Напишите как вы приветствуете своих родных друзей преподавателей соседей

nkalmuratovna

Напишите, как вы приветствуете своих родных, друзей, преподавателей, соседей, ректора. Напишите, с каким приветствием обращаются к вам близкие, однокурсники, соседи, преподаватели, знакомые.

Остались вопросы?

Новые вопросы по предмету Математика

Задание 1. Напишите, как вы приветствуете сво их родных, друзей, преподавателей, соседей, директо ра. Напишите, с каким приветствием обращаются к вам близкие, соученики, соседи, учителя, знакомые. Задание 5. Напишите, как вы считаете, есть ли зависимость между характером человека, его воспита нием, положением в обществе, настроением и теми формулами приветствий, которые он использует? Ар гументируйте свой ответ. Задание 6. Скажите, влияют ли особенности си туации, встречи на выбор приветствия? Иллюстрируй те ответ примерами. Задание 7. Познакомьтесь с приветствиями и ска жите, какие из них заключают в себе дополнительную информацию и какую? — Здравствуйте, уважаемый Анатолий Евгенье вич! — Здравствуй, Толик! — Здрасьте! — Здорово! — Добрый день! — Привет. — Приветик. — Приветствую вас! — Рад вас приветствовать! — Разрешите приветствовать вас. — Разрешите поприветствовать вас. — Какая радость! — Какая встреча! — Кого я вижу! — Ба! Кого я вижу! — Какая неожиданность! — Ты ли это?!

Получи верный ответ на вопрос 🏆 «Задание 1. Напишите, как вы приветствуете сво их родных, друзей, преподавателей, соседей, директо ра. Напишите, с каким приветствием …» по предмету 📕 Русский язык, используя встроенную систему поиска. Наша обширная база готовых ответов поможет тебе получить необходимые сведения!

Найти готовые ответы

Главная » ⭐️ Русский язык » Задание 1. Напишите, как вы приветствуете сво их родных, друзей, преподавателей, соседей, директо ра. Напишите, с каким приветствием обращаются к вам близкие, соученики, соседи, учителя, знакомые. Задание 5.

Любой акт общения имеет начало, основную
часть и заключительную. Если адресат
незнаком субъекту речи, то общение
начинается со знакомства. При этом
оно может происходить непосредственно
и опосредованно. По правилам хорошего
тона не принято вступать в раз­говорс незнакомым человеком и самому
представлять­ся. Однако бывают случаи,
когда это необходимо сде­лать. Этикет
предписывает следующие формулы:

— Разреши(те) с вами (с тобой) познакомиться.

— Я хотел бы с вами (с тобой) познакомиться.

— Позволь(те) с вами (с тобой) познакомиться.

— Позволь(те) познакомиться.

— Давай(те) познакомимся.

— Будем знакомы.

— Хорошо бы познакомиться.

При посещении паспортного стола,
общежития, приемной комиссии учебного
заведения, какого-либо учреждения,
конторы, когда предстоит разговор с
официальным лицом, необходимо ему
представить­ся, используя одну из
формул:

— Позвольте (разрешите) представиться.

— Моя фамилия Колесников.

— Я Павлов.

— Мое имя Юрий Владимирович.

— Николай Колесников.

— Анастасия Игоревна.

Если же посетитель не называет себя,
тогда тот, к кому пришли, сам спрашивает:

— Как ваша (твоя) фамилия?

— Как ваше (твое) имя, отчество?

— Как ваше (твое) имя?

— Как вас (тебя) зовут?

Официальные и неофициальные встречи
знако­мых, а иногда и незнакомых людей
начинаются с приветствия.

В русском языке основное приветствие
здрав­ствуйте. Оно восходит к
старославянскому глаголуздравствовать,
что означает «быть здравым», т. е.
здоровым. Глаголздравствовать в
давние времена имел и значение
«приветствовать» (ср.: здоровать­ся),
о чем свидетельствует текст «Онежской
былины»: «Как приходит Илья тут Муромец,
аздравству­ет он князя с княгинею».
Следовательно, в основе этого приветствия
содержится пожелание здоровья. Впервые
приветствиездравствуй встречается
в «Письмах и бумагах Петра Великого
1688-1701».

