Сочинения 9.1, 9.2, 9.3 к новому сборнику ОГЭ-2021 «Типовые экзаменационные варианты» под редакцией И.П. Цыбулько.
Перед закрытой стеклянной дверью, ведущей из столовой в сад, стояли, прижав к стеклу носы, две девочки, две сестры. Если бы кто из сада на них взглянул, сразу бы увидел, что только им в этот солнечный весенний день было грустно. Только что прочли они в первый раз в жизни «Кавказского пленника» Толстого и разволновались ужасно.
9.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста Ирины Борисовны Голуб: «Писатели обращаются к фразеологическим богатствам родного языка как к неисчерпаемому источнику речевой экспрессии».
Лингвист И.Б. Голуб назвала фразеологизмы «неисчерпаемым источником речевой экспрессии». Действительно, устойчивые выражения украшают нашу речь, делают её выразительнее.
Так, в предложении 13 Валя предполагает, какую фразу мог бы сказать Жилин, если бы взял татар в плен. С помощью фразеологизма «на все четыре стороны» она подчёркивает, насколько благородным выглядит человек, способный помиловать и отпустить даже врагов.
В предложении 16 автор употребляет устойчивое словосочетание «на скорую руку», отмечая, с каким желанием ребята хотели как можно быстрее начать новую игру. Рассказ написан простым, понятным языком, поэтому в нём так много разговорной лексики.
Таким образом, писатели достаточно часто используют фразеологизмы, которые выполняют функцию средства создания экспрессивности в тексте художественного стиля.
9.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл финала текста: «Даже непонятно им самим, как это утром их «Кавказский пленник» так расстроил? Ведь превесёлая же, право, штука».
Смысл финала текста я понимаю так: сила человеческого воображения способна превратить даже самые обыкновенные вещи в необычные, а печальное сделать весёлым. Действительно, герои рассказа С. Чёрного справились с волнением и лёгкой грустью после прочтения «Кавказского пленника», придумав интересную игру по мотивам рассказа Л.Н. Толстого.
В предложениях 10-15 ребята фантазируют о том, как Жилин помиловал взятых в плен татар, а девочку Дину наградил Георгиевской медалью. С помощью воображения дети восстанавливают справедливость.
Героям С. Чёрного очень понравилось прочитанное произведение, поэтому они распределяют роли и начинают играть (предложения 31-34). Ребята так увлеклись, что забыли о времени. Они получили много положительных эмоций благодаря своему умению фантазировать.
Таким образом, каждый человек наделён от природы прекрасным даром: он умеет представлять, предполагать, воображать. Такой творческий подход к жизни делает её особенно яркой и насыщенной.
9.3 Как вы понимаете значение слова ВООБРАЖЕНИЕ?
Воображение – это творческая способность, данная только человеку. Благодаря этому замечательному дару мы учимся мыслить образами и делать мир вокруг ярче.
В рассказе С. Чёрного главные герои придумали игру по произведению Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» и с её помощью справились с лёгкой грустью, возникшей из-за сочувствия девочке Дине. В предложениях 68-69 говорится о том, что прочитанный рассказ становится для ребят «превесёлой штукой». Это происходит в процессе коллективного творчества.
В реальной жизни также существуют люди, которые преображают действительность с помощью воображения. Например, Джоан Роулинг создала целый волшебный мир, и работа над первой книгой «Гарри Поттер и философский камень» даже спасла писательницу от депрессии. До сих пор дети из разных уголков земли с удовольствием читают её произведения и мечтают попасть в Хогвартс.
Таким образом, воображение действительно обладает невероятной силой, оно может изменить мир до неузнаваемости, и без этой способности было бы скучно жить.
На чтение 7 мин Просмотров 1.7к. Опубликовано 28.02.2023
Кстати, как настроение после вчерашнего?
Сегодня мы попробуем разобраться, как писать сочинение 9.2. Сначала я представила полную структуру сочинения этого типа, а затем привела разные по содержанию примеры для работы с конкретными текстами.
На этой странице читаем:
- Как писать сочинение 9.2 — общие сведения
- Вступление к сочинению 9.2
- Основная часть сочинения 9.2
- Заключение к сочинению 9.2
Как писать сочинение 9.2 — общие сведения
Задание 9.2 представляет собой сочинение-рассуждение по предложенному фрагменту текста, которое требует использования не менее двух примеров из данного текста для аргументации. В данной статье мы рассмотрим, как правильно написать сочинение 9.2, чтобы получить максимальное количество баллов за задание.
Вступление к сочинению 9.2
Вступление в сочинении 9.2 должно состоять из одного абзаца, в котором нужно обозначить тезис, который будет развиваться в основной части сочинения. При написании вступления нужно проявить творческий подход и использовать различные клише, которые помогут сделать вступление более интересным и выразительным.
Основная часть сочинения 9.2
Основная часть сочинения 9.2 должна состоять из двух абзацев. В первом абзаце необходимо привести первый аргумент, подкрепленный примером из текста. Далее, во втором абзаце, нужно привести второй аргумент и соответствующий ему пример из текста.
При написании основной части сочинения 9.2 необходимо проявить свой аналитический подход к аргументации и умение извлекать необходимые факты из текста. При этом, чтобы сделать сочинение более интересным и выразительным, можно использовать различные вводные слова и конструкции, которые помогут связать аргументы со своими комментариями.
План написания сочинения 9.2 ОГЭ по русскому языку
1. Смысл фразы (записать фразу) я понимаю так: (объясняем смысл фразы)… Приведём примеры из текста, подтверждающие эти мысли.
2. Во-первых, в предложении… автор говорит: «…».
Это значит, что…
3. Во-вторых, в предложении… автор пишет: «…».
Это свидетельствует о том, что…
4. В заключение хочется сказать, что…
Или: Таким образом,…
Заключение к сочинению 9.2
Заключение в сочинении 9.2 должно состоять из одного абзаца, в котором необходимо подвести итог всему сочинению и повторить основные аргументы, которые были выдвинуты в основной части сочинения. При написании заключения нужно проявить свой креативный подход и сделать заключение выразительным и запоминающимся.
