Нечитающего как пишется

Это слово может быть причастием или прилагательным. Причастие обозначает признак по действию:

Не читающий в данный момент человек.

Прилагательное — относительно постоянный признак, который иногда можно заменить синонимичным прилагательным:

Нечитающий человек. (Тот, кому не свойственно читать).

I. Причастие

1. Они пишутся слитно, если при них нет пояснительных (зависимых) слов. Но причастие «не читающий» всегда будет иметь при себе пояснительные слова (иначе это слово станет прилагательным) и противопоставления, поэтому будет писаться раздельно.

Не читающий сейчас человек.

II. Прилагательное

Если коротко, то пишется слитно, если слово несет утверждение, и пишется раздельно, если несет отрицание.

Примеры:

Он — нечитающий человек. (Утверждается, что нечитающий).

Он — читающий человек?

Нет, не читающий. (Отрицается, что читающий).

Подробное описание («не» с прилагательными)

Прилагательные пишутся слитно с «не», если приобретают противоположное значение с этой частицей. В таких случаях, как правило, их можно заменить утвердительным синонимом без «не».

Примечание. Не всегда удается подобрать точный синоним, но утвердительный оттенок слова говорит о слитном написании..

2. Пишется раздельно, если имеется или подразумевается противопоставление.

Пример:

Он — не читающий человек, а ненавистник книг.

3. Пишется раздельно, если есть пояснительные слова отрицательных местоимений и наречий (начинающихся с «ни») или сочетаний «далеко не», «вовсе не», «отнюдь не».

Пример:

Он — отнюдь не читающий человек.

Примечание 2. При наличии в качестве пояснительного слова наречия «совсем» возможно как слитное, так и раздельное написание, что связано с двумя значениями, в которых употребляется указанное наречие:

  • «совершенно, очень»;
  • «отнюдь», «никоим образом»;

Сравните:

Он — совсем нечитающий человек. (Совершенно нечитающий).

Он — совсем не читающий человек. (Отнюдь не читающий).

Двоякое толкование допускает и наречие «вовсе»:

  • «совсем, совершенно» — в разговорном стиле речи;
  • «отнюдь»;

Сравните:

Он — и вовсе нечитающий человек. (Совершенно нечитающий).

Вопреки предположению, он оказался вовсе не читающим человеком. (Отнюдь не читающим).

4. Пишется слитно, если есть наречия меры и степени: «весьма», «очень», «крайне», «почти», «совершенно», наречное выражение «в высшей степени» и т. п.

Совершенно нечитающий человек.

5. Пишется раздельно в вопросительном предложении, если подчеркивается отрицание:

Не читающим ли человеком он оказался?

Примечание. Но пишется слитно, если отрицание не подчеркивается:

Ведь он же нечитающий человек?

Доработка и модернизация сайтов

Разбор частей речи

Далее давайте разберем морфологические признаки каждой из частей речи русского языка на примерах. Согласно лингвистике русского языка, выделяют три группы из 10 частей речи, по общим признакам:

1. Самостоятельные части речи:

  • существительные (см. морфологические нормы сущ. );
  • глаголы:
    • причастия;
    • деепричастия;
  • прилагательные;
  • числительные;
  • местоимения;
  • наречия;

2. Служебные части речи:

  • предлоги;
  • союзы;
  • частицы;

3. Междометия.

Ни в одну из классификаций (по морфологической системе) русского языка не попадают:

  • слова да и нет, в случае, если они выступают в роли самостоятельного предложения.
  • вводные слова: итак, кстати, итого, в качестве отдельного предложения, а так же ряд других слов.

Морфологический разбор существительного

План морфологического разбора существительного

Пример:

«Малыш пьет молоко.»

Малыш (отвечает на вопрос кто?) – имя существительное;

  • начальная форма – малыш;
  • постоянные морфологические признаки: одушевленное, нарицательное, конкретное, мужского рода, I -го склонения;
  • непостоянные морфологические признаки: именительный падеж, единственное число;
  • при синтаксическом разборе предложения выполняет роль подлежащего.

Морфологический разбор слова «молоко» (отвечает на вопрос кого? Что?).

  • начальная форма – молоко;
  • постоянная морфологическая характеристика слова: среднего рода, неодушевленное, вещественное, нарицательное, II -е склонение;
  • изменяемые признаки морфологические: винительный падеж, единственное число;
  • в предложении прямое дополнение.

