Мини диктант как пишется

  • Взрослым: Skillbox, Хекслет, Eduson, XYZ, GB, Яндекс, Otus, SkillFactory.
  • 8-11 класс: Умскул, Лектариум, Годограф, Знанио.
  • До 7 класса: Алгоритмика, Кодланд, Реботика.
  • Английский: Инглекс, Puzzle, Novakid.

Как написать «мини» с другими словами?

Мини- или мини

Слово «мини» в русском языке используется как прилагательное и существительное. В зависимости от части речи, значения слова и употребляемого перевода (латинский или английский), слово пишется слитно или раздельно. Нужно запомнить, что в основном «мини» пишется через дефис.

Написание «мини» в сложных словах

«Mini» как прилагательное употребляется в значении короткий, короче, чем обычно (перевод с английского). Это неизменяемое, несклоняемое слово. Привычное его использование в обозначении типа женской одежды: юбка мини, пальто мини. В этом случае «мини» пишется отдельно.

«Mini» — существительное используется как первая часть сложных слов (перевод с латинского «minimum»). Это неодушевленное, несклоняемое существительное среднего рода. Обозначает маленький размер предмета или значения, короткая длина одежды. Например: мини-бюджет, мини-шорты.

В русском языке есть исключения из перечисленных правил. Слитное написание «мини» в таких словах:

  • минивэн (разновидность кузова машины);
  • минипьяно (фортепиано особенно маленьких размеров);
  • миницикл (разновидность мотоциклов).

Примеры использования слова «мини» слитно, через дефис, раздельно

  1. Исследовать клетки лука мне помог мини-микроскоп.
  2. Внизу по улице открылась уютная мини-кофейня, в которой подают отличный кофе.
  3. Я ношу только мини!
  4. Эта юбка мини мне очень понравилась.
  5. Лауреат международного конкурса виртуозно сыграл этюд на минипьяно.
  6. Муж подарил минивэн бордового цвета.
  • Взрослым: Skillbox, Хекслет, Eduson, XYZ, GB, Яндекс, Otus, SkillFactory.
  • 8-11 класс: Умскул, Лектариум, Годограф, Знанио.
  • До 7 класса: Алгоритмика, Кодланд, Реботика.
  • Английский: Инглекс, Puzzle, Novakid.

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

дикта́нт, -а

Рядом по алфавиту:

дико́вина , -ы
дико́винка , -и, р. мн. -нок
дико́винный , кр. ф. -инен, -инна
Ди́кое по́ле , (ист.)
дикоживу́щий
дикообра́зный , кр. ф. -зен, -зна
дикоплодо́вый
дикорасту́щий
дикоро́сы , -ов, ед. -ро́с, -а
ди́кость , -и
дикроцелио́з , -а
диксикра́т , -а
ди́ксиле́нд , -а
ди́ксонский , (от Ди́ксон)
ди́ксонцы , -ев, ед. -нец, -нца, тв. -нцем
дикта́нт , -а
дикта́т , -а
дикта́тный
дикта́тор , -а
дикта́торский
дикта́торство , -а
дикта́торствовать , -твую, -твует
дикта́торша , -и, тв. -ей
диктату́ра , -ы
дикто́ванный , кр. ф. -ан, -ана
диктова́ть(ся) , -ту́ю, -ту́ет(ся)
дикто́вка , -и, р. мн. -вок
ди́ктор , -а
ди́кторский
ди́кторша , -и, тв. -ей
диктофо́н , -а

диктантами — существительное, творительный п., мн. ч.

Часть речи: существительное

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Правила

В слове «диктант» пишут букву «и». Слово словарное, происходит от латинского «dictans». Правописание слова невозможно проверить, поэтому рекомендуют запомнить.

Значение слова

«Диктант» — записывание текста под диктовку.

Примеры употребления слова в предложениях

  • Завтра будем писать контрольный диктант по русскому языку.
  • Мне всегда страшно писать диктант, я не слишком хорошо разбираюсь в знаках препинания.
  • Очень сложный диктант попался выпускникам в этом году.

