Молчанов как написать сценарий отзывы

Весной этого года я прошла в сценарной мастерской Александра Молчанова курс «Сценарий, который снимут». Впечатления у меня остались двойственные — всеобщих бурных восторгов я не разделяю. Когда Александр попросил написать отзыв, то я честно изложила свое мнение о преимуществах и недостатках курса. Публиковать не стала, отправила ему на почту. Мастер, видимо, ожидал очередного восторженного отзыва, потому что после получения письма перестал со мной разговаривать вообще, даже об отправке сертификата пришлось ему напоминать. Публиковать мой отзыв у себя он, конечно же, тоже не стал. Ну ладно, его личное дело — я свое мнение высказала.

В начале августа я слушала онлайн-тренинг Молчанова и Парабеллума по написанию бестселлера. На занятии, посвященном структуре истории, кто-то из слушателей оставил комментарий, что не успел записать 12 этапов развития истории. Совершенно без всякой задней мысли и намерения что-либо критиковать, а исключительно из желания помочь человеку, я ответила ему, что все эти этапы подробно описаны в книге Кристофера Воглера. Там они называются «стадиями путешествия героя», но по сути совершенно совпадают. Александр мой комментарий сразу же удалил, более того, он не поленился и забанил меня на своем сайте, в фейсбуке и отключил мне доступ к мастер-группе и материалам пройденного курса, хотя ранее пообещал всем, что доступ останется навсегда. Управлять своими аккаунтами — это, конечно, его личное дело, но за курс были заплачены деньги, и немаленькие.

У меня нет намерения отговаривать кого-либо проходить курсы в сценарной мастерской Молчанова, но мне хотелось бы, чтобы прежде, чем принять решение, люди прочитали не только восторженные отзывы, но и познакомились с альтернативным мнением, таким, как мое. Не хочу хвастаться, но замечу, что это мнение автора нескольких изданных романов и лауреата кое-каких литературных премий.

И мое мнение такое:

— мастерская больше подходит для начинающих авторов, которые не знакомы со структурой истории и которым еще не удавалось самостоятельно довести до конца ни одного крупного произведения;

— мастерская не гарантирует, что вы напишете сценарий, — примерно треть участников не добралась до финала;

— если вы напишете сценарий, мастерская не даст вам глубокого и подробного разбора вашей работы. Это будет лишь короткий комментарий. К моим заданиям большинство комментариев были такие: «Все хорошо, пишите дальше». Мне запомнился только один совет, который был по-настоящему классным, — как можно красиво сократить одну из сцен. Я показала свой сценарий знакомому сценаристу с опытом работы над полнометражками, и он ответил: «То, что ты написала, это еще не кино». Некоторые коллеги по мастерской считают, что стоимость курса и не предполагает подробного разбора, но я с ними не согласна. На мой взгляд, курс достаточно дорогой. Напомню, что сейчас это 5 тыс. руб. за одно занятие. Причем последнее занятие в нашем курсе, например, обратной связи вообще не предполагало, там и видео-урока даже не было, Александр просто написал: «Теперь разошлите ваш сценарий в сто кинокомпаний. И не забудьте написать отзыв на мой курс»;

— мастерская однозначно не гарантирует, что по вашему сценарию снимут фильм. Так говорится только в рекламе курса. В закрытой мастер-группе для тех, кто уже оплатил курсы, Александр прямо говорит, что продать собственный сценарий полнометражки практически нереально, ему самому этого не удалось сделать ни разу (у него вообще нет снятых полнометражек). В лучшем случае кинокомпания вас заметит и предложит поработать на каком-то из их собственных проектов.

— если вы чем-то не угодили Мастеру, он в любой момент может отключить вам доступ ко всему, за что вы заплатили.

Положительные моменты:

— Александр классно умеет мотивировать и вдохновлять, дает отличные советы по самодисциплине, этого у него не отнимешь;

— в мастерской дается некоторый пошаговый алгоритм написания сценария. Если следовать ему и вовремя выполнять все задания, не написать сценарий невозможно, но это еще не гарантирует его качества;

— в мастерской создана очень теплая и доброжелательная рабочая атмосфера, собираются творческие люди, с которыми интересно общаться и наблюдать, как развиваются их истории;

— у Александра надо учиться самопиару — это лучшее, что он делает. Он практически создал культ личности — люди ему слово поперек сказать боятся.

Резюмируя — я думаю, что это неплохой курс для начинающих, но он не стоит своих денег. Адекватная стоимость, на мой взгляд, — 20-25 тысяч.

Прежде, чем принять решение, рассмотрите альтернативы. Если вы живете в Москве, и у вас достаточно денег, посмотрите, например, в сторону сценарной мастерской Александра Гоноровского, почитайте об успехах его учеников. Если вы хорошо знаете английский, то посмотрите курсы на сайте http://www.masterclass.com , там вас за гораздо меньшие деньги будут учить Ааран Соркин и Джеймс Паттерсон (правда, без обратной связи). Наконец, вооружитесь книгами Воглера, Кэмпбелла и Труби, изучите формат разметки сценария по ссылке: http://www.screenwriter.ru/info/format и попробуйте написать сценарий самостоятельно.

А это тот самый мой «страшный» отзыв, отправленный по почте, на который Александр так сильно обиделся. Привожу его как есть.

***

«Мой отзыв, наверное, не будет восторженным. У меня — да поймут меня коллеги — внутренний конфликт :-)

Не могу сказать, что курс принес мне какие-то особенные знания в плане теории. Да, было несколько интересных и полезных подсказок, но большая часть материала была мне уже знакома. Что было для меня важно — это дедлайны и оценка мастера.

