Во время выполнения разнообразных работ И. П. Кулибин постоянно заботился о воспитании своих учеников и помощников, среди которых следует назвать его нижегородского помощника Шерстневского, оптиков Беляевых, слесаря Егорова, ближайшего соратника Кесарева.

И. П. Кулибин создал при Академии образцовое по тому времени производство физических и иных научных инструментов. Скромный нижегородский механик стал на одно из первых мест в деле развития русской техники приборостроения.

В первые годы своего пребывания в Санкт-Петербурге Иван Петрович занимался настоящим творчеством, тем более что под его руководством трудились такие же, как он, блистательные мастера: инструментальщик Петр Косарев, оптики – семья Беляевых. Как из рога изобилия посыпались изобретения: новые приборы и «всякие машины, которые… полезны в гражданской и военной архитектуре и в прочем».

Вот только далеко не полный перечень того, чему удивлялись современники: точные весы, морские компасы, сложные ахроматические телескопы, заменившие простые григорианские, и даже ахроматический микроскоп. Иностранцы были просто в шоке, когда видели эти приборы. В те времена в просвещенной Европе не имели инструментов и приспособлений, к примеру, для расточки и обработки внутренней поверхности цилиндров.

Впрочем, работать-то толком Ивану Петровичу не дали, так как заказы со стороны императрицы и придворных всех мастей, порой опережали друг друга. Для Екатерины II Кулибин изобрел специальный лифт, поднимавший грузную царицу, для Потемкина – любителя шумных и красочных фейерверков – такие чудеса пиротехники, что ими могли гордиться и родоначальники этого вида забавы – китайцы.

Но не надо думать, что Кулибин занимался только безделушками. Например, именно он помог решить весьма важную проблему тех времен: мосты. В середине XVIII века они были мало приспособлены для проходов судов. И эту проблему механик-самоучка решил не только в Санкт-Петербурге, но еще и в Лондоне. И как великодушный русский человек от гонорара за «Лондон-бридж» отказался: достаточно и того, что все это сделал наш, российский талант.

Не все так гладко было во взаимоотношениях Ивана Петровича с царедворцами. Тот же Потемкин долгие годы спал и видел, что стянет с Кулибина кафтан, заставит побрить бороду, и будет показывать в Европе, греясь в лучах его славы. Но нашла коса на камень – талантливый механик наотрез отказался расставаться с подлинным атрибутом русского мужика, да и в шелка облачаться не спешил. Потемкин ответил по-свойски: начал пакостить на каждом шагу, принуждая оценивать труд Кулибина в сущие копейки…

Но еще хуже относился к мастеру пришедший к власти после смерти Екатерины Павел I. Он постарался вытравить из памяти современников все то, что было связано с именем его матери. И одним из первых это осознал Кулибин. Он не стал цепляться за академию наук, в которой провел безо всякого перерыва 32 года, а собрал вещички и вернулся на родину, в Нижний Новгород.

Это был уже не молодой, но сохранивший ясность ума, точный глаз и твердую руку 61-летний механик. Он по-прежнему что-то изобретал, правда, размах воплощений его новых проектов в жизнь становилось существенно меньше. Кулибин от щедрот своих дарил изобретения людям, а ушлые иностранцы потом устроят настоящую охоту за чертежами мастера и присвоят себе самые громкие его изобретения.

Хотите примеры? Пожалуйста! Оптический телеграф, изобретенный Кулибиным, будет через 35 лет после описываемого события закуплен царским правительством у французов. Трехколесный экипаж-самокатка Кулибина с маховым колесом, тормозом, коробкой скоростей через сто лет ляжет в основу ходовой части автомобиля Карла Бенца.

Созданная им «механическая нога» для офицера, потерявшего конечность при Очаковском штурме, ляжет в основу нынешних протезов. То же самое относится к изобретенному им методу веревочного многоугольника, без которых не было бы таких ажурных и очень прочных современных мостов. И даже больше – в основу строительства знаменитого пекинского стадиона «Птичье гнездо», на котором сегодня соревнуются олимпийцы, положены идеи, высказанные в XIX веке Кулибиным.

