Не скрывая удивления как пишется

План-конспект урока.

Правописание не- и ни- с разными частями речи.

Тип урока:
комбинированный (урок – закрепление пройденного материала,
повторительно-обобщающий, урок – изучение новой темы)

Оборудование:

— карточки для
проверки усвоения предыдущего материала,

— развернутые таблицы
на доске.

Цели:

— проверка усвоения  предыдущего
материала (повторение темы

«-н и -нн- в
суффиксах разных частей речи»,

— выработка умений и
навыков по применению знаний на практике,

— изучение нового
учебного материала,

— развитие навыков
правописания не и ни с разными частями речи,

— развитие
монологической речи.

Форма проведения: урок
– лекция, урок – практикум.

Ход урока

I.
Организационный момент (2-5 мин.)

Приветствие учителя.
Проверка посещаемости учеников.

II. Проверка домашнего задания. (8-10 мин.)

— фронтальный опрос
по правилам предыдущей темы ( правописание -н- и

-нн- в суффиксах
разных частей речи,

— индивидуальная
работа по карточкам.

Карточка №1.

Вставить -н- или
–нн-.

Безветренный
день, бульонный кубик, вороной конь, глиняный горшок, грачиное
гнездо, диванная подушка, искусственный шелк, картинная
галерея, лекарственное растение.

Карточка №2.

Вставить -н- или
-нн-.

Овчинный
полушубок, мужественно, разорванный рукав, нежданный
гость, позолоченное кольцо, груженная кирпичом баржа, сумка
нагружена, посаженный дуб, любимый племянник.

III. Основная часть.
(20-25
мин.)

Изложение нового
материала. Наглядное пособие – таблицы.

1. Слитное и
раздельное написание не.

1.1. не пишется слитно, если слово без не не
употребляется,

1.2. не с глаголами и деепричастиями пишется раздельно. Глаголы
с приставкой недо- пишутся слитно (недосыпать, недоглядеть). От глаголов
с приставкой недо- следует отличать глаголы с приставкой до-  и
частицей не, которые обозначают неполное, незаконченное действие (ему не
до
стает такта, аквалангист не достал морскую
раковину).

1.3. не с существительными, прилагательными и наречиями:

Слитно

Раздельно

Если слово с не имеет синонимы без не:

недруг – враг,

— небольшой – маленький,

— негромко – тихо.

Если есть противопоставление с союзом а:

не друг, а враг,

— не большой, а маленький,

— не громко, а тихо.

В конструкциях типа далеко не, вовсе не,
отнюдь не, нисколько не, далеко не:

далеко не единственный случай,

— вовсе не обязательно.

1.4. не с причастиями:

Слитно

Раздельно

Если нет зависимых слов:

нераспустившийся цветок,

— неотправленное письмо.

С краткими причастиями: работа не
закончена.

Если есть противопоставление с союзом а:

не распустившийся, а только
зацветающий гладиолус.

1.5. не с отрицательными местоимениями:

Слитно

Раздельно

Если нет предлога:

— некто,

—  нечто.

При наличии предлога:

не у кого,

— не за что.

1.6. В остальных случаях не пишется отдельно:

— с числительными (не восемь книг),

— с местоимениями (не этот),

— со сравнительной степенью (не старше, не глубже),

— со словами дефисного написания (не пол-лимона, не по-старому),

— в вопросительных предложениях (Не правда ли).

2. Слитное и
раздельное написание ни.

Слитно

Раздельно

В отрицательных местоимениях без предлогов:

— никто, ничто.

Во
всех остальных случаях.

В наречиях:

никогда, ниоткуда, никуда.

IV. Проверка понимания нового материала. (2 – 3 мин.
мин.)

Упражнение из
учебника (Власенков А. И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи). Устно объяснить
правописание не. Выписать слова с не и ни.

Словарный диктант. Проверка
результатов, объяснение правописания. (3

5 мин.)

Не скрывая
удивления, недоумевая, не мог встретить, затаить ненависть, негодовать от
возмущения, не деревянный дом, недешево стоить, неширокая река, незадолго до
встречи, нечем писать, ни рыба ни мясо, нет ни у кого.

V. Подведение итогов. (23 мин.)

— Как пишутся с не
слова, которые без не не употребляются?

— Как пишется не
с глаголами и деепричастиями?

— Как пишется не с
прилагательными, существительными и наречиями?

— Как пишется не
с причастиями?

— Выставление оценок.

VI. Домашнее задание. (1 2 мин.)

— упражнение из
учебника,

— выучить материал
урока.

vladmyalik1001

напишите пожалуйста словарный диктант из 35 слов на тему частица НЕ с разными частями слова

NagoIchIk

Светило науки — 35 ответов — 0 раз оказано помощи

Не скрывая удивления; недоумевая; не мог встретить; затаить ненависть; негодовать от возмущения; не деревянный дом; недешево стоить; недисциплинированный ученик; не гордый, а добрый; долго недомогать; не да¬лекий, а близкий; не шестьдесят; негласный закон; недожженный кофе; недовыполнить план; не достать до полки; проявить недо¬верчивость; писать нечем; не за кем бежать; наесться не досыта; незадолго до встречи; настоящая недотрога; никем не замаскированный; незапоминающееся лицо; неряшливый вид; проявить некорректность; ненавидящий невежество; чувствовать себя неловко.

