Несплошной текст как пишется

Правильное написание слова несплошной:

несплошной

Криптовалюта за ходьбу!

Количество букв в слове: 10

Слово состоит из букв:
Н, Е, С, П, Л, О, Ш, Н, О, Й

Правильный транслит слова: nesploshnoy

Написание с не правильной раскладкой клавиатуры: ytcgkjiyjq

Тест на правописание

Синонимы слова Несплошной

  • Несплошный
  • Разрывный

Разбор частей речи

Далее давайте разберем морфологические признаки каждой из частей речи русского языка на примерах. Согласно лингвистике русского языка, выделяют три группы из 10 частей речи, по общим признакам:

1. Самостоятельные части речи:

  • существительные (см. морфологические нормы сущ. );
  • глаголы:
    • причастия;
    • деепричастия;
  • прилагательные;
  • числительные;
  • местоимения;
  • наречия;

2. Служебные части речи:

  • предлоги;
  • союзы;
  • частицы;

3. Междометия.

Ни в одну из классификаций (по морфологической системе) русского языка не попадают:

  • слова да и нет, в случае, если они выступают в роли самостоятельного предложения.
  • вводные слова: итак, кстати, итого, в качестве отдельного предложения, а так же ряд других слов.

Морфологический разбор существительного

План морфологического разбора существительного

Пример:

«Малыш пьет молоко.»

Малыш (отвечает на вопрос кто?) – имя существительное;

  • начальная форма – малыш;
  • постоянные морфологические признаки: одушевленное, нарицательное, конкретное, мужского рода, I -го склонения;
  • непостоянные морфологические признаки: именительный падеж, единственное число;
  • при синтаксическом разборе предложения выполняет роль подлежащего.

Морфологический разбор слова «молоко» (отвечает на вопрос кого? Что?).

  • начальная форма – молоко;
  • постоянная морфологическая характеристика слова: среднего рода, неодушевленное, вещественное, нарицательное, II -е склонение;
  • изменяемые признаки морфологические: винительный падеж, единственное число;
  • в предложении прямое дополнение.

Приводим ещё один образец, как сделать морфологический разбор существительного, на основе литературного источника:

«Две дамы подбежали к Лужину и помогли ему встать. Он ладонью стал сбивать пыль с пальто. (пример из: «Защита Лужина», Владимир Набоков).»

Дамы (кто?) — имя существительное;

  • начальная форма — дама;
  • постоянные морфологические признаки: нарицательное, одушевленное, конкретное, женского рода, I склонения;
  • непостоянная морфологическая характеристика существительного: единственное число, родительный падеж;
  • синтаксическая роль: часть подлежащего.

Лужину (кому?) — имя существительное;

  • начальная форма — Лужин;
  • верная морфологическая характеристика слова: имя собственное, одушевленное, конкретное, мужского рода, смешанного склонения;
  • непостоянные морфологические признаки существительного: единственное число, дательного падежа;
  • синтаксическая роль: дополнение.

Ладонью (чем?) — имя существительное;

  • начальная форма — ладонь;
  • постоянные морфологические признаки: женского рода, неодушевлённое, нарицательное, конкретное, I склонения;
  • непостоянные морфо. признаки: единственного числа, творительного падежа;
  • синтаксическая роль в контексте: дополнение.

Пыль (что?) — имя существительное;

  • начальная форма — пыль;
  • основные морфологические признаки: нарицательное, вещественное, женского рода, единственного числа, одушевленное не охарактеризовано, III склонения (существительное с нулевым окончанием);
  • непостоянная морфологическая характеристика слова: винительный падеж;
  • синтаксическая роль: дополнение.

(с) Пальто (С чего?) — существительное;

  • начальная форма — пальто;
  • постоянная правильная морфологическая характеристика слова: неодушевленное, нарицательное, конкретное, среднего рода, несклоняемое;
  • морфологические признаки непостоянные: число по контексту невозможно определить, родительного падежа;
  • синтаксическая роль как члена предложения: дополнение.

