Не разгибая спины как пишется деепричастие

Как пишется «не» с приведёнными деепричастиями?
(Не)покладая рук
(Не)сомкнув глаз
(Не)сходя с места
(Не)переводя дыхание
(Не)подав виду
(Не)взирая на стыд
(Не)разгибая спины
(Не)мудрствуя лукаво

AngiF

Светило науки — 6353 ответа — 2661 помощь

Не покладая рук

Не сомкнув глаз

Не сходя с места

Не переводя дыхание

Не подав виду

Невзирая на стыд

Не разгибая спины

Не мудрствуя лукаво

alyalylol13

Светило науки — 228 ответов — 0 раз оказано помощи

Не с деепричастиями пишется раздельно. Если без не не употребляется — слитно

Не покладая рук

Не сомкнув глаз

Не сходя с места

Не переводя дыхание

Не подав виду

Невзирая на стыд

Не разгибая спины

Не мудрствуя лукаво

Русский язык 10 класс — Практикум по орфографии и пунктуации — С. В. Драбкина 2019

Деепричастие как часть речи
НЕ с деепричастием

  НЕ с деепричастием, как и с глаголом, пишется раздельно: не думая, не зная.

  НЕ с деепричастием пишется слитно, если

  1) деепричастие не употребляется без НЕ: недоумевая, невзлюбив

  2) деепричастие образовано от глаголов с приставкой НЕДО-: недооценивая, недовыполнив

Упражнение № 124

Определите, слитно или раздельно пишется НЕ с деепричастием.

(Не) читая, (не) смеясь, (не) думая, (не) говоря, (не) навидя. (Не) зная брода, (не) суйся в воду. (Не) накормив лошадь, далеко (не) уедешь. Работать (не) покладая рук. (Не) поужинавши, легче, а поужинавши, лучше. Бежать (не) чувствуя ног. (Не) мудрствуя лукаво. (Не) разгибая спины. (Не) смыкая глаз. (Не) чуя ног. (Не) найдя себе места. (Не) сходя с языка. (Не) пуская на порог. (Не) показывая носа. (Не) помня себя. (Не) понюхав пороху. (Не) взявшись за топор, избы (не) срубишь. (Не) проверив диктанта. (Не) растаяв на солнце.

(Не) проверив диктант, (не) растаяв на солнце, (не) навидя ложь, (не) найдя себе места, (не) жалея сил, (не) доумевая по этому поводу, (не) распечатав письмо, (не) дооценивая соперника, (не) щадя себя, работать (не) покладая рук, (не) добрав необходимое количество баллов, (не) взявшись за написание сочинения, (не) будучи уверенным, (не) пуская на порог, (не) взлюбив с первого взгляд, (не) довыполнив план, (не) останавливаясь перед трудностями, (не) нарушив слова, (не) проснувшись вовремя.

Разбор частей речи

Далее давайте разберем морфологические признаки каждой из частей речи русского языка на примерах. Согласно лингвистике русского языка, выделяют три группы из 10 частей речи, по общим признакам:

1. Самостоятельные части речи:

  • существительные (см. морфологические нормы сущ. );
  • глаголы:
    • причастия;
    • деепричастия;
  • прилагательные;
  • числительные;
  • местоимения;
  • наречия;

2. Служебные части речи:

  • предлоги;
  • союзы;
  • частицы;

3. Междометия.

Ни в одну из классификаций (по морфологической системе) русского языка не попадают:

  • слова да и нет, в случае, если они выступают в роли самостоятельного предложения.
  • вводные слова: итак, кстати, итого, в качестве отдельного предложения, а так же ряд других слов.

Морфологический разбор существительного

План морфологического разбора существительного

Пример:

«Малыш пьет молоко.»

Малыш (отвечает на вопрос кто?) – имя существительное;

  • начальная форма – малыш;
  • постоянные морфологические признаки: одушевленное, нарицательное, конкретное, мужского рода, I -го склонения;
  • непостоянные морфологические признаки: именительный падеж, единственное число;
  • при синтаксическом разборе предложения выполняет роль подлежащего.

Морфологический разбор слова «молоко» (отвечает на вопрос кого? Что?).

  • начальная форма – молоко;
  • постоянная морфологическая характеристика слова: среднего рода, неодушевленное, вещественное, нарицательное, II -е склонение;
  • изменяемые признаки морфологические: винительный падеж, единственное число;
  • в предложении прямое дополнение.

Приводим ещё один образец, как сделать морфологический разбор существительного, на основе литературного источника:

«Две дамы подбежали к Лужину и помогли ему встать. Он ладонью стал сбивать пыль с пальто. (пример из: «Защита Лужина», Владимир Набоков).»

Дамы (кто?) — имя существительное;

  • начальная форма — дама;
  • постоянные морфологические признаки: нарицательное, одушевленное, конкретное, женского рода, I склонения;
  • непостоянная морфологическая характеристика существительного: единственное число, родительный падеж;
  • синтаксическая роль: часть подлежащего.

Лужину (кому?) — имя существительное;

  • начальная форма — Лужин;
  • верная морфологическая характеристика слова: имя собственное, одушевленное, конкретное, мужского рода, смешанного склонения;
  • непостоянные морфологические признаки существительного: единственное число, дательного падежа;
  • синтаксическая роль: дополнение.

Ладонью (чем?) — имя существительное;

  • начальная форма — ладонь;
  • постоянные морфологические признаки: женского рода, неодушевлённое, нарицательное, конкретное, I склонения;
  • непостоянные морфо. признаки: единственного числа, творительного падежа;
  • синтаксическая роль в контексте: дополнение.

Пыль (что?) — имя существительное;

  • начальная форма — пыль;
  • основные морфологические признаки: нарицательное, вещественное, женского рода, единственного числа, одушевленное не охарактеризовано, III склонения (существительное с нулевым окончанием);
  • непостоянная морфологическая характеристика слова: винительный падеж;
  • синтаксическая роль: дополнение.

(с) Пальто (С чего?) — существительное;

  • начальная форма — пальто;
  • постоянная правильная морфологическая характеристика слова: неодушевленное, нарицательное, конкретное, среднего рода, несклоняемое;
  • морфологические признаки непостоянные: число по контексту невозможно определить, родительного падежа;
  • синтаксическая роль как члена предложения: дополнение.

Морфологический разбор прилагательного

Имя прилагательное — это знаменательная часть речи. Отвечает на вопросы Какой? Какое? Какая? Какие? и характеризует признаки или качества предмета. Таблица морфологических признаков имени прилагательного:

  • начальная форма в именительном падеже, единственного числа, мужского рода;
  • постоянные морфологические признаки прилагательных:
    • разряд, согласно значению:
      • — качественное (теплый, молчаливый);
      • — относительное (вчерашний, читальный);
      • — притяжательное (заячий, мамин);
    • степень сравнения (для качественных, у которых этот признак постоянный);
    • полная / краткая форма (для качественных, у которых этот признак постоянный);
  • непостоянные морфологические признаки прилагательного:
    • качественные прилагательные изменяются по степени сравнения (в сравнительных степенях простая форма, в превосходных — сложная): красивый-красивее-самый красивый;
    • полная или краткая форма (только качественные прилагательные);
    • признак рода (только в единственном числе);
    • число (согласуется с существительным);
    • падеж (согласуется с существительным);
  • синтаксическая роль в предложении: имя прилагательное бывает определением или частью составного именного сказуемого.

План морфологического разбора прилагательного

Пример предложения:

Полная луна взошла над городом.

Полная (какая?) – имя прилагательное;

  • начальная форма – полный;
  • постоянные морфологические признаки имени прилагательного: качественное, полная форма;
  • непостоянная морфологическая характеристика: в положительной (нулевой) степени сравнения, женский род (согласуется с существительным), именительный падеж;
  • по синтаксическому анализу — второстепенный член предложения, выполняет роль определения.

Вот еще целый литературный отрывок и морфологический разбор имени прилагательного, на примерах:

Девушка была прекрасна: стройная, тоненькая, глаза голубые, как два изумительных сапфира, так и заглядывали к вам в душу.

Прекрасна (какова?) — имя прилагательное;

  • начальная форма — прекрасен (в данном значении);
  • постоянные морфологические нормы: качественное, краткое;
  • непостоянные признаки: положительная степень сравнения, единственного числа, женского рода;
  • синтаксическая роль: часть сказуемого.

Стройная (какая?) — имя прилагательное;

  • начальная форма — стройный;
  • постоянные морфологические признаки: качественное, полное;
  • непостоянная морфологическая характеристика слова: полное, положительная степень сравнения, единственное число, женский род, именительный падеж;
  • синтаксическая роль в предложении: часть сказуемого.

Тоненькая (какая?) — имя прилагательное;

  • начальная форма — тоненький;
  • морфологические постоянные признаки: качественное, полное;
  • непостоянная морфологическая характеристика прилагательного: положительная степень сравнения, единственное число, женского рода, именительного падежа;
  • синтаксическая роль: часть сказуемого.

Голубые (какие?) — имя прилагательное;

  • начальная форма — голубой;
  • таблица постоянных морфологических признаков имени прилагательного: качественное;
  • непостоянные морфологические характеристики: полное, положительная степень сравнения, множественное число, именительного падежа;
  • синтаксическая роль: определение.

Изумительных (каких?) — имя прилагательное;

  • начальная форма — изумительный;
  • постоянные признаки по морфологии: относительное, выразительное;
  • непостоянные морфологические признаки: множественное число, родительного падежа;
  • синтаксическая роль в предложении: часть обстоятельства.