Слово/Фраза

Правило

уверенно Одна и две буквы н в наречиях на -о — -е

Одна и две буквы н в наречиях на -о — -е

на кровати Буквы е и и в окончании имен существительных

Буквы е и и в окончании имен существительных

ко мне Раздельное написание предлогов с другими словами

Раздельное написание предлогов с другими словами

ни у кого Правописание отрицательных местоимений

Правописание отрицательных местоимений

в течение недели Правописание предлогов в течение, в продолжение, вследствие

Правописание предлогов в течение, в продолжение, вследствие

что-нибудь Правописание неопределённых местоимений

Правописание неопределённых местоимений

Слитное написание союзов также, тоже, чтобы

несильно Слитное и раздельное написание не с наречиями на -о — -е

Слитное и раздельное написание не с наречиями на -о — -е

никого Правописание отрицательных местоимений

Правописание отрицательных местоимений

пишет Буквы е и и в окончании глаголов I и II спряжения

Буквы е и и в окончании глаголов I и II спряжения

Записи 1-10 из 16993

  • назад
  • вперёд

Цели.

1. Образовательно-развивающие:

1.1. Обобщение правописания НЕ с разными частями
речи.

1.2. Развитие умения определять части речи,
применять правило.

2. Воспитательная:

2.1. Формировать у учащихся уважение к людям
науки.

Форма: урок-практикум.

Ход урока

I. Вступление

— На прошлом занятии мы повторили правила
написания не с разными частями речи. А сегодня у
нас урок-практикум по теме “НЕ с разными частями
речи”.

II. Тема, цели занятия

— Запишите дату и тему занятия. Зная теорию и
умея применять правила на практике, какую цель мы
ставим на сегодняшнее занятие? (Формулирование
целей)

III. Комплексный анализ текста

— Отработку компетенций мы проведем, выполняя
комплексный анализ текста. Внимательно
рассмотрите план вашей деятельности, основные
задания, памятки, необходимые для работы. Итогом
вашей деятельности должна быть схема орфограммы
“НЕ с разными частями речи”. На работу 15 минут.

IV. Выступления групп

— Послушаем выступление от групп. (Учащиеся
представляют схемы, представляют свою работу,
отвечают на вопросы)

— Какая из предложенных схем удобна в
применении?

V. Проверочная работа

— Ознакомьтесь с содержанием пункта 4. Запись
словарного диктанта, проверка работы в парах с
использованием ключа. Анализ своей деятельности,
заполнение листков оценки.

VI. Итоги

— Обратитесь к целям урока.

1. Какие из поставленных целей реализованы
полностью? Над чем нужно продолжить работу?

2. Отметьте в листе самооценки, к какой группе вы
себя отнесете.

VII. Домашнее задание (по выбору)


  1. Написать сочинение-миниатюру на свободную тему,
    используя не менее 9 слов данной орфограммы.
  2. Написать эссе из слов данной орфограммы.

План деятельности в группе

Этапы занятия Содержание
1. Организационный момент.  
2. Подготовка к деятельности на
уроке.
1. Записать дату и тему урока.

2.
Определить цели урока.

3. Отработка компетенций на
языковом материале.
1. Работа с текстом (распределить
роли выступающих по заданиям к тексту).

2.
Выразительно читает текст один представитель от
группы, остальные анализируют его выступление,
пользуясь памяткой № 2.

3. По третьему вопросу выступает один
представитель от группы, остальные дополняют.

4. По 4 и 5,6 вопросам выступает два представителя
от группы (строят связное монологическое
выступление), остальные дополняют, исправляют,
используя

памятку №3.

5. Выступление по созданной схеме готовят два
ученика, остальные дополняют.

6. Анализ своей деятельности на этом этапе
занятия (заполнить листок оценки).

4. Проверочная работа. 1. Запись словарного диктанта.

2.
Проверка работы в парах с использованием ключа.

3. Анализ своей деятельности на этом этапе
занятия (заполнить листок оценки).

5. Подведение итогов. Обратитесь к целям урока, что
удалось?

Отметьте в листе самооценки, к какой
группе вы себя отнесете?

6. Домашнее задание. 1. Написать сочинение-миниатюру
на свободную тему, используя не менее 9 слов
данной орфограммы.

2. Написать эссе из слов
данной орфограммы.

Текст 1 группы

Климент Аркадьевич Тимирязев

Эта жизнь была пламенным подвигом. В изумлении
останавливаешься перед (не)исчерпаемой
огромностью того, что сделал Тимирязев.

(Не)укротимый борец, ученый-гражданин,
педагог, воспитавший (не)сколько поколений
замечательных исследователей, экспериментатор,
пролагавший новые пути в лабораторной практике,
“патриарх русской агрономии”, действительный и
почетный член четырех десятков академий,
университетов, научных обществ всего мира…

Работа до краев наполняла эту жизнь.

Но те, кто лично знал Тимирязева, сохранили нам
образ (не)педанта, углубленного в свои
микроскопы, в свои книги, но человека, открытого
всем живым радостям мира. Он страстно любил
природу, путешествия, далекие экскурсии. С ним
был (не)разлучно фотоаппарат и объектив, его
направляла чаще всего (не)рука ботаника, но рука
влюбленного в жизнь человека.

Была в нем и подтянутость, привитая еще в
родительском доме и сохранившаяся на всю жизнь,
как (не)нависть ко всякой внешней и внутренней
распущенности и (не)ряшливости, как уважение к
труду и умение работать.