Наряду с этой формой распространено
приветствие, указывающее на время
встречи:

— Доброе утро!

— Добрый день!

— Добрый вечер!

Помимо общеупотребительных приветствий
суще­ствуют приветствия, которые
подчеркивают радость от встречи,
уважительное отношение, желание общения:

— (Очень) рад вас видеть (приветствовать)!

— Разрешите (позвольте) вас приветствовать.

— Добро пожаловать!

— Мое почтение.

Среди военнослужащих принято приветствовать
словами:

— Здравия желаю!

По этому приветствию узнают военных в
отставке.

Задание 172. Напишите, как вы
приветствуете сво­их родных, друзей,
преподавателей, соседей, директо­ра.
Напишите, с каким приветствием обращаются
к вам близкие, соученики, соседи, учителя,
знакомые.

Задание 173. Напишите, как вы считаете,
есть ли зависимость между характером
человека, его воспита­нием, положением
в обществе, настроением и теми формулами
приветствий, которые он использует?
Ар­гументируйте свой ответ.

Задание 174. Скажите, влияют ли
особенности си­туации, встречи на
выбор приветствия? Иллюстрируй­те
ответ примерами.

Задание 175. Познакомьтесь с
приветствиями и ска­жите, какие из
них заключают в себе дополнительную
информацию и какую?

— Здравствуйте, уважаемый Анатолий
Евгенье­вич!

— Здравствуй, Толик!

— Здрасьте!

— Здорово!

— Добрый день!

— Привет.

— Приветик.

— Приветствую вас!

— Рад вас приветствовать!

— Разрешите приветствовать вас.

— Разрешите поприветствовать вас.

— Какая радость!

— Какая встреча!

— Ну и встреча!

— Кого я вижу!

— Ба! Кого я вижу!

— Какая неожиданность!

— Ты ли это?!

Приветствие часто сопровождается
рукопожати­ем, которое может даже
заменять вербально выра­женное
приветствие.

Однако следует знать: если встречаются
мужчи­на и женщина, то мужчина должен
выждать, когда женщина протянет руку
для пожатия, иначе он только делает
легкий поклон,

Невербальным эквивалентом приветствия,
ког­да встретившиеся отдалены друг
от друга, служит поклон головой;
покачивание сжатыми в ладонях руками,
слегка приподнятыми и вытянутыми перед
грудью вперед; для мужчин — чуть-чуть
приподня­тая над головой шляпа.

Речевой этикет приветствий предусматривает
и характер поведения, т. е, очередность
приветствия. Первыми приветствуют:

— мужчина — женщину;

— младший (младшая) по возрасту —
старшего (старшую);

— младшая по возрасту женщина — мужчину,
который значительно старше ее;

— младший по должности — старшего;

— член делегации — ее руководителя
(независи­мо от того, сбоя
делегация или зарубежная).

Начальным формулам общения противостоят
формулы, используемые в конце общения.
Это фор­мулы расставания, прекращения
общения. Они вы­ражают:

— пожелание: Всего вам доброго
(хорошего)! До свидания;

— надежду на новую встречу: До вечера
(завтра, субботы). Надеюсь, мы расстаемся
ненадолго. На­деюсь на скорую встречу;

— сомнение в возможности еще раз
встретиться; понимание, что расставание
будет надолго: Прощай­те! Вряд ли
удастся еще раз встретиться. Не поминаете
лихом.

После приветствия обычно завязывается
деловой разговор. Речевой этикет
предусматривает несколь­ко зачинов,
которые обусловлены ситуацией.

Наиболее типичны три ситуации: 1)
торжествен­ная; 2) скорбная; 3) рабочая,
деловая.

К первой относятся государственные
праздни­ки, юбилеи предприятия и
сотрудников; получе­ние наград;
открытие спортивного зала; презен­тация
и т. д.

По любому торжественному поводу,
знаменатель­ному событию следуют
приглашения и поздравле­ния. В
зависимости от обстановки (официальной,
полуофициальной, неофициальной)
пригласительные и поздравительные
клише меняются.

Приглашение:

— Позвольте (разрешите) пригласить
вас…

— Приходите на праздник (юбилей,
встречу…), будем рады (встретить вас).