Выбери ответ

Классы

  • 11 класс
  • 10 класс
  • 9 класс
  • 8 класс
  • 7 класс
  • 6 класс
  • 5 класс
  • 4 класс
  • 3 класс
  • 2 класс
  • 1 класс

Предметы

  • Русский
  • Общество
  • История
  • Математика
  • Физика
  • Литература
  • Английский
  • Информатика
  • Химия
  • Биология
  • География
  • Экономика

Сервисы

  • Математические калькуляторы
  • Демоверсии ЕГЭ по всем предметам
  • Демоверсии ОГЭ по всем предметам
  • Списки литературы онлайн
  • Расписание каникул

Онлайн-школы

  • Умскул
  • Фоксфорд
  • Тетрика
  • Skypro
  • Учи Дома

Становимся грамотнее за минуту

  • Проверка орфографии онлайн
  • Топ-100 слов, где все делают ошибки
  • 25 слов, которые всегда пишутся раздельно
  • 20 слов, которые всегда пишутся слитно
  • 20 слов, которые пишутся только через дефис
  • 15 слов, которые всегда пишутся слитно с «не»
  • Слова-паразиты, о которых тебе нужно забыть
  • Топ-20 длинных и сложных слов
  • 9 новых слов, в которых все делают ошибки
  • Словарь паронимов
  • Орфоэпический словник

Ещё один пост >>

Ответ:

Правильное написание слова — диктант

Ударение и произношение — дикт`ант

Значение слова -письменная проверочная работа — записывание текста, диктуемого учителем

Пример:

Контрольный д.

Выберите, на какой слог падает ударение в слове — КЛАДОВАЯ?

Слово состоит из букв:
Д,
И,
К,
Т,
А,
Н,
Т,

Похожие слова:

дикостью
дикою
диксиленд
Диксон
дикт
диктат
диктатор
диктаторов
диктатором
диктаторский

Рифма к слову диктант

маркитант, адъютант, талант, музыкант, комедиант, провиант, интендант, секундант, лейтенант, сержант, официант, бант, эмигрант, виконт, винт, бунт, грунт, инструмент, конвент, оппонент, момент, горизонт, студент, комплимент, фронт

Толкование слова. Правильное произношение слова. Значение слова.

дикта́нт

дикта́нт, -а

Источник: Орфографический
академический ресурс «Академос» Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН (словарная база
2020)

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова конфискованный (прилагательное):

Ассоциации к слову «диктант&raquo

Синонимы к слову «диктант&raquo

Предложения со словом «диктант&raquo

  • С большим удовольствием дети пишут диктанты, из которых они узнают много нового и интересного, при написании которых они могут удивиться или улыбнуться.
  • Но было ясно, что словарный диктант занимает в её мыслях явно не первое место.
  • Сегодня во время диктанта у неё тоже был с собой один – и девочка была уверена, что благодаря ему не допустила ни единой ошибки!
  • (все предложения)

Цитаты из русской классики со словом «диктант»

  • Я методически стал развертывать мои тетрадки и объяснять: «Вот это — уроки из французской грамматики, вот это — упражнение под диктант, вот тут спряжение вспомогательных глаголов avoir и être, вот тут по географии, описание главных городов Европы и всех частей света» и т. д., и т. д.
  • Аггею Никитичу, старательно писавшему под диктант Вибеля, становилось, наконец, невыносимо скучно и утомительно; но разговорившийся ритор не замечал того и потянул со стола довольно толстую писаную тетрадку, предполагая, по-видимому, из нее диктовать.
  • Первое время Василий Васильевич, согласно инструкции, данной Князеву Гиршфельдом, аккуратно присылал писанные под диктант Александра Алексеевича письма к Николаю Леопольдовичу с выражением любви, благодарности, неограниченного доверия и полной заранее санкции его действий по делу о наследстве.
  • (все
    цитаты из русской классики)

Значение слова «диктант&raquo

  • ДИКТА́НТ, -а, м. 1. Письменная работа для упражнения в правописании, состоящая в записывании диктуемого текста. (Малый академический словарь, МАС)

    Все значения слова ДИКТАНТ

Не всякое «мини» с дефисом

Встретились в тексте «минибук» и «минилаб» — рука дернулась вставить дефисы, ведь известно:

мини как первая часть сложных слов пишется через дефис (мини-юбка, мини-завод, мини-ноутбук)

Но словарь подсказывает, что есть исключения, в частности: минивэн и минипьяно. Думается, исключения объясняются тем, что в русском языке нет слов «вэн» и «пьяно».

По аналогии — нет слов «бук» (в значении «книга») и «лаб», значит, пишем слитно: минибук, минилаб.

Заодно несколько интересностей из словаря с тем же «мини», которые не подпадают под стереотип:

  • группа вообще отдельных слов: мини гоночный автомобиль, мини гражданская война, мини стиральная машина;
  • группа с двумя дефисами: мини-диск-плеер, мини-пресс-конференция, мини-пресс-центр;
  • ну и еще без дефиса, слитно: миникатор, миниметр (пишутся слитно сложные слова со второй частью -метр, см. подпункт 3), минимобиль, минимаркет, минипиг.