ВЫВОД
Таким образом, написание сочинения 9.2 может показаться сложным заданием, но при наличии необходимых знаний и умений, можно получить высокую оценку.
Это были основные моменты, чтобы запомнить, как писать сочинение 9.2.
Как Вы понимаете финал текста: «И две женщины, большая и маленькая, обнимаясь, понимали друг друга, как равные»
На протяжении жизни человек часто сталкивается с такими трудностями, как болезнь, бедность и потеря близких. Эти трудности могут быть непреодолимыми, и часто люди не могут справиться с ними самостоятельно. Тогда на помощь приходят другие, но только те, кто пережил подобные проблемы, по-настоящему осознают всю глубину борьбы. Примером такой помощи может служить история Аграфены Ивановны и девочки Вали.
Аграфена Ивановна была кухаркой, потерявшей мужа и не имевшей детей. Периодически она посещала детский дом, чтобы подарить детям подарки. Но особенно полюбилась ей девочка Валя, которую автор назвал «козой» за ее постоянно удивленное лицо. Аграфена очень привязалась к Вале, но не решалась забрать ее из детского дома, потому что Валя потеряла память о своей семье. Память могла вернуться, и девочка могла бы отвергнуть «странную женщину», которая ее забрала.
Несмотря на свои колебания, Аграфена Ивановна все-таки привела Валю в свой дом. Однажды она включила патефон, и девочка вспомнила свою «старую жизнь» и стала спрашивать, где ее вещи. В этот момент девочка вспомнила свое прошлое в Ленинграде и заплакала. Аграфена Ивановна тоже заплакала, но Валя стала утешать свою «новую маму».
Исходя из всего этого, можно сделать вывод, что Аграфена Ивановна и Валя, хотя и не были кровными родственниками, нашли друг в друге поддержку и утешение. Они обе пережили боль утраты близких, и благодаря общему опыту нашли друг в друге новую семью.
Эта история — свидетельство человеческого духа и силы связи. Даже перед лицом огромных трудностей и трагедий люди могут найти надежду и поддержку в других людях, которые прошли через похожие испытания. Делясь своим опытом и эмоциями, люди могут сформировать связи, выходящие за рамки кровного родства, и создать новый вид семьи.
В современном мире, где изоляция и одиночество становятся все более распространенным явлением, важно помнить о важности связей. Будь то волонтерская деятельность, участие в группах поддержки или просто общение с друзьями и родственниками, мы все можем найти утешение в осознании того, что мы не одиноки в своих трудностях.
Когда мы преодолеваем жизненные трудности, мы можем черпать вдохновение в истории Аграфены Ивановны и Вали. Открывшись другим, мы можем найти в себе силы преодолеть даже самые сложные препятствия.
В заключение хочу сказать, что «Воспоминания о потерянном прошлом: История поддержки и утешения» — это рассказ о надежде, стойкости и непреходящей силе человеческих связей. Она напоминает нам, что даже в самые мрачные времена мы можем найти свет и поддержку в других людях. Давайте все будем стремиться развивать значимые связи в своей жизни и находить в них утешение и успокоение посреди жизненных трудностей.
ЗАДАНИЕ
9.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Я была на костре, — ответила Ленка. — И по улице меня гоняли. А я никогда никого не буду гонять… И никогда никого не буду травить. Хоть убейте!»
Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Финал романа «Чучело» — это мощное заявление, сделанное Ленкой Бессольцевой во время суда над Димкой Сомовым. Ленка восклицает: «Я была на костре… И они гнались за мной по улице. И я никогда никого не буду преследовать… И я никогда никого не отравлю. Хоть убейте меня!» Эти слова показывают глубокое сочувствие и понимание Ленкой боли и страданий, которые приносят остракизм и преследования.
Чтобы понять смысл слов Ленки, важно проанализировать ее действия, предшествующие этому моменту. Ленка не присоединяется к бойкоту против Димки, несмотря на его предательство. Вместо этого она решает защитить его и проявить к нему доброту, несмотря на то, что он причинил ей глубокую боль. Сострадание и прощение Ленки подчеркивают важность уважительного и достойного отношения к другим, даже перед лицом трудностей.
Кроме того, высказывание Ленки показывает ее твердую позицию против мести и преследования. Пройдя через боль травли и унижения, она понимает, какой неизгладимый ущерб это может нанести. Ее обещание никогда никого не травить, даже если это означает быть убитым, демонстрирует ее непоколебимую приверженность доброте и милосердию.
Одним из примеров, подтверждающих смысл слов Ленки, является ее реакция на встречу с Димкой во время суда. Ленка видит, как напуган и раскаивается Димка, и вместо того, чтобы искать возмездия, она виновато улыбается и не принимает участия в бойкоте. Этот акт прощения показывает ее сильный моральный облик и подчеркивает ее веру во второй шанс.
Другим примером, подтверждающим слова Ленки, является ее воспоминание о собственном опыте преследования и гонений. Это воспоминание вызывает в памяти болезненные эмоции, которые она пережила, и служит напоминанием о том, как важно относиться к другим людям с добротой и уважением. Ее обещание никогда никому не причинять вреда, даже если это означает быть убитым, показывает ее решимость отстаивать свои ценности и никогда не поддаваться давлению толпы.
В заключение следует сказать, что слова Ленки в конце «Чучела» свидетельствуют о ее непоколебимой приверженности доброте и милосердию. Своими поступками и словами Ленка демонстрирует важность уважительного и достойного отношения к другим людям, даже перед лицом трудностей. Ее обещание никогда никого не отравлять, даже если это означает смерть, показывает ее сильный моральный облик и служит вдохновением для читателей действовать с состраданием и сочувствием по отношению к другим.
