Можно ли вне контекста правильно написать следующие слова как называется это явление омонимии

Картинка ГДЗ - задания Упражнение 319 ГДЗ Власенков 10-11 класс по русскому языку

ГДЗ #1

Картинка ГДЗ - Упражнение 319 ГДЗ Власенков 10-11 класс по русскому языку Вариант 1

319. Можно ли вне контекста правильно написать следующие слова? Как они называются? Составьте и запишите с этими парами слов словосочетания, подтверждающие правильное написание.
Прим..рять — прим..рять, ст..рожил — ст..рожил, изморо(сь, зь) — изморо(сь, зь), плач(?) — плач(?), вперемежку — впереме..ку, презрение — пр..зрение, с..деть — с..деть, (Л, л)юбовь — (Л, л)юбовь, (Р, р)оман — (Р, р)оман.

На этой странице вы сможете найти и списать готовое домешнее задание (ГДЗ) для школьников по предмету Русский язык, которые посещают 10-11 класс из книги или рабочей тетради под названием/издательством «Учебник», которая была написана автором/авторами: Власенков. ГДЗ представлено для списывания совершенно бесплатно и в открытом доступе.

№СлайдТекст
1

Типы омонимов

Задание 1. Задание 2. Задание 3.
2

Проверь себя

Бак (сосуд) — бак (часть палубы корабля); Болтун (пустослов) — болтун (насиженное яйцо без зародыша); Постой (существительное) — постой (глагол); Стекла (род.падеж сущ. стекло) — стекла (глагол); Кран (водопроводный) — кран (подъёмный); Выдержка (цитата) — выдержка (самообладание); Мечи (мн.число от меч) — мечи (глагол); Рой (существительное) — рой (глагол)
Задание 1. Выпишите вначале лексические омонимы, а затем омоформы.
3

ОМОФОРМЫ Постой (существительное) — постой (глагол); Стекла (род

падеж сущ. стекло) — стекла (глагол); Мечи (мн.число от меч) — мечи (глагол); Рой (существительное) — рой (глагол).
ОМОНИМЫ Бак (сосуд) — бак (часть палубы корабля); Болтун (пустослов) — болтун (насиженное яйцо без зародыша); Выдержка (цитата) — выдержка (самообладание); Кран (водопроводный) — кран (подъёмный);
4

Проверь себя

Задание 2. Просклоняйте письменно слово поле в единственном и множественном числе. В каких падежах это слово имеет омоформы или омографы?
5

И.П. Что

Поле поля Р.П. Чего? Поля полей Д.П. Чему? Полю полям В.П. Что? Поле поля Т.П. Чем? Полем полями П.П. О чём? О поле о полях.
ОМОГРАФЫ: ПО’ЛЮ — ПОЛЮ’ (пишутся одинаково, но имеют разное значение и звучание) ОМОФОРМЫ: ПОЛЕМ (существительное) — ПОЛЕМ (глагол); ПОЛЕЙ (существительное) — ПОЛЕЙ (глагол в повелительном наклонении) — слова разных частей речи, в некоторых формах совпадающие по звучанию и написанию.
6

Проверь себя

ЗАДАНИЕ 3. Можно ли вне контекста правильно написать следующие слова: прим..рять — прим..рять, ст..рожил — ст..рожил, плач (?) – плач (?), с..деть — с..деть? Как называется это явление омонимии? Составьте с этими парами слов словосочетания, вставляя пропущенные буквы.
7

Данные слова записать вне контекста нельзя, т.к. они звучат одинаково,

но по-разному пишутся и имеют разное значение. Такие слова называются омофонами. ПримЕрять (примерка) платье — примИрять (мир) поссорившихся друзей, стОрожил (сторож)объект — стАрожил (старый житель) рассказывал о небывалых морозах, плач (сущ. м.р.) ребёнка — плачЬ (глагол повелительного наклонения) громко, сИдеть дома (сидя)— сЕдеть (седенький) от горя.
«Омоформа»

Если в мире есть вещи, достойные
названия “чуда”,
то слово, бесспорно, первая и самая чудесная из
них.

Л.Успенский

Тема. Омонимия.

