1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского литературного критика Виссариона Григорьевича Белинского: «Нравственность человека видна в его отношении к слову».
Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «„О, волшебная сила искусства!..” — шептала Елена Сергеевна, задыхаясь от хохота»
Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
3. Как Вы понимаете значение слова СМЕКАЛКА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое смекалка?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающие Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
(1)Дементьев был рад случайной встрече со своей бывшей учительницей Еленой Сергеевной. (2)На её расспросы радостно поведал, что работает в театре актёром. (3)И тут же начал выведывать про жизнь самой Елены Сергеевны.
– (4)Я хорошо… (5)Комнату новую дали… (6)В двухкомнатной квартире… (7)Просто рай, – произнесла учительница упавшим под конец голосом.
– (8)Так что не так? (9)Ведь что-то есть, я чувствую. (10)Лифта нет или кто-нибудь хамит? (11)Управдом? (12)Соседи?
– (13)Соседи, – призналась Елена Сергеевна, – понимаешь, они как-то сразу поставили себя хозяевами новой квартиры. (14)Выкинули из кухни мой столик. (15)В ванной заняли все вешалки и крючки, мне негде повесить полотенце. (16)Газовые горелки всегда заняты, и бывает, что жду по часу, чтобы вскипятить чай… (17)Я не умею с ними справиться… (18)Ну не в милицию же идти?
– (19)Хамство в чистом виде, – сказал Дементьев, и глаза у него стали недобрыми, – давайте адрес! (20)Я сегодня вечером к вам зайду. (21)Только ничему не удивляйтесь и подыграйте. (22)Попробуем на ваших троглодитах волшебную силу искусства!
(23)Вечером в дверь позвонили.
(24)Мадам Мордатенкова неспешно отворила. (25)Перед ней, засунув ручки в брючки, стоял невысокий человек в кепочке. (26)На нижней, влажной и отвисшей его губе сидел окурок.
– (27)Ты Сергеева? – хрипло спросил он.
– (28)Нет, – сказала шокированная всем его видом Мордатенкова, – Сергеева – это соседка.
– (29)Наплевать. (30)Давай проводи! – ответила кепочка.
(31)Оскорблённое достоинство Мордатенковой двинулось в глубь квартиры и указало на дверь в комнату.
(32)Незнакомец, не постучавшись, вошёл. (33)Дверь осталась неприкрытой. (34)Мордатенкова слышала каждое слово развязного пришельца.
– (35)Значит, это вы повесили бумажку насчёт обмена?
– (36)Да, – послышался сдержанный голос Елены Сергеевны.
– (37)А мою-то конурёнку видела? (38)Я те честно: я бы сам ни в жисть не поменялся. (39)Сама посуди: у мине там два корешка. (40)Когда ни надумаешь, всегда на троих можно сообразить. (41)Но, понимаешь, мне метры нужны. (42)Метры!
– (43)Конечно.
– (44)Вот то-то и оно! – хрипел голос в кепочке. – (45)Теперь причина номер два: Витька. (46)Младший. (47)Ему седьмой пошёл. (48)Носится по всей квартире, словно ракета. (49)Ему место надо! (50)Он вот на прошлой неделе затеял запуск спутника на Марс, чуть всю квартиру не спалил!
(51)Ему простор нужен. (52)А здесь? (53)Ступай в коридор и жги чего хошь! (54)Зачем ему в комнате поджигать? (55)Ваши коридоры просторные, это для
меня плюс!
– (56)Плюс, конечно.
– (57)Так что я согласен. (58)Показывайте квартиру!
(59)Непоколебимый, как танк, он двинулся в коридор. (60)Подобно лани метнулась Мордатенкова в свою комнату, где за столом сидел её супруг перед кастрюлей пельменей.
– (61)Харитон, – просвистела мадам, – там бандит какой-то пришёл, насчёт обмена с соседкой – надо воспрепятствовать!..
(62)Мордатенков пулей выскочил в коридор. (63)Там, словно только его и дожидаясь, уже стоял мужчина с окурком. (64)Он рассуждал:
– (65)Здесь сундук поставлю, здесь своего брательника на пол пьяного ежели чего положу на тряпку, чтоб проспался…(66)Ведь это он только пьяный скандалит. (67)Мол, перережет всех.
(68)Мордатенковы в ужасе переглянулись.
– (69)А вот тут в ванной огурцов насолим на зиму. (70)Умываться и на кухне можно. (71)И где тут кухонный столик-то?
– (72)У меня нет своего стола, – внятно сказала Елена Сергеевна, – соседи его выставили.
– (73)Эти, что ли?! – он небрежно ткнул в сторону Мордатенковых. – (74)Ах, буржуи недорезанные! (75)Жена моя вам глаза-то живо выцарапает, только слово поперёк пикни!
– (76)Ну, вы тут не очень, – просипел Мордатенков.
– (77)Молчи, старый таракан, – прервал его человек в кепочке, – в лоб захотел, да? (78)А я с тобой разберусь! (79)А я-то ещё сомневался, меняться или нет. (80)Да я за твоё нахальство из прынцыпа переменюсь! (81)Баушк! – он повернулся к Елене Сергеевне. – (82)Пиши скорее заявление на обмен! (83)У меня душа горит на этих подлецов!
(84)Хлопнула дверь. (85)Наступила мертвая тишина. (86)А через час…
(87)Толстый Мордатенков пригласил Елену Сергеевну на кухню. (88)Там стоял новенький кухонный столик. (89)Сказал, что это подарок. (90)Позвал к ним смотреть телевизор вечером.
– (91)Зина, – крикнул он в коридор, – завтра пойдёшь в молочную, так
не забудь Елене Сергеевне кефиру да хлеба захватить.
– (92)Ну, что вы, – сказала Елена Сергеевна, – я сама!..
– (93)Ничего, – строго сказал Мордатенков и снова крикнул в коридор:
– (94)Зинулик! (95)И когда придёшь – постираешь ей, что нужно… (96)Не в силах сдержать смех, Елена Сергеевна бросилась к себе в комнату.
– (97)О, волшебная сила искусства!.. (98)Ну надо же было догадаться!” — приговаривала счастливая Елена Сергеевна.
(по В.Ю. Драгунскому*)
* Виктор Юзефович Драгунский (1913–1972) — русский советский писатель, сценарист и драматург.
1
Анализ содержания текста.
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Мордатенков не боялся перечить незваному гостю и в конце концов выставил его за дверь.
2) После прихода переодетого Дементьева Мордатенковы постарались наладить отношения с учительницей и даже подарили Елене Сергеевне новый кухонный столик.
3) Елена Сергеевна была бывшей соседкой Дементьева.
4) Мордатенковы были шокированы видом и поведением незваного гостя.
5) Елена Сергеевна пожаловалась Дементьеву на то, что её комната слишком маленькая.
