mawa p
Ученик
(91),
на голосовании
11 лет назад
Голосование за лучший ответ
Наталья Быстрицкая
Профи
(843)
11 лет назад
В первом предложении слово озабоченны является признаком. Вопрос — какие лица?
Во втором — сказуемым. Мы что делали? Были озабочены.
лариса аверина
Ученик
(247)
3 года назад
в первом случае-краткое прилагательное (пишем столько НН, сколько в полном), во втором случае- краткое причастие ( всегда пишется с Н)
§ 48. Буквы нн и н причастиях и отглагольных прилагательных
1. В суффиксах страдательных причастий прошедшего времени пишется нн; как правило, эти причастия имеют приставки или пояснительные слова: исправленная рукопись; правленные корректором гранки.
При отсутствии приставок или пояснительных слов пишется одно н; ср.: замощённые дороги — мощённые булыжником дороги — мощёные дороги. В этом случае перед нами прилагательное, образованное от страдательного причастия прошедшего времени: правленый текст, бешеный волк, вяленая вобла, глаженые брюки, драная куртка, золочёные изделия, ломаная линия, путаный ответ, рваная рана, сеяные травы, стираное бельё ит. п.
2. Разграничение страдательных причастий и образованных от них прилагательных (тем самым выбор написания нн или н) иногда производится не по формальному признаку, а по смысловому значению. Например- в предложении Будучи раненным, солдат оставался в строю в слове раненным пишется нн, несмотря на отсутствие приставки и пояснительных слов: оно сохраняет глагольное значение, указывает не на постоянный признак-качество, а на временное состояние, т. е. является причастием. Отглагольное прилагательное не обозначает действия и отвечает на вопрос: «какой?» («какая?», «какое?», «какие?»).
В приставочных образованиях, даже если они имеют значение прилагательного, пишется нн: выдержанное вино, наложенным платежом, подержанные книги, поношенное платье, ускоренный шаг. Но: назва́ный брат, посажёный отец, смышлёный мальчик.
Запомните: во второй части сложных образований глаженые-переглаженые брюки, латаная-перелатаная шуба, ношеный-переношеный костюм, стираное-перестираное бельё, штопаные-перештопаные чулки и т. п., несмотря на наличие приставки пере-, целесообразно писать одно н, так как сложное слово в целом имеет значение прилагательного (высокая степень качества).
Примечание. При переходе причастия в прилагательное возможно изменение лексического значения слова: верченый парень (‘ветреный, легкомысленный’); конченый человек (‘ни на что больше уже не способный’); писаная красавица (‘красивая, как на картине’); Прощёное воскресенье (‘последнее воскресенье перед Великим постом’).
3. Наличие приставки не- на написание отглагольного прилагательного не влияет: неезженый, нехоженый, незваный, непрошеный, некошеный, некрашеный, некрещёный, неписаный (закон), непуганый.
4. В составе сложного слова написание отглагольного прилагательного также не меняется: гладкокрашеный, горячекатаный, холоднокатаный, цельнокатаный, цельнокроеный, домотканый, пестротканый, златотканый, златокованый, малоезженый, малохоженый, малоношеный, малосолёный, мелкодроблёный, свежегашёный, свежемороженый и др. (ср. с терминами, в которых вторая часть сложного слова образована от приставочного глагола: гладкоокрашенный, малонаезженный, свежезамороженный и др.).
5. Два н (нн) пишется в бесприставочных причастиях, образованных от глаголов совершенного вида: брошенный, данный, купленный, лишённый, пленённый и др., а также в немногих причастиях, образованных от глаголов несовершенного вида: виданный, виденный, слыханный, читанный и др.
6. Отглагольные прилагательные на -ованн(ый), -ёванн(ый) пишутся с нн: балованный ребёнок, корчёванный участок.
Примечания: 1. В прилагательных кованый и жёваный сочетания -ое- и -ев- входят в состав корня.
2. В существительных, образованных от страдательных причастий и отглагольных прилагательных, пишется нн или н в соответствии с производящей основой:
вареник, копчености, мороженое, мученик, труженик, ученик
бесприданница, воспитанник, данник, избранник, священник, ставленник, утопленник
То же самое относится к производным наречиям: деланно улыбаться; нежданно-негаданно явиться; путано отвечать.
7. В кратких формах страдательных причастий пишется одно н. В кратких отглагольных прилагательных (как и в отыменных) сохраняется написание нн. Отглагольные прилагательные отвечают на вопрос «каков?» («какова?», «каково?», «каковы?»). Ср.:
Мировая общественность была взволнована сообщениями о гибели космонавтов.
Игра актёра была проникновенна и взволнованна.
В период дворцовых переворотов в России многие фавориты были приближены ко двору и возвышены.
Идеалы и стремления первых революционеров были возвышенны.
Иногда простые вопросы бывают искусственно запутаны.
Сюжеты этих произведений сложны и запутанны.
Вам всегда везёт, вы, по-видимому, избалованы судьбой.
При неправильном воспитании дети обычно капризны и избалованны.
С точки зрения логики эти выводы мало или даже совсем не обоснованы.
Масштабы работ были ограничены отпущенными средствами.
Его возможности ограниченны (т. е. малы).
Врачи были озабочены состоянием больного.
Шторм усиливался, и лица моряков были серьёзны и озабоченны.
Предъявленные нам требования произвольны и необоснованны.
Суд не усмотрел в данном деле состава преступления, и обвиняемые были оправданы.
Чрезвычайные меры в этих условиях были необходимы и вполне оправданны.
Все варианты дальнейшей игры шахматистом до конца продуманы.
Ответы экзаменующихся были содержательны и продуманны.
Примечание. Некоторые отглагольные прилагательные пишутся в полной форме с двумя н (нн), а в краткой — с одним н, подобно причастиям, с которыми их сближает наличие приставки и вид производящего глагола: заплаканные глаза — глаза заплаканы; заржавленные ножи — ножи заржавлены; поношенное платье — платье поношено.
То же в сложных словах: общепризнанное превосходство — превосходство общепризнано; свежезамороженные ягоды — ягоды свежезаморожены.
8. Некоторые прилагательные допускают двоякое написание краткой формы в зависимости от значения и конструкции. Ср.:
Сестра намерена вскоре уехать (‘имеет намерение’ — в сочетании с инфинитивом).
Его дерзость намеренна (‘нарочита’ — без инфинитива).
Мы преданы Родине (в сочетании с формой дательного падежа).
Старые друзья всегда преданны (без дополнения).
Наши легкоатлеты уверены в победе (с дополнением).
Движения гимнастов легки и уверенны (без дополнения)
Åñëè íå ðàáîòàåò ïðèíòåð CANON
Ïðè óñòàíîâêå è ýêñïëóàòàöèè ïðèíòåðà âîçíèêàþò íåïîëàäêè ñâÿçàííûå, êàê ñ ïðîãðàììíûì, òàê è ñ àïïàðàòíûì îáåñïå÷åíèåì.  äàííîì ñëó÷àå ñëåäóåò ðàññìîòðåòü ïðîáëåìû âîçíèêàþùèå â ñòðóéíûõ è ëàçåðíûõ ïðèíòåðàõ. Îñîáåííîñòè îñóùåñòâëåíèÿ ïðîôèëàêòè÷åñêîãî è âíåïëàíîâîãî ðåìîíòà ìàòðè÷íûõ ïðèíòåðîâ: âî ìíîãèõ ñëó÷àÿõ äàííûå âèäû ïðèíòåðîâ äåøåâëå çàìåíèòü, ÷åì ïûòàòüñÿ èõ îòðåìîíòèðîâàòü.
Öåíîâîé äèàïàçîí ïðèíòåðîâ «âñå â îäíîì» ñëèøêîì øèðîê, ÷òîáû ìîæíî áûëî îäíîçíà÷íî îòâåòèòü íà âîïðîñ î öåëåñîîáðàçíîñòè ïîïûòîê èõ âîññòàíîâëåíèÿ. Åñëè ó âàñ ïðèíòåð èìåííî òàêîãî òèïà, è ñ íèì ÷òî-òî ïðîèçîøëî, ëó÷øå ïðåäâàðèòåëüíî óçíàòü î ñòîèìîñòè åãî ñàìîãî è ðåìîíòà ïðèíòåðà Êýíîí è ñäåëàòü ñîîòâåòñòâóþùèå âûâîäû.