Рациональная сторона моей личности на протяжении всего курса боролась с жадностью. Пятьдесят тысяч рублей — это не только солидная сумма, в раскладке это четыре тысячи рублей за одно занятие, которое включает в себя небольшой видеоролик, задание и комментарий преподавателя к выполненному заданию из двух-трех предложений. Для сравнения, у себя в городе я могу за 600 руб получить два часа индивидуального занятия по плаванию с тренером — чемпионом Европы, включая посещение бассейна, за 800 руб — час индивидуального обучения вождению у супер-инструктора вместе с бензином и арендой авто, за 500 руб — час высококлассного массажа.

Но… есть одно «но»! Александр выдает бесплатно огромное количество ценнейшего материала. В первую очередь, это курсы «Сценарий за неделю» и тренинг по писательской самодисциплине. Последний — особенно крутой!

Я до сих пор считаю, что стоимость курса в чистом виде слишком высокая. Предпочитаю думать, что эта плата включает мою благодарность за все бесплатные курсы, заметки, рассылки, секреты вдохновения — работа Александра того стоит.

Еще один негативный момент: меня раздражало, когда я оставляла в курсе вопросы и ждала ответа, чтобы продолжить работу, но его не было несколько дней, хотя Александр обещал хотя бы раз в будний день заглядывать и отвечать. Заходишь в соцсеть и видишь, что там он общается с людьми, а на курсе — нет.

Разочаровал последний урок — хотелось все-таки получить задание составить заявку для отправки в кинокомпанию и получить комментарии преподавателя к ней.

Иррациональная моя сторона всегда считала, что Александр — клевый и крутой. Потому что он очень живой и никогда не ставит во главу углу правила и теории. «В кино может быть все, что угодно». Это удивительный факт, но общение с Александром, пусть даже виртуальное, включает самое ценное творческое состояние — «поток», вдохновение, драйв. Как мистик и йог я бы сказала, что у него хорошо проработан канал, и этот канал включается у тех, с кем он работает. Это реально круто, это большая редкость, таких людей мало.

На курс я принесла историю, которую хотела написать очень давно, но никак не могла закончить. Помогла мне одна простейшая вещь: дедлайн! Плюс оценка мастера на стадии синопсиса.

Что я вынесла для себя из курса:
1) У меня достаточно знаний и способностей, чтобы написать хороший сценарий
2) Мне нужно научиться укрощать свою буйную фантазию, писать более емко и коротко, находить и выкидывать лишнее
3) Мне нужно научиться работать с голосами героев, придавать им индивидуальность
4) Мне не хватает «маленького тирана», который ставил бы мне четкие сроки
5) Мне не хватает уверенности в себе

Теперь у меня есть сценарий, он мне нравится, он оценен мастером на «отлично». У меня есть уверенность, что я могу написать сценарий. Но все равно нет ни малейшей уверенности, что по нему снимут фильм.

Что еще важно? Не все участники добрались до финала. Надо понимать, что мастерская — это не школа, где каждого ученика тащат за руку «хотя бы тройку». Здесь вам просто показывают дорогу, и только от вашей настойчивости, трудолюбия и увлеченности зависит, сможете ли вы по ней пройти. Вместе с тем в Мастерской создана очень доброжелательная и вместе с тем рабочая атмосфера, было очень приятно общаться с коллегами и любопытно наблюдать, как развиваются истории других участников курса под руководством преподавателя.

Так или иначе, это был очень интересный опыт, и, возможно, однажды я с удовольствием повторю его на курсе по сериалу или каком-нибудь другом. Спасибо, Александр, коллеги!»

***

Кстати, по поводу «маленького тирана» я была не права. Летом мне пришлось две недели просидеть на больничном, и за это время я закончила писать давно начатый роман. И мне не нужны были для этого ни тираны, ни сроки, ни потраченные деньги — я ловила кайф от каждого часа, проведенного за работой. Чего мне по-настоящему не хватает в повседневной жизни — так это свободного времени и энергии. Но это уже тема для другого поста :-)

Книга входит в серию
«Мастер сцены»

Отзывы
4

В качестве первой книге по сценариям – не годна совсем! Если, я не ученица ВГИКА,то всё-пиши пропало! Мне пришлось проштудировать интернет, в поисках ответов на непонятные вопросы. Не понятные таблицы и схемы. Целых 103 лишних страницы непонятной драматургии. Ок. Но можно было и попроще сделать. Так сказать для чайников. Свой сериал я до сих пор не прописала. Пойду искать другую книгу. Но эта – пусть лежит. Авось через 20 лет я созрею, и разгадаю тайну 26 страницы и все эти пиктограммы. Но честно, это первая книга, которая не прибавила мне ни ума ни знаний. Она даже не для чайников, она просто составлена из интернет-нарезок. Мне грустно, осознавать того,что автор штампует всё подряд, – не приводя людей к конечному результату.

Не советую её никому, простите!

Книга меня разочаровала. Во-первых, много отсылок типа «поищите информацию в другой моей книге/в интернете». Во-вторых, приведенный в приложении пример пилотной серии не соответствует правилам, изложенным в теоретической части книги. В-третьих, на мой взгляд, недостаточно написано про специфику сериалов, в основном автор повторяет ту же информацию, которую дает на мастер-классах по полнометражным фильмам.

Но в качестве первой книги по сценаристике вполне годится.

Очень уважаю Молчанова. Ходила на его бесплатные тренинги – «Сценарий за неделю» и «Самодисциплину для писателей и сценаристов».

Эту книгу купила в бумажном виде и не пожалела. Много дельных советов. Очень рекомендую.

Книга полезна тем, кто уже освоил азы драматургии. Либо действительно после каждого непонятного слова придется лезть в словарь или «Букварь сценариста» (тоже Молчанов написал). В книге даны многочисленные примеры из практики, а не только теоретические советы. Еще раз скажу – книга не для ленивых. А для въедливых, настойчивых, кому не страшно прочитать вместе с этой книгой еще тучу всего. Для таких – точно рекомендую.