От различных лексических значений
многозначного слова следует чётко отграничивать
слова, находящиеся между собой в омонимичных
отношениях. Семантическими вариантами одного и
того же слова являются только такие образования,
которые с точки зрения современного языкового
сознания выступают перед нами как родственные,
тесно и непосредственно друг с другом связанные
значения, из которых одно представляет собой
основное, исходное, а другое или другие –
вторичные, производные (бой часов;  бой
– битое стекло; слушать музыку, слушать
дело в суде…).

Слова, одинаково звучащие, но никак не
связанные между собой по смыслу, называются омонимами,
а само явление совпадения в одном звучании
совершенно разных по значению слов носит
название омонимии.
Омонимы, как и разные значения одного слова,
используются, обыгрываются в речи.
Но возможности омонимии в этом отношении гораздо
слабее, чем возможности полисемии.

I. Понятие об омонимах

Скажи “родник” –
И вот возник,
Бежит в зелёной чаще
Весёлый ключ журчащий.
Мы и родник зовём ключом
(ключ от дверей тут ни при чём).

(А.Л.Барто).

В каждом случае полисемии сохраняется
тождество слова, т.е. слово остаётся самим собой,
тем же словом. Говоря о тождестве многозначного
слова, мы имеем в виду единство слова при всём его
смысловом (семантическом) многообразии. Сколько
бы ни было значений у слова, между всеми
значениями должно сохраняться что-то общее.
Однако, в русском языке ( как и в других языках)
есть немало одинаково звучащих слов, не имеющих
ничего общего в значении.
Например, один и тот же звуковой комплекс
повторяется в трёх предложениях:

  1. Университетский клуб производит набор
    студентов в хор.
  2. Новый клуб выстроен по проекту молодого
    архитектора.
  3. Из окна вырвался клуб дыма.

Хотя в первых двух примерах слово клуб
употреблено в разных значениях (1) клуб
организация, клуб – здание такой
организации, мы всё же понимаем, что в этих
случаях мы имеем дело с одним и тем же словом, а в
последнем примере – это совсем другое, чужое
слово, совершенно не похожее по смыслу на два
первых. Итак, клуб (организация, помещение) и клуб
(дыма) – омонимы.

ЛУК

1. Огородное растение
(У нас в огороде вырос лук.)
2. Оружие (Мальчик стрелял из лука.)

КИСТЬ

1. Деталь предмета
туалета (пояс с кистями).
2. Инструмент художника (акварельная кисть).
3. Гроздь (кисть рябины).

– В чём состоит различие многозначности слова
от омонимии?

Источник:
_______________________________________________________________________________________________

– Что такое омонимы? Составьте словосочетания
с указанными словами, подтверждающие, что данные
слова являются омонимами:

брак, глава, свет, среда, горы, бродить,
настоять, ключевой, правый, худой, залив, уход.

Примеры:
__________________________________________________________________________________________________

– Приведите примеры загадок, скороговорок,
стихов с омонимами.

Источник:
_________________________________________________________________________________________________.

II. Типы омонимов

1.ОМОФОНЫ. Разные слова могут звучать
одинаково, благодаря действию фонетических
(звуковых) закономерностей. Омофоны или
фонетические омонимы – совпадение звучания
слов, благодаря действию фонетических
закономерностей.

Примеры:

1. мог-мок;
2. луг-лук;
3. поласкать-полоскать;
4. разредил-разрядил.

2. ОМОФОРМЫ. Или грамматические омонимы
– совпадение звучания в 1-2(3) грамматических
формах.

Примеры:

1. дуло (пистолета) – дуло (из окна);
2. печь (в доме) – печь (пироги);
3. мой (местоимение) – мой руки (повелительное
наклонение глагола).

3. ЛЕКСИЧЕСКИЕ ОМОНИМЫ ИЛИ СОБСТВЕННО
ОМОНИМЫ
.
Омонимы – слова совпадающие по
звучанию и форме, но не содержащие никаких общих
элементов смысла. Омонимы слова – двойники.

Примеры:

1. ключ (от двери) – ключ (родник);
2. домино (игра) – домино (костюм)

4. ОМОГРАФЫ. Совпадение только на письме,
в звучащей же речи различаются ударением.

Примеры:

1. стрелки’ – стре’лки;
2. атла’с – а’тлас;
3. виски’ – ви’ски;
4. ______________;
5. ______________;
6. ______________ .

– Продолжите ряд омографов.

Источник:
___________________________________________________________________________________________________.

