1 августа 2019
В закладки
Обсудить
Жалоба
Сочинения к варианту №31 ОГЭ по русскому языку «36 вариантов. И.П. Цыбулько».
Сочинение 9.1
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современной писательницы Татьяны Никитичны Толстой: «Уменьшительно-ласкательные суффиксы — прекрасный инструмент, с помощью которого можно передать много оттенков смысла и настроения».
Современная писательница Татьяна Никитична Толстая считает так: «Уменьшительно-ласкательные суффиксы – прекрасный инструмент, с помощью которого можно передать много смысла и настроений». Докажем справедливость этого мнения на примерах из текста Евгения Ивановича Чарушина.
Перечитаем предложение 10, в котором говорится об удивительной курочке: «Пёстренькая такая, мохнатые лапки, а на голове чёрный хохолок – то поднимется колпачком, то ляжет». В этом предложении четыре слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, и все они имеют одну только цель: помочь нам осмыслить, как чудесны творения природы, и почувствовать радость от созерцания подобного великолепия.
«Давай-ка, Никитушка, поищем с тобою цыплят», — обращается рассказчик к сыну. Ласковое обращение к ребёнку отражает нежность и любовь, оно помогает осознать, как важно с самого детства приучать детей к доброте и ласке.
Вот мы и убедились, что Татьяна Никитична Толстая права, считая уменьшительно-ласкательные слова необходимым средством для передачи настроения и смысла.
Сочинение 9.2
Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл предложений 42, 43 текста:
«— Отдадим рябчихе, — говорит Никита.
Так мы и сделали».
В предложения 42 и 43 текста Е.И.Чарушина отражается основная мысль произведения. Здесь показан нравственный выбор в пользу утверждения жизни, сохранения счастья в мире.
Ради спасения своего малыша мама-рябчиха рискует собой, отвлекая собаку и уводя подальше от места, где прячется птенец. А люди нашли его и решают: что делать с ним? И прекрасно то, что решили оставить его жить: «Пролетел шагов пять, сел на землю да и с глаз пропал».
А в финале текста читаем о собаке и хитрой курочке: «Его, глупого, рябчиха ещё долго-долго обманывала, от дерева к дереву водила». И тут нам думается: усилия матери не напрасны, она вернётся к своему птенчику, а он там ждёт её, и снова в мире будет царить жизнь и счастье.
Правильный выбор сделали люди!
Сочинение 9.3
Как Вы понимаете значение слова ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ?
Человечность – это доброта, присущая только людям. Она проявляется в ситуациях нравственного выбора, когда между сохранением и разрушением выбирается первое.
В тексте Евгения Ивановича Чарушина именно такой выбор был сделан. Люди нашли маленького рябчонка, пока мать-рябчиха отвлекала собаку, полюбовались им, подержали в руках и отпустили: не стали забирать у матери её малыша. Семья рябчиков не была разрушена – в этом и проявляется человечность.
Совсем по-другому бывает в жизни. Однажды мы с друзьями подкармливали бездомную собаку с её щеночками. Это было для нас настоящим счастьем: каждый выносил что-нибудь вкусненькое, дружно мы шли к укромному местечку, часами наблюдали за нашими любимцами, устраивали уютный домик для них. Думаю, в эти моменты в наших душах рождалась человечность. Однажды приходим, а никого нет и всё разрушено.
Человечность не появляется сама по себе, она формируется на добрых примерах, подобных рассказу Е.И.Чарушина, и разрушается при столкновении с жестокостью и бездушием. А без человечности у человечества нет будущего, потому что только доброта поможет нам сохранить мир.
В тексте говорится о том, как рассказчик и маленький мальчик Никита (его братик или сын) нашли гнездо рябчика и в нём маленького птенчика. Люди взяли птенчика посмотреть и думали, что делать с ним дальше. Рябчонок просто умилил их: он был красивый, пушистый, очень забавный. В предложениях 33-37 приведено описание птенчика, по которому можно понять, как он понравился рассказчику. Но рассказчик думает, что, возможно, без матери птенчик не выдержит. Об этом говорится в предложении 41. Никита, хоть и маленький, понимает это и предлагает отпустить рябчонка. Он умеет любить животных и относиться к ним милосердно.
Рассказчик и Никита рады, что отпустили птенчика. Такой вывод можно сделать из предложения 47: они восхищаются тем, как ловко маленький рябчик сумел спрятаться, едва слетев с ладони.
Я думаю герои рассказа правильно поступили, отпустив птенчика Это был хороший добрый, поступок.
Основной Государственный Экзамен 2018-2019 учебный год. Официальный сайт. Открытый банк заданий. Русский язык. ФИПИ. ФГОС. ОРКСЭ. Школа России. 21 век. ГДЗ и Решебник для помощи ученикам и учителям.