Приводим ещё один образец, как сделать морфологический разбор существительного, на основе литературного источника:

«Две дамы подбежали к Лужину и помогли ему встать. Он ладонью стал сбивать пыль с пальто. (пример из: «Защита Лужина», Владимир Набоков).»

Дамы (кто?) — имя существительное;

  • начальная форма — дама;
  • постоянные морфологические признаки: нарицательное, одушевленное, конкретное, женского рода, I склонения;
  • непостоянная морфологическая характеристика существительного: единственное число, родительный падеж;
  • синтаксическая роль: часть подлежащего.

Лужину (кому?) — имя существительное;

  • начальная форма — Лужин;
  • верная морфологическая характеристика слова: имя собственное, одушевленное, конкретное, мужского рода, смешанного склонения;
  • непостоянные морфологические признаки существительного: единственное число, дательного падежа;
  • синтаксическая роль: дополнение.

Ладонью (чем?) — имя существительное;

  • начальная форма — ладонь;
  • постоянные морфологические признаки: женского рода, неодушевлённое, нарицательное, конкретное, I склонения;
  • непостоянные морфо. признаки: единственного числа, творительного падежа;
  • синтаксическая роль в контексте: дополнение.

Пыль (что?) — имя существительное;

  • начальная форма — пыль;
  • основные морфологические признаки: нарицательное, вещественное, женского рода, единственного числа, одушевленное не охарактеризовано, III склонения (существительное с нулевым окончанием);
  • непостоянная морфологическая характеристика слова: винительный падеж;
  • синтаксическая роль: дополнение.

(с) Пальто (С чего?) — существительное;

  • начальная форма — пальто;
  • постоянная правильная морфологическая характеристика слова: неодушевленное, нарицательное, конкретное, среднего рода, несклоняемое;
  • морфологические признаки непостоянные: число по контексту невозможно определить, родительного падежа;
  • синтаксическая роль как члена предложения: дополнение.

Морфологический разбор прилагательного

Имя прилагательное — это знаменательная часть речи. Отвечает на вопросы Какой? Какое? Какая? Какие? и характеризует признаки или качества предмета. Таблица морфологических признаков имени прилагательного:

  • начальная форма в именительном падеже, единственного числа, мужского рода;
  • постоянные морфологические признаки прилагательных:
    • разряд, согласно значению:
      • — качественное (теплый, молчаливый);
      • — относительное (вчерашний, читальный);
      • — притяжательное (заячий, мамин);
    • степень сравнения (для качественных, у которых этот признак постоянный);
    • полная / краткая форма (для качественных, у которых этот признак постоянный);
  • непостоянные морфологические признаки прилагательного:
    • качественные прилагательные изменяются по степени сравнения (в сравнительных степенях простая форма, в превосходных — сложная): красивый-красивее-самый красивый;
    • полная или краткая форма (только качественные прилагательные);
    • признак рода (только в единственном числе);
    • число (согласуется с существительным);
    • падеж (согласуется с существительным);
  • синтаксическая роль в предложении: имя прилагательное бывает определением или частью составного именного сказуемого.

План морфологического разбора прилагательного

Пример предложения:

Полная луна взошла над городом.

Полная (какая?) – имя прилагательное;

  • начальная форма – полный;
  • постоянные морфологические признаки имени прилагательного: качественное, полная форма;
  • непостоянная морфологическая характеристика: в положительной (нулевой) степени сравнения, женский род (согласуется с существительным), именительный падеж;
  • по синтаксическому анализу — второстепенный член предложения, выполняет роль определения.

Вот еще целый литературный отрывок и морфологический разбор имени прилагательного, на примерах:

Девушка была прекрасна: стройная, тоненькая, глаза голубые, как два изумительных сапфира, так и заглядывали к вам в душу.

Прекрасна (какова?) — имя прилагательное;

  • начальная форма — прекрасен (в данном значении);
  • постоянные морфологические нормы: качественное, краткое;
  • непостоянные признаки: положительная степень сравнения, единственного числа, женского рода;
  • синтаксическая роль: часть сказуемого.

Стройная (какая?) — имя прилагательное;

  • начальная форма — стройный;
  • постоянные морфологические признаки: качественное, полное;
  • непостоянная морфологическая характеристика слова: полное, положительная степень сравнения, единственное число, женский род, именительный падеж;
  • синтаксическая роль в предложении: часть сказуемого.

