- Спишите отрывки из басен И. А. Крылова, верно употребляя не.
I. 1) (Не) за себя я вихрей опасаюсь; хоть я и гнусь, но (не) ломаюсь…
2) Случается (не) редко нам и труд и мудрость видеть там, где стоит только дог..да(т, ть)ся за дело просто взя(т, ть)ся.
3) К (не) счастью, то ж бывает у людей: как ни полезна вещь, — цены не зная ей, (не) вежда про неё свой толк всё к худу клонит…
4) Чем нравом кто дурней, тем более кричит и ропщет на людей: (не) видит добрых он, куда ни обернётся, а первый сам ни с кем (не) уживётся.
5) (Не) вежи судят точно так: в чём толку (не) поймут, то всё у них пустяк.
6) Кто знатен и силён, да (не) умён, так худо, ежели и с добрым сердцем он.
II. 1) В ком есть и совесть и закон, тот (не) украдет, (не) обманет, в какой бы нужде ни был он; а вору дай хоть миллион — он воровать (не) перестанет.
2) Охотно мы дарим, что нам (не) надобно самим.
3) Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело (не) пойдёт, и выйдет из него (не) дело, только мука.
4) У всякого талант есть свой. Но часто на успех прельщается чужой, хватается за то иной, в чём он совсем (не) годен.
5) Таланты истинны за критику (не) злятся: их повредить она (не) может красоты…
6) Как часто говорят в делах: ещё успею. Но надобно призна(т, ть)ся в том, что это говорят, спросяся (не) с умом, а с леностью своею. - Прочитайте отрывки вслух по правилам орфоэпии. Отметьте случаи устаревшего произношения слов.
- Объясните значение слов невежда и невежа. Проверьте себя по толковому словарику.
- Найдите предложения, в которых употреблены слова невежда и невежа. Объясните смысл этих высказываний.
reshalka.com
ГДЗ учебник по русскому языку 6 класс Разумовская. §8. Слитное и раздельное написание не с глаголами, существительными и прилагательными. Упражнение №72
Решение
1) Не за себя я вихрей опасаюсь; хоть я и гнусь, но не ломаюсь…
2) Случается нередко нам и труд, и мудрость видеть там, где стоит только догадаться за дело просто взяться.
3) К несчастью, то ж бывает у людей: как ни полезна вещь, — цены не зная ей, невежда про неё свой толк всё к худу клонит…
4) Чем нравом кто дурней, тем более кричит и ропщет на людей: не видит добрых он, куда ни обернётся, а первый сам ни с кем не уживётся.
5) Невежи судят точно так: в чём толку не поймут, то всё у них пустяк.
6) Кто знатен и силён, да неумён, так худо, ежели и с добрым сердцем он.
2. 1) В ком есть и совесть и закон, тот не украдет (уст.), не обманет, в какой бы нужде (уст.) ни был он; а вору дай хоть миллион — он воровать не перестанет.
2) Охотно мы дарим (уст.), что нам ненадобно самим.
3) Когда в товарищах согласья (уст.) нет, на лад их дело не пойдет, и выйдет из него не дело, только мука.
4) У всякого талант есть свой. Но часто на успех прельщается чужой, хватается за то иной. в чём он совсем не годен.
5) Таланты истинны за критику не злятся: их повредить она не может красоты…
6) Как часто говорят в делах: ещё успею. Но надобно признаться в том, что это говорят, спросяся (уст.) не с умом, а с леностью своею.
2.
Не украдет, нужде, дарим, ненадобно, не пойдет, надобно, спросяся — это устаревшие слова или слова с устаревшим произношением.
3.
Невежда — малообразованный или не сведущий в какой−либо области человек.
Невежа — грубый, невоспитанный человек.
4.
К несчастью, то ж бывает у людей: как ни полезна вещь, — цены не зная ей невежда про неё свой толк всё к худу клонит… — малообразованные люди не могут оценить настоящую ценность вещи, если не понимают ее пользы, и поэтому высказываются о ней плохо.
Невежи судят точно так: в чём толку не поймут, то всё у них пустяк. — Невоспитанные люди, чего−то не понимая, этого не ценят и называют пустым.
Не за себя я вихрей опасаюсь; хоть я и гнусь, но не ло-
маюсь… Случается нередко нам и труд и мудрость видеть там, где
стоит только догадаться за дело просто взяться. К несчастью, то ж
бывает у людей: как ни полезна вещь, — цены не зная ей, невежда
про неё свой толк всё к худу клонит… Чем нравом кто дурней, тем
более кричит и ропщет на людей: не видит добрых он, куда ни
обернётся, а первый сам ни с кем не уживётся. Невежи судят точно
так: в чём толку не поймут, то всё у них пустяк. Кто знатен и силён, да не умён, так худо, ежели и с добрым сердцем он.
