Тест по биографии И.С. Шмелева и рассказу «Как я стал писателем»
1. Кем был отец И.С. Шмелева?
А) купцом; Б) священником; В) шахтером; Г) подрядчиком.
2. Как называлось первое напечатанное произведение писателя?
А) Родное; Б) У мельницы; В) Богомолье; Г) Человек из ресторана.
3. Кто помог И.С. Шмелеву завершить работу над повестью «Человек из ресторана»?
А) А.М. Горький; Б) И.А. Бунин; В) А.И. Куприн; Г) А.П. Чехов.
4. Кто пригласил И.С. Шмелева в 1922 году в Берлин, а потом – в Париж?
А) А.Н. Толстой; Б) И.А. Бунин; В) М.И. Цветаева; Г) А.И. Куприн.
5. Вставьте пропущенное слово в высказывание И.С. Шмелева: «Все – чужое. Души-то родной нет, а ….. много».
А) тоски; Б) фальши; В) лжи; Г) вежливости.
6. Какое прозвище получил И.С. Шмелев гимназии за постоянную болтовню?
А) французский оратор; Б) греческий оратор; В) римский оратор; Г) немецкий оратор.
7. Произведениями какого французского писателя Шмелев стал увлекаться в третьем классе гимназии?
А) Ж. Верна; Б) В. Гюго; В) А. Дюма; Г) О. де Бальзака.
8. Какое прозвище у гимназистов получил учитель латинского языка?
А) Носорог; Б) Слон; В) Бегемот; Г) Жираф.
9. На чем, в поэме, написанной Шмелевым в третьем классе, полетели на Луну учителя гимназии?
А) на ракете; Б) на воздушном шаре; В) на самолете; Г) на ковре-самолете.
10. Как звали инспектора гимназии, который часто наказывал Шмелева за его проделки?
А) Шаталов; Б) Баринов; В) Шаповалов; Г) Баталин.
11. Строчки какого поэта Шмелев вставил в сочинение про Храм Христа Спасителя?
А) Плещеева; Б) Надсона; В) Бальмонта; Г) Минаева.
12. Как звали преподавателя словесности, к которому Шмелев попал после оставления на второй год?
А) Ф.В. Цветаев; Б) В.И. Буслаев; В) А.А. Покровский; Г) И.А. Веселовский.
13. Какой античный поэт натолкнул Шмелева на создание первого самостоятельного произведения?
А) Гесиод; Б) Гораций; В) Овидий; Г) Аристофан.
14. Какой роман вспомнил Шмелев, проводя время за рыбной ловлей у старой мельницы?
А) Преступление и наказание; Б) Князь Серебряный;
В) Герой нашего времени; Г) Евгений Онегин.
15. В какой журнал гимназист Шмелев отнес свой первый рассказ?
А) Нива; Б) Московский листок; В) Русская мысль; Г) Русское обозрение.
16. Какой гонорар получил Шмелев за свое первое произведение?
А) восемьдесят рублей; Б) девяносто рублей; В) сто рублей; Г) сто двадцать рублей.
17. Влияние какого писателя обнаружил редактор в первом рассказе Шмелева?
А) Л.Н. Толстого; Б) Н.В. Гоголя; В) Ф.М. Достоевского; Г) И.С. Тургенева.
18. Напишите финальные слова рассказа «Как я стал писателем».
Ответы: 1 – Г; 2 – Б; 3 – А; 4 – Б; 5 – Г; 6 – В; 7 – А; 8 – В; 9 – Б; 10 – Г; 11 – Б; 12 – А; 13 – В; 14 – Б; 15 – Г; 16 – А; 17 – Г; 18 – Я – другой, другой.
Краткое содержание «Как я стал писателем»
4.5
Средняя оценка: 4.5
Всего получено оценок: 1973.
Обновлено 5 Декабря, 2022
О произведении
Рассказ «Как я стал писателем» Шмелева был написан в 1895 году. Это автобиографическое произведение, в котором Иван Сергеевич поделился тем, как происходило его становление как писателя, начиная с самых ранних лет вплоть до первого опубликованного рассказа.
Для подготовки к уроку литературы рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Как я стал писателем». Проверить полученные знания можно при помощи теста на нашем сайте.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
Место и время действия
События автобиографического рассказа происходят в 1870–1890-х годах в Российской империи.
Главные герои
- Рассказчик — сам писатель, Иван Сергеевич Шмелёв.
Другие персонажи
- Николай Иванович Баталин — инспектор, надменный, ограниченный преподаватель словесности.
- Фёдор Владимирович Цветаев — любимый педагог писателя, который помог раскрыться его таланту.
- Анатолий Александров — профессор, редактор журнала «Русское обозрение», поверивший в талант рассказчика.
Краткое содержание
Рассказчик делится воспоминаниями, как он стал писателем. По его мнению, все «вышло непредумышленно
», и, как ему казалось, он «не делался писателем, а будто всегда им был, только — писателем «без печати
»».
С раннего детства рассказчик был очень разговорчивым, за что получил от своей няньки прозвище — «балаболка». В его памяти ещё живы «картинки детства, обрывки, миги
» каких-то незначительных событий, обрывок песен, молитв.
