Не стыдись как пишется

Правильный вариант написания: не стыдиться
Именно такой вариант зафиксирован в орфографическом словаре.

Правило написания глагола с частицей «не»

Иногда путаница возникает при написании с «не» разных частей речи, когда имя существительное или прилагательное пишутся слитно, а глаголы и причастия пишутся раздельно:

  • Незнание закона не освобождает от ответственности. Незнайка на Луне. НО: Не знаю, что сказать. Не зная, где искать.
  • Незначительный проступок может испортить репутацию. НО: Не значит ничего.
  • Незабытый подвиг дедов остается в нашей памяти. НО: Не забыть былые времена. Не забывая о былом.

Поэтому первым делом определим часть речи. В нашем случае — это глагол (означает действие и отвечает на вопросы: «что делать?», «что сделать?»). Теперь обратимся к правилам, регламентирующим написание глаголов с частицей «не»:

  1. Частица «не» с глаголами и глагольными формами пишется раздельно: не читать, не знать, не понимать, не увидеть.
  2. Без «не» не употребляются глаголы: ненавидеть, негодовать, невзлюбить, несдобровать, нездоровиться, невзвидеть (свет), неводить (от слова невод, но не водить в значении вести), неметь, неволить, недужить, нежить(ся), неймётся  и их словоформы. В данных словах глагол без «не» теряет смысл.
  3. Слитно пишутся глаголы с приставкой «недо» в значении частичного, неполного действия: недоделать, недовесить, недооценивать. Будьте внимательны с глаголами, начинающимися на «до», в таких случаях возможно и слитное, и раздельное написание с «не». Например: Почему бы не допить чашу до дна? — Недоедали, недопивали, всё детям отдавали.

Таким образом, «не стыдиться» является единственным правильным вариантом в русском языке, иные способы написания данной фразы — неверны.

Примеры использования и цитаты с «не стыдиться»

Не жалко вам, а стыдно за меня, стыдно, вот что. … Сначала самому не сладко было, а там и привык, и сам стал паясничать и людей стыдиться перестал. Изломался, исковеркался, исказил себя всего, и рожа-то какая-то обезьянья…

«Шутники» — Островский Александр

* * * В вечер такой золотистый и ясный, В этом дыханье весны всепобедной Не поминай мне, о друг мой прекрасный, Ты о … Как и помыслить о нем не стыдиться?

«В вечер такой золотистый и ясный…» — Фет…

И как вам не стыдно, Макар Давыдыч! … Чего мне стыдиться? Снафидина. Вы уж довольно-таки пожилой человек, и вы равнодушно говорите о таких порядках в суде.

«Не от мира сего» — Островский Александр

Похожие слова

не худеть, не протянуть, не вылечиваться

Разбор частей речи

Далее давайте разберем морфологические признаки каждой из частей речи русского языка на примерах. Согласно лингвистике русского языка, выделяют три группы из 10 частей речи, по общим признакам:

1. Самостоятельные части речи:

  • существительные (см. морфологические нормы сущ. );
  • глаголы:
    • причастия;
    • деепричастия;
  • прилагательные;
  • числительные;
  • местоимения;
  • наречия;

2. Служебные части речи:

  • предлоги;
  • союзы;
  • частицы;

3. Междометия.

Ни в одну из классификаций (по морфологической системе) русского языка не попадают:

  • слова да и нет, в случае, если они выступают в роли самостоятельного предложения.
  • вводные слова: итак, кстати, итого, в качестве отдельного предложения, а так же ряд других слов.

Морфологический разбор существительного

План морфологического разбора существительного

Пример:

«Малыш пьет молоко.»

Малыш (отвечает на вопрос кто?) – имя существительное;

  • начальная форма – малыш;
  • постоянные морфологические признаки: одушевленное, нарицательное, конкретное, мужского рода, I -го склонения;
  • непостоянные морфологические признаки: именительный падеж, единственное число;
  • при синтаксическом разборе предложения выполняет роль подлежащего.

Морфологический разбор слова «молоко» (отвечает на вопрос кого? Что?).

  • начальная форма – молоко;
  • постоянная морфологическая характеристика слова: среднего рода, неодушевленное, вещественное, нарицательное, II -е склонение;
  • изменяемые признаки морфологические: винительный падеж, единственное число;
  • в предложении прямое дополнение.

Приводим ещё один образец, как сделать морфологический разбор существительного, на основе литературного источника:

«Две дамы подбежали к Лужину и помогли ему встать. Он ладонью стал сбивать пыль с пальто. (пример из: «Защита Лужина», Владимир Набоков).»

Дамы (кто?) — имя существительное;

  • начальная форма — дама;
  • постоянные морфологические признаки: нарицательное, одушевленное, конкретное, женского рода, I склонения;
  • непостоянная морфологическая характеристика существительного: единственное число, родительный падеж;
  • синтаксическая роль: часть подлежащего.

Лужину (кому?) — имя существительное;

  • начальная форма — Лужин;
  • верная морфологическая характеристика слова: имя собственное, одушевленное, конкретное, мужского рода, смешанного склонения;
  • непостоянные морфологические признаки существительного: единственное число, дательного падежа;
  • синтаксическая роль: дополнение.

Ладонью (чем?) — имя существительное;

  • начальная форма — ладонь;
  • постоянные морфологические признаки: женского рода, неодушевлённое, нарицательное, конкретное, I склонения;
  • непостоянные морфо. признаки: единственного числа, творительного падежа;
  • синтаксическая роль в контексте: дополнение.

Пыль (что?) — имя существительное;

  • начальная форма — пыль;
  • основные морфологические признаки: нарицательное, вещественное, женского рода, единственного числа, одушевленное не охарактеризовано, III склонения (существительное с нулевым окончанием);
  • непостоянная морфологическая характеристика слова: винительный падеж;
  • синтаксическая роль: дополнение.

(с) Пальто (С чего?) — существительное;

  • начальная форма — пальто;
  • постоянная правильная морфологическая характеристика слова: неодушевленное, нарицательное, конкретное, среднего рода, несклоняемое;
  • морфологические признаки непостоянные: число по контексту невозможно определить, родительного падежа;
  • синтаксическая роль как члена предложения: дополнение.

Морфологический разбор прилагательного

Имя прилагательное — это знаменательная часть речи. Отвечает на вопросы Какой? Какое? Какая? Какие? и характеризует признаки или качества предмета. Таблица морфологических признаков имени прилагательного:

  • начальная форма в именительном падеже, единственного числа, мужского рода;
  • постоянные морфологические признаки прилагательных:
    • разряд, согласно значению:
      • — качественное (теплый, молчаливый);
      • — относительное (вчерашний, читальный);
      • — притяжательное (заячий, мамин);
    • степень сравнения (для качественных, у которых этот признак постоянный);
    • полная / краткая форма (для качественных, у которых этот признак постоянный);
  • непостоянные морфологические признаки прилагательного:
    • качественные прилагательные изменяются по степени сравнения (в сравнительных степенях простая форма, в превосходных — сложная): красивый-красивее-самый красивый;
    • полная или краткая форма (только качественные прилагательные);
    • признак рода (только в единственном числе);
    • число (согласуется с существительным);
    • падеж (согласуется с существительным);
  • синтаксическая роль в предложении: имя прилагательное бывает определением или частью составного именного сказуемого.

План морфологического разбора прилагательного

Пример предложения:

Полная луна взошла над городом.

