Написать жалобу на финансового управляющего от имени должника как

Финансовый управляющий в процессе осуществления своей деятельности должен учитывать интересы всех участников банкротного дела. Встречаются случаи, когда он злоупотребляет своим положением, нарушая права кредиторов или должника. Как правило неправомерные действия предпринимаются в целях оказания предпочтения отдельным лицам. При возникновении такой ситуации пострадавшие участники дела о несостоятельности должника вправе обжаловать действия финансового управляющего. Разберем, в каких случаях может быть подана жалоба на финансового управляющего, кто занимается рассмотрением жалобы и как ее подать. Также рассмотрим, какие последствия наступают для финансового управляющего, если его действия признаны незаконными.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 (800) 302-57-35 Бесплатный звонок для всей России.

В статье расскажем:

  • В каких случаях обжалуются действия финансового управляющего?
  • Кто рассматривает жалобы на действия финансового управляющего?
  • Кто вправе подать жалобу на действия финансового управляющего?
  • Как подать жалобу на действия финансового управляющего: пошаговая инструкция
  • Как составить жалобу на действия финансового управляющего?
  • Какие последствия наступают для финансового управляющего в случае признания его действий незаконными?
  • Заключение эксперта

В каких случаях обжалуются действия финансового управляющего?

В процессе банкротства финансовый управляющий обязан совершать все действия в полном соответствии с Законом о банкротстве. Он должен соблюдать баланс интересов между кредиторами и должником, а также не допускать нарушение прав иных лиц, которые могут быть затронуты процедурой признания физического лица несостоятельным.

Если финансовый управляющий нарушает требования законодательства о банкротстве, а также принимает сторону кредиторов или должника, такие действия могут быть признаны незаконными.

Приведем неправомерные действия финансового управляющего, которые могут быть обжалованы:

  • помощь в погашении долга одного или нескольких кредиторов без учета очередности погашения требований и пропорционального распределения денежных средств между всеми кредиторами;
  • невыполнение своих обязанностей (например, неопубликование сообщений в ЕФРСБ, непроведение собрания кредиторов, задержка инвентаризации имущества должника и другие);
  • ненаправление отчета о своей деятельности кредиторам и в арбитражный суд в установленные сроки;
  • необоснованное затягивание процедуры банкротства, которое приводит к дополнительным затратам должника;
  • непредоставление кредиторам сведений об итогах инвентаризации имущества должника и стоимости сформированной конкурсной массы;
  • непроведение мероприятий по поиску имущества должника и взысканию дебиторской задолженности;
  • нарушение сроков проведения собрания кредиторов;
  • неправильное расходование денежных средств должника.

Важно! Случается, что неправомерные действия финансового управляющего приводят к причинению убытков кредиторам и должнику. Поэтому часто вслед за обжалованием действий управляющего подается заявление о взыскании с него убытков. В соответствии с нормами Закона о банкротстве ответственность каждого арбитражного управляющего должна быть застрахована. Если суд установит факт причинения убытков, они будут возмещены за счет страховки.

Кто рассматривает жалобы на действия финансового управляющего?

Пострадавшие участники банкротного дела вправе обжаловать действия финансового управляющего в несколько инстанций. Допускается обращаться с жалобой сразу в несколько ведомств. Каждое из них примет самостоятельно решение по результатам рассмотрения обращения.

Жалоба на действия финансового управляющего может быть подана в следующие инстанции:

  • Управление Росреестра по месту проживания должника;
  • Управление ФНС России по месту жительства физического лица;
  • в арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве гражданина;
  • в СРО, членом которой является финансовый управляющий;
  • в органы прокуратуры и МВД России.

Большинство жалоб на действия финансовый управляющих рассматриваются территориальными органами Росреестра и арбитражными судами. В правоохранительные органы следует обращаться тогда, когда в действиях управляющего имеются признаки административного или уголовного правонарушения.

Кто вправе подать жалобу на действия финансового управляющего?

В соответствии со статьей 60 Закона о банкротстве обратиться с жалобой на действия управляющего вправе лишь участники банкротного дела.

В список заявителей входят:

  • кредиторы;
  • должник;
  • уполномоченные органы.

Следует знать! СРО, в состав которого входит финансовый управляющий, постоянно контролирует его деятельность. Рассмотрением жалоб занимается дисциплинарный комитет. На основании проверочных мероприятий составляется акт проверки, который в дальнейшем может быть направлен в Росреестр. На основании поступившей информации возбуждается административное дело.

Надоело читать?Расскажем по телефону и ответим на ваши вопросы

Как подать жалобу на действия финансового управляющего: пошаговая инструкция

Процесс подачи и рассмотрения жалобы состоит из нескольких этапов:

  1. Заинтересованное лицо составляет заявление и приобщают к нему документы, подтверждающие неправомерные действия финансового управляющего.
  2. Готовый пакет документов передается в уполномоченный орган, рассматривающий жалобы на арбитражных управляющих.
  3. На основании поступившей жалобы проводится проверка, опрашивается управляющий, проводится разбирательство по существу изложенных в ней доводов (30 дней, в арбитражных судах – 2-3 месяца).
  4. По результатам рассмотрения принимается решение (например, признать действия незаконными, привлечь к административной ответственности, возбудить уголовное дело).

Важно! Помимо действий управляющего могут быть обжалованы и его бездействия. Процедура рассмотрения обращения аналогичная. По результатам разбирательства устанавливается, в чем выражено бездействие управляющего. То есть, какие действия он должен был совершить в соответствии с законом, однако не сделал этого.

Как составить жалобу на действия финансового управляющего?

Жалоба на действия финансового управляющего составляется с соблюдением норм процессуального законодательства.

Обращение состоит из несколько блоков:

  1. Вводная часть. Содержит информацию об органе, в который направляется жалоба, сведения о заявителе и финансовом управляющем, а также их адреса и контакты. Дополнительно может быть указано СРО, в котором состоит управляющий, и номер банкротного дела, рассматриваемого арбитражным судом.
  2. Описательная часть. Указываются сведения о должнике и применяемой в отношении него процедуре банкротства. Также излагаются факты, подтверждающие неправомерность действий управляющего.
  3. Мотивировочная часть. Излагаются выводы заявителя со ссылками на нормы законодательства (Закона о банкротстве, ГК РФ, КоАП РФ, УК РФ).
  4. Резолютивная часть. Формулируется конкретное требование по принятию мер к финансовому управляющему. Например, провести проверку, отстранить от исполнения обязанностей, привлечь к административной ответственности.

В конце документа составляется перечень приложений, ставится подпись заявителя и дата составления документа.

Нужно помнить! К жалобе на действия арбитражного управляющего необходимо приложить подтверждающие документы. Например, письменные обращения к финансовому управляющему, материалы банкротного дела, судебные акты.

Какие последствия наступают для финансового управляющего в случае признания его действий незаконными?

Целью обжалования действий управляющего является применение к нему карательных мер.

В результате рассмотрения жалобы для финансового управляющего наступают следующие последствия:

  • отстранение от исполнения обязанностей по отношению к конкретному должнику;
  • предупреждение;
  • наложение административного штрафа в сумме от 25 000 руб.;
  • дисквалификация, то есть лишение права заниматься деятельностью арбитражного управляющего;
  • привлечение к уголовной ответственности;
  • наложение дисциплинарного взыскания.

