Мамонтовский кружок как пишется

(Мамонтовский кружок), неформальное объединение русской творческой интеллигенции (художников, музыкантов, театральных деятелей, учёных). Действовал в 1870—90-х гг. в Абрамцево– усадьбе предпринимателя и мецената С. И. Мамонтова.

В. А. Серов. «Девочка с персиками». 1887 г. Государственная Третьяковская галерея. Москва

В. А. Серов. «Девочка с персиками». 1887 г. Государственная Третьяковская галерея. Москва

 
Начало кружку было положено в 1872 г. в Риме. Мамонтов познакомился с работавшими там русскими художниками и деятелями искусства: В. Д. Поленовым, М. М. Антокольским, А. В. Праховым и др. По возвращении на родину меценат пригласил художников в Москву. С 1874 г. они собираются в московском доме мецената на Садовой-Спасской улице и в его имении Абрамцево. В нач. 1880-х гг. круг гостей Мамонтова расширился: в усадьбу приезжают В. А. Серов, К. А. Коровин, И. Е. Репин, В. М. Васнецов, М. А. Врубель, Е. Д. Поленова, М. В. Нестеров и др. Абрамцево, по выражению И. Е. Репина, стало для художников «самой лучшей на свете дачей». Здесь они жили в летние месяцы вместе со своими семьями, размещаясь в главном усадебном доме, в летних деревянных строениях и флигелях, возведённых заботливым хозяином. Участники Абрамцевского художественного кружка провозгласили культ красоты, смело обращались к традициям народного искусства в поисках новых стилевых решений. Здесь было создано немало шедевров русского искусства. Знаменитый портрет дочери С. И. Мамонтова Веры «Девочка с персиками» (1887) написан Серовым в столовой абрамцевского дома. Васнецов работал над сказочными полотнами «Алёнушка» (1881) и «Богатыри» (1898), Репин – над картиной «Проводы новобранца» (1879), Нестеров собирал этюды для «Видения отроку Варфоломею» (1890). Пейзажи окрестностей усадьбы запечатлены в полотнах В. Д. Поленова, И. С. Остроухова, И. И. Левитана, М. В. Нестерова. Работы, созданные художниками в Абрамцево, обогатили русскую живопись глубоким проникновением в поэтику русской старины, превосходными образцами национального лирического пейзажа.

В. М. Васнецов. Церковь Спаса Нерукотворного в Абрамцево. 1881—82 гг.

В. М. Васнецов. Церковь Спаса Нерукотворного в Абрамцево. 1881—82 гг.

 
Деятельность Абрамцевского художественного кружка положила начало неорусскому стилю в архитектуре (флигель-мастерская, архитектор В. А. Гартман, 1873; баня-теремок, архитектор И. П. Ропет, 1877; церковь Спаса Нерукотворного, архитектор В. М. Васнецов, 1881—82, её внутреннее убранство – И. Е. Репин, Н. В. Неврев, М. М. Антокольский и др.).

М. А. Врубель. Декоративное блюдо «Садко». Майолика. 1896–1901 гг. Частное собрание. Москва

М. А. Врубель. Декоративное блюдо «Садко». Майолика. 1896–1901 гг. Частное собрание. Москва

 
В Абрамцево началось возрождение утраченных и забытых русских народных ремёсел: резьбы по дереву, изразцов, вышивки. Художники устраивали экспедиции в северные русские города для изучения сохранившихся там древних памятников архитектуры, иконописи, декоративно-прикладного искусства (поездки финансировал Мамонтов), искали образцы народного творчества в окрестных деревнях. Члены кружка организовали в Абрамцево столярно-резчицкую, вышивальную и гончарную мастерские. В 1880—90-х гг. в столярной мастерской местные резчики создавали по эскизам Е. Д. Поленовой и В. М. Васнецова предметы домашней утвари – деревянные сундуки, мебель и т. д. Продукция мастерской пользовалась большой популярностью, экспонировалась на всероссийских и международных выставках, завоёвывала золотые медали. Недолго просуществовавшая вышивальная мастерская выпускала скатерти из самотканого холста, вышитые полотенца, фартуки.