Полная (какая?) – имя прилагательное;

  • начальная форма – полный;
  • постоянные морфологические признаки имени прилагательного: качественное, полная форма;
  • непостоянная морфологическая характеристика: в положительной (нулевой) степени сравнения, женский род (согласуется с существительным), именительный падеж;
  • по синтаксическому анализу — второстепенный член предложения, выполняет роль определения.

Вот еще целый литературный отрывок и морфологический разбор имени прилагательного, на примерах:

Девушка была прекрасна: стройная, тоненькая, глаза голубые, как два изумительных сапфира, так и заглядывали к вам в душу.

Прекрасна (какова?) — имя прилагательное;

  • начальная форма — прекрасен (в данном значении);
  • постоянные морфологические нормы: качественное, краткое;
  • непостоянные признаки: положительная степень сравнения, единственного числа, женского рода;
  • синтаксическая роль: часть сказуемого.

Стройная (какая?) — имя прилагательное;

  • начальная форма — стройный;
  • постоянные морфологические признаки: качественное, полное;
  • непостоянная морфологическая характеристика слова: полное, положительная степень сравнения, единственное число, женский род, именительный падеж;
  • синтаксическая роль в предложении: часть сказуемого.

Тоненькая (какая?) — имя прилагательное;

  • начальная форма — тоненький;
  • морфологические постоянные признаки: качественное, полное;
  • непостоянная морфологическая характеристика прилагательного: положительная степень сравнения, единственное число, женского рода, именительного падежа;
  • синтаксическая роль: часть сказуемого.

Голубые (какие?) — имя прилагательное;

  • начальная форма — голубой;
  • таблица постоянных морфологических признаков имени прилагательного: качественное;
  • непостоянные морфологические характеристики: полное, положительная степень сравнения, множественное число, именительного падежа;
  • синтаксическая роль: определение.

Изумительных (каких?) — имя прилагательное;

  • начальная форма — изумительный;
  • постоянные признаки по морфологии: относительное, выразительное;
  • непостоянные морфологические признаки: множественное число, родительного падежа;
  • синтаксическая роль в предложении: часть обстоятельства.

Морфологические признаки глагола

Согласно морфологии русского языка, глагол — это самостоятельная часть речи. Он может обозначать действие (гулять), свойство (хромать), отношение (равняться), состояние (радоваться), признак (белеться, красоваться) предмета. Глаголы отвечают на вопрос что делать? что сделать? что делает? что делал? или что будет делать? Разным группам глагольных словоформ присущи неоднородные морфологические характеристики и грамматические признаки.

Морфологические формы глаголов:

  • начальная форма глагола — инфинитив. Ее так же называют неопределенная или неизменяемая форма глагола. Непостоянные морфологические признаки отсутствуют;
  • спрягаемые (личные и безличные) формы;
  • неспрягаемые формы: причастные и деепричастные.

Морфологический разбор глагола

  • начальная форма — инфинитив;
  • постоянные морфологические признаки глагола:
    • переходность:
      • переходный (употребляется с существительными винительного падежа без предлога);
      • непереходный (не употребляется с существительным в винительном падеже без предлога);
    • возвратность:
      • возвратные (есть -ся, -сь);
      • невозвратные (нет -ся, -сь);
    • вид:
      • несовершенный (что делать?);
      • совершенный (что сделать?);
    • спряжение:
      • I спряжение (дела-ешь, дела-ет, дела-ем, дела-ете, дела-ют/ут);
      • II спряжение (сто-ишь, сто-ит, сто-им, сто-ите, сто-ят/ат);
      • разноспрягаемые глаголы (хотеть, бежать);
  • непостоянные морфологические признаки глагола:
    • наклонение:
      • изъявительное: что делал? что сделал? что делает? что сделает?;
      • условное: что делал бы? что сделал бы?;
      • повелительное: делай!;
    • время (в изъявительном наклонении: прошедшее/настоящее/будущее);
    • лицо (в настоящем/будущем времени, изъявительного и повелительного наклонения: 1 лицо: я/мы, 2 лицо: ты/вы, 3 лицо: он/они);
    • род (в прошедшем времени, единственного числа, изъявительного и условного наклонения);
    • число;
  • синтаксическая роль в предложении. Инфинитив может быть любым членом предложения:
    • сказуемым: Быть сегодня празднику;
    • подлежащим :Учиться всегда пригодится;
    • дополнением: Все гости просили ее станцевать;
    • определением: У него возникло непреодолимое желание поесть;
    • обстоятельством: Я вышел пройтись.

Морфологический разбор глагола пример

Чтобы понять схему, проведем письменный разбор морфологии глагола на примере предложения:

Вороне как-то Бог послал кусочек сыру… (басня, И. Крылов)

Послал (что сделал?) — часть речи глагол;

  • начальная форма — послать;
  • постоянные морфологические признаки: совершенный вид, переходный, 1-е спряжение;
  • непостоянная морфологическая характеристика глагола: изъявительное наклонение, прошедшего времени, мужского рода, единственного числа;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

Следующий онлайн образец морфологического разбора глагола в предложении:

Какая тишина, прислушайтесь.

Прислушайтесь (что сделайте?) — глагол;

  • начальная форма — прислушаться;
  • морфологические постоянные признаки: совершенный вид, непереходный, возвратный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфологическая характеристика слова: повелительное наклонение, множественное число, 2-е лицо;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

План морфологического разбора глагола онлайн бесплатно, на основе примера из целого абзаца:

— Его нужно предостеречь.

— Не надо, пусть знает в другой раз, как нарушать правила.

— Что за правила?

— Подождите, потом скажу. Вошел! («Золотой телёнок», И. Ильф)

Предостеречь (что сделать?) — глагол;

  • начальная форма — предостеречь;
  • морфологические признаки глагола постоянные: совершенный вид, переходный, невозвратный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфология части речи: инфинитив;
  • синтаксическая функция в предложении: составная часть сказуемого.

Пусть знает (что делает?) — часть речи глагол;

  • начальная форма — знать;
  • постоянные морфологические признаки: несовершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфология глагола: повелительное наклонение, единственного числа, 3-е лицо;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

Нарушать (что делать?) — слово глагол;

  • начальная форма — нарушать;
  • постоянные морфологические признаки: несовершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
  • непостоянные признаки глагола: инфинитив (начальная форма);
  • синтаксическая роль в контексте: часть сказуемого.

Подождите (что сделайте?) — часть речи глагол;

  • начальная форма — подождать;
  • постоянные морфологические признаки: совершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфологическая характеристика глагола: повелительное наклонение, множественного числа, 2-го лица;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

Вошел (что сделал?) — глагол;

  • начальная форма — войти;
  • постоянные морфологические признаки: совершенный вид, невозвратный, непереходный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфологическая характеристика глагола: прошедшее время, изъявительное наклонение, единственного числа, мужского рода;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

Табу на неидеальность

Проще говоря, девочке слабой быть не стыдно (а иногда даже почетно и полезно), а мальчику чаще наоборот. «Мальчику стыдно проявлять свою немужественность, а девочке – неженственность. А вот что подразумевается под этими понятиями, вопрос неоднозначный – здесь у каждого человека свои «тараканы», критерии, образы идеальной женщины или идеального мужчины. Причем полностью соответствовать идеалу, как правило, невозможно, и вследствие этих несовпадений неизбежно возникает чувство неполноценности и стыда», – подчеркивает Александр Полищук.