В ком есть и совесть и закон, тот не украдет, не обманет, в
какой бы нужде ни был он; а вору дай хоть миллион — он воро-вать не перестанет. Охотно мы дарим, что нам не надобно самим.
Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт, и
выйдет из него не дело, только мука. У всякого талант есть свой.
Но часто на успех прельщается чужой, хватается за то иной, в
чём он совсем не годен. Таланты истинны на критику не злятся:
их повредить она не может красоты… Как часто говорят в делах:
ещё успею. Но надобно признаться в том, что это говорят, спро-
сяся не с умом, а с леностью своею.
Невежда — малообразованный человек.
Невежа — грубый, невоспитанный человек.
«Не» с именами существительными — правило, примеры
Существительное, как и слова разных частей речи, пишется с «не» как слитно, так и раздельно. «Не» с именами существительными пишется слитно, если является словообразовательной приставкой или частью корня. Раздельное написание «не» с существительными зависит от грамматических условий в контексте.
Слитное написание «не» с существительными
Выясним, от чего зависит слитное написание «не» с существительными.
1. Существительные без начального «не» в современном русском языке не употребляются:
- невидаль
- недолёт
- невежда
- непоседа
- неразбериха
- незабудка
- неряха
- невежа
- неудачник
- нелепость
- неполадки
- нелюдим
- недоросль
- недоучка
В большинстве этих слов элемент не- является частью корня:
- невежд а — корень/окончание;
- нерях а — корень/окончание;
- нелюдим — корень/окончание;
- ненависть — корень/окончание;
- ненасть е — корень/окончание
2. Частица «не» в сочетании с существительными используется в качестве словообразовательной приставки.
Приставка не- образует новое слово с противоположным значением. К нему зачастую можно подобрать синоним:
- счастье → не счастье (беда, горе);
- приятель → не приятель (враг, противник);
- правда → не правда (ложь, обман, враньё);
- доверие → не доверие (подозрительность);
- воля → не воля (плен);
- профессионал → не профессионал (любитель, дилетант).
Подобные образования пополняют синонимичные ряды слов. Заметно, что существительные с приставкой не- обладают смягчённым лексическим значением по сравнению с синонимом без приставки.
Сравним:
- успех — не успех, или провал;
- друг — не друг, или враг;
- любовь — не любовь, или ненависть.
3. Слитно пишутся слова с противоположным значением «неспециалист», «нерусский», к которым в русском языке нет синонимов. Хотя в определенном контексте субстантивированное прилагательное «нерусский» значит «иностранец», «чужеземец».
4. Некоторые слова-термины пишутся слитно с приставкой не-:
- неметаллы
- неприбытие самолета, поезда
- неплатёж
- некомплект.
Раздельное написание существительных с «не»
В большинстве случаев частица «не» с именами существительными пишется раздельно. В высказывании она имеет чисто отрицательное значение:
Этот артист, поющий с акцентом, не француз.
В приведенных примерах присутствует логически подчеркнутое отрицание.
Раздельное написание существительных с отрицательной частицей «не» отметим при определенных условиях в предложении:
1. наличие противопоставления с союзом «а»
В этой ситуации он проявил не смелость, а трусость.
2. в присутствии слов «далеко», «вовсе», «отнюдь»
Мне кажется, такое жесткое отношение — это вовсе не любовь к животным.
Критик отметил, что это был далеко не успех у зрителя.
Отнюдь не собака зарычала около сторожки лесника.
3. Отрицательные местоимения и наречия подчеркивают отрицание, обозначенное частицей «не»
Оказалось, что это нисколько не успех.
Алгоритм определения правописания «не» с существительными
Видеоурок
Написание «не» с существительными
Частица «не» играет важную роль в русском языке. От того, как она написана со словами, зависит смысл всей фразы. Эта служебная частица выражает не только отрицание «не бегай, не трогай», но и утверждение: «сегодня не мама забрала Машу, а папа». Нередко эта частица придаёт фразе полноту действия: «никак не налюбуюсь на Вас.» В разговорной речи она способна придавать фразе оттенок равнодушия: «Не было б счастья, да несчастье помогло». Эта отрицательная частица способна придавать и утвердительную интонацию: «непогода разгулялась».
Правила написания частицы «не» с существительными
Одно из правил русского языка, вызывающее трудности, — правописание «не» с существительными. Грамотный человек способен различать написание этой частицы и правильно употреблять её в письменной речи.
Написание «не» зависит от того, является ли она префиксом (пишется слитно) или отрицательной частицей — отдельным словом (пишется раздельно). Примеры:
Не казнь страшна — страшна твоя немилость. (А.С.Пушкин)
Трудности в написании появляются при различии префикса и частицы. Правила русского языка призваны отличить приставку от частицы и установить правильное написание НЕ с именами существительными. От этого зависит значение написанного.