Надеюсь, теперь вы запомните, как писать сочинение 9.2.
Сочинение-рассуждение по тексту А.Алексина «О зависти»
Финал «Ну что, … ни одно доброе дело не остаётся безнаказанным»
(1 вариант)
Часто люди совершают добрые дела, от всей души своим поступком стараясь кому-то помочь.
В данной ситуации ученик Ваня переживает за одноклассника, которому грозит остаться на второй год. Сенька не только плохо учился, а скорее всего он и не пытался учиться, но был к тому же завистливым, бессовестным и неблагодарным. Чужие успехи его убивали (20). Чтобы получить возможность переписать диктант, Сенька украл свою тетрадь и ещё несколько тетрадей своих одноклассников, в том числе тетрадь сына учительницы. В своём поступке он не сознался. Путь к Голубкинской совести для директора школы оказался непроходимым (35). Ваня же, совершив безрассудное бесстрашие, пройдя по карнизу третьего этажа, взял вину на себя. В итоге Сенька переписывает диктант уже без ошибок, которые ему удалось выяснить у ребят на перемене и переходит в следующий класс. Однако вместо признательности и благодарности, он возненавидел Ваню.
Я не знаю, изменятся ли герои этой истории, когда повзрослеют, но я уверена, что добрые дела будут совершаться всегда, потому что большинство людей среди нас чуткие, внимательные, готовые придти на помощь.
140 слов
Сочинение-рассуждение по тексту А.Алексина «О зависти»
Финал «Ну что, … ни одно доброе дело не остаётся безнаказанным»
(2 вариант)
Добрые дела по отношению к окружающим чаще совершаются по зову сердца, но случаются и неискренние поступки, когда человек хочет продемонстрировать себя, побыть героем.
Ваня – невысокий, умный, добрый, наивный мальчик и способный ученик. (5) (9) Сенька же – верзила, грубый, завистливый, двоечник, которому грозило остаться на второй год. (9) (22)
Ваня сочувствует Сеньке и берет его вину на себя в краже тетрадок с районным диктантом. При этом Ваня совершает опасный переход по карнизу третьего этажа. (36)
На мой взгляд, Ваня решил искренне помочь Сеньке, но входить в класс на третьем этаже через окно, это опасно и глупо. Есть другие пути для проявления сочувствия и оказания реальной помощи. Не случайно, что Ваня приобрёл не благодарного друга, а злостного врага. (54) (55). На своих ошибках Ваня убедился, что и добрые дела бывают наказуемыми.
105 слов
Предварительно прочитайте текст А. Алексина
(1)Есть люди, которые болезненно переживают чужие успехи. (2)Таким был Сеня Голубкин. (3)Ему всюду чудились выгоды и привилегии, которыми обладают другие. (4)Если кто-то заболевал, Сенька говорил: (5)«Ясно… (6)Решил отдохнуть!» (7)Если кто-то получал пятёрку за домашнее сочинение, он спрашивал: (8)«Что, мамочка с папочкой потрудились?»
(9)Ему казалось, что любые удачи приходят к людям как бы за его счёт. (10)Зависть, в которой кроется исток многих человеческих слабостей и пороков, не оставляла Сеньку в покое…
(11)Трудно было отыскать людей, более не похожих друг на друга, чем Ваня и Сенька. (12)В ту пору Ваня ещё очень ему сочувствовал. (13)Когда Сеня, путаясь и напрягаясь, блуждал по лабиринтам знаменитых четверостиший, Ваня страдал. (14)А после урока, на котором Голубкин получал очередную двойку, этот верзила теснил невысокого Ваню: тот, оказывается, подсказывал недостаточно чётко и ясно.
(15)Однажды был назначен «районный» диктант, и Сеня Голубкин был в панике: двойка за тот диктант грозила ему второгодничеством.
(16)После диктанта Сенька бегал по коридору и выспрашивал у своих одноклассников:
– (17)Как пишется «в течение»?
(18)Ему отвечали.
– (19)Одна ошибочка есть! – говорил он и загибал палец. – (20)А ты сам-то как написал? (21)Правильно?
(22)Если оказывалось, что правильно, Сенька скулил:
– (23)Ну, коне-е-чно, сам написа-ал!
(24)После «районного» диктанта у Сеньки не хватило пальцев на обеих руках: он насчитал двенадцать ошибок. (25)Кроме запятых и тире…
(26)На переменке ко мне подошёл Ваня Белов и спросил:
– (27)Что ж, Вера Матвеевна, Голубкину теперь на второй год оставаться?
– (28)Не знаю. (29)Ещё не проверила.
(30)Когда я уселась в учительской за тетради, оказалось, что шесть работ из пачки исчезли. (31)Среди них были диктанты Сени Голубкина и Вани.
(32)На большой перемене мы с директором в опустевшем классе стали пробиваться к голубкинской совести. (33)Именно тогда, в разгар нашей беседы, появился Ваня Белов и сказал:
– (34)Я пришёл, чтобы отдать себя в руки правосудия!
(35)Я не верила, что диктанты вытащил он, но директор согласился с версией Вани. (36)После уроков шестеро учеников, работы которых исчезли, переписали диктант. (37)Сеня Голубкин получил тройку, поскольку уже успел обнаружить на перемене свои ошибки, и перешёл в седьмой класс.
(38)Он не проникся благодарностью к Ване Белову, напротив, именно с тех пор и невзлюбил его. (39)Голубкин не простил благородства, как не прощал он грамотности тем, кто ему же помогал находить ошибки. (40)Ваня Белов это понял. (41)После того как Сенька очередной раз насолил в чём-то своему спасителю, я как бы мимоходом сказала Ване:
– (42)Ну что… ни одно доброе дело не остается безнаказанным?
