Лайфхаки как написать сочинение на огэ

Обновлено: 04.03.2023

Разбираем все популярные вопросы, связанные с подготовкой и написанием сочинения по русскому языку на ОГЭ в 9 классе — какая должна быть структура сочинения, какой надо строить план, какая длина, сколько абзацев и т.д.

Разбираем на примере 2021 года

Как должно быть построено сочинение?

Задача — написать сочинение-рассуждение. Значит необходимо соблюдать требования к построению текста именно указанного типа речи

Рассуждение состоит из следующих частей:

  1. Вступление — тезис
  2. Основная часть – доказательства (аргументы) + примеры
  3. Заключение – вывод

Отсутствие в сочинении одного из элементов композиции рассматривается как ошибка и будет стоить потери баллов.

Как оформлять примеры в сочинении?

  • цитировать предложение (если оно не очень длинное), при этом знаки препинания расставляются так же, как и в предложении с прямой речью, или же предложение заключается в скобки. В некоторых случаях цитировать можно не всё предложение, а часть его, ставя на месте пропущенных слов многоточие.
  • указывать номера предложений без цитирования (это делается в том случае, если предложение очень длинное).
  • для того чтобы включение примеров не нарушало требование связности, можно использовать речевые клише.

Сколько абзацев должно быть в сочинении?

Абзацное членение текста – это одно из важных условий при написании сочинения. Помните: сочинение должно иметь не менее 4 –х абзацев: • 1 абзац — тезис • 2,3 абзацы – аргументы с примерами • 4 абзац – вывод

Основная часть может состоять и более чем из двух абзаца.

Помните, что новый абзац вы начинаете в том случае, если далее следует новая мысль, например, новый аргумент.

О чём писать в заключении?

Заключение так же, как и вступление, не должно превышать по объёму основную часть сочинения. Задача ЗАКЛЮЧЕНИЯ — подвести итог, обобщить сказанное, завершить работу, еще раз обратив внимание на самое главное.

Вывод должен быть:

  • коротким, но ёмким по содержанию;
  • логически связан с предыдущим изложением;
  • не должен противоречить по смыслу тезису и аргументам;

В начале заключения можно использовать следующие вводные слова: итак, следовательно, значит, таким образом, мы пришли к выводу, подводя итог вышесказанному, делая выводы из вышеизложенных доказательств и т.д.

Помните, что вводные слова всегда выделяются запятой!

План написания сочинения 9.1

  1. Автор (фамилия) утверждает: (цитата).
  2. Конечно же, ученый (писатель, лингвист) прав (поясняем смысл высказывания).
  3. Эти мысли можно подтвердить примерами из текста. Во-первых, (так), в предложении
  4. Во-вторых, (кроме того), в предложении…
  5. Таким образом, (итак, в заключение хочется сказать)… (пересказываем тезис другими словами).

План написания сочинения 9.2

Типовые конструкции для аргументации

Смысл данного отрывка (финала текста, фразы из текста…) я понимаю так: … (толковать смысл своими словами). Для доказательства своего мнения приведу примеры из текста … (автор).

Так, в предложении …(номер предложения) говорится о том, что … (вкратце о первом аргументе). Это свидетельствует о … (микровывод по первому аргументу).

Кроме того, в … (номер предложения) предложении … прослеживается мысль о том, что …. (второй аргумент).Вот подтверждение моей мысли (микровывод по второму аргументу).

Таким образом, мне удалось разъяснить смысл отрывка (финала, фразы…). (Вывод по теме).

Задание 15.2

Смысл финала текста я понимаю так: школьники ранили в сердце старую женщину, украв у неё письмо погибшего сына, которым мать очень дорожила, которое было для неё единственной памятью о сыне. Мне кажется, слепая женщина только этим и жила. А когда она поняла, что письма нет, для неё мир полностью опустел. Докажу это утверждение примерами из текста.

В предложениях 24 и 33 говорится, что женщина слышала теперь плохо, потому что разговор с детьми, а особенно голос девочки с вызывающей агрессией, сильно обеспокоил и обидел её. Слепая женщина оглохла, оглохла и душой.

Когда Анна Федотовна узнала об отсутствии письма, прикрыла слепые глаза, напряженно прислушалась, но не смогла поговорить со своей душой о сыне, так как она была пуста (предложение 51). Теперь уже сын погиб для неё навсегда, исчезла из души память о сыне.

Смысл данной фразы я понимаю так: морякам каждый день приходилось смотреть смерти в лицо, ведь они защищали нашу родину от фашистов. Они обладали силой духа и мужеством. И такая же сила духа была присуща ленинградским детям, потому что они жили в условиях блокады. Приведем примеры из текста, подтверждающие эти мысли.

В заключение хочется сказать, что мужественные люди обретают поддержку в мужестве других. Так и должно быть в жизни.

План написания сочинения 9.3

Типовые конструкции для аргументации

Что такое …? На мой взгляд, … – это… (толкование слова своими словами). Чтобы доказать свою точку зрения, обращусь к прочитанному тексту и жизненному опыту.

В данном тексте …(автор) рассказывается о том, что … Об этом говорится в … предложении. По-моему, … (микровывод по первому аргументу).

В качестве второго аргумента, доказывающего моё мнение о том, что такое …, мне хотелось бы привести пример из жизни. ….(микровывод по второму аргументу).

Итак, мне удалось доказать, что … (вывод по теме сочинения).

Задание 9.3

Что такое человечность? На мой взгляд, человечность – это доброта, отзывчивость, гуманность, вежливость, готовность помочь окружающим. Люди, обладающие таким качеством, уважают других, сочувствуют им, приходят на помощь в трудную минуту. Чтобы доказать свою точку зрения, обращусь к прочитанному тексту и жизненному опыту.

В качестве второго аргумента, доказывающего моё мнение о том, что такое человечность, мне хотелось бы привести пример из жизни. Мы со своими одноклассниками оказываем посильную помощь ветеранам Великой Отечественной войны, вдовам ветеранов и пожилым людям. Я думаю, это нужно не только им, но и нам. Помогая другим, человек проявляет свои лучшие качества, человечность – одно из них.

Таким образом, мне удалось доказать, что человечность — это способность людей проявлять доброту по отношению к другим.

Кроме того, примером мужества может служить Алексей Маресьев, герой Великой Отечественной войны. Он военный летчик. В бою был сбит немецким истребителем. 18 суток по морозу пробирался к своим. Лишился обеих ног (ступней). Но благодаря силе духа, стойкости, он снова возвращается в строй.

В заключение хочется сказать, что мужество – важное качество человеческой натуры. Оно помогает человеку выжить, если тот оказывается в сложной ситуации.

Все секреты успешного выполнения задания 9.3 открываем сегодня. Готовьтесь скринить и копировать, потому что мы начинаем!

Структура сочинения

Итак, начнем с основного, а именно со структуры. В сочинении у вас должно быть три или четыре абзаца. Однако лучше, чтобы в вашей работе было все-таки 4, ведь так вы точно ничего не забудете. А то от волнения и не такое бывает, уж поверьте.

Из чего должна состоять ваша работа:

  1. Вступление;
  2. Пример из текста;
  3. Пример из жизни;
  4. Заключение;

Кстати, такая последовательность подходит не только для задания 9.3, но и для обычных сочинений-рассуждений, которые задают в школе.

Вступление

Что это такое? Все просто, вступление – это вводная часть вашего сочинения. Очень часто ребята встают в ступор, как же начать? Вот сейчас-то мы с этим и разберемся.

