Масляными красками как пишется на холсте

Картины маслом на холсте: как и сколько работают профессиональные художники

  • Статьи
  • Картины маслом на холсте: как и сколько работают профессиональные художники

23.09.2020 11:26

Как написать картину маслом на холсте: основные техники живописи

Узнать о том, как пишется картина маслом и сколько времени на это уходит можно после подробного ознакомления с техникой работы мастера и сложностью поставленной перед ним задачи. К примеру, абстрактную картину можно создать быстро, даже без применения кисти, а используя только специальный шпатель мастихин, поскольку эта техника не предусматривает детальной прорисовки объектов. Написать портрет или пейзаж маслом сложнее, особенно с натуры, когда нужно укладываться в конкретные временные рамки, поскольку в течение дня меняется погода и освещение. В последнем случае мастера делают несколько набросков, а потом работают над всем сюжетом. Скорость написания картины также зависит от размера холста – чем больше полотно, тем больше времени уходит на создание произведения. Сотрудники художественного фонда «Шедевр» разбираются во всех тонкостях создания масляной живописи и готовы поделиться своими знаниями.

Сама подготовка к творческому процессу не займет много времени. В специализированных магазинах можно купить все, что нужно для работы – краски, растворители, кисти, готовые холсты. Также важно разбираться в техниках масляной живописи, их много, но основных четыре:

1. Однослойная (Алла прима). Такая техника позволяет быстро написать картину маслом. Изначально художник делает набросок на холсте углем, а после начинает работать красками. Картину в однослойной технике можно написать за несколько часов, поскольку мастер не дает краске высохнуть и смешивает оттенки прямо на холсте. Здесь не нужно прорисовывать детали, полотно должно передавать эмоции, чувства творца в момент создания картины.

2. Многослойная. Многослойная техника подразумевает нанесение как минимум двух слоев краски. Первый слой – это подмалевок, созданный разведенными красками и позволяющий правильно расставить акценты на полотне, обозначить пропорции и детали. После полного высыхания первого слоя мастер переходит к следующему этапу – прорисовке деталей, чтобы полотно смотрелось максимально целостно. Желательно на этом этапе сделать основную работу, поскольку прочность сцепления каждого нового слоя краски с предыдущим будет снижаться. Для прорисовки деталей художник может пользоваться кистью или мастихином – инструментом, позволяющим создать на поверхности картины сложную фактуру краски и чистую цветовую гамму. К примеру, если стоит задача написать пейзаж, то применение мастихина сделает картину более выразительной и эмоциональной.

3. Пастозная (Импасто). Нанесение краски плотным слоем (или слоями), что позволяет создать рельефное полотно. При работе в этой технике художники обычно используют мастихин вместо кисти, благодаря чему удается подчеркнуть форму и рельеф изображаемых предметов.

4. Лессировочная. Данная техника подразумевает нанесение на полотно основного цвета, а поверх его – хорошо разбавленную растворителем краску в несколько слоев, что позволяет получить более глубокие, переливчатые оттенки и «гладкое» изображение.

Для классической масляной живописи характерна именно многослойная лессировочная техника. Такие картины мастера могут писать годами, тщательно прорабатывая все детали тонкими слоями краски. Существуют не только двухслойные, но и пяти-, семи-, девятислойные методы написания полотен, позволяющие максимально передать глубину работы. Но основные этапы остаются неизменными – грунтовка холста, создание наброска, прорисовка подмалевка, нанесение краски в один или несколько слоев, проработка деталей.

Базовые правила масляной живописи

Создавая масляную картину важно соблюдать несколько базовых правил:

• Обязательно выставить правильное освещение, это поможет добиться нужного эффекта при работе над полотном

• Набросок лучше рисовать углем, его легко можно стереть губкой и при необходимости заново нарисовать неудачный элемент

• Для получения тонов и теней следует смешивать несколько оттенков, постепенно заполняя весь холст

• Начинать работать над полотном рекомендуется с ярких элементов – выделить самый светлый, самый темный, а затем заняться прорисовкой деталей

• Белила нужно брать в большем объеме, чем краски, поскольку они расходуются быстрее

• Вносить любые изменения в изображении желательно в течении суток, пока краска не высохла

• Излишек краски можно снять тонким шпателем

• До момента покрытия полотна лаком не стоит протирать поверхность, чтобы не повредить изображение

• Новичкам можно использовать бюджетные масляные краски, а уже с опытом обзаводиться профессиональными материалами для живописи

Начинающим живописцам рекомендуется работать в паре с профессиональными художниками, а когда рисунки станут получаться и будет выбрана подходящая техника, можно переходить к самостоятельному созданию масляных полотен.

Сколько времени занимает написание картины маслом на холсте?

На скорость создания картины влияют несколько факторов:

• Сложность изображения – абстракцию можно нарисовать быстрее, чем, например, пейзаж или портрет, где нужно особое внимание уделять деталям и гармоничному построению композиции

• Тип выбранной техники – однослойные картины сохнут до трех дней, многослойные – до двух недель

• Объем детализации – отсутствие мелких деталей позволяет сэкономить время, а тщательная детализация отнимает много времени

• Размер полотна – маленькую картину рисовать быстрее, чем масштабную

• Опыт художника – профессионалы владеют определенными секретами масляной живописи и при работе на заказ могут быстро уложиться в сжатые сроки

Точный ответ на вопрос сколько писалась картина может дать только художник, который работал над произведением. Одним мастерам достаточно несколько часов, другим нужен минимум год для создания шедевра. Поэтому строгих временных рамок нет, здесь учитываются многие нюансы. Работы опытных художников многогранны, они включают огромный спектр действий и задач. Надеемся, эта статья поможет вам немного разобраться в основных аспектах масляной живописи и понять труд настоящих творцов, которые тратили годы на создание своих произведений.

На фото изображено - Рисование масляными красками для начинающих, рис. Пример рисунка маслом

Содержание

  • Как подготовиться к работе? Инструменты и материалы
  • Основы рисования: как работаем с красками, как наносим, как смешиваем
  • Сколько ждать, пока застынут краски?
  • Работа со слоями
  • Примерная последовательность рисования
  • Как хранить масляные краски и готовые картины

Бытует мнение, что масляная живопись является самой простой. Считается, что сама техника достаточно легкая, а в процессе рисования можно вносить правки когда угодно без последствий. Это абсолютный миф, поскольку исправленная картина будет плохо выглядеть от неудачного исполнения и может погибнуть еще в процессе работы.

​ ​

Как подготовиться к работе? Инструменты и материалы

На фото изображено - Рисование масляными красками для начинающих, рис. Инструменты и материалы

Вовсе необязательно покупать много дорогих инструментов, чтобы начать практику. В качестве палитры можно использовать даже старую тарелку. Различают краски для студентов и художников — первые стоят меньше и отлично подойдут для старта.

Масло производится в тубах разного объёма. Начинающему достаточно 22 мл для всех видов красок. Отдельно стоит отметить белила, их купите в емкости объемом 115 мл., так как обычно при работе их требуется гораздо больше для создания смесей.

На фото изображено - Рисование масляными красками для начинающих, рис. Масляные краски

Инструменты

Кисти достаточно приобрести в трех размерах. Рекомендуем №8 из свиной щетины с округлым кончиком. Такая хорошо подойдет для окрашивания больших участков. Средняя №6 – идеальное решение для повседневных задач. Художники советуют выбирать среднюю плоскую кисть с прямоугольным концом. Третья кисть должна быть небольших размеров, мягкой, круглой, нейлоновой №4. Она – хорошее решение для тонкой работы. При покупке внимательно осматривайте кисти. Зажим ворса должен быть максимально плотным.

На фото изображено - Рисование масляными красками для начинающих, рис. Кисти

Шпатели или мастихины используются, чтобы на палитре комбинировать краски. Также ими можно накладывать краски на полотно вместо кисти или вместе с ними. У шпателя должно быть длинное лезвие и круглый кончик.

На фото изображено - Рисование масляными красками для начинающих, рис. Мастихин

Выбрать мастихин

В качестве палитры можно взять старую мелкую тарелку или крупный лист стекла. В магазинах продают обычные деревянные палитры (с отверстием под большой палец). Магазинные экземпляры следует протереть льняным маслом перед использованием — промасливание уплотняет поверхность и не позволяет краскам впитываться.

На фото изображено - Рисование масляными красками для начинающих, рис. Палитра

Дополнительные аксессуары и материалы

Для жидкости для рисования и промывки потребуются чашечки. Они представляют собой емкости из металла, которые прикрепляют на краю палитры. В качестве чашечек можно воспользоваться жестяной крышкой от банки.

Емкость для промывки кистей нужна, чтобы наливать в нее вайт-спирит или скипидар. Подойдет емкость из-под джема. Не храните кисти непромытыми с остатками краски, иначе они затвердеют и будут непригодными для работы.

На фото изображено - Рисование масляными красками для начинающих, рис. Ёмкости для промывки кистей

Хлопчатобумажная ветошь или полотенца пригодятся для того, чтобы очистить кисти или вытереть лишнюю краску. Например, если требуется взять другой оттенок той же кисточкой.

Разбавительпозволит разжижить цвет или подобрать его. Художники советуют пользоваться чистым скипидаром или вайт-спиритом. Первый дороже и пахнет лучше. Можно подобрать и другие разбавители с менее резким запахом.

