Разбор частей речи
Далее давайте разберем морфологические признаки каждой из частей речи русского языка на примерах. Согласно лингвистике русского языка, выделяют три группы из 10 частей речи, по общим признакам:
1. Самостоятельные части речи:
- существительные (см. морфологические нормы сущ. );
- глаголы:
-
- причастия;
- деепричастия;
- прилагательные;
- числительные;
- местоимения;
- наречия;
2. Служебные части речи:
- предлоги;
- союзы;
- частицы;
3. Междометия.
Ни в одну из классификаций (по морфологической системе) русского языка не попадают:
- слова да и нет, в случае, если они выступают в роли самостоятельного предложения.
- вводные слова: итак, кстати, итого, в качестве отдельного предложения, а так же ряд других слов.
Морфологический разбор существительного
План морфологического разбора существительного
Пример:
«Малыш пьет молоко.»
Малыш (отвечает на вопрос кто?) – имя существительное;
- начальная форма – малыш;
- постоянные морфологические признаки: одушевленное, нарицательное, конкретное, мужского рода, I -го склонения;
- непостоянные морфологические признаки: именительный падеж, единственное число;
- при синтаксическом разборе предложения выполняет роль подлежащего.
Морфологический разбор слова «молоко» (отвечает на вопрос кого? Что?).
- начальная форма – молоко;
- постоянная морфологическая характеристика слова: среднего рода, неодушевленное, вещественное, нарицательное, II -е склонение;
- изменяемые признаки морфологические: винительный падеж, единственное число;
- в предложении прямое дополнение.
Приводим ещё один образец, как сделать морфологический разбор существительного, на основе литературного источника:
«Две дамы подбежали к Лужину и помогли ему встать. Он ладонью стал сбивать пыль с пальто. (пример из: «Защита Лужина», Владимир Набоков).»
Дамы (кто?) — имя существительное;
- начальная форма — дама;
- постоянные морфологические признаки: нарицательное, одушевленное, конкретное, женского рода, I склонения;
- непостоянная морфологическая характеристика существительного: единственное число, родительный падеж;
- синтаксическая роль: часть подлежащего.
Лужину (кому?) — имя существительное;
- начальная форма — Лужин;
- верная морфологическая характеристика слова: имя собственное, одушевленное, конкретное, мужского рода, смешанного склонения;
- непостоянные морфологические признаки существительного: единственное число, дательного падежа;
- синтаксическая роль: дополнение.
Ладонью (чем?) — имя существительное;
- начальная форма — ладонь;
- постоянные морфологические признаки: женского рода, неодушевлённое, нарицательное, конкретное, I склонения;
- непостоянные морфо. признаки: единственного числа, творительного падежа;
- синтаксическая роль в контексте: дополнение.
Пыль (что?) — имя существительное;
- начальная форма — пыль;
- основные морфологические признаки: нарицательное, вещественное, женского рода, единственного числа, одушевленное не охарактеризовано, III склонения (существительное с нулевым окончанием);
- непостоянная морфологическая характеристика слова: винительный падеж;
- синтаксическая роль: дополнение.
(с) Пальто (С чего?) — существительное;
- начальная форма — пальто;
- постоянная правильная морфологическая характеристика слова: неодушевленное, нарицательное, конкретное, среднего рода, несклоняемое;
- морфологические признаки непостоянные: число по контексту невозможно определить, родительного падежа;
- синтаксическая роль как члена предложения: дополнение.
Морфологический разбор прилагательного
Имя прилагательное — это знаменательная часть речи. Отвечает на вопросы Какой? Какое? Какая? Какие? и характеризует признаки или качества предмета. Таблица морфологических признаков имени прилагательного:
- начальная форма в именительном падеже, единственного числа, мужского рода;
- постоянные морфологические признаки прилагательных:
-
- разряд, согласно значению:
-
- — качественное (теплый, молчаливый);
- — относительное (вчерашний, читальный);
- — притяжательное (заячий, мамин);
- степень сравнения (для качественных, у которых этот признак постоянный);
- полная / краткая форма (для качественных, у которых этот признак постоянный);
- непостоянные морфологические признаки прилагательного:
-
- качественные прилагательные изменяются по степени сравнения (в сравнительных степенях простая форма, в превосходных — сложная): красивый-красивее-самый красивый;
- полная или краткая форма (только качественные прилагательные);
- признак рода (только в единственном числе);
- число (согласуется с существительным);
- падеж (согласуется с существительным);
- синтаксическая роль в предложении: имя прилагательное бывает определением или частью составного именного сказуемого.
План морфологического разбора прилагательного
Пример предложения:
Полная луна взошла над городом.
Полная (какая?) – имя прилагательное;
- начальная форма – полный;
- постоянные морфологические признаки имени прилагательного: качественное, полная форма;
- непостоянная морфологическая характеристика: в положительной (нулевой) степени сравнения, женский род (согласуется с существительным), именительный падеж;
- по синтаксическому анализу — второстепенный член предложения, выполняет роль определения.
Вот еще целый литературный отрывок и морфологический разбор имени прилагательного, на примерах:
Девушка была прекрасна: стройная, тоненькая, глаза голубые, как два изумительных сапфира, так и заглядывали к вам в душу.
Прекрасна (какова?) — имя прилагательное;
- начальная форма — прекрасен (в данном значении);
- постоянные морфологические нормы: качественное, краткое;
- непостоянные признаки: положительная степень сравнения, единственного числа, женского рода;
- синтаксическая роль: часть сказуемого.