Но и строительная техника, транспорт, связь, сельское хозяйство и другие отрасли хранят замечательные свидетельства его творчества. Широкую известность получили замечательные проекты И. П. Кулибина в области мостостроения, далеко опередившие всё, что было известно мировой практике его дней.


Проект деревянного моста через р. Неву, составленный И. П. Кулибиным в 1776 г

И. П. Кулибин обратил внимание на неудобства, вызываемые отсутствием в его время постоянных мостов через р. Неву. После нескольких предварительных предложений он разработал в 1776 г. проект арочного однопролётного моста через Неву. Длина арки — 298 метров. Арка была спроектирована из 12 908 деревянных элементов, скреплённых 49 650 железными болтами и 5 500 железными четырёхугольными обоймами.

В 1813 г. И. П. Кулибин закончил составление проекта железного моста через Неву. Обращаясь с прошением на имя императора Александра I, он писал о красоте и величии Петербурга и указывал: «Недостает только фундаментального на Неве реке моста, без коего жители претерпевают весной и осенью великие неудобства и затруднения, а нередко и самую гибель».

На постройку моста из трёх решётчатых арок, покоящихся на четырёх быках, требовалось до миллиона пудов железа. Для пропуска судов предполагались особые разводные части. Предусмотрено было в проекте всё, вплоть до освещения моста и защиты его во время ледохода.

Постройка моста Кулибина, проект которого поражает своей смелостью даже современных нам инженеров, оказалась не по плечу для его времени.

Знаменитый русский строитель мостов Д. И. Журавский, по словам проф. А. Ершова («О значении механического искусства в России», «Вестник промышленности», 1859, № 3), так оценивает модель кулибинского моста: «На ней печать гения; она построена на системе, признаваемой новейшею наукою самою рациональною; мост поддерживает арка, изгиб её предупреждает раскосная система, которая, по неизвестности того, что делается в России, называется американскою». Деревянный мост Кулибина до настоящего времени остаётся непревзойдённым в области деревянного мостостроения.

Понимая исключительное значение быстрой связи для такой страны, как Россия, с обширнейшими её просторами, И. П. Кулибин начал в 1794 г. разработку проекта семафорного телеграфа. Он отлично решил задачу и разработал, кроме того, оригинальный код для передач. Но только через сорок лет после изобретения И. П. Кулибина в России были устроены первые линии оптического телеграфа. К тому времени проект И. П. Кулибина был забыт, а установившему менее совершенный телеграф Шато правительство заплатило сто двадцать тысяч рублей за привезённый из Франции «секрет».

Так же печальна судьба ещё одного из великих дерзаний замечательного новатора, разработавшего способ движения судов вверх по течению за счёт самого течения реки. «Водоход» — так было названо судно Кулибина, удачно испытанное в 1782 г. В 1804 г., в результате испытания другого «водохода» Кулибина, его судно было официально признано «обещающим великие выгоды государству». Но дальше официальных признаний дело не пошло, всё кончилось тем, что созданное И. П. Кулибиным судно было продано с торгов на слом. А ведь проекты и самые суда были разработаны и оригинально, и выгодно, что доказал прежде всего сам изобретатель в написанных им трудах: «Описание выгодам, какие быть могут от машинных судов на реке Волге, изобретенных Кулибиным», «Описание, какая польза казне и обществу может быть от машинных судов на р. Волге по примерному исчислению и особливо в рассуждении возвышающихся против прежних годов цен в найме работных людей».

Обстоятельные, трезвые расчёты, произведённые И. П. Кулибиным, характеризуют его как выдающегося экономиста. С другой стороны, они показывают в нём человека, отдававшего все свои силы и помыслы на пользу родине.

Замечательный патриот, трудившийся со всей страстью для своего народа, он выполнил так много замечательных дел, что даже простой перечень их требует немало времени и места. В этом перечне одни из первых мест должны занять, помимо названных, такие изобретения: прожекторы, «самокатка», т. е. механически перемещающаяся повозка, протезы для инвалидов, сеялка, пловучая мельница, подъёмное кресло (лифт) и др.