Тоненькая (какая?) — имя прилагательное;

  • начальная форма — тоненький;
  • морфологические постоянные признаки: качественное, полное;
  • непостоянная морфологическая характеристика прилагательного: положительная степень сравнения, единственное число, женского рода, именительного падежа;
  • синтаксическая роль: часть сказуемого.

Голубые (какие?) — имя прилагательное;

  • начальная форма — голубой;
  • таблица постоянных морфологических признаков имени прилагательного: качественное;
  • непостоянные морфологические характеристики: полное, положительная степень сравнения, множественное число, именительного падежа;
  • синтаксическая роль: определение.

Изумительных (каких?) — имя прилагательное;

  • начальная форма — изумительный;
  • постоянные признаки по морфологии: относительное, выразительное;
  • непостоянные морфологические признаки: множественное число, родительного падежа;
  • синтаксическая роль в предложении: часть обстоятельства.

Морфологические признаки глагола

Согласно морфологии русского языка, глагол — это самостоятельная часть речи. Он может обозначать действие (гулять), свойство (хромать), отношение (равняться), состояние (радоваться), признак (белеться, красоваться) предмета. Глаголы отвечают на вопрос что делать? что сделать? что делает? что делал? или что будет делать? Разным группам глагольных словоформ присущи неоднородные морфологические характеристики и грамматические признаки.

Морфологические формы глаголов:

  • начальная форма глагола — инфинитив. Ее так же называют неопределенная или неизменяемая форма глагола. Непостоянные морфологические признаки отсутствуют;
  • спрягаемые (личные и безличные) формы;
  • неспрягаемые формы: причастные и деепричастные.

Морфологический разбор глагола

  • начальная форма — инфинитив;
  • постоянные морфологические признаки глагола:
    • переходность:
      • переходный (употребляется с существительными винительного падежа без предлога);
      • непереходный (не употребляется с существительным в винительном падеже без предлога);
    • возвратность:
      • возвратные (есть -ся, -сь);
      • невозвратные (нет -ся, -сь);
    • вид:
      • несовершенный (что делать?);
      • совершенный (что сделать?);
    • спряжение:
      • I спряжение (дела-ешь, дела-ет, дела-ем, дела-ете, дела-ют/ут);
      • II спряжение (сто-ишь, сто-ит, сто-им, сто-ите, сто-ят/ат);
      • разноспрягаемые глаголы (хотеть, бежать);
  • непостоянные морфологические признаки глагола:
    • наклонение:
      • изъявительное: что делал? что сделал? что делает? что сделает?;
      • условное: что делал бы? что сделал бы?;
      • повелительное: делай!;
    • время (в изъявительном наклонении: прошедшее/настоящее/будущее);
    • лицо (в настоящем/будущем времени, изъявительного и повелительного наклонения: 1 лицо: я/мы, 2 лицо: ты/вы, 3 лицо: он/они);
    • род (в прошедшем времени, единственного числа, изъявительного и условного наклонения);
    • число;
  • синтаксическая роль в предложении. Инфинитив может быть любым членом предложения:
    • сказуемым: Быть сегодня празднику;
    • подлежащим :Учиться всегда пригодится;
    • дополнением: Все гости просили ее станцевать;
    • определением: У него возникло непреодолимое желание поесть;
    • обстоятельством: Я вышел пройтись.

Морфологический разбор глагола пример

Чтобы понять схему, проведем письменный разбор морфологии глагола на примере предложения:

Вороне как-то Бог послал кусочек сыру… (басня, И. Крылов)

Послал (что сделал?) — часть речи глагол;

  • начальная форма — послать;
  • постоянные морфологические признаки: совершенный вид, переходный, 1-е спряжение;
  • непостоянная морфологическая характеристика глагола: изъявительное наклонение, прошедшего времени, мужского рода, единственного числа;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

Следующий онлайн образец морфологического разбора глагола в предложении:

Какая тишина, прислушайтесь.

Прислушайтесь (что сделайте?) — глагол;

  • начальная форма — прислушаться;
  • морфологические постоянные признаки: совершенный вид, непереходный, возвратный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфологическая характеристика слова: повелительное наклонение, множественное число, 2-е лицо;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

План морфологического разбора глагола онлайн бесплатно, на основе примера из целого абзаца:

— Его нужно предостеречь.

— Не надо, пусть знает в другой раз, как нарушать правила.

— Что за правила?