2
Анализ средств выразительности.
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнение.
1) Непоколебимый, как танк, он двинулся в коридор.
2) Подобно лани метнулась Мордатенкова в свою комнату, где за столом сидел её супруг перед кастрюлей пельменей.
3) На нижней, влажной и отвисшей его губе сидел окурок.
4) Просто рай, — произнесла учительница упавшим под конец голосом.
5) Носится по всей квартире, словно ракета.
3
Лексический анализ.
Найдите в тексте синоним к слову ХОХОТ (предложение 97). Выпишите cиноним.
4
1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского писателя Константина Георгиевича Паустовского: «По отношению каждого человека к своему языку, можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о гражданской ценности».
Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «„Ну надо же было догадаться!” — приговаривала счастливая Елена Сергеевна».
Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
3. Как Вы понимаете значение словосочетания СИЛА ИСКУССТВА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое сила искусства?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающие Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из
Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Спрятать пояснение
Пояснение.
9.1 Русская пословица гласит: «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты». Действительно, каждый человек выбирает то общество, в котором ему будет комфортно, в котором его будут понимать, а он будет понимать окружающих. Чем более притязателен человек в своих требованиях и понимании жизни, чем выше его моральные, нравственные качества, тем более высокого уровня его окружение. «Не хлебом единым жив человек» — сказано о тех, кто стремится жить высокими идеалами.
В тексте Виктора Драгунского актер Дементьев проявил свою гражданскую позицию: он не смог пройти мимо хамства соседей Елены Сергеевны, потому и решился сам сыграть хама. Его речь в новом образе грубая, беспардонная, отталкивающая: «(37)А мою-то конурёнку видела? (38)Я те честно: я бы сам ни в жисть не поменялся. (39)Сама посуди: у мине там два корешка. (40)Когда ни надумаешь, всегда на троих можно сообразить. (41)Но, понимаешь, мне метры нужны. (42)Метры!» Конечно, услышав такое, вряд ли кому-то придёт в голову назвать автора этих высказываний человеком культурным, нравственным, с собственной гражданской позицией.
Иное ощущение складывается у нас о самом Дементьеве, когда он узнает от Елены Сергеевны о поведении Мордатенковых. Отрывистость и эмоциональность его монолога, передаваемая односложными предложениями, восклицательными предложениями, свидетельствует о том, что человек переживает несправедливость, не хочет мириться с этой несправедивостью: «– (19)Хамство в чистом виде, – сказал Дементьев, и глаза у него стали недобрыми, – давайте адрес! (20)Я сегодня вечером к вам зайду. (21)Только ничему не удивляйтесь и подыграйте. (22)Попробуем на ваших троглодитах волшебную силу искусства!»
Таким образом, на примере приведенного текста подтверждается высказывание Виссариона Григорьевича Белинского: «Нравственность человека видна в его отношении к слову».
9.2 Героиня текста Виктора Драгунского – интеллигентная женщина, она не может отвечать хамством на хамство, поэтому для неё неожиданностью стало решение её ученика: попробовать с хамами справиться их же методами. Дементьев смог очень правдоподобно сыграть хама, потому что хороший актер. Об этом говорится в финале текста.
В предложениях под номерами 18—22 указывается на неожиданное решение ученика Елены Сергеевны. А в предложениях 87-94 находим подтверждение тому, что находка Дементьева сработала. Актер, используя свой талант сценического преображения, смог помочь Елене Сергеевне справиться с хамством и наглостью соседей. Так искусство послужило решению совершенно «земной» проблемы.
Таким образом, нам удалось подтвердить, что искусство обладает великой силой.
9.3 Смекалка — это сообразительность, способность быстро оценить ситуацию и предпринять правильные действия в зависимости от этой ситуации.
В тексте Виктора Драгунского Дементьев проявил смекалку, придумав, как помочь своей учительнице. В предложениях под номерами 18—22 указывается на неожиданное решение ученика Елены Сергеевны. А в предложениях 87-94 находим подтверждение тому, что находка Дементьева сработала. Актер, используя свой талант сценического преображения, смог помочь Елене Сергеевне справиться с хамством и наглостью соседей.
Однажды мы с друзьями, возвращаясь из школы, заметили маленького котенка, который залез на дерево и жалобно мяукал, потому что не мог спуститься. Ствол дерева был гладким, забраться на него по веткам было невозможно. Тогда мой приятель Витька предложил, чтобы двое из нас встали рядом, а он как самый высокий заберётся к нам на плечи и попытается достать котенка. Так мы и сделали. Не без труда, но котенка удалось снять с дерева. Так смекалка нашего товарища помогла справиться с неожиданно возникшей проблемой.
В традициях русского народа уважение к смекалке. Неслучайно многие герои наших народных сказок справляются с неразрешимыми задачами, проявляя смекалку – нестандартный подход к преодолению возникающих на их пути проблем.