На данной странице для школьников 9-го класса, мы предлагаем вам прочитать и бесплатно скачать несколько примеров и образцов сочинений из сборника Цыбулько по основной теме ЕГЭ, ГИА или ОГЭ-2019 по Русскому языку. Данное эссе, реферат или готовое школьное сочинение — рассуждение по плану покажет вашему 9-ти класснику, как лучше написать итоговое сочинение в школе на основном экзамене ОГЭ-2019. Все сочинения и изложения включают в себя тезис, доказательство, вывод, вступление, аргументы, описание и заключение с выводами. Здесь идет полный разбор произведения разных авторов с планом, а также можно прочитать краткое и полное описание или репортаж. Большое или краткое сочинение-пересказ на экзамене в школе вы сможете написать самостоятельно, прочитав краткие рассказы по данному сочинению — изложению. Основной учебник для подготовки сочинений: Цыбулько ОГЭ 2019 Русский язык. 36 вариантов.
Вариант. Ответы. 9 класс. Номер сочинение-рассуждения № 15.1, 15.2, 15.3
Скачать бесплатно учебник ОГЭ-2019. Русский язык. 36 вариантов. Цыбулько. ФИПИ
Сочинение ОГЭ 15.1. Все темы, клише, пример, шаблон, структура. 9 класс
Сочинение ОГЭ 15.2. Все темы, клише, пример, шаблон, структура. 9 клас
Сочинение ОГЭ 15.3. Все темы, клише, пример, шаблон, структура. 9 клас
Скачать бесплатно несколько вариантов экзаменационных сочинений
Скачать бесплатно аргументы из литературы для сочинения на экзамене
Задание 15.2 Как Вы понимаете смысл предложений 42-42: «- Отдадим рябчихе, — говорит Никита. Так мы и сделали»
Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Образец и пример краткого сочинения № 1 на тему: Отдадим рябчихе, — говорит Никита. Так мы и сделали . Как написать мини сочинение с планом. Примеры из жизни и произведения литературы с аргументами
В нескольких коротких фразах (предложения 42 — 43) Е. И. Чарушин показал, как человек должен обращаться с природой. Познавательный интерес к миру природы и бережное, осторожное, внимательное отношение ко всем живым существам нужно воспитывать в детях с малых лет. В рассказе приводится пример такого отношения.
Во-первых, Никита учится уважать животных за их ум и смекалку (предложения 23 — 26), когда рассказчик раскрывает ему хитрость рябчихи.
Во-вторых, мальчик сам принимает правильное решение — оставить птенца в гнезде. Как бы ни нравился ему рябчонок, он ценит жизнь птицы выше собственного любопытства (предложения 39 — 42).
Таким образом, Чарушин доносит до читателя мысль, что познавать мир лесных жителей нужно, не оказывая на него разрушающего влияния.
Читать далее…
.
По тексту 21
Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Но если после этого маленького рассказа вам приснится ночная весёлая игра музыкального ящика, звон дождевых капель, падающих в медный таз, ворчанье Фунтика, недовольного ходиками, и кашель добряка Гальвестона, то я буду думать, что рассказал вам всё это не напрасно».
Смысл финала текста я понимаю так: рассказчик, вдохновленный тем, что написал, надеется, что и мы, читатели, разбудив свое воображение, воочию увидим и услышим то, что творилось в старом доме. Приведу примеры из текста К.Г.Паустовского.
Во-первых, когда герои нашли старую шкатулку, они стали думать, что « мастер Гальвестон стал как бы одним из невидимых обитателей старого деревенского дома», порой им даже казалось, что они слышали « его хриплый кашель, когда он невзначай поперхнётся дымом из трубки». И все они напевали последнюю любимую песенку Гальвестона: Прощай, земля, корабль уходит в море! Прощай навек, мой тёплый отчий дом… Вот она, сила воображения!
Во-вторых, рассказчик надеется на то, что его читатели, подключив свою фантазию, будут слышать игру « музыкального ящика, звон дождевых капель, падающих в медный таз, ворчанье Фунтика, недовольного ходиками, и кашель добряка Гальвестона».
Таким образом, в нашей жизни могут происходить удивительные вещи, только нужно чуть-чуть разбудить свое воображение.
Миша
Отдадим Рябчихе Говорит Никита Сочинение 9.2
➡➡➡ ПОДРОБНЕЕ ЖМИТЕ ЗДЕСЬ!
Отдадим Рябчихе Говорит Никита Сочинение 9.2
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современной писательницы Татьяны Никитичны Толстой: «Уменьшительно-ласкательные суффиксы — прекрасный инструмент, с помощью которого можно передать много оттенков смысла и настроения».
Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл предложений 42, 43 текста:
«— Отдадим рябчихе, — говорит Никита.
Так мы и сделали».
Как Вы понимаете значение слова ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ?
В зале клуба столько рядов, сколько мест в каждом ряду. Если число рядов увеличить в два раза и уменьшить на 10 количество мест в каждом ряду, то число мест в зале увеличится на 300. Сколько рядов в зале?
