Напиши биографию раскольникова где он родился как воспитывался когда придумал теорию

Биография Раскольникова в романе «Преступление и наказание»

Родион Романович Раскольников — молодой человек 23 лет, красивый, образованный и умный. Он является бывшим студентом юридического факультета Петербургского университета.

Раскольников приехал учиться в Петербург несколько лет назад из провинции. У него есть мать Пульхерия Александровна и младшая сестра Дуня. Судя по всему, отец семейства умер несколько лет назад, когда Родион был еще ребенком. Семья Раскольниковых, судя по всему, принадлежит к сословию мещан. Они живут очень бедно.

Некоторое время назад Родион Раскольников, отучившись около 2 лет в университете, бросил учебу из-за нехватки денег. Также он перестал давать частные уроки, из-за чего впал в нищету. Любопытно, что еще во время учебы в университете Раскольников полгода содержал своего больного друга, который позже умер, и ухаживал за его больным отцом. Также за несколько месяцев до преступления Раскольников совершает настоящий подвиг: он спасает двух детей из пожара (см. Подвиги Раскольникова). 


Убийство старухи-процентщицы

В начале романа мы уже встречаем Раскольникова, впавшего в апатию и тоску. Он много времени проводит в своей комнате, размышляя о жизни. В конце концов он изобретает собственную теорию «об обыкновенных и необыкновенных людях». Согласно этой теории Раскольникова, великие люди идут к своей цели любой ценой, не волнуясь о нравственности поступков. Также, согласно этой теории, в мире есть и другие люди — обыкновенные, «люди-материал», которым суждено быть лишь толпой без своего мнения.

В конце концов Раскольников решает проверить свою теорию на деле и таким образом доказать себе, что он сам не является «тварью дрожащей», а напротив, является великим, особенным человеком.

Одержимый своей теорией, Раскольников убивает старуху-процентщицу и ее младшую сестру Лизавету. Он грабит имущество старухи и скрывается незамеченным с места преступления. После убийства он впадает в болезненное состояние, его мучают душевные терзания. В итоге молодой человек не использует награбленное и просто прячет его под камень в одном из дворов Петербурга.

Сразу после совершения преступления Раскольников понимает, что его теория потерпела крах, потому что истинно великие люди не задаются вопросами о своем величии, а просто действуют несмотря ни на что.

Раскольников после преступления

После преступления Раскольников некоторое время скрывается от правосудия. Однако умный и проницательный следователь Порфирий Петрович догадывается, что именно Раскольников виновен в преступлении. Следователь психологически давит на молодого человека и мучает его своими уловками.

В этот период Раскольников знакомится с Соней Мармеладовой, «девушкой непристойной профессии». Раскольников находит в Соне родственную душу, такую же грешную и глубоко страдающую.

В конце концов молодой человек делает явку с повинной в полицию. После этого его отправляют на 8 лет на каторгу в Сибирь. Вслед за Раскольниковым в Сибирь отправляется и Соня. В Сибири девушка всячески поддерживает друга и помогает ему. 

Мать Раскольникова умирает вскоре после суда над сыном. Сестра Раскольникова Дуня выходит замуж за его друга Разумихина. Дуня и Разумихин собираются однажды переехать в Сибирь, чтобы быть ближе к Раскольникову.

На каторге в душе Раскольникова происходит переворот: он наконец понимает, насколько ему дорога добрая и кроткая Соня. Вероятно, молодой человек в конце концов раскаивается и в своем преступлении. Соня и Раскольников ждут конца каторги, чтобы вместе начать новую жизнь.

Это была биография Раскольникова в романе «Преступление и наказание» Достоевского: история жизни, судьба героя, его жизненный путь.

Смотрите:
— Все материалы по «Преступлению и наказанию»
— Все статьи о Раскольникове

Раскольников Родион Романович

ФИО: Раскольников Родион Романович
Место рождения: Рязанская губерния
Чем известен: Главный горой романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

Содержание:

  • Детство и отрочество героя
  • Факты из взрослой жизни
  • Психологический портрет героя
  • Личная жизнь и отношения
  • Выводы о персонаже

Детство и отрочество героя

Родион Раскольников родом из небогатой семьи мещан, которая проживала в Рязанской губернии. Глава семейства, Роман Раскольников, отец троих детей был творческой личностью, писал стихи и повести и отправлял их в разные периодические издания. Он умер, когда Родион ещё был ребёнком.

Мать главного персонажа, Пульхерия Александровна, была женщиной доброй, заботливой, пугливой, тревожной и очень любила мужа и детей. Дети всегда были под чутким маминым присмотром. Родион родился первым в семье. Сестра Авдотья была младше брата на несколько лет. Третий ребенок Раскольниковых умер в возрасте 6 месяцев, имя его в романе не упоминалось. Дети были умными, образованными, росли в бедности, но в любви и ласке.

Родион Раскольников

Родион Раскольников

Факты из взрослой жизни

  1. Родион становится студентом, поступив на первый курс юридического факультета Петербургского университета.
  2. Снимает крохотную комнату для проживания на время обучения.
  3. Даёт частные уроки, чтобы заработать себе на жизнь и тем самым свести концы с концами, хотя этих денег не хватает даже на оплату жилья.
  4. Содержит больного друга, обеспечивая ему лечение и пропитание.
  5. Создаёт собственную теорию о «людях обыкновенных и необыкновенных», описывает ее в своей статье, которую публикуют в «Периодической речи».
  6. Спустя два года из-за постоянной нехватки денег бросает учебу в университете.
  7. Прекращает частное преподавание и остается совсем без средств к существованию.
  8. По причине нищеты, голода, ужасных условий проживания впадает в тяжёлую депрессию, и в голову ему приходит навязчивая идея убить старуху-процентщицу, которой он иногда закладывает свои ценные и дорогие сердцу вещи.
  9. Готовится морально к убийству, обдумывает каждый шаг и пропускает каждую мысль и эмоцию через душу и сердце.
  10. Следуя своей теории убивает старуху и ее сестру, пытаясь доказать, что он великий человек, которому можно решать за других, убивать, якобы делая это во благо не только себе, но и другим.
  11. Впадает в тяжёлое психическое заболевание, так как осознаёт, что его теория оказывается провальной, а его величие пустым призраком его мыслей.
  12. Скрывается от правосудия, пугается каждого упоминания об этом убийстве.
  13. Знакомится с семьёй Мармеладовых, помогает им выжить в нищете, находит родственную душу в образе старшей дочери Семёна Мармеладова и влюбляется в неё всем сердцем.
  14. Из письма матери узнаёт, что его любимая сестра Дуня, работающая гувернанткой у богатых людей, собирается выйти замуж за нелюбимого человека ради спасения семьи от бедности. Всячески старается препятствовать этому.
  15. Мать и сестра приезжают к жениху Авдотьи в Петербург и навещают измученного болезнью и переживаниями Родиона в его старой, убогой каморке.
  16. Родион, влюблённый в Софью Мармеладову, признаётся ей в совершённом убийстве, приводя её в глубокий ужас.
  17. Бросает своих родных на попечение друга со студенческой скамьи Разумихина.
  18. Признаётся в убийстве в полиции. Кается перед матерью и сестрой.
  19. Не сумев покончить с собой, отправляется по решению суда на каторгу в Сибирь на 8 лет.
  20. Его мать, Пульхерия Александровна, не выдерживает страшного горя и умирает вскоре после вынесения приговора.
  21. Софья Семёновна отправляется в Сибирь вслед за своим любимым.
  22. Авдотья Романовна с супругом Разумихиным также переезжают в небольшой сибирский городок близ острога, где отбывает наказание их брат и друг.