Спрятать критерии
Критерии проверки:
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
---|---|
С1К1: Наличие обоснованного ответа | |
Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Фактических ошибок, связанных с пониманием тезиса, нет |
2 |
Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Допущена 1 фактическая ошибка, связанная с пониманием тезиса |
1 |
Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Допущено 2 и более фактических ошибок, связанных с пониманием тезиса, ИЛИ тезис не доказан, ИЛИ дано рассуждение вне контекста задания, ИЛИ тезис доказан на бытовом уровне |
0 |
С1К2: Наличие примеров-аргументов | |
Экзаменуемый привёл 2 примера-аргумента из текста, верно указав их роль в тексте |
3 |
Экзаменуемый привёл 2 примера-аргумента из текста, но не указал их роль в тексте, ИЛИ привёл 2 примера-аргумента из текста, указав роль в тексте одного из них, ИЛИ привёл 1 пример-аргумент из текста, указав его роль в тексте |
2 |
Экзаменуемый привёл 1 пример-аргумент из текста, не указав его роль в тексте |
1 |
Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента, иллюстрирующего тезис, ИЛИ экзаменуемый привёл примеры-аргументы не из прочитанного текста |
0 |
С1К3: Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения | |
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: — логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; — в работе нет нарушений абзацного членения текста |
2 |
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, НО допущена 1 логическая ошибка, И/ИЛИ в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста |
1 |
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, НО допущено более 1 логической ошибки, И/ИЛИ имеется 2 случая нарушения абзацного членения текста |
0 |
С1К4: Композиционная стройность работы | |
Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет |
2 |
Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, НО допущена 1 ошибка в построении текста |
1 |
В работе допущено 2 и более ошибок в построении текста |
0 |
Максимальный балл | 9 |
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
---|---|
С2К1: Понимание смысла фрагмента текста | |
Экзаменуемый дал верное объяснение содержания фрагмента. Ошибок в интерпретации нет |
2 |
Экзаменуемый дал в целом верное объяснение содержания фрагмента, НО допустил одну ошибку в его интерпретации |
1 |
Экзаменуемый дал неверное объяснение содержания фрагмента текста ИЛИ экзаменуемый допустил две или более ошибки при интерпретации содержания фрагмента текста ИЛИ объяснение содержания фрагмента в работе экзаменуемого отсутствует |
0 |
С2К2: Наличие примеров-иллюстраций | |
Экзаменуемый привёл два примера-иллюстрации из текста, которые соответствуют объяснению содержания данного фрагмента |
3 |
Экзаменуемый привёл один пример-иллюстрацию из
текста, соответствующий объяснению содержания данного фрагмента |
2 |
Экзаменуемый привёл пример(ы) не из прочитанного текста |
1 |
Экзаменуемый не привёл ни одного примера-иллюстрации, объясняющего содержание данного фрагмента, ИЛИ экзаменуемый привёл в качестве примера-иллюстрации данную в задании цитату или её часть |
0 |
С2К3: Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения | |
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: — логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; — в работе нет нарушений абзацного членения текста |
2 |
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, НО допущена 1 логическая ошибка, И/ИЛИ в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста |
1 |
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, НО допущено более 1 логической ошибки, И/ИЛИ имеется 2 случая нарушения абзацного членения текста |
0 |
С2К4: Композиционная стройность | |
Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет |
2 |
Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, НО допущена 1 ошибка в построении текста |
1 |
В работе допущено 2 и более ошибок в построении текста |
0 |
Максимальный балл | 9 |
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
---|---|
С3К1: Толкование значения слова (выражения) | |
Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение и прокомментировал его |
2 |
Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение, НО не прокомментировал его |
1 |
Экзаменуемый дал неверное определение ИЛИ толкование слова (выражения) в работе экзаменуемого отсутствует |
0 |
С3К2: Наличие примеров-аргументов | |
Экзаменуемый привёл два примера-аргумента: один пример-аргумент приведён из прочитанного текста, а другой — из жизненного опыта ИЛИ экзаменуемый привёл два примера-аргумента из прочитанного текста |
3 |
Экзаменуемый привёл один пример-аргумент из прочитанного текста | 2 |
Экзаменуемый привёл пример(ы)-аргумент(ы) из жизненного опыта |
1 |
Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента |
0 |
С3К3: Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения | |
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: — логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; — в работе нет нарушений абзацного членения текста |
2 |
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, НО допущена 1 логическая ошибка, И/ИЛИ в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста |
1 |
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, НО допущено более 1 логической ошибки, И/ИЛИ имеется 2 случая нарушения абзацного членения текста |
0 |
С3К4: Композиционная стройность | |
Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет |
2 |
Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, НО допущена 1 ошибка в построении текста |
1 |
В работе допущено 2 и более ошибок в построении текста |
0 |
Максимальный балл | 9 |
Критерии оценки грамотности и фактической
точности речи экзаменуемого |
Баллы |
---|---|
ГК1: Соблюдение орфографических норм | |
Орфографических ошибок нет, или допущено не более 1 ошибки |
2 |
Допущено 2–3 ошибки |
1 |
Допущено 4 и более ошибки |
0 |
ГК2 Соблюдение пунктуационных норм | |
Пунктуационных ошибок нет, или допущено не более 2 ошибок |
2 |
Допущено 3–4 ошибки |
1 |
Допущено 5 и более ошибок |
0 |
ГК3 Соблюдение грамматических норм | |
Речевых ошибок нет, или допущено не более 2 ошибок |
2 |
Допущено 3–4 ошибки |
1 |
Допущено 5 и более ошибок |
0 |
ГК4 Соблюдение речевых норм | |
Речевых ошибок нет, или допущено не более 2 ошибок |
2 |
Допущено 3–4 ошибки |
1 |
Допущено 5 и более ошибок |
0 |
ФК1 Фактическая точность письменной речи | |
Фактических ошибок в изложении материала, а также в понимании и употреблении терминов нет |
2 |
Допущена 1 ошибка в изложении материала или в употреблении терминов |
1 |
Допущено 2 и более ошибок в изложении материала или в употреблении терминов |
0 |
Максимальный балл | 10 |
Обновлено: 05.03.2023
Из Берендеева в детский дом стала ходить повариха, хорошая, ласковая женщина Аграфена Ивановна; никогда к детям она не придёт с пустыми руками.
Женщина она бездетная, муж пропал без вести на фронте. Поплакала, люди утешили: не одна она ведь такая осталась на свете.
(1)Из Берендеева в детский дом стала ходить повариха, хорошая, ласковая женщина Аграфена Ивановна; никогда к детям она не придёт с пустыми руками.
(2)Женщина она бездетная, муж пропал без вести на фронте. (З)Поплакала, люди утешили: не одна она ведь такая осталась на свете.
(4)Очень полюбилась этой вдове в детдоме одна девочка, Валя, — маленькая, тонкая, личико всегда удивлённое, будто молоденькая козочка. (5)С этой девочкой стала Аграфена Ивановна отдельно прогуливаться, сказки ей сказывала, сама утешалась ею, конечно, как дочкой, и мало-помалу стала подумывать, не взять ли и вправду её себе навсегда в дочки. (6)На счастье Аграфены Ивановны, маленькая Валя после болезни вовсе забыла своё прошлое в Ленинграде: и где там жила, и какая там у неё была мама, и кто папа. (7)Все воспитательницы в один голос уверяли, что не было случая, когда бы Валя хоть один раз вспомнила что-либо из своего прошлого.
(8)Вы только посмотрите, — говорили они, на её личико: не то она чему-то удивляется, не то вслушивается, не то вспоминает. (9)Она уверена, что вы её настоящая мама. (10)Берите её и будьте счастливы.
(11)То-то вот и боюсь, — отвечала Аграфена Ивановна, что она удивлённая и как будто силится что-то вспомнить; возьму её, а она вдруг вспомнит, что ж тогда?
(12)Повариха целый месяц крепилась, не заглядывала в детский дом. (13)Но, конечно, дома, в своём жёлтом домике в Берендееве, тосковала по дочке, плакала, а девочка тоже не могла утешиться ничем: мама её бросила! (14)А когда повариха не выдержала и опять пришла с гостинцами — вот была встреча!
(22)Козочка удивилась, прислушалась, стала кругом озираться, что-то узнавать, вспоминать.
— (23)А где же клеточка? — вдруг спросила она.
— (25)С маленькой птичкой. (26)Вот тут висела.
(27)Не успела ответить, а Валя опять:
— Вот тут столик был, и на нём куколки мои.
— (28)Погоди, — вспомнила Аграфена Ивановна, — сейчас я их достану.
(29)Достала свою хорошую куклу из сундука.
— (30)Это не та, не моя!