Лучше всего в первом абзаце смотрится определение, которое вам предстоит вывести самостоятельно. Но бояться не стоит, потому что супер сложности в этом нет.

Например: “Человечность – это такое качество, …”

Как бы банально это ни звучало, но главное в этом деле – не списывать. Почему? Да просто ни один девятиклассник и даже не каждый студент говорит и мыслит как создатель толкового словаря. Помните, что каждая работа будет проверена на антиплагиате, где ваша маленькая хитрость и превратится в роковую ошибку.

Пишите естественно, как думаете и понимаете именно вы. Но при этом, конечно, не забывайте про грамотность. Вот и вся формула успешного вступления.

Формулирование вступления

НЕЛЬЗЯ:

  1. Использовать конструкцию: “Человечность – это когда…”, ведь это грубая грамматическая и речевая ошибка;

Во втором предложении:

  • Надо более узко написать о данном качестве, то есть конкретизировать определение;
  • В данном случае можно сказать: “Человек, обладающий данным качеством совершает те или иные поступки”;
  • От определения переходите к более частному случаю;
  • Таким образом, вводная часть состоит из тезиса, который вы будете доказывать впоследствии.

Третьим предложением:

Выбрать можно любой:

  • “Докажу справедливость своих слов конкретным примером”;
  • “Докажу справедливость своих слов на примере из текста и из жизни”;
  1. Третье предложение является связкой между первым и вторым абзацами.

Как ввести аргументы?

Аргументы важны не меньше, а то и больше вступления. Учимся органично вводить их в наше стройное сочинение.

Второй абзац – это пример из прочитанного текста. Для того, чтобы его начать, вам следует использовать какую-то вводную конструкцию. Например:

  • “В прочитанном фрагменте текста известного публициста (ФИО автора) говорится о том, что…”;

То есть именно здесь вам следует описать какой-либо эпизод, подтверждающий ваше суждение.

Помните, что далее вам ОБЯЗАТЕЛЬНО нужно выразить собственную позицию.

И немного о часто встречающихся ошибках: многие ребята слишком увлекаются и подаются в пересказ текста. Этого делать ни в коем случае нельзя, ведь наша задача – написать хорошее рассуждение, а не описать все происходящее в тексте.

Где взять пример из жизни?

Вам 15 и кажется, что жизненного опыта совсем нет? Поверьте, и мы, и экзаменаторы это прекрасно понимают. И, внимание, ни один из проверяющих не пойдет проверять, правда ли Вася Иванов спас 10 котят из горящего дома.

Конечно, писать фанфик и включать бурную фантазию на полную тоже не стоит. Однако примите на заметку, что примеры из жизни можно:

  1. Придумать (но не перебарщивать);
  2. Рассказать реальную жизненную историю (пускай она произошла не с вами, а с кем-то еще или же вы просто стали очевидцем событий);
  3. Привести пример из литературы;
  4. Привести пример из фильма или сериала;

Как закончить?

В четвертом абзаце от вас ждут вывод по всему вышесказанному. Например:

“Таким образом, эмпатия – необходимая черта каждого человека, обозначающая способность понять другого, посочувствовать ему, помочь, если это нужно”.

“Итак, материнская любовь не знает границ: мать любит свое чадо безусловной любовью, каким бы ни был ребенок, она всегда найдет в себе силы понять и оправдать его”.

Вуаля, наше сочинение на 9 баллов готово! Помните, что краткость – сестра не только таланта, но еще и грамотности, логики и максимальной оценки на ОГЭ. Правда, меньше 70 слов все-таки писать не стоит, сами понимаете)

У вас все получится! Рассуждайте, сочиняйте, решайте КИМы и готовьтесь к ОГЭ с удовольствием вместе с Умскул.

Как написать сочинение на экзамене на максимальный балл?

На что обратить внимание и что нужно обязательно учитывать при написании творческого задания?

Все мои ученики успешно сдают этот экзамен, несмотря на уровень знаний, с которым они ко мне приходят. И в этой статье я делюсь с вами основными советами по написанию творческого задания, которые даю на своих занятиях.

1. При подготовке к экзамену прорабатываем не один вид сочинения, а два.

Большую часть времени можно посвятить какому-то одному виду 9 задания: подробно разобрать то сочинение, которое вам кажется наиболее легким, написать его несколько раз (минимум 3 раза), проработать ошибки. И хотя бы один раз написать вариант другого сочинения , также с подробным разбором ошибок.

Так, если на экзамене у вас возникнет сложность с тем видом 9-го задания, которое вы готовили, то сможете выбрать другое сочинение. Не ограничивайте себя, пусть на экзамене у вас будет выбор .

2. Работу над сочинением начинаем с текста.

Т.к. сочинение необходимо писать не на вольную тему, а с опорой на текст , то и работу лучше начинать с текста.

Еще раз прочитайте текст, определите его тему, выпишите в черновик ключевые слова и словосочетания. И только после этого, опираясь на текст, формулируем тезис, в том числе и для задания 9.3. Сначала определяем, какое значение автор вкладывает в данное понятие .

3. Сначала составляем план, потом пишем черновик.

Всегда говорю своим ученикам: «Мы не сможем написать текст (сочинения или изложения) без плана, как не сможем построить дом без схемы».

Прежде чем начать писать сочинение в черновике, набросайте план своего будущего сочинения. Этот план, кроме вас, никто проверять не будет, поэтому он может быть произвольным, пишите как удобно и понятно вам. В нем главное — отразить все части сочинения : тезис, два аргумента и вывод.

4. В аргументах из текста указываем номера предложений.

Как показывает практика, многие школьники не умеют правильно вставлять цитаты из текста. Намного проще описать аргумент своими словами, указывая номера предложений.

Не лишним будет еще написать микровывод к каждому аргументу (микровывод не пишем отдельным абзацем). Что следует из приведенного аргумента, что поняли, узнали. Также в микровыводе можно связать аргумент и тезис .

Обращу ваше внимание на то, что в задании 9.3 аргументы нужно приводить не к самому понятию, которое дано в задании, а к вашему определению этого понятия . Т.е. если, например, вы пишете, что бездушие — это отсутствие доброты, сочувствия, понимания, сострадания, то и аргументы берете не просто про бездушие, а в них должна прослеживаться мысль об отсутствии или доброты, или сочувствия, или понимания, или сострадания.

Поэтому работу начинаем с текста. Можно даже вначале продумать аргументы, и, отталкиваясь от них, уже прописать тезис.

5. Черновик проверяем минимум 3 раза и не спешим переписывать в бланк.

Последние мои советы в этой статье относительно сочинения будут точно такие же, как для изложения. Советы по написанию изложения на отлично можно посмотреть тут .

Единственное отличие — при первой проверке черновика сочинения проверяем не микротемы, а смотрим наличие всех основных частей сочинения-рассуждения:

  1. тезис (для 9.3 еще плюс комментарий к тезису);
  2. первый пример из текста;
  3. второй пример из текста (или для 9.3 пример из жизненного опыта);
  4. вывод.

И бонусный лайфхак . При подготовке к ОГЭ по русскому языку заранее пропишите себе скелет сочинения (а лучше двух). Скелет сочинения — это готовая конструкция, которую можно использовать для какого-то конкретного вида сочинения. Напишите по вашему скелету 3-4 сочинения, и тогда на экзамене вам будет намного проще.

Готовимся к ОГЭ по русскому: сочинение

Виды сочинений

В третьей части экзамена приводится достаточно большой текст, к которому предлагают выполнить три задания. Без паники! Тебе нужно написать только одно.