Оставьте отзыв

Завышенные цены, звёздная болезнь, низкий профессионализм и экспертность, нет нормальной обратной связи

Про АМ я впервые услышал в 2008 году в ЖЖ, где он затеял мастер-класс по сценаристике. Я сохранил странички его ЖЖ на компьютере и благополучно забыл про них почти на десять лет. А когда вспомнил, это уже была «Сценарная мастерская» и стоило это от 70 тыс. рублей за трёхмесячный курс. Какого-то подвоха я не почувствовал и оплатил сразу два трёхмесячных курса, Базовый и Сериальный. Если после Базового я написал достаточно восторженный отзыв, то после Сериального мой отзыв скорее сопровождался дезориентированным смайликом. Во-первых, я не чувствовал воодушевления моих однокурсников, во-вторых, понимал, что написанный мной сценарий никуда не годится (вопреки мнению преподавателя). Время показало, увы, мою правоту. Из моих однокурсников по Сериальному курсу постоянную работу в сценаристике получили двое. А всего нас на курсе было сорок. Прошу вас запомнить эту цифру — 5% прошедших курс получили работу в желаемой отрасли. Потому что именно эта цифра является реальностью, в противоположность рекламе: «я открою вам дверь в прекрасный мир кино» и т. д.
Как формируется цена на образовательные услуги, предоставляемые АМ? По его мнению, только прохождение четырёх трёхмесячных курсов (Базовый, Сериальный, Полный метр, спецкурс) даёт полный эффект от обучения в мастерской. 70 тыс. рублей умножаем на четыре, получаем 280 тыс. — это чуть меньше годичной платы за обучение в одной из самых раскрученных московских киношкол — МШК (345 тыс. в год). Позвольте, но разве есть разница между очными курсами, где вы лицом к лицу встречаетесь с преподавателями, и онлайн-курсами? Конечно нет, считает АМ, это одно и то же. Но немного арифметики. Берём годичный курс МШК: Пн-Пт 2-3 раза (в неделю) 19:00-22:10 Сб-Вс 1 раз 11:00-18:20. Итого от 13 до 16 часов в неделю, всего за девять месяцев (с учётом каникул) 500-600 часов. АМ предлагает по 12 занятий по часу-полтора за три месяца, всего 48 занятий, то есть от 48 до 72 часов онлайн-общения. Чувствуете разницу? АМ оценивает свой час работы чуть ли не в 6-8 раз дороже, чем весь штат МШК (АМ: 3,8-5,8 тыс. за час, МШК: 0,57-0,69 тыс. за час). Таким образом получаем первую причину, почему не нужно идти к АМ, — завышенные цены.


