Не учив как пишется

Морфемный разбор слова:

Однокоренные слова к слову:

Как пишется: «не учи» слитно или раздельно?

Как правильно не учи?

Как правильно пишется неучи слитно или раздельно?

Нас интересует как правильно писать «не учи» или «неучи». Задание на первый взгляд кажется очень уж простым, но в нём есть подвох, который могут заметить лишь внимательные детки.

«Не учи меня! Я сам всё знаю! Сердито сказал пятилетний Сашка старшему брату».

Таким образом, мы понимаем, что сейчас пред нами глагол. Пишем мы «не» с данным глаголом раздельно, потому, что это правило русского языка:

не учи.

«Дедушка, сказал, что мои друзья, которые весь вечер играли в телефонные игры, будущие неучи, и я обиделся».

Правильное написание: «не учи».

Отрицательная частица «не» с глаголами любой формы пишется раздельно. Исключение составляют лишь те случаи, когда глаголы без «не» не употребляются: неистовствовать, негодовать, несдобровать, невзлюбить, недоумевать.

Разница между этими двумя словами и написаниями в том, что:

Можно за раз увидеть сто зараз. Можно и зараз увидеть за сто раз. Но в этих предложениях мы видим не только зараз, но и следующее:

Как известно, слово «зараза» может появиться в предложении не только в значении «инфекция», но и как ругательство («человек, который, подобно инфекции, бесполезен, докучлив и так далее»). В этом смысле множественное число («заразы») становится естественным, у него имеется родительный падеж, который мы и не должны путать с «за раз».

Прежде всего следует определить, к какой части речи относится слово конкретно.

Оно является наречием (отвечает на вопрос как? каким образом?).

РАЗДЕЛЬНО наречие конкретно с частицей НЕ пишется, если в предложении имеется противопоставление с союзом «а».

(в данном случае наречия «неконкретно» и «талантливо» не противопоставляются друг другу, не являются антонимами).

При наличии слов далеко, вовсе, отнюдь НЕ с наречием конкретно пишется раздельно.

Источник

Как пишется: по учить или поучить?

Как следует писать правильно «поучить», слитно или раздельно?

Мне думается, что ошибки при написании такого типа сочетаний связаны не только с незнанием правила, но и с неумением определять части речи.

Всем известен глагол «учить», простой, широко употребляемый в нашей речи. И что это именно глагол, а не какая-то другая часть речи, легко определяется по задаваемому вопросу «что делать?» И ответ понятен: слово обозначает действие.

Вячеслав начал учить правила русского языка. Он старательно учит их.

Определив часть речи, вспоминаем орфографические правила русского и применяем их непосредственно к заданному слову.

А правило простейшее: перед глаголом не может стоять предлог, как перед другими частями речи (существительным, местоимением, числительным). Глаголы с предлогами не употребляются, предлоги могут быть исключительно частью глагола, их приставками, поэтому и пишутся только слитно, без каких-либо исключения.

Разница между этими двумя словами и написаниями в том, что:

Можно за раз увидеть сто зараз. Можно и зараз увидеть за сто раз. Но в этих предложениях мы видим не только зараз, но и следующее:

Как известно, слово «зараза» может появиться в предложении не только в значении «инфекция», но и как ругательство («человек, который, подобно инфекции, бесполезен, докучлив и так далее»). В этом смысле множественное число («заразы») становится естественным, у него имеется родительный падеж, который мы и не должны путать с «за раз».

Прежде всего следует определить, к какой части речи относится слово конкретно.

Оно является наречием (отвечает на вопрос как? каким образом?).

РАЗДЕЛЬНО наречие конкретно с частицей НЕ пишется, если в предложении имеется противопоставление с союзом «а».

(в данном случае наречия «неконкретно» и «талантливо» не противопоставляются друг другу, не являются антонимами).

При наличии слов далеко, вовсе, отнюдь НЕ с наречием конкретно пишется раздельно.

Источник

недоучить

Смотреть что такое «недоучить» в других словарях:

НЕДОУЧИТЬ — НЕДОУЧИТЬ, учу, учишь; ученный; совер., кого (что). Нетвёрдо выучить что н. или в недостаточной степени обучить чему н. Н. урок. Н. мастерству. | несовер. недоучивать, аю, аешь. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Недоучить — сов. перех. и неперех. см. недоучивать Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

недоучить — недоуч ить, уч у, учит (не дать, не получить полного образования), но: не доуч ить (не доуч ил ур ока) … Русский орфографический словарь

недоучить — (II), недоучу/, доу/чишь, чат … Орфографический словарь русского языка

недоучить — *недоучи/ть(ся), учу/(сь), у/чит(ся) … Слитно. Раздельно. Через дефис.

