Напишите, как вы приветствуете своих родных, друзей, преподавателей, соседей, ректора. Напишите, с каким приветствием обращаются к вам близкие, однокурсники, соседи, преподаватели, знакомые.
✊
Остались вопросы?
Новые вопросы по предмету Математика
Задание 1. Напишите, как вы приветствуете сво их родных, друзей, преподавателей, соседей, директо ра. Напишите, с каким приветствием обращаются к вам близкие, соученики, соседи, учителя, знакомые. Задание 5. Напишите, как вы считаете, есть ли зависимость между характером человека, его воспита нием, положением в обществе, настроением и теми формулами приветствий, которые он использует? Ар гументируйте свой ответ. Задание 6. Скажите, влияют ли особенности си туации, встречи на выбор приветствия? Иллюстрируй те ответ примерами. Задание 7. Познакомьтесь с приветствиями и ска жите, какие из них заключают в себе дополнительную информацию и какую? — Здравствуйте, уважаемый Анатолий Евгенье вич! — Здравствуй, Толик! — Здрасьте! — Здорово! — Добрый день! — Привет. — Приветик. — Приветствую вас! — Рад вас приветствовать! — Разрешите приветствовать вас. — Разрешите поприветствовать вас. — Какая радость! — Какая встреча! — Кого я вижу! — Ба! Кого я вижу! — Какая неожиданность! — Ты ли это?!
Получи верный ответ на вопрос 🏆 «Задание 1. Напишите, как вы приветствуете сво их родных, друзей, преподавателей, соседей, директо ра. Напишите, с каким приветствием …» по предмету 📕 Русский язык, используя встроенную систему поиска. Наша обширная база готовых ответов поможет тебе получить необходимые сведения!
Найти готовые ответы
Главная » ⭐️ Русский язык » Задание 1. Напишите, как вы приветствуете сво их родных, друзей, преподавателей, соседей, директо ра. Напишите, с каким приветствием обращаются к вам близкие, соученики, соседи, учителя, знакомые. Задание 5.
Любой акт общения имеет начало, основную
часть и заключительную. Если адресат
незнаком субъекту речи, то общение
начинается со знакомства. При этом
оно может происходить непосредственно
и опосредованно. По правилам хорошего
тона не принято вступать в разговорс незнакомым человеком и самому
представляться. Однако бывают случаи,
когда это необходимо сделать. Этикет
предписывает следующие формулы:
— Разреши(те) с вами (с тобой) познакомиться.
— Я хотел бы с вами (с тобой) познакомиться.
— Позволь(те) с вами (с тобой) познакомиться.
— Позволь(те) познакомиться.
— Давай(те) познакомимся.
— Будем знакомы.
— Хорошо бы познакомиться.
При посещении паспортного стола,
общежития, приемной комиссии учебного
заведения, какого-либо учреждения,
конторы, когда предстоит разговор с
официальным лицом, необходимо ему
представиться, используя одну из
формул:
— Позвольте (разрешите) представиться.
— Моя фамилия Колесников.
— Я Павлов.
— Мое имя Юрий Владимирович.
— Николай Колесников.
— Анастасия Игоревна.
Если же посетитель не называет себя,
тогда тот, к кому пришли, сам спрашивает:
— Как ваша (твоя) фамилия?
— Как ваше (твое) имя, отчество?
— Как ваше (твое) имя?
— Как вас (тебя) зовут?
Официальные и неофициальные встречи
знакомых, а иногда и незнакомых людей
начинаются с приветствия.
В русском языке основное приветствие
— здравствуйте. Оно восходит к
старославянскому глаголуздравствовать,
что означает «быть здравым», т. е.
здоровым. Глаголздравствовать в
давние времена имел и значение
«приветствовать» (ср.: здороваться),
о чем свидетельствует текст «Онежской
былины»: «Как приходит Илья тут Муромец,
аздравствует он князя с княгинею».
Следовательно, в основе этого приветствия
содержится пожелание здоровья. Впервые
приветствиездравствуй встречается
в «Письмах и бумагах Петра Великого
1688-1701».
