Микрообучение как пишется

Содержание

  • 1 Русский
    • 1.1 Морфологические и синтаксические свойства
    • 1.2 Произношение
    • 1.3 Семантические свойства
      • 1.3.1 Значение
      • 1.3.2 Синонимы
      • 1.3.3 Антонимы
      • 1.3.4 Гиперонимы
      • 1.3.5 Гипонимы
    • 1.4 Родственные слова
    • 1.5 Этимология
    • 1.6 Фразеологизмы и устойчивые сочетания
    • 1.7 Перевод
    • 1.8 Библиография

Русский[править]

В Викиданных есть лексема микрообучение (L179467).

Морфологические и синтаксические свойства[править]

падеж ед. ч. мн. ч.
Им. мѝкрообуче́ние мѝкрообуче́ния
Р. мѝкрообуче́ния мѝкрообуче́ний
Д. мѝкрообуче́нию мѝкрообуче́ниям
В. мѝкрообуче́ние мѝкрообуче́ния
Тв. мѝкрообуче́нием мѝкрообуче́ниями
Пр. мѝкрообуче́нии мѝкрообуче́ниях

мѝкроо·буче́ни·е

Существительное, неодушевлённое, средний род, 2-е склонение (тип склонения 7a по классификации А. А. Зализняка).

Префиксоид: микро-; приставка: об-; корень: -уч-; суффикс: -ениj; окончание: .

Произношение[править]

  • МФА: [ˌmʲikrɐɐbʊˈt͡ɕenʲɪɪ̯ə]

Семантические свойства[править]

Значение[править]

  1. формат обучения, при котором знания приобретаются небольшими приращениями ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).

Синонимы[править]

Антонимы[править]

Гиперонимы[править]

Гипонимы[править]

Родственные слова[править]

Ближайшее родство

Этимология[править]

От ??

Фразеологизмы и устойчивые сочетания[править]

Перевод[править]

Список переводов

Библиография[править]

Для улучшения этой статьи желательно:

  • Добавить пример словоупотребления для значения с помощью {{пример}}
  • Добавить синонимы в секцию «Семантические свойства»
  • Добавить гиперонимы в секцию «Семантические свойства»
  • Добавить сведения об этимологии в секцию «Этимология»
  • Добавить хотя бы один перевод в секцию «Перевод»

Слово «микрообучение»

Слово состоит из 13 букв, начинается на согласную, заканчивается на гласную, первая буква — «м», вторая буква — «и», третья буква — «к», четвёртая буква — «р», пятая буква — «о», шестая буква — «о», седьмая буква — «б», восьмая буква — «у», девятая буква — «ч», 10-я буква — «е», 11-я буква — «н», 12-я буква — «и», последняя буква — «е».

  • Написание слова наоборот
  • Написание слова в транслите
  • Написание слова шрифтом Брайля
  • Передача слова на азбуке Морзе
  • Произношение слова на дактильной азбуке
  • Остальные слова из 13 букв

Видео Микрообучение в действии (автор: ISPRING-RU)46:27

Микрообучение в действии

Видео Новый тренд в сфере образования. Микрообучение (автор: Alpha Club Trainings)02:38

Новый тренд в сфере образования. Микрообучение

Видео Александр Беляшин "Микрообучение" (автор: Learningpro ru)01:55

Александр Беляшин «Микрообучение»

Видео МИХАИЛ ТУСТОВ. Микрообучение | For HR (автор: For HR)25:09

МИХАИЛ ТУСТОВ. Микрообучение | For HR

Видео Алексей Кривопишин "Микрообучение в корпоративном секторе" (автор: eTutorium)01:42

Алексей Кривопишин «Микрообучение в корпоративном секторе»

Видео Алина Матвеева, ISPRING. КЕЙС: Система микрообучения по принципу KISS (автор: ConferenceCast.tv)02:01

Алина Матвеева, ISPRING. КЕЙС: Система микрообучения по принципу KISS

Написание слова «микрообучение» наоборот

Как это слово пишется в обратной последовательности.

еинечубоорким 😀

Написание слова «микрообучение» в транслите

Как это слово пишется в транслитерации.

в армянской🇦🇲 միկրոոբուչենիե

в грузинской🇬🇪 მიკროობუჩენიე

в латинской🇬🇧 mikroobucheniye

Как это слово пишется в пьюникоде — Punycode, ACE-последовательность IDN

xn--90aiajcjmmgau3b2c

Как это слово пишется в английской Qwerty-раскладке клавиатуры.

vbrhjj,extybt

Написание слова «микрообучение» шрифтом Брайля

Как это слово пишется рельефно-точечным тактильным шрифтом.

⠍⠊⠅⠗⠕⠕⠃⠥⠟⠑⠝⠊⠑

Передача слова «микрообучение» на азбуке Морзе

Как это слово передаётся на морзянке.

– – ⋅ ⋅ – ⋅ – ⋅ – ⋅ – – – – – – – ⋅ ⋅ ⋅ ⋅ ⋅ – – – – ⋅ ⋅ – ⋅ ⋅ ⋅ ⋅

Произношение слова «микрообучение» на дактильной азбуке

Как это слово произносится на ручной азбуке глухонемых (но не на языке жестов).

Передача слова «микрообучение» семафорной азбукой

Как это слово передаётся флажковой сигнализацией.

ldxpgghumcadc

Остальные слова из 13 букв

Какие ещё слова состоят из такого же количества букв.

  • абактериально
  • аббатствовать
  • аббатствуемый
  • аббатствующий
  • аббревиировав
  • аббревиируясь
  • абдикационный
  • абдоминальная
  • абдоминальное
  • абдоминальные
  • абдоминальный
  • абердин-ангус
  • аберрационное
  • аберрировавши
  • абзелиловский
  • абиссобротула
  • аблактировать
  • аблактируемый
  • аблактирующий
  • абонировавший
  • абонированный
  • абонироваться
  • абонирующийся
  • абортировавши

1

×

Здравствуйте!

У вас есть вопрос или вам нужна помощь?

Спасибо, ваш вопрос принят.

Ответ на него появится на сайте в ближайшее время.

Народный словарь великого и могучего живого великорусского языка.

Онлайн-словарь слов и выражений русского языка. Ассоциации к словам, синонимы слов, сочетаемость фраз. Морфологический разбор: склонение существительных и прилагательных, а также спряжение глаголов. Морфемный разбор по составу словоформ.