Стыд от несоответствия идеалу особенно ярко может проявляться у тех, кто в детстве столкнулся с запретом на неидеальность. Дети, которым внушили необходимость всегда быть идеальными и, как в известном фильме «Одержимость» (2013), «преодолевать пределы ожидаемого», часто вырастают перфекционистами.

Однако, как поясняет врач-психотерапевт высшей категории Александр Федорович, постоянная нацеленность на рекорды, причем любой ценой, может в дальнейшем отразиться и на здоровье человека. Как правило, таких людей с детства тренировали на необходимость кому-то что-то доказывать: быть отличником в классе, самым быстрым на спортплощадке, и т.п.

Вторым моментом, травмирующим психику ребенка, можно назвать негативные оценки со стороны родителей, которые тем самым хотят мотивировать и простимулировать его движение вперед. «Но это движение у ребенка фиксируется, и он не может выйти из этой фиксации самостоятельно – иногда всю жизнь», – говорит Федорович.

Как объяснить ребёнку, чего делать нельзя?

Мотив родителей правильный, но методы зачастую оказываются неэффективны, говорит эксперт. «Хвалить за ту же мастурбацию, разумеется, никого не нужно, но не нужно и ругать, внедряя «вирус стыда». Нужно объяснять ребенку эти вещи с точки зрения выгоды или невыгоды таких действий. Но это вопрос воспитания, и многие родители этим просто не владеют. Быть воспитателем и быть родителем – это разные вещи. Воспитание – это предмет, его нужно изучать», – подчеркивает собеседник «МИР 24».

Как вернуть секс в отношения?

Как пишется слово стыдитьсяРеанимируем влечение и страсть

Проблема еще и в том, что до определенного возраста ребёнок не понимает объяснений. Мозг созревает постепенно, критичность до 3-4 лет отсутствует, ребенок не может анализировать, что хорошо, а что – нет. Принято считать, что первые 5-7 лет жизни – наиважнейшие в становлении личности: в этот период выстраивается 70% ее «фундамента», самооценки. Оставшиеся 30% формируются до 14 лет – и примерно в этом же возрасте развиваются зоны, ответственные за «взрослое» понимание. Дальше, как считают специалисты, люди уже, по сути, не меняются (только в результате осознанной целенаправленной работы над собой) и повторяют усвоенное ранее. Были даже исследования о «возрасте наций», согласно которым, средний психологический возраст россиян – 10-12 лет. В этом возрасте ребенку хочется, чтобы все сделали за него, сам он ничего решать не хочет, а в случае неудач винит кого-то другого, поясняет врач. В любом случае, основу закладывают родители – и от этого уже будет зависеть, насколько ребенок восприимчив к чужому мнению, к оскорблениям, к давлению и прессингу – например, в школе.

«Так что если разговаривать с малолетним ребенком как со взрослым, единственное, что он услышит – «мама злится, я плохой». Дальше начинается страх, что от него могут отказаться. Психика делает быстрый вывод: нельзя это делать, нельзя об этом думать, потому что опасно. Но что происходит дальше: в момент пубертата, когда природа зовёт, начинается конфликт естественных потребностей с внутренним запретом», – говорит эксперт.

Правило

Мягкий знак в конце

Начнем с мягкого знака:

в настоящем и будущем временах в окончании 2-го лица единственного числа глагола всегда в конце слова пишется буква «Ь». Если говорить проще, это глаголы, которые отвечают на вопросы: «Что делаешь?», «Что сделаешь?». Примеры: ты гонишь(ся), плачешь, смотришь, учишь(ся), следишь, пьешь.

Личные окончания глаголов на -ишь и -ешь

Теперь, определим правила, по которым будем правильно писать личные окончания глаголов 2-го лица под ударением и без ударения. Но для этого нам потребуется определять спряжения глаголов в самых сложных случаях.

Шаг 1. Определяем, куда падает ударение

Для начала стоит определить ударное или безударное окончание глагола. Используйте примеры ниже, чтобы точно обозначить ударный слог.

  • Ударные окончания встречаются у слов: кричи’шь, молчи’шь, шуми’шь, сопи’шь, мычи’шь, стучи’шь, гори’шь, ворчи’шь.
  • Безударные окончания у слов: ве’ртишь, сте’лешь, ви’дишь, хо’чешь, мо’жешь, сле’пишь.

Если в слове есть приставка вы-, при определении ударения ее убираем и проверяем ударный слог без нее. Например, в словах «вы’стучишь», «вы’растишь» (от слова «растить») ударение падает на приставку вы-, и это уводит нас от  правильного варианта употребления слова. Следует убрать приставку и проверить ударение в слове без неё: «стучи’шь», «расти’шь». Иногда приставка вы- неотделима от слова, в этом случае окончание является безударным, например: вы’растешь (от слова «вырасти»).

После того, как мы правильно определили ударные и безударные окончания перейдем к следующему шагу.

Шаг 2. Вспоминаем спряжения глаголов

Напомним, в русском языке есть 2 спряжения глаголов: первое и второе. Если говорить обычным языком, то это правила, по которым меняются глаголы в зависимости от лиц, числа, времени и родов по аналогии с падежами у имен существительных.

Если слово относится к первому (I) спряжению, то его формы (личные окончания) будут -у, -ю, -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут (-ют). Приведем пример:

стелИТЬ -> я стелЮ -> ты стелЕШЬ -> он стелЕТ -> мы стелЕМ -> вы стелЕТЕ -> они стелЮТ.

Если слово относится ко второму (II) спряжению, то его формы (личные окончания) будут -у (-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят). Приведем пример:

носИТЬ -> я ношУ -> ты носИШЬ -> он носИТ -> мы носИМ -> вы носИТЕ -> они носЯТ

Также есть исключения, которые спрягаются не по стандартным правилам. Такие глаголы называют разноспрягаемыми (стоит запомнить):

хотЕТЬ  -> я хочУ -> ты хочЕШЬ -> он хочЕТ -> мы хотИМ -> вы хотИТЕ -> они хотЯТ

бежАТЬ -> я бегУ -> ты бежИШЬ -> он бежИТ -> мы бежИМ -> вы бежИТЕ -> они бегУТ

чтИТЬ -> я чтУ -> ты чтИШЬ  -> он чтИТ -> мы чтИМ -> вы чтИТЕ -> они чтУТ

есть -> я ем -> ты ешь -> он ест -> мы едим-> вы едите -> они едят

дать -> я даю -> ты дашь-> он даст -> мы дадим -> вы дадите -> они дадут

Осталось правильно определить спряжение. Идем дальше…

Шаг 3. Определяем спряжение глагола правильно

Если на Шаге 1 у нас вышло безударное окончание, тогда определим начальную форму глагола (инфинитив). Напомним, что это будет глагол, от которого образовано данное слово, отвечающий на вопросы: «Что делать?», «Что сделать?». Пример: пишешь  — писать (что делать?). Попробуйте определить инфинитив самостоятельно, а для проверки смотрите ниже пункт «Морфологический разбор».

Определяем окончание глагола в начальной форме (инфинитиве). И в зависимости от окончания относим наш пример к первому или второму склонению и используем -ешь или -ишь, соответственно.

К первому спряжению относятся все глаголы кроме глаголов второго спряжения и разноспрягаемых.

