Напишите фамилию основоположника педагогики как науки

                                                      Хронологическая таблица   Галенчук Н.В.

                                              Основоположники теории и социальной педагогики.

Ф.И.О. педагога

Годы жизни, страна

Основные труды

Практический, теоретический вклад в развитии социальной педагогики.

1

Конфуций

551 до.н.э -479

Древний Китай.

Мудрец, педагог.

Беседы и суждения, нужно жить с законами природы и принципами порядка, и середины. Создал первую в Китае школу идей.

Цель воспитания по Конфуцию – укрепление нравственности и преодоление жизненных трудностей через гуманизм и гармонизация отношений. Нужно, учил К., жить в согласии с принципами Порядка и Середины.Оказавший Огромное воздействие на развитие педагогической мысли, науки, образования. В основанной им школе использовал диалоги, классификацию, сравнение фактов и явлений, подражание образцам

2

Демокрит

(ок. 460 -370-е гг. до н.э.)

Восточная Греция

Древнегреческий  философ, учёный-энциклопедист, анотомист «Фрагменты о воспитании»

В дошедших до нас фрагментах трудов Демокрита отражено требование: надо начинать воспитание детей с малых лет.

Основоположник атомистического учения

в своем учении обосновывал тезис о необходимости соотнесения природы ребенка и воспитания. Таким образом, он одним из первых сформулировал принцип природосообразности.

.Так, он считал, что становление личности человека зависит от его природы и воспитания.

Под воспитанием философ понимал обучение, упражнение.

Демокрит первый, кто поднял вопрос умственного воспитания детей.

3

Марк  Фабий Квинтилиан  

42-118

Древний Рим.

Теоретик ораторского искусства, педагог. «О воспитании оратора» (Первоначальное воспитание детей до поступления их в школу)

Является автором первого известного специального педагогического труда, в котором высказал социально-педагогические идеи о дидактике и методике обучения, воспитании ребенка в детском коллективе, связях школы с жизнью, о профессиональных качествах учителя и его взаимоотношениях с воспитанниками.

В обучении, по Квинтилиану , следует придерживаться 3-х ступеней: подражание, наставление, упражнение. Его взгляды получили широкую известность в XVI-XVII вв., к ним обращались педагоги-гуманисты.

4

Аристотель

384-322

Древняя Греция.

философ, ученый-энциклопедист, ученик Платона.

«Политика».

Теоретические вопросы воспитания изложил в своих многочисленных трудах. Наиболее авторитетным из них является «Логика», сам ученый называл эту науку аналитической. «Этика»

Систематизировал все области знания своего времени. Создал свою возрастную периодизацию, обосновал необходимость разностороннего воспитания: физического, умственного и нравственного

5

Платон

427-347

Древняя Греция.

античный греческий философ-идеалист.

«Протагор», «Государство», «Законы»

Платон был одним из первых, кто выдвинул и обосновал идею соотношения государства и воспитания.

Один из первых создателей теории дошкольного воспитания. Основал учебное заведение — Академию.

6

Мишель  Монтень

1533-1592г

французский философ-скептик, писатель-гуманист и просветитель эпохи Возрождения

«Опыты»

Подвергая сомнению различные обычаи и взгляды современного ему общества, отрицая веру в сверхъестественное, Монтень тем самым выступал против феодализма и его идеологической опоры — католической церкви. Воспитание, по Монтеню, должно способствовать развитию всех сторон личности ребенка, теоретическое образование должно дополняться физическими упражнениями, выработкой эстетического вкуса, воспитанием высоких нравственных качеств.

7

Ян

Амос

Коменский

1592-1670г

Чехия

Мыслитель гуманист, педагог

«Великая дидактика», «Мир чувственных вещей в картинках», «Открытая дверь языков и всех наук», « Материнская школа» и др.

Основоположник научной педагогики

Впервые обосновал идею всеобщего обучения на родном языке, единой школы; разработал возрастную периодизацию, дал научное и теоретическое обоснование дидактических принципов и правил классно-урочной системы.

8

Джон Локк

1632-1704г, Англия

Философ 17 века

Основные труды: «Опыт о человеческом разуме», «Мысли о воспитании».

Автор теории «чистой доски». Разработал концепцию воспитания джентльмена.

9

Жан Жак Руссо

1712-1778г

Франция

Философ теоретик

«Эмиль, или о воспитании»

-Открыл школу для крестьянских детей

Основоположник теории свободного и естественного воспитания.

«Возрастная  периодизация по Руссо»

До 2-х лет

-детская от 2 до 12

-от 12 до 15

10

 Иоганн Песталоцци

1746-1827гг

Швейцарский соц. педагог

-«Лингард и Гертруда».

-«Как Гертруда учит своих детей»,

«Письмо другу о пребывании в Станце»,

«Лебединская песня»,

«Книга для матерей»

Открыл приют для детей в здании бывшего Монастыря

Дополнил принцип социального воспитания

«Принцип культурного сообразности воспитания»

Руководитель сиротских приютов, Бургдорфского института. Разработал теорию элементарного образования, первым попытался соединить обучение детей с производительным трудом.

11

Фридрих

Адольф

Вильгельм

Дистервег

1790-1866г

Ученик Песталоцци

-Немецкий педагог, демократ

-Учитель немецких учителей

Главный труд  «Руководство к образованию нем. учителей»

разработал принципы воспитания (природосообразность,  культуросообразность, самодеятельность), создал дидактику развивающего обучения.

12

Роберт Оуэн

1771-1858г

Англия

Социалист, утопист

Программа «Новый взгляд на общество или опыты о формировании характера»

 Основные работы: «Об образовании человеческого характера», «Книга нового нравственного мира» и др.

 В его социально-педагогических экспериментах улучшил условия труда и жизни своих рабочих, сократил рабочий день с 14-16 до 10,5 часов, повысил заработную плату, выстроил хорошие жилища, открыл культурно-просветительные, учреждения и организовал рациональное воспитание, создав «школу» для малышей с яслями и площадкой для игр. С 6 до 10 лет дети рабочих учились в начальной школе, а после 10 лет, трудясь на фабрике, посещали вечернюю школу. Всю эту систему воспитательных учреждений  назвал « Новым институтом для образования человеческого характера». Здесь же читались лекции для взрослых, проводились различные культурные мероприятия.

13

Георг Кершенштейнер

1854-1932г

Германия

Педагог

«Школа будущего — школа работы»

Новая народная школа, считает К., должна стать естественным продолжением светлого и продуктивного детства. Такой может быть только трудовая школа. В ней, разумеется, сохраняется учеба, овладение знаниями. Умение хорошо писать, считать — также работа, труд, который влияет на развитие характера и воли ребенка. Педагогика К. интересна тем, что различные по своей идеологии педагоги видели в ней то, что хотели видеть. Объективно же она в значительной степени ориентирована на природосообразность, имеет гуманистическую направленность, вносит существенный вклад в теорию и практику трудового обучения и воспитания, формирование гражданственности.

14

Вельгельм Август  Лай

1862-1926г

Немецкий педагог, психолог

Основной труд — «Экспериментальная дидактика».

Считал, что в основе детских поступков лежат врожденные либо приобретенные рефлексы, которые нужно изучать как в лабораторных, так и в обычных условиях. Создатель «школы действия». Теория «Школа  жизни».

15

Джон  Дьюи

1859-1952г

Американский психолог

«Школа и общество», «Школа и ребенок», «Школа будущего», «Психология и педагогика мышления»,

«Мое педагогическое кредо», «Реконструкция философии», «Свобода и культура», «От ребенка к миру, от мира к ребенку».

Основоположник педоцентрической теории.

Являлся членом общества «Гуманистическое общество в Ньюйорке»

16

Рудольф Штейнер

1862-1925г

Германия

Вольдовская школа (12 лет обучения, углубленная)

  1. Воспитание к свободе.
  2. Социальное воспитание.

Филосов разработал концепцию трех членного общества «Антропологическую соц.воспитания» в трех сферах:

 Свобода          1. Духовная нравственность

 Равенство     2. Полит.- прав.

 Братство      3. Экономическая

17

Мария Монтессори

1870- 1952г

Италия

Педагог – гуманист, философ, педагог – психолог

— Первая женщина — врач

Книга «Психологическая антропология»

«Дом ребенка», «Мой метод», «Педагогика Монтессори», «Помоги мне сделать это самому», «Воспитание и самообучение в начальной школе»

Открывает первый «Дом ребенка»

Метод обучения и воспитания детей-дошкольников. Разработала интересный дидактический материал для занятия детей.

Создала специальную методику воспитание  детей. Метод формирует сознательное послушание, тренирует волю, высокое чувство ответственности, трудолюбие и стремление к самосовершенствованию, развивает интуицию и социальную адаптированность. Принципы педагогики:

  1. Первая стадия детства (0-6лет);
  2. Вторая стадия  детства (6-12 лет);
  3. Юность (12-18 лет);
  4. Взросление (18-24 года).