Родион Романович Раскольников

Родион Романович Раскольников

Психологический портрет героя

Главный персонаж обладал сложным противоречивым характером. Родион был трудолюбивым, много работал и учился, не жалея своих сил. За это его все в университете уважали, но никто не любил. Он почти не имел друзей, так как сторонился общества, не принимал участия ни в разговорах, ни в праздничных мероприятиях, не любил показывать своих чувств.

Родион был бедным, надменным, гордым, часто мрачным, угрюмым. Он считал себя необыкновенным человеком, которому многое дозволено, вернее, попытался быть таким. С другой стороны, он был добрым и великодушным, готовым придти на помощь, отдать последние деньги, даже рисковать жизнью ради других, верил в Бога.

Родион Раскольников

Родион Раскольников

Личная жизнь и отношения

В своей жизни Родион дважды пытался жениться. Первой невестой была дочь его хозяйки Зарницыной, девушка очень странная, глуповатая, некрасивая, часто болеющая. Свадьба не состоялась, так как она умерла от болезни.

Затем он влюбился в Софью Семёновну Мармеладову, в которой обнаружил душевное родство. Бедной Сонечке пришлось быть грешной ради спасения от голода семьи отца. Девушка была скромной, худой, очень красивой, с ясными голубыми глазами. Она казалась совсем девочкой, милым ребёнком, гораздо моложе своего возраста.

Софья Мармеладова

Софья Мармеладова

Главный герой покаялся ей в убийстве, затем признался в любви и понял, что его чувства взаимны. Но счастливой семейной жизни с рождением детей у них не получилось, так как он был сослан на каторгу в Сибирь. Софья не бросила его и поехала за ним, ждала его, надеялась на своё счастье, берегла их общее чувство. Даже в разлуке они были очень близки, любили и были любимы.

Уехав из мрачного Питера, оказавшись в Сибири, Раскольников переосмыслил свою жизнь, идеи, мысли, мировоззрение, ценности и стал свободнее душой и сердцем, несмотря на то что он оказался в физическом заключении. Душу ему грела Сонечкина любовь и его любовь к ней.

Выводы о персонаже

Родион Раскольников, молодой человек 23 лет с огромным чувством юношеского максимализма и справедливости- персонаж-противоречие. Он добрый, способный на большую любовь к матери, сестре, любимой женщине. Он спасает хозяйских детей из пожара, рискуя собой. И он же оказывается способным совершить убийство, не ради денег, а «ради себя».

Родион Раскольников и старуха-процентщица

Родион Раскольников и старуха-процентщица

Молодой человек чурается людей, избегает весёлых компаний, но помогает своему больному другу. Он образован, но суеверен. Он убийца и считает правильным убийство старухи, но переживает и упрекает себя в смерти ее сестры Елизаветы.

Он беден до нищеты, но не смог взять награбленные деньги, зато отдал последние, чтобы помочь семье Мармеладовых. И самое главное противоречие заключается в его теории, делении людей на разряды, которое даёт им абсолютно разные права и оказывается совершенно неправильным, несостоятельным, неразумным.


О персонаже
Страна: Россия

Создатель: Федор Достоевский

Деятельность: студент-юрист

Семейное положение: не женат

История персонажа

С гордым романтиком Родионом Раскольниковым, возомнившим себя «вершителем судеб», школьники знакомятся в 10 классе. История убийства старухи-процентщицы, случившаяся в Петербурге в середине 60-ых годов XIX века, никого не оставляет равнодушным. Федор Достоевский подарил мировой литературе самого яркого представителя личности, в которой «дьявол борется с Богом».

История создания

Свое самое знаменитое произведение, которое уважают в каждом уголке мира, Федор Михайлович задумал на каторге, куда угодил за участие в кружке Петрашевского. В 1859 году автор нетленного романа писал брату из тверской ссылки: 

«В декабре я начну роман. (…) я говорил тебе про одну исповедь-роман, который хотел писать после всех, говоря, что еще самому надо пережить. Все сердце мое с кровью положится в этот роман. Я задумал его, лежа на нарах, в тяжелую минуту грусти и саморазложения».

Каторжный опыт в корне изменил убеждения писателя. Здесь он встретился с личностями, которые покорили Достоевского силой духа, – этот духовный опыт и должен был лечь в основу нового романа. Однако его рождение отложилось на шесть лет, и только столкнувшись с полным безденежьем, «родитель» взялся за перо.

Образ ключевого персонажа подсказала сама жизнь. В начале 1865 года газеты пестрили ужасающей новостью о том, что молодой москвич по имени Герасим Чистов убил топором прачку и кухарку, служивших у одной мещанки. Из сундуков женщин пропали золотые и серебряные вещи, а также все деньги.

Список прототипов дополнил французский убийца. У Пьера-Франсуа Ласенера Достоевский позаимствовал «высокие идеалы», лежащие в основе преступлений. Мужчина ничего предосудительного в своих убийствах не видел, мало того, оправдывал их, называя себя «жертвой общества».

А главный стержень романа появился после выхода книги Наполеона Бонапарта «Жизнь Юлия Цезаря», в которой император высказывает мысль о том, что сильные мира сего, в отличии от «серой массы обычных людей», наделены правом попирать нравственные ценности и даже убивать, если считают это нужным. Вот откуда взялась теория Раскольникова о «сверхчеловеке».

