Леонардо да винчи что написал как писатель

Биография писателя

Леонардо да Винчи (итал. Leonardo da Vinci; 1452-1519)
Леонардо да Винчи родился 15 апреля 1452 года в селении Анкиано близ Винчи: недалеко от Флоренции. Сын флорентийского нотариуса и крестьянки, ученик Вероккио в области живописи, быстро опередивший своего учителя, Леонардо да Винчи жил и работал сначала в купеческой Флоренции, затем при дворах различных князей, всюду предлагая грандиозные планы и нигде не находя настоящего понимания. Усталый и разочарованный, Леонардо да Винчи в январе 1516 принял приглашение короля Франциска I переехать во Францию и здесь прожил последние четыре года своей жизни в замке Клу (в Турени), завершая начатые работы.

Леонардо не имел фамилии в современном смысле; «да Винчи» означает просто (родом) из городка Винчи». Полное его имя — итал. Leonardo di ser Piero da Vinci, то есть «Леонардо, сын господина Пьеро из Винчи».

1470 — Леонардо да Винчи поступает в мастерскую Верроккьо подмастерьем художника (Флоренция)
1472 — член Флорентийской Гильдии художников
1472-1477 — работа над: «Крещение Христа», «Благовещение», «Мадонна с Вазой»
1482 — приглашён ко двору Лодовико Сфорца в Милане
1487 — разработка летательной машины — орнитоптера, основанной на птичьем полёте
1488 — картина «Дама с горностаем»
1489 — анатомические рисунки черепов
1490 — картина «Портрет музыканта»
1495-1498 — работа над картиной «Тайная вечеря»
1502 — поступает на службу к Чезаре Борджиа в качестве архитектора и военного инженера
1503 — возвращение во Флоренцию
1503 — картины «Битва в Анджарии (при Ангиари)» и «Мона Лиза»
1505 — наброски полёта птиц
1506 — возвращение в Милан и служба у короля Франции Людовика XII (в то время контролировавшего север Италии, см. Итальянские войны)
1507 — изучение строения человеческого глаза
1509 — роспись в соборе Святой Анны
1512 — «Автопортрет»
1512 — переезд в Рим под покровительство папы Льва X
1514-1516 — работа над картиной «Иоанн Креститель»
1516 — переезд во Францию в качестве придворного художника, инженера, архитектора и механика.

Во Франции Леонардо почти не рисовал, но мастерски занимался организацией придворных празднеств, планированием нового дворца в Роморантане при задуманном изменении речного русла, проектом канала между Луарой и Соной, главной двухзаходной спиральной лестницей в замке Шамбор. За два года до смерти у мастера онемела правая рука, и он с трудом передвигался без посторонней помощи. Третий год жизни в Амбуазе 67-летний Леонардо провел в постели. 23 апреля 1519 года он оставил завещание, а 2 мая скончался в окружении учеников и своих шедевров в Кло-Люсе. По словам Вазари, да Винчи умер на руках короля Франциска I, своего близкого друга.

написал рецензию14 октября 2016 14:47

Каждая сказка или притча позволяет понять, насколько добрым и мудрым был гениальный Леонардо да Винчи. Читать это должен каждый. Взрослые — чтобы вспомнить о светлом, чистом и живом; дети — для собственного духовного развития и для качественного формирования мировоззрения. Очень лаконично, чётко и мудро излагая, Леонардо проводит изысканные аналогии, позволяя каждому читателю узнать себя в сказках и притчах. Кто-то узнает себя в образе отчаянной матери беспомощных львят, которая героически спасает их от охотников, а кто-то — трусливого зайца, который гибнет из-за собственного страха. Это книга, которая заставляет задуматься о своей жизни, своих поступках и, несмотря на незаконченную мысль некоторых притч и некоторую очевидность сюжетного развития сказок, не огорчит читателя, как минимум.

