Ни денег ни билетов как пишется

Немного теории. Чаще всего выбор между «не» и «ни» зависит от смысла фразы: «не» — отрицает, «ни» — усиливает. Давайте осмыслим.

Начнём с самых простых примеров отрицаний:

Я пришёл не один (а с товарищем).
Не раз я приходил (а пять раз).

В свою очередь, усиление выглядит следующим образом:

Ни один не пришёл (совсем никто).
На пляже ни души (совсем никого).

Также отрицание можно выразить с помощью союзов «не то чтобы не»; «если не, то»; «не только, но и»; «не то, не то». В данных конструкциях следует употреблять только «не».

Теперь отметим устойчивые формы с «ни»:

  • ни дать ни взять;
  • откуда ни возьмись;
  • во что бы то ни стало;
  • ни с того ни с сего;
  • как бы там ни было.

Именно с «не» употребляются следующие наречия: пока, едва, только.

«Ни» встречается в похожих друг на друга конструкциях: где бы ни, что бы ни, какой бы ни, сколько бы ни.

И снова вернёмся к отрицанию. Рассмотрим двойное отрицание. Смысл у него получается противоположный:

Не мог не посмотреть — значит посмотрел.
Не смог не взять — значит взял.

Применяем в данных случаях только «не».

Если предполагаемое «не» или «ни» в предложении (например, «не увидел ни луны, ни звёзд») заменяет собой союз «и», соединяющий однородные члены, то мы пишем «ни».

Чтобы убедиться в этом, разберём два похожих друг на друга примера:

«Где я только не был!»
«Где я ни был, везде хорошо».

Почему в первом случае пишется «не», а во втором — «ни»? В простых предложениях с восклицанием или «вопрошанием» надо писать «не», а в придаточном предложении — «ни».

В данной ситуации правильность выбора между «не» и «ни» можно легко проверить: если частицу убрать и смысл предложения не потеряется — надо писать «ни»; если потеряется или изменится — «не». «Где я только был» — предложение не имеет смысла. «Где я был, везде хорошо» — смысл остался прежним.

Рассмотрим случай, в котором выбор между «не» и «ни» зависит непосредственно от ударения. Например, нЕкто, но никтО; нЕ у кого, но ни у когО, т. е. выбор правильности написания частицы вновь зависит от смысла. Но в данной позиции попадаются и исключения: сложно будет определиться, к примеру, с правильностью написания наречия «немало/нимало».

Рассмотрим с ним пару примеров.

«Немало воды утекло» и «Нимало не испугался».

Здесь можно применить уже использованное выше правило правописания «изменения смысла при отсутствии конструкции». Если из предложений убрать именно «не» и «ни», то получится: мало воды утекло (полностью меняется смысл фразы) и мало не испугался (получается неверный набор слов, но в общем смысл текста не меняется — чуть не испугался).

Но есть и более простой вариант: «немало» — значит много, а «нимало» — значит совсем. В первом случае факт отрицаем, во втором — усиливаем. И снова делаем вывод, что выбор правильности написания «не» или «ни» зависит от смысла. Думаю, примеры наглядно это подчеркнули.

Когда пишется «не», а когда - «ни»?

Фото: YayMicro/songbird839, PressFoto.ru

Запоминайте примеры, ловите смысл слов и пишите грамотно! Любите русский язык!

Самостоятельная  работа. Различение  частиц  НЕ  и  НИ

Р/я-10.
Различение  частиц  НЕ  и  НИ. Самостоятельная  работа.

1.  
Отметьте случаи правописания НЕ.

·       
Н..(1) чуть н..(2) изменился.

·       
Н..(3) куда ходить н..(4) надо.

·       
Н..(5) рыбёшки н..(6) поймал.

·       
Н..(7) знал н..(8) правил, н..(9) формул.

·       
Н..(10) мог н..(11) слышать крика.

·       
Куда н..(12) кинь взор, всюду развалины.

·       
Сколько н..(13) звал, он н..(14)
оглянулся.

