Перейти к содержанию
«Не помеха» или «непомеха» — как правильно?
На чтение 2 мин Просмотров 1.4к. Опубликовано 26.02.2022
Орфография выражений – «не помеха» или «непомеха» – определена правилом «Слитное и раздельное написание «не» с существительными».
Как пишется правильно: «не помеха» или «непомеха»?
Какое правило применяется?
Написание может быть только раздельным.
«Помеха» – нариц. неодуш. существительное 1-го скл. жен. рода. Употребляется в значении – то, что мешает кому-либо, чему-либо, а также в форме множественного числа – «электромагнитные колебания, искажающие его принимающий сигнал».
Исконно русского происхождения, происходит от старославянского «мѣшати», далее – «мешать», «помешать». «помеха».
Согласно вышеназванной орфограмме, «не» в данном случае является частицей, так как может заменяться синонимом без названной приставки, например, словами «препятствие», «возмущение». Следовательно, это не слово, а сочетание, которое пишется в два слова.
Примеры предложений
Большое расстояние не помеха, можно воспользоваться авиацией и быстро попасть в назначенную точку.
Отсутствие электричества не помеха, у нас есть автономный электрогенератор.
Как неправильно писать
1-й
уровень сложности.
Упражнение
№2
Задание:
Спишите пословицы, раскройте скобки, графически объясните орфограмму.
Лишний ум (не)помеха.
Кто в понедельник бездельник, тот и
во вторник (не)работник.
От свиньи родится
(не)бобрёнок, а такой же поросенок.
1-й
уровень сложности.
Упражнение
№2
Задание:
Спишите пословицы, раскройте скобки, графически объясните орфограмму.
Лишний ум (не)помеха.
Кто в понедельник бездельник, тот и
во вторник (не)работник.
От свиньи родится
(не)бобрёнок, а такой же поросенок.
1-й
уровень сложности.
Упражнение
№2
Задание:
Спишите пословицы, раскройте скобки, графически объясните орфограмму.
Лишний ум (не)помеха.
Кто в понедельник бездельник, тот и
во вторник (не)работник.
От свиньи родится
(не)бобрёнок, а такой же поросенок.
1-й
уровень сложности.
Упражнение
№2
Задание:
Спишите пословицы, раскройте скобки, графически объясните орфограмму.
Лишний ум (не)помеха.
Кто в понедельник бездельник, тот и
во вторник (не)работник.
От свиньи родится
(не)бобрёнок, а такой же поросенок.
2-й
уровень сложности.
Упражнение
№2
Задание:
Спишите пословицы, раскройте скобки, графически объясните орфограмму. Напишите
имена существительные, в которых звуков меньше, чем букв.
Лишний ум (не)помеха.
Кто в понедельник бездельник, тот и
во вторник (не)работник.
От свиньи родится (не)бобрёнок, а
такой же поросенок.
2-й
уровень сложности.
Упражнение
№2
Задание:
Спишите пословицы, раскройте скобки, графически объясните орфограмму. Напишите
имена существительные, в которых звуков меньше, чем букв.
Лишний ум (не)помеха.
Кто в понедельник бездельник, тот и
во вторник (не)работник.
От свиньи родится
(не)бобрёнок, а такой же поросенок.
2-й
уровень сложности.
Упражнение
№2
Задание:
Спишите пословицы, раскройте скобки, графически объясните орфограмму. Напишите
имена существительные, в которых звуков меньше, чем букв.
Лишний ум (не)помеха.
Кто в понедельник бездельник, тот и
во вторник (не)работник.
От свиньи родится (не)бобрёнок, а
такой же поросенок.
3-й
уровень сложности.
Упражнение
№2
Задание:
Спишите пословицы, раскройте скобки, графически объясните орфограмму. Напишите
имена существительные, в которых звуков меньше, чем букв. Напишите
синтаксическую характеристику последнего предложения и составьте его схему.
Лишний ум (не)помеха.
Кто в понедельник бездельник, тот и
во вторник (не)работник.
От свиньи родится (не)бобрёнок, а
такой же поросенок.
3-й
уровень сложности.