Е. Д. Поленова. Совы. Резьба по дереву. 1891—94 гг.

Е. Д. Поленова. Совы. Резьба по дереву. 1891—94 гг.

 
В гончарной мастерской ярко раскрылся талант М. А. Врубеля – скульптора и керамиста. Выполненные им майоликовые вазы, декоративные панно, изразцы для каминов и статуэтки, открыли новую страницу в истории русского декоративно-прикладного искусства.

Одним из самых перспективных начинаний кружка стали любительские спектакли. Начиная с 1878 г., они ставились каждый сезон: зимой – в особняке на Садовой-Спасской в Москве, летом – в Абрамцево. Декорации, костюмы, афиши и сценарии к ним создавали сами художники, часто выступавшие и в качестве актёров. В любительских спектаклях участвовали также К. С. Станиславский, Ф. И. Шаляпин. Самой знаменитой постановкой абрамцевского кружка стала «Снегурочка» А. Н. Островского (1882). Декорации и костюмы к сказке, созданные по эскизам В. М. Васнецова, стали новым словом в театрально-декорационном искусстве того времени. Из домашних музыкальных постановок родилась идея мамонтовской частной оперы, где в полную силу раскрылся талант Ф. И. Шаляпина.

Абрамцевский художественный кружок стал уникальной творческой лабораторией, где вырабатывались новые идеи и художественные формы, сыгравшие важную роль в развитии русского искусства, в частности в формировании национального варианта общеевропейского стиля модерн.

(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)

Абрамцевский художественный кружок Абрамцевский художественный кружок или Мамонтовский кружок. Участники Абрамцевского кружка. Фото 1880-х годов.

Абрамцевский художественный кружок или Мамонтовский кружок. Участники Абрамцевского кружка. Фото 1880-х годов.

Абрамцевский художественный кружок или Мамонтовский кружок — это формальное объединение деятелей разных видов искусства, существовавшее с 1878 по 1893 год. Кружок никогда не был официально зарегистрирован.
Участники объединения чаще всего собирались в усадьбе Абрамцево, принадлежащей основателю кружка: купцу и меценату Мамонтову Савве Ивановичу.
При кружке существовали собственные художественные мастерские, а также производство различных изделий ДПИ. Также участники кружка занимались активной художественно-просветительской деятельностью — при их участии велись художественные занятия для крестьян, заинтересованных в рисовании.

Ведущие художники Мамонтовского (Абрамцевского) кружка:
Антокольский Марк Матвеевич;
Васнецов Виктор Михайлович;
Врубель Михаил Александрович;
Коровин Константин Алексеевич;
Нестеров Михаил Васильевич;
Поленов Василий Дмитриевич;
Поленова Елена Дмитриевна;
Репин Илья Ефимович;
Серов Валентин Александрович;
Якунчикова Мария Фёдоровна.

АБРА́МЦЕВСКИЙ ХУДО́ЖЕСТВЕННЫЙ КРУЖО́К

  • рубрика

  • родственные статьи

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:


