Не раскатывающийся как пишется

КОНСПЕКТ

УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

В 7 КЛАССЕ

Учитель                Бурая Оксана Анатольевна

                        (I квалификационная категория, 2010)

Тема: НЕ с причастиями

Цели.

Общеобразовательная:

Формирование знаний учащихся о правописании «НЕ» с причастиями.

Воспитательная:

Воспитание  навыка самостоятельной работы, навыка работы в группах; интереса к языку.

Развивающая:

Развитие памяти, речи, умения логически мыслить.

Формы работы.

Коллективная, самостоятельная, групповая.

Оборудование.

Таблицы: «НЕ с существительными», «НЕ с прилагательными», презентация.

Ход урока.

  1. Повторение и закрепление изученного ранее материала.

Задание классу.  Прочитайте запись на доске. Как вы понимаете смысл этой пословицы?

Много говоре…о да мало сказа…о.

Предполагаемый ответ ученика. Этой пословицей русский народ предостерегает от пустых, бесполезных, длинных разговоров, которые не несут какой-либо значимой информации.

Слово учителя. Я не случайно начала урок с этого предложения. Надеюсь, что сегодня на занятии  не будет бесполезных разговоров, и мы постараемся успеть как можно больше узнать по теме урока и хорошо закрепить материал. Но сначала вспомним то, что нам уже известно. И вы получаете первое задание: произвести орфографический и пунктуационный разбор предложения.

(Ответ ученика у доски)

Дополнительные вопросы:

  1. Рассказать правило о правописании Н, НН в кратких страдательных причастиях и отглагольных прилагательных.
  2. Предоставить на проверку домашнее задание.

(Одновременно два ученика выполняют на доске карточки для индивидуальной работы)

  1. Проверка домашнего задания.

Слово учителя. Дома вы тоже работали над орфограммой «Н, НН в причастиях и отглагольных прилагательных».

  1. Поднимите, пожалуйста, руки, у кого есть вопросы по домашнему заданию.
  2. Ответьте, пожалуйста, на мои вопросы по домашней работе:
  1. В каких словах написали одну «Н», почему?

(изображены – краткое причастие, плетеном – слово образовано от глагола несовершенного вида)

  1. С какой еще орфограммой встретились в домашнем задании?

(Правописание «НЕ» с прилагательными)

  1. От чего зависит выбор слитного/раздельного написания «НЕ» с прилагательными?

(Ответ правила учеником)

  1. Проверьте домашнее задание по контрольной карте.

Сыгранная роль принесла актеру небывалый успех.

Талант, дарованный от Бога, далеко не маленькое богатство.

На картина изображены невзрачные деревенские избы.

                                                        Несов.вид

Не разговорчив, как обычно, а молчалив сидел он в плетеном кресле.

(В) плетеном (кресле) – причастие.

I. В кресле (каком?) плетеном.

II. Н. ф. – плетеный.

Пост. – страдательное, прош. вр., несов. вид; непост. – пр. п., ед. ч., ср. р.

III. В кресле каком? плетеном.

Карточки для индивидуальной работы:

  1. Вставить попущенные буквы, объяснить правописание суффиксов действительных и страдательных причастий настоящего времени. Подчеркнуть страдательные причастия.

Пр… сутству…щий на собрании, пр…тенду…щий на главную роль, ярко с…я…щий, едва вид…мый, мига…щая г…рлянда, проигрыва…мая к…мбинация, плохо различ…мый с…луэт.

  1. Вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки. От чего зависит выбор Н, НН в причастиях и отглагольных прилагательных. Когда «НЕ» с прилагательными пишется слитно, а когда раздельно? Выполнить морфологический разбор выделенного слова.
  1. Рискова…ый шаг – гулять в (не) людном, а глухом переулке.
  2. Хвале…ая пьеса оказалась ничуть (не)интересной.
  3. (Не)громкими аплодисментами встретили зрители спектакль, поставле…ый молодым балетмейстером.

Слово учителя. Итак, мы вспомнили, от чего зависит выбор Н, НН в причастиях и отглагольных прилагательных, морфологический разбор причастия, а также повторили орфограмму «Правописание «НЕ» с прилагательными». Этот материал пригодиться нам на уроке.

  1. Знакомство с новым материалом.

Слово учителя. Посмотрите, пожалуйста, на доску. Кто догадался о теме урока?

(Запись темы урока в тетрадь)

Что же нам предстоит сделать на уроке?

(Формулировка целей урока детьми)

Для выяснения причин слитного/раздельного написания «НЕ» с причастиями мы разделимся на четыре группы. Каждая группа получит свое задание: проанализировать языковой материал и сделать вывод о написании «НЕ» с причастиями. В случае затруднения можно обратиться к подсказкам.

(Группы работают над анализом материала, после чего выступают со своими наблюдениями)

Материал для анализа.

1 группа.

Трава не скошена. Цветы не политы. Миссия не выполнима.

Подсказка: сравните

Нескошенная трава. Неполитые цветы. Невыполнимая миссия.

2 группа.

Не скошенная крестьянами трава пожухла. Ученик, не подготовивший урок, чувствовал себя плохо.

Из-за не окончившегося вовремя собрания мы опоздали на автобус.

Подсказка: сравните

Нескошенная трава пожухла. Неподготовившийся ученик чувствовал себя плохо. Неокончившееся собрание плавно перешло в митинг.

3 группа.

В палатке лежали не разбросанные, а аккуратно сложенные рюкзаки. Не решенное, а списанное домашнее задание приводит часто к двойке.

Подсказка: сравните

В палатке лежали неразбросанные рюкзаки. Нерешенное домашнее задание приводит часто к двойке.

4 группа.

  1. Негодующий на слабые знания учитель был хмур. Петя смотрел на всех недоумевающим взглядом.
  2. Шел по невымощенной улице отряд ребят. Неприглашенная фея обиделась на короля. В Стране невыученных уроков никто не хочет оказаться.

Подсказка: сравните

Отряд ребят шел по не вымощенной, а заасфальтированной улице. Не приглашенная на бал фея обиделась на короля. Не выученный хорошо урок приведет к неуспеваемости.