В большинстве случаев частица «не» с именами существительными пишется раздельно. Но имеются варианты, когда «не» пишется слитно. Чтобы не ошибиться в применении НЕ, нужно ознакомиться с правилом русского языка.
В таблице показаны НЕ с существительными примеры.
СЛИТНО | РАЗДЕЛЬНО |
невежда, небылица, нелепость | Не правда, а ложь. Не друг, а враг. |
неправда (ложь), несчастье (горе) | Писатель значительно вырос, не правда ли? |
недоработка, недосмотр, недочёт | Это был не дворец. |
незнание предмета не освобождает от зачёта. | далеко не, вовсе не, отнюдь не |
Твоя неудача меня огорчила. | Это не развлечение, это урок. |
Рассмотрим более подробно каждый из этих вариантов написания. НЕ с существительными правило.
«Не» пишется слитно
- Если не используется без НЕ (примеры: небылица, невежа, ненастье, неряха, невольник, нехватка, неурядица, нелепица, незнайка, невидаль, негодяй, недуг, невидимка, незабудка, непоседа, несмышлёныш, неудачник, неваляшка, неполадки).
- Если слово с частицей НЕ заменяется синонимом без НЕ без утраты значения. Примеры: несчастье — горе; неприятель — враг.
- Если есть соединение префиксов недо-: недоработка, недосмотр, недочёт, недоимка, недовес, недоразвитость.
- Существительные, которые обозначают лицо или качественный оттенок, в соединении с НЕ- образуют слова со значением противопоставления. Примеры таких словообразований: неспециалист, непоэт, немусульмане, неврачи. Когда за дело берётся непрофессионал, пора кричать «караул». Неврач не разберётся в истории болезни. Нематематик не решит эту задачу.
Если частица НЕ и существительное сформируют новое слово с противоположным значением. Примеры: недостаток (изъян; достаток означает зажиточность), несчастье — беда, а не отсутствие счастья; ненадёжность человека — не (на него нельзя надеяться). Из-за незнания языка он не прочитал инструкцию.
Если существительное с НЕ употреблено с зависимым прилагательным или притяжательным местоимением, стоящим перед НЕ-. Меня огорчила твоя неудача.
- Если перед существительным с НЕ стоит определение или предлог. Уволить за невыход на работу. Все знают о его невоспитанности. Во всём виновато моё невезение.
- Существительное является термином. Пример: неметалл. Среди химических элементов есть неметаллы.
«Не» с существительными пишется раздельно
- В вопросительном предложении, если отрицание подчёркнуто. Писатель за последнее время значительно вырос, не правда ли? (нельзя заменить: ложь ли…). Если в вопросительном предложении отрицание не подчёркивается, то НЕ пишется слитно. Пример: Разве это неправда? (разве это ложь?)
- Усиление отрицания. Если есть словосочетания «далеко не», «абсолютно не», «ничуть не», «вовсе не»… Вовсе не скромность заставила его замолчать. Он далеко не дурак. Рассказывать об этом вовсе не интересно.
- Если является отрицанием. Это был не медведь. (Медведь? нет, не медведь, другое животное).
- В конструкциях с противопоставлением без союза А. Не подарок дорог, дорого внимание. Это не развлечение, это урок.
- С отрицательными словами «нисколько не», «ничему не», «никак не», «никогда не», «никого не», «никому не», «никуда не» и тому подобное. Никакой он мне не приятель.
Если есть или подразумевается противопоставление союзом А. Пример: Не правда, а ложь. Он мне не друг (подразумевается враг). На лугу пасутся коровы и не коровы. (имеется в виду, что пасутся коровы и другие животные). Он готов писать всё: стихи и не стихи, пьесы и не пьесы. Не праздник, а выходной.
«Не» с существительными упражнения
Упражнения
Упражнения на тему «Не» с существительными»
1. Выпишите сначала предложения, в которых не- с существительными пишется слитно, а затем – раздельно.
1. (Не)правды я не потерплю ни в ком. 2. К (не)счастью, то ж бывает у людей: как ни полезна вещь, цены не зная ей, (не)вежда про нее свой толк всё к худу клонит. 3. Ученье без уменья – (не)польза, а беда. 4. И, полно, куманек! Вот (не)видаль: мышей! Мы лавливали и ершей! 5. Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет, и выйдет из него (не)дело, только мука. 6. «Как расшумелся здесь! Какой (не)вежа!» — про дождик говорит на ниве камень лежа.
2. Спишите, заменив выделенные существительные синонимами с приставкой не-.
1. Нельзя терпеть ложь. 2. Его не сломило горе. 3. Болезнь портит настроение. 4. Надо исправить дефекты. 5. Испытания закаляют характер. 6. Рабство для всех горько.