— Приглашаю вас (тебя)…

Если необходимо выразить неуверенность
в умес­тности приглашения или
неуверенность в принятии адресатом
приглашения, тогда оно выражается
воп­росительным предложением:

— Я могу (могу ли, не могу ли, можно ли,
нельзя ли) пригласить вас… Поздравление:

— Разрешите (позвольте) поздравить вас
с…

— Примите мои (самые) сердечные (теплые,
горя­чие, искренние) поздравления…

— От имени (по поручению)… поздравляем…

— От (всей) души (всего сердца) поздравляю…

— Сердечно (горячо) поздравляю…

Скорбная ситуация связана со смертью,
гибелью, убийством, стихийным бедствием,
терактами, разоре­нием, ограблением
и другими событиями, принося­щими
несчастье, горе.

В таком случае выражается соболезнование.
Оно не должно быть сухим, казенным.
Формулы соболез­нования, как правило,
стилистически приподняты, эмоционально
окрашены:

— Разрешите (позвольте) выразить (вам)
мои глу­бокие (искренние) соболезнования.

— Приношу (вам) мои (примите мои, прошу
при­нять мои) глубокие (искренние)
соболезнования.

— Я вам искренне (глубоко, сердечно, от
всей души) соболезную.

— Скорблю вместе с вами.

— Разделяю (понимаю) вашу печаль (ваше
горе, несчастье).

Наиболее эмоционально-экспрессивны
выраже­ния:

— Какое (большое, непоправимое, ужасное)
горе (несчастье) обрушилось на вас!

— Какая большая (невосполнимая, ужасная)
ут­рата постигла вас!

— Какое горе (несчастье) обрушилось на
вас!

В трагической, скорбней или неприятной
ситуа­ции люди нуждаются в сочувствии,
утешении. Эти­кетные формулы сочувствия,
утешения
рассчитаны на разные случаи
и имеют различное назначение.

Утешение выражает сопереживание:

— (Как) я вам сочувствую!

— (Как) я вас понимаю!

Утешение сопровождается уверением в
благопо­лучном исходе:

— Я вам (так) сочувствую, но, поверьте
мне (но я так уверен), что все кончится
хорошо!

— Не впадайте в отчаяние (не падайте
духом). Все (еще) изменится (к лучшему).

— Все будет в порядке!

— Все это изменится (обойдется, пройдет)!
Утешение сопровождается советом:

— Не нужно (надо) (так) волноваться
(беспо­коиться, расстраиваться,
огорчаться, переживать, страдать).

— Вы не должны терять самообладание
(голову, выдержку).

— Нужно (надо) успокоиться (держать себя
в ру­ках, взять себя в руки).

— Вы должны надеяться на лучшее (выбросить
это из головы).

Перечисленные зачины (приглашение,
поздравле­ние, соболезнование,
утешение, выражение сочувствия) не
всегда переходят в деловое общение,
иногда ими разговор и заканчивается.

В повседневной деловой обстановке
(деловая, ра­бочая ситуация) также
используются формулы ре­чевого
этикета. Например, при подведении итогов
учебного года, при определении результатов
учас­тия в выставках, при организации
различных ме­роприятий, встреч
возникает необходимость кого-то
поблагодарить или, наоборот, вынести
порицание, сде­лать замечание. На
любой работе, в любой организа­ции у
кого-то может появиться необходимость
дать совет, высказать предложение,
обратиться с просьбой, выразить согласие,
разрешить, запретить, отказать кому-то.

Приведем речевые клише, которые
используются в данных ситуациях.

Выражение благодарности:

— Позвольте (разрешите) выразить
(большую, огромную) благодарность Николаю
Петровичу Быстрову за отлично (прекрасно)
организованную вы­ставку.

— Фирма (дирекция, ректорат) выражает
благо­дарность всем сотрудникам
(преподавательскому составу) за…

— Должен выразить учащимся 10а класса
(свою) благодарность за…

— Позвольте (разрешите) выразить большую
(ог­ромную) благодарность…

За оказание какой-либо услуги, за помощь,
важное сообщение, подарок принято
благодарить словами:

— Я благодарен вам за то, что…

— (Большое, огромное) спасибо вам (тебе)
за…

— (Я) очень (так) благодарен вам!
Эмоциональность, экспрессивность
выражения благодарности усиливается,
если сказать:

— Нет слов, чтобы выразить вам (мою)
благодар­ность!