— Подождите, потом скажу. Вошел! («Золотой телёнок», И. Ильф)

Предостеречь (что сделать?) — глагол;

  • начальная форма — предостеречь;
  • морфологические признаки глагола постоянные: совершенный вид, переходный, невозвратный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфология части речи: инфинитив;
  • синтаксическая функция в предложении: составная часть сказуемого.

Пусть знает (что делает?) — часть речи глагол;

  • начальная форма — знать;
  • постоянные морфологические признаки: несовершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфология глагола: повелительное наклонение, единственного числа, 3-е лицо;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

Нарушать (что делать?) — слово глагол;

  • начальная форма — нарушать;
  • постоянные морфологические признаки: несовершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
  • непостоянные признаки глагола: инфинитив (начальная форма);
  • синтаксическая роль в контексте: часть сказуемого.

Подождите (что сделайте?) — часть речи глагол;

  • начальная форма — подождать;
  • постоянные морфологические признаки: совершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфологическая характеристика глагола: повелительное наклонение, множественного числа, 2-го лица;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

Вошел (что сделал?) — глагол;

  • начальная форма — войти;
  • постоянные морфологические признаки: совершенный вид, невозвратный, непереходный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфологическая характеристика глагола: прошедшее время, изъявительное наклонение, единственного числа, мужского рода;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

  • Словари
    • Проверка слова
    • Какие бывают словари
    • Аудиословарь «Русский устный»
    • Словари в Сети
  • Библиотека
    • Каталог
    • Читальный зал
    • Гостиная
  • Справка
    • Справочное бюро
    • Задать вопрос
    • Правила русской орфографии и пунктуации (1956)
    • Письмовник
  • Класс
    • Азбучные истины
    • Репетитор онлайн
    • Учебники
    • Олимпиады
    • Видео
    • Полезные ссылки
  • Лента
    • Новости
    • О чём говорят и пишут
    • Ближайшие конференции
    • Грамотный календарь
  • Игра
    • Игра «Балда»
    • Викторины
    • Конкурсы
    • Головоломки
    • Застольные игры
    • Загадки
  • Медиатека
    • Грамотные понедельники
    • Забытые классики
    • Что показывают
    • Реклама словаря
  • Поиск ответа
  • Горячие вопросы
  • Правила русской орфографии и пунктуации (1956)
  • Письмовник
  • Справочник по пунктуации
    • Предисловие
    • Структура словарной статьи
    • Приложение 1. Непервообразные предлоги
    • Приложение 2. Вводные слова и сочетания
    • Приложение 3. Составные союзы
    • Алфавитный список вводных слов и выражений
    • Список учебной и справочной литературы
    • Авторы
  • Справочник по фразеологии
  • Словарь трудностей
  • Словарь улиц Москвы
  • Непростые слова
  • Официальные документы
  • Книги о русском языке и лингвистике
    • Книги о лингвистике, языке и письменности
    • Лингвистические энциклопедии
    • Научно-популярные, научно-публицистические, художественно-научные книги о русском языке
  • Наша библиотека
  • Словарь языка интернета
  • Словарь трудностей русского языка для работников СМИ. Ударение, произношение, грамматические формы
  • Словарь Россия. Для туристов и не только
  • Словарь модных слов
  • Лингвокультурологический словарь. Английские литературные имена
  • Проект свода школьных орфографических правил

Поиск ответа

Всего найдено: 1

Здравсвтуйте!
Подскажите, пожалуйста, как правильно: «нечитающий человек» или «не читающий»? Имеется ввиду, что человек очень мало читает вообще.
Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Корректно слитное написание.

Как пишется: нечитаемо или не читаемо?

При использовании в тексте слова «(не) читаемо» возникает постоянно вопрос, как правильно писать частичку «не», так как часто можно увидеть два варианта: нечитаемо, не читаемо.

Поэтому давайте разберемся, как правильно пишется слово «(не) читаемо»: слитно или раздельно.

Слово «читаем» является краткой формой прилагательного, которое образуется от полной формы «читаемый». По правилам русского языка, краткая форма прилагательного пишется с частицей «не» точно так же, как и полная. Так как в русском языке есть слова: «нечитаемая» и «не читаемая», то пишем искомое слово обоими способами.

Правильный ответ: «нечитаемо» и «не читаемо».

Полные правила правописания “не” с краткой формой прилагательного можно прочитать здесь.

Раздельный вариант написания слова «(не)читаемо» возможен в двух случаях: при наличии противопоставления с союзом «а» или если присутствуют слова, усиливающие отрицание.