Если предпочитаете создавать медленно сохнущие глянцевые картины, купите льняное масло.

Подрамник и мольберт

В продаже есть два варианта холстов – на жестком картоне и на подрамнике. Первые дешевле. Вторые уже грунтованные, фактически являются хлопчатобумажной тканью, которая натянута на деревянную раму. Деревянные клинья в задней части конструкции позволяют подтянуть ткань при провисании. Материал чутко реагирует на изменение в температуре и влажности, а шероховатая поверхность холста хорошо удерживает краску.

На фото изображено - Рисование масляными красками для начинающих, рис. Холсты   На фото изображено - Рисование масляными красками для начинающих, рис. Мольберт

Когда пишете картины маслом, важно иметь возможность регулировать угол наклона холста. В продаже есть большие деревянные, облегченные из металла или настольные мольберты. Если мольберта нет, можно установить картину на столе и просто прислонить ее к стенке. Важное условие – нужно предотвратить ее скольжение.

Какой нужен лак?

На фото изображено - Рисование масляными красками для начинающих, рис. Виды лака

Картина может просыхать несколько месяцев. Дольше всего будут сохнуть белила. После просыхания работу следует полакировать. Это нужно, чтобы защитить холст от влияния воздуха, из-за которого изображение может потемнеть. Начинающему художнику потребуется бутылка лака для живописи. Покрывать лаком нужно дважды – для ретуши и чистым живописным составом. Чтобы получился первый состав, смешайте один к одному скипидар и живописный лак. Лакировать рекомендуется широкой художественной кистью или с мягким волосом. Картину следует располагать по горизонтали, работая сверху вниз. После этого следует подождать час до высыхания. По прошествии часа нанесите чистый живописный лак.

Основы рисования: как работаем с красками, как наносим, как смешиваем

На фото изображено - Рисование масляными красками для начинающих, рис. Смешивание красок

​Большая часть оттенков – результат смешивания красок. Только три цвета являются самостоятельными – синий, желтый и красный. Остальные – продукт смешения трех главных. Если смешать желтый и красный цвет, можно получить оранжевый. Добавив в синюю краску красную получаем фиолетовую. Если будете в разных пропорциях смешивать основные краски, получите различные оттенки ярких и не слишком цветов. Опытные художники это знают и не ищут под каждый тон краску, а думают, сколько нужно добавить в конкретный цвет красного, синего или желтого.

На фото изображено - Рисование масляными красками для начинающих, рис. Смешивание красок

Однако часто в результате смешивания краски утрачивают свою яркость. Поэтому покупают ярко-оранжевые, салатовые, фиолетовые оттенки. Иногда может потребоваться черная краска, поскольку в результате смешения цветов черный цвет будет не слишком темным.

Чтобы осветлить краски, к ним добавляют белила. Живописец должен приучиться к тому, что у оттенка меняется светосила. Постичь искусство точного подбора света можно только долгой практикой.

Картину пишут не сверху вниз или не от угла, а от соотношения светлого и темного. Сначала намечают самые темные места, затем самые светлые. После этого сравнивают эти места между собой и наполняют полотно элементами.

На фото изображено - Рисование масляными красками для начинающих, рис. Нанесение краски

Сколько ждать, пока застынут краски?

​Масло – это связующий компонент, который дает возможность добиться яркости, контрастности изображения. Однако именно из-за масла краска может высыхать несколько дней или даже недель. Однако благодаря этому можно иногда внести небольшие коррективы после завершения картины.

На фото изображено - Рисование масляными красками для начинающих, рис. Сушка

На скорость застывания краски влияет:

  • Толщина слоя. Чем маски жирнее, тем дольше высыхают.
  • Наличие разбавителя. С его помощью можно регулировать скорость высыхания слоя. Если хотите сократить срок сушки, используйте в качестве разбавителя скипидар.
  • Натуральные масла. Их присутствие на полотне увеличивает срок высыхания.
  • Температура. В прохладной комнате краска сохнет дольше, чем в более теплой. Высокая влажность воздуха увеличивает срок твердения. Водный пар может повлечь появление пленки с обилием жидкости внутри. Впоследствии в месте затвердевания слоя краски могут появиться трещины. Если живописец поставит работу у радиатора отопления, полотно или подрамник может испортиться.
  • Освещение. Большое влияние на скорость высыхания влияет свет в помещении. В темной комнате картина будет высыхать в десять раз медленнее, чем в светлой.
  • Состав краски. При покупке красок обращайте внимание на их состав. Продукты на полимеризованных маслах быстрее сохнут. Также быстрее сохнут краски с оксидом железа, свинцом и кобальтом в составе. Медленно высыхают продукты со слоновой сажей и кадмием, поэтому избегайте этих компонентов.

Как ускорить сушку?

На фото изображено - Рисование масляными красками для начинающих, рис. Ускорение сушки

Чтобы краска на картине высыхала быстрее, следуйте таким советам:

  • Прямые солнечные лучи – ваш верный друг и товарищ. Активный ультрафиолет по своей силе может сравняться с сиккативом. Однако долгое воздействие может напрочь испортить картину.
  • Полотно без разбавителя быстрее полимеризируется. Часто разбавитель замедляет многослойную сушку. Если требуется быстро написать картину, можно воспользоваться быстросохнущими красками. Однако из-за них по прошествии нескольких лет могут возникнуть трещины на холсте.
  • Обработайте холст грунтовкой гессо перед нанесением красок. Грунтовка увеличивает срок жизни полотна и частично впитывает масло из первого слоя. В итоге полотно быстрее высохнет. Однако учтите, что нанесенная грунтовка должна полностью просушиться перед стартом работы.
  • Для ускорения сушки лучше брать гладкий и ровный холст. Если холст слишком текстурный и рельефный, в выемки будет попадать много краски, которая долго просыхает.
  • Наносите краски тонкими мазками. Особенно это относится к первому слою. Если первый слой будет очень толстый, потом он будет очень долго сохнуть.

​ ​

Работа со слоями

Всегда наносите краски ровно. Если будете ждать, когда высохнет каждый слой, и только после этого наносить следующий, то работать станет гораздо сложнее. У вас не будет шанса поправить работу в процессе. Если на затвердевший слой краски наносят новый слой или совсем другой рисунок, такая работа требует большой осторожности.

На фото изображено - Рисование масляными красками для начинающих, рис. Работа со слоями

Одной из частых трудностей является смешивание слоев. Когда один слой наносится поверх другого, они могут перемешаться. Чтобы не откладывать работу на несколько дней, мастера рекомендуют использовать специальные быстросохнущие белила или белую подмалевку. В отличие от стандартных титановых белил, они не требуют долгого периода высыхания.

На фото изображено - Рисование масляными красками для начинающих, рис. Белила

Среди главных преимуществ масляных красок – возможность нанесения толстого слоя, чтобы передать трехмерность изображения. У акварели и пастели нет таких свойств. При работе рекомендуется начинать с толстого слоя, а потом переходить в тонкий, добавляя мелкие детали. Так можно создать эффект переднего плана.

​ ​

Примерная последовательность рисования

​Подготовительный рисунок на холсте наносите углем. Он легко ослабляется и усиливается. Его просто зафиксировать лаком для волос и закрепить краской. Еще один вариант – нанесение изображения кистью или пером с помощью туши. Желательно не использовать простой карандаш — он перемешается с краской и загрязнит слой.

Рисование масляными красками для начинающих, рис. Подготовительный рисунок

После этого начните лессировку. Нанесите прозрачный слой краски. Он сэкономит материал и добавит глубины. Лессировку нужно делать с помощью лессировочных масляных красок.

Важно тщательно просушить первый слой масляной краски. Сушить нужно в теплом, светлом и хорошо проветриваемом помещении. Не сушите возле обогревателя, иначе слой пожухнет или краски поменяют цвет.

После этого наступает этап подмалевки. Закладываются основные цветовые сочетания, фактуры. Подмалевок делают полулессировочными, а также укрывистыми красками с белилами в местах, где это требуется. Полутени, освещенные места, блики – все это наносится на этапе подмалевка. На этой стадии прописывают цвето-тональные отношения тонким слоем краски. Формы объектов и предметов пока не прописывают.

Уже сейчас должна читаться идея и компоновка композиции. На этой стадии не рекомендуется использовать мастихин и слишком фактурные кисти. Выбирайте упругие кисти средних габаритов.

На фото изображено - Рисование масляными красками для начинающих, рис. Подмалевок

Прозрачные тени и полутени с прошлого слоя должны оставаться нетронутыми.

Подмалевок следует сушить от трех дней до недели до полного высыхания слоя. Профессиональные художники обычно рисуют несколько картин одновременно, чтобы не терять времени. Это практично, поскольку можно рассчитать скорость высыхания красок и втрое увеличить продуктивность труда.

Затем художник прописывает основные формы, объекты. Им придается объем в цветах и полутенях. Чтобы придать фактурности, можно рисовать мастихином.

На фото изображено - Рисование масляными красками для начинающих, рис. Придание объема

Затем наступает этап длительной просушки, который занимает порядка месяца. Слой должен высохнуть полностью или хотя бы до середины.

После этого изображение детализируют с помощью нескольких выразительных деталей. Их прописывают красками средней консистенции. Важные элементы размещают в центре композиции и ближе к переднему плану. Особое внимание уделяют контрасту картины.