— Я до такой степени благодарен вам,
что мне трудно найти слова!

— Вы не можете себе представить, как я
благода­рен вам!

— Моя благодарность не имеет (не знает)
границ!

Совет, предложение:

Нередко люди, особенно наделенные
властью, счи­тают необходимым
высказывать свои предложения, советы
в категорической форме:

— Все (вы) обязаны (должны)…

— Вам непременно следует поступить
так…

— Категорически (настойчиво) советую
(предла­гаю) сделать…

Советы, предложения, высказанные в такой
фор­ме, похожи на приказание или
распоряжение и не всегда рождают желание
следовать им, особенно если разговор
происходит между коллегами одного
ран­га. Побуждение к действию советом,
предложением может быть выражено в
деликатной, вежливой или нейтральной
форме:

— Разрешите (позвольте) дать вам совет
(посове­товать вам)…

— Разрешите предложить вам…

— (Я) хочу (мне хотелось бы, мне хочется)
посове­товать (предложить) вам…

— Я посоветовал бы (предложил бы) вам…

  • Я советую (предлагаю) вам…

Обращение с просьбой должно быть
деликатным, предельно вежливым, но без
излишнего заискивания:

— Сделайте одолжение, выполните (мою)
просьбу…

— Если вам не трудно (вас это не
затруднит)…

— Не сочтите за труд, пожалуйста,
отнесите…

— (Не) могу ли я попросить вас…

— (Пожалуйста), (очень вас прошу) разрешите
мне…. Просьба может быть выражена с
некоторой кате­горичностью:

— Настоятельно (убедительно, очень)
прошу вас (тебя)…

Согласие, разрешение формулируется
следующим образом:

— (Сейчас, незамедлительно) будет сделано
(вы­полнено).

— Пожалуйста (разрешаю, не возражаю).

— Согласен отпустить вас.

— Согласен, поступайте (делайте) так,
как вы считаете нужным.

При отказе используются выражения:

— (Я) не могу (не в силах, не в состоянии)
помочь (разрешить, оказать содействие)…

— (Я) не могу (не в силах, не в состоянии)
выпол­нить вашу просьбу.

— В настоящее время это (сделать)
невозможно.

— Поймите, сейчас не время просить
(обращаться с такой просьбой),

— Простите, ко мы (я) не можем (могу)
выпол­нить вашу просьбу.

— Я вынужден запретить (отказать, не
разре­шить).

Немаловажным компонентом речевого
этикета является комплимент. Тактично
и вовремя сказан­ный, он поднимает
настроение у адресата, настраива­ет
его на положительное отношение к
оппоненту. Комплимент говорится в начале
разговора, при встре­че, знакомстве
или во время беседы, при расстава­нии.
Комплимент всегда приятен. Опасен только
неискренний комплимент, комплимент
ради комп­лимента, чрезмерно восторженный
комплимент.

Комплимент относится к внешнему виду,
свиде­тельствует об отличных
профессиональных способ­ностях
адресата, его высокой нравственности,
дает общую положительную оценку:

— Вы хорошо (отлично, прекрасно,
превосходно, великолепно, молодо)
выглядите.

— Вы (так, очень) обаятельны (умны,
сообрази­тельны, находчивы, рассудительны,
практичны).

— Вы хороший (отличный, прекрасный,
превос­ходный) партнер (компаньон).

— Вы умеете хорошо (прекрасно) руководить
(уп­равлять) людьми, организовывать
их.

Задание 176. Проиграйте предложенные
ролевые ситуации. При обсуждении
выполненного задания об­ратите
внимание на поведение его участников,
их ми­мику, жесты, интонацию, соблюдение
этикетно-речевых правил.

а) Вы — учащийся 11-го класса. Вам
необходи­мо обратиться с просьбой к
директору, преподавате­лю, одному из
родителей, товарищу.

б) Вы — председатель молодежной
организации «Турист». К вам пришел: ваш
соученик, незнако­мый юноша (девушка),
мастер спорта, представитель фирмы
«Спорт»).