Упражнение
№2
Задание:
Спишите пословицы, раскройте скобки, графически объясните орфограмму. Напишите
имена существительные, в которых звуков меньше, чем букв. Напишите
синтаксическую характеристику последнего предложения и составьте его схему.
Лишний ум (не)помеха.
Кто в понедельник бездельник, тот и
во вторник (не)работник.
От свиньи родится (не)бобрёнок, а
такой же поросенок.
3-й
уровень сложности.
Упражнение
№2
Задание:
Спишите пословицы, раскройте скобки, графически объясните орфограмму. Напишите
имена существительные, в которых звуков меньше, чем букв. Напишите
синтаксическую характеристику последнего предложения и составьте его схему.
Лишний ум (не)помеха.
Кто в понедельник бездельник, тот и
во вторник (не)работник.
От свиньи родится (не)бобрёнок, а
такой же поросенок.
Чувствовать неприязнь. Рассказывать небылицы. Слезы негодования. Нерешительность действий. Неточность в ответе. Не было бы счастья, да несчастье помогло. Не пером пишут, а умом. Лишний ум не помеха. Кто в понедельник бездельник, тот и во вторник не работник. На улице непогода. Ребенок непоседа. Недостаток образованности. Не волк кусает, а страх. Непреклонность характера. Не буря, а ураган. Неурожай картофеля. Невидимая луна освещает снег летучий. Передо мной был не враг, а друг. Неизвестности уже не было. Мы остановились в недоумении. С годами у него появилась нерешительность. Это не правда, а откровенная ложь. Неправду я не потерплю. Это надо считать не удачей, а случайностью. Царевна Несмеяна – героиня многих сказок. Не терпение, а раздражительность мешали разговору.
Объяснение:
1. Если слово без «не» не употребляется, то оно пишется слитно: «неприязнь», «небылица», «негодование», «непоседа», «недоумение».
2. Если есть противопоставление «а», то пишется раздельно: «не пером пишут, а умом», «не волк кусает, а страх», «передо мной был не враг, а друг», «это не правда, а откровенная ложь», «это надо считать не удачей, а случайностью», «не терпение, а раздражительность мешали разговору», «не буря, а ураган».
3. Если слово можно заменить другим словом, то оно пишется слитно: «несчастье» — горе, «недостаток» — минус.
4. «Несмеяна» — та, которая не смеётся, «непогода» — плохая погода, «неурожай» — отсутствие урожая, «невидимая» — которую не видно.
Легко запомнить как правильно пишется безума или без ума, стоит лишь узнать и запомнить несложное правило, давайте разберемся вместе.
Правильно писать
«Без ума».
Какое правило?
Конструкция «без ума» представляет собой устойчивое словосочетание русского языка. В предложении является сказуемым, выраженным существительным с предлогом. Обычно используется при выражении крайней заинтересованности или эмоции восхищения чем-либо или кем-либо.
Примеры использования слова:
- Он от тебя без ума.
- Я без ума от этой новой сумочки!
- Именинница была без ума от счастья на празднике.
Неправильное написание
«Безума».
А как бы написали вы?
«Бейдж или бэйдж?»
«Беларусь или Белоруссия?»
«Без просыпа или безпросыпа?»
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Достаточно часто вызывают затруднения написание существительного с предлогом, если в предложении они являются обстоятельством, и к ним задается один из вопросов наречия (где? когда? как? и прочие). Одним из проблемных сочетаний является написание – «безума» или «без ума». Для того чтобы понять, как правильно пишется данная словоформа, достаточно разобраться в ее частеречной принадлежности.
Как правильно пишется
Важно запомнить: словоформа «БЕЗ УМА» всегда пишется раздельно!
Затруднения при написании подобных сочетаний «предлог + существительное» возникают из-за сложности в точном определении части речи, к которой они относятся. Так, в предложении «Я от Вас без ума» к словоформе «без ума» в большинстве случаев задают вопрос «как?» и относят к наречию, руководствуясь при этом правилом о слитном написании наречий – «безума». Такое суждение ошибочно.
Синтаксическая роль сочетания «без ума» в данном случае – именная часть составного именного сказуемого, выраженного именем существительным «ум» в родительном падеже с предлогом. Здесь будет более уместным вопрос «в каком состоянии?».