К управляющему одновременно могут быть применены несколько принудительных мер. Например, отстранение от исполнения обязанностей, административный штраф и дисциплинарное взыскание.

Распространены случаи, когда жалоба признается необоснованной и заявителю отказывают в ее удовлетворении.

Следует знать! Как показывает судебная практика, основанием для обжалования чаще всего становится неопублкование обязательных сообщений в ЕФРСБ, нарушение процедуры проведения собрания кредиторов, необоснованное расходование денежных средств должника, неоткрытие специального счета для поступления средств от проведения торгов.

Пример из судебной практики. В рамках дела о банкротстве Федорова И.П. должник обратился в арбитражный суд с жалобой на действия (бездействия) финансового управляющего. Как указал должник финансовый управляющий не оплатил текущие коммунальные платежи, связанные с содержанием принадлежащей Федорову И.П. недвижимости. Также должнику не в полном объеме выдан прожиточный минимум, не перечислены алименты, не приняты меры, направленные на пополнение конкурсной массы за счет принадлежащих должнику транспортных средств. Помимо этого, управляющий за счет должника привлек лиц для оказания услуг по предоставлению помещения для собрания кредиторов. Рассмотрев жалобу Федорова И.П., суд признал подтвержденными бездействия управляющего по неуплате коммунальных платежей, несвоевременной выдаче прожиточного минимума, неперечислении алиментов, привлечению за счет должника лиц для оказания услуг по предоставлению помещения для собрания кредиторов. Жалобы была удовлетворена частично, финансового управляющего отстранили от исполнения его обязанностей (Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 13.02.2020 года по делу № А А33-21513/2015).

Заключение эксперта

Подведем итоги:

  1. В случае нарушения финансовым управляющим требований Закона о банкротстве и ущемления прав лиц, участвующих в деле о банкротстве, его действия могут быть обжалованы.
  2. Обратиться с жалобой можно одновременно в несколько ведомств: Росреестр, арбитражный суд, правоохранительные органы и другие.
  3. Жалоба составляется в письменном виде, к ней должны быть приложены подтверждающие документы.
  4. На основании поступивших документов проводится проверка, финансовому управляющему предлагают дать свои пояснения.
  5. Если незаконность действий финансового управляющего подтвердится, его могут отстранить от исполнения обязанностей. Также к управляющему применяют административный штраф, уголовное наказание, дисквалификацию и другие принудительные меры.

Для того, чтобы обжаловать действия финансового управляющего, следует доказать, что они не соответствуют закону и нарушают интересы заявителя. Поэтому важно подготовить подтверждающие документы, доказывающие доводы заинтересованного лица. Если заявитель не имеет опыта обжалования действий арбитражного управляющего, желательно проконсультироваться с юристом, специализирующимся на данной категории дел. Специалисты нашего сайта всегда готовы помочь подготовить документы для обжалования действий финансового управляющего. Оставьте заявку и получите консультацию.

Снежана Погонцева

Снежана Погонцева

Юрист, автор-редактор сайта
(Семейное право, стаж 12 лет)

Задать вопрос

На финансового управляющего в банкротстве можно подать жалобу за его незаконные действия, за принятые решения, за бездействие специалиста. Заявителем при обжаловании может быть должник или кредитор по банкротному делу, иное заинтересованное лицо.

Итогом обжалования может быть отстранение и замена специалиста, привлечение к административной или уголовной ответственности, исключение из состава СРО, дисквалификация. Об основаниях и правила подачи жалобы на арбитражного управляющего в Росреестр, в суд или СРО читайте в нашем материале.

Кто может подать жалобу

Управляющий ведет банкротное дело на основании определения арбитражного суда. Полномочия специалиста описаны в законе № 127-ФЗ. В процессе банкротства управляющий взаимодействует с кредиторами и должником, с организаторами и участниками торгов, с иными заинтересованными лицами. Все они могут подать жалобу на специалиста в случае нарушения прав, законных интересов.

Жалобу на арбитражного управляющего можно подать в СРО, в суд, Росреестр, ФАС и в прокуратуру

Для каждого из этих органов отличается перечень последствий после обжалования. Если жалобу удовлетворят, то управляющего могут отстранить от ведения банкротства, привлечь к административной или уголовной ответственности, а также и дисквалифицировать. Содержание жалобы определяется исходя из сути и характера нарушений со стороны специалиста.

Есть три разных направления, по которым можно жаловаться на арбитражного управляющего:

  • при бездействии — если специалист затягивает банкротство, нарушает сроки каких-либо процедур и действий;
  • на незаконные действия — если управляющий нарушает нормы закона № 127-ФЗ на различных этапах банкротства, при проведении торгов и т.д.;
  • на решения — если специалист выносит решения за пределами своих полномочий, с нарушением законодательства о банкротстве.

Право на обжалование действий, бездействия или решений возникает сразу после выявления нарушений со стороны управляющего. При обжаловании нужно доказать обоснованность своих претензий. Сделать это можно со ссылкой на материалы банкротного дела, нормы законодательства и положения судебной практики, на другие доказательства.

Кроме обжалования, у заинтересованных лиц есть и другие варианты взаимодействия с управляющим. Многие претензии можно решить путем подачи заявлений, ходатайств, других обращений. Управляющему нельзя подать жалобу на него самого.

Такой способ защиты прав предусматривает обращение в органы, которые могут контролировать работу специалиста, применять к нему различные меры воздействия.

Основания для обжалования

Жалобу можно подать при любых нарушениях со стороны управляющего, даже если они носят несущественный и формальный характер. Желательно заранее оценить, чем поможет обжалование, не ухудшит ли оно положение заявителя. Рекомендуем проконсультироваться у наших юристов, чтобы выбрать самый эффективный вариант действий.

Ниже представлена примерная таблица оснований для подачи жалоб на решения, бездействия, действия арбитражного управляющего в банкротстве.

Незаконные действия Незаконные решения Бездействие
Нарушение правил оценки имущества должника Неправомерный отказ в принятии заявления кредитора Нарушение сроков рассмотрения заявлений, ходатайств от участников банкротства
Нарушение правил очередности при распределении конкурсной массы Незаконное утверждение результатов оценки имущества Несоблюдение сроков на оценку, реализацию имущества
Нарушение сроков на проведение определенных действий в ходе банкротства Необоснованные и незаконные решения в отчете после реализации имущества Пропуск сроков на подготовку отчета после реализации
Незаконный отказ в приеме документов и сведений от участника банкротного дела Неправомерный отказ в исключении имущества из конкурсной массы Невыполнение обязательных действий по выявлению имущества, доходов должника
Нарушение порядка организации и проведения торгов Незаконное решение об отказе в привлечении других специалистов Несоблюдение сроков распределения конкурсной массы

Это только примерный перечень нарушений, с которыми могут столкнуться участники банкротства. В одной жалобе можно указать сразу несколько оснований для оспаривания.

Если в результате работы управляющего нарушены интересы сразу нескольких лиц, можно подать коллективный иск или жалобу. Например, жаловаться могут несколько кредиторов, если по вине специалиста был нарушен порядок распределения конкурсной массы.