АБРА́МЦЕВСКИЙ ХУДО́ЖЕСТВЕННЫЙ КРУЖО́К (Ма­мон­тов­ский кру­жок), со­дру­же­ст­во дея­те­лей русской куль­ту­ры, пре­им. мо­с­ков­ских, объ­е­ди­нив­ших­ся в усадь­бе С. И. Ма­мон­то­ва Аб­рам­це­во с сер. 1870-х гг. (на ран­нем эта­пе «ли­де­ром» круж­ка был М. В. Пра­хов). В раз­ное вре­мя в не­го вхо­ди­ли: В. М. и А. М. Вас­не­цо­вы, М. А. Вру­бель, В. Д. и Е. Д. По­ле­но­вы, В. А. Се­ров, К. А. и С. А. Ко­ро­ви­ны, И. Е. Ре­пин, В. И. Су­ри­ков, М. В. Не­сте­ров, М. М. Ан­то­коль­ский, И. И. Ле­ви­тан, И. С. Ост­ро­ухов, М. В. Якун­чи­ко­ва, Ф. И. Ша­ля­пин, К. С. Ста­ни­слав­ский и др. В А. х. к. изу­че­ние рус. ис­то­рии и куль­ту­ры со­че­та­лось со стрем­ле­ни­ем ожи­вить тра­ди­ции нар. твор­че­ст­ва (сто­ляр­ной мас­тер­ской, воз­ро­ж­дав­шей иск-во резь­бы по де­ре­ву, в 1885–98 ру­ко­во­ди­ла Е. Д. По­ле­но­ва, за­тем Н. Я. Да­вы­до­ва; в дея­тель­но­сти ке­ра­мич. мас­тер­ской, соз­дан­ной в 1890 тех­но­ло­гом-ке­ра­ми­стом П. К. Вау­ли­ным, важ­ней­шую роль сыг­рал Вру­бель). В Аб­рам­це­ве был уст­ро­ен один из пер­вых в Рос­сии му­зе­ев нар. твор­че­ст­ва (1885). Ус­та­но­в­ка А. х. к. на эс­те­ти­за­цию по­всед­нев­ной жиз­ни ста­ла ос­но­вой ори­ги­наль­но­го твор­че­ст­ва чле­нов круж­ка, вна­ча­ле в фор­мах не­орус­ско­го стиля, позд­нее близ­ко­го рус. сим­во­лиз­му и мо­дер­ну. В 1900-е гг. А. х. к. фак­ти­че­ски рас­пал­ся; ке­ра­мич. мас­тер­ская бы­ла пе­ре­не­се­на в Мо­ск­ву (со­хра­няя назв. «Абрам­це­во»), в ней из­го­тов­ля­лись де­ко­ратив­ные из­раз­цо­вые пан­но для гос­ти­ни­цы «Мет­ро­поль», Яро­слав­ско­го вок­за­ла, фриз для фа­са­да Треть­я­ков­ской га­ле­реи и др.; эта мас­тер­ская (гон­чар­ный за­вод) пре­кра­ти­ла су­ще­ст­во­ва­ние по­сле смер­ти Ма­мон­то­ва (1918).

Лит.: Ко­ган Д. Ма­мон­тов­ский кру­жок. М., 1970; Пас­тон Э. Аб­рам­це­во. Ис­кус­ст­во и жизнь. М., 2003.

Вернуться к началу

Мамонтовский кружок, неформальное объединение русской творческой интеллигенции: художников, музыкантов, театральных деятелей, учёных. Действовал в 1870—90-х гг. в Абрамцево – усадьбе предпринимателя и мецената С. И. Мамонтова.

Абрамцевский художественный кружок зародился в 1872

Начало кружку было положено в 1872 г. в Риме. Мамонтов познакомился с работавшими там русскими художниками и деятелями искусства: В. Д. Поленовым, М. М. Антокольским, А. В. Праховым и др. По возвращении на родину меценат пригласил художников в Москву. С 1874 г. они собираются в московском доме мецената на Садовой-Спасской улице и в его имении Абрамцево. В нач. 1880-х гг. круг гостей Мамонтова расширился: в усадьбу приезжают В. А. Серов, К. А. Коровин, И. Е. Репин, В. М. Васнецов, М. А. Врубель, Е. Д. Поленова, М. В. Нестеров и др. Абрамцево, по выражению И. Е. Репина, стало для художников «самой лучшей на свете дачей». Здесь они жили в летние месяцы вместе со своими семьями, размещаясь в главном усадебном доме, в летних деревянных строениях и флигелях, возведённых заботливым хозяином. Участники Абрамцевского художественного кружка провозгласили культ красоты, смело обращались к традициям народного искусства в поисках новых стилевых решений. Здесь было создано немало шедевров русского искусства. Знаменитый портрет дочери С. И. Мамонтова Веры «Девочка с персиками» (1887) написан Серовым в столовой абрамцевского дома. Васнецов работал над сказочными полотнами «Алёнушка» (1881) и «Богатыри» (1898), Репин – над картиной «Проводы новобранца» (1879), Нестеров собирал этюды для «Видения отроку Варфоломею» (1890). Пейзажи окрестностей усадьбы запечатлены в полотнах В. Д. Поленова, И. С. Остроухова, И. И. Левитана, М. В. Нестерова. Работы, созданные художниками в Абрамцево, обогатили русскую живопись глубоким проникновением в поэтику русской старины, превосходными образцами национального лирического пейзажа.