И любопытное написание: мини-цикл — к циклу (т. к. есть такое слово), но миницикл — разновидность мотоцикла (т. к. нет слова «цикл» в значении «механизм»).

Словарь вам в помощь!

Мини- — первая часть сложных слов, пишется через дефис. Но это не точно.

Проверим ваш текст

Проверить грамотность вашего текста? Закажите оценку стоимости корректуры или редактуры.

Это заметка из блога редакторского бюро «По правилам». Разбираем интересные примеры, частые ошибки и сложные случаи из практики. Чтобы следить за новыми публикациями, подпишитесь: Telegram, Facebook, «ВКонтакте».

Как пишется мини со словами: слитно или раздельно?

Согласно орфографическому правилу, слова, в которых «мини» является первой частью, пишутся через дефис. Например, мини-юбка, мини-блокнот, мини-концерт.

Из этого правила есть два исключения, которые необходимо запомнить: минивэн и минипьяно.

Примеры в устной и письменной речи:

  1. Я решила испечь свой фирменный мини-торт и преподнести бабушке в качестве извинения за то, что не смогла проводить ее в оперу.
  2. Прогулявшись по лесу около часа и не найдя ни одного гриба, мы устроили привал и мини-пикник, чтоб подкрепиться и немного набраться сил для дальнейших поисков.
  3. Мини-юбка, надетая мною для похода в театр, оказалась совершенно неуместной, из-за чего я весь вечер чувствовала себя не в своей тарелке.

На заметку: «мини», если обозначает короткую длину или тип женской одежды, употребляется в значении прилагательного. В этом случае слово пишется отдельно. Например, «Я предпочитаю носить мини по выходным». Или «Пальто мини снова в моде в этом сезоне».

Как написать «мини» с другими словами?

Слово «мини» в русском языке используется как прилагательное и существительное. В зависимости от части речи, значения слова и употребляемого перевода (латинский или английский), слово пишется слитно или раздельно. Нужно запомнить, что в основном «мини» пишется через дефис.

Написание «мини» в сложных словах

«Mini» как прилагательное употребляется в значении короткий, короче, чем обычно (перевод с английского). Это неизменяемое, несклоняемое слово. Привычное его использование в обозначении типа женской одежды: юбка мини, пальто мини. В этом случае «мини» пишется отдельно.

«Mini» — существительное используется как первая часть сложных слов (перевод с латинского «minimum»). Это неодушевленное, несклоняемое существительное среднего рода. Обозначает маленький размер предмета или значения, короткая длина одежды. Например: мини-бюджет, мини-шорты.

В русском языке есть исключения из перечисленных правил. Слитное написание «мини» в таких словах:

  • минивэн (разновидность кузова машины);
  • минипьяно (фортепиано особенно маленьких размеров);
  • миницикл (разновидность мотоциклов).

Поиск ответа

Всего найдено: 95

Добрый день, подскажите, пожалуйста, написание слова «минифигурка» и правило, его определяющее.

Ответ справочной службы русского языка

Орфографический словарь

Здравствуйте! Нужны ли запятые в предложении: «В мини- футбол играют мальчики (?) 2011-2012 гг.р.». Благодарю за ответ!

Ответ справочной службы русского языка

Здравствуйте, подскажите, как правильно писать «пол мини- юбки». Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Если имеется в виду половина, то верно: пол- мини- юбки.

Здравствуйте, подскажите, пожалуйста, корректно ли сочетание «Домашняя мини- пекарня»? Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Добрый день! Подскажите, пожалуйста, на сайте одного кафе, в меню указано » салата с мини моцаррелой», разве не должно быть «с мини- моцаррелой» ? Если с дефисом, то почему?

Ответ справочной службы русского языка

Мини-… как первая часть сложных слов пишется через дефис. Верно: с мини- моцареллой.

Стало очень любопытно, попыталась правильно вбить вопрос в интернете, но ничего толкового для себя не нашла. Как правильно в в диалоге, когда ты, например, пишешь рассказ или мини- историю, показать то, что персонажа прервали на полуслове, не дали договориться до конца? Мне казалось, что, например, либо пишут как «Опя. » или же «Что за сроч-..». Как же правильно, всё таки, оформлять прерванную в диалоге фразу?

Ответ справочной службы русского языка

При незаконченности высказывания, недоговоренности, указании на возможность продолжения перечисления в конце предложения ставится многоточие.

Таким образом, верно: «Что за сроч. »

Если перед репликами диалога ставится тире, то верно:

Добрый день! Подскажите, пожалуйста: есть слово » мини- группа», существует ли прилагательное мини- групповой? Правомочно ли употреблять понятие » мини- групповое обучение» (или минигрупповое)?