недоучить — учу, учишь; недоученный; чен, а, о; св. 1. кого (чему). Обучить неполностью, скудно. Н. сына, детей. Н. мастерству. 2. что. Нетвёрдо выучить что л. Н. стихотворение. ◁ Недоучивать, аю, аешь; нсв. Недоучиваться, ается; страд … Энциклопедический словарь

недоучить — учу/, у/чишь; недоу/ченный; чен, а, о; св. см. тж. недоучивать, недоучиваться 1) кого (чему) Обучить неполностью, скудно. Недоучи/ть сына, детей. Недоучи/ть мастерству … Словарь многих выражений

недоучить(ся) — не/до/уч/и/ть(ся) … Морфемно-орфографический словарь

недоу́чивать — аю, аешь. несов. к недоучить … Малый академический словарь

ПЕРЕУЧИТЬ — ПЕРЕУЧИТЬ, учу, учишь; ученный; совер. 1. кого (что). Обучить многих. Старый учитель переучил сотни детей. 2. кого (что). Обучить заново. Научить легче, чем п. 3. что. Выучить, заучить заново. Придётся п. урок. 4. что. Заучить многое. Все уроки… … Толковый словарь Ожегова

Источник

Как пишется: по учить или поучить?

Как следует писать правильно «поучить», слитно или раздельно?

Мне думается, что ошибки при написании такого типа сочетаний связаны не только с незнанием правила, но и с неумением определять части речи.

Всем известен глагол «учить», простой, широко употребляемый в нашей речи. И что это именно глагол, а не какая-то другая часть речи, легко определяется по задаваемому вопросу «что делать?» И ответ понятен: слово обозначает действие.

Вячеслав начал учить правила русского языка. Он старательно учит их.

Определив часть речи, вспоминаем орфографические правила русского и применяем их непосредственно к заданному слову.

А правило простейшее: перед глаголом не может стоять предлог, как перед другими частями речи (существительным, местоимением, числительным). Глаголы с предлогами не употребляются, предлоги могут быть исключительно частью глагола, их приставками, поэтому и пишутся только слитно, без каких-либо исключения.

Разница между этими двумя словами и написаниями в том, что:

Можно за раз увидеть сто зараз. Можно и зараз увидеть за сто раз. Но в этих предложениях мы видим не только зараз, но и следующее:

Как известно, слово «зараза» может появиться в предложении не только в значении «инфекция», но и как ругательство («человек, который, подобно инфекции, бесполезен, докучлив и так далее»). В этом смысле множественное число («заразы») становится естественным, у него имеется родительный падеж, который мы и не должны путать с «за раз».

Прежде всего следует определить, к какой части речи относится слово конкретно.

Оно является наречием (отвечает на вопрос как? каким образом?).

РАЗДЕЛЬНО наречие конкретно с частицей НЕ пишется, если в предложении имеется противопоставление с союзом «а».

(в данном случае наречия «неконкретно» и «талантливо» не противопоставляются друг другу, не являются антонимами).

При наличии слов далеко, вовсе, отнюдь НЕ с наречием конкретно пишется раздельно.

Источник

Как пишется слово «не хочу или «нехочу», слитно или раздельно?

Слово «не хочу», кото­рое явля­ет­ся фор­мой раз­но­спря­га­е­мо­го гла­го­ла «хотеть», пишет­ся раз­дель­но с отри­ца­тель­ной части­цей «не» в соот­вет­ствии с пра­ви­лом орфографии.

Часть речи слова «не хочу»

Чтобы выбрать слит­ный или раз­дель­ный вари­ант напи­са­ния инте­ре­су­ю­ще­го нас сло­ва с «не», опре­де­лим часть речи, к кото­рой оно принадлежит.

Я не хочу́, что­бы ты узнал мою тайну.

Это сло­во обо­зна­ча­ет дей­ствие, воле­изъ­яв­ле­ние чело­ве­ка. Отнесем его к гла­го­лам. Начальной фор­мой явля­ет­ся гла­гол «хотеть», кото­рый не отно­сит­ся ни к пер­во­му, ни ко вто­ро­му спря­же­нию. Посмотрим, как он изме­ня­ет­ся по лицам и чис­лам (спря­га­ет­ся):

Как видим, в фор­мах един­ствен­но­го чис­ла гла­гол «хотеть» име­ет лич­ные окон­ча­ния, как у гла­го­лов пер­во­го спря­же­ния, а в фор­мах мно­же­ствен­но­го чис­ла — как у гла­го­лов вто­ро­го спря­же­ния, за что он назы­ва­ет­ся раз­но­спря­га­е­мым.