Куда обращаться с жалобой на арбитражного управляющего

Многие спорные вопросы можно решить не путем обжалования, а по заявлению или ходатайству на имя самого управляющего. Добросовестный специалист наверняка объективно оценит претензии, указанные заявителем.

Управляющий может сам устранить ранее допущенное нарушение, предпринять какие-либо действия. Но если специалист не реагирует на обращения, воздействовать на него можно жалобами или исками.

Росреестр

Это ведомство контролирует работу СРО арбитражных управляющих. Поэтому обращение с жалобой в Росреестр на действия конкретного специалиста вряд ли принесет результат. У ведомства есть следующие полномочия:

  • вести реестр СРО управляющих, исключать из него «профсоюзы управляющих» за грубые нарушения;
  • рассматривать жалобы на саморегулируемую организацию, выносить предписаний в адрес виновных лиц;
  • проводить плановые и внеочередные надзорные проверки СРО;
  • возбуждать и рассматривать административные дела в отношении управляющих.

Заявление о привлечении арбитражного управляющего к административной ответственности

Заявление о привлечении арбитражного управляющего к административной ответственности

За обращение в Росреестр не нужно платить госпошлину. Срок рассмотрения жалобы не превышает 30 дней.

Арбитражный суд

Основным вариантом подачи жалобы на действия арбитражного управляющего является обращение в арбитражный суд, ведущий банкротное дело. Основные правила обжалования через арбитраж:

  • как указано в Постановлении Пленума ВАС РФ № 35, при обжаловании действий применяется общий срок исковой давности (а это — 3 года), но не дольше, чем дата завершения конкурсного производства;
  • жалоба подается в суд, который ведет банкротное дело;
  • для рассмотрения жалобы могут привлекаться другие участники дела, если затрагиваются их интересы;
  • если суд откажет заявителю, он может подать апелляционную жалобу, обратиться в кассацию.

Срок рассмотрения жалоб на управляющего в суде составляет до 30 дней. Участвовать в процессе можно лично или через представителя по доверенности.

Жалоба на действия (бездействия) арбитражного управляющего в Арбитражный суд

Жалоба на действия (бездействия) арбитражного управляющего в Арбитражный суд

СРО

Каждый управляющий обязан состоять членом в одной из профильных СРО. На начальном этапе банкротного дела суд запрашивает в саморегулируемой организации список кандидатур управляющего. В процессе банкротства СРО может рассматривать жалобы и обращения на своих членов.

Узнать, к какой саморегулируемой организации относится управляющий, можно:

  • из судебных актов (постановлений и определений);
  • из карточки дела на сайте арбитражного суда;
  • из карточки дела на сайте Федресурса.

СРО обязана провести проверку по каждой жалобе и дать аргументированный ответ. При систематических и грубых нарушениях саморегулируемая организация может поставить вопрос об исключении управляющего из своего реестра. Жалобу в СРО можно направить через сайт организации, по почте.

Прокуратура

Прокуратура является надзорным ведомством, которое может рассматривать любые обращения по факту нарушения законодательства. На арбитражного управляющего тоже можно подать жалобу в прокуратуру. Однако чаще всего другие варианты оспаривания действий или бездействия будет эффективнее.

В органы прокуратуры имеет смысл обращаться, если в действиях специалиста усматривается состав уголовного или административного дела. Прокурор вправе инициировать проверку, направить материалы для привлечения управляющего к ответственности. Основания для привлечения к ответственности будут проверяться по ст. 14.13 КоАП РФ и ст. 195 УК РФ.

ФАС

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) может рассматривать жалобы на нарушения при организации и проведения торгов. Жаловаться по таким основаниям могут кредиторы, должник, участники торгов по банкротству. Если ФАС подтвердит факт нарушения, торги могут отменить, обязать управляющего провести все процедуры повторно.

Как правильно оформить жалобу на управляющего

Жалобу на бездействие конкурсного управляющего, на его решения или действия можно подать в письменной или электронной форме. На сайте каждого ведомства есть онлайн-сервисы для подачи электронных обращений. Если жалоба подается в суд, все документы можно отправить через систему «Мой арбитр».

В законах нет точных требований к содержанию жалоб на арбитражного управляющего. В каждом случае нужно точно описать нарушение, сделать ссылки на нормы законодательства. Если вы не знаете, как написать жалобу, лучше обратиться к юристу.

Чтобы жалобу не вернули без рассмотрения, в ее содержании необходимо указать:

  • наименование органа, в который вы обращаетесь;
  • свои личные данные, свой статус в банкротном деле, контактный телефон для связи;
  • сведения об управляющем;
  • номер банкротного дела;
  • суть и характер нарушения (лучше указывать со ссылками на документы);
  • описание, в чем заключается нарушение интересов для заявителя;
  • ссылки на нормы законодательства;
  • перечень требований об устранении нарушений (например, признание незаконным решения или документа управляющего);
  • подпись, дата.

Если жалоба подается электронно, ее нужно подписать ЭЦП. При работе через онлайн-сервисы есть возможность подписывать документ путем идентификации через Госуслуги.

Образец жалобы

У нас на сайте можно скачать примерные образцы жалоб на управляющего для Росреестра, суда. Форма документа для обращения в другие органы будет примерно такой же. Если у вас возникли сложности с заполнением жалобы, помощь окажут наши юристы.

Что делать если отказали в удовлетворении жалобы

Подача жалобы кредитором или должником не гарантирует, что ее обязательно удовлетворят. Если после обжалования вынесен отказ, заявитель может:

  • жаловаться в вышестоящие судебные инстанции (апелляция, кассация, надзор);
  • обращаться за защитой в другие ведомства (например, при отказе Росреестра можно пожаловаться в прокуратуру);
  • изменить предмет и основания, чтобы подать новую жалобу.

Можно одновременно жаловаться в несколько органов и ведомств. Например, заявитель может обратиться в Росреестр и одновременно подать жалобу в СРО управляющих. Последствия после рассмотрения этих двух жалоб могут отличаться. Росреестр может возбудить административное дело, тогда как СРО предпримет другие меры воздействия.

Последствия подачи жалобы

При положительном решении по жалобе требования заявителя удовлетворят полностью или частично. Исходя из сути и предмета обращения, последствием обжалования может быть:

  • отмена незаконных решений и действий управляющего;
  • понуждение к совершению определенных действий;
  • привлечение к административной или уголовной ответственности;
  • отстранение от ведения банкротства, замена на другого специалиста;
  • исключение из состава СРО, принятие мер дисциплинарного воздействия;
  • дисквалификация специалиста по итогам уголовного дела.

Если вам нужна помощь в подготовке жалоб на арбитражного управляющего, обращайтесь к нашим специалистам. С нашей поддержкой вы сможете найти выход даже в самой сложной ситуации!