Онлайн-обучение также имеет свою специфику, которая проявляет себя в том, что по сути онлайн-преподавателя и онлайн-обучающегося не связывают никакие обязательства. АМ может выгнать обучающегося с курса, бывали и такие случаи. А если не выгнать, то нахамить, и это тоже, увы, происходит. Но за курс обучающийся заплатил, напомню, от 70 тыс. рублей. И можем назвать вторую причину, — незаинтересованность АМ в том, чтобы обучающийся завершил курс обучения. Представьте себе подобную ситуацию в очной школе.
Одним из излюбленных словечек АМ является «экспертность». Возьмём голые факты. Самое успешное литературное произведение АМ — это пьеса «Убийца», которую действительно поставили в десятках театров. Второе место по успешности — это его работа сценаристом. Кинопоиск даёт порядка полутора десятков проектов, в основном сериальных, в которых АМ принимал участие. Причём последние относятся к 2016 году, хотя известно, что «Салам Масква» пролежал на полке несколько лет. То есть фактически за последние 6 лет, примерно с 2014 года, он не написал ни одной серии телесериала. А те, что были написаны до сценарной мастерской (она стартовала в 2014 году), никогда не писались им самолично. Он всегда работал в команде, никогда не был ни шоураннером, ни единственным автором. В его копилке есть как сериалы, получившие хорошие отзывы критиков («Салам Масква»), так и откровенно позорные проекты, типа российской адаптации американского сериала «Побег». Если по части сериальной «экспертности» у меня нет вопросов к АМ, то по части полного метра мы имеем вообще кучу недоуменных вопросов. АМ, кажется, даже кичится тем, что не продал в жизни ни одного сценария полного метра. При этом сценарий полнометражного фильма — это третья ступень обучения в его сценарной мастерской. Давайте сделаем акцент: её ведёт специалист с нулевой «экспертностью».
Третье место по успешности (и последнее) — его романы. Есть два романа, написанные под псевдонимом и три романа, изданные под собственной фамилией: «Газетчик», «Писатель» и «Сценарист». Стиль АМ можно охарактеризовать как журналистский, он предпочитает «показывать, а не рассказывать». Первая книга трилогии была навеяна бестселлером Иванова «Географ глобус пропил», но, конечно, с добавлением своей специфики. Жанр обозначен как «русский нуар», но, конечно, никакого сравнения с классиками нуара Чандлером, Хэмметом и другими романы АМ не выдерживают. Они не стали явлением в литературной жизни и совершенно неизвестны за рамками его сценарной школы — это можно понять по отзывам, которые доступны на Озоне и других сайтах. Видимо, и сам АМ понял тщетность своих усилий и так и не выпустил обещанную четвёртую книгу предполагаемой квадрологии — в самом деле, зачем? Но каждый год в своём Фейсбуке он кокетливо рассказывает о предложении неназываемого продюсера приобрести права на трилогию для съёмки сериала — увы, дёшево, слишком дёшево. Но даже этот в целом неудачный опыт стал для АМ основанием для очередного спецкурса — «Роман». Любопытный момент произошёл в интервью Анны Старобинец, которое взял у неё АМ (доступно в сети). Старобинец, автор более успешных, чем у АМ, произведений, считает, что не нужно плодить плохую литературу. Это мнение педагога, которая тоже ведёт писательские курсы, кстати, имеющие хороший «сарафан». На это АМ, конечно же, возразил, считая, что опыт завершения романа (пусть даже плохого) важнее качества. В самом деле, написал же он пять никому не нужных романов и умудрился их продать. Значит писатель.
Но курс написания романа — это сравнительно недавнее нововведение. До этого были, например, курс комедии и курс хоррора. Жанр комедии в российском кино и ТВ — один из сложных и закрытых. Если с улицы ещё можно попасть в детектив или в драму, то в комедию — практически невозможно. В настоящее время известны две школы, которые готовят специалистов для этого жанра: «Снегири» и «GoodStoryMedia». И в них преподают исключительно действующие сценаристы. Свою «экспертность» в курсе комедии АМ аргументирует работой на посту главного редактора журнала «Крокодил». Не поднял его из руин, в которых журнал тогда находился, а просто сидел в кабинете и получал зарплату как главный редактор. Однако хоррор — это ещё более сложный и закрытый жанр. Я помню только один курс для сценаристов в этом жанре. Естественно, преподавали в нём исключительно состоявшиеся авторы, собственно, творцы недавнего российского прорыва, их всего двое. Как вы думаете, пригласил ли АМ кого-то из этих двух людей? Конечно, нет. Итак, третья причина, почему нет, — отсутствие «экспертности» АМ в большинстве предлагаемых им продуктов.
Обратная связь в Сценарной мастерской АМ является особым мемом в кругу выпускников. Да, это правда, что одной из самых распространённых реакций АМ на выполненное домашнее задание является фраза «Отлично, пишем дальше» и её вариации. Цитирую сайт АМ: «Но главное — вы получите персональную обратную связь от меня, я буду с вами практически круглосуточно… У нас нет «уравниловки», каждому гарантирован индивидуальный подход». На отработку домашних заданий у АМ обычно уходит полдня, обычно это утро среды, но в редких случаях это бывает и вечер вторника. Конечно, АМ — очень занятой человек. Можно предположить, что как многозадачный человек он думает о работах обучающихся всегда, когда готовит и берёт интервью, когда ведёт коучинг, когда читает книгу, когда принимает пищу, бегает по утрам и общается с близкими. Но есть ещё тайминг его комментирования, который превращает «круглосуточно» в «полдня раз в неделю». Вообще, качество проработки текста является одним из самых слабых качеств АМ. Возможно, этому причина — специфика сценарной работы на проектах (никогда не работал один, мог спрятаться за чужой спиной). Для того, чтобы давать качественную обратную связь, преподаватель должен иметь качества хорошего редактора. Как вы понимаете, хороший редактор не пишет отзывов левой ногой. А возможно дело в другом. Александр Гоноровский, основной критик АМ, считает, что у мастера, который учит драматургии, может быть не больше 12 учеников одновременно. АМ считает, конечно, иначе. До сего года на трёхмесячном курсе у него было 40 человек, сейчас уже 45. Это четвёртая причина, почему нет, — отсутствие адекватной обратной связи.
А, кстати, знаете, почему на сайте мастерской выложены исключительно положительные отзывы обучающихся и там нет никаких негативных отзывов? В сети вы можете найти страничку, называющуюся «Честный отзыв о сценарной мастерской…» (легко находится в Гугле). Автора этого негативного отзыва АМ забанил и выбросил с курса, закрыв доступ к материалам. Это вполне в духе АМ, напомню, получившего за свою «работу» хорошие деньги. Таких людей АМ называет неадекватными, маэстро не любит конкуренции. Но несколько лет назад я был свидетелем двух случаев обратной связи со стороны продюсеров. Это было интересно. Продюсеры, считая АМ классным специалистом, попросили его прислать работы выпускников. Когда же от низкого качества присланных текстов они пришли в ужас и написали об этом в его Фейсбуке, АМ стал униженно оправдываться. Видимо, грубить продюсерам — это следующий уровень личностного развития АМ. Именно поэтому по отзывам на странице мастерской невозможно составить адекватное мнение. Никакого негатива, правда и только правда! У Александра Гоноровского, для сравнения, нет отдельного сайта и отдельной странички отзывов. Все отзывы о прохождении обучения у него выкладываются в личном Фейсбуке обучающегося. Ни цензурировать, ни модерировать этот текст Гоноровский не может. Полагаю, для АМ это невозможный вариант. Это пятая причина, почему нет — нетерпимость АМ к критике и ретуширование истинного положения дел в мастерской.
И последнее. У АМ особое отношение к бесплатникам, тем, кто проходит его бесплатные курсы. Несколько лет назад любимой мишенью АМ стал один пользователь. АМ просто светился, когда смешивал с г… м этого человека, который всё никак не придёт и не купит его курс. Как вы понимаете, АМ было плевать, что это за человек и почему он ходит на бесплатные курсы. А это был инвалид, имеющий диагноз ДЦП. Естественно, денежных средств на очень, повторяю — очень дорогой курс АМ у него не было просто физически. Шестая причина, почему нет, — заточенность мастерской на получение прибыли и в результате циничное отношение к обучающимся. А про гранты — это вообще не к АМ.
Феномен АМ объясняется достаточно просто. Благодаря мастер-классу, начатому в 2008 году, он привлёк к себе внимание пишущей братии. Позже, в 2014 году, набирая первый класс в сценарную мастерскую (кстати, при помощи нового тогда краудфандинга) он обратил это внимание в звонкую монету и раскрутился. Сейчас его сценарная мастерская благодаря агрессивной рекламе привлекает в свои ряды свыше 100 человек в год. Около 5% выпускников позже попадают в киноиндустрию, ещё процентов 10-15% оказываются в лонг- и шорт-листах конкурсов, но тоже в итоге исчезают с экранов. Остальные остаются за бортом. Но судьба этих последних мало интересует АМ, об этом вы не найдёте упоминаний нигде на его сайте. Конечно же, АМ интересуют прорвавшиеся, именно их отзывы цитируются на его сайте и создают ложное впечатление общего успеха мастерской. 5% — такова реальность. Есть ли в этих 5% заслуга АМ? Наверное, есть, поскольку благодаря рекламе эти люди пришли в его мастерскую. А может быть, нет, потому что низкий процент попадания в индустрию характеризует вообще все школы. То есть, в этом случае, АМ тупо помогает статистика. Побольше привлеки людей, кто-то да выстрелит.
Итак, сценарная мастерская АМ — это бизнес-модель, надо сказать, крайне успешная модель — в основном для её создателя. Более того, это самая раскрученная из онлайн-школ по сценарному мастерству. Её раскрученность позволяет АМ держать самые высокие цены на сценарное онлайн-образование в России. За этими ценами нет ни большого опыта, ни высокой «экспертности». В 2008 году, когда АМ проводил свой мастер-класс и писал «Букварь сценариста», это могло быть в новинку и действительно дать толчок. Но сейчас, когда выросла конкуренция не только среди сценаристов, но и среди преподавателей сценарного мастерства, когда нам стали доступны прекрасные книги Линды Сегер, Джона Труби и других сценарных гуру, этого, увы, недостаточно. Нынешний АМ — это человек, который имеет обширные интересы буквально во всём, кроме сценаристики — посмотрите его Youtube-канал. Эксперт во всём равно эксперт ни в чём, помните об этом.
Если вы новичок, посмотрите в сторону школы «Снегири». Если вы более опытный автор, подумайте о работе с Александром Гоноровским. Есть ещё Алла Дамскер, Александр Лахтадыр и другие. Есть многочисленные писательские курсы. Если вы живёте в Москве или думаете перебраться в неё, то идите в очную школу — ВГИК, МШК и другие имеющие лицензию образовательные организации. И категорически избегайте людей, которые обещают вам много и сразу. Нет быстрого и лёгкого пути в кино. Здесь много решает удача, ваша личная настойчивость и в конечном итоге талант. Волшебников в голубом вертолёте здесь не бывает. Но могут встретиться кот Базилио и лиса Алиса. Будьте бдительны!