18

Януш Корчаг

1878-1942г,

Варшава

Педагог – гуманист,

Книга «Сон детей»

Изучение личности

«Дети улицы»

«Когда я снова стану маленьким»

«Как любить детей»

Руководил «домом сирот», воспитание личности, интернат

19

Пауль Наторп

1854 – 1924г

Германия

 Представитель реформаторской педагогики.

Немецкий философ и социальный педагог

В 1890 г.   опубликовал книгу «Социальная педагогика»

Основоположник теории социальной  педагогики

Рассматривал школу как важнейший инструмент социализации. Процесс воспитания начинается с воспитания воли.

20

Герберт Спенсер

1820-1903г

Англия

Философ, социолог

Основы социальной философии.

«Социальная статистика»

«Социальная жизнь»

«Психология»

«Воспитание умственное, нравственное и физическое»

Основоположник соц. педагогики

Целью социального воспитания является — «жить полной жизнью»

1.Индивидуальная сфера (Я — личность)

2. Семейная сфера (Я – семьянин)

3.Социальная (Я – профессионал, гражданин)

21

Карл Рэнсом Роджерс

1902–1987

Американский психолог и педагог

«Взгляд на психотерапию. Становление личности». 

Психология супружеских отношений.

Гуманистическая Теория Личности

22

Абрал

Маслоу

1908- 1970

Гуманист, психолог

«Мотивация и личность»

Создатель  теории самоактулизации.

Самоактулизация основана на иррархии.

Потребность к самоактуальности

                     ^

Познавательные потребности

                    ^

Потребность в принадлежности и любви

                    ^

Потребность в сообщении, любви принадлежности

                    ^

потребность безопасности

                    ^

Физиологические потребности

23

Э́рих Зелигманн Фромм

1900-1980г

Германия

Немецкий социолог, философ, социальный психолог, психоаналитик

В 1943 Фромм помог сформировать Нью-йоркское отделение Вашингтонской школы психиатрии.

«Бегство от свободы», «Искуство любить». «Иметь или быть». «Душа человека»

Фромм стремился перенести акцент с биологических мотивов человеческого поведения в психоанализе на социальные факторы, показать что «человеческая натура — страсти человека и тревоги его — продукт культуры». Фромм рассматривает проблемы этики, норм и ценностей, которые ведут человека к самореализации и осуществлению его возможностей: «Наше поведение во многом определяется ценностными суждениями, и на их обоснованности зиждется наше психологическое здоровье и благополучие.

24

 Альберт Швейцер

1875–1965

Германия

Теолог, философ, музыкант и врач

«Этика благоговения перед жизнью».

“Культура и этика”

Основной принцип этического учения – принцип нравственности.

Благоговение перед жизнью— принцип индивидуально ответственного поведения, в нем самоотречение мотивировано благоговением перед собственной жизнью.

25

Лев Николаевич

Толстой 

1828-1910г

Россия

великий русский писатель и педагог

Открыл Яснополянскую  школу (которая существовала 18 мес),

-журнал «Ясная поляна»,

-«Азбуку» и « Новую азбуку»,

Теория «свободного воспитания»,

 Педагогика творческой личности.

26

Константин Николаевич

Вентцель

1857-1947

Россия

Русский педагог, теоретик и пропагандист свободного воспитания

«Проблемы космического воспитания»,

 «Современный момент и свободное воспитание», «Декларация прав ребенка».

руководил «Домом свободного ребенка» (1906— 1909)

Соединил идею воспитания свободной творческой личности с идеей космического воспитания, заложив основы  космической педагогики (предполагает развитие сознания и формирование нового мировоззрения).

27

Станислав Теофилович Шацкий

1878-1934г.

Россия,  СССР

Педагог

« Школа для детей или дети для школы»

Совместно с коллегами и с помощью рабочих, впервые в России создает детский клуб и летнюю детскую колонию в Щелково. Организовал летнюю, колонию для детей и подростков «Бодрая жизнь».

Но все же основное свое творчество он вложил в «Первую опытную станцию»

Участвовал в работе Главного ученого совета по созданию новых школьных программ, был членом Наркомпроса, а в 1932 г. руководил центральной экспериментально-педагогической лабораторией и одновременно Московской консерваторией, где впервые создал кафедру педагогики. 

В основу деятельности «Станции» был положен основной принцип советской педагогики 1920-х гг. — связь школы и воспитания с жизнью, боевой, наступательный характер педагогической деятельности. Все осуществлялось под лозунгом : «Жизнь должна быть деятельной». Воспитанники «Станции» даже оказывали экономическую помощь населению, участвовали, в электрификации и радиофикации сел, домов, ставили агрономические опыты, участвовали в субботниках. Особое внимание уделялось эстетическому воспитанию, развитию художественного творчества. Высказав идею, что педагогика — это синтез науки и искусства,  воплощал ее в действительность.

28

Павел Петрович Блонский

1884-1941г

Россия, СССР

Педагог и психолог

теоретик педагогики советского периода

Основные произведения: «Трудовая школа», «Трудные школьники», «Очерки детской сексуальности».

На идею реформы педагогической науки вывел анализ состояния школы в начале 20 в., которую он назвал «монастырем» и «казармой», а затем события 1917 г. В них Он увидел возможность коренным образец изменить состояние педагогики и создать новую школу, стал одним из ее организаторов и теоретиков. Главным здесь считал укрепление связи педагогики с психологией, предложив генетический или исторический принцип как основу педагогических исследований.

Связывая теорию с практикой,  выступал за школу не профессиональную, но политехническую, дающую всестороннее образование, осуществляющую соединение обучения с производительным трудом. Участвовал в разработке программ, определив требования к содержанию образования: правильное соотношение науки и школьного предмета, связь с жизнью, учет индивидуальных и возрастных особенностей и дань времени — идейность.

29

Антон Семенович Макаренко

1888-1939г

Россия, СССР.

Педагог — новатор  и писатель

 Организовал трудовую колонию  для несовершеннолетних правонарушителей.

«Цель воспитания». «Что значит воспитывать ребенка». «Коммунистическое воспитание». «Методика организации воспитательного процесса».

В колонии,  получившей имя Горького, определилась система структурных взаимодействий в коллективе: актив, деление на отряды, совет командиров, внешняя атрибутика (знамя, сигналы горнистов, рапорт, форменная одежда), поощрения и наказания, традиции. Позже сформулировал законы развития коллектива, важнейшими из которых считал «систему перспективных линий» и «принцип параллельного педагогического воздействия».            

30

Виктор Николаевич

Сорока-Росинский

1882-1960г

Россия, СССР.

русский и советский психолог и педагог

В 1920 г. создает «Школу социально-индивидуального воспитания им. Достоевского» (ШКИД — дети запущенные, беспризорники)

 «Детский дом»,

 « От принудительности к добровольчеству».

Внесший существенный вклад в теорию и практику воспитания трудных детей

31

Василий Александрович Сухомлинский

1918-1970г

Россия

Педагог- гуманист, ученый, писатель

Гуманистическая сущность позиции:

«Сердце отдаю детям»,

«Рождение граждан»,

Директор «Павлышской СОШ»,

«Мудрая власть коллектива»,

«Разговор с молодым директором школы»,

«Трудные дети».

Состоял в движении учителей новаторов, зарождение педагогики сотрудничества.

Использовал уроки на природе, ввел обучение детей с шестилетнего возраста, был сторонником коллективного воспитания с акцентом на внимание к отдельному ребенку

32

Иван Иванович

Бецкой

1704-1795

Россия

видный деятель просвещения в России

Главный труд — «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества».

Организатор воспитательных домов, Смольного института благородных девиц.

 Стремился создать «новую породу людей», способных гуманно обращаться с крестьянами.

33

Василий Порфирьевич

Вахтеров

1853-1924

Россия

русский педагог

Основные работы: «Русский букварь», «Мир в рассказах для детей».

Сторонник биологизации воспитания и обучения. Трактовал педагогику как спонтанный, биологически предопределенный процесс. Вслед за К.Д. Ушинским сделал много для развития теории начального обучения.

34

Василий Васильевич

Зеньковский

1881-1962г

православный педагог, психолог, богослов, философ.

Основные работы: «Проблема воспитания в свете христианской антропологии», «Педагогика и психология» и др.

Признавал право ребенка на свой путь развития, принцип индивидуальности и эсхатологическую перспективу в воспитании. Выступал сторонником свободного воспитания.

35

Надежда Константиновна

Крупская

1869-1939г

СССР

советский политический деятель, педагог, организатор образования.

Основные работы: «Народное образование и демократия», «Политехническая школа и пионерорганизация», «К вопросу о свободной школе» и др.

 Разрабатывала вопросы дидактики, политехнического и трудового воспитания и образования, пионерского движения и самоуправления школьников.

36

Антон Семенович

Макаренко

1888-1939гг

СССР

видный советский педагог-новатор,

Основные произведения: «Педагогическая поэма», «Флаги на башнях», «Книга для родителей»

Руководитель учреждений для беспризорных детей (колония им. А.М. Горького, коммуна им. Ф.Э. Дзержинского). Являлся одним из теоретиков коллективного воспитания.

37

Мейман Эрнст

1862-1915гг

Германия

немецкий педагог и психолог

Основные работы: «Лекции по экспериментальной педагогике», «Экономия и техника памяти» и др.