Морфологический разбор прилагательного

Имя прилагательное — это знаменательная часть речи. Отвечает на вопросы Какой? Какое? Какая? Какие? и характеризует признаки или качества предмета. Таблица морфологических признаков имени прилагательного:

  • начальная форма в именительном падеже, единственного числа, мужского рода;
  • постоянные морфологические признаки прилагательных:
    • разряд, согласно значению:
      • — качественное (теплый, молчаливый);
      • — относительное (вчерашний, читальный);
      • — притяжательное (заячий, мамин);
    • степень сравнения (для качественных, у которых этот признак постоянный);
    • полная / краткая форма (для качественных, у которых этот признак постоянный);
  • непостоянные морфологические признаки прилагательного:
    • качественные прилагательные изменяются по степени сравнения (в сравнительных степенях простая форма, в превосходных — сложная): красивый-красивее-самый красивый;
    • полная или краткая форма (только качественные прилагательные);
    • признак рода (только в единственном числе);
    • число (согласуется с существительным);
    • падеж (согласуется с существительным);
  • синтаксическая роль в предложении: имя прилагательное бывает определением или частью составного именного сказуемого.

План морфологического разбора прилагательного

Пример предложения:

Полная луна взошла над городом.

Полная (какая?) – имя прилагательное;

  • начальная форма – полный;
  • постоянные морфологические признаки имени прилагательного: качественное, полная форма;
  • непостоянная морфологическая характеристика: в положительной (нулевой) степени сравнения, женский род (согласуется с существительным), именительный падеж;
  • по синтаксическому анализу — второстепенный член предложения, выполняет роль определения.

Вот еще целый литературный отрывок и морфологический разбор имени прилагательного, на примерах:

Девушка была прекрасна: стройная, тоненькая, глаза голубые, как два изумительных сапфира, так и заглядывали к вам в душу.

Прекрасна (какова?) — имя прилагательное;

  • начальная форма — прекрасен (в данном значении);
  • постоянные морфологические нормы: качественное, краткое;
  • непостоянные признаки: положительная степень сравнения, единственного числа, женского рода;
  • синтаксическая роль: часть сказуемого.

Стройная (какая?) — имя прилагательное;

  • начальная форма — стройный;
  • постоянные морфологические признаки: качественное, полное;
  • непостоянная морфологическая характеристика слова: полное, положительная степень сравнения, единственное число, женский род, именительный падеж;
  • синтаксическая роль в предложении: часть сказуемого.

Тоненькая (какая?) — имя прилагательное;

  • начальная форма — тоненький;
  • морфологические постоянные признаки: качественное, полное;
  • непостоянная морфологическая характеристика прилагательного: положительная степень сравнения, единственное число, женского рода, именительного падежа;
  • синтаксическая роль: часть сказуемого.

Голубые (какие?) — имя прилагательное;

  • начальная форма — голубой;
  • таблица постоянных морфологических признаков имени прилагательного: качественное;
  • непостоянные морфологические характеристики: полное, положительная степень сравнения, множественное число, именительного падежа;
  • синтаксическая роль: определение.

Изумительных (каких?) — имя прилагательное;

  • начальная форма — изумительный;
  • постоянные признаки по морфологии: относительное, выразительное;
  • непостоянные морфологические признаки: множественное число, родительного падежа;
  • синтаксическая роль в предложении: часть обстоятельства.

Морфологические признаки глагола

Согласно морфологии русского языка, глагол — это самостоятельная часть речи. Он может обозначать действие (гулять), свойство (хромать), отношение (равняться), состояние (радоваться), признак (белеться, красоваться) предмета. Глаголы отвечают на вопрос что делать? что сделать? что делает? что делал? или что будет делать? Разным группам глагольных словоформ присущи неоднородные морфологические характеристики и грамматические признаки.

Морфологические формы глаголов:

  • начальная форма глагола — инфинитив. Ее так же называют неопределенная или неизменяемая форма глагола. Непостоянные морфологические признаки отсутствуют;
  • спрягаемые (личные и безличные) формы;
  • неспрягаемые формы: причастные и деепричастные.