Ответ справочной службы русского языка

Лучше: обучение в мини- группе, в составе мини- группы.

Здравствуйте! Пишем мини- маркет, а если требуется написать кафе- мини- маркет — так верно?

Ответ справочной службы русского языка

Вы предложили правильный вариант. Недопустимо слитное написание с приставкой или первой частью сложного слова, если вторая часть слова содержит дефис. Слово мини- маркет пишется через дефис, поэтому часть кофе должна присоединяться к нему тоже с помощью дефиса.

Здравствуйте как пишется такое сочетание как мини экскаватор погрузчик? Где ставить дефис или дефисы?

Ответ справочной службы русского языка

Здравствуйте. Слово » мини- частица» следует писать через дефис?

Ответ справочной службы русского языка

Помогите, пожалуйста расставить знаки препинания: На основании вышеизложенного оплата организационного взноса для участия команды в первенстве России по мини- футболу, а также розыгрыше Кубка АМФ»Золотое кольцо» за счет средств департамента спорта не представляется возможной.

Ответ справочной службы русского языка

Скажите, пожалуйста, как правильно пишется слово минипогрузчик. Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Это слово пишется через дефис: мини- погрузчик.

Здравствуйте! Как пишется слово « мини- веб-квест»? Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

слово «минивидеорегистратор» пишется слитно? через дефис? раздельно?

Ответ справочной службы русского языка

Словарной фиксации нет. Корректно: мини- видеорегистратор.

Добрый день, уважаемые лингвисты! Вопрос такой: спорт-парк или спортпарк? Нужен ли в этом слове дефис? Например: В нашем городе на территории перед ледовым дворцом открылся современный спорт-парк с тренажёрами и площадками для игр в мини- футбол и волейбол. В правилах мы смотрели, подходит два случая, как раз противоположные друг другу. Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

источники:

http://rrepetitor.ru/russian/kak-napisat-mini-s-drugimi-slovami/

http://www.gramota.tv/spravka/buro/search-answer?s=%D0%9C%D0%B8%D0%BD%D0%B8-

1 января 2023

В закладки

Обсудить

Жалоба

Мини-диктанты по русскому языку

5 тематических диктантов.

→ ПРИСТАВКИ при-, пре-
→ Н и НН в словах различных частей речи.
→ Сложные слова.
→ Правописание наречий.
→ Частицы НЕ,НИ.

diktanty.docx
diktanty.pdf

ПРИСТАВКИ при-, пре-

Пр..бывая на отдыхе пр..зидент пр..успевающей к..мпании пр..верженец новых взглядов и пр..восходный ком..ерсант пр..давался воспоминаням о пр..красных днях проведён..ых в Пр..карпатье.

Пр..одолев множество пр..град он наконец смог пр..творить в жизнь свою мечту пр..был в этот южный город и сразу (же) пр..ступил к осмотру мес..ных достопр..мечательностей пр..чудливых построек пр..зентабельных отелей и пр..стижных магазинов.

На пр..морском бульваре он пр..сел на скамье возле пр..пиравшихся с пр..старелым гидом туристов и пр..глушив звук включил радиопр..ёмник. Туристы пр..кратили пр..глупый спор пр..щурили глаза и пр..возмогая усталость пр..ступили к поискам пр..станища.

Н и НН в словах различных частей речи

Утомлен..ый путешествен..ик сосредоточен..о осматривал окрес..ности отряхивая пыль с рван..ых башмаков. Восх..щен..ый увиден..ым он слушал комарин..ый гул глядя в серебрян..ый б..нокль инкрустирован..ый драгоцен..ыми каменьями. Его глазам открывалась во..истину невидан..ая картина некошен..ые луга сияли девствен..ой красотой не..пуган..ые журавлин..ые стаи торжествен..о ше..ствовали срывая листья с лимон..ых деревьев посеребрён..ые облака отражались в стеклян..ой глади реки. На песчан..ой отмели путешествен..ик от..скал бесцен..ые берестя..ые грамоты. Писан..ые несколько веков назад они были сохранен..ы и неиспочен..ы. Несказан..о обрадован..ый путешествен..ик упоён..о пр..танцовывал на берегу. Тихим безветрен..ым вечером он возвращался в запущен..ую гостин..цу прижимая к сердцу неожидан..ую находку.