  • Опции
    • Пожаловаться
    • Открыть в новом окне

Добавить комментарий


Авторская мифология

Агония Земли

Адьюлтер, измена

Альтернативная география

Альтернативная история Азии

Альтернативная история Америки

Альтернативная история Африки

Альтернативная история Ближнего Востока

Альтернативная история Восточной Азии

Альтернативная история Восточной Европы

Альтернативная история Европы

Альтернативная история Западной Европы

Альтернативная история Северной Америки

Альтернативная отечественная история

Античная мифология

Бессмертие

Ближневосточная мифология

Богоборчество

Бунт

Быт

Веселое

Внезапное бедствие

Возвращение домой

Война

Война миров

Воплощение зла

Восстание

Восстание мутантов

Восстание роботов

Восстановление справедливости

Восточно-азиатская мифология

Вражда

Вторжение пришельцев

Выход эксперимента из-под контроля

Глупость

Готический ужас

Гуманитарное

Договор с дьяволом

Достижение

Достижение блага

Достижение цели

Европейская мифология

Жадность

Жертва

Заклинание

Избавление от бед

Империи

Индийская мифология

Интрига

Искусственный разум

Исправление героя

Истинное безумие

Квест

Классика детектива

Классика фэнтези

Классический ужас

Конспирология

Контакт с внеземной цивилизацией

Криминальная драма

Кровавый ужас

Легкое

Любовное

Любовные припятствия

Любовь к врагу

Магический реализм

Месть

Микромир

Мифологические элементы

Мифология народов мира

Мнимое безумие

Мятеж

На заре фэнтези

Научная магия

Научное фэнтези

Научные достижения

Научные достижения в руках злодеев

Невольное преступление

Ненависть

Неожиданные сверхспособности

Неосознаваемые ревность и зависть

Обряды

Обстоятельства

Одиночество

Опасное предприятие

Оптимистическое

Освобождение

Освобождение от врагов

Освобождение от тирании

Освоение планет

От лица животного

От лица предмета или явления

Отчаянная попытка

Ошибка ученых

Пародия

Пацефизм

Переселение разума

По мотивам кино

Победа

Победа над болезнями

Победа над врагом

Победа над злом

Победа над обстоятельствами

Победа над собой

Победа над чудовищем

Подсознательный ужас

Поиск истины

Поиск себя

Поиск сокровищ

Поиск счастья

Пороки

Постмодернизм

Потеря близких

Потерянный и найденный

Похищение человека

Предсказания

Преследование

Пришельцы из других времен

Психоделическое

Психологическое

Психология чужих

Путешествие в будущее

Путешествие в прошлое

Путешествия в другие миры

Путешествия во времени

Путь воина

Путь прогресса

Развитие героя

Развлечения, увлечения

Раздвоение личности

Расстояния

Расширение сознания

Реализм

Революция

Роковая ошибка

Русская мифология

Сакральные объекты

Самопожертвование

Самопожертвование во имя близких

Самопожертвование во имя веры

Самопожертвование во имя долга

Самопожертвование во имя идеи

Самопожертвование во имя любви

Свержение

Сверхспособности

Сверхцивилизация

Семейные драмы

Скандинавская мифология

Содомия

Соперничество, противостояние

Социальное неравенство

Социум

Спасение

Спасение мира

Спецслужбы

Средневековая мифология

Стимпанк

Стихия

Судебная ошибка

Сюрреализм

Таймпанк

Тайна, загадка

Темное фэнтези

Техногенная катастрофа

Трусость

Туда и обратно

Угрызения совести

Утечка вирусов

Фатальная неострожность

Феминизм

Философское

Честолюбие и властолюбие

Школа

Экологическое

Экономическое

Экспедиции

Эпидемия

Имя Леонардо да Винчи чаще связывают с изобразительным искусством – как-никак, творчество этого гениального художника справедливо считают воплощением Высокого итальянского Возрождения. Для среднестатистического обывателя знаменитый итальянец – в первую очередь автор знаменитой Джоконды, улыбка которой давно стала понятием нарицательным.

Талантливый человек талантлив во всем

Далеко не каждый знал и знает, что Леонардо проявил себя как необычайно одаренный человек во многих отраслях – интересовался и механикой, и анатомией. Гению принадлежит ряд идей, намного опередивших его время.

басни леонардо да винчи

Поскольку мастер пробовал себя в разных ипостасях, нет ничего удивительного в том, что были у него и литературные опыты, которые гениальный итальянец, судя по всему, вовсе не собирался отдавать на суд общественности: многочисленные рассказы и басни Леонардо да Винчи писал для собственного удовольствия.

Пробы пера были найдены только после его смерти, и тут же обнаружилось, что талантливый человек действительно талантлив во всем. Произведения написаны блестящей прозой, они лаконичны, оригинальны и точны. Автор совершенно не подражал предшественникам, предпочитая находить собственные средства выражения мыслей – и всегда преуспевал.

Леонардо да Винчи в литературе

Литературные опыты гения весьма разнообразны: тут и описания природы, и юмористические заметки, и даже искусно построенные загадки. Очень интересны и самобытны басни Леонардо да Винчи, именуемые иногда притчами: образы в них яркие и неожиданные, сравнения меткие, смысл – глубокий. Автор не ограничивал свою фантазию чужой стилистикой (например, не стал приверженцем эзопова языка). Герои басен радуют разнообразием: размышлениям предаются и люди, и животные, и даже неодушевленные предметы.

В своих работах гениальный художник (и, как оказалось, баснописец) обращался к самым разным проблемам: создается впечатление, что это и остроумно оформленные выводы, сделанные в ходе долгих размышлений, и зарисовка внезапных озарений, посетивших автора. Все басни Леонардо да Винчи не похожи друг на друга. Герои, ситуации, мораль всегда различны. Иногда вывод находится на поверхности, порой произведение допускает разные толкования. Объединяет их только бесспорный талант и занимательность: читать эти короткие притчи как минимум интересно.

басни леонардо да винчи про монахов

Чтобы знать, нужно интересоваться

В школьную программу басни Леонардо да Винчи не входят, зато они часто используются авторами интеллектуальных викторин. Подразумевается, что человек, уровень образования которого выше среднего, должен иметь представление о литературных опытах великого итальянца. Что ж, они того, безусловно, стоят.

В основе практически каждой басни Леонардо да Винчи – справедливость. Во имя ее достижения герои, поступающие неблаговидно, попадают впросак. И даже порой оказываются съеденными (злополучный грызун из басни «Мышь и устрица», пытавшийся обманом слопать моллюска, а вместо этого оказавшийся в желудке у кошки).

Идея справедливости возмездия

Как правило, оставшиеся в живых пострадавшие охотно соглашаются, что были наказаны по заслугам (купец из басни Леонардо да Винчи про монахов).

Суть произведения такова: хитрый торгаш, напомнив двум странствующим представителям духовенства о том, что есть скоромное во время поста недопустимо (устав не велит), единолично расправился с цыпленком, которого следовало было разделить на троих. Странствующие монахи не стали напоминать купцу, что путешественникам позволены послабления, а преподали пройдохе наглядный урок.

басни леонардо да винчи справедливость

Один из них взялся перенести купца через реку, донес до середины и бросил в воду – намокла и поклажа, и ботинки, и одежда хитреца. Объяснил монах свой поступок иезуитски: дескать, устав не велит носить с собой деньги (а у представителя коммерции они, понятное дело, были). Мораль басни Леонардо да Винчи про монахов проста: за все проделки может последовать справедливая расплата, а проявленная хитрость – обернуться против того, кто к ней прибегает.

Доверие, способное обезоружить

Идея возмездия, в принципе, не нова: подобные мысли легко отыскать и у других авторов. Но да Винчи в своих произведениях обращается и к иным сторонам жизни, порой довольно неожиданным. Все прекрасно помнят басню Крылова «Волк и ягненок», в которой серый хищник съедает несчастного малыша, аргументируя это просто: «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать».

Несмотря на изначальную расстановку героев (хищник и жертва), совершенно иной смысл заключается в произведении Леонардо да Винчи. Басня «Лев и ягненок» — короткая и емкая зарисовка с довольно неожиданной развязкой. Автор утверждает, что даже самого свирепого хищника может обезоружить доверие и наивность. В отличие от волка Крылова, лев да Винчи не смог обмануть доверие маленького существа и остался голодным.

Вряд ли финал этой басни Леонардо да Винчи можно считать типичным или рассчитывать на нечто подобное в обыденной жизни: все-таки чья-то беззащитность может обезоружить только очень благородное сердце. Впрочем, вполне возможно, что автор не напрасно избрал главным героем произведения именно льва: кому же и проявить величие души, как не самому царю зверей?