Морфологический разбор глагола

  • начальная форма — инфинитив;
  • постоянные морфологические признаки глагола:
    • переходность:
      • переходный (употребляется с существительными винительного падежа без предлога);
      • непереходный (не употребляется с существительным в винительном падеже без предлога);
    • возвратность:
      • возвратные (есть -ся, -сь);
      • невозвратные (нет -ся, -сь);
    • вид:
      • несовершенный (что делать?);
      • совершенный (что сделать?);
    • спряжение:
      • I спряжение (дела-ешь, дела-ет, дела-ем, дела-ете, дела-ют/ут);
      • II спряжение (сто-ишь, сто-ит, сто-им, сто-ите, сто-ят/ат);
      • разноспрягаемые глаголы (хотеть, бежать);
  • непостоянные морфологические признаки глагола:
    • наклонение:
      • изъявительное: что делал? что сделал? что делает? что сделает?;
      • условное: что делал бы? что сделал бы?;
      • повелительное: делай!;
    • время (в изъявительном наклонении: прошедшее/настоящее/будущее);
    • лицо (в настоящем/будущем времени, изъявительного и повелительного наклонения: 1 лицо: я/мы, 2 лицо: ты/вы, 3 лицо: он/они);
    • род (в прошедшем времени, единственного числа, изъявительного и условного наклонения);
    • число;
  • синтаксическая роль в предложении. Инфинитив может быть любым членом предложения:
    • сказуемым: Быть сегодня празднику;
    • подлежащим :Учиться всегда пригодится;
    • дополнением: Все гости просили ее станцевать;
    • определением: У него возникло непреодолимое желание поесть;
    • обстоятельством: Я вышел пройтись.

Морфологический разбор глагола пример

Чтобы понять схему, проведем письменный разбор морфологии глагола на примере предложения:

Вороне как-то Бог послал кусочек сыру… (басня, И. Крылов)

Послал (что сделал?) — часть речи глагол;

  • начальная форма — послать;
  • постоянные морфологические признаки: совершенный вид, переходный, 1-е спряжение;
  • непостоянная морфологическая характеристика глагола: изъявительное наклонение, прошедшего времени, мужского рода, единственного числа;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

Следующий онлайн образец морфологического разбора глагола в предложении:

Какая тишина, прислушайтесь.

Прислушайтесь (что сделайте?) — глагол;

  • начальная форма — прислушаться;
  • морфологические постоянные признаки: совершенный вид, непереходный, возвратный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфологическая характеристика слова: повелительное наклонение, множественное число, 2-е лицо;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

План морфологического разбора глагола онлайн бесплатно, на основе примера из целого абзаца:

— Его нужно предостеречь.

— Не надо, пусть знает в другой раз, как нарушать правила.

— Что за правила?

— Подождите, потом скажу. Вошел! («Золотой телёнок», И. Ильф)

Предостеречь (что сделать?) — глагол;

  • начальная форма — предостеречь;
  • морфологические признаки глагола постоянные: совершенный вид, переходный, невозвратный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфология части речи: инфинитив;
  • синтаксическая функция в предложении: составная часть сказуемого.

Пусть знает (что делает?) — часть речи глагол;

  • начальная форма — знать;
  • постоянные морфологические признаки: несовершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфология глагола: повелительное наклонение, единственного числа, 3-е лицо;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

Нарушать (что делать?) — слово глагол;

  • начальная форма — нарушать;
  • постоянные морфологические признаки: несовершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
  • непостоянные признаки глагола: инфинитив (начальная форма);
  • синтаксическая роль в контексте: часть сказуемого.