Ïåðåä ðåìîíòîì ñíà÷àëà íåîáõîäèìî âûÿâèòü ïåðâîíà÷àëüíóþ ïðè÷èíó íåäååñïîñîáíîñòè ïðèíòåðà, íåîáõîäèìî óäîñòîâåðèòñÿ â òîì, ÷òî íåïîëàäêà èìåííî â ïðèíòåðå. Äëÿ ýòîãî íåîáõîäèìî ïîäêëþ÷èòü ïðèíòåð ê äðóãîìó êîìïüþòåðó. Åñëè ïðèíòåð íå áóäåò ðàáîòàòü è ñ äðóãèìè êîìïüþòåðàìè, çíà÷èò, ïðîáëåìà èìåííî â íåì. Åñëè æå îí íå ðàáîòàåò òîëüêî ïðè ïîäêëþ÷åíèè ê âàøåìó êîìïüþòåðó, çíà÷èò, ïðèíòåð çäåñü íå ïðè ÷åì è ïðîáëåìà, ñêîðåå âñåãî, çàêëþ÷àåòñÿ â ÷åì-òî äðóãîì.
XIII. Ïðàâîïèñàíèå ïðè÷àñòèé
§ 51. Ãëàñíûå â ñóôôèêñàõ ïðè÷àñòèé
-  äåéñòâèòåëüíûõ ïðè÷àñòèÿõ íàñòîÿùåãî âðåìåíè ïèøóòñÿ:
à) ñóôôèêñû -óù-, -þù- ó ãëàãîëîâ I ñïðÿæåíèÿ, íàïðèìåð: áîðþùèéñÿ, êîëûøóùèé, ñòåëþùèé;
á) ñóôôèêñû -àù-, -ÿù- ó ãëàãîëîâ II ñïðÿæåíèÿ, íàïðèìåð: çíà÷àùèé, äûøàùèé, ñòðîÿùèéñÿ.
Ïðèìå÷àíèå. Îò ãëàãîëà áðåçæèòü îáðàçóåòñÿ ïðè÷àñòèå áðåçæóùèé.
-  ñòðàäàòåëüíûõ ïðè÷àñòèÿõ íàñòîÿùåãî âðåìåíè ïèøåòñÿ:
à) ñóôôèêñ -åì- ó ãëàãîëîâ I ñïðÿæåíèÿ, íàïðèìåð: êîëåáëåìûé, ïðîâåðÿåìûé;
á) ñóôôèêñ -èì- ó ãëàãîëîâ II ñïðÿæåíèÿ, íàïðèìåð: âèäèìûé, ñëûøèìûé. Íî: äâèæèìûé (îò ñòàðîãî ãëàãîëà äâèæèòè).
-  ñòðàäàòåëüíûõ ïðè÷àñòèÿõ ïðîøåäøåãî âðåìåíè ïèøåòñÿ:
à) -àííûé, -ÿííûé, åñëè ñîîòâåòñòâóþùèé ãëàãîë îêàí÷èâàåòñÿ â íåîïðåäåëåííîé ôîðìå íà -àòü, -ÿòü, íàïðèìåð: íàïèñàòü íàïèñàííûé, ðàçâåÿòü ðàçâåÿííûé, íàñòîÿòü íàñòîÿííûé;
á) -åííûé, åñëè ãëàãîë â íåîïðåäåëåííîé ôîðìå îêàí÷èâàåòñÿ íà -åòü, -èòü, -òè (ïîñëå ñîãëàñíîé), -÷ü, íàïðèìåð: âèäåòü âèäåííûé, çàñòðåëèòü çàñòðåëåííûé, ñïàñòè ñïàñ¸ííûé, ñáåðå÷ü ñáåðåæ¸ííûé.
Ñð.:
êîâðû äëÿ ïðîñóøêè ðàçâåøàíû (ðàçâåøàòü) âî äâîðå ïðîäóêòû â ìàãàçèíå çàáëàãîâðåìåííî ðàçâåøåíû (ðàçâåñèòü);
îáâåøàííûå (îáâåøàòü) ãðàíàòàìè áîéöû îáâåøåííûå (îáâåñèòü) ïðîäàâöîì ïîêóïàòåëè;
çàìåøàííûå (çàìåøàòü) â ïðåñòóïëåíèè âçÿòî÷íèêè ãóñòî çàìåøåííîå (çàìåñèòü) òåñòî;
ìíîãî êàðòèí íàâåøàíî (íàâåøàòü) íà ñòåíäàõ äâåðü íàâåøåíà (íàâåñèòü);
ðàññòðåëÿííûå (ðàññòðåëÿòü) ôàøèñòàìè ïàðòèçàíû ïîäñòðåëåííûå (ïîäñòðåëèòü) îõîòíèêîì óòêè;
ïðèñòðåëÿííîå (ïðèñòðåëÿòü) îðóäèå ïðèñòðåëåííûé (ïðèñòðåëèòü) âîëê;
âûêà÷àííàÿ (âûêà÷àòü) èç áàêà íåôòü âûêà÷åííàÿ (âûêàòèòü) èç ïîäâàëà áî÷êà.
Ïðèìå÷àíèå. Îò ãëàãîëîâ ìåðÿòü, ìó÷àòü (ðàçãîâîðíûå ôîðìû) ñòðàäàòåëüíûå ïðè÷àñòèÿ ïðîøåäøåãî âðåìåíè îáðàçóþòñÿ êàê îò ëèòåðàòóðíûõ ôîðì ìåðèòü, ìó÷èòü, íà -åííûé-: ìåðåííûé, ìó÷åííûé.
§ 52. Ïðàâîïèñàíèå íí è í â ïðè÷àñòèÿõ è îòãëàãîëüíûõ ïðèëàãàòåëüíûõ
-  ñóôôèêñàõ ñòðàäàòåëüíûõ ïðè÷àñòèé ïðîøåäøåãî âðåìåíè ïèøóòñÿ äâà í; êàê ïðàâèëî, ýòè ïðè÷àñòèÿ èìåþò ïðè ñåáå ïðèñòàâêè èëè ïîÿñíèòåëüíûå ñëîâà. Íàïðèìåð: èñïðàâëåííàÿ ðóêîïèñü, ïðàâëåííûå êîððåêòîðîì ãðàíêè.
- Ïðè îòñóòñòâèè ïðèñòàâîê èëè ïîÿñíèòåëüíûõ ñëîâ îáû÷íî îáðàçóþòñÿ èìåíà ïðèëàãàòåëüíûå, â êîòîðûõ ïèøåòñÿ îäíî í. Íàïðèìåð: ïðàâëåíûé òåêñò, áåøåíûé âîëê, âÿëåíàÿ âîáëà, ãëàæåíûå áðþêè, áðàíàÿ êóðòêà, çîëî÷¸íûå èçäåëèÿ, ëîìàíàÿ ëèíèÿ, ïóòàíûé îòâåò, ðâàíàÿ ðàíà, ñåÿíûå òðàâû, ñòèðàíîå áåëü¸ è ò. ï. Ñð.: çàìîù¸ííûå äîðîãè ìîù¸ííûå áóëûæíèêîì äîðîãè ìîù¸íûå äîðîãè.
- Ðàçãðàíè÷åíèå ñòðàäàòåëüíûõ ïðè÷àñòèé è îáðàçîâàííûõ îò íèõ ïðèëàãàòåëüíûõ (òåì ñàìûì âûÿñíåíèå âîïðîñà î íàïèñàíèè íí í) èíîãäà ïðîèçâîäèòñÿ íå ïî ôîðìàëüíîìó ïðèçíàêó, à ïî ñìûñëîâîìó çíà÷åíèþ. Íàïðèìåð, â ïðåäëîæåíèè Áóäó÷è ðàíåííûì, ñîëäàò îñòàâàëñÿ â ñòðîþ ñëîâî ðàíåííûì ïèøåòñÿ ñ äâóìÿ í, íåñìîòðÿ íà îòñóòñòâèå ïðè íåì ïðèñòàâêè è ïîÿñíèòåëüíûõ ñëîâ: îíî ñîõðàíÿåò ãëàãîëüíîå çíà÷åíèå, óêàçûâàåò íå íà ïîñòîÿííûé ïðèçíàê-êà÷åñòâî, à íà âðåìåííîå ñîñòîÿíèå, ò. å. ÿâëÿåòñÿ ïðè÷àñòèåì, à íå ïðèëàãàòåëüíûì; îòãëàãîëüíûå ïðèëàãàòåëüíûå äåéñòâèÿ íå îáîçíà÷àþò è îòâå÷àþò íà âîïðîñû: ê à ê î é? ê à ê à ÿ? ê à ê î å? ê à ê è å?