К глаголам второго спряжения относятся:

  • все, которые оканчиваются на -ить (исключения: брить, зиждиться и стелить).
  • 4 слова-исключения на -ать: слышать, дышать, держать, гнать;
  • 7 слов-исключений на —еть: смотреть, видеть, ненавидеть, обидеть, терпеть, зависеть, вертеть.

Для окончаний под ударением (кроме исключений, описанных выше) стоит использовать для проверки форму этого глагола в 3 лице множественного числа (они что делают?).

Если окончание соответствует второму спряжению, а именно: -ат или -ят, глагол 2 лица в единственном числе будет заканчиваться на -ишь.

стучАТ — стучИШЬ, сопЯТ — сопИШЬ, кричАТ — кричИШЬ.

Если окончание соответствует первому спряжению, а именно: -ут или -ют, глагол 2 лица в единственном числе будет заканчиваться на -ешь.

разобьЮТ — разобьЁШЬ, льЮТ — льЕШЬ, жгут — жжЁШЬ.

«Опозориться и расслабиться»

Но остается вопрос: полезное ли это чувство – стыд, или от него можно избавиться раз и навсегда? Можно и нужно, считает Полищук – иначе человек будет проживать не свою жизнь, потакая заложенным программам. «Если человек осознанно принимает все эти табу и не переживает по их поводу, все шикарно, но тогда проблемы стыда его бы не беспокоили. Если же «вирус стыда» ему мешает, это нужно убирать», – считает эксперт.

Самостоятельные попытки проработать стыд заключаются в поиске ответа на вопрос «что худшее случится, если я сделаю то, чего стыжусь». Например, «люди будут смеяться». И что тогда? Если докопаться посредством таких вопросов до сути, станет ясно: не случится ничего смертельного. Человеку необходимо «добояться» до конца, проиграть в голове эту ситуацию, или даже сделать то, чего он стыдится. Еще можно накидать варианты, как проявить себя, реализовать свои желания, ничем при этом не рискуя.

Но, что самое важное, нужно понимать: победа над подобными комплексами не должна превращать человека в психопата, которому «не стыдно» ничего, включая насилие и прочие патологии. Но у психически здорового человека нет желания причинять кому-то боль – в противном случае проблема переходит уже в разряд психиатрических, отмечает собеседник «МИР 24»

«У психически здорового человека пунктик по стыду не связан с причинением вреда, с членовредительством. Стыд – это не про то, чтобы кому-то сделать больно, а про взаимоотношения с людьми. А желание причинить кому-либо вред – это уже вопрос нездоровой психики. Нормальной психике невыгодно делать больно себе и другим», – сказал он.

Как инструмент быстрого решения, стыд может быть выгоден сиюминутно – застыдил кого-то, и решил проблему, но в долгосрочной перспективе приводит к осложнениям. «Цена, которую человек платит, живя в стыде или используя стыд как манипуляцию, очень высока – как кредит, который нечем погасить», – подытожил эксперт.

«Блондинкой» быть не стыдно

Проблема комплексов в том, что здраво и логично они человеком не осознаются. Понятно, что взрослому человеку уже не стоит опасаться того, что он останется один (тем более что в современных реалиях это невозможно), однако детские страхи продолжают довлеть над ним всю жизнь, поскольку были заложены в крайне важный период. Получается, что «инерционные программы» (привычки, рефлексы, автоматизмы), черно-белые ярлыки «должен», «нельзя», «плохо», «хорошо» всю последующую жизнь конфликтуют с реалиями, и прорабатывать их непросто.

Казалось бы, раз в детстве всех «чмырили» на эту тему одинаково, то и у мальчиков во взрослой жизни стыд должен базироваться на тех же детских травмах сексуального свойства. Но так ли это?

«У мальчиков чуть иначе, потому что психика другая. Если девочке природой предназначено нравиться, быть внешне красивой, привлекательной, чтобы за нее боролись и сражались, то мальчик больше «заточен» на то, чтобы бороться, побеждать, что-то делать. Поэтому мальчику важнее, насколько он соответствует чужим ожиданиям и своему внутреннему идеальному образу. Мальчик в этом смысле больше подвержен чувству вины. Девочки пытаются выровнять внутреннее давление (нелюбовь к себе и заниженную самооценку) и внешнее – ходят на курсы, что-то изучают, не бояться идти за советом, к психологам (кстати, большинство клиентов психологов – женщины), в салоны, на курсы и так далее», – отмечает врач.

Страх и ненависть

Как пишется слово стыдитьсяНа собеседованиях

Женщина показывает, что готова исправить ошибки, если таковые есть, не боится выглядеть «дурочкой»: для нее проявить слабость и получить помощь, поддержку – не стыдно, утверждает специалист. «Наоборот, за счет помощи и внимания извне женщина повышает свою самооценку, чувствует, что она этого внимания достойна. К таким «блондинкам» липнут мужчины, которые хотят потешить свое эго, научить ее жить, рассказать, «как надо». А мальчики, наоборот, стараются скрывать свои комплексы, начинают зарабатывать миллионы, руководить корпорациями, «крутить всех на пальце». Это – попытка через действие и приобретение доказать свою крутизну, в первую очередь, себе и своей «внутренней маме»», – говорит психотерапевт.

Но есть и противоположный способ – пассивно валяться дома на диване под пинки жены, или зарабатывать три копейки. Это – фиксация, застревание в негативистском подростковом состоянии, когда мама заставляла постирать носки или помыться, а подросток назло ей играл в компьютерные игры. Он понимал, что это неправильно, что мамины просьбы вполне нормальны, но все равно бунтовал, пытаясь отстоять себя. Такое случается и в семьях, где инициатива наказуема, и должного вознаграждения за нее подросток не получал. Следовательно, раз он все делал «неправильно», он предпочитал не делать ничего.

Последнему герою (точнее, его «внутреннему ребенку») тоже может быть стыдно, при этом у него накапливается пассивная агрессия, чувство собственной несостоятельности и неполноценности.

Разновидности стыда

Из-за чего люди могут начать стыдиться? Стыд можно условно разделить на три вида. Два из них — это «здоровый» стыд.

Первый вид здорового стыда касается интимности

Это реакция вторжение в очень приватную зону, которую человек совершенно не хотел никому показывать.

Иногда, например, человек может это почувствовать в разговоре. Предположим, ему задают вопрос, и он чувствует, что этот вопрос – уже лишний, интимный. Вопрос касается такой зоны, в которую он не хочет впускать задающего вопрос. И тогда человеку захочется сказать: «извини, ты знаешь, я не хочу отвечать на этот вопрос» или «этот вопрос сейчас лишний».

Люди, которые не могут говорить «нет», начинают стыдиться того, что им сложно ответить. Они считают себя обязанными ответить и порой отвечают на лишний для них вопрос. Но потом они ощущают дискомфорт, как будто они что-то сделали не так, как-то не правильно с собой обошлись, чувствуют, что зря это сказали. Стыд в данном случае – это дружественный сигнал из глубины нашей личности. Таким образом с нами говорит наша совесть.

Совесть это такая способность, которая позволяет отделять правильное от неправильного в соответствии с нашими убеждениями и нашими ценностями.

В древнегреческой культуре существовало близкое к понятию совести понятие «интуиция», которое происходит от «эн Тэос» — «внутренний Бог».

В русском языке это слово имеет смысл некоего сообщения, подсказки, извещения, известия. Совесть – «со-весть». Однако, получает человек это известие в виде чувства. Совесть говорит человеку о правильности или неправильности действия, исходя из его системы ценностей.