Наряду с этой формой распространено
приветствие, указывающее на время
встречи:
— Доброе утро!
— Добрый день!
— Добрый вечер!
Помимо общеупотребительных приветствий
существуют приветствия, которые
подчеркивают радость от встречи,
уважительное отношение, желание общения:
— (Очень) рад вас видеть (приветствовать)!
— Разрешите (позвольте) вас приветствовать.
— Добро пожаловать!
— Мое почтение.
Среди военнослужащих принято приветствовать
словами:
— Здравия желаю!
По этому приветствию узнают военных в
отставке.
Задание 172. Напишите, как вы
приветствуете своих родных, друзей,
преподавателей, соседей, директора.
Напишите, с каким приветствием обращаются
к вам близкие, соученики, соседи, учителя,
знакомые.
Задание 173. Напишите, как вы считаете,
есть ли зависимость между характером
человека, его воспитанием, положением
в обществе, настроением и теми формулами
приветствий, которые он использует?
Аргументируйте свой ответ.
Задание 174. Скажите, влияют ли
особенности ситуации, встречи на
выбор приветствия? Иллюстрируйте
ответ примерами.
Задание 175. Познакомьтесь с
приветствиями и скажите, какие из
них заключают в себе дополнительную
информацию и какую?
— Здравствуйте, уважаемый Анатолий
Евгеньевич!
— Здравствуй, Толик!
— Здрасьте!
— Здорово!
— Добрый день!
— Привет.
— Приветик.
— Приветствую вас!
— Рад вас приветствовать!
— Разрешите приветствовать вас.
— Разрешите поприветствовать вас.
— Какая радость!
— Какая встреча!
— Ну и встреча!
— Кого я вижу!
— Ба! Кого я вижу!
— Какая неожиданность!
— Ты ли это?!
Приветствие часто сопровождается
рукопожатием, которое может даже
заменять вербально выраженное
приветствие.
Однако следует знать: если встречаются
мужчина и женщина, то мужчина должен
выждать, когда женщина протянет руку
для пожатия, иначе он только делает
легкий поклон,
Невербальным эквивалентом приветствия,
когда встретившиеся отдалены друг
от друга, служит поклон головой;
покачивание сжатыми в ладонях руками,
слегка приподнятыми и вытянутыми перед
грудью вперед; для мужчин — чуть-чуть
приподнятая над головой шляпа.
Речевой этикет приветствий предусматривает
и характер поведения, т. е, очередность
приветствия. Первыми приветствуют:
— мужчина — женщину;
— младший (младшая) по возрасту —
старшего (старшую);
— младшая по возрасту женщина — мужчину,
который значительно старше ее;
— младший по должности — старшего;
— член делегации — ее руководителя
(независимо от того, сбоя
делегация или зарубежная).
Начальным формулам общения противостоят
формулы, используемые в конце общения.
Это формулы расставания, прекращения
общения. Они выражают:
— пожелание: Всего вам доброго
(хорошего)! До свидания;
— надежду на новую встречу: До вечера
(завтра, субботы). Надеюсь, мы расстаемся
ненадолго. Надеюсь на скорую встречу;
— сомнение в возможности еще раз
встретиться; понимание, что расставание
будет надолго: Прощайте! Вряд ли
удастся еще раз встретиться. Не поминаете
лихом.
После приветствия обычно завязывается
деловой разговор. Речевой этикет
предусматривает несколько зачинов,
которые обусловлены ситуацией.
Наиболее типичны три ситуации: 1)
торжественная; 2) скорбная; 3) рабочая,
деловая.
К первой относятся государственные
праздники, юбилеи предприятия и
сотрудников; получение наград;
открытие спортивного зала; презентация
и т. д.
По любому торжественному поводу,
знаменательному событию следуют
приглашения и поздравления. В
зависимости от обстановки (официальной,
полуофициальной, неофициальной)
пригласительные и поздравительные
клише меняются.
Приглашение:
— Позвольте (разрешите) пригласить
вас…
— Приходите на праздник (юбилей,
встречу…), будем рады (встретить вас).