Основатель экспериментальной педагогики, один из первых авторов работ, посвященных психологии ребенка.

38

Николай Иванович

Пирогов

1818-1881

Россия

великий русский хирург, попечитель Одесского и Киевского учебных округов, педагог.

Основные педагогические работы: «Вопросы жизни», «Нужно ли сечь детей, и сечь в присутствии других детей?»

Защищал общечеловеческий характер воспитания; предложил проект бессословной системы образования.

39

Константин Дмитриевич

Ушинский

1824-1870гг

великий русский педагог

Основные работы: «Человек как предмет воспитания», «Родное слово», «Детский мир» и др.

Один из основоположников русской педагогической науки и народной школы. Выдвинул требования демократизации народного образования, идею народности воспитания, воспитывающего обучения. Ввел звуковой метод обучения грамоте. Одним из первых разработал основы педагогической антропологии.

40

Селестен

Френе

1896-1966гг

французский педагог-реформатор.

Основной труд — «Педагогические инварианты».

Разработал педагогическую технологию, состоявшую из разных по функциям элементов: типографии, самоуправления, «свободных текстов» (детские сочинения), карточек персональной работы.

41

Карл

Шмидт

1819-1864гг

Германия

немецкий педагог, руководитель учительской семинарии в Готе.

Основной труд — «История педагогики, изложенная во всемирно-историческом развитии и в органической связи с культурной жизнью народов».

Выдвинул мысль, что основой педагогики должна быть антропология

42

Петр Францевич Лесгафт

 1837 -1909 гг

антрополог, психолог и педагог «Семейное воспитание ребенка и его значение»

Он был организатором широкого педагогического движения за введение теории физического воспитания в школах и детских учреждениях.

Ян Амос Коменский – гениальное светило педагогической науки, ставший ее основоположником. Философ и гуманист из Чехии является историческим деятелем, который своими трудами и приверженностью к делу заслужил признание и любовь.

Замечание 1

Коменского называют наставником народов. Несмотря на то, что за многие года после него педагогика претерпела множество изменений, его труды по педагогике и философии можно назвать великими и бессмертными. Всю свою жизнь знаменитый педагог боролся с сословными привилегиями, вынося в массы идеи о равенстве; старался «заразить» людей патриотизмом и научить их оптимистично смотреть в будущее.

Заслуга Коменского перед всем человеческим сообществом заключается в его смелой критике всей устаревшей системе образования. Учение великого философа по сей день актуально и востребовано.

Причины трудностей научных занятий

Коменский выделял следующие причины сложности научных занятий:

  • рабский метод постановки занятий;
  • порочный способ усвоения вещей;
  • неполнота метода.

Эти предпосылки лежат в основе методов педагогики, разработанных чехом. Его целью становится изжить из процесса обучения зубрежку, монотонность и равнодушие учеников и предложить взамен творческие диалоги, вникание в суть явлений и процессов, свободу мысли.

Также Коменский рассуждал о необходимости демонстрационного подкрепления при объяснении или о наглядности. Здесь его идеи распространялись не только на задействование зрительного канала восприятия, но и всех органов чувств для полноты ощущения окружающего мира.

Все работы чешского педагога пронизаны мыслью, что грамотное обучение всегда находится в гармонии с природой, поскольку личность – ее неотъемлемая часть, подчиняющаяся общим природным законам. Коменский предлагал внимательно присмотреться к этим законам и заимствовать в них все необходимое для организации процесса воспитания, к примеру, порядок для школы.

Деление по Я.А.Коменскому

Опираясь на природу человека, основоположник педагогики подразделял человеческую жизнь на возрастные периоды:

  • детство — от рождения до 6 лет;
  • отрочество — от 6 до 12 лет;
  • юность — от 12 до 18 лет;
  • возмужалость — от 18 до 24 лет.

Для каждого возрастного периода, вновь учитывая естественную природу подрастающего ребенка, педагог описывал свою ступень развития и образования.

Так, дети до 6 лет, согласно его идеям, нуждаются в материнской школе, т.е. дошкольном развитии под контролем матери; в период отрочества ребенку следует обучаться в шестилетней школе родному языку; молодые люди периода юности должны окончить латинскую школу, а возмужалую молодежь ждала высшая ступень развития в академиях.

Замечание 2

Коменский основой обучения считал систематичность: необходимость идти поэтапно, переходя от фактов к выводам, от примеров к закономерностям, от конкретики к абстракции, от легкого к сложному, от общего к частному.

Коменский впервые выдвинул к образованию дидактическое требование учета возрастных особенностей: ребенку можно предложить для обучения лишь то, что будет доступным для понимания в его возрасте. Процесс обучения должен носить посильный характер при сопутствующей прочности полученных знаний. Важными методами обучения языку и другим наукам Коменский называл постоянные упражнения и повторения.

Учитель в трудах Коменского занимает видное место. Педагог настаивал, что учителю должны быть присущи такие качества как честность, доброта, активность, убедительность, развитость, объективность; учитель обязан быть примером тех характеристик, которые он будет стремиться привить ученикам.

Коменский говорил о том, что учительство – это не просто профессия, это призвание, накладывающее высочайшую ответственность по воспитанию нового поколения. Это подразумевает основательную теоретическую подготовку педагога, прежде чем он будет иметь право заниматься преподаванием. Также Коменский уточнял, что для эффективной работы и приверженности учителя делу заботу о его благополучии должна взять на себя община.

Деление по Я.А.Коменскому

Классно-урочная система Я.А.Коменского

Одним из величайших даров, что дал Коменский человечеству, являются его работы, разрабатывающие классно-урочную систему образования, обоснование урока как наиболее подходящей формы организации обучающего процесса.

По Коменскому длительность одного урока должна быть равна часу, и каждый час есть часть общего времени, отведенного на освоение предмета, и предназначен для решения конкретной задачи. Класс должен состоять из учеников одинаковой успеваемости, чтобы учитель мог вести их к общей цели. Чтобы избежать переутомления, Коменский предлагал задать для начала и окончания занятия определенное время.

Работы великого педагога содержат рассуждения о дисциплине, как неотъемлемой составляющей урока и школы в целом. Однако, Коменский делает акцент на том, что основой дисциплины должны быть не побои, а сознательность и взаимное уважение учащихся и учителя. Дисциплина должна иметь своей целью зародить в ученике веру в свои силы, любовь к труду и стремление к познанию.

О домашних заданиях Коменский тоже высказывался новаторски: он был против, если трудности в освоении предмета становились проблемой самостоятельной проработки, ведь тогда ребенок переживает сильные страдания, уходя от полноценного понимания к зубрежке. Материал должен излагаться учителем в такой форме, чтобы учащемуся потребовалось бы только бегло его «перечитать один раз вечером и один раз утром» перед тем, как отправиться в школу.

Как мы уже сказали в начале статьи, Я.А.Коменский – основоположник педагогической науки, в частности, он стал первооткрывателем в области дидактики. Его серьезные, глубоко проработанные идеи и положения, в том числе, по организации учебной работы (введение понятий учебный год, четверть, каникулы и т.п.) до сих пор являются основой школьных систем разных стран мира.

Как особая наука
педагогика впервые была вычленена из
системы философских знаний в начале
XVII в.
Английский философ и естествоиспытатель
Фрэнсис Бэкон
(1561–1626)
в
1623 г. издал
трактат «О достоинстве и увеличении
наук». В нем он сделал попытку
классифицировать науки и в качестве
отдельной отрасли научного знания
назвал педагогику,
под которой понимал «руководство
чтением». В этом же столетии статус
педагогики как самостоятельной науки
был закреплен трудами и авторитетом
выдающегося чешского педагога
Яна Амоса
Коменского
(1592–1670),
теоретические идеи которого получили
широкую известность и мировое признание
и до сих пор сохраняют свое научное
значение. В своем знаменитом труде
«Великая дидактика» Коменской
разработал основные вопросы теории и
организации учебной работы с детьми.
Большое внимание он уделял нравственному
воспитанию детей, а в книге «Материнская
школа» детально изложил свои взгляды
на семейное воспитание.

Ян Амос Коменский,
чешский мыслитель-гуманист, философ,
выдающийся педагог, создал стройную
педагогическую систему, прогрессивную
по своему содержанию и актуальную до
сих пор. Над своим капитальным трудом
«Великая дидактика» Коменский
работал с
1627 по
1638 г. По
словам писательницы Мариэтты Шагинян
«… современная школа, всеобщее
образование (без различий наций, классов,
пола), метод наглядного обучения, звуковой
метод, преимущество родного языка перед
иностранным, режим и порядок школьного
образования, значение физических
упражнений, обязательность музыки в
числе школьных предметов, чередование
занятий и отдыха, сад или площадка при
школе и целый ряд других практических
вещей – все это выросло из дидактики
Коменского, всем этим человечество
обязано ему».