Будучи ребёнком, рассказчик с удовольствием разговаривал с игрушками, досками, метлой: всё казалось мальчику живым, родным и понятным. Все предметы он одушевлял, придумывал истории с их участием.
Повзрослев, рассказчик поступил в гимназию, где за постоянную болтовню прозвали его в «первом классе гимназии «римский оратор
»». Это прозвище надолго закрепилось за ним, и очень часто он бывал наказан за разговоры на уроках.
В третьем классе рассказчик увлёкся романами Жюля Верна — произведения французского писателя будили и без того богатое воображение мальчика, и он написал сочинение о невероятных путешествиях учителей на Луну. Эта рукопись «имела большой успех, читали её даже и восьмиклассники
», однако сухой, чёрствый инспектор Николай Иванович Баталин был совершенно иного мнения. Он считал, что гимназисты должны с большим уважением и трепетом относиться к педагогам, и строго наказал юного сочинителя.
Рассказчик ничего не мог поделать со своими писательскими порывами, которые бурно изливались в школьных сочинениях. В своих работах он делал глубокие лирические отступления, которые невероятно раздражали Баталина, любившего, чтобы ученики выполняли задания по плану.
Однажды рассказчик попытался даже отстоять своё мнение перед инспектором, за что получил поначалу тройку с минусом, а затем и вовсе кол и в придачу оскорбление. Этот кол испортил мальчику средний балл, в результате чего он не был допущен к экзаменам и остался на второй год.
Это событие, печальное на первый взгляд, стало счастливым для юного героя. Он попал к «другому словеснику, к незабвенному Федору Владимировичу Цветаеву
», получив полную свободу для самовыражения. Мальчик с энтузиазмом взялся за дело, особенно сильно полюбив «классные сочинения на поэтические темы
».
Цветаев неизменно ставил «за «рассказы» пятёрки с тремя иногда крестами, — такие жирные
!», а однажды сказал, что в рассказчике есть «некая, как говорится, «шишка»»
, и он обязательно должен развивать свой талант. Фёдор Владимирович стал единственным преподавателем, который оставил глубокий след в душе рассказчика.
По окончании гимназии в творческой вехе рассказчика наступил третий период, уже печатный. Лето перед выпускным классом он провёл в глухой деревушке, где днями напролёт рыбачил. Неподалёку от заброшенной мельницы, где жил глухой старик, располагались «обрывы, бездонный омут «с сомом», побитые грозою, расщеплённые ветлы
». Живописное место настолько впечатлило юношу, что в его душе проснулось что-то неясное, но быстро прошло.
И только во время подготовки к выпускным экзаменам это «что-то» неожиданно завладело разумом рассказчика, и он, отшвырнув учебники, за один вечер написал небольшой рассказ под названием «У мельницы», взяв за основу сюжета свою летнюю рыбалку.
Это важное событие произошло «мартовским вечером 1894 года
». Рассказчик был вполне доволен результатом своих трудов. Но он совершенно не знал, что делать дальше — литераторов он не знал, в его «семье и среди знакомых было мало людей интеллигентных
». Ему почему-то стыдно было даже посоветоваться по поводу своей работы.
Вспомнив, что на Тверской ему когда-то попалась небольшая вывеска ежемесячного журнала «Русское обозрение», рассказчик отправился туда со своим рассказом. Оказавшись в святилище, он не на шутку оробел. В просторном кабинете, заваленном книгами, сидел «редактор, приват-доцент Московского университета Анатолий Александров
». Он приветливо встретил юношу, взял рассказ и попросил заглянуть месяца через два.
Спустя положенные два месяца рассказчика вновь попросили «заглянуть месяца через два
». Но к тому времени он оказался в вихре выпускных экзаменов и совсем позабыл о своём рассказе. Тем более неожиданным стало для него письмо из «Русского обозрения», в котором Александров попросил юношу «зайти переговорить
». Он сказал, что ему понравился его слог и описания русской природы, и попросил оторопевшего юношу писать для его издания.
Спустя некоторое время рассказчик по почте получил июльский номер журнала «Русское обозрение», в котором был напечатан его рассказ. Профессор Александров признался, что его произведение понравилось читателям, и выдал первый гонорар — «во-семь-де-сят рублей! Это было великое богатство
». Он увлечённо стал говорить о том, что искусство — это «прежде всего — благоговение! Искусство… ис-кус! Искусство — молитвенная песнь. Основа его — религия
».
Рассказчик вышел из редакции в полном смятении чувств. Присев на лавочку, он понял, что стал совершенно другим человеком.
И что в итоге?
Рассказчик — получает оплату за свой первый опубликованный рассказ, чувствует большие изменения в себе.
Александров — помогает рассказчику опубликоваться в журнале, выдаёт ему первый гонорар.
Заключение
В своём произведении автор показывает, насколько хрупким и нежным является талант, и как нужно бережно относиться к творческим искрам, чтобы грубым словом или делом не загасить их навсегда. Главному герою очень повезло, что он повстречал тонких, восприимчивых людей, которые помогли раскрыться его природным способностям.