Морфологические признаки глагола

Согласно морфологии русского языка, глагол — это самостоятельная часть речи. Он может обозначать действие (гулять), свойство (хромать), отношение (равняться), состояние (радоваться), признак (белеться, красоваться) предмета. Глаголы отвечают на вопрос что делать? что сделать? что делает? что делал? или что будет делать? Разным группам глагольных словоформ присущи неоднородные морфологические характеристики и грамматические признаки.

Морфологические формы глаголов:

  • начальная форма глагола — инфинитив. Ее так же называют неопределенная или неизменяемая форма глагола. Непостоянные морфологические признаки отсутствуют;
  • спрягаемые (личные и безличные) формы;
  • неспрягаемые формы: причастные и деепричастные.

Морфологический разбор глагола

  • начальная форма — инфинитив;
  • постоянные морфологические признаки глагола:
    • переходность:
      • переходный (употребляется с существительными винительного падежа без предлога);
      • непереходный (не употребляется с существительным в винительном падеже без предлога);
    • возвратность:
      • возвратные (есть -ся, -сь);
      • невозвратные (нет -ся, -сь);
    • вид:
      • несовершенный (что делать?);
      • совершенный (что сделать?);
    • спряжение:
      • I спряжение (дела-ешь, дела-ет, дела-ем, дела-ете, дела-ют/ут);
      • II спряжение (сто-ишь, сто-ит, сто-им, сто-ите, сто-ят/ат);
      • разноспрягаемые глаголы (хотеть, бежать);
  • непостоянные морфологические признаки глагола:
    • наклонение:
      • изъявительное: что делал? что сделал? что делает? что сделает?;
      • условное: что делал бы? что сделал бы?;
      • повелительное: делай!;
    • время (в изъявительном наклонении: прошедшее/настоящее/будущее);
    • лицо (в настоящем/будущем времени, изъявительного и повелительного наклонения: 1 лицо: я/мы, 2 лицо: ты/вы, 3 лицо: он/они);
    • род (в прошедшем времени, единственного числа, изъявительного и условного наклонения);
    • число;
  • синтаксическая роль в предложении. Инфинитив может быть любым членом предложения:
    • сказуемым: Быть сегодня празднику;
    • подлежащим :Учиться всегда пригодится;
    • дополнением: Все гости просили ее станцевать;
    • определением: У него возникло непреодолимое желание поесть;
    • обстоятельством: Я вышел пройтись.

Морфологический разбор глагола пример

Чтобы понять схему, проведем письменный разбор морфологии глагола на примере предложения:

Вороне как-то Бог послал кусочек сыру… (басня, И. Крылов)

Послал (что сделал?) — часть речи глагол;

  • начальная форма — послать;
  • постоянные морфологические признаки: совершенный вид, переходный, 1-е спряжение;
  • непостоянная морфологическая характеристика глагола: изъявительное наклонение, прошедшего времени, мужского рода, единственного числа;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

Следующий онлайн образец морфологического разбора глагола в предложении:

Какая тишина, прислушайтесь.

Прислушайтесь (что сделайте?) — глагол;

  • начальная форма — прислушаться;
  • морфологические постоянные признаки: совершенный вид, непереходный, возвратный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфологическая характеристика слова: повелительное наклонение, множественное число, 2-е лицо;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

План морфологического разбора глагола онлайн бесплатно, на основе примера из целого абзаца:

— Его нужно предостеречь.

— Не надо, пусть знает в другой раз, как нарушать правила.

— Что за правила?

— Подождите, потом скажу. Вошел! («Золотой телёнок», И. Ильф)

Предостеречь (что сделать?) — глагол;

  • начальная форма — предостеречь;
  • морфологические признаки глагола постоянные: совершенный вид, переходный, невозвратный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфология части речи: инфинитив;
  • синтаксическая функция в предложении: составная часть сказуемого.

Пусть знает (что делает?) — часть речи глагол;

  • начальная форма — знать;
  • постоянные морфологические признаки: несовершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфология глагола: повелительное наклонение, единственного числа, 3-е лицо;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

Нарушать (что делать?) — слово глагол;

  • начальная форма — нарушать;
  • постоянные морфологические признаки: несовершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
  • непостоянные признаки глагола: инфинитив (начальная форма);
  • синтаксическая роль в контексте: часть сказуемого.

Подождите (что сделайте?) — часть речи глагол;

  • начальная форма — подождать;
  • постоянные морфологические признаки: совершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфологическая характеристика глагола: повелительное наклонение, множественного числа, 2-го лица;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

Вошел (что сделал?) — глагол;

  • начальная форма — войти;
  • постоянные морфологические признаки: совершенный вид, невозвратный, непереходный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфологическая характеристика глагола: прошедшее время, изъявительное наклонение, единственного числа, мужского рода;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.



Скачать материал

с деепричастиями



Скачать материал

  • Сейчас обучается 146 человек из 46 регионов

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • с деепричастиями

  • НЕ с глаголамиРАЗДЕЛЬНО
Не сказал
Не прочитать
Не подумалСЛИТНО
(без НЕ не уп...

    2 слайд

    НЕ с глаголами
    РАЗДЕЛЬНО
    Не сказал
    Не прочитать
    Не подумал
    СЛИТНО
    (без НЕ не употребляется)
    негодовать

  • Сопоставьте правописание не в словах данных столбиков и сделайте вывод. ДЕЕПР...

    3 слайд

    Сопоставьте правописание не в словах данных столбиков и сделайте вывод.
    ДЕЕПРИЧАСТИЕ
    Не прочитав
    Не создавая
    Ненавидя

    ГЛАГОЛ
    Не прочитать
    Не создавать
    Ненавидеть

  • НЕРАЗДЕЛЬНО
(как и глагол, от которого оно образовано)СЛИТНО
(если без НЕ не...

    4 слайд

    НЕ
    РАЗДЕЛЬНО
    (как и глагол, от которого оно образовано)
    СЛИТНО
    (если без НЕ не употребляется)

  • ЗАПОМНИТЕ!НЕ
с деепричастиями пишется раздельно.

Не успевая ответить
Не жела...

    5 слайд

    ЗАПОМНИТЕ!
    НЕ
    с деепричастиями пишется раздельно.

    Не успевая ответить
    Не желая слушать
    Не решив задачу

  • Образуй от глаголов деепричастия с помощью суф. –а (-я)не говорить 
не обижат...

    6 слайд

    Образуй от глаголов деепричастия с помощью суф. –а (-я)
    не говорить
    не обижать
    не улыбаться
    негодовать
    недоумевать

  • не говорить - не говоря 
не обижать - не обижая 
не улыбаться - не улыбаясь...

    7 слайд

    не говорить — не говоря
    не обижать — не обижая
    не улыбаться — не улыбаясь
    негодовать — негодуя
    недоумевать — недоумевая

  • Объясните правописание слов с НЕ . Как называются такие сочетания слов, выдел...

    8 слайд

    Объясните правописание слов с НЕ . Как называются такие сочетания слов, выделяются ли они знаками препинания?
    ( Не)мудрствуя лукаво; (не)разгибая спины; (не)смыкая глаз; (не)чуя ног; (не)сходя с языка; (не)пуская на порог; (не)показывая носа; (не)помня себя; (не)понюхав пороху; (не)найдя себе места; (не)покладая рук.

  • Проверь себя Не мудрствуя лукаво; не разгибая спины; не смыкая глаз; не чуя н...

    9 слайд

    Проверь себя
    Не мудрствуя лукаво; не разгибая спины; не смыкая глаз; не чуя ног; не сходя с языка; не пуская на порог; не показывая носа; не помня себя; не понюхав пороху; не найдя себе места; не покладая рук.

  • Спишите, раскрывая скобки и расставляя пропущенные запятые.1. У порога, на су...

    10 слайд

    Спишите, раскрывая скобки и расставляя пропущенные запятые.
    1. У порога, на сундуке, сидит бабушка согнувшись (не)двигаясь (не)дыша. 2. Дед и бабушка слушали мать молча (не)перебивая. 3. Мать (не)годуя рассказывала о моих проделках. 4. (Не)ответив мать смотрела в лицо мне так, что я окончательно растерялся. 5. Вдруг дед вышел на середину комнаты, встал на колени и (не)устояв ткнулся вперед коснувшись рукою пола.

  • Проверь себя1. У порога, на сундуке, сидит бабушка, согнувшись, не двигаясь,...

    11 слайд

    Проверь себя
    1. У порога, на сундуке, сидит бабушка, согнувшись, не двигаясь, не дыша. 2. Дед и бабушка слушали мать молча, не перебивая. 3. Мать, негодуя, рассказывала о моих проделках. 4. Не ответив, мать смотрела в лицо мне так, что я окончательно растерялся. 5. Вдруг дед вышел на середину комнаты, встал на колени и, не устояв, ткнулся вперед, коснувшись рукою пола.

  • Спишите, раскрывая скобки(Не)годуя на ненастье, (не) смыкая глаз, (не) растер...

    12 слайд

    Спишите, раскрывая скобки
    (Не)годуя на ненастье, (не) смыкая глаз, (не) растеряв друзей, (не) мечтая о будущем, (не) дождавшись звонка, (не)взлюбив щенка, шёл (не)оглядываясь, вышла замуж (не)любя, (не)вмешиваясь в события, (не)пользуясь успехом, (не)щадя сил, (Не) прекращая работать, (не) завидуя никому, (не) навидя зло, (не) разговаривая долго.

  • В каком варианте ответа правильно указаны цифры, на месте которых должны стоя...