На фото изображено - Рисование масляными красками для начинающих, рис. Детализация

На последнем этапе смахивают лишние детали и списывают задний план. В качестве главного приема может послужить лессировка, которую наносят на просохший слой. После чего картину сушат до полного высыхания и покрывают лаком.

Как хранить масляные краски и готовые картины

Краски рекомендуется хранить в деревянном ящике подальше от отопительных приборов и огня в сухом месте. Если они в тюбиках, следите, чтобы емкость не треснула. В случае хранения смеси не допускайте контакта с воздухом. В открытой емкости краску можно хранить три дня, ее уже нельзя повторно разбавлять.

На фото изображено - Рисование масляными красками для начинающих, рис. Хранение красок

Чтобы хранить небольшой объем, сделайте пакет из фольги и выдавите из нее воздух. Масляные краски можно замораживать. Остатки можно герметично запаковать и положить в морозильную камеру. Там они могут храниться долго.

Картины лучше всего хранить на подрамнике, подальше от жары и влажности. Возле картины нежелательно курить, на нее не должна попадать копоть. Если ее постоянно трогать пальцами, то со временем рисунок потускнеет. Следует избегать прямого попадания солнечных лучей, однако не стоит прятать холст в чулане. Идеальное решение – рассеянный свет.

На фото изображено - Рисование масляными красками для начинающих, рис. Хранение картины

  • ВСЕ

  • Рисование

  • Советы художника

  • История искусств

  • Живопись

  • Рисунок

  • Цветоведение

  • Поэтапное рисование

  • Вдохновение

  • О художниках

  • Ученики

  • Композиция

  • Абстракция

  • Книги

 Масляные краски требуют особой технологической последовательности при работе с ними, это отличает масло от всех других видов красок и усложняет возможность их использования. Уроки живописи в учебных заведениях разной направленности нередко начинают именно с изучения технологии масляной живописи.

Чтобы нарисовать картину маслом, для начала, следует определиться с этапами её выполнения — именно тогда масляные краски проявятся во всей своей возможной полноте и результат занятия живописью будет ожидаемым и долговечным. Постараемся зафиксировать и выделить отдельные этапы работы при рисовании маслом и их характерные особенности, а также опишем, почему это так важно и чем чревато нарушение последовательной технологии живописи масляными красками.

  1) Подготовительный рисунок.

   Картина маслом начинается с первоначального рисунка на холсте, в котором намечаются основные формы предметов и объектов, соотносятся пропорции частей предметов друг с другом, прорисовываются главные персонажи и детали. Грамотный тщательный рисунок — основа картины, поэтому этапу отрисовки и компоновки уделяют особое внимание.
   Профессиональные художники нередко рисуют основные части будущего изображения сразу на холсте маслом, то есть жидко разведённой краской нейтрального по оттенку, не слишком тёмного цвета. Это самый лучший способ создания подготовительного рисунка, так как, во-первых, цвет и тон рисунка уже соответствуют цвету и тону будущей картины, во-вторых, материал создания рисунка идентичен материалу написания самой картины (органичен, не создаёт “грязи” при смешивании), в-третьих, рисунок можно легко править и изменять в процессе создания живописного полотна. Но, такой способ создания первоначального рисунка требует твёрдой руки, острого глаза и уверенного владения изобразительной грамотой, поэтому применяется чаще всего в изображении пейзажей и натюрмортов, где точная деталь и соответствие пропорциям модели не так важно, как в портрете.

  В идеале, создавать подготовительный рисунок под живопись углём на холсте: рисунок углём легко поправим, его можно ослаблять и усиливать по нажиму и темноте в зависимости от задачи, он легко закрепляется на поверхности холста жидко разведённой краской тонкой кистью или фиксируется лаком для волос (разумеется, после закрепления рисунок на холсте следует подсушить, а излишки угля смахнуть тряпкой во избежание попадания в замесы красок).
   Хороший вариант создания рисунка на холсте — тушью пером или кистью. Конечно, рисунок получится слишком контрастный, но это легко исправить, если развести тушь водой в нужной пропорции (лёгкий серый оттенок опорных линий почти не будет заметен сквозь первый прозрачный слой краски). Тушь разводится только водой поэтому если вы любите лессировки и пишете маслом достаточно жидко и экспрессивно, рисунок не разотрётся, не потечёт, не деформируется.

  Рисовать на холсте простым карандашом не желательно. Частицы графита подмешиваются к первым красочным слоям, загрязняя их. Поэтому, если создавать рисунок под масло карандашом, то стоит выбрать твёрдый диапазон грифеля или закрепить рисунок лаком для волос после завершения и перед введением масляных красок на холст. Но лак тоже может смешаться с красками, особенно если активно втирать краску в основу, будьте внимательны и осторожны.

  2) Лессировки прозрачными красками.
  Живопись маслом начинают с лессировок. Это первые прозрачные слои красок, которые остаются в таком виде до конца работы — их хорошо видно в теневых частях предметов (собственные и падающие тени) на картинах классических художников.
  Во-первых, лессировки экономят материал — дозировано отпускают краску на холст, особенно в те места, где не нужна чрезмерная фактура и детализированная прописка. Во-вторых, и в главных, лессировки создают ощущение глубины и объёма на предметах в сочетании с корпусной пропиской с белилами. Это обязательно стоит учитывать. Художники прошлого, руководствуясь правилом первых прозрачных лессировок, создавали невероятные по передачи реалистичности в живописи картины. К сожалению, современные художники, особенно художники самоучки или те, кто не получил полного качественного художественного образования, пренебрегают этим. Поэтому их картины заметно теряют позиции, как по технологии живописи (сохранность картин, их качество и т.д.), так и по визуальному восприятию зрителем.

  Лессировки выполняются ТОЛЬКО! лессировочными масляными красками. Также важно знать состав красок, чтобы понимать, подойдёт ли та или иная краска для живописи теней (например, краплак красный обладает свойством “подниматься” каждый последующий слой и вытеснять другие оттенки, поэтому для нижних слоёв и лессировок не подходит). Для этого существуют специальные таблицы смешения красок и описания их качеств. Художники учат их наизусть.
Подробнее о лессировке тут: https://jotto8.ru/hudozhestvennye-terminy/lessirovka .

  3) Просушка.
  Первый слой масляной живописи тщательно просушивается. При должном исполнении лессировки просыхают в течение суток с момента завершения работы над первым этапом создания картины маслом. Просушка происходит естественным путём в хорошо проветриваемом, тёплом помещении без использования нагревательных приборов. Сушить картину у батареи или обогревателя не следует — это может привести к растрескиванию красочного слоя, пожуханиям (см. подробно здесь: https://jotto8.ru/hudozhestvennye-terminy/pozhukhlost ) или изменению цвета красок. Изменение температуры и влажности не желательны для картины маслом, тем более, для картины в процессе просыхания.

  4) Подмалёвок.
  Вторая прописка масляными красками называется подмалёвком. На этом этапе происходит закладка основных цветовых сочетаний и фактур (разница по матовости — глянцевости) изображённых в картине объектов и предметов. Многие современные художники объединяют стадии первых лессировок  и подмалёвка в одну. Это технологическая ошибка, исправить которую практически невозможно — тени, даже пролессированные сверху по слою краски с белилами, уже не будут так убедительны, а объём и пространство в живописи останутся условными.

  Подмалёвок подразумевает живопись полулессировочными и укрывистыми красками в сочетании с белилами в тех местах картины, где это необходимо (освещённые части предметов и некоторые полутени) — это особенно важно для так называемой тональной живописи (академической, классической), где точно переданные оттенки светлоты важнее разницы в цветовом тоне.
   В стадии подмалёвка важно начать прописку и выявление цвето-тональных отношений в картине тонким слоем краски (белила и все кроющие пигменты жидко разводятся разбавителем или втираются в холст легко, без излишне-толстых наслоений краски).

  Прописывать формы предметов и объектов тщательно пока не требуется — эта та стадия работы над картиной, где максимально точно закладываются все цвето-тональные отношения в картине с учётом освещения, глубины пространства и важности элементов картины (удалённость от главного второстепенного, выявление цвето-тональных акцентов и т.д.).
  Прежде чем начинать прорисовывать детали и особенности формы, обязательно сравните между собой и с элементами натуры все цвета и оттенки картины — есть ли разница по цвету и тону между освещёнными и теневыми частями предметов, отличаются ли по цвету, светлоте и насыщенности предметы между собой, что главное в картине, по вашей задумке, и получилось ли это передать. Основная идея композиции и компоновки картины должна быть хорошо читаема уже сейчас.
  На стадии подмалёвка не рекомендуется использовать мастихин для живописи и слишком фактурные кисти — отлично подойдёт мягкая щетина и упругие синтетические кисти средних размеров.
   При выполнении подмалёвка не забывайте оставлять нетронутыми прозрачные тени и полутени предыдущего слоя, не перемазывайте их новым слоем краски — эта двойная работа только уничтожит характерное только для масляной живописи свечение теней изнутри.

  5) Просушка.
  Подмалёвок также высушивается до полного высыхания слоя краски — от 3 дней до 1 недели. Да, придётся подождать, чтобы снова взяться за работу над картиной. Чтобы не терять времени, профессиональные художники обычно рисуют 3 картины одновременно или более. Пока сохнет одна — пишем другую. Очень удобно и практично: можно рассчитать степень просыхания красок и скорость рисования картины увеличится, без технологических огрехов (за время отведённое для работы над одной картиной, можно успеть написать их 3).