3. Выпишите имена существительные, которые без не- не употребляются.
Незнание, незадачливость, нездоровье, неделимость, неверность, невидаль, ненавистник, неблагополучие, неразбериха, незабудка, невмешательство, неряха, невесомость, неверие, неправда, неурядица, негодование, нелепость.
4. Спишите, раскрывая скобки. Подчеркните слова, в которых не- является частью корня.
(Не)нависть к врагу; (не)поладки в работе; (не)вежливость, а грубость; мелкие (не)взгоды; (не)грамотность только, а образование; сказал (неправду); (не)правильность речи; (не)способность к музыке.
5. Подберите к данным словам синонимы с не, например, враг — недруг.
Ложь — _________________________
Беда — __________________________
Противник — _____________________________
Глупость — _______________________________
Рабство — ________________________________
Рассеянность — ___________________________
Возмущение — ____________________________
Слякоть — ________________________________
Сомнение — ______________________________
Болезнь — ________________________________
Подозрительность — _______________________
6. Закончить предложение так, чтобы было противопоставление; как пишется не с данными существительными?
(Не)погода помешала уборке урожая, а ____________________________ .
(Не)счастье помогло исследователю, а _____________________________ .
(Не)приятель обратился ко мне с просьбой, а ________________________.
(Не)друг ты мне, а _____________________________ .
(Не)воля ожидала его, а ______________________________.
7. В каких предложениях неверное написание не с существительными? Исправьте ошибки, как учитель, только стержнем зелёного цвета.
Все с не терпением ожидали решающей минуты.
Случившееся показалось мне настоящим не счастьем.
Он относится ко мне со скрытой не приязнью.
В любом ожидании страшнее всего не известность.
Трудно преодолеть не ловкость, когда оказываешься среди не знакомых людей.
8. Спишите, раскрывая скобки. Объясните слитное и раздельное написание не с существительными.
1. Вместе хорошо и (не) друга бить. 2. То (не) артель, коли каждый лезет в щель. 3. (Не) место красит человека, а человек место. 4. Печаль беде (не) помощник. 5. Знайка всё с полуслова понимает, а (не) знайка на всё только рот разевает. 6. Один битый двух (не) битых стоит. 7. Города строят (не) языком, а рублём да топором. 8. (Не) силой борются, а умением. 9. Видно (не) ряху по грязной рубахе. 10. Дошли до (не) вежды старинные вести. 11. Плохая воля всё-таки лучше (не) воли. 12. С врагом говори (не) языком, а штыком. 13. Вранью да (не) былицам короткий век. 14. Мутную воду пьют в (не) взгоду. 15. (Не) доплатой люди наживаются. (Не) друг поддакивает, а друг спорит. 16. Кукушка – (не) ястреб, а (не) доучка не мастер. 18. (Не) правдой (не) проживёшь.(Пословицы)
9. Спишите, раскрывая скобки. Объясните слитное и раздельное написание не с существительными.
1. На противоположном берегу (не) приятель, заметив наше перевооружение, забеспокоился и начал тоже что-то сооружать. 2. Наша разведка донесла нам, что противник в противовес нам (не) может выставить ничего серьезного за (не) имением строительного материала. 3. Димка остановился в (не) решительности. 4. «(Не) сметь!» – сказал (не) знакомец и, взглянув в заплаканное лицо Димки, добавил: «(Не) плачь, мальчуган, и (не) бойся. Больше он (не) тронет ни сейчас, ни после». 5. «Шмель сожрал», – с (не) годованием подтвердил Жиган. 6. Видно было, что больше, чем ежеминутная опасность, чем страх за свою участь, тяготили (не) знакомца (не) знание, бездействие и (не) определенность. 7. (Не) приятностей у Димки набиралось всё больше и больше. 8. «Грязно очень, Колька», — с (не) доумением заглядывая в сырую глиняную канаву, сказала Нюрка.(А. Гайдар)
10. Определите по лексическому значению, о каком слове идет речь. Запишите полученные слова к себе в тетрадь. Подсказка данные слова начинаются с НЕ.
1. Грязные руки,
Помята рубаха,
Волосы всклочены,
Кто Я? (Неряха)
2. Недоучившийся, мало знающий человек … (Недоучка)
3. Того, кому не сидится на месте, называют… (Непоседа)
4. Неизвестный человек. (Незнакомец)-
Как написано Не с этими словами? Подумайте почему НЕ в этих сущ. написано слитно? Какой мы сделаем вывод? Вывод: без НЕ не употребляются
11. Найдите неверное утверждение. Не с существительными пишется раздельно: если слово без не употребляется;
если в предложении есть союз а;
если есть противопоставление с союзом а.