Àíàëîãè÷íî ðåøàåòñÿ âîïðîñ â ïðåäëîæåíèè: Òàêèå æå õóäûå æåíùèíû âûíîñèëè íà óëèöó òàçèêè, ñòèðàëè áåëü¸, ïåðåãîâàðèâàëèñü è òóò æå ðàçâåøèâàëè ñòèðàííîå (Ì. Øàãèíÿí).
Íàîáîðîò, â ñî÷åòàíèÿõ ãëàæåíûå-ïåðåãëàæåíûå áðþêè, ëàòàíàÿ-ïåðåëàòàíàÿ øóáà, íîøåíûé-ïåðåíîøåíûé êîñòþì, ñòèðàíîå-ïåðåñòèðàíîå áåëü¸, ñòðåëÿíûé-ïåðåñòðåëÿíûé âîðîáåé, øòîïàíûå-ïåðåøòîïàíûå ÷óëêè è ò. ï. âî âòîðîé ÷àñòè ñëîæíûõ îáðàçîâàíèé, íåñìîòðÿ íà íàëè÷èå ïðèñòàâêè ïåðå-, öåëåñîîáðàçíî ïèñàòü îäíî í, òàê êàê ñëîæíîå ñëîâî âñå â öåëîì èìååò çíà÷åíèå ïðèëàãàòåëüíîãî (âûñîêàÿ ñòåïåíü êà÷åñòâà), à íå çíà÷åíèå «ïðèëàãàòåëüíîå ïëþñ ïðè÷àñòèå».
Ïðèìå÷àíèå 1. Ïðè ïåðåõîäå ïðè÷àñòèÿ â èìÿ ïðèëàãàòåëüíîå âîçìîæíî èçìåíåíèå ëåêñè÷åñêîãî çíà÷åíèÿ ñëîâà, íàïðèìåð: âåð÷åíûé ïàðåíü (âåòðåíûé, ëåãêîìûñëåííûé), êîí÷åíûé ÷åëîâåê (íè íà ÷òî áîëüøå óæå íå ñïîñîáíûé), ïèñàíàÿ êðàñàâèöà (êðàñèâàÿ, êàê íà êàðòèíå), Ïðîù¸íîå âîñêðåñåíüå (ïîñëåäíåå âîñêðåñåíüå ïåðåä Âåëèêèì ïîñòîì).
Ïðèìå÷àíèå 2. Íå âëèÿåò íà íàïèñàíèå îòãëàãîëüíûõ ïðèëàãàòåëüíûõ íàëè÷èå ïðèñòàâêè -íå, íàïðèìåð: íååçæåíûé, íåõîæåíûé, íåçâàíûé, íåïðîøåíûé, íåêîøåíûé, íåêðàøåíûé, íåêðåù¸íûé, íåïèñàíûé (çàêîí), íåïóãàíûé.
Ïðèìå÷àíèå 3. Íå ìåíÿåòñÿ íàïèñàíèå îòãëàãîëüíûõ ïðèëàãàòåëüíûõ òàêæå â ñîñòàâå ñëîæíûõ ñëîâ, íàïðèìåð: ãëàäêîêðàøåíûé, ãîðÿ÷åêàòàíûé, õîëîäíîêàòàíûé, öåëüíîêàòàíûé, öåëüíîêðîåíûé, äîìîòêàíûé, ïåñòðîòêàíûé, çëàòîòêàíûé, çëàòîêîâàíûé, ìàëîåçæåíûé, ìàëîõîæåíûé, ìàëîíîøåíûé, ìàëîñîë¸íûé, ìåëêîäðîáë¸íûé, ñâåæåãàø¸íûé, ñâåæåìîðîæåíûé è äð. (ñð. ñ òàêèìè æå òåðìèíàìè, â êîòîðûõ âòîðàÿ ÷àñòü ñëîæíîãî ñëîâà îáðàçîâàíà îò ïðèñòàâî÷íîãî ãëàãîëà: ãëàäêîîêðàøåííûé, ìàëîíàåçæåííûé, ñâåæåçàìîðîæåííûé è äð.).
Ïðèìå÷àíèå 4. Äâà í ïèøóòñÿ â áåñïðèñòàâî÷íûõ ïðè÷àñòèÿõ, îáðàçîâàííûõ îò ãëàãîëîâ ñîâåðøåííîãî âèäà (áðîøåííûé, äàííûé, êóïëåííûé, ëèø¸ííûé, ïëåí¸ííûé è äð.), è â íåìíîãèõ ïðè÷àñòèÿõ, îáðàçîâàííûõ îò ãëàãîëîâ íåñîâåðøåííîãî âèäà (âèäàííûé, âèäåííûé, ñëûõàííûé, ÷èòàííûé è äð.).
- Ñ äâóìÿ í ïèøóòñÿ ïðèñòàâî÷íûå îáðàçîâàíèÿ, äàæå åñëè îíè èìåþò çíà÷åíèå èìåíè ïðèëàãàòåëüíîãî, íàïðèìåð: âûäåðæàííîå âèíî, íàëîæåííûì ïëàòåæîì, ïîäåðæàííûå êíèãè, ïîíîøåííîå ïëàòüå, óñêîðåííûé øàã.
Íî: íàçâáíûé áðàò, ïîñàæ¸íûé îòåö, ñìûøë¸íûé ìàëü÷èê.
- Ñ äâóìÿ í ïèøóòñÿ ïðèëàãàòåëüíûå ãëàãîëüíîãî ïðîèñõîæäåíèÿ íà -îâàííûé, -¸âàííûé, íàïðèìåð: áàëîâàííûé ðåá¸íîê, ðèñêîâàííûé ïðîåêò, êîð÷¸âàííûé ó÷àñòîê.
Ïðèìå÷àíèå 1.  ïðèëàãàòåëüíûõ êîâàíûé è æ¸âàíûé ñî÷åòàíèÿ -îâ- è -¸â- âõîäÿò â ñîñòàâ êîðíÿ, à íå ñóôôèêñà.
Ïðèìå÷àíèå 2.  ñóùåñòâèòåëüíûõ, îáðàçîâàííûõ îò ñòðàäàòåëüíûõ ïðè÷àñòèé è îòãëàãîëüíûõ ïðèëàãàòåëüíûõ, ïèøåòñÿ äâà í èëè îäíî í â ñîîòâåòñòâèè ñ ïðîèçâîäÿùåé îñíîâîé, íàïðèìåð:
à) áåñïðèäàííèöà, âîñïèòàííèê, äàííèê, èçáðàííèê, ñâÿùåííèê, ñòàâëåííèê, óòîïëåííèê;
á) âàðåíèê, êîï÷¸íîñòè, ìîðîæåíîå, ìó÷åíèê, òðóæåíèê, ó÷åíèê.
Òî æå ñàìîå îòíîñèòñÿ ê ïðîèçâîäíûì íàðå÷èÿì, íàïðèìåð: äåëàííî óëûáàòüñÿ, íåæäàííî-íåãàäàííî ÿâèòüñÿ, ïóòàíî îòâå÷àòü.
-  êðàòêèõ ñòðàäàòåëüíûõ ïðè÷àñòèÿõ, â îòëè÷èå îò ïîëíûõ, ïèøåòñÿ îäíî í, â êðàòêèõ îòãëàãîëüíûõ ïðèëàãàòåëüíûõ (êàê è â îòûìåííûõ) ñîõðàíÿåòñÿ íàïèñàíèå äâóõ í. Ñð.:
Ìèðîâàÿ îáùåñòâåííîñòü áûëà âçâîëíîâàíà ñîîáùåíèåì î çâåðñòâàõ ôàøèñòîâ. Èãðà àêò¸ðà áûëà ïðîíèêíîâåííà è âçâîëíîâàííà (îòãëàãîëüíûå ïðèëàãàòåëüíûå îòâå÷àþò íà âîïðîñû: ê à ê î â?