  1. Закрепление материала.
  1. Сверим наши наблюдения с учебником, стр. 67.
  2. Первичное закрепление: (См. Уроки русского языка Кирилла и Мефодия, 7 класс. )
  3. Коллективное выполнение упражнения:

(Не)раскатывающийся, а глухо рокочущий гром; (не)вспаханное поле; (не)приученный к порядку ребенок; (не)домогающий ученик; (не)сделанная работа; окно (не)закрыто.

  1. Полусамостоятельное упражнение:

(Не)забываемое впечатление; ошибка (не)исправлена; (не)произнесенные вслух слова; (не)плачущий, а веселый ребенок.

  1. Дифференцированная самостоятельная работа:

1 группа (слабые): списать, объясняя условия выбора орфограммы

2 группа (средние): выписать словосочетания, в которых «НЕ» с причастием пишется раздельно

3 группа (сильные): списать, объясняя условия выбора орфограммы и заменяя слитное написание на раздельное, а раздельное на слитное

(Не)служивший юноша; еще (не)утихший после шторма ветер; (не)окрепший лед; участок земли (не)обработан; (не)заселенные, а пустые дома; (не)поставленная на место книга;

 (не)законченная, а только начатая работа; (не)истовствовавший ветер.

  1. Индивидуальное задание: сильный ученик занимается с тренажером (См. Уроки русского языка Кирилла и Мефодия. 7 класс.)
  2. Тест.

«НЕ» с причастием слитно или раздельно?

  1. В каком примере «НЕ» с причастием нужно писать слитно:

а) (не)примятая трава; б) (не)освещенный, а темный подъезд; в) (не)выученное вовремя стихотворение

2)  В каком примере «НЕ» с причастием следует писать раздельно:

а) (не)открытая выставка; б) (не)обработанный крестьянином участок земли; в) (не)разгаданная тайна

      3) В каком примере «НЕ» с причастием нужно писать слитно:

а) (не) допетая кем-то песня; б) (не) горящий, а потухший факел; ) (не)годующий взгляд

4)Какое причастие пишется с «НЕ» слитно, так как нет условий для раздельного написания:

а) (не)засеянное, а пустое поле; б) (не)извинившийся за ошибку человек; в) (не)глаженая рубашка

              5) Какое причастие следует написать с «НЕ» раздельно:

               а) (не)вымощенная улица; б) задача (не)решена; в) (не)открытый закон

Ключ: 1) – а); 2) – б); 3) – в); 4) – в); 5) – б)

  1. Подведение итогов урока.
  1. Как же мы напишем слова?

(Не)видимый мир, (не)сбросившие листву деревья,

 (не)найдено решение, (не)вылеченная, а заглушенная боль

  1. Запись домашнего задания.

Дома еще раз обратитесь к теме.

§ 24, упражнение 133 (1,2), 135 (1,2) – I – II группа; 136 – III группа

НЕ с причастиями

  1. Коллективное выполнение упражнения:

(Не)раскатывающийся, а глухо рокочущий гром; (не)вспаханное поле; (не)приученный к порядку ребенок; (не)домогающий ученик; (не)сделанная работа; окно (не)закрыто.

  1. Полусамостоятельное упражнение:

(Не)забываемое впечатление; ошибка (не)исправлена; (не)произнесенные вслух слова; (не)плачущий, а веселый ребенок.

  1. Дифференцированная самостоятельная работа:

1 группа: списать, объясняя условия выбора орфограммы

2 группа: выписать словосочетания, в которых «НЕ» с причастием пишется раздельно

3 группа: списать, объясняя условия выбора орфограммы и заменяя слитное написание на раздельное, а раздельное на слитное

(Не)служивший юноша; еще (не)утихший после шторма ветер; (не)окрепший лед; участок земли (не)обработан; (не)заселенные, а пустые дома; (не)поставленная на место книга;

 (не)законченная, а только начатая работа; (не)истовствовавший ветер.

  1. Тест.

«НЕ» с причастием слитно или раздельно?

  1. В каком примере «НЕ» с причастием нужно писать слитно:

а) (не)примятая трава; б) (не)освещенный, а темный подъезд; в) (не)выученное вовремя стихотворение

2)  В каком примере «НЕ» с причастием следует писать раздельно:

а) (не)открытая выставка; б) (не)обработанный крестьянином участок земли; в) (не)разгаданная тайна

      3) В каком примере «НЕ» с причастием нужно писать слитно:

а) (не) допетая кем-то песня; б) (не) горящий, а потухший факел; ) (не)годующий взгляд

4)Какое причастие пишется с «НЕ» слитно, так как нет условий для раздельного написания:

а) (не)засеянное, а пустое поле; б) (не)извинившийся за ошибку человек; в) (не)глаженая рубашка

              5) Какое причастие следует написать с «НЕ» раздельно:

               а) (не)вымощенная улица; б) задача (не)решена; в) (не)открытый закон

Морфемный разбор слова:

Однокоренные слова к слову:

Правописание «не» с разными частями речи

«Не» с раз­ным частя­ми речи пишет­ся как слит­но, так и раз­дель­но. Составим таб­ли­цу частей речи и их грам­ма­ти­че­ских форм, с кото­ры­ми отри­ца­тель­ная части­ца «не» пишет­ся все­гда толь­ко раз­дель­но. Рассмотрим слу­чаи слит­но­го и раз­дель­но­го напи­са­ния «не» с име­на­ми суще­стви­тель­ны­ми, при­ла­га­тель­ны­ми, при­ча­сти­я­ми и наре­чи­я­ми с суф­фик­сом .

Чтобы пра­виль­но напи­сать сло­во с «не», сна­ча­ла опре­де­ля­ем часть речи, к кото­рой оно при­над­ле­жит. В рус­ском язы­ке суще­ству­ет ряд частей речи, кото­рые с «не» пишут­ся все­гда раз­дель­но. Перечислим их.