После ознакомления с кратким пересказом «Как я стал писателем» рекомендуем прочесть произведение в полной версии.
Тест по рассказу
Проверьте запоминание краткого содержания тестом:
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
-
Вопрос Мира
10/10
-
Арсен Арустамян
10/10
Рейтинг пересказа
4.5
Средняя оценка: 4.5
Всего получено оценок: 1973.
А какую оценку поставите вы?
УРОК № 49 Дата 12.03.2019
класс 8-А Учитель: Шеховцова О.Р.Биография И.С. ТЕМА УРОКА:
Биография Ивана Шмелева. Рассказ «Как я стал писателем» –
воспоминания о пути к творчеству.
Цель: Проследить,
какое влияние оказала историческая эпоха на судьбу и творчество писателя,
познакомить учеников с биографией писателя; вызвать интерес к творческой
работе; развивать навыки анализа текста, выразительного чтения и пересказа,
работы с тестовыми заданиями.
Развивающие:
Ø
практиковать
умение извлекать информацию из текста;
Ø развивать
ассоциативное и логическое мышление;
Ø развивать
творческие способности;
Ø развивать
самостоятельность, наблюдательность и аналитичность;
Ø развитие
критического мышления;
Воспитательные:
Ø вызвать
эмоциональный отклик на художественное слово поэта;
Ø формировать
способность сопереживать.
Образовательные:
Ø представить
знания текста, понимание идейно-художественного богатства произведения;
Ø систематизация
композиционно-языковых особенностей произведения;
Ø формирование
представлений о русской классической литературе.
Ход урока
I. Организационный
момент.
II. Создание
мотивации.
Сегодня мы познакомимся с
еще одним великим мастером русского слова и образа. Вы уже встречались на
уроках литературы с отдельными страницами творчества и некоторыми фактами его
биографии.
Сейчас я прочитаю несколько
отрывков из его произведения.
— Определите автора этих
строк и название произведения.
…
Кап-кап…кап-кап-кап…кап-кап…
Уже тараторит по железке,
попрыгивает-пляшет, как крупный дождь.
Я просыпаюсь под это
тартанье, и первая моя мысль: взялась! Конечно, весна взялась.
… Зажмурив глаза, я вижу,
как в комнату льется солнце. Широкая золотая полоса, похожая на новенькую
доску, косо влезает в комнату, и в ней суетятся золотинки.
А смотреть в форточку
приятней.
Стоят воробьи на ветках,
мокрые все, от капель, качаются. А в небе видна черная каша галок.
(Отрывок из главы
«Мартовская капель» повести «Лето Господне» И.С. Шмелева)
— По каким признакам вы
догадались?
(Языковые приметы:
описывает предметы и явления простым языком, использует свойственные только ему
эпитеты, метафоры: «тартанье капели, суетятся золотинки, черная каша галок»).
Итак, назовите тему урока.
(Запись на доске и в
тетради.)
На экране телевизора
появляется портрет писателя. Презентация.
Рассмотрите И.С. Шмелева.
Какие детали во внешности
писателя привлекают ваше внимание? (серьезные грустные глаза, но ласковая
улыбка)
Не только вы, но и те, кто
был знаком со Шмелевым, отмечали именно эти детали в его внешности.
Какими чертами характера
мог обладать человек с подобными чертами лица?
Какие факторы могут влиять
на формирование характера человека, его мировоззрения?
Скажите, а важно ли знать,
в какое историческое время происходит становление личности писателя? Почему? (Время
накладывает отпечаток на судьбу человека, формирует его взгляды, убеждения;
могут звучать темы в творчестве писателя).
Исходя из темы урока, и
того, что вы сейчас сказали, определите цель урока, используя следующие опорные
слова: проследить, какое… оказала… эпоха на… и… писателя.
III. Узнаем новое
(Работа в тетрадях.)
Разделите тетрадный лист на
2 равных столбика
Сформулируйте в виде
вопросов, что бы вы хотели узнать о биографии и творчестве И.С.
Шмелева.
Составление ОК (Работа с учебником, слайды презентации
«Инфоурок»
ХОЧУ УЗНАТЬ |
УЗНАЛ(А) |
1.В |
|
Какой |
|
Кем был |
|
В каком |
|
Кто |
|
Кто |
|
Как |
|
Как |
Второй столбик дети
заполняют самостоятельно (каждый ребенок получает распечатку )
IV. Анализ рассказа
«Как я стал писателем».
Прочитайте начало рассказа.
Какова его роль?
(Первая фраза сразу
отвечает на вопрос заглавия, весь остальной рассказ раскрывает эту фразу.
Лаконичное начало быстро вводит читателя в творческую лабораторию писателя.)
Какую роль в судьбе
писателя сыграли детские впечатления?
(Еще в детстве писатель
обладал живым воображением, фантазировал, одушевлял окружающие предметы.)
Какие способы создания
образа литературного героя вы знаете?
(Социальный статус,
портретная, речевая характеристики, жизненные принципы, поступки героя и его
отношение к другим персонажам, отношения к герою других персонажей.).