— Приглашаю вас (тебя)…
Если необходимо выразить неуверенность
в уместности приглашения или
неуверенность в принятии адресатом
приглашения, тогда оно выражается
вопросительным предложением:
— Я могу (могу ли, не могу ли, можно ли,
нельзя ли) пригласить вас… Поздравление:
— Разрешите (позвольте) поздравить вас
с…
— Примите мои (самые) сердечные (теплые,
горячие, искренние) поздравления…
— От имени (по поручению)… поздравляем…
— От (всей) души (всего сердца) поздравляю…
— Сердечно (горячо) поздравляю…
Скорбная ситуация связана со смертью,
гибелью, убийством, стихийным бедствием,
терактами, разорением, ограблением
и другими событиями, приносящими
несчастье, горе.
В таком случае выражается соболезнование.
Оно не должно быть сухим, казенным.
Формулы соболезнования, как правило,
стилистически приподняты, эмоционально
окрашены:
— Разрешите (позвольте) выразить (вам)
мои глубокие (искренние) соболезнования.
— Приношу (вам) мои (примите мои, прошу
принять мои) глубокие (искренние)
соболезнования.
— Я вам искренне (глубоко, сердечно, от
всей души) соболезную.
— Скорблю вместе с вами.
— Разделяю (понимаю) вашу печаль (ваше
горе, несчастье).
Наиболее эмоционально-экспрессивны
выражения:
— Какое (большое, непоправимое, ужасное)
горе (несчастье) обрушилось на вас!
— Какая большая (невосполнимая, ужасная)
утрата постигла вас!
— Какое горе (несчастье) обрушилось на
вас!
В трагической, скорбней или неприятной
ситуации люди нуждаются в сочувствии,
утешении. Этикетные формулы сочувствия,
утешения рассчитаны на разные случаи
и имеют различное назначение.
Утешение выражает сопереживание:
— (Как) я вам сочувствую!
— (Как) я вас понимаю!
Утешение сопровождается уверением в
благополучном исходе:
— Я вам (так) сочувствую, но, поверьте
мне (но я так уверен), что все кончится
хорошо!
— Не впадайте в отчаяние (не падайте
духом). Все (еще) изменится (к лучшему).
— Все будет в порядке!
— Все это изменится (обойдется, пройдет)!
Утешение сопровождается советом:
— Не нужно (надо) (так) волноваться
(беспокоиться, расстраиваться,
огорчаться, переживать, страдать).
— Вы не должны терять самообладание
(голову, выдержку).
— Нужно (надо) успокоиться (держать себя
в руках, взять себя в руки).
— Вы должны надеяться на лучшее (выбросить
это из головы).
Перечисленные зачины (приглашение,
поздравление, соболезнование,
утешение, выражение сочувствия) не
всегда переходят в деловое общение,
иногда ими разговор и заканчивается.
В повседневной деловой обстановке
(деловая, рабочая ситуация) также
используются формулы речевого
этикета. Например, при подведении итогов
учебного года, при определении результатов
участия в выставках, при организации
различных мероприятий, встреч
возникает необходимость кого-то
поблагодарить или, наоборот, вынести
порицание, сделать замечание. На
любой работе, в любой организации у
кого-то может появиться необходимость
дать совет, высказать предложение,
обратиться с просьбой, выразить согласие,
разрешить, запретить, отказать кому-то.
Приведем речевые клише, которые
используются в данных ситуациях.
Выражение благодарности:
— Позвольте (разрешите) выразить
(большую, огромную) благодарность Николаю
Петровичу Быстрову за отлично (прекрасно)
организованную выставку.
— Фирма (дирекция, ректорат) выражает
благодарность всем сотрудникам
(преподавательскому составу) за…
— Должен выразить учащимся 10а класса
(свою) благодарность за…
— Позвольте (разрешите) выразить большую
(огромную) благодарность…
За оказание какой-либо услуги, за помощь,
важное сообщение, подарок принято
благодарить словами:
— Я благодарен вам за то, что…
— (Большое, огромное) спасибо вам (тебе)
за…
— (Я) очень (так) благодарен вам!
Эмоциональность, экспрессивность
выражения благодарности усиливается,
если сказать:
— Нет слов, чтобы выразить вам (мою)
благодарность!