Помимо прочего, между предлогом и существительным без труда вставляется другое слово, что еще раз доказывает раздельное написание словоформы: здесь без ума не обойтись – здесь без большого ума не обойтись.
Примеры предложений и синонимичные сочетания
Данное сочетание часто используется именно в переносном значении и схоже по смыслу с синонимичными значениями:
- Любовь без ума бывает не от счастья, а от отсутствия мозга – бездумная, безрассудная любовь.
- Без ума и вшу на голове не поймаешь – без умения, без смекалки.
- Она без ума от этой книги – в восторге, находится в восхищении.
- Она без ума от этого мужчины – сильно влюблена.
Иногда выражение используется в прямом своем значении: в этой области знаний без ума трудно разобраться – без определенных умений.
Как запомнить правило
Существительные с предлогами всегда пишутся раздельно.
Чтобы убедиться в частеречной принадлежности, нужно поставить слово в начальную форму: без ума (родительный падеж) – ум (именительный падеж), задается вопрос «что?».
Чтобы не путаться, можно запомнить еще одно правило.
Наречия, образованные от существительных с предлогом, также пишутся раздельно: на лету, в обрез, в упор, в обнимку, до упаду, за глаза и так далее.
На чтение 2 мин Просмотров 296 Опубликовано 13.06.2021
Разобраться, какое выражение правильное – «безума» или «без ума», нетрудно, если вспомнить, как проверяется слитное и раздельное написание приставок и предлогов.
Как пишется правильно: «безума» или «без ума»?
Безошибочен второй вариант – без ума.
Какое правило применяется?
Выражение «без ума» – устойчивое наречное сочетание, употребляемое в значении – «в искреннем восторге, в восхищении от кого(чего)-либо».
В плане орфографии сочетание не совсем простое, его нередко пишут в одно слово, руководствуясь тем, что наречия всегда пишутся слитно. Но это не наречие, а наречное сочетание, состоящее из предлога «без» и формы ед. ч. Р. п. существительного «ум», что можно легко проверить, вставив между предлогом и существительным слово, подходящее по смыслу. «Без ума» хоть и устойчивая синтаксическая конструкция, но не настолько, чтобы не допустить некоторых изменений. Чтобы доказать, что фразеологизм пишется в два слова, между предлогом и существительным можно вставить, например, прилагательное «большой»: без большого ума. Если бы «без» был приставкой, сделать этого было бы нельзя. Следовательно, интересующее нас выражение необходимо писать в два слова.
Примеры предложений
Я просто без ума от этого артиста!
Он без ума от радости.
Как неправильно писать
Орфографически неверно писать – безума.
Гость:
Я думаю, что ум человека состоит из множества отдельных небольших умов, которые, точнее, будет назвать шаблоныобразцы мышленияповедения. Очень часто все конфликты внутри человека заключаются в противоречивости данных записанных в этих умах. Думаю, если лишний ум своими данными соответствует действительности, то он он вовсе «не помеха», если же лишний ум искажает действительность, то ну его.. . :))
Гость:
Когда он становится самоцелью и мешает действовать.
Гость:
в Любви…
Гость:
Когда пора действовать.
Гость:
Когда сильно настойчиво пристает с ненужными советами…
Гость:
Когда хочется не о чём не думать.
→
лишним — прилагательное, творительный п., муж. p., ед. ч.
↳
лишним — прилагательное, творительный п., ср. p., ед. ч.
↳
лишним — прилагательное, дательный п., ср. p., мн. ч.
→
лишним — прилагательное, творительный п., муж. p., ед. ч.
↳
лишним — прилагательное, творительный п., ср. p., ед. ч.
↳
лишним — прилагательное, дательный п., ср. p., мн. ч.
↳
лишним — существительное, творительный п., ср. p., ед. ч.
Часть речи: существительное
Часть речи: прилагательное
Положительная степень:
Часть речи: кр. прилагательное
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Слайд 1
в 6 классе
Урок русского языка
Правописание НЕ с существительными
Слайд 2Мобилизующий этап
1. В…сеннее (не)настье – семь п…год на дв…ре.
2.
(Не)было бы счастья, да (не)счастье пом…гло.
3. (Не)пером пишут, а умом.
4.
Свой своему вовсе (не)брат.
