Загрузить PDF
Загрузить PDF
Часть академического исследования, посвященная его методике, дает вам возможность убедить ваших читателей в том, что ваше исследование полезно и вносит важный вклад в вашу область науки. Хорошее описание методики исследования базируется на общем подходе к исследованию — будь он качественным или количественным — и адекватно описывает использованные вами методы. Обоснуйте, почему вы выбрали именно эти методы, а затем объясните, как использование этих методов позволяет получить ответы на вопросы, поставленные в вашем исследовании.[1]
-
1
Переформулируйте тему вашего исследования. Начните часть вашего исследования, посвященную методике, с перечисления тем или вопросов, которые вы собираетесь исследовать. Включите сюда гипотезу, если она есть, или укажите, что вы собираетесь доказать своим исследованием.[2]
- При перефразировании упомяните все сделанные вами предположения или условия, которые вы подразумеваете. Эти предположения определяют выбранный вами метод.
- Укажите, какие переменные вы будете проверять, а также другие условия, которые вы контролируете или предполагаете одинаковыми.
-
2
Установите общий методический подход. Общий подход может быть качественным или количественным. Иногда возможно использовать сочетание обоих подходов. Кратко объясните, почему вы выбрали тот или иной подход.[3]
- Если вы хотите, например, исследовать и документировать измеримые социальные тренды или оценивать влияние конкретных политических мер на разнообразные переменные, используйте количественный подход, фокусируясь на сборе данных и статистическом анализе.
- Если же вы, к примеру, хотите оценить взгляды людей или понимание определенной проблемы, используйте более качественный подход.
- Вы можете также комбинировать оба подхода. Например, вы можете преимущественно смотреть на измеримый социальный тренд, но также интервьюировать людей и получать их мнения о том, как этот тренд влияет на их жизнь.
-
3
Определите, как вы будете собирать или получать данные. Этот раздел вашей методической части рассказывает читателям, когда и где вы проводили свое исследование и какие основные параметры были использованы, чтобы убедиться в относительной объективности ваших результатов.[4]
- Например, если вы проводите социологический опрос, вы должны привести вопросы, включенные в этот опрос, и рассказать, где и как этот опрос проводился (лично, онлайн или по телефону), сколько опросов вы провели, и как долго ваши респонденты отвечали на опрос.
- Включите достаточное количество деталей, чтобы другие могли воспроизвести ваше исследование (хотя их результаты все равно могут не совпасть с вашими).[5]
-
4
Укажите причину использования необычных методов. Вам может понадобится (особенно если вы проводите исследование в области социальных наук) использовать методы, которые обычно не используются при таких исследованиях или кажутся несоответствующими цели вашего исследования. Такие методы требуют дополнительного пояснения.[6]
- Качественные методы исследований обычно требуют более подробного объяснения, чем количественные.
- Базовые исследовательские процедуры нет необходимости объяснять в деталях. Как правило, автор предполагает, что читатели знают обычные методы исследований, например, социологи понимают, что такое социологический опрос или фокус-группа.
-
5
Цитируйте все источники, на которых вы основывали выбор методики. Если вы использовали чьи-то работы, чтобы разработать или применить свою методику, опишите эти работы и поясните, что из них вы использовали в своей работе или как ваша работа построена на них.[7]
- Например, предположим, что вы проводите социологический опрос и использовали несколько других исследовательских работ, чтобы разработать вопросы для вашего опроса. В этом случае вы должны упомянуть эти источники.
Реклама
-
1
Объясните выбор критериев отбора данных. Если вы собираете первичные данные, вы, скорее всего, установите параметры отбора. Ясно укажите эти параметры и поясните вашим читателям, почему вы установили именно такие параметры и почему они важны для вашего исследования.[8]
- Если вы проводите социологический опрос, опишите участников вашего исследования и укажите все критерии включения и исключения, которые вы использовали при формировании группы участников.
- Обоснуйте размер выборки, если это применимо, и опишите, как он влияет на возможность расширения результатов вашего исследования. Например, если вы провели социологический опрос среди 30 процентов всех студентов университета, вы, скорее всего, можете применить полученные результаты ко всем студентам этого университета, но, возможно, не к студентам других университетов.
-
2
Укажите слабые стороны используемых вами методов. Каждый метод исследования имеет свои сильные и слабые стороны. Кратко обсудите слабые стороны и критику выбранных вами методов, а затем объясните, почему они неуместны или неприменимы в вашем конкретном исследовании.[9]
- Чтение других исследовательских работ — хороший способ определить возможные проблемы, которые обычно возникают при использовании разных методов. Укажите, столкнулись ли вы с какими-либо из этих обычных проблем при проведении вашего исследования.
-
3
Опишите, как вы преодолевали трудности. Преодоление трудностей в вашем исследовании может быть одной из наиболее важных частей вашего методического раздела. Опишите, как вы разрешили возникшие проблемы, — это может повысить доверие ваших читателей к качеству результатов вашего исследования.[10]
- Если вы столкнулись с какими-либо проблемами при сборе данных, четко объясните, какие шаги вы предприняли, чтобы минимизировать влияние этих аспектов на результаты.
-
4
Оцените другие методы, которые вы могли бы использовать. В случае, если вы используете метод, который выглядит необычным для вашей темы, включите в вашу работу обсуждение других методов, которые обычно используются в исследованиях, подобных вашему. Объясните, почему вы не стали их использовать.[11]
- В некоторых случаях достаточно просто указать, что существует множество исследований, использующих определенный метод, но нет ни одного, использующего ваш метод, из-за чего возникает пробел в понимании этой проблемы.
- Например, может быть много работ по количественному анализу какого-то конкретного социального тренда. Однако, ни одна из этих работ, возможно, не останавливается подробно на том, как этот тренд повлияет на жизнь людей.
Реклама
-
1
Опишите, как вы анализировали результаты. Ваш анализ главным образом зависит от того, использовали вы качественный или количественный метод, или оба. Если вы использовали количественный подход, скорее всего, вы будете использовать статистический анализ. При качественном подходе укажите, какую теорию или философию вы использовали.[12]
- В зависимости от вопросов, поставленных в вашем исследовании, вы можете использовать сочетание количественного и качественного анализа — точно так же, как вы можете использовать оба подхода. Например, можно выполнить статистический анализ, а затем интерпретировать эту статистику через призму определенной теории.
-
2
Объясните, как ваш анализ соответствует целям вашего исследования. В конечном счете, ваша методика должна обеспечить ответы на вопросы, поставленные в вашем исследовании. Если между ними нет хорошего соответствия, вы должны либо изменить свою методику, либо несколько поменять вопросы вашего исследования.[13]
- Например, предположим, что вы исследуете влияние обучения в колледже на семейные фермы в сельских районах США. Хотя вы можете провести интервью с людьми, выросшими на семейных фермах и закончившими колледж, это не даст вам общую картину. Количественный подход и статистический анализ дали бы более целостную картину.
-
3
Определите, насколько хорошо ваш анализ отвечает на вопросы вашего исследования. Соотнесите вашу методику с исходными вопросами исследования и представьте возможный результат вашего анализа. Опишите подробно, что ваши результаты прояснят в вопросах вашего исследования.[14]
- Если при ответе на вопросы исследования ваши результаты подняли другие вопросы, которые могут потребовать дальнейших исследований, укажите это кратко.
- Также можно упомянуть о любых ограничениях ваших методов или о вопросах, на которые не удалось ответить.
-
4
Оцените, можно ли переносить или обобщать ваши результаты. Возможно, вы можете перенести ваши результаты в другой контекст или обобщить их. В социальных науках переносить результаты обычно сложно, особенно если вы использовали качественный подход.[15]
- Обобщение обычно можно использовать при количественных исследованиях. Если у вас есть хорошо сформированная выборка, вы можете статистически применить полученные результаты на более крупный массив данных, к которому принадлежит ваша выборка.
Реклама
Советы
- Организуйте методический раздел вашей работы хронологически: начните с того, как вы готовились выполнять ваше исследование, затем напишите, как вы собирали данные и как их анализировали.[16]
- Пишите методический раздел вашего исследования в прошедшем времени, если только это не документ, который нужно представить до того, как описанное исследование будет выполнено.[17]
- Подробно обсудите ваши планы с научным руководителем до того, как остановитесь на конкретном методе. Он может помочь вам определить возможные недостатки плана вашего исследования.[18]
- Описывайте ваши методы в страдательном залоге, чтобы сфокусировать внимание читателя на действиях, которые были сделаны, а не на лице, которое их выполняло.[19]
Реклама
Об этой статье
Эту страницу просматривали 11 166 раз.
Была ли эта статья полезной?
Написать научную работу – это одна из главных задач студента.
Самым сложным является практическая часть исследования. В данной части исследователь изучает проблему и предоставляет результаты своей работы. Как описать то, как проводилось изучение предмета?
