Не слон или неслон как пишется

Слитное и раздельное написание слов с НЕ зависит от части речи самого слова.

Общее правило

Если слово НЕ употребляется без НЕ, то пишем его слитно.

(например, негодовать, небрежный, не существует слов “брежный” или “годовать”).

Однако есть общее правило для всех слов: . Далее смотрим на часть речи.

НЕ с глаголами и деепричастиями

Правило

НЕ  всегда пишется раздельно, кроме случаев с приставкой НЕДО- в значении «не соответствовать норме»: недосыпать, недовыполнив, не мог, не любуясь.

НЕ с числительными

Правило

НЕ всегда пишется раздельно: не второй, не трое.

НЕ с существительными

Слитно Раздельно

Соблюдаются все три пункта:

  1. можно заменить синонимом без НЕ
  2. нет противопоставления
  3. фраз далеко не, вовсе не, ничуть не и т.д.

неправда (ложь); недруг (враг)

Соблюдается хотя бы один из пунктов:

  1. нельзя заменить синонимом без НЕ: не слон, не компьютер
  2. есть противопоставление или фразы далеко не, вовсе не, ничуть не и т.д. не правда, а ложь; далеко не красавица
  3. В вопросительном предложении при подчёркивании отрицания: Не правда ли?

Внимание!

Упомянутые выше конструкции далеко не, вовсе не и т.п. следует отличать от наречий меры и степени, никак не влияющих на написание слова с НЕ: абсолютно, более чем, весьма, в высшей степени, крайне, настолько, очень, полностью, почти, слишком, совершенно, удивительно, чрезвычайно.

НЕ с прилагательными

Слитно Раздельно

Соблюдаются все пункты:

  1. прилагательное является качественным
  2. не стоит в сравнительной степени
  3. не имеет противопоставления и усиливающих отрицание фраз

некрасивый, очень неглупый, неглубокое, но широкое озеро

Соблюдается хотя бы один из пунктов:

  1. прилагательное относительное или притяжательное: не заячий хвост, не вчерашняя газета
  2. прилагательное обозначает вкус или цвет: не горький шоколад, не красные стены
  3. есть противопоставление или фразы далеко не, вовсе не, ничуть не и т.д. не холодная, а тёплая комната; ничуть не порядочный поступок
  4. при наличии пояснительных слов, усиливающих отрицание (отрицательные местоимения и наречия) никому не известный режиссёр
  5. в вопросительном предложении при подчёркивании отрицания Не верный ли это ответ?
  6. с прилагательными в краткой форме, не имеющими полной формы не должен, не обязан, не намерен, не прав, не виден, не готов, не согласен, не склонен
  7. с прилагательными в сравнительной степени он не лучше тебя

Не с местоимениями

Слитно Раздельно

Местоимение является неопределённым либо отрицательным и не имеет предлога внутри слова: некому предложить, нечто удивительное

Соблюдается хотя бы один из пунктов:

  1. местоимение любого другого разряда: не мне, не твоё
  2. отрицательное или неопределённое местоимение имеет предлог внутри: не у кого попросить в долг, не к чему придраться

Не с причастиями

Слитно Раздельно

Соблюдаются все три пункта:

  1. причастие полное
  2. не имеет зависимых слов (кроме наречий меры и степени)
  3. нет противительных союзов

недвижимое имущество, крайне необдуманный поступок

Соблюдается хотя бы один из пунктов:

  1. причастие в краткой форме ужин не приготовлен
  2. есть зависимые слова не решённая директором проблема, ещё не растаявший лёд
  3. есть противительный союз (антонима может и не быть) не прочитанная, а просмотренная работа

Не с наречиями

Слитно Раздельно

Соблюдаются все три пункта:

  1. наречие оканчивается на -о или -е
  2. его можно заменить синонимом без НЕ
  3. не имеет противопоставления и усиливающих отрицание фраз, либо наречие является отрицательным (некогда, неоткуда, некуда, негде, незачем)

недалеко (близко)

Соблюдается хотя бы один из пунктов:

  1. наречие не на -о, -е не по-товарищески, не слева
  2. наречие является усилительным не очень, не вполне
  3. с наречиями на -о, -е, если есть противопоставление или фразы далеко не, вовсе не, ничуть не и т.д. бежишь не быстро, а медленно, сказал ничуть не смешно

Не с союзами

Правило

Пишется всегда раздельно, кроме уступительного союза несмотря на то что (=хотя)

Не с частицами

Правило

Пишется всегда раздельно, кроме частицы неужели.

Не с предлогами

Правило

Пишется всегда раздельно, кроме производных предлогов несмотря на, невзирая на (=вопреки).

Задание ER1321R

Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

НЕ)ПОВТОРИМАЯ пора цветения багульника привлекает на Алтай сотни туристов со всей страны.

Архивные материалы, (НЕ)ОПУБЛИКОВАННЫЕ своевременно, лишают учёных возможности сделать важные научные открытия.

(НЕ)ОСОЗНАВАЯ своего предназначения, герои пьес А.П. Чехова часто проживают свой век бессмысленно.

Только летним утром ощущаешь, что всё дышит запахом ещё (НЕ)КОШЕННОЙ травы.

Дожди зарядили надолго, а я к сырой погоде был (НЕ)ПОДГОТОВЛЕН и промок до нитки.