в) Вы — работник администрации. Вам
необхо­димо по телефону попросить:

— ветерана Великой Отечественной войны
при­нять участие в празднике;

— ученого из университета выступить в
коллед­же с лекцией;

— руководителя фирмы помочь благоустроить
спортивную площадку.

  Введенская Л.А., Колесников Н.П. Культура речи

7.2. Формулы речевого этикета

Любой акт общения имеет начало, основную часть и заключительную. Если адресат незнаком субъекту речи, то общение начинается со знакомства. При этом оно может происходить непосредственно и опосредованно. По правилам хорошего тона не принято вступать в разговор с незнакомым человеком и самому представляться. Однако бывают случаи, когда это необходимо сделать.

Этикет предписывает следующие формулы:

— Разреши(те) с вами (с тобой) познакомиться.

— Я хотел бы с вами (с тобой) познакомиться.

— Позволь(те) с вами (с тобой) познакомиться.

— Позволь(те) познакомиться.

— Давай(те) познакомимся.

— Будем знакомы.

— Хорошо бы познакомиться.

При посещении паспортного стола, общежития, приемной комиссии учебного заведения, какого-либо учреждения, конторы, когда предстоит разговор с официальным лицом, необходимо ему представиться, используя одну из формул:

— Позвольте (разрешите) представиться.

— Моя фамилия Колесников.

— Я Павлов.

— Мое имя Юрий Владимирович.

— Николай Колесников.

— Анастасия Игоревна.

Если же посетитель не называет себя, тогда тот, к кому пришли, сам спрашивает:

— Как ваша (твоя) фамилия?

— Как ваше (твое) имя, отчество?

— Как ваше (твое) имя?

— Как вас (тебя) зовут?

Официальные и неофициальные встречи знакомых, а иногда и незнакомых людей начинаются с приветствия.

В русском языке основное приветствие — здравствуйте. Оно восходит к старославянскому глаголу здравствовать, что означает «быть здравым», т. е. здоровым. Глагол здравствовать в давние времена имел и значение «приветствовать» (ср.: здороваться), о чем свидетельствует текст «Онежской былины»: «Как приходит Илья тут Муромец, а здравствует он князя с княгинею». Следовательно, в основе этого приветствия содержится пожелание здоровья. Впервые приветствие здравствуй встречается в «Письмах и бумагах Петра Великого 1688-1701».

Наряду с этой формой распространено приветствие, указывающее на время встречи:

— Доброе утро!

— Добрый день!

— Добрый вечер!

Помимо общеупотребительных приветствий существуют приветствия, которые подчеркивают радость от встречи, уважительное отношение, желание общения:

— (Очень) рад вас видеть (приветствовать)!

— Разрешите (позвольте) вас приветствовать.

— Добро пожаловать!

— Мое почтение.

Среди военнослужащих принято приветствовать словами:

— Здравия желаю!

По этому приветствию узнают военных в отставке.

Задание 172. Напишите, как вы приветствуете своих родных, друзей, преподавателей, соседей, директора. Напишите, с каким приветствием обращаются к вам близкие, соученики, соседи, учителя, знакомые.

Задание 173. Напишите, как вы считаете, есть ли зависимость между характером человека, его воспитанием, положением в обществе, настроением и теми формулами приветствий, которые он использует? Аргументируйте свой ответ.

Задание 174. Скажите, влияют ли особенности ситуации, встречи на выбор приветствия? Иллюстрируйте ответ примерами.

Задание 175. Познакомьтесь с приветствиями и скажите, какие из них заключают в себе дополнительную информацию и какую?

— Здравствуйте, уважаемый Анатолий Евгеньевич!

— Здравствуй, Толик!

— Здрасьте!

— Здорово!

— Добрый день!

— Привет.

— Приветик.

— Приветствую вас!

— Рад вас приветствовать!

— Разрешите приветствовать вас.

— Разрешите поприветствовать вас.

— Какая радость!

— Какая встреча!

— Ну и встреча!

— Кого я вижу!

— Ба! Кого я вижу!

— Какая неожиданность!

— Ты ли это?!

Приветствие часто сопровождается рукопожатием, которое может даже заменять вербально выраженное приветствие.