В рассказе изображены
преподаватели гимназии – инспектор Баталин и словесник Цветаев. Какую роль они
сыграли в судьбе мальчика?
Работа в парах. Каким образом и с помощью каких
средств художественной выразительности создается образ Баталина, Цветаева?
Образ Баталина
Способы создания образа |
Средства художественной выразительности, |
1. Социальный статус |
Инспектор |
2. Портретная характеристика |
Выразительные эпитеты, сравнения, оценочная лексика: «сухой, тонкий |
3. Речевая характеристика |
Говорит сквозь зубы – ну прямо цедит! Ужасным, свистящим |
Образ Цветаева
Способы создания образа |
Средства художественной выразительности, |
1. Социальный статус |
Преподаватель словесности, Шмелев называет его по имени – |
2. Портретная характеристика |
Эпитеты, сравнения: «незабвенный, посмеивающийся чуть глазом». |
3. Речевая характеристика |
Говорил чуть-чуть на «о», благодушно, певуче читал |
Какой прием использует
Шмелев, создавая образы Баталина и Цветаева?
(Противопоставление.)
С какой целью автор это
делает?
(Баталин – это педагог,
которого близко нельзя допускать к детям; Цветаев – учитель, который сыграл в
судьбе Шмелева важную роль.)
Какими качествами «на
ваш взгляд» должен обладать учитель?
Как проявляется в
рассказе характер самого автора?
(В мыслях и действиях,
он наделен фантазией, увлечен литературой, это благодарный человек учебник стр.
138 зачитать цитату)
V. Самостоятельная
работа.
Самостоятельная работа
проводится в виде теста (ПРИЛОЖЕНИЕ)
VI. Подведение
итогов.
Какая тема урока?
Чему учились?
На каких предметах вы
можете пользоваться полученными знаниями?
VII. Рефлексия.
Оцените свою деятельность
на уроке.
ü На уроке все было понятно
ü Чувствовал уверенность в своих силах
ü Испытывал трудности при….
ü Хотелось бы больше узнать о…
ü Вызвало удивление….
ü Я узнал…..
ü Я понял…..
VIII. Домашнее задание. Написать рассказ
на тему: «Как я написал свое первое сочинение?»
Тестовое задание
Иван Шмелев «Как я стал писателем» (ПРИЛОЖЕНИЕ)
1. Произведениями
какого французского писателя Шмелев стал увлекаться в третьем классе гимназии?
А) Ж. Верна; Б) В. Гюго; В) А. Дюма; Г) О. де Бальзака.
2. Какое
прозвище у гимназистов получил учитель латинского языка? А) Носорог; Б) Слон;
В) Бегемот; Г) Жираф.
3. На
чем, в поэме, написанной Шмелевым в третьем классе, полетели на Луну учителя
гимназии?
А)
на ракете; Б) на воздушном шаре; В) на самолете; Г) на ковре-самолете.
4. Как
звали инспектора гимназии, который часто наказывал Шмелева за его проделки?
А)
Шаталов; Б) Баринов; В) Шаповалов; Г) Баталин.
5. Строчки
какого поэта Шмелев вставил в сочинение про Храм Христа Спасителя? А) Плещеева;
Б) Надсона; В) Бальмонта; Г) Минаева.
6. Как
звали преподавателя словесности, к которому Шмелев попал после оставления на
второй год? А) Ф.В. Цветаев; Б) В.И. Буслаев; В) А.А. Покровский; Г) И.А.
Веселовский.
7. Какой
античный поэт натолкнул Шмелева на создание первого самостоятельного
произведения? А) Гесиод; Б) Гораций; В) Овидий; Г) Аристофан.
8. Какой
роман вспомнил Шмелев, проводя время за рыбной ловлей у старой мельницы?
А)
Преступление и наказание; Б) Князь Серебряный; В) Герой нашего времени;
Г) Евгений Онегин.
9. В
какой журнал гимназист Шмелев отнес свой первый рассказ?
А)
Нива; Б) Московский листок; В) Русская мысль; Г) Русское обозрение.
10. Какой
гонорар получил Шмелев за свое первое произведение?
А)
восемьдесят рублей; Б) девяносто рублей; В) сто рублей; Г) сто двадцать рублей.
11. Влияние
какого писателя обнаружил редактор в первом рассказе Шмелева?
А)
Л.Н. Толстого; Б) Н.В. Гоголя; В) Ф.М. Достоевского; Г) И.С. Тургенева.
12. Напишите
финальные слова рассказа «Как я стал писателем». _____________________
ХОЧУ УЗНАТЬ |
УЗНАЛ(А) |
1.В |
|
Какой |
|
Кем был |
|
В каком |
|
Кто |
|
Кто |
|
Как воспринял |
|
Как |
ХОЧУ |
УЗНАЛ(А) |
1.В |
|
Какой |
|
Кем был |
|
В каком |
|
Кто |
|
Кто |
|
Как |
|
Как |
Тест по биографии И.С. Шмелева и рассказу «Как я стал писателем»
-
Кем был отец И.С. Шмелева?
А) купцом; Б) священником; В) шахтером; Г) подрядчиком.
-
Как называлось первое напечатанное произведение писателя?