    13 слайд

    В каком варианте ответа правильно указаны цифры, на месте которых должны стоять запятые?
    Столетние красноватые стволы мачтовых сосен (1) , /гордо выделяясь среди разнообразной лесной заросли/, (2) плавно подымались всё выше и выше, (3)/возносясь зелёными кронами (4)к голубому небу/.

    3) 1, 2, 3

  • В каком варианте ответа правильно указаны цифры, на месте которых должны стоя...

    14 слайд

    В каком варианте ответа правильно указаны цифры, на месте которых должны стоять запятые?

    Дикая лисица (1) испуганная приходом человека (2) бросилась в траву(3) сверкнув на него глазами.

    1, 3
    1, 2
    2, 3
    1, 2, 3

  • Дикая лисица, (1) /испуганная приходом человека/, (2) бросилась в траву,(3)/...

    15 слайд

    Дикая лисица, (1) /испуганная приходом человека/, (2) бросилась в траву,(3)/ сверкнув на него глазами/.

    1, 2, 3

  • В каком варианте ответа правильно указаны цифры, на месте которых должны стоя...

    16 слайд

    В каком варианте ответа правильно указаны цифры, на месте которых должны стоять запятые?
    Присев отдохнуть у прохладного сосняка (1) я насмотрюсь на село (2) озарённое (3) восходящим солнцем.

    1
    1, 2
    2, 3
    1, 2, 3

  • В каком варианте ответа правильно указаны цифры, на месте которых должны стоя...

    17 слайд

    В каком варианте ответа правильно указаны цифры, на месте которых должны стоять запятые?
    /Присев отдохнуть у прохладного сосняка/, (1) я насмотрюсь на село, (2) /озарённое (3) восходящим солнцем/.

    2) 1, 2

  • В каком варианте ответа правильно указаны цифры, на месте которых должны стоя...

    18 слайд

    В каком варианте ответа правильно указаны цифры, на месте которых должны стоять запятые?
    Столетние красноватые стволы мачтовых сосен (1) гордо выделяясь среди разнообразной лесной заросли (2) плавно подымались всё выше и выше (3) возносясь зелёными кронами (4)к голубому небу.

    1, 2
    2,4
    1, 2, 3
    1, 3, 4

  • Цифровой диктант.(Запишите только те номера предложений, в которых есть деепр...

    19 слайд

    Цифровой диктант.(Запишите только те номера предложений, в которых есть деепричастие или деепричастный оборот).
    1. Блеснула яркая молния, раздался удар грома.
    2. Много тайн хранят леса, опалённые войной.
    3. Не узнав горя, не узнаешь и радости.
    4. Охотники любовались степью, остывшей за ночь.
    5. Потрескивая, горел костёр.
    6. Отметив маршрут, туристы устремились на отдых.
    7. Дробясь о мрачные скалы, шумят и пенятся валы.

  • Код проверки:
 3, 5,6,7.

    20 слайд

    Код проверки:
    3, 5,6,7.

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 147 549 материалов в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Другие материалы

  • 05.03.2023
  • 20
  • 0
  • 05.03.2023
  • 44
  • 0

«Русский язык (в 2 частях)», Рыбченкова Л.М., Александрова О.М., Глазков А.В. и др.

«Русский язык (в 2 частях)», Рыбченкова Л.М., Александрова О.М., Глазков А.В. и др.

«Русский язык (базовый уровень)», Рыбченкова Л.М., Александрова О.М., Нарушевич А.Г. и др.

«Русский язык (в 2 частях)», Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В.

  • 05.03.2023
  • 14
  • 0
  • 05.03.2023
  • 13
  • 0

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Основы управления проектами в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Основы построения коммуникаций в организации»

  • Курс повышения квалификации «Маркетинг в организации как средство привлечения новых клиентов»

  • Курс повышения квалификации «Правовое регулирование рекламной и PR-деятельности»

  • Курс повышения квалификации «Деловой русский язык»

  • Курс повышения квалификации «Финансы предприятия: актуальные аспекты в оценке стоимости бизнеса»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Специфика преподавания русского языка как иностранного»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности по водоотведению и очистке сточных вод»

  • Курс профессиональной переподготовки «Технический контроль и техническая подготовка сварочного процесса»

  • Курс повышения квалификации «Информационная этика и право»

Русский язык 7 класс — Практикум по орфографии и пунктуации — С. В. Драбкина 2018

Правописание частицы НЕ с деепричастием
Грамматические признаки причастий и деепричастий

  НЕ с деепричастием, как и с глаголом, пишется раздельно: не думая, не зная, кроме тех случаев, когда деепричастие без НЕ не употребляется и деепричастий,

образованных от глаголов с приставкой недо-: недоумевая, негодуя.

Задание № 44

  Определите, слитно или раздельно пишется НЕ с деепричастием.

(Не) читая, (не) смеясь, (не) думая, (не) говоря, (не) взлюбив. (Не) зная брода, (не) суйся в воду. (Не) накормив лошадь, далеко (не) уедешь. Работать (не) покладая рук. (Не) поужинавши, легче, а поужинавши, лучше. Бежать (не) чувствуя ног. (Не) мудрствуя лукаво. (Не) разгибая спины. (Не) смыкая глаз. (Не) чуя ног. (Не) найдя себе места. (Не) сходя с языка. (Не) пуская на порог. (Не) показывая носа. (Не) помня себя. (Не) понюхав пороху (Не) взявшись за топор, избы (не) срубишь. (Не) проверив диктанта. (Не) растаяв на солнце.

Умейте различать причастия и деепричастия!

Задание № 45

Впишите необходимую информацию в приведённую ниже таблицу.

Итак, чтобы выявить в тексте причастие или деепричастие, проделайте следующие шаги:

1. Задайте к указанному слову смысловой вопрос:

КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ? — вопросы причастия;

ЧТО ДЕЛАЯ? ЧТО СДЕЛАВ? — вопросы деепричастия.

2. Найдите в приведённом слове суффикс, убедитесь в том, что это суффикс причастия или деепричастия:

-УЩ-, -ЮЩ-АЩ-, ЯЩ-, -ВШ-, -Ш- — суффиксы действительных причастий;

-ЕМ-, -ОМ-, -ИМ-, -ЕНН-, -НН-, -Т- — суффиксы страдательных причастий;

А, -Я, -В- (-ВШИ, -ШИ — очень редко) — суффиксы деепричастий.

3. Определите, от какой части речи образовано данное слово: если слово образовано от имени существительного, то ни причастием, ни деепричастием оно быть не может, так как и причастие, и деепричастие образуются только от глагола.

  Ответ:

ПРИЧАСТИЕ

ДЕЕПРИЧАСТИЕ

Отвечает на вопросы какой? какая? какое?

Отвечает на вопросы что делая? что сделав?

Причастие обозначает признак предмета по действию: летящий шар = шар, который летит, написанное сочинений = сочинение, которое написали.

Деепричастие обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом-сказуемым: прочитав книгу, я долго размышлял над её сюжетом = я прочитал (добавочное действие), и я долго размышлял (основное).

Причастие изменяется по числам, родам и падежам.

Деепричастие является неизменяемой формой и не имеет окончания.

Причастия бывают действительными (предмет САМ производит действие) и страдательными (предмет испытывает действие на себе, то есть страдает): летящая птица (птица, которая САМА летит) — действительное причастие, съеденное папой пирожное (папа съел пирожное) — страдательное причастие.

Деепричастия бывают совершенного и

несовершенного вида:

улыбаясь (что делая?) — несовершенный вид,

покрасив (что сделав)? — совершенный вид.

Действительные причастия в настоящем времени образуются при помощи суффиксов

-УЩ-, -ЮЩ- (от исходных глаголов 1-го спряжения) и при помощи суффиксов -АЩ-, -ЯЩ- (от глаголов 2-го спряжения): распускающиеся цветы, строящийся дом. В прошедшем времени действительные причастия образуются при помощи суффиксов -ВШ- и -Ш-: иг- ра-ть — игра-вш-ий), а от глаголов с основой на согласный — при помощи суффикса -ш- (расцвес-ти -расцвет-ш-ий).

Таким образом, действительные причастия в тексте можно найти по их суффиксам:

-УЩ-, -ЮЩ-, -АЩ-, ЯЩ-, — ВШ- , -Ш-.

Деепричастия несовершенного вида образуются от основы глаголов настоящего времени несовершенного вида с помощью суффиксов -А, -Я: кричат — крича, блестят — блестя.

Страдательные причастия настоящего времени образуются при помощи суффиксов -ЕМ-, -ОМ- (от глаголов 1-го спряжения) и -ИМ- (от глаголов 2-го спряжения): одеваемая кукла, различимый запах.

В прошедшем времени страдательные причастия образуются при помощи суффиксов -ЕНН-, -НН-, -Т-: увиденный, услышанный, взятый.

Таким образом, страдательные причастия в тексте можно найти по их суффиксам: -ЕМ-, -ОМ-, -ИМ-, -ЕНН-, -НН-, -Т-.

Деепричастия совершенного вида образуются от основы неопределенной формы глагола с помощью суффиксов -В, -ВШИ, -ШИ-: пискнуть — пискнув, умыться — умывшись, принести — принесши; а также от основы простого будущего времени некоторых глаголов с помощью суффиксов -А- (-Я-): нахмурясь, заметя.

Причастия могут быть как одиночными (распускающиеся цветы), так и иметь зависимые (пояснительные) слова (школьники, получившие ПРЕМИЮ). Зависимым является такое слово, к которому от причастия задаётся вопрос (получившие ЧТО? премию).

Деепричастия могут быть как одиночными (улыбаясь), так и иметь зависимые (пояснительные) слова (ВЫСОКО поднявшись В НЕБО, ПАРИЛА птица).