По всем вопросам просьба обращаться в письмошную.

Что Такое микрообучение- Значение Слова микрообучение

Русский

Морфологические и синтаксические свойства

падеж ед. ч. мн. ч.
Им. мѝкрообуче́ние мѝкрообуче́ния
Р. мѝкрообуче́ния мѝкрообуче́ний
Д. мѝкрообуче́нию мѝкрообуче́ниям
В. мѝкрообуче́ние мѝкрообуче́ния
Тв. мѝкрообуче́нием мѝкрообуче́ниями
Пр. мѝкрообуче́нии мѝкрообуче́ниях

мѝкроо·буче́ни·е

Существительное, неодушевлённое, средний род, 2-е склонение (тип склонения 7a по классификации А. А. Зализняка).

Префиксоид: микро-; приставка: об-; корень: -уч-; суффикс: -ениj; окончание: .

Произношение

  • МФА: [ˌmʲikrɐɐbʊˈt͡ɕenʲɪɪ̯ə]

Семантические свойства

Значение

  1. формат обучения, при котором знания приобретаются небольшими приращениями ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).

Синонимы

Антонимы

Гиперонимы

Гипонимы

Родственные слова

Ближайшее родство

Этимология

От ??

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

Перевод

Список переводов

Библиография

Слышали фразу: “делай меньше — достигай большего”? Порой это правило действительно срабатывает, например, в сфере электронного обучения. Специалисты e-learning всё чаще используют микрокурсы для обучения сотрудников. В статье рассказываем о том, что такое микрообучение и как наиболее эффективно внедрить его в образовательную среду компании.

Что такое микрообучение, и почему оно становится всё более популярным

Известно, что в течение рабочей недели сотрудники тратят на свое обучение и развитие всего 1% времени из-за напряженного графика. Но мир меняется с невероятной скоростью. И чтобы оставаться востребованным специалистом и расти по карьерной лестнице, важно постоянно повышать свой уровень знаний и навыков. Что же делать? Здесь на помощь и приходит метод, разработанный в соответствии с нашим всё более занятым образом жизни, — микрообучение.

Микрообучение — это метод представления сотрудникам небольшого количества информации в короткий промежуток времени для достижения конкретной цели обучения.

Микрообучение предполагает дробление всего обучения на короткие блоки (микрокурсы), количество которых зависит от объёма темы и глубины погружения в неё (блок может быть всего один). В таком случае сотрудники получают максимально конкретную информацию быстро и эффективно.

Но часто сотрудники откладывают своё обучение в долгий ящик не только из-за отсутствия времени. У многих современных людей изменился тип потребления информации, тип мышления. Часто его называют клиповым. Оно обусловлено развитием СМИ, социальных сетей и повсеместным использованием гаджетов.

Клиповое мышление — от англ. clip, «фрагмент текста», «вырезка» — тип мышления, при котором человек воспринимает информацию фрагментарно, короткими кусками и яркими образами, не может сосредоточиться и постоянно перескакивает с одного на другое. Таким людям крайне сложно читать книги, работать с большими текстами, смотреть длинные видеосюжеты и фильмы.

Источник: Статья РБК “Что такое клиповое мышление и как извлечь из него пользу?”

Если вы заинтересовались темой клипового мышления и хотите в неё углубиться, рекомендуем вам также ознакомиться с электронным курсом под названием “Цифровая гигиена”, который разработала команда компании Лабмедиа. Помимо общей темы экологичного использования Интернета и гаджетов, в нём подробно разбирается клиповое мышление: что это такое, каким образом оно формируется и как с ним сосуществовать.

Именно ввиду этой особенности, многим людям становится действительно тяжело усваивать информацию в ходе продолжительных уроков. Здесь вновь приходит на помощь микрообучение, ведь оно позволяет разделить уроки на мелкие части, которые занимают в среднем всего 5 — 10 минут. Это помогает сотрудникам вовлечься в процесс обучения, сохраняя концентрацию внимания и не чувствуя при этом усталость или скуку.

Форматы микрообучения

Информация для микрообучения может быть представлена в самых разных форматах. Из требований — краткость и конкретность тематики.

Основные форматы микрообучения:

  • мобильное приложение;
  • видео;
  • инфографика;
  • подкаст;
  • игра (использование механик геймификации).

В сочетании с мобильными устройствами такой подход позволяет учиться всему, чему угодно, в любое время и в любом месте. Пожалуй, это одно из главных достоинств микрообучения.

Рекомендации по внедрению микрообучения в компанию:

1) Только польза

Микрообучение должно содержать выжимку самой полезной информации по конкретной теме. Никакой воды и запинок. Всё должно быть чётко и лаконично. Важно каждое слово.

2) Максимально упростите авторизацию обучающихся

Если вы планируете использовать платформу для обучения, сделайте так, чтобы сотрудники могли легко зарегистрироваться и в дальнейшем имели мгновенный доступ к материалам. В идеале нужно сделать так, чтобы после регистрации система запоминала человека и ему не приходилось каждый раз заново вводить свои данные.

3) Сделайте микрообучение доступным на мобильных устройствах

Сегодня сложно представить жизнь без мобильных устройств. Мобильное обучение и микрообучение часто дополняют друг друга, поэтому не стоит игнорировать данный пункт. Привычные гаджеты позволяют сотрудникам обращаться к учебным материалам в любом месте в удобное время, что упрощает и ускоряет весь процесс обучения.

4) Используйте видео-формат обучения

Видео — это, пожалуй, самый наглядный способ представления информации, в котором задействованы и зрительные, и слуховые рецепторы человека, что повышает вероятность её запоминания. Рекомендуем также добавлять субтитры, поскольку у сотрудников не всегда есть возможность смотреть видео со звуком. И не забывайте о том, что видео не должно длиться дольше 10 минут!

5) Введите микрообучение в привычку

Чтобы микрообучение было действительно эффективным, следует практиковать его регулярно. Также рекомендуйте своим сотрудникам периодически освежать в голове ранее полученные знания, ведь только так информация сможет перейти из кратковременной памяти в долговременную и затем эффективно применяться в работе (советуем изучить кривую забывания Эббингауза).