169 дней
09 часов 51 минута 14 секунд
Вариант №31. ОГЭ-2020 | Сочинение 9.3
Сочинение на тему: «- Отдадим рябчихе , — говорит Никита.»
Сочинение на тему: «Я давно приметил в лесу одну полянку…»
Сочинение . Отдадим рябчихе — говорит Никита Так мы и сделали
Готовое сочинение 9.3 «Что такое человечность?» | сдам русский…
Сочинение Отец Имел Привычку
Измерение Силы Быстроты Выносливости Ловкости Гибкости Реферат
План Эссе По Философии
Роль Психологического Благополучия Курсовая Работа
Контрольные Работы По Алгебре 8 Класс Фгос
Напишите Сочинение-рассуждение. Объясните как вы понимаете смысл предложений 43-44 текста: <<И может случиться так что новые малыши забудут наше горе нашу радость наши слёзы! Так вот не давайте им забыть!
Пр видите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста подтверждающих ваши рассуждения
Приводя примеры указывайте номера нужных предложений или при меняйте цитирование
Объем сочинения должен составлять не менее 70 слов
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев то какая работа оценивается нулём баллов
Ответы
Автор ответа: ansagan03022007
5
Ответ:
а где тексты?
Объяснение:
или они только у меня не показываються
egor17102005:
<И может случиться так что новые малыши забудут наше горе нашу радость наши слёзы! Так вот не давайте им забыть!
Автор ответа: jakaklsofofoq
3
где тексты?????????????????!!????!??
egor17102005:
<И может случиться так что новые малыши забудут наше горе нашу радость наши слёзы! Так вот не давайте им забыть!
Интересные вопросы
Предмет: Химия,
автор: nadyapozhidaeva
Предмет: Алгебра,
автор: czarevairina1
В финале текста В.В. Бианки рассказчик, от лица которого ведется повествование, приходит к выводу о том, что птенец, которого он «подкинул» пересмешке, был благодарен ей. Смысл предложенной для анализа фразы можно объяснить следующим образом: птенец каменки, которого выкормила пересмешка, отблагодарил ее за заботу: пока она искала для него еду, «приемыш» помогал ей высиживать только отложенные яйца. Такое поведение «подкидыша» можно назвать желанием отблагодарить за данную ему заботу, без которой он бы погиб, птенец каменки хотел сделать такое же добро, как для него делала пересмешка, принявшая «чужое яйцо» как родное и выкормившая его до момента вылета из гнезда.
Доказать данные рассуждения можно с помощью примеров из прочитанного текста.
Во-первых, в тексте демонстрируется забота пеночки-пересмешки о птенце каменки. Несмотря на то что яйцо «подкидыша» было большим и светло-голубым, то есть непохожим на яйца пересмешки, птица приняла нового птенца. В предложениях 21-24 показано, что пересмешка заметила что-то неладное, когда рассказчик положил в гнездо еще одно яйцо: она «с недоверием разглядывала чужое голубое яйцо». Однако, несмотря ни на что, она «приняла чужое яйцо». В предложении 30 показано, что пересмешка находила для «приемыша» еду и выкармливала его. Рассказчик отмечал, что пересмешка успевала и высиживать собственные яйца, и выкармливать «приемыша» (предложение 34). Автор подчеркивает, что пересмешка не бросила в беде птенца, который нуждался в помощи. В тексте показано, что пересмешка заботилась о птенце каменки до тех пор, пока у того не появилась возможность самостоятельно вылететь из гнезда. Возможно, принять решение о помощи чужому птенцу пересмешка смогла в знак благодарности рассказчику, который не стал трогать ее родных птенчиков, на что может указывать предложение 18, где говорится о том, что пересмешка вела себя так, будто «умоляла не трогать ее гнезда».
Во-вторых, в тексте выражается мысль о том, что птенец каменки оценил заботу своей «новой мамы», поэтому решил отблагодарить ее. В предложении 42 говорится о том, что «приемыш» уже несколько вырос, что позволяло ему «покрывать своим тельцем чуть видные розовые яички». Рассказчик понял: «Пересмешка кормила приемыша – приемыш высиживал ее птенцов» (предложение 45). В предложениях 46-47 говорится о том, что каменка помогала пересмешке высиживать яйца до тех пор, пока они не вылупились. В этом заключалась благодарность «приемыша». Неважно, по какой причине пересмешка приняла решение выкормить «подкидыша», важно то, что она сделала это, и птенец каменки был действительно ей благодарен.
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что предложенная для анализа фраза из текста В.В. Бианки подчеркивает проявленную птенцом каменки по отношению к «новой матери» пересмешке заботу в знак благодарности за то, что она приняла его и выкормила, благодаря чему ему удалось выжить и вырасти до момента, когда можно было покинуть гнездо.