(31)И вдруг у маленькой Козочки что-то сверкнуло в глазах: в этот миг, верно, девочка и вспомнила своё ленинградское прошлое.
— (32)Мама, — закричала она, — это не ты!
(35)Когда пластинка кончилась и соловей перестал петь, вдруг и Аграфена Ивановна своё что-то вспомнила, заголосила и упала к столу. (З6)Она то поднимет от стола голову, то опять уронит, и стонет, и всхлипывает. (37)Эта беда пересилила Валино горе, девочка обнимает её, теребит и повторяет:
— Мамочка, милая, перестань! (38)Я всё вспомнила, я тебя тоже люблю, ты же теперь моя настоящая мама.
(39)И две женщины, большая и маленькая, обнимаясь, понимали друг друга, как равные.
(По М. М. Пришвину)
Диалог – это разговор двух или нескольких лиц. По мнению лингвиста Г.Я. Солганика, жесты, мимика и интонация помогают лучше понять диалогическую речь. Докажем это утверждение с помощью примеров из текста.
Действительно, жесты, мимика, интонация служат важным дополнением для диалогической речи, именно поэтому в художественном тексте автор уделяет этому такое большое внимание.
Аграфена Ивановна – несчастная бездетная женщина, чей муж пропал на фронте без вести. Конечно, она была одинокой и находила отдушину, приходя в детский дом и заботясь о сироте Вале. В предложениях 15-18 мы узнаём о том, что повариха была счастлива, когда привезла в свой дом маленькую девочку.
Валя пережила блокаду Ленинграда и не помнила своих родителей. Но когда она оказывается в доме у Аграфены Ивановны, воспоминания возвращаются, что доказывают предложения 31-32. В глубине души девочка очень сильно переживала и тосковала по своим родителям, но теперь она готова полюбить эту милосердную женщину так же сильно, как любила бы родную мать.
Таким образом, обе героини почувствовали, что нужны друг другу. В такие минуты взаимопонимания и любви люди и ощущают себя счастливыми.
9.3 Как Вы понимаете значение слова СЧАСТЬЕ?
В чём заключается счастье? Каждый человек ответит на этот вопрос по-своему, потому что универсального определения не существует. Одно можно сказать точно: когда люди счастливы, они наслаждаются каждым мгновением и не чувствуют себя одинокими.
Задание 9 № 24508
Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
(1)Дементьев был рад случайной встрече со своей бывшей учительницей Еленой Сергеевной. (2)На её расспросы радостно поведал, что работает в театре актёром. (3)И тут же начал выведывать про жизнь самой Елены Сергеевны.
– (4)Я хорошо… (5)Комнату новую дали. (6)В двухкомнатной квартире. (7)Просто рай, – произнесла учительница упавшим под конец голосом.
– (8)Так что не так? (9)Ведь что-то есть, я чувствую. (10)Лифта нет или кто-нибудь хамит? (11)Управдом? (12)Соседи?
– (19)Хамство в чистом виде, – сказал Дементьев, и глаза у него стали недобрыми, – давайте адрес! (20)Я сегодня вечером к вам зайду. (21)Только ничему не удивляйтесь и подыграйте. (22)Попробуем на ваших троглодитах волшебную силу искусства!
(23)Вечером в дверь позвонили.
(24)Мадам Мордатенкова неспешно отворила. (25)Перед ней, засунув ручки в брючки, стоял невысокий человек в кепочке. (26)На нижней, влажной и отвисшей его губе сидел окурок.
– (27)Ты Сергеева? – хрипло спросил он.
– (28)Нет, – сказала шокированная всем его видом Мордатенкова, – Сергеева – это соседка.
– (29)Наплевать. (30)Давай проводи! – ответила кепочка.
(31)Оскорблённое достоинство Мордатенковой двинулось в глубь квартиры и указало на дверь в комнату.
(32)Незнакомец, не постучавшись, вошёл. (33)Дверь осталась неприкрытой. (34)Мордатенкова слышала каждое слово развязного пришельца.
– (35)Значит, это вы повесили бумажку насчёт обмена?
– (36)Да, – послышался сдержанный голос Елены Сергеевны.
– (37)А мою-то конурёнку видела? (38)Я те честно: я бы сам ни в жисть не поменялся. (39)Сама посуди: у мине там два корешка. (40)Когда ни надумаешь, всегда на троих можно сообразить. (41)Но, понимаешь, мне метры нужны. (42)Метры!
– (44)Вот то-то и оно! – хрипел голос в кепочке. – (45)Теперь причина номер два: Витька. (46)Младший. (47)Ему седьмой пошёл. (48)Носится по всей квартире, словно ракета. (49)Ему место надо! (50)Он вот на прошлой неделе затеял запуск спутника на Марс, чуть всю квартиру не спалил!
(51)Ему простор нужен. (52)А здесь? (53)Ступай в коридор и жги чего хошь! (54)Зачем ему в комнате поджигать? (55)Ваши коридоры просторные, это для
– (57)Так что я согласен. (58)Показывайте квартиру!
(59)Непоколебимый, как танк, он двинулся в коридор. (60)Подобно лани метнулась Мордатенкова в свою комнату, где за столом сидел её супруг перед кастрюлей пельменей.
– (61)Харитон, – просвистела мадам, – там бандит какой-то пришёл, насчёт обмена с соседкой – надо воспрепятствовать.
(62)Мордатенков пулей выскочил в коридор. (63)Там, словно только его и дожидаясь, уже стоял мужчина с окурком. (64)Он рассуждал:
– (65)Здесь сундук поставлю, здесь своего брательника на пол пьяного ежели чего положу на тряпку, чтоб проспался…(66)Ведь это он только пьяный скандалит. (67)Мол, перережет всех.
(68)Мордатенковы в ужасе переглянулись.
– (69)А вот тут в ванной огурцов насолим на зиму. (70)Умываться и на кухне можно. (71)И где тут кухонный столик-то?
– (72)У меня нет своего стола, – внятно сказала Елена Сергеевна, – соседи его выставили.
– (73)Эти, что ли?! – он небрежно ткнул в сторону Мордатенковых. – (74)Ах, буржуи недорезанные! (75)Жена моя вам глаза-то живо выцарапает, только слово поперёк пикни!
– (76)Ну, вы тут не очень, – просипел Мордатенков.
– (77)Молчи, старый таракан, – прервал его человек в кепочке, – в лоб захотел, да? (78)А я с тобой разберусь! (79)А я-то ещё сомневался, меняться или нет. (80)Да я за твоё нахальство из прынцыпа переменюсь! (81)Баушк! – он повернулся к Елене Сергеевне. – (82)Пиши скорее заявление на обмен! (83)У меня душа горит на этих подлецов!
(84)Хлопнула дверь. (85)Наступила мертвая тишина. (86)А через час.