Зависимым является такое слово, к которому от деепричастия задаётся вопрос (поднявшись КАК? высоко, поднявшись КУДА? в небо).

Полные причастия в предложении чаще всего являются определением (бушующее море), краткие страдательные причастия — сказуемым (здание построено).

Деепричастия в предложении являются обстоятельством (Луна, ВСПЛЫВАЯ НА СИНЕЕ НЕБО, осеребрила всю окрестность.).

Задание № 46

Вставьте пропущенные буквы, знаки препинания, обозначьте суффиксы причастий и деепричастий, графически обозначьте причастные и деепричастные обороты.

Войдя в город с холщ…вой сумочкой за плечами в тапках разбитых об острый щебень дороги Таня у себя дома (н…) кого не нашла. Мать (не) дождавшись ушла на работу в больницу, как уходила она постоя…о, а старая нянька пол…скала на речке бельё. В…рота же были открыты.

И Таня вошла в свой двор. Но много ли путнику нужно? Напит…ся холодной воды пос…деть на траве опустив руки на землю. Вот под забором трава ставшая тоньше верхушки её уже сожже…ы ночным ин…ем а всё же под вечер и в ней трещат кузнечики невесть как попавшие в город. А вот и вода. Правда, она не бежит не струится. Она зиму и лето стоит посреди двора в бочке прикова…ая к старым саням.

Таня открыла затычку и дала напит…ся цветам, см…чив их корни, укута…ые белым мхом. Потом нап…лась сама и подошла к деревьям растущим направ… от крыльца. Широкая ель и берёза с тонкими ветвями стояли тихо рядом. Ель ещё была хороша. Но берёза уже начинала желтеть.

Таня потрогала её белый ствол весь усея…ый наростами. «Что это? Уже осень?» — подумала она. И берёза ур…нила сморще…ый лист в её подставле…ые ладони. «Да, да, — сказала себе Таня, — это в самом деле осень. Однако ирисы под окном еще стоят. Может быть, и мои саранки постоят немного. Но где же все наши?»

В это время услышала она рядом с собой тихую возню и ворчанье: старая кошка Казак… приведя своих котят заставила их попрыгать перед Таней. Потом прибежала утка пол…ща в клюве червя.

Затем в калитке показалась собака и заметив Таню она остановилась в воротах и в старых слезящихся глазах её засветился стыд — ей было совестно что не она первая узнала о возвращении Тани. Невольным её движением было уйти назад, вовсе (не) заметив Тани. Ведь бывают же и такие случаи в собачьей жизни. Она повернула уже было к воротам не вильнув даже хвостом. Но все её хитрые умыслы разл…телись прахом в тот самый миг, как только Таня позвала её по имени:

— Тигр!

И (тот) час же собака подпрыгнув на своих коротких ногах бросилась к Тане в её зажатые колени.

Таня долго гладила её голову п…крытую короткой жесткой шерстью где под кожей нащупывались уже старческие бугры.

(По повести Р. И. Фраермана «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви».)

  Ответ:

Войдя в город с холщовой сумочкой за плечами, в тапках, разбитых об острый щебень дороги, Таня у себя дома никого не нашла. Мать, не дождавшись, ушла на работу в больницу, как уходила она постоянно, а старая нянька полоскала на речке бельё. Ворота же были открыты.

И Таня вошла в свой двор. Но много ли путнику нужно? Напиться холодной воды, посидеть на траве, опустив руки на землю. Вот под забором трава, ставшая тоньше, верхушки её уже сожжены ночным инеем, а всё же под вечер и в ней трещат кузнечики, невесть как попавшие в город. А вот и вода. Правда, она не бежит, не струится. Она зиму и лето стоит посреди двора в бочке, прикованная к старым саням.

Таня открыла затычку и дала напиться цветам, смочив их корни, укутанные белым мхом. Потом напилась сама и подошла к деревьям, растущим направо от крыльца. Широкая ель и берёза с тонкими ветвями стояли тихо рядом. Ель ещё была хороша. Но берёза уже начинала желтеть.

Таня потрогала её белый ствол, весь усеянный наростами. «Что это? Уже осень?» — подумала она. И берёза уронила сморщенный лист в её подставленные ладони. «Да, да, — сказала себе Таня, — это в самом деле осень. Однако ирисы под окном ещё стоят. Может быть, и мои саранки постоят немного. Но где же все наши?»

В это время услышала она рядом с собой тихую возню и ворчанье: старая кошка Казак, приведя своих котят, заставила их попрыгать перед Таней. Потом прибежала утка, полоща в клюве червя.

Затем в калитке показалась собака и, заметив Таню, она остановилась в воротах, и в старых, слезящихся глазах её засветился стыд — ей было совестно, что не она первая узнала о возвращении Тани. Невольным её движением было уйти назад, вовсе не заметив Тани. Ведь бывают же и такие случаи в собачьей жизни. Она повернула уже было к воротам, не вильнув даже хвостом. Но все её хитрые умыслы разлетелись прахом в тот самый миг, как только Таня позвала её по имени:

-Тигр!

И тотчас же собака, подпрыгнув на своих коротких ногах, бросилась к Тане, в её зажатые колени.

Таня долго гладила её голову, покрытую короткой жёсткой шерстью, где под кожей нащупывались уже старческие бугры.

Задание № 47

Вставьте пропущенный буквы, расставьте знаки препинания, выделите суффиксы причастий и деепричастий, определив их вид и графически обозначив их синтаксическую роль в предложении.

Близко за плечами Тани стояла мать. В дождевом плаще, в белом докторском халате, она показалась Тане совсем другой, чем была месяц назад. Так предмет поднесё…ый близко к глазам теряет вдруг свою знакомую форму. И Таня ещё (не) опомнившись секунду-две неподвижно смотрела на мать. Она увидела две еле заметные морщинки расходившиеся от уголков её носа и худые ноги в туфлях, слишком просторных для неё — мать никогда не умела заботиться о себе, — и худые, слабые руки столь искусно врачевавшие больных. Только взгляд её остался неизме…ым. Мать смотрела на неё своими серыми глазами. И в них, как щепотка соли брошенная в море растворились мгнове…о все обиды Тани. Она поцеловала мать осторожно избегая притронуться к глазам словно боялась своим движением погасить их взгляд.

И взгляд её глаз, который Таня так боялась потревожить своей лаской, погас сам собой, словно ветер налетевший внезапно возмутил его ясность.

(По повести Р. И. Фраермана «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви».)

  Ответ:

Близко за плечами Тани стояла мать. В дождевом плаще, в белом докторском халате, она показалась Тане совсем другой, чем была месяц назад. Так предмет, поднесенный близко к глазам, теряет вдруг свою знакомую форму. И Таня, ещё не опомнившись, секунду-две неподвижно смотрела на мать. Она увидела две еле заметные морщинки, расходившиеся от уголков её носа, и худые ноги в туфлях, слишком просторных для неё — мать никогда не умела заботиться о себе, — и худые, слабые руки, столь искусно врачевавшие больных. Только взгляд её остался неизменным. Мать смотрела на нее своими серыми глазами. И в них, как щепотка соли, брошенная в море, растворились мгновенно все обиды Тани. Она поцеловала мать осторожно, избегая притронуться к глазам, словно боялась своим движением погасить их взгляд.

И взгляд её глаз, который Таня так боялась потревожить своей лаской, погас сам собой, словно ветер, налетевший внезапно, возмутил его ясность.

Задание № 48

Ответьте на контрольные вопросы по теме «Деепричастие»:

  1. Что обозначает деепричастие?

  2. На какие вопросы отвечает деепричастие?

  3. Какие виды деепричастий вы знаете?

  4. Назовите суффиксы деепричастий.

  5. Найти неверные суждения:

  A) Деепричастие и глагол отвечают на одни и те же вопросы.

  Б) Деепричастие не изменяется.

  B) Деепричастия могут быть совершенного и несовершенного вида.

  Г) НЕ с деепричастиями пишется так же, как и НЕ с глаголами.

  6. Что называется деепричастным оборотом?

  7. При каких условиях обособляется деепричастный оборот?

Задание № 49

Прочитайте приведённое ниже письмо А. П. Чехова, вставьте пропущенные буквы, напишите по данному тексту сочинение-эссе.

Не разгибая спины

Не разгибая спины
Разг. Экспрес. Без отдыха, без перерыва, долго и напряжённо (работать). Моноплан был в отвратительном состоянии. Пять дней сидел Тентенников в сарае, не разгибая спины… Отрегулировав аэроплан, поехал в город (В. Саянов. Небо и земля). Месяцев пять он был отвлечён от занятий и запустил много работы — потому месяца полтора приходилось ему сидеть над нею, не разгибая спины (Чернышевский. Что делать?). Она работала, не разгибая спины, счастливая одной вскользь брошенной похвалой (Г. Николаева. Жатва).

Фразеологический словарь русского литературного языка. — М.: Астрель, АСТ.
.
2008.