Страстное горение этой жизни
(не)прекращалось ни на день. Но это было
внутреннее кипение, которому строжайшая
дисциплина воли (не)позволяла прорваться наружу.
Джентельменски корректным, говорившим ровно,
(не)спешно, чеканными фразами таким запомнили
Тимирязева знавшие его.

В Тимирязеве (не)было ровно ничего от “ученого
чудака”. Он (не)страдал ни рассеянностью, ни
забывчивостью. Наоборот, во всем до мелочей он
был пунктуально точен.

В споре он никогда (не)кричал и никогда
(не)говорил грубостей. Но он умел так уничтожить
противника, что тому до конца дней своих было уже
(не)забыть “разноса”, учиненного ему
Тимирязевым.

Науку он изображал (не)как (не)кий (не)досягаемый
храм, в котором облеченные чудесным всезнанием
жрецы совершают таинственные обряды, приоткрыв
только краешек завесы для (не)посвященных. Нет,
Тимирязев (не)уставал повторять: “Наука — это
мастерская, учись работать, тебе найдется место в
ней! (В. Сафонов.)

Задания к тексту


  1. Внимательно прочитайте текст.
  2. Подготовьте выразительное чтение текста,
    используя памятку №2.
  3. Определите тему, основную мысль текста. (См.
    памятку №2, п.3).
  4. Определите, к какому стилю и типу речи относится
    данный текст. Объясните свою точку зрения
    (подтверждайте ответ примерами из текста).
  5. Объясните написание не в данном тексте.
  6. Укажите синонимы к существительным,
    прилагательным и наречиям, с которыми не
    напишите слитно.
  7. Составьте свою схему орфограммы “Не с
    различными частями речи”.

Порядок ответа

(распределите, кто на какой вопрос
готовит ответ в группе).

  1. Выразительно прочитайте текст, выслушайте
    мнения учащихся о чтении.
  2. Подготовьте полный ответ на третий вопрос (2-3
    предложения).
  3. Подготовьте монологическое выступление по 4 и 5
    вопросам, пользуясь памяткой №3.
  4. Зачитайте 6 вопрос, дайте четкий ответ.
  5. Представьте вашу схему. Расскажите о ее
    преимуществах.

Текст 2 группы

Архип Иванович Куинджи

Архип Иванович Куинджи – русский живописец,
инициатор создания общества художников, которое
впоследствии носило его имя. Место Куинджи в
русской живописи определяется его особым
видением природы.

Он внес в русскую пейзажную живопись
(не)повторимое своеобразие, показав красоту
родной природы со стороны, почти (не)отраженной в
произведениях его современников.

На самых прославленных картинах природа
изображена в такие мгновения, которые до него
никто (не)изображал.

Предметом художественных интересов мастера
становилось всё: (не)угасающие закаты, сияние
лунных ночей, почти (не)заметный свет радуги на
фоне тяжелых туч. Хотя он рисовал и размытый
(не)прекращающимися осенними дождями тракт, и
степь с (не)кошеными травами, и (не)обыкновенно
красивую березовую рощу, пронизанную солнечными
лучами, однако в памяти поколений Куинджи
останется как (не)подражаемый певец чарующей
красоты и таинственной прелести лунной ночи. В
(не)большом по объему полотне “Ночь на Днепре”
художник добивается (не)бывалых эффектов
освещения, мудрой простоты композиции. (С.
Мясникова.)

Задания к тексту


  1. Внимательно прочитайте текст.
  2. Подготовьте выразительное чтение текста,
    используя памятку №2.
  3. Определите тему, основную мысль текста. (См.
    памятку №2, п.3).
  4. Определите, к какому стилю и типу речи относится
    данный текст. Объясните свою точку зрения
    (подтверждайте ответ примерами из текста).
  5. Объясните написание не в данном тексте.
  6. Выпишите словосочетания с не, к которым
    можно подобрать синонимичную пару без не,
    запишите эти синонимичные пары.
  7. Составьте свою схему орфограммы “Не с
    различными частями речи”.

Порядок ответа

(распределите, кто на какой вопрос
готовит ответ в группе).

  1. Выразительно прочитайте текст, выслушайте
    мнения учащихся о чтении.
  2. Подготовьте полный ответ на третий вопрос (2-3
    предложения).
  3. Подготовьте монологическое выступление по 4 и 5
    вопросам, пользуясь памяткой №3.
  4. Зачитайте 6 вопрос, дайте четкий ответ.
  5. Представьте вашу схему. Расскажите о ее
    преимуществах.

Текст 3 группы

Возвращение домой

Целый год до приезда Николая Николаевича дом
простоял заколоченный. Его поливали дожди, на
крыше лежал снег, и никто его (не) счищал,
поэтому крыша, и так уже давно (не)крашенная,
во многих местах прохудилась и проржавела.

Николай Николаевич (не) предполагал, что
встреча с домом так его взволнует. Когда
показался заброшенный дом, сердце у него
заколотилось так сильно, что он испугался, что
(не) дойдет
. Он отдышался, твердым военным шагом
пересек улицу, вошел во двор.

Николай Николаевич оглянулся и увидел, что
позади него, скорбно сложив на груди руки, стояло (не)сколько
женщин. Он ни с кем (не) заговорил (не) потому,
что был так (не)людим, просто (не) мог:
каждая жилка дрожала у него внутри при встрече с
домом, который был для него (не) просто дом, а
его жизнь и колыбель.