– Чем отличаются омофоны от омоформ?

Источник:
__________________________________________________________________________________________________.

– Можно ли вне контекста правильно написать
следующие слова прим…рять – прим…рять,
ст…рожил – ст…рожил, плач(?) – плач(?), с…деть –
с…деть?
Как называется это явление омонимии?
Составьте с этими парами слов словосочетания,
вставляя пропущенные буквы.

Источник:
____________________________________________________________________________________________________

III. Использование омонимов в речи

Омонимы, как и разные значения одного слова,
используются и обыгрываются в речи. Используются
омонимы и поэтами.
Например, в стихотворении М. Цветаевой “Поэты”,
автор использовал два глагола-омонима:

Поэт – издалека заводит речь.
Поэта – далеко заводит речь.

Омонимы часто ставятся поэтами в рифмующиеся
концы строк, давая абсолютно точную рифму. Иногда
омонимы используются в газетных текстах,
лозунгах.

– Для чего используются омонимы поэтами?

Источник:____________________________________________________________________________________.

– Приведите примеры омонимов в газетных
текстах, лозунгах.

Источник:_____________________________________________________________________________________.

Примеры:_____________________________________________________________________________________
.

– На чём строится речевое обыгрывание омонимов
в каламбурах, шутливых диалогах? Приведите
примеры на возможные случаи.

Источник:_____________________________________________________________________________________
.

Рекомендуемая литература.

  1. Ахманова О.С. Очерки по общей и русской
    лексикологии. -М., 1957.
  2. Ахманова О.С. Словарь омонимов русского
    языка. -М., 1976.
  3. Будагов Р.А. Многозначность слова. “Научные
    доклады высшей школы. Филологические науки” —
    М.,1958, №1.
  4. Виноградов В.В. Об омонимии и смежных
    явлениях. “Вопросы языкознания,1960, №5”.
  5. Калинин А.В. Лексика русского языка. – М., 1978.
  6. Курилович Е. Заметки о значении слова / В кн. :
    Курилович Е. Очерки по лингвистике. – М., 1962.
  7. Смирницкий А.И. К вопросу о слове, т.4. – М. ,
    1954.
  8. Уфимцева А.А. Типы словесных знаков. – М. , 1974.
  9. Шанский Н.М. Лексикология современного
    русского языка. – М. , 1972.
  10. Шмелёв Д.Н. Очерки по семасиологии русского
    языка. – М. , 1964.
  11. Шмелёв Д.Н. Современный русский язык.
    Лексика. – М., 1977.

Разделы презентаций


  • Разное
  • Английский язык
  • Астрономия
  • Алгебра
  • Биология
  • География
  • Геометрия
  • Детские презентации
  • Информатика
  • История
  • Литература
  • Математика
  • Медицина
  • Менеджмент
  • Музыка
  • МХК
  • Немецкий язык
  • ОБЖ
  • Обществознание
  • Окружающий мир
  • Педагогика
  • Русский язык
  • Технология
  • Физика
  • Философия
  • Химия
  • Шаблоны, картинки для презентаций
  • Экология
  • Экономика
  • Юриспруденция

Презентация на тему Типы омонимов

Содержание

  • 1.

    Типы омонимов

  • 2.

    Задание 1. Выпишите вначале лексические омонимы, а

  • 3.

    ОМОФОРМЫПостой (существительное) — постой (глагол);Стекла (род.падеж сущ.

  • 4.

    Задание 2. Просклоняйте письменно слово поле в

  • 5.

    И.П. Что?

  • 6.

    ЗАДАНИЕ 3. Можно ли вне контекста правильно

  • 7.

    Данные слова записать вне контекста нельзя, т.к.

  • 8.
    Скачать презентанцию

Задание 1. Выпишите вначале лексические омонимы, а затем омоформы. Бак (сосуд) — бак (часть палубы корабля);Болтун (пустослов) — болтун (насиженное яйцо без зародыша);Постой (существительное) — постой (глагол);Стекла (род.падеж сущ. стекло) —

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1ТИПЫ ОМОНИМОВ
ЗАДАНИЕ 1.

ЗАДАНИЕ 2.

ЗАДАНИЕ 3.

ТИПЫ ОМОНИМОВЗАДАНИЕ 1.ЗАДАНИЕ 2.ЗАДАНИЕ 3.