Если человек чувствует, что поступил правильно — он испытывает чувство морального (ценностного) удовлетворения. Параллельно включаются чувства уверенности, гордости, силы, счастья.

Есть такое выражение: «у меня на душе мир и покой». Это тоже может быть про совесть – так она разговаривает с нами через ощущение согласия с собой.

Например, когда вы обещали помочь другу и забыли. Вы чувствуете, что-то не так, голос совести порождает ощущение дискомфорта.

Хочется отделить в данном случае голос совести от токсичного стыда. Разница в том, что в случае со здоровым стыдом, связанным с совестью и ценностями, на которых она базируется, внутренний голос человека будет констатировать неприятный факт, но при этом побуждать к изменению, исправлению ситуации и трезвой оценке возможностей в этом.

Несмотря на стыд, сожаление, печаль о сделанном, человек видит конструктивные выходы из ситуации и сосредоточен именно на них, он не обесценивает свою личность как таковую. Ему хочется верить в свою «хорошесть» и исправить ситуацию или хотя бы принять решение не поступать больше таким образом.

В случае же токсичного стыда внутренний голос будет вести человека в сторону самообвинения, самобичевания, человеку прежде всего захочется буквально перестать существовать, исчезнуть, наказать себя за проступок, а не исправить последствия, то есть, самым важным здесь становится деструктивный аспект.

И, наконец, поговорим о третьем виде стыда — это невротический токсический стыд

Человек стыдится даже тогда, когда не сделал ничего противного своим убеждениям. Нечто внутри человека заставляет его стыдиться себя. Это – сформированное отношение к себе как к чему-то не достойному.

В прошлой статье мы с вами рассмотрели, как ребенок впитывает отношение к себе родителей и окружающих. Этот процесс называется интериоризация

Важно то, что человек интериоризирует (впитывает) в течение всей своей жизни, а не только в детстве

Если он в своем прошлом впитал очень много плохих способов обращения с собой, он привыкает стыдиться себя. Тем не менее, человек может сменить эту привычку на другую.

Например, он может сформировать другое отношение к себе.  В случае, если человек забудет новую форму поведения и вернется к старой, привычной, через время он снова вспомнит о новой, научится ее воскрешать в себе. Это работает так же, как и  с другими привычками.

Часть из них может остаться, часть меняется.

Наверное, у каждого из вас есть опыт, когда вы меняли какую-либо свою привычку на другую. Все в наших силах.

В психотерапии человек получает новый опыт отношения к себе и учится по-другому с собой обходиться.

А пока, если у Вас появились вопросы по этой теме, Вы можете записаться ко мне на консультацию.

Если у Вас возникли вопросы к психологу по статье:

Вы можете задать их онлайн нашему психологу в скайпе:

Страх отвержения

Так или иначе, получается интересная вещь: с одной стороны, «вирус стыда» изначально возникает из гендерного вопроса («зазорности», табуированности секса и всего, что с ним связано), с другой, неидеальное соответствие гендерным ролям становится следующей темой для стыда уже во взрослом возрасте. То есть сначала как бы «стыдно» стремиться быть женщиной или мужчиной, потом – стыдно ими не быть. Как получается, что «постыдные» в детстве вещи вдруг приобретают качественно иные свойства?

Детям внушают даже не столько стыд за свой пол (гендер), сколько идею постыдности мыслей об удовлетворении связанных с этим гендером потребностей, поясняет Полищук.

Подсознательно стыд (в том числе и сексуальности) связан с рудиментарным страхом отвержения. «Главный стыд – это «потерять лицо», тот идеальный образ, который человек для себя выстроил. Поэтому, чтобы не испачкать лицо, надеваются различные маски – безразличия, гиперуверенности, агрессивности, пренебрежения, надменности. Маски не должны быть «лузерскими» – никчемности, нищеты и т.п. Хотя бывают и маски жертвы, которая хочет, чтобы ее пожалели. И все эти маски – из страха отвержения, потери своего места в группе, как в те времена, когда быть выкинутым пинком старейшин из первобытной общины означало смерть. Это было и будет, в нас это заложено, надо просто это принимать и знать, как с этим работать», – подчеркивает психотерапевт.

«Ах ты негодник!»

Стыд – манипулятивное чувство, придуманное людьми для управления друг другом, боязнь не соответствовать своему внутреннему идеалу и быть отвергнутым социумом

При этом важно уметь различать стыд и вину: вина – это несоответствие чужим ожиданиям, а стыд – это «вина перед самим собой», согласно усвоенным в детстве установкам, поясняет психотерапевт, коуч Александр Полищук

Возможно, многим взрослым уже непросто вспомнить, за что их стыдили в детстве – да так, что они, сами того не понимая, живут с этим ощущением до пенсии. «Если вспоминать какие-нибудь детские ошибки, с точки зрения ребенка, их не было вообще. Ребенок познает мир, а родители видят в этом какой-то укор для себя лично, виня себя в погрешностях воспитания. Например, ребенок тянет в песочнице себе какую-то лопатку, толкнул кого-то, нарисовал что-то на стене, порвал обои – это не нравится родителям, и из них на автомате вылетает фраза «как тебе не стыдно». В какой-то ситуации – если мама хорошо умеет изображать расстройство – у ребенка будет накапливаться чувство вины, если же мама не из таких печальных образов, а погрозила пальцем, добавила злости и раздражения, у ребенка зафиксируется стыд. Постепенно он будет понимать, что должен быть другим, чтобы его любили», – говорит эксперт.

Вообще базовые «основы стыда» располагаются, что называется, «ниже пояса» – это демонстрация желания секса и интима. Но каждый ребенок в 10-12 лет начинает интересоваться противоположным полом, а до этого – и самим собой.

Акцентуация происходит в разных местах – чувствительные зоны расположены также на пальцах и на губах. «Но если грызть ногти или кусать губы считается социально приемлемым поведением, то стоять со спущенными штанами на улице и играться со своими причиндалами – нет. Поэтому за мастурбацию ребенка будут стыдить», – говорит врач.

Действительно, сложно представить себе мамашу, которая, застав подобную сцену, скажет «молодец сынок, держи конфетку, продолжай в том же духе» – чтобы, получив родительское одобрение, этот сынок лет в 12 повторил все то же самое уже перед одноклассниками.

Не способны стыдиться люди с такими нарушениями, как:

Психопатия, социопатия

С этими нарушениями психотерапия практически не может работать. У таких людей отсутствует способность стыдиться и способность к сопереживанию.

Они жестоки и расчетливы в личных и социальных связях. Испытывать отрицательные эмоции для них так же сложно, как испытывать и сопереживание.

М. Томас в книге «Исповедь социопата. Жить, не глядя в глаза» описывает свою жизнь.  Она рассказывает о том, как замещает совесть и стыд другой мотивацией. В ее психопатии выражены антиобщественные черты (эгоцентризм, жажда сильных ощущений), стремление к доминированию, вербальная агрессия и завышенная самооценка, при этом, очень низкие показатели негативных переживаний – страхов, психологических травм, депрессии. У нее практически отсутствует заботливость в межличностных отношениях.

Нарциссическое расстройство личности

При нем человек тоже не может стыдиться. Однако стыд отсутствует не потому, что человек к нему не способен, как психопат, например, а потому, что в детстве он не получал достаточно положительной обратной связи.

Стыд был центральным переживанием жизни, основным чувством по поводу своего существования. На каком-то этапе человек просто перестал стыдиться, научился «отключаться» от этого переживания, так как оно было слишком большим и трудновыносимым.