Метод обучения,
который предлагал Коменский, в отличие
от схоластической школы, не отвращал
детей от занятий, а должен был возбуждать
в них радость, превращая овладение
знаниями в приятное занятие, позволяя
пройти путь к вершинам науки без скуки,
окриков и побоев, как бы шутя и играя
(он предлагал учебные игры, учебные
пьесы, написал книги «Школа – театр»,
«Школа – игра». Школа, по Коменскому
– дом радости. Его дидактика построена
на принципе целесообразности и
природосообразности

Его девиз: никакого
насилия над человеком! Он писал:
«Академические учебные работы будут
продвигаться вперед легко и успешно,
если каждый посвятит себя тому виду
занятий, к которому, как это можно
заключить по верным признакам, его
предназначила природа. Ибо по природным
дарованиям один является музыкантом,
поэтом, оратором, физиком и т.д., в то
время как другие более склонны к
богословию, медицине, юриспруденции».

Коменский выдвинул
идею непрерывности образования, (учить
через всю жизнь), разработал систему
дошкольного и школьного обучения и
воспитания, говорил о том, что в каждом
государстве должны быть академии
– высшие
школы для молодежи с
18 до
24 лет, а
также «школы зрелого возраста».

Коменский высоко
поднимал значимость нравственного
воспитания, он писал: «Надо следить за
тем, чтобы академии воспитывали только
трудолюбивых, честных и способных людей.
Они не должны терпеть лжестудентов,
которые, подавая другим вредный пример
бездействия и роскоши, расточают
отцовское имущество и губят свои годы.
Ведь слово студент в переводе с латинского
«усердно занимающийся»».

В плане
совершенствования обучения Коменский
первый ввел принцип наглядного обучения,
издав иллюстрированный учебник «Мир
чувственных вещей в картинках». Он
создал пансофическую школу (кабинеты
физики, механики, естественноисторических
наук, кабинет биологии и пришкольный
сад). Важна и актуальна до сих пор его
идея: «Сообщить ученикам не отдельные,
разрозненные знания, а систему знаний,
энциклопедию, которая могла бы связно
удержаться в памяти, снабдить сведением
о самом основном в каждой науке и сделать
учащегося универсально образованным
человеком». Он писал: «Если из наших
знаний исключить то, что менее необходимо,
то у нас было бы в распоряжении по меньшей
мере вдвое больше времени и мы затрачивали
бы вдвое меньше труда. Надо уметь отбирать
только нужное». Коменский считал,
«что все имеющее между собой связь
должно быть преподаваемо одновременно,
параллельно друг с другом» (сравни с
современной идеей межпредметных связей).

Идеи Коменского,
высказанные
350 лет
назад, актуальны и полезны в наше время.
По праву его считают гениальным
педагогом-провидцем.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

5 марта 2023   ●   РЕВИЗОР.РУ

Великий педагог родился в Туле в семье мелкопоместного дворянина 3 марта 1823 года.

«Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях».

Спустя два столетия работы Константина Дмитриевича Ушинского цитируются, изучаются и продолжают применяться на практике. Как всё начиналось?

В биографии человека есть некие «судьбоносные моменты», которые во многом определяют наше дальнейшее развитие. Для Константина Ушинского первым таким открытием стало знакомство с Петром Редькиным, профессором философии государства и права. Они познакомились во время обучения в Московском университете. Пётр показал Ушинскому значимость педагогики как науки, меняющей жизнь всего общества через конкретного человека к лучшему.

Первый опыт преподавания в Демидовском юридическом лицее оказался неудачным. Тамошняя атмосфера душила, не способствовала привнесению изменений косной системы образования. Ушинский ушёл, чтобы через четыре года вернуться в педагогику, стать известным и раз и навсегда изменить стереотипы обучения.

Гатчинский сиротский приют, славившийся суровым воспитанием, становится следующим переломным моментом в судьбе Ушинского. За пять лет работы он не просто меняет местные порядки, но и в корне решает проблему воровства и доносительства среди воспитанников. Константин Ушинский провозглашал гуманность и взаимоуважение в качестве основы образовательного процесса. И это в противовес системе физических наказаний, царившей в то время в каждом учебном заведении! Обучающиеся, по его мнению, должны не слепо повиноваться мнению учителя, а действовать разумно, в согласии с чувством собственного достоинства и признанием этого же в другом человеке.

Ушинский начинает публиковать свои идеи, и его замечает императрица Мария Александровна (супруга Александра II). Она давно мечтала провести реформы в Смольном институте, но вот подходящего человека пока не находилось. И тут – Ушинский!


Фото: fessl.ru

Его реформы в Смольном получают высочайший карт-бланш. Какими принципами руководствуется Константин:

— Образование для всех. (И это до отмены крепостного права!) Вне зависимости от пола и сословия. Именно благодаря Ушинскому женщины впервые в России начали изучать естественные науки.

 
— Педагогика должна основываться на теории, а не на личном опыте учителя. Поэтому педагогика должна развиваться в университетах, опираясь на психологию и физиологию. Константин Ушинский подробно описывает, почему дети не могут заниматься одной и той же монотонной деятельностью, почему лучшее обучение — это наглядное, тут же применимое на практике.

— Обучение должно быть сознательным. Это не механическая зубрежка.

— Принцип от частного к общему. От знакомого к незнакомому. Системность и последовательность процесса обучения.

— Первоначальная задача – сделать процесс увлекательным для ребёнка, при этом не превращая всё в игру.

— Главная задача обучения – подготовка к жизни и труду. Обучение — это средство воспитания.

— Воспитание должно быть гуманным. Это про убеждение личным примером, а не про слепое повиновение.

  Самое главное, что произошло при реализации реформ Ушинского, это не разрушение предыдущих традиций процесса обучения. А изменение мировоззрения многих людей: обучающихся, преподавателей, классных дам. Больше не работало подавление индивидуальных особенностей, живого мышления.

За свою жизнь Ушинский создал множество научных трудов и пособий по педагогике и оставил последующим поколениям учителей завет:

«Приступая к святому делу воспитания детей, мы должны глубоко сознавать, что наше собственное воспитание было далеко не удовлетворительно, что результаты его большею частью печальны и жалки и что, во всяком случае, нам надо изыскивать средства сделать детей наших лучше нас».

2023-й – год 200-летия со дня рождения одного из основателей российской педагогики Константина Дмитриевича Ушинского. Это стало одной из причин объявить его Годом педагога и наставника в России. Родился же учитель всех учителей в Туле. О его жизни, путанице с рождением и «Родном слове» читайте в материале tula.aif.ru.

Маршрут Ушинского

Будь туляки чуть менее настойчивы, Год педагога пришёл бы к нам на 12 месяцев позже. Долгое время считалось, что родился Константин Дмитриевич Ушинский в 1824 году и все официальные чествования исходили из этой даты. Причина простая – Ушинский прожил всего 47 лет; никаких мемуаров не успел оставить, а воспоминания о нём противоречивы. Долгие годы тульские краеведы Аркадий Петухов и Лев Шаин пытались доказать, что этот год ошибочный. На самом деле родился Ушинский в 1823 году.

Президент РФ Владимир Путин в режиме видеосвязи принимает участие в церемонии открытия Года педагога и наставника.

Их доводы строились на том, что через много лет после отъезда из Тулы мама Ушинского возвращалась сюда, чтобы получить метрическое свидетельство о рождении сына. Священника Всехсвятской церкви уже не было в живых, метрической книги, как кладбищенская, церковь не имела, потому пришлось проводить целое расследование и устанавливать свидетелей факта крещения. Сообща подтвердили: Константин Ушинский родился 19 февраля старому стилю (3 марта — по новому) 1823 года. Именно этот год в конце концов удалось принять как факт, но только в 2021 году.

«Родное слово» – переворот в педагогике

Даже после того, как Ушинский уехал подальше от Тулы, судьба иногда весьма символически сталкивала его с туляками.

Так на юридическом факультете Московского университета он учился вместе с князем Владимиром Черкасским, помещиком Чернского уезда Тульской губернии. Князь вроде как даже финансово помогал своему другу во время учёбы. Оба они показали отличные успехи в обучении. Средний балл Черкасского за четыре года был 5, Ушинского — почти 5.

Князь Владимир Черкасский. 1860-е гг.

Князь Владимир Черкасский. 1860-е гг. Фото: Public Domain

Убеждения друзей тоже были весьма схожими. Черкасский слыл человеком передовых взглядов. Он стал известным славянофилом, активным участником крестьянской реформы. За учёбу в университете удостоен серебряной медали за работу «Очерк истории сельского сословия в России». За статью «Юрьев день» во втором томе «Московского сборника» подвергся ограничению в правах печатания и полицейскому надзору, который сняли только после воцарения Александра II.

В июне 1844 года учёный совет Московского университета присудил Константину Ушинскому степень кандидата юриспруденции, а в 1846 году его назначили исполняющим обязанности профессора камеральных наук на кафедру энциклопедии законоведения, государственного права и науки финансов в ярославский Демидовский лицей. Было тогда Ушинскому всего 23 года. Демидовский лицей в Ярославле основан правнуком знаменитого тульского промышленника Никиты Демидова.

В Ярославле Ушинский не только преподавал, но и занимался журналистикой. С лицейским начальством не ужился. Первым камнем преткновения стало требование представлять полные программы своих занятий с разбивкой по часам и дням. Он считал, что такие ограничения убьют преподавание. В итоге в 1849 году Ушинский был отстранен от работы в лицее.