Что нужно сделать? Используя предложения из текста, доказать, что местоимения действительно заменяют знаменательные слова.

Собака радостно виляла хвостом: она была счастлива пойти на прогулку.

План сочинения на лингвистическую тему.

Самые частые темы сочинений на лингвистическую тему: заместительная функция местоимений, средства выразительности, значение союзов, функции знаков препинания, богатство русского языка, функциональные стили.

Кому писать сочинение на лингвистическую тему? Ученикам, которые хорошо знают теорию русского языка (в частности части речи) и не боятся научных терминов.

Пояснение высказывания. Во втором задании просят пояснить высказывание из текста. Нужно буквально объяснить, что значит конкретное предложение или, например, финал текста, опираясь на содержание предложенного фрагмента.

План сочинения, поясняющего высказывание.

Кому писать сочинение, поясняющее высказывание? Какой бы лёгкой ни выглядела эта задача, она несколько сложнее, чем кажется. Многие ребята не понимают смысл текста или интерпретируют его неправильно. Поэтому этот тип задания следует выбирать только тем, кто хорошо умеет анализировать текст.

План сочинения, поясняющего понятие.

Кому писать сочинение-пояснение понятия? Этот тип сочинения легче других — и лингвистического, и интерпретации смысла фразы. Потому что найти в тексте пример, подкрепляющий конкретное понятие, намного проще, чем правильно пояснить смысл фразы или утверждения о языке. Однако тут требуется привести пример из искусства или из жизни, но это не так сложно. Это задание хорошо удаётся большинству учеников.

Какой пример выбрать: из искусства или из жизни? Наиболее предпочтительными, конечно, являются иллюстрации из искусства — лучше всего классической литературы, которая входит в школьную программу. Проверяющие не очень любят примеры из жизни, потому что они обычно выглядят как смоделированные неубедительные ситуации. Но если ты не можешь вспомнить хороший пример из литературы, то не нужно выдумывать и фантазировать, говоря, например, что дружба Онегина и Ленского — это эталон истинной дружбы. В таком случае лучше привести непротиворечивый пример из жизни.

Типичные ошибки

Чек-лист приёмов, которые пригодятся для написания сочинения

Расширяй словарный запас. Словарный запас — твой лучший помощник при написании сочинения, но его пополнение требует времени. Поэтому больше читай, этот косвенный метод отлично помогает при написании любых текстов.

Тренируйся. Чем больше сочинений ты напишешь при подготовке, тем лучше и увереннее справишься на экзамене. Это как раз тот случай, когда количество переходит в качество.

Соблюдай структуру. У сочинения-рассуждения жёсткая структура: вступление — примеры и комментарии (обычно по два) — заключение. Её нельзя нарушать. Представь, что это бургер, где вступление и заключение — это булочки, а примеры — котлеты и салат. Чтобы не ошибиться, сначала составь план (можешь даже выучить его) — это скелет твоего сочинения. А затем наращивай мышцы и кожу — информацию из текста.

Проверяй. Отсутствие ошибок и грамотность — это очень важная составляющая оценки. Проверяющим самим обидно, когда за хорошо написанное сочинение приходится снижать баллы из-за ошибок! Так что перечитай сочинение три раза, перед тем как сдавать. Когда читаешь один текст много раз, глаз замыливается, из-за чего какая-то глупая ошибка или маленькая запятая ускользают. Для этого есть лайфхак: читай задом наперёд, с последнего слова до первого. Так ты будешь читать как бы незнакомый, новый, текст и сможешь разглядеть неочевидные орфографические ошибки. Для пунктуации поможет другой метод: мысленно или на черновике расставляй скобки, обозначающие границы простых предложений в составе сложных, они помогут не потеряться знакам препинания.

Отработать трудные случаи пунктуации с вводными словами можно здесь:

Итак, чтобы получить максимальный балл за сочинение, соблюдай жёсткую структуру и учись анализировать текст. Желательно заранее определить, какой из типов задания ты будешь выполнять и при подготовке сосредоточиться именно на нём. Тогда к экзамену ты так хорошо набьёшь руку на сочинениях этого типа, что будешь выдавать по тексту за десять минут — без преувеличения!

Споры об эффективности экзамена по литературе в виде теста продолжаются по сей день.

Как бы там ни было, сегодня мы имеем то, что имеем: всем принявшим решение сдавать литературу как экзамен по выбору, придётся столкнуться с форматом ОГЭ.

Советы перед сдачей ОГЭ по литературе

Чтобы найти баланс между творчеством, полётом мысли и чёткой схемой оформления работы – предлагаем пошагово разобраться, что из себя представляет испытание, какими советами лучше воспользоваться, дабы получить отличный результат.

Что нужно знать об ОГЭ по литературе?

Прежде всего, это первое серьёзное испытание для школьника. Чтобы сдать ОГЭ по литературе, недостаточно просто выучить наизусть поэмы и басни, проштудировать школьную программу за 9 классов и заполучить возможные темы сочинений.

Тест проверяет не только фактические знания (поэтов, писателей, жанры, произведения), но и умение анализировать, проводить ассоциации и аналогии, подмечать подробности и детали, уметь чётко и грамотно излагать свои мысли. Для работы даны только отрывки произведений. Это осложнит задачу, если не ознакомиться с ними заранее целиком.

Экзаменуемым предлагается выполнить всего четыре задания: три задания из части 1, одно задание из части 2.

Часть работы

Количество заданий

Максимальный первичный балл

Типы заданий

Испытание длится 3 часа 55 минут. Чтобы грамотно воспользоваться отведённым временем, лучше заранее во время выполнения пробных заданий отметить для себя, какое задание даётся сложнее всего и занимает больше времени. Особенности восприятия у всех разные – что-то будет удаваться лучше, что-то хуже. Не забывайте об этом и планируйте время работы так, как удобно вам, ориентируясь не только на советы и указания (это очень общая информация), но и на свои способности и навыки.

Как оценивается сочинение

Короткие задания нумеруются в тестах, как 1.1, 1.2 и 1.3 (иногда к ним добавляется третья цифра, обозначающая вариант) и в общей сумме дают 20 баллов из 33 возможных.

Критерий оценивания 2 заданий (1.1.1 и 1.1.2; 1.2.1 и 1.2.2)

Максимальный балл

Остальные 13 можно набрать, только написав грамотное сочинение (задание 2.1 или 2.2), чётко соответствующее всем требованиям.

Содержание сочинения по литературе в формате ОГЭ – 200 и более слов (существенно превышать объёмы также не рекомендуется).

Как же писать сочинение ОГЭ по литературе, чтобы получить максимально высокую оценку?

Чтение литературы перед подготовкой к экзамену

Критерии оценки сочинения по литературе

1. Ответ соответствует вопросу или поставленной задаче.

Укажите описание персонажей, дайте им сравнительную оценку, процитируйте автора, чтобы лучше передать образы.

2. Анализ темы подкреплён аргументами.

Выберите отрывки, которые относятся к выбранной теме и обязательно проанализируйте их, приведите необходимые доказательства.

3. Использование художественных средств языка.

С помощью каких инструментов автор описывает тот или иной образ? Можете ли вы найти примеры литературных средств языка и объяснить, почему были выбраны именно они, для чего автор приводит их в тексте? Этим нужно показать, что вы разбираетесь не только в писателях и их творчестве, но и знаете основную терминологию, умеете разбирать текст на составляющие и правильно их характеризовать (метафоры, аллегории, сравнения, гиперболы и др).

4. Соблюдение композиции сочинения.