Такой человек также не может испытывать эмпатию и сопереживать другим. Он когда-то «отрезал» себя от других людей, т. к. тогда это было слишком травматично для него.

Его психика использует много уловок, защит для того, чтобы не стыдиться. Т.е. стыд есть в глубине его психики, но человек его не чувствует.

В  психотерапии нарциссические личности могут при определенных обстоятельствах почувствовать эмпатию и встать в положение другого человека.

Определите триггеры

Определив триггеры вашей стеснительности, вы можете планировать заранее и составить план действий, когда окажетесь в таких ситуациях. Вы можете практиковать то, что вы будете делать, если столкнетесь с вашими триггерами, и работать над их преодолением.

Некоторые триггеры, такие как публичные выступления, являются общими. Однако некоторые триггеры очень специфичны для конкретного человека. Эти триггеры трудно идентифицировать, но вы можете получить профессиональную помощь, чтобы выяснить, какие они у вас. Это может быть что-то маленькое, например запах, конкретное место или даже определенная песня.

Личные триггеры — это те, которые сознательно или бессознательно напоминают вам о плохом воспоминании. Люди, которые страдают от посттравматического стрессового расстройства (ПТСР), часто испытывают триггеры из окружающей среды.

Скорее всего, вы не стесняетесь в любой ситуации в вашей жизни. Вы, вероятно, в порядке, когда вы рядом со своими близкими друзьями или семьей, не так ли? Быть способным признать, что эти люди не так сильно отличаются от незнакомцев, является ключевым. Единственное, вы знаете этих людей лучше. Это поможет вам понять, что именно ваша ситуация заставляющая вас стесняться – это не проблема для вас.

Выявление ваших личных триггеров может занять некоторое время, но это важно сделать, если вы намерены пере. Тогда вы сможете предпринять необходимые шаги для их преодоления

Зрительный контакт

Выйдите из своей раковины, сделав зрительный контакт. Когда вы смотрите в глаза, вы демонстрируете свою уверенность и устанавливаете связь с другим человеком. Если вы страдаете от зрительного контакта, это также может повлиять на ваши повседневные социальные взаимодействия.

Способность поддерживать зрительный контакт является критическим аспектом любого социального взаимодействия. Люди, которые могут смотреть другим людям в глаза, рассматриваются как дружелюбные и заботливые. Но многие люди, которые либо стеснительны, либо социально озабочены, испытывают проблемы с этим аспектом общения.

Смотреть кому-то в глаза, когда вы разговариваете с ним, может быть неудобно, если вы не практиковали это, или если вам не нравится быть в центре внимания.

Составьте список проблемных ситуаций

Начинать решать проблему лучше с анализа. Поэтому не поленитесь вспомнить и записать все ситуации, в которых вы чувствуете стеснение. Будьте предельно конкретны. Вместо «разговор с людьми» укажите, о каких именно людях идёт речь: о незнакомцах, представителях противоположного пола или о тех, кто имеет власть.

Затем попробуйте расположить записанные ситуации в порядке увеличения вашего беспокойства (скорее всего, звонок незнакомцу вызывает меньше тревоги, чем выступление перед аудиторией).

В дальнейшем этот список можно использовать как план по борьбе с застенчивостью. Начав с малого, вы будете преодолевать всё более трудные для вас ситуации. И с каждой новой победой ощущение уверенности будет расти, а застенчивости, соответственно, уменьшаться.

Стеснительный человек — какой он?

Про стеснительного человека часто можно услышать, что его «не видно и не слышно». Он обычно старается не выделятся из толпы.

Робким людям сложно быть инициаторами разговора, особенно с тем, к кому они проявляют симпатию, из-за этого у них часто бывают проблемы в личной жизни.

Также они с трудом поддерживают разговор, потому что боятся сказать что-то лишнее или неправильное, волнуются о том, что о них подумают.

Как пишется слово не стесняйтесь

Стеснительный человек, будь то мужчина или женщина, краснеет, у него дрожит голос и руки, у него повышенная потливость, «ватные ноги», дискомфорт в животе, он может заикаться.

У каждого индивидуально проявляются «симптомы» застенчивости.

Но один из вышеперечисленных обязательно будет.

В словаре Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализня

стесня́ться,стесня́юсь,стесня́емся,стесня́ешься,стесня́етесь,стесня́ется,стесня́ются,стесня́ясь,стесня́лся,стесня́лась,стесня́лось,стесня́лись,стесня́йся,стесня́йтесь,стесня́ющийся,стесня́ющаяся,стесня́ющееся,стесня́ющиеся,стесня́ющегося,стесня́ющейся,стесня́ющегося,стесня́ющихся,стесня́ющемуся,стесня́ющейся,стесня́ющемуся,стесня́ющимся,стесня́ющийся,стесня́ющуюся,стесня́ющееся,стесня́ющиеся,стесня́ющегося,стесня́ющуюся,стесня́ющееся,стесня́ющихся,стесня́ющимся,стесня́ющейся,стесня́ющеюся,стесня́ющимся,стесня́ющимися,стесня́ющемся,стесня́ющейся,стесня́ющемся,стесня́ющихся,стесня́вшийся,стесня́вшаяся,стесня́вшееся,стесня́вшиеся,стесня́вшегося,стесня́вшейся,стесня́вшегося,стесня́вшихся,стесня́вшемуся,стесня́вшейся,стесня́вшемуся,стесня́вшимся,стесня́вшийся,стесня́вшуюся,стесня́вшееся,стесня́вшиеся,стесня́вшегося,стесня́вшуюся,стесня́вшееся,стесня́вшихся,стесня́вшимся,стесня́вшейся,стесня́вшеюся,стесня́вшимся,стесня́вшимися,стесня́вшемся,стесня́вшейся,стесня́вшемся,стесня́вшихся

Тренируйтесь

Навыки нужно оттачивать, а мешающие жить привычки — планомерно искоренять. Всё это касается и общительности, и застенчивости. Вот несколько идей, которые можно использовать в качестве своеобразной тренировки.

  • Перепрограммируйте себя. Представьте, что ваша стеснительность — это программа в мозгу, которая запускается в ответ на определённые ситуации, и вы, как пользователь компьютера, в силах повлиять на этот процесс. Попробуйте пойти от обратного и совершать действия, противоположные тем, к которым вы привыкли. Хочется забиться в угол на вечеринке? Отправляйтесь в самую гущу событий. Поймали себя на мысли, что в разговоре занимаете позицию глухой обороны? Попытайтесь задать собеседнику несколько вопросов.
  • Разговаривайте с незнакомцами. Попробуйте хотя бы раз в день говорить с одним незнакомым человеком (лучше со случайным прохожим). Скорее всего, вы больше никогда его не увидите, так что смело оттачивайте на нём навыки общения.
  • Вообще больше общайтесь. Старайтесь использовать любую возможность, чтобы вступать в контакт с людьми. Рассказывайте шутки, соглашайтесь на выступления, здоровайтесь с теми, кого часто встречаете, но никогда не приветствуете.
  • Разогревайтесь перед важным разговором. Хотите заговорить с каким-то конкретным человеком на вечеринке, но боитесь к нему подойти? Потренируйтесь на присутствующих, которые вызывают меньше стеснения. Если речь идёт о знакомстве, попробуйте сказать им всё то, что планируете произнести перед нужной персоной. После такой репетиции заговорить будет проще.
  • И всегда готовьтесь к публичному выступлению. Но не ограничивайтесь только лишь повторением речи. Визуализируйте свой будущий успех у аудитории. Это придаст уверенности.

