Напишите как называется внутренняя модель образа человека строящаяся на основе данных проприоцеторов

Морфемный разбор слова:

Однокоренные слова к слову:

Проприоцепция

Качества проприоцепции. Втемноте или при закрытых глазах мы представляем положение наших конечностей и ориентацию их частей относительно друг друга. Это качество проприоцепции называется ощу­щением положения. Строго говоря, это чувство информирует нас об углах в каждом суставе и тем самым-об относительном положении ко­нечностей. Если мы не двигали конечностями долгое время или только что проснулись после долгого сна, наше ощущение положения конечно­стей обычно оказывается хорошо сохранившимся. Так что, по всей ви­димости, ощущение положения подвержено адаптации в слабой степени или совсем не подвержено.

Степень сгибания в суставе невозможно сколько-нибудь точно опи­сать ни в градусах, ни в любой другой словесной форме без специаль­ной тренировки. Однако с помощью следующих двух экспериментов мы можем легко продемонстрировать высокую точность, с которой мы воспринимаем относительное положение различных частей наших ко­нечностей. Во-первых, любое положение одной конечности, в которое она была приведена экспериментатором или же произвольно самим ис­пытуемым, последний может воспроизвести без зрительного контроля с помощью симметричной конечности. Во-вторых, мы можем, опять же без зрительного контроля, очень точно указать любую точку одной из конечностей (по собственному выбору или по желанию экспериментато­ра) при помощи пальцев кисти другой стороны.

Когда мы без зрительного контроля меняем суставной угол, напри­мер сгибаем или разгибаем руку в локте, мы воспринимаем и направле-

ние, и скорость движения. Это качество проприоцепции называется ощу­щением движения. Здесь порог восприятия зависит от величины и скорости изменения угла. Для проксимальных суставов (например, плечевых) этот порог заметно ниже, чем для дистальных (например, межфаланговых суставов пальцев).

Наша способность оценивать величину мышечного усилия, требую­щегося, чтобы совершить определенное движение или сохранить опре­деленное положение сустава при действии какого-то сопротивления, также является одним из качеств проприоцепции. Мы называем его ощущением усилия. Поскольку сила, которую должна развивать мышца, зависит от препятствующего движению сопротивления, мы могли бы использовать в качестве синонима выражение «ощущение сопротивле­ния», но этот термин не получил широкого распространения.

При экспериментальной оценке нашей способности определять уси­лие мы неизбежно наталкиваемся на трудности, связанные с исключе­нием или учетом вклада кожных механорецепторов. Однако легко пока­зать, что в случае ощущения усилия различительная способность явно лучше, чем в случае кожного ощущения давления. Вес какого-нибудь предмета намного легче оценить, если его приподнять, а не просто по­ложить на кожу,-это факт, который знаком каждому из повседневной жизни.

Проприоцепторы.Как отмечалось в начале этого раздела, первыми кандидатами на роль датчиков, обслуживающих данную модальность, являются рецепторы подкожных структур, называемые проприоцептора-ми. Главные из этих подкожных структур-мышцы, сухожилия и су­ставные сумки; все они содержат много механочувствительных элемен­тов. В мышцах это в первую очередь мышечные веретена, а в сухожилиях -сухожильные органы Голъджи. Строение и реакции ре­цепторов этих двух типов подробно рассматривались в руководствах по нейрофизиологии; здесь они обсуждаться не будут. Однако в суставных сумках имеются многочисленные суставные рецепторы, которые мы сейчас опишем.

Поскольку при изменении положения сустава суставная сумка сжи­мается или растягивается, механорецепторы с подходящими свойствами могут сигнализировать как о положении сустава, так и о направлении и скорости движения, т.е. они могут определять ощущения положения и движения, но не усилия. Например, рецептор, схематически изобра­женный на рис. 3-9, А, расположен внутри суставной сумки таким обра­зом, что сгибание растягивает его, а разгибание-сжимает. Графики ре­акций этого рецептора на сгибание сустава от 180 до 112,5° при трех различных угловых скоростях приведены на рис. 3-9, Б. Во всех трех случаях начальная фаза реакции рецептора состоит из серии учащаю­щихся импульсов, причем частота их тем выше, чем больше скорость движения (сравните на 3-9, Б красные кривые для частоты разряда с черными, представляющими движение). После того как движение за­вершилось, рецептор начинает разряжаться с постоянной частотой, не

Рис. 3-9. Примеры реакций суставных рецепторов (упрощенные графики, осно­ванные на данных Boyd, Roberts). А-Г. Объяснения в тексте.

зависящей от скорости предшествующего движения. Однако если данный сустав перевести с одной и той же скоростью в три различные конечные позиции, как это показано на рис. 3-9, В, то во всех трех слу­чаях во время начальной фазы реакции частота разряда будет нарастать с одинаковой быстротой, а конечные частоты будут различными. Ины­ми словами, частота разряда отражает как положение сустава по окон­чании движения, так и скорость движения (т. е. первую производную от координаты по времени). Другой примечательной особенностью, яв­ствующей из рис. 3-9, Б, В, является то, что при определенном положе­нии сустава разряд рецептора устанавливается на определенной частоте. Это означает, что после фиксации сустава в некотором положении ре­цептор еще долго посылает правильные сведения о том, какой угол образует сустав.

Фазно-тонические свойства суставных рецепторовпроявляются не только тогда, когда сустав движется так, что вызывает возрастание ак­тивности рецептора (как на рис. 3-9, Б, В), но и тогда, когда движение производится в обратном направлении. Это иллюстрирует рис. 3-9, Г на примере другого такого же рецептора. В исходном положении этот ре­цептор разряжался с частотой около 20 имп./с, что показано в левой ча­сти графика. Сгибание в суставе вызвало фазно-тоническую реакцию, подобную только что’ описанной. Обратное движение-разгибание за пределы исходного положения (средняя часть графика)-вызвало отри­цательную реакцию со столь сильным опусканием ниже начального уровня, что рецептор на время «замолчал». Возвращение к исходному углу (правая часть графика), сопровождавшееся второй положительной реакцией с «перехлестом» за начальный уровень, восстановило исход­ную частоту разряда.

Рецепторы, представленные на рис. 3-9, реагируют на сгибание уве­личением частоты разряда, а на разгибание-уменьшением. Однако можно найти много других рецепторов, поведение которых будет зер­кальным отражением этого. Сверх того, в очень подвижных суставах-таких, которые имеют много степеней свободы-можно также обнару­жить рецепторы, избирательно чувствительные к вращению, отведению, приведению и т.д. Наконец, следует упомянуть, что в суставных сумках наряду с фазно-тоническими рецепторами имеются и фазные (быстро адаптирующиеся); последние разряжаются только во время движения.

У отдельных суставных рецепторов рабочий диапазон углов обычно меньше, чем это показано на рис. 3-9. Как правило, для перехода от ну­левой активности к максимальной достаточно всего нескольких граду­сов, Достоинством такой особенности является то, что у отдельного ре­цептора на малые изменения угла приходится большая часть рабочей характеристики; это означает, что в пределах своего характеристическо­го диапазона каждый отдельный рецептор будет регистрировать поло­жение сустава с большой точностью. Такое подразделение всего диапа­зона движения сустава на перекрывающиеся зоны активности от­дельных нейронов из некоторой популяции (называемое «дробление

диапазона») дает гарантию того, что в ЦНС будет поступать точная ин­формация о каждом положении сустава. Информация, посылаемая в мозг от многих рецепторов различных суставов, затем интегрируется, чтобы составилось общее представление об относительном положении суставов. Этот процесс интеграции, как и в случае других сенсорных сиг­налов, начинается в подкорковых сенсорных ядрах. Например, в таламу-се обнаружены нейроны, активность которых точно отражает положе­ние сустава в диапазоне углов, превышающем 90°. Для этого там должна иметь место весьма точная и сложная конвергенция на такие нейроны волокон многих рецепторов из одного сустава, каждый из ко­торых обслуживает малую часть общего диапазона движения.