(В. Железников)

Задания к тексту


  1. Внимательно прочитайте текст.
  2. Подготовьте выразительное чтение текста,
    используя памятку №2.
  3. Определите тему, основную мысль текста. (См.
    памятку №2,п.3).
  4. Определите, к какому стилю и типу речи относится
    данный текст. Объясните свою точку зрения
    (подтверждайте ответ примерами из текста).
  5. Объясните написание не в данном тексте.
  6. Укажите, какими частями речи являются
    выделенные слова.
  7. Составьте свою схему орфограммы “Не с
    различными частями речи”.

Порядок ответа

(распределите, кто на какой вопрос
готовит ответ в группе).

  1. Выразительно прочитайте текст, выслушайте
    мнения учащихся о чтении.
  2. Подготовьте полный ответ на третий вопрос (2-3
    предложения).
  3. Подготовьте монологическое выступление по 4 и 5
    вопросам, пользуясь памяткой №3.
  4. Зачитайте 6 вопрос, дайте четкий ответ.
  5. Представьте вашу схему. Расскажите о ее
    преимуществах.

Приложение 1

Листок оценки деятельности

Фамилия, имя учащегося Текст Схема Диктант Итог
1.        
2.        
3.        
4.        
5.        

Словарный диктант (ключ для проверки)

Не скрывая удивления; недоумевая; не мог
встретить; затаить ненависть; негодовать от
возмущения; не деревянный дом; недешево стоить;
недисциплинированный ученик; река неширокая, но
холодная; долго недомогать; не далекий, а близкий;
не шестьдесят; негласный закон; недожженный
костер; недовыполнить план; не достать до полки;
проявить недоверчивость; писать нечем; не за кем
бежать; наесться не досыта; незадолго до встречи;
настоящая недотрога; никем не замаскированный;
незапоминающееся лицо; неряшливый вид; проявить
некорректность; ненавидящий невежество;
чувствовать себя неловко; не пришел никто; ни
рыба ни мясо.

I вариант.

1.Найдите верные утверждения.

1.Деепричастие обозначает признак предмета по действию. 2.Деепричастие имеет признаки глагола и наречия. 3.Деепричастия бывают совершенного и несовершенного вида. 4.Переходные деепричастия требуют винительного падежа с предлогом и без предлога. 5.Деепричастия не изменяются по числам, родам и падежам. 6.Деепричастия несовершенного вида образуются при помощи суффиксов А, Я, В, ШИ. 7.Деепричастия несовершенного вида образуются от основы глаголов настоящего времени. Деепричастие совершенного вида образуются от основы глаголов неопределенной формы.8.Деепричастия прошедшего времени образуются от основы прошедшего времени. 2.Выполнить синтаксический разбор предложения (знаки препинания не расставлены). Снег падал на землю покрывая ее пушистым ковром. 3.Найдите лишние слова: летучий, избранный, написавший, делающий, пишущий, игривый, заклеенный, кинувший. 4.Укажите количество запятых в предложении: Впереди обыкновенно бежал свесив набок длинный розовый язык белый пудель Арто остриженный наподобие льва.5.Выполните морфологический разбор деепричастия из предложения задания № 6. 6.Выполните разбор слов по составу: испугавшись, умолкая, обломанные.7.Образовать от глаголов деепричастия. Указать вид и суффиксы деепричастий. Бороться – Прожить — Запирая — Остаться —                                                                             8.Расставьте знаки препинания, графически обозначьте деепричастные обороты. 1.Вронский остановил кучера не доезжая до аллеи и отворив дверцу на ходу выскочил из кареты и пошел в аллею ведущую к дому. 2.С ненавистью глядя друг на друга они начинают толкаться. 3.Мальчик увлекаясь все больше и больше следил за каждым его движением. 4.Проснувшись он почувствовал себя несчастным. 5.Отчалив я сейчас же пустился догонять плот держась вдоль берега.6. Она очень торопилась и спускаясь по дворцовой лестнице обронила один из своих хрустальных башмачков. 7. Принц хотел сам выбрать себе невесту а выбрав её тут же объявил о своем желании… вступить в брак. 9.Раскройте скобки, расставьте знаки препинания. 1.Убегая от дыма попадёшь в огонь. (Не)поклонившись земле гриба не найдешь. Сделав людям зло не жди от них добра.(Не)отведав горького не узнаешь сладкого. 2.(Не)скрывая удивления; (не)оплатив счетов; ничуть (не)жалея о потраченном времени;(не)отыскав в бумагах; (не)стихая ни на минуту.10.Укажите правильный вариант предложения для деепричастного оборота. 1.Приехав в Астану, (она поражает размахом строительства, мы поразились размахом ее строительства).

Вариант для сильных учащихся.

Контрольная работа

по теме «Причастие. Деепричастие».

Задания:

1. Из приведённого текста выпишите причастия, охарактеризуйте их глагольные признаки.

2. Покажите образование выписанных причастий.

3. Образуйте возможные причастия от подчёркнутых глаголов.

4. Выпишите деепричастия, охарактеризуйте их глагольные признаки.

5. Покажите образование деепричастий.

6. Образуйте возможные деепричастия от подчёркнутых глаголов.