В честь именин Мариан..ы стол накрыт вязан..ой скатертью из..скан..ой и ч..порной. В вазы поставлен..ы цветы подарен..ые гостями по стенам развеш..н..ы воздушные шары. На стол водружен..ы серебрян..ые блюда по углам поставлен..ы позолочен..ые подсвечники. Копчен..ые колбасы плавлен..ый сыр салаты из краснокочан..ой капусты варён..ых овощей и мелко резан..ых фруктов эф..ектно смотрятся в стеклян..ой посуде. На кухне ждут своего часа жарен..ые котлеты тушён..ые в соусе тефтели и масл..н..ые блины с икрян..ой начинкой. А в холодильнике прячется невидан..ый десерт особен..ое морожен..ое которое изготовлен..о по старин..ому рецепту лимон..ый торт украшен..ый консервирован..ыми фруктами.

Сложные слова

(Не)далеко от (водо)(грязе)лечебницы и магазина (аудио) и (видео)техники появился (снежно)белый (трех)этажный выставочный павильон из (железо)бетона и (голубовато)белого стекла. Пройдя по (огнен..о)красной ковровой дорожке мы попадаем в (чрезвычайно)парадный (конференц)зал где только что началась (прес..)конференция и (седо)волосый (вице)губернатор докладывает об охране (лесо)насаждений и строительстве (водо)очистных сооружений на (северо)западе нашей области.

На втором этаже в хол..е украшен..ом (бело)снежными гардинами расположилась (выставка)продажа продовольствен..ых товаров (хлебо)булочных и (мясо)молочных изделий. Выпив (крем)соды отправляемся на третий этаж в (книжно)журнальный отдел что(бы) ознакомиться с (учебно)методическими и (литературо)ведческими изданиями полистать редкие книги на (древне)(церковно)славянском языке.

Посетив (чудо)выставку мы (радостно)возбужден..ые отправляемся вдоль (ярко)освещен..ой магистрали к ближайшей (железно)дорожной станции где нас уже ожидает (ярко)голубой (электро)поезд.

Правописание наречий

(В)середине сентября ясная погода установилась (на)долго и мы с ребятами (по)многу гуляли в лесу который находится (не)(по)далеку. Нам (во)(что)(бы)(то)(н..)стало хотелось насладиться последним теплом и мы отправлялись в лес (по)одиночке (по)двое или (по)трое.

Как(то) раз мои друзья (в)троем несколько часов (к)ряду (без)толку искали грибы. Казалось день прошел (в)пустую однако возвращаться ни(с)чем не хотелось. И вот (в)далеке показалась небольшая (на)вид поляна (в)середине которой возвышался (на)редкость корявый пень сплош.. усыпан..ый грибами. Это был сон (на)яву! Ребята (в)миг повеселели и (на)перегонки бросились к заветному пню. (С)начала рвали грибы (без)разбора и (в)перемешку бросали в корзину но (в)скоре заметили что вся поляна усеян..ая лисичками и груздями.

В тот день друзья (до)упаду собирали грибы (до)отказа набив корзины а (за)одно и карманы выложили (с)верху (на)показ самые красивые лисички и пошли назад (без)удержно хохоча и (ис)(под)тишка подтрунивая друг с другом. Вечером все (до)сыта наелись жарен..ых грибов а то что не съели оставили (на)утро.

Автор: Колодина Л.П.

Орфографический диктант — лучший способ проверить свои умения правильного письма на русском языке.

Содержание

  1. Орфография как раздел языкознания
  2. Способы овладения орфографическими навыками
  3. Средства формирования орфографических навыков
  4. Орфографический разбор
  5. Списывание
  6. Диктант (орфографический диктант)
  7. Общее понятие о диктанте, виды диктантов

Орфография как раздел языкознания

Орфография — это единая система правил передачи речи в письменном виде (греч. orthos – правильный, grapho – пишу).

Наша речь наполнена словами, которые могут иметь различия в произношении и написании. Именно для правильного написания таких слов и служит орфографическая грамотность.

В русском языке орфография взяла свое начало из старославянской орфографии, а ее правила складывались для письма по-другому, нежели для устного произношения лексических единиц.

Складываться орфография как система языка начала в 18 веке. Ее разработка велась и в 19 веке. Многие языковеды вложили свой труд в усовершенствование системы орфографии.

Орфография даже подвергалась реформам. Например, в 1917 году была первая реформа русской орфографии, а в 1956 году был разработан целый свод Правил русской орфографии и пунктуации.

Всего орфография русского языка насчитывает пять важных разделов:

  • правильное написание морфем: префиксы, корни, суффиксы и флексии;
  • слитное и раздельное написание слов и их частей, использование дефиса;
  • правильный выбор прописных букв;
  • перенос слов по строкам;
  • сокращение слов.

С орфографией тесно связано понятие орфограмма. Орфограмма — это именно написание, сделанный выбор письма той или иной буквы и слова.