Гистологическая структура суставных рецепторов не вполне ясна. В суставной сумке имеются рецепторы типа окончаний Руффини (см. учебник гистологии), которые являются главными кандидатами на эту роль. Кроме того, там имеются рецепторы типа сухожильных органов Гольджи со сходным расположением внутри связок, и наконец, в мень­шем числе там встречаются рецепторы типа телец Пачини. Несколько настоящих телец Пачини, как правило, обнаруживается в соединитель­ной ткани, плотно облегающей сустав, но не в самой сумке. Все эти ре­цепторы обслуживаются миелинизированными афферентными нервны­ми волокнами из групп II и III. Кроме того, там имеются свободные нервные окончания с немиелинизированными афферентами (волокна группы IV, или С), функция которых неизвестна. Похоже, что они при­нимают участие в передаче сигналов о болях в суставах.

Ощущения положения и движения могут также обеспечиваться кожными рецепторами в области суставов, так как при движениях су­ставов кожа сжимается или растягивается. Однако в опытах с примене­нием местной анестезии таких участков кожи было показано, что кожные рецепторы играют в проприоцепции лишь второстепенную роль.

Центральная интеграция.По совокупности свойств суставных рецеп­торов можно сделать вывод о большой вероятности того, что в первую очередь именно они ответственны за ощущение положения и движения. Об этом свидетельствуют также и другие данные. Если вследствие па­тологии или местной анестезии передача по нервам суставной сумки прерывается, ощущения положения и движения сильно нарушаются.

Однако в восприятии положения и движения участвуют также и мы­шечные веретена; если у человека избирательно стимулировать эти ре­цепторы, воздействуя на сухожилия низкоамплитудной вибрацией (на­пример, частотой 100 Гц и амплитудой в несколько микрометров), суждение испытуемого об истинном положении сустава искажается уди­вительным образом. Возникающие при этом ложные представления о положении можно выявить, если предложить испытуемому без зри­тельного контроля придать соответствующему суставу другой поло­вины тела такое же положение, которое установил экспериментатор.

Наиболее вероятными датчиками для ощущения усилия являются рецепторы растяжения мышц-мышечные веретена и сухожильные op-

Vac. 3-10. Схема возникновения проприоцептивных ощущений. Чтобы обеспе­чить восприятие положения, движения и усилия, при обработке сигналов про-приоцепторов в нервной системе учитываются моторн»? 1фф р р’* цт чы(* у О»»» В восприятие положения тела в пространстве наряду с проприоцептивной ин­формацией вносит свой вклад информация, поступающая от рецепторов вести­булярного органа.

ганы. Следует, однако, помнить, что частота разряда афферентов мы­шечных веретен зависит не только от мгновенного значения длины мышцы, но также и от активности (а значит, и от напряжения) интрафу-зальных волокон, возбуждаемых моторными γаксонами. Было также показано, что у животных не удается вырабатывать условные рефлексы, используя избирательную стимуляцию волокон группы I. Исходя из этого следует предположить, что ощущение усилия определяется также и другими рецепторами, кроме уже упомянутых.

Таким образом, ни одна из рассмотренных рецепторных систем не способна независимо от других обеспечить информацию, необходимую для того или иного качества проприоцепции. Следовательно, в случае этой модальности восприятие требует одновременной активации раз­личных рецепторных систем в специфических комбинациях и централь­ной интеграции таких афферентных сигналов (рис. 3-10).

Центральная интеграция включает также и использование сигналов несенсорного происхождения. Один из источников таких сигналов, со­ставляющих важный, но еще мало изученный аспект переработки ин­формации в ЦНС,-центральные отделы моторной системы. Оказывает­ся, что они посылают копии своих «приказов мышцам» (эфферентные копии) в ЦНС для взаимодействия с сенсорными сигналами от проприо-цепторов. Эти эфферентные копии поставляют информацию о плани­руемой активности мышцы и о том движении, которое последует. Зна­чит, их можно использовать для сортировки афферентной информации о движении в смысле выделения той ее части, которая связана с запро­граммированной активностью, и той, которая определяется внешними силами и ограничениями.

Перцептивная схема тела и представление о положениитела. Таким образом, сигналы от периферических проприоцепторов и центральные эфферентные копии являются главными переменными, на основании ко­торых строится внутренняя картина, или схема тела в данный момент с учетом движений головы, туловища и конечностей. Проприоцеп-тивные сигналы и параллельно поступающие сигналы от органа равно­весия (от рецепторов лабиринта; см. разд. 6.1), которые извещают нас о положении головы в поле земного тяготения, в конечном итоге со­вместно обрабатываются таким образом, что позволяют нам судить о положении тела в пространстве (рис. 3-10, слева).

на предмет и будем держать ее в одном положении) эти свойства плохо распознаются, если вообще распознаются. Однако, когда мы двигаем рукой, мы не испытываем затруднения в определении структуры и формы. Превосходство «ощупывающей» руки над неподвижной ча­стично определяется активацией при движении значительно большего числа кожных рецепторов: адаптироваться рецепторы не успевают, и в ЦНС направляется более детальная информация о раздражителях ко­жи. Кроме того, при движениях руки в распознавание формы и упругих свойств ощупываемых предметов вносит свою долю проприоцепция.

В 3.7. Назовите три качества проприоцепции, о которых вы узнали в этом разделе.

В 3.8. Какой (ие) из следующих типов рецепторов в первую очередь от­ветствен (ны) за ощущение движения?

а) Рецепторы волосяных фолликулов.

в) Суставные рецепторы (типа рецепторов Руффини).

г) Рецепторы мышечных веретен.

д) Сухожильные органы Гольджи.

е) а, г и д совместно.

ж) в, г и д совместно.

В 3.9. Какие из следующих свойств тела легче определяются на ощупь, а не с помощью зрения?

а) Угловатый. г) Темный. ж) Жидкий.

б) Липкий. д) Мягкий. з) Яркий.

в) Круглый. е) Рифленый. и) Гибкий.

В 3.10. Какие из следующих типов рецепторов принимают участие в формировании представления о силе сопротивления? (Выберите три типа, которые вы считаете самыми важными.)

Источник

1. Как называется упрощенное представление реального объекта?
а) оригинал; б) прототип; в) модель; г) система.

2. Процесс построения моделей называется:
а) моделирование; б) конструирование; в) экспериментирование;
г) проектирование

3. Информационная модель, состоящая из строк и столбцов, называется:
а) таблица; б) график; в) схема; г) чертеж.

4. Каково общее название моделей, которые представляют собой совокупность полезной и нужной информации об объекте?
а) материальные; б) информационные; в) предметные; г) словесные.

5. Схема электрической цепи является:
а) табличной информационной моделью;
б) иерархической информационной моделью;
в) графической информационной моделью;
г) словесной информационной моделью

6. Знаковой моделью является:
а) карта; б) детские игрушки; в) глобус; г) макет здания.

7. Укажите в моделировании процесса исследования температурного режима комнаты цель моделирования:
а) конвекция воздуха в комнате;
б) исследование температурного режима комнаты;
в) комната; г) температура.

8. Инструментом для компьютерного моделирования является:
а) сканер; б) компьютер; в) принтер; г) монитор.