леонардо да винчи басня сначала подумай потом говори

Чувство юмора

Другие притчи мастера свидетельствуют, насколько глубоким и своеобразным чувством юмора обладал Леонардо да Винчи: басня «Богач и бедняк», к примеру, рисует нам ремесленника, который после окончания тяжелого рабочего дня идет навестить обеспеченного земляка, живущего в роскоши. Когда тот, наконец, поинтересовался причиной столь частых (и молчаливых) визитов, труженик почти издевательски ответил ему, что приходит полюбоваться условиями, в которых живет хозяин дома, чтобы «отвести душу». Он глубоко сочувствует богачу: тому некуда пойти с той же целью, ведь вокруг живут одни нищие.

Смысл этого произведения вовсе не очевиден. Не вполне понятно, что же хотел сказать своим читателям Леонардо да Винчи. Басня «Богач и бедняк» призывает «отнять и поделить», согласно любимому принципу некоторых революционеров? Или просто порадоваться остроумию ремесленника? Содержит резонную мысль о том, что гораздо приятнее находиться в окружении благополучных людей? А может, автор пытается донести до читателя, как это важно – иметь возможность лицезреть красоту?

леонардо да винчи басня богач и бедняк

Красота и добро – не тождественны

Значение эстетической стороны жизни да Винчи наверняка понимал. Ведь справедливо будет сказать, что сам он в создании прекрасного принимал самое непосредственное участие. Правда, склонности к безусловному обожествлению красоты великий художник не обнаруживает: осознает, что ее можно употребить и на злое дело.

Свидетельствует об этом еще одно известное произведение Леонардо да Винчи: басня «Пантера», в которой маленькая обезьянка восхищается великолепной шкуркой опасной хищницы. Мать объясняет, что с помощью милых пятнышек, похожих на диковинные цветы, хитрая убийца заманивает доверчивую жертву: таким образом, красота не обязательно служит добру – подытоживает Леонардо да Винчи. Басня «Пантера» подсказывает нам еще один вывод: великому мастеру не чужды были этические размышления. Он часто обращается к морали и нравственности – и в его исполнении понятия эти вполне христианские.

Величие разума и труда

Еще чаще да Винчи размышляет о пользе и величии труда, который считает не унизительным для человека, а необходимым. Подтверждением может служить басня о бритве, которая воссияла на солнышке и возомнила о себе Бог знает что. Отказавшись работать в цирюльне (ведь бритье чьих-то намыленных щек недостойно ее великолепия), она покрылась ржавчиной – и горько раскаялась, осознав, как важен в жизни труд. Так же — дополнительно уточняет автор — ум человека ржавеет без употребления.

леонардо да винчи басня пантера

Разум, плоды его работы вообще высоко ставит Леонардо да Винчи: басня «Бумага и чернила» повествует именно об этом. Глупый лист бумаги, стремящийся сохранить свою первозданную чистоту, обвиняет чернильницу в том, что по ее вине он оказался «испачканным». Обвиняемая резонно возражает, что это не пачкотня и закорючки, а послания разума – и оказывается права. Найдя на столе бумагу – пожелтевшую, запылившуюся, уже непригодную для письма – человек выбрасывает чистые листы, оставляя только один – тот самый, с записями, признавая ценность этого «послания разума».

Глупость и гений несовместимы

По всей видимости, гениальный итальянец не только ценил ум, но и презрительно относился к проявлениям человеческой глупости. Произведение под названием «Язык и зубы» причисляет к признакам недалекого ума и болтливость – такой смысл несет в себе написанная Леонардо да Винчи басня: сначала подумай, потом говори. В притче описывается конфликт между зубами и бесконечно разглагольствующим языком, который, несмотря на все предостережения, заврался, зазевался и был заслуженно наказан: зубы от души прикусили его.

С тех пор, усмехается выдуманная Леонардо да Винчи басня, «сначала подумай, потом говори» — девиз болтуна. Опасаясь быть прикушенным, он, наконец, стал вести себя прилично.

Голливудский «хэппи энд» придумал да Винчи

Надо сказать, что счастливо заканчиваются почти все басни Леонардо да Винчи: справедливость торжествует, глупость, хитрость и жадность посрамлены, уроки идут героям на пользу и т. д. Видимо, великий мастер был очень светлым человеком и верил в победу разума – над глупостью, света – над тьмой, добра – над злом.

леонардо да винчи басня лев и ягненок

Большинство его выводов достаточно прозрачны и с нравственной позиции доступны каждому. Всемирно признанный гений не «мудрствует лукаво». Мораль многих басен внятна и даже банальна: трудиться – хорошо. Хитрить и выворачиваться – плохо. Мыслить – прекрасно. Жадничать – недостойно.

У великого Леонардо есть чему поучиться не только людям, посвятившим себя искусству. В его жизни и творчестве найдет для себя пользу и отдушину любой человек.

2 мая 2019 года исполнилось 500 лет со дня смерти Леонардо да Винчи – человека, имя которого знают все без исключения. Величайший представитель Итальянского Возрождения, Леонардо да Винчи скончался в 1519 году. Он прожил всего 67 лет – не так много по нынешним меркам, но тогда это был преклонный возраст.

Леонардо да Винчи был настоящим гением, причем одинаково талантливым практически во всех областях науки и искусства, которыми он занимался. А занимался он очень многим. Художник и писатель, музыкант и скульптор, анатом и архитектор, изобретатель и философ – все это Леонардо да Винчи. Сегодня такой разброс интересов кажется удивительным. И действительно, такие гении как Леонардо рождаются даже не раз в столетие.

Сын нотариуса и подмастерье художника

Леонардо да Винчи родился 15 апреля 1452 года в селении Анкиано в окрестностях городка Винчи, что неподалеку от Флоренции. Собственно, «да Винчи» это и означает «из Винчи». Он был сыном 25-летнего нотариуса Пьеро ди Бартоломео и его возлюбленной крестьянки Катерины. Таким образом, Леонардо родился не в браке – жениться на простой крестьянке нотариус не собирался. Первые годы детства Леонардо провел с матерью. Его отец Пьеро тем временем женился на богатой девушке своего круга. Но детей у них не было и Пьеро решил забрать трехлетнего Леонардо на воспитание. Так мальчика навсегда разлучили с матерью.