12. Выберите в каждой строке «лишнее» слово: а) ненастье,
б) нелепость,
в) несчастье,
г) небрежность;
а) недоверие,
б) незнайка,
в) невежда,
г) невежа;
а) невидимка,
б) невесомость,
в) недруг,
г) незабудка.
13. Выпишите примеры раздельного написания «не» с существительными, расставьте знаки препинания:
Мне хочется (не)веждам не во гнев весьма старинные напомнить мненья что если голова пуста то голове ума не придадут места.
(Не)котёл варит а стряпуха.
(Не)силой борются а умением.
Замёрзший бор шумит среди лазури метёт ветвями синеву небес и кажется, (не)буря будит лес а буйный лес, качаясь, будит бурю.
14. Спишите предложения, расставив пропущенные знаки препинания, исправляя ошибки в написании «не» с существительными.
Слёзы не годования навернулись на его глаза.
Всё внимание его устремилось на не приятеля.
А народ-то над ним насмехается: Поделом тебе старый не вежа.
15. Раскройте скобки; какие случаи написания с «не» вам не известны?
(Не)орёл, (не)лев, (не)львица собой украсили наш герб.
Без труда (не)вынешь рыбку из пруда.
Ученье свет, а (не)ученье тьма.
16 . Творческая работа: Придумать сказку-путешествие (сочинение-миниатюру) «не в стране Имени существительного».
Тест № 1 по теме «Не» с существительными».
I. Найдите неверное утверждение.
Не с существительными пишется слитно:
если существительное с НЕ- может быть заменено синонимом без не;
если в предложении есть противопоставление с союзом а;
если существительное не употребляется без НЕ-.
II. Выберите слова, которые без «НЕ-» не употребляются:
(не)годование;
(не)внимательность;
(не)вежа;
(не)грамотность;
(не)вольник;
(не)забудка.
III. Укажите, к каким из слов можно подобрать синоним без «НЕ-«:
IV. Выберите примеры раздельного написания «НЕ-» с существительными:
а) (Не)грамотность — признак некультурного человека.
б) (Не)грамотность помогла тебе сегодня, а упорство.
а) (Не)друг ты мне, а всего лишь попутчик.
б) (Не)друг не посочувствует.
а) (Не)счастье я испытал, а минутную слабость.
б) (Не)счастье спутало все наши планы.
V. Выберите из текста примеры неправильного написания «НЕ-» с существительными, указав их номера.
Никакое растение не производит такое впечатление, как баобаб, хотя его (1) не лепость и (2) не уклюжесть бросаются в глаза. Это дерево — символ тропической Африки и источник (3) небылиц и сказок. Баобаб невысок, а вот рассказы о его толщине вызывают (4) недоверие. В Танзании растёт баобаб, окружность которого более 40 метров. Покрытая (5) не ровностями кора окрашена в розовато-серый цвет и напоминает кожу слона. Вверху есть углубление, (6) не ванна, а целый бассейн, заполняющийся водой во время дождливого сезона. В октябре на деревьях вместе с листьями появляются прекрасные белые цветы.
VI. Определите способ написания слов, указав номер ответа:
слитное написание – ____________________________________________
раздельное написание с «НЕ-» – _________________________________
1.Это горе — всё (не)горе,
Ты (не)лебедь ведь избавил,
Девицу в живых оставил,
Ты (не)коршуна убил,
Чародея подстрелил.
2.Сладкая, а (не)сахар, с хвостом, а (не)мышь.
3.Богатый бедному (не)брат.
4.(Не)(в)диво в ноябре белые мухи.
Если он (не)дурачок,
(Не)упустит верный случай
В дальних странах побывать.
VII Составьте загадку с использованием существительных с не по образцу записанных ниже:
Белый, да не снег,
Мелкий, да не песок,
Сладкий, да не торт.
(Сахар).
Круглая, а не месяц,
Жёлтая, а не солнце.
(Луна).
Тест № 2 по теме «Не» с существительными».
1. Не с существительным пишется слитно, так как не употребляется без не.
А) Мешала (не)погода, а другие обстоятельства.
Б) Полная (не)лепица.
В) Причины (не)успеваемости.
2. Не с существительным пишется слитно, так как можно заменить синонимом или близким по значению выражением.
А) Прилив (не)нависти.
Б) (Не)знание предмета.
В) Жизнь красна (не)днями, а делами.
3. Не с существительным пишется раздельно, так как есть противопоставление с союзом а.
А) Видно (не)ряху по грязной рубахе.
Б) Говорить (не)правду некрасиво.
В) Говорить (не)правду, а ложь.
4. Не с существительными пишется раздельно.
А) (Не)везение преследовало меня.
Б) (Не)везение, а труд и настойчивость приведут к успехам в знаниях.
В) (Не)везение преследовало меня, но труд и воля помогли добиться успехов в учении.
5. Не с существительными пишется раздельно.