Внимательно читаем задание. Читаем и анализируем каждое предложение. Раскрываем скобки в соответствии с нормами правописания русского языка:

  • НЕПОВТОРИМАЯ пора цветения багульника привлекает на Алтай сотни туристов со всей страныНЕ с прилагательным пишется слитно, так как его можно заменить синонимом без НЕ (например, уникальная).
  • Архивные материалы, НЕ ОПУБЛИКОВАННЫЕ своевременно, лишают учёных возможности сделать важные научные открытияНЕ с причастием пишется раздельно, потому что есть зависимое слово (своевременно).
  • НЕ ОСОЗНАВАЯ своего предназначения, герои пьес А.П. Чехова часто проживают свой век бессмысленно НЕ с деепричастиями пишется раздельно.
  • Только летним утром ощущаешь, что всё дышит запахом ещё НЕ КОШЕННОЙ травы – НЕ с причастием пишется раздельно, потому что есть зависимое слово (ещё).
  • Дожди зарядили надолго, а я к сырой погоде был НЕ ПОДГОТОВЛЕН и промок до нитки – НЕ с краткими причастиями пишется раздельно.

Ответ: неповторимая

pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор | оценить

Задание ER1322T

Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Сегодня, когда опреснение морской воды стало экономически затратным и (НЕ)ПОЗВОЛЯЕТ обеспечить питьевой водой все районы Земли, в качестве выхода предлагается проект получения воды при растапливании айсбергов.

(НЕ)ОСОЗНАВАЯ до конца сути важнейших правил коммуникации, многие люди знакомы с ними на словах, забывая о том, что их необходимо использовать каждый день в общении с другими людьми.

Далеко (НЕ)ПРОСТО самостоятельно освоить технологию обработки металла и получить профессию кузнеца.

Я не любитель романтических комедий и лёгких мелодрам, поэтому фильм я так и (НЕ)ДОСМОТРЕЛ до конца.

Стоит выйти на крыльцо, как осень окружит тебя и начнёт настойчиво дышать в лицо холодноватою свежестью своих загадочных чёрных пространств, горьким запахом первого тонкого льда, сковавшего к ночи (НЕ)ПОДВИЖНЫЕ воды.


Внимательно читаем задание. Анализируем каждое предложение, раскрываем скобки в соответствии с нормами правописания русского языка:

  • Сегодня, когда опреснение морской воды стало экономически затратным и (НЕ)ПОЗВОЛЯЕТ обеспечить питьевой водой все районы Земли, в качестве выхода предлагается проект получения воды при растапливании айсбергов – ПОЗВОЛЯЕТ («что делает?») – это глагол, а НЕ с глаголами пишется раздельно.
  • (НЕ)ОСОЗНАВАЯ до конца сути важнейших правил коммуникации, многие люди знакомы с ними на словах, забывая о том, что их необходимо использовать каждый день в общении с другими людьми – ОСОЗНАВАЯ («что делая?») это деепричастие, а НЕ с деепричастиями пишется раздельно.
  • Далеко (НЕ)ПРОСТО самостоятельно освоить технологию обработки металла и получить профессию кузнеца наречие на О (в нашем случае – ПРОСТО) пишется с НЕ раздельно, так как рядом есть слово, усиливающее отрицание (далеко).
  • Я не любитель романтических комедий и лёгких мелодрам, поэтому фильм я так и (НЕ)ДОСМОТРЕЛ до конца – глагол ДОСМОТРЕЛ («что сделал?»), в котором выделяется приставка ДО, обозначает не доведенное до конца действие и пишется с частицей НЕ раздельно.
  • Стоит выйти на крыльцо, как осень окружит тебя и начнёт настойчиво дышать в лицо холодноватою свежестью своих загадочных чёрных пространств, горьким запахом первого тонкого льда, сковавшего к ночи (НЕ)ПОДВИЖНЫЕ воды – прилагательное НЕПОДВИЖНЫЕ («какие?») пишется слитно с НЕ, так как к нему можно подобрать синоним без НЕ – спокойные, стоячие.

Ответ: неподвижные

pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор | оценить

Алёна Базан | Просмотров: 4.5k

Чтобы понять, как пишется невозможно, необходимо взять на вооружение следующее правило: частицу “не” с наречиями всегда пишут раздельно, за исключением наречий, заканчивающихся суффиксом “О”, образованных от схожего прилагательного с приставкой “не”. Рассмотрим образцы: неблагоприятный – неблагоприятно, нерентабельный – нерентабельно. Их написание нужно запомнить.

Не возможно или невозможно когда как пишется

Думаете о том, как правильно написать “невозможно” слитно или раздельно? Если говорить кратко, порой могут быть верными оба варианта. Запомнить порядок правильного написания “не” со словом “возможно” на самом деле – совершенно несложно.

Чтобы понять, как пишется «невозможно» слитно или раздельно: нужно прочесть предложение, в котором имеется данное наречие — “невозможно” или “не возможно”. В случае если вышеприведённое наречие применяется в качестве утверждения – тогда его пишут неразделимо с частицей “не”.
Если же размышления касается наречия применяемого в качестве отрицания – в этом случае наречие придётся писать раздельно с предлогом “не”.

“Невозможности” как написать

Что нужно, чтобы уяснить, как грамотно писать “невозможности” слитно или раздельно? Раз существует 2 возможных варианта: не возможности или невозможности, то нужно уточнить, какой частью речи является “не возможность” или “невозможность”. Это слово будет существительным, так как оно является ответом на вопрос: “Что?” А значит, следует вспомнить правила родного языка для существительного с частицей «не».
Затрудняетесь в решении вопроса: слово “невозможностью” как пишется? Так если, имя существительное обозначает неосуществимость, невыполнимость чего-либо, оно пишется слитно. Тем не менее, в случае написания словосочетания «не возможно» в составе противопоставляющего предложения – будет правильным раздельное написание.

Невозможно: примеры написания

В большинстве случаев, слово пишут слитно:

  • Эту задачу никак невозможно решить;
  • Технически невозможно выполнить решение этой задачи на калькуляторе;
  • С любимым человеком даже то, что практически невозможно – возможно.

И только в случае формулировки противопоставления сочетание слов “не возможно” пишется раздельно:
Пример: Урегулировать проблему не возможно, а срочно нужно.

Как пишется "невозможно"?