— Я до такой степени благодарен вам,
что мне трудно найти слова!
— Вы не можете себе представить, как я
благодарен вам!
— Моя благодарность не имеет (не знает)
границ!
Совет, предложение:
Нередко люди, особенно наделенные
властью, считают необходимым
высказывать свои предложения, советы
в категорической форме:
— Все (вы) обязаны (должны)…
— Вам непременно следует поступить
так…
— Категорически (настойчиво) советую
(предлагаю) сделать…
Советы, предложения, высказанные в такой
форме, похожи на приказание или
распоряжение и не всегда рождают желание
следовать им, особенно если разговор
происходит между коллегами одного
ранга. Побуждение к действию советом,
предложением может быть выражено в
деликатной, вежливой или нейтральной
форме:
— Разрешите (позвольте) дать вам совет
(посоветовать вам)…
— Разрешите предложить вам…
— (Я) хочу (мне хотелось бы, мне хочется)
посоветовать (предложить) вам…
— Я посоветовал бы (предложил бы) вам…
-
Я советую (предлагаю) вам…
Обращение с просьбой должно быть
деликатным, предельно вежливым, но без
излишнего заискивания:
— Сделайте одолжение, выполните (мою)
просьбу…
— Если вам не трудно (вас это не
затруднит)…
— Не сочтите за труд, пожалуйста,
отнесите…
— (Не) могу ли я попросить вас…
— (Пожалуйста), (очень вас прошу) разрешите
мне…. Просьба может быть выражена с
некоторой категоричностью:
— Настоятельно (убедительно, очень)
прошу вас (тебя)…
Согласие, разрешение формулируется
следующим образом:
— (Сейчас, незамедлительно) будет сделано
(выполнено).
— Пожалуйста (разрешаю, не возражаю).
— Согласен отпустить вас.
— Согласен, поступайте (делайте) так,
как вы считаете нужным.
При отказе используются выражения:
— (Я) не могу (не в силах, не в состоянии)
помочь (разрешить, оказать содействие)…
— (Я) не могу (не в силах, не в состоянии)
выполнить вашу просьбу.
— В настоящее время это (сделать)
невозможно.
— Поймите, сейчас не время просить
(обращаться с такой просьбой),
— Простите, ко мы (я) не можем (могу)
выполнить вашу просьбу.
— Я вынужден запретить (отказать, не
разрешить).
Немаловажным компонентом речевого
этикета является комплимент. Тактично
и вовремя сказанный, он поднимает
настроение у адресата, настраивает
его на положительное отношение к
оппоненту. Комплимент говорится в начале
разговора, при встрече, знакомстве
или во время беседы, при расставании.
Комплимент всегда приятен. Опасен только
неискренний комплимент, комплимент
ради комплимента, чрезмерно восторженный
комплимент.
Комплимент относится к внешнему виду,
свидетельствует об отличных
профессиональных способностях
адресата, его высокой нравственности,
дает общую положительную оценку:
— Вы хорошо (отлично, прекрасно,
превосходно, великолепно, молодо)
выглядите.
— Вы (так, очень) обаятельны (умны,
сообразительны, находчивы, рассудительны,
практичны).
— Вы хороший (отличный, прекрасный,
превосходный) партнер (компаньон).
— Вы умеете хорошо (прекрасно) руководить
(управлять) людьми, организовывать
их.
Задание 176. Проиграйте предложенные
ролевые ситуации. При обсуждении
выполненного задания обратите
внимание на поведение его участников,
их мимику, жесты, интонацию, соблюдение
этикетно-речевых правил.
а) Вы — учащийся 11-го класса. Вам
необходимо обратиться с просьбой к
директору, преподавателю, одному из
родителей, товарищу.
б) Вы — председатель молодежной
организации «Турист». К вам пришел: ваш
соученик, незнакомый юноша (девушка),
мастер спорта, представитель фирмы
«Спорт»).
в) Вы — работник администрации. Вам
необходимо по телефону попросить:
— ветерана Великой Отечественной войны
принять участие в празднике;
— ученого из университета выступить в
колледже с лекцией;
— руководителя фирмы помочь благоустроить
спортивную площадку.
