Ученье без уменья не польза, а беда
- Ученье без уменья не польза, а беда
-
Ученье безъ умѣнья не польза, а бѣда.
Ср. Вы сами
Твердили мнѣ всегда о пользѣ просвѣщенья.
«Пусть такъ, однако же ученье безъ умѣнья
Не польза, а бѣда».
Кн. А. А. Шаховской. Пустодомы. Ком. 1, 8. Графиня.
Русская мысль и речь. Свое и чужое. Опыт русской фразеологии. Сборник образных слов и иносказаний. Т.Т. 1—2. Ходячие и меткие слова. Сборник русских и иностранных цитат, пословиц, поговорок, пословичных выражений и отдельных слов. СПб., тип. Ак. наук..
.
1896—1912.
Смотреть что такое «Ученье без уменья не польза, а беда» в других словарях:
-
ученье без уменья не польза, а беда — Ср. Вы сами Твердили мне всегда о пользе просвещенья. Пусть так, однако же ученье без уменья Не польза, а беда . Кн. А.А. Шаховской. Пустодомы. Ком. 1, 8. Графиня. См. ученых много, умных мало. См. осел останется ослом … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона
-
ученых много, умных мало — Ср. Всегда так будет и бывало, Таков издревле белый свет: Ученых много, умных мало. А.С. Пушкин. Всегда так будет . Ср. За редкими исключениями грамотные люди наши мало умны, а умные люди мало грамотны. Кн. П.А. Вяземский. Ср. Человек науки!… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона
-
Ученых много, умных мало — Ученыхъ много, умныхъ мало. Ср. Всегда такъ будетъ и бывало, Таковъ издревле бѣлый свѣтъ: Ученыхъ много, умныхъ мало. А. С. Пушкинъ. „Всегда такъ будетъ“. Ср. За рѣдкими исключеніями грамотные люди наши мало умны, а умные люди мало грамотны. Кн.… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
-
Пушкин, Александр Сергеевич — — родился 26 мая 1799 г. в Москве, на Немецкой улице в доме Скворцова; умер 29 января 1837 г. в Петербурге. Со стороны отца Пушкин принадлежал к старинному дворянскому роду, происходившему, по сказанию родословных, от выходца «из… … Большая биографическая энциклопедия
УЧЕНЬЕ БЕЗ УМЕНЬЯ НЕ ПОЛЬЗА, А БЕДА
Ученье безъ умѣнья не польза, а бѣда.
Ср. Вы сами
Твердили мнѣ всегда о пользѣ просвѣщенья.
«Пусть такъ, однако же ученье безъ умѣнья
Не польза, а бѣда».
Кн. А. А. Шаховской. Пустодомы. Ком. 1, 8. Графиня.
См. Ученых много, умных мало.
См. Осел останется ослом, Хотя осыпь его звездами: Где должно действовать умом, Он только хлопает ушами.
УЧЕНЬЕ В СЧАСТЬЕ УКРАШАЕТ, А ПРИ НЕСЧАСТЬЕ УТЕШАЕТ →← УЧЕНЫХ МНОГО, УМНЫХ МАЛО
Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Ничего подобного мне (не)приходилось видеть ни до, ни после.
Солнце, ещё (не)скрытое облаками, освещает мрачную жёлто-лиловую тучу.
Эта (не)приятная история надолго осталась в моей памяти.
Ученье без уменья — (не)польза, а беда.
Никому (не)нужные хлопоты.
Пояснение (см. также Правило ниже).
Приведем верное написание:
Ничего подобного мне не приходилось видеть ни до, ни после.
Солнце, ещё не скрытое облаками, освещает мрачную жёлто-лиловую тучу.
Эта неприятная история надолго осталась в моей памяти.
Ученье без уменья — не польза, а беда.
Никому не нужные хлопоты. (Слово никому с НИ, даёт раздельное написание)
Ответ: НЕПРИЯТНАЯ.
Источник: ЕГЭ 27.05.2013. Основная волна. Центр. Вариант 1.
На чтение 16 мин Просмотров 17.2к. Опубликовано 1 июля, 2020
Правописание не и ни с разными частями речи и знание правил такого правописания входит в перечень знаний и умений, которые спрашивают со школьников на ЕГЭ по русскому языку. Не с разными частями речи пишется слитно или раздельно, когда пишется не, а когда ни, правописание частиц не и ни — обо всем этом кратко, доступно, структурированно в таблицах и правилах.