Проверочное слово

Чтобы подобрать к слову «невозможно» проверочное слово, необходимо попробовать заменить его синонимом «нельзя». В случае если замена получилась, значит, его следует писать неразделимо. В случае если сочетание слов применяется в качестве противопоставления с целью усиления утверждения – слово «возможно» пишут раздельно от частицы «не». Возьмём, к примеру, предложение: Выполнять домашние задания своевременно и без ошибок не возможно, а всегда обязательно!

Синонимы к слову

Исследование словаря синонимов русского языка показывает, что наиболее часто используемыми синонимами к исследуемому нами наречию принято считать слова: необычайно, недостижимо, невероятно, невмоготу, неосуществимо, невыносимо и неприемлемо. Во всех перечисленных выше словах, приставку «не» необходимо писать неразделимо.
Данное правило действует и в случае написания исследуемого нами слова. Подобным образом, отдельное написание частички «не» в сочетании слов «не возможно» допустимо только в случае формирования противопоставления с предлогом «а».

Правописание этих слов надо знать:

  • «Ввиду»
  • «За то или зато»
  • «Не замужем»

Вася Иванов

Мореплаватель — имя существительное, употребляется в мужском роде. К нему может быть несколько синонимов.
1. Моряк. Старый моряк смотрел вдаль, думая о предстоящем опасном путешествии;
2. Аргонавт. На аргонавте были старые потертые штаны, а его рубашка пропиталась запахом моря и соли;
3. Мореход. Опытный мореход знал, что на этом месте погибло уже много кораблей, ведь под водой скрывались острые скалы;
4. Морской волк. Старый морской волк был рад, ведь ему предстояло отчалить в долгое плавание.

Почему? Правописание, правило.

Как правильно пишется слово: «не требуется» или «нетребуется»?

Как правильно писать слово: «не требуется» или «нетребуется»?

Какая часть речи слово не требуется?

Пример предложения со словом не требуется?

«Не требуется» — это даже и не слово, а два слова. Первое — частица, а второе — глагол.

Думается, что такое предположение не было голословным, поскольку второе слово («требуется») отвечает на вопрос «что делает?» (или «что делается?», если создавать вопрос с обычной формальностью, не вдаваясь в смысл). Да и обладает другими категориальными признаками глагола.

А первое слово («не») не может быть признано приставкой, потому что если в языке есть слово «требуется», но не может быть слова «нетребуется». Это понятно из правила, обуславливающего соответствующую раздельность глаголов с «НЕ».

не требуется

_

Итак, глагол «требоваться относится к совокупности тех, которые не сливаются с «НЕ». Писать «нетребуется» нельзя.

Ещё одно простейшее доказательство того — возможность принудительного разделения «НЕ» и глагола вставленным словом. Например: «не очень требуется», «не слишком требуется», «не каждый год требуется» и так далее.

Других доказательств не потребуется.

Предложение.

  • «А что, разве не требуется даже подтверждения своей почты?».

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим

Svetl­ana Kuzne­tsova
[207K]

5 лет назад

Легко определяется, что заданное слово отвечает на вопрос ЧТО ДЕЛАЕТСЯ? Значит, это глагол.

Необходимо всего лишь подумать, существует ли глагол требуется. Ответ однозначный: такой глагол в русском языке существует, он очень часто употребляется в нашем родном языке (требуется кассир, требуется опытный программист).

Начальная форма этого глагола — требоваться. Его лексическое значение: «быть необходимым».

Разве это не убеждает, что рассматриваемый глагол преспокойно существует как самостоятельный глагол

без приставки «не-» или «недо-«?

В русском правописании есть твердое правило, что если глагол может употребляться без не в составе корня или в составе приставки недо-, то частица не в любом другом случае пишется с глаголами всегда отдельно.

«Требуется» — это глагол, который образован от начальной формы «требоваться», стоящий в изъявительном наклонении. Отсюда видно, что без «не» слово употребляется. В таком случае речь может идти об обычной отрицательной частице, а не о приставке.

Поэтому используем правило, в котором говорится, что не с глаголами мы пишем раздельно.

При этом структура предложения не играет роли, как в просто, так и в сложно, с противопоставлением, мы пишет два слова — «не требуется».

Например:

Помощь от других команд не требуется.

Сдавать тетради на проверку не требуется, но будет лучше, если преподаватель их просмотрит.

Stasy­12
[38.6K]

5 лет назад

Правило, когда «не» пишется слитно или раздельно поможет легко определять правильное написание некоторых слов. В правиле много пунктов, по которым «не» должно писаться раздельно или слитно. В данном случае, слово «не требуется» пишется раздельно, так как один из пунктов правила гласит, что «не» с глаголами пишут раздельно! Слово «требуется» относится к части речи глаголу в личной форме.

Вот правило,думаю, что оно будет хорошей подсказкой:

Искат­ель прикл­ючени­й
[100K]

4 года назад

Добрый день. Давайте определим, как правильно писать слово «(не)требуется». Данное слово глагол, так как отвечает на вопрос «что делается?», а поэтому должно писаться раздельно с частицей «не».

Правильный ответ: «не требуется».

Пример.

Нам пока не требуется дополнительного финансирования.

Данная вакансия больше не требуется у работодателя.

Слово требуется это глагол. Соответственно правилам русского языка Отрицание Не с глаголами пишется раздельно, за исключением слов, которые без Не не употребляется: невзвидеть, невзлюбить, недолюбливость, недомогать, недостает, недосыпать, недоумевать, нездоровиться, ненавидеть, несдобровать, неволить, нести, неметь, нервничать, неиствовать.

Знаете ответ?