Необходимо использовать методы исследования. Именно они помогают показать, как были получены выводы и подготовлены решения научной проблемы.
Сегодня мы решили подробно разобраться, что такое методы исследования и как их использовать в научной работе. Читайте нашу статью до конца, чтобы понять на примерах, какие из методов для вас больше подходят.
Содержание
- Что такое методы исследования?
- Какие методы исследования бывают: классификация
- Как правильно сформулировать методы исследования?
- Как написать методы исследования в курсовой работе — пример
- Пример описания методов исследования в дипломной работе
- Какие методы исследования использовать в диссертации и научных работах
- Ошибки при формулировке методов исследования
- Как проверить работу на плагиат?
- Как повысить уникальность текста?
01 Что такое методы исследования?
Методы исследования – это приемы, с помощью которых вы изучаете научную проблему.
Когда вы выполняете свое исследование, то непременно должны рассказывать в своей научной работе каждое действие. Научный стиль не приемлет простого пересказа: в нашей работе была рассмотрена такая-то проблема. Вам нужно с помощью научных методов показать, как именно вы рассмотрели эту проблему. Может быть, был проведен анализ, то есть вы рассмотрели части, элементы предмета исследования. Может быть, вы провели сравнение предмета с тем «как должно быть» и выявили несоответствия.
Таким образом, методы исследования нужны для того, чтобы описывать процесс изучения предмета исследования и научной проблемы.
Методы исследования помогают достичь цели работы. Поэтому вам нужно четко определить цель и задачи исследования. Затем вы сможете понять, какие действия вам предстоит выполнить. Это может быть эксперимент, с помощью которого вы сможете объяснить научную проблему по психологии. Это может быть модель, с помощью которой вы сможете подтвердить свою гипотезу исследования и т.д.
Пользоваться методами исследования приходится на протяжении всей практической части. Поэтому важно понять, какие методы для вас наиболее подходят. Давайте рассмотрим их классификацию.
Лайфхак
Перед классификацией расскажем, что любая научная работа после написания должна отправляться на проверку антиплагиата. Обычно в российских вузах используют сервис Антиплагиат ВУЗ. Это закрытая от свободного доступа система, которая определяет самый точный показатель оригинальности.
Пройти такую проверку с высоким процентом уникальности можно с помощью программы Антиплагиат Киллер. Она скроет все заимствования и повысит процент до 80-90%. При этом сам текст не меняется. Вам не придется ничего делать самому. Только отправляйте заявку с прикрепленным документов. Получившийся результат пришлем без предоплаты.
Также поможет правильно оформить работу по требованиям ГОСТ за сутки.
02 Какие методы исследования бывают: классификация
Самый частый вопрос студентов – какие бывают методы исследования. На самом деле существует большое количество научных методов.
Однако необходимо также понять, что существует деление на общие методы, а также на специальные. Они выделяются как набор для научных областей. Поэтому в классификации приводятся виды методов исследования с разными уровнями.
- Общенаучные методы. Они используются в разнообразных науках и делятся на 3 уровня.
- Теоретический уровень предполагает исследования на основе умозаключений и рассуждение:
- Анализ – разложение научной проблемы на части или элементы для детального изучения
- Синтез – из разных элементов предмета складывается общая система, которую изучает исследователь
- Обобщение ‒ соединение качеств или свойств в одно представление и описание их в общей системе
- Абстрагирование – поиск и нахождение ключевого элемента или свойства предмета, который рассматривается отдельно от других признаков
- Индукция ‒ рассуждение или исследование предмета от частного к общему, т.е. отдельные факты выстраивают общий вывод
- Дедукция – рассуждение или исследование предмета от общего к частному, т.е. общий тезис доказывается с помощью частных фактов.
- Экспериментально-теоретический уровень
- Эмпирический уровень ‒ это значит, что исследования проводятся на основе чувственного опыта.
- Наблюдение предполагает восприятие информации на основе органов чувств (зрительное, слуховое, вкусовое, обонятельное, осязательное) в естественных условиях.
- Эксперимент – это создание искусственных условий, при которых исследователь собирает данные посредством наблюдения.
- Измерение – сравнение разных критериев, параметров с эталоном и определение величины или степени с помощью единицы измерения.
- Сравнение – это установление общих и разных черт объектов, признаков или свойств.
- Опрос – сбор данных посредством ответов людей на вопросы, подготовленные исследователем.
Такие методы используются в разных науках, будь то экономика, юриспруденция, журналистика или медицина. Поэтому несколько из них обязательно участвуют в каждой научной работе студента.
- Дальше мы перейдем к специальным методам, которые подходят только для определенных областей науки. Обычно в университетах проводят курс по изучению специальных методов исследования для конкретной науки. Однако если у вас его не было, то вам обязательно нужно разобраться самостоятельно, какие методы вам могут понадобиться.
Начнем с методов, которые могут понадобиться на направлении юриспруденция.
- Историко-правовой – рассмотрение правовых норм и юридической практики в разных промежутках времени, истории
- Право-социологический ‒ выявление и оценка правовой ситуации и действительности региона путем опроса и анкетирования местных жителей
- Сравнительно-правовой – установление общих и разных черт правовой ситуации между правовыми институтами различных стран мира.
Теперь определим специальные методы исследования для научных работ по экономике:
- Экономический анализ – это деление экономических явлений на факторы или категории, влияющие на распределение ресурсов
- Статистико-экономический – анализ статистических данных
- Расчетно-конструктивный – выявление закономерностей между экономическими явлениями и процессами.
Рассмотрим также некоторые специальные методы по психологии:
- Беседа – это обсуждение проблемы с целью выявить определенные факты. Происходит в форме диалога.
- Психологический эксперимент – создание определенных условий с целью наблюдения поведения человека, помещенного в данные условия без предупреждения.
- Тестирование – сбор ответов, выбранных из нескольких вариантов, с целью обобщения каких-либо данных.
Таким образом, каждая наука обладает собственным набором научных методов. Вам необходимо обратиться на кафедру, чтобы взять методичку и узнать про специальные методы, либо же найдите их в интернете.
03 Как правильно сформулировать методы исследования?
Чтобы правильно сформулировать методы исследования, необходимо прежде всего определиться с целью и задачами научной работы. Когда вы поймете, что нужно сделать, то нужно будет решить, как это нужно сделать.
Обычно используют такие шаблоны, как-то:
«Перечислим методы исследования…»
«Методы, используемые в нашем исследовании…»
«Для исследования были использованы такие методы…»
Затем вам необходимо выбрать подходящие методы и перечислить их.
Посоветуйтесь с вашим научным руководителем, если вы не уверены, что описали все необходимые методы. Студент может не знать о всех методах – это нормально. Поэтому вы без укорений получите помощь от научного руководителя.
Таким образом вы сможете правильно сформулировать методы исследования.
04 Как написать методы исследования в курсовой работе — пример
Давайте рассмотрим примеры, чтобы правильно написать методы исследования в курсовой работе. В первую очередь необходимо продемонстрировать цель работы. Именно она задает пути исследования и выбор способов изучения проблемы.
К примеру, тема курсовой работы по истории: «Правление Петра I».
«Целью данного исследования является выявление и изучение особенностей правления Петра I».
«Методы, используемые в исследовании: исторический, критический, анализ, синтез и сравнение».
Как вы видите, здесь можно только перечислить названия. Необязательно называть, где и как именно используется данный метод. В больших работах можно дать краткое объяснение к каждому методу, как он используется в работе.
Тема курсовой работы по социологии: «Понятие смерти в среде молодежи».
«Цель исследования в данной научной работе определяется изучением отношения молодежи к феномену смерти, понимание основных аспектов смерти».
«Для исследования были использованы такие методы, как анкетный опрос, анализ, дедукция, эксперимент».
Таким образом, вы можете заметить, что в перечне методов исследования используются не только общие методы, но и специальные. Это обязательный критерий к данному пункту введения.
05 Пример описания методов исследования в дипломной работе
Теперь рассмотрим примеры для правильного описания методов в дипломе.
Тема дипломной работы по журналистике: «Представление о современной России в зарубежных СМИ».
«Цель данного исследования – выявление особенностей представления о современной России в зарубежных СМИ под влиянием экономических отношений».
«Перечислим методы исследования: дедуктивная логика поможет на основе рассмотренных изданиях в разных странах сделать общий вывод о представлении России за рубежом. Анализ статей проводится достаточно широко для очертания образа. В практической части мы использовали интервью журналиста зарубежной страны, чтобы выявить частное представление о России».
Таким образом выглядит правильное описание методов исследования в дипломной работе. Здесь дано краткое определение как именно используются методы и для каких задач.
Тема дипломной работы по педагогике: «Развитие памяти у детей на уроках иностранного языка».
«Цель исследования — обосновать и экспериментально доказать эффективность комплекса разработанных упражнений, направленных на развитие памяти у младших школьников на уроках английского языка».
