Литературно одаренный как пишется

Всего найдено: 8

Уважаемые специалисты портала!

Как правильно употреблять существительные со словами «одаренный» и «знания»? «Одаренный в химии», «одаренный по химии», «одаренный в области химии»? «Глубокии знания по химии», «глубокие знания химии» и т.д.?

С уважением,

Владимир Рыбкин

Ответ справочной службы русского языка

Такие сочетания со словом «одаренный» некорректны. Глубокие знания химии и в области химии — возможно.

Здравствуйте!
1. Нужны ли запятые в предложениях такого рода:

Он был страстный, хоть и не особенно одарённый _ шахматист.
Его деятельность, вернее, бездеятельность _ стала причиной…
Это необходимо, особенно _ если рейс задерживается.

2. Есть государство Беларусь (когда-то оно называлось Белоруссия). Как же
образовывать производные? Беларус или белорус, беларусский или белорусский?

Ответ справочной службы русского языка

1. В третьем примере запятая не нужна. Если слово особенно стоит перед союзом в сложноподчиненном предложении, то запятая перед особенно ставится, а между особенно и союзом отсутствует. Что касается первых двух примеров, то возможны варианты пунктуации, обусловленные авторским замыслом. О пунктуации при словах вернее, точнее см. в «Справочнике по пунктуации» (примечание 3).

2. Правильно: белорус, белорусский, несмотря на то что сейчас официальное название государства – Республика Беларусь. Эти слова образованы от названия Белоруссия, продолжающего существовать в русском языке (пусть и не являющегося официальным). Написание беларус, беларусский по-русски невозможно.

правописание слова «особоодаренный»

Ответ справочной службы русского языка

Правильно слитное написание: особоодарённый.

Приемлемо ли словосочетание «альтернативно одаренный«?
И что оно означает?

Ответ справочной службы русского языка

Это выражение синонимично словам «тронутый, чокнутый».

Возник спор… Что такое «харизматичный/харизматический человек»? Это всё-таки одарённый или способный подчинять своей воле (какое значение первоочередное, более предпочтительное, ведь в значениях для слова ХАРИЗМА указывается, что значение «исключительная одарённость (о святых)»)?

Ответ справочной службы русского языка

Харизма (от фр. charisme < греч. charisma «божественный дар, божественная милость») — особая одаренность, исключительность личности в интеллектуальном, духовном или каком-н. другом отношении. Харизматический, харизматичный — характеризующийся харизмой.

Правильно ли сочетание «творчески одарённый»?

Ответ справочной службы русского языка

Смысл этого сочетания не вполне ясен (одаренный творчеством? имеющий дар творчества? творческий дар?), следует выразиться яснее.

Уважаемая «Грамота», пожалуйста, разрешите спор:»особо/одаренный» пишется слитно или раздельно? В вашем словаре зафиксировано слитное написание, однако все мои знакомые корректора утверждают обратное, кроме того, компьютерный spell checker тоже отмечает слово как ошибочное. Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Слитное написание _особоодаренный_ зафиксировано в академическом «Русском орфографическом словаре» и является нормативным.

Добрый день!
Подскажите, пожалуйста (совсем зарапортовалась) как правильно написать «творчески одаренный» или «художественно одаренный» человек. А может оба сочетания верны?
Очень жду ответа . Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Оба варианта корректны.

1.
… От низшей монеры до самых одаренных насекомых и самых разумных позвоночных осуществленный прогресс был по преимуществу … комбинировать новые движения у самого одаренного животного, даже у обезьян, строго ограничена? В этом — мозговая характеристика …

Бергсон А.. Творческая эволюция

2.
… за того, что был слишком одаренным поэтом? Его пьесы были перенасыщены стихами, поэзия пронизывала собой все …

Берджес Энтони. Влюбленный Шекспир

3.
… Опубликуются, конечно. А поскольку он одаренный человек, очень изощренный человек, какие-то избранные его стихи безусловно …

Бердников А.. Жидков, или о смысле диких роз, киселе и переживаниях..

4.
… также из того, что люди, одаренные разумом, никогда не уступят своего права так, чтобы перестать быть … действительности (актуально) в высшей степени одаренным разумом, однако не верят, чтобы он мог вызвать к существованию … или какие-то правители природы, одаренные человеческой свободой, которые обо всем озаботились для них и все …

Бенедикт Спиноза. Труды

5.
… психиатрические, отец — пьющий. Однако, семья — одаренная: и дед, и отец — оба известные художники. Ну, ясное дело …

Бенилов Евгений. Человек, который хотел понять все

6.
… одним из тех мужчин, щедро одаренных природой, которые могли бы стать любовниками королевы. — Ты настоящая чертовка … одиночестве экспедициям виконта, который, словно одаренный особой властью, в любой точке мира находил взаимопонимание и узнавал … демоном, но самым горячим и одаренным человеком из всего своего рода». Ему исполнилось только шестнадцать, когда … башни. Через его дочь Анну, одаренную поэтессу, замок переходит к семье Бальзака д’Антрага. Ее сын … представлялась ей невыразимо хитрым созданием, одаренным такой силой обольщения, что могла околдовывать людей на расстоянии, а …

Бенцони Жюльетта. Романы 1-20

7.
… для столь высокообразованного и, несомненно, одаренного человека. Он счел необходимым подробно изложить мне какую-то запутанную … любили, более того — считали наиболее одаренной и единодушно утверждали, что следующая свободная разговорная роль достанется ей … на зависть Скотленд-Ярда к одаренным любителям. — Но Морсби думает, что знает убийцу?- спросил Плейделл, оставляя … была женщина,- потом еще исключительно одаренная писательница, чей дар, к несчастью, пока не был по достоинству … лейтмотивом песни Эми — какой бы одаренной она ни была. Рядом с ней должен быть компетентный мужчина …