Слона не приметить как пишется слитно или раздельно


7

1 ответ:

Слона не приметить как пишется слитно или раздельно



0



0

Не пишется раздельно, т.к это глагол. а НЕ С ГЛАГОЛАМИ ПИШЕТСЯ РАЗДЕЛЬНО

Читайте также

Слона не приметить как пишется слитно или раздельно

Это морфемный разбор или по составу 
конч корень а суффикс ет окончание ся суффикс

Слона не приметить как пишется слитно или раздельно

Опираться, запереться,отпирать, распирающий, пирующий, миротворец, вымирающий, замерли,мирок,непримеримый,вымирать,протирать, выстирать,оттереть,стирать,утереть, выстиранный,

Слона не приметить как пишется слитно или раздельно

Через некоторое время мне пора на занятия .
Время глагола очень важно в предложении

Слона не приметить как пишется слитно или раздельно

Наверное безударная гласная в корне т. е. А

Слона не приметить как пишется слитно или раздельно

Каких…………………………..

Ответ:

для начала самое логичное, некоторых слов не существует «нисвета», «нитени», «нисолнца».

Объяснение:

 Частица «не» пишется слитно со всеми словами, которые без «не» не употребляются (небылица, нелюдим, невежественный, нелепый, невзлюбить, недоумевать, нельзя, неужто). В других случаях написание «не» подчиняется следующим правилам.

с словами с именем сущ. пишется слитно, если:

если к слову с «не» можно подобрать синоним без этой частицы (неправда – ложь, недруг – враг).

если слово с «не» обозначает не людей (слоны – не слоны, повесть – не повесть, холод – не холод)

наречиями частица «не» пишется слитно:

если наречие заканчивается на –о, и его можно заменить близким по значению словом (невесело – грустно, невысоко – низко)

если наречие образовано от местоимения (негде, неоткуда, некогда, некуда)

Послушай, девочка, я не Слон, — смущённо заметил Неслон, может ты раньше Неслонов не видела, но они от Слонов всё же отличаются…
— Нет, —ответила уверенно девочка,—ты  Слон. Слоны  такие большие, такие надёжные и не хотят никого обижать, едят и едят себе листья, ну как овцы траву…Ты просто долго не был среди Слонов, отвык…
Девочка, а девочка, ну извини, но не Слон я.
— Нет, — упорствовала девочка,—Слон, Слон. Я видела толпы Слонов и ты один из них. И в конце-то концов, когда ж ты признаешь, что Слон, а? Аааааа, я поняла, у тебя с детства не было длинного хобота и большущих ушей лопухами и поэтому ты думаешь, что ты не Слон? Прости, что напомнила об этом, впредь постараюсь не обращать твоё внимание на такие несущественные мелочи.  Вообще-то я знаю как со Слонами обращаться, а тут ошибочка вышла, ну ты ж понимаешь, не каждый день встретишь особенного Слона, всего не учтёшь…И вообще…знай, я тебя люблю со всеми твоими слоновьими странностями и особенными слонизмами, просто потому что…
— Ну ладно, Слон так Слон…Мне, честно говоря что удав, что мартышка, что курица…, совершенно не важно. Хочешь Слона? Будет тебе Слон…
  Неслон на минутку задумался, почесал шерстяное ухо и произнёс:
— В принципе, эти Слоны вполне понятные ребята, так что побрить шерсть, питаться листвой, а через год-другой глядишь и хобот отрастёт…

Ход урока

Здравствуйте, ребята! Я рада  Вас видеть
сегодня! Проверьте свои принадлежности, приготовьтесь к уроку.

Обратите внимание на доску! На ней записан
эпиграф. Давайте прочитаем его:

Всему
название дано и зверю и предмету,

Вещей
вокруг полным-полно,

А
безымянных нету,

И
всё, что может видеть глаз, —

Над
нами и под нами,

И
всё, что в памяти у нас, —

Означено
словами.

Оно
живет ведь в мире этом,

Даёт
название предметам.

-О какой части речи это стихотворение?

(Имя существительное)

– Что такое имя существительное?

(Имя существительное – это часть речи,
которая отвечает на вопросы кто? что?; обозначает предметы, события, явления
природы.)

— А сегодня мы познакомимся с новым
правилом. И для этого вам нужно выполнить задание.

1. Нерешительность вратаря привела к проигрышу хоккейной команды.

2. Ненастье задержало наш отъезд.

3. Не силой борются, а умением.

Прочитайте предложения, записанные на доске,
про себя. Найдите существительные с НЕ (задание выполняется устно)

-В каком слове НЕ является приставкой
(нерешительность), а в каком – частью корня (ненастье)?

— В каком предложении употреблена
отрицательная частица НЕ ? (в третьем предложении)

Ребята, почему
же в одних словах НЕ пишется слитно, а в других раздельно? От чего
зависит написание?

Для этого я предлагаю сделать такую схему:

-Рассмотрите схему.

-Сделайте вывод,
как пишется “НЕ” с именами существительными?

-Когда пишется
слитно, когда раздельно?

(Ребята пытаются
вывести правило написания не с существительными)

Давайте откроем
учебник на странице 100 и прочитаем правило.

Правило повторяют
несколько раз, а затем хором.

Чтобы лучше
запомнить правило и научиться правильно его применять, я вам предлагаю
начертить в своих тетрадях схему

( Учитель
вывешивает на доску схему):

Давайте  теперь
попробуем использовать нашу схему на практике.

Задание «Найди
четвертый лишний»

(НЕ) видимкою луна
освещает снег летучий.

Передо мной был
(не)враг, а друг.

(Не)известности уже
не было.

С годами у него
появилась (не)решительность.

Задание записано на
доске с обратной стороны, затем выходит один ученик и объясняет свой выбор,
опираясь на алгоритм.

1.    
Упражнение № 237,
страница 100
.

Цель: научить детей писать существительные с НЕ
слитно, проверяя свой выбор подбором синонимов + дополнительное задание
(подбор антонимов).