Именно с Ушинского в России началась наука педагогика. До него профессионально никто теорией преподавания не занимался. Он был первым русским учёным в области теории обучения и теории воспитания.

Например, в работе «Первые уроки логики» Константин Дмитриевич в популярной форме излагал основные понятия и правила логики: сравнение, различие и сходство, суждение, роды и виды, признаки, понятие, определение, причина и следствие. Ушинский написал две книги, по которым все русские дети 19 столетия учили язык – «Родное слово» и «Детский мир». Книга об умственном и нравственном развитии детей на доступных им примерах «Родное слово» произвело настоящий переворот в педагогике того времени. Первое её издание выпустили в 1864 году, и с тех пор до самой революции регулярно переиздавали, иногда несколько раз в год. Всего она выдержала 157 изданий! Незаконченным остался грандиозный труд «Педагогическая антропология», посвященный человеку, его душевной жизни во многих взаимосвязях.

Иллюстрация к «Родной речи» Ушинского: булочник. Расскажи по порядку из чего и как делают булки.

Иллюстрация к «Родной речи» Ушинского: булочник. Расскажи по порядку из чего и как делают булки. Фото: Public Domain

Как исчез дом Ушинского

К сожалению, с материальной памятью об Ушинском дела обстоят не столь оптимистично.

После смерти Ушинского его дочь Надежда, выполняя завещание отца, построила начальную школу в селе Богданка нынешней Сумской области, а в то время Черниговской губернии. Обошлась она в десять тысяч тогдашних рублей. Содержалась на проценты вложенных Надеждой Константиновной в банк денег. В Богданке располагалась усадьба семьи Ушинского, здесь на охоте трагически погиб его сын. Когда Ушинский сюда приезжал, к нему приходили местные дети, и он устраивал им уроки.

Усадьба была разрушена во время Великой Отечественной войны. А вот школа не выдержала испытания новейшим временем. Она работала почти сто лет, и была закрыта в 90-е из-за отсутствия денег. Экспонаты открытой при школе комнаты-музея Ушинского тоже постепенно исчезали в неизвестном направлении. Впрочем, к сожалению, это тогда была беда всех республик бывшего СССР. Правда, памятник Ушинскому, установленный рядом со зданием школы, вроде как до сих пор сохранился.

Дом Ушинского - в центре.

Дом Ушинского — в центре. Фото: Public Domain

В Туле семья Ушинских жила в двухэтажном доме купца П. И. Овчинникова на Барановой улице (нынешней Тургеневской). В народе его даже при советской власти называли домиком Ушинского. Хотя долгое время о том, что именно здесь появился на свет будущий светоч русской педагогики, долго говорили лишь предположительно. Дело в том, что у Овчинникова в Туле было два дома. Однако после всех сомнений сошлись во мнении, что дом Ушинского именно этот – на пересечении Тургеневской и Менделеевской.

На бытовом уровне он больше был известен молочным магазином на первом этаже. Тем более, что на доме никогда не было мемориальной доски в честь Ушинского, и здание не охранялось как памятник архитектуры, истории и культуры. Хотя кроме Ушинского здесь жил также известный в Туле врач Н. К. Шистовский, сын которого Константин Николаевич стал учёным-изобретателем, первым директором Московского планетария.

Как вдруг в 1993 году домик Ушинского начали разбирать на кирпичи. Тогдашний главный архитектор города подтвердил общественности, что здание сносится. Во-первых, оно утонуло в культурном слое на полтора метра, а во-вторых, междуэтажные перекрытия и кровля здесь давно сгнили, здание находится в таком аварийном состоянии, что в любой момент может начаться его саморазрушение со всеми непредсказуемыми последствиями. Впрочем, он тут же произнёс дежурные мантры о том, что но на этом месте будет сооружено по старым чертежам точно такое же здание и сохранен его архитектурный облик. У «педагогической общественности нет серьёзных оснований для беспокойства». Как будто речь шла только о педагогической общественности, остальным до Ушинского дела нет.

Тот самый дом Ушинского, на первом этаже которого — магазин «Молоко».

Тот самый дом Ушинского, на первом этаже которого находился магазин «Молоко». Фото: Public Domain

От здания остались лишь останки, которые обнесли забором и долгое время они просуществовали нетронутыми. Только через несколько лет на этом месте начали строительство офисного здания «Центргаза». Именно на стене этого дома в 2003 году открыли, наконец, доску в память об Ушинском. Открыли, правда, лишь со второго раза. Первый раз хотели это сделать в марте, и с удивлением констатировали, что хоть доска в наличии имеется, но дома-то ещё нет, он только строится. И только полгода спустя эту идею удалось осуществить. Уже тогда на доске была обозначена правильная дата рождения – 1823-й. С годом рождения вышел традиционный казус. Ушинский ушёл из жизни 22 декабря 1870 года по старому стилю, и это неизменно вводит в заблуждение его биографов. Какую дату брать за основу? На мемориальной доске указан год смерти в пересчёте на новый стиль – 1871-й.

Места в Туле, связанные с педагогом 

  • Ушинского крестили во Всесвятской церкви.
  • В здании коммунально-строительного техникума, которое в 19 веке было казенной палатой советником хозяйственной экспедиции, работал отец Ушинского.
  • Школа №6 на ул. Каминского носит имя Ушинского.

 

Константин Ушинский. Фото: rus.team

Константин Ушинский. Фото: rus.team

Спустя два столетия работы Константина Дмитриевича Ушинского цитируются, изучаются и продолжают применяться на практике. Как всё начиналось?

В биографии человека есть некие «судьбоносные моменты», которые во многом определяют наше дальнейшее развитие. Для Константина Ушинского первым таким открытием стало знакомство с Петром Редькиным, профессором философии государства и права. Они познакомились во время обучения в Московском университете. Пётр показал Ушинскому значимость педагогики как науки, меняющей жизнь всего общества через конкретного человека к лучшему.

Первый опыт преподавания в Демидовском юридическом лицее оказался неудачным. Тамошняя атмосфера душила, не способствовала привнесению изменений косной системы образования. Ушинский ушёл, чтобы через четыре года вернуться в педагогику, стать известным и раз и навсегда изменить стереотипы обучения.

Гатчинский сиротский приют, славившийся суровым воспитанием, становится следующим переломным моментом в судьбе Ушинского. За пять лет работы он не просто меняет местные порядки, но и в корне решает проблему воровства и доносительства среди воспитанников. Константин Ушинский провозглашал гуманность и взаимоуважение в качестве основы образовательного процесса. И это в противовес системе физических наказаний, царившей в то время в каждом учебном заведении! Обучающиеся, по его мнению, должны не слепо повиноваться мнению учителя, а действовать разумно, в согласии с чувством собственного достоинства и признанием этого же в другом человеке.

Ушинский начинает публиковать свои идеи, и его замечает императрица Мария Александровна (супруга Александра II). Она давно мечтала провести реформы в Смольном институте, но вот подходящего человека пока не находилось. И тут – Ушинский!

Фото: fessl.ru

Его реформы в Смольном получают высочайший карт-бланш. Какими принципами руководствуется Константин:

— Образование для всех. (И это до отмены крепостного права!) Вне зависимости от пола и сословия. Именно благодаря Ушинскому женщины впервые в России начали изучать естественные науки.

— Педагогика должна основываться на теории, а не на личном опыте учителя. Поэтому педагогика должна развиваться в университетах, опираясь на психологию и физиологию. Константин Ушинский подробно описывает, почему дети не могут заниматься одной и той же монотонной деятельностью, почему лучшее обучение — это наглядное, тут же применимое на практике.

— Обучение должно быть сознательным. Это не механическая зубрежка.

— Принцип от частного к общему. От знакомого к незнакомому. Системность и последовательность процесса обучения.

— Первоначальная задача – сделать процесс увлекательным для ребёнка, при этом не превращая всё в игру.

— Главная задача обучения – подготовка к жизни и труду. Обучение — это средство воспитания.

— Воспитание должно быть гуманным. Это про убеждение личным примером, а не про слепое повиновение.

  Самое главное, что произошло при реализации реформ Ушинского, это не разрушение предыдущих традиций процесса обучения. А изменение мировоззрения многих людей: обучающихся, преподавателей, классных дам. Больше не работало подавление индивидуальных особенностей, живого мышления.

За свою жизнь Ушинский создал множество научных трудов и пособий по педагогике и оставил последующим поколениям учителей завет:

«Приступая к святому делу воспитания детей, мы должны глубоко сознавать, что наше собственное воспитание было далеко не удовлетворительно, что результаты его большею частью печальны и жалки и что, во всяком случае, нам надо изыскивать средства сделать детей наших лучше нас«.

МИНОБРНАУКИ
РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования

«АСТРАХАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

РЕФЕРАТ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ: «ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ»

НА ТЕМУ: «Я.А. Коменский как основоположник педагогики, как науки о
воспитании и обучения детей»

                                                                             
Астрахань

 2015 год

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..

1.
Педагогическая теория Я.А. Коменского…………………………………….