·       
Нельзя н..(15) любоваться закатом.

·       
Он н..(16) разу н..(17) был н..(18) только
ранен, но даже поцарапан.

·       
Он н..(19) имел н..(20) какой должности,
н..(21) получал н..(22) гроша жалованья, находил, однако, средства для
развлечения.

2.  
Отметьте случаи правописания НИ.

1)    Н..
за что благодарить

2)    н..
за что не благодарил

3)    н..кого
просить

4)    увидел
н..кого иного, как однокурсника

5)    сообщил
н..кому иному, как декану

6)    н..кому
иному нельзя

7)    н..
за что купить

8)     н..откуда
взять

9)    здание
было н..чем иным, как университетом

10)   
н..чем иным это не объяснить

11)   
н..раз спрашивали

12)   
н..разу не ответил

3.  
Запишите предложения с данными словосочетаниями,
вставив пропущенные буквы:

(Н..)сказав
(н..)кому (н..)слова; (н..)денег, (н..)билетов; (н..)могу (н..)помочь;
(н..)ответа (н..)привета; (н..)слышно (н..)слова; (н..)кем заменить; (н..)чем
(н..)поможешь; откуда (н..) возьмись.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Р/я-10. Различение  частиц  НЕ  и  НИ. Самостоятельная 
работа. Ключ.

1.  
 2, 4, 6, 7, 10, 11, 14, 15, 17, 18, 19, 21.

2.  
 2, 4, 5, 6, 9, 10, 12.

3.  
 Не сказав никому ни слова; ни
денег, ни билетов; не могу не помочь; ни ответа ни привета; не слышно ни слова;
некем заменить; ничем не поможешь; откуда ни возьмись.

-нн- Примеры
Если есть приставка, кроме не-. Несмазанные колёса.

Искл.: смышлёный пес, названый брат, посажёный отец.

В бесприставочных причастиях, образованных от глаголов совершенного вида. Брошенный ребенок, купленный дом.
В бесприставочных причастиях, образованных от глаголов несовершенного вида, если есть зависимые слова. Сеянная через сито мука.
В прилагательных глагольного происхождения на —ованный, -ёванный. Балованный, рискованный.

Искл.: кованый, жёваный.

III. Проверка знаний. Тест

Вариант I

— Отметьте случаи написания —нн-.

1) Багрян..ый, 2) барабан..ый, 3) безветрен..ый, 4) истин..ый, 5) искусн..ый, 6) варен..ый, 7) сварен..ый, 8) полужарен..ый, 9) изжарен..ый, 10) газирован..ый, 11) иллюстрирован..ый, 12) куплен..ый, 13) рван..ый, 14) разорван..ый, 15) неждан..ый, 16) незван..ый, 17) золочён..ый, 18) нечаян..ый, 19) позолочен..ый, 20) свежеморожен..ый, 21) свежезаморожен..ый, 22) лишён..ый, 23) гружён..ая баржа, 24) гружён..ая кирпичом баржа, 25) нагружён..ая баржа, 26) сумка нагружен..а, 27) посажен..ый дуб, 28) посажён..ый отец, 29) варен..ая свинина, 30) варен..ое в собственном соку мясо, 31) жарен..ое мясо, 32) зажарен..ая утка, 33) утка зажарен..а, 34) кожан..ый диван, 35) мужествен..о.
Ответы:

2, 3, 4, 7, 9-12, 14, 15, 18, 19, 21, 24, 25, 27, 30, 32, 35.
Вариант II

— Отметьте случаи написания —н-.