– (43)Мало ли что бывает! – ответил он. – (44)Из-за этого всем не верить? (По А. Алексину)*
По тексту 21
Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Но если после этого маленького рассказа вам приснится ночная весёлая игра музыкального ящика, звон дождевых капель, падающих в медный таз, ворчанье Фунтика, недовольного ходиками, и кашель добряка Гальвестона, то я буду думать, что рассказал вам всё это не напрасно».
Смысл финала текста я понимаю так: рассказчик, вдохновленный тем, что написал, надеется, что и мы, читатели, разбудив свое воображение, воочию увидим и услышим то, что творилось в старом доме. Приведу примеры из текста К.Г.Паустовского.
Во-первых, когда герои нашли старую шкатулку, они стали думать, что « мастер Гальвестон стал как бы одним из невидимых обитателей старого деревенского дома», порой им даже казалось, что они слышали « его хриплый кашель, когда он невзначай поперхнётся дымом из трубки». И все они напевали последнюю любимую песенку Гальвестона: Прощай, земля, корабль уходит в море! Прощай навек, мой тёплый отчий дом… Вот она, сила воображения!
Во-вторых, рассказчик надеется на то, что его читатели, подключив свою фантазию, будут слышать игру « музыкального ящика, звон дождевых капель, падающих в медный таз, ворчанье Фунтика, недовольного ходиками, и кашель добряка Гальвестона».
Таким образом, в нашей жизни могут происходить удивительные вещи, только нужно чуть-чуть разбудить свое воображение.
Миша
Сочинение-рассуждение
9.2: объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Неожиданное сочувствие
блаженненького вдруг согрело и приласкало моё сердце, показало мне, что ещё
можно и должно жить, пока есть на свете любовь и сострадание»
В выделенной фразе автор выражает мысль о том, что пока в душах
людей присутствуют любовь и сострадание, мир продолжит своё существование. Я
считаю, Степан преподаёт урок всему человечеству — «урок доброты, сострадания
к людям».
Так, в предложении №50 говорится о том, что «он долго не отходил от окна и
испускал такие жалобные вопли, что другие квартиранты жаловались на него
хозяйке». Эти слова являются для нас доказательством того, что главное – это
доброта к людям. Её все чувствуют. А в предложениях №69-72 автор рассказывает
нам, как Степан отдаёт самое ценное, что у него есть, показывая тем самым своё
отношение. На мой взгляд, его поступок подтверждает то, что доброта, любовь и
сострадание всегда возвращаются к человеку в нужный для него момент, даже если
он этого совершенно не ждёт.
Таким образом, можно
сделать вывод, что любовь и сострадание согревают наши сердца и дают силы жить
дальше.
Сочинение-рассуждение
9.2: объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Неожиданное сочувствие
блаженненького вдруг согрело и приласкало моё сердце, показало мне, что ещё
можно и должно жить, пока есть на свете любовь и сострадание»
В
выделенной фразе автор выражает мысль о том, что пока в душах людей
присутствуют любовь и сострадание, мир продолжит своё существование. Я считаю,
Степан преподаёт урок всему человечеству — «урок доброты, сострадания к
людям».
Так, в предложении №50
говорится о том, что «он долго не отходил от окна и испускал такие жалобные
вопли, что другие квартиранты жаловались на него хозяйке». Эти слова являются
для нас доказательством того, что главное – это доброта к людям. Её все чувствуют.
А в предложениях №69-72 автор рассказывает нам, как Степан отдаёт самое ценное,
что у него есть, показывая тем самым своё отношение. На мой взгляд, его
поступок подтверждает то, что доброта, любовь и сострадание всегда возвращаются
к человеку в нужный для него момент, даже если он этого совершенно не ждёт.
Таким образом, можно
сделать вывод, что любовь и сострадание согревают наши сердца и дают силы жить
дальше.
ОГЭ-2020 Русский язык. Материалы для подготовки. Часть 3 (сочинение-рассуждение). Образец выполнения задания 9.2. Вернуться в оглавление «Подготовка к ОГЭ по русскому языку».
Образец выполнения задания 9.2
ТЕКСТ для анализа:
ОГЭ. Задание к тексту
Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста:
«Я вдруг поняла, что они, наши предки, не только имеют право па память о них, а мы, как любящие их всех, обязаны сохранить те крохи свидетельств их жизни, что остались, и передать их своим детям»
Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Итак, вам нужно объяснить смысл фрагмента текста (в данном случае одного предложения), подобрать аргументы и сделать выводы.
Вспомним основную структуру сочинения-рассуждения:
- Вступление — тезис.
- Основная часть — доказательства (аргументы).
- Заключение — вывод.
Вступление-тезис
Итак, тезис — это мысль, которую надо доказать. Здесь необходимо сформулировать (желательно одним-двумя предложениями) своё понимание смысла указанного фрагмента. Обычно фраза, данная для анализа, представляет собой мысль, несущую наибольшую идейно-тематическую нагрузку. Внимательно прочитайте текст, затем подчеркните ключевые слова, предложения, содержащие важную информацию, определите тему текста (о чём текст?), идею (какую мысль хочет донести до читателя автор; ради чего был написан текст?).
Чаще всего тезис развёртывается поэтапно, поэтому вам может показаться, что автор выдвигает несколько тезисов. На самом деле, рассматриваются отдельные аспекты главной идеи.
Для того чтобы выделить тезис из высказывания, нужно:
- прочитать текст и разделить его на структурные части (эти части помогают выделить абзацы);
- выписать из каждой части предложение (или часть предложения), выражающее главное суждение (часть тезиса);
- соединить смысловыми союзами (если, чтобы и т.д.) выделенные части тезиса и сформулировать его целиком. Здесь необходимо сформулировать (одним-двумя предложениями) своё понимание смысла указанного фрагмента.
Вступление обычно состоит из двух частей: тезиса и комментария. Тезис представляет собой толкование фрагмента текста, а комментарий — пояснение тезиса. Комментарий является обязательным структурным элементом любого сочинения-рассуждения вне зависимости от места его расположения.