Беркли Энтони. Роджер Шерингэм 1-11

8.
… большая нога. (Прим. перев.)], весьма одаренным исполнителем игры «Попался, сукин сын». Она прервала его, когда он …

Берн Эрик. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных

9.
… Друзья мои, эта удивительная обезьяна одарена человеческим разумом: она понимает каждое обращенное к ней слово. При …

Берроуз Эдгар. Джон Картер с Марса 1-12

10.
… живет, он остался великим и одаренным народом. В недрах России, в ее первичных истоках происходят молекулярные … волюнтарист и идеалист. Он — музыкально одарен и пластически бездарен. Музыка есть еще дух субъективный, внутреннее состояние …

Бердяев Н.А.. Труды

11.
… фанта- зии. Почти реализм: рядовой мэнээс, одаренный талантом ши- карно травить анекдоты, начинает прямо с утра и меняет …

Бережной Сергей. Публицистика и рецензии

12.
… много пред людьми ты счастьем одарен«… Заканчивалось это — «не просишь ни о чем, не должен никому …

Березин Влад.. Свидетель

13.
… нас разная. Есть люди более одаренные, чем другие. — Ваша теория потрясающе аморальна… — Ничего подобного. Во всяком …

Бенаквиста Тонио. Сага

14.
… вырос в окраинной парикмахерской. «Исключительно одаренного ребенка» скоро заметили и начали всячески продвигать. Маленькому толстому мальчику …

Белль Генрих. Дом без хозяина

15.
… места; она даже готова, эта одаренная женщина готова поступить в крупную мебельную фирму в качестве продавщицы …

Белль Генрих. Потерянная честь Катарины Блюм

16.
… таких высоких. Рекомендую дотошным и одаренным читателям нарисовать три экскаватора: на одном из них будет болтаться …

Белль Генрих. Самовольная отлучка

17.
… шесть-семь он был таким одаренным, таким хорошеньким мальчиком. Был очень способным математиком. Мы думали, что …

Беллоу Сол. Планета мистера Сэммлера

18.
… моих оставшихся в живых сыновей, одаренного юношу; сама Эдит была совсем другой — в ней жила библейская … других; он — доктор Роберт Фемель, одаренный математик, — служил фельдфебелем в саперных частях; он ел гороховый суп …

Белль Генрих. Бильярд в половине десятого

19.
… О да, наш Ганс был одаренный юноша, но, к сожалению, очень чувственный и падкий на деньги … сожалению, совершенно недисциплинированный… но такой одаренный, такой одаренный. Зоммервильд скажет: — Наш милый Шнир был превосходный человек… жаль, что …

Белль Генрих. Глазами клоуна

20.
… противоположность ему Окунев был человеком одаренным. С фантазией. Но совершенно не способным доводить начатое дело до …

Беляев Александр. Взлетная полоса

21.
… только разумным, но и исключительно одаренным существом. Он сумел приручить дельфина, ему известна обработка металлов. Наконец …

Беляев Александр. Человек-амфибия

22.
… к Фабермахеру, как к очень одаренному новичку, и вполне непринужденно чувствовал себя в роли профессора, беседующего … прыгнуть выше себя, как бы одарен он ни был. Но существует другое мерило, гораздо более объективное …

Беляев Сергей. Властелин молний

23.
… именно? — Ну, ты же умный, одаренный, а разбойник, — вкрадчиво сказала она и прижалась лицом к его …

Белов Александр. Бригада

24.
… так и происходит первоначальное выявление одаренных людей. Нужна смелость, дерзновенный порыв, чтобы понять, способен ли ты … художника без многих его менее одаренных собратьев. Шедевры в искусстве не могут рождаться ни с того …

Белов Василий. Повседневная жизнь Русского Севера

25.
… появляться представители шестой, грядущей расы, одаренные ясновидением. Любая раса не может переступить ей отмежеванных границ в …

Белый Андрей. Фридрих Ницше

26.
… женском одеянии, чтобы понять, каким одаренным актером был Шип. В то время как Джонни широко шагал … женском одеянии, чтобы понять, каким одаренным актером был Шип. В то время как Джонни широко шагал …

Блейк Дженнифер. Романы 1-7

27.
… возбудимый, аффективный, быстрый, подвижный, интеллектуально одаренный; 2) флегматично-депрессивный; 3) активный, импульсивный, хорошо одаренный; 4) медленный, иногда импульсивный, интеллект средний. Содержит ряд ошибочных и …

Блейхер Вадим. Толковый словарь психиатрических терминов

28.
… из всего общества был изначально одарен силой красоты, был абсолютно скомпрометирован. Следовательно, никто не мог лишить …

Блиш Джеймс. Аргументы совести

29.
… поскольку перед лицом закона этот одаренный молодой мулат был не человеком, а всего лишь вещью, он …

Бичер-Стоу Гарриет. Хижина дяди Тома

30.
… как вы, Лайтмен? — В школу одаренных детей? Кесслер рассмеялся. — Знаете, Лайтмен, будь вы моим сыном, я …

Бишоф Дэвид. Недетские игры

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Александра



Мыслитель

(6096),
закрыт



14 лет назад

Словарь русских синонимов
например: страна, деньги, власть, диктатор

Синонимы к слову «литературно одаренный», всего найдено — 1. Все слова отсортированы по алфавиту. Используйте поиск для того чтобы подобрать синонимы к другим словам.

— литературно одарённый (1)

Значение слова «литературно одаренный»

Значения данного слова не найдено в словарях.