В 1779 г. «Санкт-Петербургские ведомости» писали о кулибинском фонаре-прожекторе, создающем при помощи особой системы зеркал, несмотря на слабый источник света (свеча), очень сильный световой эффект. Сообщалось о том, что Кулибин: «изобрёл искусство делать некоторою особою выгнутою линиею составное из многих частей зеркало, которое, когда перед ним поставится только свеча, производит удивительное действие, умножая свет в пятьсот раз, противу обыкновенного свечного света, и более, смотря по мере числа зеркальных частиц в оном вмещённых».

Певец русской славы Г. Р. Державин, называвший И. П. Кулибина «Архимедом наших дней», написал о замечательном фонаре:

<pre>Ты видишь, на столбах ночною как порою
Я светлой полосою
В каретах, в улицах и в шлюпках на реке
Блистаю вдалеке,
Я весь дворец собою освещаю,
Как полная луна.
</pre>

В перечне замечательных дел И. П. Кулибина должны занять своё место и такие изобретения, как, например, бездымный фейерверк (оптический), различные автоматы для развлечения, приборы для открывания дворцовых окон и иные изобретения, выполненные для удовлетворения требований императрицы, двора и знатных лиц. Екатерина II, Потёмкин, княгиня Дашкова, Нарышкин и многие вельможи были его заказчиками.

Выполняя заказы на изобретения и такого сорта, И. П. Кулибин и тут действовал как исследователь. Ему приходилось много раз устраивать фейерверки для императрицы и сановников. Результатом был целый трактат Кулибина «О фейерверках». Обстоятельно и точно он написал свой труд, содержащий разделы: «О белом огне», «О зелёном огне», «О разрыве ракет», «О цветах», «О солнечных лучах», «О звёздах» и иные. И. П. Кулибин проявил при этом неистощимую выдумку.

Была дана оригинальная рецептура многих потешных огней, основанная на изучении влияния разных веществ на цвет огня. Предложено было немало новых технических приёмов, введены в практику остроумнейшие виды ракет и комбинации потешных огней. Замечательный новатор оставался верным себе, даже занимаясь изобретениями для развлечения двора и знати.

Изобретения такого рода, сделанные И. П. Кулибиным, получили наибольшую огласку в царской России и притом настолько значительную, что они в какой-то степени затемняли основные труды И. П. Кулибина, определявшие подлинное лицо великого новатора. Огни дворцовых фейерверков как бы отодвинули в тень огромный труд И. П. Кулибина, пошедший на пользу родине.

Сохранилось далеко не всё из написанного И. П. Кулибиным, но и дошедшее до нас весьма разнообразно и богато. Одних чертежей осталось после И. П. Кулибина около двух тысяч. Наброски, описания машин, заметки, тексты, обстоятельнейшие вычисления, тщательно выполненные чертежи, эскизы, торопливо сделанные на лоскутках бумаги, записи, сделанные карандашом чёрным или цветным, чертежи на обрывках дневника, на уголке денежного счёта, на игральной карте — тысячи иных записей и графических материалов Ивана Петровича Кулибина показывают, как всегда кипела его творческая мысль. Это был подлинный гений труда, неукротимого, страстного, творческого.

Лучшие люди того времени высоко ценили дарование И. П. Кулибина. Знаменитый учёный Леонард Эйлер считал его гениальным. Сохранился рассказ о встрече Суворова и Кулибина на большом празднике у Потёмкина:

«Как только Суворов увидел Кулибина на другом конце залы, он быстро подошёл к нему, остановился в нескольких шагах, отвесил низкий поклон и сказал:

— Вашей милости!

Потом, подступив к Кулибину ещё на шаг, поклонился ещё ниже и сказал:

— Вашей чести!

Наконец, подойдя совсем к Кулибину, поклонился в пояс и прибавил:

— Вашей премудрости моё почтение!

Затем он взял Кулибина за руку, спросил его о здоровье и, обратясь ко всему собранию, проговорил:

— Помилуй бог, много ума! Он изобретёт нам ковёр-самолёт!»

Так бессмертный Суворов почтил в лице Ивана Петровича Кулибина великую творческую мощь русского народа.

«Самокатка» русского конструктора, изобретателя и инженера Ивана Петровича Кулибина, на которой он разъезжал по улицам Петербурга в 1791 г. Его трёхколесный механизм развивал скорость до 16,2 км/ч и содержал почти все основные узлы будущего автомобиля, введённые впервые – коробку скоростей, тормоз, маховое колесо, подшипники качения.