2.
Я.А. Коменский о разных ступенях образования и устройстве школ……

3.
Содержание, формы и методы воспитания по Я.А. Коменскому………..

Заключение…………………………………………………………………………

Список
использованной литературы…………………………………………..

 

Введение

 Тема
актуальна, так как педагогическое творчество Яна Амоса Коменского является
большим вкладом в мировую педагогическую науку, в развитии которой
заинтересован каждый цивилизованный народ.

Россия и ее школы
на протяжении трех столетий проявляли и проявляют живой интерес к наследию
Коменского. Используя то лучшее, что было завещано великим педагогом и
философом XVII века, они по мере возможности творчески преломляли его метод
обучения согласно российским потребностям и условиям, не нарушая, однако,
цельности выдвинутых Коменским принципов. Интерес к Яну Амосу Коменскому всегда
рождался в силу общественной потребности.

Коменский оказал
огромное влияние на развитие мировой педагогики и
школьной практики. Многие его дидактические положения вошли в современную
теорию обучения

Основные
педагогические идеи: всеобщее обучение, идеи дисциплины, понятие школьного
года, дидактические принципы, классно — урочная система. Коменский считал, что
обучение нужно осуществлять в школе с помощью: общешкольного плана, классно — урочной
организации, учёбы с 6 лет, проверки знаний, запрета пропускать уроки,
учебников для каждого класса. Мы все учились в школе и знакомы с этим.

Я.А. Коменский —
основоположник педагогики нового времени. В его теоретических трудах по
вопросам обучения и воспитания детей рассмотрены все важнейшие педагогические
проблемы.

Цель работы:
раскрыть Я.А. Коменского как основоположника педагогики как науки о воспитании
и обучении детей.

Задачи
исследования:

-выявить
педагогическую теорию Я.А. Коменского;

-описать ступени
образования и устройство школ по Я.А. Коменскому;

-охарактеризовать содержание, формы и методы воспитания по
Я.А. Коменскому.

1. Педагогическая теория Я.А. Коменского.

Центральным
трудом педагогической теории Яна Амоса Коменского по праву считается «Великая
дидактика». Задуманная им еще в молодости, она вынашивалась долгие годы,
обрастала различными дополнениями и приложениями. Для своего времени она
представляла собой поистине революционный учебник педагогической теории.

 Полное название
книги звучит так: «Великая дидактика, содержащая универсальное искусство учить
всех всему, или верный и тщательно продуманный способ создавать по всем
общинам, городам и селам каждого христианского государства такие школы, в
которых бы все юношество того или другого пола, без всякого, где бы ты ни было
исключения, могло обучаться наукам, совершенствоваться в нравах, исполняться
благочестия и таким образом в годы юности научиться всему, что нужно для
настоящей и будущей жизни». [1]

 Такое длинное
название характерно для книг того периода. Заменяя собой современную аннотацию,
оно предваряло ознакомление читателя с книгой, информировало о содержании,
становилось своеобразным рекламным проспектом.  Книга начинается введением,
состоящим из нескольких частей. Первая из них говорит о пользе дидактики
вообще, вторая является посвящением всем читателям, и третья обращается ко
«Всем, стоящим во главе дел человеческих, правителям государств, пастырям
церквей, ректорам школ, родителям и опекунам детей». [1]

 В данном
вступлении автор определяет дидактику как «универсальное искусство всех учить
всему». [
2]

 При этом в
характерной для Коменского нравственной манере он ставит целью своего учения
панморалистское воспитание человека. Укажем также на антропологическую
направленность введения. Ян Амос Коменский пишет, что Господь создал два
превосходнейших творения: рай и человека. Педагог пытается опереться в своем произведении,
прежде всего на церковное воззрение, считая именно его высшей целью своей
системы.

 Педагогическая
система Коменского представляет собой, прежде всего протестантское христианское
учение, и направлено на образование детей в христианском духе, а в дальнейшем
через соответственно воспитанных детей и восстановление авторитета церкви.

 Но вместе с этой
целью, которая может быть оспорена по тем или иным мотивам (секулятивным или
религиозным), он определяет сверх задачу своей дидактики: «Руководящей основой
нашей дидактики пусть будет: Исследование и открытие метода, при котором учащие
меньше бы учили, учащиеся больше бы учились; в школах было бы меньше одурения,
напрасного труда, а больше досуга, радостей и основательного успеха…» [1]

 Для достижения
этой цели Коменский разделяет свою книгу на 33 главы. Вероятно, это число
является неслучайным. Дело в том, что в том или ином виде число «три»
встречается достаточно часто в трудах великого славянского педагога. В числе
глав оно повторяется дважды. Главы разделяются на ряд пунктов, каждый из
которых, для удобства читателя, сопровождается подзаголовком.

 Из названий глав
можно логически вывести несколько основных идей Коменского. Прежде всего, три
первых главы представляют собой антроподицею (оправдание человека) в чистом
виде. Начиная с утверждения о том, что человек есть совершенное существо,
Коменский приходит к выводу о том, что «…жизнь является только приготовлением
к вечной жизни» [1]

 Повторяя вслед
за ведущими идеалистами эпохи вывод о том, что все лучшие чувства заложены в
человека от природы, Коменский, тем не менее, настаивает, что данные чувства
необходимо развивать (главы 4- 6). 7-10 главы посвящены общим принципам
обучения — обучение должно быть коллективным, обоеполым и, по возможности,
универсальным.

 Затем несколько
глав (12-16) посвящены изложению школьной реформы, которую предлагал Коменский.
Он считает, что до появления «Великой дидактики» не было «нормальных» школ.  «…При
образовании юношества применялся столь суровый метод, что школы превращались в
пугало для детей и в места истязания для умов». [1] Такой порядок должен быть
переломлен, считает Коменский, и полагает, что «точный порядок для школы следует
заимствовать от природы».

 Для реальной
реформы схоластической школы Коменский предлагает требования к обучению (гл.
16), основы обучения (гл. 17-19) и методы обучения (гл. 20-24).

 Оставшиеся главы
в основном посвящены школьной дисциплине, устройству школ, дошкольному
воспитанию (материнской школе), языковому обучению (латыни и родному языку).

 Заключительную
главу Ян Амос Коменский отвел условиям, необходимым для претворения своей идеи
в жизнь. Педагогическая деятельность является одним из важнейших общественных
дел и должна всемерно поддерживаться общественной организацией. И в связи с
этим слова Коменского, прозвучавшие больше 300 лет назад, звучат особенно
актуально для российской педагогики, покинутой государством в трудный момент.
Итак, школа должна иметь «достаточный запас панметодических книг» [1. Для
подготовки этих книг требуется объединение «талантливых и не боящихся труда
ученых мужей. [1] Этот методический труд должен щедро оплачиваться
покровителями школ.

 Заканчивается
книга проникновенной молитвой, обращенной к Господу. «Господи Боже наш! Все,
что мы совершаем в честь имени твоего, все это от твоих рук». [1] Роль
образования в гармоничном развитии человека и совершенствовании общества. В
«Великой дидактике» немаловажное значение уделяется понятию природосообразного
обучения. Всю задачу обучения Коменский зачастую сводит не столько к пользе
конкретного человека (хотя и не избегает ее), сколько к пользе, прежде всего
государства.

 «Если ты
присмотришься к порядку, господствующему в общественных и частных делах у
хорошо образованного народа, там все идет как часы… У варваров же все похоже
на развязанный сноп или песок без цемента» — писал Коменский в трактате «О
развитии природных дарований». [7]

 Основываясь на
примерах детей — Маугли, каких, вероятно, было немало в стране пожираемой огнем
войн и эпидемий, Коменский доказывает, что человек «без воспитания становится
не чем иным, как только зверем» [1]. Он утверждает, что воспитание и
образование нужно всем категориям людей, богатым и бедным, умным и глупым,
начальникам и подчиненным, мужчинам и женщинам. Ни один человек не может
избежать образования, ибо именно оно делает человека настоящим человеком.  В
школах нужно стремиться к тому, чтобы:

-при посредстве
наук и искусств развивались природные дарования;

-совершенствовались
языки;

 -развивались
благонравие и нравы в направлении всякой благопристойности согласно со всеми нравственными
устоями. [1]

 Коменский
неоднократно пытается определить так называемое «правильное образование»,
вкладывая в него собственное христологическое содержание. Но сама по себе мысль
о правильности той или иной формы образования является ценной для нас. С
древних времен до сегодняшнего дня в школах разных народов боролись и
продолжают бороться различные педагогические системы. Каждая из них считает
именно свою точку зрения в качестве единственно правильной. Но единственным
критерием правильности деятельности той или иной формы обучения может выступать
лишь качество знаний выпускников. [
8]

Таким образом, в
этом смысле деятельность школ, построенных по формуле Коменского, выдерживает
пока испытание временем. Они отвечали требованиям складывающейся социальной
системы индустриального общества. Если постиндустриальное общество станет
реалией времени, то оно может потребовать и изменения системы школьного
образования. Но новые системы образования, приспособленные к обстановке
меняющегося мира, пока еще не вышли за рамки эксперимента.