«Методы научного исследования: анализ психолого-педагогической литературы, изучение и обобщение педагогического опыта, беседа, наблюдение, анкетирование, социометрия, качественная и количественная обработка данных».
Тема дипломной работы по экономике: «Анализ финансового состояния предприятия».
«Цель данной дипломной работы заключается в изучении методов анализа финансового состояния, как инструментов принятия управленческого решения и выработки, на этой основе, практических рекомендаций и выводов».
«При проведении данного анализа были использованы следующие методы: горизонтальный анализ вертикальный анализ, анализ коэффициентов (относительных показателей), сравнительный анализ».
Таким образом, мы рассмотрели примеры дипломной работы. Теперь вы знаете, как правильно оформлять методы исследования. Запомните, что они всегда должны быть согласованы с целью научной работы.
06 Какие методы исследования использовать в диссертации и научных работах
В данной части мы рассмотрим примеры диссертационной работы. Какие используются методы в диссертации.
Тема диссертационной работы: «Жизненные ценности в сознании молодежи».
«Основной целью исследования является выявление жизненных ценностей в понимании студентов».
«Надежность и достоверность результатов исследования обеспечивалась общими теоретическими положениями и их соотношением с практическими результатами, репрезентативностью выборки, использованием валидного инструментария и статистической обработкой данных с последующей интерпретацией».
В больших научных работах, как в диссертации, важно кратко описать методы исследования. Так, подтверждается их значимость в исследовании.
Чаще всего в диссертации приводятся не методы, а собственная методика.
Методика отличается от методов тем, что конкретизирует приемы и действия по изучению предмета исследования. Таким образом, методы приближаются к описанию задач.
Однако это опять же необязательный пункт. В диссертационных работах также может идти перечисление методов. Давайте посмотрим на следующем примере.
Тема диссертации по юриспруденции: «Отстранение от работы: проблемы правового регулирования».
«Цель диссертационной работы состоит в комплексном изучении теоретических и практических проблем правового регулирования отстранения работника от работы и разработке на этой основе соответствующих предложений по дальнейшему совершенствованию трудового законодательства и практики управления».
«Методологическую основу исследования составляют общенаучные методы, к которым относятся системный анализ, общеправовой синтез, системное моделирование и прогнозирование, диалектический метод. К специально-научным методам отнесены метод правового сравнения, теоретико-юридический метод, метод обобщения показателей».
Таким образом, мы рассмотрели примеры оформление методов исследования в разных работах. Используйте примеры в качестве образца, чтобы правильно написать свою часть введения.
07 Ошибки при формулировке методов исследования
Теперь давайте рассмотрим, какие ошибки нельзя допускать ни в коем случае при написании методов исследования.
- Нельзя путать порядок структуры введения. Методы исследования обязательно должны указываться уже после определения цели и задач. Этого требует логика.
- В любой работе должны указываться как общенаучные методы, так и специальные. Это показывает, что работа была выполнено качественно и правильно.
- Нельзя писать приемы и способы введения, в которых вы не уверены. Лучше обратиться к научному руководителю и попросить у него помощи.
Итак, не допускайте этих ошибок, чтобы успешно пройти проверку нормоконтроля. Также вам понадобится правильно оформить работу в соответствии с требованиями ГОСТ. Мы подготовили для вас специальное видео, которое поможет вам быстро и легко оформить курсовую в соответствии с Госстандартом.
08 Как проверить работу на плагиат?
Когда ваша работа будет завершена, вам останется лишь проверить уникальность текста.
Вы можете бесплатно проверить свою работу через Антиплагиат ру. Данная система предлагает всем пользователям попробовать бесплатную демо-версию программы поиска плагиата. Мы подготовили для вас специальную статью, которая поможет подробно узнать, как самостоятельно обработать текст в Антиплагиат Ру.
Для проверки научных работ на уникальность также отлично подходит проверка в Антиплагиат ВУЗ. Это усовершенствованная разработка Антиплагиат ру.
В нее вложен мощный движок и богатая база источников. Именно эти особенности необходимы для анализа студенческих работ в вузе. Поэтому доступ к системе есть только у сотрудников университета. Студенты не могут узнать, какой процент уникальность покажет преподавательская проверка, потому что ни один бесплатный сервис не сможет дать точный результат оригинальности.
Однако на сервисе анти-антиплагиат.рф. доступна услуга «проверка уникальности в Антиплагиат ВУЗ». Благодаря нашим разработчикам, теперь у каждого пользователя есть возможность узнать точный процент самостоятельности текста заранее.
Вместе с результатом обработки документа вы получаете полный отчет, благодаря которому все найденные заимствования будут отражены в тексте. Также вы сможете сразу получить справку-сертификат Антиплагиат ВУЗ. Этот официальный документ можно сразу подшить к курсовой или дипломной работе.
09 Как повысить уникальность текста?
Если вас не устроил ваш показатель оригинальности, то вам необходимо повысить уникальность текста. Давайте рассмотрим бесплатные способы.
- Сокращение лишнего. Прочитайте заимствование и убедитесь в том, что вам нужны данные чужие слова. Если без них смысл текста не меняется, то удаляйте плагиат.
- Если удалить заимствование нельзя, то попробуйте перефразировать. Для этого поймите ключевую мысль автора и изложите ее своим языком. Таким образом, программа проверки уникальности не заметит плагиата.
- Добавить слова-паразиты. Так называются слова, которые не несут в себе никакого значения, а только увеличивают объем. Используйте, например, такие вставки: «следовательно, имея ввиду, учитывая тот факт, исходя из, мы думаем, мы считаем, таким образом, в итоге и т.д.».
Таким образом, вы можете использовать эти бесплатные методы, которые эффективно помогут повысить процент самостоятельности.
Однако если у вас нет времени, чтобы самостоятельно дорабатывать свой текст, воспользуйтесь услугой «кодировки» от анти-антиплагиат.рф.
Специальная программа на нашем сервисе за пару минут обработает ваш документ таким образом, что система проверки уникальности не сможет обнаружить плагиата. При этом ваш текст никак не изменится.
Услуга повышения оригинальности предоставляется без предоплаты. Сначала вы самостоятельно проверяете повышение процента, а только за тем мы присылаем чек на оплату. Гарантируем, что вас приятно удивит результат, ведь уровень самостоятельности вырастет до 85-95%.
Таким образом, вы сможете быстро и легко пройти проверку на плагиат.
Сегодня мы с вами рассмотрели, что такое методы исследования в курсовой и дипломной работе. Теперь вы знаете, какая классификация существует и какие особенности при написании методов необходимо учитывать. Не забывайте о типичных ошибках, которые часто допускают студенты. А мы желаем вам успехов.
Полезные ссылки:
Повышение оригинальности текста онлайн бесплатно
Теоретическая и практическая значимость исследования
Гипотеза исследования в курсовой и дипломе – пример
Актуальность темы исследования, как написать: пример
Объект и предмет исследования — как написать, пример
Образец титульного листа диплома по ГОСТУ 2023
Образец титульного листа курсовой по ГОСТУ 2023
Написать курсовую на отлично невозможно, если не отобразить во введении, какие методы исследования использовались в работе. Однако, как не потеряться во всём многообразии исследовательских методов и выбрать нужные?
Читайте статью — в ней мы поделимся списком научных методов, а также понятно и чётко объясним в чём их суть. В конце вы точно будете знать, чем метод индукции отличается от метода сплошной выборки в курсовой работе, и сможете выбрать нужные вам способы исследования.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы первыми получать полезные новости из мира образования. И не забывайте пользоваться акциями и скидками от компании.
Нужна помощь?
Доверь свою работу кандидату наук!
Что такое методы исследования в курсовой
Методы исследования — это способы получить знания и навыки, а также расширить теоретическую базу. Именно они помогают студенту эмпирическим путём прийти к выводам или доказать тезисы, полученные в курсовой.
Однако в науке существует очень много методов. Не все из них стоит применять при написании курсовой. Выбор методологии научного исследования в курсовой работе будет напрямую зависеть от формулировки целей и задач.
Например, для работ по физике существует специфический метод физического моделирования. А в работах, связанных с биологией, может встречаться метод биоиндикации.
Виды методов исследования
В науке различают общенаучные и частнонаучные методы исследования. Если первые подходят для любой науки, то вторые — только для конкретных сфер, где можно применять лишь узкие исследовательские приёмы и принципы познания.
Также методы могут быть общими (те, которые используют во всём процессе исследования совершенно любых наук) и специальными.
Но самая основная классификация методов заключается в их разделении на две категории:
- Теоретические методы исследования. С ними автор осуществляет подробный анализ фактов, раскрывает закономерности, создаёт мысленные модели, использует гипотезы.
- Практические (эмпирические) методы исследования. С их помощью автор фиксирует и описывает факты явления, а также находит связь между ними.