Твое сообщение вовсе не читаемо.

В остальных случаях пишем слово «нечитаемо» слитно.

Ваше сообщение в электронной почте нечитаемо на моем компьютере.

Источник статьи: http://portalonline.ru/russkij-yazyk/2386-kak-pishetsya-nechitaemo-ili-ne-chitaemo.html

Нечитающие дети – дети нечитающих родителей?

Моя подруга обмолвилась как-то, что ее трехлетний сын Дениска почти наравне с папой играет в компьютерные игры. В ее голосе звучала гордость: еще бы — такой смышленый и способный сынок, который с легкостью может преодолеть препятствия, пройдя по головам противников, и достичь поставленной “цели”. Убеждать собеседницу, что такие “успехи” чреваты, я не стала. Пообещала через некоторое время поговорить с ней о детской компьютерной зависимости, и мы расстались. А в голове вертелся и вертелся вопрос: почему многие современные родители вместо того, чтобы больше времени посвящать детям, ищут способ, как бы полегче от них откупиться?

Новой ли компьютерной игрой, новомодным западным мультиком, мобильным ли телефоном — “чем бы дитя ни тешилось”. А где же в этом сценарии родитель? Почему воспитывать своих чад мы доверяем бездушному телевизору и компьютеру? Предлагаем рассмотреть в качестве альтернативы такую форму семейного досуга, как домашнее чтение. О тонкостях приобщения детей к книге корреспонденту “НГ” рассказал Сергей МОЛЧАН, заведующий редакцией детской литературы издательства “Беларуская энцыклапедыя імя Петруся Броўкі”.

Читать ребенку нужно вслух

“Чтобы вырастить книголюба, начинать следует уже с четырех-пяти месяцев, — говорит Сергей Иванович, в прошлом педагог, не один год проработавший директором школы. — Психологи утверждают, что столь раннее приобщение к книге поможет ребенку в познании мира и даст старт развитию образного мышления. При перелистывании страниц малыш развивает тактильную чувствительность, учится координировать движения пальцев и кистей рук, что положительно отражается на развитии головного мозга. Сначала это должны быть большие книжки с цветными картинками. И обязательно нужно давать время детям на рассматривание картинок, рассказывать им, кто есть кто”.

Проявляйте интерес к тому, что ребенок читает

Главное в воспитании — пример родителей. Если ребенок будет видеть папу или маму с книгой в руках, то и сам потянется к чтению. Не исключено, что первые книжки малыш попробует на зубок. Не стоит набрасываться на него с криком: “Нельзя!” Это может закрепить отрицательные эмоции, и впоследствии ребенок, увидев книгу, будет вздрагивать, вспоминая выплеснутый родителями негатив.

“Чтобы вырастить поколение людей, любящих книгу, нужно уже сейчас, издавая и продвигая книжную продукцию на рынок, ориентироваться на семейное чтение, — говорит Молчан. — Наше издательство в Год книги ставит перед собой цель объединить чтением всю семью. К сожалению, сейчас дети испытывают дефицит общения со своими родителями. И мы надеемся, что книга может поднять их взаимоотношения на новый уровень. Семейное, или домашнее, чтение было распространено в Российской империи в XIX веке. Вечером, когда вся семья была в сборе, литературные произведения читали вслух по очереди. Теперь этому современных родителей нужно учить. Ведь настоящий читатель — это тот, кто читает медленно, местами останавливаясь.

Отмечайте каждый успех ребенка похвалой

Во время работы в школе Сергею Ивановичу часто приходилось видеть, как ученики младших классов выбирают книгу прежде всего по картинкам. “И это уже плюс, — говорит он. — Можно надеяться, что со временем ребенок к ней вернется и заинтересуется текстом. К слову, мало читающие дети или те, кому в детстве не читали книги вслух, во время диктантов в школе часто переспрашивают то или иное слово. У них плохо развита фонетическая память, низкий уровень развития речи, ограниченный словарный запас. Мало того, страдает грамматика, ребенок плохо запоминает информацию, и в среднем его успеваемость снижена на 30—40 процентов”.

Библиотеку — в каждый детский сад

На помощь здесь мог бы прийти детский сад. Но, к сожалению, там на книжных полках львиную долю места занимает специализированная литература для воспитателей. А как же художественные книги, ориентированные на детей определенного возраста? Те, что покупают воспитатели-энтузиасты, составляют лишь малую часть нужного для юных читателей списка. По словам Сергея Молчана, детсадовская библиотека — это упущенная возможность системы образования во всем мире. Даже детские сады Финляндии, страны с самой совершенной системой образования, не могут похвастаться библиотеками.