6) Отбросьте избыточную серьёзность

Зачастую сотрудники ассоциируют корпоративное обучение с чем-то скучным и однообразным. Чтобы развеять этот стереотип, внесите долю юмора и беззаботности в обучение. Используйте разговорный тон.

Вывод

Микрообучение — это современный метод передачи знаний сотрудникам, отлично вписывающийся в современные реалии. Учебный материал здесь предоставляется ёмко, конкретно и увлекательно, что позволяет сфокусироваться на одной теме без утомления и постоянного желания отвлечься на что-то поинтереснее.

Кроме того, микрообучение сотрудников является экономически выгодным для бизнеса, так как его разработка, внедрение и дальнейшее обновление не требуют большого количества временных и денежных затрат.

Используете ли вы микрообучение в своей компании? Будем рады, если поделитесь своим опытом в комментариях :)

Также заглядывайте на наш сайт, чтобы узнать больше о Лабмедиа и проектах в области e-learning, которые мы реализуем.

Микрообучение — новая тенденция в сфере обучения, суть которой заключается в том, что весь материал предоставляется небольшими частями. Многие считают, что это просто разделение длинного контента на 5-10-минутные блоки. Но это заблуждение. Не будет никакой пользы для учащихся если полноценный урок длительностью в час разбить по 5 минут на 12 дней. Такая информация не сохранит взаимосвязи, она либо запутает, либо дезинформирует учеников. Для эффективных занятий необходимо создать специальные модули микрообучения, которые впишутся в плотный график тех, кто занимается и принесут бизнес-результаты.

Содержание

  • 1 Делайте блоки не более 15 минут
  • 2 Выберите одну цель обучения
  • 3 Убедитесь, что каждый модуль самодостаточен
  • 4 Включите оценки
  • 5 Ссылки на «полезно знать»
  • 6 Трансляция в социальных сетях
  • 7 Используйте стратегии визуальной коммуникации
  • 8 Сделайте модуль интерактивным
  • 9 Создавайте блоки на основе реальных проблем
  • 10 Разработайте модули в нескольких форматах 

Делайте блоки не более 15 минут

Микрообучение - создание целой "картинки" из маленьких блоковСогласно проведенным исследованиям, микрообучение должно длиться от 2 до 5 минут, но во многих организациях модули микрообучения длятся от 10 до 15 минут. Современные обучающийся легко находят в течении рабочей недели 4-10 минут в день для обучения. 

Короткие учебные модули также помогают учащимся решить повседневные задачи. Вместо того, чтобы обращаться к Google, они могут использовать тщательно отобранные модули микрообучения, предоставленные их работодателем, чтобы найти решение, предложенное на их рабочем месте.

Выберите одну цель обучения

Основное различие между разработкой модуля микрообучения и традиционного модуля сводится к количеству охватываемых концепций. Многие хорошо знают, как создавать учебные цели для традиционных уроков, но в модуле микрообучения используется только одна из них. Как и цели обучения в традиционных курсах, она должна быть связана с навыками, которым вы обучаете, и должна быть измеримой.

Если вы берете учебные цели из более крупного тренинга, возможно, вам придется уменьшить их. Например, «Как написать курсовую работу» может стать «Как заполнить титульный лист в курсовой». При переходе на микрообучение вы можете обнаружить, что вам нужно больше учебных целей и модулей, чем раньше, чтобы охватить ту же тему.

Убедитесь, что каждый модуль самодостаточен

Большие курсы, естественно, основываются на знаниях, полученных ранее в рамках курса. Инструкторы часто называют эту практику строительными лесами. Несмотря на то, что микрообучение выглядит как разбиение на части, лучше всего сделать модули самодостаточными.

Автономный модуль микрообучения будет содержать всю информацию, необходимую учащемуся для выполнения задания и получения результата. Он также может включать введение, информационный материал, практику и оценку.

В то же время, определение знакомых терминов утомит вашего ученика. Электронное обучение позволяет связать новую информацию с ранее изученными терминами вместо того, чтобы тратить время на их переопределение.

Включите оценки

Даже по одной цели учащиеся получают пользу от оценки. Это дает им возможность применить то, что они только что узнали, отвечая на вопрос в виде теста с несколькими вариантами ответов, или размышляя о личном опыте. В идеале они также получают отзывы о своей работе.

Микрообучение также может использовать два эффективных метода обучения — интервальное повторение и эффект тестирования. Поскольку люди забывают большую часть того, что они изучают, они с большей вероятностью запомнят это, отложив обучение на несколько дней. Использование тестов улучшает запоминание информации.. Микрообучение представляет собой систему для распределения учебных материалов и проведения быстрой проверки знаний.

Ссылки на «полезно знать»

У учащихся есть время только на важную информацию предоставленную в модуле микрообучения. Но чтобы стать профильными экспертами, необходимо дополнительно изучать полезную информацию. Такие данные необходимо размещать в конце модуля, чтобы дать учащимся возможность углубить свои знания, в то же время гарантируя, что короткий модуль дает им навыки для повышения их успеваемости.

Трансляция в социальных сетях

Людям нравится серфить в социальных сетях, потому что это увлекательно. Посты в соцсетях обычно следуют трем ключевым правилам для повышения заинтересованности:

  • заголовки с активной ссылкой;
  • фотографии;
  • встроенные видео.

Большинство сообщений в социальных сетях также направлены на то, чтобы вызвать реакцию друзей и знакомых. Люди, публикующие сообщения, хотят решить проблему, попросить совета или просто пообщаться. Они хотят вызвать реакцию у кого-то другого. Мощные модули микрообучения также нацелены на то, чтобы вызвать реакцию, а не на пассивное восприятие информации.

Используйте стратегии визуальной коммуникации

Обучение часто начинается с учебника. Однако люди лучше учатся на визуальных эффектах. Фактически, наглядные пособия улучшили обучение на 400% . В образовательных целях инфографика помогает преобразовать сложные идеи в полезный контент. Точно так же пошаговые инструкции помогают людям изучить новые цифровые процессы.

Если вы хотите добавить инфографику в свои модули микрообучения, воспользуйтесь этими инструментами дизайна: Canva, Adobe Spark, Piktochart, Venngage.

Сделайте модуль интерактивным

Студенты на университетской лекции меньше проявляют невнимательность, когда преподаватель использует активные методы обучения (задает вопросы, предлагает выполнить небольшие задания вместо начитки лекции). Как и в классе, онлайн-учащиеся извлекают выгоду из интерактивных методов обучения. Они их привлекают намного больше чем видеолекция.