image
  1. Главная
  2. Библиотека
  3. ⭐️Александр Молчанов
  4. Отзывы на книги автора

Обложка обещает «настоящий русский нуар», но ведь русский нуар, как и русский шансон — как ни назови, а все одно, получишь «чернуху». Все ключевые моменты, что нуара, что чернухи в наличии. Коррумпированные власти, круговая порука, грязные полицейские спящие со школьницами, немотивированная агрессия, пьяные посиделки с поножовщиной, мания величия, жажда власти, групповая истерия. Вокруг сплошь алкоголики, маргиналы, убийцы и маньяки, депрессивные и разбитые персонажи. Атмосфера безнадеги и разрухи, пустые души, люди или гнусные и злые, или сломленные и трагичные. Настроение мрачное и безысходное, беспросветная печаль. Нормальная жизнь где-то там в центе, в столице, а тут окраины, дебри забытые богом, здесь даже солнце если и светит, то все-равно как-то мрачно. Конечно же водка, много водки, куда ж без нее в русском нуаре/чернухе.

Газетчик — это суровый детектив с легкой щепоткой мистики, с действием в постперестроечное время. Можно даже сказать, что отчасти это такая «южная готика» в российских реалиях. Главный герой, как и принято, персонаж потерявший цель в жизни, а может и не находивший ее никогда. Пребывая в полной депрессии, он даже не желает думать о цели приезда в это захолустье. В процессе он конечно-же столкнется со злом и изменит свое отношение, но вряд ли изменит людей вокруг. Повествование будет вестись от лиц разных персонажей, которых тут больше десятка, но лишних практически нет, каждый так или иначе повлияет на судьбу остальных. В этом спектакле у каждого своя роль и каждый обязательно «выстрелит», словно Чеховское «ружье». Одни будут вызывать ненависть, другие сопереживание, третьи оставят смешанные чувства. Финал оставляет много вопросов и по сути является открытым, главное зло не раскрыто. Кто такой Лупоглазый, что им движет, зачем ему Нина и что их связывает? Автор держит в напряжении до последней страницы и приведет к логическому завершению все линии, но не ответит на главный вопрос, видимо приберегая его для следующих книг.

Непонятно, почему он причислен к «мужским», вроде, и для низших сословий тут все понятно более чем.

Шутка. Не надо тапок.

Поначалу простой незамысловатый сюжет с простым незамысловатым полицейским развивается во что-то более сложное со множеством сюжетных линий и персонажей, а у незамысловатого полицейского оказываются мысли… и не только они…

Минус по мнению вашего покорного слуги в том, что персонажей очень много, и мелькают они часто, и сюжетных линий у них много, и не все они до ходят до точки к концу книги. Пожалуй, надо было развить и углубить. Но тогда, наверное, из детектива на один вечерок книга бы превратилась в нудятину.

Твердая восьмерочка.

На самом деле книга на удивление понравилась. Без восторгов и всего прочего, но детектив вполне интересный, даже в чем-то необычный. События разворачиваются в 90-е годы в маленьком провинциальном городишке. В книге много сюжетных линий, много персонажей. Но плохо, что некоторые сюжетные ветки до конца не раскрылись.
Книга создает ощущение мрачной безысходности, эдакое болото зла и преступлений 90х.
«Газетчик» прям заявленный нуар — нуар, безысходность и мрак чувствуются.

Я не собираюсь писать сценарии. Я не собираюсь никого учить, как писать сценарии. Я просто люблю кино. Поэтому меня так манит закулисье этого магического процесса, и поэтому так ценен хороший экскурсовод по этому миру, способный заинтересовать, показать, увлечь, не сильно углубляясь в дебри, но и не голословно теоретизирующий. Вот, на мой взгляд, автор этой книги именно такой проводник, устроивший любознательным новичкам увлекательную обзорную экскурсию по процессу создания сценария для кино.