Через десять лет умерла мачеха Леонардо. Отец, оставшись вдовцом, женился повторно. Он прожил 77 лет, имел 12 детей, был женат четыре раза. Что касается юного Леонардо, то Пьеро сначала пытался приобщить сына к профессии правоведа, но отрок был к ней совершенно равнодушен. И отец, в конечном итоге, смирился и отдал 14-летнего Леонардо в мастерскую Верроккьо подмастерьем к художнику.

Мастерская находилась во Флоренции – тогдашнем центре наук и искусств, культурной столице Италии. Именно здесь Леонардо да Винчи постигал не только основы изобразительного искусства, но и гуманитарные и технические науки. Юноша интересовался рисованием, скульптурой, черчением, металлургическим делом, химией, изучал литературу и философию. В мастерской Верроккьо, кроме Леонардо, обучались Аньоло ди Поло, Лоренцо ди Креди, часто бывал Боттичелли. Пройдя курс обучения, в 1473 году 20-летний Леонардо да Винчи был принят мастером в Гильдию Святого Луки.

Таким образом, основной профессией Леонардо все же можно считать изобразительное искусство. Он занимался им всю жизнь и именно рисование было основным источником средств к существованию.

Жизнь в Милане: становление гения

Двадцати лет от роду Леонардо стал работать самостоятельно, благо к этому были все возможности. Кроме очевидного таланта к живописи и скульптуре, он обладал широким кругозором в гуманитарных и естественных науках, отличался прекрасной физической подготовкой – умело фехтовал, демонстрировал большую силу. Но во Флоренции, которая была перенасыщена талантливыми людьми, Леонардо не нашлось места. Несмотря на таланты Леонардо, правивший в городе Лоренцо Медичи имел других любимых художников. И Леонардо да Винчи отправился в Милан.

Леонардо да Винчи. Универсальный гений эпохи Возрождения

Музей Леонардо да Винчи в Милане

Именно в Милане прошли следующие 17 лет жизни великого художника, здесь он превратился из юноши в зрелого мужа, приобрел широкую известность. Интересно, что здесь да Винчи реализовался и как изобретатель и инженер. Так, по поручению миланского герцога Лодовико Моро он занялся прокладкой водопровода и канализации. Затем да Винчи начал работать в монастыре Санта Мария делле Грацие над фреской «Тайная вечеря». Это была одна из самых удачных его работ.

Интересной работой была и скульптура, изображающая всадника – герцога Франческо Моро, отца Лодовико. Эта статуя, к сожалению, не сохранилась до настоящего времени. Но есть рисунок да Винчи, по которому можно представить себе, как она выглядела. В 1513 году да Винчи приехал в Рим, участвовал в росписи Бельведерского дворца, а затем перебрался во Флоренцию. Здесь он расписывал палаццо Веккио.

Изобретения да Винчи

Очень интересны революционные для своего времени идеи Леонардо да Винчи, каждую из которых можно назвать гениальным футуристическим проектом. Так, Леонардо да Винчи разработал концепцию витрувианского человека, опираясь на пропорции римского механика Витрувия. Эскиз да Винчи сегодня узнаваем во всем мире – он изображает серьезного мужчину с идеальной мускулатурой.

Еще одно гениальное изобретение Леонардо – самодвижущаяся повозка. Еще тогда, более пятисот лет назад, да Винчи задумывался о том, как создать транспортное средство, которое бы перемещалось самостоятельно, без помощи лошадей, мулов или ослов. И разработал конструкцию деревянного «протоавтомобиля», который двигался за счет взаимодействия пружин с колесами. Уже в наше время по чертежам Леонардо инженеры воссоздали точную копию повозки и увидели, что она действительно способна ехать самостоятельно.

Именно Леонардо впервые пришла идея разработать некий прототип современного вертолета. Конечно, конструкция вряд ли могла бы подняться в воздух, но это не умаляет смелости научного поиска автора. Управлять подобной машиной должна была команда из четырех человек. Не менее впечатляют и разработки парапланов с хлопающими крыльями. Для да Винчи полет человека над землей был настоящей мечтой и он надеялся, что кто-нибудь ее осуществит. Прошли столетия и то, что казалось невероятным в XVI веке, осуществилось. Человек полетел не только в небо, но и в космос, появились не только парапланы, самолеты и вертолеты, но и космические корабли.

Большой интерес Леонардо да Винчи проявлял и к строительству, к городской архитектуре. В частности, он разработал концепцию двухуровневого города, который должен был быть более удобным для жизни и чистым, чем современные художнику итальянские города. Кстати, когда да Винчи жил в Милане, Европу поразила эпидемия чумы. Страшная болезнь была вызвана, в том числе, и колоссальной антисанитарией в тогдашних европейских городах, поэтому да Винчи и задумался о проекте более совершенного города. Он решил создать два уровня города. Верхний предназначался бы для наземных и пешеходных дорог, а нижний – для грузового транспорта, который бы выгружал товары в подвалы домов и лавок.

Кстати, сейчас идея двухуровневого города актуальна как никогда. Можно представить себе, насколько удобными и безопасными для движения и транспорта, и пешеходов стали бы подобные города с подземными тоннелями. Так что да Винчи предвосхитил идеи многих современных урбанистов.

Танк, подлодка, пулемет

Хотя Леонардо да Винчи никогда не имел отношения к вооруженным силам, он, как и многие передовые изобретатели и мыслители своего времени, задумывался и над тем, как улучшить действия войск, морского флота. Так, Леонардо разработал концепцию вращающегося моста. Он считал, что именно такой мост будет оптимальным для быстрого передвижения. Мост из легких и прочных материалов, прикрепленных к канатно-роликовой системе, позволит войску быстрее передвигаться и разворачиваться в необходимом месте.

Знаменит и проект скафандра для ныряния. Леонардо да Винчи жил в эпоху Великих географических открытий. Многие знаменитые путешественники того времени были его земляками – выходцами из Италии, а итальянские города Венеция и Генуя «держали» средиземноморскую морскую торговлю. Да Винчи разработал подводный костюм из кожи, который был соединен с тростниковой дыхательной трубкой и колокольчиком, который находился на поверхности воды. Примечательно, что модель скафандра включала даже такую пикантную деталь как мешочек для сбора мочи – изобретатель заботился о максимальном комфорте ныряльщика и предусматривал даже самые тонкие нюансы погружения под воду.