5(Не)бойся дороги, были б кони здоровы.
Раскройте скобки перед словами той части речи, написание которой с не вам знакомо.
Слайд 3Формирование темы и цели урока
1. Весеннее (не)настье – семь
погод на дворе.
2. Не было бы счастья, да (не)счастье помогло.
3.
(Не)пером пишут, а умом.
4. Свой своему вовсе (не)брат.
5Не бойся дороги, были б кони здоровы.
Назовите остальные слова с не из пословиц. Определите, к какой части речи они относятся. Сформулируйте тему сегодняшнего урока.
Слайд 4Не с существительными
1. Весеннее (не)настье – семь погод на
дворе.
2. Не было бы счастья, да (не)счастье помогло.
3. (Не)пером пишут,
а умом.
4. Свой своему вовсе (не)брат.
5Не бойся дороги, были б кони здоровы.
-Сформулируйте цель нашего урока, опираясь на его тему. Используйте опорные слова:
Познакомиться с …;
Учиться …
Слайд 5Знаю
правило о написании не с глаголом
Выяснить, когда не с
существительным пишется слитно, а когда — раздельно
Мыслительный лист
Слайд 6Не с существительными
Цель урока:
1) познакомиться с правилом написания
не с существительными;
2) учиться правильно писать не с именами
существительными.
Весеннее (не)настье – семь погод на дворе.
Назовите существительное с не из первой пословицы. Отнимите не от существительного (не)настье. Употребляется ли слово (не)настье без не? Объясните, почему вы так считаете. Сделайте вывод о написании таких слов.
Слайд 7
(не)настье
Не с существительными
Чем в этом случае является не
в слове?
Слайд 8
ненастье
Не с существительными
В этом случае не является частью
корня.
На письме мы будем обозначать это так:
Слайд 9Не с существительными
неряха
ненастье
нелепица
неистовство
неурядица
нехватка
негодник
недовес
невольник
недоделка
недоросль
недотёпа
невежа
невеличка
небрежность
невзгода
незнайка
неверие
ЗАПОМНИТЬ!
Эти существительные
без НЕ не употребляются
Слайд 10Не с существительными
Назовите существительное с не из второй пословицы.
Не
было бы счастья, да (не)счастье помогло.
Сравните слова счастье и (не)счастье.
Замените слово (не)счастье синонимом без не или близким по значению выражением.
Слайд 11
Счастье
(не)счастье
горе
беда
Не является в слове приставкой
Не с существительными
Несчастье –
это горе, беда. Что-то очень неприятное.
Не придает слову новый смысл,
т.е. образует новое слово. Если с помощью не образуется новое слово, то чем не в нем является?
Как пишется не с существительными в этом случае?
Слайд 12
Счастье
несчастье
горе
беда
Не с существительными
Сделайте вывод о написании не с существительными
по второй части нашего рассуждения.
Не с существительным пишется слитно, если
существительное с не может быть заменено синонимом без не или близким по значению выражением. В этом случае не является в слове приставкой.
Слайд 13Не с существительными
Если слово без
не
не употребляется.
Если слово
можно заменить синонимом без не или близким по значению выражением
Итак,
НЕ с существительными пишется
слитно:
Слайд 14Не с существительными
Прочитайте вслух третью пословицу. Какой смысл –
отрицательный или утвердительный – вносит не в стоящее после нее
существительное?
3. (Не)пером пишут, а умом.
Не вносит отрицательный смысл.
Если не имеет отрицательный смысл, то она является отрицательной частицей и пишется с существительными раздельно. В предложении с отрицательной частицей не есть скрытое или явное (с союзом а) противопоставление.
Слайд 15Не с существительными
Кратко этот вывод можно изобразить следующим образом.
Не пером пишут, а умом.
Слайд 16Не с существительными
Прочитайте вслух четвертую пословицу. Какое слово стоит
перед не?
4. Свой своему вовсе (не)брат.
Вовсе. Это, так называемое
слово-«магнит», которое как бы притягивает частицу не к себе. Таких слов в русском языке несколько:
вовсе не, ничуть не, отнюдь не, нисколько не, совсем не, далеко не
Слайд 17
Слова-«магниты»
Далеко не
Вовсе не
Отнюдь не
Не с существительными
Совсем не
Нисколько не
Ничуть не
Слайд 18Не с существительными
Если есть скрытое или явное противопоставление (с
союзом а).