Подождите (что сделайте?) — часть речи глагол;

  • начальная форма — подождать;
  • постоянные морфологические признаки: совершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфологическая характеристика глагола: повелительное наклонение, множественного числа, 2-го лица;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

Вошел (что сделал?) — глагол;

  • начальная форма — войти;
  • постоянные морфологические признаки: совершенный вид, невозвратный, непереходный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфологическая характеристика глагола: прошедшее время, изъявительное наклонение, единственного числа, мужского рода;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

несплошной

несплошной
несплошной

несплошный, разрывный

Словарь русских синонимов.

несплошной
прил.

, кол-во синонимов: 2

Словарь синонимов ASIS.
.
2013.

.

Синонимы:

Смотреть что такое «несплошной» в других словарях:

  • несплошной поток выбросов из дымовой трубы ТЭС — фиксируемый выброс из дымовой трубы ТЭС — [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом Синонимы фиксируемый выброс из дымовой трубы ТЭС EN detectable emissions …   Справочник технического переводчика

  • НЕСПЛОШНОЙ АРЕАЛ — см. дизъюнктивный ареал …   Словарь ботанических терминов

  • Caul sheet — Несплошной покровный слой …   Краткий толковый словарь по полиграфии

  • Сопротивление среды — (мех.) окружающей движущееся тело, представляет собой совокупность сил, противодействующих движению тела и образуемых ударами частиц среды и трением их о поверхность тела. Полной и точной теории С. среды мы не имеем; немногие теоретические выводы …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • разрывный — непрерывистый; несвязный; несплошной, разрывчатый, разрывной, разрывочный. Ant. неразрывный, сплошной Словарь русских синонимов. разрывный прил., кол во синонимов: 4 • несплошной (2) • …   Словарь синонимов

  • Багамские острова — (Bahama Islands)         архипелаг в Вест Индии, к Ю. В. от полуострова Флорида. Колония Великобритании (с 1783). Площадь 11,4 тыс. км2. Наиболее крупные острова: Андрос, Б. Абако, Б. Инагуа и Б. Багама. Население 144 тыс. чел. (1967), главным… …   Большая советская энциклопедия

  • Батиаль —         батиальная зона (от греч. bathýs глубокий), зона Мирового океана, занимающая промежуточное положение между неритовой (мелководной) и абиссальной (глубоководной) зонами. Геоморфологически Б. примерно соответствует материковому склону (См.… …   Большая советская энциклопедия

  • Акмолинская область — I северо восточная, самая обширная область киргизской степи в Азиатской России, простирается от Улу Тау и Ишима (на западе) до Иртыша (на С.В.) приблизительно от 45° до 54° сев. широты и от 82° по 92° вост. долготы (от Ферро), занимает… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Акмолинская область (дополнение к статье) — Пространство области приблизительно 479200 кв. вер. При равнинном в общем рельефе территория области распадается на две главные части: северную, значительно большую по пространству, принадлежащую системе р. Иртыша и составляющую продолжение… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • ПЕРЕЛЕСОК — муж. или твер. перелесица жен. узкая полоска леса, соединяющая два леска, острова; лесной перешеек; | колок, частица перемежного, разбросанного островками леса; перелески, несплошной, прогалистый лес. Перелесье ср. поляна меж лесков: прогалина,… …   Толковый словарь Даля

Всего найдено: 100

как пишется «не» вместе или раздельно? Необходимо отметить роль биотина, содержащегося в сыворотке в достаточно большом количестве, как важнейшего фактора роста дрожжей, неспособных его синтезировать.

Ответ справочной службы русского языка

Следует писать слитно. Также см. вопрос 286408.

Задал вопрос: «Уважаемые пользователи, подскажите как правильно написать? 1.Авиация для не авиаторов. 2.Авиация для неавиаторов» Ответ:»Следует писать слитно.» Подскажите почему, какое правило?

Ответ справочной службы русского языка

Если существительные и прилагательные в сочетании с не обозначают непринадлежность к какому-либо разряду лиц или явлений, эти слова пишутся слитно: неврачи, нефраниузы, немарксисты, нехристиане, неспециалисты, немосквичи и т. д.