“Наше издательство заявило о республиканской акции “Чтение”, — говорит Молчан. — Традиционно в специализированном магазине нашего издательства на новогоднем празднике проходит ритуал посвящения в читатели. Каждый участник праздника, а мы приобщаем к чтению даже тех, кому нет и года, получает персональный дневник читателя. В него дети сами либо вместе с родителями записывают названия прочитанных произведений, их авторов и главных героев. И в следующем году демонстрируют дневник Деду Морозу на утреннике в нашем магазине”.

Источник статьи: http://news.tut.by/society/274861.html

Нечитающий ребенок

Одиннадцать лет назад логопед-психолог детского сада просила меня не делать ошибки и не отдавать сына в школу в неполные шесть лет: «Он еще маленький! Он даже не знает того, что обычно знают дети в его возрасте: Репку, Колобка, Курочку Рябу…»

Для того чтобы хоть отдаленно вообразить глубину моего шока, надо понимать, что я в те времена работала в газете «Книжное обозрение», где отвечала за детские книжки. Детям своим я исправно читала каждый вечер вслух (как раз тогда, помнится, мы читали «Мы все из Бюллербю»), кроме того, они умели складывать буквы в слова с трех лет каждый. В общем, услышав приговор, я оторопела. Я собрала всю силу воли и начала оправдываться: мол, читали мы и про Колобка, и про Курочку, но сейчас мы читаем другие книжки, которые вместе со старшим братом (брату в тот момент не было еще семи, и он учился в первом классе), а еще математика по Петерсон у нас так хорошо идет… Жалкие оправдания не выглядели убедительными даже для меня самой.
По дороге из садика я спросила: «Неужели ты не помнишь сказку про репку? Ты же ее знаешь! Посадил дед репку…» — «Да помню я все: Мышка за Мурку, Мурка за Жучку, Жучка за Внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, репка за суслика, а суслик за свою норку!» — «За какого суслика?» — «За того, на котором вся земля держится».
В этот момент мне следовало сделать какой-то глубокий и далеко идущий педагогический вывод о характере моего сына. Но я его почему-то не сделала. Только порадовалась, что про репку мальчик все-таки знает.
В школу я сына все же отдала, потому что мне не хотелось растягивать полуторагодовалую разницу между детьми до двух лет, сократить до года казалось более логичным. И в школе он быстро понял, что читать тексты из учебника скучно. И даже когда я тыкала ему пальцем в фамилии писателей, с которыми он знаком с рождения не только по книжкам, он фырчал и отворачивался.
Да что там учебники! Он книжек тоже в руки не брал. «Зачем читать “Гарри Поттера”, — говорил прагматичный ребенок, — если мы уже посмотрели фильм?» И это в то время, когда старший брат прочитал все доступные на тот момент переводы, невзирая на их качество. «И зачем ты мне даешь Пеппи? Это очень грустная книга, я не хочу ее читать,» — заявлял его младший брат и утыкался в телефон. «И Усачева с Востоковым я тоже читать не буду, потому что я и так все это слышал на их выступлениях, зачем повторяться?»
Мир стремительно мерк передо мной: в моем доме растет нечитающий ребенок. Ребенок, которого мне не удавалось «расколдовать» ни одной замечательной книжкой. Погружаясь в пучину печали, я даже не очень обратила внимание на его заявление о том, что день рождения Астрид Линдгрен должен стать главным праздником всех детей всего мира. Пару раз мелькнул луч надежды, когда девятилетний сын всю ночь внезапно читал «Четыре желания» Йона Колфера (вытащил подростковую книжку из моей рабочей кучки), а одиннадцатилетний — сказку Линор Горалик «Агата возвращается домой», но потом он вновь нырял в телефон и в компьютер, принципиально носил из школы двойки по литературе и всячески отбрыкивался от книг. А уж когда отец отдал ему свой старый смартфон, младенца и вовсе перестало быть видно.
В общем, надо было смириться: один из моих детей — нечитающий. Школьную программу по литературе он может осваивать, только слушая аудиокниги в машине — деться там все равно некуда. Английский язык — о господи, не говорите мне об английском! На зачете в восьмом классе этот малолетний паразит, отвечая топик «Система образования в России», смог произнести одну-единственную фразу: «Educational system in Russia is sucks». В то время как его старший брат читал книжки по-английски, участвовал в олимпиадах и вообще казалось, что он — моя резервная копия, дополненная и улучшенная.
«Зато у него другие достоинства», — со вздохом подумала я про младшенького фразой из сказки гениального Седова и отстала от ребенка. Пусть себе играет на компе и на гитаре (да, в отличие от старшего он закончил музыкалку), ходит на свои исторические танцы, плюет на школу, а мы уж будем любить его и такого — что ж еще остается?
А потом начало происходить странное. Во-первых, этот нечитающий ребенок стал внезапно рассказывать про книжки, которых мы совершенно точно не имеем в аудиоварианте. Во-вторых, он насмехался над старшим братом: «Где ж ему Бродского-то читать?» В-третьих, к месту и не к месту демонстрировал отличное знание текстов Пратчетта. В-четвертых, он рассуждал о качестве переводов фантастики шестидесятых и о том, насколько они близки к оригиналу.
В общем, когда он согласился говорить о книгах, оказалось вот что. Дитя читает. Но он уверен при этом, что чтение — процесс интимный (и тут я не могу не согласиться), а потому не требующий постоянного обсуждения. Читает он только то, что сам для себя выберет, и его выбор может сильно отличаться от моих ожиданий. Ну и, само собой, подтвердился давний тезис: если книги в доме повсюду, ребенок все-таки не может их не читать. Просто иногда он это скрывает.
В отцовском смартфоне, от которого сын не поднимал головы, был, как выяснилось, закачан весь «Плоский мир» Терри Пратчетта.
Из недавней командировки мне пришлось тащить ему американское издание Дугласа Адамса, потому что переводы его на русский не так близки к оригиналу, как хотелось бы этому эстету. Он, оказывается, незаметно для нас всех выучил язык, играя в компьютерные игры и смакуя старые фантастические сериалы, — сначала с субтитрами, а потом и без. И вот в список своих технарских ЕГЭ он добавил английский.­­­