Стройная (какая?) — имя прилагательное;
- начальная форма — стройный;
- постоянные морфологические признаки: качественное, полное;
- непостоянная морфологическая характеристика слова: полное, положительная степень сравнения, единственное число, женский род, именительный падеж;
- синтаксическая роль в предложении: часть сказуемого.
Тоненькая (какая?) — имя прилагательное;
- начальная форма — тоненький;
- морфологические постоянные признаки: качественное, полное;
- непостоянная морфологическая характеристика прилагательного: положительная степень сравнения, единственное число, женского рода, именительного падежа;
- синтаксическая роль: часть сказуемого.
Голубые (какие?) — имя прилагательное;
- начальная форма — голубой;
- таблица постоянных морфологических признаков имени прилагательного: качественное;
- непостоянные морфологические характеристики: полное, положительная степень сравнения, множественное число, именительного падежа;
- синтаксическая роль: определение.
Изумительных (каких?) — имя прилагательное;
- начальная форма — изумительный;
- постоянные признаки по морфологии: относительное, выразительное;
- непостоянные морфологические признаки: множественное число, родительного падежа;
- синтаксическая роль в предложении: часть обстоятельства.
Морфологические признаки глагола
Согласно морфологии русского языка, глагол — это самостоятельная часть речи. Он может обозначать действие (гулять), свойство (хромать), отношение (равняться), состояние (радоваться), признак (белеться, красоваться) предмета. Глаголы отвечают на вопрос что делать? что сделать? что делает? что делал? или что будет делать? Разным группам глагольных словоформ присущи неоднородные морфологические характеристики и грамматические признаки.
Морфологические формы глаголов:
- начальная форма глагола — инфинитив. Ее так же называют неопределенная или неизменяемая форма глагола. Непостоянные морфологические признаки отсутствуют;
- спрягаемые (личные и безличные) формы;
- неспрягаемые формы: причастные и деепричастные.
Морфологический разбор глагола
- начальная форма — инфинитив;
- постоянные морфологические признаки глагола:
-
- переходность:
-
- переходный (употребляется с существительными винительного падежа без предлога);
- непереходный (не употребляется с существительным в винительном падеже без предлога);
- возвратность:
-
- возвратные (есть -ся, -сь);
- невозвратные (нет -ся, -сь);
- вид:
-
- несовершенный (что делать?);
- совершенный (что сделать?);
- спряжение:
-
- I спряжение (дела-ешь, дела-ет, дела-ем, дела-ете, дела-ют/ут);
- II спряжение (сто-ишь, сто-ит, сто-им, сто-ите, сто-ят/ат);
- разноспрягаемые глаголы (хотеть, бежать);
- непостоянные морфологические признаки глагола:
-
- наклонение:
-
- изъявительное: что делал? что сделал? что делает? что сделает?;
- условное: что делал бы? что сделал бы?;
- повелительное: делай!;
- время (в изъявительном наклонении: прошедшее/настоящее/будущее);
- лицо (в настоящем/будущем времени, изъявительного и повелительного наклонения: 1 лицо: я/мы, 2 лицо: ты/вы, 3 лицо: он/они);
- род (в прошедшем времени, единственного числа, изъявительного и условного наклонения);
- число;
- синтаксическая роль в предложении. Инфинитив может быть любым членом предложения:
-
- сказуемым: Быть сегодня празднику;
- подлежащим :Учиться всегда пригодится;
- дополнением: Все гости просили ее станцевать;
- определением: У него возникло непреодолимое желание поесть;
- обстоятельством: Я вышел пройтись.
Морфологический разбор глагола пример
Чтобы понять схему, проведем письменный разбор морфологии глагола на примере предложения:
Вороне как-то Бог послал кусочек сыру… (басня, И. Крылов)
Послал (что сделал?) — часть речи глагол;
- начальная форма — послать;
- постоянные морфологические признаки: совершенный вид, переходный, 1-е спряжение;
- непостоянная морфологическая характеристика глагола: изъявительное наклонение, прошедшего времени, мужского рода, единственного числа;
- синтаксическая роль в предложении: сказуемое.
Следующий онлайн образец морфологического разбора глагола в предложении:
Какая тишина, прислушайтесь.
Прислушайтесь (что сделайте?) — глагол;
- начальная форма — прислушаться;
- морфологические постоянные признаки: совершенный вид, непереходный, возвратный, 1-го спряжения;
- непостоянная морфологическая характеристика слова: повелительное наклонение, множественное число, 2-е лицо;
- синтаксическая роль в предложении: сказуемое.
План морфологического разбора глагола онлайн бесплатно, на основе примера из целого абзаца:
— Его нужно предостеречь.
— Не надо, пусть знает в другой раз, как нарушать правила.
— Что за правила?
— Подождите, потом скажу. Вошел! («Золотой телёнок», И. Ильф)
Предостеречь (что сделать?) — глагол;
- начальная форма — предостеречь;
- морфологические признаки глагола постоянные: совершенный вид, переходный, невозвратный, 1-го спряжения;
- непостоянная морфология части речи: инфинитив;
- синтаксическая функция в предложении: составная часть сказуемого.
Пусть знает (что делает?) — часть речи глагол;
- начальная форма — знать;
- постоянные морфологические признаки: несовершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
- непостоянная морфология глагола: повелительное наклонение, единственного числа, 3-е лицо;
- синтаксическая роль в предложении: сказуемое.