«Не» пишется всегда раздельно

«Не» явля­ет­ся отри­ца­тель­ной части­цей, кото­рая пишет­ся все­гда раз­дель­но со сло­ва­ми и грам­ма­ти­че­ски­ми фор­ма­ми сле­ду­ю­щих частей речи.

Часть речи Примеры
Глаголы (кро­ме гла­го­лов с недо-) не стро­ит, не гово­ришь, не усну
Деепричастия не думая, не проснувшись
Краткие при­ча­стия не постро­ен, не отправлены
Относительные при­ла­га­тель­ные не шел­ко­вое пла­тье, не брат­ская помощь
Притяжательные при­ла­га­тель­ные не соба­чьи сле­ды, не мамин платок
Краткие при­ла­га­тель­ные, не име­ю­щие пол­ной фор­мы или име­ю­щи­ми в пол­ной фор­ме иное значение не рад, не горазд, не дол­жен, не склонен,
не прав, не наме­рен, не согласен
Прилагательные в срав­ни­тель­ной степени не луч­ше, не боль­ше, не мень­ше, не старше
Числительные не два, не оба, не седьмой
Местоимения (кро­ме отри­ца­тель­ных и неопределенных) не ты, не этот, не любой
Наречия (кро­ме отри­ца­тель­ных и наре­чий на ) не здесь, не вче­ра, не полностью
Слова с дефис­ным написанием не по-летнему, не всё-таки
Категория состо­я­ния не надо, не жаль, не пора, не лень

«Не» пишется слитно

1. Если сло­ва, при­над­ле­жа­щие к раз­ным частям речи, не упо­треб­ля­ют­ся без началь­но­го эле­мен­та не-, то их сле­ду­ет писать слитно.

Понаблюдаем:

2. Глаголы с при­став­ка­ми не-до-, кото­рые при­да­ют сло­ву зна­че­ние непол­но­ты, недо­ста­точ­но­сти дей­ствия по срав­не­нию с какой-то нор­мой, пишут­ся слитно:

Их сле­ду­ет отли­чать от созвуч­ных гла­го­лов с при­став­кой до- и пред­ше­ству­ю­щей части­цей «не». Такие гла­го­лы обо­зна­ча­ют дей­ствие неокон­чен­ное, не дове­ден­ное до кон­ца. Часто такие сло­ва име­ют при себе допол­не­ние с пред­ло­гом «до»:

3. Существительные, каче­ствен­ные при­ла­га­тель­ные и одно­ко­рен­ные наре­чия с суф­фик­сом пишут­ся слит­но с при­став­кой не-, обра­зу­ю­щей новое поня­тие с про­ти­во­по­лож­ным зна­че­ни­ем. Такие сло­ва зача­стую мож­но заме­нить сино­ни­мом без этой приставки:

4. Прилагательные на -мый, обра­зо­ван­ные от гла­го­лов, пишут­ся слит­но с при­став­кой не-:

Многие такие при­ла­га­тель­ные не суще­ству­ют без не-.

5. Приставка не- пишет­ся слит­но с неопре­де­лен­ны­ми и отри­ца­тель­ны­ми место­име­ни­я­ми и наречиями:

Если у место­име­ния в падеж­ной фор­ме появ­ля­ет­ся пред­лог, то оно пишет­ся раз­дель­но в три слова:

Раздельное написание «не» с существительными, прилагательными, причастиями и наречиями

Отрицательная части­ца «не» пишет­ся раз­дель­но с суще­стви­тель­ны­ми, при­ла­га­тель­ны­ми, при­ча­сти­я­ми в пол­ной фор­ме и наре­чи­я­ми с суф­фик­сом в опре­де­лен­ных условиях.

Перечислим их:

1. Имеется про­ти­во­по­став­ле­ние с сою­зом «а»

2. в соче­та­нии со сло­ва­ми «отнюдь», «вовсе», «дале­ко»

3. в при­сут­ствии отри­ца­тель­ных место­име­ний или наречий

4. Причастия в пол­ной фор­ме пишут­ся раз­дель­но, если име­ют зави­си­мые сло­ва, то есть обра­зу­ют при­част­ный оборот:

Это пра­ви­ло не рас­про­стра­ня­ет­ся на «быв­шие» при­ча­стия, кото­рые утра­ти­ли при­знак дей­ствия и пере­шли в при­ла­га­тель­ные. С при­став­кой не- они полу­чи­ли новое значение:

Эти сло­ва пишут­ся раз­дель­но, если име­ют при себе отри­ца­тель­ное место­име­ние или наречие:

Алгоритм определения правописания «не» с разными частями речи

Видеоурок

Источник

Слитное и раздельное написание НЕ

теория по русскому ? орфография

Слитное и раздельное написание слов с НЕ зависит от части речи самого слова.

Если слово НЕ употребляется без НЕ, то пишем его слитно.

(например, негодовать, небрежный, не существует слов «брежный» или «годовать»).

НЕ с глаголами и деепричастиями

НЕ всегда пишется раздельно, кроме случаев с приставкой НЕДО- в значении «не соответствовать норме»: недосыпать, недовыполнив, не мог, не любуясь.

НЕ с числительными

НЕ всегда пишется раздельно: не второй, не трое.

НЕ с существительными

Соблюдаются все три пункта:

неправда (ложь); недруг (враг)

Соблюдается хотя бы один из пунктов:

Упомянутые выше конструкции далеко не, вовсе не и т.п. следует отличать от наречий меры и степени, никак не влияющих на написание слова с НЕ: абсолютно, более чем, весьма, в высшей степени, крайне, настолько, очень, полностью, почти, слишком, совершенно, удивительно, чрезвычайно.

НЕ с прилагательными

Соблюдаются все пункты:

Соблюдается хотя бы один из пунктов:

Не с местоимениями

Местоимение является неопределённым либо отрицательным и не имеет предлога внутри слова: некому предложить, нечто удивительное

Соблюдается хотя бы один из пунктов:

Не с причастиями

Соблюдаются все три пункта:

недвижимое имущество, крайне необдуманный поступок

Соблюдается хотя бы один из пунктов:

Не с наречиями

Соблюдаются все три пункта:

Не с союзами

Пишется всегда раздельно, кроме уступительного союза несмотря на то что (=хотя)

Не с частицами

Пишется всегда раздельно, кроме частицы неужели.

