Мы бы пошли туда, думал он, если бы захотели, конечно.
Вы правы, я тоже считаю, что это обычное оформление прямой речи, разрываемой словами автора.
Стилистический энциклопедический словарь русского языка толкует термин несобственно-прямая, или несобственно-авторская, речь так:
Несобственно-прямая, или несобственно-авторская, речь —
это речь повествователя, пронизанная вместе с тем лексикой, значениями
(семантикой), синтаксическими конструкциями речи персонажа – источника
информации, его интонациями, чувствами, мыслями. С прямой речью ее
сближает воспроизведение манеры речи говорящего (его подлинных
выражений, строя речи), с косвенной речью – то, что в ней личные формы
глаголов и местоимений употреблены от лица повествователя. Но при этом
не используются никакие вводящие глаголы речи и мысли («говорил,
что…»; «сообщил, что…»), т.е. отсутствует формальный сигнал перехода
от авторской речи к чужой. Н.-п. р. не выделяется в тексте авторскими
словами, не вводится как придаточная часть сложноподчиненного
предложения. Автор как бы сливает речь своего героя со своей,
приспосабливает собственную манеру говорить к его речевой манере.
Напр.: Он вспомнил, как в детстве во время грозы он с непокрытой
головой выбегал в сад, а за ним гнались две беловолосые девочки с
голубыми глазами и их мочил дождь; они хохотали от восторга, но когда
раздавался сильный удар грома, девочки доверчиво прижимались к
мальчику, он крестился и спешил читать: «Свят, свят, свят…». О, куда
вы ушли, в каком вы море утонули, зачатки прекрасной, чистой жизни?
Грозы уж он не боится и природы не любит, бога у него нет, все
доверчивые девочки, каких он знал когда-либо, уже сгублены им и его
сверстниками, в родном саду он за всю свою жизнь не посадил ни одного
деревца и не вырастил ни одной травки, а живя среди живых, не спас ни
одной мухи, а только разрушал, губил и лгал, лгал… (А. Чехов.). К
Н.-п. р., как правило, прибегают для передачи невысказанных мыслей,
внутреннего монолога. Создается двуплановость высказывания:
воспроизводится «внутренняя речь» героя, но выступает за него автор:
*Она выписывала книги и журналы и читала у себя в комнате.И по ночам
читала, лежа в постели. Когда часы в коридоре били два или три и когда
уже от чтения начинали болеть виски, она садилась в постели и думала.
*Что делать? Куда деваться? Проклятый, назойливый вопрос, на который
давно уже готово много ответов и в сущности нет ни одного. О, как это,
должно быть, благородно, свято, картинно – служить народу, облегчать
его муки, просвещать его. Но она, Вера, не знает народа. И как подойти
к нему? Он чужд ей, неинтересен, она не выносит тяжелого запаха изб,
кабацкой брани, немытых детей, бабьих разговоров о болезнях** (А.
Чехов). Наиболее характерный тип несобственно-прямой речи –
вопросительные и восклицательные предложения, выделяющиеся на фоне
авторского повествования, например: Он ужаснулся и в отчаянии
спрашивал себя, как это и зачем попал он в неизвестную землю, в
компанию страшных мужиков? Где теперь дядя, отец Христофор и Дениска?
Отчего они так долго не едут? Не забыли ли о нем? (А. Чехов); Николай
Ростов отвернулся и, как будто отыскивая чего-то, стал смотреть на
даль, на воду Дуная, на небо, на солнце. Как хорошо показалось небо,
как голубо, спокойно и глубоко! Как ярко и торжественно опускающееся
солнце! Как ласково и глянцевито блестела вода в далеком Дунае! (Л.
Толстой). Н.-п. р. используется многими писателями. Сергей Залыгин,
автор «На Иртыше» и «Соленой пади», отмечал, что персонажи этих
произведений (Чаузов и Мещеряков) «буквально заставляли <…> писать о
них тем языком, который они считали приемлемым для себя <…> Конечно,
этот язык оставался в то же время и моим, он лежал в пределах моих
собственных возможностей, но эти собственные возможности как раз
они-то и расширяли» (Залыгин С., 1969, с. 120–121). По словам М.
Бахтина, Н.-п. р. является «наиболее важным и синтаксически
шаблонизированным <…> случаем интерферирующего слияния двух,
интонационно разнонаправленных речей», проявлением речевой
интерференции в языке.
https://stylistics.academic.ru/91/%D0%9D%D0%B5%D1%81%D0%BE%D0%B1%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE-
Ничего общего с такой речью здесь нет, тем более, что и эмоций-то никаких нет, да и особенностей речи героя тоже.