Вариант 7 — сочинения 9.1. и 9.3.:
3 сочинения к новому сборнику ОГЭ-2022 «36 типовых вариантов» под редакцией И. П. Цыбулько.
Мальчишки разорили гнездо каменки, разбили её яички. Из разбитых скорлупок выпали голые, слепенькие птенчики.
Только одно из шести яичек мне удалось отобрать у мальчишек целым.
9.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания писательницы Т.Н. Толстой: «Уменьшительно-ласкательные суффиксы – прекрасный инструмент, с помощью которого можно передать много оттенков смысла и настроения».
По мнению писательницы Т.Н. Толстой, уменьшительно-ласкательные суффиксы помогают передавать множество «оттенков смысла и настроения». Действительно, употребление в тексте слов с суффиксами субъективной оценки становится важнейшим средством выразительности. Приведём примеры, подтверждающие эти мысли.
Например, уже во 2 предложении мы находим несколько слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами: «скорлупок», «слепенькие», «птенчики». Это позволяет передать волнение и грусть, которые испытывает рассказчик, когда наблюдает за разорением гнезда каменки. Он очень сильно переживает и хочет спасти хотя бы одного птенца во что бы то ни стало.
В 43 предложении можно заметить слово «тельца». С помощью уменьшительно-ласкательного суффикса создаётся эффект контраста: «приёмыш» испытывал чувство благодарности к новой матери и теперь высиживал её птенцов, несмотря на то что сам был очень маленьким.
Рассказчик восхищается увиденным и выражает свои эмоции через уменьшительно-ласкательные суффиксы. Действительно, они помогают передать оттенки чувств и переживаний героев.
9.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете предложение 43: «Тогда я догадался, что приёмыш отблагодарил свою новую мать: теплотой своего тельца он грел её яички – высиживал ей птенцов».
Смысл приведённого фрагмента я понимаю так: птенец каменки благодарит пеночку-пересмешку и поэтому отвечает добром на добро. Иногда братья наши меньшие могут многому научить нас. Люди тоже должны относиться друг к другу с заботой и уважением.
В предложениях 17-19 говорится о том, что рассказчик решает помочь птенцу каменки, чьё гнездо разорили мальчики. Он положил голубое яйцо, которое ему удалось отобрать у хулиганов, к пересмешке. Герой не знал, к каким последствиям это может привести, но решил рискнуть, потому что не мог пройти мимо. Рассказчик – человек с добрым сердцем.
Из 40-42 предложений мы узнаём, что пересмешка приняла «приёмыша», а значит, усилия рассказчика не были напрасными. И в мире природы можно увидеть проявления заботы и доброты. Теперь каменка будет помогать пересмешке высиживать её птенцов.
Таким образом, в мире всё ещё есть место добрым поступкам, и каждый должен делать всё возможное, чтобы люди не забывали об этом.
9.3 Как Вы понимаете значение слова ДОБРОТА?
Почему так важно быть добрым? Доброта – это величайший дар, способность относиться друг к другу с любовью и желание сделать мир ярче и лучше. Приведём примеры из текста и художественной литературы, подтверждающие эти мысли.
Так, рассказчик совершает добрый поступок, потому что он сам по себе неравнодушный человек. Он спасает голубое яйцо каменки, гнездо которой разорили мальчишки, и подкидывает его пересмешке. В 30-31 предложениях говорится о том, что усилия рассказчика оказались ненапрасными. Он видит, как птицы заботятся друг о друге.
В рассказе А.И. Куприна «Чудесный доктор» также поднимается проблема доброго отношения, но уже не к животным, а к людям. Когда главный герой Мерцалов теряет смысл жизни, потому что не может прокормить своих детей, доктор Пирогов протягивает ему руку помощи. Один неравнодушный человек смог спасти целую семью.
В заключение хочется сказать, что быть добрым по отношению друг к другу – это наш долг. С помощью добрых поступков можно изменить мир к лучшему.
Рассказ В. В. Бианки Подкидыш учит тому, что, если делать кому-то добро, не рассчитывая на награду, оно обязательно к тебе вернется. Ребята разорили птичье гнездо, побились все яйца каменки. Осталось одно, которое добрый человек и подобрал. Захотел выходить птенчика, да как это сделать? Решил подложить яичко в соседнее гнездо, к пересмешке. С недоверием птица отнеслась к новому, ведь оно отличалось от ее яичек и в размерах и по цвету. Но дети есть дети, поэтому милая пересмешка высидела каменку-подкидыша, и стал он приемышем. Мать усердно кормила чужого птенца, отставляя свои еще не вылупившиеся яички без защиты и тепла. Но окрепший птенец в долгу не остался — своим крупным тельцем он укрывал яйца и согревал их, когда мамы не было рядом.