1) Малоезжен..ый, 2) выдержан..ое вино, 3) бездон..ая пропасть, 4) пропасть бездон..а, 5) неждан..ый, 6) безлун..ый, 7) стеклян..о-прозрачный, 8) ледян..ой, 9) неждан..о-негаданно, 10) рискован..ый, 11) свеже-зелён..ые, 12) нежелан..ый, 13) никем не зван..ый, 14) незван..ый гость, 15) некошен..ая трава, 16) сеян..ые поля, 17) посеян..ые озимые, 18) хожен..ые-перехожен..ые тропинки, 19) свежескошен..ые, 20) глажен..ые брюки, 21) глаженое-переглажен..ое платье, 22) неписан..ый закон, 23) мощён..ые дороги, 24) мощён..ые булыжником дороги, 25) вымощен..ые дороги, 26) переглажен..ое бельё, 27) ношеный-переношен..ый костюм, 28) стираное-перестиран..ое бельё, 29) штопаные-перештопан..ые носки, 30) латаный-перелатан..ый пиджак, 31) общественность взволнован..а сообщением, 32) выводы совсем необоснован..ы, 33) требования необоснован..ы, 34) дело сделан..о, 35) посажен..ый дуб.
Ответы:

1, 8, 11, 14, 15, 16, 18, 20, 21, 22, 23, 27-32, 34.
IV. Подведение итогов работы

1. Обобщение знаний по теме «Правописание окончаний разных частей речи».

2. Работа по учебнику.

Правописание окончаний существительных (стр. 70, 71).

Упр. 143, 144.

Правописание окончаний глаголов (стр. 84).

Упр. 170 (II), 171 (I).

3. Самостоятельная работа по данной теме.

Упр. 142 или его часть.
Домашнее задание

1. Упр. 142 (закончить);

2. Упр. 171 (II);

3. Написать сочинение-миниатюру по теме «Здравствуйте, лёгкие звёзды пушистого, первого снега» (И. Тургенев). В сочинении выделить окончания глаголов и прилагательных.

(Учащиеся выполняют задание 2 или 3 по выбору.)

Урок 29 (25)

Правописание не и ни с разными частями речи.
Цели урока:

Повторение темы «-н— и —нн— в суффиксах разных частей речи»; закрепление навыков правописания не и ни с разными частями речи, развитие монологической речи.
Ход урока

I. Проверка домашнего задания

1. Рассказать о правописаниин— и —нн— в суффиксах разных частей речи.
2. Индивидуальная работа по карточкам.

Карточка № 1

— Вставить —н— или —нн-, расставить знаки препинания.

Подстреле..ого сокола и ворона носом долбит (Русская пословица). Журналистика это организова..ое злословие (О. Уайльд). Подслуша..ому верят больше чем услыша..ому (А. Фюрстенберг). Деньги всё могут сделать они срывают скалы высушивают реки нет такой вершины на которую не мог бы взобраться нагруже..ый золотом осёл (Ф. Рохас). Пуга..ая ворона куста боится (Русская пословица).
Ответ:

Подстреленного сокола и ворона носом долбит (Русская пословица). Журналистика — это организованное злословие (О. Уайльд). Подслушанному верят больше, чем услышанному (А. Фюрстенберг). Деньги всё могут сделать: они срывают скалы, высушивают реки; нет такой вершины, на которую не мог бы взобраться нагруженный золотом осёл (Ф. Рохас). Пуганая ворона куста боится (Русская пословица).
Карточка № 2

— Вставить —н— или —нн-.

Безветре..ый день, бульо..ый кубик, воро..ой конь, глиня..ый горшок, грачи..ое гнездо, дива..ая подушка, искусстве..ый шёлк, карти..ая галерея, лекарстве..ое растение, овчи..ый полушубок, мужестве..о, ра зорва..ый рукав, нежда..ый гость, позолоче..ое кольцо, гружё..ая кирпичом баржа, сумка нагруже..а, посаже..ый дуб, старая листве..ица, моя мадо..а, любимый племя..ик.
Ответ:

Безветренный день, бульонный кубик, вороной конь, глиняный горшок, грачиное гнездо, диванная подушка, искусственный шёлк, картинная галерея, лекарственное растение, овчинный полушубок, мужественно, разорванный рукав, нежданный гость, позолоченное кольцо, гружённая кирпичом баржа, сумка нагружена, посаженный дуб, старая лиственница, моя мадонна, любимый племянник.
3. Во время подготовки учащихся к ответам на вопросы и выполнения индивидуальных заданий по карточкам класс пишет словарный диктант:

На экскурсии, в планетарии, о шалунье, о лезвии, о бытии, домишко, сынишка, братишка, полюшко, домище, жарища, приехал к Марии Николаевне, в течении реки, тихо шепчет, полки строятся, туман расстилается, переживает за близких, гоните стадо, строите дом. (28 слов.)
II. Работа по теме урока

1. Слитное и раздельное написание не.