9. Как называются модели, в которых на основе анализа различных условий принимается решение?
а) словесные; б) графические; в) табличные; г) логические.

10. Решение задачи автоматизации продажи билетов требует использования:
а) графического редактора; б) текстового редактора;
в) операционной системы; г) языка программирования

Источник

Тест по информатике на тему: «Моделирование как метод познания»

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Тест на тему: «Моделирование как метод познания»

Что является одним из методов познания объектов окружающего мира?

E) нет верного ответа

Как принято называть объект-заменитель?

E) нет верного ответа

Как называют исходный объект?

(можно выбрать один или несколько вариантов ответа)

E) нет верного ответа

В каких случаях прибегают к созданию моделей?

(отметте один или несколько вриантов ответа)

A) исследуемый объект слишком велик

B) исследуемый объект слишком мал

C) исследуемый объект слишком стар

D) процесс протекает очень быстро

E) процесс протекает очень медленно

G) исследование объекта опасно для окружающих

H) исследование объекта опасно для самого объекта

I) создание реального объекта очень дешево

J) создание реального объекта очень дорого

Что является новым объектом, который отражает существенные с точки зрения цели моделирования признаки изучаемого предмета, процесса или явления.

E) нет верного ответа

Метод познания, заключающийся в создании и исследовании моделей называется.

E) нет верного ответа

Как называют модель, когда признаки мжно скопировать, воспоизвести?

E) нет верного ответа

Описание объекта-оригинала на одном из языков представления информации, называется.

E) нет верного ответа

Что является заменой реального объекта его формальным описанием, т. е. его информационной моделью

E) нет верного ответа

Что относится к этапам созданя информационной модели?

(выберети один или несколько вариантов ответа)

D) классификация объекта

E) существенные признаки объекта

G) мобильность объекта

H) информационная модель

Какие модели можно выделить, если взять за основу классификации предметную область?

(отметте один или несколько вриантов ответа)

Какие модели можно выделить, в зависимости от учета фактора времени?

(отметте один или несколько вриантов ответа)

Какие модели можно выделить, в зависимости от формы представления информации об объекте моделирования?

(отметте один или несколько вриантов ответа)

Правильные ответы, решения к тесту:

Правильный ответ — B

Правильный ответ — C

Правильный ответ — C, D

Правильный ответ — A, B, D, E, G, H, J

Правильный ответ — A

Правильный ответ — D

Правильный ответ — C

Правильный ответ — B

Правильный ответ — C

Правильный ответ — A, C, E, F, H

Правильный ответ — A, B, C, D

Правильный ответ — D, E

Правильный ответ — E, G, H

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

Курс повышения квалификации

Авторская разработка онлайн-курса

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Номер материала: ДБ-334091

Не нашли то, что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения создает цифровую психологическую службу для школьников

Время чтения: 1 минута

ОНФ планирует решить проблему с низкими зарплатами водителей школьных автобусов в России

Время чтения: 1 минута

В Госдуме предложили продлить каникулы для школьников до 16 января

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 1 минута

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Тест. 11 класс ЕМН.

Список вопросов теста

Вопрос 1

Технология, которая построена на обратной связи между человеком и миром, синтезированным компьютером, а также способ, с помощью которого человек визуализирует цифровой мир, манипулирует им, взаимодействуете с ним.

Варианты ответов
Вопрос 2

Сочетание ощущений человека и воздействие на него называется.

Вопрос 3

Выберите область использования виртуальной реальности из списка.

Варианты ответов

Образование

Наука

Музей

Медицина

Архитектура и дизайн

Развлечения

Вопрос 4

Уникальный способ демонстрации объекта, который создает у зрителя полное ощущение физического присутствия.

Варианты ответов
Вопрос 5

В каких сферах применяются 3D панорамы?

Варианты ответов
Вопрос 6

Найдите соответствие.

Варианты ответов

Веб-сайт, который склеивает фотографии нажатием на кнопку.

Автоматически склеивает загруженные фотографии, чтобы создать панораму.

Программа для организации фотографий с функцией добавления тегов и базовыми возможностями по редактированию.

Может создавать панорамы как с фотографии, так и с видео.

Вопрос 7

Укажите последовательность этапов создания виртуального тура.

Варианты ответов

Разработка плана того, что и как показывать.

Сьемка и редактирование фотографий.

Создание трехмерных объектов из фотографий.

Собрать все детали, чтобы получить полный виртуальный тур.

Вопрос 8

Картинки, соответствующие виртуальной реальности:

Варианты ответов

Вопрос 9

Заполните пробелы:

создает новый искусственный мир, а вводит собственные искусственные элементы в реальную картину.

Вопрос 10

Виды гаджетов для погружения в виртуальную реальность.

Варианты ответов

Очки, шлем, контроллер.

Солнечные очки, одежда, монитор.

Шлем, очки, перчатки.

Очки, модем, контроллер.

Вопрос 11

Возрастные ограничения для детей на применение шлемов виртуальной реальности.

Источник

Теперь вы знаете какие однокоренные слова подходят к слову Напишите как называется внутренняя модель образа человека строящаяся на основе данных проприоцеторов, а так же какой у него корень, приставка, суффикс и окончание. Вы можете дополнить список однокоренных слов к слову «Напишите как называется внутренняя модель образа человека строящаяся на основе данных проприоцеторов», предложив свой вариант в комментариях ниже, а также выразить свое несогласие проведенным с морфемным разбором.

Консультации по учебе, на самой крупной бирже
студенческих работ !

Ответы на тесты по теме Естевствознание

Для более эффективного поиска следует вводить 2-3 ключевых слова из вопроса !!!

Поиск:

Ни чего не найдено !



Страница 1 из 1.

Ответы на тесты по предмету «Психология»

Правильные ответы отмечены зеленым цветом

  • рассеянность
  • переключаемость
  • концентрация
  • распределение
  • объем
  • устойчивость

#245

  • чувствами
  • волей
  • эмоциями
  • настроением

#241

  • направленность
  • ощущения
  • темперамент
  • восприятие

#206

  • образное представление действительности, регулирование эмоциональных состояний, произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека и формирование внутреннего плана действий
  • образное представление действительности
  • регулирование эмоциональных состояний
  • формирование внутреннего плана действий
  • произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека

#207

  • 10–15 человек
  • 50–60 человек
  • 25–40 человек
  • 7 +/-2 человека

#208

  • анализ
  • синтез
  • обобщение
  • сравнение

#211

  • отвлечением
  • распределением
  • рассеянностью
  • переключаемостью
  • объемом
  • устойчивостью

#232

  • холерик
  • сангвиник
  • флегматик
  • меланхолик

#256

  • игровым
  • императивным
  • манипулятивным
  • деловым

#257

  • мышления
  • внимания
  • воображения
  • памяти

#199

  • мечты
  • грезы
  • сны
  • фантазия

#204

  • сравнение
  • синтез
  • обобщение
  • анализ

#212

  • экстраверсия
  • художественный образ
  • оптимизм
  • интроверсия

#223

  • анкетирование
  • интервьюирование
  • тестирование
  • контент-анализ

#229

  • переключаемостью
  • устойчивостью
  • отвлечением
  • распределением
  • объемом
  • рассеянностью

#233

  • переключаемость
  • предметность
  • распределение
  • целостность

#234

  • коммуникативной
  • перцептивной
  • интерактивной

#249

  • психическими процессами
  • волевыми процессами
  • психическими свойствами личности
  • психическими состояниями личности