Нарушать (что делать?) — слово глагол;
- начальная форма — нарушать;
- постоянные морфологические признаки: несовершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
- непостоянные признаки глагола: инфинитив (начальная форма);
- синтаксическая роль в контексте: часть сказуемого.
Подождите (что сделайте?) — часть речи глагол;
- начальная форма — подождать;
- постоянные морфологические признаки: совершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
- непостоянная морфологическая характеристика глагола: повелительное наклонение, множественного числа, 2-го лица;
- синтаксическая роль в предложении: сказуемое.
Вошел (что сделал?) — глагол;
- начальная форма — войти;
- постоянные морфологические признаки: совершенный вид, невозвратный, непереходный, 1-го спряжения;
- непостоянная морфологическая характеристика глагола: прошедшее время, изъявительное наклонение, единственного числа, мужского рода;
- синтаксическая роль в предложении: сказуемое.
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
мультикульту́рный
Рядом по алфавиту:
мультикана́льный
мультика́р , -а
мультика́рта , -ы
мультикатало́г , -а
мультикогере́нтный
мультико́мплекс , -а
мультикомпози́ция , -и
мультикомпью́тер , -а
мультиконфессиона́льный
мультиконфигура́ция , -и
мультикриста́лл , -а
мультикристалли́ческий
мультикульту́ра , -ы
мультикультурали́зм , -а
мультикульту́рность , -и
мультикульту́рный
мультилатера́льный
мультилингви́зм , -а
мультимаши́на , -ы
мультимаши́нный
мультиме́диа , нескл., мн.
мультимедиааппарату́ра , -ы
мультимедиада́нные , -ых
мультимедиаизда́ние , -я
мультимедиаинформа́ция , -и
мультимедиаклавиату́ра , -ы
мультимедиакомба́йн , -а
мультимедиакомпа́ния , -и
мультимедиакомпью́тер , -а
мультимедиа́льный
мультимедиа… , – первая часть сложных слов, пишется слитно
Рис. Как правильно пишется слово «викторина»?
КАК ПРАВИЛЬНО ПИШЕТСЯ СЛОВО «викторина» И ПОЧЕМУ? Правильное написание слова «викторина» необходимо запомнить, так как оно является словарным и к нему невозможно подобрать однокоренное проверочное слово. Слово «викторина» обязательно к запоминанию в 4 классе(ах).
вик-то-ри́-на
УДАРЕНИЕ. Ударение в слове «викторина» падает на третий слог. Ударная гласная «И».
ПРОИСХОЖДЕНИЕ/ЭТИМОЛОГИЯ СЛОВА. Слово «викторина», очевидно, произошло от латинского «victoria» — «победа».
ЗНАЧЕНИЕ/ТОЛКОВАНИЕ СЛОВА. Викторина — это вид игры, соревнование в ответах на устные или письменные вопросы из различных областей знания.
Данное слово является прилагательным, а употребляется в значении «сосредоточенный, способный к восприятию чего-л., делающий что-л. со вниманием». Со значением слова всё стало понятно. А возникнут ли вопросы при написании слова? Я думаю, что да. Поэтому, давайте разберёмся.
Как же правильно пишется: «внимательный» или «внемательный»?
Согласно орфографической норме русского языка изучаемое слово пишется, как в первом варианте:
ВНИМАТЕЛЬНЫЙ
Почему напишем слово именно таким образом?
Стоить отметить, что сомнительная буква находится в корне слова.
В русском языке для проверки сомнительных гласных и согласных необходимо подобрать такое проверочное слово, в котором эти безударные гласные смогут занять ударную позицию, а сомнительные согласные будут звучать более отчётливо.
Но в нашем случае это сделать невозможно, так как прилагательное «внимательный» является словарным словом.
А правильность написания слова Вы можете проверить по орфографическому словарю русского языка.
Синонимы к слову:
- Точный
- Обязательный
- Любознательный
- Наблюдательный
Примеры предложений с данным словом:
- Дима, какой же ты внимательный!
- Сегодня ты какой-то совсем не внимательный.
- Он приветливо поздоровался, посмотрел внимательным взглядом.
Если возникли сомнения в том, как написать выражение – «по-старинке» или «по старинке», нужно вспомнить орфограмму, касающуюся написания предлогов со словами.
Как правильно пишется?
Согласно орфографическим нормам, правильно пишется в два слова – по старинке.
Какое правило применяется?
Выражение «по старинке» представляет собой устойчивое сочетание предлога с существительным, используется в качестве наречия. Является фразеологизмом, употребляемым в речи в значении – «как было раньше, по-старому».
Словосочетание образовано на основе существительного «старинка» 1-го склонения и простого непроизводного предлога «по».
Названные части речи не утратили своих грамматических признаков: предлог по-прежнему пишется раздельно, а сущ. в сочетании с ним имеет форму Д. п., о чем свидетельствует окончание «-е» и вопрос «чему?».
То, что «по» – предлог и пишется раздельно, очень легко проверить, для этого достаточно вставить между ним и существительным вопрос: по (чему?) старинке.
Таким образом, мы установили, что разбираемое нами выражение пишется в два слова – по старинке.
Примеры предложений
Живет эта семья по старинке, как будто сейчас не двадцать первый век, а девятнадцатый.
Все делается по старинке – при помощи топора и молотка.