Кулибин дважды (в 1792 и в 1799) собирал знаменитые часы Павлин работы английского механика Джемса Кокса, которые постоянно экспонируются в павильонном зале малого Эрмитажа. С 1769 года и на протяжении более 30 лет Кулибин заведовал механической мастерской Петербургской академии наук. Руководил производством станков, астрономических, физических и навигационных приборов и инструментов. К 1772 году Кулибин разработал несколько проектов 300-метрового одноарочного моста через Неву с деревянными решётчатыми фермами. Он построил и испытал большую модель такого моста, впервые в практике мостостроения показав возможность моделирования мостовых конструкций. В последующие годы Кулибин изобрел и изготовил много оригинальных механизмов, машин и аппаратов. Среди них — фонарь-прожектор с параболическим отражателем из мельчайших зеркал, речное судно с вододействующим двигателем, передвигающееся против течения (Водоход), механический экипаж с педальным приводом. Подавляющее большинство изобретений Кулибина, возможность использования которых подтвердило наше время, тогда не было реализовано. Диковинные автоматы, забавные игрушки, хитроумные фейерверки для высокородной толпы — лишь это впечатляло современников. Неутомимый новатор, в домашнем быту и привычках Кулибин был консервативен. Он никогда не курил табак и не играл в карты. Писал стихи. Любил званые вечера, хотя на них только балагурил и шутил, так как был абсолютным трезвенником. При дворе, среди расшитых мундиров западного покроя, Кулибин в длиннополом кафтане, высоких сапогах и с окладистой бородой казался представителем другого мира. Но на балах он с неистощимым остроумием отвечал на насмешки, располагая к себе добродушной словоохотливостью и прирожденным достоинством в облике. 

Однако личная жизнь замечательного новатора была заполнена множеством огорчений. Он был лишён радости видеть должное использование своих трудов и был вынужден тратить немалую часть своего таланта на работу придворного иллюминатора и декоратора. Особенно горькие дни наступили для И. П. Кулибина, когда он в 1801 г. вышел в отставку и поселился в родном Нижнем-Новгороде. По сути дела ему пришлось жить в изгнании, испытывая нужду, нараставшую всё сильнее, вплоть до кончины 12 июля 1818 г. Для похорон великого деятеля его жене пришлось продать стенные часы и ещё занимать деньги.


Памятник Ивану Кулибину в Нижнем Новгороде. Установлен рядом с его могилой. Скульптор П. И. Гусев.

 
памятник на могиле И.П. Кулибина
 
 
 
 
Всехсвятская церковь
 
 
памяинмк И.П. Кулибину на входе в парк

Подавляющее большинство изобретений Кулибина, возможность использования которых подтвердило наше время, тогда не было реализовано. Диковинные автоматы, забавные игрушки, хитроумные фейерверки для высокородной толпы — лишь это впечатляло современников.

Неутомимый новатор, в домашнем быту и привычках Кулибин был консервативен. Он никогда не курил табак и не играл в карты. Писал стихи. Любил званые вечера, хотя на них только балагурил и шутил, так как был абсолютным трезвенником. При дворе, среди расшитых мундиров западного покроя, Кулибин в длиннополом кафтане, высоких сапогах и с окладистой бородой казался представителем другого мира. Но на балах он с неистощимым остроумием отвечал на насмешки, располагая к себе добродушной словоохотливостью и прирожденным достоинством в облике.

Кулибин был трижды женат, третий раз женился уже 70-летним стариком, и третья жена принесла ему трех дочерей. Всего у него было 12 детей обоих полов. Всем своим сыновьям он дал образование.

В настоящее время в России имя «Кулибин» стало нарицательным. Так называют мастеров-самоучек, добившихся больших успехов в своем ремесле. Кулибиными, с большей или меньшей долей иронии, называют любителей что-то самостоятельно переделать или улучшить в машинах и механизмах. Слово может приобретать и отрицательный оттенок, когда речь идёт о стремлении отечественных специалистов что-то поменять в существующей проверенной технологии, возможны фразы вроде «не подпускать Кулибиных».