  • Как правильно пишется слово «литературный»
  • Как правильно пишется слово «дарование»

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова наминать (глагол), наминал:

Ассоциации к слову «литературный&raquo

Ассоциации к слову «дарование&raquo

Синонимы к словосочетанию «литературное дарование&raquo

Предложения со словосочетанием «литературное дарование&raquo

  • Их популярность объясняется и несомненным литературным дарованием автора, и темой войны 1812 г., которая неизменно находит своих читателей.
  • Очень возможно, что это вообще неизвестный писатель, хотя и не лишённый литературного дарования и вкуса.
  • Раздумья о дальнейших путях и способах развития литературного дарования были недолгими.
  • (все предложения)

Цитаты из русской классики со словосочетанием «литературное дарование»

  • Не убил бы я Алексея и в том случае, если бы критика была права и он действительно был бы таким крупным литературным дарованием. В жизни так много темного, и она так нуждается в освещающих ее путь талантах, что каждый из них нужно беречь, как драгоценнейший алмаз, как то, что оправдывает в человечестве существование тысяч негодяев и пошляков. Но Алексей не был талантом.
  • Надо, однако ж, заметить, что с недавнего времени проявляются литературные дарования и между нашими русскими евреями.
  • Нам могут указать на множество причин, которые ставят литературу в необходимость сдерживать свои благие порывы; могут прибавить, что причины эти заключаются не во внутренней сущности литературной деятельности и не в случайностях литературных дарований и стремлений, а в обстоятельствах чисто внешних, зависящих от несовершенств самого общества нашего…
  • (все
    цитаты из русской классики)

Значение слова «литературный&raquo

  • ЛИТЕРАТУ́РНЫЙ, —ая, —ое; —рен, —рна, —рно. 1. только полн. ф. Прил. к литература (во 2 знач.). Литературное произведение. Литературное наследство. Литературное течение. (Малый академический словарь, МАС)

    Все значения слова ЛИТЕРАТУРНЫЙ

Афоризмы русских писателей со словом «литературный&raquo

  • Вот и еще особенность нашего времени: презирать писание ради литературы, хотя и помнишь, и соглашаешься с Белинским, что у настоящей литературы цель — сама литература, художественность, а остальное приложится. Но слишком противны эти наши самодовольные деятели литературы сегодня, а потому и их литература, даже если и не лишена чисто литературных достоинств.
  • В литературном мире нет смерти, и мертвецы так же вмешиваются в дела наши и действуют вместе с нами, как живые.
  • литературный язык хотя черпали из речевого языка трудовых масс, резко отличается от своего первоисточника, потому что, изображая описательно, он откидывает из речевой стихии всё случайное, временное и непрочное, капризное, фонетически искаженное, не совпадающее по различным причинам с основным «духом», то есть строем общеплеменного языка.
  • (все афоризмы русских писателей)

Смотрите также

ЛИТЕРАТУ́РНЫЙ, —ая, —ое; —рен, —рна, —рно. 1. только полн. ф. Прил. к литература (во 2 знач.). Литературное произведение. Литературное наследство. Литературное течение.

Все значения слова «литературный»

ДАРОВА́НИЕ, -я, ср. 1. Устар. Действие по знач. глаг. даровать.

Все значения слова «дарование»

  • Их популярность объясняется и несомненным литературным дарованием автора, и темой войны 1812 г., которая неизменно находит своих читателей.

  • Очень возможно, что это вообще неизвестный писатель, хотя и не лишённый литературного дарования и вкуса.

  • Раздумья о дальнейших путях и способах развития литературного дарования были недолгими.

  • (все предложения)
  • литературные способности
  • литературный талант
  • литературный дар
  • литературные опыты
  • литературные труды
  • (ещё синонимы…)
  • персонаж
  • литература
  • перевод
  • язык
  • (ещё ассоциации…)
  • дар
  • индиго
  • подарок
  • талант
  • дарить
  • (ещё ассоциации…)
  • Разбор по составу слова «литературный»
  • Разбор по составу слова «дарование»
  • Как правильно пишется слово «литературный»
  • Как правильно пишется слово «дарование»

Ответ:

Правильное написание слова — литературно

Значение слова -нареч. 1) В соответствии с требованиями литературы как вида словесного искусства. 2) В соответствии с нормами литературного языка.

Выберите, на какой слог падает ударение в слове — СВЁКЛА?

Слово состоит из букв:
Л,
И,
Т,
Е,
Р,
А,
Т,
У,
Р,
Н,
О,

Похожие слова:

литературного
литературное
литературной
литературном
литературному
литературность

Рифма к слову литературно

недурно, пасмурно, вычурно, бурно, дурно, скверно, плодотворно, упорно, попарно, притворно, мерно, смирно, верно, черно, просторно, наверно, равномерно, мирно, позорно, всемирно, непридворно, благодарно, характерно, неверно, покорно, мазано, выиграно, отдано, предсказано, обнародовано, прервано, отказано, убрано, приказано, застлано, отослано, связано, признано, основано, продано, доказано, проиграно, сказано, вызвано, собрано, указано, нарисовано, прибрано, подано, обязано, описано, фортепиано, написано, завязано, опоздано, придумано, списано, дано, сделано, выбрано, запачкано, рано, послано, призвано, писано, записано, насыпано, выдумано, оказано, названо, передано, пожаловано, предписано, бассано, делано

Толкование слова. Правильное произношение слова. Значение слова.

В специальной литературе чаще всего выделяют несколько категорий детей, которых обычно называют одаренными:

– дети с высокими показателями по специальным тестам интеллекта (интеллектуальная одаренность);

– дети с высоким уровнем творческих способностей (творческая одаренность);

– дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, шахматисты и др.); эту категорию детей чаще называют талантливыми;

– дети, хорошо обучающиеся в школе (академическая одаренность).

Н.С. Лейтес отмечает, что необходимым условием развития способностей является соответствующая деятельность учащихся (музыкальная, изобразительная, познавательная, учебная и т.д.). Для наиболее успешного проявления способностей в той или иной деятельности необходимо определенное сочетание качеств – положительного отношения к соответствующей деятельности, интереса к ней, наличия организованности, сосредоточенности, самостоятельности, целеустремленности, настойчивости[1].

Согласно «Рабочей концепции одаренности», есть несколько критериев выделения видов одаренности:

– вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики;

– степень сформированности;

– форма проявления;

– широта проявлений в различных ви­дах деятельности;

– особенности возрастного развития[2].