Если в фор­ме пер­во­го лица един­ствен­но­го чис­ла к нему при­со­еди­ня­ет­ся отри­ца­тель­ная части­ца «не», то полу­чим пред­ло­же­ние с отри­ца­ни­ем, например:

А я нико­го не хочу сби­вать с пути (А. Макаревич).

Правописание слова «не хочу»

Как уже выяс­ни­лось, сло­во «не хочу» явля­ет­ся гла­го­лом, кото­рый выра­жа­ет жела­ние, стрем­ле­ние, воле­изъ­яв­ле­ние. Применим в его напи­са­нии орфо­гра­фи­че­ское правило:

Лодка дожи­ла до кон­ца лета. Она не лоп­ну­ла и ни разу не напо­ро­лась на коря­гу (К. Паустовский).

Сергей не хотел будить дедуш­ку, но это за него сде­лал Арго (А. Куприн).

Согласно это­му пра­ви­лу гла­гол «не хочу» с отри­ца­тель­ной части­цей «не» пишет­ся раз­дель­но, как и ряд слов этой части речи:

Примеры предложений

Не хочу́ и не буду зво­нить ему сегодня.

Если я не хочу́ отве­чать на этот нескром­ный вопрос, ты долж­на понять меня.

Не хочу́ в кото­рый раз смот­реть этот изряд­но надо­ев­ший фильм.

Не хочу каж­дый раз объ­яс­нять, поче­му эта ситу­а­ция мне не нравится.

Но не все гла­го­лы пишут­ся раз­дель­но с «не». Если началь­ное не- в их мор­фем­ном соста­ве явля­ет­ся при­став­кой или частью кор­ня, то такие гла­го­лы пишут­ся слит­но, напри­мер:

Источник

Теперь вы знаете какие однокоренные слова подходят к слову Не учил как пишется слитно или раздельно, а так же какой у него корень, приставка, суффикс и окончание. Вы можете дополнить список однокоренных слов к слову «Не учил как пишется слитно или раздельно», предложив свой вариант в комментариях ниже, а также выразить свое несогласие проведенным с морфемным разбором.

Правильный вариант написания: не учить
Именно такой вариант зафиксирован в орфографическом словаре.

Правило написания глагола с частицей «не»

Иногда путаница возникает при написании с «не» разных частей речи, когда имя существительное или прилагательное пишутся слитно, а глаголы и причастия пишутся раздельно:

  • Незнание закона не освобождает от ответственности. Незнайка на Луне. НО: Не знаю, что сказать. Не зная, где искать.
  • Незначительный проступок может испортить репутацию. НО: Не значит ничего.
  • Незабытый подвиг дедов остается в нашей памяти. НО: Не забыть былые времена. Не забывая о былом.

Поэтому первым делом определим часть речи. В нашем случае — это глагол (означает действие и отвечает на вопросы: «что делать?», «что сделать?»). Теперь обратимся к правилам, регламентирующим написание глаголов с частицей «не»:

  1. Частица «не» с глаголами и глагольными формами пишется раздельно: не читать, не знать, не понимать, не увидеть.
  2. Без «не» не употребляются глаголы: ненавидеть, негодовать, невзлюбить, несдобровать, нездоровиться, невзвидеть (свет), неводить (от слова невод, но не водить в значении вести), неметь, неволить, недужить, нежить(ся), неймётся  и их словоформы. В данных словах глагол без «не» теряет смысл.
  3. Слитно пишутся глаголы с приставкой «недо» в значении частичного, неполного действия: недоделать, недовесить, недооценивать. Будьте внимательны с глаголами, начинающимися на «до», в таких случаях возможно и слитное, и раздельное написание с «не». Например: Почему бы не допить чашу до дна? — Недоедали, недопивали, всё детям отдавали.

Таким образом, «не учить» является единственным правильным вариантом в русском языке, иные способы написания данной фразы — неверны.