Дети читают задание
про себя, затем один — два ученика повторяют своими словами.

— В чем мы будем
упражняться?

(В  слитном правописании
НЕ с существительными, подбирая для этого синонимы).

Расчертите таблицу, в которой будут три
столбика.

Образец таблицы:  

Горе,

беспорядок,

болезнь,

ложь,

грубость,

подозрительность,

враг,

порицание.

Несчастье,

непорядок,

нездоровье,

неправда,

невежливость,

недоверие,

неприятель,

неодобрение.

Счастье,

порядок,

здоровье,

правда,

вежливость,

доверие,

приятель,

одобрение

Первое слово в
столбике записывается с большой буквы, а остальные с маленькой буквы и через
запятую.

Первые два слова
учитель делает с детьми. Затем работа организуется следующим образом: один
ученик записывает синонимы, другой антонимы. Все остальные учащиеся работают
самостоятельно.

— Давайте проверим,
что получилось у ребят (ученики показывают свои варианты)

— В чем мы с вами
поупражнялись?

(Потренировались
в слитном правописании НЕ с существительными)

Приставка НЕ, как и
всякая другая приставка, присоединяясь к словам, придает им новое значение,
что мы и видим на примере этого упражнения. С помощью приставки НЕ образуются
новые слова, служащие для обозначения предмета, явления, понятия.

— А попробуйте образовать
слова с приставкой НЕ от слов: дом, стол, рассказ, загадка. Почему
нельзя образовать такие слова? (Так как нет таких слов, предметов).

 -В подтверждение
этого послушайте рассказ

Ты в зоопарке был?

Был.

Обезьян видел?

Видел.

Слона видел?

“Неслона” видел?

(нет такого слова «неслон», поэтому НЕ с
существительным пишется раздельно)

2.    
Упражнение № 238,
страница 100.

Цель: научить детей различать существительные, где НЕ —  -приставка и НЕ- 
— часть корня.

Дети читают задание
про себя, затем один — два ученика повторяют своими словами.

— Для чего мы
выполняем это упражнение?

(Для того, чтобы
научиться различать где НЕ приставка, а где часть корня)

Расчертите таблицу,
в которой будут два столбика.

Образец таблицы:  

 

Остановиться в
нерешительности,

упрек в
несерьезности,

ошибка из-за
невнимательности,

неаккуратность
ученицы,

неприветливость в
обращении,

выразить
нерасположение,

неточность в
ответе.

Небрежность в
одежде,

рассказывать
небылицы,

оказаться
невеждой,

оставаться
неучем,

чувствовать
неприязнь,

большие невзгоды,

непреклонность
характера,

непримиримость к
врагу.

Первое
словосочетание в столбике записывается с большой буквы, а остальные с
маленькой буквы и через запятую. Не забудьте обозначить условия слитного
написания НЕ.

Первые два
словосочетания учитель делает с детьми. Затем ученики работают по цепочке.

-В чем мы с вами
поупражнялись? Чему научились?

(Мы научились
различать, где НЕ приставка, а где НЕ часть корня)

— А теперь давайте
немного отдохнем.

Физминутка .

Солнце глянуло в тетрадку.

Раз, два, три, четыре, пять. (Ходьба на месте.)

Все мы делаем зарядку,

Надо нам присесть и встать, (Приседания.)

Руки вытянуть пошире,

Раз, два, три, четыре, пять.

Наклониться – три, четыре. (Наклоны.)

И на месте поскакать. (Прыжки.)

На носок, потом на пятку. (Ходьба на месте.)

Все мы делаем зарядку. (Дети садятся за парты.)

3. «Отгадай
существительное по его лексическому значению»

Цель: потренировать детей в правильном
использовании орфограммы № 32 и научить подбирать существительные с НЕ как
частью корня

Задание: определите слово по его лексическому
значению и запишите его (лексическое значение записано с обратной стороны
доски)

а) Грубый,
невоспитанный человек —        (невежа.)

б) Человек,
которому не сидится на месте —       (непоседа.)

в) Недоучившийся,
мало знающий человек —     (недоучка.)

г) Неуклюжий,
неловкий человек — (недотепа.)

— Что общего у этих
слов?

(Характеризуют
человека, общего рода).

— Какие из них
несут ярко выраженный оттенок разговорного стиля?

— Почему эти слова
пишутся с НЕ слитно?

(Так как без НЕ
не употребляются)

— Ребята, а кто
такой невежда? Давайте узнаем лексическое значение этого слова по толковому
словарю С. И. Ожегова.

 (Невежда -ы, м.
и ж. Малообразованный человек, а также человек, несведущий в какой-н.
области. Полнейший невежда.)

Умейте различать
слова невежда и невежа.

— Зачем мы
выполняли это задание?

(Чтобы
потренироваться в слитном правописании НЕ с существительными и научиться
подбирать слова по их лексическому значению.)

4. Упражнение
№240, страница 101

Цель: научить детей писать существительные с НЕ
слитно на уровне контекста.

Дети читают задание
про себя, затем один — два ученика повторяют своими словами.

— Для чего мы
выполняем это упражнение?

(Чтобы
потренироваться  в слитном правописании НЕ с существительными)

Первое предложение
учитель выполняет вместе с детьми, затем они работают по цепочке, записывая
каждое предложение с красной строки.

1.    
И туман, и
непогоды осень поздняя несет.

2.    
Опять недуг его
свалил.

3.    
Все внимание его
устремилось на неприятеля.

4.    
Слезы опять
навернулись на глазах его, слезы негодования.

5.    
Пугачев
содержался в тюрьме не строже прочих невольников.

6.    
Невидимкою луна
освещает снег летучий.

7.    
А народ-то над
ним насмехался: «Поделом тебе старый невежа».


Ребята, запомните как пишется слово насмехаться ( не  «надсмехаться)

— В чем мы с вами поупражнялись?