Однако следует знать: если встречаются мужчина и женщина, то мужчина должен выждать, когда женщина протянет руку для пожатия, иначе он только делает легкий поклон,

Невербальным эквивалентом приветствия, когда встретившиеся отдалены друг от друга, служит поклон головой; покачивание сжатыми в ладонях руками, слегка приподнятыми и вытянутыми перед грудью вперед; для мужчин — чуть-чуть приподнятая над головой шляпа.

Речевой этикет приветствий предусматривает и характер поведения, т. е, очередность приветствия. Первыми приветствуют:

— мужчина — женщину;

— младший (младшая) по возрасту — старшего (старшую);

— младшая по возрасту женщина — мужчину, который значительно старше ее;

— младший по должности — старшего;

— член делегации — ее руководителя (независимо от того, сбоя делегация или зарубежная).

Начальным формулам общения противостоят формулы, используемые в конце общения. Это формулы расставания, прекращения общения. Они выражают:

— пожелание: Всего вам доброго (хорошего)! До свидания;

— надежду на новую встречу: До вечера (завтра, субботы). Надеюсь, мы расстаемся ненадолго. Надеюсь на скорую встречу;

— сомнение в возможности еще раз встретиться; понимание, что расставание будет надолго: Прощайте! Вряд ли удастся еще раз встретиться. Не поминаете лихом.

После приветствия обычно завязывается деловой разговор. Речевой этикет предусматривает несколько зачинов, которые обусловлены ситуацией.

Наиболее типичны три ситуации: 1) торжественная; 2) скорбная; 3) рабочая, деловая.

К первой относятся государственные праздники, юбилеи предприятия и сотрудников; получение наград; открытие спортивного зала; презентация и т. д.

По любому торжественному поводу, знаменательному событию следуют приглашения и поздравления. В зависимости от обстановки (официальной, полуофициальной, неофициальной) пригласительные и поздравительные клише меняются.

Приглашение:

— Позвольте (разрешите) пригласить вас…

— Приходите на праздник (юбилей, встречу…), будем рады (встретить вас).

— Приглашаю вас (тебя)…

Если необходимо выразить неуверенность в уместности приглашения или неуверенность в принятии адресатом приглашения, тогда оно выражается вопросительным предложением:

— Я могу (могу ли, не могу ли, можно ли, нельзя ли) пригласить вас… Поздравление:

— Разрешите (позвольте) поздравить вас с…

— Примите мои (самые) сердечные (теплые, горячие, искренние) поздравления…

— От имени (по поручению)… поздравляем…

— От (всей) души (всего сердца) поздравляю…

— Сердечно (горячо) поздравляю…

Скорбная ситуация связана со смертью, гибелью, убийством, стихийным бедствием, терактами, разорением, ограблением и другими событиями, приносящими несчастье, горе.

В таком случае выражается соболезнование. Оно не должно быть сухим, казенным. Формулы соболезнования, как правило, стилистически приподняты, эмоционально окрашены:

— Разрешите (позвольте) выразить (вам) мои глубокие (искренние) соболезнования.

— Приношу (вам) мои (примите мои, прошу принять мои) глубокие (искренние) соболезнования.

— Я вам искренне (глубоко, сердечно, от всей души) соболезную.

— Скорблю вместе с вами.

— Разделяю (понимаю) вашу печаль (ваше горе, несчастье).

Наиболее эмоционально-экспрессивны выражения:

— Какое (большое, непоправимое, ужасное) горе (несчастье) обрушилось на вас!

— Какая большая (невосполнимая, ужасная) утрата постигла вас!

— Какое горе (несчастье) обрушилось на вас!

В трагической, скорбней или неприятной ситуации люди нуждаются в сочувствии, утешении. Этикетные формулы сочувствия, утешения рассчитаны на разные случаи и имеют различное назначение.

Утешение выражает сопереживание:

— (Как) я вам сочувствую!

— (Как) я вас понимаю!

Утешение сопровождается уверением в благополучном исходе:

— Я вам (так) сочувствую, но, поверьте мне (но я так уверен), что все кончится хорошо!

— Не впадайте в отчаяние (не падайте духом). Все (еще) изменится (к лучшему).

— Все будет в порядке!

— Все это изменится (обойдется, пройдет)! Утешение сопровождается советом:

— Не нужно (надо) (так) волноваться (беспокоиться, расстраиваться, огорчаться, переживать, страдать).