По возможности включайте интерактивный элемент в свои модули микрообучения, даже если в конце это просто тест.

Создавайте блоки на основе реальных проблем

Взрослые лучше всего учатся, когда им предоставляется информация, которая имеет непосредственное отношение к их конкретным ситуациям. К сожалению, исследования показали, что взрослые часто отключают любую не относящуюся к делу информацию .
Предлагая взрослым ученикам реальные задачи или сценарии, разработчики учебных курсов могут сделать модули микрообучения быстрыми и запоминающимися.

В этом формате модуль начинается с проблемы. Затем учащийся выбирает ответ и получает обратную связь на основе своего выбора. Сценарии модулей также предоставляют учащимся возможность практиковать мягкие навыки, которые трудно оценить с помощью тестов с несколькими вариантами ответов.

Разработайте модули в нескольких форматах 

Создание модулей микрообученияМодули микрообучения не обязательно должны быть быстрым видео или полотном текста. Они должны совмещать в себе разные форматы. Одни ученики предпочитают читать, другие — слушать. Если вы предлагаете и то, и другое, учащиеся могут выбирать то, что соответствует их стилю работы и предпочтениям.

Например, розничные продавцы могут чаще получать доступ к обучению через мобильный телефон, потому что у них нет рабочего компьютера. Если ваши сотрудники в основном ездят на работу в службу поддержки, они могут предпочесть слушать обучающие подкасты в дороге. Если вы предлагаете несколько форматов, у вас всегда будет положительный результат.

Почему микрообучение — это больше, чем разбиение на части
Микрообучение выходит за рамки 5-минутной загрузки PowerPoint в вашу систему управления обучением. Благодаря эффективному микрообучению вы выйдете на совершенно новый уровень образования.

Представьте, что вы можете изменить производительность своих сотрудников за несколько минут в день. Или научите их быстро и легко осваивать новые технологии. И, что лучше всего, вовлекайте их в свою программу тренировок прямо в процессе работы.
Микрообучение становится мощным инструментом, потому что эти несколько минут могут привести к долгосрочным изменениям в поведении. Если вы последуете этим советам, то обязательно получите отличный результат от микроуроков.

Как создавать создавать вовлекающие микрокурсы вы узнаете из видео.

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

#статьи

  • 6 июл 2021

  • 17

Микрообучение: плюсы и минусы коротких форматов в образовании

Обучение в форме коротких уроков помогает лучше запоминать информацию, однако применение микроформатов в образовании не всегда эффективно.

Анастасия Телесницкая для Skillbox

Степан Ботарёв

Журналист. Пишет и переводит статьи о самобытной культуре и образовании. Ведёт Telegram-канал «Работник культуры».

Микрообучение — это подход, при котором ученик получает новую информацию мелкими порциями, а затем регулярно повторяет её. Так, короткие обучающие видеоролики TED-Ed и приложение для изучения языка Duolingo, в котором каждое упражнение длится не дольше пяти минут, — примеры микрообучения. А вот трёхдневные воркшопы и чтение огромных руководств в один присест — его противоположность.

Хотя микрообучение стало трендом в последние годы, в действительности эта идея не нова. Эффективность разделения больших объёмов информации на маленькие блоки осознали по крайней мере 65 лет назад. Джордж Миллер, один из создателей когнитивной психологии, в научной работе 1956 года «Магическое число семь плюс-минус два» описал обнаруженную им закономерность, согласно которой человек одновременно удерживает в памяти в среднем семь блоков (плюс-минус два) элементов информации.

Развитию микрообучения предшествовала теория о кривой забывания Эббингауза. Немецкий учёный Герман Эббингауз в течение многих лет проводил эксперименты над собственной памятью — например, заучивал бессмысленные наборы звуков. А в 1880-х годах он в результате исследований пришёл к выводу, что больше 50% новой информации ученики забывают спустя 20 минут после окончания урока. Через девять часов в памяти остаётся не больше 40% выученного, а через месяц этот показатель сокращается до 24%, если ученик не повторяет информацию. Результаты своих наблюдений Эббингауз зафиксировал на графике, который и получил название «кривая забывания». В 1991 году эксперимент Эббингауза удалось повторить учёным из Германии. А в 2015-м кривую забывания смогли воспроизвести исследователи из Нидерландов.

Справиться с забыванием помогает повторение информации через определённые промежутки времени. Такие интервальные повторения как раз и лежат в основе микрообучения.

Облегчают возвращение к ранее изученному материалу мобильные приложения и онлайн-курсы, в которых применяется этот подход. Кроме того, они позволяют учащемуся двигаться в собственном темпе и пересматривать уже изученные материалы. В результате повторений в мозге ученика укрепляются нейронные связи, в которых сохранилась новая информация, и со временем эти знания переходят из кратковременной памяти в долговременную.

Польза обучения в микрорежиме подкреплена некоторыми современными исследованиями. Например, учёные из Дрезденского технического университета выяснили: испытуемые, которым задавали по одному вопросу после прочтения каждой главы текста, отвечали на 28% быстрее, чем те, кому задавали восемь вопросов после прочтения восьми глав.

Подобный подход к обучению благоприятно влияет и на мотивацию. Американская технологическая компания Software Advice провела опрос среди 385 своих сотрудников, поинтересовавшись, в частности, тем, с какой вероятностью они пройдут корпоративное обучение, если уроки будут короткими. По мнению 58% из них, вероятность повысится. Ещё 31% ответили, что формат не повлияет на их отношение. И только 11% сказали, что микроформат их оттолкнёт.

На сайте ELM Learning, который рассматривает разные учебные подходы с научной точки зрения, приведено несколько удачных способов микрообучения и идей для его организации.

Образовательные видеоролики, построенные по модели микрообучения, как правило, короткие, а информация в них подаётся максимально доступно. К тому же видео легко поделиться с другими. Кстати, согласно опросу компании Kaltura, результаты которого были опубликованы в докладе State of Video in Education 2019 («Состояние видеоконтента в образовании в 2019 году»), видео ещё и способствует успехам в учёбе. Так считают 82% из 1 400 участвовавших в анкетировании преподавателей, других работников образования и учащихся. А по мнению 91% опрошенных, видеоконтент, кроме того, повышает удовлетворённость студентов и школьников учёбой.