Примеры использования и цитаты с «не учить»

Нет, довольно. Над глупыми людьми не надо смеяться, надо уметь пользоваться их слабостями. … Коли вы, говорит, любите учить, так наймитесь к нам в надзиратели. А теперь, говорит, я есть хочу, пустите!» Это мальчишка-то…

«На всякого мудреца довольно простоты…»

Наше призвание учить людей. Для того же, чтобы не представился тот естественный вопрос самому себе: что я знаю? и чему же мне учить

«Исповедь (планы и варианты)» — Толстой Лев

Она ни разу не улыбнулась, не нахмурилась, и только раз на ее лице мелькнуло недоумение, когда она узнала, что ее пригласили учить не детей, а взрослого, толстого человека. — Итак, Алиса Осиповна, — говорил ей Воротов…

Дорогие уроки — Чехов А.П. полное содержание онлайн

Похожие слова

не заболеть, не рвануть, не скидывать

Не выучив это деепричастие

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) РАЗРЕЖЬТЕ (торт) — в форме повелительного наклонения глагола после шипящих пишется буква Ь.

2) БЕСЦЕЛЬНЫЙ — на конце приставки перед буквой, обозначающей звонкий согласный звук, пишется буква С.

3) ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ — написание безударной чередующейся гласной в корне проверяется подбором однокоренного слова, в котором этот гласный звук находится в ударном слоге.

4) НЕ ВЫУЧЕНЫ (уроки) — частица НЕ с деепричастием пишется раздельно.

5) ИСПУГАННАЯ (птица) — в полном страдательном причастии прошедшего времени совершенного вида пишется НН.

Приведём верное объяснение.

1) РАЗРЕЖЬТЕ (торт) — в форме повелительного наклонения глагола после шипящих пишется буква Ь. Верно.

2) БЕСЦЕЛЬНЫЙ — на конце приставки перед буквой, обозначающей звонкий согласный звук, пишется буква С. — Неверно. В этом слове приставка оканчивается на С, потому что корень начинается с глухого согласного звука, а не со звонкого.

3) ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ — написание безударной чередующейся гласной в корне проверяется подбором однокоренного слова, в котором этот гласный звук находится в ударном слоге. — Неверно. Буква А в корне в этом слове пишется, потому что в чередующемся корне -лаг-(-лож-) перед Г пишем А, правописание этого корня можно объяснить и наличием суффикса -А- за корнем.

4) НЕ ВЫУЧЕНЫ (уроки) — частица НЕ с деепричастием пишется раздельно. — Неверно. НЕ пишется раздельно с кратким причастием: выучены — это краткое причастие.

5) ИСПУГАННАЯ (птица) — в полном страдательном причастии прошедшего времени совершенного вида пишется НН.Верно.

Морфологический разбор «выучив»

Сделаем морфологический разбор слова «выучив». Разбор состоит из 3 пунктов.

  1. Часть речи
    Часть речи слова выучив — деепричастие.
  2. Морфологические признаки
    • Начальная форма: выучить (неопределённая форма глагола);
    • неизменяемая форма, совершенный вид, прошедшее время;
  3. Синтаксическая роль
    В предложении деепричастия выступают в роли обстоятельства ( выучив ).

Слова с буквой ё пишите через букву ё (не через е!). Пчелы и пчёлы или слезы и слёзы — разные слова, имеющие разные морфологические разборы.

За всё время слово запрашивали 1186 раз.
Разбор сделан с помощью программы и не всегда может быть правильным. Представленный результат используется вами исключительно для самопроверки.
Если вы считаете разбор неверным, то убедитесь, что слово написано без ошибок и опечаток.

Деепричастие от глагола «выучить»

прошедшее
время
что сделав?
в ы́ учив, в ы́ учивши

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова флегматичность (существительное):

Ассоциации к слову «выучить&raquo

Синонимы к слову «выучить&raquo

Предложения со словом «выучить&raquo

  • Это случалось не так уж часто, но каждый раз столетник очень радовался, потому что к тому времени, когда ветер переворачивал очередную страницу, предыдущую он уже успевал выучить наизусть.

Цитаты из русской классики со словом «выучить»

  • Репетировали для бенефиса Н. М. Медведевой «Эмилию Галотти». Пьеса, по обыкновению, находилась у отца, и дочка, как и всегда, прочла ее, увлеклась, переписала и выучила роль Эмилии и опять в школе прочла товаркам.

Сочетаемость слова «выучить&raquo

Значение слова «выучить&raquo

ВЫ́УЧИТЬ , —чу, —чишь; сов., перех. (несов. учить). 1. (несов. также выучивать). Уча, запомнить, усвоить. Выучить урок. (Малый академический словарь, МАС)

Афоризмы русских писателей со словом «выучить&raquo

  • Нет ничего парадоксальнее женского ума: женщин трудно убедить в чем-нибудь, надо их довести до того, чтоб они убедили себя сами; порядок доказательств, которыми они уничтожают свои предубеждения, очень оригинален; чтобы выучить их диалектике, надо опрокинуть в уме своем все школьные правила логики.