Любой метод призван помогать автору искать истину, правильно понимать и объяснять нынешнюю ситуацию и даже способствовать её изменению.
Выбор используемого метода будет напрямую зависеть от определения объекта и предмета исследования.
Классификация методов исследования
Как мы уже говорили, по основной классификации методы исследования разделяют на два больших блока: теоретические и практические методы исследования. В каждом из них есть целый ряд специфических методик. Давайте приведём те, которые встречаются наиболее часто.
Теоретические методы:
- абстрагирование;
- аналогия;
- индукция;
- классификация;
- обобщение;
- сравнительный анализ;
- синтез (объединение);
- изучение и анализ литературы.
Практические методы:
- эксперимент;
- наблюдение;
- расчёты и измерения;
- моделирование;
- беседа или интервью;
- опрос;
- описание;
- сплошная выборка.
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.
Выбирать метод наугад нельзя, так как он его будет необходимо подробно раскрыть в основной части курсовой. Там же будет анализироваться выбор методики и описываться результаты, полученные в ходе выбранного метода. Вот почему его нужно подбирать тщательно и обоснованно для каждой конкретной работы.
Чтобы сделать это, давайте подробно изучим каждый метод.
Теоретические методы
Название метода | Суть метода | Где используется | Пример |
Метод абстрагирования | В его основе лежит конкретизация отдельных свойств явления или предмета, которые должна изучить курсовая. | Этот метод довольно часто встречается в гуманитарных науках: педагогике, философии, психологии. |
Хороший пример абстрагирования — изучать литературу по стилям и жанрам. В этом случае отбрасываются конкретные детали. Ещё один пример использования абстрагирования — математика. |
Метод аналогии | Выводы об объекте и предмете исследования делаются на основе знаний о свойствах и характеристиках предмета и объекта, схожего с теми, которые изучаются в данный момент. | Метод аналогии хорошо применять тогда, когда нет возможности изучать объект непосредственно. | Метод аналогии используют, когда изучают планеты земной группы, их условия и свойства для возможного будущего освоения человеком. |
Метод индукции | Логические выводы об объекте делаются от частных предпосылок к общим заключениям. Используют при этом не строгие законы логики, некоторые факты или представления. | Индуктивный метод хорошо работает там, где нужно показать закономерности, объединяющие все предметы или явления одного порядка или категории. Он помогает делать обобщения очевидными. | Метод индукции активно используют в начальной и средней школе, чтобы объяснить изучаемые явления. |
Метод классификации | Это один из самых простых, но вместе с тем эффективных методов исследования в курсовых. Его суть в структуризации, то есть разделении объектов на схожие по определённым признакам группы. | Применяют во всех видах наук. Учащийся может разработать собственную классификацию и использовать её в исследованиях курсовой работы. |
Классифицировать можно по разным признакам. Например, по материалам (металл, пластик стекло, дерево); по физическим параметрам (вес, объём, размер); по стилям (готика, барокко, классицизм) и так далее. |
Метод обобщения | Метод помогает объединить несколько объектов и предметов в группу по определённым признакам, чтобы выявить их общие характеристики и особенности. | Применяют везде, где необходимо найти обобщающие характеристики, как для предметов, так и для суждений. | Метод обобщения используют для перехода от понятия «лайм» к «цитрусовым», а потом к «растениям» в общем. |
Метод сравнительного анализа | Суть метода — сопоставить характеристики и свойства нескольких предметов, попутно выявляя их сходства и различия. | Применяют везде, где необходимо сравнить несколько предметов или явлений и сделать выводы. | Его часто используют для сравнения стилей писателей или художников, а также для сравнения характеристик разных автомобилей. |
Метод синтеза | Это объединение в одно целое предварительно обнаруженных или уже известных свойств или характеристик предмета. | Этот метод идёт бок о бок с методом анализа, так как является его частью и выступает объединяющим фактором. | В экономике сначала анализируют себестоимость товара по разным показателям. А потом определяют её как сумму всех затрат (проводят синтез). |
Метод изучения и анализа литературы | Этот метод помогает сделать выводы о степени изученности разных аспектов, рассматриваемых в курсовой работе. |
Этот метод часто используют в таких типах работ как научные труды авторитетного автора, коллективной монографии, заметках, очерках, статьях, мемуары и так далее. |
Перечень научной литературы по изучению темы «Глобальное потепление» или степень изученности творчества Владимира Набокова. |
По принципу, который лежит в основе метода изучения и анализа литературы, работают методы архивных источников и изучения документации.
Практические (эмпирические) методы
Название метода | Суть метода | Где используется | Пример |
Метод эксперимента | Суть метода в том, чтобы в ходе эксперимента у автора была возможность не только продемонстрировать определённое свойство или явление, но и была возможность его повторить. | Чаще в точных науках. Его редко используют для курсовых, так как в его основе лежит принцип повторяемости и доказательности. | Эксперимент Галилея, который выявляет скорость падения свинцового шарика и пушечного ядра. |
Метод наблюдения | В его основе лежит наблюдение за объектом и фиксирование любых значимых деталей, изменений, реакций, свойств. | С этого метода начинается любое научное познание, так что он считается ключевым в списке методов. | В ходе наблюдения за птицами через бинокль орнитолог фиксирует важные данные: места их обитания, поведение, отношения с сородичами и так далее. |
Метод расчётов и измерений | Фиксировать и дальнейшем выражать в численных показателях любые физические параметры: рост, вес, длину, объём и другие, используя определённые единицы измерения. | Можно использовать во всех курсовых работах, где нужны расчёты или измерения. | Измерение длины определённого животного, по которому можно делать выводы о размерах всех представителей этого вида. |
Метод моделирования | Суть метода — создать копию, уменьшенный и структурированный образ объекта/явления, своебразную имитацию. | Этот метод часто используют в разработке и создании новейших технологий, конструировании авто, сооружений и так далее. |
Моделирование может воспроизводить часть объекта (предметное), создаваться в виде схем, формул, чертежей (знаковое) или воплощаться в виртуальной форме через компьютерные программы или алгоритмы (мысленное). |
Метод беседы или интервью | В основе этих двух методов лежит личный разговор с тем, кто может предоставить важную информацию. Интервью имеет более строгую форму общения, а беседа — непринуждённую и доверительную. | Это довольно распространённые научные методы исследования при написании курсовых, так как их легко реализовать и они весьма эффективны. |
Интервью с представителями экономического сектора. Или беседа с участниками студенческой конференции. |
Метод опроса и анкетирования |
Эти методы помогают получить ответы на нужные вопросы от живых людей. Опрос проводят и письменно, и устно. А анкетирование реализуют только в письменной или компьютерной форме, причём чаще всего графически. |
В методологии исследования курсовой эти способы используют для работу с большим количеством людей, чтобы получить максимально точные результаты. | Маркетинговые исследования спроса и потребления определённого продукта. Социологическое анкетирование. |
Метод описания | Этот метод позволяет документировать самые мелкие подробности изучаемого объекта. Именно этим он отличается от метода наблюдения. | Может использоваться везде, где необходимо не только изучать, но и подробно описывать объекты или явления. | Орнитолог, изучая птиц, не только описывает их взаимодействие, но также внешний вид пернатых, их гнёзд, пищи и другие подробности. |
Метод сплошной выборки | Суть метода — подобрать примеры, чтобы проанализировать и проиллюстрировать теоретические положения. | Чаще всего используют в лингвистике. | Выписывать из оригинального иностранного текста все глаголы действия, названия предметов быта и так далее. |
Как отбирать методы исследования для курсовой
При таком обилии методов научного исследования можно запутаться. Выбирать подходящие можно по следующим критериям:
- Соответствие принципам научных изысканий.
- Прогностичность или научная обоснованность.
- Соответствие логике рассмотрения, комплексная взаимосвязь с другими методами.
Как оформлять методы исследования в курсовой
Методология курсовой описывается во введении. Здесь не нужно давать расшифровку каждому используемому методу и прописывать его классификацию. Достаточно просто перечислить те, которые автор использовал при написании курсовой.
Описывая методы, автор должен понимать, где и как он их применил в работе. При этом важно не переборщить и не написать лишние. Ведь проверяющий может поинтересоваться, где именно автор их использовал.
Зато если у вас были задействованы специфические методы научного исследования, не забудьте их обязательно указать.
Вот пример описания методов исследования в курсовой работе:
Дисциплина «История»
«Методы исследования: анализ и обобщение специальной литературы, публикаций в периодических изданиях, посвящённых событиям в истории города; изучение архивных материалов и закрытых фондов Музея боевой славы, интервьюирование ветеранов Великой Отечественной войны».
Дисциплина «Право»
«Методологическая основа курсовой работы включает: системный анализ, сравнение, типологизацию, теоретико-правовое прогнозирование».