Согласно ежегодному отраслевому отчёту App Annie «Состояние мобильной связи», за 2020 год пользователи по всему миру скачали разные мобильные приложения около 218 миллиардов раз, это рекордное число. Такая популярность приложений делает мобильные гаджеты удачными платформами для микрообучения. Рынок предлагает множество решений для обучения чему угодно: от программирования до игры на гитаре.

Исследование 2020 года, проведённое при участии 365 учеников, показало, что геймификация улучшила успехи испытуемых в учёбе почти на 35%. Деловые игры, квесты, головоломки могут стать эффективным средством микрообучения.

Фото: Iakov Filimonov / Shutterstock

Такой формат делает информацию предельно наглядной. Чтобы усвоить новое знание, ученику не нужно изучать большой объём текста — достаточно всего лишь посмотреть на график или таблицу.

По всему миру социальными медиа пользуются больше 3,6 миллиарда человек. Почему бы не встроить приложение для микрообучения в одну из таких платформ, если потенциальные ученики и так пользуются ей ежедневно?

Пытаясь применить микрообучение, многие допускают ошибки, а потом удивляются, что формат оказался бесполезным.

Специалист по инновационным стратегиям в области обучения Сумедх Касаре даёт несколько рекомендаций о том, как избежать типичных недостатков при организации обучения в микроформате.

Если просто разбить большой учебный материал на мелкие блоки (например, нарезать длинную лекцию на эпизоды по десять минут), это ещё не будет микрообучением. Надо сделать так, чтобы у каждого фрагмента была одна чёткая идея. Сосредоточьтесь на результате, которого студенты должны добиться при изучении конкретного микроблока информации.

Пусть ваши ученики знакомятся с новым материалом разными способами. Используйте не только видео, но и текст, предлагайте разные активности. Например, посылайте учащимся письма с короткими практическими советами, раз в неделю отправляйте обучающие видео и раз в две недели устраивайте тестирования, в которых будут призовые места.

Очевидно, что не любую образовательную задачу можно решить с помощью микроформата. Иногда микрообучение стоит использовать только как дополнение к занятиям в классе, учебникам и длительным онлайн-курсам.

В отличие от традиционных длинных курсов или учебников, на разработку материалов для микрообучения не требуется слишком много времени. Поэтому лучше давать ученикам новые микрозадания чаще, как только подготовите их. Затем можно будет собрать обратную связь, чтобы доработать материалы.

Насколько сильно обучение меняет ваших учеников? Улучшились ли их знания, повысилась ли продуктивность, появились ли новые полезные привычки? Важно оценивать эффективность микроуроков и улучшать их.

Фото: Gorodenkoff / Shutterstock

Микрообучение, даже используемое грамотно, нельзя назвать универсальным подходом. Так, специалист по обучению с применением электронных технологий Никос Андриотис выделяет несколько основных недостатков микроформатов в образовании.

Мобильное приложение с микроуроками может помочь вам разобраться, например, с основами разговорного немецкого языка, но вряд ли будет полезно для изучения немецкой литературы.

Микроуроки отлично подходят для сообщения простой информации, но не всегда помогают передать сложные концепции. Чтобы донести их до учеников, такие концепции придётся разбирать на более простые составляющие. Это может потребовать много усилий. К тому же здесь появляется ещё один недостаток, на который обращают внимание авторы блога Matrix, посвящённого обучению с применением современных технологий: «Если вы слишком сосредоточены на отдельных точках, легко упустить картину целиком».

Микрообучение нельзя назвать универсальным трендом, который подойдёт для любых образовательных целей. Однако оно может сыграть важную роль в мотивации и вовлечении студентов, повысить процент запоминаемой информации. И ещё незаменимо в условиях, когда у целевой аудитории острый дефицит времени, а учиться тем не менее надо. Поэтому микроформаты всё чаще используют в корпоративном обучении. Для глубоких сложных дисциплин их лучше сочетать с более традиционными способами подачи материала.


Корпоративное обучение

Развиваем компетенции ваших сотрудников: линейных специалистов и управленцев

Узнать подробнее

Учись бесплатно:
вебинары по программированию, маркетингу и дизайну.

Участвовать

Микрообучение как путь к супердостижениям

«Ну что с ним делать, совсем не хочет учиться!» Если эта ваша претензия обращена к ребенку-первокласснику, лучше не нервничайте, а вспомните себя в его возрасте. Вряд ли вам в 7 лет так уж хотелось писать прописи и складывать 11 плюс 18. Здоровым и энергичным детям нравятся лыжи, коньки, футбол, велосипед, лазить по деревьям, висеть на турнике вниз головой и «зависать» в гаджетах.

Если дети не хотят учиться в старших классах, когда уже пора бы задуматься о том, чем они хотели бы заниматься во взрослой жизни, это печальнее. И совсем печально, когда взрослые люди, закончившие вуз 10-15 лет тому назад, не прочитали за эти 10-15 лет ни одной статьи или книги по своей специальности, не попытались усовершенствовать свои софт скиллз и в принципе научиться чему-то новому.

Если вы как раз один из таких взрослых, вот вам и ответ, почему ваши дети не хотят учиться. Подумайте сами, как вы выглядите со стороны, когда рассказываете детям, как важно и нужно читать книги, однако ребенок ни разу не видел вас с книгой в руках? Это как в самолете, где перед каждым полетом напоминают, что в случае чрезвычайной ситуации сначала нужно надеть кислородную маску на себя, и только потом на ребенка. В педагогике дела обстоят точно таким же образом.

Всегда быть в хорошем интеллектуальном тонусе вам поможет наша программа «Лучшие техники самообразования», а сегодня мы познакомим вас с одной из прогрессивных техник образования и самообразования, за которой закрепилось название «микрообучение».

Микрообучение – что это такое?

Термин «микрообучение» имеет англоязычное происхождение и является прямым переводом слова microlearning. Считается, что авторство данного термина принадлежит Герхарду Гасслеру, а впервые термин «microlearning» презентован в работе Integrated Micro Learning: An outline of the basic method and first results [G. Gassler et al., 2004].

Само явление микрообучения появилось заметно раньше. Да и перевод названия статьи «Интегрированное микрообучение: Обзор основного метода и первых результатов» прямо указывает на то, что к моменту написания материала уже были достигнуты определенные результаты в реализации данного направления.