Несобственно-прямая речь
4.5
Средняя оценка: 4.5
Всего получено оценок: 59.
Обновлено 20 Ноября, 2022
4.5
Средняя оценка: 4.5
Всего получено оценок: 59.
Обновлено 20 Ноября, 2022
Школьная программа по русскому языку в разделе «Синтаксис» предусматривает основательное знакомство с двумя способами передачи на письме чужой речи. Это предложения с прямой и косвенной речью. О том, что существует несобственно-прямая речь, школьники узнают лишь в 11 классе, незадолго до экзаменов. Что это за способ, в какой степени он отражает особенности высказывания? Какова структура предложения с несобственно-прямой речью?
Что такое несобственно-прямая речь
Если давать определение несобственно-прямой речи кратко, то это одна из форм передачи на письме чужой речи. Она сочетает в себе особенности прямой и косвенной речи. Примеры несобственно-прямой речи можно увидеть в публицистике и в художественной литературе.
В какой-то степени несобственно-прямая речь отражает характерные черты чужого высказывания:
- лексические и синтаксические особенности;
- манеру речи;
- эмоциональную окрашенность.
Это свойственно предложениям с прямой речью. Но, в отличие от них, несобственно-прямая речь передаёт чужие слова не от имени персонажа, а от лица повествователя, автора. Это он выражает чувства и мысли своего героя, сливая его речь со своей. Проскурин любовался девушкой издали. Как она хороша! Какую сладкую грусть пробуждает её улыбка!
На косвенную речь несобственно-прямая похожа тем, что в ней тоже происходит замена местоимений (с я и мы на он и они) и изменение лица глаголов. Собирались молча. Душу каждого тревожили невысказанные вопросы. Надолго ли они покидают родной дом? Вернутся ли? Как без них будут жить старики-родители?
К несобственно-прямой речи в художественной литературе прибегают для создания внутреннего монолога, для трансляции не высказанных персонажем мыслей, обуревающих его чувств. Эта форма передачи чужой речи предоставляет автору больше свободы. Он может сам сформулировать то, что его персонаж никогда не произнёс бы. Анну мучили сомнения. Что, если она ошиблась? Не разрушит ли Фёдор её безмятежную жизнь?
Оформление несобственно-прямой речи
Пунктуационно и синтаксически собственно-прямая речь никак не выделяется из речи автора. При ней нет никаких графических знаков (кавычек или тире перед репликами, как в диалоге), отсутствуют и предваряющие, вводящие высказывание персонажа слова вроде он ответил, она прошептала, они закричали и пр.
Несобственно-прямая речь может быть:
- частью сложного предложения (Василий насторожился: откуда эти звуки, что они означают?);
- самостоятельным предложением (Анюта долго не могла заснуть. Какой чудесный был вечер! Как мил, как внимателен, вежлив и чувствителен был Григорьев! Как он смотрел на неё!);
Самая распространённая форма несобственно-прямой речи — восклицательные или вопросительные предложения. В потоке авторской речи они выделяются особой интонацией и экспрессивностью.
Несобственно-прямая речь. Примеры из художественной литературы
Наташа, не шевелясь и не дыша, блестящими глазами смотрела из своей засады. Что теперь будет? (Л. Толстой)
Когда часы в коридоре били два или три и когда уже от чтения начинали болеть виски, она садилась в постели и думала. Что делать? Куда деваться? Проклятый, назойливый вопрос, на который давно уже готово много ответов и, в сущности, нет ни одного. (А. Чехов)
Лыжин проснулся и сел в постели. Какой смутный, нехороший сон! (А. Чехов)
Он обвинял себя во многом: во-первых, он уж был не прав, что над любовью робкой, нежной так подшутил вечор небрежно. А во-вторых: пускай поэт дурачится, в осьмнадцать лет оно простительно. (А. Пушкин)
Что мы узнали?
Кроме предложений с прямой и косвенной речью, в русском языке существует ещё один способ передачи чужого высказывания — несобственно-прямая речь. Она является промежуточным вариантом между прямой и косвенной речью.
Тест по теме
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
Пока никого нет. Будьте первым!
Оценка статьи
4.5
Средняя оценка: 4.5
Всего получено оценок: 59.