Смотреть что такое «Не разгибая спины» в других словарях:

  • не разгибая спины — нареч, кол во синонимов: 4 • без передышки (26) • без разгибу (2) • прилежно (18) …   Словарь синонимов

  • работавший не разгибая спины — прил., кол во синонимов: 62 • везший воз (17) • вкалывавший (75) • вламывавший (43) …   Словарь синонимов

  • Не разгибая спину работать — (иноск.) безъ отдыха. Ср. День и ночь не разгибая спины, я зубрилъ, разорялся на книги…. А. П. Чеховъ. Въ сумеркахъ. На пути …   Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

  • не разгибая спину работать — (иноск.) без отдыха Ср. День и ночь не разгибая спины, я зубрил, разорялся на книги… А.П. Чехов. В сумерках. На пути …   Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

  • спина — сущ., ж., употр. очень часто Морфология: (нет) чего? спины, чему? спине, (вижу) что? спину, чем? спиной, о чём? о спине; мн. что? спины, (нет) чего? спин, чему? спинам, (вижу) что? спины, чем? спинами, о чём? о спинах 1. Спиной называют заднюю… …   Толковый словарь Дмитриева

  • работать — Делать, трудиться, заниматься, подвизаться; сидеть, корпеть, коптеть, мучиться, потеть над чем. Нести труды и заботы. Работать до поту лица, не покладая (не покладаючи) рук; работать, как вол; гнуть горб, горбить спину. Мы всю ночь возились с… …   Словарь синонимов

  • СПИНА — СПИНА, ы, вин. спину, мн. спины, спин, спинам, жен. 1. Часть туловища от шеи до крестца. Широкая с. Лежать на спине. Заложить руки за спину (скрестить их сзади). Работать не разгибая спины (перен.: много и тяжело; разг.). Распрямить спину (также… …   Толковый словарь Ожегова

  • спина́ — ы, вин. спину, мн. спины, ж. Задняя (у животных верхняя) часть туловища от шеи до крестца. Согнуть спину. Стать спиной к свету. Плавать на спине. □ Удивительно приятное занятие лежать на спине в лесу и глядеть вверх! Тургенев, Касьян с Красивой… …   Малый академический словарь

  • вкалывать — ▲ работать ↑ с, большой, усилие труженник. трудяга. прост: трубить. пахать. ишачить. работать: как ишак. как ломовая лошадь. как вол. как негр. везти воз. тянуть лямку. | как зверь. как одержимый. как заведенный. как заведенная машина. как… …   Идеографический словарь русского языка

  • зубри́ть — 1) рю, ришь и зубрить, рю, ришь; несов., перех. (сов. зазубрить1). 1. (сов. также назубрить). спец. Насекать зубья на чем л., делать насечку. Зубрить пилу. Зубрить серпы. 2. Делать на чем л. зазубрины, зазубривать неаккуратным обращением. Зубрить …   Малый академический словарь

Деепричастия
– это неизменяемая самостоятельная часть речи (по некоторым учебникам – форма глагола), обозначающая добавочное действие. В русском языке выделяют слитное и раздельное написание НЕ
с деепричастиями.

Как правило, НЕ
с деепричастиями пишется раздельно
.

Слитное написание НЕ деепричастиями возможно в двух случаях:

  • Если деепричастие не употребляется без НЕ
    (недомогая, негодуя, недоумевая)
    ;
  • Если деепричастие образовано от глагола с приставкой недо-
    и имеет значение неполноты, недостаточности (недослышав, недоплатив, недосчитавшись)
    .
  • Не понравилось? — Напиши в комментариях чего не хватает.

    Самые активные участники недели:

  • 1. Виктория Нойманн — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 2. Bulat Sadykov — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 3. Дарья Волкова — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • Три счастливчика, которые прошли хотя бы 1 тест:

  • 1. Наталья Старостина — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 2. Николай З — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 3. Давид Мельников — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • Карты электронные(код), они будут отправлены в ближайшие дни сообщением Вконтакте или электронным письмом.

    Слитно «не» с деепричастиями. Примеры предложений

    Ряд дее­при­ча­стий пишут­ся с «не»
    слит­но. Рассмотрим их и при­ве­дем при­ме­ры пред­ло­же­ний, в кото­рых упо­треб­ле­ны дее­при­ча­стия, пишу­щи­е­ся с «не»
    слит­но.

    Общеизвестно, что отри­ца­тель­ная части­ца «не»
    с гла­го­ла­ми и дее­при­ча­сти­я­ми пишет­ся раз­дель­но, напри­мер:

  • не рисо­вать — не рисуя;
  • не гото­вить­ся — не гото­вясь;
  • не создать — не создав, не создав­ши;
  • не отпра­вить­ся — не отпра­вив­шись.
  • Но все же в рус­ской орфо­гра­фии суще­ству­ет слит­ное напи­са­ние дее­при­ча­стий с не-
    , когда эта гла­голь­ная фор­ма обра­зо­ва­на от сло­ва, в кото­ром началь­ное не-
    явля­ет­ся частью кор­ня. Без не-
    гла­гол не упо­треб­ля­ет­ся. Образуем от таких гла­го­лов дее­при­ча­стия:

  • нежит­ся — нежив­шись;
  • недо­уме­вать — недо­уме­вая;
  • нена­ви­деть — нена­ви­дя;
  • него­до­вать — него­дуя;
  • неистов­ство­вать — неистов­ствуя;
  • невзлю­бить — незлю­бив;
  • недо­мо­гать — недо­мо­гая;
  • невзви­деть бело­го све­та — невзви­дев бело­го све­та.
  • Начальное не-
    пишет­ся слит­но в соста­ве дее­при­ча­стий, обра­зо­ван­ных от гла­го­лов с при­став­кой недо-
    , кото­рая при­да­ет зна­че­ние неза­вер­шен­но­сти или непол­но­ты дей­ствия, напри­мер:

  • недо­пла­тить зар­пла­ту — недо­пла­тив зар­пла­ту;
  • недо­по­лу­чать вни­ма­ние и забо­ту — недо­по­лу­чая вни­ма­ние и забо­ту;
  • недо­се­вать поле — недо­се­вая поле;
  • недо­смот­реть малы­ша — недо­смот­рев малы­ша;
  • недо­слы­шать — недо­слы­шав;
  • недо­люб­ли­вать шум и суе­ту — недо­люб­ли­вая шум и суе­ту;
  • недо­пи­сать ста­тью — недо­пи­сав ста­тью
    ;
  • недо­спать — недо­спав;
  • недо­счи­тать­ся — недо­счи­тав­шись.
  • Примеры предложений, в которых «не» с деепричастиями пишется слитно

    Нежившись на солн­це, белый пуши­стый коте­нок при­вле­кал все­об­щее вни­ма­ние.

    Неистовствуя и раз­ма­хи­вая рука­ми, тол­па болель­щи­ков гром­ко выкри­ки­ва­ла сло­ва одоб­ре­ния люби­мой фут­боль­ной коман­де.

    Негодуя по пово­ду отка­за в реше­нии вопро­са, муж­чи­на вышел из учре­жде­ния.

    Невзлюбив шум­но­го сосе­да, ста­рик ста­рал­ся не общать­ся с ним.

    Недомогая с само­го утра, жен­щи­на чув­ство­ва­ла сла­бость во всем теле и голо­во­кру­же­ние.

    Он побе­жал прочь невзви­дев бело­го све­та от яро­сти.

    Ненавидя рутин­ную и скуч­ную рабо­ту, она заня­лась твор­че­ством.

    Недослышав вопрос, ста­рик отве­тил мне нев­по­пад.

    Накануне недо­спав, сту­дент был рас­се­ян и невни­ма­те­лен на лек­ции.

    Недополучая вни­ма­ние и забо­ту род­ствен­ни­ков, ста­рик чув­ство­вал себя оди­но­ким.

    Недолюбливая шум и суе­ту город­ских улиц, он часто гулял по тихим алле­ям ста­ро­го пар­ка.

    Недосчитавшись цып­лят, хозяй­ка пошла искать их на луг.

    14. Написание не с деепричастиями. Правила

    Частица не с деепричастиями обычно пишется раздельно:

    не отдохнув, не пообедав, не замечая.

    Не с деепричастиями пишется слитно, если деепричастия образованы:

    1. от глаголов, без не не употребляющихся:

    недоумевая, негодуя, ненавидя;

    2. от глаголов с приставкой недо- :

    Задачи на тему «Написание не с деепричастиями»

    1. (Не)двигаясь.
    2. Постоянно (не)доедая.
    3. (Не)дооценив способности.
    4. (Не)скрываясь.
    5. (Не)думая.

    1. (Не)веря.
    2. (Не)досчитавшись нескольких экземпляров.
    3. (Не)притронувшись.
    4. (Не)помня.
    5. (Не)навидя.

    Выберите деепричастия, которые пишутся раздельно с частицей не.

    1. Тянется усталая ночь, и, ни на минуту (не)прерывая шумящего, не утихающего движения, льётся чёрный человеческий поток.
    2. Сразу (не)взлюбив свою новую машину, Рогов никак не мог к ней привыкнуть.
    3. Колоски ржи засохли ещё до цветения, так и (не)налившись зерном.
    4. (Не)замечая человека, природа ожила, всё кругом зашумело и зашуршало свободно, (не)скрываясь.

    1. Всё ещё (не)доумевая и несколько смущаясь от торжественной встречи, я соскочил с лошади и подошёл к хозяину усадьбы.
    2. (Не)дочитав книгу, я пошёл гулять.
    3. Василиса первая подала ему руку, Василий пожал её и, (не)договорив, ушёл.
    4. Австрийские войска, (не)дооценив силы противника, теперь в беспорядке отступали.
    5. Грей стоял у штурвала, (не)доверяя руля матросу.

    Выберите деепричастия, которые пишутся слитно с частицей не.

    1. (Не)страшась меня, близко садились, громко распевали лесные маленькие птички.
    2. Лукавое время играет в минутки, (не)требуя крупных монет.
    3. Возмущаясь и (не)годуя, они так и не пришли к согласию.
    4. Павел захлопнул дверь, (не)досмотрев заката, (не)додышав сырого, синего вечернего воздуха.
    5. Изредка, (не)разжимая зубов, он произносил краткое горловое слово.