Как неправильно писать
Нельзя писать таким образом – по-старинке, па старинке, посторинке.
Слово «по прежнему (пути)» пишется раздельно с предлогом как имя прилагательное, определяющее существительное. «По-прежнему» пишется с дефисом как наречие, примыкающее к глаголу.
Как писать правильно «по прежнему» или «по-прежнему», раздельно или с дефисом, узнаем, если обратимся к конкретному контексту их употребления и определим, какой частью речи они являются.
Раздельное написание «по прежнему»
Я спускаюсь к речке по прежнему пути, знакомому с самого детства.
В этом предложении фигурирует прилагательное «прежний», которое определяет существительное в форме дательного падежа:
- спускаюсь (по чему?) по пути;
- по пути (какому?) прежнему.
Между предлогом «по» и словом «прежнему» легко вставляется синтаксический вопрос определения. Значит, прилагательное «по прежнему» (пути) пишется раздельно с предлогом.
Слово «по-прежнему» пишется с дефисом
Рассмотрим другое предложение, в котором употребляется созвучное однокоренное слово.
Я поступлю по-прежнему, как бы вы меня ни уговаривали.
Поступлю как? по-прежнему.
А в этом предложении интересующее нас слово зависит от глагола. К нему задается вопрос обстоятельства, оно не изменяется. В этом контексте «по-прежнему» — это наречие, которое напишем с дефисом в соответствии с орфографическим правилом написания наречий.
Это наречие образовано от однокоренного прилагательного с помощью приставки по- и суффикса —ому:
Вывод
Слово «по-прежнему», которое является наречием, правильно пишется с дефисом.
В деревне наша жизнь идет по-прежнему размеренно и спокойно.
Девушка была одета по-прежнему просто, без излишних претензий на роскошь.
А у вас по-прежнему шумно и весело по вечерам?
Аналогично пишутся с дефисом наречия, образованные от однокоренных прилагательных и местоимений:
- мой — сделать по-моему;
- другой — взглянуть по-другому;
- весенний -светит по-весеннему;
- зимний — холодно по-зимнему;
- вечерний — одеться по-вечернему
и пр.
Всего найдено: 88
Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста, как правильно пишутся в русском языке иноязычные топонимы с компонентом falls. Су-Фолс чаще вижу с дефисом и одной буквой л в слове «фолс». С дефисом мне все понятно, а почему пропадает двойная согласная в фолс? И как по правилам должно писаться название города из одноименного мультсериала Гравити Фолз?
Ответ справочной службы русского языка
Существуют правила русской передачи иностранных собственных имен, в частности географических названий. В справочнике Р. С. Гиляревского и Б. А. Старостина «Иностранные имена и названия в русском тексте» (М., 1985) указано следующее: удвоенное английское l передается по общим правилам транскрипции удвоенных согласных, то есть между гласными и в конце слова ll — лл, по соседству с согласными ll — л в географических названиях (с. 82).
Правилам будет соответствовать написание Гравити-Фолс. Ср. с другими названиями с той же второй частью, например: города Айдахо-Фолс, Туин-Фолс («Большая российская энциклопедия»).
Добрый день! У вас на главной странице — О чём говорят и пишут… «Союзное государство»: Библиотека в XXI-м веке: книгохранилище как мультимедийный центр. Насколько я помню, у римских цифр наращение не пишется. Или что-то изменилось?
Ответ справочной службы русского языка
Вы правы, наращение не пишется.
Добрый день! Знаю, что названия на английском пишутся без кавычек, как быть с названиями, в которых есть и русские и английские слова, например, Angry Birds 2 в кино (эта фраза полностью — название мультфильма). Нужно брать в кавычки или нет?
Ответ справочной службы русского языка
В этом случае следует писать кавычки: фильм «Angry Birds 2 в кино».
Как правильно писать слово мульт_эпопея? Чем руководствоваться?
Ответ справочной службы русского языка
Пишется слитно, поскольку это сложносокращенное слово: мультэпопея (мультипликационная эпопея).
Почему на dic.academic.ru «мультимедиа технологии», как и синонимы(?) — «мультимедиа средства», «мультимедиа ресурсы» — приведены в написании раздельно? Правила написания этих сложных слов допускают варианты?
Ответ справочной службы русского языка
Полагаем, это просто устаревшая рекомендация. Верно слитное написание.
Добрый день! Подскажите, пожалуйста, как правильно написать название мультфильма «Супер4»? Или «Супер-4», или «Супер 4»?
Ответ справочной службы русского языка
Уместно использование дефиса.
Уважаемая Грамота! Подскажите, пожалуйста, имеется ли ошибка в этом предложении: «Благодаря низкому ценовому сегменту компания занимает лидирующие позиции на рынке мультиварок.»
Ответ справочной службы русского языка
Возможно, есть смысловая ошибка: что значит «благодаря низкому ценовому сегменту»?
Здравствуйте, подскажите, пожалуйста, как правильно писать название киностудии «Мосфильм» без родового слова — в кавычках или без них? Мосфильм или «Мосфильм»? И поясните, пожалуйста, почему? Спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Согласно сложившейся практике употребления, названия киностудий и студий мультипликационных фильмов пишутся в кавычках, хотя и представляют собой сложносокращенные названия.
Дорогая Грамота! Помоги разобраться с запятыми между прилагательными. В источнике вот так: Это революционный комплексный универсальный, мультинаправленный уход… Почему только 1 запятая? Ну очень надо… Спасибо!