источники
http://www.nnov.org
http://nplit.ru/books/item/f00/s00/z0000054/st027.shtml
http://www.peoples.ru/technics/designer/kulibin/
http://masterok.livejournal.com/

«Что изобрел Кулибин?». Вопрос действительно животрепещущий. Все знают эту фамилию, из имени собственного она стала именем нарицательным — но спроси у людей на улицах, а что он такого изобрел, никто толком и не ответит.

В постпетровский период интерес к науке и технике хоть и не скатился обратно в темное русское Средневековье, но порядком просел. Петр успел сделать главное: заложил основы. В частности, при нем был основан важнейший институт — Петербургская академия наук, которая на долгие годы стала центром научно-технического развития государства.

Но, в принципе, период с 1725 года до Наполеоновских войн можно смело назвать застоем. В первую очередь из-за того, что петровские реформы хоть и подтолкнули научно-техническое мышление, но до защиты авторского права не добрались. Единственным шагом в этом направлении стала документальная фиксация имен архитекторов и создателей тех или иных устройств.

Так что о Кулибине мы знаем изрядно, если сравнивать с инженерами допетровской эпохи. И придумал он очень много. Но ни одно из его изобретений, могущих поспособствовать мировому прогрессу и облегчить жизнь людям, не имело успеха. Казна с радостью раскошеливалась на несерьезные проекты — фейерверки и шутихи, лифт и самобеглую коляску для престарелой императрицы, заводные часы и механические игрушки. А вот спроектированный Кулибиным нормальный мост через Неву так и остался проектом. И прожекторы для уличного освещения — тоже. В США он получил бы, наверное, под сотню патентов, стал бы обеспеченным человеком, но он родился в России и потому, как и прочие изобретатели, половину жизни потратил на обивание порогов.

Тем не менее его технический гений продрался через тернии русской бюрократии и оставил потомкам очень приличное наследие. В этой главе я буду честно использовать заимствования из собственной статьи для журнала «Популярная механика». Единожды написав что-то, имеет ли смысл мучить себя, пересказывая ту же информацию другими словами? Итак…

Кулибин: начало

Родился он в 1735 году под Нижним Новгородом, в слободе Подновье. Сейчас это один из городских районов — на месте, где находился дом Кулибиных, стоит памятный знак. Нынче там многоэтажки, все застроено, но неподалеку сохранились еще красивые каменные палаты, помнящие мальчика Ваню, бегавшего по окрестным холмам. Я к чему эту фразу ввинтил: в советское время появилось множество псевдобиографических книг о Кулибине, имеющих отношение скорее к худлиту, чем к каким-то исследовательским областям. Например, умилительный труд Жозефины Яновской, начинающийся словами: «— Что ты ходишь кругом церкви, пострел? Уж который раз я тебя замечаю! Что тебе здесь надо? — Церковный сторож строго посмотрел на стоявшего перед ним мальчугана». И так вся книга.

Появление этих изданий было обусловлено в первую очередь тем, что ранние годы биографии Кулибина не очень хорошо изучены и, помимо прочего, довольно скучны. Будущий гений происходил из семьи купца среднего пошиба, никакого образования не получил, много читал, увлекался механикой, учился у часовщиков и зарабатывал на жизнь починкой часов. Все это он описал в воспоминаниях, которые в целом служат единственным, довольно скудным первоисточником.

Но, в отличие от многих других талантливых самоучек, у Кулибина было много упорства. Поэтому когда в 1764 году объявили, что Нижний Новгород посетит сама императрица, молодой часовщик специально к ее приезду сконструировал диковинные часы-яйцо. К тому времени он, судя по всему, был уже довольно известным мастером, выполнившим много работ для городских купцов. Поиску клиентов, скорее всего, помогало то, что со многими он был знаком еще ребенком, через отца.

Средства на изготовление часов ему выделил купец Михаил Андреевич Костромин. Последний хотел сам преподнести Екатерине подарок и тем выслужиться перед ней. Тут меркантильные интересы сошлись с техническими возможностями, и за три года, к 1767-му, Кулибин часы закончил.