Мальчишки разорили гнездо каменки, разбили её яички. Из разбитых скорлупок выпали голые, слепенькие птенчики.
Только одно из шести яичек мне удалось отобрать у мальчишек целым.
Я решил спасти спрятанного в нём птенчика.
Но как это сделать?
Кто выведет мне его из яйца?
Кто вскормит?
Я знал неподалёку гнездо другой птички — пеночки-пересмешки. Она только что отложила своё четвёртое яичко.
Но примет ли пересмешка подкидыша? Яйцо каменки чисто-голубое. Оно больше и совсем не похоже на яички пересмешки: те — розовые с чёрными точечками. И что будет с птенцом каменки? Ведь он вот-вот должен выйти из яйца, а маленькие пересмешки выклюнутся только ещё дней через двенадцать. Станет ли пересмешка выкармливать подкидыша?
Гнездо пересмешки помещалось на берёзе так невысоко, что я мог достать его рукой.
Когда я подошёл к берёзе, пересмешка слетела с гнезда. Она порхала по ветвям соседних деревьев и жалобно посвистывала, словно умоляла не трогать её гнезда.
Я положил голубое яичко к её малиновым, отошёл и спрятался за куст.
Пересмешка долго не возвращалась к гнезду. А когда, наконец, подлетела, не сразу уселась в него: видно было, что она с недоверием разглядывает чужое голубое яйцо.
Но всё-таки она села в гнездо. Значит, приняла чужое яйцо. Подкидыш стал приёмышем.
Но что будет завтра, когда маленькая каменка выклюнется из яйца?
Когда утром на следующий день я подошёл к берёзе, с одной стороны гнезда торчал носик, с другой — хвост пересмешки.
Сидит!
Когда она слетела, я заглянул в гнездо. Там было четыре розовых яичка и рядом с ними — голый слепенький птенчик каменки.
Я спрятался и скоро увидел, как прилетела пересмешка с гусеничкой в клюве и сунула её в рот маленькой каменке.
Теперь я был уже почти уверен, что пересмешка выкормит моего подкидыша.
Прошло шесть дней. Я каждый день подходил к гнезду и каждый раз видел торчащие из гнезда клювик и хвост пересмешки.
Очень меня удивляло, как она поспевает и каменку кормить и высиживать свои яйца.
Я скорей отходил прочь, чтоб не помешать ей в этом важном деле.
На седьмой день не торчали над гнездом ни клювик, ни хвост. Я подумал: «Всё кончено! Пересмешка покинула гнездо. Маленькая каменка умерла с голоду».
Но нет, в гнезде лежала живая каменка. Она спала и даже не тянула вверх головку, не разевала рта: значит, была сыта. Она так выросла за эти дни, что покрывала своим тельцем чуть видные из-под неё розовые яички.
Тогда я догадался, что приёмыш отблагодарил свою новую мать: теплотой своего тельца он грел её яички — высиживал ей птенцов.
Так оно и было. Пересмешка кормила приёмыша, приёмыш высиживал её птенцов.
Он вырос и вылетел из гнезда у меня на глазах. И как раз к этому времени выклюнулись птенчики из розовых яичек.
Пересмешка принялась выкармливать своих родных птенцов и выкормила их на славу.
Используя прочитанный текст, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 9.1, 9.2 или 9.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 9.1, 9.2 или 9.3.
9.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Б. Н. Головина: «К оценке достоинств речи мы должны подходить с вопросом: насколько же удачно отобраны из языка и использованы для выражения мыслей и чувств различные языковые единицы?» Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Б. Н. Головина.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
9.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Моряки знали цену мужеству».
Приведите в сочинении 2 аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
9.3 Как Вы понимаете значение словосочетания СИЛА ДУХА?
Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое сила духа», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
(1)Весной 1942 года по ленинградским улицам медленно шли две девочки — Нюра и Рая Ивановы. (2)Впервые после долгой блокадной зимы oни отправились пешком с Петроградской стороны на Невский проспект, ко Дворцу пионеров. (3)Они обходили перевёрнутые трамваи, прятались от взрывов в подворотнях, пробирались по грудам развалин на тротуарах. (4)3имой девочки похоронили мать, умершую от голода, и остались одни в закопчённой квартире с обледеневшими стенами. (5)Чтобы согреться, сжигали мебель, одежду, книги. (6)Ослабевшую Нюру, до войны солистку знаменитого ансамбля, которым руководил Исаак Осипович Дунаевский, на санках отвезли в детский дом девушки — бойцы отряда противовоздушной обороны. (7)Рая Иванова поступила в ремесленное училище. (8)На исходе первой блокадной зимы их разыскала руководитель студии Р.А. Варшавская. (9)Как и другие работники Дворца пионеров, она, только недавно выписанная из госпиталя, шла по сохранившимся адресам, чтобы найти своих питомцев. (10)До войны Аничков дворец был сказочным детским царством, и вот теперь он снова готовился встречать детей.