#252

  • меланхолик
  • холерик
  • сангвиник
  • флегматик

#255

  • личностью
  • индивидом
  • субъектом деятельности
  • индивидуальностью

#259

  • субъективное отражение реальности в виде отдельных свойств предметов и явлений
  • объективное отражение реальности в виде отдельных свойств предметов и явлений
  • субъективное отражение реальности в виде целостных образов
  • объективное отражение реальности в виде целостных образов

#202

  • стресс
  • фрустрация
  • аффект
  • чувства

#214

  • Темперамент
  • Мышление
  • Воля
  • Направленность
  • Характер

#218

  • познавательные процессы
  • психические свойства личности
  • волевые процессы
  • эмоциональные процессы

#225

  • чувства
  • воля
  • эмоции
  • аффект

#226

  • осмысленность
  • константность
  • предметность
  • целостность

#237

  • чувствами
  • волей
  • эмоциями
  • направленностью

#258

  • индивидом
  • личностью
  • индивидуальностью
  • субъектом деятельности

#260

  • иконическая
  • оперативная
  • кратковременная
  • долговременная

#200

  • корпорацией
  • ассоциацией
  • командой
  • диффузной

#203

  • анализ продуктов деятельности
  • включенное наблюдение
  • контент-анализ
  • тестирование

#210

  • припоминание
  • узнавание
  • представление
  • реминисценция

#213

  • представление
  • ощущения
  • внимание
  • воображение

#216

  • мировоззрение
  • убеждение
  • интерес
  • установка

#217

  • психическими состояниями
  • психическими свойствами личности
  • психическими процессами
  • неосознаваемыми психическими процессами

#228

  • аффект
  • чувства
  • эмоции
  • воля

#238

  • навык
  • умение
  • операция
  • инстинкт

#243

  • анкетирование
  • контент-анализ
  • интервьюирование
  • тестирование

#247

  • стресс
  • фрустрация
  • аффект
  • чувства

#250

  • практическими
  • эстетическими
  • интеллектуальными
  • моральными

#261

  • мечты
  • грезы
  • сны
  • непреднамеренное воображение

#198

  • характером
  • направленностью
  • темпераментом
  • способностями

#205

  • анкетирование
  • интервьюирование
  • контент-анализ
  • тестирование

#209

  • в конце
  • вначале
  • рядом с иллюстрацией
  • в середине

#215

  • объективной реальности в виде отдельных свойств предметов и явлений
  • объективной реальности в виде целостных образов
  • субъективной реальности в виде отдельных свойств предметов и явлений
  • объективной реальности в виде целостных образов

#219

  • в возрасте от 2 до 5 лет
  • в среднем и старшем школьном возрасте
  • в возрасте от 7 до 18 лет
  • в возрасте от рождения до 7 лет

#220

  • от 7 до 15 лет
  • от 7 до 18 лет
  • от 18 до 50 лет
  • от 12 до 18 лет, но может продолжаться в течение жизни

#221

  • социализацией
  • адаптацией
  • интериоризацией
  • самоактуализацией

#224

  • психические процессы
  • психические состояния
  • волевые процессы
  • психические свойства личности

#227

  • целостностью
  • константностью
  • осмысленностью
  • категориальностью

#236

  • индивид
  • субъект деятельности
  • личность
  • индивидуальность

#239

  • притязание
  • влечение
  • потребность
  • направленность

#240

  • во всех отношениях положительное явление
  • неоднозначное явление, т.к. она положительно влияет на психологический климат и мотивацию членов группы, но нередко препятствует самовыражению неординарных личностей
  • отрицательное явление, т.к. всегда препятствует самовыражению личности
  • нейтральное явление, само по себе не влияющее на продуктивность группы.

#242

  • характер
  • темперамент
  • направленность
  • способности

#246

  • перцептивной
  • интерактивной
  • коммуникативной

#248

  • репродуктивного
  • продуктивного
  • аналитического
  • пространственного

#251

  • психическим свойством личности
  • психическим состоянием
  • неосознаваемым процессом
  • психическим процессом

#201

  • наглядно-действенное
  • пространственное
  • наглядно-образное
  • словесно-логическое

#230

  • независимо от мышления
  • вместе с мышлением, стимулируя его развитие
  • вслед за развитием мышления

#231

  • адаптация
  • тренируемость
  • инерция
  • синестезия

#244

  • холерик
  • сангвиник
  • меланхолик
  • флегматик

#253

  • сангвиник
  • меланхолик
  • холерик
  • флегматик

#254

  1. Помощь студентам

  2. Онлайн тесты

  3. Педагогика


  4. Тест с ответами по предмету педагогика и психология

Тест по теме «Тест с ответами по предмету педагогика и психология»

  • Обновление

    Обновлено: 15.02.2021

  • Просмотры

    1 076 283

238 вопросов

Выполним любые типы работ

  • Дипломные работы
  • Курсовые работы
  • Рефераты
  • Контрольные работы
  • Отчет по практике
  • Эссе
Узнай бесплатно стоимость работы

Популярные тесты по педагогике

icon

Педагогика

Тест с ответами по предмету педагогика и психология

Календарь

15.02.2021

Просмотры

1 076 284

Количество

238

icon

Педагогика

Тест с ответами по предмету теория обучения

Календарь

17.04.2021

Просмотры

497 819

Количество

63

icon

Педагогика

Тесты с ответами по предмету теория и методика воспитания

Календарь

27.02.2021

Просмотры

359 081

Количество

57

icon

Педагогика

Тест с ответами по теме общая педагогика

Календарь

09.02.2021

Просмотры

189 498

Количество

42

icon

Педагогика

Тест с ответами по теме введение в педагогическую деятельность

Календарь

01.04.2021

Просмотры

152 011

Количество

23

icon

Педагогика

Тест с ответами по предмету педагогическая деятельность

Календарь

27.03.2021

Просмотры

106 693

Количество

20

icon

Педагогика

Тест ответами к психолого-педагогическому практикуму

Календарь

17.04.2021

Просмотры

64 763

Количество

27

icon

Педагогика

Тест с ответами по теме социальная педагогика

Календарь

01.02.2021

Просмотры

52 580

Количество

18

Мы поможем сдать на отлично и без пересдач

  • Контрольная работа

    от 1 дня
    /

    от 100 руб

  • Курсовая работа

    от 5 дней
    /

    от 1800 руб

  • Дипломная работа

    от 7 дней
    /

    от 7950 руб

  • Реферат

    от 1 дня
    /

    от 700 руб

  • Онлайн-помощь

    от 1 дня
    /

    от 300 руб

Нужна помощь с тестами?

Оставляй заявку — и мы пройдем все тесты за тебя!

В статье рассказывается:

  1. Что такое Дизайн Человека
  2. Базовые принципы Дизайна Человека
  3. Бодиграф – основа Дизайна Человека
  4. Генетические типы в Дизайне Человека
  5. Профили в Дизайне Человека

Дизайн Человека — это относительно новое учение, которое помогает определить личность и судьбу по дате рождения. С одной стороны, эта система напоминает астрологию, из-за чего ее часто называют новой астрологией, но вместе с тем она опирается на классическую науку и мировые эзотерические знания. Благодаря такому синтезу можно получить более точную информацию о человеке, а также практические рекомендации, как улучшить его судьбу.

Это учение говорит, что любой человек – уникальная энергетическая конструкция, которая особым образом взаимодействует как с другими такими же конструкциями, так и с миром. Расчет данных по Дизайну Человека определяет, каким энергетическим потенциалом мы обладаем и как им правильно распорядиться. Итак, в чем же особенности и преимущества этой системы, на каких принципах она базируется и как можно использовать полученные с ее помощью знания?