ê à ê î â à? ê à ê î â î? ê à ê î â û?). ïåðèîä äâîðöîâûõ ïåðåâîðîòîâ â Ðîññèè ìíîãèå ôàâîðèòû áûëè ïðèáëèæåíû êî äâîðó è âîçâûøåíû. Èäåàëû è ñòðåìëåíèÿ ðåâîëþöèîíåðîâ áûëè âîçâûøåííû.
Ýòà äåâóøêà âîñïèòàíà â èíòåðíàòå. Ìàíåðû ýòîé äåâóøêè ñâèäåòåëüñòâóþò î òîì, ÷òî îíà óìíà è âîñïèòàííà.
Èíîãäà ïðîñòûå âîïðîñû áûâàþò èñêóññòâåííî çàïóòàíû. Ñþæåòû ýòèõ ïðîèçâåäåíèé ñëîæíû è çàïóòàííû.
Âàì âñåãäà âåç¸ò, âû, ïî-âèäèìîìó, èçáàëîâàíû ñóäüáîé. Ïðè íåïðàâèëüíîì âîñïèòàíèè äåòè îáû÷íî êàïðèçíû è èçáàëîâàííû.
Ñ òî÷êè çðåíèÿ ëîãèêè ýòè âûâîäû ìàëî èëè äàæå ñîâñåì íå îáîñíîâàíû. Ïðåäúÿâëåííûå íàì òðåáîâàíèÿ ïðîèçâîëüíû è íåîáîñíîâàííû.
Ìàñøòàáû ðàáîò áûëè îãðàíè÷åíû îòïóùåííûìè ñðåäñòâàìè. Åãî âîçìîæíîñòè îãðàíè÷åííû (ò. å. ìàëû).
Âðà÷è áûëè îçàáî÷åíû ñîñòîÿíèåì áîëüíîãî. Øòîðì óñèëèâàëñÿ, è ëèöà ìîðÿêîâ áûëè ñåðü¸çíû è îçàáî÷åííû.
Ñóä íå óñìîòðåë â äàííîì äåëå ñîñòàâà ïðåñòóïëåíèÿ, è îáâèíÿåìûå áûëè îïðàâäàíû. ×ðåçâû÷àéíûå ìåðû â ýòèõ óñëîâèÿõ áûëè íåîáõîäèìû è âïîëíå îïðàâäàííû.
Âñå âàðèàíòû äàëüíåéøåé èãðû øàõìàòèñòîì äî êîíöà ïðîäóìàíû. Îòâåòû ýêçàìåíóþùèõñÿ áûëè ñîäåðæàòåëüíû è ïðîäóìàííû.
Ïðèìå÷àíèå 1. Íåêîòîðûå îòãëàãîëüíûå ïðèëàãàòåëüíûå ïèøóòñÿ â ïîëíîé ôîðìå ñ äâóìÿ í, à â êðàòêîé ñ îäíèì í, ïîäîáíî ïðè÷àñòèÿì, ñ êîòîðûìè èõ ñáëèæàåò íàëè÷èå ïðèñòàâêè è çíà÷åíèå âèäà, íàïðèìåð: çàïëàêàííûå ãëàçà ãëàçà çàïëàêàíû, çàðæàâëåííûå íîæè íîæè çàðæàâëåíû, ïîíîøåííîå ïëàòüå ïëàòüå ïîíîøåíî.
Òî æå â ñëîæíûõ ñëîâàõ, íàïðèìåð: îáùåïðèçíàííîå ïðåâîñõîäñòâî ïðåâîñõîäñòâî îáùåïðèçíàíî, ñâåæåçàìîðîæåííûå ÿãîäû ÿãîäû ñâåæåçàìîðîæåíû.
Ïðèìå÷àíèå 2.  íåêîòîðûõ èìåíàõ ïðèëàãàòåëüíûõ äîïóñêàåòñÿ äâîÿêîå íàïèñàíèå â êðàòêîé ôîðìå â çàâèñèìîñòè îò çíà÷åíèÿ è êîíñòðóêöèè. Ñð.:
Ñåñòðà íàìåðåíà âñêîðå óåõàòü («èìååò íàìåðåíèå» â ñî÷åòàíèè ñ èíôèíèòèâîì). Åãî äåðçîñòü íàìåðåííà («íàðî÷èòà» áåç èíôèíèòèâà).
Ìû ïðåäàíû Ðîäèíå (â ñî÷åòàíèè ñ äîïîëíåíèåì â äàòåëüíîì ïàäåæå). Ñòàðûå äðóçüÿ âñåãäà ïðåäàííû (áåç äîïîëíåíèÿ).
Íàøè ëåãêîàòëåòû óâåðåíû â ïîáåäå (ñ äîïîëíåíèåì). Äâèæåíèÿ ãèìíàñòîâ ëåãêè è óâåðåííû (áåç äîïîëíåíèÿ).
ответ:
1)2, сосна стояла, и пни служили
2)2, позиция была удобна, и было атаковать
3)2, запах распространился, который блестел
4)4, мы выкопали, когда лопата ударится, но мы копали, верили
5)3, коля вздрагивал, но казалось, что все будет хорошо
6)1, прошел поезд
7)3, мать была жива, васек торопился, дом пугал
8)1, в руках-моя судьба
9)1, проведу
10)2, юнга удивился, которые произошли
11)1, катер был не катером
12)3, разведчики спустились, где ожидали саперы, было одиннадцать часов
13)1, туча закрыла
14)1, я помню, когда ездила, собирала
Используя этот сайт, Вы даете согласие на использование cookies. Вы можете отказаться от использования cookies, настроив необходимые параметры в своем браузере.
Ok
Морфемный разбор слова:
Однокоренные слова к слову:
Как пишется: озабочено или озабоченно?
Как будет правильно: озабочено или озабоченно?
С одной Н или с двумя Н?
ОзабочеНо или озабочеННо?
Какая это часть речи?
Чтобы узнать, сколько букв Н писать в этом слове, надо знать контекст, в котором оно применяется. Например:
Вообще-то, это такое же непроверяемое название растения, как например, «черёмуха», «люпин», или «тростник».
Запоминайте словарные слова.
Перед шалашом поставим мачту с флажком, чтобы ориентироваться на нее в лесу.
Шалашом или «шалашём»?
Чтобы выбрать правильный вариант написания, определю, что слово «шалаш» обозначает предмет и отвечает на вопрос: что?
Это неодушевленное существительное, корень которого заканчивается шипящим согласным. Определив часть речи, далее выясню морфемный состав словоформы творительного падежа:
Поставлю ударение и убедившись, что окончание является ударным, выберу написание шалашом как единственно верное согласно правилу орфографии, что в окончаниях и суффиксах существительных и прилагательных после шипящих ж, ш, ч, щ под ударением пишется буква о, например:
положу под стеллажом;
укроюсь плащом;
любуюсь зеленым плющом;
двигаю плечом;
гуляю с малышом.
Разница между этими двумя словами и написаниями в том, что:
Можно за раз увидеть сто зараз. Можно и зараз увидеть за сто раз. Но в этих предложениях мы видим не только зараз, но и следующее:
Как известно, слово «зараза» может появиться в предложении не только в значении «инфекция», но и как ругательство («человек, который, подобно инфекции, бесполезен, докучлив и так далее»). В этом смысле множественное число («заразы») становится естественным, у него имеется родительный падеж, который мы и не должны путать с «за раз».
В дверях появился господин в стеганом пальто, шляпе-цилиндре и ботинках на босу ногу.
Но отглагольное прилагательное становится страдательным причастием, если к нему присоединяется зависимое слово. В таком случае пишется двойная Н. Например:
Мерин Васька, не раз стеганный хозяином за неровную езду, сегодня изо всех сил старался не получить кнутом по измученному заду.
Источник
ПРАВОПИСАНИЕ Н И НН В РАЗНЫХ ЧАСТЯХ РЕЧИ
С.Г.ЗЕЛИНСКАЯ
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
Теоретическая зарядка
1. Когда в прилагательных пишется нн?