Содержание
- Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи
- Различение и правописание частиц НЕ и НИ
- Правила для запоминания
- Примеры заданий на ЕГЭ на правописание НЕ и НИ
- Задание 1.
- Задание 2
- Задание 3
- Задание 4
- Задание 5
- Задание 6
- Задание 7
- Задание 8
- Задание 9
- Задание 10
- Задание 11
- Задание 12
- Задание 13
- Задание 14
- Задание 15
- Задание 16
- Задание 17
- Задание 18
Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи
Чтобы узнать правописание не с разными частями речи, загляните в таблицу 1. В ней представлено как пишется не с существительными, прилагательными, не с наречиями, не с глаголами и деепричастиями. Вы узнаете — когда не пишется слитно, а когда раздельно.
Таблица 1.
Части речи |
Слитно |
Раздельно |
Существительные, прилагательные, наречия на -о/-е |
|
|
Отрицательные местоимения и наречия | Некого, никого, нечем, ничем, негде, нигде. | С предлогом: не от кого, ни с чем. |
Наречия не на -О/-Е и не отрицательные |
|
|
Глаголы и деепричастия |
|
Не ответить, не сказав. |
Причастия |
|
|
Различение и правописание частиц НЕ и НИ
Как различать когда пишется не, а когда ни — смотрите таблицу 2.
Таблица 2.
НЕ |
НИ |
|
|
2. В устойчивых выражениях:
|
2. В устойчивых выражением:
|
3. В словосочетаниях и предложениях:
|
3. В словосочетаниях и предложениях:
Кто ни смотрел этот фильм, всем он нравился. |
Правила для запоминания
Запомните:
Правила для НЕ
НЕ может стоять перед различными частями речи и передавать полное отрицание. Особенно четко выражено значение полного отрицания у частицы НЕ при наличии противопоставления: Не куст, а с листочками; не рубашка, а сшита; не человек, а рассказывает (загадка).
НЕ по значению равняется нет: Я не был в театре (Был? — Нет.). Здесь не место и не время вести эти разговоры (Место? — Нет. Время? — Нет.).
Частицу НЕ нельзя опустить, не разрушив смысла высказывания (в нем исчезает отрицательный смысл, т. е. высказывание приобретает противоположное значение): Не упреки, не наказание ждали его, а счастливые глаза матери.
НИ — частица усилительная, она употребляется в двух основных значениях: усиливает утверждение и усиливает отрицание.
Остановимся на первом значении НИ.
НИ усиливает утверждение, т. е. имеет утвердительный смысл, употребляется в придаточных предложениях с уступительным оттенком.
Сопоставим предложения:
Уснуть доктор не мог и не старался.
Уснуть доктор не мог, как ни старался (Пан).
В первом предложении оба сказуемых отрицательные (Мог? — Нет. Старался? — Нет.).
Во втором предложении сказуемое главного предложения отрицательное (не мог), а в придаточном предложении уступительном НИ усиливает утвердительное значение. Здесь НИ по значению равняется да (Уснуть мог? — Нет. Старался? — Да.).
В этом случае НИ можно выпустить из предложения, не нарушив смысла, так как НИ само по себе не отрицает, а только усиливает отрицание (Уснуть доктор не мог, хотя старался).
Здесь полезно сопоставить предложения с НЕ и НИ (Кто не отвечал сегодня, ответит завтра и Кто ни отвечал сегодня, все ответили верно).
Примеры заданий на ЕГЭ на правописание НЕ и НИ
В этих заданиях проверяется насколько хорошо абитуриенты знают как пишется не с разными частями речи.
Задание 1.
Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Варианты
Комната Павла была (НЕ)ОСВЕЩЕНА, поэтому трудно было различать лица сидящих напротив людей.
(НЕ)ДРУЖЕЛЮБИЕ хозяина смутило гостей.
Нашему коту Тимофею (НЕ)МЕНЬШЕ десяти лет.
Такая речь, отнюдь (НЕ)ЛИШЕННАЯ смысла, озадачила Ивана.
Откладывать поход (НЕ)БЫЛО никакой возможности.
Ответ: недружелюбие
Решение:
(НЕ)ОСВЕЩЕНА — краткое причастие пишется с НЕ раздельно.
(НЕ)ДРУЖЕЛЮБИЕ — можно заменить синонимом без НЕ «враждебность».
(НЕ)МЕНЬШЕ — сравнительная степень с НЕ пишется раздельно.
отнюдь (НЕ)ЛИШЕННАЯ — слово-маркер ОТНЮДЬ НЕ — пишем раздельно после него.