Бесплатная консультация по списанию долгов

Оставьте свой телефон, специалист перезвонит вам в течение 1 минуты

В Арбитражный суд Самарской области

От заявителя: ФИО

Должник: ФИО2

Финансовый Управляющий:
ФИО3

Кредиторы: ПАО “Сбербанк России”
Адрес: 117997, г. Москва, ул. Вавилова, д.19

АО “Альфабанк”
Адрес: 107078, Москва, ул. Каланчевская, 27

Жалоба
на действия (бездействие) финансового управляющего
в деле о банкротстве гражданина

Решением Арбитражного суда Самарской области ФИО признан несостоятельной (банкротом).
В отношении ФИО введена процедура реализации имущества гражданина сроком шесть месяцев. Финансовым управляющим должника утвержден ФИО3.
Финансовый управляющий допустил нарушение, а именно не уведомил ФИО о признании должника банкротом, не направлено по почте уведомление о признании гражданина банкротом и введении реализации имущества гражданина.
На основании решения суда г. Самары, вступившего в законную силу ДАТА, заявитель является кредитором должника с требованием в размере № рублей.
Самарским районным судом г. Самары решено взыскать с ФИО2 в пользу ФИО денежные средства в сумме руб.
На основании исполнительного листа, выданного районным судом г. Самары, возбуждено исполнительное производство №. Взыскание по исполнительному производству не производилось. Согласно информации, размещенной на сайте судебных приставов, на данный момент исполнительное производство в отношении должника не окончено.
ДАТА г. в личном кабинете Госуслуг появилось уведомление о поступление информации от ФССП России. На странице 5 уведомления ФИО увидел о наличии судебного акта о банкротстве/ликвидации должника .
Исполнительное производство о взыскании не окончено.
ДАТА заявителю стало известно о признании ФИО2 банкротом.
В связи с чем ФИО не имел возможности своевременно обратиться в арбитражный суд с заявлением о включении в реестр требований кредиторов должника.Никаких уведомлений от финансового управляющего не поступало.
В соответствии п. 2.1 ч. 2 ст. 213.24 ФЗ “О несостоятельности “банкротстве” в случае принятия арбитражным судом решения о признании гражданина банкротом и введении реализации имущества гражданина в соответствии с пунктом 8 статьи 213.6 настоящего Федерального закона финансовый управляющий направляет по почте уведомление о признании гражданина банкротом и введении реализации имущества гражданина всем известным ему кредиторам гражданина не позднее чем в течение пятнадцати дней с даты вынесения арбитражным судом решения о признании гражданина банкротом. В указанном уведомлении также кредиторам предлагается заявить свои требования в деле о банкротстве гражданина и разъясняется порядок их заявления.
В связи с тем, что на момент признания должника банкротом было возбуждено исполнительное производство №, то финансовый управляющий не мог не знать о наличии задолженности должника перед ФИО.
Согласно ст. 47 ФЗ “Об исполнительном производстве” исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем в случае признания должника банкротом и направления исполнительного документа арбитражному управляющему. В сводке по исполнительному производству отсутствуют сведения о запросе информации и исполнительного листа финансовым управляющим. При обращении к судебному приставу — исполнителю финансовый управляющий мог получить информации об имеющейся задолженности банкрота. К тому же, финансовый управляющий не запрашивал в органах МВД сведения, для установления адреса заявителя, не запрашивал у судебного пристава исполнителя информацию по кредитору. При надлежащем исполнении обязанностей финансовым управляющий должен был уведомить ФИО о признании должника банкротом.
Неисполнение (ненадлежащее исполнение) финансовым управляющим своих обязанностей повлекло нарушение следующих прав и законных интересов ФИО.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 60, п. 8 ст. 213.9 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», ст. 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

ПРОШУ:

признать незаконными действия финансового управляющего в форме бездействия, а именно выразившееся в ненаправлении и не уведомлении ФИО о признании должника банкротом и введении реализации имущества гражданина .
взыскать с финансового управляющего ФИО3 регистрационный номер в сводном государственном реестре арбитражных управляющих сумму в размере № рублей.

Приложение:
квитанции об отправке сторонам (для суда)
копия сводки по исполнительному производству
3. уведомление по исполнительному производству

«___»__________ ____ г.

С уважением, адвокат Анатолий Антонов, управляющий партнер адвокатского бюро «Антонов и партнеры».

Остались вопросы к адвокату?

Задайте их прямо сейчас здесь, или позвоните нам по телефонам в Москве +7 (499) 288-34-32 или в Самаре +7 (846) 212-99-71  (круглосуточно), или приходите к нам в офис на консультацию (по предварительной записи)!

Дата актуальности материала: 20.11.2021

  • Главная
  • Правовые ресурсы
  • Подборки материалов
  • Жалоба на финансового управляющего

Жалоба на финансового управляющего

Подборка наиболее важных документов по запросу Жалоба на финансового управляющего (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Формы документов

Судебная практика

Подборка судебных решений за 2020 год: Статья 260 «Форма и содержание апелляционной жалобы» АПК РФ«Как следует из материалов дела, определением апелляционного суда от 11.10.2019 апелляционная жалоба финансового управляющего Иванушкова С.В. на определение суда первой инстанции от 28.08.2019 была оставлена без движения в связи с тем, что заявителем в нарушение требований части 3 и пункта 3 части 4 статьи 260 АПК РФ не представлен документ, подтверждающий направление или вручение копии апелляционной жалобы и прилагаемых к ней документов заявителю по делу о банкротстве — ООО «СБК-Ритейл». Подателю апелляционной жалобы предложено устранить допущенные нарушения в срок до 15.11.2019.»

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Иные заинтересованные лица как субъекты права на обжалование судебного решения: когда права и законные интересы признают нарушенными
(Ивасенко К.В.)
(«Закон», 2022, N 5)Можно привести другой пример. Определением Шестого кассационного суда общей юрисдикции была рассмотрена и удовлетворена жалоба финансового управляющего осужденной Л. — Ф.И.О.1 на приговор районного суда и апелляционное определение областного суда. Законный интерес финансового управляющего, назначенного арбитражным судом в рамках дела о банкротстве гражданки Л., заключался в снятии ареста с имущества осужденной, ранее признанной банкротом, для обеспечения надлежащей процедуры реализации ее имущества <39>. В данном случае говорить о личном интересе так же, как и с Уполномоченным, нельзя. Финансовый управляющий сопровождает процедуру банкротства, обеспечивает контроль за распоряжением имуществом должника, в его обязанности входит среди прочего принятие мер по обеспечению сохранности имущества гражданина (ст. 213.9 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»).

Нормативные акты

Финансовый управляющий в рамках банкротства физического лица запросто может оказаться «волком в овечьей шкуре». Он будет смотреть вам в глаза, утверждать, что хочет помочь – а потом в самый неожиданный момент вы обнаружите, что вам вонзили нож в спину. Удивляться тут нечему: финансовый управляющий получает 7% от денег, вырученных с продажи имущества банкрота. Ему выгодно, чтобы вы потеряли как можно больше.

Если вы подозреваете, что финансовый управляющий вступил в сговор с кредиторами, смело пишите и подавайте на него жалобу. Пожаловаться на действия финансового управляющего – в ваших силах!

Когда обжалуют действия арбитражного управляющего

В ходе банкротства финансовый (арбитражный) управляющий должен действовать в рамках ФЗ-127 о банкротстве. Ему также нужно вести себя профессионально и добросовестно, не нарушая и не умаляя прав кого-либо из участников банкротства. Если финансовый управляющий игнорирует ФЗ о банкротстве, очевидно действует в интересах кого-то из участников процесса, его действия вполне возможно оспорить.