Церковь Спаса Нерукотворного в Абрамцево

В. М. Васнецов. Церковь Спаса Нерукотворного в Абрамцево. 1881—82 гг.

Абрамцевский художественный кружок источник неорусского стиля

Деятельность Абрамцевского художественного кружка положила начало неорусскому стилю в архитектуре (флигель-мастерская, архитектор В. А. Гартман, 1873; баня-теремок, архитектор И. П. Ропет, 1877; церковь Спаса Нерукотворного, архитектор В. М. Васнецов, 1881—82, её внутреннее убранство – И. Е. Репин, Н. В. Неврев, М. М. Антокольский и др.).

Декоративное блюдо «Садко»

М. А. Врубель. Декоративное блюдо «Садко». Майолика. 1896–1901 гг. Частное собрание. Москва.

В Абрамцево началось возрождение утраченных и забытых русских народных ремёсел: резьбы по дереву, изразцов, вышивки. Художники устраивали экспедиции в северные русские города для изучения сохранившихся там древних памятников архитектуры, иконописи, декоративно-прикладного искусства (поездки финансировал Мамонтов), искали образцы народного творчества в окрестных деревнях. Члены кружка организовали в Абрамцево столярно-резчицкую, вышивальную и гончарную мастерские. В 1880—90-х гг. в столярной мастерской местные резчики создавали по эскизам Е. Д. Поленовой и В. М. Васнецова предметы домашней утвари – деревянные сундуки, мебель и т. д. Продукция мастерской пользовалась большой популярностью, экспонировалась на всероссийских и международных выставках, завоёвывала золотые медали. Недолго просуществовавшая вышивальная мастерская выпускала скатерти из самотканого холста, вышитые полотенца, фартуки.

Совы. Резьба по дереву.

Е. Д. Поленова. Совы. Резьба по дереву. 1891—94 гг.

Благодаря Абрамцевскому художественному кружку открылся талант Врубеля

В гончарной мастерской ярко раскрылся талант М. А. Врубеля – скульптора и керамиста. Выполненные им майоликовые вазы, декоративные панно, изразцы для каминов и статуэтки, открыли новую страницу в истории русского декоративно-прикладного искусства.

Одним из самых перспективных начинаний кружка стали любительские спектакли. Начиная с 1878 г., они ставились каждый сезон: зимой – в особняке на Садовой-Спасской в Москве, летом – в Абрамцево. Декорации, костюмы, афиши и сценарии к ним создавали сами художники, часто выступавшие и в качестве актёров. В любительских спектаклях участвовали также К. С. Станиславский, Ф. И. Шаляпин. Самой знаменитой постановкой абрамцевского кружка стала «Снегурочка» А. Н. Островского (1882). Декорации и костюмы к сказке, созданные по эскизам В. М. Васнецова, стали новым словом в театрально-декорационном искусстве того времени. Из домашних музыкальных постановок родилась идея мамонтовской частной оперы, где в полную силу раскрылся талант Ф. И. Шаляпина.

Абрамцевский художественный кружок стал уникальной творческой лабораторией, где вырабатывались новые идеи и художественные формы, сыгравшие важную роль в развитии русского искусства, в частности в формировании национального варианта общеевропейского стиля модерн.

  • Начало
  • Галерея
  • Артклуб
  • Магазин
  • Новости
  • Форум

Мамонтовский кружок 466 слов читать ~3 мин.