Все мы пользуемся в жизни штопором. Но разработан этот безобидный предмет кухонной утвари был совершенно с другими целями. Леонардо да Винчи придумал некий прообраз торпеды, которая должна была вкручиваться в обшивку корабля и пробивать ее. Это специфическое изобретение да Винчи полагал использовать в целях подводных сражений.

В 1502 году Леонардо да Винчи создал чертеж, на котором, по мнению многих современных историков, изображен некий прообраз подводной лодки. Но этот чертеж не был подробным и изобретатель, по его собственному признанию, избежал подробностей вполне сознательно. Леонардо, бывший гуманистом, написал рядом с чертежом, что не публикует метод создания приспособления, с помощью которого люди получат возможность длительного нахождения под водой, для того, чтобы некие злобные люди не занялись бы «предательскими убийствами на дне морей, разрушая корабли и топя их вместе с командой». Как видим, да Винчи предугадал появление подводного флота и его использование для атак на надводные корабли и суда.

Был у Леонардо и чертеж некоего подобия современного танка. Конечно, это не танк, но специфическая боевая повозка. Круглую и закрытую со всех сторон повозку приводили в движение семь членов экипажа. Сначала да Винчи полагал, что двигать повозку могут лошади, но затем он понял, что люди, в отличие от животных, не испугаются замкнутого пространства. Главной задачей такой боевой повозки было наступление на противника с целью давить и расстреливать его из мушкетов, расположенных по всей окружности повозки. Правда, как и в случае с подводной лодкой, этот проект Леонардо да Винчи тоже остался лишь на бумаге.

Нельзя не вспомнить и эспрингаль – «попрыгун». Это – устройство, напоминающее катапульту, работающую по принципу скрученной резинки. Сначала натягивается веревкой рычаг, в специальный мешочек кладется камень, а затем натяжение обрывается и камень улетает к противнику. Но, в отличие от традиционного онагра эспрингаль не получил в армиях позднего Средневековья серьезного распространения. При всей гениальности да Винчи, это его изобретение серьезно уступало старинной римской катапульте.

Еще один проект да Винчи в сфере вооружения – знаменитый пулемет. Он был разработан Леонардо потому, что стрельба из огнестрельного оружия в то время требовала постоянного перезаряжания стволов, которое отнимало очень много времени. Для того, чтобы избавиться от этой досадной необходимости, Леонардо придумал многоствольное орудие. По задумке изобретателя, оно должно было стрелять и перезаряжаться практически одновременно.

Тридцатитрехствольный орган состоял из 3 рядов по 11 малокалиберных пушек, соединенных в виде треугольной вращающейся платформы, к которой крепились большие колеса. Один ряд пушек заряжался, из него производился выстрел, затем платформа переворачивалась и ставился следующий ряд. Пока один ряд стрелял, второй охлаждался, а третий перезаряжался, что позволяло вести почти непрерывный огонь.

Друг французского короля

Последние годы жизни Леонардо да Винчи прошли во Франции. Король Франции Франциск I, ставший покровителем и другом художника, в 1516 году пригласил да Винчи поселиться в замке Кло-Люсе, рядом с королевским замком Амбуаз. Леонардо да Винчи был назначен главным королевским художником, архитектором и инженером Франции и получил ежегодное жалование в тысячу экю.

Таким образом, под конец жизни художник добился официального титула и признания, пусть и в другой стране. Наконец он получил и возможность спокойно мыслить и действовать, пользуясь финансовой поддержкой французской короны. И королю Леонардо да Винчи платил заботой о королевских празднествах, планированием нового королевского дворца с изменением речного русла. Он проектировал канал между Луарой и Сеной, спиральную лестницу в замке Шамбор.

Судя по всему, в 1517 году у Леонардо да Винчи произошел инсульт, в результате которого онемела правая рука. Художник с трудом передвигался. Последний год жизни он провел в постели. 2 мая 1519 года Леонардо да Винчи скончался, окруженный своими учениками. Великого Леонардо похоронили в замке Амбуаз, а на могильной плите выбили надпись:

В стенах этого монастыря покоится прах Леонардо да Винчи, величайшего художника, инженера и зодчего Французского королевства.

Леонардо да Винчи — биография


Леонардо да Винчи – итальянский деятель эпохи Ренессанса, проявивший свой гений в науке, искусстве, инженерном деле. Автор знаменитой «Мона Лизы» и один из самых известных «универсальных людей».

Самым известным «универсальным человеком» принято считать Леонардо да Винчи – гениального изобретателя, скульптора, живописца, философа и ученого. Разброс интересов великого итальянца поражает воображение, а его личность и биография вот уже несколько сотен лет вызывает неподдельный интерес как историков, так и обычных обывателей.

Ранние годы

Леонардо ди сер Пьеро да Винчи родился 15 апреля 1452 года во флорентийском селении Анкиано, расположенном неподалеку от города Винчи.

Отец мальчика, Пьеро, был представителем знатного рода, а вот мать, Катарина, происходила из бедных крестьян. О браке молодых людей не могло идти и речи, поэтому после рождения сына Пьеро женили на знатной особе, а его возлюбленную отдали замуж за простого ремесленника.

Леонардо да Винчи

Портрет Леонардо да Винчи в молодости

Первые три года Лео воспитывали мать и отчим, но вскоре его забрал к себе родной отец, так как в браке с аристократкой детей у него так и не появилось. Через десять лет скончалась мачеха будущего инженера, и его родитель вновь женился. Всего в жизни Леонардо было четыре мачехи и дюжина братишек и сестренок по линии отца.

Искусство и изобретения

Пьеро постарался дать незаконнорожденному сыну достойное образование. Юноша обучался под руководством уважаемого тосканского мастера Андреа Верроккьо, который познакомил его со скульптурой и искусством живописи. Помимо этого, мэтр преподавал гуманитарные и технические дисциплины, учил выделывать кожу и создавать изделия из металла. Эти обширные знания да Винчи использовал всю оставшуюся жизнь.

Леонардо да Винчи

Изобретения Леонардо да Винчи

В двадцатилетнем возрасте Лео стал дипломированным мастером и продолжил работать под началом своего наставника. Основным направлением деятельности Верроккьо была живопись, и юное дарование помогал ему в оформлении мелких деталей картин. Например, дорабатывал фоны и создавал одежду для второстепенных героев. Собственной студией да Винчи обзавелся только в середине 1470-х годов.