А какая ваша оценка?
Несо́бственно-пряма́я речь — это «отрывок повествовательного текста, передающий слова, мысли, чувства, восприятия или только смысловую позицию одного из изображаемых персонажей, причём передача текста повествователя не маркируется ни графическими знаками (или их эквивалентами), ни вводящими словами (или их эквивалентами)»[1], иначе говоря, не выделена ни пунктуационно, ни синтаксически.
Приём несобственно-прямой речи впервые использовал в русской литературе А. С. Пушкин, после чего он приобрёл развитие в художественной литературе. Несобственно-прямая речь на синтаксическом уровне не выделяется из авторской, но сохраняет лексические, стилистические и грамматические элементы, присущие речи говорящего.
Структура сложноподчинённого предложения в косвенной речи, присутствие в главном предложении глаголов речи или мысли явно обнаруживают, что автор лишь транслирует читателю чужую речь, мысль. Несобственно-прямая речь объединена с авторской: в несобственно-прямой речи автор говорит или думает за персонажа.
Пример:
Но вот его комната. Ничего и никого, никто не заглядывал. Даже Настасья не притрагивалась. Но, Господи! Как мог он оставить давеча все эти вещи в этой дыре? Он бросился в угол, запустил руку под обои и стал вытаскивать вещи и нагружать ими карманы. |
Несобственно-прямая речь относится к автору, все местоимения и формы лица глагола представлены с позиции автора (как и в косвенной речи), но, с другой стороны, имеется существенная лексическая, синтаксическая и стилистическая специфика, присущая прямой речи:
В негодовании ревнивом Поэт конца мазурки ждёт И в котильон её зовёт. Но ей нельзя. Нельзя? Но что же? Да Ольга слово уж дала Онегину. О боже, боже! |
Для обнаружения несобственно-прямой речи в произведении необходимо выделить ту часть, которая может быть представлена в виде прямой речи. Например:
Когда Вильгельм вернулся к себе, решимость его поколебалась… Он выглянул в окно. Весенний Париж был сер и весел. Толпы гуляли по улицам… Где теперь Пушкин? Каково Александру в грязных южных городишках? Что Дельвиг поделывает? Вильгельм сел писать ему письмо. |
М. М. Бахтин первым представил проблему несобственно-прямой речи. В. Н. Волошинов выделил связь автора и первоисточника прямой речи, говоря о «многоголосости несобственно-прямой речи» и её «двуакцентности».[2] Б. А. Успенский предлагает употреблять термин «несобственно-прямая речь» для обозначения явления перехода прямой речи в косвенную. Апеллируя к работам Волошинова, Успенский оппонирует исследователям, которые полагают вероятным соединять «несобственно-прямую речь» с внутренним монологом и другими вариантами использования «чужого» слова.[3]
Примечания
- ↑ Шмид В. Нарратология. М.: Языки славянской культуры, 2003. С. 225
- ↑ Алпатов В. М. Волошинов, Бахтин и лингвистика. М.: Языки славянской культуры, 2005. С. 138
- ↑ Успенский Б. Поэтика композиции. Структура художественного текста и типология композиционной формы. // Успенский Б. А. Поэтика композиции. СПб.: Азбука, 2000. С. 153
Ссылки
- Несобственно-прямая речь // Русский язык
- Вяч. Вс. Иванов Значение идей М. М. Бахтина // О знаке, высказывании и диалоге для современной семиотики
И.И.Ковтунова. Несобственно-прямая речь в языке русской литературы.Москва.2010г
См. также
- Прямая речь
- Косвенная речь
Школьная программа по русскому языку в разделе «Синтаксис» предусматривает основательное знакомство с двумя способами передачи на письме чужой речи. Это предложения с прямой и косвенной речью. О том, что существует несобственно-прямая речь, школьники узнают лишь в 11 классе, незадолго до экзаменов. Что это за способ, в какой степени он отражает особенности высказывания? Какова структура предложения с несобственно-прямой речью?
Содержание
- Что такое несобственно-прямая речь
- Оформление несобственно-прямой речи
- Несобственно-прямая речь. Примеры из художественной литературы
Что такое несобственно-прямая речь
Если давать определение несобственно-прямой речи кратко, то это одна из форм передачи на письме чужой речи. Она сочетает в себе особенности прямой и косвенной речи. Примеры несобственно-прямой речи можно увидеть в публицистике и в художественной литературе.