Классификация видов одаренности по критерию «вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики» является наиболее важной в плане понимания качественного своеобразия природы одаренности. Данный критерий является исходным, тогда как остальные определяют особенные, в данный момент характерные для человека формы.

По критерию «вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики» выде­ление видов одаренности осуществляется с уче­том разных психических сфер и степени участия определенных уров­ней психической организации. К основным видам деятельности относятся: практическая (одаренность в ре­меслах, спортивная и организационная), теоретическая, или познавательная (интеллектуальная одаренность), художественно-эстетическая (хореографическая, сцени­ческая, литературно-поэтическая, изобра­зительная и музыкальная одаренность), коммуникативная (лидерская и аттрактивная одаренность) и духовно-ценностная (одаренность, которая про­является в создании новых духовных ценно­стей и служении людям). Сферы психики представлены ин­теллектуальной, эмоциональной и мотивационно-волевой.

Неспроста литературно-поэтическая одаренность входит в группу художественно-эстетической деятельности. Очень важно, чтобы начинающие литераторы развивали не только художественное чутье, но и эстетическое чувство. Антон Павлович Чехов в пьесе «Иванов» пишет: «Стало быть, каким был бы <он> гениальным подлецом, если бы еще усвоил культуру, гуманитарные науки!»[3]. Иными словами, если безнравственного человека приобщить к культуре и искусству, мы получим безнравственного гения. Значит, одна из целей развития литературной одаренности – воспитание нравственной, высокодуховной личности.

В основе литературно-поэтической одаренности лежат литературные способности, которые понимаются не только как способности к усвоению школьных предметов «Литература» и «Русский язык», но и как способности к творчеству, то есть производству так называемого «творческого продукта». В данном случае речь идет о производстве литературных произведений в различных жанрах.

Вполне естественно ставить вопрос о структуре литературных способностей, чтобы можно было их дифференцировать в ряде иных художественных одаренностей.

Структуре литературных способностей посвящены исследования психолога В.П. Ягунковой, где речь идет о творческих способностях вообще. В течение ряда лет В.П. Ягункова изучала школьников, систематически занимающихся литературным творчеством. Длительные наблюдения за способными школьниками и за процессом их литературного творчества, а также лабораторные эксперименты, проводившиеся со старшими школьниками по специально разработанной методике, позволили ей выявить основные компоненты литературных способностей. В своей статье «Индивидуально-психологические особенности школьников, способных к литературному творчеству»[4] исследователь выделила такие основные компоненты литературных способностей:

– впечатлительность, или поэтическое восприятие предметов и явлений действительности;

– поэтическая зоркость;

– хорошая («цепкая») память;

– способность силы мышления и воображения создавать оригинальные образы и сюжеты;

– легкость возникновения творческого состояния, в частности, сопереживания;

– богатство словарного запаса и чувство языка;

– богатство словесных ассоциаций.

Вполне логично, что для развития литературно-поэтической одаренности следует развивать компоненты литературной способности.

Итак, литературные способности – это не только способности к определенным школьным или вузовским предметам, а способность создавать «культурный продукт», то есть произведение искусства. Но если творчество крупного писателя имеет большое культурное и общественное значение, то творчество школьника нужно, прежде всего, ему самому для правильного развития своих духовных сил. Это помогает ему органически входить в процесс учения, освоения жизни и искусства, в частности, литературы. Однако годы учения сменяются годами мастерства далеко не у всех. Но зато все прошедшие это обучение, может быть, не став профессиональными писателями и поэтами, учатся лучше понимать литературу и искусство вообще.

Стать писателем непросто. В письме к другу С.В. Дежневу В.Г. Короленко указывает на три ступени, которые нужно пройти, чтобы стать писателем: «первая (самая легкая) – научиться писать грамотно, в смысле построения речи; вторая (труднее) – выработать слог литературный, то есть гибкий и свободный; третья (самая главная) – овладеть художественной формой – картиной, образом»[5]. Именно мышление художественными образами (художественной формой) лежит в основе словесного искусства.

Проблеме художественного образа и его восприятия читателем, в частности, ребенком, посвящены многие работы, в том числе работы О.И. Никифоровой «Исследования по психологии художественного творчества», Л.С. Выготского «Психология искусства», М.М. Бахтина «Вопросы литературы и эстетики», «Эстетика словесного искусства», Ю.М. Лотмана «Структура художественного текста», «Анализ поэтического текста», Г.Н. Поспелова «К проблеме формы и содержания» и многих других. Поэтому отдельно останавливаться на этой теме не будем, отметим только, что слово, с помощью которого построен художественный образ, несет с собой уже известное обобщение, результат работы мысли многих поколений, является концептом, культурным кодом. Но художественный образ оживает в сознании читателя только тогда, когда соприкасается с жизненным опытом читателя, когда находит какой-либо отклик в его душе. Поэтому очень важно специально готовить юных писателей и читателей к правильному пониманию художественных образов – как культурных доминант, так и индивидуальных образов поэтической речи.

Очевидно, что без способности мыслить художественными образами невозможна творческая деятельность человека в области литературы. О.И. Никифорова отмечает, что синтетический характер способности мыслить художественными образами раскрывается, прежде всего, через ее связь с двумя сферами психической деятельности: художественным мышлением и речью. Однако прежде, чем продолжать, нужно отметить, что структура способности мыслить словесно-художественными образами еще ждет своего исследования, и прежде всего в психологическом плане.

Л.С. Выготский настойчиво утверждает единство мышления и речи: «Мысль не выражается, но совершается в слове»[6]. По Выготскому, человек мыслит не столько символами (образами, картинками предметов), сколько словами (например, при обозначении нематериальных предметов типа «любовь», «дружба», «творчество»). А творчески одаренный человек способен мыслить не только прямыми категориями слов, но и переносными. Ведь перед ним стоит задача не столько передать информацию (для этого есть учебники и энциклопедии), а сколько дать ей оценку, передать чувственное переживание, вызвать у читателя катарсис.