Сначала «Преступление и наказание» задумывалось в форме исповеди главного героя, не превышавшей по объему пять-шесть печатных листов. Готовый первоначальный вариант автор нещадно сжег и принялся работать над расширенной версией, первая глава которой появилась в январе 1866 года в журнале «Русский вестник». Спустя 12 месяцев Достоевский поставил точку в очередном произведении, состоящем из шести частей и эпилога.

Биография и сюжет

Жизнь Раскольникова незавидна, как и у всех молодых людей из бедных семей XIX века. Родион Романович учился на юриста в Санкт-Петербургском университете, однако из-за крайней нужды пришлось бросить учебу. Молодой человек жил в тесной чердачной каморке в районе Сенной площади. Однажды он заложил старухе-процентщице Алене Ивановне последнюю ценную вещь – отцовские серебряные часы, и в тот же вечер в кабаке познакомился со спившимся безработным, бывшим титулярным советником Мармеладовым. Тот рассказал о страшной трагедии семьи: от безденежья жена отправила дочь Соню на панель.

На следующий день Раскольникову пришло письмо от матери, в котором были изложены беды уже его семьи. Чтобы свести концы с концами, сестру Дуню собираются выдать замуж за расчетливого и уже немолодого надворного советника Лужина. Другими словами – девушку продадут, а на вырученные деньги у Родиона появится возможность продолжить учебу в университете.

Цель убить и обокрасть процентщицу, родившаяся еще до знакомства с Мармеладовым и вестей из дома, укрепилась. В душе Родион переживает борьбу между отвращением к кровавому поступку и высокой идеей о спасении ни в чем не повинных девушек, которые по воле судьбы играют роли жертв. 

Раскольников все же убил старуху, а заодно ее кроткую младшую сестру Лизавету, пришедшую не вовремя в квартиру. Награбленное добро юноша спрятал в дыру под обоями, даже не выясняя, насколько теперь богат. Позже предусмотрительно перепрятал деньги и вещи в одном из питерских дворов.

После убийства Раскольникова настигают глубокие духовные переживания. Молодой человек собирался утопиться, но передумал. Он чувствует непреодолимую пропасть между собой и людьми, впадает в горячку и даже почти сознается в убийстве письмоводителю полицейского участка.

Измучившись от страха и одновременно с этим от жажды разоблачения, Родион Раскольников признался в убийстве Соне Мармеладовой. Сердобольной девушке не удалось уговорить молодого человека прийти в полицию с повинной, ведь тот намеревался «еще побороться». Но вскоре не выдержал, расплатившись за двойное убийство каторгой в Сибири. Соня отправилась вслед за Раскольниковым, поселившись рядом с местом его заключения.

Образ и основная мысль

Достоевский дает точное описание внешности Раскольникова: это красивый юноша с тонкими чертами лица и темными глазами, ростом выше среднего, стройный. Впечатление портит беднота одежды и злобное презрение, которое то и дело мелькает на лице героя.

Психологический портрет Родиона Романовича меняется на протяжении повествования. Сначала предстает гордая личность, но с крахом теории о «сверхчеловеке» гордыня усмиряется. В глубине души это добрый и чуткий человек, он преданно любит мать и сестру, однажды спас детей из пожара, а последние деньги отдал на похороны Мармеладова. Мысль о насилии ему чужда и даже противна.

Герой мучительно раздумывает на тему наполеоновской идеи о том, что человечество делится на две части – обычные люди и вершители судеб. Раскольникова беспокоят два вопроса – «тварь я дрожащая или право имею?» и «можно ли совершить малое зло ради большого добра?», ставшие мотивами его преступления.

Однако «идейный убийца» вскоре понимает, что преступить нравственные законы без последствий невозможно, придется пройти путь духовных страданий и прийти к раскаянию. Раскольникова можно смело назвать маргиналом, который не сумел защитить собственные убеждения. Его учение и бунт потерпели фиаско, нарисованная теория не выдержала испытаний реальностью. К концу романа характеристика главного персонажа меняется: Родион признает, что оказался «тварью дрожащей», обычным человеком со слабостями и пороками, и ему открывается истина – к полноте жизни, к любви, к Богу ведет лишь смирение сердца.

Экранизации

Главные герои романа «Преступление и наказание» появились во множестве фильмов российского и зарубежного кинематографа. Дебютировало произведение на родине в 1910 году, но современные любители творчества Достоевского потеряли возможность посмотреть труд режиссера Василия Гончарова – картина утрачена. Спустя три года Раскольников вновь «позвал» зрителей в кинотеатры, представ в лице артиста Павла Орленева.

Но это были незначительные ленты. Открыл летопись славных киноработ, поставленных по мотивам нетленного романа, фильм Пьера Шеналя с Пьером Бланшаром в главной роли. Французам удалось убедительно передать образ Раскольникова и трагизм русского произведения, актера даже наградили Кубком Вольпи. Еще в двух зарубежных картинах «Преступление и наказание» снимались словак Петер Лорре и француз Робер Оссейн.

Советский кинематограф прославился двухсерийным фильмом Льва Кулиджанова: на преступление пошел Георгий Тараторкин, который на съемочной площадке трудился вместе с Иннокентием Смоктуновским (Порфирий Петрович), Татьяной Бедовой (Сонечка Мармеладова), Владимиром Басовым (Лужин), Евгением Лебедевым (Мармеладов) и другими известными актерами. Тараторкину эта роль подарила популярность – до нее молодой актер скромно трудился в Ленинградском ТЮЗе и успел сняться в кино только однажды. Картина из всей россыпи постановок на тему произведения Федора Михайловича признана самой удачной.

Начало 2000-ых годов ознаменовалось бумом на создание фильмов по мотивам классических произведений. Режиссеры не прошли и мимо Достоевского. «Преступление и наказание» в восьми сериях экранизировал Дмитрий Светозаров. В картине 2007 года роль Родиона Раскольникова досталась Владимиру Кошевому, Соню Мармеладову сыграла Полина Филоненко, а Порфирия Петровича – Андрей Панин. Киноработу с холодом приняли критики, назвав ее неоднозначной. В частности, смущала песня, сопровождающая титры: 

«Кто много посмеет, тот и прав, тот над ними и властелин».