  •  
  •  

В живописи рубеж XIX-XX вв. также обозначился активным поиском новых форм. Русское искусство никогда не знало такого количества группировок, школ и направлений, как в этот временной промежуток. Художники обосновывали свои теоретические взгляды в программах, различных «платформах», выставки предварялись замысловатыми декларациями и манифестами. При всей мозаичности изобразительного искусства постепенно обозначились контуры двух основных течений — московского и петербургского, в которых проявились общеевропейские тенденции.

Мамонтовский кружок, группировавшийся с 1872 г. вокруг известного мецената С. И. Мамонтова и имевший своей «резиденцией» подмосковное имение Абрамцево, стал одним из художественных центров. Народность как отображение в лирико-эмоциональных образах жизни народа и постижение народной поэзии становится основой творчества художников, примыкающих к этому кружку.

В. М. Васнецов (1848-1926) был одним из первых, в чьем творчестве преломились эти идеи. С 1880-х гг., стремясь к созданию «подлинно национального» русского искусства, он обратился к фольклорно-эпической тематике. Живописец пытался объединить жанрово-бытовую живопись со стилистикой народного творчества («Алёнушка», «Иван-царевич на сером волке», «Богатыри»). Он занимался росписью соборов. Чудесны его архитектурные проекты: «Избушка на курьих ножках» в Абрамцеве, собственный дом в Москве, фасад Третьяковской галереи.

Близким к мамонтовскому кружку был художник М. В. Нестеров (1862- 1942), которого также привлекали народные традиции. Начав с жанровых картин в духе передвижников, он с 1880-х гг. нашел свой духовно-религиозный и этический идеал в просветленной, душевной красоте людей, пренебрегших мирской суетой. Он искал красоту в религиозной легенде, в безмолвном единении с природой («Пустынник», «Видение отроку Варфоломею»).

Оказывается, существуют картины, выполненные из кристаллов Swarovski. К сожалению, на фото не оценить их удивительный внешний вид, поражающий своим блеском. Картины Сваровски, кстати, можно купить в интернете с доставкой по России.

Одним из лучших отечественных пейзажистов был И. И.Левитан (1860- 1900), ученик А. К. Саврасова и В. Д. Поленова. Левитан создал так называемый пейзаж настроения, когда природа одухотворяется незримым присутствием в ней человека. Постепенно художник от конкретных пейзажей переходит к поэтическому обобщению типичных черт русской природы («Вечерний звон», «У омута», «Березовая роща», «Над вечным покоем»). И. И. Левитан отдавал предпочтение переходным моментам в природе: весна — осень; утро — вечер и т.п.

Самым ярким представителем русского импрессионизма был К. А. Коровин (1861-1939), тонкий мастер реалистической пленэрной живописи. Ему удавались как эмоциональные пейзажи («Зимой»), так и жанровые картины («У балкона»). Под влиянием импрессионизма он выработал свободную декоративную манеру, в которой писал красочные зрелищные театральные декорации. Его картины сверкают и переливаются красками, являя собой праздник цвета, воздуха и света.

Многожанровым художником был В. А. Серов (1865-1911). Лучшее из его ранних произведений — «Девочка с персиками». Будучи удивительным колористом, живописец прекрасно умел изобразить световоздушную среду. В своих портретах он не только утверждал идеалы юности и красоты, но и передавал характерные психологические черты человека. С 1900-х гг. став членом группы «Мир искусства», он все больше сближается со стилистикой модерна. В позднем творчестве художник обратился к исторической тематике («Выезд Петра II и цесаревны Елизаветы Петровны», «Похищение Европы»). Лучшие произведения В. А. Серова принадлежат к вершинам русского реалистического искусства.

М. А. Врубель (1856-1910) после переезда в Москву из Киева, где много работал над иконами и росписями Кирилловской церкви, сблизился с кружком Мамонтова, оформлял спектакли его частной оперы («Садко» и «Сказка о царе Салтане» Н. А. Римского-Корсакова). Его искусство сближают с символизмом «вечные», почерпнутые из истории и мифологии темы, которым художник придает налет многозначительной таинственности («Пан»).