Ответ справочной службы русского языка
Уместно разделить запятыми все определения, считая такие определения однородными.
Здравствуйте! Помогите, пожалуйста. Как будет правильнее оформить свидетельство участника мероприятия? 1) Свидетельство участника мультимедийного Урока к Году экологии в Президентской библиотеке выдано ГБОУ школе № 522 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга; 2) Свидетельство участника мультимедийного Урока к Году экологии в Президентской библиотеке выдано ГБОУ «Школа № 522 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга» Заранее благодарю Вас.
Ответ справочной службы русского языка
Корректно: Свидетельство участника мультимедийного урока к Году экологии в Президентской библиотеке выдано ГБОУ «Школа № 522 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга».
Как писать слово мульттерапия, с дефисом или без дифиса? Спасибо
Ответ справочной службы русского языка
Верно слитное написание: мульттерапия.
В замечательном мультфильме «Смешарики» есть песня «От винта». В этой песне есть слова «… он летает самолет …» Давно мучаюсь вопросом. Это устаревшая норма русского языка или эта фраза в стиле подражания речи иностранца?
Ответ справочной службы русского языка
Может быть, так: он летает, самолет?
Задача. У Антона 15 дисков. Из них 10 дисков с мультфильмами, остальные с играми. Нужно ли в данном предложении после слов «дисков» и «остальные» ставить тире?
Ответ справочной службы русского языка
Постановка тире возможна, но необязательна.
Добрый день! Подскажите, пожалуйста, как правильно написать «экстракласса» в следующем предложении: «Покупая….., вы получаете мультимедийный комплекс экстракласса». Что-то я уже совсем запутался. Пишут в разных словарях, что это исключение (однозначно «экстра-класса»), но с другой стороны здесь же не идет речь о том, что комплекс (по аналогии, например, с товарами), 1-го или 2-го класса. Тут же имеется в виду превосходная степень, т.е. «высочайшего класса». И в справочниках пишут, напр.: «Слитно пишутся существительные и прилагательные с иноязычными корнями-приставками анти-, архи-, инфра-, контр-, пан-, ультра-, экстра-«. Т.е. тогда получается, что «экстракласса» в этом случае должно писаться слитно. Почему же нужно писать через дефис? И почему оно в справочниках занесено в исключения? Не совсем понятно, если честно. Заранее большое спасибо!!
Ответ справочной службы русского языка
Орфографически верно: комплекс экстра-класса.
Экстра… — приставка, пишется слитно, но: экстра-класс, экстра-почта, экстра-тайм, экстра-энд.
Здравствуйте, почему слово шоу-рум пишется через дефис, а слово шоумен — нет? В процессе поисков нашел вопрос №215451, в нем употребляется слово «мультирум», оно пишется слитно несмотря на аналогичное происхождение. По поводу слова «шоумен» нашел вопрос №239280, в ответе на которые слитное написание аргументировалось тем, что слово «мен» не употребляется в русском языке отдельно (как в слове «бизнесмен»). Но ведь слово «рум» так же не употребляется? Тогда по аналогии будет и «шоурум», слитно. Слово «шоу-рум» нашел в вопросе №280744, там указано, что это словарная фиксация (Русский орфографический словарь РАН / Под ред. В. В. Лопатина, О. Е. Ивановой. – 4-е изд., испр. и доп. – М., 2012). Но с чем связана именно такая словарная фиксация? Не была ли она ошибочной?
Ответ справочной службы русского языка
Согласны, слитное написание более логично. Вероятно, составители руководствовались сложившейся практикой письма при внесении дефисного варианта в словарь.
«Викторина» или «векторина» — как пишется?
На чтение 2 мин Просмотров 16
«Викторина» или «векторина»? Объяснение простое.
Как правильно пишется: «викторина» или «векторина»?
Какое правило применяется?
Слово словарное, то есть правилам не подчиняется. Написание просто запоминается.
Примеры предложений
Мы решили провести викторину: победивший поедет на конкурс.
Ежегодно проходит университетская викторина, где участвовать может любой студент города.
Любовь к викторинам сделала Андрея очень эрудированным.
Учитель литературы любит устраивать викторины по пройденным произведениям.
Придумать викторину несложно, не переживай.
Ведущий викторины случайно назвал ответ и, растерянно улыбнувшись, посмотрел на организатора.
Участники викторины выглядели озадаченными.
Сегодня викторину можно скачать на телефон и посоревноваться с реальными соперниками, сидя прямо на диване.
Викторина была трудной, и никто не набрал много баллов.
Ведущий викторины был симпатичным и харизматичным мужчиной.
Жалко, что пропустили телевикторину.
Викторину она выиграла нечестно, так как ответы знала заранее.
«Может, проведем викторину?» – предложил Витя.
Как неправильно писать
МОУ Раменская специальная (коррекционная)
школа-интернат для детей
с ограниченными возможностями здоровья.
Сценарий общешкольного мероприятия
«Музыкальная викторина. Любимые песни детства»
Разработали
Учитель музыки и пения
Баширова Н.Ю.
Учитель, зам по ВР
Климова С.Н.