Интересные факты

  • Журнал «Русский вестник» обязан роману Достоевского подъемом популярности. После опубликования «Преступления и наказания» издание приобрело 500 новых подписчиков – число внушительное по тем временам.
  • По первоначальной задумке автора роман ждал другой финал. Раскольников должен был покончить жизнь самоубийством, но Федор Михайлович решил, что такой исход уж слишком прост.
  • В Санкт-Петербурге по адресу ул. Гражданская, 19 – Столярный пер., 5 расположен дом, который называют домом Раскольникова. Считается, что в нем и жил главный герой романа. На чердак, как и написано в книге, ведут ровно 13 ступенек. Достоевский детально описывает и двор, где спрятал награбленное его персонаж. По мемуарным признаниям писателя, двор тоже реальный – Федор Михайлович обратил внимание на это место, когда на прогулке справлял там нужду.
  • Георгия Тараторкина утвердили на роль по фотографии. Актер лежал с тяжелой болезнью в больнице, диагноз ставили неутешительный – по прогнозам врачей пришлось бы ампутировать ноги. На фото Тараторкин впечатлил режиссера болезненным осунувшимся лицом, таким и представлялся ему Раскольников. Когда молодой актер получил радостную весть об утверждении его кандидатуры, тут же встал на ноги. Так роль спасла мужчине конечности.
  • В фильме Кулиджанова эпизод уничтожения улик Раскольниковым после убийства сопровождается приглушенным ритмичным стуком. Этот звук – записанное на магнитофон биение сердца Георгия Тараторкина.

Цитаты

«Я только в главную мысль мою верю. Она именно состоит в том, что люди, по закону природы, разделяются вообще на два разряда: на низший (обыкновенных), то есть, так сказать, на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово… Первый разряд всегда — господин настоящего, второй разряд — господин будущего. Первые сохраняют мир и приумножают его численно; вторые двигают мир и ведут его к цели».

«Ко всему-то подлец-человек привыкает!»

«Наука же говорит: возлюби, прежде всех, одного себя, ибо все на свете на личном интересе основано».

«Станьте солнцем, вас все и увидят».

«Нет ничего в мире труднее прямодушия и нет ничего легче лести».

«При неудаче все кажется глупо!»

«Кто ж у нас на Руси себя Наполеоном теперь не считает?»

«Все в руках человека, и все-то он мимо носу проносит, единственно от одной трусости. Любопытно, чего люди больше всего боятся? Нового шага, нового собственного слова они всего больше боятся».

Раскольников

Роман «Преступление и наказание» был написан Ф. М. Достоевским в 1866 году. На работу писатель потратил 2 года, хотя задумка пришла к нему намного раньше, когда он отбывал срок на каторге. В результате произведение стало неимоверно известным и было переведено на множество языков. Главный герой, Родион Раскольников, сложный и многогранный персонаж. Его портретной характеристике и посвящена данная статья.

Сюжет романа

История жизни главного персонажа в его 23 года складывается весьма печально. Родион Романович Раскольников – бедный студент юридического факультета. Автор описывает его высоким брюнетом с красивым лицом:«..он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, ростом выше среднего, тонок и строен…»

Главный герой едва сводит концы с концами, живя в маленькой комнатушке. Ему нечего есть, нечем платить за квартиру и оплачивать учебу. Помощь со стороны матери и друга по университету он считает унизительной. Все эти обстоятельства мучают его, доводят до отчаяния. Родион решается на отчаянный шаг: он собирается убить старуху-процентщицу Алену Ивановну, которую он считает «недочеловеком».

В результате события развиваются совсем не так, как рассчитывал бедный студент. Зарубив топором старуху, к которой он не испытывал симпатии, и считал, что совершив такой поступок, сделает мир чище, он также убивает Лизавету – младшую ни в чем не повинную сестру пожилой женщины.

Свидетелей преступления не осталось, однако следователь Порфирий Петрович подозревает в убийстве именно Раскольникова из-за его заметки в статье о «необыкновенных людях» и «обыкновенных людях», где первым позволено намного больше, чем вторым.

Знакомство с семейством Мармеладовых, а именно с Соней Мармеладовой, меняет жизнь главного героя романа. Молодая девушка, вынужденная заниматься проституцией, спасает его душу, наполняет ее верой, и без тени сомнений следует за ним на каторгу.

Образ Раскольникова

С первых страниц романа становится понятно, что Родион Раскольников является человеком угрюмым, гордым, не приемлющим жалости к себе. Он никогда не принимает помощи от своего универститетского друга Разумихина. Также с большим трудом он принимает денежные средства от матери.

В герое будто уживаются два человека. Один – угрюмый меланхолик, держащийся в стороне от людей, другой – великодушный и добрый, способный пожертвовать собой ради близких людей.

Статья «О преступлении», которую герой посылает в одну из петербуржских газет, может много рассказать о портрете Родиона Раскольникова. В статье говорится о том, что всех людей можно разделить на два вида: люди, созданные двигать этот мир, так называемые «Наполеоны», и обыкновенные люди, то есть «материал». «Наполеонам» позволено совершать намного больше, чем «обыкновенным людям», им позволено совершать преступления и нарушать законы. Именно к таким людям пытался причислить себя Раскольников, когда замышлял убийство, однако в итоге не получил удовлетворения от содеянного.

Говорящая фамилия Раскольникова

По мнению литературоведов Ф. М. Достоевский не просто так наделяет главного героя произведения «Преступление и наказание» фамилией Раскольников. Упоминая, что род известен 200 лет, он делает отсылку к раскольникам. Раскольники – те, кто не отвергая основное течение и его принципы, отделяются от него, но при этом не отвергают.

Подобно раскольникам главный герой отвергает принятые в обществе законы нравственности и морали, оправдывая свои поступки великими целями. Совершенное преступление окончательно раскололо его душу, отделило от друзей, родственников и общества. Единственным человеком способным возродить его является Соня Мармеладова, грешная девушка, которая для Родиона стала святой и подарила веру в будущее.

Также фамилия персонажа может указывать на то, что внутри него уживаются два человека – социофоб, предпочитающий как можно меньше общаться с людьми, и великодушный человек с большим сердцем.

Данная статья поможет школьникам написать сочинение по теме «Раскольников». В работе раскрывается образ главного героя романа, его биография, взаимоотношения с окружающими людьми.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Тест по произведению

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Анна Дымовская

    13/16

  • Александр Левенских

    16/16

  • ‘saint’ Apocalypse

    16/16

  • Александр Сошников

    14/16

  • Татьяна Зубченко

    16/16

  • Олеся Ражапоа

    13/16

  • Миша Одинцов

    14/16

  • Sofy Cat

    14/16

  • Варя Калисова

    16/16

  • Ирина Алексеевна

    16/16

Кстати, как настроение после вчерашнего?