  • Выставка Ивана Плюща «Театр Плюща»
  • Выставка «Olga & Femistokl Atmadzas»
  • Фотофитовыставка Евгения Жиляева и Галины Кузнецовой «Притяжение»
  • Ярмарка народных промыслов «Иван-да-Марья». Екатеринбург

В 1870 г. Абрамцево — усадьба и старые дом — были куплены Саввой Ивановичем Мамонтовым, ценителем искусств, меценатом, разносторонне одаренным человеком. Здесь кружке, получившем название Мамонтовского, объединились на почве общих художественны; и общественных интересов художники и артисты. Членами Мамонтовского кружка стали И. Е. Репин, В. М. Васнецов, В. Д. Поленов. В. А. Серов, К. А. Коровин, В. И. Суриков И. С. Остроухое, М. А. Врубель, Ф. И. Шаляпин. В Абрамцеве, где хозяевами были создань: все условия для творческой работы, писались ныне широко известные полотна. Чарующая природа Абрамцева — глухие леса, светлые поляны, живописные долины реки Вори, близость исторических мест — все располагало к вдохновению, подсказывало сюжеты.
И. Е. Репин под впечатлением посещения Троице-Сергиевой лавры вдохновляется идеей написать «Крестный ход в Курской губернии». На месте, в Сергиеве, он делает зарисовки с натуры отдельных персонажей картины — странников, урядников, горбуна… Но какой огромной силы обобщения достигает художник, когда картина его является в завершенном виде! Казалось, нищая, обездоленная Россия крестным ходом проходит перед зрителем. Несут хоругви, блестят золотом оклады икон, сверкает облачение. Черные тучи поднятой пыли обложили небо. Слышится многоголосое пение, глохнущее в топоте ног, в тяжелом дыхании. Время от времени раздается свист палок и окрики. Устрашающие фигуры урядников плывут над толпой. Они выше хоругвий, крестов и икон. Они над Россией!
В Абрамцеве Репин создает картину «Проводы новобранца», пишет портреты членов семьи С. И. Мамонтова.
В четырех километрах от станции Хотьково в бывш. имении Трубецких — Ахтырке жил на даче В. М. Васнецов. Летом 1880 г. здесь создал он свою «Аленушку». Ахтырский пруд окружил он дремучим лесом, запечатлев на полотне чудесную русскую сказку.
«…Широкий пруд, затканный травами, точно спит в отлогих берегах своих; камыши стоят неподвижно… То ярко-зеленые, то темноцветные листья стелятся по воде, но глубоко ушли корни их в тинистое дно; белые и желтые водяные лилии, попросту называемые кувшинчиками, и красные цветочки темной травы, торчащие над длинными вырезными листьями,.— разнообразят зеленый ковер, покрывающий поверхность пруда» — так созвучно васнецовской сказочной «Аленушке» описал ахтырский пруд в «Записках об уженье рыбы» С. Т. Аксаков.
В годы, связывающие В. М. Васнецова с Абрамцевом, он создает полотна, отражающие красоту русского человека и русской природы, по мотивам искусства древней Руси. Художник делает много зарисовок, он пишет в Абрамцеве и знаменитых «Богатырей». Он создает образы не сказочных героев: перед нами действительный, земной, могучий Илья, озирающий из-под рукавицы окрест Русскую землю. Гневен Доб-рыня, вырывающий из ножен тяжелый меч. Мягок и тверд в своем лукавстве Алеша Попович… Стеной стоит богатырская застава на окраинах земли Русской.
Нежной задумчивостью овеяны лесные дали на полотнах М. В. Нестерова. В Абрамцеве художник вынашивает замысел знаменитой картины «Видение отроку Варфоломею». В 80-х годах, когда впервые художник познакомился с поэтической природой Абрамцева, он пришел в восхищение от его живописных окрестностей. Именно здесь были созданы «нестеровские березки», сказочные виды и дали, составляющие особое очарование полотен Нестерова.
В. А. Серов, ученик И. Е. Репина, пишет в Абрамцеве один из своих шедевров — «Девочку с персиками», В. Д. Поленов запечатлел здесь берега речки Вори. Пейзажи, наброски с натуры, эскизы декораций и костюмов к постановкам на домашней сцене у Мамонтовых — все это драгоценная память о жизни и творчестве художников, объединившихся в Мамон-товском художественном кружке.
Среди лучших мастеров живописи здесь сформировалось и дарование своеобразного и многостороннего художника М. А. Врубеля. С его именем связан также расцвет гончарной художественной мастерской в Абрамцеве. Примером этого вида искусства является печь-лежанка из разноцветных изразцов, выполненная по рисунку Врубеля.
В залах музея сохраняются шедевры выдающихся живописцев, некогда с таким вдохновением трудившихся здесь. На стенах комнат — портреты С. И. и Е. Г. Мамонтовых, написанные И. Е. Репиным, портрет Верочки Мамонтовой, выполненный В. М. Васнецовым. Живописные полотна, эскизы, рисунки В. И. Сурикова, В. Д. Поленова, И. С. Остроухова, Н. В. Неврева, В. М. Васнецова, В. А. Серова, К. А. Коровина, М. В. Нестерова — словом, тех, кто был деятельным участником художественного кружка. Особое место в музее-усадьбе занимают подлинные скульптурные работы М. А. Врубеля.
В парке музея-усадьбы посетителей останавливает сказочная «избушка на курьих ножках» — плод фантазии В. М. Васнецова. Там же, словно игрушечная, церквушка, построенная по проекту Васнецова в подражание знаменитой новгородской церкви Спас-Нередицы. В росписи ее участвовали многие художники Мамонтовского кружка.
По-прежнему со всем своим очарованием встречает старый парк новых гостей современного Абрамцева, пробуждая память о выдающихся людях прошлого, одаряя щедрою красотой своей, красотой неувядающей природы.