Что такое Дизайн Человека

Систематизированные знания об энергетическом устройстве человека сейчас носят название «Дизайн Человека». Эта система объясняет, как наше сознание связано с Солнечной системой по генетической структуре.

Что такое Дизайн Человека

Лучшее описание системы Дизайна Человека – это представление её как сочетания эзотерических практик давних времён и разных областей науки настоящего времени. Дизайн Человека основывается на базовых принципах классических наук. Биология, генетика, физика, химия, астрономия тесно связаны в нём с магическими и духовными практиками древности – системой чакр, астрологией, древнекитайской И-Цзин и другими.

Проанализировав различные факторы, можно составить индивидуальную карту человека – бодиграф (в переводе с английского ─ «график тела»).

Дизайн Человека – это современная наука, которая разительно отличается от любых других существующих систем самопознания. Фактически она является основой для понимания, каким законам подчиняется энергетическая механика человека.

Важно понимать, что Дизайн Человека – это не мистика и не религия. Это логичная система, которая выдерживает эмпирические проверки, и каждый может опытным путём убедиться в её эффективности. С помощью Дизайна Человека можно произвести расчёт индивидуальных генетических кодов, которые формируют характер, по которым строится наше поведение и наклонности.

Создай жизнь Мечты с проверенными практиками от Марии Самариной

Девушка

Мы подготовили для тебя документы, которые помогут преобразить все сферы жизни: отношения, финансы, карьеру, здоровье, предназначение.

Это наши проверенные методики, благодаря которым 98% наших учеников отмечают позитивные изменения.

Обычно эти документы доступны только нашим ученикам, мы какое-то время будем раздавать их бесплатно, но очень скоро уберем их из открытого
доступа.Скачивай и используй уже сегодня:

pdf иконка

Пошаговая инструкция “Как совершить финансовый прорыв”

5 шагов для привлечения денег в жизнь за 2 недели

pdf иконка

Руководство “Как построить здоровые отношения”

5 ошибок, которые убивают любовь

pdf иконка

Инструкция по поиску своего предназначения

16 вопросов, которые помогут найти свое дело

pdf иконка

Чек-лист “Как гарантированно исполнить желание за 30 дней”

7 уроков для достижения жизни Мечты

Считается, что автором системы является школьный учитель с острова Ибица Алан Роберт Краковер. В 1987 году он испытал некий мистический опыт, в ходе которого повстречался с высшим разумом. Именно он посвятил Алана в тайны мироустройства и раскрыл ему основы теории Дизайна Человека.

После этого вместо школьного учителя в мир пришёл персонаж по имени Ра Уру Ху, который разделил людей на четыре типа, основываясь на их способах взаимодействия с внешним миром.

Базовые принципы Дизайна Человека

Наше тело прекрасно организовано. Мы не можем понять его при помощи нашего сознательного мышления, но оно разумно. Оно знает, когда нужно поспать, когда поесть, что ему нужно делать, а что нет. Без нашего контроля происходит множество биологических процессов, необходимых для жизни. Тело родилось без участия нашего сознания. Оно живёт с нами, мы подвергаем его болезням, оно хочет есть, пить и ходить в туалет, и мы подчиняемся. Не спрашивая нас, оно состарится и умрёт, и поделать с этим ничего нельзя. Да и нужно ли? Можно понять свою форму, увидеть, как она красива и совершенна, прийти с ней к согласию и просто не мешать ей двигаться. Тело само знает, как идти по дороге к здоровью и успеху. Мы в нём – лишь пассажиры и должны ему довериться.

Базовые принципы Дизайна Человека

Мы все – часть целого единого холистического поля. Мы не находимся в изоляции, а взаимодействуем с окружающим миром, с другими людьми, и каждая крошечная песчинка или незначительная секунда влияет на этот мир. Мы связаны с миром «нейтрино» – мельчайшими частицами. С другими людьми мы связаны с помощью ауры – энергетического поля, которое окружает всех нас. Мы постоянно находимся под влиянием Луны, климата, состава воды и пищи, настроения других людей, движения планет, активности солнца. Всё вокруг формирует реальность, даже время суток, сезон и гравитация. И мы не просто находимся в этом удивительном мире, мы – неотъемлемая и важная его часть.

Бодиграф – основа Дизайна Человека

Чтобы начать понимать, что такое Дизайн Человека, необходимо рассчитать бодиграф. Бодиграф, или рейв-карта – это схематичный портрет человека, где отображаются его основные характеристики. Такой портрет рассчитывается индивидуально для каждого.

Дизайн Человека строится по дате рождения. Чтобы рассчитать карту согласно системе Дизайн Человека, необходимо знать ещё и точное время появления на свет. Рейв-карта, по сути, является изображением энергетических центров и других элементов личности. Эти данные позволяют экспертам Дизайна Человека произвести расчёт и полный анализ настоящей природы, выявить предназначение, оценить воздействие глобальных процессов.

Жизнь в Потоке. Как понять, что ты в Потоке, простой тест!

Бодиграф поможет вам взглянуть на структуру своего тела, определить ваш Тип и Профиль. Для начального представления о вашем Дизайне этой информации более чем достаточно. Вы получите базовое понимание своих личных особенностей и вектора движения по жизни.

Составленная с помощью системы Дизайна Человека карта даст вам шанс узнать о себе или близком человеке много нового, например:

  • особенности характера, данные при рождении;
  • способности, таланты, дар;
  • слабые и сильные стороны человека;
  • совместимость с другими;
  • предпосылки кармы;
  • истинное предназначение.

И это далеко не все знания, которые можно получить из вашей рейв-карты после расшифровки. Дизайн Человека очень информативен и затрагивает множество аспектов. Он вполне может ответить на все вопросы, которые касаются личности, характера и реализации в обществе, и это не преувеличение.

Бодиграф – основа Дизайна Человека

Дизайн Человека насчитывает 36 каналов. Увидев свой бодиграф, вы легко их заметите – это сеть, связывающая основные девять центров. На концах каналов находятся номера – это названия 64 Ворот, которые дублируют Гексаграммы И-Цзин. Такое сплетение ворот и каналов – ваша личность, индивидуальность. Они определяют поведение, жизненные приоритеты и риски, которые непременно вас ждут при отступлении от своей стратегии.

По сети каналов между центрами перемещается жизненная энергия. Можно увидеть, что некоторые каналы белые, а некоторые – цветные. Окрашенные каналы – активные, они формируют ваш характер и влияют на личность в конкретный момент. Белые каналы же непостоянные, их влияние на ваше поведение может изменяться, например, под воздействием человека с таким же окрашенным каналом. Именно так взаимодействуют Дизайны двоих людей при общении.

Подборка материалов,
которая поможет

сохранить и умножить
доход
в сложный
жизненный период

Подборка материалов,
которая поможет

сохранить и умножить
доход
в сложный
жизненный период

Самые действенные практики от Марии Самариной, благодаря которым более 100 000+ человек уже выросли в доходах и исполнили материальные желания

Результаты наших учеников можно посмотреть тут

Скачивайте инструкции и видео пока доступ к материалам открыт. Он может заблокироваться в любую минуту!

pdf иконка

7 причин почему не удается пробить финансовый потолок

Расскажем какие привычки уничтожают ваши ресурсы

pdf иконка

Видео-практика по привлечению денег в свою жизнь

Эффективная медитация по увеличению финансового дохода

pdf иконка

Тренажер по поиску истинного предназначения, дающего поток денег

Раскрытие максимального денежного потенциала

pdf иконка

Активирующая практика для расширения способностей

Которая поможет стремительно достигать поставленных целей

Скачать материалы бесплатно

Уже скачали 1 439

Ворота в Дизайне Человека – ваш потенциал, то, что вы можете раскрыть в себе, принимая решения на основе Ложного или Истинного Я. Однако при расшифровке бодиграфа нельзя уделять внимание только описанию каналов и ворот.