  Если краски на холсте много и её слой слишком укрывистый, сушить придётся намного дольше (обратите внимание, слой краски должен высохнуть полностью, а не только его верхняя часть, в виде плотной корочки). Проверить степень просушки красочного слоя можно при помощи пробы пальцем — краска не только не должна мазать, но и не должна продавливаться под нажатием, иначе есть шанс повредить верхний просохший слой при дальнейшей работе. 

В живописи масляными красками это недопустимо технологически — разрыв верхней плёнки красочного слоя ведёт за собой выход на поверхность обеднённого (без масла и лака — они сформировали верхнюю плотную красочную корочку) красочного пигмента, а его использование ведёт к изменению цвета и фактуры в последующих слоях краски при высыхании. Если такое происходит, предшествующий повреждённый непросохший слой краски лучше полностью счистить мастихином и переписать заново.
   После просушки поверхность полотна тщательно осматривается на предмет выявления пожухлостей и других дефектов. По мере надобности можно применить ретушный лак, льняное масло и другие подручные средства.



  • Назад


  • Вперед

На чтение 18 мин Просмотров 94.3к. Обновлено 29.03.2022

Как научиться рисовать масляными красками – подробное пошаговое руководство от Натальи Юршиной. Вы не просто будете знать, как правильно писать маслом – через 4-5 часов вы напишите свою первую картину!

Кстати, если вы всерьез хотите начать писать маслом прекрасные картины, заниматься творчеством и просто радовать себя — тогда у меня для вас есть отличное предложение!

Сейчас я веду набор на онлайн курс по масляной живописи для начинающих и приглашаю вас пройти его на специальных условиях! Напишите мне в WhatsApp по кнопке в нижнем правом углу или узнайте подробности в VK.

Содержание

  1. Как начать рисовать с нуля
  2. Необходимые материалы для начинающих художников
  3. Как организовать место для занятий живописью
  4. Что рисовать начинающему художнику
  5. Чек-лист «Как начать писать маслом»
  6. Часто задаваемые вопросы

Как начать рисовать с нуля

Возможно, вы сейчас не представляете, как это – написать самим картину. Но поверьте, уже через 4-5 часов, после того, как вы прочтете эту статью, вы сможете написать свою первую картину маслом. 

В этой статье я собрала 12 лет моего опыта как художника и 5 лет как преподавателя, поэтому я знаю, о чем говорю. У моих учеников получилось, значит и у вас получится!

Давайте разбираться по порядку: а что, собственно, нам мешает начать рисовать?

В первую очередь, это конечно же, страх пустого холста.

В своем блоге я часто поднимаю эту тему, так как знаю, что через подобное проходили все художники (да-да, и даже те, чьи работы сейчас находятся в Лувре, Эрмитаже, музее Прадо и Метрополитен).

«Когда не знаешь, что рисовать, малюй хоть что! Ты не представляешь себе, как парализует художника вот такой пустой холст, который как бы говорит тебе, что ты ничего не умеешь», ВИНСЕНТ ВАН ГОГ, начал рисовать только к 27 годам

Чтобы преодолеть этот страх, вам нужно нарисовать что-то. Просто взять, и нарисовать на холсте любую вещь. Вам необходимо почувствовать краску, посмотреть, как вообще выглядят мазки, попробовать нанести краску на холст кистью. Кому-то это может показаться глупым, но поверьте, очень многие откладывают свою мечту – научиться писать картины маслом, только потому, что бояться начать.

Но если мечта оказывается сильнее, рано или поздно, вы преодолеете этот барьер и станете писать картины масляными красками. И вот тут, я хочу перейти к следующей причине, по которой многие не решаются на занятия живописью – выбор материалов.

Необходимые материалы для начинающих художников

Как писать маслом на холсте- набор для живописи - фото
 Чтобы научиться рисовать, вам понадобится минимальный набор для живописи

Масляные краски – одни из старейших красок, которыми пользуются художники, поэтому, до сих пор, масляная живопись одна из самых популярных в мире.

Но чтобы стать художником и научиться правильно писать картины маслом, одних красок будет недостаточно. Как правило, выбор материалов для живописи усложняет процесс написания картины у новичков.

Во-первых, некоторые пытаются сэкономить на материалах, и покупают дешевые краски и недорогие холсты с кистями. Этого лучше не делать, даже на начальном этапе.

Покупая некачественные материалы (а многие дешевые товары для живописи оказываются плохого качества), вы рискуете написать плохую картину и разочароваться в результате, и больше НИКОГДА(!), понимаете, не захотеть рисовать!

Поэтому, прежде чем сэкономить 100-200 рублей, подумайте, стоит ли оно того, что вы разочаруетесь и бросите хобби, которое могло бы принести вам счастье и радость?

Во-вторых, даже если вы не разочаруетесь в работе и напишите прекрасную картину, представьте, как вам будет обидно, если через несколько недель или месяцев из-за некачественной краски она испортится: потускнеет, поблекнет, краска начнет трескаться или холст будет провисать?

А кисти вообще оставят весь свой ворс в краске на картине. Кошмар!

Поэтому, никогда не экономьте на материалах! Понимаю, это сложно, особенно учитывая, какие они дорогие, но тогда лучше воспользуйтесь следующим лайфхаком: следите за скидками и акциями в вашем любимом магазине с материалами, участвуйте в конкурсах и розыгрышах, или покупайте что-то вместе со своими друзьями-художниками.

Как писать маслом на холсте- набор для живописи - фото
Не экономьте на красках, чтобы потом не оплакивать испорченную любимую картину

А вот список материалов для вашей первой картины:

  1. Масляные краски (лучше взять небольшой набор маленьких тюбиков);
  2. Холст на подрамнике или на картоне;
  3. Кисти для живописи с синтетическим ворсом;
  4. Разбавитель масляных красок;
  5. Палитра;
  6. Хлопковые тряпочки, влажные салфетки и хозяйственное мыло.

Подробнее о том, как собрать свой первый набор для живописи маслом, читайте в моей статье «Что нужно для рисования маслом — 10 материалов для живописи» 

Теперь, когда вы знаете, что страх пустого холста можно побороть, а еще знаете, что нужно из материалов, чтобы начать писать маслом, я расскажу вам о том, как лучше организовать свое творческое пространство. Ведь не будете же вы писать свои любимые картины на коленке, правда? ☺

Кстати, недавно я запустила интернет-магазин товаров для масляной живописи, чтобы вам, моим дорогим читателям, было легче определиться с выбором! В моем магазине представлено только лучшее, то чем я сама пользуюсь ежедневно, и по самым демократичным ценам.

Чтобы поcмотреть каталог, переходите — https://nyshop.pro/shop-2. Если у вас есть любые вопросы — пишите их консультантам в специальном окне на сайте магазина, ребята будут счастливы вам помочь

Как организовать место для занятий живописью

Как научиться рисовать маслом - фото
Свой творческий уголок дома – мечта любого художника, которая у вас у может стать реальностью

Когда мы представляем себе художника, то в голове обязательно промелькнет образ его мастерской – на стенах висят картины, в комнате пахнет свежей краской, солнечный свет заливает все пространство через большие окна, а на мольберте стоит только что оконченная картина.

К сожалею, реалии нашей жизни таковы, что не у всех есть возможность иметь целую комнату для своей мастерской. Повезет, если хотя бы уголок найдется в квартире или доме, где вы сможете спокойно разложиться со всеми материалами.

Но даже в самых тесных условиях, вы можете создать свой собственный творческий уголок и организовать свое рабочее пространство так, что вам будет удобно и комфортно учиться рисовать масляными красками.

Для начала, выберите самое светлое место в комнате. Лучше, чтобы это был естественный дневной свет от окна. И если вы планируете долго писать картину, то лучше писать всегда при одном и том же свете, так как при разном освещении, цвета красок будут выглядеть по-разному.

Хоть и желательно писать картину при дневном свете, но так бывает, что это не всегда удобно, например, некоторые мои ученики могут работать только вечером, когда дети или внуки уже спят и ни что не отвлекает от любимого дела. Или, как некоторые, просто предпочитают писать картины даже ночью, так как только в это время чувствуют прилив сил.Поэтому, если вы узнали себя в этих ситуациях, лучше сразу приобретайте хороший светильник с ярким светом.

Как организовать место для занятий живописью - светильник - фото
Кстати, светильник может вам пригодиться, когда вам нужно будет сфотографировать свои работы

Мольберт ставьте так, чтобы свет падал на картину, но не бил своей яркостью вам в глаза. Идеально будет расположить мольберт под небольшим углом к окну.

Кисти лучше хранить вертикально – поставьте их в красивую баночку или стаканчик. Так они и высохнут правильно, и станут красивым украшением интерьера. Всегда проверяйте закрыты ли тюбики с краской и храните их в сухой коробке (можно даже из-под обуви или старой бытовой техники), далеко от источника тепла (батареи, например).

Как писать масляными красками - хранение принадлежностей - фото

Приятно, когда все нужно для творчества стоит рядом, а не разбросано по углам дома

Как хранить все материалы для живописи читайте в моей статье «Как хранить масляные краски и ухаживать за кистями для рисования».

Если вы будете следить за порядком, своевременно мыть кисти и ухаживать за другими материалами, то и писать новые картине в таком пространстве, будет намного приятней!