Орфограммы классифицируются на:

1 тип – орфограммы в сильной позиции: сервис, соль;

2 тип – орфограммы в слабой позиции: плод, лестный;

3 тип – слитное и раздельное написание: большой, по-большому;

4 тип – написание с прописных и со строчных букв: вера, Вера;

5 тип – правильный перенос: свет-ло;

6 тип – сокращенное написание слов: д/р, руб.

Чтобы передать в письменном виде звуки слабой позиции, используют два типа правил:

1 тип — когда звук в слабой позиции чередуется с аналогичной морфемой со звуком сильной позиции. Тогда при письме используют буквы, соответствующие звукам сильной позиции: рады — рад, нора — норы.

Такой принцип орфографии является фонематическим. Касаться он может разных морфем: корней, суффиксов, приставок и окончаний.

К примеру: в слове «словарный» звук [о] в корне безударный. Чтобы правильно написать это слово, подбираем проверочное слово, где бы этот звук был под ударением — «слОво».

Фонематический принцип самый важный в разделе орфографии. Часто его называют морфологическим, так как он регулирует правильное написание именно морфем.

2 тип — слабая позиция звуков, когда звуки нет возможности проверить подходящим словом. В этом случае слова просто запоминаются, это словарные слова, которые не проверить: корова, собака и т.п.

Как раз с этими словами больше всего трудностей и возникает. Но чем чаще мы их используем в письменной речи, тем крепче запоминается их написание.

К этому же (традиционному) принципу относят:

  • заимствованные слова: бойкот, увертюра и т.д.;
  • чередующиеся гласные в корне слова (-клан-, -клон-; -зар-, -зор; -твар-, твор; -блест-, -блист; -пер-, -пир-; -тер-, -тир-; -кас-, -кос-; -лаг-, -лож-; -гар-, -гор; -раст-, -рост-; -скак-, -скоч; -плав-, -плов-; -мак-, -мок-; -равн-, -ровн-);
  • гласная -и- после ш, ж, ц: цитата, широко, жила;
  • мягкий знак после ш и ж: мышь, намажь;
  • буква Ч в словах «что», «чтобы»;
  • соединительные гласные в словах: паровоз, кругозор;
  • непроизносимые согласные: чувство и т.п.;
  • глухие и звонкие согласные в корне слова: автовокзал, экзамен и т.п.;
  • аффиксация гласных и согласных: веточка, окошечко и т.п.;
  • согласные и гласные в окончаниях слов: белого, быстрого и т.п.

Вся суть фонетического принципа в том, что звуки, которые мы произносим они же и обозначаются буквами алфавита.

Примеры:

последний согласный в приставках без-, бес-, воз-, вос-, вз-, вс-, из-, ис-, низ-, нис-, раз-, рас-, роз-, -рос-, чрез- (через-, черес-): безбашенный – бесплатный; воздвигать – воссоздать и т.д.;

гласные в префиксах: роз- (рос-), раз- (рас-): розыск – разыскание; росчерк – расчет;

замена И на Ы после приставки: играть — разыграть, история — предыстория и т.д. Сохраняется гласная только после меж-, сверх-, а также после иноязычных суффиксов и частиц пан-, суб-, транс-, контр-: межинститутский, сверхизысканный, панисламизм, субинспектор, трансиранский, контригра. В слове «взимать» И сохраняется при письме, как и произносится;

если рядом произносятся три одинаковых звука, то пишутся только два из них (рас + ссориться = рассориться); ванна – ванная (ванн + ная);

окончания -ой (под ударением) и -ый, -ий (без ударения) в именительном (винительном) падежах единственного числа у прилагательных, числительных, местоимений и причастий: заводной – пригородный;

ударная О и безударная Е в косвенных падежах существительных и прилагательных после шипящих и Ц: межой — стужей, душой — крышей;

ударная О и безударная Е после шипящих в суффиксах существительных, прилагательных и наречий, после Ц в суффиксах прилагательных и глаголов: дружок — овражек, свежо — хуже и т.п.;

Ц после Ц в суффиксе -ын- притяжательных прилагательных: лисицын и в окончаниях существительных и прилагательных: братцы, бледнолицый.

Способы овладения орфографическими навыками

Что правильно писать необходимо формировать орфографическую зоркость, грамотность.

Орфографическая зоркость помогает увидеть в словах трудные места для применения конкретного правила.

Орфографическая грамотность — это умение писать правильно, пользуясь данными правилами.

И формировать орфографические навыки учащихся лучше уже в начальных классах.

Но даже если момент упущен, то никогда не поздно узнать основные орфограммы и успешно их использовать при письме.