Генетические типы в Дизайне Человека

Несмотря на всё разнообразие, людей можно поделить всего на несколько генетических типов. Две основополагающие характеристики в Дизайне Человека – Тип и Профиль

Генетические типы в Дизайне Человека

  1. Генератор. Дизайн Человека определяет его как творческую часть общества, силу созидания. Такие люди рождены, чтобы творить, превращать свою энергию в действия, события и материальные вещи.
  2. Манифестор. Им мечтает быть каждый, ведь Манифестор – единственный тип в Дизайне Человека, который способен проявлять инициативу. Он не ждёт отклика и приглашения как Генераторы и Проекты и не зависит от фаз Луны как Рефлектор.
  3. Манифестирующий Генератор. Это интересный тип, сочетающий в себе два предыдущих. Они обладают огромной творческой энергией и отлично живут на высоких скоростях.
  4. Проектор. Таких людей немного, около 20 %. Они не имеют постоянного доступа к энергии. Если ваш Дизайн Человека – Проектор, вам отведена роль направлять Генераторов и Манифестирующих Генераторов.
  5. Рефлектор. Самый редкий тип. Какой-либо определенности в Дизайне у них нет. В отличие от всех остальных типов, Рефлекторы принадлежат к лунному типу, а не к солнечному, и сильно зависят от цикла Луны.

Профили в Дизайне Человека

Всего в системе Дизайн Человека есть 12 Профилей. Это 12 архетипичных ролей, которые накладываются на личность человека и задают направление движения в жизни.

Человек может играть эту роль, не задумываясь, даже не зная о её существовании. Однако при должном уровне осознанности можно полностью принять эту роль и получать от неё удовольствие. В таком случае роль, как хорошо сидящий костюм, только помогает человеку на жизненном пути. Чтобы это стало возможным, нужно понять свой Тип и следовать его Стратегии, принимать решения, прислушиваясь к Внутреннему Авторитету. Иначе роль будет сыграна плохо, а осуществить своё предназначение не удастся.

Профили в Дизайне Человека

1. Профиль 1/3

Исследователь – Мученик

Их жизнь состоит из открытий. Опыт они получают путём «набивания шишек». Основная тема их жизни – формирование устойчивого жизненного фундамента, как духовного, так и материального. Это глубоко интроспективные личности, их очень привлекает анализ и наблюдение за миром и собой.

2. Профиль 1/4

Исследователь – Оппортунист

Такие люди тянутся к новому, стремятся исследовать и изучать. Им крайне нужные верные и близкие друзья, которые разделят их увлечения, с которыми можно делиться результатами своих исследований и иногда чудаковатыми пристрастиями.

Всего за 1 час получи 1 000 000 кВт энергии на ближайшие 168 часов
для жизни в Потоке

    Если ты:

  • чувствуешь себя эмоционально истощённой к концу недели (или даже дня);
  • испытываешь постоянное чувство хронической неудовлетворенности, усталости и депрессии;
  • ничему не радуешься.
    Всего 1 час еженедельной перезагрузки позволит тебе:

  • стать эмоционально устойчивой,
  • получить заряд энергии
  • наладить энергообмен с миром.

Приглашение на Субботнюю Перезагрузку действует только до 11 марта 10:00

Введи e-mail, на который придет приглашение:

3. Профиль 2/4

Отшельник – Оппортунист

Они любят одиночество и оберегают свою частную жизнь. Всё, что они делают, предпочитают делать по-своему, порой находя самые неожиданные способы. При этом это Профиль миссионера, у них есть своё, порой тайное, предназначение. Такие люди могут удивлять окружающих снова и снова.

4. Профиль 2/5

Отшельник – Еретик

Этот Профиль обладает даром соблазнения других. Часто это происходит неосознанно, они даже не подозревают о своём влиянии. Такие люди практичны и очень беспокоятся о своей репутации, которую стремятся поддерживать всеми силами. Им крайне важно осознавать своё место в обществе.

Как прокачать женскую энергию

5. Профиль 3/5

Мученик – Еретик

Профиль экспериментаторов. Они получают исключительно практический опыт, методом проб и ошибок обнаруживая истину. Такие люди часто стремятся поделиться с миром своими накопленными знаниями. Они бунтари и очень часто чего-то избегают. Однако из людей данного профиля получаются прекрасные посредники в конфликтах.

6. Профиль 3/6

Мученик – Ролевая модель

Эти люди здесь для того, чтобы направлять других, делиться мудростью и уберегать от ошибок, которые они сами совершали. Им часто выпадают нелёгкие испытания и трудности, но у них есть запас оптимизма, и на вещи они смотрят легко.

Профили в Дизайне Человека

7. Профиль 4/1

Оппортунист – Исследователь

Превосходные наставники. В их природе не заложены перемены, и их взгляды никому не удастся пошатнуть. У них чёткая и неподвижная цель в жизни, и никто, даже они сами, не смогут изменить её. Также у таких людей никогда не получится изменить свой характер.

8. Профиль 4/6

Оппортунист – Ролевая модель

Свидетели и наблюдатели. Анализируя окружающий мир и других, они развивают свою коммуникабельность, а затем используют её, чтобы наставлять других и влиять на них.

9. Профиль 5/1

Еретик – Исследователь

У этих людей всегда есть практичное решение и своя точка зрения на любой вопрос. Другие люди часто ждут от них ответов, и от наличия этих ответов зависит репутация человека с таким Профилем. Они испытывают сильную потребность в личном пространстве.

Хобби для женщин: чем интересным заполнить свободное время

10. Профиль 5/2

Еретик – Отшельник

Этот Профиль – практики, они ищут нестандартные решения и выбирают непроторенные дорожки. При этом они обладают даром влияния и соблазнения. Часто от таких людей окружающие многого ждут, хотя сами они не понимают, почему кто-то вообще от них чего-то ожидает.

11. Профиль 6/2

Ролевая модель – Отшельник

Они часто становятся образцом для подражания в глазах окружающих. В первой части жизни их ждут сложные испытания и трудности. Во второй части они отдаляются, наблюдают, как другие справляются с этими вызовами. А в третьей они становятся настоящими, живыми примерами, как преодолевать трудности.

12. Профиль 6/3

Ролевая модель – Мученик

Вечные оптимисты, несмотря на все сложности, что им уготовила жизнь. Они хорошо понимают, что такое ошибки и неудачи. Им не помешало бы развить чувство юмора в отношении себя. Нередко представляют собой вместилище хаоса.

Профиль 6/3 закрывает все линии гексаграммы. Это последний из 12 Профилей, на нём начинается следующий цикл, который стартует с Профиля 1/3.

Профили в Дизайне Человека

Дизайн Человека может указать вам дорогу, но идти по ней или нет – решать только вам. Даже если вы поймёте своё предназначение, но ничего не будете делать для его осуществления, ваша жизнь не станет лучше. Поэтому важно не только понимать, кто вы и зачем в этом мире, но и работать в нужном направлении. Тогда ваша жизнь будет наполнена успехами и счастьем, а не горечью и страданием.

Глава 5 УПРАВЛЕНИЕ ДВИЖЕНИЯМИ


8. СХЕМА ТЕЛА И СИСТЕМА ВНУТРЕННЕГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

В настоящее время большинство специалистов согласно, что взаимодействие организма с внешней средой строится на основе модели внешнего мира и модели собственного тела, строящихся мозгом.

Необходимость внутренних моделей для управления движениями связана со спецификой сенсомоторной системы.