(87)Толстый Мордатенков пригласил Елену Сергеевну на кухню. (88)Там стоял новенький кухонный столик. (89)Сказал, что это подарок. (90)Позвал к ним смотреть телевизор вечером.
– (91)Зина, – крикнул он в коридор, – завтра пойдёшь в молочную, так
не забудь Елене Сергеевне кефиру да хлеба захватить.
– (92)Ну, что вы, – сказала Елена Сергеевна, – я сама.
– (93)Ничего, – строго сказал Мордатенков и снова крикнул в коридор:
– (94)Зинулик! (95)И когда придёшь – постираешь ей, что нужно. (96)Не в силах сдержать смех, Елена Сергеевна бросилась к себе в комнату.
– (97)О, волшебная сила искусства. (98)Ну надо же было догадаться!” — приговаривала счастливая Елена Сергеевна.
(по В.Ю. Драгунскому*)
* Виктор Юзефович Драгунский (1913–1972) — русский советский писатель, сценарист и драматург.
Задание 6 № 24505
Анализ содержания текста.
1) Мордатенков не боялся перечить незваному гостю и в конце концов выставил его за дверь.
2) После прихода переодетого Дементьева Мордатенковы постарались наладить отношения с учительницей и даже подарили Елене Сергеевне новый кухонный столик.
3) Елена Сергеевна была бывшей соседкой Дементьева.
4) Мордатенковы были шокированы видом и поведением незваного гостя.
5) Елена Сергеевна пожаловалась Дементьеву на то, что её комната слишком маленькая.
1) Мордатенков не боялся перечить незваному гостю и в конце концов выставил его за дверь. − Противоречит предложению 68.
2) После прихода переодетого Дементьева Мордатенковы постарались наладить отношения с учительницей и даже подарили Елене Сергеевне новый кухонный столик. − Подтверждается предложениями 87-89.
3) Елена Сергеевна была бывшей соседкой Дементьева. − Противоречит содержанию текста − Елена Сергеевна была учительницей, а не соседкой Дементьева
4) Мордатенковы были шокированы видом и поведением незваного гостя. − Подтверждается предложениями 28, 68.
5) Елена Сергеевна пожаловалась Дементьеву на то, что её комната слишком маленькая. − Противоречит содержанию текста − Елена Сергеевна жаловалась на соседей, а не на размер комнаты.
Задание 7 № 24506
Анализ средств выразительности.
1) Непоколебимый, как танк, он двинулся в коридор.
2) Подобно лани метнулась Мордатенкова в свою комнату, где за столом сидел её супруг перед кастрюлей пельменей.
3) На нижней, влажной и отвисшей его губе сидел окурок.
4) Просто рай, — произнесла учительница упавшим под конец голосом.
5) Носится по всей квартире, словно ракета.
Сравнение — сопоставление одного предмета или явления с другим.
1) Непоколебимый, как танк, он двинулся в коридор.
2) Подобно лани метнулась Мордатенкова в свою комнату, где за столом сидел её супруг перед кастрюлей пельменей.
5) Носится по всей квартире, словно ракета.
Задание 8 № 24507
Лексический анализ.
Найдите в тексте синоним к слову ХОХОТ (предложение 97). Выпишите cиноним.
Синонимы − слова, близкие по значению.
Смех (предложение 96).
Задание 9 № 24517
Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Таким образом, нам удалось подтвердить, что искусство обладает великой силой.
15.3 Искусство — это все самое прекрасное, что создано руками и разумом человека. Великолепие природного мира своей нерукотворной красотой сподвигает человека с помощью таланта запечатлеть неповторимость моментов жизни. Дух захватывает, когда стараешься разумом охватить всё, сотворенное гениями, сохраненное и продолженное их потомками и последователями. Сейчас невозможно представить себе, что нашу жизнь не сопровождало бы искусство, творчество.
Без искусства наша жизнь была бы тусклой, грустной и обыденной. Поэтому, низкий поклон талантливым мастерам прошлого, настоящего и будущего, которые своим творчеством наполняют нашу жизнь ощущением сопричастности к великому.
Выполните задания к упр. 79 на с. 106-107.
Выполните задание 1-10 на с. 106-107.
Домашнее задание: выполните задания
(1) Вот зазвенел сушняк, захрустел снег. (2)Это через сугробы по лунной дорожке пробираются дымчато-серые лоси. (3)В поисках пищи приходится шагать им по глубокому снегу в юго-восточном направлении. (4)Трудно искать пищу зимой!
(5)Весна, но золотисто-красное солнышко придет в тайгу только в апреле.
1) Снег захрустел (предложение 1)
2) Это пробираются (предложение 2)
3) Им приходится (предложение 3)
4) Трудно (предложение 4)
5) Весна (предложение 5)
Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
В такие летние сумерки(1) хорошо войти в сухие сени(2) в низкие комнаты (3)с только что вымытыми полами(4) где уже горят лампы(5) и за открытыми окнами шумит от падающих капель(6) и дико пахнет заброшенный сад.
1) (далеко) НЕ ИНТЕРЕСНАЯ (книга) — НЕ пишется раздельно с причастиями, если есть зависимые от причастия слова.
2) (девочка) РУМЯНА — в наречии пишется столько же -Н-, сколько в слове, от которого оно образовано.
3) КОСНУТЬСЯ (темы) — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от суффикса.
4) (дом) СТРОЯЩИЙСЯ — в причастии, образованном от глагола I спряжения, пишется суффикс -ЯЩ-.
5) (отрезать) ПОЛ-ЛИМОНА — слова, начинающиеся с Л, пишутся с ПОЛ- через дефис.
Анализ содержания текста.
1) У Елены Сергеевны были прекрасные отношения с соседями.
2) После прихода переодетого Дементьева Мордатенковы постарались наладить отношения с учительницей и даже подарили Елене Сергеевне новый кухонный столик.
3) Дементьев был бывшим учеником Елены Сергеевны.
4) Елена Сергеевна пожаловалась Дементьеву на то, что ей хамил управдом.
5) Гость вёл себя очень нагло, поэтому Мордатенков выгнал его из квартиры.
(1)Дементьев был рад случайной встрече со своей бывшей учительницей Еленой Сергеевной. (2)На её расспросы радостно поведал, что работает в театре актёром. (3)И тут же начал выведывать про жизнь самой Елены Сергеевны.
– (4)Я хорошо… (5)Комнату новую дали. (6)В двухкомнатной квартире. (7)Просто рай, – произнесла учительница упавшим под конец голосом.
– (8)Так что не так? (9)Ведь что-то есть, я чувствую. (10)Лифта нет или кто-нибудь хамит? (11)Управдом? (12)Соседи?