Многие затрудняются в написание отдельных слов, но тут на помощь приходит интуиция. Легкое движение руки, и слово написано верно. Это бывает, когда грамотность развивается благодаря внимательности, а не путем долгого заучивания.

Но не у всех хорошо сформированы психические процессы, такие как: память, непроизвольное внимание и другие.

Тогда формировать орфографические навыки пользуются следующими способами:

  • наблюдать, сопоставлять и анализировать написанное;
  • усваивать орфографические правила;
  • множественные тренировки (письмо с применением правил).

Ученик будет орфографически грамотным, если:

  • научится находить орфограммы и понимать, к какому типу они относятся;
  • сможет решать орфографические задачи, выполняя последовательно нужные действия;
  • напишет слово правильно, выполнив выбранную последовательность задач.

Учитель обязан научить школьников:

  • искать орфограммы;
  • знать правила, соответствующие каждому типу орфограммы;
  • выполнять самоконтроль орфографических умений.

Орфографические навыки классифицируются на группы:

  • формируются на фонетико-словообразовательной основе (приставки, корни, суффиксы);
  • формируются на морфолого-синтаксической основе (окончания).

Учащиеся овладевают орфографическими навыками при условиях, что они:

  • научились различать согласные и гласные звуки, ударные и безударные гласные, согласные звонкие и глухие;
  • умеют сравнивать, как пишутся и произносятся слова;
  • четко видят состав слова;
  • подбирают однокоренные слова;
  • умеют изменять слова по форме.

Таким образом, если младших школьников научить распознавать орфограммы, дать им крепкие знания правил, то к старшим классам они уже будут владеть крепкими орфографическими навыками.

Средства формирования орфографических навыков

Эффективно орфографические навыки формируются лишь в том случае, если правильно подобраны средства их формирования.

Традиционно на уроках учителя используют различные упражнения, тренировочные задания, предложенные авторами учебников.

В последние годы учебные пособия стали расширяться обучающими упражнениями.

Словарная работа проводится часто с применением метода алгоритмов, когда пошагово ученики учатся находить нужные орфограммы, анализируют их, применяют правила и пишут слова без ошибок.

Однако изучение новой лексики на многих уроках сводится лишь к поверхностному знакомству со словом. При этом у школьников совсем отсутствует интерес к познанию. От этого хромает эффективность орфографической зоркости.

Причина традиционно-формального подхода часто проста: есть новые слова с орфографическими задачами, но в учебниках отсутствуют конкретные задания и упражнения для отработки написания данных орфограмм.

Но даже при отсутствии разработок можно организовать словарную работу с трудной лексикой так, чтобы:

  • ученики запоминали буквенный состав слов;
  • проговаривали слова;
  • анализировали звуко-буквенные особенности каждого нового слова;
  • записывали слова и составляли с ними предложения;
  • вели словари новой лексики.

И такая словарно-орфографическая работа должна быть на каждом уроке русского языка.

Постоянно используемыми средствами обучения при знакомстве и закреплении орфограмм должны быть:

  • списывание;
  • диктанты (запись под диктовку и по памяти);
  • грамматико-орфографические разборы.

Орфографический разбор

Орфографические разборы — это специальный вид упражнений, предшествующий списыванию или диктанту, позволяющий осознать новую орфограмму и выполнить новое орфографическое действие.

Нельзя пренебрегать проведением таких орфографических разборов, так как это важный шаг подачи орфографического материала.

Если использовать только списывание и орфографический диктант, то ученики привыкнут к механической работе, не будут понимать сути орфографических правил и не научатся их применять.

Орфографический разбор важно проводить и во время уроков-повторений или при разборе ошибок.

Проводится такой вид упражнений в устной и письменной формах, или только в устной, когда поставлены некоторые орфографические навыки.

Списывание

После того как новая орфограмма понятна ученикам, и они могут использовать правила на практике, вводится такая письменная форма работы, как списывание.

Материал, содержащий слова с орфограммами разного типа, дается либо всему классу, либо в индивидуальных заданиях.

Списывать, как правило, предлагается внимательно, не допуская ни одной ошибки или описки. При этом необходимо следить за каллиграфией.

Простое списывание редко предлагается в качестве обучающего упражнения.

Чаще даются задания с пропуском букв в словах или дописыванием слов, изменение формы слова и т.п.

Это, своего рода, осложненное списывание. Оно очень полезно для учеников, развивает умение анализировать текст, видеть сложные орфограммы и вспоминать орфографические правила.

Диктант (орфографический диктант)

Диктант (от лат. dicto — диктую) — вид письменной работы для проверки знаний, закрепления, тренировки умений и навыков учащихся.

Обычно диктанты проводятся в устно-письменной форме: учитель читает текст, ученики воспринимают его на слух и записывают.