А) Родное; Б) У мельницы; В) Богомолье; Г) Человек из ресторана.
-
Кто помог И.С. Шмелеву завершить работу над повестью «Человек из ресторана»?
А) А.М. Горький; Б) И.А. Бунин; В) А.И. Куприн; Г) А.П. Чехов.
-
Кто пригласил И.С. Шмелева в 1922 году в Берлин, а потом – в Париж?
А) А.Н. Толстой; Б) И.А. Бунин; В) М.И. Цветаева; Г) А.И. Куприн.
-
Вставьте пропущенное слово в высказывание И.С. Шмелева: «Все – чужое. Души-то родной нет, а ….. много».
А) тоски; Б) фальши; В) лжи; Г) вежливости.
-
Какое прозвище получил И.С. Шмелев гимназии за постоянную болтовню?
А) французский оратор; Б) греческий оратор; В) римский оратор; Г) немецкий оратор.
-
Произведениями какого французского писателя Шмелев стал увлекаться в третьем классе гимназии?
А) Ж. Верна; Б) В. Гюго; В) А. Дюма; Г) О. де Бальзака.
-
Какое прозвище у гимназистов получил учитель латинского языка?
А) Носорог; Б) Слон; В) Бегемот; Г) Жираф.
-
На чем, в поэме, написанной Шмелевым в третьем классе, полетели на Луну учителя гимназии?
А) на ракете; Б) на воздушном шаре; В) на самолете; Г) на ковре-самолете.
-
Как звали инспектора гимназии, который часто наказывал Шмелева за его проделки?
А) Шаталов; Б) Баринов; В) Шаповалов; Г) Баталин.
-
Строчки какого поэта Шмелев вставил в сочинение про Храм Христа Спасителя?
А) Плещеева; Б) Надсона; В) Бальмонта; Г) Минаева.
-
Как звали преподавателя словесности, к которому Шмелев попал после оставления на второй год?
А) Ф.В. Цветаев; Б) В.И. Буслаев; В) А.А. Покровский; Г) И.А. Веселовский.
-
Какой античный поэт натолкнул Шмелева на создание первого самостоятельного произведения?
А) Гесиод; Б) Гораций; В) Овидий; Г) Аристофан.
-
Какой роман вспомнил Шмелев, проводя время за рыбной ловлей у старой мельницы?
А) Преступление и наказание; Б) Князь Серебряный;
В) Герой нашего времени; Г) Евгений Онегин.
-
В какой журнал гимназист Шмелев отнес свой первый рассказ?
А) Нива; Б) Московский листок; В) Русская мысль; Г) Русское обозрение.
-
Какой гонорар получил Шмелев за свое первое произведение?
А) восемьдесят рублей; Б) девяносто рублей; В) сто рублей; Г) сто двадцать рублей.
-
Влияние какого писателя обнаружил редактор в первом рассказе Шмелева?
А) Л.Н. Толстого; Б) Н.В. Гоголя; В) Ф.М. Достоевского; Г) И.С. Тургенева.
-
Напишите финальные слова рассказа «Как я стал писателем».
Ответы: 1 – Г; 2 – Б; 3 – А; 4 – Б; 5 – Г; 6 – В; 7 – А; 8 – В; 9 – Б; 10 – Г; 11 – Б; 12 – А; 13 – В; 14 – Б; 15 – Г; 16 – А; 17 – Г; 18 – Я – другой, другой.
Ответы на вопросы учебника «Литература» 8 класс, 2 часть, Коровина, страницы 112-114
И. Шмелёв «Как я стал писателем»
Размышляем о прочитанном
1. Рассказ назван «Как я стал писателем». Как вы думаете, к чему он ближе: к воспоминаниям, дневниковым записям, или к обычному рассказу?
Этот рассказ ближе к воспоминаниям, автор рассказывает реальную историю из своей жизни, вспоминает о детстве.
2. Что открывал герой в людях? Что ему нравилось в них? Какими видились ему в детстве окружающие предметы?
Герой открывал в людях необычные черты, качества. Ему нравилось, что есть люди, любящие слово, талантливые, отзывчивые, не ограничивающие детскую фантазию, свободу.
Предметы виделись мальчику живыми, родными, добрыми.
3. Какой герой одного из рассказов Платонова также воспринимал окружающий его мир и предметы? О каких чертах характера это свидетельствует?
Так же воспринимал мир мальчик Никита из одноимённого рассказа Платонова. Ему тоже окружающие предметы казались живыми.
Это свидетельствует о романтичности, богатой фантазии и воображении, впечатлительности.
4. Как пришло к Шмелёву умение писать? Чем заканчивается рассказ? Почему главный герой почувствовал, что он другой? Известны ли вам рассказы и повести о том, как человек становился писателем (например, у Чехова, Бунина, Горького)?
Начинал Шмелёв со школьных сочинений и незаметно пришёл к собственному. Его восхитила природа у старой мельницы, он почувствовал вдохновение и на одном дыхании за вечер написал большой рассказ. Его рассказ напечатали и Шмелёв почувствовал себя писателем.