Как правильно написать «Не(члены) клуба платят дополнительный сбор в размере 500 рублей»? Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Если существительные и прилагательные в сочетании с не обозначают непринадлежность к какому-либо разряду лиц или явлений, то они пишутся слитно. Ср.: Неврач не разберется в этом; Неспециалистам доклад понравился; Неегиптолог его не поймёт.

Здравствуйте! Ответьте, пожалуйста, как можно быстрее. Я переводчик. Вышел спор с заказчиком. Я написала «исследование жизнеспособности организации», заказчик исправил на «опрос о жизнеспособности организации». Второй вариант правомерен? Мне режет ухо, но не могу обосновать. Какие вообще предлоги можно употреблять со словом «опрос»? Может ли быть «опрос о чем-то»?

Ответ справочной службы русского языка

Исследование и опрос — разные по сути вещи. Опрос — сбор первичной информации (возможно, в рамках исследования). Возможно: опрос в целях выяснения жизнеспособности организации.

Несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема. Частица не пишется слитно или раздельно?

Ответ справочной службы русского языка

Следует писать слитно.

здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, слитно или раздельно пишется причастие в следующей фразе: неспетая песня для Клавдии Семёновой

Ответ справочной службы русского языка

Следует писать слитно.

Возможно ли раздельное написание «не жизнеспособна» в следующих предложениях? 1. Эта система не/жизнеспособна. 2. Эта система абсолютно не/жизнеспособна. === Влияет ли на выбор слитного/раздельного написания во втором примере наличие в нём слова «абсолютно»?

Ответ справочной службы русского языка

Написание зависит от смысла. Слитное написание подчеркивает утверждение (утверждается нежизнеспособность), раздельное написание подчеркивает отрицание. Решение о слитном или раздельном написании принимает автор текста.

При этом слово абсолютно может употребляться в сочетаниях обоих типов. Замена слов иногда помогает принять решение: абсолютно нежизнеспособна = полностью нежизнеспособна; абсолютно не жизнеспособна = вовсе не жизнеспособна.

Становится не способным/неспособным замечать…?

Ответ справочной службы русского языка

Верно слитное написание.

Здравствуйте! Когда «неспособный» пишется слитно, а когда раздельно? Зависит от того, прилагательным или причастием является? Заранее спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Неспособный – имя прилагательное. Не пишется отдельно, если в предложении есть противопоставление или слова, влияющие на раздельное написание (вовсе не, далеко не, отнюдь не, отрицательные местоимения или наречия, начинающиеся с ни). В остальных случаях правильно слитное написание.

Уважаемая справка, большое спасибо Вам за Вашу помощь в постижении русского языка. Я уже несколько раз обращалась к Вам. Разрешите задать Вам ещё один вопрос. Мой вопрос касается правописания «не» с именами существительными. В справочнике Розенталя Д. Э. написано, что в таких словах, как «недемократ», «нерусский», «неспециалист» и т. д. «не» является приставкой, а не частицей, и пишется слитно. Подскажите, пожалуйста, вот в таких обычных предложениях, как «Я непреподаватель.», «Я нестудент.» и т. д. «не» тоже является приставкой, а не частицей? Её тоже надо писать слитно? Если это зависит от ситуации, расскажите, пожалуйста, когда «непреподаватель» и «нестудент», а когда «не преподаватель» и «не студент». Я в замешательстве. Заранее благодарю Вас за ответ.

Ответ справочной службы русского языка

В предложениях Я не преподаватель. Я не студент сказуемое выражено именем существительным (преподаватель, студент), а перед сказуемым стоит отрицание не. Правильно раздельное написание. Ср.: Закон касается студентов и нестудентов. Непреподаватель не поймет этого утверждения.

Здравствуйте. _Люди, неспособные (не способные) читать плоскопечатные тексты_. Как правильно: слитно или раздельно? Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Верно слитное написание.

Скажите, пожалуйста, во фразах типа «точки соединения с массой», «на массу», слово «масса» должно писаться в кавычках или без?