Дисциплина «Психология»
«Методы исследования: наблюдение, опрос, тестирование, анкетирование, проективный метод (по Л. Франку), квантификация. Психодиагностические профессиональные методики диагностики эмоционального выгорания личности по В.В. Бойко, «Миссисипская шкала ПТСР».
А ещё вы можете посмотреть образец, как органично вписать методы научного исследования в курсовую.
Посмотри примеры работ и убедись, что мы поможем на совесть!
Теперь вы знаете, какие методы в курсовой работе можно использовать для качественного написания труда. Остаётся лишь определить свой и грамотно описать его во введении. Ну а если не можете справиться самостоятельно или совсем нет времени писать курсовую, не опускайте руки. Обращаетесь в сервис студенческой помощи. Наши эксперты напишут курсовую по любой теме качественно и в срок.
Download Article
Download Article
The research methodology section of any academic research paper gives you the opportunity to convince your readers that your research is useful and will contribute to your field of study. An effective research methodology is grounded in your overall approach – whether qualitative or quantitative – and adequately describes the methods you used. Justify why you chose those methods over others, then explain how those methods will provide answers to your research questions.[1]
-
1
Restate your research problem. Begin your research methodology section by listing the problems or questions you intend to study. Include your hypotheses, if applicable, or what you are setting out to prove through your research.[2]
- In your restatement, include any underlying assumptions that you’re making or conditions that you’re taking for granted. These assumptions will also inform the research methods you’ve chosen.
- Generally, state the variables you’ll test and the other conditions you’re controlling or assuming are equal.
-
2
Establish your overall methodological approach. Your overall approach will be either qualitative or quantitative. Occasionally, you may also use a mix of both approaches. Briefly explain why you chose your approach.
- If you want to research and document measurable social trends, or evaluate the impact of a particular policy on various variables, use a quantitative approach focused on data collection and statistical analysis.
- If you want to evaluate people’s views or understanding of a particular issue, choose a more qualitative approach.
- You can also combine the two. For example, you might look primarily at a measurable social trend, but also interview people and get their opinions on how that trend is affecting their lives.
Advertisement
-
3
Define how you collected or generated data. This portion of your methodology section tells your readers when and where you conducted your research, and what basic parameters were put into place to ensure the relative objectivity of your results.[3]
- For example, if you conducted a survey, you would describe the questions included in the survey, where and how the survey was conducted (such as in person, online, over the phone), how many surveys were distributed, and how long your respondents had to complete the survey.
- Include enough detail that your study can be replicated by others in your field, even if they may not get the same results you did. [4]
-
4
Provide background for uncommon methods. Particularly in the social sciences, you may be using methods that aren’t typically used, or that don’t seem to fit with your research problem. These methods may require additional explanation.[5]
- Qualitative research methods typically require more detailed explanation than quantitative methods.
- Basic investigative procedures don’t need to be explained in detail. Generally, you can assume that your readers have a general understanding of common research methods that social scientists use, such as surveys or focus groups.
-
5
Cite any sources that contributed to your choice of methodology. If you used anyone else’s work to help you craft or apply your methodology, discuss those works and how they contributed to your own work, or how your work is building on theirs.[6]
- For example, suppose you conducted a survey and used a couple of other research papers to help construct the questions on your survey. You would mention those as contributing sources.
Advertisement
-
1
Explain your selection criteria for data collection. If you’re collecting primary data, you likely set eligibility parameters. State those parameters clearly and let your readers know why you set those parameters and how they are important to your research.[7]
- Describe study participants specifically, and list any inclusion or exclusion criteria you used when forming your group of participants.
- Justify the size of your sample, if applicable, and describe how this affects whether your study can be generalized to larger populations. For example, if you conducted a survey of 30 percent of the student population of a university, you could potentially apply those results to the student body as a whole, but maybe not to students at other universities.
-
2
Distinguish your research from any weaknesses in your methods. Every research method has strengths and weaknesses. Briefly discuss the weaknesses or criticisms of the methods you’ve chosen, then explain how those are irrelevant or inapplicable to your particular research.[8]
- Reading other research papers is a good way to identify potential problems that commonly arise with various methods. State whether you actually encountered any of these common problems during your research.
-
3
Describe how you overcame obstacles. Overcoming obstacles in your research can be one of the most important parts of your methodology. Your problem-solving abilities can enhance your readers’ confidence in the results of your study.[9]
- If you encountered any problems as you collected data, explain clearly the steps you took to minimize the effect that problem would have on your results.
-
4
Evaluate other methods you could have used. Particularly if you’re using a method that seems unusual for your particular subject matter, include a discussion of other methods that are more typically used for your type of research. Explain why you chose not to use them.
- In some cases, this may be as simple as stating that while there were numerous studies using one method, there weren’t any using your method, which caused a gap in understanding of the issue.
- For example, there may be multiple papers providing quantitative analysis of a particular social trend. However, none of these papers looked closely at how this trend was affecting the lives of people.
Advertisement
-
1
Describe how you analyzed your results. Your analysis generally depends on whether your approach is qualitative, quantitative, or a mixture of the two. If you’re using a quantitative approach, you may be using statistical analysis. With a qualitative approach, state what theoretical perspective or philosophy you’re using.[10]
- Depending on your research questions, you may be mixing quantitative and qualitative analysis – just as you could potentially use both approaches. For example, you might do a statistical analysis, and then interpret those statistics through a particular theoretical lens.
-
2
Explain how your analysis suits your research goals. Ultimately, your overall methodology should be capable of producing answers to your research questions. If it isn’t well-suited, you need to either adjust your methodology or reframe your research question.[11]
- For example, suppose you’re researching the effect of college education on family farms in rural America. While you could do interviews of college-educated people who grew up on a family farm, that would not give you a picture of the overall effect. A quantitative approach and statistical analysis would give you a bigger picture.
-
3
Identify how your analysis answers your research questions. Relate your methodology back to your original research questions and present a proposed outcome based on your analysis. Describe specifically what your findings will reveal about your research questions.
- If in answering your research questions, your findings have raised other questions that may require further research, state these briefly.
- You can also include here any limitations to your methods, or questions that weren’t answered through your research.
-
4
Assess whether your findings can be transferred or generalized. You may be able to transfer your findings to other contexts, or generalize them to broader populations. Transferability can be difficult in social science research, particularly if you used a qualitative approach.[12]
- Generalization is more typically used in quantitative research. If you have a well-designed sample, you can statistically apply your results to the larger population your sample belongs to.
Advertisement
Add New Question
-
Question
What is a common method for a qualitative research?
Common examples are qualitative video analysis, photography analysis, qualitative interviews, group discussions, discourse analysis and biographical research. You might also look into the topic of triangulation; that is, combining two or more methods.
-
Question
How can a good questionnaire be designed for any research topic?
LibArtsPremed18
Top Answerer
There is no perfect questionnaire design that can be used across topics. Besides the usual conventions on good research, the ideal way questions are structured and the way they can be answered depends on what you are trying to find out and the conventions of your specific field. Psychological research guidelines will be different than social work research guidelines, which will be different than market research guidelines. It depends on many factors that this just is not the platform too address.
-
Question
I want to work on autism. I have to work by adhering to the course I took: Project methodology, image. Will it be right to follow the steps here?
Your Project Methodology course supersedes any article you find online. Professors require you to follow their format for a passing grade.
Ask a Question
200 characters left
Include your email address to get a message when this question is answered.
Submit
Advertisement
Video
-
Organize your methodology section chronologically, starting with how you prepared to conduct your research methods, how you gathered data, and how you analyzed that data.[13]
-
Write your research methodology section in past tense, unless you’re submitting the methodology section before the research described has been carried out.[14]
-
Discuss your plans in detail with your advisor or supervisor before committing to a particular methodology. They can help identify possible flaws in your study.[15]
Show More Tips
Thanks for submitting a tip for review!
Advertisement
References
About This Article
Article SummaryX
To write a research methodology, start with a section that outlines the problems or questions you’ll be studying, including your hypotheses or whatever it is you’re setting out to prove. Then, briefly explain why you chose to use either a qualitative or quantitative approach for your study. Next, go over when and where you conducted your research and what parameters you used to ensure you were objective. Finally, cite any sources you used to decide on the methodology for your research. To learn how to justify your choice of methods in your research methodology, scroll down!
Did this summary help you?
Thanks to all authors for creating a page that has been read 469,884 times.
Reader Success Stories
-
Prof. Dr. Ahmed Askar
Apr 18, 2020
«So much appreciation, this article can be considered as a suitable road map for so many postgraduate students. It…» more
Did this article help you?