Не с предлогами

Пишется всегда раздельно, кроме производных предлогов несмотря на, невзирая на (=вопреки).

Источник

Как пишется Не с прилагательными – привожу все правила, чтобы вы легко в них разобрались

Иногда слитно, иногда раздельно. Надо знать правила.

С полными и краткими прилагательными «не» пишется иногда слитно, иногда раздельно. Давайте разбираться.

Слитное написание

Когда можно заменить синонимом, то есть похожим по смыслу словом. Обратите внимание, в этом синониме не должно быть частицы «не».

Если прилагательное не употребляется без не. То есть нельзя приставку не- просто так взять и отбросить:

Раздельное написание

Если есть противопоставление с союзом «а», причем противопоставляется тот же признак, который отрицается. Школьники здесь всегда тупят, смотрите примеры:

Не пишется раздельно, когда она отрицает признак. В первом случае я хочу сказать, что болото «не большое, а маленькое», то есть отрицаю признак «большое».

Во втором случае никакого отрицания нет. Я приписываю болоту два признака: оно «небольшое» + в нем полно лягушек.

Если есть усилительные слова: вовсе не, ничуть не, отнюдь не:

Это были правила, которые достаточно знать для школы. Приведу еще несколько более углубленных. Советую вам пробежаться по ним глазами, чтобы лучше усвоить тему.

Вузовские правила на Не с прилагательными

Не пишется раздельно с относительными прилагательными, потому что к ним в принципе нельзя подобрать синоним: «Мой особняк не кирпичный», «Вода не соленая».

Если относительное прилагательное в контексте перешло в качественное, то может быть слитное написание:

«Не» может писаться отдельно, когда на ней интонационное ударение. Прочитайте диалог:

– Апельсины, бананы, хурма, яблочки – все такое вкусное!
– Хурма-то как раз не вкусная.

Почувствуйте вот это ударение: «Хурма НЕ (пауза) вкусная» – человек делает акцент на «не», чтобы выделить хурму из общего перечня и сказать, что она не вкусная (вяжет и есть ее невозможно).

Есть слова, которые усиливают утверждение, помогают что-то утверждать. После них прилагательное с Не пишется слитно. Примеры:

Почувствуйте разницу: «Этот текст отнюдь не маленький» – слово «отнюдь» отрицает слово «маленький». А слова «необычайно», «чрезвычайно» ничего не отрицают: «чрезвычайно невежливый ответ» – да, очень невежливый.

Если вам эти тонкости значения кажутся сложными, не лезьте сюда. Выучите правила на слитное и раздельное написание, которое я дал выше, в 90 % случаев вам их будет достаточно. В школе, к тому же, спрашивают только их.

Источник

Как правильно писать НЕ: слитно или раздельно с разными частями речи?

Одной из самых трудных тем в орфографии русского языка является слитное и раздельное правописание НЕ с частями речи. Эта тема очень важна, так как она входит в Единый Государственный Экзамен в задании 12.

Поэтому так важно не просто выучить правила правописания наизусть, но понимать их, чтобы в будущем свободно владеть и применять их в повседневной жизни. Однако сложно выучить большое количество правил правописания НЕ и, к тому же, к этому способу довольно неприветливо относятся школьники и даже взрослые.

Наиболее подходящий способ для изучения – классификация, иначе объединение некоторых частей речи со схожим правописанием частицы НЕ.

Случаи для всех частей речи, при которых НЕ пишется слитно и раздельно

Для начала необходимо рассмотреть общие правила, при которых НЕ пишется слитно и раздельно для любых частей речи. Необходимо запомнить, что если слово не употребляется без НЕ, то есть если откинуть неизменяемую частицу (НЕ) слово потеряет смысл и получится что-то не существующее, то в таких случаях НЕ нужно писать слитно.

Иначе получится совершенно другое слово, не имеющее никакого отношения к русскому языку. К примеру, «неуклюжий».

В этом случае слово не может употребляться без частицы НЕ. Чтобы лучше понять это правило, можно рассмотреть ещё пару слов, например: нелепо, негодовать, ненавидеть, нездоровится, ненасытный. Можно заметить, что частица НЕ в данных примерах употребляется с разными частями речи, однако для всех правило одинаково.

Также, НЕ пишется слитно со всеми частями речи, если слово можно заменить синонимом. Например, «недруг» — «враг», «нездоровый» — «больной».

Неизменяемая частица НЕ пишется раздельно:

Теперь можно рассмотреть правописание НЕ с разными частями речи.

НЕ с именами существительными

Для правильного изучения этой темы достаточно рассмотреть несколько примеров, чтобы изучить суть материала. Частица НЕ с существительными пишется слитно в таких случаях, если:

Для более лучшего восприятия этой темы, можно рассмотреть словосочетания в предложениях. К примеру: «Если ты непрофессионал в этом деле, то тебе лучше не стоит браться за него».

Случаи, при которых частица НЕ пишется раздельно:

Также, если встречаются предложения с отрицательными словами, такими как «нисколько не», «никому не», «ничего не», «никем не» и т.д., то в таких случаях НЕ пишется раздельно. К примеру: «Он мне нисколько не приятель».

НЕ с глаголами, деепричастиями, числительными и производными предлогами

В этом случае всё намного просто, ведь для этих частей речи существует только одно единственное правило, которое очень легко запоминается.

Неизменяемая частица НЕ с глаголами и деепричастиями всегда пишется раздельно и без исключения. Например, «Я не хочу выполнять это задание, потому что оно очень скучное» или «Не увидев его сегодня, ты рискуешь больше не встретиться с ним».

НЕ с именами прилагательными

В этом случае, НЕ пишется слитно, если:

Например, «Это было очень нелепо одеть такой наряд на праздник», «Задания были довольно не сложные, поэтому Сэм решил на отлично».