( В слитном правописании НЕ с существительными)

Ребята,
мы сегодня хорошо потрудились. Давайте подведем итоги нашего урока.

-Что мы узнали
нового сегодня?

( Правописание
НЕ с существительными)

— В чем потренировались?

(В слитном
правописании НЕ с существительными)

 — А теперь дайте
полный ответ, когда НЕ с существительными пишется слитно.

( Учащиеся дают
полный ответ на поставленный вопрос)

Упражнение № 239 + найти пословицы и поговорки

( количество- 5) со словами на данное правило ( в
части слитного написания),в скобках прокомментировать выбор слитного написания
НЕ с существительными, выделить орфограмму.

Тема урока: Не с существительными

Класс: 6

Тип урока: объяснение нового материала

Учебник: Русский язык 6 класс Ладыженская 1 часть. Авторы: Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др.

Цель: знать условия выбора слитного или раздельного написания НЕ с существительными, уметь подбирать синонимы с НЕ к словам, анализировать смысл предложений с точки зрения наличия противопоставления.

Планируемые результаты:

Предметные: безошибочно писать существительные с НЕ, правильно пользоваться правилом, определяющим выбор слитного и раздельного написания НЕ с существительными.

Метапредметные: уметь адекватно воспринимать информацию, сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения содержания; свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме)

Регулятивные УУД: умение определять и формулировать тему и цель на уроке, проговаривать последовательность действий на уроке, работать по коллективно составленному алгоритму, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения в парах, группе.

Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке.

Оборудование: учебник, карточки.

I. Оргмомент (1 мин.)

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

Начинается урок. 
Он пойдёт ребятам впрок. 
Будем грамотно писать, 
На вопросы отвечать.

II. Актуализация знаний (4 мин.)

Словарно-орфографическая работа (написано на доске):

По алле.., (не)вежа, врач..м, рож.., плам..нем, (много) задач.., (не)настье, об арми.., пейзаж..м, ц..ркуль.

(работают самостоятельно, далее у доски по 1 ученику объясняют орфограммы).

III. Целеполагание (2 мин.)

— Написание каких слов нам трудно объяснить? Почему? (написание НЕ с именами существительными)

— Сформулируйте тему нашего урока. Запишите ее в тетрадь.

— Как вы думаете, какова же цель нашего урока? (Научиться писать НЕ с существительными)

А что для этого надо сделать? (Выявить условия написания НЕ с именами существительными)

IV. Открытие новых знаний (10 мин.)

1. Определите по лексическому значению, о каком слове идет речь. Запишите полученные слова к себе в тетрадь.

Подсказка данные слова начинаются с НЕ.

1. Грязные руки,
Помята рубаха,
Волосы всклочены,
Кто Я? (Неряха)

2. Недоучившийся, мало знающий человек … (Недоучка)

3. Того, кому не сидится на месте, называют… (Непоседа)

4. Неизвестный человек. (Незнакомец)

— Как написано Не с этими словами? Подумайте почему НЕ  в этих сущ. написано слитно? Какой мы сделаем вывод?

Вывод: без НЕ не употребляются ​​​​​​​

2. К данным существительным записать новые слова с приставкой НЕ, а к ним подобрать синонимы.

О б р а з е ц : Счастье –  несчастье (горе.)

Внимательность – невнимательность (рассеянность).

Воля – неволя (рабство).

Друг – недруг (враг). 

Правда – неправда (ложь).

— Сделайте вывод, когда ещё НЕ пишется слитно?

Вывод: Если можно подобрать синонимы, пишется слитно.

Итак, мы узнали, что НЕ с существительными пишется слитно в 2 случаях. Каких?

Что нам осталось узнать?

(Когда пишется раздельно)

3. Наблюдение с.150 (3 мин.)

— В каком слове НЕ является приставкой, а в какой – частью корня?

— В каком предложении употреблена отрицательная частица НЕ?

— Укажите однородные члены в 3-м предложении. Каким союзом они связаны?

(После наблюдений учащиеся делают самостоятельно вывод о написании не с именами существительными).

— Когда НЕ с существительными будет писаться раздельно?

Вывод: Если есть противопоставление с союзом А.

V. Построение проекта выхода из затруднения (5 мин.)

Сравним наши выводы с правилом. (1 ученик читает правило всему классу)

Составление схемы на основе правила:

— Сколько условий слитного написания не с существительными? Какие? (ЗАПИСЫВАЮТ)

— Сколько – раздельного? Какие? (ЗАПИСЫВАЮТ)

— Какие из условий являются главными, определяющими? (Не употребляется без не, противопоставление.)

СЛИТНО

РАЗДЕЛЬНО

1. Не употребляется без НЕ

3. Можно заменить синонимом

2. Есть противопоставление с союзом А.

4. Нельзя заменить синонимом

Орфографическая физминутка (1 мин.)

Слитно с НЕ – присесть, раздельно – хлопнуть в ладоши:

Ненависть; не добро, а зло; недочет, неуч; не правда, а ложь; не слон; нелепица; непогода; невезение.

VI. Применение знаний, развитие учебно-языковых и правописных умений.

Комментированное письмо. (10 мин.)

(В упражнении 23 слова (по количеству детей в классе). Каждый ученик «по цепочке» комментирует написание не с существительным, пользуясь алгоритмом).

Задание: перепишите, раскрывая скобки.

(Не)настье, (не)доразумение, (не)друг; (не)друг, а враг; (не)знайка, (не)погода, (не)досол, (не)вежливость; (не)вежливость, а грубость; (не)урожай, (не)счастье; (не)счастье, а горе; (не)приятель, (не)нависть, (не)дочет, (не)развитость, (не)доумение, (не)ряха, (не)рушимость; (не)задача, а пример, (не)решительность, (не)брежность; (не)слон, (не)лесть, а правда.