Герой понял, что изменился и должен что-то сделать, готовиться к писательскому труду. Он осознал, что стал другим, ведь его рассказ читали многие люди, а это значит ответственность.
У Ивана Бунина есть рассказ «Как я пишу», в котором автор рассказывает о труде писателя.
5. В какое историческое время происходит становление писателя? По каким приметам мы можем об этом догадаться?
Действие рассказа относится к концу 19 века. По тексту легко догадаться, что действие происходит до революции, при царе.
Мы читаем, что оценки школьникам ставили в балльники, в гимназии изучали латынь, переход в следующий класс назывался пересадкой. В редакции героя встречает швейцар.
6. Вспомните, какие произведения называются автобиографическими. Можно ли к ним отнести рассказ Шмелёва?
Автобиографическими называются произведения, в которых автор описывает собственную жизнь в хронологическом порядке. К ним можно отнести и рассказ Шмелёва, который описывал своё детство от самых юных лет до первого напечатанного рассказа.
Развиваем дар слова
1. Пробовали ли вы сами создать оригинальный рассказ, очерк, басню, рецензию? Что вам в этом помогало?
Я писала много сочинений, рецензий, пыталась сочинять стихи. Больше всего в этом мне помогало чтение и желание выразить себя в творчестве.
2. Прочитайте и перескажите отрывок «Московский говор» из книги К. Стародуб «Литературная Москва».
Пересказ отрывка «Московский говор»
Речь москвичей менялась на протяжении каждого поколения. Из их языка ушли мягкость и неторопливость, присущие старомосковскому говору. Ритм времени менял язык. Обороты стали категоричными, образность ироничной. Поэтому нам ещё милее любое напоминание о старой московской речи, которая проявляет себя интонацией или оборотом. Поэтому такой популярностью пользуется книга Евгения Иванова «Меткое московское слово». В ней запечатлена живая московская речь первых двух десятилетий ХХ века.
3. Есть ли особенности говора в вашем крае, области, городе? Чем он отличается от говора московского?
Я не замечала какие-то особенности говора в нашем крае. У нас не окают и не акают. Я не думаю, что наш говор чем-то отличается от современного московского.
4. Объясните слова:
Непредумышленно — без умысла, случайно.
Доныне — и сейчас.
Оратор — тот, кто выступает перед публикой с речью.
Благославляющий — возносящий хвалу, славящий.
Пренебрежительно — безразлично, равнодушно.
Возненавидел — воспылал ненавистью.
Нравственное совершенствование — изменение внутреннего мира, взглядов.
Проникнуться чувством — испытать какое-либо чувство.
Наставник — учитель.
Мыслитель — тот, кто думает.
Творение — произведение искусства.
Благоговение — восхищение.
Благодушие — умиротворение, добродушие.
Смушённый — взволнованный.
Творческое задание
Напишите сочинение-эссе «Отзыв на рассказ Шмелёва «Как я стал писателем»
Отзыв на рассказ Шмелёва «Как я стал писателем»
В рассказе «Как я стал писателем» Иван Шмелёв обращается к своему детству и юношеству, к тому периоду своей жизни, когда он впервые ощутил в себе талант писателя.
Рассказ начинается с описания дестких лет автора. Это очень важный момент, который позволяет понять внутренний мир ребёнка, его отношение к природе и окружающим его людям. Мальчик в рассказе показан впечатлительным и эмоциональным, он одушевляет окружающие предметы, радуется жизни. Так у автора начала формироваться тяга к творчеству.
В гимназические годы автор увлекается русской и зарубежной литературой, пишет сочинения и даже фантастические стихи. Творческий процесс выражения своих мыслей и чувств всё больше захватывает его.
Но по-настоящему первым литературным опытом для Шмелёва становится рассказ «У мельницы», который он написал под впечатлением летнего отдыха и рыбалки. Чудесная природа пробудила в юноше вдохновение. Этот рассказ был напечатан и Шмелёв понял, что стал другим. Он стал писателем, человеком, который делится с другими людьми своими знаниями и чувствами.
Важнейшим выводом, вытекающим из этого преображения, стала мысль об ответственности, о том, что надо больше работать, читать, узнавать новое. Ведь чтобы что-то сказать другим, надо самому это узнать.
Это занимательный и поучительный рассказ иногда вызывает улыбку, но чаще заставляет задуматься о том, как формируется личность человека. Что оказывает на нас самое сильное влияние, что больше всего запоминается и что будит нашу фантазию.
Фонохрестоматия
1. Что в рассказе Шмелёва вас особенно удивило, поразило?
Меня удивило то, как автор описывал вдохновение, как он «задохнулся и написал», как само «очертилось в воздухе» заглавие. Это так волнительно и необычно!
2. Как способствовало этому чтение актёра? Какие интонации преобладали в его чтении (грустные, радостные, игровые, юмористические)?
В интонации актёра преобладали юмористические, игровые интонации. Он прекрасно передал лёгкую иронию автора над собственным волнением и наивностью.
3. Шмелёв рассказывал о рыбалке и неожиданно пришёл ему на ум сюжет «Мельницы». Почему?
Рыбалка наполнила Шмелёва новыми впечатлениями, поразила воображение, что привело к желанию писать.