В 1878 году меценат Савва Мамонтов решил собирать в своей подмосковной усадьбе представителей русской интеллигенции — художников, театральных деятелей, музыкантов. «Самая лучшая на свете дача», как называл Абрамцево Илья Репин, стала настоящим культурным феноменом.

Савва Великолепный

Предприниматель и меценат Савва Мамонтов до безумия любил искусство и мечтал нащупать и заставить звучать «национальную ноту» — сделать так, чтобы русская история, культура и природа нашли достойное отражение в работах его современников, вдохнуть новую жизнь в традиции народного творчества.

Савва Мамонтов:

«Мало знать, надо чувствовать привлекательность родной красоты! Надо во всей глубине переживать и показывать в картинах поэзию родной жизни и родных людей».

Идея формирования кружка для избранных пришла к Мамонтову во время пребывания в Италии, где он познакомился с «русскими римлянами» — скульптором Марком Антокольским, художником Василием Поленовым и историком искусства Адрианом Праховым.

По возвращении на родину Мамонтов написал Поленову: «Вы не сделаете ошибки, если целым кружком поселитесь в Москве на некоторый срок для работы». Так и поступили. Очень быстро его усадьба Абрамцево, расположенная в живописном месте неподалёку от Сергиева Посада, стала центром притяжения интеллигенции второй половины XIX века, «местом силы».

Усадьба Абрамцево

Усадьба Абрамцево

За покровительство искусствам современники называли Мамонтова «Савва Великолепный» и «Московский Медичи»

Помимо «русских римлян», в Абрамцеве регулярно и подолгу бывали Валентин Серов, Константин Коровин, Илья Репин, Виктор и Аполлинарий Васнецовы, Михаил Врубель, Елена Поленова, Михаил Нестеров, Мария Якунчикова, Исаак Левитан и многие другие.