Вскоре у Леонардо появился покровитель в лице Лоренцо Медичи, который в 1482 году командировал его в Милан. В итальянской столице юноша был принят ко двору и зачислен в штат инженеров. Здесь молодой изобретатель работал над созданием оборонительных приспособлений и устройств для проведения увеселительных мероприятий. Высокопоставленные особы были поражены способностями провинциального паренька, чьи разработки во много раз превосходили изобретения именитых современников.

Главным покровителем Лео в те годы был герцог Сфорца, которому ученый прослужил без малого 20 лет. Работая при дворе, да Винчи написал свои самые известные шедевры: «Даму с горностаем», «Витрувианского человека», «Мадонну в гроте». В это же время автор занимался созданием памятника своего шефа Франческо Сфорца, делал фреску «Тайная вечеря» для монастыря доминиканцев и разрабатывал чертежи невиданных до той поры приборов.

«Дама с горностаем»

«Витрувианский человек»

«Мадонна в гроте»

В конце 15-го века Лео вернулся во Флоренцию, где пригодился накопленный им инженерный опыт. Его взял на работу герцог Чезаре Борджиа, который был увлечен созданием современных вооружений. После семи лет работы во Флоренции мастер вновь перебрался в Милан. На тот момент уже был готов его знаменитый шедевр, изображающий женщину с самой загадочной на свете улыбкой.

Проработав в главном северной городе Италии еще шесть лет, да Винчи переехал в Рим. Позже судьба занесла его во Францию, где он и провел остаток своей жизни. В путешествиях мастера сопровождал ученик и главный продолжатель его дела Франческо Мельци.

Рим отблагодарил своего знаменитого соотечественника, построив музей его имени. В галереях здания выставлены копии его полотен, фотографии бесценных рукописей и модели различных аппаратов.

Леонардо да Винчи

«Мона Лиза»

Основную часть научной биографии гений посвятил инженерным разработкам как для военных, так и для мирных целей. В своей мастерской итальянец создавал прототипы танков, летательных аппаратов, катапульт, мобильного моста и даже пулемета. Многие чертежи ученого до сих пор до конца не разгаданы.

В 2009-м на канале «Discovery» был показан многосерийный проект «Аппараты да Винчи». В каждой из девяти серий увлекательного цикла зрителям предлагали понаблюдать за созданием аппаратов и механизмов по оригинальным проектам мастера. Кинематографисты постарались воссоздать шедевры Леонардо, применив современные ему материалы.

Могут быть знакомы

Личная жизнь

Как и многие чертежи да Винчи, подробности его личной жизни остаются загадкой. Записи в дневниках он вел с использованием особого шифра, который удалось расшифровать лишь частично. Полученных исследователями данных все равно недостаточно, чтобы воссоздать подлинную картину внутреннего мира этого человека. Есть мнение, что скрытность итальянского гения объясняется его нетрадиционной ориентацией.

О принадлежности изобретателя к сексуальным меньшинствам свидетельствуют лишь косвенные факты. В молодости живописец был участником судебного процесса о содомии, однако в каком качестве – точно неизвестно. После этого дела Леонардо перестал комментировать свою частную жизнь и, в целом, стал очень скрытным человеком.

Леонардо да Винчи

Ученому приписывают ряд романов с его учениками. Называют несколько имен, но самым известным стал юноша по имени Салаи, наделенный утонченной, почти женской внешностью. Именно его чаще всего изображал автор на своих бессмертных полотнах. Произведение «Иоанн креститель» — одна из сохранившихся картин художника, натурщиком для которой выступил Салаи.

Некоторые исследователи склоняются к мнению, что легендарная «Мона Лиза» также была написана с этого подопечного. Действительно, люди на полотнах «Иоанн Креститель» и «Мона Лиза» имеют поразительное внешнее сходство. Официально этот факт не доказан, однако стоит отметить, что свой самый известный рисунок мастер завещал именно этому загадочному юноше.

Среди возможных любовников да Винчи числится и его друг Франческо Мельци.

О романтических отношениях художника с женщинами тоже есть немало слухов. Одной из возлюбленных Леонардо называют Чечилию Галлерани, предположительно позировавшую для работы «Дама с горностаем». Это была очень известная в аристократических кругах женщина: она владела литературным салоном, покровительствовала людям искусства. Считается, что именно Чечилия познакомила молодого да Винчи с видными представителями богемы.

На любовную связь да Винчи и Галлерани указывает найденный черновик письма со словами «Возлюбленная моя богиня…». Многие искусствоведы утверждают, что по полотну «Дама с горностаем» можно судить о наличии в душе автора страсти по отношению к натурщице.

А вот ряд историков считает, что знаменитому итальянцу плотская любовь была и вовсе незнакома. По их мнению, Леонардо не привлекали ни женщины, ни мужчины – он был увлечен только наукой и изобразительным искусством. Гений вел монашескую жизнь, целиком посвященную созданию великого наследия для потомков.

Смерть и исследования захоронения

По мнению большинства историков, итальянский живописец умер от инсульта. Это произошло 2 мая 1519 года, когда 67-летний мастер находился в замке Кло-Люсе в окрестностях Амбуаза.

Сохранились записи современников мастера, свидетельствующие о том, что в последние годы жизни он был частично разбит параличом. Несмотря на это, да Винчи продолжал творить с помощью своего последователя и близкого друга Франческо Мельци. Постепенно изобретателю становилось все хуже, и за несколько месяцев до смерти он уже не мог передвигаться без посторонней помощи. Исследователи предполагают, что приступ 1519 года был далеко не первым, но именно он стал причиной ухода великого итальянца.

Леонардо да Винчи

Незадолго до кончины ученый успел составить завещание, где просил похоронить его в храме Сен-Флорантен. Воля усопшего была выполнена, однако во время гугенотских войн его могилу жестоко разграбили, как и саму церковь. После этих событий последнее пристанище да Винчи пришло в упадок, и в 1807 году его окончательно снес новый владелец земли.

Все, что осталось от захоронения гения и других людей, смешали в одно и закопали в саду. В середине 19-го века ученые неоднократно пытались найти и идентифицировать останки изобретателя, однако задача была не из простых.