Download Article
Download Article
The research methodology section of any academic research paper gives you the opportunity to convince your readers that your research is useful and will contribute to your field of study. An effective research methodology is grounded in your overall approach – whether qualitative or quantitative – and adequately describes the methods you used. Justify why you chose those methods over others, then explain how those methods will provide answers to your research questions.[1]
-
1
Restate your research problem. Begin your research methodology section by listing the problems or questions you intend to study. Include your hypotheses, if applicable, or what you are setting out to prove through your research.[2]
- In your restatement, include any underlying assumptions that you’re making or conditions that you’re taking for granted. These assumptions will also inform the research methods you’ve chosen.
- Generally, state the variables you’ll test and the other conditions you’re controlling or assuming are equal.
-
2
Establish your overall methodological approach. Your overall approach will be either qualitative or quantitative. Occasionally, you may also use a mix of both approaches. Briefly explain why you chose your approach.
- If you want to research and document measurable social trends, or evaluate the impact of a particular policy on various variables, use a quantitative approach focused on data collection and statistical analysis.
- If you want to evaluate people’s views or understanding of a particular issue, choose a more qualitative approach.
- You can also combine the two. For example, you might look primarily at a measurable social trend, but also interview people and get their opinions on how that trend is affecting their lives.
Advertisement
-
3
Define how you collected or generated data. This portion of your methodology section tells your readers when and where you conducted your research, and what basic parameters were put into place to ensure the relative objectivity of your results.[3]
- For example, if you conducted a survey, you would describe the questions included in the survey, where and how the survey was conducted (such as in person, online, over the phone), how many surveys were distributed, and how long your respondents had to complete the survey.
- Include enough detail that your study can be replicated by others in your field, even if they may not get the same results you did. [4]
-
4
Provide background for uncommon methods. Particularly in the social sciences, you may be using methods that aren’t typically used, or that don’t seem to fit with your research problem. These methods may require additional explanation.[5]
- Qualitative research methods typically require more detailed explanation than quantitative methods.
- Basic investigative procedures don’t need to be explained in detail. Generally, you can assume that your readers have a general understanding of common research methods that social scientists use, such as surveys or focus groups.
-
5
Cite any sources that contributed to your choice of methodology. If you used anyone else’s work to help you craft or apply your methodology, discuss those works and how they contributed to your own work, or how your work is building on theirs.[6]
- For example, suppose you conducted a survey and used a couple of other research papers to help construct the questions on your survey. You would mention those as contributing sources.
Advertisement
-
1
Explain your selection criteria for data collection. If you’re collecting primary data, you likely set eligibility parameters. State those parameters clearly and let your readers know why you set those parameters and how they are important to your research.[7]
- Describe study participants specifically, and list any inclusion or exclusion criteria you used when forming your group of participants.
- Justify the size of your sample, if applicable, and describe how this affects whether your study can be generalized to larger populations. For example, if you conducted a survey of 30 percent of the student population of a university, you could potentially apply those results to the student body as a whole, but maybe not to students at other universities.
-
2
Distinguish your research from any weaknesses in your methods. Every research method has strengths and weaknesses. Briefly discuss the weaknesses or criticisms of the methods you’ve chosen, then explain how those are irrelevant or inapplicable to your particular research.[8]
- Reading other research papers is a good way to identify potential problems that commonly arise with various methods. State whether you actually encountered any of these common problems during your research.
-
3
Describe how you overcame obstacles. Overcoming obstacles in your research can be one of the most important parts of your methodology. Your problem-solving abilities can enhance your readers’ confidence in the results of your study.[9]
- If you encountered any problems as you collected data, explain clearly the steps you took to minimize the effect that problem would have on your results.
-
4
Evaluate other methods you could have used. Particularly if you’re using a method that seems unusual for your particular subject matter, include a discussion of other methods that are more typically used for your type of research. Explain why you chose not to use them.
- In some cases, this may be as simple as stating that while there were numerous studies using one method, there weren’t any using your method, which caused a gap in understanding of the issue.
- For example, there may be multiple papers providing quantitative analysis of a particular social trend. However, none of these papers looked closely at how this trend was affecting the lives of people.
Advertisement
-
1
Describe how you analyzed your results. Your analysis generally depends on whether your approach is qualitative, quantitative, or a mixture of the two. If you’re using a quantitative approach, you may be using statistical analysis. With a qualitative approach, state what theoretical perspective or philosophy you’re using.[10]
- Depending on your research questions, you may be mixing quantitative and qualitative analysis – just as you could potentially use both approaches. For example, you might do a statistical analysis, and then interpret those statistics through a particular theoretical lens.
-
2
Explain how your analysis suits your research goals. Ultimately, your overall methodology should be capable of producing answers to your research questions. If it isn’t well-suited, you need to either adjust your methodology or reframe your research question.[11]
- For example, suppose you’re researching the effect of college education on family farms in rural America. While you could do interviews of college-educated people who grew up on a family farm, that would not give you a picture of the overall effect. A quantitative approach and statistical analysis would give you a bigger picture.
-
3
Identify how your analysis answers your research questions. Relate your methodology back to your original research questions and present a proposed outcome based on your analysis. Describe specifically what your findings will reveal about your research questions.
- If in answering your research questions, your findings have raised other questions that may require further research, state these briefly.
- You can also include here any limitations to your methods, or questions that weren’t answered through your research.
-
4
Assess whether your findings can be transferred or generalized. You may be able to transfer your findings to other contexts, or generalize them to broader populations. Transferability can be difficult in social science research, particularly if you used a qualitative approach.[12]
- Generalization is more typically used in quantitative research. If you have a well-designed sample, you can statistically apply your results to the larger population your sample belongs to.
Advertisement
Add New Question
-
Question
What is a common method for a qualitative research?
Common examples are qualitative video analysis, photography analysis, qualitative interviews, group discussions, discourse analysis and biographical research. You might also look into the topic of triangulation; that is, combining two or more methods.
-
Question
How can a good questionnaire be designed for any research topic?
LibArtsPremed18
Top Answerer
There is no perfect questionnaire design that can be used across topics. Besides the usual conventions on good research, the ideal way questions are structured and the way they can be answered depends on what you are trying to find out and the conventions of your specific field. Psychological research guidelines will be different than social work research guidelines, which will be different than market research guidelines. It depends on many factors that this just is not the platform too address.
-
Question
I want to work on autism. I have to work by adhering to the course I took: Project methodology, image. Will it be right to follow the steps here?
Your Project Methodology course supersedes any article you find online. Professors require you to follow their format for a passing grade.
Ask a Question
200 characters left
Include your email address to get a message when this question is answered.
Submit
Advertisement
Video
-
Organize your methodology section chronologically, starting with how you prepared to conduct your research methods, how you gathered data, and how you analyzed that data.[13]
-
Write your research methodology section in past tense, unless you’re submitting the methodology section before the research described has been carried out.[14]
-
Discuss your plans in detail with your advisor or supervisor before committing to a particular methodology. They can help identify possible flaws in your study.[15]
Show More Tips
Thanks for submitting a tip for review!
Advertisement
References
About This Article
Article SummaryX
To write a research methodology, start with a section that outlines the problems or questions you’ll be studying, including your hypotheses or whatever it is you’re setting out to prove. Then, briefly explain why you chose to use either a qualitative or quantitative approach for your study. Next, go over when and where you conducted your research and what parameters you used to ensure you were objective. Finally, cite any sources you used to decide on the methodology for your research. To learn how to justify your choice of methods in your research methodology, scroll down!
Did this summary help you?
Thanks to all authors for creating a page that has been read 469,884 times.
Reader Success Stories
-
Prof. Dr. Ahmed Askar
Apr 18, 2020
«So much appreciation, this article can be considered as a suitable road map for so many postgraduate students. It…» more
Did this article help you?
- Что такое методы исследования?
- Эмпирические методы исследования
- Теоретические методы исследования
- Количественные методы исследования
- Качественные методы исследования
- Методы педагогического исследования
- Методы социологического исследования
- Методы психологического исследования
В введении курсовой или дипломной работы среди прочих факторов необходимо перечислить методы исследования. Выбрать подходящие методы, применить их в процессе написания работы и грамотно описать во введении – задача не из лёгких. Она усложняется ещё и тем, что в каждой сфере исследования: психология, медицина, финансы, педагогика и прочие, применяются свои, узконаправленные методы. Ниже мы раскроем их сущность и назовём их общие и специальные виды.
Что такое методы исследования?
Это первый вопрос, в котором следует разобраться. Итак, методы исследования – это те шаги, которые мы выполняем на пути к цели своей работы. Это способы, которые помогают нам решить поставленные задачи.
По причине их огромного количества существуют разные классификации методов исследования, подразделения на виды, объединения в группы. Прежде всего, их принято разделять на две категории: универсальные и частные. Первая категория применима для всех отраслей знания, а вторая отличается более узкой направленностью и охватывает те методы, которые применяются строго в той или иной сфере науки.
Следующую классификацию рассмотрим более подробно и выделим их виды: эмпирические, теоретические, количественные и качественные. Далее рассмотрим методы, применимые в конкретных сферах познания: педагогике, психологии, социологии и прочих.