— Вы не должны терять самообладание (голову, выдержку).

— Нужно (надо) успокоиться (держать себя в руках, взять себя в руки).

— Вы должны надеяться на лучшее (выбросить это из головы).

Перечисленные зачины (приглашение, поздравление, соболезнование, утешение, выражение сочувствия) не всегда переходят в деловое общение, иногда ими разговор и заканчивается.

В повседневной деловой обстановке (деловая, рабочая ситуация) также используются формулы речевого этикета. Например, при подведении итогов учебного года, при определении результатов участия в выставках, при организации различных мероприятий, встреч возникает необходимость кого-то поблагодарить или, наоборот, вынести порицание, сделать замечание. На любой работе, в любой организации у кого-то может появиться необходимость дать совет, высказать предложение, обратиться с просьбой, выразить согласие, разрешить, запретить, отказать кому-то.

Приведем речевые клише, которые используются в данных ситуациях.

Выражение благодарности:

— Позвольте (разрешите) выразить (большую, огромную) благодарность Николаю Петровичу Быстрову за отлично (прекрасно) организованную выставку.

— Фирма (дирекция, ректорат) выражает благодарность всем сотрудникам (преподавательскому составу) за…

— Должен выразить учащимся 10а класса (свою) благодарность за…

— Позвольте (разрешите) выразить большую (огромную) благодарность…

За оказание какой-либо услуги, за помощь, важное сообщение, подарок принято благодарить словами:

— Я благодарен вам за то, что…

— (Большое, огромное) спасибо вам (тебе) за…

— (Я) очень (так) благодарен вам! Эмоциональность, экспрессивность выражения благодарности усиливается, если сказать:

— Нет слов, чтобы выразить вам (мою) благодарность!

— Я до такой степени благодарен вам, что мне трудно найти слова!

— Вы не можете себе представить, как я благодарен вам!

— Моя благодарность не имеет (не знает) границ!

Совет, предложение:

Нередко люди, особенно наделенные властью, считают необходимым высказывать свои предложения, советы в категорической форме:

— Все (вы) обязаны (должны)…

— Вам непременно следует поступить так…

— Категорически (настойчиво) советую (предлагаю) сделать…

Советы, предложения, высказанные в такой форме, похожи на приказание или распоряжение и не всегда рождают желание следовать им, особенно если разговор происходит между коллегами одного ранга. Побуждение к действию советом, предложением может быть выражено в деликатной, вежливой или нейтральной форме:

— Разрешите (позвольте) дать вам совет (посоветовать вам)…

— Разрешите предложить вам…

— (Я) хочу (мне хотелось бы, мне хочется) посоветовать (предложить) вам…

— Я посоветовал бы (предложил бы) вам…

— Я советую (предлагаю) вам…

Обращение с просьбой должно быть деликатным, предельно вежливым, но без излишнего заискивания:

— Сделайте одолжение, выполните (мою) просьбу…

— Если вам не трудно (вас это не затруднит)…

— Не сочтите за труд, пожалуйста, отнесите…

— (Не) могу ли я попросить вас…

— (Пожалуйста), (очень вас прошу) разрешите мне…. Просьба может быть выражена с некоторой категоричностью:

— Настоятельно (убедительно, очень) прошу вас (тебя)…

Согласие, разрешение формулируется следующим образом:

— (Сейчас, незамедлительно) будет сделано (выполнено).

— Пожалуйста (разрешаю, не возражаю).

— Согласен отпустить вас.

— Согласен, поступайте (делайте) так, как вы считаете нужным.

При отказе используются выражения:

— (Я) не могу (не в силах, не в состоянии) помочь (разрешить, оказать содействие)…

— (Я) не могу (не в силах, не в состоянии) выполнить вашу просьбу.

— В настоящее время это (сделать) невозможно.

— Поймите, сейчас не время просить (обращаться с такой просьбой),

— Простите, ко мы (я) не можем (могу) выполнить вашу просьбу.

— Я вынужден запретить (отказать, не разрешить).