7. Напишите сочинение-миниатюру по картине В.М.Васнецова «Алёнушка», используя по возможности причастия и деепричастия. Покажите их морфемный состав.

8. Выполните морфологический разбор одного причастия и одного деепричастия (на выбор) из составленного вами текста.

Материал для выполнения заданий

Вариант 1. 1-3. Почти невидной и неслышной жизнью, доступной лишь зоркому глазу и чуткому уху, живёт в эту пору едва пробудившийся лес…

Освещённые лучами солнца, высятся бронзовые стволы сосен… Пахнет озоном, смолою, багульником, жёсткие вечнозелёные ветки которого уже показались из распавшегося сугроба у пригретого мартовским солнцем высокого пня. Празднично, чисто в освещённом лесу. Яркие пятна света лежат на ветвях, на стволах деревьев, на слежавшихся плотных сугробах. Скользя на лыжах, выйдешь, бывало, на солнечную, сверкающую, окружённую берёзовым лесом поляну. Нежданно-негаданно, почти из-под самых ног, в алмазной снежной пыли начинают вырываться из лунок тетерева. Всё утро кормились они на развесистых, усыпанных почками берёзах. Один за другим вылетают отдыхавшие в снегу краснобровые чёрные косачи, желтовато-серые самки-тетёрки.

В ясные дни по утрам уже можно услышать первое весеннее бормотание токующих косачей. В морозном воздухе далеко слышны их гулкие голоса. Но ещё не скоро начнётся настоящий весенний ток. Это лишь пробуют силы, точат оружие закованные в чёрные латы краснобровые бойцы. (И.Соколов-Микитов)

4-6. Есть такие прекрасные лица,

Что дивлюсь я, любуясь на них, —

Как такое могло сотвориться

Из обычных молекул земных.

Меж осенью и женщиной есть равенство:

Предощущая возраста черту,

Они, ещё желая людям нравиться,

Подчёркнуто спасают красоту.

Осенью, цветочной пеной

Дни свои позолотив,

Я из старого напева

Напою один мотив,

Слово в славу обратив.

Вариант 2. 1-3. Для чуткого, внимательного охотника, умеющего хорошо видеть и слышать, особенную прелесть представляет богатство звуков и голосов в лесу. Необычайно разнообразны эти лесные звуки весною. Вот с надломанной ветки берёзы упала прозрачная капля – послышался тонкий, хрустальный звон. Под напором жизненных соков сам собою шевельнулся вытянутый в стрелку листок, и чуткому уху охотника уже чудится шёпот проснувшейся земли. Тысячи таких звуков родятся весною в ожившем лесу. …На макушке берёзы, покрывшейся дымкой молодой листвы, громко кукует кукушка… Окружённый золотым сиянием солнца, на самой вершине голого дуба… воркует дикий голубь-витютень…

Только в глухую полночь всё примолкает в весеннем лесу. Отойдёшь, бывало, от тихо потрескивающего костра, освещающего стволы и ветви ближних деревьев. Глухая, беззвучная накроет тебя тишина. Цепляясь по веткам, долго падает на землю оторвавшийся сухой сучок.

4-6. К чему копить ненужные обиды?

Им не давать исчезнуть без следа,

Их помнить, не показывая вида

И даже улыбаясь иногда?

Сотни слов, родных и метких,

Сникнув, голос потеряв,

Взаперти, как птицы в клетках,

Дремлют в толстых словарях.

Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло.

Только мне не плачется – на душе светло.

Вариант 3. 1-3. У берегов озера тундра оголилась, кое-где ярко белеют пятна снега. Но ещё крепко держит ногу нерастаявшая твёрдая мерзлота. Всюду звенят ручьи, шумят весенние речки, пробивая путь в наполненных снегом глубоких распадках. В снежных размывах гремят живописные водопады. На озере ещё стоит лёд, местами уже посеревший; в образовавшихся глубоких заберегах уже просвечивает покрытое камнями дно. Любители рыбной ловли ночью и днём таскают жмущуюся к берегу рыбу. На мокром рассыпающемся льду лежат огромные рыбины с красноватыми плавниками, ещё не успевшими поблекнуть. Это – последние дни подлёдного зимнего лова…

Ветер, ветер! Низкие тёмные облака. Серая гладь озера и холодная, зеленоватая вода в открывшихся заберегах. Птицы точно попрятались, примолкли. Редко-редко, сбиваемый ветром, протянет над берегом гусь да покружатся и исчезнут неведомо куда чайки.

4-6. Вот и майские взоры, как встарь,

Опьяняя, лукавят со мною,

Словно стужей не веял январь

И февраль не болел белизною.

И фиалки раскрылись, спеша

Лиловеть на лугах без стесненья,

И от спячки очнулась душа

Для восторга, любви, нетерпенья.

Покинув заморское великолепье –

Оазисы, пальмы и зной,

Трубят журавли над весеннею степью

И клином летят надо мной.

Летят, подогнув голенастые ноги,

Под перьями ветер свистит.

А следом, по той же небесной дороге,

Журавушка старый летит.

Я жаждал вкуса родниковых вод

И ветра над грядами острых скал,

Я шёл вперед, и падал, и вставал,

И, встав, опять упрямо шёл вперёд.