Наша задача сегодня: написать отличное сочинение и охарактеризовать персонажа из «Преступления и наказания», кто же такой Родион Раскольников.

На этой странице читаем:

  1. Родион Раскольников: образ персонажа
  2. Почему мне не нравится в Раскольникове
  3. Кто такой Раскольников
  4. Теория Раскольникова
  5. Почему Раскольников совершает преступление
  6. Раскаялся ли Раскольников в совершенном деянии
  7. Что мне не нравится в Раскольникове

Родион Раскольников: образ персонажа

Родион Раскольников — один из самых известных и интересных литературных персонажей в русской литературе. Его имя стало символом человека, который пытается найти свою жизненную позицию в мире, преодолеть свои слабости и недостатки.

Родион — глубокий, многогранный персонаж, который претерпевает серьезные изменения в течение романа. Он начинает как молодой человек, измотанный трудной жизнью и отчаянно пытающийся найти свою истинную цель. Его ум, эрудиция и острый ум помогают ему стать успешным студентом, но его внутренний мир все еще полон тумана и сомнений.

Одним из ключевых моментов в истории Родиона является убийство, которое он совершает в попытке реализовать свои идеи о праве на смерть и свободе человека. Этот поступок тяготит его на протяжении всего романа и заставляет его постоянно задумываться о своей жизни и своих поступках.

Однако, несмотря на свои ошибки, Родион Раскольников — это персонаж, который продолжает искать свою истинную суть. Он постоянно размышляет о жизни, о правде и о том, как ему следует жить. Его сложный внутренний мир делает его одним из самых привлекательных и понятных персонажей в литературе.

Таким образом, Родион Раскольников — это не просто герой романа, это символ человека, который борется со своими внутренними демонами и пытается найти свое место в жизни. Его история напоминает нам о том, что каждый из нас сталкивается с сомнениями и неуверенностью, но что мы можем преодолеть свои проблемы и стать лучше, если мы будем открытыми для изменений и постоянно искать свою истинную суть.

Почему мне не нравится в Раскольникове

Когда я перечитывала роман Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание», я задумалась о Родионе Романовиче Раскольникове — главном герое книги. Мне не нравится Раскольников, это мое категоричное мнение. Я пытаюсь понять, почему так происходит. Это не только для того, чтобы написать статью на канале, но и для себя, чтобы лучше понять свои чувства и отношения к герою.

Я люблю разбираться во всем. Если что-то не нравится, я всегда ищу причину. Это не всегда хорошо, потому что я даю людям, которые этого не заслуживают, второй, третий и десятый шанс. Однако я никогда не делаю выводов и не выношу вердиктов на основе первых впечатлений. Я стараюсь понять суть и разглядеть то, что скрыто под поверхностью.

Я долго не решалась написать статью о Раскольникове, потому что мои мысли были слишком многочисленными и разрозненными. Я боялась забыть что-то важное или утонуть в дебрях деталей. Но я все же решила начать писать и посмотреть, что из этого получится.

Кто такой Раскольников

Раскольников — молодой студент юридического факультета, которому всего лишь двадцать три года. Он происходит из благородной, но обедневшей семьи. Раньше он учился и подрабатывал, но из-за нехватки средств вынужден был временно оставить учебу.

С первых страниц книги автор описывает его внешность: Раскольников «замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен». Но он бледен и задумчив, бормочет сам с собою, его мысли путаются. Его вид какой-то странный и болезненный. Это происходит из-за того, что он голоден и ничего давно не ел. Он одет в ветхую, изношенную одежду, а его сапоги дырявые. Бедность его дошла до крайности, и он даже не может оплатить аренду своей квартиры, не говоря уже о еде.

Раньше Раскольников подрабатывал, преподавая уроки, но в последнее время дела пошли плохо. Он бросил учебу и работу, а своим ученикам не мог показаться в таком непотребном виде. Его можно было обратиться за помощью к Разумихину, своему другу из университета, который всегда умел находить работу. Однако Раскольников пренебрегал этой возможностью, считая, что работа дает жалкие гроши.

Он хотел большего — капитала, чтобы развернуться и сделать головокружительную карьеру. Я думаю, что он был на том юношеском этапе, когда все мы задумываемся о смысле жизни, своей цели в мире и о своем предназначении. Именно в этот момент у него возникла теория, которую он изложил в статье «О преступлении…», отправленной для публикации в общественное издание.

Теория Раскольникова

Раскольников выдвигает довольно экстремальную теорию, которая полагает, что люди разделяются на две категории: тех, кто является обычными, заурядными людьми, и тех, кто право имеет на вершительство судеб и управление народами. По его мнению, первая категория людей — это твари дрожащие и воши, которые не приносят особой пользы человечеству и чья жизнь не имеет особого значения для общества. Вторая же категория — это не обыкновенные люди, право имеющие на власть и управление, которые творят историю и меняют устои общества.

Кроме того, Раскольников рассматривает психологию преступника и его состояние на всех этапах преступления. Он считает, что даже представители второй категории могут совершать преступления, если они считают, что это необходимо для достижения великой цели. Такие люди, по мнению Раскольникова, могут быть оправданы своими поступками, если они изменяют картину мира и меняют устои общества.

Однако эта теория довольно спорна и вызывает много вопросов. Ведь кто определяет, кто является право имеющим и кто не имеет права на жизнь? Кто может судить о том, что преступление было оправдано, а что нет? Также стоит учитывать, что каждый человек имеет свою ценность и свой вклад в общество, и нельзя относиться к жизни людей как к бесценной вещи.

Таким образом, теория Раскольникова может быть интересной для обсуждения, но не следует принимать ее как истину в последней инстанции. Важно помнить, что каждый человек имеет право на свою жизнь и достоинство, и преступление всегда остается преступлением, независимо от того, кто его совершил и ради каких целей.

Почему Раскольников совершает преступление

Раскольников — главный герой романа Федора Достоевского «Преступление и наказание». Его фамилия происходит от слова «раскольник», которое означает человека, идущего против установленных правил и нарушающего традиции. Сам Раскольников является замкнутым и нелюдимым человеком, часто проявляющим гордыню и высокомерие. Он мнит себя Наполеоном, но обстоятельства не позволяют ему реализовать свой потенциал.