А) Учение — красота, а (не)учение — слепота.
Б) Сила с (не)правдою не уживаются.
В) Ещё (не)зима, но уже выпал первый снег.
Карточки для коррекции знаний по теме «Не с именами существительными»
КАРТОЧКА 1
Задание. Раскрыть скобки, выделить приставку в именах существительных.
Низкий урожай – (не)урожай.
Пишу слитно, так как «не» является приставкой, а приставка со словом пишется слитно.Правило: Если слово можно заменить близким по значению выражением или синонимом без не, то не с именем существительным пишем вместе
Задания для самостоятельного выполнения.
1. Отсутствие внимания – (не)внимание. 2. Отсутствие вежливости – (не)вежливость. 3. Неудачное, несчастливое стечение обстоятельств – (не)счастье, (не)удача. 4. Отсутствие самостоятельности – (не)самостоятельность. 5. Недостаток организованности – (не)организованность. 6. Отсутствие благозвучия, режущее слух неприятное сочетание звуков – (не)благозвучие.
КАРТОЧКА 2
Задание Раскрыть скобки, выделить корень в именах существительных.
Пишу слитно с НЕ. В слове НЕ является частью корня, так как нет слова вежда. Правило: Если существительное не употребляется без НЕ, то пишем слитно.
Задания для самостоятельного выполнения.
(Не)вежда, не(взгоды), (не)годование, (не)доумение, (не)нависть, (не)настье, (не)нависть, (не)лепость, (не)вольник, (не)годяй.
КАРТОЧКА 3
Задание Раскрыть скобки, выделить корень в именах существительных.
Не правда, а ложь.
Не правда пишу раздельно, так как есть противопоставление с союзом А. Не является частицей. Правило: Существительное пишется раздельно с НЕ, если есть противопоставление с союзом А.
Задания для самостоятельного выполнения.
(Не)счастье, а горе; (не)друг, а враг; (не)воля, а заключение; (не)дождь, а снег; (не)добро, а зло; (не)красота, а ужас; (не)холод, а жара; (не)зной, а холод.
КАРТОЧКА 4
Не с именами существительными.
Задание Распределить имена существительные в три столбика.
Пишу во второй столбик. В слове «не» является частью корня, так как нет слова поседа.
Пишу в первый столбик. «Не» является приставкой, так как можно употребить данное слово без не (добро).
Пишу в третий столбик. «Не» является частицей и пишется со словом раздельно, так как есть противопоставление с союзом а
Задания для самостоятельного выполнения.
Не – часть корня
Невежда; недобро; невнимание; не горе, а счастье; неурожай; неаккуратный; неряха; не правда, а ложь; недруг; не зло, а добро; ненастье; неудача; невежество.
источники:
https://russkiiyazyk.ru/orfografiya/pravopisanie-ne-s-suschestvitelnymi-slitno-i-razdelno.html
https://obrazovanie.guru/russkij-yazyk/napisanie-ne-s-sushhestvitelnymi.html
https://na5.club/russkij-yazyk/uprazhneniya/ne-s-sushhestvitelnymi-uprazhneniya.html
Басня Крылова Лебедь, щука и рак
Лебедь, Щука и рак – басня Ивана Крылова, вышедшая в свет в 1814 году. Короткая басня Крылова – шедевр басенного жанра.
Лебедь, щука и рак слушать
Басня Лебедь, щука и рак читать
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука.
Однажды Лебедь, Рак, да Щука
Везти с поклажей воз взялись,
И вместе трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!
Поклажа бы для них казалась и легка:
Да Лебедь рвётся в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
Кто виноват из них, кто прав, — судить не нам;
Да только воз и ныне там.
Мораль басни Лебедь, щука и рак
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука.
С героями на этот раз всё очень складно и просто, три разных по натуре: лебедь может только летать и физически и в своих мыслях, рак, что не поделай, пятиться назад, а щуке только плавать суждено. Мораль басни в том, что есть вещи, заложенные природой в зверей и людей, с которыми нельзя ничего поделать, их не удастся изменить, как ни старайся.
В дружбе важно сочетание единых духом и в стремлениях персонажей, а если нет в товарищах согласья, то, как бы они не лезли из кожи вон, никто из них не будет прав иль виноват – дело спориться не будет. Каждый следует своему инстинкту, работает во благо, да только воз и ныне там. Какая идея вдохновила Крылова на эту басню? Вероятно люди, скрывающие или сами непонимающие свои истинные намерения в создании общего дела.
Источник
Иван Крылов — Лебедь, щука и рак (Басня): Стих
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука.
Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись
И вместе трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!
Поклажа бы для них казалась и легка:
Да Лебедь рвется в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
Кто виноват из них, кто прав — судить не нам;
Да только воз и ныне там.