Ответ справочной службы русского языка

Если имеется в виду корпус автомобиля, слово «масса» следует писать в кавычках, особенно в неспециализированных текстах.

здравствуйте! подскажите, как правильно написать: «девушка не способна/неспособна заниматься таким видом спорта»? заранее спасибо

Ответ справочной службы русского языка

Возможно как слитное, так и раздельное написание. При слитном написании утверждается неспособность, при раздельном – подчеркивается отрицание (отрицается способность).

Уважаемые коллеги-филологи! Мои вопросы касаются пунктуации.
1) Права ли корректор моей статьи, удаляя запятые после оборотов «в то же время» (в уступительном, а не временном значении) и «к тому же», стоящих в начале предложения? Примеры на вашем сайте меня не убеждают, так как указанные обороты стоят там в середине предложения и не вполне в нужном мне значении. Привожу свои контексты:
«В то же время, сами авторы цитируемого источника признают, что граница между этими двумя типами слов не вполне жесткая»
«К тому же, сам автор цитированного пособия признает отдельные «колебания в согласовании глагола-сказуемого со сложносоставными существительными»
2) какой знак препинания должен стоять после «а именно» в таком контексте: «Наряду с заметными преимуществами, он имеет существенный недостаток, а именно: неспособность справляться со словами, которых нет в словаре». Корректор хочет исправить мое двоеточие на тире (!). Можно ли здесь не ставить вообще никакой знак?
Заранее спасибо,
Татьяна

Ответ справочной службы русского языка

1. Корректор прав. Нет причин ставить запятые после сочетаний в то же время и к тому же.

2. После а именно лучше не ставить никакого знака. Подробнее о пунктуации при этом союзе см. в «Справочнике по пунктуации».

Почему в вопросе № 277302 «неспособные» пишется слитно? Ведь это причастие с зависимыми словами.

Ответ справочной службы русского языка

Это не причастие. Причастие — форма глагола, например: прочитать — прочитанный, прочитавший.

На главную » Вопросы по грамматике » Несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема. Частица не пишется слитно или раздельно

На главную

Несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема. Частица не пишется слитно или раздельно

  • Жалоба
  • Просмотрен 215 раз
  • 0
  • Аноним Вопрос задан 13.04.21


Несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема. Частица не пишется слитно или раздельно?

Ответить


Лучший ответ:

Следует писать слитно.

Ссылка на ответ
Ответ эксперта

Вопросы по грамматике

  • 100
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Похожее

  • Подскажите, как правильно пишется слово нерефрижераторное (напр. судно)? Частица не пишется слитно или раздельно?
    Вопросы по грамматике

  • Подскажите, слитно или раздельно пишется частица НЕ в выражении: поводом… становится
    Вопросы по грамматике

  • Как правильно пишется некомпетентен. Частица не слитно или раздельно?
    Вопросы по грамматике

  • В данном предложении частица НЕ пишется слитно или раздельно: «Это совсем не весёлая история
    Вопросы по грамматике

  • Подскажите, как пишется частица «не» — слитно или раздельно — в выражении «не окислительно
    Вопросы по грамматике

Предыдущий вопрос
Следующий вопрос

Добавить комментарий

Оставить комментарий

Морфологический разбор слова несплошная

Введите слово для морфологического разбора

Предлагаем вашему вниманию результаты морфологического разбора слова несплошная.

Вариант 1:

  • Начальная форма: НЕСПЛОШНАЯ
  • Часть речи: Прилагательное
  • Грамматика: женский род, единственное число, именительный падеж, неодушевленное
  • Формы: несплошной, несплошного, несплошному, несплошным, несплошном, несплошная, несплошную, несплошною, несплошное, несплошные, несплошных, несплошными

Тексты окружают нас и сопровождают повсюду. И не всегда даже взрослые, не говоря уже о школьниках, знают, что весь этот огромный массив можно разделить на две группы: тексты сплошные и несплошные.  

Сплошные не прерываются включёнными в отдельные строки формулами, таблицами, схемами, иллюстрациями и пр. Это тексты разных видов и жанров, в том числе рассказы, стихи, статьи, школьные сочинения.