1) не пишется слитно, если слова без не не употребляется.

2) не с глаголами и деепричастиями пишется раздельно. Глаголы с приставкой недо— пишутся слитно (недосыпать, недоглядеть). От глаголов с приставкой недо— следует отличать глаголы с приставкой до- и частицей не, которые обозначают неполное, незаконченное действие (ему не достаёт такта, аквалангист не достал морскую раковину).

3) не с существительными, прилагательными и наречиями:

Слитно Раздельно
Если слово с не имеет синонимы без не: недруг — враг, небольшой — маленький, негромко — тихо. Если есть противопоставление с союзом а: не друг, а враг; не большой, а маленький; не громко, а тихо.
Если присутствуют слова далеко, вовсе, отнюдь, нисколько: далеко не единственный случай; вовсе не обязательно.

4) не с причастиями:

Слитно Раздельно
Если нет зависимых слов: нераспустившийся цветок, неотправленное письмо, С краткими причастиями: работа не закончена.
Если есть противопоставление с союзом а: не распустившийся, а только зацветающий гладиолус.

5) не с отрицательными местоимениями:

Слитно Раздельно
Если нет предлога: некто, нечто. При наличии предлога: не у кого, не за что.

6) В остальных случаях не пишется отдельно:

• с числительными (не восемь книг);

• с местоимениями (не этот), но философский термин не-я пишется через дефис;

• со словами категории состояния (не надо, не нужно);

• со сравнительной степенью (не старше, не глубже);

• со словами дефисного написания (не ярко-красный, не по-старому);

• в вопросительных предложениях (Не правда ли?).
2. Слитное и раздельное написание ни.

Слитно Раздельно
В отрицательных местоимениях без предлогов: никто, ничто. Во всех остальных случаях.
В наречиях: никогда, ниоткуда, никуда.

III. Проверка знаний. Отработка умений и навыков

1. Комментированное письмо (упр. 196).

— Объясните правописание не.
2. Индивидуальные задания.

Упр. 167, 174 (1-10 предложения), 174 (11-20 предложения).
3. Самостоятельная работа (упр. 206).

— Прочитайте текст. Назовите произведение, из которого взят этот отрывок, автора.

— Выпишите слова с не и ни.
IV. Итоги урока

— Как пишутся с не слова, которые без не не употребляются?

— Как пишется не с глаголами и деепричастиями?

— Как пишется не с прилагательными, существительными и наречиями?

— Как пишется не с причастиями?
Домашнее задание

1. Упр. 205.

2. Выучить материал урока.

Урок 30

Различение частиц не и ни
Цели урока:

Закрепление правописания не и ни с разными частями речи, развитие связной монологической речи.
Ход урока

I. Реализация домашнего задания

1. Рассказать о правописании не и ни с разными частями речи.
2. Проверка выполнения домашнего упр. 205.

— Какой общий заголовок вы подобрали к этим пословицам?

— С какими из них вы согласны, с какими — нет?

— Какие пословицы на эту тему вы подобрали?

— Объясните правописание не и ни.
3. Словарный диктант.