В какой-то степени несобственно-прямая речь отражает характерные черты чужого высказывания:
- лексические и синтаксические особенности;
- манеру речи;
- эмоциональную окрашенность.
Это свойственно предложениям с прямой речью. Но, в отличие от них, несобственно-прямая речь передаёт чужие слова не от имени персонажа, а от лица повествователя, автора. Это он выражает чувства и мысли своего героя, сливая его речь со своей. Проскурин любовался девушкой издали. Как она хороша! Какую сладкую грусть пробуждает её улыбка!
На косвенную речь несобственно-прямая похожа тем, что в ней тоже происходит замена местоимений (с я и мы на он и они) и изменение лица глаголов. Собирались молча. Душу каждого тревожили невысказанные вопросы. Надолго ли они покидают родной дом? Вернутся ли? Как без них будут жить старики-родители?
Оформление несобственно-прямой речи
Пунктуационно и синтаксически собственно-прямая речь никак не выделяется из речи автора. При ней нет никаких графических знаков (кавычек или тире перед репликами, как в диалоге), отсутствуют и предваряющие, вводящие высказывание персонажа слова вроде он ответил, она прошептала, они закричали и пр.
Несобственно-прямая речь может быть:
- частью сложного предложения (Василий насторожился: откуда эти звуки, что они означают?);
- самостоятельным предложением (Анюта долго не могла заснуть. Какой чудесный был вечер! Как мил, как внимателен, вежлив и чувствителен был Григорьев! Как он смотрел на неё!);
Несобственно-прямая речь. Примеры из художественной литературы
Наташа, не шевелясь и не дыша, блестящими глазами смотрела из своей засады. Что теперь будет? (Л. Толстой)
Когда часы в коридоре били два или три и когда уже от чтения начинали болеть виски, она садилась в постели и думала. Что делать? Куда деваться? Проклятый, назойливый вопрос, на который давно уже готово много ответов и, в сущности, нет ни одного. (А. Чехов)
Лыжин проснулся и сел в постели. Какой смутный, нехороший сон! (А. Чехов)
Он обвинял себя во многом: во-первых, он уж был не прав, что над любовью робкой, нежной так подшутил вечор небрежно. А во-вторых: пускай поэт дурачится, в осьмнадцать лет оно простительно. (А. Пушкин)
Предыдущая
Русский языкСамостоятельные и служебные части речи – чем отличаются, кратко (3 класс, русский язык)
Следующая
Русский языкСложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным – примеры (9 класс, русский язык)
Несобственно-прямая речь
Третья форма чужой
речи — несобственно-прямая речь,
занимающая промежуточное положение
между прямой и косвенной речью.
Несобственно-прямая речь принадлежит
автору, все местоимения и формы лица
глагола оформлены в ней с точки зрения
автора, т. е. как в косвенной речи. Но в
то же время несобственно-прямая речь
имеет яркие лексико-синтаксические и
стилистические особенности прямой речи
персонажа. В отличие от косвенной
речи несобственно-прямая речь оформляется
не как придаточная часть при глаголе
речи, а как самостоятельное предложение.
Сравним:
Прямая речь:
Он вышел на улицу,
посмотрел на небо и сказал: «Какие
яркие звезды! Вероятно, мороз станет
еще сильней».
Косвенная речь:
Он вышел на улицу,
посмотрел на небо и сказал, что звезды
очень яркие, и мороз, вероятно, станет
еще сильней.
Несобственно-прямая
речь:
Он вышел на улицу,
посмотрел на небо. Какие яркие звезды!
Вероятно, мороз станет еще сильней.
Несобственно-прямая
речь возникла и развилась в недрах
художественной литературы и является
ее специфическим средством. Первым
в русской литературе широко использовал
эту форму речи А.С. Пушкин. Художественной
прозой, как пишет Г.М. Чумаков, «и
ограничилась в силу ее исключительно
эмоционального характера сфера
распространения несобственно-прямой
речи: в языке публицистики (не считая
литературно-художественных очерков),
а тем более в языке науки она
отсутствует».
Главный смысловой
признак несобственно-прямой речи одни
лингвисты видят в том, что с точки зрения
грамматики говорит автор, другие — в
том, что автор говорит за героя, благодаря
чему и создается специфический единый
план повествования, третьи — в том, что
говорят и автор и герой одновременно.