Вопросы, помогающие оформить комментарий:
- Что мне известно об этой проблеме (явлении, свойстве человека, черте его характера и т. п.)?
- Какое ключевое слово или словосочетание в отрывке мне хотелось бы пояснить?
- Чем существенным я могу дополнить своё толкование? и др.
Приведём варианты вступления.
Пример 1.
Смысл финала текста, намой взгляд, заключается в том, что мы должны помнить о наших предках, обязаны хранить свидетельства об их жизни, чтобы не превратиться в иванов, не помнящих родства.
Мне тоже приходилось не раз видеть на мусорнике летающие старые фотографии. Мне тоже было неловко, как будто на свалку выкинули не фото, а людей! Ведь они когда-то жили, любили, растили тех, кто их выбросил. Здесь мои мысли абсолютно созвучны с автором текста.
В данном примере тезис расположен вначале. За ним следует комментарий. В следующем примере — наоборот: сначала комментарий, затем тезис.
Пример 2.
Все мы знаем, что прошлое — основа настоящего и будущего. Нас самих невозможно представить без тех людей, которые подготовили нам наше «сегодня». Безусловно, Ю. Ляликова права, говоря, что наши предки заслужили право на память. Более того, я убеждена, что отношение к нашим предкам — это очень важный нравственный показатель любого человека.
Хотелось бы показать вам и неудачные формулировки, которые часто можно встретить в ваших работах и которых надо избегать.
Вот один из примеров:
Ляликова Ю. в финале своего текста пишет: «Я вдруг поняла, что они, наши предки, не только имеют право на память о них, а мы, как любящие их всех, обязаны сохранить те крохи свидетельств их жизни, что остались, и передать их своим детям». Полностью с этим согласен.
Во-первых, присоединительная позиция проверяющим не оценивается, нужно в любом случае сформулировать свой тезис, при помощи своих слов. Во-вторых, зачем полностью цитировать анализируемые отрывки? Покажите своё умение перерабатывать информацию, сжимать её. Иначе при проверке такой работы у эксперта останется впечатление о её примитивности, неспособности выпускника найти творческий подход к оформлению своих мыслей. Представим более удачные варианты из работ выпускников:
- а) Ю. Ляликова в финале своего текста приходит к пониманию того, что «наши предки. имеют право на память о них», а мы должны сохранить свидетельства их жизни и передать их своим детям.
- б) Писательница убеждена, что мы обязаны сохранить свидетельства жизни наших предков и передать их детям.
Примеры ошибок в интерпретации фрагмента (авторская стилистика и оформление текста сохранены!):
- Думаю, что фотографии это уже анахронизм. Зачем нам их хранить, если мы на них никого не знаем ?
- Фотографии очень важны в нашей жизни, потому что ты забыл, а фотография не забудет.
- Фотографии умерших людей хранить нельзя, потому что они несут отрицательную энергетику.
- Фотография — единственное хранилище памяти!
- Речь идёт о том, как мы должны знать не только о потомках, но и о предках.
- Мы должны не только помнить, но и знать о потомках!
- Текст про то что будущие поколения должны знать своих героев.
- Автор говорит, что мы должны собирать свидетелей по крохам.
Как вы думаете, в чём заключаются ошибки в перечисленных выше примерах? Подобные формулировки говорят о том, что пишущий не уделил должного внимания важнейшему этапу — рефлексии, не выявил тему, идею, то есть текст остался не понятым им.
Приведём ещё несколько примеров, неприемлемых для экзаменационного сочинения:
- Я понял эту фразу так, что.
- Я могу сказать про эту фразу так.
- Автор весь текст разбирается с проблемой.
- Этот отрывок я понимаю как историю прошлых лет.
- Попробуем разобраться в смысле этих нескольких слов.
- Мы должны передавать одно поколение другому.
- Мы должны не просто помнить предков, а иметь что-то на память о них.
- Память очень важна для нас и мы должны её хранить.
- Автор текста хочет донести о наших предках.
Основная часть — доказательства (аргументы)
Эта часть должна быть по объёму больше, чем вступление и заключение. В основной части вы должны доказать справедливость выраженной в тезисе мысли, извлекая при этом аргументы (слова, фразы, предложения) из анализируемого текста. Обязательное требование к аргументу — его соответствие тезису, т. е. объяснению содержания фрагмента. Подумайте, что и при помощи чего вы будете доказывать. Выбранное вами предложение можно процитировать (если оно не очень длинное), при этом знаки препинания расставляются так же, как и в предложении с прямой речью. Можно взять часть предложения, фразу, слово, но обязательно указать номер предложения, которое, на ваш взгляд, подтверждает идею. При этом не забывайте использовать знаки цитирования. Однако можно и не прибегать к точной ссылке, а сформулировать мысль автора своими словами. Избегайте пересказа текста: вы должны показать умение анализировать и рассуждать. Нельзя подавать аргумент так: Возьмём для примера предложение 1. Нужно обязательно прокомментировать его.
Вы, конечно, обратили внимание на оценивание аргументационной части. Высокий балл можно получить за аргументы, подобранные из текста. Примеры не из прочитанного текста возможны, но за них (вне зависимости от их количества) вы получите только один балл.
Примеры-аргументы подбираются не к фразе, требующей интерпретации, а к тезису ученика как к варианту его интерпретации. Этическая ошибка обычно заключается а высокомерном отношении к автору текста или к писателям, упомянутым в сочинении, а также в отсутствии их инициалов.
- примеров должно не менее двух;
- примеры должны быть из указанного текста;
- каждый пример должен соответствовать указанному аргументу;
- пример без указания на аргумент не учитывается.
Приведём примеры аргументов к анализируемому тексту из реальных выпускных сочинений (в них есть речевые погрешности и недочёты, но с содержательной стороны всё верно).
Пример 1.
В предложении 26 Ю. Ляликова называет семейные фотографии святынями. Почему? Святыня — это особенно почитаемый предмет, обычно связанный с религией. Это правильно: если родителей, родственников мы почитаем, то будем почитать и память о них. И всё, что связано с ними, будет для нас свято.