Ответ должен смотреться гармонично. Вступление не должно занимать большую часть бланка, а заключение – состоять из одного короткого предложения. Важно держать в голове, что необходимо выдержать общую композицию текста.

Руководствуйтесь следующим планом:

  • Вступление + обозначение проблематики
  • Основная часть + детальное раскрытие вопроса, аргументация, сравнительный анализ (чаще всего – с другими произведениями, аналогичными ситуациями из них) и ответ на главный вопрос
  • Заключение – выводы, умозаключения

5. Выдержана логика и чётко сформулирована основная мысль.

Это справедливо и для предыдущего пункта – все элементы должны быть выстроены корректно. В отдельный критерий оценки это выделено для того, чтобы оценить осмысленность сочинения.

Можно грамотно прописать структуру, но при этом развить мысль совершенно не в том направлении, а этого ни в коем случае нельзя допускать.

Правильно определив основную мысль, не составит труда написать сочинение в верном ключе.

6. Верно даны все факты.

На экзамене будет возможность воспользоваться сборником, чтобы корректно привести цитирование или сравнения. Фактические ошибки здесь недопустимы.

Рекомендуется ознакомиться со списком литературы заранее, тогда сборник станет подспорьем, а не тростинкой, за которую цепляется утопающий.

В стрессовой ситуации быстро найти что-то нужное среди множества произведений невозможно. Вы должны заранее ознакомиться с поэмой или рассказом, с оглавлением сборника и точно представлять, что конкретно вы ищете, а не придумывать, сочиняя на ходу.

7. Соблюдены речевые нормы.

Мы разобрали 7 основных критериев, по которым будет оценена работа. Все они равны между собой и необходимо тщательно проработать каждый. В противном случае, сочинение рискует оказаться непроверенным или проверенным частично, что грозит существенной потерей баллов.

Важно: в случаях, где предусмотрены 1 или 2 балла – оценка будет выставляться в зависимости от того, частично или полностью работа соответствует каждому отдельному требованию.

Какая необходима литература

Например, вы можете подобрать:

  • Цитаты, которые точно планируете использовать
  • Произведения, которые приведёте в сравнение с другими
  • Ситуации героев, которые кажутся вам схожими

Написание сочинения по литературе на ОГЭ

Список литературы, который необходим девятиклассникам в этом году, включает в себя:

  • Произведения древнерусской литературы
  • Басни: И.А. Крылов
  • Сказки: М.Е. Салтыков-Щедрин
  • Прозу: Д.И. Фонвизин, М.В. Ломоносов, Н.М. Карамзин, Н.В. Гоголь, А.С. Грибоедов, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, Ф.М. Достоевский, И.С. Тургенев, В.М. Шукшин, М.А. Шолохов, А.И. Солженицын, И.А. Бунин
  • Поэзию: Ф.И. Тютчев, Н.А. Некрасов, А.А. Фет, В.В. Маяковский, Т.А. Твардовский, С.А. Есенин, А.А. Блок
  • Лирику и прозу: А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, В.А. Жуковский

Все произведения обязательно проходят и разбирают в рамках школьной программы, на них нужно опираться при подготовке в первую очередь.

Если есть возможность прочитать что-то за рамками – обязательно прочтите, но не увлекайтесь. Убедитесь, что произведение вам понятно, интересно и не отвлекает от основного материала подготовки. Никакого чёткого списка литературы к ОГЭ не существует, в отличие от основного. Выбор продиктован исключительно вашим интересом.

Какие бывают темы сочинений и как сделать выбор?

ОГЭ по литературе коварно формулировками, о которых уже говорилось. На основе одного произведения вам могут задать от 5 до 20 различных вопросов (разумеется, только один из них достанется в качестве темы).

Вот только некоторые из них:

  • Как в произведении раскрывается внутренняя сущность персонажа?
  • В чём сходство и различие двух персонажей/ситуаций/судеб?
  • Какие качества/пороки/вопросы/проблемы раскрывает произведение?
  • Роль/значимость одного из персонажей для сюжета?
  • Почему ситуация произошла/не произошла с героями?
  • [Основная] тема произведения – в чём, с помощью каких средств выражена?
  • Каково отношение автора к героям?
  • Как автор через произведение отражает свою позицию/отношение к чему-либо?
  • В чём отличительные черты произведения, выделяющие его среди аналогичных, что в нём уникального?

Вопросы будут корректироваться в зависимости от произведения. В этом списке собраны общие направления и темы, которые встречаются чаще всего.

Читайте также:

      

  • Каникулы в великобритании сочинение
  •   

  • Сочинение син батырлыкны ничек анлыйсын
  •   

  • Напишите мини сочинение на тему не всякие различия между людьми создают стратификацию е бергель
  •   

  • Мое хобби сочинение на французском
  •   

  • Егэ 2022 русский язык итоговое сочинение

     Все секреты успешного выполнения задания 9.3 открываем сегодня. Готовьтесь скринить и копировать, потому что мы начинаем! 

Структура сочинения

     Итак, начнем с основного, а именно со структуры. В сочинении у вас должно быть три или четыре абзаца. Однако лучше, чтобы в вашей работе было все-таки 4, ведь так вы точно ничего не забудете. А то от волнения и не такое бывает, уж поверьте. 

     Из чего должна состоять ваша работа:

  1. Вступление;
  2. Пример из текста;
  3. Пример из жизни;
  4. Заключение; 

     Кстати, такая последовательность подходит не только для задания 9.3, но и для обычных сочинений-рассуждений, которые задают в школе. 

Вступление

     Что это такое? Все просто, вступление – это вводная часть вашего сочинения. Очень часто ребята встают в ступор, как же начать? Вот сейчас-то мы с этим и разберемся. 

     Лучше всего в первом абзаце смотрится определение, которое вам предстоит вывести самостоятельно. Но бояться не стоит, потому что супер сложности в этом нет. 

     Например: “Человечность – это такое качество, …” 

     Как бы банально это ни звучало, но главное в этом деле – не списывать. Почему? Да просто ни один девятиклассник и даже не каждый студент говорит и мыслит как создатель толкового словаря. Помните, что каждая работа будет проверена на антиплагиате, где ваша маленькая хитрость и превратится в роковую ошибку. 

     Пишите естественно, как думаете и понимаете именно вы. Но при этом, конечно, не забывайте про грамотность. Вот и вся формула успешного вступления. 

Формулирование вступления

НЕЛЬЗЯ: 

  1. Использовать конструкцию: “Человечность – это когда…”, ведь это грубая грамматическая и речевая ошибка;

Во втором предложении:

  • Надо более узко написать о данном качестве, то есть конкретизировать определение;
  • В данном случае можно сказать: “Человек, обладающий данным качеством совершает те или иные поступки”;
  • От определения переходите к более частному случаю;
  • Таким образом, вводная часть состоит из тезиса, который вы будете доказывать впоследствии. 

Третьим предложением:

  1. Рекомендуется писать речевой мостик

Выбрать можно любой: 

  • “Докажу справедливость своих слов конкретным примером”;

или

  • “Докажу справедливость своих слов на примере из текста и из жизни”;
  1. Третье предложение является связкой между первым и вторым абзацами. 

Как ввести аргументы? 

     Аргументы важны не меньше, а то и больше вступления. Учимся органично вводить их в наше стройное сочинение. 

     Второй абзац – это пример из прочитанного текста. Для того, чтобы его начать, вам следует использовать какую-то вводную конструкцию. Например: 

  • “В прочитанном фрагменте текста известного публициста (ФИО  автора) говорится о том, что…”;

     То есть именно здесь вам следует описать какой-либо эпизод, подтверждающий ваше суждение. 