Итак, перечислим, какие действия арбитражного управляющего получится обжаловать:

  1. Содействие в возвращении долга одному из взыскателей без учета интересов остальных.
  2. Неисполнение взятых на себя обязательств (к примеру, неразмещение данных в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве, несвоевременная перепись имеющегося у должника имущества, невыполнение обязанностей по проведению собрания кредиторов).
  3. Безосновательное увеличение сроков банкротства, приведшее к новым издержкам должника.
  4. Ненаправление или несвоевременное направление отчета о проделанной работе в арбитражный суд, кредиторам.
  5. Непредоставление информации об итогах переписи имущества и его стоимости.
  6. Неосуществление розыска имущества физлица.
  7. Неполучение задолженности, по которой кредитором выступал сам должник.
  8. Недопустимые или неоправданные траты денег должника;
  9. Нарушение установленных для проведения собрания кредиторов сроков.

Отдельно стоит упомянуть о наличии взаимосвязи (взаимозависимости, партнерских или иных отношений) между финансовым управляющим и участниками банкротства, позволяющей последним влиять на первого в ущерб интересам других участников. Юридически этот термин называется «аффилированность». Это тоже является основанием для отстранения финансового управляющего от дальнейшего участия в деле. Так, например, 6.07.2020 г. по делу № А40-173401/19–88–215 финансовый управляющий отстранен от банкротства физического лица Арбитражным судом г. Москвы по указанному основанию.

Обсуждение деятельности финансового управляющего

Кроме того, могут быть отдельно оспорены письменные результаты оценки имущества банкротящегося физлица, проведенной финансовым управляющим.

Противоправные поступки финансового управляющего способны причинить убытки должнику и кредиторам. В этом случае потребуется подача заявления о взыскании с него убытков. Согласно ФЗ о банкротстве, профессиональная ответственность всех арбитражных управляющих подлежит обязательному страхованию. Если суд установит, что убытки действительно имели место быть, они будут возмещены за счет сумм страховки.

Чаще всего (исходя из практики) поводом для обжалования выступают:

  • нарушение процедурных правил проведения собрания кредиторов;
  • неразмещение обязательных сведений в ЕФРСБ;
  • необоснованные траты денег должника;
  • отсутствие открытого счета для зачисления денег от продажи имущества гражданина на торгах.

Именно по таким основаниям наиболее часто арбитражным управляющим запрещают в дальнейшем принимать участие в деле – либо их предупреждают о возможном отстранении.

Куда жаловаться на финансового управляющего?

Те, кто пострадал от поступков финансового управляющего, имеют право обжаловать их в различных инстанциях. Допустимо обращение с жалобой сразу в несколько органов. Каждый из них вынесет отдельное решение. Написать жалобу на финансового управляющего можно в:

  • Росреестр — при нарушении ФЗ о банкротстве;
  • УФНС России — при нарушении налогового законодательства;
  • региональное подразделение Роструда — если имеет место нарушение трудового законодательства;
  • арбитражный суд — при наличии любых правовых оснований;
  • СРО (саморегулируемую организацию), в которой состоит финансовый управляющий — если нарушены стандарты профессиональной деятельности или ФЗ о банкротстве;
  • прокуратуру, ОВД – когда в действиях такого лица обнаружены признаки административного правонарушения или преступления.

Обращаться в указанные органы лучше по месту рассмотрения банкротного дела. Большую часть жалоб на финансовых управляющих рассматривают территориальные подразделения Росреестра и арбитражные суды. Однако это не говорит о том, что все они удовлетворяются. Зачастую граждане не знают, куда надо обращаться по конкретным спорным вопросам. Это приводит к потере времени, а иногда и полной утрате возможности восстановить справедливость. Заранее проконсультировавшись со специалистами в области сопровождения банкротства физлиц, вы сэкономите драгоценное время.

Встреча в кабинете финансового управляющего

Финансовый управляющий – не злодейский персонаж. Если у ФУ хорошая репутация, он не станет рисковать ею ради 7%. Таким ФУ выгодно быть прежде всего непредвзятыми.

Команда агентства «Нет Долгов» сотрудничает с финансовым управляющим Кузнецовым Романом Владимировичем, за плечами которого свыше 500 успешных банкротств. Доверьте свое банкротство нам, чтобы быть уверенным, что ФУ не станет вставлять вам палки в колеса.

Записаться на консультацию

Жалоба на финансового управляющего в Росреестр и привлечение его к административной ответственности этим органом сами по себе не восстановят нарушенные права заявителя. За восстановлением нарушенных прав надо дополнительно обращаться в судебные органы. А значит, потребуется минимум еще одно заявление.

Кто имеет право обжаловать действия финансового управляющего

Согласно ст. 60 ФЗ о банкротстве жаловаться на противоправные поступки управляющего имеют право только участники дела о финансовой несостоятельности гражданина, то есть полномочные органы, кредиторы и сам должник.

СРО, в которой числится финансовый управляющий, должна контролировать его профессиональную деятельность. Рассматривает жалобы в ней дисциплинарный комитет. В ходе проверки составляется акт, который потом можно перенаправить в Росреестр. В последнем случае по заявлению сотрудников Росреестра возбуждается дело об административном правонарушении. Его рассматривает арбитражный суд.

Пошаговый алгоритм: как подать жалобу

При обжаловании нужно следовать такому алгоритму:

  1. Пострадавший составляет жалобу и готовит документы, подтверждающие противоправность поступков финансового управляющего.
  2. Подготовленная документация передается в выбранный компетентный орган.
  3. На основе поступившей жалобы проводят проверку, разбирают изложенные доводы и сопоставляют их с фактическими обстоятельствами дела. Зависимо от инстанции эта процедура может длиться от 1 до 3 месяцев.
  4. По итогам принимается решение (к примеру, действия финансового управляющего признаются противоправными, его привлекают к административной, дисциплинарной или уголовной ответственности).

Противоправные деяния подразумевают не только действие, но и бездействие. И те, и другие допускается обжаловать. В последнем случае в жалобе надо указать, в чем именно выражалось незаконное бездействие управляющего. То есть, что именно, по мнению заявителя, он должен был совершить.

Как составляют жалобу

Любую жалобу составляют по правилам, предусмотренным соответствующим законом (кодексом). В данном случае это АПК РФ, КоАП РФ. Текст жалобы состоит из нескольких блоков:

  1. Вводного – содержащего сведения об инстанции, в которую направляют жалобу, информацию об участниках процесса, в том числе их адресах и контактных телефонах, электронной почте. Также в качестве дополнительных сведений можно указать СРО арбитражного управляющего, номер дела о банкротстве.
  2. Описательного – включающего краткую информацию о должнике, деле о банкротстве. Здесь излагаются фактические и иные обстоятельства, свидетельствующие о противоправности поступков арбитражного управляющего.
  3. Мотивировочного – излагающего доводы заявителя с отсылкой к действующим нормам права (ФЗ о банкротстве, УК РФ, ГК РФ, ТК РФ, НК РФ, КоАП РФ).
  4. Резолютивного – включающего просьбу принять меры к финансовому управляющему. Это может быть проведение проверки, отстранение от участия в деле, привлечение к административной ответственности.

В конце текста перечисляются приложения, указывается дата составления и ставится личная подпись заявителя с расшифровкой или его представителя (если жалоба подается последним).