Есть множество людей, которые разбираются в кинопроцессе лучше чем автор, видели больше фильмов, лучше подкованы теоретически. Но у Александра Молчанова есть замечательное качество: он умеет рассказывать истории (еще бы, ведь он сам сценарист). Поэтому книга, по-моему, получилась не столько обучающая, сколько интересная и увлекательная. В соответствии со своими же советами, он умело держит читателя за хвост и не дает ослабеть интересу ни на минуту, даже в самых, казалось бы, ненужных обывателю главах.

Думаю, что книга не столько именно учебник по мастерству для практикующих сценаристов, сколько «Введение в профессию». Если вы только посматриваете в сторону сценарных курсов, если вас пока только гипотетически интересует профессия сценариста, если у вас в голове внезапно начал сочиняться сценарий и вы совсем не знаете, как его довести до ума, закончить, записать и что со всем этим делать (а главное, стоит ли вообще) — тогда лучше начала, чем эта книжка, вам трудно будет найти.
Ну и конечно, если вы просто такие же кинолюбители как я, и вам просто интересно узнать, как же это делается. Ведь в этой книге можно не только узнать о том, что такое хороший герой, зачем нужен конфликт и чем кадр отличается от эпизода. Вы еще и встретите на страницах книги упоминания в качестве примеров старых добрых знакомых, хорошо известных фильмов, сможете посмотреть на них с другой, новой стороны и открыть в них для себя что-то новое, когда, казалось бы, уже известны все реплики и каждый кадр.

И не бойтесь, что узнав какие-то секреты, тонкости и хитрости, «механику процесса», вы утратите чувство восторга от кино.
Напротив, такое знание делает этот восторг и любовь еще весомее, еще значимее. Понимаешь, что твои любимые фильмы и вообще хорошее кино — это не удача, не счастливое совпадение факторов режиссер/сценарий/актеры. Это кропотливый труд, и хороший результат получается у тех, кто знает что делает и делает это хорошо, использует все эти инструменты умеючи и с фантазией, а не выкидывает их в корзину, полагаясь на собственную гениальность. Истинное мастерство и творчество — не разрушение устоев, а их отличное знание и применение, с выходом на новый уровень, с поворотом в неожиданные места или даже в противоположную сторону. Все эти законы — как алфавит. От него не стоит отрекаться и придумывать новый. А вот какие слова из них складывать — это зависит от автора. Кто-то пишет на заборе слово из трех букв, а кто-то — слагает строки, которые врезаются в память и запоминаются на всю жизнь.

А как хорошо все начиналось! Так все казалось интересно, необычно. Причем, в книге действительно больше нуара чем детектива. А нуар в российском антураже — это что-то необычное. Но, когда книга вдруг закончилась, я просто не могла в это поверить. Я полезла искать другие версии — нет! Всё! Конец… Это похоже на то, как если бы автор долго расставлял фигуры на шахматной доске, что-то тебе объяснял — эта фигура обозначает это, а у этой есть какая-то страшная тайна, а эта вообще с тараканами; потом делает несколько ходов, а ты такой: «даа… это же что-то означает…надо запомнить… и подумать». А потом, когда ты уже крепко сидишь на крючке, автор складывает своего короля и говорит: «всё, партия закончилась, я сдаюсь, а все это ничего не означало, я тебя обманул». Встаёт и удаляется… И ты сидишь, как обо.аный. И хочется в догонку чем-нибудь в этого писаку запустить. Уж лучше бы мне с самого начала книга не понравилась, и я не добралась до этого унижения.

А ведь Александр Молчанов ещё и книги по сценарному и писательскому мастерству пишет. В жизни не стала бы учиться у такого учителя…

Вот молоток. Вот гвозди. Вот так держать, так бить. Всё, иди работай.
Формула есть и она еще как действует!

Нет, можно конечно, еще немножко помечтать о красной дорожке, о тонкости смыслов и многозначности диалогов, но можно уже начинать писать, чего откладывать.
Хорошо, хорошо, ты самый умный, самый талантливый, у тебя есть формула, ты сделал сценарий.
Но не в стол же ты его писал, верно? Увидеть реализацию хочешь?
И вот тут начинается интересное. Сценарист самый малооплачиваемый из авторов фильма. Никаких отчислений с проката, между прочим. А почему?

Согласно российскому законодательству, авторами фильма являются сценарист, режиссер и автор музыки и песен в фильме. Но отчисления от показа фильма получают только авторы музыки и песен. Почему? Потому что композиторы целенаправленно занимаются лоббированием своих интересов, а режиссеры и сценаристы собирают съезды и воюют за и против Никиты Михалкова.

Итак, сценарист отдает все свои права за оговоренную сумму вознаграждения. Тебе останутся только титры, как оговорено договором. В тирах тебя укажут. Но всю свою сумму (не особо большую, кстати) ты уже получил. Свободен. А возможно и не получил целиком, если дело не пошло, считай писал в стол.
И вот не поверишь, сколько народу могут влезть в твою историю и похозяйничать там. И… о чем там ты еще мечтал? О многозначности диалогов? Это вообще самая малоценная работа в процессе, на нее могут и со стороны людишек позвать.
А ты в курсе, что подписался на участие в съемках, прослушиваниях, просмотрах, консультациях и все это, по-видимому, не всегда в самое удобное время суток? Так, что если у тебя есть работа. дающая кусок хлеба, или семья… соизмеряй.
Сценарии, как говорит Молчанов, продаются не так уж и часто, Если заниматься этим как работой, надо заниматься сразу несколькими проектами. Никогда ведь не знаешь заранее, что выстрелит.
В общем как-то так…. В мечтах оно радужней.