(НЕ)БЫЛО — Не с глаголом раздельно.
Задание 2
Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Варианты
(НЕ)ПОДВЕРГАЙ осмеянию слабости других.
Стихи (НЕ)ЗАБЫТЫ.
Выберите (НЕ)ВЫСОКИЕ георгины.
Я люблю молодую картошечку: ее (НЕ)НУЖНО чистить.
Соня любит (НЕ)ШОКОЛАДНОЕ, а клубничное мороженое.
Ответ: невысокие
Решение:
(НЕ)ПОДВЕРГАЙ — Не с глаголом раздельно.
(НЕ)ЗАБЫТЫ — краткое причастие пишется с НЕ раздельно.
(НЕ)ВЫСОКИЕ георгины. — можно заменить синонимом без НЕ «низкие» — слитно.
(НЕ)НУЖНО чистить — Не с глаголом (предикативом НАДО, НУЖНО) пишем раздельно.
(НЕ)ШОКОЛАДНОЕ, а клубничное — противопоставление с союзом А — раздельно.
Задание 3
Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Варианты
Случилось так, что мне (НЕ)КОМУ было рассказать о своих сомнениях.
Пришлось говорить (НЕ)ГРОМКО, а едва различимым шепотом.
Девочка была грязна и (НЕ)ПРИЧЕСАНА, поэтому с ней никто не хотел играть.
Новая шинель адъютанта (НЕ)СШИТА.
Но говорят, вы (НЕ)ЛЮБИТЕ людей.
Ответ: некому
Решение:
(НЕ)КОМУ — отрицательное местоимение без предлогов с НЕ пишется слитно.
(НЕ)ГРОМКО, а…— противопоставление с союзом А — раздельно.
(НЕ)ПРИЧЕСАНА — НЕ с кратким причастием — раздельно.
(НЕ)СШИТА — краткое причастие пишется с НЕ раздельно.
(НЕ)ЛЮБИТЕ — НЕ с глаголом раздельно.
Задание 4
Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Варианты
Мы ценим и любим (НЕ)ПРАЗДНОСТЬ, а труд.
(НЕ)СМОТРЯ на ветер и стужу, птицы упорно летят на юг.
Вдалеке виднелись серые громады еще (НЕ)ЗАКОНЧЕННЫХ построек.
(НЕ)ИСПЫТАННОЕ никогда раньше острое чувство жалости переполнило душу Пьера.
Тимофей вошел, (НЕ)ГЛЯДЯ на свою бывшую жену.
Ответ: несмотря
Решение:
(НЕ)ПРАЗДНОСТЬ, а труд. — противопоставление с союзом А — раздельно.
(НЕ)СМОТРЯ на — производный предлог НЕСМОТРЯ НА пишется всегда слитно.
еще (НЕ)ЗАКОНЧЕННЫХ — слово-маркер ЕЩЕ НЕ, после него пишем раздельно.
(НЕ)ИСПЫТАННОЕ — полное причастие с зависимыми словами (когда? никогда раньше) с НЕ пишется раздельно.
НЕ ГЛЯДЯ — деепричастие, которое пишется с НЕ раздельно (как и глагол).
Задание 5
Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Варианты
В зале гремели долго (НЕ)СМОЛКАВШИЕ аплодисменты.
Самые сложные задачи (НЕ)РЕШЕНЫ.
(НЕ)ГОДУЯ, она кричала тонким противным голосом.
Лешка почему-то (НЕ)ПОНИМАЛ смысл ее слов.
Все было по-прежнему, но в саду были (НЕ)СТАРЫЕ, а новые качели.
Ответ: негодуя.
Решение:
(НЕ)СМОЛКАВШИЕ — полное причастие с зависимыми словами (сколько? долго) с НЕ пишется раздельно.
(НЕ)РЕШЕНЫ — краткое причастие пишется с НЕ раздельно.
(НЕ)ГОДУЯ — деепричастие, без НЕ не употребляется, значит пишется СЛИТНО.
(НЕ)ПОНИМАЛ — НЕ с глаголом раздельно.
(НЕ)СТАРЫЕ, а новые — противопоставление с союзом А — раздельно.
Задание 6
Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Варианты
Ученье без умения — (НЕ)ПОЛЬЗА, а беда.
Финал поэмы выглядит как возвращение к (НЕ)РЕШЕННЫМ вопросам.
Солнце, еще (НЕ)СКРЫТОЕ облаками, освещает леса и поля.