Вариант № 4. 1-3. Утром, «на рассвете»… сегодня первый настоящий дождь барабанил по крыше. Этот знакомый приятный звук напомнил вдруг детство, деревню, тёплое лето…

Одевшись, отворил дверь и вышел на волю. Так обрадовали ворвавшиеся с ветром запахи пробудившейся земли! …Оттаявшая под лучами солнца земля почти не пахла, а веющий в лицо ветер обычно не наносит знакомых, тревожащих нас запахов весны…

Сегодня, после первого дождя, впервые я узнал аромат тундры. Ветер тянул над обмытой дождём, покрытой скудной растительностью тундрой, и в его дуновении я почувствовал очень знакомый, смолистый запах багульника, земли, болотной мокрой листвы.

…В окружавшей природе нередко улавливал я тончайшие ароматы, самые отдалённые воспоминания возникали тогда с особенной силой… В этой повышенной остроте воспоминаний скрыта особенная, захватывающая дух прелесть. Так художники и поэты зорче видят «из прекрасного далёка» свою родину, и поэтическое чувство в них вырастает с особой силой.

Вдыхая запахи пробуждённой земли, берегом озера я ухожу в тундру, поразительно изменившуюся в течение одной ночи.

4-6. Это женское уменье,

словно тыщу лет назад,

странно

и одновременно

ждать,

молить

и ускользать.

Быть собой,

не притворяясь.

Верить клятвам, не шутя.

Приближаться, отдаляясь.

Оставаться, уходя.

Я, полюбив, пронёс любовь сквозь годы,

Мне и сейчас переполняет грудь

Дыханье той любви и той свободы…,

О них, прошу я, спой мне что-нибудь!

Вариант № 5. 1-3. Вчера был памятный, незабываемый день. Утром — тишина, солнце, тепло. К вечеру подул восточный ветер, по всему озеру тронулся лёд.

…Зрелище открывалось изумительное… На покрытом льдом озере от края до края зигзагами расходились огромные трещины, черневшие открытой водою. …Движимое силой инерции, огромное ледяное поле напирало на берег… На глазах наших росла огромная сказочная гора, вся светившаяся зеленоватым светом… На вершине хрустальной горы вырастали чудесные башни, замки, фантастические города. Всё это с шумом и шорохом тут же рушилось, рассыпалось в прах, и на глазах наших вновь возникали сказочные здания, мерцающие чудесным алмазно-голубым светом.

Светящиеся алмазные зеленоватые тяжёлые льдины двигались, вырастали, обрушивались на пологий берег, катя перед собою вывернутые со дна озера многопудовые камни, кувыркавшиеся по земле. Взволнованные необычайным зрелищем, на берегу с лаем и воем носились собаки. Люди стояли молча, не обращая внимания на пронизывающий ветер, трепавший волосы на их открытых головах.

4-6. Как красиво умирает лес,

Не становясь болезненным и старым,

Лишь озаряя синеву небес

Янтарным, ослепительным пожаром.

Стряхнув старьё листвы, пустынный

В покое почивает мир.

Забыв о бурях, у камина

Ты бережёшь тепло и мир.

Но не найдёшь отдохновенья,

Ревниво сохранив в тиши

Яд одинокого презренья

И заклеймённый бред души.

II вариант.

1.Найдите верные утверждения.

1.Общее грамматическое значение – добавочное действие, которое показывает, как совершается главное действие, выраженное глаголом-сказуемым. 2.Деепричастие в предложении чаще является обстоятельством, реже – сказуемым. 3.Возвратные деепричастия бывают переходными и непереходными. 4.Деепричастия не имеют категории времени. Некоторые деепричастия изменяются по лицам. 5.НЕ с деепричастиями чаще всего пишется раздельно. 6.От глагола быть деепричастие образуется при помощи суффикса УЧИ. 7.Деепричастия совершенного вида могут образовываться при помощи суффиксов В, ВШИ, ШИ, А, Я. 8.Деепричастный оборот – это деепричастие с зависимыми словами. 2.Выполнить синтаксический разбор предложения (знаки препинания не расставлены). Грянул грязный городской ливень перемешанный с пылью. 3.Найдите лишнее слова: певчий, спеющий, игравший, отравленный, певучий, прочитанный, молчаливый, болтливый. 4.Укажите количество запятых в предложении: Сухие стволы деревьев уцелевшие от последней бури ещё гордо высящиеся к небу своими мёртвыми вершинами жалобно болезненно и жутко заскрипели как бы боясь нового испытания и не надеясь на свои слабые силы. А.3 Б. 4 В. 5 Г. 2  5.Выполните морфологический разбор деепричастия из предложения задания № 4. 6.Выполните разбор слов по составу: осмотрев, холодеющая,  покусывая.      7.Образовать от глаголов деепричастия. Указать вид и суффиксы деепричастий.            Выдавать — Запереть — Попросить — Узнавать – 8.Расставьте знаки препинания, графически обозначьте деепричастные обороты. 1.Осветив черепицу на крыше и согрев древесину сосны поднимается выше и выше запоздалое солнце весны. 2.Маргарита поняла что летя над городом нужно быть очень внимательной. 3.А море Черное шумит не умолкая. 4. Он тоже было побрел по воде, но достигнув глубокого места и не решаясь идти дальше остановился и жалобно рявкнул. 5.И день и ночь по снеговой пустыне спешу к вам голову сломя.6. Она смотрела на него (не) отрываясь. 7.Познакомившись со всеми девушками на балу потанцевав с каждой поговорив с некоторыми наиболее приятными принц был весьма разочарован. 9.Раскройте скобки, расставьте знаки препинания. 1.Сняв голову по волосам не плачут. Начиная дело о конце не помышляют. (Не)узнав горе не узнаешь и радости. Посадив кактус не жди урожай винограда. (Не)зная броду не суйся в воду. 2.(Не)доумевая; (не) мудрствуя лукаво; (не)выучив уроки; (не)говоря худого слова, (не)щадя живота своего. 10.Укажите правильный вариант предложения для деепричастного оборота. 1.Посоветовавшись с другом, (решение было принято, он принял решение). 2.Читая эту книгу, (я узнал много интересного, мне было интересно).