Не скрывал удивления; недоумевая; не мог встретить; затаить ненависть; негодовать от возмущения; не деревянный дом; недёшево стоить; недисциплинированный ученик; река неширокая, но холодная; долго недомогать; не далёкий, а близкий; не шестьдесят; негласный закон; недожжённый костёр; недовыполнить план, не достать до полки; проявить недоверчивость; писать нечем; не за кем бежать; наесться не досыта; незадолго до встречи; настоящая недотрога; никем не замаскированный; незапоминающееся лицо; неряшливый вид; проявить некорректность; ненавидящий невежество; чувствовать себя неловко; не пришёл никто; ни рыба ни мясо.
II. Работа по теме урока

Различение частиц не и ни (стр. 95 учебника).

Одиночное или двойное ни входит в устойчивые обороты: откуда ни возьмись, как ни в чём не бывало, во что бы то ни стало, ни рыба ни мясо, ни жив ни мёртв, ни два ни полтора, ни то ни сё, ни дать ни взять.

Следует различать сочетания: ни один (никто) — не один (много); ни разу (никогда) — не раз (много раз).
III. Проверка знаний. Отработка умений и навыков

1. Объяснительный диктант.

1) Куда он только не обращался! 2) Куда он только ни обращался, везде был отказ. 3) Ни один из восходов солнца не бывает похож на другой (К. Паустовский). 4) Беспредельный морской шум не прекращался ни на минуту. 5) За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь (Пословица). 6) Сколько бы ни пришлось жить на свете, никогда не перестанешь удивляться России (К. Паустовский). 7) Есть мужчины, красноречием превосходящие женщин, но ни один мужчина не обладает красноречием женских глаз.
2. Задание по вариантам.

Вариант I — упр. 197.

Вариант II — записать предложения с данными словосочетаниями, вставив пропущенные буквы:

(Н..) сказав (н..) кому (н..) слова; (н..) денег, (н..) билетов; (н..) могу (н..) помочь; (н..) ответа (н..) привета; (н..) слышно (н..) слова; (н..) кем заменить; (н..) чем (н..) поможешь; откуда (н..) возьмись.
Ответы:

Не сказав никому ни слова; ни денег, ни билетов; не могу не помочь; ни ответа ни привета; не слышно ни слова; некем заменить; ни чем не поможешь; откуда ни возьмись.
IV. Самостоятельная работа. Тест

Вариант I

— Отметьте случаи правописания не.

• Н..(1) чуть н..(2) изменился.

• Н..(3) куда ходить н..(4) надо.

• Н. .(5) рыбёшки н..(6) поймал.

• Н..(7) знал н..(8) правил, н..(9) формул.

• Н..(10) мог н..(11) слышать крика.

• Куда н..(12) кинь взор, всюду развалины.

• Сколько н..(13) звал, он н..(14) оглянулся.

• Нельзя н..(15) любоваться закатом.

• Он н..(16) разу н..( 17) был н..( 18) только ранен, но даже поцарапан.

• Он н..(19) имел н..(20) какой должности, н..(21) получал н..(22) гроша жалованья, находил, однако, средства для развлечения.
Ответы:

2, 4, 6, 7, 10, 11, 14, 15, 17, 18, 19, 21.
Вариант II

— Отметьте случаи правописания ни.

1) Н.. за что благодарить, 2) н.. за что не благодарил, 3) н..кого просить, 4) увидел н..кого иного, как однокурсника, 5) сообщил н..кому иному, как декану, 6) н..кому иному нельзя, 7) н.. на что купить, 8) н..откуда взять, 9) здание было н..чем иным, как университетом, 10) н..чем иным это не объяснить, 11) н..раз спрашивали, 12) н..разу не ответил.
Ответы:

2, 6, 10, 12.
Домашнее задание

Упр. 198 — домашняя контрольная работа.

Урок 31

Правописание наречий
Цели урока:

Закрепление навыков правописания наречий; формирование умения образовывать наречия и употреблять их в речи.
Ход урока

I. Работа по группам

I группа

Синтаксический разбор предложения:

Приезжай к нам обедать запросто.
Ответ:

Приезжай к нам обедать запросто. (побуд., невоскл., простое, односост., о/л [

], распростр., полное, неослож.)