Что рисовать начинающему художнику

Возможно, вы, уже имея все необходимые материалы и оборудовав свое рабочее пространство, уже с нетерпением ждете, когда напишите свою первую картину. Но даже, если вы уже готовы, перед вами может возникнуть еще один вопрос: а что рисовать-то?

На моем курсе “Живопись маслом для начинающих” мы пишем больше 20 картин в различных техниках. Животные, натюрморты, пейзажи и абстрактные картины — все это есть на моем курсе! Смотрите полную программу курса со всеми картинами по ссылке — https://vk.com/@ny_school6-zhivopis-maslom-dlya-nachinauschih

Как начать рисовать с нуля - фото
Если вы уже приобрели все необходимые материалы, но еще не придумали, то хотите нарисовать, самое время открывать Pinterest!

Опять же, чтобы не копировать слишком сложные картины и не отбить у себя все желание рисовать, вам стоит поискать подходящие референсы (картинки с которых вы будете срисовывать вашу картину) в Интернете.

Это могут быть какие-то абстрактные картины, где на холсте просто в хаотичном, но красивом порядке, нанесена краска. Или животные, как, например, в моем мастер-классе по картине «СЛОН», который вы можете посмотреть здесь https://nyblog.ru/zapis-efira-kartiny-slon/ 

Очень красиво и необычно смотрятся морские пейзажи, некоторые вообще можно написать за несколько часов! Например, на моем мастер-классе «Пейзаж с пальмами» , вы научитесь основным правилам воздушной перспективы, а посмотрев мастер-класс по картине «Волны», узнаете как всего с помощью четырех цветов создать яркую и атмосферную картину в морском стиле!

Как начать рисовать с нуля - фото
Эта картина даже зимой будет напоминать вам о теплом лете и греть воспоминаниями о теплых, солнечных днях!

Кроме этого, прекрасным вариантом для первой картины станут цветы.

Как начать рисовать с нуля - фото
Легкая и нежная картина с тюльпанами станет прекрасным подарком маме или подруге!

Яркий натюрморт с цветами в вазе станет и отличным подарком, и красивым украшением вашего дома. Посмотрите мой мастер-класс по картине «Тюльпаны», вы узнаете, как научиться рисовать маслом такие цветы!

А для тех, кому ближе разные фрукты и овощи, у меня есть потрясающий мастер-класс по яркой и сочной картине с лимонами — https://nyblog.ru/zapis-efira-kartiny-limony/ 

Рисовать маслом на холсте для начинающих - фото
Глядя на эти лимончики, сразу хочется их написать, до того они сочные и яркие! А еще очень просты в исполнении и даже у новичков получатся!

Идеи, что еще написать масляными красками, смотрите в моей статье «Что можно написать маслом на холсте»

Чек-лист «Как начать писать маслом»

Рисовать маслом на холсте для начинающих - фото
Все что вам нужно, это просто начать!

Чтобы у вас в голове все сложилось по полочкам, и после прочтения этой статьи вы больше не ломали голову над вопросом: «Как самому научиться правильно рисовать масляными красками на холсте?», я собрала для вас пошаговое руководство к действию!

Это то, что вы реально сможете сделать прямо сейчас, чтобы наконец-то исполнить свою мечту и начать рисовать:

  1. Соберите стартовый набор материалов для живописи

В среднем, полный набор, куда будут входить краски, кисточки, несколько холстов, палитра, разбавители, мастихин и другие материалы для живописи маслом, будет стоить около 2000-2500 рублей. И это не такая уж и большая стоимость, учитывая, что красок и холстов хватит не на одну, а сразу на несколько картин!

Почему я советую собрать сразу набор, а не поэтапно покупать все материалы? Потому что так вам будет проще, спокойней и легче начать, к тому же у вас будет на одну отговорку меньше ☺

  1. Подготовьте место, где будете рисовать

Это можете быть отдельная комната, а может, маленький уголок в вашей квартире. Главное, чтобы там было достаточно яркого света, желательно естественного, а все ваши принадлежности для живописи всегда были под рукой.

Научиться писать картины маслом - фото
Даже уделяя живописи несколько часов в неделю, можно научиться писать настоящие картины маслом!
  1. Выделите время

Для взрослых бывает сложно организовать себе досуг и заняться любимым хобби, так как у многих есть работа, дети, обязанности по дому и прочее. И все же, если вы всерьез настроены написать свою первую картину маслом, найдите для этого подходящее время, чтобы вас никто не отвлекал и наслаждайтесь творчеством!

  1. Найдите бесплатный мастер-класс по понравившейся вам картине или технике

Одному начинать что-то новое всегда тяжело, так почему бы вам не найти опытного наставника или учителя, который все расскажет и покажет, как правильно писать масляными красками, чтобы получилась красивая картина.

Советую вам начать с бесплатного мастер-класса, чтобы понять, а нравится ли вам вообще живопись, хотите вы вкладывать в это занятие свое время, силы и деньги?

  1. Если не получилось, попробуйте другие темы и преподавателя
Научиться писать картины маслом - фото
Пробовать разные техники и стили – это нормально. Так вы ищите свой путь художника, чтобы создать неповторимые и уникальные работы!

Конечно так бывает, что не всегда и не с первого раза получается написать красивую, хорошую картину. И в этом нет ничего страшного. Просто, скорее всего, вам не подошел материал, не понравилась картина, или может преподаватель плохо что-то объяснил. Бывает, кстати, и такое, что картина не выходит из-за лени ученика, или отсутствия интереса именно к этой картине/технике/краскам.

В таком случае, не бойтесь что-то менять и пробовать дальше! ☺

  1. Нравится писать маслом – записывайтесь на курсы

Если вам нравится масляная живопись, то, поверьте моему опыту, рано или поздно вы поймете, что хотите большего и начнете искать курсы или дополнительные уроки по рисованию. Я упростила вам задачу и создала собственный онлайн курс, на котором мы изучим все аспекты масляной живописи и напишем более 20 картин всего за 2 месяца. Если вам интересно — переходите по ссылке и узнайте подробности в VK.

Ведь чтобы достигнуть определенного результата, в любом деле, не только в живописи, нужно постоянно учиться. И сделать это лучше в самом начале, пока вы еще только набиваете руку и учитесь на своих ошибках.

Часто задаваемые вопросы

Рисовать маслом на холсте для начинающих -фото
Талант есть у всех. Но нужно уметь развивать его в себе, а не ждать, пока он сам проявится

В моём блоге Вконтакте, подписчики каждый день задают мне множество вопросов, связанных с живописью. Собрала самые популярные вопросы от новичков в масляной живописи:

Обязательно ли заканчивать художественную школу, чтобы стать художником?

Чтобы стать художником, нужно просто рисовать. Постоянно, каждый день, и учиться. А как это делать – самостоятельно, в школе или с частным преподавателем, решать уже вам. Главное, не останавливаться и тогда вы увидите прогресс.

Можно ли научиться живописи онлайн?

Конечно можно! Современные технологии сейчас настолько далеко продвинулись, что онлайн сейчас можно делать практически что угодно!

Но если вы боитесь, что не сможете хорошо усваивать материал через Интернет, без общения в живую с преподавателем, попробуйте начать с онлайн мастер-класса, чтобы посмотреть, подходит вам такой формат или нет.

В моей онлайн-школе занятия проходят на удобной платформе, все видеоуроки тщательно проработаны и хорошо смонтированы, чтобы ученикам было удобно усваивать материал. Плюс онлайн обучения еще и в том, что вам не нужно тратить время на дорогу до школы и обратно, выкраивать время после работы или искать дополнительные часы вечером, чтобы успеть к преподавателю.

Учитывая последнюю ситуацию в мире с пандемией, думаю, обучение онлайн как никогда актуально сейчас.

Что будет с масляными красками, если ими долго не пользоваться?

Хорошие масляные краски могут храниться годами, конечно, если хранить их правильно, и соблюдать все условия по использованию на этикетке. Поэтому, даже если вы купили набор красок, но написали всего одну картину и пока не планируете возвращаться к живописи, не бойтесь, краска не испортится в ближайшие пару лет точно!

Научиться писать картины маслом - фото

Хорошие масляные краски могут лежать у вас годами и не испортиться

А вот что делать, если масляная краска засохла, читайте в моей статье https://nyblog.ru/chto-delat-esli-zasohli-maslyanye-kraski/

Стоит ли учиться живописи взрослому человеку?

Конечно стоит! Я считаю, что у творчества вообще не должно быть границ – ни возрастных, ни географических, ни каких-либо еще! Поэтому, если вы почувствовали в себе импульс взять кисточку и написать картину, сделайте это, сколько бы вам не было лет, 20 или 60! Вы должны попробовать ☺

Можно ли научиться живописи самому, по мастер-классам из Интернета?

Рисовать маслом на холсте для начинающих художников бываете трудно, если совсем ничего не знать о живописи и никогда не держать в руки кисточку. Но с хорошим мастер-классом, даже в таких условиях, стоит попробовать поучиться живописи!

Как не бросить занятия живописью в самом начале?

Часто, живопись бросают по двум причинам – что-то не получается и становится скучно.

Если вам что-то становится непонятно в процессе обучения, не стесняйтесь спрашивать своего преподавателя, просить помощи и совета. Хороший педагог всегда тактично подскажет, что нужно подправить и объяснит непонятный материал.

Как начать рисовать с нуля - фото
С хорошим учителем у вас точно все получится!