Отправить комментарий

Дополнительно

Значение слова «выучить&raquo

ВЫ́УЧИТЬ , —чу, —чишь; сов., перех. (несов. учить). 1. (несов. также выучивать). Уча, запомнить, усвоить. Выучить урок.

Предложения со словом «выучить&raquo

Это случалось не так уж часто, но каждый раз столетник очень радовался, потому что к тому времени, когда ветер переворачивал очередную страницу, предыдущую он уже успевал выучить наизусть.

Я считала, что уже выучила язык – говорила спокойно на любые темы, понимала юмор и сама шутила в ответ.

Если хочешь знать, я давно уже выучила то, о чём ты даже представления не имеешь!

источники:

http://morphologyonline.ru/%D0%B2%D1%8B%D1%83%D1%87%D0%B8%D0%B2

http://kartaslov.ru/%D0%B4%D0%B5%D0%B5%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%B5-%D0%BE%D1%82-%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D0%B0/%D0%B2%D1%8B%D1%83%D1%87%D0%B8%D1%82%D1%8C

Правильное написание НЕ и НИ: примеры, правила, разъяснения



В русском языке одними из самых труднозапоминаемых остаются правила правописания «не» и «ни».

Частицы НЕ, НИ в словах, правило их употребления всегда вызывают множество трудностей. И как не запутаться, что и когда писать? В этой статье вам будет предложено на конкретных примерах разобраться с основополагающими моментами и запомнить их.

Чтобы писать грамотно, для начала Вам необходимо хорошо выучить группы слов, которые всегда будут писаться слитно или раздельно с частицей НЕ.

Всегда слитно НЕ пишется с теми словами, которые нельзя употребить без «НЕ».

Например: нехватка (сущ.), невзрачный (прил.), нелепый (прил.), невежда (сущ.), невмоготу (нар.), ненароком (нар.) и другие.

Как видите, эти слова относятся к разным частям речи, и систематизировать как-либо их нельзя. Поэтому их нужно просто запоминать.

Всегда раздельно НЕ пишется:

  1. С глаголами — Примеры: не приготовил, не выполнил, не смог, не выучил;
  2. С деепричастиями (отвечают на вопросы: Что делая? Что сделав?) — Примеры: не приготовив, не выучив, не танцуя, не играя, не покидая;
  3. С краткими причастиями (отвечают на вопрос: Что сделан?) — Примеры: не написан, не прочитан, не нарисован;
  4. С числительными (отвечают на вопросы: Сколько? Который?) — Примеры: не три, не второй;
  5. Со сравнительной степенью прилагательных (оканчиваются на — е, -ее, -ше) — Примеры: не прекраснее, не лучше, не громче;
  6. Со словами: худший, лучший, меньший, больший;
  7. Со словами: далеко, отнюдь, вовсе, совсем (в значении вовсе).

Отдельное внимание стоит здесь обратить еще на один момент.

В русском языке существует приставка НЕДО -, которая также всегда пишется слитно с глаголами, имеющими значение неполноты действия.

Например: недоставать (не хватать), недосыпать (слишком мало спать, не высыпаться), недосмотреть (за ребенком), недоедать (слишком мало есть).

Итак, для того чтобы не ошибиться в постановке правильной частицы в русском языке, необходимо следовать определенному алгоритму.

  • Во-первых, что следует сделать – определить часть речи. От этого простого шага будет зависеть очень многое;
  • Во-вторых, нужно посмотреть, относится ли слово к той группе, в которой НЕ всегда пишется раздельно или, наоборот, никогда не употребляется без НЕ.
  • В-третьих, проверьте нет ли приставки НЕДО- с глаголом, имеющим значение неполноты действия;
  • После этого, в зависимости от того, какая часть речи перед вами, следуйте одному из нижеследующих правил.

Частица НЕ с разными частями речи

С существительными и прилагательными

НЕ пишется слитно, если слова без НЕ не употребляются (небрежный, невежда, ненастный и т.п.) или к слову можно подобрать близкое по значению слово – синоним без не.

Примеры: Он говорит неправду (т.е. ложь). Нам предстоит неблизкий (далекий) путь.

НЕ пишется раздельно, если есть противопоставление, выраженное союзом А и нельзя подобрать синоним.

Примеры: Нас постигла не удача, а разочарование. Помещение не большое, а маленькое. К сожалению, я не специалист в этой сфере.