Частица НЕ пишется раздельно, если:

Частица НЕ с причастиями и отглагольными прилагательными

Неизменяемая частица пишется слитно, при таких условиях, как:

НЕ с причастиями и отглагольными прилагательными пишется раздельно, если: в предложении или в словосочетании имеются причастия и отглагольные прилагательные с поясняющим словом: не изученная космонавтами планета, ещё не любимая профессия и т.д.

Правописание частицы НЕ с наречиями

Для того, чтобы определить слитное/раздельное правописание необходимо для начала определить его разряд по значению, а также выделить суффикс. Рассмотрим правила на основе примеров.

Неизменяемая частица пишется раздельно, когда:

НЕ с наречиями пишется слитно, если:

Правописание НЕ с местоимениями

В этом случае всё намного проще.
Если между частицей НЕ и местоимением стоит предлогом, то в таких случаях необходимо писать раздельно.

Например: не с кем, не к чему, не за чем, не для тебя и т.д.

С отрицательными и неопределёнными местоимениями НЕ всегда пишется слитно: некоторый, некто, несколько.

В остальных случаях частица НЕ с местоимениями пишется раздельно.

Источник

Правила русской орфографии и пунктуации (1956 г.)

VII. Правописание НЕ и НИ

Орфография

VII. Правописание НЕ и НИ

1. Во всех случаях, когда без отрицательной частицы не слово не употребляется, например: невежда, неизбежный, несчастный, негодовать, нездоровиться, несдобровать, недостает (в значении «недостаточно»), неможется, нельзя, неужто, нестерпимый, непоколебимый, невредимый.

2. С существительными, если отрицание придает слову новое, противоположное значение, например: неприятель, несчастье, если отрицание придает слову, не имеющему этой частицы, значение противопоставления, отрицания, например: неспециалист, немарксист, нерусский, например: разногласия между марксистами и немарксистами; всем неспециалистам доклад понравился; нерусский взглянет без любви на эту бледную, в крови, кнутом иссеченную музу (Некрасов).

3. С полными и краткими прилагательными и с наречиями на -о (-е) , если сочетание их с не служит не для отрицания какого-либо понятия, а для выражения нового, противоположного понятия, например: нездоровый вид (т. е. болезненный), невозможный характер (т. е. тяжелый), море неспокойно (т. е. волнуется), дело нечисто (т. е. подозрительно), приехать немедленно (т. е. сразу, безотлагательно), поступил нехорошо (т. е. плохо).

4. С полными причастиями, при которых нет пояснительных слов, например: неоконченный (труд), нераспустившийся (цветок), нержавеющая (сталь), нелюбимый (ребенок), нескрываемая (злоба), несжатая (полоса) (в таких случаях причастие близко к прилагательному); но: не оконченный вовремя труд, не распустившийся из-за холода цветок, не любимый матерью ребенок, еще не экзаменовавшиеся студенты (в таких случаях причастие близко по значению к глаголу).

Примечание. При пояснительных словах, обозначающих степень качества, не с причастием пишется слитно (в этих cлучаях причастия с не близки к прилагательным), например: крайне необдуманное решение, совершенно неподходящий пример, но: совершенно не подходящий к правилу пример (не пишется раздельно ввиду наличия пояснительного слова к правилу).

5. В местоимениях, когда не от последующего местоимения не отделено предлогом, например: некто, нечто, некого, нечего (но: не у кого, не к чему, не с кем, не за чем, не за что).

В местоименных наречиях, например: некогда, негде, некуда, неоткуда.

6. В наречиях незачем (в значении «бесцельно», например: незачем туда идти), нехотя; в предложных сочетаниях несмотря на, невзирая на; в вопросительной частице неужели.

Написание наречий и наречных сочетаний, в состав которых входят отрицание, предлог, существительное или прилагательное (например, невдомек, невпопад, невзначай, не под силу), определяется правилами, изложенными в § 83, пп. 5 и 6.

7. В глагольной приставке недо-, обозначающей несоответствие требуемой норме, например: недовыполнить (выполнить ниже требуемой нормы), недосмотреть (недостаточно, плохо смотреть, упустить что-нибудь), недосыпать (спать меньше нормального).

Примечание. От глаголов с приставкой недо- надо отличать глаголы с приставкой до-, имеющие впереди cебя отрицание не и обозначающие не доведенное до конца действие, например: не дочитать книгу, не допить чай, не досмотреть пьесу.

1. При глаголах, в том числе и при деепричастных формах, например: она не пьет, не ест, не говорит; не может не видеть; не глядя, не смотря, не спеша.

О слитном написании несмотря, невзирая и глаголов с приставкой недо- см. § 88, пп., 6 и 7.

Примечание. Употребительные в просторечии глагольные формы нейдет, неймет, неймется пишутся слитно.

2. При причастиях: а) в краткой форме, например: долг не уплачен, дом не достроен, пальто не сшито; б) в полной форме, когда при причастии есть пояснительные слова (см. § 88, п. 4), а также тогда, когда при причастии есть или подразумевается противопоставление, например: он принес не законченную работу, а только отдельные наброски.

3. При существительных, прилагательных и наречиях, если есть или подразумевается противопоставление, например: не удача привела нас к успеху, а выдержка и хладнокровие; не смерть страшна – страшна твоя немилость (Пушкин); утро настало не ясное, а туманное; поезд идет не быстро и не медленно (подразумевается: «с какой-то средней скоростью»); не завтра (здесь не может не быть противопоставления).

Примечание. Следует обратить внимание на некоторые случаи раздельного написания частицы не. Частица не пишется раздельно: а) если при прилагательном, причастии или наречии в качестве пояснительного слова стоит местоимение, начинающееся с ни, например: никому (ни для кого и т. п.) не нужная вещь, никогда не встречающаяся ошибка, никому не выгодно за это браться; б) если не входит в состав усилительных отрицаний далеко не, отнюдь не, вовсе не, ничуть не, нисколько не и т.п., предшествующих существительному, прилагательному или наречию, например: он вовсе не приятель нам, далеко не единственное желание, отнюдь не справедливое решение, нисколько не лучший выход, далеко не достаточно.

4. При местоимениях и местоименных наречиях, например: не я, не этот, не иной, не такой, не иначе, не так.