По-западному написанная книжка: очень структуралистская. В том смысле, что понятная и ясная структура текста. В том смысле, что книжка — пособие, очень понятное, очень практичное для того, чтобы ликвидировать отмазку «не пишется!»=лень напрочь.

По сути книжка — пособие, машина для генерации текстов любой тематики. А ещё — классный мотиватор к самосовершенствованию, потому что пишет о собственном опыте самосовершенствования. То, что было за семью печатями некомпетентности, стало обыденным. Например, написать сайт. И поддерживать его — нет проблем. Как это можно во взрослом опыте и подобные вещи?! Да можно, можно!!!

Пишется — всем, кто хочет даже не писать — выразить себя — прочтите достойную книжку, очень достойную!

Еще один учебник по сценаристке, на этот раз русского автора. И если сравнивать с «Психологией для сценаристов» Уильяма Индика , то второй однозначно выигрывает.

В книге Молчанова по большей части личный опыт того, что использовал он сам, при этом он не подкрепляет свои слова никакими фактами. Более того, говоря, например, что в кино и сериалах не стоит использовать монологи, он жестоко ошибается. Ибо азиатские сериалы, как раз построены именно на внутренних монологах и личных рассуждениях главных героев. Азиаты, они замкнуты, мало показывают чувства, чаще всего переживая все внутри, и это просто бомба. Это притягивает именно тем, что в их фильмах нет экшена, беготни, тысячи признаний и постельных сцен. На протяжении всего сериала мы видим, как возникает чувство, как герой сомневается, сначала отвергает его, потом же, приходит принятие. А Молчанов говорит, монологи не работают…

Дальше…

Больше всего раздражает — это не работает, то не работает, это использовать не надо… Такое впечатление, что если именно этот прием не работает в российском кино, то это не будет работать нигде, и кроме России фильмы и сериалы больше нигде не снимают. Только вот автор забыл, что российские фильмы и сериалы берут очень мало премий и наград.

Самым полезным для меня был раздел о судьбе героя. Зная эти пункты о характере, тайне, сокровище можно написать совершенно любого как книжного, таки и кино- героя, а зная то , как использовать сюжетные повороты, можно в совокупности написать не только сценарий, но и полноценную книгу.

Не думаю, что книга подойдет тем, кто просто интересуется кино. Это учебник для сценаристов, поэтому люди которые далеки от этой темы смогут не понять всего, что там написано. Так же, частично посоветовать могу начинающим писателям, если вы пишете книгу и в раздумье о том, как правильно написать вашего героя, то отдельные главы вам вполне помогут.

Эту книгу нужно изучать в совокупе с чем-либо еще, т.к. действительно нужной и важной информации здесь крайне мало, и нужно что-то что подкрепит знания. Много воды, очень много. Именно поэтому как самостоятельный учебник книгу Молчанова советовать не стану, есть книги намного полезнее. Тот же Индик, например.

Еще одна мотивирующая книга Молчанова, которая помогает не мечтать, а брать и делать. Понравившиеся отсюда советы использовала сразу. Поэтому результат не заставил себя ждать. И вот уже будет пятая неделя, как я каждую среду публикую на своем сайте собственное художественное произведение. То, до чего руки не доходили всю жизнь.

Аналогично 1,5 года назад я дописала сценарий полнометражного фильма под воздействием «Самодисциплины для писателей» от Молчанова.

Одним словом, учебные пособия Молчанова хоть и не лишены недостатков, но самое главное делают: ты просто садишься и пишешь. И снова садишься и пишешь. И так постоянно. Считаю, что это — лучшее воздействие. Потому что результат ощутим, измеряем и виден.

Из недостатков. Да, меня, как и многих других, смущает категоричный тон и чрезмерное самолюбование. Но я закрываю на это глаза, выбирая самое важное.

Отпуск. Время побыть собой, забыться, получить новые впечатления, чему-то научиться. С собой в отпуск я взяла вдохновляющую и поучительную книгу. Александр Владимирович — педагог, сценарист, журналист, писатель. Мастер своего дела даёт 43 очевидных, но, в большинстве случаев, невыполнимых советов для начинающего писателя или сценариста. Но после прочтения книги очень хочется исполнить этот каждый очевидный пункт. Меня книга вдохновила на изменения, на работу в нужном направлении и на дальнейшее стремление к своей мечте. Кстати, книга написана очень простым, понятным языком с интересными примерами из жизни. В общем, и вдохновилась, и удовольствие получила.

Что ж, начну с того, что меня давно интересовала тема написания сценариев. Муж периодически спрашивает о том, когда я начну относиться к своей мечте более серьёзно и начну писать если не сценарии, то хотя бы рассказы для каких-нибудь изданий. К сожалению, в данный момент основная работа отнимает слишком много времени, но пока ради интереса я решила познакомиться с основами сценарного мастерства, прочитав несколько книг. В первую очередь меня, конечно, интересовал российский опыт и отечественные авторы. В подборке интернет-магазина нашла книги Александра Молчанова, который, если верить аннотации, является не только преподавателем курсов сценарного мастерства, но и опытным сценаристом. Купила несколько его книг, среди которых была и эта — «Сценарист №1».

"Сценарист № 1" Александр Молчанов фото

На обратной стороне обложки автор сообщает, что здесь читатель не найдёт сценарных тонкостей, приёмов и структуры.

«Здесь не будет ни слова о структуре сценария».

Но зато обещает, что:

«Вы найдёте здесь пошаговую инструкцию, выполнение которой сделает вас сценаристом №1».

"Сценарист № 1" Александр Молчанов фото

Достаточно громкое заявление, которое, теперь уже могу сказать точно, не соответствует действительности. Прочитав эту книгу, я совершенно точно не превратилась в сценариста № 1, да что там, я ни на шаг не приблизилась к пониманию того, как писать сценарии. Данная книга — это всего лишь авторское вИдение, которое похоже на что-то вроде практического руководства или на маленькие лайфхаки, выполнение которых может существенно повысить самодисциплину или помочь организовать рабочий процесс. Но с таким же точно успехом все советы, данные в книге, подойдут не только для сценаристов. Эту книгу можно было назвать «Менеджер №1», «Бухгалтер №1», «Маникюрша №1» и пр. Просто потому, что советы, данные в ней, фактически универсальны и подходят для представителей многих профессий.