Правильный вариант написания: не скрывать
Именно такой вариант зафиксирован в орфографическом словаре.

Правило написания глагола с частицей «не»

Иногда путаница возникает при написании с «не» разных частей речи, когда имя существительное или прилагательное пишутся слитно, а глаголы и причастия пишутся раздельно:

  • Незнание закона не освобождает от ответственности. Незнайка на Луне. НО: Не знаю, что сказать. Не зная, где искать.
  • Незначительный проступок может испортить репутацию. НО: Не значит ничего.
  • Незабытый подвиг дедов остается в нашей памяти. НО: Не забыть былые времена. Не забывая о былом.

Поэтому первым делом определим часть речи. В нашем случае — это глагол (означает действие и отвечает на вопросы: «что делать?», «что сделать?»). Теперь обратимся к правилам, регламентирующим написание глаголов с частицей «не»:

  1. Частица «не» с глаголами и глагольными формами пишется раздельно: не читать, не знать, не понимать, не увидеть.
  2. Без «не» не употребляются глаголы: ненавидеть, негодовать, невзлюбить, несдобровать, нездоровиться, невзвидеть (свет), неводить (от слова невод, но не водить в значении вести), неметь, неволить, недужить, нежить(ся), неймётся  и их словоформы. В данных словах глагол без «не» теряет смысл.
  3. Слитно пишутся глаголы с приставкой «недо» в значении частичного, неполного действия: недоделать, недовесить, недооценивать. Будьте внимательны с глаголами, начинающимися на «до», в таких случаях возможно и слитное, и раздельное написание с «не». Например: Почему бы не допить чашу до дна? — Недоедали, недопивали, всё детям отдавали.

Таким образом, «не скрывать» является единственным правильным вариантом в русском языке, иные способы написания данной фразы — неверны.

Примеры использования и цитаты с «не скрывать»

Но, как юрист, я очень настойчиво советовал бы вам не скрывать своего имени и звания. Турандина с улыбкою слушала его. Когда он кончил, она сказала: — Ты ни о чем не заботься, все будет хорошо. Ты увидишь, я принесу тебе…

Турандина — Сологуб Ф.К. полное содержание онлайн

Не может без причины произнестись слово, и везде может зарониться искра правды. Тот, кто решился указать смешные стороны другим, тот должен разумно принять указания, слабых .и смешных собственных сторон.

«Театральный разъезд» — Гоголь Николай

Лиза не бог весть какая красавица. Правда, ее маленькое кошачье личико, с карими глазами и с вздернутым носиком, свежо и даже пикантно, ее жидкие волосы черны, как сажа, и кудрявы, маленькое тело грациозно, подвижно и…

Живой товар — Чехов А.П. полное содержание онлайн

Похожие слова

не оттенять, не привлекать, не замахиваться

На букву Н Со слова «не»

Фраза «не скрывать удивления»

Фраза состоит из трёх слов и 19 букв без пробелов.

  • Синонимы к фразе
  • Написание фразы наоборот
  • Написание фразы в транслите
  • Написание фразы шрифтом Брайля
  • Передача фразы на азбуке Морзе
  • Произношение фразы на дактильной азбуке
  • Остальные фразы со слова «не»
  • Остальные фразы из 3 слов

Видео ANIVAR - Любимый человек (Премьера клипа, 2019) (автор: Андрей Резников)03:01

ANIVAR — Любимый человек (Премьера клипа, 2019)

Видео Удивлению археологов не было придела! Необъяснимые находки археологов! (автор: Документальная Коллекция)34:34

Удивлению археологов не было придела! Необъяснимые находки археологов!

Видео Родителей ужаснуло видео, на котором грудничков быстро учат плаванию (автор: СЕГОДНЯ)02:58

Родителей ужаснуло видео, на котором грудничков быстро учат плаванию

Видео ПАСПОРТ | СКОЛЬКО СТОИТ НОВАЯ ЛИЧНОСТЬ (автор: Денис Борисов)21:46

ПАСПОРТ | СКОЛЬКО СТОИТ НОВАЯ ЛИЧНОСТЬ

Видео Ведущую "ДОМ- 2" УНИЗИЛИ В ПРЯМОМ ЭФИРЕ!!! Не Смогла Скрыть СВОЕ УДИВЛЕНИЕ!!!???? (автор: Анастасия Lordi)02:25

Ведущую «ДОМ- 2» УНИЗИЛИ В ПРЯМОМ ЭФИРЕ!!! Не Смогла Скрыть СВОЕ УДИВЛЕНИЕ!!!????