Термин тут же подхватили и начали использовать в своих публикациях другие исследователи. Например, в появившейся годом позже работе Self Directed Learning With Personal Publishing and Microcontent («Самостоятельное обучение с персональными публикациями и микроконтентом») [S. Mosel, 2005].

В чем суть микрообучения? Это обучение небольшому объему знаний или навыков за отрезок времени в пределах 5 минут. Изначально такой формат был опробован для обучения в условиях ограниченного времени, отведенного на усвоение знаний. В первую очередь это касалось получения профессиональных навыков и адаптации на конкретном рабочем месте.

Позже оказалось, что метод вполне приемлем для обучения отстающих студентов и школьников, которым тяжело долго удерживать внимание на предмете изучения. Более того, есть мнение, что растущая популярность формата объясняется все снижающейся способностью к концентрации внимания у детей и молодежи.

Часто приводятся данные со ссылкой на исследования компании Microsoft, что с начала 21 века среднее время способности к максимальной концентрации внимания снизилось с 12 до 8 секунд. Правда, журналистское расследование, предпринятое информационной службой ВВС, так и не смогло обнаружить первоисточник этих данных, так что вопрос остается открытым, а корректность получения данных дискуссионной.

Свой путь поиска истины обозреватель ВВС обнародовал в материале «Устойчивость внимания: меньше, чем у золотой рыбки?» [С. Мейбин, 2017]. И, возможно, сам того не желая, затронул самый главный аспект любого обучения в любой области: результативность.

Если сказочной золотой рыбке хватает 8 секунд, чтобы запустить механизм исполнения желаний, так, возможно, ей и не нужно думать дольше. А если каждый, кто воспользуется методом микрообучения, научится достигать результатов, как у золотой рыбки в сказке, тогда и переживать из-за снижения длительности концентрированного внимания не стоит от слова «совсем».

Еще больший всплеск интереса к форматам микрообучения наблюдается в последние пару лет в связи с пандемией и всеобщей «удаленкой». Заставить первоклассника 45 минут слушать учительницу, глядя в монитор компьютера, практически невозможно. И, если в классе при традиционном обучении можно практиковать игровые паузы (вспомните «наши пальчики писали и теперь они устали»!) и физкультминутки, на «дистанционке» это часто проблематично из-за разницы бытовых условий в семьях учащихся.

Кроме того, перебои с Интернетом и электричеством регулярно «отсекают» часть учеников и студентов от учебного онлайн-процесса. Поэтому возникла необходимость в асинхронном преподавании и подготовке материалов, к которым можно обратиться в любой момент, когда дадут свет и возобновится интернет-соединение.

И оказалось, что, если не тратить время на замечания типа «Петя, не вертись», «Вася, не списывай», «Маша, прекрати разговаривать со Светой», среднестатистическую тему школьного урока при среднем темпе речи можно объяснить за 10-20 минут в зависимости от предмета и сложности темы.

Это еще не совсем микрообучение, но и от привычных стандартов очень сильно отличается. В целом, микрообучение в образовании – это подход, при котором ученик получает новую информацию небольшими блоками, а затем регулярно ее повторяет самостоятельно.

Аналогичную картину можно наблюдать и в прочих отраслях, где попытались применить удаленный режим работы. Мануалы к используемым программам, инструкции к crm, презентации основных продуктов компании – общее знакомство с таким контентом занимает примерно те самые 5 минут, за которые можно понять некий блок информации или освоить несложный навык.

Наличие постоянного доступа к этой информации позволяет «освежить» ее в любой момент и не загружать память избытком деталей по темам, которые возникают раз в 2-3 месяца. Это тоже вносит свой вклад в популярность и востребованность данного формата обучения. Чему можно научить в таком формате? Давайте рассмотрим подробнее!

Микрообучение: примеры, виды, формы

В принципе, микрообучением можно считать любое обучающее действо, в результате которого за 3-5 минут появляется новое знание или новый навык. Или делается шаг на пути к большой цели, которую нельзя достичь за 5 минут.

В самой общей классификации можно выделить два вида микрообучения: это собственно обучение кого-то чему-то и самостоятельное изучение чего-либо небольшими блоками. Чаще всего в контексте микрообучения приводят следующие примеры:

  • Чтение и понимание абзаца книги, учебника, письма, презентации. Грамотно отформатированный абзац – это, условно говоря, «1 бит учебной информации», который можно усвоить за один подход.
  • Прослушивание аудио либо просмотр видео длительностью до 5 минут. Классика жанра – обучающий контент на YouTube, когда вы за 3 минуты можете научиться добавлять дополнительный экран на смартфоне Xiaomi Redmi или разучить упражнения для расширения вокального диапазона.
  • Использование флеш-карт с небольшим количеством информации (слово, предложение, формула). Лучше всего помогает освоить такое микрообучение иностранные языки, потому что на карточку вполне можно записать новое слово с транскрипцией и переводом, спряжение глагола, схему построения вопросительного предложения.
  • Сортировка объектов в определенном порядке. Например, когда вы даете задание ребенку сложить карточки с цифрами от «0» до «9» в возрастающей последовательности.
  • Выбор варианта ответа из предложенного списка. В качестве примера можно привести любой тест на проверку знаний, где после вашего ответа выдается правильный, и вы, даже если ошиблись, все равно узнаете, как было правильно на самом деле.
  • Запоминание четверостишия – несложное короткое стихотворение можно запомнить за 3-5 минут, а за несколько подходов выучить все фрагменты по 4 строчки, из которых состоит полный текст стихотворения.

В качестве примера микрообучения иногда приводят микроигры, которые можно освоить буквально за пару минут, да и сеанс игры длится примерно столько же. Вопрос, учат ли чему-то сами микроигры, если только они изначально не «заточены» на геймификацию учебного процесса, мы оставим на усмотрение читателей, потому что отношение у каждого свое.

Желающим вникнуть в тему можем предложить почитать статью «Микроигры: ничего лишнего» [П. Ильин, 2015]. Кстати, чтение этой статьи займет всего 5 минут, и вы получите общее представление о том, что такое микроигры, если ранее не сталкивались с этим понятием.