За основу для поисков археологи взяли прижизненные описания гения и отделили из сотен костей наиболее подходящие образцы. Во главе исследовательской группы стоял ученый Арсен Уссэ, которому удалось обнаружить, предположительно, часть скелета Леонардо и осколок его надгробия. После изучения останки перезахоронили на территории замка Амбуаз – в часовне Святого Губерта.

Исследования могилы мастера попытались провести в 2010 году под руководством итальянского археолога Сильвано Винчети. Команда ученого планировала эксгумировать останки гения эпохи Возрождения. Для проведения процедуры уже был взят генетический материал родственников покойного по линии отца, но современные владельцы Амбуаза разрешение на раскопки не дали.

В честь четырехсотлетнего юбилея со дня смерти прославленного итальянца на месте бывшего храма Сен-Флорантен был возведен большой гранитный памятник. Композиция с каменным бюстом гения и реконструированное захоронение стали главными достопримечательностями местечка Амбуаз.

Загадки полотен да Винчи

Изучение работ великого мастера не теряет актуальности вот уже более 400 лет. Историки, религиозные исследователи и искусствоведы до сих пор бьются над расшифровкой его загадочных произведений. Сложилось много версий, объясняющих тайны полотен гениального художника. Самая громкая и известная теория гласит, что при создании своих шедевров итальянец использовал некий графический код.

Леонардо да Винчи

Интересное исследование с применением нескольких зеркал провели с картинами «Иоанн Креститель» и «Джоконда». Эксперимент позволил установить, что герои полотен устремили взгляды на загадочное существо в маске, похожее на инопланетного гостя. С помощью зеркал также был разгадан и уникальный код да Винчи.

Леонардо да Винчи

Биография художника обросла огромным количеством мистификаций, что привело к созданию десятков книг, художественных и документальных фильмов. Самым известным автором произведений о Леонардо стал литератор Дэн Браун, книги которого считаются абсолютными бестселлерами.

Леонардо да Винчи

В 2006 году в прокат вышел нашумевший проект «Код да Винчи», в основу которого легли сочинения Брауна. Кинофильм критиковали религиозные организации, но это не помешало ему стать рекордсменом по кассовым сборам в первые же месяцы проката.

Утраченное наследие

К сожалению, далеко не все шедевры гения дожили до наших дней. Время не пощадило скульптуру коня герцога Сфорца, голову Медузы, полотно «Леда и лебедь», изображение Мадонны с веретеном и фреску «Битва при Ангиари».

О некоторых работах автора мы знаем благодаря дубликатам, сохраненным современниками художника. Так, о судьбе оригинала холста «Леда и лебедь» практически ничего не известно, есть лишь его копия. Искусствоведы предполагают, что шедевр мог быть уничтожен по распоряжению супруги короля Людовика XIV в середине 17 столетия.

Леонардо да Винчи

Копия картины «Леда и лебедь»

На полотне создатель изобразил прекрасную обнаженную женщину, которую нежно обнимает лебедь. В ногах красавицы играют детишки, только что вылупившиеся из гигантских яиц. К работе над картиной живописец приступил, вдохновившись известной мифической историей. К слову, тему совокупления Леды и Зевса в облике голубя затрагивали и другие знаменитые художники.

Как известно, прижизненным конкурентом да Винчи был Микеланджело, также посвятивший этому сюжету одну из своих самых гениальных работ. Шедевр Буонарротти был также утерян французскими монархами.

Автор оставил после себя несколько незаконченных работ. Одной из них стала картина «Поклонение волхвов», заказанная в 1841 году монахами-августинцами. Когда мастер вынужденно приостановил работу и отбыл в Милан, заказчики не стали дожидаться его возвращения и отдали проект другому исполнителю.

Леонардо да Винчи

«Поклонение волхвов»

На этом холсте изображена Дева Мария с Иисусом на руках, окруженная волхвами. За спинами старцев расположились всадники на фоне руин древнего языческого храма. По одной из версий, среди всех этих мужчин есть изображение самого Леонардо в 29-летнем возрасте.

Интересные факты

  • В 2009 году вышла книга исследовательницы Линн Пикнетт под названием «Леонардо да Винчи и братство Сиона». В ней автор причисляет ученого к магистрам тайного религиозного сообщества.
  • Леонардо употреблял только вегетарианскую пищу и носил одежду исключительно из простых тканей вроде льна.
  • В настоящее время ведутся работы по выделению ДНК мастера из сохранившихся элементов его личных вещей. Исследователи поделились информацией, что, возможно, вскоре обнаружат родственников изобретателя по линии матери.
  • В эпоху Возрождения аристократок называли «ma donna», что в переводе с итальянского означает «моя госпожа». В обиходе это выражение было сокращено до «монна», из чего можно сделать вывод, что название полотна «Мона Лиза» переводится как «Госпожа Лиза».
  • Для Рафаэля Санти Леонардо да Винчи был самым авторитетным наставником. Живописец неоднократно бывал в мастерской мэтра, где перенимал его художественный стиль. С таким же пиететом Рафаэль относился к Микеланджело Буонарротти. Все три гения стали главными лицами эпохи Возрождения.

Ссылки

  • Страница в Википедии

If you have found a spelling error, please, notify us by selecting that text and tap on selected text.

Третьего дня на волне всеобщих воплей пошел посмотрел х/ф «Код да Винчи». Фильм, как известно, снят по одноименной книге зарубежного писателя Дэна Брауна. Книгу я не читал, чтобы впечатление не портить. На просмотр отправился совершенно незамутненным.

 Фильм начинается, понятно, с убийства. В Париже, в Лувре, некий злобный альбинос убивает невинного дедушку. Подстреленный в живот дедушка начинает метаться по Лувру и повсюду оставлять секретные знаки. То возле Моны Лизы что-то секретным маркером напишет, то у другой картины черканет. И под каждой оставляет лужицу крови, чисто Мальчик-с-Пальчик. Ну а потом раздевается догола, рисует себе на груди кровью звезду, раскидывает руки-ноги и помирает. Начало впечатлило.

 К разрисованному кровью дедушке вызывают Тома Хэнкса, который эксперт с мировым именем по всяким символам. Вместе с Хэнксом на месте тетка из фильма «Амели» и бывший убийца Леон, ныне французский оперуполномоченный. Тетка оказывается внучкой убиенного дедульки, а Жан Рено – настоящим подонком, каковым и подобает быть французскому полицейскому.