Специфика
несобственно-прямой речи заключается
в особой форме, способе передачи чужого
высказывания — в двуплановости. Формально
она строится от автора, но в ней очень
явственно слышен и «голос» персонажа,
в авторскую речь включаются лексические
и синтаксические элементы прямой речи
(междометия, восклицательные
предложения), двойственный характер
приобретают в таком словесном окружении
и личные местоимения 3-го лица.
Таким образом,
несобственно-прямая речь — это непрямой
способ передачи чужого высказывания,
близкий к самому этому высказыванию,
позволяющий тонко, как бы изнутри
характеризовать героя, проникать в его
внутренний мир, косвенно оценивать его
поступки, поведение, речевую манеру
героя и т.д. В несобственно-прямой
речи чужое высказывание, сохраняя
некоторые свои существенные черты, но
без ярких примет личной принадлежности,
воспроизводится в формах авторской
речи. Речь персонажа как бы облекается
авторской речью и воспроизводится в
формах последней. Используя
несобственно-прямую речь, автор как бы
перевоплощается в героя, оставаясь в
то же время в рамках своей авторской
речи. Поэтому очень часто несобственно-прямая
речь естественно и незаметно переходит
в прямую речь персонажа.
Несобственно-прямая
речь позволяет автору как бы говорить
и думать за своих персонажей. Тем самым
создается взаимосвязь между образом
автора и образами персонажей,
достигается единство художественного
текста.
Лыжин проснулся
и сел в постели. Какой смутный, нехороший
сон! И почему агент и сотский приснились
вместе? Что за вздор! (А П. Чехов).
Ивану Ильичу нужно
было явиться в штаб армии, рапортовать
о прибытии парохода с огнеприпасами и
передать накладную. Но черт его
знает, где искать этот штаб (А.Н. Толстой).
Будучи типичной
принадлежностью художественной
литературы, несобственно-прямая речь
начинает проникать и в публицистику.
Но использование ее здесь ограничено
законами жанра. Можно говорить об
элементах, крупицах несобственно-прямой
речи в публицистике. Например:
… Время приближалось
к полудню. Солнце поднялось в зенит.
Машины мчались и из Москвы, и в Москву.
Что влечет людей в столицу в этот жаркий
воскресный день?
К обочине подрулил
автобус. Знакомимся с врачом Прасковьей
Ивановной. О нет, ничего не случилось!
Ее пациенты, рабочие заводского
профилактория, едут в Большой театр.
Различие между
публицистикой и художественной
литературой в использовании
несобственно-прямой речи заключается
в ее функциях. В беллетристике это, как
правило, развернутое и яркое, эмоциональное
и действенное средство характеристики
персонажа, важнейший инструмент
авторской речи, способ глубокого
раскрытия психологии героя. Формы
использования и функции несобственно-прямой
речи в художественной литературе
сложны и многообразны.
«Несобственно-прямая
речь, — пишет И.И. Ковтунова, — одна из
тайн писательского мастерства: она
позволяет проводить тенденцию автора
скрыто, часто незаметно для читателя,
воплощая ее в образы, тем самым способствуя
реализации требований, которые
предъявляются к любому произведению
искусства: тенденция должна вытекать
из образов. Прием несобственно-прямой
речи позволяет освещать одно и то же
явление одновременно с разных точек
зрения (с точки зрения субъективной
и объективной), благодаря чему оно
приобретает большую глубину».
В публицистике
функция несобственно-прямой речи гораздо
скромнее. Это выразительное и лаконичное
средство передачи речи персонажа,
отличающееся динамизмом и
эмоциональностью, позволяющее избежать
обычных при передаче чужой речи вводящих
предложений, глаголов говорения и
выражающее смысл и манеру речи персонажа
(О нет, ничего не случилось!).
Несобственно-прямая
речь в публицистике выполняет в
основном формальную функцию. Публицистика
берет лишь ее внешнюю форму, оставляя
содержание и многообразные функции
беллетристике. Несобственно-прямая
речь в публицистике разнообразит формы
передачи чужого высказывания, позволяет
неназойливо, непрямо передать смысл
речи героя, ее наиболее характерные
особенности. Это один из ресурсов
обогащения речевой палитры публицистики.
Что такое
несобственно-прямая речь?
Прочитайте конец
I части романа Ф.М. Достоевского
«Преступление и наказание» со слов
«Раскольников стоял и сжимал
топор…». Найдите различные формы
чужой речи, объясните их роль в тексте.