Они имели форму гусиного яйца и состояли из 427 деталей. Внутри находился «театр-автомат»: раз в час открывались крошечные дверки, а внутри разыгрывалась библейская сценка — открывался «гроб Господень», появлялся ангел, воины-стражи падали ниц и т. д. По сути, Кулибин построил первый русский автоматон высокого уровня. Проблема была в том, что к приезду императрицы, запланированному на май 1767 года, конструктор никак не успевал. Поэтому в Нижнем Кулибин подарил Екатерине несколько оптических приборов собственной работы — он их скопировал с английских образцов, нашедшихся у одного из купцов, хлеботорговца Извольского. По другим версиям, императрица просто осмотрела его изобретения и подивилась им. Но это, в принципе, не важно.

Эта история только кажется простой, а на деле, чтобы Кулибина, обычного часовщика, сына торговца мукой, допустили на аудиенцию к императрице, куча народу била челами в пол. Костромин ходил к Якову Степановичу Аршеневскому, тогдашнему губернатору, и, судя по всему, убедил его в ценности прожекта. Аршеневскому тоже было на руку, чтобы в его городе Екатерине подарили что-то уникальное. Губернатор после приезда императрицы ходил на поклон к придворному фавориту светлейшему князю Григорию Григорьевичу Орлову и как-то договорился об аудиенции.

В общем, приборы Екатерину заинтересовали, речи Кулибина понравились, и она приказала ему, как закончит часы, приезжать к ней в Петербург. Так и вышло. В 1769-м Костромин с Кулибиным приехали в столицу и преподнесли часы Екатерине. Купцу дали тысячу рублей и именную кружку, а Кулибин, помимо денежного вознаграждения, получил… должность начальника механических мастерских при Академии наук. Это примерно как если бы я сейчас подарил эту книгу президенту России, а он в благодарность назначил бы меня замминистра образования и науки.

Водоходное судно

В конце XVIII века самым распространенным способом подъема грузов на судах против течения был бурлацкий труд — тяжелый, но относительно недорогой. Существовали и альтернативы, например машинные суда, приводимые в движение волами. Устройство машинного судна было следующим: оно имело два якоря, канаты которых крепились на специальном валу. Один из якорей на шлюпке или по берегу доставлялся вперед на 800?1000 метров и закреплялся. Волы, работающие на судне, вращали вал и накручивали якорный канат, подтягивая судно к якорю против течения. В это же время другая шлюпка везла вперед второй якорь — так обеспечивалась непрерывность движения.

Рисунок судна И. П. Кулибина

Кулибину пришла в голову мысль, как обойтись без животных. Его идея состояла в использовании двух колес с лопастями. Течение, вращая колеса, передавало энергию на вал — якорный канат накручивался, и судно подтягивало себя к якорю, используя энергию воды. В процессе работы Кулибина постоянно отвлекали заказами на игрушки для царских отпрысков, но он сумел выбить финансирование на изготовление и установку своей системы на небольшое судно. В 1782 году оно, нагруженное почти 65 тоннами (!) песка, показало себя надежным и значительно более быстрым, нежели корабль на воловьей или бурлацкой тяге.

В 1804 году в Нижнем Новгороде Кулибин построил второй водоход, который был вдвое быстрее бурлацких расшив. Тем не менее департамент водных коммуникаций при Александре I отверг идею и запретил финансирование — водоходы так и не получили распространения. Гораздо позже в Европе и США появились кабестаны — суда, которые подтягивали себя к якорю, используя энергию парового двигателя.

Винтовой лифт

Наиболее распространенная лифтовая система на сегодняшний день представляет собой кабину на лебедках. Лебедочные лифты были созданы задолго до патентов Отиса середины XIX века: подобные конструкции действовали еще в Древнем Египте, они приводились в движение тягловыми животными или рабской силой.

А в середине 1790-х годов стареющая и располневшая Екатерина II поручила Кулибину разработать удобный лифт для передвижения между этажами Зимнего дворца. Она непременно хотела лифт-кресло, и перед Кулибиным встала интересная техническая задача. К подобному лифту, открытому сверху, нельзя было прицепить лебедку, а если «подхватывать» кресло лебедкой снизу, она бы доставила неудобство пассажиру. Кулибин решил вопрос остроумно: основание кресла крепилось к длинной оси-винту и двигалось по нему подобно гайке. Екатерина садилась на свой передвижной трон, слуга крутил рукоять, вращение передавалось на ось, и та поднимала кресло на галерею второго этажа. Винтовой лифт Кулибина был закончен в 1793 году, второй же в истории подобный механизм Элиша Отис построил в Нью-Йорке лишь в 1859-м. После смерти Екатерины лифт использовался придворными для развлечения, а затем шахту заложили кирпичом. На сегодняшний день сохранились чертежи и остатки подъемного механизма.