Приезжай — простое гл. сказуемое, выражено гл. повелительного наклонения.

Приезжай (зачем?) обедать — обстоятельство цели, выражено инфинитивом.

Приезжай (как?) запросто — обстоятельство образа действия, выражено наречием.

Приезжай (куда?) к нам — обстоятельство места, выражено личным местоимением с предлогом.
2 группа

Морфологический разбор наречия запросто.
Ответ:

Запросто — наречие.

Приезжай (как?) запросто: наречие образа действия.

Приезжай (как?) запросто (в предложении явл. обстоятельством).
3 группа

Словарный диктант:

Запросто, на ходу, чуть-чуть, без разбору, крепко-накрепко, в насмешку, по-немецки, сгоряча, бок о бок, еле-еле, сначала, за границей, по-прежнему, поменьше, точь-в-точь, вдребезги, настежь, докрасна, изредка, сплошь, извне, навеки, подольше, с размаху, ещё, горячо.

Проверка словарного диктанта.

— Назовите орфограммы, которыми вы руководствовались при написании наречий.

§ 48.Следует различать правописание неударяемых частиц не и ни. Частицы эти различаются по значению и употреблению.
  1. Частица не употребляется для отрицания, например: Не я говорил об этом. Я не говорил об этом. Я говорил не об этом.
  2. Необходимо обратить внимание на отдельные случаи употребления этой частицы:
    1. а)

      При наличии отрицательной частицы не и в первой, и во второй части составного глагольного сказуемого предложение получает утвердительный смысл, например: не могу не упомянуть… (т. е. должен упомянуть), нельзя не сознаться… (т. е. надо сознаться).

    2. б)

      В вопросительных и восклицательных предложениях частица не примыкает к местоимениям, наречиям и частицам, образуя с ними сочетания: как не, кто не, кто только не, где не, где только не, чем не, чего не, чего только не и т. п.; сюда примыкают вопросительные предложения с сочетанием не — ли, например:

      Ну, как не порадеть родному человечку! (Грибоедов).

      Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? (Пушкин).

      Чем ты не молодец? (Пушкин).

      Где он только не бывал! Чего он только не видал! Чем не работа! Обрыскал свет; не хочешь ли жениться? (Грибоедов).

      Да не изволишь ли сенца? (Крылов).

    3. в)

      В соединении с союзом пока частица не употребляется в придаточных предложениях времени, обозначающих предел, до которого длится действие, выраженное сказуемым главного предложения, например: Сиди тут, пока не приду;

    4. г)

      Частица не входит в состав устойчивых сочетаний: едва ли не, чуть ли не, вряд ли не, обозначающих предположение, далеко не, отнюдь не, ничуть не, нисколько не, вовсе не, обозначающих усиленное отрицание, например: едва ли не лучший стрелок, чуть ли не в пять часов утра, отнюдь не справедливое решение, вовсе не плохой товар, далеко не надёжное средствo;

    5. д)

      Частица не входит в состав сочинительных союзов:
      не то;
      не то — не то;
      не только — но;
      не то что не — а;
      не то чтобы не — а,
      например:

      Отдай кольцо и ступай; не то я с тобой сделаю то, чего ты не ожидаешь (Пушкин).

      Наверху за потолком кто-то не то стонет, не то смеётся (Чехов).

      У партизан были не только винтовки, но и пулемёты (Ставский).

  3. Частица ни употребляется для усиления отрицания, например:

    Ни косточкой нигде не мог я поживиться (Крылов).

    На небе позади не было ни одного просвета (Фадеев).

    Метелица даже ни разу не посмотрел на спрашивающих (Фадеев).

    В деревне теперь ни души: все в пoлe (Фадеев).

  4. Повторяющаяся частица ни приобретает значение союза, например:

    Нигде не было видно ни воды, ни деревьев (Чехов).

    Ни музы, ни труды, ни радости досуга — ничто не заменит единственного друга (Пушкин).

    Но толпы бегут, не замечая ни его, ни его тоски (Чехов).