4. Как он решил послать рассказ в журнал? Что он при этом думал? Как, с какими чувствами и интонациями об этом читает Алексей Колган?
Шмелёв долго колебался, волновался, потом всё-таки решился и отнёс рассказ в редакцию. Герой думал, что люди могут решить, что он занимается пустяками. Актёр читает об этом с иронией, но ласково, очень взволнованным голосом.
5. Почему актёр особо торжественно произносит слова редактора?
Эти слова словно напутствие начинающему писателю, призыв к дальнейшему творчеству и совершенствованию. Поэтому актёр добавляет в голос патетики.
6. Как Шмелёв решил готовить себя к писательскому труду (читать, писать, слушать…)?
Шмелёв решил больше читать, думать, вглядываться, чтобы много узнать и много сделать.
Название произведения: Как я стал писателем
Автор: Иван Шмелёв
Год написания: 1895
Жанр произведения: рассказ
Главные герои:
- рассказчик (в тексте – я)
Краткое содержание рассказа Ивана Шмелёва «Как я стал писателем» для читательского дневника – это описание детско-юношеского периода становления писательского таланта.
Сюжет
Первую оценку нарождающемуся литературному дару дала нянька, обозвав дитятю балаболкой. Но как было тому смолчать, коль он слышал сказку даже там, где ей и не пахнет – сказки сказывали метла, топор, позднее – речка, лес, поле? В гимназии Ваня получил по-настоящему чувствительный удар по самолюбию от инспектора-учителя словесности – тот поставил ученику «кол» за вольное трактование заданной темы. Но зато первое же сравнительно крупное сочинение, отданное в редакцию литературного альманаха, принесло юноше и долгожданное удовлетворение, и первый заработок. Обласканный редактором молодой талант получил мощный стимул для творчества – и никакие авторитеты теперь не могли уже высмеять или заставить замолчать рвущийся наружу дар слова!
Вывод (моё мнение)
Путь творческого человека тернист, но и тёрн когда-то обязательно зацветает!
На чтение 7 мин Просмотров 9.7к. Опубликовано 12.08.2021
⭐⭐⭐⭐⭐ «Как я стал писателем» за 2 минуты и подробно за 4 минуты.
Сюжет рассказа «Как я стал писателем» Ивана Сергеевича Шмелева показывает хрупкость и нежность творческой искры, способной навсегда затухнуть от грубого слова.
Рассказчику повезло, так как на своем пути он встречал хороших и восприимчивых слушателей, помогающих ему раскрыть свой литературный талант творца.
Очень краткий пересказ рассказа «Как я стал писателем»
Со слов рассказчика, писателем он стал «непредумышленно». В детстве за длинный язык няня называла его «балаболкой». С малых лет ему запомнился ее молитвенный лепет, старые песни, игрушки и ветка живой березы в кроватке у образка.
Вся домашняя утварь казалась мальчику живой. В своих фантазиях он играл с предметами, придумывая невероятные истории и приключения.
В «дописьменный век своего писательства» автор включает гимнастические годы. Первый класс запомнился прозвищем «римский оратор», полученным возможно за болтовню на уроках.
В третьем классе воображение рассказчика всецело поглощено влиянием Жуль Верна, в приключенческих очарованиях которого рождается первое авторское произведение о путешествии учителей на луну. Учащимся рассказ понравился, а классному руководителю нет. Наставник увидел в строчках неуважение к обучающему персоналу, за что юный писатель был жестоко наказан плохой отметкой в результате оставлен на второй год.
Печальное событие оказалось удачным в литературной карьере юного дарования. Рассказчик попал в класс к добродушному учителю, всячески способствующему открытию и развитию его таланта. Наставник мотивировал полет писательской фантазии, за что ему рассказчик очень благодарен.
Третий этап начала писательства сам автор называет «собственным опытом». Перед выпуском из гимназии он проводит лето на рыбалке возле разваленной мельницы, где живет старый и глухой дед. Каникулы в деревне производят неизгладимое впечатление на рассказчика. Пытаясь открыть миру свои ощущения, во время экзаменов он пишет рассказ «У мельницы».
Дрожащей рукой он отдает первую свою рукопись в редакцию журнала «Русское обозрение». Солидный дядя с седеющими висками принимает тетрадь и просит зайти через два месяца. По истечении назначенного срока, автор опять получает обещание посмотреть в течение двух месяцев. Но период сдачи выпускных экзаменов захватывает внимание юноши, и он забывает о рукописи.
Неожиданно сочинитель получает от редактора «Русского обозрения» письмо, где ему сообщают, что «описание природы» было прекрасным и предлагают сотрудничество.
В июне рассказчик уже держит в руках экземпляр журнала с его рассказом и первый свой гонорар. С его слов, именно этот момент становится решающим, чтобы «приготовится стать писателем».
Главные герои и их характеристика:
- Рассказчик – в этой роли автор, Иван Сергеевич Шмелев, описывает самого себя, как мальчика, который чувствовал писательский дар с самого детства.