    Написание НЕ с деепричастиями

    Этот видеоурок доступен по абонементу

    У вас уже есть абонемент? Войти

    Изучая части речи, мы обязательно говорим о правописании с ними частицы НЕ. На уроке вы узнаете, как пишется НЕ с деепричастиями. Также рассмотрите случаи субстантивации, когда деепричастие переходит в разряд предлога.

    Урок: Написание НЕ с деепричастиями

    Как и глаголы, деепричастия пишутся с отрицательной частицей НЕ раздельно

    Например: Он смотрел, не мигая
    . Она вошла, не улыбнувшись
    .

    Если деепричастие не употребляется без НЕ, то оно пишется с НЕ слитно:

    Например: недоумевая, негодуя, ненавидя
    .

    3. Недо- / не + до- ответвление

    Различение приставки НЕДО- и сочетания частицы НЕ и приставки ДО-

    Как и при написании глаголов, при написании деепричастий следует различать слова с приставкой недо- и слова с отрицательной частицей не и приставкой до-.

    Приставка недо- придает глаголам и деепричастиям значение неполноты, недостаточности по сравнению с какой-нибудь нормой: Они ринулись в бой, н

    е
    дооценив
    силы противника.

    Глаголы и деепричастия с частицей не и приставкой до- обозначают действие, не доведенное до конца: Не
    доев суп
    , мальчик побежал гулять.

    Упражнение № 172, 173.
    Баранова М.Т., Ладыженская Т.А. и др. «Русский язык. 7 класс». Учебник.
    34-е изд. — М.:
    Просвещение,
    2012.

    Задание №1.
    С
    пишите, распределив в 2 колонки: слитно/ раздельно. Определите и надпишите часть речи (глагол/деепричастие).

    (Не)знал ничего; (не)мог (не)знать; (не)чувствовать опасности; (не)чувствовать боли; (не)навидеть недруга; ничего (не)жалея; (не)навидя ложь; (не)думая ни о чем; (не)думал о ближнем; (не)жалеть о случившемся; (не)годуя на кого-то; страшно (не)годовать.

    Дидактические материалы. Раздел «Морфология. Деепричастие»

    НЕ с деепричастиями.

    Правила орфографии. Правописание НЕ с деепричастиями.

    1. Разумовская М.М., Львова С.И. и др.«Русский язык. 7 класс». Учебник. 13-е изд. — М.: Дрофа, 2009.

    2. Баранова М.Т., Ладыженская Т.А. и др. «Русский язык. 7 класс». Учебник. 34-е изд. — М.: Просвещение, 2012.

    3. «Русский язык. Практика. 7 класс». Под ред. Пименовой С.Н. 19-е изд. — М.: Дрофа, 2012.

    4. Львова С.И., Львов В.В. «Русский язык. 7 класс. В 3-х ч.» 8-е изд. – М.: Мнемозина, 2012.

    НЕ с причастиями

    Слитно пишется не с причастиями, если причастия образованы от глаголов, не употребляющихся без не: не
    годующий, не
    домогающий, не
    навидевший (не
    годовать, не
    домогать, не
    навидеть) .

    Слитно пишется не с причастиями, образованными от глаголов с приставкой недо- : не
    долюбленный, не
    допонятый, не
    досчитавшийся (не
    долюбить, не
    допонять, не
    досчитаться) : Направо и налево виднелись недожатые
    поля (Пауст.).

    Слитно пишется не с действительными и полными страдательными причастиями, если при них нет зависимых слов: не
    выполненная работа, не
    вычитанная рукопись, не
    двигающийся объект, не
    прочитанная книга — в этих случаях причастия с не можно заменить синонимичным словом без не (как и у прилагательных): Непросохшую
    (сырую) одежду спешно пялит на себя (Тв.); А главное — Булгаков улавливал непредсказуемые
    (возможные, но скрытые), и в этом смысле «мистические», черты исторического процесса (Лакш.); Ходить по неосвещенным
    (темным) улицам опасно. Иногда такая замена имеется в самом предложении: Вронский тоже поднялся и в нагнутом, невыпрямленном
    состоянии исподлобья глянул на него (Л. Т.).

    Раздельно пишется не с причастиями, имеющими при себе зависимые слова: не
    разобранные хозяином вещи, не
    возвращенная другу книга, не
    напечатанная в срок статья; Глубокая, не тронутая даже шелестом единственного сухого листа
    тишина простиралась в лугах (Пауст.); Не искушенные в борьбе
    и не изведавшие всех хитросплетений
    вражеской тактики, они сразу оказались в плену соглашательских иллюзий (Сим.).

    Примечание 1. Различаются в написании причастия с частицей не, имеющие зависимые слова, и прилагательные с приставкой не- , возникшие на базе этих причастий; ср.: не
    приспособленные для эксплуатации в зимнее время
    установки (‘никто не приспособил к зимним условиям’) — неприспособленный
    к жизни человек (‘не умеющий приспособиться, непрактичный’); не
    организованные вовремя
    занятия (‘никто не организовал’) — неорганизованные
    дети (‘разболтанные, недисциплинированные’); не
    выдержанный необходимое время
    заварной чай (‘не выдержали нужное время’) — невыдержанный
    в спорах человек (‘вспыльчивый, горячий’). Прилагательные имеют отличное от причастий значение (менее связанное с мотивирующим глаголом) и свободно могут заменяться в предложении синонимичными прилагательными, что невозможно для причастий, имеющих зависимые слова. Кроме того, эти образования различаются и грамматически: после страдательных причастий, например, всегда можно поставить вопрос кем?, так как эти причастия управляют дополнением в творительном падеже (творительный субъекта, деятеля): не
    приспособленные (кем?) для эксплуатации в зимнее время установки; не
    организованные (кем?) вовремя занятия. В случаях же с прилагательными постановка такого вопроса невозможна.
    Это же различие наблюдается и в кратких формах; ср.: чай не
    выдержан — человек не
    выдержан.

    Примечание 2. При наличии наречий меры и степени в качестве зависимых слов не с причастиями пишется слитно, т. е. так же, как и с прилагательными: совершенно не
    подготовленное решение, абсолютно не
    продуманный ответ. Однако если, кроме наречий меры и степени в качестве зависимых слов, имеются еще и другие, то не с причастием пишется по общему правилу, т. е. раздельно: совершенно не
    подготовленный по физике ученик (ср.: не
    подготовленный по физике ученик — совершенно не
    подготовленный ученик).

    Примечание 3. Правило о раздельном написании не с причастиями, которые имеют зависимые слова, не распространяется на субстантивированные (перешедшие в разряд существительных) причастия; ср.: В классе были учащиеся, не успевающие
    по русскому языку (причастие). — Количество неуспевающих
    по русскому языку в классе было невелико (причастие, перешедшее в разряд существительных).

    Раздельно пишется не с причастиями, если при них имеется или подразумевается противопоставление: не
    напечатанная, но
    написанная статья; не
    выдуманная, а
    действительная история; не
    продуманный, а
    опрометчивый поступок; Вдали видны высокие горы, но не
    обожженные, а
    все заросшие лесом (Гонч.).

    Раздельно пишется не с краткими причастиями: урок не
    выучен, работа не
    сдана, статья не
    отредактирована.

    Правописание частицы не с причастиями

    1. Пишется слитно не
    с полными причастиями, при которых нет пояснительных слов, например: невычитанная рукопись, незамеченные опечатки, непроверенные цитаты, непрекращающиеся боли.

    2. Пишется раздельно не
    с причастиями, имеющими при себе пояснительные слова, например: не возвращенная автору рукопись, не замеченные корректором опечатки, не сданные в срок гранки, не изданные при жизни писателя варианты отдельных глав романа.

    Примечание 1.
    Данное правило распространяется и на те случаи, когда причастие с пояснительными словами образует часть составного сказуемого, например: Многие письма писателя остались не опубликованными при его жизни; Бездарность сойдет со сцены не замеченной в искусстве. Ср. в другой синтаксической конструкции: Трудно представить себе его не участвующим активно в общественной жизни.

    Этому также подчиняются причастия, употребляемые в роли существительных, например: В числе не явившихся на заседание были Петров и Сергеев. Но при субстантивации причастия (переходе в разряд существительных) используется слитное написание, например: число неуспевающих по русскому языку.

    Примечание 2.
    При наличии в качестве пояснительных слов наречий меры и степени не
    с причастиями пишется слитно, например: совершенно невычитанная рукопись, совсем непроверенные цифры. Но если помимо таких наречий при причастии имеются еще другие пояснительные слова, то предпочтение отдается более общему правилу и не
    пишется отдельно, например: совершенно не подготовленная к набору рукопись, совсем не решенная до сих пор проблема.

    Примечание 3.
    Если причастие употребляется в значении прилагательного, то и при наличии пояснительных слов не
    пишется слитно, например: Это всеобщее одушевление, блеск, шум – все это, доселе невиданное и неслыханное мною, так поразило меня, что я в первые дни совсем растерялся (Достоевский). Ср.: неподходящие для южных культур условия (т.е. малопригодные, в значении прилагательного) – написания, не подходящие под правило (причастный оборот); по независящим от редакции обстоятельствам (фразеологический оборот с именем прилагательным) – рефлексы, не зависящие от воли человека (причастный оборот); веками нетронутая земля (в значении прилагательного; ср.: нетронутая еда, нетронутая натура – в переносном значении) – рябина, не тронутая осенними заморозками (причастный оборот). Такое же разграничение проводится и для кратких форм, ср.: ложь политиканов так бесстыдна, порою так неприкрыта (т.е. явна, очевидна, в значении прилагательного) – дверь не прикрыта (причастие, см. ниже, п. 1); ученик неподготовлен (прилагательное) – доклад не подготовлен (причастие).