О случаях слитного написания не с местоимениями и местоименными наречиями см. § 88, п. 5.

Примечание. Философский термин не-я пишется через дефис.

5. При усилительных наречиях, а также при предлогах и союзах, например: не очень, не вполне, не совсем, не из. не под. не то. не то.

Раздельно пишется выражение не раз, например: Не раз он oбвинял себя в излишней осторожности (Фадеев).

6. При неизменяемых словах, не образованных от прилагательных и выступающих в предложении в качестве сказуемого, например: не надо, не прочь, не жаль.

7. При всех словах, пишущихся через дефис, например: все не торгово-промышленные предприятия; сказано не по-русски; поют не по-старому.

1. В местоимениях, если частица ни не отделена от последующего местоимения предлогом, например: никто, ничто, никого, ничего, никакой, ничей, никакому, ничьим, но: ни у кого, ни с каким и т. п.

2. В наречиях никогда, нигде, никуда, ниоткуда, никак, нисколько, нимало, нипочем, ничуть и в частице -нибудь.

§ 91. Во всех остальных случаях частица ни пишется раздельно.

Об употреблении частицы ни см. § 48.

Источник

Теперь вы знаете какие однокоренные слова подходят к слову Не раскатывающийся как пишется слитно или раздельно почему, а так же какой у него корень, приставка, суффикс и окончание. Вы можете дополнить список однокоренных слов к слову «Не раскатывающийся как пишется слитно или раздельно почему», предложив свой вариант в комментариях ниже, а также выразить свое несогласие проведенным с морфемным разбором.

Разбор частей речи

Далее давайте разберем морфологические признаки каждой из частей речи русского языка на примерах. Согласно лингвистике русского языка, выделяют три группы из 10 частей речи, по общим признакам:

1. Самостоятельные части речи:

  • существительные (см. морфологические нормы сущ. );
  • глаголы:
    • причастия;
    • деепричастия;
  • прилагательные;
  • числительные;
  • местоимения;
  • наречия;

2. Служебные части речи:

  • предлоги;
  • союзы;
  • частицы;

3. Междометия.

Ни в одну из классификаций (по морфологической системе) русского языка не попадают:

  • слова да и нет, в случае, если они выступают в роли самостоятельного предложения.
  • вводные слова: итак, кстати, итого, в качестве отдельного предложения, а так же ряд других слов.

Морфологический разбор существительного

План морфологического разбора существительного

Пример:

«Малыш пьет молоко.»

Малыш (отвечает на вопрос кто?) – имя существительное;

  • начальная форма – малыш;
  • постоянные морфологические признаки: одушевленное, нарицательное, конкретное, мужского рода, I -го склонения;
  • непостоянные морфологические признаки: именительный падеж, единственное число;
  • при синтаксическом разборе предложения выполняет роль подлежащего.

Морфологический разбор слова «молоко» (отвечает на вопрос кого? Что?).

  • начальная форма – молоко;
  • постоянная морфологическая характеристика слова: среднего рода, неодушевленное, вещественное, нарицательное, II -е склонение;
  • изменяемые признаки морфологические: винительный падеж, единственное число;
  • в предложении прямое дополнение.

Приводим ещё один образец, как сделать морфологический разбор существительного, на основе литературного источника:

«Две дамы подбежали к Лужину и помогли ему встать. Он ладонью стал сбивать пыль с пальто. (пример из: «Защита Лужина», Владимир Набоков).»

Дамы (кто?) — имя существительное;

  • начальная форма — дама;
  • постоянные морфологические признаки: нарицательное, одушевленное, конкретное, женского рода, I склонения;
  • непостоянная морфологическая характеристика существительного: единственное число, родительный падеж;
  • синтаксическая роль: часть подлежащего.

Лужину (кому?) — имя существительное;

  • начальная форма — Лужин;
  • верная морфологическая характеристика слова: имя собственное, одушевленное, конкретное, мужского рода, смешанного склонения;
  • непостоянные морфологические признаки существительного: единственное число, дательного падежа;
  • синтаксическая роль: дополнение.

Ладонью (чем?) — имя существительное;

  • начальная форма — ладонь;
  • постоянные морфологические признаки: женского рода, неодушевлённое, нарицательное, конкретное, I склонения;
  • непостоянные морфо. признаки: единственного числа, творительного падежа;
  • синтаксическая роль в контексте: дополнение.

Пыль (что?) — имя существительное;

  • начальная форма — пыль;
  • основные морфологические признаки: нарицательное, вещественное, женского рода, единственного числа, одушевленное не охарактеризовано, III склонения (существительное с нулевым окончанием);
  • непостоянная морфологическая характеристика слова: винительный падеж;
  • синтаксическая роль: дополнение.

(с) Пальто (С чего?) — существительное;

  • начальная форма — пальто;
  • постоянная правильная морфологическая характеристика слова: неодушевленное, нарицательное, конкретное, среднего рода, несклоняемое;
  • морфологические признаки непостоянные: число по контексту невозможно определить, родительного падежа;
  • синтаксическая роль как члена предложения: дополнение.

Морфологический разбор прилагательного

Имя прилагательное — это знаменательная часть речи. Отвечает на вопросы Какой? Какое? Какая? Какие? и характеризует признаки или качества предмета. Таблица морфологических признаков имени прилагательного:

  • начальная форма в именительном падеже, единственного числа, мужского рода;
  • постоянные морфологические признаки прилагательных:
    • разряд, согласно значению:
      • — качественное (теплый, молчаливый);
      • — относительное (вчерашний, читальный);
      • — притяжательное (заячий, мамин);
    • степень сравнения (для качественных, у которых этот признак постоянный);
    • полная / краткая форма (для качественных, у которых этот признак постоянный);
  • непостоянные морфологические признаки прилагательного:
    • качественные прилагательные изменяются по степени сравнения (в сравнительных степенях простая форма, в превосходных — сложная): красивый-красивее-самый красивый;
    • полная или краткая форма (только качественные прилагательные);
    • признак рода (только в единственном числе);
    • число (согласуется с существительным);
    • падеж (согласуется с существительным);
  • синтаксическая роль в предложении: имя прилагательное бывает определением или частью составного именного сказуемого.