Пример описания методов исследования во введении курсовой или дипломной работы по менеджменту
Эмпирические методы исследования
Этот вид основан на эмпирическом, то есть чувственном восприятии, а также на измерении с помощью приборов. Это важный компонент научных исследований во всех областях знаний от биологии до физики, от психологии до педагогики. Он помогает определять объективные законы, в соответствии с которыми происходят изучаемые явления.
Приведённые ниже эмпирические методы исследования в курсовой работе и прочих студенческих трудах вполне можно назвать основными или универсальными, потому что они актуальны для абсолютно всех областей познания.
- Изучение разнообразных источников информации. Это не что иное, как элементарный сбор информации, то есть этап подготовки к написанию магистерской диссертации или курсовой работы. Сведения, на которые вы будете опираться, можно брать из книг, прессы, нормативно-правовых актов и, наконец, из интернета. При поиске информации следует помнить, что не все находки являются достоверными (особенно в интернете), поэтому при выборке сведений следует отнестись к ним критически и обращать внимание на подтверждение и сходство материалов из разных источников.
- Анализ полученных сведений. Это этап, который идёт следом за сбором информации. Недостаточно просто найти нужный материал, нужно ещё и тщательно проанализировать его, проверить на логичность, достоверность и актуальность.
- Наблюдение. Этот метод представляет собой целенаправленное и внимательное восприятие изучаемого явления с последующем сбором информации. Чтобы наблюдение принесло желаемые плоды, необходимо подготовиться к нему заранее: составить план, набросать факторы, требующие особого внимания, чётко определиться со сроками и объектами наблюдения, подготовить таблицу, которую вы будете заполнять в процессе работы.
- Эксперимент. Если наблюдение – это скорее пассивный метод исследования, то эксперимент характеризуется вашей активной деятельностью. Для проведения опыта или серии опытов вы создаёте определённые условия, в которые помещаете предмет исследования. Далее вы наблюдаете за реакцией предмета и фиксируете результаты опытов в виде таблицы, графика или диаграммы.
- Опрос. Этот метод помогает глубже заглянуть в изучаемую проблему, задавая конкретные вопросы вовлечённым в неё людям. Опрос применяется в трёх вариациях: это интервью, беседа и анкетирование. Первые два вида устные, а последний – письменный. После выполнения опроса нужно чётко сформулировать его результаты в виде текста, диаграммы, таблицы или графика.
Теоретические методы исследования
Методы проведения исследования данного вида отличаются абстрактностью и обобщённостью. Они помогают систематизировать собранный материал для успешного его изучения.
- Анализ. Чтобы лучше понять материал, его необходимо разложить на составные единицы и подробно изучить каждую. Этим и занимается анализ.
- Синтез. Противопоставление анализу, необходимое для объединения разрозненных элементов в единое целое. К этому методу мы прибегаем, чтобы получить общее представление об изучаемом явлении.
- Моделирование. Чтобы подробно изучить предмет исследования, иногда нужно поместить его в специально созданную модель.
- Классификация. Этот метод схож с анализом, только информацию он распределяет на основе сравнения и разделяет на группы, опираясь на общие признаки.
- Дедукция. В лучших традициях Шерлока Холмса этот метод помогает перейти от общего к частному. Этот переход полезен для более глубокого проникновения в сущность изучаемого явления.
- Индукция. Этот метод – противопоставление дедукции, он помогает переходить от единичного случая к изучению цельного явления.
- Аналогия. Принцип её действия заключается в том, что мы находим определённые сходства между несколькими явлениями, а затем выстраиваем логические умозаключения о том, что и другие черты у этих явлений могут совпадать.
- Абстрагирование. Если отвлечься от ярких свойств изучаемого явления, можно выявить те его характеристики, на которые мы доселе не обращали внимания.
Пример описания методов исследования во введении курсовой или дипломной работы по русскому языку
Количественные методы исследования
Эта группа методов помогает анализировать явления и процессы с опорой на количественные показатели.
- Статистические методы нацелены на первоначальный сбор количественных данных и дальнейшее их измерение для исследования масштабных явлений. Полученные количественные характеристики помогают выявить общие закономерности и устранить случайные незначительные отклонения.
- Библиометрические методы позволяют изучить структуру, взаимную связь и динамику развития явлений в документационной и информационной областях. Это и подсчет количества сделанных публикаций, и контент-анализ, и цитат-индекс, т.е. определение объёма цитирования различных источников. На их основе можно отследить обращаемость изучаемых документов, степень их использования в различных сферах познания. Отдельного упоминания заслуживает контент-анализ, поскольку он играет важную роль при изучении большого объёма различных документов. Его суть сводится к подсчёту смысловых единиц, которыми могут стать те или иные авторы, произведения, даты выпуска книг. Результатом исследования с помощью этого метода становятся сведения об информационном интересе населения и общем уровне их информационной культуры.
Пример описания методов исследования во введении курсовой или дипломной работы по литературе
Качественные методы исследования
Методы, объединённые в этой группе, направлены на выявление качественных характеристик изучаемых явлений, чтобы на их основе мы могли раскрыть глубинные механизмы различных процессов в обществе, включая влияние средств массовой информации на сознание отдельного человека или определённые черты восприятия информации различными слоями населения. Основная область применения качественных методов – маркетинговые и социологические исследования.
Рассмотрим важнейшие методы этой группы.
- Глубинное интервью. В отличие от обыкновенного интервью, которое относится к эмпирическому виду, здесь мы говорим о такой беседе, где недостаточно краткого ответа «да» или «нет», но требуются развернутые, аргументированные ответы. Часто глубинное интервью проводится в форме свободной беседы в неформальной обстановке по заранее составленному плану, а его цель заключается в исследовании убеждений, ценностей и мотивации респондентов.
- Экспертное интервью. От глубинного аналога эта беседа отличается тем, что в роли респондента выступает эксперт, компетентный в интересующей сфере. Обладая знанием о специфических сторонах изучаемого явления, он высказывает ценное мнение и существенно способствует научному исследованию. Часто в беседах подобного рода участвуют представители власти, работники вузов, руководители и сотрудники организаций.
- Фокус-групповые дискуссии. Здесь беседа происходит не один на один, а с фокус-группой, состоящей из 10-15 респондентов, которые имеют непосредственное отношение к изучаемому явлению. Во время дискуссии её участники делятся личным мнением, опытом и восприятием предложенной темы, а на основе их высказываний составляется «портрет» социальной группы, к которой относится состав фокус-группы.
Плюсы | Минусы | |
Качественный метод |
Гибкость — вы можете часто корректировать свои методы по мере развития новых знаний. Можно проводить с небольшими выборками. |
Не может быть проанализирован статистически или обобщен на более широкие группы населения. Сложно стандартизировать исследования. |
Количественный метод | Может использоваться для систематического описания большого количества параметров. |
Требуется статистическая подготовка для анализа данных. Требуются крупные выборки. |
Методы педагогического исследования
Педагогические методы исследования проводятся с помощью как универсальных, так и частных методов, необходимых для изучения конкретных педагогических явлений, а также поиска их взаимосвязи и закономерностей. Теоретические методы помогают определять проблемы, выдвигать гипотезы и оценивать собранные материалы для исследования, включая монографии по педагогике, историко-педагогические документы, методические пособия и прочие документы, имеющие отношение к педагогике. Изучая литературу по выбранной теме, мы находим, какие проблемы уже решены, а какие ещё недостаточно освещены.
Помимо теоретических, педагогическое исследование приветствует и эмпирические методы, дополняя их своей спецификой. Так, наблюдение здесь становится целенаправленным и внимательным восприятием педагогических явлений (чаще всего это обычные или открытые уроки в школах). Анкетирование и тестирование часто применяется как к учащимся, так и к педагогическому коллективу для познания сущности образовательных процессов.
Среди частных методов, которые относятся сугубо к педагогическим исследованиям, следует назвать изучение результатов деятельности учащихся (контрольных, самостоятельных, творческих и графических работ) и анализ педагогической документации (журналов успеваемости учащихся, их личных дел и медицинских карт).
Пример перечисления методов исследования во введении курсовой или дипломной работы по педагогике
Методы социологического исследования
Социологические исследования основываются на теоретических и эмпирических методах, дополненных спецификацией тематики. Рассмотрим, каким образом они преобразуются в социологии.
- Анализ различных источников для получения максимально точной информации. Здесь изучаются и книги, и рукописи, и видео, и аудио, и статистические данные. Один из видов этого метода – это контент-анализ, который трансформирует качественные факторы изучаемых источников в их количественные характеристики.
- Социологическое наблюдение. С помощью этого метода собираются социологические данные путём непосредственного изучения явления в его нормальных, естественных условиях. В зависимости от цели наблюдения оно может быть контролируемым или неконтролируемым, лабораторным или полевым, включенным или невключенным.