1. Большинство рецепторов расположено на подвижных звеньях тела — следовательно, они собирают информацию в собственных локальных системах координат. Для того чтобы воспользоваться этой информацией, её нужно преобразовать в единую систему координат или, как минимум, обеспечить возможность двухсторонних переходов.

2. Для управления движениями мозгу необходимы величины, которые не содержатся непосредственно в первичных сигналах рецепторов. К подобным величинам относятся такие, как длины кинематических звеньев, положения парциальных и общего центра масс. Кроме того, в первичных сенсорных сигналах не содержатся самые общие сведения о кинематической структуре тела: количестве и последовательности звеньев, числе степеней свободы и объёме движений в суставах.

3. Ход выполнения движения оценивается путём сравнения реальной афферентации с ожидаемой (эфферентная копия). Для многозвенных кинематических цепей, оснащённых рецепторами разных модальностей, эфферентная копия оказывается достаточно сложной, и для её построения также требуется внутренняя модель.

Вывод о наличии в ЦНС модели собственного тела был впервые сделан на основе клинических наблюдений фантома ампутированных, известного с глубокой древности. Человек, утративший конечность, в течение длительного времени субъективно продолжает ощущать её присутствие. Речь идёт не о редком феномене, проявляющимся в исключительных ситуациях: фантом после ампутации наблюдается более чем в 90% случаев. Описаны случаи фантома у детей и при врождённом отсутствии конечности. Это означает, что по меньшей мере некоторые элементы внутренней модели или, как её называют, «схемы тела», относятся к врождённым.

Характерные черты ампутационного фантома могут быть воспроизведены на здоровом человеке при выключенном зрении, в условиях блокады проведения импульсов, поступающих в мозг от кожных, суставных и мышечных рецепторов руки по чувствительным нервам. Блокировать чувствительность можно, вводя анестетик в плечевое сплетение или временно останавливая кровоток в руке (ишемическая деафферентация). Оказалось, что в этих условиях наблюдается своего рода «экспериментальный фантом», рассогласование реального и воспринимаемого положения конечности, достигающее порой значительных величин [Гурфинкель, Левик, 1991а]. Когда испытуемого просили совершить движение ишемизированной рукой, он планировал его, исходя из того, как в данный момент рука была представлена в системе внутреннего представления, а не из её реального положения.

В условиях ишемической деафферентации, несмотря на отсутствие проприоцептивного притока, не возникает ощущения «исчезновения» руки либо её дистальных звеньев. Это означает, что в ЦНС имеется своего рода список звеньев тела, составляющие которого обладают консерватизмом и устойчивостью к разного рода изменениям периферии. Сохранение кинестатических ощущений можно объяснить тем, что осознание положения кинематических звеньев происходит не на основе «сырой» афферентации, а на базе сложной информационной структуры — «схемы конечности», её внутренней модели. При изменении или резком снижении афферентации нарушается «привязка» этой модели к физическому пространству, может наблюдаться и дрейф отдельных её параметров, но сама модель сохраняется и служит базой для восприятия конечности и планирования её движений.

Другим источником представлений о схеме тела явились клинические наблюдения, показывающие, что некоторые формы церебральной патологии, особенно поражения правой теменной доли, приводят к возникновению стойких искажённых представлений о собственном теле и окружающем пространстве. Среди этих нарушений встречаются одностороннее игнорирование одной конечности или половины тела на поражённой стороне (контралатеральной по отношению к поражённому полушарию); аллостезия — восприятие стимулов, приложенных к больной стороне, как приложенных к здоровой стороне, отрицание дефекта, иллюзорные движения поражённых конечностей, отрицание принадлежности больному поражённых конечностей; ослабление осознания частей тела (асхематия и гемидеперсонализация); фантомные дополнительные конечности.

Разнообразие клинических проявлений, обусловленных нарушениями схемы тела, указывает на сложность выполняемых ею функций. Кроме того, видно, что всё многообразие нарушений распадается на три группы: а) нарушение представлений о принадлежности частей тела; б) нарушение правильных представлений о форме, размерах и положении частей тела и в) иллюзорные движения.

С точки зрения схемы тела представляют интерес и исследования так называемых «изменённых состояний сознания», возникающих у здоровых людей под действием галлюциногенов, гипноза, сенсорной депривации, во сне и т.д. Из всего многообразия феноменов изменённого состояния сознания выделяют группу этиологически независимых, т.е. не зависящих от природы агента, вызвавшего такое состояние. Треть из этих феноменов имеет непосредственное отношение к схеме тела и моторике. Люди, испытавшие изменённые состояния сознания, часто сообщают что-либо из далее перечисленного: граница между телом и окружением была размытой; опора представлялась качающейся; конечности казались больше, чем обычно; окружающие предметы были больше, чем обычно; тело исчезало; тело представлялось плавающим; окружение казалось нереальным; «я» и окружение представлялись единым целым; терялась возможность управлять движениями своего тела; части тела больше им не принадлежали. Из этого перечня видно, что и здесь можно выделить нарушения, связанные с восприятием целостности тела и его границ, размеров отдельных звеньев и нарушениями двигательных возможностей организма. В сравнении с клиническими проявлениями, характерными для органических поражений мозга, здесь можно выделить ещё одну сторону, связанную с нарушениями взаимоотношений между телом и внешним пространством: плавание, качающаяся опора и др. (т.е. с трудностями в формировании системы отсчёта).

Но, возможно, не стоит слишком сильно расширять перечень функций, выполняемых схемой тела, а отнести к ним только описание таких стабильных характеристик тела, как разделение на туловище и присоединённые к нему голову и конечности, последовательность и длины звеньев конечностей, число степеней свободы и объёмы движений в суставах, расположение мышц и основных рецептивных полей. Без этого описания невозможен ни анализ поступающих от многочисленных рецепторов сигналов о теле (соместезия), ни реализация моторных программ. Задачу описания текущего положения тела и его конфигурации в рамках соответствующей системы отсчёта целесообразно отнести к функциям системы внутреннего представления собственного тела. Такое разделение — это не просто вопрос терминологии, в его пользу говорит тесная связь между представлением собственного тела и окружающего (экстраперсонального) пространства, включая как общие закономерности формирования представления о теле и ближнем пространстве, так и во многом общий анатомический субстрат. Последнее подтверждается тем, что при поражениях определённых структур ЦНС нарушения восприятия пространства и собственного тела сопутствуют друг другу.

Подавляющая часть наших движений пространственно ориентированы, т.е. направлены на достижение определённой точки в пространстве. Пространственно ориентированной является и поза (относительно опоры, гравитационной вертикали и структуры зрительного окружения). Именно поэтому управление позой и движениями требует системы отсчёта, в которой представлено как тело, так и окружающее пространство. Из физики известно, что всякое движение относительно, поэтому говорить о движении имеет смысл только в том случае, если указано, в какой системе отсчёта это движение происходит. В последнее время изучением системы внутреннего представления и системами отсчёта начали заниматься и нейрофизиологи. В результате появилось много экспериментальных данных, свидетельствующих о том, что система внутреннего представления пространства реально существует и доступна изучению. Например, установлено, что можно мысленно манипулировать трёхмерными объектами так же, как и их реальными физическими прототипами. Система внутреннего представления работает не просто с двухмерной проекцией предмета, аналогичной сетчаточному изображению, а с его трёхмерной моделью. Это следует из опытов, в которых на экране человеку предъявляли два идентичных или зеркальных предмета в разной ориентации. Для того чтобы установить, одинаковы ли показанные предметы, мозг конструировал необходимый мысленный путь для преобразования (поворот или перемещение). Выбирался не случайный, а простейший и кратчайший путь. Время мысленного манипулирования линейно зависело от угла поворота, необходимого для того, чтобы привести объекты к одной ориентации. Индикатором процессов внутреннего моделирования двигательных актов может быть усиление локального мозгового кровотока в двигательных центрах мозга, обнаруженное при многих типах мысленных движений. Так, избирательная активация кровотока в области классических речевых центров левого полушария наблюдается при невокализованной речи, например счёте про себя.