Анализ / мораль басни «Ворона и лисица» Крылова
Хрестоматийная сатира Ивана Андреевича Крылова «Лебедь, щука и рак» впервые была напечатана в сборнике «Новые басни».
Басня написана в 1814 году. Писателю в тот момент было уже 45 лет, он уже снискал популярность как баснописец, устроен по протекции А. Оленина помощником библиотекаря в Публичную библиотеку. Размер произведения – разностопный ямб, родственник раешному стиху народного театра. И вновь действующие лица — из русских сказок: Лебедь, Щука. Интересно, что в сказках о животных оба могут быть отрицательными героями, а вот в волшебных – положительными. Хотя рак кажется и лишним в этой компании, однако и он в нише ихтиологических образов в фольклоре – один из самых распространенных. Правда, в устном народном творчестве он нередко наделен житейской мудростью, чего не скажешь о персонаже басни. Выходит, в данном случае писатель преследовал своей целью вывести аллегорию, сатиру на человеческие характеры. Нужно подчеркнуть, что у героев нет устойчивых коннотаций с каким-либо родом деятельности, статусом (скажем, как у медведя, который часто «воевода»). Выбор персонажей основан только на контрастности, несхожести сред их обитания и привычек. Повод для создания басни принято считать политическим. Считалось, что в ней писатель высмеивает внешнюю политику империи. Есть мнение также, что в основе сюжета – неповоротливость работы Государственного совета. Впрочем, с тех пор смысл басни частенько применяют к работе любых учреждений и организаций. Язык, как всегда у И. Крылова, сочный, строки афористичны. Финальная строка и вовсе пошла в народ и стала пословицей. Мораль преподана сразу, в самом начале: когда согласья нет, дело не пойдет. Дальше сказочный зачин: однажды. Автор не объясняет, как смогли договориться столь разные «товарищи» между собой, и что находилось в «поклаже». В тексте не раз подчеркнуто, что делают персонажи вроде бы все сообща, «вместе», втроем. «Из кожи лезут»: распространенная идиома у И. Крылова, означающая старательность. На эту же строчку приходится единственное риторическое восклицание. Диалог заменен красноречивостью самого казуса: птица «рвется в облака», рак по своему обыкновению «пятится», а рыба энергично тянет воз в реку. Писатель не берется судить героев и подозревать их в злонамеренности: судить не нам. Здесь авторская позиция скрыта за местоимением «мы». Однако факт остается фактом: воз и ныне там. Вывод один: у каждого человека свое видение проблемы, но решить ее можно только путем компромисса или выработки единой точки зрения. А иначе выйдет «не дело, только мука».
Басню «Лебедь, щука и рак» И. Крылова относят к произведениям с политическим подтекстом.
Источник
Басня Лебедь, Щука и Рак
Сказка «Лебедь, Рак и Щука»: читать текст + слушать аудио
Краткое содержание: Басня Ивана Андреевича Крылова “Лебедь, Рак и Щука” про то, как однажды Лебедь, Рак и Щука собрались везти воз с поклажей. Все герои впряглись в воз, но у них ничего не получалось. Сколько они не пытались, а воз так и не двинулся с места. Всё дело было в том, что Лебедь рвался в облака, Рак пятился назад, а Щука тянула воз в воду.
Мораль басни такова: Каждый тянет воз в свою сторону и от этого нет ему ходу, стоит он на месте. Нужно любое дело начинать сообща и тогда любое дело будет получаться.
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука.
Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись,
И вместе трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу всё нет ходу!
Поклажа бы для них казалась и легка:
Да Лебедь рвется в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
Кто виноват из них, кто прав, – судить не нам;
Да только воз и ныне там.
Смотрите также
Слон и Моська
Басня «Слон и Моська»: читать текст + слушать аудио Автор: Иван Крылов Слон и моська. …
Источник
Лебедь, Щука и Рак (Когда в товарищах…)
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука.
Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись,
И вместе трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!
Поклажа бы для них казалась и легка:
Да Лебедь рвется в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
Да только воз и ныне там.
Басня Крылова Лебедь, Щука и Рак
Мораль басни Лебедь, щука и рак
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука
Анализ басни Лебедь, щука и рак
Главная проблема в басне Крылова «Лебедь, щука и рак» – абсолютная непохожесть героев. Лебедь летает, рак ползает, а щука стремится к воде. Именно поэтому им не удается сдвинуть с места тяжелую повозку. Так и с людьми: если в человеке что-то заложено природой, то как ни старайся, изменить это не удастся.
Если же говорить о командной работе лебедя, щуки и рака, то ее попросту нет. Перед тем как отправиться в путь, никто из них не договорился о том, как именно они будут это делать. Каждый следует своим собственным инстинктам и не заботится об окружающих. Отсюда и мораль: начиная общее дело, стоит выяснить все моменты и верно распределить обязанности.