Как видим, возможны самые разнообразные формы микрообучения [М. Маркина, 2021]. Давайте систематизируем эти формы:

  • Видео – видеоурок, видеоинструкция, обучающее видео с паузами для повторения упражнения.
  • Аудио – аудиокниги, аудиоподкасты, аудиоуроки по темам, в том числе в микрообучении иностранным языкам.
  • Изображение – инфографика для наглядного представления динамики изменения статистических данных, картинка с изображением пирамиды Маслоу для получения общего понятия об уровнях, картинка со схемой устройства внутренних органов человека и т.п.
  • Текст – четкое, краткое и структурированное изложение материала по сути позволяет запомнить самое главное, что потом можно использовать как базу для расширения знаний.
  • Игры – геймификация процесса обучения набирает обороты, и, как показывают исследования, игровой формат может увеличить эффективность обучения на 35% [ Legaki et al., 2020].
  • Мобильные приложения – это часто симбиоз игры, видео, аудио и графического представления материалов и/или результатов вашего обучения. Например, в виде диаграммы с соотношением правильных и неправильных ответов.

В качестве примера можно привести приложение «Абсолютный Слух – Тренировка Слуха и Ритма», где по каждой теме предусмотрен как теоретический блок, с которым можно ознакомиться за 3-5 минут, так и набор практических упражнений на распознавание интервалов, имитацию ритма, гаммы и аккордов. Правильность выполнения оценивается по 10-балльной системе с возможностью сохранить результаты для последующего сравнения с новыми достижениями.

К слову, в современном информационном пространстве микрообучение часто ошибочно ассоциируют исключительно с мультимедийными технологиями. В реальности, как мы уже выяснили, микрообучением можно считать любое обучающее действо, в результате которого за 3-5 минут появляется новое знание или новый навык.

Другими словами, если вы за 5 минут научили ребенка завязывать шнурки или лепить пельмень, это тоже микрообучение, потому что в результате ребенок получает пусть несложный, но вполне конкретный навык. В частности, завязать шнурки на ботинках, положить начинку в кружочек теста и склеить его по краям. Или любой другой навык, которому вы захотите его обучить.

Микрообучение: альтернатива или дополнение?

После всего вышеизложенного появляется вполне закономерный вопрос: а может ли микрообучение полностью заменить традиционные форматы образования? Например, занятия ТРИЗ в детском саду? Или уроки правописания для первоклассников? Обучение физике, математике, литературе, биологии? А как могут взаимодействовать микроообучение и высшее образование?

Тут, наверное, стоит уточнить, что система образования как таковая решает сразу множество задач, а не только внедрение в мозг студентов и учащихся некой суммы знаний. Да, микрообучение, как тенденция современного образования детей, показало свою эффективность для получения элементарных знаний и навыков, запоминания простой «однобитной» информации, заучивания иностранных слов и всего прочего, что не требует глубокой аналитики.

Однако будет ли толк, если дети просто запомнят формулы по физике и химии, но не поймут их суть? Допустим, закон Ома для участка цепи можно наглядно изложить за 5 минут. А вот закон Ома для полной цепи требует более развернутых пояснений, и тут 5 минутами не ограничишься [Российская электронная школа, 2021].

Даже если «разнести» по отдельным микроурокам понятия электродвижущей силы, разности потенциалов, и еще сделать уроки-«напоминалки» по расчету сопротивления, напряжения и силы тока, все равно потом нужно будет свести эту информацию воедино и продемонстрировать наглядными формулами, примерами, задачами.

Что тогда говорить про вузы, где изучают высшую математику, теоретическую механику, всемирную историю и прочие предметы, вмещающие огромный массив информации и требующие навыков системного мышления. И этот процесс является взаимообразным: с одной стороны, для полного и глубокого понимания материала по большинству вузовских дисциплин требуется системное мышление, с другой стороны, сам процесс изучения этих предметов способствует формированию навыков системного мышления.

Аналогичным образом обстоят дела и с профессиональным обучением. То, что профессию инженера-технолога, радиофизика или финансиста вряд ли можно получить в формате микрообучения, уже понятно. Однако и рабочие профессии требуют вдумчивого подхода и практики более длительной, чем 5 минут подряд.

Так, устройство токарного или фрезерного станка невозможно объяснить за 5 минут при всем желании. И даже если разбить материал на части, где в первом уроке дать общую схему устройства, а потом рассмотреть по отдельности все блоки, все равно нужно будет свести воедино все знания и рассмотреть устройство станка во взаимодействии всех частей и механизмов.

Тем не менее, микрообучение персонала нашло самое широкое применение в самых разных отраслях, в том числе производственных. Например, за 5 минут можно объяснить, как вытачивать какую-то конкретную деталь на станке, при условии, что обучаемый уже умеет работать на этом типе станков и обладает базовыми знаниями о технике безопасности.

Обучение операторов продавцов, операторов колл-центров, грузчиков тоже производится в формате микрообучения, когда сначала вкратце объясняют, «что, где, куда, как», а потом по мере необходимости инструктируют, как сделать отмену платежной операции или куда складывать негабаритные грузы.

В офисах микробучение персонала тоже практикуется остаточно широко. Это не только инструкции, мануалы и презентации для новичков. Это и рассылка отраслевых новостей, когда человек за 5 минут прочтения получает представление, что произошло за неделю в самолетостроении, пассажирских перевозках, налоговом законодательстве, на рынке криптовалют или межбанковских торгах.

Это и обзоры отраслевых конференций, где кратко изложены основные тезисы докладов. Это и уроки делового английского, адаптированного под специфику отрасли, в которой работает компания. И даже краткое 5-минутное совещание с разбором нового кейса от конкурентов – это тоже своего рода микрообучение, потому что за 5 минут вы получаете знания о новой технологии, разработке, маркетинговой стратегии.

Итак, вы уже поняли, что микрообучение не может служить заменой базовому образованию и базовой профессиональной подготовке. Но оно имеет ряд плюсов для решения сиюминутных задач, восполнения пробелов в знаниях, быстрого усвоения свежей информации, освоение простых навыков и операций [Mirapolis, 2021].

Сама по себе статистика популярности обучающих приложений, согласно которой каждое второе скачивание на Android – это обучающие приложения, говорит о многом [Statista, 2021]. Вот как выглядит общий рейтинг предпочтений пользователей:

Среди пользователей  iPhone популярность образовательных приложений находится на третьем месте, что тоже свидетельствует о серьезной востребованности такого контента [Statista, 2021]. Здесь рейтинг предпочтений такой:

Так что давайте рассмотрим подробнее преимущества микрообучения.