2. Назовите исключения из этих правил.
3. Как отличить отглагольное прилагательное с суффиксом -н- от причастия с -нн-?
4. Какие исключения в правописании отглагольных прилагательных вам известны?
5. Как пишутся суффиксы с н и нн в кратких формах прилагательных и причастий?
6. Сколько н пишется в наречиях и существительных, образованных от прилагательных и причастий?
Упражнения
1. Образуйте от существительных и глаголов прилагательные по образцу:
кожа – кожаный: песок, рожь;
барабан – барабанный: брань, ураган, карман, туман, весна, манна, рань;
глина – глиняный: береста, вода, жесть, смола, шерсть, торф;
вязать – вязаный: драть, звать, путать, тесать, ковать, жевать, резать, стирать;
2. От данных существительных образуйте прилагательные, выделите суффикс.
Гусь, комар, пчела, лев, мышь, петух, муравей, соловей, змея, гость, тополь, длина, равнина, старина, целина, свинья.
Инфекция, станция, лекция, традиция, пенсия, экзамен, сезон, лимон, полынь, струна, пустыня, чугун, ворона, конь.
3. Образуйте от существительных и глаголов прилагательные, суффиксы выделите по образцу:
болезнь – болезненный.
Утро, обед, жизнь, мысль, огонь, письмо, число, клюква, солома, листва, мужество, отечество, родство, чувство.
бесить – бешеный.
Валять, гладить, дарить, жечь, калить, клеить, кипятить, косить, жарить, стричь, ранить, учить, слоить.
4. Графически объясните написание н и нн в словах:
кошеный луг – некошеный, скошенный и кошенный по росе луг;
выкрашенный забор – крашеный – давно не крашенный – некрашеный;
нетканая скатерть – тканная золотом – сотканная – несотканная;
раненый воин – раненный в бою – легкораненый – поранены плугом;
жженый сахар – полусожженная рукопись – выжженная пустыня.
5. Проведите выборочный диктант с объяснением. Выпишите в два столбика слова с н и нн.
1) Старый Мазай любит до страсти свой низменный край (Н.Некрасов). 2) Дорога лежала через бывшее ржаное поле. 3) Торжественным маршем вступила на землю весна. 4) Тянуло в каменные корпуса, где пахло машинным маслом. 5) Ранняя суровая зимняя заря проступала сквозь мертвенную дымку (А.Фадеев). 6) Ни санного, ни звериного следа не было видно. 7) Послышался стук лошадиных копыт: выводили из конюшни вороного коня. Станица обнесена земляным валом (Л.Толстой). 9) Настя была столь же ветрена, как и ее барышня (А.Пушкин). 10) Ночь была безветренная.
6. Составьте и запишите диктант из слов-исключений на все случаи данной темы.
Сдержа_ый, рассмотре_ый, реше_ый, опубликова_ый, плавле_ый, расплавле_ый, консервирова_ый, суше_ый, кале_ый, вяза_ый, вороне_ый, усовершенствова_ый, да_ый, несмышле_ый, свяще_ый.
8. Объясните написание н и нн в словах.
Пряник, труженик, гостиница, мороженое, путешественник, дружинник, родственник, малинник, священник, воспитанник, ученик, лиственница, конница, гривенник, именинник, пленник, ставленник, конопляник, нефтяник, сушеница, учительница, путаница, торжественность.
9. Перестройте словосочетания так, чтобы проиллюстрировать все возможные случаи написания причастий.
Образец: тушеные овощи (несов. вид, нет зависимого слова, приставки); тушенные в горшочке (з.с.); нетушеные (приставка не- не влияет на правописание); потушенные овощи (приставка).
Кованый сундучок, груженная кирпичом баржа, стреляные гильзы, раненный в плечо, названный в честь, сеченные градом поля, купленный товар.
10. Объясните написание н и нн, указав слово, от которого образовано сложное прилагательное: широколиственное (лиственное).
Болезненно вялый вид, длиннорукий юноша, пряно-нежный аромат, послеобеденный сон, свежемороженое мясо, свежезамороженные фрукты, самотканый ковер, малоношеный пиджак, высокохудожественный вкус, долгожда_ый новорожде_ый, малоезже_ый путь, новоявле_ое учреждение, узковедомстве_ые интересы, обществе_о полезный труд.
11. От данных глаголов образуйте страдательные причастия с приставками и отглагольные прилагательные без приставок.
Образец: белить – выбеленный – беленый.
Вязать, клеить, коптить, ломать, мочить, носить, пахать, пилить, плести, пугать, рвать, чесать, солить, сушить, точить, красить.
12. Вставьте пропущенные буквы, найдите слова с суффиксами, суффиксы выделите.
Каме_ый, сви_ой, рья_ый, мороз_ый, осе_ий, дли_ый, ю_ый, весе_ий, ра_ий, со_ый, шабло_ый, бето_ый, накло_ый, пря_ый, румя_ый, племе_ой, гости_ый, революцио_ый, воро_ий, пога_ый.
Подлинный, современный, ветреный, прелестный, мужественный, низменный, квалифицированный, искусственный, хозяйственный, странный.
14. Объясните разницу в написании однокоренных слов.
1) Все мои друзья образованны. Комиссии уже образованы.
2) Лица солдат суровы и озабоченны. Мы были озабочены зачетом.
3) Сборы прошли организованно. Организовано хорошее питание.
4) Шерсть вся запутана котенком. Эта история запутанна и неясна.
5) Море взволновано бурей. Говорил взволнованно, горячо.
1) Размешанные краски,
2) бесценная вещь,
3) выкрашенные лавки,
4) поляна освещена,
5) тканый узор,
6) туристы размещены,
7) комиссия образована,
румяные лица,
9) свиные окорока,
10) некрашеная ткань,
11) писаная красавица,
12) тетрадь исписана,
13) кожаный портфель,
14) ветреный день,
15) ветряной двигатель,
16) безветренный день,
17) рассеянный мальчик,
18) нечаянная ошибка.
КАРТОЧКИ ДЛЯ КОНТРОЛЯ
Задание 1. Запишите рядом с полной формой краткие формы прилагательного.
Образец: румяный – ребенок румян, девочка румяна, дитя румяно.
Несравненный, единый, ценный, революционный, пустынный, современный.
Задание 2. Объясните написание слов с помощью прилагательных, от которых они образованы.
Образец: масленица – масленый (блин).
Непринужденность, бешено, бесцеремонность, жизненно, доверенность, гостиница, ветрено, лиственница, карманник, таможенник, родственник.
Телефо_ый разговор, настоль_ый теннис, земля_ая насыпь, журавли_ый крик, урага_ое предупреждение, беспричи_ое опоздание, искус_ый оратор, искусстве_ый алмаз, сезо_ая работа, цели_ый район, серебря_ая нить, деревя_ая солонка.
Задание 2. Образуйте от данных прилагательных их краткую форму в женском роде.
Неожиданный, священный, ветреный, пустынный, длинный, румяный, юный, искусный, раненый, образованный, искусственный.
Задание 1. Замените данные словосочетания синонимичными выражениями, выделите суффиксы.
Образец: время революции – революционное время.
Командир дивизии, автобус для экскурсии, треугольник с равными сторонами, комиссар батальона, азарт дискуссии, знак пунктуации, сбор по традиции, день с ветром, институт информации.
Задание 2. Объясните написание н и нн по образцу.
Образец: копченость – копченый.
Смышленость, воспитанник, мудреность, масленица, избранник, туманность, путаница, запутанность, ремесленник, юность.
Задание 1. Превратите причастия в прилагательные.
Образец: печенная в золе рыба – печеная рыба, позолоченное кольцо – золоченое кольцо.
Квашенная в бочке капуста, побеленный потолок, растопленное масло, груженная лесом баржа, вымо-щенная улица, раненный в руку воин, давно не крашенные волосы, незасеянное поле, посаженные детьми кусты.
Задание 2. От данных слов образуйте наречия с помощью суффикса -о-.
Бешеный, самонадеянный, торжественный, масленый, ветреный, буйный, безымянный, безветренный, организованный, продуманный, неслыханный.
Задание 1. Образуйте краткую форму, выделите орфограмму.