К жалобам на арбитражных и конкурсных управляющих всегда прилагается документация, подтверждающая перечисленные в ней обстоятельства, в том числе, переписка, отдельные выдержки из дела, судебные и прочие документы.

Последствия признания деяний арбитражного управляющего противоправными

Обжалуют противоправные поступки финансового управляющего, чтобы к нему применили административные или дисциплинарные меры воздействия. Если исход дела в пользу жалобщика, то это влечет негативные последствия для управляющего в виде:

  • предупреждения;
  • отстранения от участия в определенном деле о банкротстве;
  • штрафа — минимально 25 тыс. р.;
  • дисквалификации — лишения возможности быть арбитражным управляющим;
  • дисциплинарного взыскания;
  • уголовной ответственности.

К такому должностному лицу допускается одновременное применение нескольких перечисленных мер. Но нередко жалобу признают необоснованной и оставляют без удовлетворения. Поэтому вам стоит разобраться, что на самом деле можно и нельзя делать ФУ.

Шреддер для бумаг

Какое именно наказание применить к арбитражному управляющему — решает суд или иной компетентный орган, рассматривающий жалобу. Если раньше управляющий уже был замечен в подобном, это тоже будет учтено. Особенно усугубит его положение недавнее привлечение к административной или дисциплинарной ответственности.

Если же пострадавший дополнительно взыскивает причиненные ему убытки с управляющего, у последнего возникает также гражданско-правовая обязанность их возместить. Исходя из сложившейся практики, убытки с финансового управляющего взыскивают по следующим причинам:

  • игнорирование порядка очередности удовлетворения требований кредиторов;
  • передача обязанностей третьим лицам с негативными последствиями для участников дела;
  • невнимательность при розыске имущества должника;
  • непринятие мер по сохранению имущества должника.

Выводы

При грубом нарушении финансовым управляющим требований ФЗ о банкротстве, дискриминации участников банкротства его действия можно и нужно обжаловать. В зависимости от вида допущенных нарушений пострадавший вправе обратиться с жалобой в одну или сразу несколько инстанций, среди которых: арбитражный суд, Росреестр, СРО, правоохранительные и надзорные органы. К жалобе непременно прилагают документы, подтверждающие доводы заявителя. В противном случае суд (или иная инстанция) не сочтет доводы обоснованными и не удовлетворит жалобу.

Финансовый управляющий «был и сплыл», оставив вас в полном неведении относительно того, когда же с вас наконец спишут долги? Вы абсолютно правы в своем намерении пожаловаться. Быть на связи – обязанность ФУ, ведь от него зависит состояние вашего бюджета, а значит, и уровень жизни.

Поможем составить жалобу на финансового управляющего, отстраним его от дела и обеспечим вас ответственным специалистом. Запишитесь на консультацию в агентство «Нет Долгов» и расскажите о своих проблемах с ФУ – мы объясним, правы вы или нет.

Записаться на консультацию

Автор: Белозеров Илья, ведущий юрист

12 окт 2022

Арбитражный управляющий – лицо, регулирующее ход процедуры банкротства при неуклонном соблюдении баланса интересов должника и кредиторов. Круг его обязанностей четко очерчен Законом о банкротстве. Но на практике нередки случаи сговора арбитражного управляющего с должником/кредитором, противоправное бездействие/действия в ущерб одной из сторон, а также иные нарушения законодательства о банкротстве. Как повлиять на арбитражного управляющего в таких ситуациях? 

Можно ли пожаловаться? 

Жалобы – весомый инструмент и механизм воздействия на арбитражного управляющего, посредством которого возможно не только «замотивировать» управляющего на соблюдение закона о банкротстве, отстранить от процедуры банкротства, но и привлечь его к административной ответственности.

Правом на обжалование действий фактически обладает любое лицо, чьи права нарушены действиями арбитражного управляющего. Это:

  • должник: гражданин-банкрот, а в случае банкротства юридических лиц, это могут быть участники/акционеры юрлица-банкрота, собственники имущества юрлица – унитарного предприятия

  • кредиторы: но жаловаться могут только действующие кредиторы, в случае погашения требования кредитора в полном объёме право на обжалование утрачивается, 

  • иные лица, участвующие в деле о банкротстве – их перечень открытый.

    Жаловаться можно:

  • в суд (в рамках дела о банкротстве, которое ведёт управляющий), 

  • в СРО, в котором состоит управляющий,

  • в Росреестр (управление Росреестра того региона, где проходит процедура банкротства).

Прежде, чем обращаться с жалобой на управляющего в какой-либо госорган необходимо определиться с целью, а также последствиями такого обращения. 

В случае ограниченности времени (например, управляющий затягивает срок и не оспаривает сделки, не реализует имущество и т.д.) наиболее эффективным и оперативным выходом будет обращение с жалобой в суд. 

Суд, в рамках дела о банкротстве, может: 

  1. признать действия арбитражного управляющего незаконными,
  2. отстранить управляющего от ведения банкротной процедуры (в случае соответствующей просьбы),
  3. привлечь арбитражного управляющего к административной ответственности (в случае соответствующей просьбы),
  4. обязать управляющего совершить определённые действия, предусмотренные законом. 

Жаловаться в СРО, в котором состоит управляющий, безусловно, можно, однако, как правило, это не имеет смысла: управляющий состоит в СРО, платит ежемесячные взносы. СРО четко следует правилу «не кусать руку тебя кормящую». 

Жалоба в Росреестркуда более результативна, так как: 

  • Росреестр обязан реагировать на все поступающие обращения;
  • Росреестр не является заинтересованным лицом в отношении арбитражного управляющего;
  • Росреестр проводит проверку, и в случае выявления нарушений (даже формальных) передаёт материалы в суд – фактически это двойной контроль;
  • по результатам рассмотрения материалов проверки, суд уполномочен привлечь управляющего к административной ответственности по ст. 14.13 КоАП РФ – п.3 или 3.1. – а это либо штраф от 25 до 50 тыс. рублей, либо дисквалификация на срок от шести месяцев до трех лет, что является мощнейшим ударом по репутации управляющего. В последующем дисквалификация может даже привести к завершению его карьеры. 

На что и как нужно жаловаться? 

С момента назначения судом арбитражного управляющего, вся его деятельность подчиняется строгой регламентации, поэтому, строго говоря, найти основание для жалобы в любом случае не составляет труда.

Нарушения условно можно поделить на: 

  1. Формальные – как таковые эти нарушения не причиняют вред должнику, кредиторам, третьим лицам, но нарушают положения законодательства о банкротстве;
  2. «Неформальные» — причиняют вред лицам, участвующим в процедуре банкротства, и нарушают законодательство о банкротстве;
  3. Понятийные – действия не запрещены банкротным законодательством, но могут быть отнесены к категории неразумного и/или недобросовестного поведения арбитражного управляющего на основании п.4 ст. 20.3 Закона о банкротстве.   

Деление на категории имеет условный характер, но имеет значение при определении характера нарушения и при составлении жалобы, ведь исключительно формальные основания, приведённые заявителем, могут повлечь отказ в удовлетворении жалобы, прекращение производства в связи с малозначительностью правонарушения и т.д.

При подготовке жалобы желательно, чтобы она имела комплексный характер и затрагивала не только формальную сторону деятельности арбитражного управляющего.