Школьники при написании информации, которую слышат, руководствуются теоретическими знаниями.

Общее понятие о диктанте, виды диктантов

Диктант — форма работы, когда обучающийся слышит информацию и записывает ее под диктовку.

Диктант — главное средство в процессе формирования грамотности учащихся.

Орфографический диктант позволяет формировать у школьников моторно-слуховые ассоциации, воспринимать слово на слух и сравнивать буквенный и звуковой состав конкретной лексической единицы.

Обучающий орфографический диктант помогает сформировать орфоэпические нормы и умение пользоваться правилами написания слов.

Диктанты подразделяются на разные виды: предупредительный, объяснительный, выборочный, творческий, свободный, контрольный и др.

Каждый вид диктанта отличается как целью, так и способом проведения.

Но общее, что связывает все виды диктантов — это развитие у обучающихся навыков писать правильно, согласно орфографическим нормам языка.

Существуют и разные классификации диктантов.

Если смотреть на используемый материал, подготовленный для проведения диктанта, то можно отметить два вида: словарные и текстовые диктанты.

  1. Словарные диктанты позволяют тренировать и проверять, как ученики усвоили орфограммы.
  2. Текстовые диктанты проводят в качестве контрольных упражнений — для проверки знаний школьников как новых орфограмм, так и давно изученных.

По способам подачи материала диктанты классифицируются как: диктанты без изменений и диктанты с изменениями текста диктанта.

Диктанты с изменением содержимого бывают:

  • выборочные — ученики записывают только некоторые слова на слух или сочетания слов на конкретную орфограмму;
  • выборочно-распределительные — слова группируются по какому-то качеству и записываются;
  • морфемные — учитель говорит, на какие морфемы нужно обратить внимание и записывать лишь эти слова (этот вид диктанта помогает развивать грамматические и орфографические навыки);
  • творческие — записываются слова согласно правилу, которое изучается, но слова даются в начальной форме; в этом виде диктанта формируется понимание правильной постановки окончаний существительных и прилагательных.

Особенный вид диктанта — диктант с продолжением. Школьники должны записывать текст под диктовку. Но текст не закончен. Окончание текста ученики записывают сами.

Как раз такой вид диктанта помогает не просто списывать или записывать под диктовку готовую информацию, но продуктивно создавать новый текст и грамотно его оформлять.

Диктанты классифицируются по целям обучения. Таких диктантов два вида: обучающие и контрольные.

Есть еще орфографический диктант для самоконтроля, где обучение и проверка реализуются учеником самостоятельно. Текст сначала записывается, а потом проверяется самостоятельно.

После этого текст записывается повторно с учетом всех ошибок в орфограммах.

Такие диктанты называют «Проверяю себя». Ученики записывают не только слова, но словосочетания и предложения, они подчеркивают буквы, которые вызвали у них трудности при написании.

После написания диктанта каждая орфограмма проверяется по учебнику или с помощью учителя, одноклассников.

Орфографический диктант «Проверяю себя» позволяют формировать у школьника навык самоконтроля, а учитель может увидеть объективную картину, насколько хорошо ученик усвоил материал.

Обучающие диктанты разделяются на предупредительные, пояснительные, комментированные.

Предупредительные служат цели — предупредить ошибки прежде чем текст будет записан. Поэтому школьники должны сначала объяснить, как они будут записывать слова, использовать знаки препинания, а лишь затем писать.

Предупредительный орфографический диктант может быть зрительным (учитель зачитывает текст, вычленяя каждое предложение, орфограммы и пунктуация объясняются, затем один из учеников записывает текст на доске, остальные в тетрадях, после сверяются с доской) и слуховым (текст читается по предложениям, затем записывается учениками в тетрадях.

Когда тема пройдена, требуется ее закрепить. В этом случае проводится объяснительный диктант. Его цель указать на ошибки и научиться их исправлять после записи всего текста или его части.

Учитель диктует, ученики записывают, после чего читают то, что написали и исправляют ошибки. Каждая орфограмма объясняется. Также и объясняется пунктуация во всем тексте.

Объяснительный диктант может быть зрительным (сначала на доске записывается текст) и слуховым.

Комментируемый диктант проводится следующим образом: ученики записывают слова, предложения и в это же время комментируют, что пишут, какие правила используют, какие орфограммы присутствуют в тексте.

Все описанные виды диктантов направлены на то, чтобы формировать у школьников грамотное письмо и орфографические навыки.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Мини монолог как пишется
  • Мини диван как пишется
  • Мини мечта как пишется
  • Мини десерты как пишется
  • Мини мастерская как пишется