г.Раменское
2016 год
Сценарий игровой программы
«Любимые песни детства»
Описание работы: Все мы были когда-то маленькими, и, конечно же, любили смотреть мультфильмы. Кто не знает таких героев, как Чебурашка, Крокодил Гена, Кот Леопольд, Умка, Крошка Енот. А песни из любимых мультфильмов многие из нас помнят до сих пор. Меняется время, меняются поколения, меняются мультфильмы. Сегодня появилось достаточно много интересных и познавательных российских мультфильмов, но наряду с новыми мультфильмами, старые советские дети продолжают смотреть с удовольствием, ведь они не только учат добрым поступкам, дружбе, уважению к людям, но и помогают вырасти хорошими людьми. А какие песни в этих мультфильмах! Едва зазвучат первые аккорды, и мы без труда отгадываем, что это за песня. И очень хочется, чтобы старые, добрые мультфильмы и песни не забывались, и не уходили в прошлое, а продолжали жить еще долгое время. Именно поэтому, возникла идея разработать игровую программу, основанную на песнях из советских мультфильмов – песнях, знакомых с детства.
Назначение: Сценарий игровой программы «Песни, знакомые с детства» будет интересен педагогам-организаторам образовательных учреждений, музыкальных школ, школ искусств, учителям начальных классов, воспитателям, родителям. Её можно использовать в качестве проведения классного часа, в качестве занимательной командной игры, внеклассного мероприятия в любых образовательных учреждениях.
Организовать такую игру можно и родителям на детских праздниках в гостях и дома.
Цель: Стимулирование интереса учащихся к музыке, формирование творческого потенциала личности.
Задачи:
Образовательные:
•Активизировать познавательную деятельность,
•формировать умение отвечать на вопросы;
•Обогатить духовный мир детей посредством детских песен.
Развивающие:
•Развивать у детей познавательный интерес к музыке;
•Развивать логическое мышление, эрудицию;
•Развивать воображение, умение размышлять, думать
Воспитательные:
•Воспитывать любовь к музыке, как к искусству, обладающего наибольшей силой эмоционального воздействия на человека;
•Воспитывать любовь к песням из советских мультфильмов.
Технологии, применяемые при проведении мероприятия:
ИКТ, игровые, групповые, личностно-ориентированные, проектные, здоровьесберегающие.
Необходимое оборудование для проведения мероприятия:
•Сигнальные карточки (изготавливают команды). Карточки нужны для того, чтобы при готовности ответа, команда могла сообщить ведущему, подняв цветную карточку;
•Рисунки «Мой любимый мультгерой», выполненные учащимися школы-интерната;
•Карточки в виде нот (изготавливают организаторы мероприятия). Карточки нужны для поощрения команд за правильный ответ на вопрос;
•Карточки-фотографии с изображением фрагментов из мультфильмов для конкурса капитанов;
•Проектор, экран, ноутбук, колонки.
Содержание игры:
Учащиеся делятся на команды, придумывают название, выбирают капитана. Игра состоит из трех туров.
Первый тур (Разминка):
каждой команде по очереди задается вопрос и предлагается три варианта ответа. На обдумывание дается 10-15 секунд. При правильном ответе – команде засчитывается 1 балл, при неправильном ответе – бал не засчитывается, и право ответа переходит к другой команде.
Второй тур (Угадай мелодию):
музыкальная викторина, состоящая из фрагментов детских песен. После прослушивания фрагмента команды должны дать точное название песни, и ответить на вопрос, в каком мультфильме она звучит. Готовность команды отвечать оценивается по сигнальной карточке. В случае неправильного ответа, возможность ответа передается команде соперника. За каждый правильный ответ присуждается 1 бал.
Третий тур (Конкурс капитанов):
очередность участия капитанов определяется жребием. Перед капитанами команд на столе лежат карточки с изображением героев мультфильмов. Каждому капитану по очереди задается вопрос: Какой герой исполняет данную песню (Звучит фонограмма песни). На обдумывание дается 30 секунд, после этого ребята должны выбрать карточку с изображением героя, исполняющего данную песню. За правильный ответ присуждается 1 бал, при неправильном ответе право ответа передается команде соперников.
Для того чтобы игра прошла интересно, в сценарии предусмотрено появление сказочных героев – Незнайки и Мальвины, роли которых исполняют учащиеся старших классов. Незнайка и Мальвина помогают командам отвечать на вопросы, подбадривают и веселят. В роли ведущей игры Фея Музыки.
Ход мероприятия
СЛАЙД 1
Звучит песня «Приходите в гости к нам»
СЛАЙДЫ 2-13
Я не знаю, кто и как
Изобрел мультфильмы,
Но без них сейчас никак
Жить бы не смогли мы.
Без смешариков смешных,
Ежика с лисенком,
Без мартышек озорных
И слона с тигренком.
Чебурашка, Шапокляк,
Волк и шустрый зайчик,
Винни-Пух и Пятачок,
Кеша-попугайчик,
Кот Матроскин, пес Барбос,
Поросенок Фунтик,
Карлсон и фрекен Бок,
Славный добрый Лунтик…
Если б кто-то мультики
Не придумал первым,
Мне б их выдумать пришлось
Самому, наверно!
СЛАЙД 14
Появляется Сказочная Фея Музыки:
Добрый день, дорогие ребята.
Я добрая Фея музыки. Я очень люблю сказки, мультфильмы.
А Вы ребята, любите сказки и мультфильмы?
А какие мультфильмы Вы больше всего любите?
А песни из мультфильмов Вы знаете?