     Помните, что далее вам ОБЯЗАТЕЛЬНО нужно выразить собственную позицию. 

     И немного о часто встречающихся ошибках: многие ребята слишком увлекаются и подаются в пересказ текста. Этого делать ни в коем случае нельзя, ведь наша задача – написать хорошее рассуждение, а не описать все происходящее в тексте. 

Где взять пример из жизни?

     Вам 15 и кажется, что жизненного опыта совсем нет? Поверьте, и мы, и экзаменаторы это прекрасно понимают. И, внимание, ни один из проверяющих не пойдет проверять, правда ли Вася Иванов спас 10 котят из горящего дома. 

     Конечно, писать фанфик и включать бурную фантазию на полную тоже не стоит. Однако примите на заметку, что примеры из жизни можно:

  1. Придумать (но не перебарщивать);
  2. Рассказать реальную жизненную историю (пускай она произошла не с вами, а с кем-то еще или же вы просто стали очевидцем событий);
  3. Привести пример из литературы;
  4. Привести пример из фильма или сериала;

Как закончить? 

     В четвертом абзаце от вас ждут вывод по всему вышесказанному. Например: 

“Таким образом, эмпатия – необходимая черта каждого человека, обозначающая способность понять другого, посочувствовать ему, помочь, если это нужно”.

или

“Итак, материнская любовь не знает границ: мать любит свое чадо безусловной любовью, каким бы ни был ребенок, она всегда найдет в себе силы понять и оправдать его”. 

     Вуаля, наше сочинение на 9 баллов готово! Помните, что краткость – сестра не только таланта, но еще и грамотности, логики и максимальной оценки на ОГЭ. Правда, меньше 70 слов все-таки писать не стоит, сами понимаете) 

     У вас все получится! Рассуждайте, сочиняйте, решайте КИМы и готовьтесь к ОГЭ с удовольствием вместе с Умскул. 

Сочинение ОГЭ по русскому языку

10.03.2020

Разбираем все популярные вопросы, связанные с подготовкой и написанием сочинения по русскому языку на ОГЭ в 9 классе — какая должна быть структура сочинения, какой надо строить план, какая длина, сколько абзацев и т.д.

  • Детально про структуру и план сочинения 9.3 здесь

Разбираем на примере 2021 года

  • ПРИМЕРЫ СОЧИНЕНИЙ С БАЛЛАМИ!!!
  • Вся теория по русскому

Как должно быть построено сочинение?

Задача — написать сочинение-рассуждение. Значит необходимо соблюдать требования к построению текста именно указанного типа речи

Рассуждение состоит из следующих частей:

  1. Вступление — тезис
  2. Основная часть – доказательства (аргументы) + примеры
  3. Заключение – вывод

Отсутствие в сочинении одного из элементов композиции рассматривается как ошибка и будет стоить  потери баллов.

Как оформлять примеры в сочинении?

  • цитировать предложение (если оно не очень длинное), при этом знаки препинания расставляются так же, как и в предложении с прямой речью, или же предложение заключается в скобки. В некоторых случаях цитировать можно не всё предложение, а часть его, ставя на месте пропущенных слов многоточие.
  • указывать номера предложений без цитирования (это делается в том случае, если предложение очень длинное).
  • для того чтобы включение примеров не нарушало требование связности, можно использовать речевые клише.

Сколько абзацев должно быть в сочинении?

Абзацное членение текста – это одно из важных условий при написании сочинения. Помните: сочинение должно иметь не менее 4 –х абзацев: • 1 абзац — тезис • 2,3 абзацы – аргументы  с  примерами • 4 абзац – вывод

Основная часть может состоять и более чем из двух абзаца. 

Помните, что новый абзац вы начинаете в том случае, если далее следует новая мысль, например, новый аргумент.

О чём писать в заключении?

Заключение так же, как и вступление, не должно превышать по объёму основную часть сочинения. Задача ЗАКЛЮЧЕНИЯ — подвести итог, обобщить сказанное, завершить работу, еще раз обратив внимание на самое главное.

Вывод должен быть:

  • коротким, но ёмким по содержанию;
  • логически связан с предыдущим изложением; 
  • не должен противоречить по смыслу тезису и аргументам;

В начале заключения можно использовать следующие вводные слова: итак, следовательно, значит, таким образом, мы пришли к выводу, подводя итог вышесказанному, делая выводы из вышеизложенных доказательств  и т.д.

Помните, что вводные слова всегда выделяются запятой!

План написания сочинения  9.1

  1. Автор (фамилия) утверждает: (цитата).
  2. Конечно же, ученый (писатель, лингвист) прав (поясняем смысл высказывания).
  3. Эти мысли можно подтвердить примерами из текста. Во-первых, (так), в предложении
  4. Во-вторых, (кроме того), в предложении…
  5. Таким образом, (итак, в заключение хочется сказать)… (пересказываем тезис другими словами).

 План написания сочинения 9.2

  1. Смысл данной фразы (фрагмента текста) я понимаю так: (объясняем смысл фразы, фрагмента текста)… Приведем примеры из текста, подтверждающие эти мысли.
  2. Во-первых (так), в предложении…автор говорит: «…» Это значит, что…
  3. Во-вторых, в предложении… автор пишет (замечает, утверждает): «…». Это свидетельствует о том, что…
  4. В заключение хочется сказать, что…

Типовые конструкции для аргументации

Смысл данного отрывка (финала текста, фразы из текста…) я понимаю так: … (толковать смысл своими словами). Для доказательства своего мнения приведу примеры из текста … (автор).

Так, в предложении …(номер предложения) говорится о том, что … (вкратце о первом аргументе). Это свидетельствует о … (микровывод по первому аргументу).

Кроме того, в … (номер предложения) предложении … прослеживается мысль о том, что …. (второй аргумент).Вот подтверждение моей мысли (микровывод по второму аргументу).

Таким образом, мне удалось разъяснить смысл отрывка (финала, фразы…).  (Вывод по теме).

Задание 15.2

Смысл финала текста я понимаю так: школьники ранили в сердце старую женщину, украв у неё письмо погибшего сына, которым мать очень дорожила, которое было для неё единственной памятью о сыне. Мне кажется, слепая женщина только этим и жила. А когда она поняла, что письма нет, для неё мир полностью опустел. Докажу это утверждение примерами из текста.

В предложениях 24 и 33 говорится, что женщина слышала теперь плохо, потому что разговор с детьми, а особенно голос девочки с вызывающей агрессией, сильно обеспокоил и обидел её. Слепая женщина оглохла, оглохла и душой.

Когда Анна Федотовна узнала об отсутствии письма, прикрыла слепые глаза, напряженно прислушалась, но не смогла поговорить со своей душой о сыне, так как она была пуста  (предложение 51). Теперь уже сын погиб для неё навсегда, исчезла из души память о сыне.

Таким образом, мне удалось доказать, что значит «…и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа».

Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фразы текста: «Знавшие цену мужеству, моряки видели силу духа ленинградских школьников».

Смысл данной фразы я понимаю так: морякам каждый день приходилось смотреть смерти в лицо, ведь они защищали нашу родину от фашистов. Они обладали силой духа и мужеством. И такая же сила духа была присуща ленинградским детям, потому что они жили в условиях блокады. Приведем примеры из текста, подтверждающие эти мысли.

Во-первых, в предложении 28 автор говорит: «Крейсер готовился идти в бой, из которого вернутся не все, и в этих ребятах была сама одухотворённая надежда». Это значит, что, глядя на выступающих детей, моряки утверждались в вере в победу и жизнь.