(11)Из уст в уста передавалась казавшаяся невероятной весть: «Дворец пионеров ждёт нас!» (12)Об этой новости нельзя было узнать ни из газет, ни из сообщений по радио. (13)Дворец пионеров был помечен на гитлеровских картах как военный объект. (14)Как были помечены и Эрмитаж, и Русский музей.
(15)Из района в район, из дома в дом передавали как пароль: «Собраться в назначенный час…», и по улицам осаждённого города двигались дети — так начался подвиг педагогов и воспитанников ленинградского Дворца пионеров.
(16)Дети, конечно, были глубоко потрясены войной. (17)Они видели, как рушатся дома от взрывов, как падают в голодном беспамятстве люди. (18)Вера Бородулина потеряла отца, Витя Панфилов пережил смерть семерых родных… (19)В каждом доме было горе. (20)Впереди было ещё почти два года блокады…
(21)А в мае 1942 года во Дворце пионеров работали многочисленные кружки: танцевальные, вокальные, фортепьянные, рукоделия, рисования, художественного слова. (22)Искусство помогало детям выжить, но они ещё не знали о его подлинной силе.
(23)Летом 1942 года ребят впервые пригласили на военный крейсер. (24)Они поехали на грузовой машине, захватив музыкальные инструменты и танцевальные костюмы. (25)На палубе корабля играл мелодии Чайковского Витя Панфилов, танцевала Рая Иванова, читала стихи Вера Бородулина. (26)По щекам моряков, не раз смотревших смерти в лицо, текли слёзы. (27)3навшие цену мужеству, моряки видели силу духа ленинградских школьников. (28)Крейсер готовился идти в бой, из которого вернутся не все, и в этих ребятах была сама одухотворённая надежда. (29)Прощаясь с детьми, команда построилась. (30)Ребята стали вручать подарки, которые привезли с собой. (31)Взяв матерчатый кисет из рук девочки, старшина, на груди которого было два боевых ордена, сказал: «Принимаю третью награду Родины». (32)Моряки знали цену мужеству.
(По Л. Овчинниковой) *
* Л. Овчинникова — современная российская писательница.
1
Укажите ошибочное суждение.
1) В слове ДВОРЦУ все согласные звуки имеют пару по мягкости.
2) В слове ПОДВИГ последний звук – [к].
3) В слове МАЯ 4 звука.
4) В слове ШКОЛЬНИКОВ мягкость согласного [л’] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак).
Источник: Банк заданий ФИПИ
2
Замените книжное слово «питомцы» из предложения 9 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
Источник: Открытый банк ФИПИ, вариант 96EA52
3
Анализ содержания текста.
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Рая Иванова училась в ремесленном училище.
2) Дворец пионеров был помечен на гитлеровских картах как военный объект.
3) Летом 1942 года воспитанники Дворца пионеров выступали на военном крейсере.
4) Рая и Нюра Ивановы предложили руководителю студии Р. А. Варшавской собрать детей во Дворце пионеров.
5) Описанные события происходят в конце блокады.
4
Анализ средств выразительности.
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является фразеологизм.
1) Дворец пионеров был помечен на гитлеровских картах как военный объект.
2) До войны Аничков дворец был сказочным детским царством, и вот теперь он снова готовился встречать детей.
3) По щекам моряков, не раз смотревших смерти в лицо, текли слёзы.
4) Взяв матерчатый кисет из рук девочки, старшина, на груди которого было два боевых ордена, сказал: «Принимаю третью награду Родины».
5) Из уст в уста передавалась казавшаяся невероятной весть: «Дворец пионеров ждёт нас!»
5
Лексический анализ.
Найдите в тексте синоним к слову ПИТОМЦЫ (предложение 9). Напишите этот синоним.
Спрятать пояснение
Пояснение.
15.1 Словом можно передать наши чувства и переживания, можно согреть человека, можно ранить и даже убить. Все оттенки наших переживаний, настроений, мыслей мы в состоянии передать, используя огромный арсенал слов и языковых средств. Нельзя не согласиться с высказыванием Б. Н. Головина: «К оценке достоинств речи мы должны подходить с вопросом: насколько же удачно отобраны из языка и использованы для выражения мыслей и чувств различные языковые единицы?»
Для подтверждения справедливости слов Головина обратимся к тексту Л. Овчинниковой.
В предложении 26 автором для характеристики моряков используется эпитет «смотревших смерти в лицо», образованный от фразеологизма, Эпитет подчёркивает, насколько тяжёлые испытания выпали на долю этих людей в годы Великой Отечественной войны.
В предложении 15 перед нами еще один пример авторского мастерства. Слово «двигались» используется в предложении для рассказа о том, как дети блокадного Ленинграда собирались во Дворец пионеров. Употребление этого слова как нельзя более точно передает ощущение страха от того, что происходило в осаждённом городе: голодные, обессилевшие дети не шли, не бежали, а именно двигались к единственной надежде, возвращавшей их к довоенной жизни.