Я пригласила вас сегодня в этот зал потому, что у моей любимой киностудии Союзмультфильм день рождения, вернее – юбилей! В этом году ей исполнилось 80 лет!!! И я предлагаю всем нам поздравить знаменитую на весь мир киностудию с днем рождения и пожелать ей долгих лет жизни и создания еще огромного количества мультиков!
Именинникам принято дарить подарки. А что же мы подарим нашей любимой киностудии? Думаю, для подарка вполне подойдёт интересная музыкальная игра. Вы согласны?
Я объявляю увлекательную игру под названием «Любимые песни детства». Мы вместе попробуем вспомнить знакомые нам мультфильмы и их названия, вновь встретимся с любимыми героями мультиков, послушаем песни, которые с удовольствием поют и взрослые и дети. Вы готовы?
А помогать мне сегодня будут Магистры музыкальных наук – строгое и объективное жюри (Представление членов жюри). Они будут вести счет игры, чтобы в конце мы смогли узнать победителей. Команды готовы, жюри готовы.
Итак, я объявляю первый тур (Угадай мультгероя):
СЛАЙД 15
Каждой команде по очереди задается вопрос и предлагается три варианта ответа. На обдумывание дается 10-15 секунд. При правильном ответе – команде засчитывается 1 балл, при неправильном ответе – бал не засчитывается, и право ответа переходит к другой команде. За каждый правильный ответ команда получает вот такую нотку.
Вопросы для первого тура
(СЛАЙДЫ с 16 по 30 – каждый вопрос отражается на слайде)
1.«Жили у бабуси два весёлых гуся». Какого цвета были гуси?
а) Один белый, другой черный
б) Один серый, другой белый
в) Оба белых
2.От какого предложения не смог отказаться Антошка?
а) Пойдем копать картошку
б) Сыграй нам на гармошке
в) Готовь к обеду ложку
3.Кто съел Кузнечика в песне «В траве сидел Кузнечик»?
а) Жаба
б) Лягушка
в) птица
4.В каком мультфильме звучит песня «Ничего на свете лучше нету, чем бродить друзьям по белу свету»?
а) Трое из Простоквашино
б) Бременские музыканты
в) Приключения Фунтика
5. В каком мультфильме звучит песня «От улыбки станет всем светлей»?
а) Трое из Простоквашино
б) Крошка Енот
в) Приключения Буратино
6.Кто доброй сказкой входит в дом?
Кто с детства каждому знаком?
Кто не учёный, не поэт,
А покорил весь белый свет?
Кого повсюду узнают?
Скажите, как его зовут?
а) Артемон
б) Буратино
в) Пьеро
7.В каком мультфильме звучит песня «Ложкой снег, мешая, ночь идет большая»
а) Крошка Енот
б) Умка
в) Зима в Простоквашино
8.В каком детском фильме звучит песня «Крылатые качели»?
а) Гостья из будущего
б) Приключения Электроника
в) Приключения Буратино
9.В каком детском фильме звучит песня «Прекрасное далеко»?
а) Гостья из будущего
б) Приключения Электроника
в) Приключения Буратино
10.«Кабы не было зимы в городах и сёлах». В каком мультфильме звучит эта песня?
а) Трое из Простоквашино
б) Зима в Простоквашино
в) Лето кота Леопольда
11.Кто из героев жаловался на свою судьбу «Эх, жизнь моя жестянка, да ну ее в болото», и мечтал «А мне летать охота»?
а) Кот Матроскин
б) Водяной
в) Фунтик
12. «Растяни меха гармошка,
Эх, играй, наяривай.
Пой частушки бабка Ёжка,
Пой не разговаривай». В каком мультфильме звучат эти частушки?
а) Трое из Простоквашино
б) Летучий Корабль
в) Приключения Фунтика
13.Чудо остров, чудо остров
Жить на нем легко и просто.
Жить на нем легко и просто.
Наше счастье постоянно
Жуй кокосы, ешь бананы. О каком чудо острове идет речь?
а) Мадагаскар
б) Чунга-Чанга
в) Простоквашино
14.Продолжите песню «В лесу родилась….»
а) Берёзка
б) Ёлочка
в) Сосна
15.В каком мультфильме звучит песенка про кузнечика?
а) Трое из Простоквашино
б) Незнайка-музыкант
в) Крошка Енот
Фея Музыки: Молодцы ребята, вы прекрасно справились с вопросами первого тура. Предлагаю Вам немного отдохнуть и спеть веселую песенку Фиксиков
СЛАЙД 31
(Дети исполняют песню-караоке)
Второй тур: Угадай мелодию
музыкальная викторина, состоящая из фрагментов детских песен. После прослушивания фрагмента команды должны дать точное название песни, и ответить на вопрос, в каком мультфильме она звучит. Готовность команды отвечать оценивается по сигнальной карточке. Право ответа пренадлежит команде, которая первой подняла сигнальную карточку. В случае неправильного ответа, возможность ответа передается командам соперников. За каждый правильный ответ присуждается 1 балл.
СЛАЙД 32
Фея Музыки: Ребята, переходим ко второму туру нашей игры. Для Вас будут звучать отрывки детских песен, ваша задача внимательно послушать, и если вы знаете правильный ответ, то поднять сигнальную карточку. Если вы ошибаетесь, то право ответа переходит к команде соперника. А мои помощники – строгое и внимательное жюри будут внимательно следить за тем, какая команда поднимет сигнальную карточку первой.