Стеснение и скованность — что это в психологии?

Как пишется слово не стесняйтесь

Скованный человек — какой он? Стеснение, застенчивость или робость — это все одно и то же понятие.

Стеснительный человек, как правило, не может проявлять свои эмоции настолько, насколько он чувствует, не может показать себя таким, какой он есть.

Стеснительность — это проявление неуверенности в себе, боязнь что-то сделать, выразить свои чувства и мысли. Застенчивый человек является закомплексованным и закрытым.

Стеснительность бывает двух видов: человек не хочет делать то, что ему не нравится, что противоречит его принципам, такая робость не основывается на страхе и не вредит человеку, а только украшает его; стеснительность, которая бывает от трусости и неуверенности в себе.

Скованность — это страх проявить себя, ощущение внутренних зажимов, сложность в выражении мыслей. Скованность связана с боязнью или же с мышечным закрепощением.

Скромность, застенчивость, робость — это патология? Что делать? Советы психотерапевта:

Стеснительность отличается от интроверсии и детской стеснительности

Интроверсия — это тип личности. Интроверты, как правило, сосредотачиваются на том, что они думают и чувствуют внутри себя, а не на внешних раздражителях. Хотя есть много стеснительных интровертов, из этого автоматически не следует, что интроверты испытывают крайнюю стеснительность или социальную тревогу.

Между тем, стеснительность в детстве — это этап, через который проходят некоторые дети, когда им кажется, что они стесняются незнакомцев. Дети обычно перерастают эту фазу, и для детей это нормально.

Чрезмерная стеснительность действительно сопровождается страхом быть оцененным другими людьми и физическими симптомами при общении с людьми. Люди с крайней застенчивостью могут чувствовать, что их сердца бьются быстрее, когда они видят, что кто-то приближается к ним, или они могут начать потеть или краснеть. С чрезмерной стеснительностью у вас могут быть физические симптомы наряду с вашими эмоциональными и когнитивными симптомами.

В этой статье мы предлагаем некоторые способы, как перестать стесняться.

Вооружитесь информацией, чтобы перестать стесняться

Если вы идете на вечеринку в выходные и боитесь светской беседы, используйте время, необходимое для этого случая, чтобы найти информацию о текущих темах. Это может быть последнее вирусное видео, проблема в правительстве или всемирное событие. Изучите тему и получите суть. Таким образом, у вас будет арсенал вещей, о которых можно поговорить с людьми, когда наступит один из этих моментов молчания. Если вы знаете, что происходит в мире, вы можете быть готовы поговорить о чем-то с другим человеком, о чем он, вероятно, тоже что-то знает.

Это также поможет повысить вашу уверенность в социальных ситуациях. Если вы уже не чувствуете себя уверенно, то, скорее всего, станет намного хуже, если все будут говорить о текущем событии, с которым вы не знакомы.

Убедитесь, что вы в курсе того, что происходит в мире, чтобы вы могли либо общаться с людьми, которые разговаривают, либо просвещать кого-то, кто не в курсе.

Перечислите социальные ситуации, в которых вы испытываете наибольшую стеснительность

Думайте об этих вещах как о своем «списке стеснительности». Участвуйте в светской беседе с незнакомцами или набирайтесь смелости, чтобы пригласить кого-нибудь на свидание. Чем больше вы избегаете социальных ситуаций, тем больше будет ваше беспокойство. Действуйте уверенно и говорите себе, что у вас есть все основания чувствовать себя настолько уверенно, насколько вы можете действовать.

Вступите в клуб или спортивную команду, которая поможет вам в общении с другими людьми. Это поможет вам познакомиться с новыми людьми, которые разделяют ваши интересы. Кроме того, практикуя новые занятия, вы будете побеждать страх перед неизвестным, который часто сопровождается крайней робостью.

Правило

Проверочное слово: тесно.

Мягкий знак в конце

Начнем с мягкого знака:

в настоящем и будущем временах в окончании 2-го лица единственного числа глагола всегда в конце слова пишется буква «Ь». Если говорить проще, это глаголы, которые отвечают на вопросы: «Что делаешь?», «Что сделаешь?». Примеры: ты гонишь(ся), плачешь, смотришь, учишь(ся), следишь, пьешь.

Личные окончания глаголов на -ишь и -ешь

Теперь, определим правила, по которым будем правильно писать личные окончания глаголов 2-го лица под ударением и без ударения. Но для этого нам потребуется определять спряжения глаголов в самых сложных случаях.

Шаг 1. Определяем, куда падает ударение

Для начала стоит определить ударное или безударное окончание глагола. Используйте примеры ниже, чтобы точно обозначить ударный слог.

  • Ударные окончания встречаются у слов: кричи’шь, молчи’шь, шуми’шь, сопи’шь, мычи’шь, стучи’шь, гори’шь, ворчи’шь.
  • Безударные окончания у слов: ве’ртишь, сте’лешь, ви’дишь, хо’чешь, мо’жешь, сле’пишь.

Если в слове есть приставка вы-, при определении ударения ее убираем и проверяем ударный слог без нее. Например, в словах «вы’стучишь», «вы’растишь» (от слова «растить») ударение падает на приставку вы-, и это уводит нас от  правильного варианта употребления слова. Следует убрать приставку и проверить ударение в слове без неё: «стучи’шь», «расти’шь». Иногда приставка вы- неотделима от слова, в этом случае окончание является безударным, например: вы’растешь (от слова «вырасти»).

После того, как мы правильно определили ударные и безударные окончания перейдем к следующему шагу.

Шаг 2. Вспоминаем спряжения глаголов

Напомним, в русском языке есть 2 спряжения глаголов: первое и второе. Если говорить обычным языком, то это правила, по которым меняются глаголы в зависимости от лиц, числа, времени и родов по аналогии с падежами у имен существительных.

Если слово относится к первому (I) спряжению, то его формы (личные окончания) будут -у, -ю, -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут (-ют). Приведем пример:

стелИТЬ -> я стелЮ -> ты стелЕШЬ -> он стелЕТ -> мы стелЕМ -> вы стелЕТЕ -> они стелЮТ.

Если слово относится ко второму (II) спряжению, то его формы (личные окончания) будут -у (-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят). Приведем пример:

носИТЬ -> я ношУ -> ты носИШЬ -> он носИТ -> мы носИМ -> вы носИТЕ -> они носЯТ

Также есть исключения, которые спрягаются не по стандартным правилам. Такие глаголы называют разноспрягаемыми (стоит запомнить):

хотЕТЬ  -> я хочУ -> ты хочЕШЬ -> он хочЕТ -> мы хотИМ -> вы хотИТЕ -> они хотЯТ

бежАТЬ -> я бегУ -> ты бежИШЬ -> он бежИТ -> мы бежИМ -> вы бежИТЕ -> они бегУТ

чтИТЬ -> я чтУ -> ты чтИШЬ  -> он чтИТ -> мы чтИМ -> вы чтИТЕ -> они чтУТ

есть -> я ем -> ты ешь -> он ест -> мы едим-> вы едите -> они едят

дать -> я даю -> ты дашь-> он даст -> мы дадим -> вы дадите -> они дадут

Осталось правильно определить спряжение. Идем дальше…

Шаг 3. Определяем спряжение глагола правильно

Если на Шаге 1 у нас вышло безударное окончание, тогда определим начальную форму глагола (инфинитив). Напомним, что это будет глагол, от которого образовано данное слово, отвечающий на вопросы: «Что делать?», «Что сделать?». Пример: пишешь  — писать (что делать?). Попробуйте определить инфинитив самостоятельно, а для проверки смотрите ниже пункт «Морфологический разбор».