Источник статьи: http://family.booknik.ru/articles/zametki-bezumnogo-roditelya/nechitayushchiy-rebenok/

Это слово может быть причастием или прилагательным. Причастие обозначает признак по действию:

Не читающий в данный момент человек.

Прилагательное — относительно постоянный признак, который иногда можно заменить синонимичным прилагательным:

Нечитающий человек. (Тот, кому не свойственно читать).

I. Причастие

1. Они пишутся слитно, если при них нет пояснительных (зависимых) слов. Но причастие «не читающий» всегда будет иметь при себе пояснительные слова (иначе это слово станет прилагательным) и противопоставления, поэтому будет писаться раздельно.

Не читающий сейчас человек.

II. Прилагательное

Если коротко, то пишется слитно, если слово несет утверждение, и пишется раздельно, если несет отрицание.

Примеры:

Он — нечитающий человек. (Утверждается, что нечитающий).

Он — читающий человек?

Нет, не читающий. (Отрицается, что читающий).

Подробное описание («не» с прилагательными)

Прилагательные пишутся слитно с «не», если приобретают противоположное значение с этой частицей. В таких случаях, как правило, их можно заменить утвердительным синонимом без «не».

Примечание. Не всегда удается подобрать точный синоним, но утвердительный оттенок слова говорит о слитном написании..

2. Пишется раздельно, если имеется или подразумевается противопоставление.

Пример:

Он — не читающий человек, а ненавистник книг.

3. Пишется раздельно, если есть пояснительные слова отрицательных местоимений и наречий (начинающихся с «ни») или сочетаний «далеко не», «вовсе не», «отнюдь не».

Пример:

Он — отнюдь не читающий человек.

Примечание 2. При наличии в качестве пояснительного слова наречия «совсем» возможно как слитное, так и раздельное написание, что связано с двумя значениями, в которых употребляется указанное наречие:

  • «совершенно, очень»;
  • «отнюдь», «никоим образом»;

Сравните:

Он — совсем нечитающий человек. (Совершенно нечитающий).

Он — совсем не читающий человек. (Отнюдь не читающий).

Двоякое толкование допускает и наречие «вовсе»:

  • «совсем, совершенно» — в разговорном стиле речи;
  • «отнюдь»;

Сравните:

Он — и вовсе нечитающий человек. (Совершенно нечитающий).

Вопреки предположению, он оказался вовсе не читающим человеком. (Отнюдь не читающим).