Это сложная задача. Для овладения художественным мышлением и речью требуется жизненный опыт, поэтому люди с литературно-поэтической одаренностью, как правило, проявляют себя позднее, чем люди, допустим, с изобразительной или музыкальной одаренностью.

Это подтверждается выводами ученых. Авторы «Рабочей концепции одаренности» отмечают, что дети с ярким проявлением специальных способностей чаще всего характеризуются обычным общим уровнем развития интеллекта и особой склонностью к какой-либо области искусства, науки или техники. Специальные способности раньше проявляются в тех видах деятельности, где требуются особые специальные задатки или формальные качества ума. Позже они обнаруживают себя там, где нужен определенный жизненный опыт[7].

Однако развитием литературно-поэтической одаренности следует заниматься с раннего возраста. Другой вопрос, когда юный автор[8] достаточно созреет для того, чтобы его произведения имели значимость не только для него, но и для окружающих людей.

Наверное, практически каждый учитель-словесник или писатель не один раз сталкиваются в своей профессиональной деятельности с литературно одаренными детьми. Сами дети или их родственники приносят к людям, связанным с профессиональным творчеством, первые художественные опыты начинающих писателей и поэтов: стихотворения, статьи, заметки, рассказы, повести, романы. Их в первую очередь интересует вопрос: «Насколько хорошо получилось?» А педагогов и литераторов интересует иной аспект: «Есть ли у ребенка способности к литературному творчеству?»

Литературно-поэтическая одаренность, как и любая другая одаренность, вряд ли может развиваться «сама по себе». Для того, чтобы одаренный ребенок состоялся как зрелая личность, необходимо соблюдение многих факторов. Теме гармоничного развития ребенка посвящено немало работ таких исследователей, как Н.С. Лейтес, В.С. Юркевич, А.М. Матюшкин, П.В. Тюленев и других. Общим в их работах является признание того, что на развитие одаренного ребенка во многом оказывают воздействие три социальные сферы: семья, сверстники, наставники.

Однако нужно отметить, что гармоническое развитие одаренного ребенка осуществлять достаточно сложно. При значительном опережении в умственном или художественно-эстетическом развитии другие психичес­кие сферы – эмоциональная, социальная и физическая – не всегда поспевают за таким бурным ростом, что приводит к выраженной неравномерности развития. Неравномерность психологического развития приводит к ряду проблем.

Авторы «Рабочей концепции одаренности» отмечают, что нередко у таких детей имеются про­блемы в эмоциональном развитии. У большинства из них наблюдается повышенная впечатлительность и связанная с ней особая эмоциональная чувствительность. Так, напри­мер, для этих детей характерно принятие на себя ответственности за результаты своей деятельности, признание, что именно в них кроется причина удач и неудач, что очень ча­сто ведет к не всегда обоснованному чувству вины, самобичеванию, иногда даже к де­прессивным состояниям.

Стремление добиться совершенства (перфекционизм) может превращаться в мучительную и болезненную неудовлетворенность собой и результатами своего труда, что нега­тивно влияет на творческий процесс и на жизнь самого творца. Ребенок бесконечно переписывает один и тот же рассказ или стихотворение, замыкается на нем и не может написать ничего нового. В конце концов, это может привести к отказу от творчества: «Все равно у меня ничего не получается!».

Еще одной проблемой одаренных детей является проблема формирования волевых навыков. Ситуация часто складывается так, что одаренные дети занимаются только деятельностью, достаточно интересной и легкой для них, составляющей суть их одаренности. Любую другую деятельность,  которая не входит в сферу их склонностей, большинство одаренных детей избегают. У многих одаренных детей заметны проблемы, связанные с их физическим развитием. Так, некоторые дети явно избегают всего, что требует физических усилий, явно  тяготятся уроками физкультуры, не занимаются спортом.

В конечном итоге возникает специфическая ситуация, когда особо одаренные дети, проявляя очевидную  склонность к любимому труду, не умеют трудиться в тех случаях, когда от них требуются выраженные волевые усилия.

Развитие врожденных способностей ребенка, воспитание интеллектуально развитой личности начинается в семье. Создание в семье развивающей среды способствует раскрытию творческого потенциала одаренных детей. Однако, как пишет Н.С. Лейтес, эффективна лишь та система детско-родительских отношений, в которой выполняются следующие условия: признание безусловной ценности ребенка; создание обстановки его безусловного принятия, то есть ситуаций, в которых отсутствует внешнее оценивание; предоставление ребенку свободы выражения; креативность способна развиваться и реализовываться через проявление индивидуальности ребенка[9]. Поэтому родителям необходимо увидеть в каждом ребенке личность, оказать помощь в саморазвитии, сделать все возможное, чтобы сформировать у детей желание развивать свои способности, помочь им совершенствоваться и состояться в жизни.

Хорошая система воспитания должна отвечать потребностям ребенка, развивать его потенциал и уменьшать его слабости. Если ребенок «живет в атмосфере свободы и уверенности, он может реализовать свои возможности, получить нужную поддержку и мотивацию для дальнейшего развития. Дети, которые таким образом приходят к самосознанию, ищут новые способы, которые позволили бы им развить их личность и интеллект»[10].

Как отмечают авторы «Рабочей концепции одаренности», «как бы мы ни рассматривали роль и вес природно-обусловленных факторов или влияние целенаправленного обучения и вос­питания (школы) на развитие личности и одаренности ребенка, значение семьи явля­ется решающим. Даже, казалось бы, неблагоприятные условия (плохой быт, недостаточная материальная обеспеченность, не­полная семья и т.д.) оказываются относи­тельно безразличны для развития способностей. Особенно важно для становления лич­ности одаренного ребенка прежде всего по­вышенное внимание родителей»[11].