План морфологического разбора прилагательного

Пример предложения:

Полная луна взошла над городом.

Полная (какая?) – имя прилагательное;

  • начальная форма – полный;
  • постоянные морфологические признаки имени прилагательного: качественное, полная форма;
  • непостоянная морфологическая характеристика: в положительной (нулевой) степени сравнения, женский род (согласуется с существительным), именительный падеж;
  • по синтаксическому анализу — второстепенный член предложения, выполняет роль определения.

Вот еще целый литературный отрывок и морфологический разбор имени прилагательного, на примерах:

Девушка была прекрасна: стройная, тоненькая, глаза голубые, как два изумительных сапфира, так и заглядывали к вам в душу.

Прекрасна (какова?) — имя прилагательное;

  • начальная форма — прекрасен (в данном значении);
  • постоянные морфологические нормы: качественное, краткое;
  • непостоянные признаки: положительная степень сравнения, единственного числа, женского рода;
  • синтаксическая роль: часть сказуемого.

Стройная (какая?) — имя прилагательное;

  • начальная форма — стройный;
  • постоянные морфологические признаки: качественное, полное;
  • непостоянная морфологическая характеристика слова: полное, положительная степень сравнения, единственное число, женский род, именительный падеж;
  • синтаксическая роль в предложении: часть сказуемого.

Тоненькая (какая?) — имя прилагательное;

  • начальная форма — тоненький;
  • морфологические постоянные признаки: качественное, полное;
  • непостоянная морфологическая характеристика прилагательного: положительная степень сравнения, единственное число, женского рода, именительного падежа;
  • синтаксическая роль: часть сказуемого.

Голубые (какие?) — имя прилагательное;

  • начальная форма — голубой;
  • таблица постоянных морфологических признаков имени прилагательного: качественное;
  • непостоянные морфологические характеристики: полное, положительная степень сравнения, множественное число, именительного падежа;
  • синтаксическая роль: определение.

Изумительных (каких?) — имя прилагательное;

  • начальная форма — изумительный;
  • постоянные признаки по морфологии: относительное, выразительное;
  • непостоянные морфологические признаки: множественное число, родительного падежа;
  • синтаксическая роль в предложении: часть обстоятельства.

Морфологические признаки глагола

Согласно морфологии русского языка, глагол — это самостоятельная часть речи. Он может обозначать действие (гулять), свойство (хромать), отношение (равняться), состояние (радоваться), признак (белеться, красоваться) предмета. Глаголы отвечают на вопрос что делать? что сделать? что делает? что делал? или что будет делать? Разным группам глагольных словоформ присущи неоднородные морфологические характеристики и грамматические признаки.

Морфологические формы глаголов:

  • начальная форма глагола — инфинитив. Ее так же называют неопределенная или неизменяемая форма глагола. Непостоянные морфологические признаки отсутствуют;
  • спрягаемые (личные и безличные) формы;
  • неспрягаемые формы: причастные и деепричастные.

Морфологический разбор глагола

  • начальная форма — инфинитив;
  • постоянные морфологические признаки глагола:
    • переходность:
      • переходный (употребляется с существительными винительного падежа без предлога);
      • непереходный (не употребляется с существительным в винительном падеже без предлога);
    • возвратность:
      • возвратные (есть -ся, -сь);
      • невозвратные (нет -ся, -сь);
    • вид:
      • несовершенный (что делать?);
      • совершенный (что сделать?);
    • спряжение:
      • I спряжение (дела-ешь, дела-ет, дела-ем, дела-ете, дела-ют/ут);
      • II спряжение (сто-ишь, сто-ит, сто-им, сто-ите, сто-ят/ат);
      • разноспрягаемые глаголы (хотеть, бежать);
  • непостоянные морфологические признаки глагола:
    • наклонение:
      • изъявительное: что делал? что сделал? что делает? что сделает?;
      • условное: что делал бы? что сделал бы?;
      • повелительное: делай!;
    • время (в изъявительном наклонении: прошедшее/настоящее/будущее);
    • лицо (в настоящем/будущем времени, изъявительного и повелительного наклонения: 1 лицо: я/мы, 2 лицо: ты/вы, 3 лицо: он/они);
    • род (в прошедшем времени, единственного числа, изъявительного и условного наклонения);
    • число;
  • синтаксическая роль в предложении. Инфинитив может быть любым членом предложения:
    • сказуемым: Быть сегодня празднику;
    • подлежащим :Учиться всегда пригодится;
    • дополнением: Все гости просили ее станцевать;
    • определением: У него возникло непреодолимое желание поесть;
    • обстоятельством: Я вышел пройтись.

Морфологический разбор глагола пример

Чтобы понять схему, проведем письменный разбор морфологии глагола на примере предложения:

Вороне как-то Бог послал кусочек сыру… (басня, И. Крылов)

Послал (что сделал?) — часть речи глагол;

  • начальная форма — послать;
  • постоянные морфологические признаки: совершенный вид, переходный, 1-е спряжение;
  • непостоянная морфологическая характеристика глагола: изъявительное наклонение, прошедшего времени, мужского рода, единственного числа;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

Следующий онлайн образец морфологического разбора глагола в предложении:

Какая тишина, прислушайтесь.

Прислушайтесь (что сделайте?) — глагол;

  • начальная форма — прислушаться;
  • морфологические постоянные признаки: совершенный вид, непереходный, возвратный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфологическая характеристика слова: повелительное наклонение, множественное число, 2-е лицо;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

План морфологического разбора глагола онлайн бесплатно, на основе примера из целого абзаца:

— Его нужно предостеречь.

— Не надо, пусть знает в другой раз, как нарушать правила.

— Что за правила?

— Подождите, потом скажу. Вошел! («Золотой телёнок», И. Ильф)

Предостеречь (что сделать?) — глагол;

  • начальная форма — предостеречь;
  • морфологические признаки глагола постоянные: совершенный вид, переходный, невозвратный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфология части речи: инфинитив;
  • синтаксическая функция в предложении: составная часть сказуемого.