    3. Пишется раздельно не
    с краткими причастиями, например: рукопись не отредактирована, цитаты не проверены, работа не выполнена.

    4. Пишется раздельно не
    с причастиями, при которых имеется или предполагается противопоставление, например: не законченный, а только начатый рассказ.

    НЕ с деепричастиями: правило, исключения и трудные случаи

    Школьники легко запоминают, что НЕ с деепричастиями пишется раздельно, так же, как и с глаголом, от которого эта часть речи произошла:

    • Не научившись
      различать части речи, школьники путаются в применении орфографических правил. Следовательно, стать по-настоящему грамотным человеком, не зная
      основ морфологии, невозможно.
    • Исключение из этого правила составляют случаи, когда слово без этой частицы уже не употребляется:

    • Кириллов, ненавидя
      чужой город, в котором никому не был дорог, постоянно молчал. Жители дома, невзлюбив
      угрюмого соседа, сторонились его. Лишь одна прозорливая Анна Сергеевна, негодуя
      на глупость обывателей, разглядела в приезжем хорошего, но очень несчастного человека.
    • Также следует запомнить, что приставка НЕДО- является показателем слитного написания:

    • Отец, недосыпая
      , ежедневно работал над своим научным проектом. Но настоящее открытие он совершил, попросту недоглядев
      за детьми, случайно пролившими реактивы на стол.
    • Коварство легкой, на первый взгляд, орфограммы «Правописание НЕ с деепричастиями», состоит в наличии омонимичных форм. Слова, одинаковые по звучанию, в русском языке имеют разное лексическое значение.

      Например, деепричастия «недоедая» и «не доедая» пишутся неодинаково.

    • Мария, всегда, не доедая
      (не ест до конца) свой завтрак, первой уходит на работу.
    • Во время войны, люди жили, недоедая
      (ели мало, плохо питались) месяцами.
    • Неотличимые на слух друг от друга деепричастия и образованные от них части речи – самая большая проблема для школьников, изучающих тему «НЕ с деепричастиями».

      Примеры трудных случаев правописания:

    • Не смотря
      (деепричастие) маме в глаза, Андрей рассказал о своей тайне.
    • Несмотря на
      (производный предлог) своё волнение, оратор выступил достойно.
    • Не медля
      (деепричастие) ни минуты, мы отправились в Москву.
    • Выходите из комнаты немедля
      (наречие)!
    • Чтобы не допустить ошибку, нужно знать грамматические признаки этих частей речи и правильно задать к интересующему слову вопрос. Если перед нами деепричастие, то к нему можно задать вопросы («что делая?» и «что сделав?»).

      Кроме того, эту часть речи легко превратить в глагол, от которого оно образовалось. При этом смысл предложения не изменится.

      Производные предлоги не имеют самостоятельного значения. Их роль сводится к выражению синтаксической зависимости именных частей речи от других слов. Предлог, таким образом, останется и в вопросе, и в ответе:

    • Невзирая
      на (что?) трудности, мы достойно справились с заданием.
    • Наречие чаще всего относится к глаголу, так как обозначает признак действия.

      Кстати, стоит обратить внимание на слово «нехотя». Это наречие, утратившее связь со своим исчезнувшим из языка предком – деепричастием «хотя», всегда пишется слитно:

    • Засидевшись допоздна, гости (как?) нехотя
      начали расходиться.
    • К счастью, слов, в которых можно ошибиться, перепутав их с деепричастиями, в современном русском языке не так много. Запомнив несколько омонимичных пар слов, учащиеся быстро усваивают орфограмму «НЕ с деепричастиями».

      Заявление на выплаты декретных Пособия по беременности и родам в 2018 году (декретные выплаты)
      Право на пособие имеют следующие категории женщин:
      работающие, застрахованные по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с […]

    • Как узнать транспортный налог по ИНН (без регистрации)?
      Отправить на почту
      Узнать транспортный налог по ИНН без регистрации с использованием интернета не составляет труда. Для этого нужно знать ИНН плательщика налога и иметь доступ к […]
    • Налоговые ставки НДПИ в 2017 году
      Отправить на почту
      НДПИ — ставка 2017 года по этому налогу может быть представлена широким перечнем разновидностей, поскольку устанавливается дифференцированно для каждого типа полезного ископаемого. При […]
    • Сайт пожарных | Пожарная безопасность
      Последние публикации:
      Оказания первой помощи пострадавшим при пожаре
      В нашей современной жизни зачастую происходят такие ситуации, где собственная жизнь и здоровье, а так же жизнь и здоровье наших […]
    • Росгосстрах выплаты по ОСАГО
      Следующая статья: КАСКО Согаз
      Компания «Росгосстрах» на сегодняшний день является одной из самых крупных. Страховые выплаты по ОСАГО во многих городах достигают нескольких сотен миллионов рублей. Это говорит […]
    • Какие штрафы по налогу на прибыль (размеры и нарушения)?
      Отправить на почту
      Штраф по налогу на прибыль взимается за допущение нарушений, предусмотренных НК РФ. Рассмотрим, за какие налоговые проступки и в каком размере могут быть […]

    Цели:

    • познакомить учащихся с правилом правописания
      НЕ с деепричастиями;
    • формировать навык написания НЕ с
      деепричастиями в сопоставлении с причастиями и
      глаголами;
    • вооружить школьников нормами литературного
      языка, развитие связной речи;
    • воздействовать на чувства учащихся,
      формирование любви к природе, развитие
      логического мышления.

    Оборудование:
    доска, технические
    средства обучения (проектор).

    ХОД УРОКА

    I. Организационный момент
    (учитель
    контролирует готовность учащихся к уроку,
    консультанты сообщают о выполнении домашнего
    задания).

    II. Повторение правописания НЕ с глаголами и
    причастиями

    Составление опорной схемы по правописанию НЕ с
    глаголами и причастиями, на каждое правило
    школьники записывают свой пример, схема
    проецируется на доске. (Приложение

    ,
    слайд 1).

    Графический диктант с самопроверкой и
    самооценкой

    • не развеял сомнения
    • неубранное поле
    • необдуманный поступок
    • невзлюбил соседа
    • неотправленное письмо
    • еще не проснувшийся город
    • не написанный, а напечатанный текст
    • далеко не решенный вопрос
    • никого не заметил
    • собрание не закончено
    • не вызубренные, а осознанные правила
    • нетронутый завтрак

    (правильный вариант графического диктанта –
    слайд 2).

    III. Объяснение нового материала
    (на
    доске проецируются слова, записанные в два
    столбика – слайд 3).

    НЕ с деепричастиями

    не_ задумываясь
    нен
    авидя
    не_думая
    нег
    одуя
    не_прочитав
    нед
    оумевая
    не_двигаясь
    нев
    злюбив

    Вопросы и задание:

    – Сравните написание деепричастий с НЕ в левом
    столбике и в правом.
    – Какую закономерность слитного или раздельного
    написания НЕ с деепричастиями вы отметили?
    – Сделайте вывод о написании не с
    деепричастиями.

    Вывод учащихся:
    НЕ с деепричастиями
    пишется раздельно,
    кроме тех случаев,
    когда без НЕ деепричастие не употребляется
    (отметить, что таких случаев немного, поэтому
    ведется речь в основном о раздельном написании
    НЕ с деепричастиями).

    Вывод проецируется на доске.
    (Cлайд 3)

    Учитель предлагает сравнить самостоятельно
    сделанный вывод с правилом учебника, затем
    обращает их внимание на графическое обозначение
    данной орфограммы. В целях запоминания правила
    школьники один раз читают правило про себя, затем
    рассказываю соседу по парте.

    – Не напоминает ли вам это правило некое
    другое, связанное с правописанием НЕ? (НЕ с
    глаголами)

    Проецирование итоговой таблицы (Cлайд 4)

    IV. Закрепление нового материала

    Тренировочное упражнение с обозначением
    данной орфограммы.

    Сейчас мы будем учиться слитному и раздельному
    написанию НЕ с деепричастиями (к первому примеру
    учитель дает алгоритм рассуждения сам, к
    остальным – отдельные учащиеся, сначала сильный,
    потом слабый):

    Не_зная (дееприч.) , нед
    оумевая (без НЕ не
    употр.), не_сократив(дееприч.), нев
    злюбив(без
    НЕ не употр.), не_жалея (дееприч.),нен
    авидя(без
    НЕ не употр.).

    Упражнение №170
    .

    Упражнение №171 устно
    (обсуждаются лишь
    слова с орфограммой, изучаемой на уроке).

    Упражнение-игра «Четвертый лишний»

    (задание проецируется на доске, варианты ответов
    заносятся в контрольный лист, проводится
    взаимопроверка по готовым ответам на доске,
    ставится оценка, только потом обсуждаются
    варианты ответов слайд №5).

    V. Домашнее задание:
    параграф №28,
    упражнение №173.

    VI. Физкультурная минутка

    Внимание, девочки!
    Внимание, мальчики!
    Вытянув руки,
    Разминаем пальчики.
    Плечи поднимаем,
    Головой вращаем.
    Закрыв глаза, отдохнем,
    Заниматься вновь начнем!

    (Вопрос на внимание: «Какие действия, названные
    деепричастиями, вы выполняли?»
    Ответ: « Вытянули руки, закрыли глаза».