Однажды Раскольников случайно подслушал разговор незнакомцев в трактире о старухе чиновнице, дающей деньги под процент. Они описывали ее как скупую и злую женщину, гнобящую свою безобидную сводную сестру. Идея о том, что старуху следует убить и ограбить, пришла в голову Раскольникову. Он решил, что старуха не заслуживает жизни, а он сам имеет право на ее капитал, чтобы обеспечить свою карьеру.

Раскольников подготовился и совершил убийство. Однако, второе убийство Лизаветы, сестры старухи, было не запланировано, и он придумал объяснение на ходу. В результате он столкнулся с неожиданными трудностями в реализации своей теории.

Раскаялся ли Раскольников в совершенном деянии

Как мы знаем, Раскольников в своей статье говорил о том, что преступление вызывает болезнь у преступника. И это действительно так. Еще на стадии планирования убийства он погружается в некое болезненное состояние, которое усиливается и достигает своего апогея после совершения преступления. Он заболевает лихорадкой.

Бывший юрист-студент думал, что все просчитал и совершит «идеальное преступление», не испытывая муки совести за то, что он лишил жизни человека. Однако уже в квартире старухи, после того, как он убил ее, он забывает запереть дверь и идет искать деньги и ценности в ее комнату. Он не предполагал, что кто-то может зайти, обнаружить бездыханное тело хозяйки и поднять шум. Более того, когда он был обнаружен Лизаветой, он уже совершил свое злодеяние, но снова забывает о двери и мечется по квартире, прежде чем понимает, что ее нужно запереть.

Его «неудачи» начались еще на самом начальном этапе, когда не получилось взять топор на кухне. Тогда ему следовало бы передумать, но он продолжил и все же раздобыл орудие преступления у дворника. В квартире старухи его почти поймали «на горячем», и только совпадение обстоятельств помогло ему скрыться с места преступления.

Он болеет и бредит только о том, чтобы никак не выдать себя и уничтожить все улики. И когда он приходит в себя, его мучает не то, что он убил невинную душу — Лизавету, например, или что он совершил не богоугодное дело. Он размышляет о том, имел ли он право убивать, является ли он тварью, вошью и так далее. Единственное, что его действительно беспокоит и мучит — это то, что, вероятно, он такая же вошь.

Понимая, что вся его жизнь была лишь гордостью и эгоизмом, он наконец-то начинает ощущать настоящее раскаяние. Он понимает, что все его теории о праве и идеалах были лишь отговорками для оправдания своего зверского поступка. Он осознает, что его жизнь была пустой и безысходной, и что настоящая свобода и счастье заключаются не в убийстве, а в любви и сострадании к ближнему.

Раскольников понимает, что Соня, которая несмотря на все его грехи и преступления, осталась с ним и поддерживала его, истинный образец человеческой любви и сострадания. Он видит, что она не только помогает осужденным, но и жертвует своим собственным здоровьем и благополучием ради других людей.

И тогда Раскольников понимает, что настоящее покаяние и очищение от греха возможно только через любовь и сострадание к другим людям. Он понимает, что единственный способ искупить свои грехи — это посвятить свою жизнь помощи другим людям и борьбе со злом и несправедливостью в мире.

Таким образом, Раскольников, пройдя через все муки и страдания, наконец-то достигает истинного покаяния и осознания своей вины. Он понимает, что любовь и сострадание к ближнему — это единственный путь к настоящей свободе и счастью.

Что мне не нравится в Раскольникове

Я понимаю, что жизнь Раскольникова была далека от легкой, и он стал жертвой своих собственных иллюзий и фантазий. Однако, я согласен с вами, что его потенциал был значительным, и он мог бы достичь больших высот, если бы использовал его в правильном направлении.

Выбор Раскольникова был неправильным, и он заплатил за это своей свободой и моральной целостностью. Я также разделяю вашу неприязнь к людям, которые неоправданно высоко себя ценят, и считаю, что уважение и самооценка должны быть основаны на достижениях и делах, а не на пустых словах и громких заявлениях.

Надеюсь, что мы все можем извлечь уроки из истории Раскольникова и не повторять его ошибки, а стремиться к достижению своих целей честными и правильными способами.

Роман «Преступление и наказание» был написан Ф. М. Достоевским в 1866 году. На работу писатель потратил 2 года, хотя задумка пришла к нему намного раньше, когда он отбывал срок на каторге. В результате произведение стало неимоверно известным и было переведено на множество языков. Главный герой, Родион Раскольников, сложный и многогранный персонаж. Его портретной характеристике и посвящена данная статья.

Сюжет романа

История жизни главного персонажа в его 23 года складывается весьма печально. Родион Романович Раскольников – бедный студент юридического факультета. Автор описывает его высоким брюнетом с красивым лицом:«..он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, ростом выше среднего, тонок и строен…»

Главный герой едва сводит концы с концами, живя в маленькой комнатушке. Ему нечего есть, нечем платить за квартиру и оплачивать учебу. Помощь со стороны матери и друга по университету он считает унизительной. Все эти обстоятельства мучают его, доводят до отчаяния. Родион решается на отчаянный шаг: он собирается убить старуху-процентщицу Алену Ивановну, которую он считает «недочеловеком».

В результате события развиваются совсем не так, как рассчитывал бедный студент. Зарубив топором старуху, к которой он не испытывал симпатии, и считал, что совершив такой поступок, сделает мир чище, он также убивает Лизавету – младшую ни в чем не повинную сестру пожилой женщины.

Свидетелей преступления не осталось, однако следователь Порфирий Петрович подозревает в убийстве именно Раскольникова из-за его заметки в статье о «необыкновенных людях» и «обыкновенных людях», где первым позволено намного больше, чем вторым.

Знакомство с семейством Мармеладовых, а именно с Соней Мармеладовой, меняет жизнь главного героя романа. Молодая девушка, вынужденная заниматься проституцией, спасает его душу, наполняет ее верой, и без тени сомнений следует за ним на каторгу.

Образ Раскольникова

С первых страниц романа становится понятно, что Родион Раскольников является человеком угрюмым, гордым, не приемлющим жалости к себе. Он никогда не принимает помощи от своего универститетского друга Разумихина. Также с большим трудом он принимает денежные средства от матери.

В герое будто уживаются два человека. Один – угрюмый меланхолик, держащийся в стороне от людей, другой – великодушный и добрый, способный пожертвовать собой ради близких людей.

Статья «О преступлении», которую герой посылает в одну из петербуржских газет, может много рассказать о портрете Родиона Раскольникова. В статье говорится о том, что всех людей можно разделить на два вида: люди, созданные двигать этот мир, так называемые «Наполеоны», и обыкновенные люди, то есть «материал».