Ренессансное Абрамцево

В Абрамцеве витал дух эпохи Возрождения с его homo universalis — «универсальным человеком», чьи интересы и деятельность не ограничены какой-то определённой сферой. Это из области «и швец, и жнец, и на дуде игрец» в самом хорошем смысле.

Художник-керамист Пётр Ваулин

Художник-керамист Пётр Ваулин

Так, к примеру, Илья Репин активно занимался скульптурой, Михаил Врубель рисовал эскизы для изразцов, а Виктор Васнецов разработал колоритные декорации для абрамцевского домашнего спектакля «Снегурочка» и создал проекты «Избушки на курьих ножках» и сказочной усадебной церкви.

Васнецовские церковь и избушка считаются первыми сооружениями русского модерна

В Абрамцеве существовало несколько мастерских — гончарная, вышивальная, резчицко-столярная. В них художники занимались возрождением полузабытых русских ремёсел, на деле применяя знания, полученные во время экспедиций на Русский Север. Эти поездки также финансировал Мамонтов.

Абрамцево-кудринская резьба

Абрамцево-кудринская резьба

Рождение шедевров

В абрамцевской «арт-резиденции», как назвали бы её в XXI веке, было создано огромное количество шедевров, которые сегодня являются гордостью ведущих музеев изобразительного искусства. Виктор Васнецов нашёл в окрестностях усадьбы натуру для «Алёнушки», а образ Алёши Поповича для «Богатырей» списал с сына Мамонтова Андрея.

Абрамцевский пейзаж фигурирует и в известной картине Михаила Нестерова «Видение отроку Варфоломею». Прототипом же главного героя стала случайно встреченная на улице девочка.

Михаил Нестеров. Видение отроку Варфоломею

Михаил Нестеров. Видение отроку Варфоломею

Михаил Нестеров:

«Однажды, идя по деревне, я заметил девочку лет десяти, стриженную, с большими широко открытыми удивлёнными голубыми глазами, болезненную. Я замер как перед видением. Я действительно нашёл то, что грезилось мне».

В доме Мамонтова молодым Серовым была написана «Девочка с персиками» — портрет 12-летней Верочки Мамонтовой.

Валентин Серов:

«Писал я больше месяца и измучил её, бедную, до смерти, уж очень хотелось сохранить свежесть живописи при полной законченности, — вот как у старых мастеров».

Чарующие виды Абрамцева встречаются на картинах Александра Киселёва, Аполлинария Васнецова, Василия Поленова, Ильи Репина и других.

Читаем, слушаем и смотрим об Абрамцеве и его завсегдатаях

Абрамцево было уникальной творческой лабораторией, в которой многие художники раскрыли новые грани своего таланта. Именно здесь второе рождение получили некоторые народные ремёсла, сформировался русский модерн.

Чтобы больше узнать об истории кружка и его основателе, советуем прочитать книгу Владислава Бахревского «Савва Мамонтов» и посмотреть выпуск передачи «Пешком…».

Интересная онлайн-лекция об Абрамцеве размещена на сайте «Культура.рф». Ближе познакомиться с работами талантливых гостей усадьбы можно на виртуальных выставках «Цвет. 90 шедевров из музеев Подмосковья», «Илья Репин», «Василий Поленов». Дистанционные прогулки по Третьяковке и Русскому музею, где собраны картины многих абрамцевцев, доступны здесь и здесь соответственно.

Ну и, конечно, при возможности лично приезжайте в музей-заповедник «Абрамцево», чтобы собственными глазами увидеть «Избушку на курьих ножках» и церковь Спаса Нерукотворного, полюбоваться видом на реку Ворю и осмотреть постоянные экспозиции.

Музей-заповедник «Абрамцево»

Музей-заповедник «Абрамцево»

Если вы нашли опечатку или ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий её, и нажмите Ctrl+

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Мальчишки пастухи как пишется
  • Маммография сокращенно как пишется
  • Мамино прикосновение как пишется
  • Мальчики такие мальчики как пишется
  • Мамин симпатяга как пишется