Слайд 2Задание 1. Выпишите вначале лексические омонимы, а затем омоформы.

Бак (сосуд) — бак (часть палубы корабля);
Болтун (пустослов) — болтун

(насиженное яйцо без зародыша);
Постой (существительное) — постой (глагол);
Стекла (род.падеж сущ. стекло) — стекла (глагол);
Кран (водопроводный) — кран (подъёмный);
Выдержка (цитата) — выдержка (самообладание);
Мечи (мн.число от меч) — мечи (глагол);
Рой (существительное) — рой (глагол)

ПРОВЕРЬ СЕБЯ!

Задание 1. Выпишите вначале лексические омонимы, а затем омоформы. Бак (сосуд) — бак (часть палубы корабля);Болтун (пустослов)


Слайд 3ОМОФОРМЫ

Постой (существительное) — постой (глагол);

Стекла (род.падеж сущ. стекло) —

стекла (глагол);

Мечи (мн.число от меч) — мечи (глагол);

Рой (существительное) —

рой (глагол)

ОМОНИМЫ
Бак (сосуд) — бак (часть палубы корабля);

Болтун (пустослов) — болтун (насиженное яйцо без зародыша);

Выдержка (цитата) — выдержка (самообладание);

Кран (водопроводный) — кран (подъёмный);

ОМОФОРМЫПостой (существительное) — постой (глагол);Стекла (род.падеж сущ. стекло) — стекла (глагол);Мечи (мн.число от меч) — мечи (глагол);Рой


Слайд 4Задание 2. Просклоняйте письменно слово поле в единственном и

множественном числе. В каких падежах это слово имеет омоформы или

омографы?

ПРОВЕРЬ СЕБЯ!

Задание 2. Просклоняйте письменно слово поле в единственном и множественном числе. В каких падежах это слово имеет


Слайд 5 И.П. Что? Поле

поля
Р.П. Чего? Поля

полей
Д.П. Чему? Полю полям
В.П. Что? Поле поля
Т.П. Чем? Полем полями
П.П. О чём? О поле о полях

ОМОГРАФЫ: ПО’ЛЮ — ПОЛЮ’ (пишутся одинаково, но имеют разное значение и звучание)

ОМОФОРМЫ: ПОЛЕМ (существительное) — ПОЛЕМ (глагол);
ПОЛЕЙ (существительное) — ПОЛЕЙ (глагол в повелительном наклонении) — слова разных частей речи, в некоторых формах совпадающие по звучанию и написанию.

И.П. Что?   Поле     поля   Р.П. Чего?


Слайд 6
ЗАДАНИЕ 3. Можно ли вне контекста правильно написать следующие

слова: прим..рять — прим..рять, ст..рожил — ст..рожил, плач (?) —

плач (?), с..деть — с..деть? Как называется это явление омонимии? Составьте с этими парами слов словосочетания, вставляя пропущенные буквы.

ПРОВЕРЬ СЕБЯ!

ЗАДАНИЕ 3. Можно ли вне контекста правильно написать следующие слова: прим..рять — прим..рять, ст..рожил — ст..рожил, плач


Слайд 7Данные слова записать вне контекста нельзя, т.к. они звучат

одинаково, но по-разному пишутся и имеют разное значение. Такие слова

называются омофонами.
ПримЕрять (примерка) платье —
примИрять (мир) поссорившихся друзей,
стОрожил (сторож)объект —
стАрожил (старый житель) рассказывал о небывалых морозах,
плач (сущ. м.р.) ребёнка — плачЬ (глагол повелительного наклонения) громко,
сИдеть дома (сидя)—
сЕдеть (седенький) от горя.

Данные слова записать вне контекста нельзя, т.к. они звучат одинаково, но по-разному пишутся и имеют разное значение.


  • Easy-5 каталог учебников
  • ГДЗ
  • 10 класс
  • Русский язык
  • Учебники
  • Учебник по русскому языку Власенков А.И. 10-11 класс
  • Упражнения
  • Упражнения
  • Упражнение
  • 319. Можно ли вне контекста правильно написать следующие слова? Как они называются? Составьте и запишите с этими парами слов словосочетания, подтверждающие правильное написание. Прим..рять — прим..рять, ст..рожил — ст..рожил, изморо(сь, зь) — изморо(сь, зь), плач(?) — плач(?), вперемежку — впереме..ку, презрение — пр..зрение, с..деть — с..деть, (Л, л)юбовь — (Л, л)юбовь, (Р, р)оман — (Р, р)оман.