Не бойтесь спрашивать – ведь вы пришли на курсы, чтобы научиться!

А если вы чувствуете, что вам просто стало скучно заниматься живописью, лучше на какое-то время отложит кисточки, не мучать себя и сменить хобби. Живопись никогда не выйдет из моды, а вы, попробовав что-то новое можете вдохновиться и начать снова писать, спустя какое-то время.

Некоторые мои ученицы, например, чередовали вышивку и живопись, а кто-то пробовал себя в лепке или флористике.

Универсального пути не существует, но следуя этим простым правилам – как писать маслом на холсте, рано или поздно, вы превратитесь из новичка в уверенного художника со своими уникальными и красивыми работами! 

Записавшись же ко мне на курс — вы превратитесь в хорошего художника уже за 2 месяца. Посмотрите, какие картины пишут мои ученицы в моем блоге в VK — https://vk.com/ny_school6.

Если хотите так же — переходите по ссылке и записывайтесь на курс — https://ndlr.cc/huGgl57K0

А вы уже написали свою первую картину? Какие ощущения? И если нет, то что вас останавливает? Поделитесь своим опытом в комментариях ☺

Масляный или масленый

Правописание с суффиксом -ен

Чтобы понять, как пишутся слова «масляный» и «масленый», для начала рекомендуется определиться, с какой частью речи приходится иметь дело. Для этого необходимо взять предложение, в котором встречается такая конструкция, после чего задать вопрос от главного слова к зависимому: «Насквозь масленная салфетка была полностью отстирана каким-то химическим веществом» — салфетка какая? — «масленная». Становится понятно, что приходится иметь дело с отглагольным прилагательным (ОП), поскольку слово обозначает признак предмета. Вот еще несколько похожих примеров:

Масляный или масленый правила

  • квашеная капуста — от глагола «квасить»;
  • сушеные грибы — от «сушить»;
  • вяленое мясо — от «вялить»;
  • груженая машина — от «грузить».

Если провести морфологический разбор этих конструкций, то во всех случаях будет наблюдаться одна особенность — от начальной формы глагола убирается окончание -ить, после чего к корню присоединяется суффикс -ен, а также окончание, характерное для определенного рода и числа. То же происходит и со словосочетанием «масленые руки» — от глагола «маслить».

Распознать конструкцию на письме можно по лексическому значению, которое она имеет. Как правило, речь идет о том, что какой-то предмет пропитан или покрыт маслом, например, «масленый блин», «масленая каша» и т. д. Именно от таких слов и произошло название масленица. Также нередко бывает, что прилагательное приобретает значение «испачканный маслом» или «измазанный маслом», поэтому на письме часто встречаются такие примеры:

Масляный или масленый в чём разница

  • масленые руки;
  • масленая сковорода;
  • масленая ветошь и т. д.

Не стоит забывать, что отглагольное прилагательное может иногда выступать в переносном значении, особенно если речь идет о художественной литературе.

Вот несколько интересных примеров:

  • масленый голос (слащавый);
  • масленые глазки (красивые);
  • масленые речи (льстивые).

Отличительной чертой отглагольного прилагательного является то, что в контексте оно часто выступает вместе с зависимым словом (насквозь масленная салфетка), но эта особенность наблюдается далеко не всегда. Однако в любом случае ОП пишется с суффиксом -ен или -енн, поскольку произошло от глагола.

Употребление с -ян

Помимо отглагольных прилагательных в русском языке существует еще один разряд этой части речи, которая называется отыменным. Такие слова происходят от существительных путем присоединения суффикса -ян к основе слова. Несколько примеров, представленных ниже, помогут лучше понять, о чем идет речь:

В чём разница между масляный и масленый

  • масло — масляный;
  • кость — костяной;
  • жесть — жестяной;
  • береста — берестяной.

С тремя последними словами вопросов обычно не возникает, поскольку точно понятно, что они образуются от существительных. Но отыменное прилагательное «масляный» очень похоже на отглагольное, поэтому ошибиться в правописании может даже опытный писатель. Но если уметь правильно распознать лексическое значение, то вопросов возникнуть не должно. Вот наиболее распространенные примеры, подходящие для прилагательного «масляный»:

  1. Упаковка или сосуд, который используется для хранения масла. Ярким примером служит словосочетание «масляная упаковка».
  2. Предмет, который полностью или частично состоит из масла: «масляные краски».
  3. Аппарат, работающий на масле: «масляный двигатель».

Для человека, который хорошо разбирается в различиях лексической роли, отличия «масляный» и «масленый» являются очевидными. Но научиться такому умению можно лишь в том случае, если часто встречать на письме примеры с употреблением этих конструкций. Существительные, с которыми рассматриваемое прилагательное сочетается лучше всего:

Правописание масляный и масленый

  • крем;
  • раствор;
  • краски;
  • фильтр;
  • насос;
  • обогреватель;
  • радиатор;
  • бутыль;
  • термостат;
  • пятно.

Если прилагательное произошло от существительного, то в его суффиксе будет обязательно писаться буква «я». Определить способ образования можно с помощью лексического значения, которое несет конструкция (придется выучить три пункта назубок).

Отыменное прилагательное в тексте

Слово «масляный» часто встречается в различных текстах на русском языке. Такая тенденция наблюдается как в художественной литературе, так и в информационной, например, в статьях. Если иметь с ними дело часто, то не будет трудностей с тем, как правильно писать «масляный». Предложения со словом «масляный», которые можно привести в качестве наглядных примеров:

Как правильно масляный или масленый

Масляный или масленый в русском языке

  1. В массажном салоне можно заказать масляное обертывание пленкой.
  2. Почему масляный фильтр практически полностью состоит из бумаги?
  3. Масляное пятно на футболке не удастся вывести даже очень дорогим порошком.
  4. Важно составить график работы масляного двигателя, чтобы сравнить показатели.
  5. Нет ничего сложного в том, чтобы правильно поставить ударение в словосочетании «масляный насос»
  6. Художник нарисовал на холсте фигуру девушки масляными красками.
  7. Я бросил взгляд на масляную бутыль, которая стояла на кухонном столе.
  8. Я пытался выделить слово «масляный» как причастие, но понял, что это глубочайшая ошибка.
  9. Вам необходимо как следует промаслить масляный радиатор, иначе он перестанет работать.
  10. В масляном термостате лежало домашнее маслице, а также маслянистый сыр.
  11. Не пытайся замаслить меня своими речами — я на такое не поведусь.
  12. Повтор слова «масляный» в предложении недопустим, поэтому рекомендуется пользоваться синонимами.
  13. В обрывке произведения было сказано, что масляный раствор был разлит на диване в гостиной.
  14. Если наносить на лицо масляный крем каждую неделю, то со временем морщины станут менее заметными.
  15. Писанный масляными красками холст оставлял несколько вопросов по поводу происхождения.

Если ежедневно читать по несколько таких предложений, то со временем правописание словосочетания не будет вызывать никаких проблем. Но чтобы ускорить процесс обучения, рекомендуется также разбирать каждый пример, пытаясь объяснить, почему в конкретном слове в суффиксе пишется буква «я», а не «е». То же касается и предложений, в которых употребляется второй пароним.

Примеры использования ОП

Слово «масленый» встречается в русском языке гораздо реже, чем «масляный», однако это не значит, что не стоит рассматривать предложения с его употреблением. Если человек будет видеть разницу в лексическом значении, то он никогда не совершит ошибку в правописании суффикса, а также сможет без каких-либо проблем находить в тексте и другие паронимы. Вот несколько таких предложений:

Правила русского языка

Учебники

  1. Я замарал чистую скатерть своими маслеными руками, чем сильно обидел маму.
  2. Масленая ветошь лежала на столе, как будто бы там ей было самое место.
  3. Масленая сковорода как нельзя лучше подходит для жарки рыбы.
  4. Масленые речи моего дяди могли задобрить кого угодно, но только не мою маму, которая знала его с детства.
  5. Чтобы получить масленый голос, придется долгое время практиковаться в красноречии.
  6. Насквозь промасленная салфетка использовалась лишь для того, чтобы убирать остатки жира с плиты.
  7. Ты пытался намаслить и без того масленый тост, чтобы было еще вкуснее?
  8. В масленых речах незнакомца было что-то такое, что притягивало меня с огромной силой.
  9. Чтобы как следует отмыть масленую тарелку, потребуется много моющего средства.
  10. В ее масленых очах виднелось бездонное море, которое так и манило меня.
  11. Если все время слушать масленые заявления политиков, то можно поверить во многие небылицы.

Изучив эти примеры, становится видно, что в некоторых случаях слово употребляется с удвоенной «н» в суффиксе. Происходит это тогда, когда прилагательное выступает вместе с зависимыми словами. Согласно правилам русского языка в этом случае ОП должно всегда писаться с удвоенной «н». Во всех остальных случаях конструкция не станет вызывать проблем даже у начинающего писателя. Важно уметь различить лексическое значение в различных случаях, а также помнить, что суффикс -ен относится к глаголам, а -ян — к существительным.

Паронимы — это одна из самых интересных, но в то же время довольно сложных тем в русском языке, поскольку она требует запоминания большого количества лексических значений, которые обычно легко перепутать. Однако если помнить, что слова образуются от разных частей речи, то существенных трудностей в правописании возникать не должно. Достаточно просто несколько минут подумать над тем, является ли прилагательное отыменным или отглагольным, а уже потом делать какие-либо выводы. Сначала это может показаться трудным, но если иметь дело с паронимами часто, то тема усвоится за считаные дни.