В несплошных информация передаётся не только словесным способом. На школьных уроках дети читают и составляют таблицы, графики, схемы, опорные конспекты. Иллюстрация с подписью в учебнике — тоже несплошной текст. А в повседневной жизни приходится читать расписания движения транспорта, схемы проезда, афиши, карты сайтов, рекламные постеры, инструкции и разбираться в содержании.

Умеем ли мы читать такие тексты? А дети? Чтобы это определить, попробуйте ответить на вопросы:

1.Вы различаете, сплошной это текст или несплошной, обращаете на это внимание?
2. Умеете вычитывать, например, из таблицы или схемы информацию, данную в явном виде и «между строк»?
3. Можете перевести, например, сплошной текст  —  в таблицу, схему, план или составить связный текст по схеме? 
5. Сможете самостоятельно составить опорный конспект, соединив слова и другие графические знаки? 

Как читать такие тексты?

Вот самый простой пример: ученику нужно заполнить таблицу, которая называется «Функции знаков препинания в письменной речи», а затем на основе таблицы составить устный рассказ на ту же тему.
Даны заголовки столбцов таблицы: | Знаки препинания  |   Какую роль играют | и слова, которые нужно распределить по этим столбцам: точка, многоточие, вопросительный знак, восклицательный знак, запятая, точка с запятой, тире, двоеточие, кавычки, две запятые, два тире, скобки, завершение, разделение, выделение.

Как нужно действовать? Сначала прочитать формулировку задания изучающим чтением. Кстати: читать задания многие школьники не умеют, отсюда и результат получается не очень.

1.      Читаем заголовок таблицы: «Функции знаков препинания в письменной речи». 

О чём сказано в явном виде? У знаков препинания в письменной речи есть определённые функции. Что читаем «между строк»? Этих функций несколько (использована форма множественного числа — функции). Какой вопрос возникает у читателя? Сколько этих функций и какие они?

2.      Ищем ответ на этот вопрос: читаем названия столбцов таблицы: Знаки препинания. Какую роль играют

Какую дополнительную информацию они сообщают? Надо назвать знаки препинания и указать их роль в письменной речи. Здесь есть подтекстовая информация: показано два столбца, значит, все данные слова надо по ним распределить, разделить на две группы.

3. Читаем слова, которые нужно перенести в таблицу: точка, многоточие, вопросительный знак, восклицательный знак, запятая, точка с запятой, тире, двоеточие, кавычки, две запятые, два тире, скобки, завершение, разделение, выделение.

Здесь перечислены все знаки препинания и их группы по функции. Вот ответ на вопрос (см. пункт 1) Подтекст: знаки препинания надо сгруппировать, а поскольку в перечне даны названия трёх групп по функции (завершение, разделение, выделение), а столбцов два, в таблице будет шесть ячеек. В задании об этом напрямую не сказано, но мы эту информацию нашли «между строк».

Результат работы — таблица. Опираясь на неё, нужно рассказать, о трёх группах знаков препинания по функции.

Какие читательские умения развиваются при этом?

Прежде всего дети учатся читать задание, понимать, о чём говорится прямо, а о чём в неявном виде (правильно всё понял — правильно выполнил задание!); самостоятельно создавать несплошной текст (таблицу), переводить информацию из одной формы в другую, строить устное связное высказывание.

Это важнейшие, базовые  универсальные действия, которые помогают  работать с информацией: читать и разбираться в содержании любого текста.

Где научиться и прочитать про это подробнее

Домашняя онлайн-школа грамотности Екатерины Бунеевой

Если вам нравятся материалы на Педсовете, подпишитесь на наш канал в Телеграме, чтобы быть в курсе событий раньше всех.

Подписаться

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Несплоченность как пишется
  • Несписанные как пишется слитно или раздельно
  • Неспешным шагом как пишется
  • Неспешный шаг как пишется
  • Неспешность как пишется