Теория и практика мостостроения

С 1770-х вплоть до начала 1800-х Кулибин работал над созданием однопролетного постоянного моста через Неву. Он изготовил действующий макет, на котором рассчитал усилия и напряжения в различных частях моста, при том что теории мостостроения тогда еще не существовало! Опытным путем Кулибин предсказал и сформулировал ряд законов сопромата, получивших подтверждение значительно позже. Сперва изобретатель разрабатывал мост на собственные средства, но на финальный макет ему выделил денег граф Потёмкин. Модель в масштабе 1:10 достигала длины в 30 метров.

Проект одноарочного деревянного моста через реку Неву, разработанный Кулибиным

Источник: гравюра, 1799

Все расчеты моста были представлены Академии наук и проверены знаменитым математиком Леонардом Эйлером. Выяснилось, что цифры верны, а испытания модели показали, что мост имеет огромный запас прочности; его высота позволяла парусным судам проходить без каких-либо специальных операций. Несмотря на одобрение Академии, правительство так и не выделило средств на строительство моста. Кулибин был награжден медалью и получил премию, к 1804 году третья модель окончательно сгнила, а первый постоянный мост через Неву (Благовещенский) построили лишь в 1850-м.

В 1936 году был проведен экспериментальный расчет кулибинского моста современными методами, и выяснилось, что русский самоучка не сделал ни одной ошибки, хотя в его время большинство законов сопромата были неизвестны. Метод изготовления модели и испытаний ее с целью силового расчета конструкции моста впоследствии получил широкое распространение, к нему в разное время независимо приходили разные инженеры. Также Кулибин первым предложил использовать в конструкции моста решетчатые фермы — за 30 лет до запатентовавшего эту систему американского архитектора Итиэля Тауна.

Механические ноги и другие истории

Нередко Кулибину, помимо действительно изобретенных им конструкций, приписывают множество других, которые он усовершенствовал, но не создал первым. Например, знаменитую самобеглую коляску — во вступлении к первой части я упоминал, что таких конструкций в Европе существовал целый ряд.

На рубеже XVIII–XIX веков Кулибин представил петербургской Медико-хирургической академии несколько проектов механических ног — весьма совершенных по тем временам протезов нижних конечностей, способных сымитировать потерянную выше колена (!) ногу. Испытателем первого варианта протеза, сделанного в 1791 году, стал Сергей Васильевич Непейцын — на тот момент поручик, лишившийся конечности при штурме Очакова. Впоследствии Непейцын дослужился до генерал-майора и получил у солдат прозвище Железная Нога; он вел полноценную жизнь, и не все догадывались, почему генерал чуть-чуть прихрамывает. Протез системы Кулибина, несмотря на благоприятные отзывы петербургских медиков во главе с профессором Иваном Федоровичем Бушем, был отвергнут военным ведомством, а серийное производство механических протезов, имитирующих форму ноги, позже началось во Франции. Так или иначе, металлические руки и ноги были известны еще со времен Высокого Средневековья, не говоря уже о древнеегипетских деревянных протезах. Некоторые сохранившиеся экземпляры имеют ту или иную степень механизации. Известными обладателями металлических протезов были швабский рыцарь Гёц фон Берлихинген (1480–1563) и французский военачальник Франсуа де Лану (1531–1591) по прозвищу Железная Рука. Протез первого сохранился до наших дней.