Отец велел нам, (НЕ)ОСТАНАВЛИВАЯСЬ в гостинице, ехать на пристань и ждать теплоход.
Но страх (НЕ)СЖАЛ души моей.
Ответ: нерешенным.
Решение:
(НЕ)ПОЛЬЗА, а беда — противопоставление с союзом А — раздельно.
(НЕ)РЕШЕННЫМ — полное причастие без зависимых слов пишется с НЕ слитно.
еще (НЕ)СКРЫТОЕ — слово-маркер ЕЩЕ НЕ, после него пишем раздельно.
(НЕ)ОСТАНАВЛИВАЯСЬ — деепричастие, без НЕ употребляется, значит, пишется раздельно.
Но страх (НЕ)СЖАЛ — НЕ с глаголом раздельно.
Задание 7
Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Варианты
(НЕ)ПРОЧИТАННОЕ мною письмо осталось лежать на столе.
Тайна (НЕ)РАСКРЫТА.
(НЕ)ВООБРАЗИМЫЙ восторг вызвало выступление акробатов.
(НЕ)СМОТРЯ по сторонам, они перешли дорогу.
Все документы, (НЕ)ИСКЛЮЧАЯ и боевые журналы, уничтожены.
Ответ: невообразимый.
Решение:
(НЕ)ПРОЧИТАННОЕ — причастие с зависимыми словами (кем? мною) пишется с НЕ раздельно.
(НЕ)РАСКРЫТА — краткое причастие пишется с НЕ раздельно.
(НЕ)ВООБРАЗИМЫЙ — прилагательное, можно заменить синонимом без НЕ «сильный», пишем слитно.
(НЕ)СМОТРЯ — деепричастие, пишется раздельно.
(НЕ)ИСКЛЮЧАЯ — деепричастие, пишется раздельно.
Задание 8
Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Варианты
На лугах стояла еще (НЕ)КОШЕННАЯ трава.
Он был (НЕ)ЗЛОБНЫЙ, а придирчивый человек.
(НЕ)СМОТРЯ ни на кого, мать встала и вышла из горницы.
Речка была (НЕ)ШИРОКОЙ и мелкой.
Брат убежал, опять (НЕ)ВЫМЫВ за собой грязную посуду.
Ответ: неширокой
Решение:
еще (НЕ)КОШЕННАЯ трава — слово-маркер ЕЩЕ НЕ, после него пишем раздельно.
(НЕ)ЗЛОБНЫЙ, а придирчивый — противопоставление с союзом А — раздельно.
(НЕ)СМОТРЯ — деепричастие, без НЕ употребляется, значит пишется раздельно.
(НЕ)ШИРОКОЙ — можно заменить на синоним «узкой» — пишем слитно.
(НЕ)ВЫМЫВ — деепричастие, без НЕ употребляется, значит, пишется раздельно.
Задание 9
Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Варианты
Я (НЕ)МОГУ понять этого и простить
(НЕ)ДЕНЬГИ человека делают уважаемым
Мой собеседник бросил на меня вовсе (НЕ)ПРИВЕТЛИВЫЙ взгляд
Этот мужчина был (НЕ)КРАСИВ, однако добр и отзывчив
(НЕ)ЛУЧШЕ ли нам уйти поскорей?
Ответ: некрасив
Решение:
1 — НЕ с глаголом
2 — НЕ с существительным, нет слова «неденьги»
3 — слово-маркер ВОВСЕ НЕ
4 — можно заменить на «уродлив».
5 — сравнительная степень
Задание 10
Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Варианты
Чацкий уезжает, (НЕ)НАЙДЯ ничего хорошего в доме Фамусовых
Неужели твой щенок ни капли (НЕ)БОИТСЯ воды?
Михаил сидел сам (НЕ)СВОЙ
Идти до туда (НЕ)ДАЛЕКО, а очень даже близко
Добиться встречи с послом было очень (НЕ)ЛЕГКО
Ответ: нелегко
Решение:
1 — НЕ с деепричастием
2 — НЕ с глаголом
3 — сам не свой, с местоимениями, кроме отриц. и неопр. — раздельное написание
4 — противопоставление с союзом А
5 — можно заменить синоним без НЕ: на «тяжело», нет противопоставления.
Задание 11
Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Варианты
(НЕ)ДОДЕЛАННАЯ до конца работа не давала Олесе покоя
Я стоял тихо, (НЕ)ДВИГАЯСЬ с места, прислушивался к темноте
Александр совершил (НЕ)ОБДУМАННЫЙ, но крайне смелый поступок
Мягкая, тепличная атмосфера, в которой протекала моя отнюдь (НЕ)БУРНАЯ молодость, нравилась мне всё сильнее
Григорьев и сам понимал, что поступил (НЕ)ПО-ДРУЖЕСКИ.