Во-вторых, в предложении 16 автор замечает, что «дети…были глубоко потрясены войной». Но дух их был не сломлен. Презирая опасность, они пробирались к Дворцу пионеров, чтобы снова быть вместе и выжить в этой страшной блокаде.

В заключение хочется сказать, что мужественные люди обретают поддержку в мужестве других. Так и должно быть в жизни.

План написания сочинения 9.3

1.  Слово … следует понимать как… Далее комментируем своё определение.
2.  Яркий пример (дружбы, добра, справедливости, мужества, самовоспитания и т.п.) представлен в тексте …(фамилия автора).
Так, в предложении … автор говорит: «…». Это свидетельствует о том, что…
3.  Кроме того, примером (дружбы, добра, справедливости, мужества, самовоспитания и т.п.) может служить герой произведения (книги, кинофильма)… Он…

Типовые конструкции для аргументации

Что такое …? На мой взгляд, … – это… (толкование слова своими словами). Чтобы доказать свою точку зрения, обращусь к прочитанному тексту и жизненному опыту.

В данном тексте …(автор) рассказывается о том, что …  Об этом говорится в … предложении. По-моему, … (микровывод по первому аргументу).

В качестве второго аргумента, доказывающего моё мнение о том, что такое …,  мне хотелось бы привести пример из жизни. ….(микровывод по второму аргументу).

Итак, мне удалось доказать, что … (вывод по теме сочинения).

Задание 9.3

Что такое человечность? На мой взгляд, человечность – это доброта, отзывчивость, гуманность, вежливость, готовность помочь окружающим. Люди, обладающие таким качеством, уважают других, сочувствуют им, приходят на помощь в трудную минуту. Чтобы доказать свою точку зрения, обращусь к прочитанному тексту и жизненному опыту.

Б. Васильев рассказывает в данном тексте  о том, что две девочки и мальчик украли у Анны Федотовны, старой слепой женщины, самое дорогое, письмо с фронта погибшего сына. Дети, совершив бесчеловечный поступок, вышибли из сердца матери память о сыне. У неё уже ничего не осталось о сыне, «он погиб навсегда» (предложение 52). По-моему, никак нельзя назвать человечным поведение ребят. Это очень подло.

В качестве второго аргумента, доказывающего моё мнение о том, что такое человечность,  мне хотелось бы привести пример из жизни. Мы со своими одноклассниками оказываем посильную помощь ветеранам Великой Отечественной войны, вдовам ветеранов и пожилым людям. Я думаю, это нужно не только им, но и нам. Помогая другим, человек проявляет свои лучшие качества, человечность – одно из них.

Таким образом, мне удалось доказать, что человечность — это способность людей проявлять доброту по отношению к другим.

Как Вы понимаете значение слова МУЖЕСТВО? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое мужество?» 

Слово «мужество» следует понимать как смелость, героизм, отвага. Мужественные люди способны на подвиг. Они обладают большой силой воли. Готовы преодолеть любые преграды. Чаще всего это слово используется в характеристике человека, который защищает свою родину от врага. Яркие примеры мужества представлены в тексте Л. Овчинниковой.

Так, в предложении 28 автор говорит: «Крейсер готовился идти в бой, из которого вернутся не все…», а затем он скажет, что моряки «не раз смотрели смерти в лицо». Да, они мужественные люди. Благодаря таким людям была одержана победа над фашизмом. Но ленинградские дети тоже были мужественны. Они не только выживали в условиях блокады, но и своим искусством помогали другим поверить в победу.

Кроме того, примером мужества может служить Алексей Маресьев, герой Великой Отечественной войны. Он военный летчик. В бою был сбит немецким истребителем. 18 суток по морозу пробирался к своим. Лишился обеих ног (ступней). Но благодаря силе духа, стойкости, он снова возвращается в строй.

В заключение хочется сказать, что мужество – важное качество человеческой натуры. Оно помогает человеку выжить, если тот оказывается в сложной ситуации.

Автор: ·
Опубликовано 22.11.2019
· Обновлено 22.11.2019

Многомудрый Литрекон знает, как трудно подготовиться к ОГЭ по русскому языку посреди учебного года, когда другие задания никто не отменял, и приходится сочетать все дела, забывая об отдыхе и личной жизни. К Вашим услугам пошаговая инструкция, клише и шаблоны, которые помогут хорошо написать сочинение 9.3 на ОГЭ по русскому языку.

Пошаговая инструкция

Пользуясь нашим руководством, Вы быстро доведете свои навыки работы над текстом до автоматизма. Нормой по объему сочинения считается 90 слов, всего должно быть 4 абзаца:

  1. Вдумчиво прочитайте текст и мысленно сформулируйте его сюжет вкратце. Например, мальчик страдал от одиночества, лежа в палате, но к нему пришла знакомая девочка и развеселила его. 
  2. Напишите вступление: в нем Вы должны дать определение тому слову, которое определяет тему Вашей работы. Например, дружба — это духовное родство людей, которым интересно общаться друг с другом. Список определений для сочинения 9.3 Вы найдете здесь.
  3. Напишите первый пример из приведенного текста. Он состоит из краткого описания той части сюжета, которая иллюстрирует Ваше определение. В этом абзаце важно процитировать кусочек предложения и указать номер предложения, которое бы подкрепляло Ваши рассуждения. Завершить аргумент стоит обобщающим выводом. Например, Коля чувствовал себя одиноким, лежа в палате, но вдруг к нему вошла девочка из отряда и принесла чернику. Герой очень обрадовался посетителю и «почувствовал себя значительным» (предложение 30). Проявление дружеских намерений всегда приятно человеку, ведь дружба объединяет людей и делает их счастливыми.
  4. Напишите второй пример из личного опыта или литературы. Аргумент можно приводить из кино и СМИ, истории и книги. Главное, понятно и грамотно донести свою мысль до читателя. Пример должен быть посвящен раскрытию понятия, ставшего темой сочинения. Например, настоящую дружбу описал Н. В. Гоголь в повести «Тарас Бульба». Казаки горой стояли друг за друга в боях и в мирной жизни. Мужчины регулярно виделись на Сечи, разговаривали и пировали вместе. Их объединяли общие интересы и одна любовь — к родине. Один всегда мстил за смерть другого. Нерушимое товарищество казаков стало мощной силой, которую так и не смогли покорить иностранные захватчики.
  5. Напишите заключение. Оно должно стать итогом Ваших размышлений. В нем лучше разместить вводное слово (итак, таким образом и т.д.), а затем дать еще одно определение главному слову или описать его особенности, выявленные в примере: «Таким образом, дружба — это источник жизненной силы, который помогает нам преодолевать трудности». 

План сочинения 9.3 на ОГЭ по русскому языку выглядит так, а пример сочинения Вы можете найти тут:

Самостоятельная проверка по критериям 

После написания сочинения 9.3 Вам необходимо проверить его там же, на месте, чтобы текст соответствовал каждому критерию, и Вы гарантированно получили свои баллы. Итак, приступим:

  1. Определение слова (в нашем случае — дружбы). Если оно есть, как и Ваш комментарий к нему, то Вы получите 2 балла. Но если определение дано, а комментария нет, то оценка снизится до 1 балла. В нашем примере комментарий дан в конце работы (да, так можно).
  2. Аргументы принесут 3 балла, если их два (один из текста, второй из жизни или книги). Если же будет только один аргумент из текста, то 2 балла, если один и Ваш — 1 балл.
  3. За смысловую цельность, последовательность и речевую связность эссе Вы получите 2 балла. Проверьте, все ли предложения и фразы связаны логически, все ли абзацы на месте (4)? Например, в предложениях «Она пришла в палату, а на дворе в этот момент было солнце. Она дала ему ягоды и ушла» есть логические «провалы»: кому «ему»? При чем тут солнце? Этого потока сознания нужно научиться избегать.
  4. Стройность композиции — это законченность и оформление построения текста сочинения. Если все компоненты логически дополняют друг друга и сами по себе являются готовыми, а не вырванными наспех из головы и сочинённые кое-как, то 2 балла у Вас в кармане. 