Источник
Исследование басни Лебедь, рак и щука
Со школьных лет известна басня нам,
Понятна и проста она на вид.
Но почему же воз и ныне там?
Крылов об этом всё ж не говорит.
Не знал или скрывал он существо,
Известное всем древним мудрецам?
Возможно, он почувствовал родство,
Но выразить не смог, хотя сердцам
Открыта суть.
ЛЕБЕДЬ, ЩУКА И РАК
И.Крылов
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдёт,
И выйдет из него не дело, только мука.
Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись,
И вместе трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу всё нет ходу!
Поклажа бы для них казалась и легка:
Да Лебедь рвётся в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
Кто виноват из них, кто прав,— судить не нам;
Да только воз и ныне там.
Начнем наши размышления издалека, таким образом.
Жил человек, хорошо знавший древние притчи мира. Много написал он притч и сказок сам, много читал книг сочинителей и знатоков жанра. Выбрать лучшее из всего, что знал, не смог бы. А мысль о том, что хорошо бы составить сборник избранных притч, не оставляла его, вынуждая оценивать и выбирать из множества немногое. Но увлекался он сокрытыми от глаз смыслами, таинственными подтекстами сказок, и потому редко кто понимал его правильно.
— Ну, а из своих притч можешь ли назвать десяток лучших?
Отвечал им человек:
– Жизнь уходящего ценна последующей, и все дела – во имя её.
В мире земном
покупаются и продаются
Власти, политика,
суд и продажные СМИ,
И до тех пор, пока силы любви не проснутся
В каждом из нас, будут тлеть суетливые дни.
Верно, мы все участники непрекращающихся информационных войн. И примеров исторических, и доказательств нынешних тому масса.
Используют ли нас в таких непрекращающихся войнах недруги? Вероятно, используют, без нашего ведома. Особенно, если у нас глаза на лице завязаны, а сферического зрения ещё нет.
Но, с другой стороны, если мы делаем своё дело со знанием и от души, во благо мира и гармонии, благородных идей, то в любом месте и в любое время найдутся, помимо использующих нас, и те, кто резонирует душой и присоединяется на тонких планах к нашей непобедимой Силе любви.
Силе Сияющего Духа Единства мира.
Образованные люди понимают свою несвободу и принадлежность системе Матрицы. Но сферическое воззрение открывает дополнительные структуры и невидимые обычными глазами Матрицы Света, космические дали мировой Гармонии и бесконечного духовного развития.
Там, где нами управляет Матрица денег, мирской выгоды, где подчиняет нас власть капитала, мы теряем себя истинных и высокие цели духа своего, там, где убывает корысть и мирская власть – прибывает щедрость души и власть божественная.
Мы постоянно балансируем, как канатоходец, в поиске меры равновесия, но истинный путь всегда целенаправлен. Часть человечества движется неуклонно к Единству достигнутого в духе Света. Другая часть – ко тьме земного сознания, материального мира своего.
Даже если лебедь соберёт всю лебединую стаю себе на помощь, воз материальных интересов всё равно останется на земле.
А не пора ли лебедю сменить свою компанию, освободиться от хомута, а воз оставить земле? Подняться выше над привычным миром, заниматься воспитанием и обучением летающих, белых душ!
Кто такие лебедь, рак и щука, неужели воплощение недвижимого «воза» мира материальности? Чем умнее и изобретательнее мыслитель, тем более абстрактный в нём же поэт и художник, тем фантастичнее рассказывает он сам себе сказки. Вот так Наука-Искусство-Сказка, соединённые в одном Месте, и творят Недвижимое, Невидимое, Непостижимое Единство мира.
Желаем вам, друзья, сказочного мировосприятия и счастья!
Источник
НЕ с существительными пишется СЛИТНО:
1. Неправды я не потерплю ни в ком.
2. К несчастью, то ж бывает у людей: как ни полезна вещь, цены не зная ей, невежда про неё свой толк всё к худу клонит.
4. И, полно, куманёк! Вот невидаль: мышей! Мы лавливали и ершей!
6. «Как расшумелся здесь! Какой невежа!» — про дождик говорит на ниве камень лёжа.
НЕ с существительными пишется РАЗДЕЛЬНО:
3. Ученье без уменья — не польза, а беда.
5. Когда в товарищах согласия нет, на лад их дело не пойдёт, и выйдет из него не дело, только мука.
_____
НЕ с существительными пишется СЛИТНО:
1. Тот идёт вперёд, кто не боится невзгод.
3. Лучше умереть, чем неправду терпеть.
4. Умный с одного слова поймёт, невежде и тысяча впрок не идёт.
7. Друзья в несчастье познаются.
9. Пища утоляет голод, знания исцеляют невежество.