Неравномерность психического развития приводит и к определенным проблемам во взаимоотношениях со сверстниками. В силу неравномерности развития у части детей с резко повышенными интеллектуальными и/или художественно-эстетическими возможностями часто возникают проблемы общения, отсутствуют достаточно сформированные и эффективные навыки социального поведения. Это может проявляться в излишней конфликтности и/или в своеобразной отчужденности одаренного ребенка от группы сверстников и приводит к тому, что одаренный ребенок начинает искать другие ниши для общения: общество более младших либо, наоборот, значительно более старших детей или общается только со взрослыми и т.д.

Учителя также неоднозначно относятся к одаренным детям, однако все зависит от личности самого учителя. Если это педагог, умеющий работать с одаренным детьми, эти дети вызовут у него уважение и понимание. В других случа­ях взаимоотношения с учителем характеризу­ются конфликтностью, неприятием друг дру­га. Некоторые особенности личности одаренных детей вызывают у учителей негодование, они считают таких детей крайними индивидуалистами.

При развитии одаренного ребенка педагогам очень важно знать о кризисах детской одаренности и по мере возможности избегать развития кризисов. Н.Ф. Дик выделяет несколько кризисов:

– кризис креативности – утрата творческого потенциала: ребенок прекращает создавать особые, свойственные его одаренности творческие продукты;

– кризис интеллектуальности – снижение интеллектуальной активности ребенка, проявляющейся в исчезновении интеллектуальной продуктивности;

– кризис мотив достижений – снижение или полная потеря интереса к процессу и результатам своего труда.

Для достижения положительных результатов очень важно развивать творческие способности ребенка.

Интересным с точки зрения развития способностей является такая форма работы с детьми, как менторство. «Ментор (греч.) – друг Одиссея, которому он поручил заботиться о своем доме, отправляясь в поход против Трои. Ментор воспитывал сына Одиссея, Телемаха. В переносном смысле ментор – советчик, руководитель, наставник юношества»[12]. В нашем языке термину «менторство» соответствует понятие «наставничество». Но вслед за Н.С. Лейтесом будем использовать слова «ментор» и «менторство» в том значении, которое они приобрели в практике работы с одаренными детьми в зарубежной педагогике. Н.С. Лейтес выделяет несколько видов менторства[13]. Менторы могут привлекаться периодически к работе с группой или отдельными выдающимися учениками. Менторы могут систематически работать с малой группой или одним учащимся над проектом на протяжении какого-то времени. «Классический» вид менторства связан с историческим пониманием этого термина – наставник, советчик, тот, кем учащийся восхищается, кому стремится подражать, кто оказывает влияние на его жизнь.

Как показывает практика, в условиях школы менторами могут быть: люди, ушедшие на пенсию с богатым профессиональным опытом и желанием им поделиться; работающие специалисты, которые заинтересованы в притоке одаренной молодежи; студенты с глубокими прочными увлечениями. В менторах особенно нуждаются старшеклассники, которые чаще всего сотрудничают с ними в их учреждении. От менторства много получают и школьники, и сами наставники, особенно если это студенты.

В литературном творчестве роль наставников очень важна. Как правило, творческая деятельность учащегося начинается с подражания какому-либо автору. Лишь со временем начинающий литератор вырабатывает свой стиль. Ментор может помочь автору реализоваться, направить его по верному пути, сформировать у него хороший литературный вкус.

В истории литературы немало примеров менторства. Например, Теофиль Готье был ментором группы «Парнасцы», Николай Гумилев – «Цеха поэтов». Э. Хемингуэй называл своим наставником Ш. Андерсена, А. Камю – Ж. Гренье, А. Пушкин – Г. Державина. Переводчик Эллис (Л. Кобылинский) был ментором группы «Мусагет». В свою очередь, в числе своих менторов Эллис называл Ш. Бодлера и Р. Штейнера. Организация союза писателей СССР, учрежденного в 1934 году, также несла в себе элементы менторства. Литературный институт им. Горького является наглядным примером литературного наставничества. Особенностью обучения в Литературном институте является то, что занятия с начинающими авторами ведут выдающиеся поэты, прозаики и теоретики литературного искусства.

Менторство выполняет положительную функцию, помогая росту авторского мастерства. Кружковые и индивидуальные занятия под руководством наставника оказывают неоценимую помощь на начальном этапе творческого пути.

К сожалению, в современных условиях не каждый школьный учитель-словесник может стать наставником для одаренного ребенка в силу разных причин: от нехватки времени до нежелания или неумения работать с одаренными детьми и т.д. Поэтому не удивительно, что чаще «литературными» менторами становятся не педагоги, а сами литераторы, которые, располагая знанием об особенностях развития одаренных детей, проводят с ними практические занятия литературным творчеством.

Исследования психологов показывают, что можно создать искусственную среду для развития литературно-поэтической одаренности. Этим достаточно активно пользуются системы дополнительного и школьного образования. Но, как отмечает педагог Николай Францевич Дик (род. 1954), при этом образовательная система развивает творческий потенциал одаренного ребенка всеми доступными ей средствами. «Эта практика широко распространена до сих пор, хотя по данным В.Н. Дружинина, В. Варда и многих других психологов, еще c 1980 года известно, что целенаправленное развитие креативности в специально организованных условиях невротизирует детей, делает их тревожными, агрессивными, приводит к хроническим психосоматическим заболеваниям, депрессии, перевозбудимости, вызывает внутри группы межличностные конфликты. Одним словом, играет деструктивную роль»[14]. Следовательно, для гармоничного развития литературно-поэтической (а равно и любой другой) одаренности следует создать такую среду, чтобы ребенок не ощущал, что его «развивают», выполнял задания добровольно, не в принудительном порядке.

Для решения данной проблемы Н.Ф. Дик предлагает следующие действия:

– сместить акцент с одаренности ребенка на саму личность одаренного ребенка;

– сместить акцент с педагогических проблем по поводу одаренных детей на самих одаренных детей;

– сместить акцент с процесса целенаправленного развития неких качеств или функций одаренности на процесс педагогической поддержки, создания условий для естественного роста и созревания одаренного ребенка, внутри него и его одаренности.