Второстепенные герои и их характеристика:
- Баталин Николай Иванович – представлен недалеким словесником с ограниченным мировоззрением и слишком надменным характером. Описывается нелюбящим детей педагогом и бездарным учителем.
- Цветаев Федор Владимирович – любимый преподаватель автора, который способствовал открытию его таланта. Чуткий и интересный педагог, отлично понимающий детские потребности, стимулирующий в учениках интерес к предметам.
- Александров Анатолий – редактор из журнала «Русское обозрение», поверивший в литературный дар юного студента.
Краткое содержание рассказа «Как я стал писателем» подробно
Рассказ А. С. Шмелева «Как я стал писателем» — это подлинные воспоминания автора о событиях, предшествующих началу его писательской карьеры.
Как говорит сам прозаик, «это началось непредумышленно». Ему показалось, что он не старался быть писателем, он им был, но «без писательской печати».
В раннем детстве из-за чрезмерной разговорчивости, няня назвала рассказчика «балаболкой». С раннего детства автор помнит образа с веткой березы, игрушки, непонятный лепет молитвы и старые песенки няни обрывками. Тогда ему, как ребенку, все вещи казались живыми. Мальчик подолгу разговаривал с различными предметами и игрушками. Играясь, он непроизвольно одушевлял и фантазировал сказки с участием неподвижных «друзей».
Поступив в гимназию, рассказчик получил второе прозвище от старших детей, заметивших его разговорчивую особенность – «римский оратор». Словоохотливого мальчишку часто наказывали за говорливость, поэтому ярлык «оратора» прикрепился к нему надолго.
С третьего класса гимназии мальчик увлекся творчеством Жуль Верна. Приключенческие романы француза буквально взорвали богатое фантазией воображение школьника, и на свет появился рассказ о лунном путешествии учителей. Неожиданно для самого автора, рукопись понравилась читателям гимназии. Лишь один человек был недоволен возникшим ажиотажем. Злой и черствый инспектор Баталин, классный руководитель рассказчика, наказал малолетнего автора «лунного» рассказа за неуважение к учителям.
Но литературный порыв трудно было удержать, и писательское эго рассказчика бурлило в школьных сочинениях. Работы юного автора с невероятно глубокими лирическими вступлениями жутко бесили привыкшего жить по правилам дотошного классного инспектора.
Однажды рассказчик предпринял попытку отстоять свое личное мнение перед ним, за что получил тройку с минусом. Затем кол и оскорбление. Оценки сыграли роковую роль – понизили средний балл, и мальчик стал второгодником.
Печальный эпизод оказался предвестником судьбоносной удачи. Маленький сочинитель попал в класс к Ф.В. Цветаеву – добродушному преподавателю, который дал юному дарованию полную свободу самовыражения. Наставник ловко подогревал литературный азарт мальчика классными сочинениями с лирическим уклоном.
Цветаев ставил рассказчику «жирные пятерки с тремя крестами», а даже сказал, что в нем есть как говориться «некая шишка», что нужно развивать талант. В памяти юного героя, Федор Владимирович остался тем первым человеком, который оказался восприимчивым слушателем и поклонником его раннего творчества.
С окончанием гимназии у рассказчика начинается «самостоятельное» время. Лето он проводит в деревне, где сутками напролет ловит рыбу недалеко от полуразрушенной мельницы. В затхлом строении живет глухой старик, рядом в речку спускаются «побитые ветрами и расщепленные грозою обрывы» да «бездонные омуты с сомом». Юноша описывает свои ощущения от этого места как «что-то проснулось, но ушло».
«Нечто» стремительно и властно завладевает разумом сочинителя при сдаче выпускных экзаменов. Швырнув в сторону учебники, он за вечер пишет рассказ о своей рыбалке «У мельницы».
Этот переломный момент произошел в марте 1894 года. Но рассказчик стесняется своего произведения – среди семьи писателя «мало интеллигентов», а посоветоваться, что дальше делать, не с кем.
Припоминая, что когда-то видел рекламу журнала «Русское обозрение» рассказчик идет в редакцию издания. Заметно робея, он заходит в кабинет и видит редактора Анатолия Александрова. Тот приветливо встречает юношу, берет у него рукопись и предлагает «зайти через месяца два».
Спустя отведенный срок, молодому автору опять вежливо советуют приходить «через два месяца». Как раз начинаются экзамены, и юный писатель забывает о рассказе.
Пришедшее вскоре письмо от Александрова с предложением «поговорить» было неожиданным сюрпризом. Явившись в редакцию, юноша узнает, что редактору понравилось «его описание природы» в рассказе. Александров предлагает студенту сотрудничество.
В июне рассказчик получает свежий экземпляр «Русского обозрения», где напечатан его рассказ. Александров выдает писателю «восемьдесят рублей» – первый гонорар, и называет искусство «благоговением и религиозной молитвенной песней».
Молодой юноша выходит из кабинета редактора в чувственном смятении и понимает, что он теперь другой человек.
Кратко об истории создания произведения
Рассказ «Как я стал писателем» — это автобиографический очерк И. С. Шмелева, написанный в 1895 году. В произведении автор делится с читателем подлинной историей становления и развития своего литературного талант до дебютной публикации.