Пример 2.
Автор, рассуждая о выброшенных фотографиях, говорит и о выброшенных стариках. В предложениях 30—31 говорится о том, что ни в городе, ни в деревне нет для них комфортного существования.
Пример 3.
В предложениях 34—40 автор текста задумывается: а может быть, и не стоит «оставлять память о моих предках», ведь среди них нет знаменитостей? И отвечает стоит! Именно на этих людях и таких же, как они, держалось целое государство!
Пример 4.
Мерзость совершённого поступка показана автором в предложениях 12—13. Ей не верится, что выбросить альбом могли близкие люди. А если сделали это именно они, то кто тогда они после этого ?
Приведём примеры неудачных аргументов. Публикуем их без изменений, для того чтобы показать, как не надо писать.
- Свою мысль автор хочет довести через выражение «артефакты из физических перешли в виртуальные».
- Писатель пишет, что если бы все россияне не были бы такими, как её родные, то не было бы могучей и великой России (№ 40).
- Ляликова употребляет словосочетание «смерть памяти», показывая тем самым своё серьёзное отношение к проблеме.
- Подтверждение этого находится в предложении 13.
- В предложениях 29—31 автор говорит, что молодёжь вытесняет стариков.
- В предложениях 21 и 25 говорится о том, что несмотря на современные принципы надо помнить о родных.
- В предложениях 39 и 41 автор приводит пример того, как миллионы россиян трудились, сохраняя величество и могучество России.
- В предложениях 4—7 автор удивляется, что нашла альбом с фотографиями.
Как вы думаете, почему эти высказывания не могут считаться аргументами?
Заключение-вывод
Эта часть, как и первая, не должна превышать по объёму основную. Здесь необходимо обобщить сказанное, ещё раз вернувшись к самому главному, и сделать вывод. Проверьте, чтобы вывод не противоречил тезису и аргументам. Представим возможные примеры заключительной части из ученических сочинений.
Вывод должен быть созвучен тезису, логически связан с предыдущим содержанием и не противоречить по смыслу тезису и аргументам.
Пример 1.
Итак, подобранные аргументы помогли доказать нам мысль о том, что мы не должны предавать память предков.
Пример 2.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что, как бы ни менялась жизнь, мы обязаны хранить память о наших предках и учить этому детей.
И, как всегда, дадим примеры концовок, которых надо избегать:
- По этой проблеме у меня всё!
- В принципе всё, что я хотел сказать, я сказал.
- Смысл фразы раскрыт, аргументы подобраны.
Итак, мы поняли, что память очень важна в нашей современной жизни.
Часто выпускники задают вопрос: сколько абзацев должно быть в сочинении? Исходя из самой структуры сочинения, не менее трёх. Однако основная часть может состоять из более чем одного абзаца (логично делать абзац для оформления каждого аргумента). Мы считаем, что для сочинения предпочтительны 4 абзаца:
- 1 — вступление;
- 2 — первый пример-аргумент;
- 3 — второй пример-аргумент;
- 4 — вывод.
Перейти к другим комментариям части 3 ОГЭ:
Основные средства связи между предложениями в тексте Задание 9.1. Сочинение-рассуждение с ПРИМЕРАМИ Выразительно-изобразительные средства лексики и синтаксиса Задание 9.2. Сочинение-рассуждение с ПРИМЕРАМИ Задание 9.3. Сочинение-рассуждение с ПРИМЕРАМИ
ОГЭ-2020 Русский язык. Материалы для подготовки. Часть 3 (сочинение-рассуждение). Образец выполнения задания 9.2. Вернуться в оглавление «Подготовка к ОГЭ по русскому языку».
Предлагаем вашему вниманию примеры сочинений 15.2 из открытого банка заданий ФИПИ.
Задание #1 (номер задачи на fipi.ru — B1EF9E)
Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «Он понимал, что нужен был дочери не тогда, когда носил её на руках и посещал в оздоровительном детском лагере. А именно теперь, в шестнадцать лет, когда закладывается фундамент всей дальнейшей жизни».
Приведите в сочинении 2 (два) аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Текст
(1)По дому плавали запахи и крики. (2)Надежда накрывала стол и ругалась с Оксаной, которая находилась в ванной и отвечала через стену. (3)Слов не было слышно, но Корольков улавливал смысл конфликта. (4)Конфликт состоял в том, что Надежда хотела сидеть за столом вместе с молодёжью, а Оксана именно этого не хотела и приводила в пример других матерей, которые не только не сидят за столом, но даже уходят из дома. (5)Надежда кричала, что она потратила неделю на приготовление праздничного стола и всю прошлую жизнь на воспитание Оксаны и не намерена сидеть на кухне, как прислуга. (6)Корольков лежал у себя в комнате на диване и думал о том, что Оксана не умеет разговаривать с матерью, а Надежда – с дочерью. (7)Она командует, унижая её. (8)И они зажигаются друг о друга, как спичка о коробок. (9)Корольков знал по себе: от него тоже можно чего-то добиться только лестью. (10)Лесть как бы приподнимала его возможности, и он стремился поднять себя до этого нового и приятного ему предела.
(11)Отворилась дверь, и вошла Оксана в длинной новой кофте в стиле «ретро», или, как она называла, «ретрухи».
– (12)Пап, ну скажи ей, – громко пожаловалась Оксана. – (13)Чего она мне нервы мотает?
– (14)Как ты разговариваешь с матерью? – одёрнул Корольков.
– (15)Ну, пап. (16)Ну, чего она сядет с нами? (17)Я всё время буду в напряжёнке. (18)Она вечно что-нибудь ляпнет, и всем неудобно…
– (19)Что значит «ляпнет»?