2. Я.А. Коменский о разных ступенях
образования и устройстве школ

 Гений Коменского
состоит не только в создании общей системы привычного нам образования, но и в
ее детальной проработке. В частности, говоря о всеобщности образования, Ян Амос
Коменский выделяет несколько возрастных периодов: «детство — от рождения до 6
лет включительно, отрочество — от 6 до 12 лет, юность — от 12 до 18 лет,
возмужалость — от 18 до 24 лет». [6] Основываясь на многолетнем опыте, педагог
выделяет такие 6-летние периоды, основываясь на возрастных физиологических
особенностях. Для каждого из приводимых возрастов Коменский отводит особую
ступень образования, включенную в общую систему единого образования. В этом
смысле Коменский как истинный протестант был противником сословного или же
«тупикового» образования.

 «Для детей до 6
лет включительно он предлагает материнскую школу, под которой он подразумевает
дошкольное воспитание под руководством матери. Для отрочества (т.е. для детей
от 6 до 12 лет) предназначается шестилетняя школа родного языка в каждой
общине, селении, местечке. Для юношей (от 12 до 18 лет) должны быть в каждом
городе латинская школа, или гимназия. Для возмужалых молодых людей (от 18 до 24
лет) в каждом государстве или большой области — академия». [6] Целесообразность
данной системы заключается не только в ее здравой возрастной спецификации, но и
в ряде особенностей. Прежде всего, каждая из них имеет определенное содержание
обучения. Далее ввиду разной потребности общества в том или ином виде
образования, Коменский сразу ставит оплату образование в зависимость от его
«глубины и высоты». Материнская школа оплачивается семьей, школа родного языка
— местной общиной, гимназия — центральным органом местности (например,
муниципалитетом), и, наконец, академия (высшее образование) — государственным
центром. Таким образом, каждая ступень образования, по Коменскому, в той или
иной степени является заботой всех и каждого.  Для каждой ступени Коменский
разработал и содержание обучения. В материнской школе ребенок должен получить
образные представления об окружающем мире. Основные науки, зачатки которых
развиваются в ребенке — это естествознание, астрономия, география. Эти знания
не должны носить характер зубрежки, они вырабатываются в ходе каждодневного
общения ребенка с окружающим миром. Ребенок в детстве получает элементарные
навыки труда и хозяйства, знакомится с предметами домашнего обихода, их
употреблением, учиться самостоятельно, ухаживать за собой. «Нравственное
воспитание детей дошкольного возраста, как указывал он, заключается в
воспитании у них умеренности, опрятности, трудолюбия, почтительности к старшим,
послушания, правдивости, справедливости и, главное, любви к людям». [6]

 Школа родного
языка, по Коменскому, предназначена для детей без различия пола, сословий,
вероисповеданий и национальности. Отметим, что это один из первых опытов единой
школы, относительно отделенной от церкви и направленной на обучение живому,
родному языку.

 Гимназия, как
дающая более продвинутое образование изучает уже и иностранные и древние языки
(латинский, греческий). Изучаются так называемые «свободные искусства»
(философия, риторика и пр.), а так же естествознание, география, история.
Коменский требовал, чтобы после обучения языку (грамматике) учащиеся переходили
к изучению реальных наук — естествознания (физики), математики, затем
философских наук (этики, диалектики), завершая весь курс изучением риторики.
Шесть последовательных классов гимназии в школе Коменского носят названия:
грамматический, физический, математический, этический, диалектический и
риторический. [6]

Но, Коменский не
ставил в своих трудах задачу реформы высшего образования, так как в то время
оно было традиционным, и, большей частью значительно независимым от внешних
факторов. Поэтому педагог ограничивается лишь перечислением классических
университетских факультетов того времени в своей «академии»: богословский,
юридический и медицинский.

3. Содержание, формы и методы воспитания
по Я.А. Коменскому

 «Управление
человека собой является, по мнению Коменского, одной из трех целей воспитания.
Оно достигается нравственным воспитанием». [5] Необходимо отметить, что точка
зрения Коменского на школьное нравственное образование отличается от ныне
общепринятой в России. Он советовал развивать у детей скромность, послушание,
благожелательность к другим людям, опрятность и аккуратность, вежливость,
почтительность к старшим, трудолюбие.

Эта точка зрения
на нравственные категории вполне согласуется с протестантскими воззрениями Яна
Амоса Коменского. В качестве нравственных ориентиров для него выступают сам
Христос, который нашел в себе силы пострадать за все человечество, Иов — ради
любви к Господу терпевший самые разные лишения, и Соломон — образец библейской
мудрости.

 Средствами
нравственного воспитания Коменский считал: пример родителей, учителей,
товарищей; наставления, беседы с детьми; упражнения детей в нравственном
поведении (в частности, в воспитании мужества); борьбу с распущенностью, с
ленью, необдуманностью, недисциплинированностью. Большое значение в процессе
нравственного воспитания имеет выработка положительных привычек.

 Одно из самых
больших мест в нравственном воспитании детей Коменский отводит семье, роли
матери и отца. Стараясь поддерживать в своих учениках живость, свойственную
детскому возрасту, Коменский вместе с тем и требовал от них дисциплины. Следует
поддерживать дисциплину «хорошими примерами, ласковыми словами, и всегда
искренним и откровенным благорасположением». [6]

 В книге «Законы
хорошо организованной школы» Коменский оговаривает правила поведения учеников. «Пусть
поддержание дисциплины всегда происходит строго и убедительно, но не шутливо
или яростно, чтобы возбуждать страх и уважение, а не смех или ненависть.
Следовательно, при руководстве юношеском должна иметь место кротокость без
легкомыслия, при взысканиях — порицание без язвительности, при наказаниях —
строгость без свирепости» [6]

Коменский впервые
в истории дидактики указал на необходимость руководствоваться принципами в
обучении, раскрыл сущность этих принципов: принцип сознательности и активности;
принцип наглядности; принцип постепенности и систематичности знаний; принцип
упражнений и прочного овладения знания и навыками.

1. Принцип
сознательности и активности. Этот принцип предполагает такой характер обучения,
когда учащиеся не пассивно, путем зубрежки и механических упражнений, а
осознанно, глубоко и основательно усваивают знания и навыки. Там, где
отсутствует сознательность, обучение ведется догматически и в знании господствует
формализм.  Коменский считает главным условием успешного обучения постижение
сущности предметов и явлений, их понимание учащимися: «Правильно обучать
юношество — это не значит вбивать в головы собранную из авторов смесь слов,
фраз, изречений, мнений, а это значит — раскрывать способность понимать вещи,
чтобы именно из этой способности, точно из живого источника, потекли ручейки
(знания)».

 Коменский также
считает основным свойством сознательного знания не только понимание, но и
использование знаний на практике: «Ты облегчишь ученику усвоение, если во всем,
чему бы ты его не учил, покажешь ему, какую это принести повседневную пользу в
общежитии». Коменский дает целый ряд указаний о том, как осуществить
сознательное обучение. Самым главным из них является требование: «При
образовании юношества все нужно делать как можно более отчетливо, так, чтобы не
только учащий, но и учащийся понимал без всякого затруднения, где он находится
и что он делает».[3]

2. Принцип
наглядности. Принцип наглядности обучения предполагает, прежде всего, усвоение
учащимися знаний путем непосредственных наблюдений над предметами и явлениями,
путем их чувственного восприятия. Наглядность Коменский считает золотым
правилом обучения.

 К использованию
наглядности в процессе обучения обращались еще тогда, когда не существовало
письменности и самой школы. В школах древних стран она имела довольно широкое
распространение. В основе учения Коменского о наглядности лежит основное
положение: «Ничего не может быть в сознании, что заранее не было дано в
ощущении». Коменский определял наглядность и ее значение следующим образом:
«Если мы желаем привить учащимся истинное и прочное знание вещей вообще, нужно
обучать всему через личное наблюдение и чувственное доказательство»; «Поэтому
школы должны предоставлять все собственным чувствам учащихся так, чтобы они
сами видели, слышали, осязали, обоняли, вкушали все, что они могут и должны
видеть, слышать и т.д., они избавят, таким образом, человеческую природу от
бесконечных неясностей и галлюцинаций…»; То, что нужно знать о вещах, должно
быть «преподаваемо посредством самих вещей, т.е. должно, насколько возможно,
выставлять для созерцания, осязания, слушания, обоняния и т.п. сами вещи, либо
заменяющие их изображения»; «Кто сам однажды внимательно наблюдал анатомию
человеческого тела, тот поймет и запомнит все вернее, чем, если он прочтет
обширнейшие объяснения, не видав всего этого человеческими глазами». [
5]

 То есть,
Коменский считал наглядность не только принципом обучающим, но и облегчающим
обучение. Для осуществления наглядности Коменский считал необходимым
использовать:  реальные предметы и непосредственное наблюдение над ними; когда
это невозможно, модели и копию предмета; картинки как изображение предмета или
явления.

 Учебный эффект
всякого наблюдения зависит от того, насколько учитель сумел внушить учащемуся,
что и для чего он должен наблюдать, и насколько ему удалось привлечь и
сохранить его внимание на протяжении всего процесса обучения.