VII. Самостоятельная работа с проверкой и озвучиванием результатов. (5 мин.)

Тест 

1. Не с существительным пишется слитно, так как не употребляется без не.

А) Мешала (не)погода, а другие обстоятельства.

Б) Полная (не)лепица.

В) Причины (не)успеваемости.

2.  Не с существительным пишется слитно, так как можно заменить синонимом или близким по значению выражением.

А) Прилив (не)нависти.

Б) (Не)знание предмета.

В) Жизнь красна (не)днями, а делами.

3.  Не с существительным пишется раздельно, так как есть противопоставление с союзом а.

А) Видно (не)ряху по грязной рубахе.

Б) Говорить (не)правду некрасиво.

В) Говорить (не)правду, а ложь.

4.  Не с существительными пишется раздельно.

А) (Не)везение преследовало меня.

Б) (Не)везение, а труд и настойчивость приведут к успехам в знаниях.

В) (Не)везение преследовало меня, но труд и воля помогли добиться успехов в учении.

5.   Не с существительными пишется раздельно.

А) Учение — красота, а (не)учение — слепота.

Б) Сила с (не)правдою не уживаются.

В) Ещё (не)зима, но уже выпал первый снег.

Правильный ответ за доской. Взаимопроверка. (1 мин.)

VIII. Итог урока. Рефлексия. (2 мин.)

Какую часть орфограммы мы сегодня изучали?

 Как пишется НЕ с существительными?

 От чего зависит слитное и раздельное написание НЕ с существительными?

Ученикам предлагается небольшая анкета:

1. На уроке я работал

2. Своей работой на уроке я

3. Урок для меня показался

4. За урок я

5. Мое настроение

6. Материал урока мне был

7. Домашнее задание мне кажется

активно / пассивно

доволен / не доволен

коротким / длинным

не устал / устал

стало лучше / стало хуже

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

легким / трудным

интересным / неинтересным

IX. Домашнее задание (1 мин.)

Базовый уровень:

1.Параграф 51, выучить правило о правописании НЕ с существительными.

2.Упр. 286

Повышенный уровень*

Составить словарик существительных, которые не употребляются без НЕ.

Методическая разработка урока учителя русского языка и литературы Дударевой Татьяны Васильевны МБОУ Лопатенская СОШ Клинцовского района Брянской области

Класс: 6

УМК: М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский

Предмет: русский язык. Тип урока: открытие нового знания. Тема урока: «Не с именами существительными ». Цели урока: изучение и первичное закрепление новых знаний, включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

Средства обучения: компьютер, проектор, ИКТ тренажёр, учебник, тестовая тетрадь, тетрадь-справочник, карточки с текстом, алгоритм

ХОД УРОКА

1.Мотивация к совершению учебной деятельности

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

I. Слово учителя

Прозвенел опять звонок,

Чтоб позвать нас на урок,

В мир открытий, знаний, света.

Вместе со звонком и я приглашаю вас в новое путешествие в богатый мир русского языка. А вот насколько удачным и интересным будет наш урок, зависит от вашего психологического настроя. Пожелайте друг другу удачи и пожмите руку.

Девиз нашего урока: «С малой удачи начинается большой успех».

2.Актуализация знаний

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого.

Слайд 1.

Кто умеет веселиться, тот горя (не) боится. Кто любит трудиться, тому без дела (не) сидится. (Не) ошибается тот, кто ничего (не) делает. Невежду никакими лекарствами ( не) вылечишь.

  • Как называются эти предложения?

  • Выпишите слова и проверьте друг у друга.

  • Какую орфограмму мы сейчас повторили?

  • Что вы знаете о правописании не с глаголами?

  • Какое слово не подчиняется данному правилу? Почему?

  • Где возникло затруднение? Как вы думаете, как будет называться тема нашего урока?

Учащиеся формулируют тему, проговаривают четко и записывают в тетрадь.

3. Постановка учебной задачи

Цель: обсуждение затруднений. («Почему возникли затруднения? Что мы еще не знаем?)

Проговаривание задачи урока.

4. «Открытие нового знания». Построение проекта выхода из ситуации.

Цель: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления.

  1. Работа над составлением ОК «НЕ с существительными» (записываем в тетрадь-справочник).

Слайд.

Прочитаем стихотворение Б. Заходера. В чем его необычность?

Побывал я однажды в стране,

Где пропала частица не.

Посмотрел я вокруг с доумением,

Что за лепое положение!

Но вокруг было тихо-тихо,

И во всём была разбериха.

И на взрачной клумбе у будки

Голубые росли забудки.

И погода стояла настная,

И гуляла собака счастная,

И, виляя хвостом уклюже,

Пробегала пролазные лужи.

Мне навстречу без всякого страха

Шёл умытый, причёсанный ряха.

И навстречу всем утром рано

Улыбалась царевна Смеяна.

Очень жаль, что только во сне

Есть страна без частицы не.

  • Какие слова с НЕ вы здесь встретили? (Ряха, доумение, забудки и т.д.). Заполним таблицу.

  • Только ли имена существительные встретились здесь? (Прилагательные «лепое», «счастная», «пролазные»).

  • Какая неточность допущена в стихотворении? (Слова без НЕ не употребляются)

  • Почему автору «жаль, что только во сне есть страна без частицы НЕ»? (Не было бы людей с недостатками).

Слитно

Раздельно

1.Не употребляется без НЕ

Неряха, недоумением, неразбериха, незабудки, Несмеяна

Слайд

Невезение преследовало меня. Не везение, а труд и настойчивость приведут к успехам в знаниях.

  • Сравните 2 предложения. Как вы думаете, почему были даны эти предложении? Какое слово написано двояко? Почему? (Учащиеся вместе с учителем делают вывод).

  • Дальнейшее составление ОК.