Песни для музыкальной викторины:
СЛАЙДЫ 33-42
•Голубой вагон,
•Чунга-Чанга,
•Песенка Лунтика
•Песенка паровозика из Ромашково,
•Песня Леопольда-велосипедиста,
•От улыбки хмурый день светлей,
•Я – гениальный сыщик,
•Расскажи снегурочка – где была,
•Облака – белогривые лошадки,
•В каждом маленьком ребенке.
Фея Музыки: Молодцы. Отлично справились. А я предлагаю вам немного отдохнуть и поиграть в игру «В нашем зале все друзья»
СЛАЙД 43
«В нашем зале все друзья?»
Ребята отвечают: «В нашем зале все друзья»
«Улыбнись соседу справа»,
Ребята выполняют действие
«А теперь соседу слева».
«В нашем зале все друзья?»
Ребята отвечают: «В нашем зале все друзья»
«Подмигни соседу справа», «А теперь соседу слева», ребята выполняют действия.
«В нашем зале все друзья?», «В нашем классе все друзья»
«Обними соседа справа»,
Ребята выполняют действие
«А теперь соседа слева».
«В нашем зале все друзья?»
«В нашем зале все друзья»
«Подмигни соседу справа», «А теперь соседу слева», ребята выполняют действия.
Фея Музыки: Ну, что ребята, отдохнули? Тогда я объявляю конкурс капитанов
СЛАЙД 44
Третий тур (Конкурс капитанов)
(Капитаны выходят на сцену).
Перед Вами на столах карточки с изображениями героев мультфильмов. После того как прозвучит вопрос какой герой исполняет ту или иную песню, вы должны выбрать карточку с правильным ответом. Отвечаете правильно, получаете один бал, отвечаете не правильно – право ответа переходит к команде соперников.
Очередность участия капитанов определяется жребием. Перед капитанами команд на столе лежат карточки с изображением героев мультфильмов. Каждому капитану по очереди задается вопрос: Какой герой исполняет данную песню (Звучит фонограмма песни). На обдумывание дается 30 секунд, после этого ребята должны выбрать карточку с изображением героя, исполняющего данную песню. За правильный ответ присуждается 1 бал, при неправильном ответе право ответа передается команде соперников.
Песни для третьего тура:
СЛАЙДЫ 45-54
1. «Пусть бегут неуклюже пешеходы по лужам»
2.«А я всё чаще замечаю, что меня как будто кто-то подменил»
3.«Неприятность эту мы переживем»
4.«Я был когда-то странной игрушкой безымянной, к которой в магазине никто не подойдет»
5.«Хорошо бродить по свету с карамелькой за щекою, а еще одну для друга взять в кармашек про запас»
6.«Я на солнышке лежу»
7.«Пропала Мальвина, невеста моя»
8.«Если долго, долго, долго, если долго по тропинке, Если долго по дорожке топать ехать и бежать»
9.«Если я чешу в затылке – не беда. В голове моей опилки, да, да, да»
10.«Тут у нас столпотворенье…»
СЛАЙД 55
Фея Музыки: Ну вот, дорогие ребята и закончилась наша игра. Вы с легкостью справились с каждым заданием, доказали, что хорошо знаете мультфильмы и песни, и вот пришло время подвести итоги и определить команду победителя.
А пока наше уважаемое жюри подводит итоги, предлагаю вам посмотреть мультфильм.
СЛАЙД 56 Мультфильм «Крошка Енот»
СЛАЙД 57 Подведение итогов, награждение победителей
СЛАЙД 58 Финальная песня «Дружба крепкая»
Перейти к содержанию
«Викторина» или «векторина» — как правильно?
На чтение 1 мин Просмотров 150 Опубликовано 17.10.2021
Написание слов часто не совпадает с их произношением в устной речи, особенно это касается таких гласных, как «и» и «е». Чтобы в будущем не возникало трудностей, необходимо выяснить, как пишется правильно: «викторина» или «векторина».
Как пишется правильно: «викторина» или «векторина»?
Единственный правильный вариант написания слова – это «викторина».
Какое правило применяется?
Написание данного слова не подчиняется каким-либо правилам. Это значит, что оно является словарным, и существительное «викторина» необходимо запомнить.
Примеры предложений
Чтобы лучше усвоить правильное написание вышеуказанного существительного, следует посмотреть на примеры предложений, в которых оно содержится:
- Школьная викторина проходит каждый месяц, и в ней участвует большое количество учеников;
- Мои друзья решили провести небольшую викторину, которая помогла нам лучше узнать о месте, в которое мы планируем поехать на следующей неделе;
- Викторина была отнюдь не скучной, всё было организовано очень интересно.
Как неправильно писать
Противоречит содержанию орфографических словарей вариант написания «векторина», с использованием гласной «е», поэтому он считается неправильным.
Как правильно писать слово викторина?
Чтобы узнать как пишется то или иное слово, необходимо определить какой частью речи оно является. Далее найти правило русского языка, которое определяет правописание необходимого слова. С этим мы сейчас вам поможем.
Правильно писать:
«ВИКТОРИНА»
Каким правилом руководствоваться?
Непроверяемые безударные гласные в корне слова
Правило звучит так:
Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова нужно запоминать.
Неправильно
«ВЕКТОРИНА»
«ВИКТОРИНА» в контексте
Сегодняшняя викторина проводится на знание атрибутов костюма.
Это привилегия для избранных – для тех, кто достиг самого высокого уровня в виртуальной реальности Detonom или для тех, кто выиграл викторину.