4. Пишется слитно, если есть наречия меры и степени: «весьма», «очень», «крайне», «почти», «совершенно», наречное выражение «в высшей степени» и т. п.

Совершенно нечитающий человек.

5. Пишется раздельно в вопросительном предложении, если подчеркивается отрицание:

Не читающим ли человеком он оказался?

Примечание. Но пишется слитно, если отрицание не подчеркивается:

Ведь он же нечитающий человек?

Слово «читаем» может быть глаголом (вопрос — что делаем?) в форме первого лица , множественного числа, настоящего времени. Начальная форма этого глагола — «читать». По правилам орфографии глаголы пишутся с частице «не» раздельно — «не читаем».

Например, в предложении:

  • Мы беллетристику не читаем.

Слово «читаем» также может быть кратким прилагательным (вопрос — каков?), образованным от полного прилагательного «читаемый». Пишется крактое прилагательное по тем же правилам, что и полное. Когда нет противпоставлений или слов, усиливающий отрицания (отнюдь, вовсе, далеко) — пишем слово слитно — «нечитаем»: «почерк нечитаем»; «вовсе не читаем».

Если слово «читаем» будет являться кратким страдательным причастием настоящего времени, — пишем его согласно правилам с частицей «не» раздельно — «не читаем». Наличие зависимого слова (или нескольких слов) определеяет часть речи — причастие.

Например: » писатель этот уже мной не читаем».

На чтение 3 мин Просмотров 404 Опубликовано 29.01.2022

Написание – «нечитаемо» или «не читаемо» – определяется правилом о правописании «не» с наречиями.

Как пишется правильно: «нечитаемо» или «не читаемо»?

Какое правило применяется?

«Нечитаемо» – наречное неизменяемое слово (краткая форма прилагательного). Употребляется в речевом процессе в значении: то, что трудно или невозможно прочитать.
Наречие с «не» может писаться как слитно, так и раздельно.
Слитно «не» пишется, когда:

  • словоформа без «не» не употребляется;
  • слово возможно заменить синонимом, в котором не имеется «не», в данном случае «малоразборчиво».

В названной орфограмме говорится, что раздельно «не» нужно писать в случаях, когда:

  • есть противопоставление, в частности, с союзом «а», или оно подразумевается;
  • к наречию относятся слова «далеко», «отнюдь», «вовсе», «совершенно», «ничуть», «нисколько».

В данном случае мы рассматриваем лексему, которая может употребляться как с префиксом «не-», так и с отрицательной частицей «не». То есть, написание зависит от того контекста, в котором находится слово.

Примеры предложений

Письмо оказалось нечитаемо.

Послание, по-видимому, некоторое время находилось в воде, и стало совершенно не читаемо, так как химические чернила размылись. 

Как неправильно писать

Перейти к содержанию

«Нечитаемо» или «не читаемо» — как правильно?

На чтение 3 мин Просмотров 4.8к. Опубликовано 29.01.2022

Написание – «нечитаемо» или «не читаемо» – определяется правилом о правописании «не» с наречиями.

Как пишется правильно: «нечитаемо» или «не читаемо»?

Какое правило применяется?

«Нечитаемо» – наречное неизменяемое слово (краткая форма прилагательного). Употребляется в речевом процессе в значении: то, что трудно или невозможно прочитать.
Наречие с «не» может писаться как слитно, так и раздельно.
Слитно «не» пишется, когда:

  • словоформа без «не» не употребляется;
  • слово возможно заменить синонимом, в котором не имеется «не», в данном случае «малоразборчиво».

В названной орфограмме говорится, что раздельно «не» нужно писать в случаях, когда:

  • есть противопоставление, в частности, с союзом «а», или оно подразумевается;
  • к наречию относятся слова «далеко», «отнюдь», «вовсе», «совершенно», «ничуть», «нисколько».

В данном случае мы рассматриваем лексему, которая может употребляться как с префиксом «не-», так и с отрицательной частицей «не». То есть, написание зависит от того контекста, в котором находится слово.

Примеры предложений

Письмо оказалось нечитаемо.

Послание, по-видимому, некоторое время находилось в воде, и стало совершенно не читаемо, так как химические чернила размылись. 

Как неправильно писать

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Нечитающая молодежь как пишется
  • Неширокая улица как пишется
  • Нечитаемыми как пишется
  • Неширокая река как пишется слитно или
  • Нечитаемый чек как пишется