Слитно

Раздельно

1.Не употребляется без НЕ

Неряха, недоумением, неразбериха, незабудки.

1.Есть противопоставление с союзом а.

Не везение, а труд…

2.Нет противопоставления с союзом а, можно заменить синонимом

Невезение = трудности

А представьте себе такой разговор между двумя приятелями из 6 класса после каникул, которые вы ждёте с нетерпением:

— Ты был в зоопарке?

— Был.

— Обезьян видел?

— Видел.

— Крокодила видел?

— Видел.

— Слона видел?

— Видел.

— Неслона видел?

— ?! Не понял!

  • Какое слово вызвало у вас недоумение? (НЕслон)

  • Есть такое слово? Можно заменить синонимом?

  • Как пишется? Почему?

Слитно

Раздельно

1.Не употребляется без НЕ

Неряха, недоумением, неразбериха, незабудки.

1.Есть противопоставление с союзом а.

Не везение, а труд…

2.Нет противопоставления с союзом а, можно заменить синонимом

Невезение = трудности

2.Нельзя заменить синонимом.

Не слон, не школа…

  • Чтение параграфа учебника.

  • Проговаривание вслух (по парам).

  • Составление алгоритма.

Алгоритм

1.Смотрю, употребляется ли слово без НЕ

ДА

НЕТ

Смотрю, есть ли противопоставление с союзом а. Пишу слитно

ДА НЕТ

Пишу раздельно. Смотрю, можно ли заменить синонимом

ДА НЕТ

Пишу слитно. Пишу раздельно

Физкультминутка

(Учащиеся встают из-за парт и делают соответствующие движения, проговаривая вслух)

1.Вот летела стрекоза,

Словно бусинки глаза,

Влево, вправо, назад, вперед,

А сама как вертолет.

2.Раз – подняться, потянуться,

Два – согнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка,

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – на место тихо сесть.

5. Первичное закрепление.

Цель: проговаривание нового знания, комментирование.

  • Подскажи словечко

Запишите предложения, заменив подчёркнутые слова синонимами с НЕ. Последнее предложение – синтаксический разбор.

Слайд

Рабство для всех горько. Нельзя терпеть ложь. Болезнь портит настроение. Его не сломило горе. Испытания закаляют характер.

Слова для справки: невзгоды, неправда, неволя, несчастье, нездоровье.

  • Найдите ошибки в правописании НЕ с существительными, докажите свою правоту. Все ли предложения с ошибками?

Слайд

Нескромность звучала в его словах, а дерзкая гордость. Не правды я не потерплю. Каждая не удача ума прибавляет. В осеннее ненастье семь погод на дворе.

  • Взаимопроверка.

  • Проговаривание нового знания хором.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой. Самоанализ и самоконтроль.

Цель: каждый для себя должен сделать вывод, все ли он умеет.

  • Тест «Какое слово лишнее?»

    1. Нездоровье, неудача, невежливость, непоседа.

    2. Недотрога, неряха, непогода, ненастье.

    3. Невидимка, неправда, несерьезность, невнимательность.

    4. Не правда, а ложь; не решительность, а сомнение; несерьезность; не внимательность, а рассеянность.

  • «Сундучок». Извлечь из сундучка наибольшее количество слов с НЕ.

В

Н

Н

Е

Д

О

Р

А

З

У

М

Е

Н

И

Е

Н

Е

В

Е

С

О

М

О

С

Т

Ь

Я

Е

Ф

Н

Г

З

Н

Н

Е

Н

А

В

И

С

Т

Ь

Д

Ш

Е

Д

А

Е

Ф

Н

Е

Д

О

С

Т

А

Т

О

К

Р

О

Б

Ж

Н

Е

Д

О

Т

Р

О

Г

А

Т

Ы

Я

Ч

У

Е

Ж

Т

Р

Н

Е

Д

О

Б

О

Р

З

Х

Ё

Д

Н

Е

Д

У

Г

Н

Е

П

О

Г

О

Д

А

Т

К

К

Ж

И

Г

Л

В

З

Я

Р

А

Г

Ю

Н

Л

А

А

К

Н

Н

Е

Д

О

У

Ч

К

А

В

Л

(Недоразумение, невесомость, ненависть, недостаток, недобор, недотрога, недуг, непогода, недоучка, незабудка, неженка, недруг, неряха).

7. Рефлексия деятельности (итог урока).

Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

  • Вопросы:

• Какую задачу ставили?

• Удалось решить поставленную задачу?

• Каким способом?

• Какие получили результаты?

• Что нужно сделать ещё?

• Где можно применить новые знания?

8. Оценивание

  • Не везение, а труд и настойчивость привели вас к этому успеху. Труд и воля помогут вам добиться успехов в учении. Я желаю вам этого.

9. Задание на дом

Слайд

  • Материал учебника (всем).

  • Опорный конспект (научиться воспроизводить по памяти письменно).

  • Упражнение (дополнить 2-3 пословицами на данное правило).

  • Сочинить лингвистическую сказку о данном правиле (по желанию).

  • Подобрать слова с НЕ общего рода, характеризующие человека с положительной и отрицательной стороны (индивидуально).

Использованная литература

  1. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 6 классе. Книга для учителя. М.: Просвещение 2007 год

  2. Горашова Н.Г.Поурочное планирование по русскому языку к учебнику М.Т.Баранова и др. «Русский язык: 6 класс». М.: Экзамен 2006

  3. Капинос В.И. Сборник заданий для тематического контроля. Русский язык. 6 класс. М.: Интеллект-Центр, 2009

  4. Волина А.И. Учимся играя. М.: Просвещение, 2007

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Не сломило как пишется
  • Не сложный трюк как пишется
  • Не сложно понять как пишется
  • Не сложно как пишется слитно или
  • Не сложно было догадаться как пишется