Самокатка

Источник: Ю. Долматовский «Рождение автомобиля», 1950

В 1779 году увлекавшийся оптическими приборами Кулибин представил петербургской публике свое изобретение — прожектор. Системы отражающих зеркал существовали и до него (в частности, использовались на маяках), но конструкция Кулибина была значительно ближе к современному прожектору: пламя одной-единственной свечи, отражаясь от размещенных в вогнутой полусфере зеркал, давало сильный направленный поток света. «Чудесный фонарь» был положительно принят Академией наук, расхвален в прессе, одобрен императрицей, но остался лишь развлечением и не был применен для освещения улиц, на что Кулибин рассчитывал изначально. Сам мастер впоследствии изготовил несколько прожекторов по индивидуальным заказам кораблевладельцев, а также сделал на базе этой системы компактный фонарь для кареты и даже немного заработал. Его подвело отсутствие защиты авторского права: каретные «кулибинские фонари» начали массово собирать другие мастера, что сильно обесценило изобретение.

Что еще сделал Кулибин

Он наладил со времен Нартова почти сошедшую на нет работу мастерских при Петербургской академии наук, где занимался изготовлением микроскопов, барометров, термометров, подзорных труб, весов, телескопов и множества других лабораторных приборов. Он отремонтировал планетарий академии, придумал оригинальную систему спуска кораблей на воду, создал первый в России оптический телеграф, отправленный в Кунсткамеру в качестве диковинки, разработал проект железного моста через Волгу, сконструировал рядовую сеялку, обеспечивающую равномерный разброс зерна. Еще он устраивал фейерверки, создавал механические игрушки и автоматоны для развлечения знати, а также ремонтировал и самостоятельно собирал часы множества различных компоновок.

Скончался Кулибин в 1818 году в родном Нижнем Новгороде, так и не реализовав бо?льшую часть своих задумок. Его собственная изобретательская деятельность в основном привела к ряду пустых выхлопов, имевших целью развлечение местной аристократии, — но во многом этот человек создал основы русского инженерного творчества, обучил множество механиков и заложил фундамент для дальнейшего развития русской изобретательской мысли. Это было очень кстати, потому что при Александре I в России наконец появилось понятие авторского права.

В России имя «Кулибин» стало нарицательным. Так называют мастеров-самоучек, добившихся больших успехов в своем ремесле. Кулибиными, с большей или меньшей долей иронии, называют любителей что-то самостоятельно переделать или улучшить в машинах и механизмах. Слово может приобретать и отрицательный оттенок, когда речь идёт о стремлении отечественных специалистов что-то поменять в существующей проверенной технологии — тогда говорят «не подпускать Кулибиных».

Иван Петрович Кулибин родился (10) 21 апреля 1735 года в селе Подновье Нижегородского уезда, в семье торговца. Будучи юношей, Иван изучил слесарное, токарное и часовое дело.

В 1767 году он сделал часы, в корпусе которых был механизм часового боя, музыкальный аппарат с несколькими мелодиями и маленький автоматический театр с движущимися фигурами.

В течение 30 лет, начиная с 1769 года, Кулибин был заведующим механической мастерской в Академии наук Петербурга, где возглавлял процессы производства различных станков и приборов для навигационных, астрономических и физических целей.

В 1772 году он изготовил и провёл испытания модели 300-метрового одноарочного моста, предназначенного для установки на Неве. Кулибиным был изобретён фонарь-прожектор, который имел отражатель из мелких зеркал, водоход для передвижения против течения, экипаж с педальным приводом и многое другое.

Неутомимый новатор, в домашнем быту и привычках Кулибин был консервативен. Он никогда не курил табак и не играл в карты. Писал стихи. Любил званые вечера, хотя на них только балагурил и шутил, так как был абсолютным трезвенником. При дворе, среди расшитых мундиров западного покроя, Кулибин в длиннополом кафтане, высоких сапогах и с окладистой бородой казался представителем другого мира. Но на балах он с неистощимым остроумием отвечал на насмешки, располагая к себе добродушной словоохотливостью и прирожденным достоинством в облике.

За свою жизнь Иван Кулибин трижды женился, причём в третий раз в возрасте 70 лет, и третья жена родила ему трёх дочерей. В общей сложности от трёх жён у Кулибина родилось 12 детей.

(30 июля) 11 августа 1818 года великий механик Иван Петрович Кулибин скончался в Нижнем Новгороде.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Кулечек как пишется суффикс
  • Кулачок как пишется правило
  • Кулачки держать как пишется
  • Кулачек или кулачок как правильно пишется
  • Кулакский как пишется