С наречиями

НЕ пишется слитно с наречиями, оканчивающимися на -о, -е, если они без НЕ не употребляются (нелепо, неряшливо, нечаянно и др.), если слово нельзя заменить синонимом без НЕ или близким по значению выражением.

Примеры: Разговаривайте, пожалуйста, негромко (тихо). В этой ситуации я выглядела совершенно нелепо.

НЕ пишется раздельно с наречиями на -о, -е, если в предложении есть противопоставление с союзом А, с другими наречиями (не на -о, -е), которые могут употребляться без НЕ (не вовремя, не по-зимнему и др.).

Примеры: Мы шли не быстро, а медленно. Ты одета совсем не по-зимнему.

Также НЕ с наречиями пишется раздельно в том случае, когда НЕ употребляется в сочетаниях: вовсе не, ничуть не, совсем не, далеко не, никогда не, отнюдь не, нисколько не.

Примеры: Я чувствую себя совсем не плохо. Он далеко не идеально выполнил эту работу.

С местоимениями

НЕ с местоимениями пишется раздельно.

Примеры: не я, не она, не твой, не сами.

С отрицательными и неопределенными местоимениями (некто, нечто, некого, нечего и т.п.) НЕ пишется слитно. Но если между НЕ и местоимением этих групп есть предлог, то в таком случае НЕ будет писаться раздельно.

Примеры: Некто зашел в комнату и спрятался за занавеской. В сложившейся ситуации мне было не у кого просить помощи. Здесь просто не к чему придраться.

С причастиями

НЕ пишется слитно с причастиями, которые не употребляются без НЕ (ненавидящий, негодующий); причастиями, у которых есть приставка НЕДО- (недооценивавший, недоговоривший и т.п.) и причастиями, у которых нет зависимых слов.

Примеры: Недоумевающий человек выбежал из автобуса со скоростью света. Недолюбливавший кашу, он отодвинул тарелку в сторону. Ненаписанное сочинение не давало мне покоя.

НЕ пишется раздельно с причастиями, у которых есть зависимые слова (т.е. в причастном обороте), со всеми краткими причастиями (не сделана, не прочитана и т.п.) и в предложениях, в которых есть противопоставления с союзами А, НО.

Примеры: Сад наполняли цветы не увядшие, а свежие. В ресторане нам подали овощи не отваренные, а запеченные. Это был спортсмен, не победивший, но участвовавший в соревнованиях. Книга была не прочитана (краткая форма причастия). Отчет, не отправленный начальнику вовремя, будет зафиксирован (зависимое слово: не отправленный кому? – начальнику).

С деепричастиями

НЕ с деепричастиями пишется раздельно. Исключительными являются случаи, когда деепричастие образовано от глагола, который без «НЕ» не употребляется (ненавидя, негодуя и др.).

Примеры: Не отдохнув, он поехал на работу. Ненавидя друг друга, они продолжали совместный проект.

Итак, вы ознакомились с основными правилами написания НЕ с различными частями речи.

По аналогии, давайте рассмотрим особенности правописания с частицей НИ.

Частица НИ с разными частями речи

  1. НИ пишется слитно в отрицательных местоимениях (ничей, никакой, никого и т.п.), если они не отделены предлогом (ни у кого, ни с кем и т.п.)
  2. НИ пишется слитно в отрицательных наречиях (никак, никуда, нигде и т.п.)

В остальных же случаях, частица «НИ» пишется раздельно.

Как вы видите, с НИ информации для запоминания в разы меньше. И поэтому теперь, когда усвоено правило НЕ, НИ, слитно или раздельно они пишутся, важно научиться различать случаи, когда необходимо писать частицу НЕ, а когда НИ.

Чем отличаются частицы НЕ и НИ?

Правило написания этих неударяемых частиц зависит, в первую очередь, от их значения. Поэтому рассмотрим разные случаи употребления НЕ, НИ, правило и примеры для более точного понимания.

НЕ, НИ: правило, примеры

Частица «НЕ» используется:

В простых предложениях, если она имеет значение отрицания при глаголе, причастии или деепричастии.

Примеры: Я не хочу читать. Не интересующаяся историей молодежь.

В составном глагольном сказуемом при отрицании частице «НЕ» в первой и второй его части, дает утвердительный смысл.

Примеры: Не могу не сообщить. Не смогу не купить.

В вопросительных и восклицательных предложениях в сочетаниях с местоимениями, наречиями и частицами (только не, как не, чего не, чего только не и т.п.)