«Наполеонам» позволено совершать намного больше, чем «обыкновенным людям», им позволено совершать преступления и нарушать законы. Именно к таким людям пытался причислить себя Раскольников, когда замышлял убийство, однако в итоге не получил удовлетворения от содеянного.

Говорящая фамилия Раскольникова

По мнению литературоведов Ф. М. Достоевский не просто так наделяет главного героя произведения «Преступление и наказание» фамилией Раскольников. Упоминая, что род известен 200 лет, он делает отсылку к раскольникам. Раскольники – те, кто не отвергая основное течение и его принципы, отделяются от него, но при этом не отвергают.

Подобно раскольникам главный герой отвергает принятые в обществе законы нравственности и морали, оправдывая свои поступки великими целями. Совершенное преступление окончательно раскололо его душу, отделило от друзей, родственников и общества. Единственным человеком способным возродить его является Соня Мармеладова, грешная девушка, которая для Родиона стала святой и подарила веру в будущее.

Также фамилия персонажа может указывать на то, что внутри него уживаются два человека – социофоб, предпочитающий как можно меньше общаться с людьми, и великодушный человек с большим сердцем.

Данная статья поможет школьникам написать сочинение по теме «Раскольников». В работе раскрывается образ главного героя романа, его биография, взаимоотношения с окружающими людьми.

Предыдущая

СочиненияКто главный герой романа “Евгений Онегин” – сочинение на тему по роману Пушкина

Следующая

СочиненияМечта Раскольникова в романе “Преступление и Наказание”

Родион Романович Раскольников
Создатель Достоевский Фёдор Михайлович
Произведения Преступление и наказание
Пол мужской
Возраст 23
Дата рождения около 1840-х годов (предположительно 1843)
Дата смерти неизвестно
Семья отец Роман Раскольников, мать Пульхерия Александровна Раскольникова, сестра Авдотья Романовна Раскольникова, младший брат (имя неизвестно, умер во младенчестве)
Логотип Викицитатника Цитаты в Викицитатнике

Родио́н Рома́нович Раско́льников — главный действующий персонаж романа Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание».

Содержание

  • 1 Раскольников в романе
  • 2 Внешность
  • 3 Прототипы
  • 4 Литературоведы о персонаже
    • 4.1 Исторические прототипы Раскольникова
    • 4.2 Литературные предшественники Раскольникова
  • 5 См. также
  • 6 Литература
  • 7 Примечания

Раскольников в романе

Раскольников — бывший студент-юрист из Санкт-Петербурга, из-за нехватки средств вынужденный оставить учёбу в университете. Живёт крайне бедно.

«Он решился убить одну старуху, титулярную советницу, дающую деньги на проценты.

Старуха глупа, глуха, больна, жадна, берёт огромные проценты, зла и заедает чужой век, мучая у себя в работницах свою младшую сестру. „Она никуда не годна“, „для чего она живет?“, „Полезна ли она хоть кому-нибудь?“ и т. д.»[1].

«Даёт вчетверо меньше, чем стоит вещь, а процентов по пяти и даже по семи берёт в месяц и т. д.» («Преступление и наказание», часть I, глава VI).

На преступление, однако, не решается, пока не получает письмо от матери, в котором говорится о готовящемся бракосочетании его сестры с неким господином Лужиным. Понимая, что сестра не любит будущего мужа, а жертвует собой ради благополучия семьи и, в большей степени, ради самого́ Раскольникова, он обманом проникает в квартиру старухи, убивает и грабит её, попутно убивая случайную свидетельницу в той же квартире.

Имея свою теорию о том, что люди делятся на обычных людей, плывущих по течению, и людей, подобных Наполеону, которым дозволено всё, Раскольников до убийства причисляет себя ко второй категории; однако после убийства обнаруживает, что в полной мере относится к первой.

Внешность

Кстати, он был замечательно хорош собою, с прекрасными тёмными глазами, тёмно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен… Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днём выходить в таких лохмотьях на улицу.

Прототипы

Герасим Чистов

Приказчик, раскольник 27 лет, убивший топором в январе 1865 г. в Москве двух старух (кухарку и прачку) с целью ограбления их хозяйки, мещанки Дубровиной. Из железного сундука были похищены деньги, серебряные и золотые вещи. Убитые были найдены в разных комнатах в лужах крови (газета «Голос» 1865 г., 7—13 сентября).

А. Т. Неофитов

Московский профессор всеобщей истории, родственник по материнской линии тётки Достоевского купчихи А. Ф. Куманиной и наряду с Достоевским один из её наследников. Неофитов проходил по делу подделывателей билетов 5 % внутреннего займа (сравните мотив мгновенного обогащения в сознании Раскольникова).

Пьер-Франсуа Ласенер

Французский преступник, для которого убийство человека было тем же самым, что «выпить стакан вина»; оправдывая свои преступления, Ласенер писал стихи и мемуары, доказывая в них, будто он «жертва общества», мститель, борец с общественной несправедливостью во имя революционной идеи, якобы подсказанной ему социалистами-утопистами (изложение процесса Ласенера 1830-х годов на страницах журнала Достоевского «Время», 1861 г., № 2).

Литературоведы о персонаже

Исторические прототипы Раскольникова

Михаил Бахтин, указывая на исторические корни образа Раскольникова, отмечал, что нужно внести существенное исправление: речь идёт скорее о «прототипах образов идей» этих личностей, нежели о них самих, причём идеи эти трансформируются в общественном и индивидуальном сознании согласно характерным особенностям эпохи Достоевского.

В марте 1865 года выходит книга французского императора Наполеона III «Жизнь Юлия Цезаря», где отстаивается право «сильной личности» нарушать любые нравственные нормы, обязательные для обыкновенных людей, «не останавливаясь и перед кровью». Книга вызвала ожесточенную полемику в русском обществе и послужила идейным источником теории Раскольникова. «Наполеоновские» черты образа Раскольникова несомненно несут следы воздействия образа Наполеона в интерпретации А. С. Пушкина (противоречивая смесь трагического величия, подлинного великодушия и безмерного эгоизма, приводящего к фатальным последствиям и краху,— стихотворения «Наполеон», «Герой»), как, впрочем, и отпечаток эпигонского «наполеонизма» в России («Мы все глядим в Наполеоны» — «Евгений Онегин»). Сравните слова Раскольникова, втайне сближавшего себя с Наполеоном: «Страдание и боль всегда обязательны для широкого сознания и глубокого сердца. Истинно великие люди, мне кажется, должны ощущать на свете великую грусть». Сравните также провоцирующе-иронический ответ Порфирия Петровича «Кто ж у нас на Руси себя Наполеоном теперь не считает?» Реплика Заметова тоже пародирует повальное увлечение «наполеонизмом», ставшее пошлым «общим местом»: «Уж не Наполеон ли какой будущий нашу Алёну Ивановну на прошлой неделе топором укокошил?»