О технике письма маслом на холсте написано очень много книг, статей и форумов. Можно всю жизнь читать и всё равно узнавать что-то новое. Особенно если закапываться в материалы, их свойства и особенности взаимодействия между собой. А уж сколько различных техник, способов и вариаций нанесения краски на холст… Во всём этом можно просто потеряться. Я же попробую собрать самое основное и указать на важные моменты, которые частенько упускаются из виду.

Все техники сводятся к двум основным способам: в один слой и много слоёв.

Алла прима

Для начала рассмотрим быструю технику алла прима — «по сырому» без подмалёвка. Суть её в том, что пишется всё в один слой до высыхания красок. На этом, собственно, и всё. Краски здесь всегда наносятся на невысохший слой, ещё сырой. В такой технике хорошо делать этюды в импрессионистической технике.

Техника письма маслом

Многослойная живопись

А самое интересное начинается в многослойной живописи. Это более традиционная техника и большинство мировых шедевров создано именно в ней. Суть её в том, что краски наносятся слоями поверх друг друга. И самый важный момент тут, что необходимо ждать полного высыхания предыдущего слоя. Иначе в будущем работа может пожухнуть и покрыться сеткой кракелюра. Происходит это оттого, что нижний слой не успевает полностью просохнуть и начинает вытягивать масло из верхнего. Поэтому такой способ письма очень длителен по времени.

Принцип многослойности позволяет существенно обогатить живопись. Слои лессировки как своеобразное цветное стекло просвечивают насквозь до самого грунта. Они позволяют тонко моделировать форму и создавать светотеневые эффекты, мягкие переходы, обогащая работу оттенками. Часто работа заканчивается обобщающей лессировкой, когда по всей поверхности проходят тонким слоем одной краски.

В основном в многослойной живописи три слоя: подмалёвок, основная прописка и детализация. Но бывает и гораздо больше, даже 9. Зависит от задумки автора.

Имприматура

Зачастую, до подмалёвка, первым слоем вводится имприматура. Это простой и легкий способ сразу же сформировать цветовую гамму работы. Имприматура наносится как поверх рисунка, так и до него. Она создаёт крепкий первый слой в работе, не дающий вытягивать масло из краски и на который будут ложиться все последующие слои. Так же имприматура создаёт тонированную основу для облегчения последующей работы. По такой поверхности легче брать верные тона, чем по белой. Тем самым работа обобщается и можно видеть всё целиком, не отвлекаясь на белые куски.

Имприматура пишется в один или несколько цветов на «тройнике» с добавлением «на глазок» даммарного лака (для большей крепости слоя если грунт эмульсионный) или же на пинене (если грунт акриловый или другой современный с оптимальными тянущими свойствами). Краску нужно брать лессировочную, не корпусную. Можно высветлить света, удалив лишнюю краску. Таким образом мы получаем тонированный грунт.

Техника письма маслом

Подмалёвок

Дальше идёт подмалёвок. Он позволяет создать форму, показать светлые и тёмные места на работе. Часто он делается гризайлью: используются белила в светах и какая-либо тёмная лессировочная краска в тенях. Подмалёвок, как и имприматура, пишется тонко и на пинене в основном.

Многие путают и не понимают в чём разница между имприматурой и подмалёвком. Главное отличие между ними состоит в том, что имприматура задаёт цветовую гамму для всей дальнейшей работы, а в подмалёвке определяются основные свето-теневые тона, проводится грубая лепка формы.

Основная прописка

После того как задана цветовая гамма и определены основные тоновые отношения идёт уже детальная проработка последующими слоями. Как правило основная прописка делается в один слой, максимум в два. Прописываются все массы и большинство деталей. Если же художник выстраивает сложные отношения лессировками, то создаётся много слоёв. Пока не будет достигнут желаемый результат.

Детализация и уточнение нюансов

Когда вся работа уже в основной массе написана, то приходит время заключительного этапа. Дописываются мелкие детали, уточняются тонкие нюансы: где-то что-то приглушается, а где-то наоборот выделяется, добавляются оттенки и рефлексы, проставляются блики. Возможно также принимается решение пройтись лессировкой по части работы или даже по всей, придав нужный оттенок.

Ставится подпись автора в правом нижнем углу. Это если по традиции. А вообще каждый сам решает когда, как и где поставить свою подпись.

Это если вкратце основной принцип работы. Бывают и другие варианты ведения работы. Можно идти от куска. То есть написать на белом чистом холсте, например, глаз до конца в несколько сеансов, а только потом приступать к другому глазу. Но так сложнее намного вести работу, есть шанс ошибиться и неверно выстроить отношения. Тогда приходится исправлять уже законченный кусок и переписывать его.

Техника письма маслом

Советы для масляной живописи

Небольшой совет для тех, кто работает по хорошему итальянскому или бельгийскому холсту. Грунт там обладает оптимальным тянущим свойством и посему не требуются лак в первых слоях. В данном случае, применение лака может превратить поверхность холста на подобие скользкой пленки. А это, однозначно, негативно скажется на дальнейшей работе. Ведь зачастую, больше по привычке от работы по эмульсионному грунту, некоторые протирают лаком или разбавителем на лаке, холст по чистому грунту или добавляют его в имприматуру и подмалевок. Лучше использовать разбавитель/медиум без лака на основе масла, например льняного. Или же писать на одном пинене в первых слоях.

Время между сеансами работы зависит от толщины предшествующего слоя. Если он совсем тонок, то вполне достаточно 3-4 дней перерыва, а лучше недели. Если же в первом слое живописи краски ложились корпусно, то перерыв должен быть не менее 10 дней и более. Лишь после такого перерыва начатый участок работы смазывается тонким слоем смеси льняного масла и даммарного лака приблизительно 1:1 (или же «тройником») и дорабатывается. И тогда краска будет ложиться на поверхность гладко и не будет собираться в капельки. Если не успеваем закончить и в этот раз, то опять нужен перерыв.

Консистенция красок при прописях должна быть сметанообразной, не стоит писать слишком жидко или чересчур корпусно.

Во время работы не стоит зацикливаться на одной кисти. Стоит иметь раздельные кисти «для темного» и «для светлого».

Считается что на одном растворителе писать нельзя, со временем краски изменяют цвета. Поэтому лучше писать на двойнике (масло+растворитель, масло+лак, лак+растворитель), на тройнике (масло+лак+растворитель), просто на масле или не используя вообще ничего (только красками, при наличии в них достаточного количества масла). Смешиваются компоненты в разных пропорциях, в зависимости от поставленной задачи. Если нужно чтобы участок быстро высох, то побольше лака или растворителя. А если нужно задержать процесс высыхания, то больше масла.

Следует избегать валиков из краски по контурам предметов (считается дурным тоном). Для этого краску нужно накладывать не прямо по контуру, а около, оттушевывая ее затем к краю.

Для объединения (усреднение тона и цвета, сглаживание поверхности и смягчение переходов) можно использовать следующие приемы:

  • «Сухая кисть» — мягкой сухой кистью легкими движениями без сильного нажима ведется работа с поверхностью (мягкое объединение);
  • Веерная сухая кисть — для мягкого объединения используется специальная веерная кисть;
  • Работа мягким мастихином — его ребром (грубое объединение);
  • Торцевание — щетинной кистью с плоским торцом тычкообразными ударами по поверхности картины достигается желаемый результат. Жесткость и мягкость щетины можно варьировать в зависимости от нужд;
  • Тонированное торцевание — то же, что и просто торцевание, отличие в том, что на кисть берется немного «сухой» краски для большего объединяющего эффекта;
  • Работа пальцем — весьма тонкий и удобный инструмент определенной влажности и температуры, что делает его незаменимым в некоторых обстоятельствах (например, в объединении больших участков).

Психологи говорят, что «красочная терапия» — один из способов привести мысли в порядок и почувствовать гармонию.

Добавьте к «успокаивающему» действию то, что картина может стать незабываемым подарком. Ваши близкие будут в восторге от него, ведь вы вложили душу и потратили время. Ну, а если вы решите оставить картину у себя, будет ещё один повод улыбнуться, глядя на собственное творение, и подумать, какой же всё-таки хорошей идеей было научиться рисовать маслом!

В статье расскажем:
  1. Что нужно для рисования маслом? 
  2. Как подготовить и загрунтовать холст, чтобы рисовать маслом?
  3. «Фишки» масляной живописи: как рисовать маслом просто и с удовольствием
  4. Рисуем маслом пионы
  5. Рисуем маслом море
  6. Рисуем пейзаж маслом

Знаете основы масляной живописи, но хотите прокачать свои навыки? Приходите на курсы художников в Москве или Санкт-Петербурге, где опытные художники научат вас тем секретам живописи, которые рассказывают только в художественных школах.

Советами, как рисовать маслом, поделились художник Татьяна Медведева и преподаватель живописи с пятилетним стажем Алексей Жуков

как рисовать маслом

Что нужно для рисования маслом? 

  1. Масляные краски. Начинающим будет достаточно базовых цветов, ведь их можно смешивать и получать другие оттенки. Не забудьте про белую краску — она самая важная! 
  2. Кисти. Они различаются по размеру, форме, материалу и степени набитости. Научиться рисовать маслом без них практически невозможно. 