Самый неопределенный критерий — 4, по нему часто снимают, так что будьте бдительны и старайтесь сделать все понятным и стройным. О том, как оценивают грамотность, Вы узнаете из подборки со всеми критериями ОГЭ.

Клише и шаблоны

Теперь Вы знаете, как написать сочинение 9.3 на ОГЭ по русскому языку. Осталось лишь посмотреть и запомнить клише, которые помогут Вам быстро набить руку.

  • Подводка к примеру: Настоящую дружбу (любовь, смелость и т.д.) описал Шалтай Болтай в одной из своих книг.
  • Заключение: Таким образом, настоящую дружбу (любовь, отвагу и т.д.) нужно ценить и уважать, ведь любое искреннее чувство в жизни человека на вес золота.
  • Переход от примера к примеру: Не менее интересный пример дружбы (малодушия, эгоизма и т.д.) описал Шалтай Болтай в рассказе (повести, романе) «Стена» (название произведения).

Метки: 9 классОГЭ по русскому языкусочинение 9.3сочинение-рассуждение

Читайте также:

Текст: Татьяна Шипилова

Пора пробников перед ОГЭ и ЕГЭ продолжается, как и подготовка к самим экзаменам, а потому пришло время разобраться, что делать с большим сочинением на ОГЭ по литературе. А поскольку Год педагога и наставника уже объявлен, то давайте будем наставляться на путь истинный.

Виды тем 5 сочинения обычно затрагивают:

  • смысл названия;
  • жизненный путь/судьба героя;
  • любимый герой автора;
  • характеристика героя;
  • теория литературы (значение композиции, жанровая специфика, терминология и т.п.)
  • связь с автором;
  • темы и мотивы и т.д.

Основные требования:

  • объём не менее 150 слов, а лучше 200+ (т.е. если в сочинении будет меньше 150 слов, его проверять не будут, но если будет меньше 200, вряд ли получится заработать высокие баллы, так как объем не позволит раскрыть тему глубоко и многосторонне);
  • использование 1+ термина для анализа;
  • раскрывать тему, собственно, глубоко и многосторонне.

План-конструктор:

Введение (3-5 предложений):

  • варианты вступления:
  • — обращение к жанру;
  • — обращение к термину из темы;
  • — обращение к авторской идее/позиции;
  • тезис – прямой ответ на вопрос, состоящий из 2-3 пунктов (мини-план, на который можно ориентироваться).

Основная часть (2-3 абзаца в зависимости от количества аргументов):

  • аргумент 1 из тезиса + анализ + цитата/обращение к тексту + микровывод;
  • аргумент 2 из тезиса + анализ + цитата/обращение к тексту + микровывод;
  • аргумент 3 из тезиса (если есть) + анализ + цитата/обращение к тексту + микровывод.

Заключение (2-3 предложения):

  • подытожить все тезисы-аргументы;
  • подвести вывод всему вышесказанному через идею и/или авторскую позицию.

Важно:

Заключение – это не повтор введения; не повтор того же самого, что было сказано выше в микровыводах в основной части. Заключение – подытоживание всего вышеперечисленного общей мыслью через выявление авторской идеи и/или авторской позиции.

Лайфхак:

Хорошее заключение получается тогда, когда оно содержательно дополняет введение. Т.е. написали вы сочинение, мысленно «выкинули» основную часть, прочитали оставшиеся введение и заключение и поняли, что они не повторяют друг друга, а дополняют – значит, все сделали правильно.


ПРИМЕР реального сочинения моей ученицы прошлого года.

Тема: «Общее и различное в семейных укладах Мироновых и Гринёвых (по роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка»)»

В романе Пушкина «Капитанская дочка» поднимается очень важный вопрос семейных ценностей. Лучше всего он показан в сравнении взаимоотношений в семьях Гриневых и Мироновых.

Различие между ними заключается прежде всего в семейных устоях. Так, семья Гринёвых придерживается патриархального устройства, что доказывается в первой главе. Отец Петра, Андрей Петрович, как истинный глава семейства, принимал решения за всех её членов: даже ещё не рождённого ребенка тот уже записал в Семеновский полк. В его словах «А мне какое дело, что он записан?» так же проявляются издержки патриархальной семьи. Мать Петра же показана совершенной противоположностью своего мужа – Авдотья Васильевна была очень сентиментальной и кроткой, знала своё место в семье.

В семье же Мироновых А.С.Пушкин показывает относительно равноправное устройство, основанное на взаимных решениях и безграничном уважении не только друг к другу, но и к мнениям её членов. Подмечается, что для простой женщины «не робкого десятка» воинская служба мужа – такое же «привычное дело», как соление грибов. Про семейный уклад семьи Мироновых упоминается рассказчиком с доброй иронией: «жена его им управляла, что согласовалось с его беспечностию», что демонстрирует благостное отношение к этой семейной паре не только Гринева, но и самого автора. Восхищения достойна и преданность Василисы Егоровны, её смелость и любовь к мужу, ведь она отказывается уехать из Белогорской крепости и обезопасить себя, а остаётся с Иваном Мироновым, считая, что «вместе жить, вместе и умирать».

Однако, невзирая на такие весомые различия, есть в этих семьях и общее. Как в семье Гриневых, так и в семье Мироновых больше всего ценили и взращивали в своих детях честь и достоинство. След подобного воспитания отпечатался на судьбах Петра и Маши: Гринев, не страшась смерти, отказался присягать Пугачёву, следуя правилу отца «служить верно, кому присягнешь». Маша же проявляет в себе подобные качества, не соглашаясь на свадьбу со Швабриным и после непрекращающихся издевательств над ней. Она, несмотря на страх за собственную жизнь, в первую очередь думала о своей любви и верности Гринёву. Эти поступки доказывают, что герои относятся к «людям чести». А так как дети являются «отражением родителей», можно утверждать, что семьи Гриневых и Мироновых, хоть и разными методами, но заложили в своих детях правильные качества характера.

Итак, под влиянием семейных ценностей в характерах главных героев укрепились чувство долга, бескорыстность, мужество. Тем самым автор, представляя различные семьи с едиными ценностями, доказывает нам, что непохожесть семейных устоев никак не делает воспитание ни хуже, ни лучше, важно лишь то, что вкладывают в «фундамент» личности ребенка родители.

(390 слов)


Комментарии: ну что тут можно сказать кроме гордости за свое детище?

Сама тема, так называемая констатирующая, уже подсказывает, о чем нужно писать, поэтому в тезисе необходимо определить, с каких позиций мы будем заходить к теме одиночества: ученица выводит тезис в сторону семейных ценностей и последовательно ведет свою мысль к раскрытию этой мысли.

1 аргумент: анализ семьи Гриневых, их жизненного уклада + цитирование + микровывод про место каждого в этой семье.

2 аргумент: анализ семьи Мироновых, их жизненного уклада + цитирование (+термин) + микровывод про взаимоотношения между мужем и женой.