Таким образом, проанализировав примеры из текста, мы с уверенностью может утверждать, что в русском языке достаточно слов, выражений и средств, чтобы запечатлеть наш мир во всем его многообразии, нужно только уметь подбирать слова, чтобы звучали они точно и емко.
15.2 В финальных строчках текста Л. Овчинниковой звучит мысль о мужестве не только моряков, принимавших участие в суровых боях Великой Отечественной, но и детей, на чью долю выпали совсем не детские испытания. Дети, пережившие блокаду, обездоленные, голодные, пришли порадовать бойцов. Какая же должна быть внутренняя сила, чтобы нести добро и радость другим, несмотря на пережитое!
Мужеством ленинградцев можно восхищаться бесконечно. Дети шли во Дворец пионеров как к спасению от горя, голода и смерти. Неслучайно Дворец был помечен на картах врага как важный стратегический объект (предложение номер 13).
Примером личного мужества и огромной внутренней силы был и подвиг учителей, которые собирали детей, в нечеловеческих условиях продолжая «сеять разумное, доброе, вечное». Об этом сказано в предложении номер 9: «Как и другие работники Дворца пионеров, она, только недавно выписанная из госпиталя, шла по сохранившимся адресам, чтобы найти своих питомцев».
Подвиг мирных жителей блокадного Ленинграда будет вечно жить в наших сердцах как пример небывалого мужества и личной стойкости. А загадка русского характера так и останется великой тайной для непосвящённых…
15.3 С самых давних времен русский народ удивлял другие народы силой своего духа и характера. Недаром по миру ходили легенды о том, что победить русский народ практически невозможно, что русские воины бесстрашны и никогда не отступают перед лицом опасности. Да разве только воины?!
Это подтверждает и текст Л. Овчинниковой, в котором звучит мысль о мужестве детей, на чью долю выпали совсем не детские испытания. Дети, переживавшие блокаду, обездоленные, голодные, выступают с концертом перед моряками. Какая же должна быть внутренняя сила, чтобы нести добро и радость другим, несмотря на пережитое!
Какая должна была быть сила духа у героев Бреста, которые первыми приняли удар врага и обороняли крепость более 30 дней! Без воды, продовольствия, когда неоткуда было ждать помощи! Это ли не пример того самого внутреннего стержня, который не сломить в русском человеке?!
Сила и красота характера нашего народа проявляются прежде всего в преданной любви к своей земле, в стремлении сделать ради неё все возможное, в вере в свои силы и желании постоянно двигаться вперед, а также в безграничной отваге и человеколюбии.
Спрятать критерии
Критерии проверки:
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
---|---|
С2К1: Наличие обоснованного ответа на поставленный вопрос | |
Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Фактических ошибок, связанных с пониманием тезиса, нет |
2 |
Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Допущена 1 фактическая ошибка, связанная с пониманием тезиса |
1 |
Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Допущено 2 и более фактических ошибок, связанных с пониманием тезиса, ИЛИ тезис не доказан, ИЛИ дано рассуждение вне контекста задания, ИЛИ тезис доказан на бытовом уровне |
0 |
С2К2: Наличие примеров-аргументов | |
Экзаменуемый привёл 2 примера-аргумента из текста, верно указав их роль в тексте |
3 |
Экзаменуемый привёл 2 примера-аргумента из текста, но не указал их роль в тексте, ИЛИ привёл 2 примера-аргумента из текста, указав роль в тексте одного из них, ИЛИ привёл 1 пример-аргумент из текста, указав его роль в тексте |
2 |
Экзаменуемый привёл 1 пример-аргумент из текста, не указав его роль в тексте |
1 |
Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента, иллюстрирующего тезис, ИЛИ экзаменуемый привёл примеры-аргументы не из прочитанного текста |
0 |
С2К3: Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения | |
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: — логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; — в работе нет нарушений абзацного членения текста |
2 |
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, НО допущена 1 логическая ошибка, И/ИЛИ в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста |
1 |
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, НО допущено более 1 логической ошибки, И/ИЛИ имеется 2 случая нарушения абзацного членения текста |
0 |
С2К4: Композиционная стройность работы | |
Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет |
2 |
Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, НО допущена 1 ошибка в построении текста |
1 |
В работе допущено 2 и более ошибок в построении текста |
0 |
Максимальный балл | 9 |
Критерии оценки грамотности и фактической
точности речи экзаменуемого |
Баллы |
---|---|
ГК1: Соблюдение орфографических норм | |
Орфографических ошибок нет, или допущено не более 1 ошибки |
2 |
Допущено 2–3 ошибки |
1 |
Допущено 4 и более ошибки |
0 |
ГК2 Соблюдение пунктуационных норм | |
Пунктуационных ошибок нет, или допущено не более 2 ошибок |
2 |
Допущено 3–4 ошибки |
1 |
Допущено 5 и более ошибок |
0 |
ГК3 Соблюдение грамматических норм | |
Речевых ошибок нет, или допущено не более 2 ошибок |
2 |
Допущено 3–4 ошибки |
1 |
Допущено 5 и более ошибок |
0 |
ГК4 Соблюдение речевых норм | |
Речевых ошибок нет, или допущено не более 2 ошибок |
2 |
Допущено 3–4 ошибки |
1 |
Допущено 5 и более ошибок |
0 |
ФК1 Фактическая точность письменной речи | |
Фактических ошибок в изложении материала, а также в понимании и употреблении терминов нет |
2 |
Допущена 1 ошибка в изложении материала или в употреблении терминов |
1 |
Допущено 2 и более ошибок в изложении материала или в употреблении терминов |
0 |
Максимальный балл | 10 |
Источник: Открытый банк ФИПИ, вариант 96EA52
Актуальность: Используется в ОГЭ текущего года
«Подкидыш» — история из детства Виталия Бианки. Он забрал яйцо из разорённого другими мальчиками гнезда каменки и подложил его пеночке. Птица решила усыновить будущего птенца и кормила его, когда он вылупился. А маленькая каменка грела яйца с родными детёнышами своей приёмной матери, пока та летала за пропитанием. Мораль: на добро всегда отвечают таким же добром.