Пусть знает (что делает?) — часть речи глагол;

  • начальная форма — знать;
  • постоянные морфологические признаки: несовершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфология глагола: повелительное наклонение, единственного числа, 3-е лицо;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

Нарушать (что делать?) — слово глагол;

  • начальная форма — нарушать;
  • постоянные морфологические признаки: несовершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
  • непостоянные признаки глагола: инфинитив (начальная форма);
  • синтаксическая роль в контексте: часть сказуемого.

Подождите (что сделайте?) — часть речи глагол;

  • начальная форма — подождать;
  • постоянные морфологические признаки: совершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфологическая характеристика глагола: повелительное наклонение, множественного числа, 2-го лица;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

Вошел (что сделал?) — глагол;

  • начальная форма — войти;
  • постоянные морфологические признаки: совершенный вид, невозвратный, непереходный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфологическая характеристика глагола: прошедшее время, изъявительное наклонение, единственного числа, мужского рода;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

Спишите. Обозначьте вид и время причастий. В каком предложении вы написали не с причастием слитно, хотя в предложении есть противопоставление? • Подчеркните грамматические основы предложений.
1. Учащимся нужны (не)вызубренные, а осозн..нные правила.
2. (Не)обдуманный, а опр..метчивый поступок часто пр..водит к печальн..м последствиям.
3. Вд..леке слыш..тся гром, (не)раскатывающийся, а глухо р..кочущий.
4. В пала..ке мы увидели (не)разброс..нные, а аккуратно слож..нные рюкзаки.
5. Дорога шла между полей (не)созревшей, но уже пр..нявшей восковую окраску пшениц…
6. (Не)сморщ..нные, мелкие листочки, а уже сочные, большие листья покрывали деревья.

reshalka.com

ГДЗ учебник по русскому языку 7 класс Ладыженская. §26. Слитное и разделительное написание не с причастиями. Упражнение №156

Решение

  1. Учащимся нужны не вызубренные (с. в. пр. в.), а осознанные (с. в. пр. в.) правила.
  2. Не обдуманный (с. в. пр. в.), а опрометчивый поступок часто приводит к печальным последствиям.
  3. Вдалеке слышится гром, не раскатывающийся (н. в. наст. в.), а глухо рокочущий.
  4. В палатке мы увидели не разбросанные (с. в. пр. в.), а аккуратно сложенные (с. в. пр. в.) рюкзаки.
  5. Дорога шла между полей несозревшей (с. в. пр. в.), но уже принявшей (с. в. пр. в.) восковую окраску пшеницы.
  6. Не сморщенные (с. в. пр. в.), мелкие листочки, а уже сочные, большие листья покрывали деревья.
    В пятом предложении не с причастием пишется слитно.

triolana

Помогите с русским языком!
Как пишется слитно или раздельно. (не)вызубренные, (не)обдуманный, (не)раскатывающийся, (не)разбросанные, (не)созревший.
В предложении везде есть противопоставление с союзом А!!!
Одно слово точно слитно(по упражнению) и почему слитно напишите пожалуйста(то слово которое слитно).

Светило науки — 211 ответов — 3436 раз оказано помощи

Все эти слова могут употребляться без не, т.е.  могут писаться и слитно, и раздельно — зависит от предложения. Если есть зависимые слова и противопоставление с союзом а — пишем раздельно. Если при союзе а одно из них пишется слитно, значит противопоставление не к этому слову, например: Арбуз был несозревший, а мы его съели.

rebekevsha78

Светило науки — 2 ответа — 0 раз оказано помощи

Частица не пишется отдельно 

jestov301

jestov301

Вопрос по русскому языку:

Помогите с русским языком!
Как пишется слитно или раздельно. (не)вызубренные, (не)обдуманный, (не)раскатывающийся, (не)разбросанные, (не)созревший.
В предложении везде есть противопоставление с союзом А!!!
Одно слово точно слитно(по упражнению) и почему слитно напишите пожалуйста(то слово которое слитно).

Трудности с пониманием предмета? Готовишься к экзаменам, ОГЭ или ЕГЭ?

Воспользуйся формой подбора репетитора и занимайся онлайн. Пробный урок — бесплатно!

Ответы и объяснения 2

githopechank109

githopechank109

Частица не пишется отдельно 

rsimacouro

rsimacouro

Все эти слова могут употребляться без не, т.е.  могут писаться и слитно, и раздельно — зависит от предложения. Если есть зависимые слова и противопоставление с союзом а — пишем раздельно. Если при союзе а одно из них пишется слитно, значит противопоставление не к этому слову, например: Арбуз был несозревший, а мы его съели.

Знаете ответ? Поделитесь им!

Гость

Гость ?

Как написать хороший ответ?

Как написать хороший ответ?

Чтобы добавить хороший ответ необходимо:

  • Отвечать достоверно на те вопросы, на которые знаете
    правильный ответ;
  • Писать подробно, чтобы ответ был исчерпывающий и не
    побуждал на дополнительные вопросы к нему;
  • Писать без грамматических, орфографических и
    пунктуационных ошибок.

Этого делать не стоит:

  • Копировать ответы со сторонних ресурсов. Хорошо ценятся
    уникальные и личные объяснения;
  • Отвечать не по сути: «Подумай сам(а)», «Легкотня», «Не
    знаю» и так далее;
  • Использовать мат — это неуважительно по отношению к
    пользователям;
  • Писать в ВЕРХНЕМ РЕГИСТРЕ.

Есть сомнения?

Не нашли подходящего ответа на вопрос или ответ отсутствует?
Воспользуйтесь поиском по сайту, чтобы найти все ответы на похожие
вопросы в разделе Русский язык.

Трудности с домашними заданиями? Не стесняйтесь попросить о помощи —
смело задавайте вопросы!

Русский язык — один из восточнославянских языков, национальный язык русского народа.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Не раньше как пишется слитно или
  • Не ранее чем как пишется
  • Не ранее как пишется слитно или
  • Не разборный или неразборный как пишется
  • Не разболеться как пишется правильно