 Меня неизменно радуют образы полицейских во французском кинематографе. Там у них либо Бельмондо (кстати, по фене «Бельмондо» — на всю башку отмороженный дурак, что полностью соответствует действительности), либо гнуснейший подонок. Что характерно, данная традиция в кинематографе других стран не прослеживается, что говорит об особом национальном колорите французов. Ну так вот, и здесь французский полицейский не разочаровал: взял да отметелил воздушного диспетчера – руками и ногами, даже не удосужившись затащить его к себе в обезьянник.

 Далее в фильме начинается мастерская читка загадочных дедушкиных граффити, выполненных в стиле предыдущего фильма режиссера Рона Ховарда «A Beautiful Mind» (в разных переводах «Игры разума» или «Прекрасный мозг»), собирание таинственных предметов и беготня из угла в угол с раскрытием чудовищных церковных тайн.

 Хенкс и тетенька сбегают из Лувра, а за ними по пятам мчатся упыри из французской полиции. Звеня веригами, крадется следом свирепый монах-альбинос, легко теряясь в толпах Парижа и Лондона в своих неприметных дерюжных шмотках и подпоясанный веревкой. Монах то шастает по коридорам, как инопланетная тварь в фильме «Нечто», то напрыгивает из-за угла, как «Чужой». Отличный, отличный злодей.

 Руководит монахом зловещий Доктор Восьминог, который в фильме «Человек-паук-2» на железных счупальцах бегал по стенам, а теперь выступает епископом. Хэнкс с тетенькой убегают на тайную заимку, где проживает постриженный инвалид Пендальф, в фильме – эксперт с мировым именем, специалист по всему, что связано со Святым Граалем. Свою роль, что характерно, исполнил лучше всех: очень живой, где надо – забавный, где надо – злобный. Не смотри, что гомосек – отлично сыграл, старикан! Old school.

 Автор произведения «Код да Винчи» Дэн Браун поясняет, что Иисус Христос сожительствовал с Марией Магдалиной, и она от него родила. А потом, понятно, потомки расплодились. И вот злобные католические церковники без сна и отдыха носятся по миру и проводят зачистки, уничтожая выявленных потомков Христа. Их всего трое: монах-альбинос, доктор Восьминог и Жан Рено. Но дерзкая шайка держит в ужасе весь мир.

 Фильм длинный и занудный. Действия мало, все больше говорят – в дубляже, понятно. Дубляж, само собой, добротный. Например, герой на экране сперва говорит голосом дублера, а потом зачитывает что-нибудь на латыни голосом западного актера. Последний раз такая тонкая находка мне повстречалась в фильме «Ганнибал». Еще было здорово, когда латинскими буквами надо было набрать русское слово «яблоко» — жаль, не показали, как это у Хэнкса получилось.

 Сильно видно, что автор книги Дэн Браун знаком с предметом поверхностно. Вместо того, чтобы как следует ознакомиться с историей ересей, он вцепился в одну идею и все остальное подтаскивает к ней. Кое-что подтаскивается легко, большинство же «фактов» приходится подтаскивать за мошонку и приколачивать к повествованию гвоздями-сотками. Тамплиеры у него то благородные рыцари, защитники сирых и убогих, то вдруг циничные барыги, бесстыдно отжимающие с Ватикана денег за молчание. После пассажей про шантаж папы римского и убийство миллионов ни в чем неповинных женщин инквизицией «про историю» в данном фильме слушать серьезно невозможно.

 Народ в зале над глубоко интеллектуальными пассажами героев фильма откровенно потешался. Как только озвучат какое открытие, так в зале радостное хихиканье. То есть с одной стороны – никакой ярости по поводу происходящего, а с другой – никакого откровенного веселья по тому же поводу. Происходит так потому, что фильм в лучших традициях сегодняшних США политкорректен. То есть мы вам скажем, что ваш Бог – он вовсе не Бог, а такой же, как и вы, человек. Но в то же время скажем так, чтобы вас не обидеть. Понятно, обидности для многих это не убавляет, но эмоции гасит на корню – по окончании просмотра кинотеатры никто не громит.

 В целом фильм не впечатлил. Ни тебе богатого вымысла, ни тебе безумной фантазии, ни напряжения в предвкушении страшной развязки, ни развязки как таковой.

 Основная причина успеха фильма — в поголовном невежестве. Человек образованный, он мало-мальски знаком с Евангелиями, с историей Западной Европы. Через это потуги гражданина Брауна воспринимают как жалкие инсинуации на тему. Ну, а народные массы впервые слышат такие слова, как «тамплиеры» и «Мария Магдалина», и потому внимают затаив дыхание. Наши люди, они ведь и в оперу ходят с интересом к сюжету: чем там дело-то закончится? Убьет Онегин Ленского или что?

 Под впечатлением от увиденного долго думал, чем это Ватикан так насолил Пентагону, что про него такое засняли?

 Думалось и про другое. Дэн Браун – он ведь сынок супротив нашего домашнего акадэмика Фоменко. Больше скажу: этому Брауну трусы нашего Фоменки – по колено. Наши кинодеятели легко могли бы поставить высокохудожественный фильм по легендарным произведениям акадэмика Фоменко.

 Изумленный зритель узнал бы, что Иудея на самом деле находилась в Италии, а Иерусалим – в Константинополе. Что христианство придумали русские, и уже от нашего христианства развился иудаизм. Тут ведь все просто: в Ветхом Завете предсказаны события, сбывшиеся в Новом Завете. Совершенно очевидно, что сперва был написан Новый Завет, а уже потом – Ветхий, что убедительно доказывает анализ исторических источников методами современной математики. Сам Иисус Христос тоже был русским, сперва его ошибочно принимали за Ричарда Львиное Сердце, но на самом деле он же был Иваном Грозным и умер в прошлом году в Москве.

 Назвать фильм надо «Триппер мозга, или Наш ответ Дэну Брауну».

 Успех и касса – обеспечены.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Лесопильный как пишется слитно
  • Лесопиломатериалы как пишется правильно
  • Лесопиломатериалов как пишется
  • Лесопилка как пишется
  • Леонардо да винчи как писал мону лизу