– (20)Ну, не ляпнет. (21)Произнесёт тост за мир во всём мире. (22)Или начнёт обращать на меня внимание… (23)Или начнёт всем накладывать на тарелки, как будто голод…
– (24)Довольно-таки противно тебя слушать, – объявил Корольков. – (25)Ты говоришь, как законченная эгоистка.
– (26)Но ведь мой день рождения. (27)Мне же шестнадцать лет. (28)Почему в этот день нельзя сделать так, как я хочу?
(29)Корольков посмотрел с тоской на её чистенькое новенькое личико с новенькими ярко-белыми зубами и подумал, что её перелюбили в детстве и теперь придётся жать то, что посеяли. (30)Он понимал, что нужен был дочери не тогда, когда носил её на руках и посещал в оздоровительном детском лагере. (31)А именно теперь, в шестнадцать лет, когда закладывается фундамент всей дальнейшей жизни. (32)И не амбулаторно, как говорят врачи, – пришёл, ушёл. (33)А стационарно. (34)Каждый день. (35)Чтобы не пропустить возможных осложнений. (36)А осложнения, как он понимал, неизбежны.
(37)Позвонили в дверь. (38)Оксану как ветром сдуло вместе с её неудовольствием, и через секунду послышался её голос – тугой и звонкий, как струя, пущенная под напором. (39)С ней было всё в порядке. (40)Впереди праздник, и жизнь – как праздник.
(По В. Токаревой)*
* Токарева Виктория Самойловна (род. в 1937 г.) – современный российский прозаик и сценарист.
Сочинение
Когда рождается ребёнок, он маленький, беспомощный, поэтому все стараются о нём заботиться. Когда ребёнок подрастает, приобретает определённые навыки самообслуживания, он меньше зависит от помощи окружающих и поэтому не всегда забота о нём выражается столь же активно, как в первые месяцы жизни малыша. Об этом задумывается Корольков.
В день рождения Оксана раскрылась вдруг для отца в новом свете. В предложении номер 6 говорится о сущности конфликта между матерью и дочерью. Дочь выросла, у неё другие, отличные от родительских, интересы. Она готова пожертвовать уважением к матери, лишь бы сделать всё так, как задумала. Причина этого конфликта вскрывается в предложении номер 29. Отец задумывается над собственными промахами в воспитании дочери. Он понимает, что с такой жизненной позицией Оксане будет непросто общаться с людьми. Именно поэтому ещё не поздно поучаствовать в судьбе
девочки, чтобы заложить «фундамент всей дальнейшей жизни».Таким образом, нам удалось подтвердить примерами текста раз-мышления героя В. Токаревой о необходимости пристального внимания к воспитанию дочери, особенно в подростковом и юношеском возрасте.
Задание #2 (номер задачи на fipi.ru — A296BB)
Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «И нет несчастнее людей, поражённых завистью».
Приведите в сочинении 2 (два) аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Текст
(1)Началась эта мука в далёкие годы, в классе пятом или шестом.
(2)Глебов жил в своём двухэтажном подворье рядом с серым, громадным, наподобие целого города или даже целой страны, домом в тысячу окон. (3)Серая громада висла над переулочком, по утрам за́стила солнце, а вечерами сверху летели звуки музыки. (4)Там, в поднебесных этажах, шла, казалось, совсем иная жизнь, чем внизу. (5)И у Глебова с малолетства появилось жженье в душе: то ли зависть, то ли ещё что.
(6)Мать Глебова работала билетёршей в кинотеатре. (7)И вот служба её в кинотеатре – захудаленьком, в одном из замоскворецких переулков – составляла предмет немалой гордости Глебова и отличала его величайшей льготой: на любой фильм мог пройти без билета. (8)А иногда в дневные часы, когда мало зрителей, мог даже товарища провести, а то и двух.
(9)Эта привилегия была основой могущества Глебова в классе. (10)Он пользовался ею расчётливо и умно́ приглашал мальчиков, в дружбе которых был заинтересован, от которых чего-либо ждал взамен, иных долго кормил обещаниями, прежде чем оказывал благодеяние, а некоторых мерзавцев навсегда лишал своей милости. (11)Продолжалась глебовская власть – ну не власть, а, скажем, авторитет – и оставалась непоколебленной, пока не возник Лёвка Шулепа. (12)Первые дни он держался надменно, поглядывал своими голубенькими глазами на всех сонно и презрительно, ни с кем не заводил разговор и сел за одну парту с девчонкой. (13)Его решили проучить, вернее, унизить. (14)А ещё точнее – опозорить. (15)Глебов горячо подговаривал расправиться с Шулепой, который ему не нравился, но в последний миг решил не участвовать в расправе.
(16)Мальчишки – их было человек пять – зазвали Лёвку после уроков на задний двор, окружили, о чём-то заспорили, и вдруг Медведь, главный силач класса, охватил Лёвку за шею, опрокинул его рывком навзничь, остальные с криками «ого-го!» набросились, Лёвка сопротивлялся, бил ногами, но его, конечно, смяли, скрутили, кто-то сел ему на грудь.
(17)И вдруг раздался громкий треск, будто взорвалась хлопушка или лопнула автомобильная шина. (18)Тут все пятеро кинулись в стороны, Лёвка поднялся на ноги, а в руке он держал пугач, который стрелял особыми пистонами. (19)Шулепа вышел из этой истории победителем, а нападавшие были посрамлены и впоследствии всячески старались помириться и подружиться с ним.(20)Так Лёвка из человека, которого собирались на весь свет опозорить, превратился в героя. (21)И с этого, наверное, времени зародилась у Глебова та тяжесть на дне души… (22)И нет несчастнее людей, поражённых завистью. (23)И не было сокрушительней несчастья, чем то, что случилось с Глебовым в миг его, казалось бы, высшего торжества.
(По Ю. Трифонову)*
* Трифонов Юрий Валентинович (1925–1981) – русский советский писатель, мастер «городской» прозы.