В том же ключе, что и Достоевский, «наполеоновскую» тему решал Л. Н. Толстой («наполеоновские» амбиции Андрея Болконского и Пьера Безухова и их полное разочарование в «наполеонизме»). Достоевский, безусловно, учитывал, кроме того, комический аспект образа Наполеона, запечатленный у Н. В. Гоголя (Чичиков в профиль — почти Наполеон). Идея «сверхчеловека», наконец, разрабатывалась в книге М. Штирнера «Единственный и его собственность», которая имелась в библиотеке Петрашевского (В. Семевский) и послужила еще одним источником теории Раскольникова, ибо статья его, разбираемая Порфирием Петровичем, написана «по поводу одной книги»: это может быть книга Штирнера (В. Кирпотин), Наполеона III (Ф. Евнин) или трактат Т. де Квинси «Убийство как одно из изящных искусств» (А. Алексеев). Подобно тому как Магомет в пещере Хира испытывал муки рождения новой веры, Раскольников вынашивает «идею-страсть» (по выражению поручика Пороха, Раскольников — «аскет, монах, отшельник»), считает себя пророком и провозвестником «нового слова». Закон Магомета, по мысли Раскольникова, закон силы: Магомета Раскольников представляет с саблей, он палит из батареи («дует в правого и виноватого»). Выражение Магомета о человеке как «дрожащей твари» становится лейтмотивом романа и своеобразным термином теории Раскольникова, поделившим людей на «обыкновенных» и «необыкновенных»: «Тварь ли я дрожащая или право имею? < …> Велит Аллах, и повинуйся, „дрожащая“ тварь!» (Сравните: «И пришёл я со знаменем от вашего господа. Побойтесь же Аллаха и повинуйтесь мне», — Кор., 2,44,50). Сравните также «Подражания Корану» А. С. Пушкина: «Люби сирот, и мой Коран // Дрожащей твари проповедуй» (В. Борисова). Для Достоевского Христос и Магомет — антиподы, а Раскольников отпал от Бога, о чем говорит Соня Мармеладова: «От Бога вы отошли, и вас Бог поразил, дьяволу предал!».

Литературные предшественники Раскольникова

  • Библейский Иов (В. Этов). Точно Иов, Раскольников в состоянии кризиса решает «последние» вопросы, бунтует против несправедливого мироустройства. В эпилоге романа Достоевский подразумевал, что Раскольников, как и Иов, обретёт Бога.
  • Корсар, Лара, Манфред — герои-бунтари лорда Байрона.
  • Жан Сбогар — герой одноимённого романа Ш. Нодье, благородный разбойник и индивидуалист.
  • Ускок из романа Жорж Санд, пират, приобретший богатство и славу ценой преступления.
  • Растиньяк О. Бальзака.
  • Жюльен Сорель из романа Стендаля «Красное и чёрное».
  • Медард — герой романа Гофмана «Эликсиры сатаны».
  • Фауст — герой трагедии Гёте.
  • Гамлет — главный персонаж трагедии Шекспира.
  • Франц и Карл фон Моор — персонажи одного из любимых произведений Ф. М. Достоевского драмы Ф. Шиллера «Разбойники».

С образом последнего особенно тесно связана этическая проблематика романа: Карл Моор и Раскольников равным образом загоняют себя в нравственный тупик. «Карл Моор,— писал Г. Гегель,— пострадавший от существующего строя, < …> выходит за пределы круга законности. Сломив стеснявшие его оковы, он создает совсем новое историческое состояние и провозглашает себя восстановителем правды, самозваным судьей, карающим неправду, < …> но эта частная месть оказывается мелкой, случайной — при ничтожности средств, которыми он располагает,— и приводит только к новым преступлениям».

С пушкинским Германном из «Пиковой дамы» Раскольникова роднит сюжетная ситуация: поединок жаждущего разбогатеть бедняка Германна и графини, Раскольникова и старухи-процентщицы. Германн морально убивает Лизавету Ивановну; Раскольников убивает Лизавету Ивановну по-настоящему (А. Бем).

С Борисом Годуновым пушкинской драмы и Сальери маленькой трагедии Раскольникова сближают мрачные сомнения и нравственные терзания после преступления; бунт Раскольникова напоминает бунт Евгения из «Медного всадника», осмелившегося вступить в противоборство с государственным монолитом — холодным и враждебным человеку Санкт-Петербургом.

Мотив крайнего индивидуализма связывает Раскольникова с лермонтовскими Вадимом, Демоном, Печориным (с последним еще и мотив морального экспериментирования), а также с гоголевским Чартковым повести «Портрет».

В контексте творчества самого Достоевского Раскольников продолжает череду героев-теоретиков вслед за «подпольным героем» «Записок из подполья», предваряя образы Ставрогина, Версилова, Ивана Карамазова. В то же время присутствуют симпатичные черты «мечтателей» раннего творчества Достоевского, суть которых — чувствительность, сострадание ближнему и готовность прийти на помощь (Ордынов из повести «Хозяйка», мечтатель из «Белых ночей»).

См. также

  • Описание Раскольникова Родиона Романовича в проекте «Федор Михайлович Достоевский. Антология жизни и творчества».
  • Дом Раскольникова
  • Пьеса «Раскольников» Лео Бирински на немецком языке.

Литература

  • Наседкин, Н. Н. Раскольников // Достоевский. Энциклопедия. — Москва: Алгоритм, 2003. — С. 408—412. — 800 с. — (Русские писатели). — 5000 экз. — ISBN 5-9265-0100.
  • Накамура Кэнноскэ. Раскольников (Родион Романович Раскольников) // Словарь персонажей произведений Ф. М. Достоевского. — Санкт-Петербург: Гиперион, 2011. — С. 169—176. — 400 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-89332-178-4.

Примечания

  1. Письмо Ф. М. Достоевского М. Н. Каткову из Висбадена 10(22)—15(27) сентября 1865 года

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Напишешь строчку как пишется
  • Написать транслитом это как
  • Написать текст как мы лепили снеговика 3 класс
  • Написать тезисы это как
  • Написать тезисно это как