Спутанные волосы, рассыпанные бусы, перекрашенные чулки, художественные произведения, многочисленные огни, стриженые волосы, данные слова, юные существа, образованные юноши, сосредоточенные лица.
Задание 2. Превратите прилагательные в страдательные причастия, добавив либо зависимое слово, либо приставку.
Моченые яблоки, раненая птица, стеганая куртка, крашеные волосы, соленая рыба, нестриженые дети, жженый уголь, некормленый скот.
Задание 1. Вставьте н или нн, объяснив свой выбор.
Краше_ый в синий цвет; посаже_ый под икону гость; посаже_ый отец; прида_ое невесты; улицы пусты_ы; полк, прида_ый командарму; сви_ые туши; движения царстве_ы; давно не краше_ые волосы; смышле_ые дети.
Задание 2. Запишите все исключения по теме «Н и нн в прилагательных».
Задание 1. Образуйте от данных глаголов краткие причастия и наречия, составьте словосочетания и запишите их.
Образец: запутать – шерсть запутана, говорить запутанно.
Организовать, сосредоточить, оживить, заслужить, напрячь, вдохновить, возбудить, рассеять, взволновать, осудить.
Задание 2. Подчеркните слова с суффиксом -онн-.
Сезонный, редакционный, бездонный, композиционный, революционный, бульонный, законный, бессонный, неугомонный, комиссионный, наклонный, шаблонный, инерционный, вагонный, бетонный, реакционный, операционный.
Задание 1. Объясните написание следующих слов (покажите графически).
Кошеный луг – нескошенный луг
крашеное изделие – давно не крашенный забор
плетенная умельцем корзина – корзина не сплетена
купленный хлеб – раненый солдат
данный пример – тканый узор
полусожженная рукопись – полувяленая рыба
мороженое мясо – незамороженная ягода
Задание 2. Запишите слова-исключения по теме «Н и нн в причастиях и отглагольных прилагательных».
Задание 1. Образуйте прилагательные от существительных и глаголов, данных в скобках, запишите с ними словосочетания, объясните графически н или нн.
(Дискуссия) вопрос, (ветер) молодой человек, (без ветра) погода, (вагон) мастер, (вдохновение) музыка, (газифицировать) район, (пчела) воск, (делать) испуг, (ткать) ковер, (семена) фонд, (орел) взгляд, (воробей) чириканье, (дивизия) медсанбат, (не ждать) визит.
Решения обдуманны (верны) – все ходы обдуманы
Взгляды устремлены вдаль – движения устремленны (решительны)
Бумаги направлены в суд – двигаться направленно
Задание 1. Образуйте от глаголов причастия и прилагательные.
Образец: белить – беленый, давно не беленные стены.
Квасить, косить, мостить, плавить, студить, топить, учить.
Задание 2. Объясните написание по образцу: тканный золотом платок (есть зависимое слово).
Спрятанное мороженое, запутанное дело, путаная история, юный шахматист, история запутанна, нерешенная задача, нетканый материал, золоченая нить. неразгаданная тайна, слоеный пирог, кипяченая вода.
Задание 1. Вставьте пропущенные буквы, распределите в две колонки с н и нн.
Задание 2. Рядом с полными причастиями и прилагательными запишите краткие.
Испеченная рыба –
засеянное поле –
священная клятва –
желанные праздники –
медленные движения –
рассеянные ветром тучи –
сосредоточенные лица –
рассеянные ученики –
испытанные друзья –
Задание 1. Спишите, вставляя буквы, объясняя орфограммы.
Лица моряков озабоче_ы и серьезны; кваше_ая капуста; мы ограниче_ы во времени; вышли организова_о; озабоче_ы состоянием больного; огурцы, кваше_ые в бочке; вести себя сдержа_о; подростки неуравновеше_ы и вспыльчивы; неуравновеше_ость и несдержа_ость; невыпече_ый хлеб; невести_о прида_ое; пече_ая тыква; прида_ые полку танки.
Задание 2. Составьте и запишите предложения или словосочетания со словами:
воспитаны – воспитанны, изолированы – изолированны, спаяны – спаянны, рассеяны – рассеянны, сдержаны – сдержанны.
Контрольный словарный диктант
Зеленый лес, масляный двигатель, масленый блин, оловянный солдатик, рдяный рассвет, ветреный день, жженый сахар, нечаянный успех, балованный ребенок, свиной хвост, жеваный – изжеванный лист, подкованный конь, неожиданный успех, прийти нежданно-негаданно, невиданный рассвет, неслыханная весть, медленный ход, невестино приданое, нетканая скатерть, смышленый малец, полувяленая рыба, долгожданный визит, кожаный плащ, свежевыкрашенный забор, легковерный зверь, ветряная мельница, беспрестанный дождь, сожженное письмо, ломаная линия, кипяченая вода, замечание ценно, искусственный мед, печеное яблоко, недоеные коровы, сеченные градом поля, названый брат, раненные в грудь, странный случай, целинный урожай, недлинная история, миллионный житель, истинные ценности, валяная обувь, стреляный воробей, подлинная истина, дети рассеянны и невнимательны, тучи рассеяны, пахнет пряно шафраном, румяная именинница, полынные заросли, отчаянный юноша, бешено бьющееся сердце, государственные таможенники, чеканный шаг, рваная рана.
Источник
Как пишется: озабочено или озабоченно?
Как будет правильно: озабочено или озабоченно?
С одной Н или с двумя Н?
ОзабочеНо или озабочеННо?
Какая это часть речи?
Чтобы узнать, сколько букв Н писать в этом слове, надо знать контекст, в котором оно применяется. Например:
Вообще-то, это такое же непроверяемое название растения, как например, «черёмуха», «люпин», или «тростник».
Запоминайте словарные слова.
Перед шалашом поставим мачту с флажком, чтобы ориентироваться на нее в лесу.
Шалашом или «шалашём»?
Чтобы выбрать правильный вариант написания, определю, что слово «шалаш» обозначает предмет и отвечает на вопрос: что?
Это неодушевленное существительное, корень которого заканчивается шипящим согласным. Определив часть речи, далее выясню морфемный состав словоформы творительного падежа:
Поставлю ударение и убедившись, что окончание является ударным, выберу написание шалашом как единственно верное согласно правилу орфографии, что в окончаниях и суффиксах существительных и прилагательных после шипящих ж, ш, ч, щ под ударением пишется буква о, например:
положу под стеллажом;
укроюсь плащом;
любуюсь зеленым плющом;
двигаю плечом;
гуляю с малышом.
Разница между этими двумя словами и написаниями в том, что:
Можно за раз увидеть сто зараз. Можно и зараз увидеть за сто раз. Но в этих предложениях мы видим не только зараз, но и следующее:
Как известно, слово «зараза» может появиться в предложении не только в значении «инфекция», но и как ругательство («человек, который, подобно инфекции, бесполезен, докучлив и так далее»). В этом смысле множественное число («заразы») становится естественным, у него имеется родительный падеж, который мы и не должны путать с «за раз».
В дверях появился господин в стеганом пальто, шляпе-цилиндре и ботинках на босу ногу.
Но отглагольное прилагательное становится страдательным причастием, если к нему присоединяется зависимое слово. В таком случае пишется двойная Н. Например:
Мерин Васька, не раз стеганный хозяином за неровную езду, сегодня изо всех сил старался не получить кнутом по измученному заду.
Источник
Теперь вы знаете какие однокоренные слова подходят к слову Мы были озабочены зачетом как пишется, а так же какой у него корень, приставка, суффикс и окончание. Вы можете дополнить список однокоренных слов к слову «Мы были озабочены зачетом как пишется», предложив свой вариант в комментариях ниже, а также выразить свое несогласие проведенным с морфемным разбором.
Nastja2Nastia
+12
Решено
6 лет назад
Русский язык
5 — 9 классы
Объясните разницу в написании однокоренных слов, пожалуйста.
1. Лица солдат суровы т озабоченны. Мы были озабочены зачетом.