"Сценарист № 1" Александр Молчанов фото

Из плюсов могу отметить лёгкий и позитивный слог автора. Есть какие-то вставки-рассказы, основанные на личном опыте Молчанова. Автор умеет заряжать позитивом и вдохновлять на действие, за что ему большой плюс. Но в целом, в качестве учебной книги, которая может вас научить хоть чему-либо на тему сценарного мастерства, этот опус точно не годится. Так что не ведитесь на громкое название, т.к. внутренне наполнение его совершенно не отражает.

"Сценарист № 1" Александр Молчанов фото

"Сценарист № 1" Александр Молчанов фото

Укажите регион, чтобы мы точнее рассчитали условия доставки

Начните вводить название города, страны, индекс, а мы подскажем

Например: 
Москва,
Санкт-Петербург,
Новосибирск,
Екатеринбург,
Нижний Новгород,
Краснодар,
Челябинск,
Кемерово,
Тюмень,
Красноярск,
Казань,
Пермь,
Ростов-на-Дону,
Самара,
Омск

May 31 2015, 13:50

Category:

  • Кино
  • Cancel

Как в открытой мастерской Александра Молчанова две тысячи участников сценарии писали

Мы в сообществе уже рассказывали о наборе на бесплатный онлайн-курс «сценарий за неделю».
Как участник, доблестно дописавший до последнего дня, делюсь с вами выводами и советами. Ролики, по которым мы занимались, есть на ютубе в профиле Александра.

К концу мастерской в ней осталось уже не совсем две тысячи участников. Или даже совсем не.

Разговоры в комментариев эти счетчики тоже накручивают, так что число комментариев на треть меньше фактических участников каждого дня:

  • записалось около 2000
  • первый день: 1234 комментариев
  • второй: 1074
  • третий: 898
  • четвертый: 932 (участники перезнакомились и стали задавать вопросы)
  • пятый: 656
  • шестой: 551
  • седьмой: 119 and counting

Под катом расскажу, что мы делали каждый день из недели, и покажу, как Александр отвечал на некоторые комментарии участников.

Урок 1. О чем вы хотите написать кино?

Задание:

  • 25 слов
  • без сюжета, только описание «о том, что»
  • не о том, что вы хорошо знаете, а о том, что интересно

Александр Молчанов:
«Пишите не о том, что вы хорошо знаете. Пишите о том, что вам очень интересно. Даже если вы очень хорошо знаете предмет, но он вам неинтересен, то интересного кино у вас не выйдет».

Урок 2. Герой

Александр Молчанов:
«Вам нужен герой, на которого зритель хочет быть похожим».

«СТаНЦия»:

  • сокровище
  • тайна
  • недостаток
  • цель (внешняя: говорит + внутренняя: не знает)

Цель:

  • спасение
  • деньги
  • любовь
  • смерть

Крючки:

  • препятствия (впереди, герой видит)
  • угроза (сзади, герой не в курсе, видим мы, саспенс)
  • загадка (герой видит часть информации)
  • новая информация (сюжет исчерпан, ввод нового героя или др.)

Задание:

  1. Кто герой?
  2. Какова его цель?
  3. Кто (не что) мешает достичь цели?
  4. Что предпринимает герой, чтобы убрать препятствие?
  5. Каково неожиданное последствие действий героя?

Урок 3. Структура

Структура сценария «для чайников»:

  1. У героя вроде бы все хорошо.
  2. Случается неприятность.
  3. Герой пытается все исправить.
  4. Ему что-то мешает, сделав что-то неожиданное для героя.
  5. Герой делает что-то неожиданное для противника.
  6. Действия героя приносят неожиданный результат.

Александр Молчанов:
«Главное событие должно быть одно. Некоторые элементы структуры можно вынести за кадр».

Задание:

  • Составьте перечень событий вашей истории — от первого до последнего.
  • Каждое следующее событие должно быть последствием предыдущего.

Урок 4. Сцена

Сцена — в определенной локации столкновение целей героев

Конфликт: напряжение

  • явный/скрытый
  • межгрупповой/внутригрупповой
  • межличностный/внутриличностный
  • подлинный/случайный
  • смещенный (конфликт в конфликте)

Сцена без конфликта:

  • готовит почву для конфликта
  • осмысливает произошедший конфликт

Задание:

  • Напишите первую сцену.
  • Два персонажа, их столкновение.
  • В настоящем времени.

Вопросы из комментариев:

Урок 5. Сценарий

Задание:

  • написать сценарий (собрать уже написанное)

Полезная ссылка: http://www.screenwriter.ru/info/format/

Вопросы из комментариев:

Урок 6. Редактура

Задание:

  • Внести правки

Что можно сделать:

  • дайте тексту вылежаться
  • прочтите текст вслух кому-нибудь
  • интересно получилось?
  • понятно?
  • есть повторы?
  • все ли видим? (показывать, а не рассказывать)
  • нет ли нарушений логики?
  • грамотно?
  • каждая ли сцена следует из итога предыдущей? без предыдущей последующая невозможна?

Урок 7. Финал

Задание:

  • Покажите сценарий

Александр Молчанов:
«Текст по-настоящему закончен, когда его прочитали»

Ссылки на итоговые сценарии короткометражек можно найти в комментариях к финальному, седьмому дню. Моя вот.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Молчанку как пишется
  • Молодец или малодец как пишется слово
  • Молчание или малчание как пишется
  • Молодец даша как пишется
  • Молчание золото на латыни как пишется