Преимущества микрообучения

Как вы уже поняли, основным преимуществом является широкая применимость микрообучения для самых разных сфер деятельности, задач и возрастных групп: от дошкольников до профессионалов зрелого возраста. Итак, почему еще микрообучение столь популярно и продолжает набирать обороты?

Топ-8 несомненных плюсов микрообучения:

  1. Полезность – все по существу, никакой «воды», только самое главное.
  2. Применимость – один «бит информации» легко запомнить и начать использовать уже сейчас.
  3. Краткость – освоение информации занимает не более 5 минут.
  4. Автономность – за один подход рассматривается только один вопрос, одна небольшая тема, один фрагмент большой темы.
  5. Самодостаточность – хорошо продуманное микрообучение за один подход дает исчерпывающую информацию о рассматриваемой теме или фрагменте темы, когда больше нет необходимости искать дополнительную информацию.
  6. Интерактивность – обучаемый может сам выбирать удобное время и место для обучения.
  7. Доступность – короткое видео не займет много места на устройстве, флэш-карточки легко поместятся в сумке или кармане, аудио можно прослушать даже в очереди на кассу в универсаме.
  8. Вариативность – одну и ту же информацию можно подать в формате видео, аудиозаписи объяснения, схемы, диаграммы, текстового материала.

Относительно вариативности форм подачи материала следует помнить, что люди старше 40 лет предпочитают больше читать, а молодежь и подростки – смотреть видео. Эти возрастные особенности следует учитывать при подготовке материалов для микрообучения, и тогда оно будет максимально полезным и эффективным.

Еще один тренд – это сравнение микрообучения и steam-подхода в обучении. Тут стоит заметить, что одна образовательная технология не исключает другую, а, наоборот, может органично дополнять. Проще говоря, steam-подход в обучении вполне можно реализовать и в формате микрообучения тоже.

Поясним, что STEM расшифровывается как Science, Technology, Engineering and Mathematics (наука, технологии, инженерия, математика) [Ю. Пахомов, 2021]. Можно еще встретить аббревиатуру STEAM, где в STEM добавляется буква А, обозначающая Art (искусство).

В основе STEM / STEAM заложены 4 принципа:

  1. Проектная форма организации учебного процесса.
  2. Практическая направленность проекта, когда результаты проекта потенциально можно внедрить в быту, учреждении образования или на производстве.
  3. Межпредметный характер, когда для решения проектной задачи требуются знания сразу по нескольким предметам.
  4. Изучение прикладных дисциплин и получение практических навыков.

Как видите, все они вполне могут быть реализованы в рамках микрообучения. Так, для участников проекта можно подготовить вводный урок, где они за 3-5 минут ознакомятся с задачами проекта и перечнем заданий, над которыми предстоит работать.

Для более простой отработки навыков можно заранее подготовить ознакомительное видео. Например, как пользоваться микроскопом, как подключать вольтметр в цепь, как программировать блок управления для робототехники. Да, конкретно в России STEM- и STEAM-технологии в образовании направлены в большей степени на подготовку будущих специалистов инженерного профиля и робототехников.

Далее можно подготовить список предметов с темами, знание которых потребуется для реализации проекта, и ссылки на эти темы. Кроме того, базовый курс по робототехнике вполне можно разбить на микроуроки, в каждом из которых будет рассматриваться конкретный аспект. Например, создать отдельные мини-уроки по блок-схемам, базовым алгоритмам, передаче данных и прочим разделам робототехники.

Другими словами, прямое сравнение микрообучения и steam-подхода в обучении, исходя из принципа, что лучше, а что хуже, здесь не работает. Скорее, это взаимодополняющие модели обучения, при которых у детей редко, когда возникает проблема, что им скучно, неинтересно или они не хотят учиться.

И теперь, наверное, остается самый главный вопрос: а можно ли реализовать концепцию микрообучения в виде целостного алгоритма от А до Я? Для этих целей существуют платформы для микрообучения.

Платформа для микрообучения

Как выбрать платформу для микрообучения и что это такое в принципе? По сути, платформа для микрообучения – это инструмент для создания цепочки контента и контроля/самоконтроля результатов обучения. Как выбрать? Тут многое зависит от стоящих перед вами задач, аудитории, для которой предназначен контент, да даже от удобства интерфейса и простого человеческого «нравится» или «не нравится».

Со своей стороны можем лишь рекомендовать перед началом работы изучить и по возможности протестировать несколько платформ для микрообучения, чтобы выбрать наиболее подходящую. Вам в помощь предлагаем подборку наиболее популярных платформ.

Популярные платформы для микрообучения:

  • ТренингСпэйс – платформа мобильного микрообучения персонала.
  • SwipeLMS – платформа для микробучения и онбординга сотрудников.
  • Skill Cup – платформа для микрообучения плюс полезные статьи о бизнесе и личные истории успеха
  • EdApp – англоязычная платформа с виртуальным классом.
  • OpenLearning – англоязычная платформа с большим набором виджетов и инструментов.
  • Kahoot – англоязычная платформа с возможностями для геймификации.
  • Quizlet – англоязычная платформа с возможностью использования цифровых флэш-карт.
  • CoreApp – платформа для создания онлайн-курсов.

Последний вариант предполагает более широкое позиционирование как платформа для онлайн-обучения без приставки «микро». Однако вам ничто не мешает сделать уроки любой, в том числе минимальной продолжительности, вкусить все прелести микрообучения и прийти к своим супердостижениям максимально коротким и эффективным путем.

Можно ли адаптировать эти платформы для обучения детей школьного возраста? Думается, в рамках STEM- и STEAM-технологий возможно если не все, то многое, и микрообучение на платформах для обучения взрослых людей тоже. В любом случае, нужно пробовать и искать оптимальный вариант получения и преподнесения знаний.

Мы желаем вам исключительно полезных и интересных знаний, ждем на нашей программе «Лучшие техники самообразования» и просим ответить на вопрос по теме статьи:

Ключевые слова:1LLL

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Мигель как пишется на испанском
  • Микроны сокращенно как пишется
  • Мигель как пишется на английском
  • Микронаушник как пишется
  • Мигают или мегают как пишется правильно