Введенская Л.А., Колесников Н.П. Культура речи
7.2. Формулы речевого этикета
Любой акт общения имеет начало, основную часть и заключительную. Если адресат незнаком субъекту речи, то общение начинается со знакомства. При этом оно может происходить непосредственно и опосредованно. По правилам хорошего тона не принято вступать в разговор с незнакомым человеком и самому представляться. Однако бывают случаи, когда это необходимо сделать.
Этикет предписывает следующие формулы:
— Разреши(те) с вами (с тобой) познакомиться.
— Я хотел бы с вами (с тобой) познакомиться.
— Позволь(те) с вами (с тобой) познакомиться.
— Позволь(те) познакомиться.
— Давай(те) познакомимся.
— Будем знакомы.
— Хорошо бы познакомиться.
При посещении паспортного стола, общежития, приемной комиссии учебного заведения, какого-либо учреждения, конторы, когда предстоит разговор с официальным лицом, необходимо ему представиться, используя одну из формул:
— Позвольте (разрешите) представиться.
— Моя фамилия Колесников.
— Я Павлов.
— Мое имя Юрий Владимирович.
— Николай Колесников.
— Анастасия Игоревна.
Если же посетитель не называет себя, тогда тот, к кому пришли, сам спрашивает:
— Как ваша (твоя) фамилия?
— Как ваше (твое) имя, отчество?
— Как ваше (твое) имя?
— Как вас (тебя) зовут?
Официальные и неофициальные встречи знакомых, а иногда и незнакомых людей начинаются с приветствия.
В русском языке основное приветствие — здравствуйте. Оно восходит к старославянскому глаголу здравствовать, что означает «быть здравым», т. е. здоровым. Глагол здравствовать в давние времена имел и значение «приветствовать» (ср.: здороваться), о чем свидетельствует текст «Онежской былины»: «Как приходит Илья тут Муромец, а здравствует он князя с княгинею». Следовательно, в основе этого приветствия содержится пожелание здоровья. Впервые приветствие здравствуй встречается в «Письмах и бумагах Петра Великого 1688-1701».
Наряду с этой формой распространено приветствие, указывающее на время встречи:
— Доброе утро!
— Добрый день!
— Добрый вечер!
Помимо общеупотребительных приветствий существуют приветствия, которые подчеркивают радость от встречи, уважительное отношение, желание общения:
— (Очень) рад вас видеть (приветствовать)!
— Разрешите (позвольте) вас приветствовать.
— Добро пожаловать!
— Мое почтение.
Среди военнослужащих принято приветствовать словами:
— Здравия желаю!
По этому приветствию узнают военных в отставке.
Задание 172. Напишите, как вы приветствуете своих родных, друзей, преподавателей, соседей, директора. Напишите, с каким приветствием обращаются к вам близкие, соученики, соседи, учителя, знакомые.
Задание 173. Напишите, как вы считаете, есть ли зависимость между характером человека, его воспитанием, положением в обществе, настроением и теми формулами приветствий, которые он использует? Аргументируйте свой ответ.
Задание 174. Скажите, влияют ли особенности ситуации, встречи на выбор приветствия? Иллюстрируйте ответ примерами.
Задание 175. Познакомьтесь с приветствиями и скажите, какие из них заключают в себе дополнительную информацию и какую?
— Здравствуйте, уважаемый Анатолий Евгеньевич!
— Здравствуй, Толик!
— Здрасьте!
— Здорово!
— Добрый день!
— Привет.
— Приветик.
— Приветствую вас!
— Рад вас приветствовать!
— Разрешите приветствовать вас.
— Разрешите поприветствовать вас.
— Какая радость!
— Какая встреча!
— Ну и встреча!
— Кого я вижу!
— Ба! Кого я вижу!
— Какая неожиданность!
— Ты ли это?!
Приветствие часто сопровождается рукопожатием, которое может даже заменять вербально выраженное приветствие.