– (19)Хамство в чистом виде, – сказал Дементьев, и глаза у него стали недобрыми, – давайте адрес! (20)Я сегодня вечером к вам зайду. (21)Только ничему не удивляйтесь и подыграйте. (22)Попробуем на ваших троглодитах волшебную силу искусства!
(23)Вечером в дверь позвонили.
(24)Мадам Мордатенкова неспешно отворила. (25)Перед ней, засунув ручки в брючки, стоял невысокий человек в кепочке. (26)На нижней, влажной и отвисшей его губе сидел окурок.
– (27)Ты Сергеева? – хрипло спросил он.
– (28)Нет, – сказала шокированная всем его видом Мордатенкова, – Сергеева – это соседка.
– (29)Наплевать. (30)Давай проводи! – ответила кепочка.
(31)Оскорблённое достоинство Мордатенковой двинулось в глубь квартиры и указало на дверь в комнату.
(32)Незнакомец, не постучавшись, вошёл. (33)Дверь осталась неприкрытой. (34)Мордатенкова слышала каждое слово развязного пришельца.
– (35)Значит, это вы повесили бумажку насчёт обмена?
– (36)Да, – послышался сдержанный голос Елены Сергеевны.
– (37)А мою-то конурёнку видела? (38)Я те честно: я бы сам ни в жисть не поменялся. (39)Сама посуди: у мине там два корешка. (40)Когда ни надумаешь, всегда на троих можно сообразить. (41)Но, понимаешь, мне метры нужны. (42)Метры!
– (44)Вот то-то и оно! – хрипел голос в кепочке. – (45)Теперь причина номер два: Витька. (46)Младший. (47)Ему седьмой пошёл. (48)Носится по всей квартире, словно ракета. (49)Ему место надо! (50)Он вот на прошлой неделе затеял запуск спутника на Марс, чуть всю квартиру не спалил!
(51)Ему простор нужен. (52)А здесь? (53)Ступай в коридор и жги чего хошь! (54)Зачем ему в комнате поджигать? (55)Ваши коридоры просторные, это для
– (57)Так что я согласен. (58)Показывайте квартиру!
(59)Непоколебимый, как танк, он двинулся в коридор. (60)Подобно лани метнулась Мордатенкова в свою комнату, где за столом сидел её супруг перед кастрюлей пельменей.
– (61)Харитон, – просвистела мадам, – там бандит какой-то пришёл, насчёт обмена с соседкой – надо воспрепятствовать.
(62)Мордатенков пулей выскочил в коридор. (63)Там, словно только его и дожидаясь, уже стоял мужчина с окурком. (64)Он рассуждал:
– (65)Здесь сундук поставлю, здесь своего брательника на пол пьяного ежели чего положу на тряпку, чтоб проспался…(66)Ведь это он только пьяный скандалит. (67)Мол, перережет всех.
(68)Мордатенковы в ужасе переглянулись.
– (69)А вот тут в ванной огурцов насолим на зиму. (70)Умываться и на кухне можно. (71)И где тут кухонный столик-то?
– (72)У меня нет своего стола, – внятно сказала Елена Сергеевна, – соседи его выставили.
– (73)Эти, что ли?! – он небрежно ткнул в сторону Мордатенковых. – (74)Ах, буржуи недорезанные! (75)Жена моя вам глаза-то живо выцарапает, только слово поперёк пикни!
– (76)Ну, вы тут не очень, – просипел Мордатенков.
– (77)Молчи, старый таракан, – прервал его человек в кепочке, – в лоб захотел, да? (78)А я с тобой разберусь! (79)А я-то ещё сомневался, меняться или нет. (80)Да я за твоё нахальство из прынцыпа переменюсь! (81)Баушк! – он повернулся к Елене Сергеевне. – (82)Пиши скорее заявление на обмен! (83)У меня душа горит на этих подлецов!
(84)Хлопнула дверь. (85)Наступила мертвая тишина. (86)А через час.
(87)Толстый Мордатенков пригласил Елену Сергеевну на кухню. (88)Там стоял новенький кухонный столик. (89)Сказал, что это подарок. (90)Позвал к ним смотреть телевизор вечером.
– (91)Зина, – крикнул он в коридор, – завтра пойдёшь в молочную, так
не забудь Елене Сергеевне кефиру да хлеба захватить.
– (92)Ну, что вы, – сказала Елена Сергеевна, – я сама.
– (93)Ничего, – строго сказал Мордатенков и снова крикнул в коридор:
– (94)Зинулик! (95)И когда придёшь – постираешь ей, что нужно. (96)Не в силах сдержать смех, Елена Сергеевна бросилась к себе в комнату.
– (97)О, волшебная сила искусства. (98)Ну надо же было догадаться!” — приговаривала счастливая Елена Сергеевна.
* Виктор Юзефович Драгунский (1913–1972) — русский советский писатель, сценарист и драматург.
Сочинение на тему: Смекалка. Сочинения, анализ и мораль басен. Русский язык и литература школьнику
Сочинение 1
Перед тем как написать коротко сочинение на тему смекалки, надо с начало узнать, что это такое. И так, как говорят
смекалка только присуща человеку, хотя уже не раз доказано, что животным это умение это качество тоже знакомо.
Например пример из того, что ворона найдя в саду орехи, не знала как их разбить, все кидания ореха с высоты не увенчались успехом. Тогда ворона взяла орех, пришла на оживленную трассу со светофором, дождалась зеленый свет,
положила орех на дорогу и улетела обратно на обочину. Когда загорелся опять зеленый свет, она вернулась на дорогу,
спокойно съела раздавленный машинами орех. То есть птица поняла, как можно добиться результата с помощью смекалки.
Исходя из этого, можно сказать то, что не у всех людей есть смекалка, в прочем как и у животных. Но если она существует, то и человеку и животному смекалка очень помогает в жизненных ситуациях.
Сочинение 2
Что такое смекалка? Смекалка — умение человека быстро находить выход из любой жизненной ситуации. Смекалка очень важна и нужна человеку, для того, чтобы всегда быть в выигрыше и уметь думать на шаг впереди.
В произведении Виктора Драгунского был показан герой Дементьев, который сообразил как можно помочь своей учительнице, которой попались наглые соседи. Специально для них он сделал вид, что собирается меняться комнатами с Еленой Сергеевной, и, ведя себя по-хамски, показал, что не стоит так нахально обращаться со своей сожительницей. Неудивительно, что его метод помог, и отношения у учительницы с соседями действительно стали лучше. Этот пример показывает, что хорошую смекалку можно использовать не только для своей выгоды, но и для выгоды своих близких.
Сочинение 3
Попробую и я в этом сочинении коснуться вечности, ответив на один из таких вопросов. Что такое смекалка? Я думаю, что это понятие означает некое уникальное, исключительное свойство человеческого ума, а точнее совокупность некоторых его составляющих — способности к разносторонней оценке ситуации и максимально быстрому принятию оптимального решения, наиболее верного порядка предстоящих действий.