3. Принцип
постепенности и систематичности знаний. Последовательное изучение основ наук и
систематичность знаний Коменский считает обязательным принципом обучения. Этот
принцип требует овладения учащимися систематизированным знанием в определенной
логической и методической последовательности. Последовательность и систематичность
в первую очередь касаются следующих вопросов, каким образом распределять
материал, чтобы не нарушить логику науки; с чего начинать обучение и в какой
последовательности построить его; как установить связь между новым и уже
изученным материалом; какие связи и переходы следует установить между
отдельными этапами обучения и т.п. Первое требование Коменского состоит в том,
чтобы был установлен точный порядок обучения во времени, поскольку «порядок —
душа всего». Второе требование касается соответствия обучения уровню знаний
учащихся и чтобы «вся совокупность учебных занятий должна быть тщательно
разделена на классы». Третье требование касается того, чтобы «все изучалось
последовательно с начала и до завершения». Четвертое требование – «подкреплять
все основания разума — это значит всему учить, указывая на причины, т.е. не
только показывать, каким образом что-либо происходит, но также показывать,
почему оно не может быть иначе. Ведь знать что-нибудь — это значит называть
вещь в причинной связи».

 Коменский
формулирует ряд конкретных указаний и дидактических правил для реализации этих
требований. [
8]

 1. Занятия
должны быть распределены таким образом, чтобы на каждый год, каждый месяц, день
и час были поставлены определенные учебные задачи, которые должны быть заранее
продуманы учителем и осознаны учащимися.

 2. Эти задачи
должны решаться с учетом возрастных особенностей, точнее говоря, соответственно
задачам отдельных классов.

 3. Один предмет
следует преподавать до тех пор, пока он с начала и до конца не будет усвоен
учащимися.

 4. «Все занятия
должны быть распределены таким образом, чтобы новый материал всегда основывался
на предшествующем и укреплялся последующим».

 5. Обучение
«должно идти от более общего к более частному», «от более легкого — к более
трудному», «от известного — к неизвестному», «от более близкого к более
отдаленному» и т.д. «Эту последовательность, — говорит Коменский, — необходимо
соблюдать всюду; повсюду ум должен переходить от исторического познания вещей к
разумному пониманию, затем к употреблению каждой вещи. Этими путями просвещение
ума ведет к своим целям подобно машин с собственным движением».

4. Принцип
упражнений и прочного овладения знания и навыками. Показателем полноценности
знаний и навыков являются систематически проводимые упражнения и повторения.

 Во времена
Коменского в школах господствовавшее положение занимали формализм и зубрежка.
Коменский же ввел в понятия упражнения и повторения новое содержание, он
поставил перед ними новую задачу — глубокое усвоение знаний, основанное на
сознательности и активности учащихся. По его мнению, упражнение должно служить
не механическому запоминанию слов, а пониманию предметов и явлений, их
сознательному усвоению использованию в практической деятельности.  Коменский
связывает упражнения с памятью и пишет: «Упражнения памяти должны
практиковаться беспрерывно». Но вместе с тем Коменский выступает против
механического запоминания в пользу логического и указывает: «Основательно
внедряется в ум только то, что хорошо понятно и тщательно закреплено памятью».
Также большое внимание Коменский требует уделять физическому воспитанию
учащихся. Придавая большое значение упражнениям и повторениям, Коменский
выдвигает ряд указаний и правил для осуществления этого принципа в обучении:

 «Обучение нельзя
довести до основательности без возможно более частых и особенно искусно
поставленных повторений и упражнений». В одной и той же школе должен быть «один
и тот же порядок и метод во всех упражнениях». «Ничего нельзя заставлять
заучивать, кроме того, что хорошо понятно». По мнению Коменского, такое
упражнение принесет особую пользу, ибо:

 1. «Учитель
всегда будет вызывать к себе внимание со стороны учеников»

 2. «Преподаватель
определеннее убедится в том, что все изложенное им правильно усвоено всеми. Если
недостаточно усвоено он будет иметь возможность тотчас исправить ошибки».

 3. «Когда
столько раз повторяется одно и тоже, то даже наиболее отстающие поймут
изложенное настолько, чтобы идти наравне с остальными».

 4. «Благодаря
этому столько раз проведенному повторению все ученики усвоят себе этот урок
лучше, чем при самом долгом домашнем корпении над ним».

 5. «Когда таким
образом ученик постоянно будет допускаться, так сказать, к исполнению
учительских обязанностей, то в умы вселится некоторая бодрость и увлечение этим
учением и выработается смелость с одушевлением говорить о любом высоком
предмете перед собранием людей, а это будет особенно полезно в жизни». [
5]

 Коменский
разработал такие требования для принципа обучения и повторения:

 1. «Правила
должны поддерживать и закреплять практику».

 2. «Ученики
должны делать не то, что им нравится, но то, что им предписывают законы и
учителя».

 3. «Упражнения
ума будут происходить на специальных уроках, проводимых по нашему методу».

 4. «Каждая
задача прежде иллюстрируется и объясняется, причем от учеников требуется
показать, поняли ли они ее и как поняли. Хорошо также в конце недели устраивать
повторения».

 Итак, из этих
положений видно, что Коменский упражнение и повторение полностью подчиняет
задаче сознательного и прочного усвоения знаний учащимися. С этой точки зрения
многие предложенные им правила поныне сохраняют свое теоретическое и
практическое значение.

Заключение

Коменский
высказал ряд ценных теоретических мыслей о том, каким должен быть учебник, требуя,
чтобы он содержал достаточно полный учебный материал и в то же время был
кратким, не имел бы ничего лишнего, отвлекающего, ненужного. Располагаться
материал должен системно, излагаться доступным детям, ясным и простым языком.

Я.А. Коменский
удивительно современен. И это понимает всякий, кто обращается к его
педагогическому наследию. Ему принадлежит заслуга привнесения в педагогическую
мысль кардинально новых идей, повлиявших на последующее развитие на века
вперед. Найденные Коменским законы воспитания, обучения, образования не
устарели и сегодня, они очень важны для каждого воспитателя и учителя в наше
время. Над развитием искусства учить всех всему всесторонне, всегда, быстро,
легко, основательно и с гарантией на успех приходится в настоящее время очень
много трудиться.

Влияние жизни и
трудов Коменского на прогрессивное человечество усиливается с ходом времени.
Жизнестойкость, современность педагогических идей Я.А. Коменского
объясняется, прежде всего, их высочайшим демократизмом и гуманизмом. Они составили
стойкую систему, утверждающую великую преобразующую роль воспитания. Его
педагогическое наследие явилось вызовом против косности, догматизма в обучении
и воспитании детей. В идеях Я.А. Коменского заложен громадный пафос
созидания, как нельзя лучше и более созвучный глубоким перестроечным процессам
в системе образования в нашей стране. Многие его педагогические и дидактические
положения вошли в современную теорию и технологию обучения и воспитания
учащихся.

Таким образом, изучение
педагогического наследия выдающегося педагога – мыслителя, педагога –
практика Я.А. Коменского – важнейший источник профессионального совершенствования
современного образования и воспитания подрастающего поколения.

Список использованной литературы

1.      Адольф А. Что такое школа по воззрениям
Коменского. -М.: Просвещение 1996

2.      Аксиомы Коменского, или
научная экскурсия по «Великой дидактике» / Под Ред. В. Кумарин // Сел. шк.
– 2006. – № 3. – С. 118–123.

3.      Аксиомы Коменского, или
Строгий наказ гения научной педагогики всем реформаторам и модернизаторам
школьного образования / Под ред. В. Кумарин // Нар. образование. – 2001. –
№ 8. – С. 237–241.

4.      Альт П. Прогрессивный
характер педагогики Коменского. — М.: Просвещение 1998.

5.      Коменский Я.А. Избранные
педагогические произведения. В 2-х т. Т.2. — М.: просвещение1992.

6.      Коменский Я.А. Избранные
педагогические сочинения. В 2-х т. Т. 1. — М.: просвещение1992.

7.      Константинов Н.А. и др.
История педагогики. — М.: Просвещение, 1992.

8.      Кратохвил М.В. Жизнь Яна
Амоса Коменского. — М.: Просвещение 1991.

9.      Лордкипинадзе Д.О. Ян Амос
Коменский. — М.: Просвещение 1990.

10.  Панпедия Яна Амоса Коменского /Под
ред. Г. Б. Корнетов // Образоват. технологии. – 2008. – № 1. –
С. 27–31 ; № 2. – С. 57–63.

11.  Славянские истоки педагогики
Я. А. Коменского /Под ред. Б. Н. Митюров // Педагогика. –
1995. – № 1. – С. 109–113.

12.  Смоляницкий Я.А. Три века Яна Амоса
Каменского. — М.: Просвещение 2001.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Напишите фамилию автора моноспектакля как я съел собаку
  • Наподобие вроде как пишется
  • Напишите уравнения реакций характеризующих свойства разбавленной серной кислоты как электролита гдз
  • Наподобие волги как пишется
  • Напишите уравнения реакций характеризующие фосфор как окислитель восстановитель