Определяем окончание глагола в начальной форме (инфинитиве). И в зависимости от окончания относим наш пример к первому или второму склонению и используем -ешь или -ишь, соответственно.

К первому спряжению относятся все глаголы кроме глаголов второго спряжения и разноспрягаемых.

К глаголам второго спряжения относятся:

  • все, которые оканчиваются на -ить (исключения: брить, зиждиться и стелить).
  • 4 слова-исключения на -ать: слышать, дышать, держать, гнать;
  • 7 слов-исключений на —еть: смотреть, видеть, ненавидеть, обидеть, терпеть, зависеть, вертеть.

Для окончаний под ударением (кроме исключений, описанных выше) стоит использовать для проверки форму этого в 3 лице множественного числа (они что делают?).

Если окончание соответствует второму спряжению, а именно: -ат или -ят, глагол 2 лица в единственном числе будет заканчиваться на -ишь.

стучАТ — стучИШЬ, сопЯТ — сопИШЬ, кричАТ — кричИШЬ.

Если окончание соответствует первому спряжению, а именно: -ут или -ют, глагол 2 лица в единственном числе будет заканчиваться на -ешь.

разобьЮТ — разобьЁШЬ, льЮТ — льЕШЬ, жгут — жжЁШЬ.

Перейти к контенту

Содержание

  1. Как правильно пишется
  2. Какое правило применяется
  3. Примеры предложений
  4. Как неправильно писать

Сомневаетесь, как правильно написать «нестыдно» или «не стыдно»? Всё очень просто объясняется.

Как правильно пишется

Единственно правильным является раздельное написание – «не стыдно».

Какое правило применяется

Это слово употребляется в безличных предложениях в значении сказуемого. Его, как и слова «не больно», «не жалко», «не слышно», «не странно», «не срочно», всегда пишут раздельно. Значит, правильное написание нужно запомнить – «не стыдно».

Примеры предложений

  • «Как тебе не стыдно постоянно всех обманывать?» – спросила мама.
  • Мне не стыдно признавать свои ошибки.

Проверь себя: «Подстригусь» или «постригусь» как пишется?

Как неправильно писать

Неграмотно писать это слово слитно – «нестыдно».

( 3 оценки, среднее 5 из 5 )

Как правильно пишется словосочетание «не стыдиться своей наготы»

  • Как правильно пишется слово «стыдиться»
  • Как правильно пишется слово «нагота»

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: ажан — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Ассоциации к слову «стыдиться»

Ассоциации к слову «нагота»

Синонимы к словосочетанию «не стыдиться своей наготы»

Предложения со словосочетанием «не стыдиться своей наготы»

  • Совершенно не стыдясь своей наготы, он подошёл к стулу, где лежала чистая одежда, подхватил короткие штаны, натянул их и вновь подошёл к своей пленнице, протягивая ей короткий плащ.
  • Она была совсем голой и совсем не стыдилась своей наготы.
  • Они мило улыбались входящим, ничуть не стыдясь своей наготы, и раздавали бумажные розы.
  • (все предложения)

Значение слова «стыдиться»

  • СТЫДИ́ТЬСЯ, стыжу́сь, стыди́шься; несов., кого-чего, с неопр. и без доп. Испытывать чувство стыда. (Малый академический словарь, МАС)

    Все значения слова СТЫДИТЬСЯ

Значение слова «нагота»

  • НАГОТА́, -ы́, ж. Вид, состояние ничем не одетого, обнаженного тела. Прикрыть наготу. (Малый академический словарь, МАС)

    Все значения слова НАГОТА

Афоризмы русских писателей со словом «стыдиться»

  • Человеку, взятому на аркан мыслью, присмиревшему под змеиным ее взглядом, трудно изойти пеной незначащих и ноющих слов любви. Человек этот стыдится плакать от горя. У него недостает ума, чтобы смеяться от счастья.
  • Неудач стыдятся, как болезней, стыдно быть неудачником.
  • Мы стыдимся и не уважаем своего тела, поэтому мы и не заботимся о нем; вся забота обращена на его украшение, хотя бы ценою полного его изуродования.
  • (все афоризмы русских писателей)

Отправить комментарий

Дополнительно

Смотрите также

СТЫДИ́ТЬСЯ, стыжу́сь, стыди́шься; несов., кого-чего, с неопр. и без доп. Испытывать чувство стыда.

Все значения слова «стыдиться»

НАГОТА́, -ы́, ж. Вид, состояние ничем не одетого, обнаженного тела. Прикрыть наготу.

Все значения слова «нагота»

  • Совершенно не стыдясь своей наготы, он подошёл к стулу, где лежала чистая одежда, подхватил короткие штаны, натянул их и вновь подошёл к своей пленнице, протягивая ей короткий плащ.

  • Она была совсем голой и совсем не стыдилась своей наготы.

  • Они мило улыбались входящим, ничуть не стыдясь своей наготы, и раздавали бумажные розы.

  • (все предложения)
  • не стесняться своей наготы
  • собственная нагота
  • прикрывая наготу
  • держа одежду в руках
  • распахнуть халатик
  • (ещё синонимы…)
  • стыд
  • смущение
  • (ещё ассоциации…)
  • голый
  • стыд
  • соблазн
  • надевать
  • натура
  • (ещё ассоциации…)
  • человек стыдится
  • стыдиться чего-либо
  • не стыдиться своих слёз
  • (полная таблица сочетаемости…)
  • собственная нагота
  • нагота отца
  • для прикрытия наготы
  • прикрыть наготу
  • (полная таблица сочетаемости…)
  • Разбор по составу слова «стыдиться»
  • Разбор по составу слова «нагота»
  • Как правильно пишется слово «стыдиться»
  • Как правильно пишется слово «нагота»

Перейти к содержанию

«Не стыдно» или «нестыдно» — как правильно?

На чтение 3 мин Просмотров 1.5к. Опубликовано 04.02.2022

Не можете определиться, как нужно писать слово – «не стыдно» или «нестыдно»? Разрешить это затруднение поможет информация из изученного в рамках школьной программы курса русского языка.

Как пишется правильно: «не стыдно» или «нестыдно»?

Какое правило применяется?

Предложенная на рассмотрение лексическая конструкция состоит из двух частей – наречия «стыдно» и частицы НЕ. Поскольку слово «стыдно» является вполне самостоятельным и может употребляться в речи без НЕ, допустимы оба варианта его написания с этой частицей – и слитное, и раздельное.

Обычно слитно нашу лексическую конструкцию пишут в том случае, когда она выступает сказуемым в предложении, в котором используется. В прочих ситуациях применяется раздельный вариант написания.

Примеры предложений

  1. Неужели тебе не стыдно за свое поведение в гостях у бабушки?
  2. Такую качественную и креативную работу даже на международной выставке показать нестыдно!

Как неправильно писать

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Не терпит неправды как пишется
  • Не строже прочих как пишется
  • Не так чтобы очень как пишется
  • Не терпением или нетерпением как пишется
  • Не строгий судья как пишется