Примеры: Кого я только не знаю! Как не порадовать любимого человека?

В придаточной части сложного предложения в сочетании с союзом ПОКА.

Примеры: Стой тут, пока не скажу! Сиди, пока не придут за тобой.

В составе устойчивых сочетаний, которые обозначают предположение (далеко не, ничуть не, отнюдь не, вовсе не, нисколько не) и отрицание (чуть ли не, едва ли не, вряд ли не).

Примеры: Едва ли не каждый был виновен в этом. Им было принято отнюдь не справедливое решение.

В составе сочинительных союзов: не то; не то – не то; не только – но; не то что не – а; не то чтобы не – а.

Примеры: Наверху за потолком кто-то не то стонет, не то смеется (А. П. Чехов). Отдай кольцо и ступай; не то я с тобой сделаю то, чего ты не ожидаешь (А. С. Пушкин).

Частица «НИ» используется:

Для усиления отрицания.

Примеры: Ни кусочка нигде я не могла найти. У нас не было ни одного шанса.

При повторении, приобретая значение союза.

Примеры: Он не мог найти ни книгу, ни тетрадь. Ни он, ни его родители не замечали происходящего.

В придаточных предложениях для усиления утвердительного смысла.

Примеры: Делайте, пожалуйста, все, что ни скажу! Куда ни посмотрю, повсюду беспорядок.

В устойчивых сочетаниях со значением категорического приказания: ни с места, ни слова, ни шагу назад и т.п.

В устойчивых оборотах, представленных сочетанием двух противопоставляемых понятий: ни рыба ни мясо; ни жив ни мертв; ни дать ни взять и т.п.

Теперь, когда мы разобрали все примеры НЕ и НИ в предложениях, правило должно стать более понятным. Главное, постарайтесь попрактиковаться и придумать несколько собственных примеров на каждый пункт правил. Тогда материал лучше закрепится в памяти. Успехов!

Но вот чему меня никогда не учили родители – как прятать восторг и радость.

– М-м! Не учи учёного! Как хочу, так и ем! – промычала девушка, отдирая лейкопластырь.

То на вокзалах с первым встречным клофелина разопьют, то апельсинов отравленных с таксистами нажрутся – ничему жизнь не учит.

Ответ прост – в общеобразовательной школе не учат и не развивают людей, а пичкают знаниями, которые изначально заложены в человеке, в его генетической памяти и в душе.

Часто родители не учат ребёнка даже шнурки завязывать, я уж не говорю о том, чтобы готовить себе еду или убираться в своём жилище, но приводят его в школу!

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: швабский — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

– Стучаться не учили?! – от избытка адреналина шумело в ушах.

Вы, наверное, уже поняли, что делать презентацию идеи не так просто, как кажется. Причём никто и нигде не учит людей делать это правильно.

Таких преподавателей я называю динозаврами. Это создания прошлой эпохи, которые проводят занятия, но не учат людей танцевать.

– Геронда, некоторые юные не учат уроки, потому что предпочитают духовное чтение и молитвы.

– Нехорошо обманывать, – заметила я. – Разве вас этому в детстве не учили?

Сосед был приличный человек, никогда не изображал из себя наставника малолетних, не учил жить, а поговорить с ним было интересно.

Ребёнок не учит язык специально – он просто слушает то, что говорят вокруг, и через три года вполне сносно болтает, осознанно складывая слова в предложения.

Его этому ещё не учили, но он как-то догадался, что периодические обращения людей к толстой книге имеют к нему прямое отношение.

Нас, взрослых, не учили быть родителями, поэтому и воспитание подростков обычно происходит само собой.

– Вас родители не учили, что нельзя брать чужие вещи, как, собственно, и проникать в чужие дома? – спросил надменный голосок.

– Ну кого тут ещё принесло?! – Он обернулся, уставился на майора мутным взглядом. – Стучать не учили?!

Вся парадоксальность ситуации заключалась в том, что девушка вообще не учила в школе иностранный язык, так как считала, что он ей не пригодится.

Вы сможете обнаружить, что обладаете некоторыми полезными навыками, которым никто вас специально не учил, но тем не менее по жизненной необходимости или благодаря своей изобретательности вы их сами у себя выработали.

– Я понимаю, что в школе милиции не учат хорошим манерам, но по долгу службы вы должны знать, что нельзя брать чужое!

Там не учат магии, но зато учат не менее полезным вещам – хорошим манерам, этикету, рукоделию.

Но даже в консервативном детском саду детей не учат читать и писать.