О размере: большими кистями удобно писать фон или абстрактные картины, а маленькими прорисовывать детали: кружево или усы у кота. Поэтому на первое время запаситесь 3 кистями: большой плоской (номер 12) средней плоской (номер 6 или 7) и маленькой круглой (номер 2 или 3). 

О форме: ваш выбор будет зависеть от того, в каком стиле вы хотите писать. Квадратные плоские кисти хороши для мазков, а круглые для прорисовки деталей. 

О материале: бывают кисти из щетины и синтетического ворса. Щетина дороже, но качественнее.

Хорошая кисть — ваша волшебная палочка. Она должна удобно «сидеть» в руке, сохранять форму, но иметь пластичную структуру.

3. Ванночка для разбавителя или, как её называют в кругах художников, маслёнка

как рисовать маслом

4. Палитра. Если вы думаете, что деревянная палитра одноразовая, то это не так. Покройте её 3-4 слоями лака, дайте высохнуть и смело смешивайте на ней краски. 

5. Разбавитель «тройник». Без него масло будет густым и не будет ложиться на холст. 

6. Разбавитель «Уайт-спирит» поможет отмыть палитру и кисти. 

7. Холст. Если вы не собираетесь рисовать маслом супер-абстрактно или только тонкими линиями, берите среднезернистый холст из льна или хлопка. Оптимальный вариант для первой в жизни картины — грунтованный картон. Он дешёвый, поэтому вы сможете «набить руку» и не потратиться. 

8. Тряпочки для вытирания кистей. 

как рисовать маслом

Как подготовить и загрунтовать холст, чтобы рисовать маслом?

Подготовка к живописи маслом займёт около 3 дней. Таким образом Его Величество Масло проверяет вас на прочность! Если справитесь — можете приступать к работе. Но вы точно справитесь! 

Шаг 1. Натяните холст на подрамник с помощью строительного степлера, равномерно вбивая скобы. 

Шаг 2. Приготовьте желатин. Смешайте 20 г желатина с 300 г воды. Через час, когда желатин набухнет, подогрейте его на паровой бане, но не давайте кипеть.  Затем снимите, позвольте остыть до комнатной температуры и уберите в холодильник на 30 минут. 

Шаг 3. Аккуратно втирайте желатин в холст, пока он не растворится. Обязательно следите, чтобы желатин не проступал на обратной стороне холста. Слоёв желатина должно быть 5-6, причём промежуток между нанесением — 12 часов. 

Шаг 4. Через 12 часов  нанесите на холст акриловый грунт 2 слоями с промежутком в 1 час.

Если вы думаете, что грунтовать холст сложно и вам не под силу, посмотрите видео, и у вас не останется вопросов. 

Если вам не хочется возиться с грунтовкой, у нас хорошие новости! Вы можете купить уже грунтованный холст или картон, да ещё и сразу натянутый на подрамник. 

Материалы готовы, но как организовать место так, чтобы всё нужное оказалось под рукой? Удобнее всего научиться рисовать маслом, закрепив холст на мольберте или этюднике, а рядом с ним поставить 2 табуретки для инструментов. Не забудьте про хорошее освещение, зрение не так-то легко восстановить! 

как рисовать маслом

«Фишки» масляной живописи: как рисовать маслом просто и с удовольствием

Как только в руках у вас оказываются масляные краски и кисти, настройте себя на волну фантазии. Перед вами 2 пути. Первый — отключить голову и расслабиться. Вы можете хоть выливать краску на холст и кататься по нему на велосипеде! А почему бы и нет, если это доставляет удовольствие? 

как рисовать маслом

Второй путь научиться рисовать маслом посложнее — изобразить реалистичный сюжет. Вот здесь и пригодятся правила перспективы, построения и теней. 

Правило глубины. Предметы вдалеке должны быть сглажены, чтобы передний план казался контрастнее и ярче.

Правило света и тени. Не забывайте, что предметы не летают в воздухе. 

как рисовать маслом

Пространство вокруг предмета всегда заполнено, поэтому, чтобы он не казался вырезанным, добавляйте рефлексы — цветовые блики с ближайших предметов.

Правило лёгкого наброска. Перед началом работы с маслом, прозрачно наметьте предметы простым карандашом или древесным углём, чтобы не поцарапать холст. Но не забудьте подтереть уголь тряпочкой, он смажется, но не переживайте, краска его перекроет. 

Конечно, живопись маслом — занятие для подготовленных. Без представления о композиции и технике построения предметов и перспективы будет сложновато нарисовать гармоничную картину. 

Потренируйтесь для начала с простым карандашом, а затем смело берите масло!

Но у нас есть отличная новость! Вам не нужно переживать, если не так положите краску. В масляной живописи у вас бесконечное множество вторых шансов. Просто протрите разбавителем «ошибочный» слой или подождите, пока он засохнет и наложите поверх новый. 

Рисуем маслом пионы

С теорией разобрались, но без практики она забудется через 3 минуты! Предлагаю не откладывать и сегодня же пуститься в творческий полёт. Начнём с простого и эффектного — пионов. 

как рисовать маслом

Цветы можно писать как душе угодно: и пальцами, и кистями, и целый букет, и один цветок на весь холст. Начинайте с легкого тона на фоне, затем переходите к цветам, а последним шагом напишите листья. 

Если вы до сих пор не верите, что у вас получится научиться рисовать маслом, посмотрите это видео! Кажется, что повторить не составит труда, какая красота получается!

Рисуем маслом море

Тут у меня к вам вопрос: какое море? Вода — переменчивая стихия, она может падать тяжёлой волной и разбиваться о скалы, переливаясь бликами лунного света, а может ласкать балийский мраморный песок и слепить глаза солнечными искрами. 

Ловите 3 лайфхака и пример рисунка моря маслом. 

как рисовать маслом

Кто-то рисует, детально прописывая каждый пенный брызг, а кто-то пишет настолько абстрактно, что шум волны слышишь только отойдя от картины на несколько шагов. 

Но какое бы море не запало вам в сердце, у горизонта оно должно быть темнее, чем на переднем плане, а на волну всегда будут ложиться свет и тень. Море контрастно, оно переливается множеством оттенков и вбирает гамму рефлексов. 

Чтобы научиться рисовать маслом, нужна практика. В этом видео вам объяснят каждый шаг, попробуйте повторить, и вы почувствуете, как шумит море, нарисованное вами. 

Рисуем пейзаж маслом

Что вы видите на будущем шедевре: бескрайние лавандовые поля или деревушку в Альпах? А может, майскую грозу Тютчева? Что бы вы не выбрали, рисуя пейзаж, пишите послойно. Пройдитесь лёгким тоном сначала по фону вдали, затем напишите то, что ближе, и в последнюю очередь прорисуйте передний план. Не начинайте картину с одного угла, пишите всё и сразу, двигаясь от общего к деталям. 

Для создания первых произведений искусства вам нужно запастись лишь инструментами и огромным желанием. Но если вы хотите быстрее разобраться в техниках и способах построения предметов, запишитесь на художественные курсы. Вы увидите, как грунтовать холст, почувствуете материалы и научитесь строить композицию по всем правилам. 

Ловите 4 совета, которые помогут вам при выборе курсов:

  1. Программа должна включать не только разные стили масляной живописи, но и уроки построения композиции и предметов.
  2. Чем больше преподаватель взаимодействует с вами, тем больше вы вынесете знаний с курсов. Он должен исправлять ошибки, показывать приёмы и, конечно, его манеры объяснять и рисовать должны откликаться в вашей душе. 
  3. В группе должно быть не больше 10 человек, иначе преподаватель просто не успеет выделить время на каждого.  
  4. Взгляните на отзывы учеников, они могут многое прояснить.

Если вас привлекает определённая техника или вы уже «бывалый художник», обратите внимание на мастер-классы. У вас в кармане через несколько часов будут и новые знания, и новая картина!

Стоимость курсов по рисованию начинается от 3 000 рублей и доходит до 20 000 рублей. 

Творчество можно сравнить с полётом на парашюте: главное — сделать первый шаг, и вы тут же пуститесь в полёт фантазии! Больше практики и веры в себя! Всё получится! 

Расскажите нам в комментариях, как быстро вам далась масляная живопись. Сделайте репост статьи, чтобы не потерять советы, как научиться рисовать маслом и что для этого понадобится.

Вам может подойти это обучение:

  1. Онлайн-Курсы по Рисованию от 1 000 Рублей
  2. Лучшие Школы Рисования в Петербурге
  3. Лучшие Курсы по Рисованию в Москве от 1 000 Рублей

Читайте также:

  1. Как Рисовать Акварелью? 7 Лёгких Рисунков Акварелью для Начинающих
  2. Как Стать Художником? Полный Гайд + 3 Важных Совета от Профессиональных Мастеров
  3. Как Научиться Правильно Вышивать с Нуля? 5 Простых Пошаговых Инструкций, Которые Сделают Вас Мастером Вышивки
  4. Куда Отдать Ребёнка? 10 Детских Кружков, Секций и Курсов, Которые Подойдут Вашему Ребёнку

Дата публикации:23.02.2022 @ 12:20

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Масляный фартук как пишется
  • Масляный рукав как пишется
  • Масляный пирог как пишется правильно
  • Масляный обогреватель как пишется правильно
  • Масляный насос как пишется правильно