Сочинение
Нетрудно заметить в финале текста А. И. Деникина некоторую иронию: «Я избрал военную карьеру. Было ли это следствием гадания? Не знаю. . . » В чём же смысл этой иронии? Попробуем разобраться по содержанию текста.
Герой Деникина рассказывает, что думать о выборе жизненного пути своего чада родители начали едва ли не с самого рождения, использовав в шутку даже старинное гадание, якобы предначертавшее дальнейшую военную карьеру рассказчика. Об этом говорится в предложениях номер 1—6. Неужели всё так просто может определить выбор жизненного пути? Конечно, нет. В предложениях номер 11—14 раскрываются истинные причины этого выбора. На мальчика повлияли рассказы отца, занятия в гимнастическом городке Стрелкового батальона, суровая романтика стрельбищ. Всё это не только укрепило детскую мечту, но и помогло добиться реальных результатов в военном деле.
А гадание? Гадание, конечно, здесь совершенно ни при чём, вот почему и звучат иронично финальные строки текста. Человек делает себя и свою жизнь своими собственными руками. Понимая это, можно добиться желаемых результатов.
Задание #3 (номер задачи на fipi.ru — E41655)
Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «Я властвовала, повелевала – они были бессловесны, безмолвны, и я втайне подумывала, что хорошо было бы и впредь обращаться с окружающими подобным образом».
Приведите в сочинении 2 (два) аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Текст
1)Я не любила эту куклу.
(2)Её рост и внешние достоинства сравнивали с моими. (3)Взрослые наивно полагали, что доставляют мне удовольствие, когда с дежурно-умилительными интонациями восхищались мною.
– (4)Кто из вас девочка, а кто кукла – трудно понять! – восклицали они.
(5)Я была хрупкой и малорослой. (6)И оттого что все, восхищаясь этой хрупкостью, именовали её «изяществом», а меня – «статуэткой», мне не было легче. (7)Я была самолюбива, и мне казалось, что «статуэтка» – этo лишь вещь, украшение, а не человек, тем более что статуэтками называли и трёх фарфоровых собак, оцепеневших на нашем буфете. (8)Воспитательница в детском саду, словно стараясь подчеркнуть мою хлипкость, выстроила нас всех по росту, начиная с самых высоких и кончая мною. (9)Воспитательница так и определяла моё место в общем строю: «замыкающая».
– (10)Не огорчайся: конец – делу венец! – услышала я от отца. (11)Венца на моей голове, увы, не было, а венценосные замашки имелись, и командовать я очень любила.
(12)Царство игрушек по-своему отражало реальный мир, никого не унижая, а меня возвышая. (13)Миниатюрностью своей игрушки подчёркивали, что созданы как бы для подчинения мне. (14)А безраздельно хозяйничать – я сообразила уже тогда – очень приятно. (15)Я распоряжалась маршрутами автомобилей и поездов, повадками и действиями зверей, которых в жизни боялась. (16)Я властвовала, повелевала – они были бессловесны, безмолвны, и я втайне подумывала, что хорошо было бы и впредь обращаться с окружающими подобным образом.
(17)Но вдруг, когда мне исполнилось шесть лет, появилась огромная кукла с круглым лицом и русским, хотя и необычным для игрушки, именем Лариса. (18)Отец привёз куклу из Японии, где был в командировке.
(19)Я должна была бы обрадоваться заморской игрушке.(20)Но она была выше меня ростом, и я, болезненно на это отреагировав, сразу же её невзлюбила.
(21)Мама нередко вторгалась в мои взаимоотношения с игрушками.
– (22)Любишь наказывать? – вполушутку спросила как-то она.
(23)И вполусерьёз добавила:– (24)С бессловесными так поступать нельзя. (25)Они же не могут ответить ни на добро, ни на зло.
– (26)На зло отвечают, – возразила я.
– (27)Чем?
– (28)Подчиняются.
– (29)Это оскорбительно. (30)Не для них… (31)Для тебя! – уже совсем серьёзно сказала мама.
(32)Она, похоже, хотела, чтоб я отказалась от абсолютной власти над своими игрушками. (33)Она вообще была против самовластия. (34)Но я к этому отвращения не питала.
(35)С появлением Ларисы многое изменилось. (36)Игрушечное царство, казалось, послушно задрало голову и взирало на неё снизу вверх. (37)Так смотрела на Ларису и я. (38)Как кукла она была более необычной, поражающей воображение, чем я как человек. (39)Мы и куклой-то её называть не решались, а именовали только Ларисой.
(По А. Алексину)*
* Алексин Анатолий Георгиевич (род. в 1924 г.) – писатель, драматург. Его произведения, такие как «Мой брат играет на кларнете», «Действующие лица и исполнители», «Третий в пятом ряду» и др., повествуют о мире юности.
Сочинение
В финальной фразе текста А. Алексина заключена очень распространённая жизненная позиция: порой нам очень хочется, чтобы все вокруг беспрекословно подчинялись нам, как бессловесные куклы. Это показатель нашего внутреннего мира.
Героиня Анатолия Алексина привыкла командовать в мире игрушек. Об этом свидетельствуют предложения номер 13 и 14 (Миниатюрностью своей игрушки подчёркивали, что созданы как бы для подчинения мне. А безраздельно хозяйничать — я сообразила уже тогда — очень приятно). Однако с появлением куклы Ларисы многое в восприятии героини изменилось. Лариса была выше других кукол и самой девочки, тем самым бросала вызов «царству игрушек» и героини. Рассказчица восприняла её как своего рода разрушителя своей безраздельной власти в кукольном царстве. Девочка поняла, что для того, чтобы властвовать, надо что-то из себя представлять, чем-то выделяться. Вот почему в предложении номер 38 героиня заявляет: «Как кукла она была более необычной, поражающей воображение, чем я как человек».
Получается, что героиня, желая безраздельно властвовать, всё же задумывается над тем, как выстраивать свои отношения с окружающими, а значит, есть надежда, что она примет правильное решение и научится уважать тех, кто рядом.