Если вы находите затруднительным для себя разговор о благополучии ваших дочерей, на которых я стараюсь смотреть как на моих собственных дочерей – хотя, сколько мне известно, их никогда не учили любить меня как отца…

По тем временам дочерей священников почти не учили, считая, что и без ученья прожить можно, а вот кладбищенский поп шагал впереди своего времени, и девицы его даже танцевали, будто смолянки.

Нет, он издевается, что ли? Или навьих чародеев не учат говорить коротко и по существу?

И если ребёнка не учить думать и заботиться о других, то это качество у него не появится.

И велела мне сказать отцу, чтобы он меня больше не учил, это помешает мне читать как полагается.

С мастером, конечно, не справился бы, но от мужика, которого ничему толком не учили, отмахаться был способен.

Почему в университетах учат писать стихи и рассказы, но не учат писать художественные манифесты и создавать новые слова и языки?

– Глаз с тебя нельзя спустить! На секунду задремал – и вот! Тебя мама не учила: не зная броду – не суйся в воду?

Он как бы говорил, что по понятиям «деревенских людей» яйца курицу не учат.

Остальные предметы были крайне ограничены: учили географию, но слабо и недолго, историю не учили совсем.

Всякий раз, когда меня спрашивают, почему возникает этот экзистенциальный вакуум, я привожу такую краткую формулу: животные инстинкты не подсказывают человеку, что ему нужно, и традиции предков уже не учат его тому, что он должен делать.

В школе ничему подобному не учат.

Должно не согласиться хотя бы с тем утверждением, что «римские юристы никогда не учили смотреть на закон как на „букву“, не допускающую ни толкования, ни комментирования, ни соотношения с практическими потребностями самой жизни».

Эта книга для тех, кому не работается в тёплом уютном офисе на такой же «тёплой» работе, кому хочется помочь другим людям изменить что-то в своей жизни, или же просто научить их полезным навыкам и передать важные знания; тем, кому уже 200 раз сказали знакомые и друзья «ты же столько знаешь и умеешь, почему не учишь других?», тем, для кого важно учить и тренировать, делая это не только ради денег и статуса, но ещё и ради чего-то, что отзывается внутри, ради ощущения радости и удовлетворения от хорошо сделанной работы и от результатов участников.

Нас просто не учили этому в школе.

Он высказывает истинные суждения о своей профессиональной области, он тот, кто обязан говорить правду (не может же преподаватель университета не учить студентов).

Общая рекомендация здесь только одна: не учите уму-разуму «невменяемого» —усталого, приболевшего, очень голодного – малыша.

При этом практически не учат информационной безопасности.

Это то, чему нас в школе явно не учили.

Жалко того ребёнка, которого мать не учила молиться, и жалко ту мать, которая предоставила эту заветную обязанность другим.

– Жён в академиях не учат!

Школа совершенно не учит навыкам, которые нужны лидеру.

Эта книга не учит отдельному языку программирования или освоению какой-то конкретной IT-специальности.

Её не учили грамоте, но ум её, постоянно занятый молитвой и сердечной заботой благотворить ближнему, образовался и совершенствовался в духе учения евангельского.

Ведь этому нас никто раньше не учил.

Решение. Причина в том, что упущен сензитивный период развития игры. Вероятно, в семье ребёнка не учили играть.

Я вовсе не учу нравственности.

Нас в седьмом классе не учат пользоваться оружием.

Даже современные педагоги мало представляют, как можно не учить детей, а лишь помогать им в жизни в буквальном смысле этого слова.

Как правильно пишется «ничему»?

Правописание отрицательных местоимений

В отрицательных местоимениях приставка не- всегда ударная. Приставка ни- безударная, в ней пишется буква и.

Если не и ни отделяются от местоимения предлогом, то они в отрицательных местоимениях пишутся раздельно.

Пример


Ни у кого.
Не с кем.

УМК под редакцией Т. А. Ладыженской, 6 класс.


Проверить правописание любого слова

Результаты поиска

Слово/Фраза

Правило

ничему Правописание отрицательных местоимений

Правописание отрицательных местоимений

Правописание отрицательных местоимений

Правописание отрицательных местоимений

Правописание отрицательных местоимений

Правописание отрицательных местоимений

ничему́ Правописание отрицательных местоимений

Правописание отрицательных местоимений

Правописание отрицательных местоимений

Записи 1-7 из 7

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Не ученье или неученье как пишется
  • Не услышавший крики как пишется
  • Не учел как пишется правильно
  • Не услышав ответа как пишется
  • Не учась как пишется