В зависимости от того, выполняются ли движения относительно собственного тела или относительно системы координат, связанной с экстраперсональным пространством, изменяется активность нейронов в различных областях мозга.

Своеобразным клиническим подтверждением существования системы внутреннего представления служит «геминеглект», т.е. игнорирование пациентом половины своего тела и внешнего пространства (обычно левой) при поражениях правой теменной доли, несмотря на сохранность элементарных сенсорных и моторных функций. Геминеглект связывали с дефицитом внимания и нарушениями программирования движений, однако многие данные свидетельствуют о том, что дефект затрагивает именно систему внутреннего представления.

В классическом эксперименте пациента-миланца просили представить себя стоящим спиной к знаменитому собору в Милане и описать расположенную перед ним площадь. Пациент называл или рисовал только здания, находящиеся с правой стороны площади, игнорируя её левую часть. Затем его просили представить себя стоящим на противоположной стороне площади лицом к собору и вновь описать открывающуюся панораму. Пациент опять описывал только правую половину площади, но при новой ориентации в сферу его внимания попадали здания, которые игнорировались в первом случае. Это означает, что внутренняя модель у пациента была полной, но он имел доступ только к одной половине этого представления, менявшейся в зависимости от ориентации его тела, т.е. от избранной системы отсчёта. Таким образом, при операциях с внутренним представлением пространства проявлялся тот же дефект, что и при рассматривании реальных объектов.

Известные способы изучения системы внутреннего представления ориентированы главным образом на её роль в восприятии. Однако в последнее время появились новые экспериментальные подходы, базирующиеся на традиционных методах физиологии движений, а не ориентированные исключительно на перцепцию и словесные отчёты. На осознаваемом уровне отражается лишь небольшая часть работы нервной системы при выполнении пространственно ориентированных действий. Поэтому можно полагать, что большинство интегративных действий, выполняемых внутренней моделью тела, протекает на подсознательном уровне. Примером таких действий могут служить описанные Р. Магнусом шейные и вестибулярные «позные» автоматизмы, участвующие в поддержании нормального положения тела и восстановлении нарушенного равновесия у животных. У здорового взрослого человека в состоянии покоя шейные влияния на мускулатуру туловища и конечностей незаметны, но выявляются на фоне тонических реакций, вызванных вибрационной стимуляцией мышечных рецепторов. У сидящего человека, стопы которого не имеют контакта с полом, вибрация ахилловых сухожилий вызывает двухстороннюю активацию четырёхглавых мышц и разгибание ног в коленных суставах. Поворот головы относительно вертикальной оси сопровождается нарушением симметрии реакции: она усиливается на «затылочной» ноге и ослабляется на «подбородочной». Такая же реакция наблюдается в ответ на непроизвольный поворот головы при вибрации шейных мышц.

Известно, что вибрация сухожилия или брюшка мышцы с частотой, вызывающей активацию мышечных рецепторов растяжения, может приводить к возникновению локального тонического вибрационного рефлекса — сокращению мышцы, подвергающейся вибрации. В результате возникает движение соответствующего звена. Если его предотвратить с помощью жёсткой фиксации, то тонический вибрационный рефлекс, как правило, не развивается, зато появляется иллюзия движения звена в направлении, противоположном тому, в котором происходило бы реальное движение в отсутствие фиксации. Так, вибрацией соответствующих шейных мышц можно вызвать поворот головы, а при её фиксации в среднем положении при той же вибрации у испытуемых создавалась иллюзия поворота головы в противоположную сторону.

При иллюзорном повороте ассиметрия движения ног имела знак, соответствующий направлению иллюзии, причём она была выражена даже сильнее, чем при реальном повороте головы. Это показывает, что вибрационная стимуляция одних и тех же афферентов может оказывать прямо противоположное модулирующее влияние на тоническую активность мышц ног в зависимости от состояния системы внутреннего представления [Гурфинкель и др., 1991б].

Известен феномен изменения направления отклонения тела при гальванической вестибулярной пробе в зависимости от ориентации (поворота) головы. Оказалось, что сходный эффект можно получить и в том случае, когда вместо реального поворота головы вызывалась иллюзия такого поворота. Таким образом, «позные» автоматизмы модулируются внутренним представлением о конфигурации тела. Кроме того, система внутреннего представления должна включать также систему координат, в которой описываются ориентация и движение тела относительно внешнего пространства. В зависимости от ситуации и двигательной задачи организм может использовать систему отсчёта, связанную с корпусом, с головой, с внешним пространством или с каким-либо подвижным объектом. Переход от одной системы координат к другой влияет не только на восприятие, но и на двигательные реакции, обычно относимые к автоматическим.

Так, медленные повороты корпуса относительно фиксированной в пространстве головы вызывают иллюзию движения головы относительно неподвижного корпуса. Это показывает, что система внутреннего представления склонна использовать систему координат, связанную с корпусом, и интерпретировать взаимный поворот головы и корпуса как вращение головы относительно неподвижного корпуса. Однако в условиях данного эксперимента можно вызвать переход от эгоцентрической системы координат (связанной с корпусом) к экзоцентрической (связанной с внешним пространством). Для этого испытуемого просили захватить рукой рукоятку, жёстко закреплённую на массивном неподвижном столе. Информация о взаимном перемещении корпуса и рукоятки, а также априорное представление о том, что рукоятка несмещаема, приводили к переходу от эгоцентрической системы координат к экзоцентрической — у испытуемого появлялись ощущения поворотов корпуса, который ранее воспринимался неподвижным, соответственно исчезали и ощущения поворотов головы.

Психология bookap

Переход от одной системы координат к другой подтверждался не только субъективным отчётом испытуемого, но и ярко выраженными изменениями реакций глазодвигательного аппарата. Если вначале амплитуда движения глаз в направлении иллюзорного поворота головы превосходила амплитуду поворотов корпуса, то после захвата рукоятки она уменьшалась в 3–4 раза [Гурфинкель, Левик, 1995].

Итак, нейронная модель тела, механизмы построения систем отсчёта, набор базисных моторных автоматизмов и алгоритмов их согласования составляют основу, на которой формируется внутреннее представление о собственном теле и окружающем пространстве. Система внутреннего представления играет ведущую роль в задачах переработки сенсорной информации и реализации пространственно ориентированных движений. Реакции, которые на животных считаются классическими примерами рефлекторных «позных» автоматизмов, у человека в сильной степени определяются тем, как описывается взаимное положение головы, туловища и конечностей в этой системе. Такое описание требует определённой системы отсчёта. Переход из одной системы координат в другую ведёт к изменению интерпретации сенсорных сигналов и модификации двигательных реакций, возникающих в ответ на эти сигналы. Выбор системы отсчёта во многом определяется априорными сведениями об объектах внешнего мира, с которыми человек поддерживает контакт (жёсткость, несмещаемость и др.).

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Напишите как будете решать задачу клиента пример кворк
  • Напишите как называется безработица охватывающая людей которые ищут работу
  • Напишите рассказ на свободную тему используя разные типы односоставных предложений как мы однажды
  • Напишите как называется башкирское племенное объединение
  • Напишите как будете подъезжать