Учебник по русскому языку Власенков А.И. 10-11 класс

319. Можно ли вне контекста правильно написать следующие слова? Как они называются? Составьте и запишите с этими парами слов словосочетания, подтверждающие правильное написание. Прим..рять — прим..рять, ст..рожил — ст..рожил, изморо(сь, зь) — изморо(сь, зь), плач(?) — плач(?), вперемежку — впереме..ку, презрение — пр..зрение, с..деть — с..деть, (Л, л)юбовь — (Л, л)юбовь, (Р, р)оман — (Р, р)оман.

  • Назад
    318. Прочитайте текст, передавая интонацией состояние Кити, её тревогу, душевное смятение. Перепишите текст, применяя правила правописания. Вся жизнь её [Кити] все ж..лания надежды были сосредоточены на одном этом (не)понятн..м ещё для неё человеке с которым связ..вало её какое(то) ещё более непонятное чем сам человек то сближающ..е то отталкивающ..е чувство а вместе с тем она продолжала жить в условиях прежн..й жизн.. . Живя старой жизнью она ужасалась на своё полное непреодолимое2 равнодушие ко всему своему прошедшему к вещам к пр..вычкам к людям любивш..м и люб..щим её к огорч..нной этим равнодушием матери к милому прежде больше всего на свет., любимому нежному отцу. То она ужасалась на это равнодушие то радовалась тому что привело её к этому равнодушию. Ни думать ни ж..лать она (н..)чего (н..)могла вне жизни с этим человеком но этой новой жизн.. ещё (не)было и она не могла себе даже представить её ясно. Было одно ож..дание страх и радость нового и (не)извес(?)ного. И теперь вот(вот) ожидание и неизвестность и раскаяние в отр..чении от прежней жизни всё кончит(?)ся и нач(?)нётся новое. Это новое н.. могло быть н.. страшно по своей неизвестности но страшно или нестрашно оно уже совершилось ещё шесть недель тому назад в её душе теперь же только освящалось то что давно уже сделалось в её душе.(Л. Толстой)1. Найдите словосочетание, не соответствующее современной языковой норме.2. Укажите средства связи между предложениями.
    318. Прочитайте текст, передавая интонацией состояние Кити, её тревогу, душевное смятение. Перепишите текст, применяя правила правописания. Вся жизнь её [Кити] все ж..лания надежды были сосредоточены на одном этом (не)понятн..м ещё для неё человеке с которым связ..вало её какое(то) ещё более непонятное чем сам человек то сближающ..е то отталкивающ..е чувство а вместе с тем она продолжала жить в условиях прежн..й жизн.. . Живя старой жизнью она ужасалась на своё полное непреодолимое2 равнодушие ко всему своему прошедшему к вещам к пр..вычкам к людям любивш..м и люб..щим её к огорч..нной этим равнодушием матери к милому прежде больше всего на свет., любимому нежному отцу. То она ужасалась на это равнодушие то радовалась тому что привело её к этому равнодушию. Ни думать ни ж..лать она (н..)чего (н..)могла вне жизни с этим человеком но этой новой жизн.. ещё (не)было и она не могла себе даже представить её ясно. Было одно ож..дание страх и радость нового и (не)извес(?)ного. И теперь вот(вот) ожидание и неизвестность и раскаяние в отр..чении от прежней жизни всё кончит(?)ся и нач(?)нётся новое. Это новое н.. могло быть н.. страшно по своей неизвестности но страшно или нестрашно оно уже совершилось ещё шесть недель тому назад в её душе теперь же только освящалось то что давно уже сделалось в её душе.(Л. Толстой)1. Найдите словосочетание, не соответствующее современной языковой норме.2. Укажите средства связи между предложениями.

  • Вперед
    923. Используя график функции у = f (х) (рис. 136), найти:1) область определения и множество значений функции;2) нули функции;3) промежутки возрастания и убывания функции;4) значения х, при которых функция принимает положительные, отрицательные значения;5) экстремумы функции.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Можно итак сказать как пишется
  • Может не надо как пишется
  • Можно записаться на маникюр как написать
  • Может наоборот как пишется
  • Можно если осторожно как пишется