Мальчишки разорили гнездо каменки, разбили её яички. Из разбитых скорлупок выпали голые, слепенькие птенчики.
Только одно из шести яичек мне удалось отобрать у мальчишек целым.
Я решил спасти спрятанного в нём птенчика.
Но как это сделать?
Кто выведет мне его из яйца?
Кто вскормит?
Я знал неподалёку гнездо другой птички — пеночки-пересмешки. Она только что отложила своё четвёртое яичко.
Но примет ли пересмешка подкидыша? Яйцо каменки чисто-голубое. Оно больше и совсем не похоже на яички пересмешки: те — розовые с чёрными точечками. И что будет с птенцом каменки? Ведь он вот-вот должен выйти из яйца, а маленькие пересмешки выклюнутся только ещё дней через двенадцать. Станет ли пересмешка выкармливать подкидыша?
Гнездо пересмешки помещалось на берёзе так невысоко, что я мог достать его рукой.
Когда я подошёл к берёзе, пересмешка слетела с гнезда. Она порхала по ветвям соседних деревьев и жалобно посвистывала, словно умоляла не трогать её гнезда.
Я положил голубое яичко к её малиновым, отошёл и спрятался за куст.
Пересмешка долго не возвращалась к гнезду. А когда, наконец, подлетела, не сразу уселась в него: видно было, что она с недоверием разглядывает чужое голубое яйцо.
Но всё-таки она села в гнездо. Значит, приняла чужое яйцо. Подкидыш стал приёмышем.
Но что будет завтра, когда маленькая каменка выклюнется из яйца?
Когда утром на следующий день я подошёл к берёзе, с одной стороны гнезда торчал носик, с другой — хвост пересмешки.
Сидит!
Когда она слетела, я заглянул в гнездо. Там было четыре розовых яичка и рядом с ними — голый слепенький птенчик каменки.
Я спрятался и скоро увидел, как прилетела пересмешка с гусеничкой в клюве и сунула её в рот маленькой каменке.
Теперь я был уже почти уверен, что пересмешка выкормит моего подкидыша.
Прошло шесть дней. Я каждый день подходил к гнезду и каждый раз видел торчащие из гнезда клювик и хвост пересмешки.
Очень меня удивляло, как она поспевает и каменку кормить и высиживать свои яйца.
Я скорей отходил прочь, чтоб не помешать ей в этом важном деле.
На седьмой день не торчали над гнездом ни клювик, ни хвост. Я подумал: «Всё кончено! Пересмешка покинула гнездо. Маленькая каменка умерла с голоду».
Но нет, в гнезде лежала живая каменка. Она спала и даже не тянула вверх головку, не разевала рта: значит, была сыта. Она так выросла за эти дни, что покрывала своим тельцем чуть видные из-под неё розовые яички.
Тогда я догадался, что приёмыш отблагодарил свою новую мать: теплотой своего тельца он грел её яички — высиживал ей птенцов.
Так оно и было. Пересмешка кормила приёмыша, приёмыш высиживал её птенцов.
Он вырос и вылетел из гнезда у меня на глазах. И как раз к этому времени выклюнулись птенчики из розовых яичек.
Пересмешка принялась выкармливать своих родных птенцов и выкормила их на славу.
Кто-то из ребят спросил…
Повадился медведь на овсы. Каждую ночь приходит, да не столько съест овса, сколько помнёт его и потопчет. Чистое разоренье колхозу!