Ответ: необдуманный.
Решение:
1 — причастие с зависимыми словами (как? до конца)
2 — деепричастие с НЕ
3 — Можно заменить на «спонтанный» — слитно
4 — слово-маркер ОТНЮДЬ НЕ
5 — с наречием через дефис — раздельное написание
Задание 12
Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Варианты
Игорь очень подвёл всех нас, (НЕ)СДЕРЖАВ своего слова
Ничуть (НЕ)СЛОЖНЫМ показалось Наташе решение задачи
Александр (НЕ)ВЗЛЮБИЛ его с первой минуты общения
Сегодня товарищ мой явно был (НЕ)РАД общению
Джон убежал, опять (НЕ)ВЫМЫВ за собой раковину
Ответ: невзлюбил.
Решение:
Вспоминаем, как пишется не с разными частями речи.
1 — НЕ с деепричастием
2 — слово-маркер НИЧУТЬ НЕ
3 — глагол, который не употребляется без НЕ
4 — НЕ с глаголом (предикативом)
5 — НЕ с деепричастием
Задание 13
Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Варианты
Ждали мы отнюдь (НЕ)ДОЛГО, всего пять минут
Высота забора вокруг участка должна быть (НЕ)БОЛЕЕ двух метров
(НЕ)ВЫНОСИМЫМ показался мне чадный, сизый от дыма воздух в маленьком ресторане гостиницы
Инженеру приходилось пользоваться вовсе (НЕ)НАДЁЖНЫМ оборудованием
Мой дядя был (НЕ)ЗЛОБНЫЙ, а скорее злопамятный человек.
Ответ: невыносимым.
Решение:
1 — слово-маркер ОТНЮДЬ НЕ
2 — сравнительная степень
3 — можно заменить синонимом без НЕ: на «ужасным, невозможным, отвратительным»
4 — слово-маркер ВОВСЕ НЕ
5 — противопоставление с союзом А.
Задание 14
Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Варианты
Мой (НЕ)ДОГАДЛИВЫЙ попутчик ничего не заподозрил
С автором статьи я был (НЕ)СОГЛАСЕН
Небо, еще (НЕ)СКРЫТОЕ облаками, было ярко-голубым
Мы должны были идти только вперед, (НЕ)ОСТАНАВЛИВАЯСЬ на достигнутом
Родион (НЕ)СЖАЛИЛСЯ над бедной старушкой.
Ответ: недогадливый
Решение:
Здесь нужно вспомнить правописание не с разными частями речи.
1 — можно заменить синонимом без НЕ: на «доверчивый» — слитно
2 — НЕ СОГЛАСЕН, краткое прилагательное, пишется раздельно
3 — слово-маркер ЕЩЕ НЕ
4 — НЕ с деепричастием
5 — НЕ с глаголом.
Задание 15
Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Варианты
(НЕ)ПРОДОЛЖИТЕЛЬНЫЕ экспедиции проводились с целью сбора статистических сведений о населении.
Я почему-то (НЕ)ПОНИМАЛ смысл ее слов
На нем были уже (НЕ)СТАРЫЕ, а новые ботинки
Некоторые гималайские вершины, уступая в своей высоте знаменитой Джомолунгме, (НЕ)ВЗЯТЫ альпинистами-любителями до сих пор
На улице были слышны долго (НЕ)СМОЛКАВШИЕ крики.
Ответ: непродолжительные.
Решение:
1 — можно заменить синонимом без НЕ: «скоротечные» — слитно
2 — НЕ с глаголом
3 — противопоставление с союзом А
4 — краткое причастие
5 — причастие с зависимыми словами (сколько? долго)
Задание 16
Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Варианты
Кошка считала наш двор далеко (НЕ)БЕЗОПАСНЫМ местом и не охотилась здесь за птицами
Говори, пожалуйста, (НЕ)ГРОМКО, а шепотом
(НЕ)УБРАННОЕ осенью поле засыпало листьями и сухими ветками
Моё выпускное платье до сих пор (НЕ)СШИТО
Прижавшись к земле и оставаясь (НЕ)ПОДВИЖНЫМИ, разведчики ничем не выдавали своего присутствия.
Ответ: неподвижными.