Немаловажным компонентом речевого этикета является комплимент. Тактично и вовремя сказанный, он поднимает настроение у адресата, настраивает его на положительное отношение к оппоненту. Комплимент говорится в начале разговора, при встрече, знакомстве или во время беседы, при расставании. Комплимент всегда приятен. Опасен только неискренний комплимент, комплимент ради комплимента, чрезмерно восторженный комплимент.

Комплимент относится к внешнему виду, свидетельствует об отличных профессиональных способностях адресата, его высокой нравственности, дает общую положительную оценку:

— Вы хорошо (отлично, прекрасно, превосходно, великолепно, молодо) выглядите.

— Вы (так, очень) обаятельны (умны, сообразительны, находчивы, рассудительны, практичны).

— Вы хороший (отличный, прекрасный, превосходный) партнер (компаньон).

— Вы умеете хорошо (прекрасно) руководить (управлять) людьми, организовывать их.

Задание 176. Проиграйте предложенные ролевые ситуации. При обсуждении выполненного задания обратите внимание на поведение его участников, их мимику, жесты, интонацию, соблюдение этикетно-речевых правил.

а) Вы — учащийся 11-го класса. Вам необходимо обратиться с просьбой к директору, преподавателю, одному из родителей, товарищу.

б) Вы — председатель молодежной организации «Турист». К вам пришел: ваш соученик, незнакомый юноша (девушка), мастер спорта, представитель фирмы «Спорт»).

в) Вы — работник администрации. Вам необходимо по телефону попросить:

— ветерана Великой Отечественной войны принять участие в празднике;

— ученого из университета выступить в колледже с лекцией;

— руководителя фирмы помочь благоустроить спортивную площадку.

Задание 1. Напишите, как вы приветствуете сво их родных, друзей, преподавателей, соседей, директо ра. Напишите, с каким приветствием обращаются к вам близкие, соученики, соседи, учителя, знакомые.

Задание 5. Напишите, как вы считаете, есть ли зависимость между характером человека, его воспита нием, положением в обществе, настроением и теми формулами приветствий, которые он использует? Ар гументируйте свой ответ.

Задание 6. Скажите, влияют ли особенности си туации, встречи на выбор приветствия? Иллюстрируй те ответ примерами.

Задание 7. Познакомьтесь с приветствиями и ска жите, какие из них заключают в себе дополнительную информацию и какую?

— Здравствуйте, уважаемый Анатолий Евгенье вич!

— Здравствуй, Толик!

— Здрасьте!

— Здорово!

— Добрый день!

— Привет.

— Приветик.

— Приветствую вас!

— Рад вас приветствовать!

— Разрешите приветствовать вас.

— Разрешите поприветствовать вас.

— Какая радость!

— Какая встреча!

— Кого я вижу!

— Ба! Кого я вижу!

— Какая неожиданность!

— Ты ли это?!

Задание 1. Напишите, как вы приветствуете сво их родных, друзей, преподавателей, соседей, директо ра. Напишите, с каким приветствием обращаются к вам близкие, соученики, соседи, учителя, знакомые.

Задание 5. Напишите, как вы считаете, есть ли зависимость между характером человека, его воспита нием, положением в обществе, настроением и теми формулами приветствий, которые он использует? Ар гументируйте свой ответ.

Задание 6. Скажите, влияют ли особенности си туации, встречи на выбор приветствия? Иллюстрируй те ответ примерами.

Задание 7. Познакомьтесь с приветствиями и ска жите, какие из них заключают в себе дополнительную информацию и какую?

— Здравствуйте, уважаемый Анатолий Евгенье вич!

— Здравствуй, Толик!

— Здрасьте!

— Здорово!

— Добрый день!

— Привет.

— Приветик.

— Приветствую вас!

— Рад вас приветствовать!

— Разрешите приветствовать вас.

— Разрешите поприветствовать вас.

— Какая радость!

— Какая встреча!

— Кого я вижу!

— Ба! Кого я вижу!

— Какая неожиданность!

— Ты ли это?!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Напишите как называлось государство одним словом представленное на картосхеме
  • Напишите как вы предложите воспользоваться буклетом ija select чувствующему типу клиентов
  • Напишите сочинение опираясь на данный текст как вы понимаете значение последнего предложения а люди
  • Напишите как вы понимаете смысл этой пословицы не было бы счастья да несчастье помогло
  • Напишите как назывались периоды каменного века укажите дату