2. Сборы прошли организованно. Организовано хорошее питание
Смотреть ответ
1
Ответ проверен экспертом
3
(2 оценки)
3
vsol09
6 лет назад
Светило науки — 4676 ответов — 50286 раз оказано помощи
1. озабоченны — краткое отглагольное прилагательное, во мн.числе пишется 2 НН
озабочены — краткое причастие, пишется 1 Н
2. организованно — краткое отглагольное прилагательное, в ср.роде ед.числа пишется 2 НН; организовано — 1 Н, так как это краткое причастие
(2 оценки)
https://vashotvet.com/task/11766747
Русский язык
Bucci
3 год назад
Объясните разницу в написании однокоренных слов, пожалуйста.
1. Лица солдат суровы т озабоченны. Мы были озабочены зачетом.
2. Сборы прошли организованно. Организовано хорошее питание
ОТВЕТЫ
Nabokbolt
Aug 6, 2020
1. озабоченны — краткое отглагольное прилагательное, во мн.числе пишется 2 НН
озабочены — краткое причастие, пишется 1 Н
2. организованно — краткое отглагольное прилагательное, в ср.роде ед.числа пишется 2 НН; организовано — 1 Н, так как это краткое причастие
СПАСИБО
268
ПРАВОПИСАНИЕ Н И НН В РАЗНЫХ ЧАСТЯХ РЕЧИ
1. Когда в прилагательных пишется нн?
2. Назовите исключения из этих правил.
3. Как отличить отглагольное прилагательное с суффиксом -н- от причастия с -нн-?
4. Какие исключения в правописании отглагольных прилагательных вам известны?
5. Как пишутся суффиксы с н и нн в кратких формах прилагательных и причастий?
6. Сколько н пишется в наречиях и существительных, образованных от прилагательных и причастий?
Упражнения
1. Образуйте от существительных и глаголов прилагательные по образцу:
кожа – кожаный: песок, рожь;
барабан – барабанный: брань, ураган, карман, туман, весна, манна, рань;
глина – глиняный: береста, вода, жесть, смола, шерсть, торф;
вязать – вязаный: драть, звать, путать, тесать, ковать, жевать, резать, стирать;
валять – валяный: веять, паять, сеять, стрелять.
2. От данных существительных образуйте прилагательные, выделите суффикс.
Гусь, комар, пчела, лев, мышь, петух, муравей, соловей, змея, гость, тополь, длина, равнина, старина, целина, свинья.
Инфекция, станция, лекция, традиция, пенсия, экзамен, сезон, лимон, полынь, струна, пустыня, чугун, ворона, конь.
3. Образуйте от существительных и глаголов прилагательные, суффиксы выделите по образцу:
болезнь – болезненный.
Утро, обед, жизнь, мысль, огонь, письмо, число, клюква, солома, листва, мужество, отечество, родство, чувство.
бесить – бешеный.
Валять, гладить, дарить, жечь, калить, клеить, кипятить, косить, жарить, стричь, ранить, учить, слоить.
4. Графически объясните написание н и нн в словах:
кошеный луг – некошеный, скошенный и кошенный по росе луг;
выкрашенный забор – крашеный – давно не крашенный – некрашеный;
нетканая скатерть – тканная золотом – сотканная – несотканная;
раненый воин – раненный в бою – легкораненый – поранены плугом;
жженый сахар – полусожженная рукопись – выжженная пустыня.
5. Проведите выборочный диктант с объяснением. Выпишите в два столбика слова с н и нн.
1) Старый Мазай любит до страсти свой низменный край (Н.Некрасов). 2) Дорога лежала через бывшее ржаное поле. 3) Торжественным маршем вступила на землю весна. 4) Тянуло в каменные корпуса, где пахло машинным маслом. 5) Ранняя суровая зимняя заря проступала сквозь мертвенную дымку (А.Фадеев). 6) Ни санного, ни звериного следа не было видно. 7) Послышался стук лошадиных копыт: выводили из конюшни вороного коня. Станица обнесена земляным валом (Л.Толстой). 9) Настя была столь же ветрена, как и ее барышня (А.Пушкин). 10) Ночь была безветренная.
6. Составьте и запишите диктант из слов-исключений на все случаи данной темы.
7. Спишите, образуйте от данных слов с помощью суффиксов -ость-, -ний-, -ений- существительные, обозначьте орфограммы.
Сдержа_ый, рассмотре_ый, реше_ый, опубликова_ый, плавле_ый, расплавле_ый, консервирова_ый, суше_ый, кале_ый, вяза_ый, вороне_ый, усовершенствова_ый, да_ый, несмышле_ый, свяще_ый.
8. Объясните написание н и нн в словах.
Пряник, труженик, гостиница, мороженое, путешественник, дружинник, родственник, малинник, священник, воспитанник, ученик, лиственница, конница, гривенник, именинник, пленник, ставленник, конопляник, нефтяник, сушеница, учительница, путаница, торжественность.
9. Перестройте словосочетания так, чтобы проиллюстрировать все возможные случаи написания причастий.
Образец: тушеные овощи (несов. вид, нет зависимого слова, приставки); тушенные в горшочке (з.с.); нетушеные (приставка не- не влияет на правописание); потушенные овощи (приставка).
Кованый сундучок, груженная кирпичом баржа, стреляные гильзы, раненный в плечо, названный в честь, сеченные градом поля, купленный товар.
10. Объясните написание н и нн, указав слово, от которого образовано сложное прилагательное: широколиственное (лиственное).
Болезненно вялый вид, длиннорукий юноша, пряно-нежный аромат, послеобеденный сон, свежемороженое мясо, свежезамороженные фрукты, самотканый ковер, малоношеный пиджак, высокохудожественный вкус, долгожда_ый новорожде_ый, малоезже_ый путь, новоявле_ое учреждение, узковедомстве_ые интересы, обществе_о полезный труд.
11. От данных глаголов образуйте страдательные причастия с приставками и отглагольные прилагательные без приставок.
Образец: белить – выбеленный – беленый.
Вязать, клеить, коптить, ломать, мочить, носить, пахать, пилить, плести, пугать, рвать, чесать, солить, сушить, точить, красить.
12. Вставьте пропущенные буквы, найдите слова с суффиксами, суффиксы выделите.
Каме_ый, сви_ой, рья_ый, мороз_ый, осе_ий, дли_ый, ю_ый, весе_ий, ра_ий, со_ый, шабло_ый, бето_ый, накло_ый, пря_ый, румя_ый, племе_ой, гости_ый, революцио_ый, воро_ий, пога_ый.
13. От данных слов с помощью суффиксов -ник-, -ость-, -ик- образуйте, если возможно, производные слова по образцу: родственный – родственник, родственность.
Подлинный, современный, ветреный, прелестный, мужественный, низменный, квалифицированный, искусственный, хозяйственный, странный.
14. Объясните разницу в написании однокоренных слов.
1) Все мои друзья образованны. Комиссии уже образованы.
2) Лица солдат суровы и озабоченны. Мы были озабочены зачетом.
3) Сборы прошли организованно. Организовано хорошее питание.
4) Шерсть вся запутана котенком. Эта история запутанна и неясна.
5) Море взволновано бурей. Говорил взволнованно, горячо.
15. Экспресс-диктант (в 1-м столбике запишите номера слов с н , во 2-м – с нн).
1) Размешанные краски,
2) бесценная вещь,
3) выкрашенные лавки,
4) поляна освещена,
5) тканый узор,
6) туристы размещены,
7) комиссия образована,
румяные лица,
9) свиные окорока,
10) некрашеная ткань,
11) писаная красавица,
12) тетрадь исписана,
13) кожаный портфель,
14) ветреный день,
15) ветряной двигатель,
16) безветренный день,
17) рассеянный мальчик,
18) нечаянная ошибка.
КАРТОЧКИ ДЛЯ КОНТРОЛЯ
Задание 1. Запишите рядом с полной формой краткие формы прилагательного.
Образец: румяный – ребенок румян, девочка румяна, дитя румяно.
Несравненный, единый, ценный, революционный, пустынный, современный.
Задание 2. Объясните написание слов с помощью прилагательных, от которых они образованы.
Образец: масленица – масленый (блин).
Непринужденность, бешено, бесцеремонность, жизненно, доверенность, гостиница, ветрено, лиственница, карманник, таможенник, родственник.
Задание 1. Вставьте н и нн, выделите суффиксы.