Однако следует знать: если встречаются мужчина и женщина, то мужчина должен выждать, когда женщина протянет руку для пожатия, иначе он только делает легкий поклон,
Невербальным эквивалентом приветствия, когда встретившиеся отдалены друг от друга, служит поклон головой; покачивание сжатыми в ладонях руками, слегка приподнятыми и вытянутыми перед грудью вперед; для мужчин — чуть-чуть приподнятая над головой шляпа.
Речевой этикет приветствий предусматривает и характер поведения, т. е, очередность приветствия. Первыми приветствуют:
— мужчина — женщину;
— младший (младшая) по возрасту — старшего (старшую);
— младшая по возрасту женщина — мужчину, который значительно старше ее;
— младший по должности — старшего;
— член делегации — ее руководителя (независимо от того, сбоя делегация или зарубежная).
Начальным формулам общения противостоят формулы, используемые в конце общения. Это формулы расставания, прекращения общения. Они выражают:
— пожелание: Всего вам доброго (хорошего)! До свидания;
— надежду на новую встречу: До вечера (завтра, субботы). Надеюсь, мы расстаемся ненадолго. Надеюсь на скорую встречу;
— сомнение в возможности еще раз встретиться; понимание, что расставание будет надолго: Прощайте! Вряд ли удастся еще раз встретиться. Не поминаете лихом.
После приветствия обычно завязывается деловой разговор. Речевой этикет предусматривает несколько зачинов, которые обусловлены ситуацией.
Наиболее типичны три ситуации: 1) торжественная; 2) скорбная; 3) рабочая, деловая.
К первой относятся государственные праздники, юбилеи предприятия и сотрудников; получение наград; открытие спортивного зала; презентация и т. д.
По любому торжественному поводу, знаменательному событию следуют приглашения и поздравления. В зависимости от обстановки (официальной, полуофициальной, неофициальной) пригласительные и поздравительные клише меняются.
Приглашение:
— Позвольте (разрешите) пригласить вас…
— Приходите на праздник (юбилей, встречу…), будем рады (встретить вас).
— Приглашаю вас (тебя)…
Если необходимо выразить неуверенность в уместности приглашения или неуверенность в принятии адресатом приглашения, тогда оно выражается вопросительным предложением:
— Я могу (могу ли, не могу ли, можно ли, нельзя ли) пригласить вас… Поздравление:
— Разрешите (позвольте) поздравить вас с…
— Примите мои (самые) сердечные (теплые, горячие, искренние) поздравления…
— От имени (по поручению)… поздравляем…
— От (всей) души (всего сердца) поздравляю…
— Сердечно (горячо) поздравляю…
Скорбная ситуация связана со смертью, гибелью, убийством, стихийным бедствием, терактами, разорением, ограблением и другими событиями, приносящими несчастье, горе.
В таком случае выражается соболезнование. Оно не должно быть сухим, казенным. Формулы соболезнования, как правило, стилистически приподняты, эмоционально окрашены:
— Разрешите (позвольте) выразить (вам) мои глубокие (искренние) соболезнования.
— Приношу (вам) мои (примите мои, прошу принять мои) глубокие (искренние) соболезнования.
— Я вам искренне (глубоко, сердечно, от всей души) соболезную.
— Скорблю вместе с вами.
— Разделяю (понимаю) вашу печаль (ваше горе, несчастье).
Наиболее эмоционально-экспрессивны выражения:
— Какое (большое, непоправимое, ужасное) горе (несчастье) обрушилось на вас!
— Какая большая (невосполнимая, ужасная) утрата постигла вас!
— Какое горе (несчастье) обрушилось на вас!
В трагической, скорбней или неприятной ситуации люди нуждаются в сочувствии, утешении. Этикетные формулы сочувствия, утешения рассчитаны на разные случаи и имеют различное назначение.
Утешение выражает сопереживание:
— (Как) я вам сочувствую!
— (Как) я вас понимаю!
Утешение сопровождается уверением в благополучном исходе:
— Я вам (так) сочувствую, но, поверьте мне (но я так уверен), что все кончится хорошо!
— Не впадайте в отчаяние (не падайте духом). Все (еще) изменится (к лучшему).
— Все будет в порядке!