3 аргумент: анализ общих ценностей, вложенных родителями в своих детей + цитирование + микровывод о методах воспитания.

Обратите внимание, как виртуозно вплетены в текст сочинения цитаты. Это даже красиво! (Все же помнят, что тексты произведений на ОГЭ должны лежать в классе на отдельном столе и любой сдающий имеет право пользоваться ими во время экзамена? Ну, если даже забыли или не знали, то теперь знаете 😉)

Терминология есть, причем очень мило задействованная: добрая ирония, которой так много в отношениях Гринева к семье Мироновых. На пересказ нигде не сбивается. Ну и самое главное: ее заключение не повторяет, а именно что дополняет введение, выводя на авторскую идею.

Написание сочинения-рассуждения 9.2 ОГЭ по русскому языку. Памятка для учащихся.

В задании 9.2. предлагается написать сочинение на основе прочитанного текста.
Формулировка задания:
Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа…»
Приведите в сочинении 
два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
Структура сочинения-рассуждения 9.2. ОГЭ по русскому языку:

1. Вступление. Тезис.
2. Аргумент – пример-иллюстрация из теста 1 + комментарий.
3. Аргумент – пример-иллюстрация из текста 2 + комментарий.
4. Заключение (по тезису).

ТЕЗИС — утверждение. Спорное суждение. Одно-два предложения. Мысль, требующая доказательства: «На мой взгляд, написать сочинение-рассуждение 9.2 очень легко», — это тезис, который, безусловно, требует доказательства.

Как сформулировать тезис для сочинения 9.2? Отталкиваемся от задания: Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа…». При  написании вступления можно использовать следующие речевые клише:

  • Смысл последних строк текста говорит нам о том, что…
  • Текст  заканчивается словами: «…». На мой взгляд, речь идет о том, что (как и др.) …
  • Я считаю, что мысль  автора данного текста, выраженная в выделенном фрагменте, заключается в том, что … 
  • Автор данного текста привлекает читателя к размышлению над вопросом…
  • По моему мнению, в  указанном фрагменте  выражена главная мысль текста, которая заключается в следующем: …
  • В этом отрывке автор говорит о том, что…
  • Смысл данного отрывка я понимаю так: …
  • В выделенной фразе автор выражает мысль о том, что…

Не лишним будет употребление  вводных слов: я думаю, я считаю, на мой взгляд, по моему мнению, мне кажется, я убеждён и т.д. Но не злоупотребляйте ими и помните, что вводные слова всегда выделяются запятыми.

А теперь рассмотрим разные варианты вступлений:

Пример тезиса: На мой взгляд, для Анны Федотовны фронтовые письма были больше, чем просто письмами, они были единственной памятью о сыне, не вернувшемся с войны, поэтому её душа опустела с их утратой.

АРГУМЕНТ — довод, приводимый в качестве доказательства тезиса. Аргументов в сочинении 15.2. должно быть два, они должны быть из прочитанного текста.

КОММЕНТАРИЙ — пояснение довода, аргумента. Является обязательным структурным элементом доказательной части любого сочинения-рассуждения.

Примеры-иллюстрации – это отрывки текста, которые нужно объяснить и интерпретировать.

Пример аргументов и комментариев к ним:

Аргумент 1: В предложении № 17 автор называет письма «бесценными». 
Комментарий: Данный эпитет употребляется вместе со словом «листочками», имеющим уменьшительно-ласкательный суффикс. Такое контрастное сочетание двух слов позволяет нам понять важность этих самых «листочков» для пожилой женщины.

Аргумент 2:  В предложении 53 душа старушки сравнивается со шкатулкой.

Комментарий: В шкатулках люди обычно хранят самое ценное: драгоценности, деньги. Но для героини важней были ценности не материальные, а духовные. Она хранила в шкатулке письма, словно в своей душе («Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души»). С помощью данной метафоры автор показывает всю значимость, которую имели письма для старушки. 

Оформлять примеры в сочинении можно 3-мя способами:
1) 
цитировать предложение (если оно не очень длинное), при этом знаки препинания расставляются так же, как и в предложении с прямой речью, или же предложение заключается в скобки
В некоторых случаях цитировать можно 
не всё предложение, а часть его, ставя на месте пропущенных слов многоточие
2) указывать 
номера предложений без цитирования (это делается в том случае, если предложение очень длинное). 3) для того чтобы включение примеров не нарушало требование связности, можно использовать следующие речевые клише:
• Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к … предложению текста. 
• Подтвердить данный аргумент  можно примером из …. предложения текста. 
• Справедливость этого вывода можно доказать на примере … предложения.
• В подтверждение собственных выводов приведу пример из … предложения прочитанного мною текста. 
• Предложение № … подтверждает мысль о том, что … . 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ —  вывод по тезису, умозаключение. Должно соотноситься с утверждением, высказанным в начале. Легче всего начать заключение с вводных слов и конструкций: Подводя итог всему вышесказанному, …, Проанализировав два аргумента, можно прийти к выводу, что …, Таким образом, можно сделать вывод, что… и т.д.

Пример заключения: Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод, что фронтовые письма были для Анны Федотовны настоящим сокровищем, они представляли для нее большую духовную ценность, поэтому, лишившись их, пожилая женщина словно лишилась части своей души.

Как найти аргументы в тексте? Поскольку собственных аргументов здесь выдумывать не нужно, все, что Вам требуется, — проанализировать текст, при необходимости внимательно его перечитав, и найти ключевые слова, предложения, мысли, высказанные автором текста с целью сделать свои слова более убедительными. Аргументы — это авторские доказательства. А затем использовать шаблонную конструкцию для оформления своего аргумента: Во-первых, в предложении № … говорится о … (употребляется …, используется такое средство как …). Это свидетельствует о том, что …, (это позволяет судить о том, что …, это говорит о том, что …).

Пример сочинения-рассуждения к заданию 15.2 по тексту Б.Л. Васильева «Письмо от сына».

         Финальные строки текста имеют переносное значение. Я понимаю их так: человека можно лишить смысла жизни, если бездушно украсть у него самое священное и дорогое. Попробую доказать справедливость своего суждения.

          Во время войны Анна Федотовна потеряла своего единственного сына. От  горя и слез, нервного переутомления и тяжести пережитого женщина ослепла.  На память о сыне у неё осталось единственное письмо, полученное с фронта. Анна Федотовна очень дорожила этим письмом, что подтверждает предложение № 14. Каждый вечер перед сном она брала его в руки и вспоминала  навечно запечатлённые в сердце строки. Для неё это было настоящее вечернее «священнодействие», которое придавало ей силы и поддерживало в ней жизнь. 

          Но однажды Анна Федотовна столкнулась с неосознанной детской жестокостью и равнодушием. Это доказывают предложения № 24 и 27. Старательные пионеры пришли к ней в дом и, воспользовавшись доверием хозяйки,  украли ее реликвию. То, что было смыслом и содержанием жизни старой женщины, оказалось для них обычным музейным экспонатом. Анна Федотовна потеряла не только память о сыне, но и смысл жизни. Но есть ещё одна причина, по которой душа героини  ослепла и оглохла. Женщина, пережившая войну и  смерть сына, не смогла пережить и жестокость нашего времени — непонимание, цинизм и равнодушие к чужому горю и памяти.

         Таким образом, героиня текста ослепла дважды: в первый раз — потеряв сына, а во второй раз – потеряв смысл жизни и веру в людей.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Лайфхаки как написать курсовую
  • Лайфхаки как написать книгу
  • Лайфстайл как пишется на английском
  • Лайфстайл блоггер как пишется
  • Лайф формат как пишется