Явным и выразительным примером может послужить вся жизнь и рабочая деятельность знаменитого российского и советского хирурга, ученого, профессора, религиозного деятеля, доктора медицинских наук и богословия — Луки (Валентина) Войно-Ясенецкого. Будучи врачом, он мог единолично принимать за месяц около четырёхсот пациентов, поток людей был просто ошеломляющий, поскольку все люди: простые и знатные — были наслышаны о таланте знаменитого доктора.
Будучи в разных ссылках, в основном в самых отдаленных уголках Советского Союза, и не всегда в городах, очень часто в беднейших селах: Турханске, Енисейске, Плохино, Большой Мурте, Чите, Золотоноше, Красноярске — Лука Войно-Ясенецкий, почти всегда работал в больницах без необходимых санитарных условий, медицинского оборудования и даже без операционных инструментов. А в его практике числится значительное количество сложнейших операций того времени: эктомия верхней челюсти, возвращение зрения при катаракте и трахоме, остановки маточных кровотечений. И каждый раз, каждый день он должен был мгновенно принимать единственно правильные решения, проявлять смекалку в критических условиях, во время выполнения операций разного уровня.
Действия, которые он принимал в долю секунды, находясь в неизменном напряжении, могли спасти или погубить в один момент человеческую жизнь. Как не назвать это свойство ума уникальным? Впрочем, оно не было природным качеством Валентина Феликсовича, он развивал этот навык на протяжении многих лет, проводя тысячи исследований и хирургических вмешательств. Посмертная слава стала доказательством роли смекалки в человеческой жизни.
Читайте также:
- Краткое сочинение урбанизация за и против
- Сочинение про времена года на казахском языке
- Поиск истины важнее чем обладание ею сочинение
- Высшим результатом образования является терпимость сочинение
- Отличие школы от университета сочинение на английском
Другие вопросы по Русскому языку
По какому признаку можно разбить числа на две группы: а)724,537,126,731,928,122,936,632 б)737,888,333,212,445,999,111,887…
Русский язык
27.02.2019 17:20
Составьте предложения 1) lives, in, my, moscow, close, now, friend. 2) as a rule, the, spends, he, his, at, holidays, seaside 3) sunday, very, am, i, on, busy 4) often, helps, when…
Русский язык
28.02.2019 17:40
Знаешь правильный ответ?
2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «„Ну надо же был…
Вопросы по предметам
Случайные вопросы
Популярные вопросы
- .(Термин советизация означает: а)восстановление в…26.02.2019 18:20
- Из ряда чисел выбери то, в записи которого отсутст…27.02.2019 13:30
- .(Лексический разбор слова «древние». вопросы 1.ка…28.02.2019 00:20
- Вянваре было 14 солнечных дней, в феврале на 6 дне…28.02.2019 19:40
- Деление с остатком: 5 / 6 28 / 30 2 / 9…01.03.2019 15:40
- Решите уравнение 6871+p/121=7000 (как может получи…02.03.2019 09:10
- Нужно сочинение «любовь сильнее смерти» до 20: 00…03.03.2019 02:00
- Вархеологических раскопках древнего города участво…03.03.2019 06:40
- Среди участников юношеской спартакиады легкоатлето…04.03.2019 06:10
- Карбонат кальция, оксид магния, золото, оксид серы…06.03.2019 18:20
Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Алка ничего ему не ответила, осторожно взяла цветы, словно они впрямь были изо льда и могли разбиться, и вдруг астры отразились в её милых от удивления девчоночьих глазах».
«Алка ничего ему не ответила, осторожно взяла цветы, словно они впрямь были изо льда и могли разбиться, и вдруг астры отразились в её милых от удивления девчоночьих глазах», — такими словами заканчивает текст В.И. Одноралов. Смысл финальных строк я понимаю так. Андрей Лысов обидел Аллу Иванову. КОГДА ОБ ЭТОМ УЗНАЛ ЕГО дед, то заставил внука извиниться перед ней, подарив цветы, пахнувшие горелой листвой и снегом, подчёркивающие робость мальчика, его доброе отношение к девочке, которую он нечаянно обидел. Приведу примеры, доказывающие это.
Во-первых, влюблённый в одноклассницу, Андрейка не знал, как выразить свои чувства симпатии и привязанности, поэтому начал дёргать Аллу за волосы. Когда об этом узнал Александр Клавдиевич, дед Андрея, он сказал, что за все совершённые поступки нужно нести ответственность, так что придётся извиняться (предложения 9, 24).
Во-вторых, мальчик с дедом купили астры и побрели по осеннему, грустному парку к Алкиному дому. При встрече «Андрейка кое-как промямлил извинения и сунул в руки потрясённой Алки» цветы (предложение 38). В мальчике присутствовали робость и растерянность, но он поступил правильно, об этом ему сказали «милые от удивления девчоночьи глаза».
Таким образом, поступок Андрея – это всего лишь попытка привлечь к себе внимание, показать испытываемые чувства симпатии, порывы юношеского сердца. А поведение деда говорит о его стремлении научить внука правильно выражать свои самые сокровенные чувства.
Юрша Александр, ученик С.Н.Мищенко
Текст 3
(1)У дверей стояло трое ребятишек: две девочки и мальчик. (2)Дед догадался, что они одноклассники внука.
– (3)Андрей Лысов тут живёт? – спросила полноватая девочка.
– (4)Тут, – признался дед.
– (5)Мы пришли высказать ему осуждение, – продолжила девочка.
(6)Дед и внук стояли рядом и на сто процентов были роднёй: круглолицые, голубоглазые. (7)Наверное, поэтому часть Андрейкиной вины само собой переходила на деда.
– (8)У нас в дневнике всё записано, – сказала толстушка и передала тетрадку Александру Клавдиевичу.
– (9)«Дёргал Аллу Иванову за волосы», – грустно прочитал дед.
– (10)А ещё, когда Иванова заплакала, он обозвал её мокрой цаплей,
а извиняться не стал, – сказал мальчик.
(11)Когда ребята ушли, дед обратился к внуку:
– (12)Так зачем же ты эту Аллу за косу дёргал?
– (13)Так просто, – буркнул мальчик.
– (14)А я вот знаю и зачем, и почему! (15)Она тебе нравится, а на тебя, противного троечника, внимания не обращает. (16)Так, что ли?
(17)Сломленный дедовой проницательностью, внук заговорил:
– (18)Мы же раньше с ней дружили! (19)А теперь она всё: Толик да Толик. (20)Я раньше её дёрну – она меня книжкой – хлоп! (21)И обоим смешно! (22)А сейчас чуть-чуть тронешь – как плакса плачет…
(23)Дед слушал его внимательно, прищурив глаза.