— Все это изменится (обойдется, пройдет)! Утешение сопровождается советом:
— Не нужно (надо) (так) волноваться (беспокоиться, расстраиваться, огорчаться, переживать, страдать).
— Вы не должны терять самообладание (голову, выдержку).
— Нужно (надо) успокоиться (держать себя в руках, взять себя в руки).
— Вы должны надеяться на лучшее (выбросить это из головы).
Перечисленные зачины (приглашение, поздравление, соболезнование, утешение, выражение сочувствия) не всегда переходят в деловое общение, иногда ими разговор и заканчивается.
В повседневной деловой обстановке (деловая, рабочая ситуация) также используются формулы речевого этикета. Например, при подведении итогов учебного года, при определении результатов участия в выставках, при организации различных мероприятий, встреч возникает необходимость кого-то поблагодарить или, наоборот, вынести порицание, сделать замечание. На любой работе, в любой организации у кого-то может появиться необходимость дать совет, высказать предложение, обратиться с просьбой, выразить согласие, разрешить, запретить, отказать кому-то.
Приведем речевые клише, которые используются в данных ситуациях.
Выражение благодарности:
— Позвольте (разрешите) выразить (большую, огромную) благодарность Николаю Петровичу Быстрову за отлично (прекрасно) организованную выставку.
— Фирма (дирекция, ректорат) выражает благодарность всем сотрудникам (преподавательскому составу) за…
— Должен выразить учащимся 10а класса (свою) благодарность за…
— Позвольте (разрешите) выразить большую (огромную) благодарность…
За оказание какой-либо услуги, за помощь, важное сообщение, подарок принято благодарить словами:
— Я благодарен вам за то, что…
— (Большое, огромное) спасибо вам (тебе) за…
— (Я) очень (так) благодарен вам! Эмоциональность, экспрессивность выражения благодарности усиливается, если сказать:
— Нет слов, чтобы выразить вам (мою) благодарность!
— Я до такой степени благодарен вам, что мне трудно найти слова!
— Вы не можете себе представить, как я благодарен вам!
— Моя благодарность не имеет (не знает) границ!
Совет, предложение:
Нередко люди, особенно наделенные властью, считают необходимым высказывать свои предложения, советы в категорической форме:
— Все (вы) обязаны (должны)…
— Вам непременно следует поступить так…
— Категорически (настойчиво) советую (предлагаю) сделать…
Советы, предложения, высказанные в такой форме, похожи на приказание или распоряжение и не всегда рождают желание следовать им, особенно если разговор происходит между коллегами одного ранга. Побуждение к действию советом, предложением может быть выражено в деликатной, вежливой или нейтральной форме:
— Разрешите (позвольте) дать вам совет (посоветовать вам)…
— Разрешите предложить вам…
— (Я) хочу (мне хотелось бы, мне хочется) посоветовать (предложить) вам…
— Я посоветовал бы (предложил бы) вам…
— Я советую (предлагаю) вам…
Обращение с просьбой должно быть деликатным, предельно вежливым, но без излишнего заискивания:
— Сделайте одолжение, выполните (мою) просьбу…
— Если вам не трудно (вас это не затруднит)…
— Не сочтите за труд, пожалуйста, отнесите…
— (Не) могу ли я попросить вас…
— (Пожалуйста), (очень вас прошу) разрешите мне…. Просьба может быть выражена с некоторой категоричностью:
— Настоятельно (убедительно, очень) прошу вас (тебя)…
Согласие, разрешение формулируется следующим образом:
— (Сейчас, незамедлительно) будет сделано (выполнено).
— Пожалуйста (разрешаю, не возражаю).
— Согласен отпустить вас.
— Согласен, поступайте (делайте) так, как вы считаете нужным.
При отказе используются выражения:
— (Я) не могу (не в силах, не в состоянии) помочь (разрешить, оказать содействие)…
— (Я) не могу (не в силах, не в состоянии) выполнить вашу просьбу.
— В настоящее время это (сделать) невозможно.
— Поймите, сейчас не время просить (обращаться с такой просьбой),
— Простите, ко мы (я) не можем (могу) выполнить вашу просьбу.