Если мы перечислим все возможные нарушения, то изучение этого многотомного труда может порядком утомить, поэтому перечислим наиболее типичные и часто встречающиеся нарушения, которые можно диагностировать даже самостоятельно. Будьте внимательны, по юрлицам и гражданам эти условия могут отличаться. 

Формальные нарушения: 

1) нарушение сроков публикаций сведений, либо непубликация его вовсе 

  • сообщение о собрании кредиторов на ЕФРСБ – за 14 и более дней до даты его проведения (п. 4 ст. 13 закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»,
  • сообщение о результатах собрания кредиторов — 5 рабочих дней с момента проведения собрания управляющим, либо 3 рабочих дня с момента получения протокола собрания (п. 7 ст. 12 закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»),
  • сообщение о поступлении требования кредитора – 5 рабочих дней с момента получения требования (п.2 ст. 100 закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»,
  • сообщение о результатах инвентаризации – 3 рабочих дня с момента её завершения (ч. 2 статьи 129 закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»,
  • сообщение о введении процедуры наблюдения – 3 рабочих дня с даты получения судебного акта (как правило, отсчет идёт от момента опубликования на сайте «Картотеки арбитражных дел») (п. 3.1 Приказа Минэкономразвития России от 05.04.2013 № 178),
  • сообщение о введении процедуры конкурсного производства – 10 дней с даты утверждения управляющего (пункт 1 статьи 28 закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»),
  • публикация отчета по факту завершения процедуры в деле о банкротстве – 10 дней с даты завершения (отсчитываем от публикации акта о завершении) (п.6.1. ст.28 закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»),
  • публикация о подаче заявления об оспаривании сделки, о результатах оспаривания сделки – не позднее 3 рабочих дней, с момента как управляющему стало известно о подаче, результате, либо не позднее следующего рабочего дня, если заявление подал сам управляющий (п. 3.1 Приказа Минэкономразвития России от 05.04.2013 № 178).

2) сроки проведения мероприятий при банкротстве

  • проведение инвентаризации – не позднее 3 месяцев с введения конкурсного производства (абз. 2 пункта 2 статьи 129 Закона №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).
  • представление положения о порядке реализации имущества организации-банкрота — 1 месяц с даты проведения оценки, либо окончания инвентаризации (п. 1.1 статьи 139 Закона №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве),
  • представление положения о порядке реализации имущества гражданина — 1 месяц с даты проведения описи и оценки и т.д. (п.1 ст. 213.26 Закона №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)

Любое формальное нарушение может стать неформальным, в случае, если оно каким-то образом повлияло на ваши права.

«Неформальные» нарушения 

  • утрата, повреждение имущества, составляющего конкурсную массу, порча имущества (п. 2 ст. 129 Закона №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве),
  • нарушение порядка проведения торгов, создание препятствий потенциальным покупателям и т.д. (п.9 ст. 110 Закона №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве),
  • информирование кредиторов о ходе процедуры банкротства, порядок и периодичность проведения собрания кредиторов (п.1 ст. 143 Закона №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве),
  • необоснованный расход денег из конкурсной массы – на привлечение оценщиков, когда это не требуется, на публикацию сведений, опубликование которых не требуется, расходы без целевого назначения и т.д. (п.1 ст. 139 Закона №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве),
  • непринятие мер по поиску имущества должника, не оспаривание сделок и т.д.,
  • неисполнение иных обязанностей управляющего, установленного ст. 20.3 Закона о банкротстве. 

В качестве понятийных нарушений можно ссылаться на необоснованное привлечение специалистов – юристов, бухгалтеров, увеличение стоимости публикаций за счет сведений, которые публиковать было не обязательно и т.д., единственное условие – нарушение ваших прав этими действиями. 

Требования к жалобе 

Формы для жалобы не существует, а требования к ней минимальны. В жалобе необходимо указать: 

  • орган, куда она направляется,
  • номер дела о банкротстве, где утверждён управляющий,
  • основания подачи жалобы (желательно, с обоснованием, в чем именно выражается нарушение ваших прав или прав третьих лиц),
  • меры, которые необходимо применить к управляющему (провести проверку его действий, отстранить, признать действия незаконными и т.п.). 

Государственная пошлина при подаче жалобы не предусмотрена, однако если вы обращаетесь с жалобой в суд, то необходимо направить экземпляр жалобы самому управляющему и иным лицам, участвующим в деле (как правило, это заявитель по делу о банкротстве). В противном случае жалоба будет обездвижена, а драгоценное время — упущено. 

Защищайте свои права правильно и не пренебрегайте помощью профессионалов!

Нередко участникам процесса признания несостоятельности приходится отстаивать свои интересы и писать жалобу. Например, когда назначенный финансовый управляющий злоупотребляет своим положением или действует в интересах третьих лиц, чем нарушает закон.

Иногда проблема жалобы состоит в том, что финансовый управляющий халатно относится к своим обязанностям и не выполняет возложенные на него функции. В этом случае своим бездействием он также наносит убытки сторонам и затягивает процедуру банкротства физического лица.

Доказать злой умысел или бездействие арбитражного управляющего бывает крайне непросто. Тем не менее, у сторон дела о банкротстве граждан есть возможность обжаловать действия управляющего. Такой прерогативой наделены как сами физлица-должники, так и их кредиторы.

В каких случаях подается жалоба на финансового управляющего?

Спектр прав финансового управляющего в процедуре признания физического лица финансово несостоятельным весьма широк и без должного контроля со стороны участников процесса степень его ответственности за успешный исход дела может существенно снизиться. Финансовый управляющий обязан соблюдать баланс интересов между кредиторами и физлицом. Если он принимает чью-либо сторону и начинает отстаивать только ее интересы – это уже нарушение, которое изменяет нормальное течение процесса признания несостоятельности и влечет в последствии жалобу.

Деятельность назначенных арбитражных управляющих жестко регламентирована. Они обязаны следовать нормам закона и правилам, которые действуют в СРО, членом которой является управленец.

Какие нарушения работы финансового управляющего подлежат обжалованию:

  • неправомерные действия, предполагающие приоритет в пользу одного кредитора: удовлетворение его требований в ущерб другим, без учета пропорциональности и очередности;
  • злоупотребления своим положением;
  • игнорирование своих прямых обязанностей (например, по публикации сообщений, объявлении торгов, инвентаризации имущества, проведении кредиторских собраний);
  • пропуск сроков проведения собраний;
  • непредставление необходимой отчетности кредиторам или в арбитраж в установленные сроки по результатам реализации/реструктуризации;
  • намеренное затягивание процедуры банкротства, которая ведет к необходимости ее продления судом и новым убыткам сторон;
  • сокрытие от кредиторов стоимости сформированной конкурсной массы;
  • отсутствие усилий по выделению конкурсного имущества и поиску его.

Ключевым критерием, который позволяет отнести действия финансового управляющего при банкротстве физических лиц к числу обжалуемых, является то, что ими он причиняет убытки сторонам или они потенциально могут привести к убыткам. Стоит отметить, что согласно действующим правовым нормам, гражданская ответственность каждого арбитражного управленца должна быть застрахована. Размер страхового покрытия составляет не менее 10 млн.р. При причинении убытков кредиторам или должнику они вправе рассчитывать на компенсацию ущерба, но должны обосновать его размер в суде.