– (24)Извиняться тебе перед ней придётся, и так, чтобы это отложилось в садовой твоей голове надолго. (25)Мы сейчас идём к ней, ты извиняешься и даришь ей цветы, а иначе миру между нами не бывать.
(26)Миром с дедом внук дорожил, и поэтому он понял, что не миновать ему ни извинения, ни цветов.
(27)В его голове плохо запечатлелось, как в магазине они купили пахнущие горелой листвой и снегом астры, как брели по осеннему парку прямо к Алкиному дому.
(28)Перед выходом из парка дед остановился, они сели на скамейку.
– (29)Небось, никогда девчонкам цветы не дарил? (30)Ты хоть посмотри, что даришь.
– (31)Чего смотреть, на болонок похожи, – убитым тоном сказал внук.
– (32)Нет, болонка – собака глупая и трусливая, а эти чистые, гордые, как изо льда, и ведь смелые, до самого снега на клумбах стоят.
(33)Мальчик взглянул на цветы и подумал: «И правда, какие чистые… ледянистые…»
(34)Вся встреча с Алкой Ивановой пронеслась в смятенной душе Андрейки, словно вихрь.(35)Уже перед самой дверью он рванулся было, чтобы котёнком прыснуть вниз. (36)Но дед кратко сказал: «Не трусь!» – и поставил его рядом с собой.
(37)Дверь открыла Алла. (38)Андрейка кое-как промямлил извинения
и сунул в руки потрясённой Алки астры:
– (39)Это тебе… эти ледянистые…
(40)Алка ничего ему не ответила, осторожно взяла цветы, словно они впрямь были изо льда и могли разбиться, и вдруг астры отразились в её милых от удивления девчоночьих глазах.
(По В.И. Одноралову)*
ОГЭ Русский язык. Подготовка к выполнению задания 9.2. Образцы сочинений-рассуждений на основе прочитанного текста. Текст № 3 (по О. Павловой). Цитаты из пособия «ОГЭ. Русский язык. 600 экзаменационных сочинений на «отлично» / Г. Т. Егораева. — М.: Издательство Экзамен» использованы в учебных целях.
9.2. Сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста.
Текст № 3 (по О. Павловой)
Задание 9.2. Сочинение-рассуждение
Прочитайте текст.
Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Мы еще мало знали о жизни, но интуитивно — жадными умами — догадывались: лишь увесистое ожерелье из неповторимых, на всю катушку прожитых дней детства может стать достойным оберегом от взросления, которого чудом избежал мой отец. И которое не пощадило мою учительницу, влепившую мне за пропуск физкультуры размашистую двойку».
Приведите в сочинении 2 (два) аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объем сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Образцы сочинений:
Сочинение 1
Я так понимаю финал текста: у каждого ребенка должно быть детство, полное приключений, новых открытий, иногда даже отступлений от правил, чтобы он вырос человеком,
умеющим ценить прекрасное в жизни и радоваться простым вещам.
Ведь именно поход в лес, ради которого был прогулян урок физкультуры, остался в памяти рассказчика. В его жизни был не один десяток дней первого снега, но самым ярким оказался тот, который стал пропуском в мир «мальчишеской охоты за зимними приключениями» и дорогой к титулу «короля дворовых историй».
Кроме того, кажется, что именно в этот день рассказчик увидел, какими разными могут быть взрослые. Одни, как его отец, с детства хранят в душе «оберег от взросления» и иногда позволяют своим детям пропустить урок физкультуры ради обретения новых открытий. Другие же, как учительница, не могут принять никаких объяснений этому и наказывают за проступок двойкой. Это противопоставление в финале текста позволяет понять, что такое «оберег от взросления».
Уверен, что этот «оберег» рассказчик передаст и своим детям, подарив им много незабываемых дней, полных интересных рассказов и неожиданных добрых открытий.
Сочинение 2
На мой взгляд, финал анализируемого текста означает следующее: чтобы сохранить ощущение чуда в душе ребенка, обязательно нужно «на всю катушку» прожить как можно больше дней детства. Тогда память о них, а также энергия этих дней никогда не угаснут в сердце, благодаря им оно не зачерствеет с возрастом.
Рассказчик говорит, что дни, достойные стать частью «оберега», должны быть «неповторимыми». Что это значит? Это дни, когда можно не ложиться рано спать (предл. 10), пропустить физкультуру (предл. 24), когда что-то давно знакомое, например, ближайший лес, открывается с неожиданной стороны и дарит «десятки бесценных открытий». Трудно не согласиться с тем, что о таких днях мечтает каждый ребенок!
Наверняка у отца рассказчика был тот самый невидимый «оберег». Ведь он сохранил способность искренне радоваться первому снегу, предвкушать грядущее приключение с сыном (предл. 14, 16). Более того, простое «Первый снег, сына!» он преподносит как веский аргумент к мысли о том, что можно пропустить физкультуру. Этот довод как раз и не был принят учительницей, которую «не пощадило взросление».
Может быть, если бы каждый из нас имел такое ожерелье-оберег, о котором говорит рассказчик, мир был бы добрее, интереснее и ярче даже для самого серьезного взрослого!
Сочинение 3
В финале рассказа автор упоминает об «обереге от взросления», который был у его отца и которым, очевидно, не обладала учительница рассказчика. Как можно истолковать два заключительных предложения? По-моему, ответ прост: этот оберег — не что иное, как умение по-детски радоваться жизни, с неиссякаемым любопытством ребенка смотреть на мир, пренебрегать скучными правилами ради возможности отправиться в приключение, больше очередной пятерки ценить возможность стать «королем дворовых историй».
Приведу аргументы, доказывающие, что у отца рассказчика был такой оберег. Итак, он, как ребенок, был «зачарован» первым снегом, с детства помнил, что «нельзя пропускать ночь первого снега», с нетерпением школьника ждал нового дня, чтобы «с утра — первым делом на лыжи». Далеко не все родители переживают такие эмоции!
Кроме того, отец ставит себя на одну ступень с сыном, когда говорит «мы»: «дождались», «мама нас не добудится», словно он тоже мальчишка, который затаив дыхание ждет грядущего похода в лес.
А вот лишенная такого «ожерелья» учитель физкультуры не просто поставила прогул или обычную двойку. Двойка была «размашистой», как будто учительница не только не поняла причину прогула, но и осудила рассказчика. В ее взрослой жизни словно не осталось места для радостей детства.
Думаю, очень важно пронести через всю жизнь «копилку» счастливых дней, когда ты был ребенком. Они и станут «оберегом» от слишком серьезного отношения к жизни.
Все рекомендации по выполнению задания 9.2 ОГЭ.
ОГЭ Русский язык. Задание 9.2. Образцы написания сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста. Текст № 3 (по О. Павловой). Автор текста сочинений: Г. Т. Егораева.