— Я вынужден запретить (отказать, не разрешить).
Немаловажным компонентом речевого этикета является комплимент. Тактично и вовремя сказанный, он поднимает настроение у адресата, настраивает его на положительное отношение к оппоненту. Комплимент говорится в начале разговора, при встрече, знакомстве или во время беседы, при расставании. Комплимент всегда приятен. Опасен только неискренний комплимент, комплимент ради комплимента, чрезмерно восторженный комплимент.
Комплимент относится к внешнему виду, свидетельствует об отличных профессиональных способностях адресата, его высокой нравственности, дает общую положительную оценку:
— Вы хорошо (отлично, прекрасно, превосходно, великолепно, молодо) выглядите.
— Вы (так, очень) обаятельны (умны, сообразительны, находчивы, рассудительны, практичны).
— Вы хороший (отличный, прекрасный, превосходный) партнер (компаньон).
— Вы умеете хорошо (прекрасно) руководить (управлять) людьми, организовывать их.
Задание 176. Проиграйте предложенные ролевые ситуации. При обсуждении выполненного задания обратите внимание на поведение его участников, их мимику, жесты, интонацию, соблюдение этикетно-речевых правил.
а) Вы — учащийся 11-го класса. Вам необходимо обратиться с просьбой к директору, преподавателю, одному из родителей, товарищу.
б) Вы — председатель молодежной организации «Турист». К вам пришел: ваш соученик, незнакомый юноша (девушка), мастер спорта, представитель фирмы «Спорт»).
в) Вы — работник администрации. Вам необходимо по телефону попросить:
— ветерана Великой Отечественной войны принять участие в празднике;
— ученого из университета выступить в колледже с лекцией;
— руководителя фирмы помочь благоустроить спортивную площадку.
Задание 1. Напишите, как вы приветствуете сво их родных, друзей, преподавателей, соседей, директо ра. Напишите, с каким приветствием обращаются к вам близкие, соученики, соседи, учителя, знакомые.
Задание 5. Напишите, как вы считаете, есть ли зависимость между характером человека, его воспита нием, положением в обществе, настроением и теми формулами приветствий, которые он использует? Ар гументируйте свой ответ.
Задание 6. Скажите, влияют ли особенности си туации, встречи на выбор приветствия? Иллюстрируй те ответ примерами.
Задание 7. Познакомьтесь с приветствиями и ска жите, какие из них заключают в себе дополнительную информацию и какую?
— Здравствуйте, уважаемый Анатолий Евгенье вич!
— Здравствуй, Толик!
— Здрасьте!
— Здорово!
— Добрый день!
— Привет.
— Приветик.
— Приветствую вас!
— Рад вас приветствовать!
— Разрешите приветствовать вас.
— Разрешите поприветствовать вас.
— Какая радость!
— Какая встреча!
— Кого я вижу!
— Ба! Кого я вижу!
— Какая неожиданность!
— Ты ли это?!
Задание 1. Напишите, как вы приветствуете сво их родных, друзей, преподавателей, соседей, директо ра. Напишите, с каким приветствием обращаются к вам близкие, соученики, соседи, учителя, знакомые.
Задание 5. Напишите, как вы считаете, есть ли зависимость между характером человека, его воспита нием, положением в обществе, настроением и теми формулами приветствий, которые он использует? Ар гументируйте свой ответ.
Задание 6. Скажите, влияют ли особенности си туации, встречи на выбор приветствия? Иллюстрируй те ответ примерами.
Задание 7. Познакомьтесь с приветствиями и ска жите, какие из них заключают в себе дополнительную информацию и какую?
— Здравствуйте, уважаемый Анатолий Евгенье вич!
— Здравствуй, Толик!
— Здрасьте!
— Здорово!
— Добрый день!
— Привет.
— Приветик.
— Приветствую вас!
— Рад вас приветствовать!
— Разрешите приветствовать вас.
— Разрешите поприветствовать вас.
— Какая радость!
— Какая встреча!
— Кого я вижу!
— Ба! Кого я вижу!
— Какая неожиданность!
— Ты ли это?!