- Анкетирование, которое в данной сфере превращается в социологический опрос. Респондентам предлагается заполнить анкету, на основе которой в дальнейшем исследователь получает массив социальной информации.
- Интервью, то есть устный социологический опрос. В ходе прямой беседы между исследователем и респондентом устанавливаются личные психологические отношения, которые способствуют не только получению ответов на поставленные вопросы, но и изучению эмоциональной реакции респондентов на них.
- Социальный эксперимент – исследование того или иного социального процесса в искусственных условиях. Он проводится для проверки выдвинутой гипотезы и испытания способов управления сопутствующими процессами.
Пример выделения методов исследования во введении курсовой или дипломной работы по социологии
Методы психологического исследования
Методы исследования в психологии – это общенаучные эмпирические и теоретические, а также частные, узконаправленные. Преимущественно исследования здесь опираются на модифицированные наблюдение и эксперимент.
Наблюдение в психологии заключается в изучении психической деятельности путём регистрации интересующих физиологических процессов и актов поведения. Этот старейший метод наиболее эффективен на первых шагах к изучению проблемы, поскольку помогает предварительно определить важные факторы изучаемых процессов. Предметом наблюдения в психологии могут стать особенности поведения людей, включая вербальные (содержание, продолжительность, частота речевых актов) и невербальные (экспрессия лица и тела, жесты).
Наблюдение отличается определённой пассивностью исследователя, а это не всегда удобно. Поэтому для более интенсивного и глубокого изучения интересующих психических процессов применяется эксперимент, который в психологическом контексте представляет собой совместную деятельность исследователя и испытуемого (или нескольких испытуемых). Экспериментатор искусственно создаёт необходимые условия, на фоне которых по его мнению изучаемые явления максимально ярко проявят себя. Если наблюдение – это пассивный метод исследования, то эксперимент – активный, т.к. исследователь активно вмешивается в ход исследования, меняет условия его проведения.
Образец перечисления методов исследования во введении курсовой или дипломной работы по психологии
Итак, мы просмотрели различные методы исследований, достойные не только упоминания в введении дипломной работы или курсовой, но и активного применения на практике.
В статье рассматриваются подходящие для диплома методы научного исследования и их формулировка.
Что такое методы научного исследования?
После определения объекта и предмета исследования нужно выбрать методы исследования. Они продемонстрируют, каким cпособом будет собрана и проанализирована информация.
Метод – это инструмент, который дает студенту исходные данные и помогает сделать выводы.
Выбранные методы должны отвечать требованиям:
- Научность: методология изложена в учебниках и статьях, опробована учеными.
- Объективность: результатам этих методов можно верить. Например, есть разница между «смотреть» и «наблюдать» – способы научного наблюдения всегда четко оговорены и проверяемы.
- Дополняемость: каждый новый метод в работе расширяет или изменяет данные других, вместе они работают на цель.
- Специфичность: в каждой науке есть свои уникальные методы, которые привычны специалистам этой области.
Убедитесь, что выбранных методов достаточно для выполнения всех поставленных задач в дипломе.
Задайте вопросы: «Какие данные мне нужны? Как я это узнаю? Как я пойму, какой вывод делать?».
Как правильно написать методы исследования в дипломе
После объекта и предмета исследования во введении пишется: «В выпускной квалификационной работе использованы следующие методы исследования: теоретические (перечисление), эмпирические (перечисление) и специальные (перечисление)».
Подробное применение эмпирических методов должно быть показано в первой части исследовательской главы: как именно будут получены и проанализированы данные (обычно это параграф 2.1.).
Не забудьте перечислить и пояснить использованные методы при защите.
Теоретические и практические методы исследования
У студента в выпускной квалификационной работе, как правило, стоит 4 основных задачи: изучить теорию, собрать практические данные, обработать их и сделать выводы. Отсюда необходимость в теоретических методах исследования (проработать существующие данные) и практических методах (получить собственные данные и проанализировать их).
Основные теоретические методы обработки имеющихся данных
Перечислим самые распространенные и часто применяемые методы:
- теоретический анализ и синтез позволяют рассмотреть изучаемый объект по частям, а затем объединить данные в общее знание о нем;
- сравнение выявляет общее и отличия в данных разных ученых об объекте и/или предмете изучения;
- аналогия переносит известные данные о предмете на еще неизученные; используется, когда предмет не поддается изучению напрямую;
- индукция (восхождение от частного к общему, обобщение) нужна, чтобы на основе данных разных ученых сделать общий теоретический вывод;
- дедукция (конкретизация, движение от общего к частному) распространяет общий вывод на отдельные случаи;
- классификация выделяет в существующих данных структуру; за основу классификации могут быть взяты и физические характестики (объем, масса и пр.), и различные материалы (металл или дерево) и даже жанры музыки и хореографические стили;
Пример метода классификации
- абстрагирование (идеализация) выявляет закономерности, не зависящие от конкретных условий;
- моделирование теоретических ситуаций дает шаблоны для применения на практике; в число типов моделирования входят: мысленное (в виртуальном мире или мыслях), предметное (какая-то из частей объекта) и знаковое (формулы, таблицы, чертежи).
Пример метода моделирования
Более важными в студенческой работе являются практические, или эмпирические методы, ведь благодаря им собираются данные для самостоятельного исследования, реализуется научная новизна диплома.
Частные (практические) методы для большинства наук
Далее приводим список методов, которые являются общими для многих наук:
- Наблюдение. Собрать данные, которые можно непосредственно воспринимать органами чувств, по специальной схеме.
В научном наблюдении нужно выполнить ряд условий, чтобы получить достоверные данные, главное из которых – объективное восприятие действительности.
- Эксперимент. Поместить изучаемый объект в искусственные условия и зафиксировать результаты. Эксперименту нужен план.
Помните, что нужны управляемые автором условия (можете ли вы их создать?) и гарантия, что ваш эксперимент чист от посторонних воздействий.
- Изучение документов и других продуктов деятельности. Изучив их, можно получить новую, ранее неизвестную информацию о самих вещах и жизни их создателей.
Пример метода изучения документов
Пример метода измерения
- Измерение. Фиксируются численные значения разных качеств объекта (длина, рост, скорость и т.п.). Важно наличие цифр. Часто считается разновидностью наблюдения.
- Опрос (интервью или анкетирование). Способы узнать информацию от людей. Используется в гуманитарных науках.
Опрос проводится устно в форме интервью или письменно в форме анкетирования. В обоих случаях нужен список вопросов.
- Методы статистики и математического анализа нужны для выяснения закономерностей в собранных данных, для обобщения их в числовую форму (процентов, баллов, метрических или условных единиц).
Пример метода статистики и математического анализа
Математика позволяет доказать, что полученные в дипломе выводы достоверны. С помощью корреляций и регрессий строятся модели для прогнозирования.
Иные методы
Помимо общепринятых теоретических и практических методов, есть ряд альтернативных. Советуем внимательно изучить их и, возможно, применить в своей работе. Прямо сейчас представим вам систему, которую в свое время предложил академик А.Я.Флиер. Их используют при подготовке самостоятельных творческих работ, выполняемых учащимися.
Гуманитарные методы
Одним из таких методов является гуманитарный, делящийся на:
-
исторический – описание и характеристика истории культуры в ее традиционном виде, с учетом линейной хронологической очередности событий и явления;
-
историко-психологический – рассмотрение того, как со временем развивается культура, изучение ее динамики, выделение устойчивых и принятых цивилизационных типологий состояния психики;
-
герменевтический – изучение культуры через раскрытие смыслов, которые были заложены в культурные предметы и явления при их изначальном создании;
-
символизм: культурный и постструктурализм – трактовка материала в пределах определенного контекста, так называемая эклектическая методология.
-
феноменологический – поиск каких-либо феноменов, неожиданных и уникальных событий в изучении исторических культурных фактов; смыслы могут восприниматься в отрыве от исторического контекста.
Социально-научные методы
Второй классификацией является социально-научная методология, включаящая:
-
структурный функционализм – объяснение культурно-исторических процессов и выделение из них, что решают задачи социума, удолетворение нужд и потребностей его представителей;
-
эволюционизм –рассмотрение истории культуры через призму ее становления и усложнения;
-
структурализм – характеристика культурно-исторические объектов и нахождение в них вещественных и понятийных объектов, анализ структуры культуры;
-
волновые и циклические модели культурной динамики – рассмотрение культур как самодостаточных и независимых цивилизаций, изучение повторяющихся циклов и процессов внутри них.
Специальные методы, характерные для вашей специальности, можно найти в учебных пособиях, методичке по ВКР, на профильной кафедре, у научного руководителя, из кандидатских диссертаций. Именно эти методы дают наиболее качественные данные для анализа.
Хотите заказать диплом с высоким процентом уникальности и большим объемом? Обратитесь за помощью к нашим авторам.