Решение:
1 — слово-маркер ДАЛЕКО НЕ
2 — противопоставление с союзом А
3 — причастие с зависимыми словами (когда? осенью)
4 — краткое причастие
5 — слитно, можно заменить синонимом без НЕ: «замершими», «застывшими».
Задание 17
Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Варианты
Вопрос журналиста показался ему (НЕ)ПУСТЫМ, а наоборот, продуманным и интересным
(НЕ)ПОДВЕРГАЙ опасности детей
Подвиги героев (НЕ)ЗАБЫТЫ
Отец был в тот вечер (НЕ)МНОГО раздражен, но старался выглядеть спокойным
Тайна этой полуразрушенной пирамиды до сих пор остается (НЕ)РАЗГАДАННОЙ людьми.
Ответ: немного.
Решение:
1 — противопоставление с союзом А
2 — НЕ с глаголом
3 — НЕ с кратким причастием
4 — наречие, можно заменить синонимом без НЕ: «чуть-чуть» — слитно
5 — причастие с зависимыми словами (кем? людьми).
Задание 18
Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Варианты
Вопреки моим опасениям, чемодан оказался ничуть (НЕ)ТЯЖЕЛЫМ
(НЕ)ПРИЯТНАЯ, а противная на вкус пища может стать причиной депрессии
На трибунах стадиона, где проходил концерт, яблоку было (НЕ)ГДЕ упасть
Я знал Павла (НЕ)ПЕРВЫЙ год
Нашему коту (НЕ)МЕНЬШЕ шести лет
Ответ: негде.
Решение:
1 — слово-маркер НИЧУТЬ НЕ
2 — противопоставление с союзом А
3 — отриц. местоимение НЕГДЕ без предлога пишется слитно
4 — с числительным раздельно
5 — сравнительная степень — раздельно.
Надеемся, что теперь проблем с заданием ЕГЭ на правописание не и ни с разными частями речи у вас не будет.
Ученье без уменья не польза, а беда
(русская пословица)
Народные мудрости всегда удивляли меня своей универсальностью. Вот и эта русская пословица, по сути, отражает одну из основных проблем высшего образования: без целого ряда умений образование действительно не может считаться полноценным. Одно из таких умений – вести исследовательскую работу. Конкурсы кадрового резерва, проведенные в ГУ-ВШЭ в 2009 году – способ это умение формировать и развивать.
С моей точки зрения, результаты конкурсов кадрового резерва-2009 относятся к двум тесно взаимосвязанным между собой уровням: корпоративному и индивидуальному. Результаты выполнения проектов на корпоративном уровне содействуют формированию в нашем университете устойчивой системы академического развития студентов, способствуют «взращиванию» плеяды научно-ориентированных выпускников. На индивидуальном уровне можно выделить результаты, полезные для как участников коллектива проекта, так и для других молодых преподавателей и студентов университета.
Участие в проектах кадрового резерва, несомненно, – удачный трамплин для членов команды и стимул к дальнейшей самореализации в преподавательской и научной деятельности. Для других же начинающих преподавателей и студентов, которые пока не решились на участие в конкурсах кадрового резерва, полученные их однокашниками результаты – это best practices, позитивный пример возможной траектории профессионального роста.
Конкурсы-2009 выявили и сильные стороны участников, и направления, в которых им надо совершенствоваться. К сильным сторонам относятся инициативность, наличие свежих идей, стремление предложить что-то новое, т.е. весь блок творческой составляющей.
Менее выраженными в целом ряде случаев были способность структурировать текст, четко излагать свои мысли и прочие навыки представления материала в формате научной работы.
Еще один недостаток, который, к сожалению, имел место в ряде работ, – небрежность оформления и невнимательность (возможно, вызванная студенческой привычкой делать всё в последний момент). Впрочем, допустив ошибки и недочеты, а затем исправив их, молодые коллеги учатся, развиваются. Значит, конкурс кадрового резерва выполняет свои функции.
Что касается укоренения движения «кадровых резервистов» в нашем вузе, то нужна активизация информационной поддержки этой деятельности на уровне факультетов, привлечение большего числа претендентов, ужесточение конкурсного отбора и отсева по итогам промежуточного контроля.
Дальнейшая реализация конкурсов кадрового резерва видится мне, таким образом, принципиально важной, особенно в свете получения ГУ-ВШЭ статуса Исследовательского университета. Как говорится, «какие труды, такие и плоды».
Доц. каф. общего и стратегического менеджмента,
Предводителева М.Д.
12 февраля, 2010 г.