Видео Что пытается скрыть от нас Китай (автор: Темная сторона)29:47

Что пытается скрыть от нас Китай

Синонимы к фразе «не скрывать удивления»

Какие близкие по смыслу слова и фразы, а также похожие выражения существуют. Как можно написать по-другому или сказать другими словами.

Фразы

  • + в молчаливом удивлении −
  • + вернуться с листком бумаги −
  • + взглянуть с любопытством −
  • + встать с кресла −
  • + глядеть на девушку −
  • + задуматься на пару секунд −
  • + кивнуть в знак согласия −
  • + не выдержать молчания −
  • + не дожидаться ответа −
  • + не иметь представления −
  • + не находил слов −
  • + не обратить внимания −
  • + не отрывая глаз −
  • + не сдержать улыбки −
  • + не скрывать сарказма −
  • + не скрывать удивления −
  • + не удержаться от смеха −
  • + немой вопрос −
  • + ничуть не смутившись −
  • + обернуться к женщине −
  • + округлиться от удивления −
  • + открыть рот от удивления −
  • + переглянуться с коллегами −
  • + помолчать с минуту −

Ваш синоним добавлен!

Написание фразы «не скрывать удивления» наоборот

Как эта фраза пишется в обратной последовательности.

яинелвиду ьтавыркс ен 😀

Написание фразы «не скрывать удивления» в транслите

Как эта фраза пишется в транслитерации.

в грузинской🇬🇪 ნე სკრივათ უდივლენია

в латинской🇬🇧 ne skryvat udivlenia

Как эта фраза пишется в пьюникоде — Punycode, ACE-последовательность IDN

xn--e1ap xn--80adxydk4dl xn--b1adekcqp6byh

Как эта фраза пишется в английской Qwerty-раскладке клавиатуры.

ytcrhsdfnmelbdktybz

Написание фразы «не скрывать удивления» шрифтом Брайля

Как эта фраза пишется рельефно-точечным тактильным шрифтом.

⠝⠑⠀⠎⠅⠗⠮⠺⠁⠞⠾⠀⠥⠙⠊⠺⠇⠑⠝⠊⠫

Передача фразы «не скрывать удивления» на азбуке Морзе

Как эта фраза передаётся на морзянке.

– ⋅ ⋅ ⋅ ⋅ ⋅ – ⋅ – ⋅ – ⋅ – ⋅ – – ⋅ – – ⋅ – – – ⋅ ⋅ – ⋅ ⋅ – – ⋅ ⋅ ⋅ ⋅ ⋅ – – ⋅ – ⋅ ⋅ ⋅ – ⋅ ⋅ ⋅ ⋅ – ⋅ –

Произношение фразы «не скрывать удивления» на дактильной азбуке

Как эта фраза произносится на ручной азбуке глухонемых (но не на языке жестов).

Передача фразы «не скрывать удивления» семафорной азбукой

Как эта фраза передаётся флажковой сигнализацией.

acexpkbnröuzdbäcadw

Остальные фразы со слова «не»

Какие ещё фразы начинаются с этого слова.

  • не абсолютный
  • не абы как
  • не аккуратен
  • не аккуратным
  • не акцентировать на ком-либо внимание
  • не афишировать своё богатство
  • не афишировать своё присутствие
  • не афишировать свои отношения
  • не афишировать свои связи
  • не афишировать свои способности
  • не афишировать своих намерений
  • не афишировать свой статус
  • не афишировать свою деятельность
  • не афишировать свою личную жизнь
  • не афишировать себя
  • не афишируя своих действий
  • не ах
  • не ахти
  • не ахти как
  • не ахти как; не ахти какой
  • не ахти сколько
  • не ахти что
  • не ахти; не ахти как; не ахти какой
  • не баловать разнообразием

Ваша фраза добавлена!

Остальные фразы из 3 слов

Какие ещё фразы состоят из такого же количества слов.

  • а в глаз
  • а в дружбу
  • а в круге
  • а как же
  • а как иначе
  • а между тем
  • а может быть
  • а на деле
  • а не то…
  • а ну как
  • а снег идёт
  • а судьи кто?
  • а то нет?
  • а тут ещё
  • а тут еще
  • а что если
  • аберрация входного зрачка
  • аберрация оптической системы
  • абиогенное происхождение нефти
  • абонент не абонент
  • абонент телефонной сети
  • абонентское высокочастотное уплотнение
  • аборигены здешних мест
  • аборигены острова пасхи

Комментарии

@bssaz 10.01.2020 05:12

Что значит фраза «не скрывать удивления»? Как это понять?..

Ответить

@imhhiu 23.08.2022 06:52

1

×

Здравствуйте!

У вас есть вопрос или вам нужна помощь?

Спасибо, ваш вопрос принят.

Ответ на него появится на сайте в ближайшее время.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

Транслит Пьюникод Шрифт Брайля Азбука Морзе Дактильная азбука Семафорная азбука

Палиндромы Сантана

Народный словарь великого и могучего живого великорусского языка.

Онлайн-словарь слов и выражений русского языка. Ассоциации к словам, синонимы слов, сочетаемость фраз. Морфологический разбор: склонение существительных и прилагательных, а также спряжение глаголов. Морфемный разбор по составу словоформ.

По всем вопросам просьба обращаться в письмошную.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Не силой борются как пишется
  • Не скрываешь чувств как пишется
  • Не сидится на месте как пишется
  • Не скрою как пишется правильно
  • Не сжигай как пишется