Иными словами, одаренность ребенка не нужно развивать. Нужно лишь создать такие условия, в которых бы эта одаренность сама развилась.

Однако даже при равномерном распределении усилий по созданию комфортной творческой обстановки, при равномерном «вкладе» в каждого одаренного ребенка уровень развития способностей остается разным. Возможно, отчасти это можно объяснить тем, что у каждого человека изначально разные предпосылки для творческого развития и разный потенциал. С другой стороны, созданные условия могут оказаться для одних ребят более комфортными и располагающими к развитию способностей, чем для других.

Итак, литературные способности проявляются относительно поздно, поскольку для их формирования требуется овладение художественным мышлением и наличие жизненного опыта. Даже у выдающихся писателей в более или менее сформированном виде они обнаруживались в 17-18 лет. В школьном возрасте на них могут указывать повышенный интерес к литературе, склонность к литературной деятельности, но, как считают психологи, эти особенности не нужно рассматривать как признаки обязательно выдающихся способностей.

Способность мыслить словесно-художественными образами, лежащая в основе литературно-поэтической одаренности, – это способность воспринимать словесное искусство как специфическое выражение художественного содержания. Совершенно ясно, что без этой способности невозможна творческая деятельность человека в области литературы.

Литературно-поэтическая одаренность не может развиваться «сама по себе». Для того, чтобы одаренный ребенок развивался гармонично, необходимо соблюдение многих факторов. Три сферы – семья, наставники, сверстники – оказывают на одаренного ребенка наибольшее влияние. Семье и педагогу очень важно помочь одаренному ребенку с социализацией и с развитием его одаренностей.

Исследования ученых, в частности, В.П. Ягунковой, Н.Ф. Дика, Н.С. Лейтеса, показали, что, создав определенные психолого-педагогические условия, а не развивая насильственным путем литературные способности, можно добиться интенсивного развития способностей к литературному творчеству у многих детей. Но и в этих условиях дети будут различаться по самостоятельности и художественному результату своего творчества.

Таким образом, с одной стороны, все дети обладают достаточными предпосылками для развития литературно-поэтических способностей. С другой – даже в благоприятных психолого-педагогическнх условиях уровень развития этих способностей продолжает оставаться разным.

Хорошее знание особенностей развития одаренных детей является базой для разработки специальных программ для них.


[1] Лейтес Н.С. Что значит «одаренный ребенок»? // Искусство в школе. – 2003. – №3. – С. 3.

[2] Рабочая концепция одаренности / под ред. В.Д. Шадрикова. – М.: Молодая гвардия, 2003.– С.12.

[3] Чехов А.П. Собр. соч. в 2-х т. Т.2. – М.: Молодая гвардия, 1986. – С. 214.

[4] Ягункова В.П. Индивидуально-психологические особенности школьников, способных к литературному творчеству // Вопросы психологии способностей школьников. – 1964. – №4. – С. 183.

[5] Цит. по: Никифорова О.И. Исследования по психологии художественного творчества. – М.: Изд-во МГУ, 1972. – С. 142.

[6] Выготский Л.С.. Мысль и слово. – М.: Просвещение, 1982. – С. 16.

[7] Рабочая концепция одаренности / под ред. В.Д. Шадрикова. – М.: Молодая гвардия, 2003. – С.20.

[8] Имеется в виду, что «юный» не по возрасту, а по степени сформированности одаренности.

[9] Лейтес Н.С. Что значит «одаренный ребенок»? // Искусство в школе. – 2003. – №3. – С. 9.

[10] Еремкин А.И. Школа одаренности. Тайна рождения гениев. – М.: ООО «АиФ» Принт, 2003. – С. 35.

[11] Рабочая концепция одаренности / под ред. В.Д. Шадрикова. – М.: Молодая гвардия, 2003.– С. 20.

[12] Мифологический словарь / под ред. Е.М. Мелетинского. – М.: Советская Энциклопедия, 1991. – С. 147.

[13] Психология одаренности детей и подростков / под ред. Н.С. Лейтеса. – М.: Академия, 2000. – С. 214-215.

[14] Дик, Н.Ф. Указ. соч. – С. 35.

wordmap

Слова из слова
Слова по маске
Подобрать рифму
Игра в слова
Еще ▼

Слова из слова
Слова по маске
Подобрать рифму
Предложение со словом
Определения к слову
Ассоциации к слову
Сочетаемость слова
• • •
Слово содержит букву
Слова начинается на букву
Слова оканчиваются на букву
Слова с повторами букв
• • •
Значения слов
Разбор слов морфологический
Разбор по составу
Словарь синонимов
Словарь антонимов
Русско-английский словарь
Русско-немецкий словарь
• • •
Ответы на кроссворды
Игра в СЛОВА
Игра БАЛДА
Игра Чепуха

Карта слова литературно одаренный

20 букв

Слова из слова «литературно одаренный» Рифма к слову «литературно одаренный»

  1. WordMap

  2.   →  

  3. Карта слова ЛИТЕРАТУРНО ОДАРЕННЫЙ

Слова из слова ЛИТЕРАТУРНО ОДАРЕННЫЙ

Показаны 20 слов из 641 найденных:

  • аид
  • аил
  • аир
  • адат
  • анид
  • анна
  • адрон
  • айран
  • айрол
  • адалин
  • аденит
  • айлант
  • алейрон
  • анероид
  • анортит
  • адонилен
  • аннелида
  • аннуитет
  • адреналин
  • алинеатор
  • показать все

Рифмы к слову ЛИТЕРАТУРНО ОДАРЕННЫЙ

Показаны 20 слов из 310 найденных:

  • аренный
  • бренный
  • яренный
  • варенный
  • даренный
  • жаренный
  • маренный
  • паренный
  • буренный
  • торенный
  • сиренный
  • деренный
  • миренный
  • озренный
  • журенный
  • серенный
  • соренный
  • туренный
  • ширенный
  • щуренный
  • показать все

Комментарии 0

Текст комментария:

Ваш e-mail

Только что искали:

литературно одаренный только что

секис 1 секунда назад

суярова 2 секунды назад

сэрэцика ноуэ 3 секунды назад

наклонимся 5 секунд назад

оморозо 5 секунд назад

торпедирующем 6 секунд назад

торшиа 6 секунд назад

сонпасти 6 секунд назад

закрыть 6 секунд назад

минус 6 секунд назад

канивал 6 секунд назад

неискушен 7 секунд назад

рекомендации специалистов 7 секунд назад

испытывать чувство стыда 7 секунд назад

Ваша оценка

Закрыть

Спасибо за вашу оценку!

Закрыть

Последние игры в словабалдучепуху

Имя Слово Угадано Время Откуда
Игрок 1 подсаливание 45 слов 31 минута назад 91.132.23.36
Игрок 2 фамильярство 6 слов 3 часа назад 94.158.173.2
Игрок 3 одноклассница 111 слов 4 часа назад 95.29.163.30
Игрок 4 микроавтобус 204 слова 5 часов назад 95.29.163.30
Игрок 5 нейрохирург 34 слова 5 часов назад 95.29.163.30
Игрок 6 гроб 0 слов 6 часов назад 188.170.169.202
Игрок 7 сортировочная 107 слов 9 часов назад 95.29.163.30
Играть в Слова!
Имя Слово Счет Откуда
Игрок 1 лопух 35:33 8 минут назад 176.98.51.142
Игрок 2 гипюр 44:47 24 минуты назад 176.98.51.142
Игрок 3 налим 29:33 1 час назад 94.233.236.118
Игрок 4 дачка 55:45 2 часа назад 109.94.10.201
Игрок 5 город 57:51 2 часа назад 46.165.250.72
Игрок 6 билет 47:45 2 часа назад 109.94.10.201
Игрок 7 абцуг 48:44 3 часа назад 109.94.10.201
Играть в Балду!
Имя Игра Вопросы Откуда
Каролина На одного 20 вопросов 26 минут назад 85.249.169.75
Влада На одного 20 вопросов 7 часов назад 178.120.68.219
Писюн На одного 10 вопросов 9 часов назад 83.220.238.3
Е На одного 10 вопросов 11 часов назад 46.8.146.76
Аяна На двоих 10 вопросов 23 часа назад 5.34.95.10
Аяна На двоих 5 вопросов 23 часа назад 5.34.95.10
Аяна На двоих 20 вопросов 23 часа назад 5.34.95.10
Играть в Чепуху!

Подбор слов

Слова из слова
Подбор по маске
Рифма к слову
Предложение со словом
Ассоциации к слову
Определения к слову
Сочетаемость слова
Ответы на кроссворды

По буквам

Слово содержит букву
Слова начинается на букву
Слова оканчиваются на букву
Слова с повторами букв

Словари

Значения слов
Разбор морфологический
Разбор по составу
Словарь синонимов
Словарь антонимов
Русско-английский словарь
Русско-немецкий словарь

Игры в слова

Игра в СЛОВА
Игра БАЛДА
Игра ЧЕПУХА

© 2023 «WordMap.ru» — твоя карта слов, составить слова из слов или букв, играть в слова, рифмы к словам.

Загрузка данной страницы заняла 0.05 с.

Как правильно пишется «одарённый»

Чтобы узнать как пишется это слово, необходимо узнать какой частью речи является это слово. Далее найти правило русского языка. Давайте разбираться.

Правильно писать:
«ОДАРЁННЫЙ»

Прочие варианты написания слова

Здесь мы приводим все возможные формы слова, склонение по падежам (если это возможно с точки зрения правил русского), единственное и множественное число слова одарённый

Базовая форма слова ОДАРИТЬ

Будущее время

Лицо Ед. число Мн. число
1 одарю одарим
2 одаришь одарите
3 одарит одарят

Прошедшее время

Ед. число Мн. число
муж. жен. сред.
одарил одарила одарило одарили

Повелит. наклонение

Ед. число Мн. число
одари одарите

Деепричаcтие

настоящее прошедшее
одарив,
одаривши,
одаря

Причастие — прошедшее время, действительный залог

  Ед. число Мн. число
Муж. род Жен. род Средний род
Им. одаривший одарившая одарившее одарившие
Род. одарившего одарившей одарившего одаривших
Дат. одарившему одарившей одарившему одарившим
Винит.
одуш.
одарившего одарившую одарившее одаривших
Винит.
неодуш.
одаривший одарившую одарившее одарившие
Тв. одарившим одарившей,
одарившею
одарившим одарившими
Пред. одарившем одарившей одарившем одаривших
Кр. прич.

Причастие — прошедшее время, страдательный залог

  Ед. число Мн. число
Муж. род Жен. род Средний род
Им. одарённый одарённая одарённое одарённые
Род. одарённого одарённой одарённого одарённых
Дат. одарённому одарённой одарённому одарённым
Винит.
одуш.
одарённого одарённую одарённое одарённых
Винит.
неодуш.
одарённый одарённую одарённое одарённые
Тв. одарённым одарённой,
одарённою
одарённым одарёнными
Пред. одарённом одарённой одарённом одарённых
Кр. прич. одарён одарена одарено одарены

Например

Мы создаём новую школу закрытого типа для особо одарённых детей.

Повторяю, мадам была незаурядной и одарённой женщиной.

Именно в этом доме в 1564 году родится их одарённый сын.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Листья загорелись как пишется
  • Литературно музыкальный салон как пишется
  • Листья бересклета багряны как пишется
  • Литературно музыкальный как пишется слитно
  • Листы вырваны как пишется