    VII. Работа с текстом и подготовленный
    диктант

    1. На доске проецируется текст и читается
    учителе
    (Слайд 6)

    Вопросы учителя:

    – Докажите, что перед нами
    текст(предложения связаны по смыслу и
    грамматически).
    – Озаглавьте текст (на доске появляется один
    из вариантов)

    – Определите стиль текста (художественный, т.к.
    рисует словами картину, воздействует на чувства
    читателя, вызывая сочувствие к волкам,
    характерны выразительные средства речи).
    – Определите тип речи (повествование, т.к.
    описывает последовательность действий, много
    глаголов, деепричастий, которые делают речь
    лаконичной, точной, позволяют избегать
    однообразия синтаксических конструкций).

    2. Словарная орфоэпическая работа (запись в
    словари).

    Постановка ударения в деепричастиях: подняв
    (поняв, начав, клевеща, щебеча, щекоча).
    Постановка ударения в глаголе: поднялись
    (довольно часто в возвратных глаголах ударение в
    форме прошедшего времени переходит на окончание:
    начались, принялись).
    Постановка ударения в существительных в
    косвенных падежах множественного числа:
    когда в И.п.ед.ч. и в И.п.мн.ч. ударение в
    существительном на основе, то в косвенных
    падежах мн.ч. оно падает на окончание (волк,
    волки-волков, волкам, вор, воры-воров, ворам).
    Прочитаем выразительно текст.

    – Найдите орфографические ошибки, допущенные
    автором в тексте.

    (Учащиеся выпишут 4 деепричастия с НЕ, которые
    в тексте написаны с НЕ слитно, и графически
    обозначат орфограмму).

    – А нет ли в тексте пунктуационных ошибок?
    тексте пропущены 5 запятых, объяснить их
    постановку).

    (Текст убирается с доски, школьники пишут
    подготовленный диктант)
    .

    VIII. Подведение итогов урока

    – От какого условия зависит выбор слитного или
    раздельного написания НЕ с деепричастием?

    – Приведите примеры.

    Тема урока
    : Раздельное написание НЕ с деепричастиями.

    Цели урока:

    1. Образовательные
    : познакомить учащихся с правилом правописания НЕ с деепричастиями, повторить правописания НЕ с глаголами.

    2.
    Развивающие
    :
    формировать навык правописания не с деепричастиями в сопоставлении с глаголами.

    3. Воспитывающие
    : прививать любовь и бережное отношение к русскому языку.

    Оборудование
    : компьютер, экран, таблица, карточки с заданием.

    Приемы работы
    :

    Работа с карточками, с таблицей, с текстом, с учебником.

    Ход урока.

    1. Организационный момент
    .

    2. Проверка домашнего задания
    .

    Рассказ о деепричастии с самостоятельно подобранными примерами. Учащиеся по цепочке читают свои примеры с деепричастиями.

    Взаимопроверка упр. 139.

    3. Работа по карточкам
    (у доски работают 2 ученика).

    Произвести синтаксический разбор предложения, расставить знаки препинания и вставить орфограммы.

    № 1
    . Поб..жали по деревенеск.м улицам бурливые, коричневые, сверкающие ручейки сердито пенясь вокруг встречных каменьев и быстро в..ртя щепки и гуси..й пух. (А. Куприн.)

    № 2
    . Подсели к костру всё ещё перег..вариваясь и отл..жив спор прин..лись за еду.

    1. 4. Письмо под диктовку
      . Запись в 1-й столбик таблицы глаголов с объяснением их правописания с НЕ.


    Не спешить, не заметить, не торопиться, не сдержать, не сделать, не расставить, не раскрыть, не расспрашивать, ненавидеть, негодовать, неистовствовать.

    5. Сообщение и запись на доске темы урока. Объяснение нового материала.

    (на доске проецируются слова, записанные в два столбика).

    НЕ с деепричастиями

    не_ задумываясь н
    ен
    авидя
    не_думая н
    ег
    одуя
    не_прочитав н
    ед
    оумевая
    не_двигаясь н
    ев
    злюбив

    Вопросы и задание:

    Сравните написание деепричастий с НЕ в левом столбике и в правом.
    — Какую закономерность слитного или раздельного написания НЕ с деепричастиями вы отметили?
    — Сделайте вывод о написании не с деепричастиями.

    Вывод учащихся:
    НЕ с деепричастиями пишется
    раздельно,
    кроме тех случаев, когда без НЕ деепричастие не употребляется (отметить, что таких случаев немного, поэтому ведется речь в основном о раздельном написании НЕ с деепричастиями).

    Учитель предлагает сравнить самостоятельно сделанный вывод с правилом учебника, затем обращает их внимание на графическое обозначение данной орфограммы. В целях запоминания правила школьники один раз читают правило про себя, затем рассказывают соседу по парте.

    Не напоминает ли вам это правило некое другое, связанное с правописанием НЕ? (НЕ с глаголами).

    Образовать от данных выше глаголов (см. п.4) деепричастия и записать их во 2-й столбик таблицы.

    Какой вывод можно сделать?

    Вывод:
    НЕ с глаголами и деепричастиями пишется раздельно, кроме тех случаев, когда они без НЕ не употребляются (как и глаголы).

    6. Тренировочные упражнения
    .

    Упр. 144.

    Учащиеся обозначают орфограммы, выделяют деепричастия и деепричастные обороты запятыми.

    Упр. 146

    7. Запись текста
    с комментированием орфограмм и обозначением деепричастных оборотов. Текст проецируется на экран.

    Лось об..рая осинку с высоты своей спокойно гл..дит на ползающую

    девочку, как на всякую ползающую тварь. Ничего (не)видя кроме своей клюквы, п..лзет она и ползет к большому ч..рному пню. Лось ее и за человека (не)считает.

    Девочка ползла по болоту (не)поднимая вверх головы. И так она пр..ползла к г..релому пню… (М. Пришвин.)

    8
    .
    «Чужой» среди «своих»?
    Найдите его (задание проецируется на экран)
    :

    А) (Не) дождавшись.

    Б) (Не) догорев

    В) (Не) довольствуясь

    Г) (Не) дооценив.

    Д) (Не) добросив

    А) (Не) здороваясь

    Б) (Не) завлекая

    В) (Не) навидя

    Г) (Не) ответив

    Д) (Не) чувствуя.

    9. Подведение итогов урока.

    От какого условия зависит выбор слитного или раздельного написания НЕ с деепричастием? Приведите примеры.

    Домашнее задание
    : упр. 145.

    Школьники легко запоминают, что НЕ с деепричастиями пишется раздельно, так же, как и с глаголом, от которого эта часть речи произошла:

    • Не научившись
      различать части речи, школьники путаются в применении орфографических правил. Следовательно, стать по-настоящему грамотным человеком, не зная
      основ морфологии, невозможно.

    Исключение из этого правила составляют случаи, когда слово без этой частицы уже не употребляется:

    • Кириллов, ненавидя
      чужой город, в котором никому не был дорог, постоянно молчал. Жители дома, невзлюбив
      угрюмого соседа, сторонились его. Лишь одна прозорливая Анна Сергеевна, негодуя
      на глупость обывателей, разглядела в приезжем хорошего, но очень несчастного человека.

    Также следует запомнить, что приставка НЕДО- является показателем слитного написания:

    • Отец, недосыпая
      , ежедневно работал над своим научным проектом. Но настоящее открытие он совершил, попросту недоглядев
      за детьми, случайно пролившими реактивы на стол.

    Коварство легкой, на первый взгляд, орфограммы «Правописание НЕ с деепричастиями», состоит в наличии омонимичных форм. Слова, одинаковые по звучанию, в русском языке имеют разное лексическое значение.

    Например, деепричастия «недоедая» и «не доедая» пишутся неодинаково.

    • Мария, всегда, не доедая
      (не ест до конца) свой завтрак, первой уходит на работу.
    • Во время войны, люди жили, недоедая
      (ели мало, плохо питались) месяцами.

    Неотличимые на слух друг от друга деепричастия и образованные от них части речи — самая большая проблема для школьников, изучающих тему «НЕ с деепричастиями».

    Примеры трудных случаев правописания:

    • Не смотря
      (деепричастие) маме в глаза, Андрей рассказал о своей тайне.
    • Несмотря на
      (производный предлог) своё волнение, оратор выступил достойно.
    • Не медля
      (деепричастие) ни минуты, мы отправились в Москву.
    • Выходите из комнаты немедля
      (наречие)!

    Чтобы не допустить ошибку, нужно знать этих частей речи и правильно задать к интересующему слову вопрос. Если перед нами деепричастие, то к нему можно задать вопросы («что делая?» и «что сделав?»).

    Кроме того, эту часть речи легко превратить в глагол, от которого оно образовалось. При этом смысл предложения не изменится.

    Производные предлоги не имеют самостоятельного значения. Их роль сводится к выражению синтаксической зависимости именных частей речи от других слов. Предлог, таким образом, останется и в вопросе, и в ответе:

    • Невзирая
      на (что?) трудности, мы достойно справились с заданием.

    Наречие чаще всего относится к глаголу, так как обозначает признак действия.

    Кстати, стоит обратить внимание на слово «нехотя». утратившее связь со своим исчезнувшим из языка предком — деепричастием «хотя», всегда пишется слитно:

    • Засидевшись допоздна, гости (как?) нехотя
      начали расходиться.

    К счастью, слов, в которых можно ошибиться, перепутав их с деепричастиями, в не так много. Запомнив несколько омонимичных пар слов, учащиеся быстро усваивают орфограмму «НЕ с деепричастиями».

    Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Не раскрасневшись как пишется
  • Не развращай как пишется
  • Не расколотый орех как пишется
  • Не развитая инфраструктура как пишется
  • Не расклеенные рабочим афиши как пишется