Телефо_ый разговор, настоль_ый теннис, земля_ая насыпь, журавли_ый крик, урага_ое предупреждение, беспричи_ое опоздание, искус_ый оратор, искусстве_ый алмаз, сезо_ая работа, цели_ый район, серебря_ая нить, деревя_ая солонка.
Задание 2. Образуйте от данных прилагательных их краткую форму в женском роде.
Неожиданный, священный, ветреный, пустынный, длинный, румяный, юный, искусный, раненый, образованный, искусственный.
Задание 1. Замените данные словосочетания синонимичными выражениями, выделите суффиксы.
Образец: время революции – революционное время.
Командир дивизии, автобус для экскурсии, треугольник с равными сторонами, комиссар батальона, азарт дискуссии, знак пунктуации, сбор по традиции, день с ветром, институт информации.
Задание 2. Объясните написание н и нн по образцу.
Образец: копченость – копченый.
Смышленость, воспитанник, мудреность, масленица, избранник, туманность, путаница, запутанность, ремесленник, юность.
Задание 1. Превратите причастия в прилагательные.
Образец: печенная в золе рыба – печеная рыба, позолоченное кольцо – золоченое кольцо.
Квашенная в бочке капуста, побеленный потолок, растопленное масло, груженная лесом баржа, вымо-щенная улица, раненный в руку воин, давно не крашенные волосы, незасеянное поле, посаженные детьми кусты.
Задание 2. От данных слов образуйте наречия с помощью суффикса -о-.
Бешеный, самонадеянный, торжественный, масленый, ветреный, буйный, безымянный, безветренный, организованный, продуманный, неслыханный.
Задание 1. Образуйте краткую форму, выделите орфограмму.
Спутанные волосы, рассыпанные бусы, перекрашенные чулки, художественные произведения, многочисленные огни, стриженые волосы, данные слова, юные существа, образованные юноши, сосредоточенные лица.
Задание 2. Превратите прилагательные в страдательные причастия, добавив либо зависимое слово, либо приставку.
Моченые яблоки, раненая птица, стеганая куртка, крашеные волосы, соленая рыба, нестриженые дети, жженый уголь, некормленый скот.
Задание 1. Вставьте н или нн, объяснив свой выбор.
Краше_ый в синий цвет; посаже_ый под икону гость; посаже_ый отец; прида_ое невесты; улицы пусты_ы; полк, прида_ый командарму; сви_ые туши; движения царстве_ы; давно не краше_ые волосы; смышле_ые дети.
Задание 2. Запишите все исключения по теме «Н и нн в прилагательных».
Задание 1. Образуйте от данных глаголов краткие причастия и наречия, составьте словосочетания и запишите их.
Образец: запутать – шерсть запутана, говорить запутанно.
Организовать, сосредоточить, оживить, заслужить, напрячь, вдохновить, возбудить, рассеять, взволновать, осудить.
Задание 2. Подчеркните слова с суффиксом -онн-.
Сезонный, редакционный, бездонный, композиционный, революционный, бульонный, законный, бессонный, неугомонный, комиссионный, наклонный, шаблонный, инерционный, вагонный, бетонный, реакционный, операционный.
Задание 1. Объясните написание следующих слов (покажите графически).
Кошеный луг – нескошенный луг
крашеное изделие – давно не крашенный забор
плетенная умельцем корзина – корзина не сплетена
купленный хлеб – раненый солдат
данный пример – тканый узор
полусожженная рукопись – полувяленая рыба
мороженое мясо – незамороженная ягода
Задание 2. Запишите слова-исключения по теме «Н и нн в причастиях и отглагольных прилагательных».
Задание 1. Образуйте прилагательные от существительных и глаголов, данных в скобках, запишите с ними словосочетания, объясните графически н или нн.
(Дискуссия) вопрос, (ветер) молодой человек, (без ветра) погода, (вагон) мастер, (вдохновение) музыка, (газифицировать) район, (пчела) воск, (делать) испуг, (ткать) ковер, (семена) фонд, (орел) взгляд, (воробей) чириканье, (дивизия) медсанбат, (не ждать) визит.
Задание 2. Объясните написание н или нн.
Решения обдуманны (верны) – все ходы обдуманы
Взгляды устремлены вдаль – движения устремленны (решительны)
Бумаги направлены в суд – двигаться направленно
Задание 1. Образуйте от глаголов причастия и прилагательные.
Образец: белить – беленый, давно не беленные стены.
Квасить, косить, мостить, плавить, студить, топить, учить.
Задание 2. Объясните написание по образцу: тканный золотом платок (есть зависимое слово).
Спрятанное мороженое, запутанное дело, путаная история, юный шахматист, история запутанна, нерешенная задача, нетканый материал, золоченая нить. неразгаданная тайна, слоеный пирог, кипяченая вода.
Задание 1. Вставьте пропущенные буквы, распределите в две колонки с н и нн.
Смуще_ый ю_оша, беше_ый пес, квалифицирова_ый работник, кова_ая решетка, выполне_ая работа, журавли_ый крик, око_ые рамы, смышле_ый малыш, непаха_ые поля, суше_ые на солнце грибы, ветря_ой двигатель, безветре_ая погода, поране_ый палец, жела_ый день.
Задание 2. Рядом с полными причастиями и прилагательными запишите краткие.
Испеченная рыба –
засеянное поле –
священная клятва –
желанные праздники –
медленные движения –
рассеянные ветром тучи –
сосредоточенные лица –
рассеянные ученики –
испытанные друзья –
Задание 1. Спишите, вставляя буквы, объясняя орфограммы.
Лица моряков озабоче_ы и серьезны; кваше_ая капуста; мы ограниче_ы во времени; вышли организова_о; озабоче_ы состоянием больного; огурцы, кваше_ые в бочке; вести себя сдержа_о; подростки неуравновеше_ы и вспыльчивы; неуравновеше_ость и несдержа_ость; невыпече_ый хлеб; невести_о прида_ое; пече_ая тыква; прида_ые полку танки.
Задание 2. Составьте и запишите предложения или словосочетания со словами:
воспитаны – воспитанны, изолированы – изолированны, спаяны – спаянны, рассеяны – рассеянны, сдержаны – сдержанны.
Контрольный словарный диктант
Зеленый лес, масляный двигатель, масленый блин, оловянный солдатик, рдяный рассвет, ветреный день, жженый сахар, нечаянный успех, балованный ребенок, свиной хвост, жеваный – изжеванный лист, подкованный конь, неожиданный успех, прийти нежданно-негаданно, невиданный рассвет, неслыханная весть, медленный ход, невестино приданое, нетканая скатерть, смышленый малец, полувяленая рыба, долгожданный визит, кожаный плащ, свежевыкрашенный забор, легковерный зверь, ветряная мельница, беспрестанный дождь, сожженное письмо, ломаная линия, кипяченая вода, замечание ценно, искусственный мед, печеное яблоко, недоеные коровы, сеченные градом поля, названый брат, раненные в грудь, странный случай, целинный урожай, недлинная история, миллионный житель, истинные ценности, валяная обувь, стреляный воробей, подлинная истина, дети рассеянны и невнимательны, тучи рассеяны, пахнет пряно шафраном, румяная именинница, полынные заросли, отчаянный юноша, бешено бьющееся сердце, государственные таможенники, чеканный шаг, рваная рана.
источники:
https://rus.1sept.ru/article.php?ID=200102211
Ответ оставил Гость
Там, где Н, — это причастие (в кратких страдательных причастиях пишется одна буква Н) .
Там, где НН, — это прилагательное (в кратких прилагательных пишется столько Букв Н, сколько в полных) .
А само объяснение есть у Вас в 1-м задании. Друзья образованны, то есть получили образование.
Комиссии образованы, то есть их образовали. У причастия сохраняется связь с глаголом, а у прилагательного нет.
В остальных то же самое:
2. Лица солдат суровы и озабоченны. То есть с печатью заботы. — Мы были озабочены зачетом. То есть нас озаботили.
3. Сборы прошли организованно. То есть при хорошей организации. — Организовано хорошее питание. То есть его организовали.
4. Шерсть вся запутана котенком. То есть котёнок её запутал. — Эта история запутанна и неясна. То есть тёмная история (слово запутанна употребляется ы переносном значении) .
5. Море взволновано бурей. То есть буря его взволновала. — Говорил взволнованно, горячо. То есть испытывая волнение.