Обжаловать действия финансового управляющего при банкротстве гражданина можно в форме ходатайств, заявлений и жалоб. Другие формы являются для России экзотическими.

Куда подать заявление с жалобой на финансового управляющего при несостоятельности гражданина?

Законодательство о несостоятельности физических лиц позволяет обжаловать действия финансовго управляющего в следующих инстанциях:

  • в Арбитражном суде;
  • в Прокуратуре и правоохранительных органах;
  • в СРО, членом которой является управляющий;
  • в органах по надзору/контролю (Росреестра);
  • в ФНС;
  • в других инстанциях (Минфинансов и пр.).

Большинство жалоб в процедурах банкротства направляются в Арбитражный суд. Он является контролирующим органом в данной процедуре и наделен прерогативой назначения/отстранения управляющих от работы.

Согласно 60 ст. ФЗ-127 обжаловать действия управляющего вправе только участники процесса. Текст жалобы должен быть составлен с учетом требований процессуального законодательства, а стороны при ее рассмотрении обязаны будут явиться в суд для обоснования своих доводов.

Надзором и контролем за деятельностью СРО управляющих в России занимается Росреестр. В его компетенции находится привлечение финансовых управляющих к административной ответственности, а также их дисквалификация. Жаловаться нужно в территориальное отделение Росреестре в регионе, в котором рассматривается дело о банкротсве. Стоит отметить, что Росреестр рассматривает жалобы только от кредиторов/кредиторского собрания, а также государственных инстанций. В противном случае он перенаправляет их непосредственно в СРО для рассмотрения дела по существу.

В правоохранительные органы следует жаловаться при условии наличия признаков уголовно наказуемого деяния в работе управленца.

Саморегулируемые организации обязаны контролировать работу управляющих в части соблюдения ими профстандартов, федеральных стандартов, правовых актов, требования основного закона о банкротстве. Рассмотрением жалоб на членов СРО занимается специальный дисциплинарный комитет.

Обжаловать действия финуправляющего в ФНС следует при условии, что он причинил имущественный вред другим кредиторам, государству. Налоговая служба также призвана противодействовать неправомерным захватам чужой собственности.

Пошаговая инструкция подачи жалобы на арбитражного управленца

Процедура подачи жалобы на финансового управляющего при банкротстве физического лица включает в себя следующие этапы:

  1. Подготовка текста документа и согласование его при необходимости участниками процесса на кредиторском собрании.
  2. Передача жалобы в уполномоченные инстанции любым доступным способом: лично, в электронном формате, через представителя.
  3. Жалоба рассматривается в установленные сроки (например, в арбитраже предельный срок для проведения заседания по заявлению составляет 30 дней).
  4. По результатам ее рассмотрения судом или контролирующими инстанциями выносится определение.
  5. Если жалоба признана обоснованной и ее удовлетворили, а финуправляющего-отстранили, то сторонам дается время на то, чтобы выбрать новое СРО из членов которого будет назначен новый кандидат.
  6. В дальнейшем стороны вправе запросить компенсацию причиненных им убытков в судебном порядке.

Особенности обжалования действий финансового управляющего

К жалобам на финансового управляющего предъявляется ряд общих требований. Они должны соответствовать нормам ГПК и иметь обязательную письменную форму. В их структуре выделяются следующие составляющие:

  • адресная часть или вводная;
  • описательная и мотивировочная;
  • резолютивная или просительная.

Во вводной части прописывается куда направляется жалоба, реквизиты участников суда (должник/кредиторы и управляющий), адреса и контактные сведения, наименование СРО, номер открытого дела о банкротстве.

Мотивировочная часть должна содержать конкретные действия управляющего, которые привели к убыткам сторон со ссылкой на законодательство о банкротстве (например, п.1 ст.145 ФЗ о несостоятельности). Например, неразумное осуществление им расходов, связанных с выполнением обязанностей в деле о несостоятельности, обнаружение признаков намеренного/фиктивного банкротства и сокрытие этого факта финуправляющим (или содействие должнику в его противоправных деяниях).

Резолютивная часть содержит конкретную просьбу по принятию мер к управляющему, которые находятся в компетенции того или иного органа (например, отстранить управляющего, привлечь к его административной или уголовной ответственности или дисквалифицировать). Важно прописать конкретные нормы закона, на основании которых будут введены санкции.

К документу необходимо приложить документы, на которые заявитель ссылается в тексте и подтверждают обоснованность претензий. Например, письменные запросы о представлении той или иной информации от финуправляющего и полученный от него ответ (или подтверждение факта отсутствия такового).

Особенности жалобы на бездействие арбитражного управленца

Жалоба на бездействие финансового управляющего составляется по аналогичной форме, только в резолютивной части необходимо прописать просьбу признать незаконным бездействие управляющего.

Пример

Например, в части непредоставления запрашиваемых документов (в частности, кредиторского реестра в течение 3 дней после поступления такого запроса, информации по совершенным физлицом сделкам), информации о месте и времени проведения кредиторского собрания, непринятию мер по защите имущества должника, ведению кредиторского реестра, непредставление отчетности по результатам реализации графика реструктуризации или проведенных торгов.

Завершает текст документа обычно просьба об отстранении финуправляющего и назначении нового кандидата.

Последствия обжалования действий финансового управляющего при банкротстве физического лица

Жалобы на финансового управляющего могут иметь следующие последствия в зависимости от контролирующего органа, в который она была направлена:

  • она может быть признана необоснованной;
  • подлежит возврату, если она подана лицами, которые не наделены правами на обжалование или подали жалобу с нарушением порядка;
  • дисциплинарное взыскание (от СРО);
  • дисквалификация (от СРО или Росреестра);
  • уголовное преследование (при фиктивном, преднамеренном банкротстве или попытке управленца обойти закон, присвоит имущество должника);
  • административная ответственность в виде штрафа до 25000 р.;
  • замена управляющего.

Анализ судебной практики показывает, что сторонам удалось обжаловать действия управляющего в случае, когда он нарушал сроки публикации сообщений о введении той или иной процедуры банкротства; решил провести собрание по месту своего нахождения, хотя это можно было сделать по местонахождению кредиторов/должника; нерационально расходовал средства и необоснованно увеличил затраты на процедуру; нарушил сроки уведомления о кредиторском собрании или вовсе не провел его; не предоставил кредиторам по их запросу документы, на которые он ссылается в отчетах; нарушил правила процедуры реализации имущества; неоткрытие специального счета для поступления всех доходов должника и расчетов с кредиторами или проведение расчетов, минуя это счет; необеспечение сохранности имущества; затягивание процедуры банкротства; нарушение очередности удовлетворения кредиторских требований.

В некоторых случаях суд может признать жалобы на управляющего необоснованными. Например, если он вынужден был прибегнуть в ходе процесса к сторонним экспертам (например, юристам или оценщикам), что привело к увеличению затрат на процесс.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Написать жалобу на работу судебных приставов образец как
  • Написать жалобу на почту россии через госуслуги как подать
  • Написать жалобу на кфс как
  • Написать жалобу на воспитателя детского сада заведующей как правильно написать
  • Написать жалобу губернатору ставропольского края владимирову как письмо через интернет