Если есть слова- «магниты»
далеко не, вовсе не, ничуть
не, отнюдь не, нисколько не, совсем не
Итак,
Не с существительными пишется
раздельно:
Не пером, а умом.
Вовсе не брат
Слайд 19
НЕ с существи-тельными
Слитно
Раздельно
Не с существительными
Без не не
употребляется
Можно заменить синонимом без не или близким по значению
выражением
Есть скрытое или явное противопоставление
(с союзом а)
далеко не,
вовсе не,
ничуть не,
отнюдь не, нисколько не, совсем не
Слайд 20Не с существительными
Упражнение 1
Схемы
(Не)работа сушит, а з..бота.
(Не)печ.. кормит, а
руки.
Чу..ствовать (не)пр..язнь.
Рас..казывать (не)былицы.
Слезы (не)г..д..вания.
(Не)р..ш..тельность действий.
(Не)точность в ..твете.
Отнюдь (не)дурак.
1. не
2. не
3. слово-«магнит» не…
4. не , а
Прочитайте предложения и словосочетания. Внимательно рассмотрите схемы к ним. Сформулируйте задание к упражнению.
Слайд 21Не с существительными
Упражнение 1
Схемы
Не работа сушит, а
забота.
4. Не печь кормит, а руки.
1. Чувствовать неприязнь.
Рассказывать небылицы.
Слезы негодования.
2. Нерешительность действий.
Неточность в ответе.
3. Отнюдь не дурак.
1. не
2. не
3. слово-«магнит» не…
4. не , а
Слайд 22
Какова
яблоня, таковы и яблочки.
От свиньи родится (не)бобренок, а такой
же поросенок.
2. Лишний ум (не)помеха.
Упражнение 2
1. Ум хорошо, а два лучше.
Не с существительными
Кто в понедельник бездельник, тот и во вторник (не)работник.
Внимательно прочитайте пословицы под цифрами один и два.
Сформулируйте к ним задание в соответствии с темой урока.
Ленивому всегда праздник.
Слайд 23
От свиньи родится не бобренок, а такой же
поросенок.
Лишний ум не помеха.
Упражнение 2
Не с существительными
Кто в понедельник бездельник,
тот и во вторник не работник.
Лишний ум не помеха.
Слайд 25
Скажите, над чем мы сегодня работали?
Расскажите правило
правописания НЕ с существительными. Приведите свои примеры.
Домашнее задание
Мы познакомились
с правописанием НЕ с именами существи- тельными, учились правильно писать существительные с НЕ.
Итог урока
Орфография выражений – «не помеха» или «непомеха» – определена правилом «Слитное и раздельное написание «не» с существительными».
Содержание
- Как пишется правильно: «не помеха» или «непомеха»?
- Какое правило применяется?
- Примеры предложений
- Как неправильно писать
Как пишется правильно: «не помеха» или «непомеха»?
Безошибочный варианта – не помеха.
Какое правило применяется?
Написание может быть только раздельным.
«Помеха» – нариц. неодуш. существительное 1-го скл. жен. рода. Употребляется в значении – то, что мешает кому-либо, чему-либо, а также в форме множественного числа – «электромагнитные колебания, искажающие его принимающий сигнал».
Исконно русского происхождения, происходит от старославянского «мѣшати», далее – «мешать», «помешать». «помеха».
Согласно вышеназванной орфограмме, «не» в данном случае является частицей, так как может заменяться синонимом без названной приставки, например, словами «препятствие», «возмущение». Следовательно, это не слово, а сочетание, которое пишется в два слова.
Примеры предложений
Большое расстояние не помеха, можно воспользоваться авиацией и быстро попасть в назначенную точку.
Отсутствие электричества не помеха, у нас есть автономный электрогенератор.
Как неправильно писать
Не соответствуют орфографической норме – непомехак, не памеха.
Предыдущая
Русский язык«Наобум» или «на обум» — как правильно пишется слово?
Следующая
Русский язык«Наперерез» или «на перерез» — как правильно пишется слово?