    Я не знаю ни кто вы, ни кто он (Тургенев).

    Необходимо обратить внимание на отдельные случаи употребления частицы ни:

    1. а) Частица ни употребляется перед сказуемым в придаточных предложениях для усиления утвердительного смысла, например:

      Слушайтесь его во всем, что ни прикажет (Пушкин).

      Не мог он ямба от хорея, как мы ни бились, отличить (Пушкин).

      Куда ни оглянусь, повсюду рожь густая (Майков).

      Кто ни проедет, всякий похвалит (Пушкин).

    2. Частица ни в придаточных предложениях указанного типа примыкает к относительному слову или к союзу, и поэтому придаточные предложения начинаются сочетаниями: кто ни, кто бы ни, что ни, что бы ни, как ни, как бы ни, сколько ни, сколько бы ни, куда ни, куда бы ни, где ни, где бы ни, какой ни, какой бы ни, чей ни, чей бы ни, когда ни, когда бы ни и т. п.

      Эти сочетания вошли в некоторые устойчивые обороты: куда ни шло, откуда ни возьмись, во что бы то ни стало и т. п.

    3. б) Частица ни встречается в устойчивых сочетаниях, которые имеют значение категорического приказания, например: ни с места, ни шагу далee, ни слова и т. п.
    4. в) Частица ни входит в состав отрицательных местоимений: никто, никого (ни у кого) и т. д.; ничто, ничего (ни до чего) и т. д.; никакой, никакого (ни у какого) и т. д.; ничей, ничьего (ни у чьего) и т. д. и наречий: никогда, нигде, никуда, ниоткуда, никак, нисколько, нипочём, ничуть, а также в состав частицы -нибудь.
    5. Пишется ни в устойчивых сочетаниях, в которые входят местоимения, например: остался ни при чём, остался ни с чем, пропал ни за что.

    6. г) Двойное ни входит в устойчивые обороты, представляющие собой сочетание двух противопоставляемых понятий, например: ни жив ни мёртв; ни то ни сё; ни рыба ни мясо; ни дать ни взять; ни пава ни ворона и т. п.

«Не» или «ни»?

«Его н.. пощупать, н.. увидеть, по нему н.. прогуляться» — «не» или «ни»?

Начнем с азов. Основная функция частицы «не» — отрицание. Основная функция частицы «ни» — усиление отрицания. И там и там отрицание (просто разная степень) — смысл не поможет в выборе.

Идем дальше. Как правило, частица «ни» употребляется в предложениях со сказуемым, которое включает частицу «не» или выражено словами «нельзя», «нет»:

За весь день он не прочел ни страницы; Ни одно из правил не подходит; В тексте нет ни смысла, ни оригинальной формы.

В нашем примере такого сказуемого нет. Но! Читаем в справочнике Лопатина:

Сказуемые нет, нельзя могут отсутствовать, напр.: Ни огня, ни чёрной хаты, / Глушь и снег… Ни шороха, ни звука, ни движенья. Условия оказались ужасные: ни помыться, ни постирать, ни даже чаю горячего напиться.

А это уже подходит к нашему примеру:

«Его (нельзя) ни пощупать, ни увидеть…»

Укрепим позиции «ни». Розенталь:

Повторяющаяся частица ни имеет значение соединительного союза: Ни день, ни месяц от него не было вестей; По этой дороге ни проехать, ни пройти… В этих случаях ни по значению равно сочетанию и не, т. е. выступает в функции отрицания. Ср. у писателей XIX в.: Ворон ни жарят, ни варят; Сам он ни богат, ни знатен, ни умён; Елисей был старичок ни богатый, ни бедный.

Равно «и не»? Проверим: «Его и не пощупать, и не увидеть, по нему и не прогуляться». Прекрасно подходит.

Ну и третий, контрольный (по Лопатину):

Повторяющаяся частица ни… соответствует повторяющемуся союзу и утвердительного предложения, напр.: Они не получали ни газет, ни журналов, ни книг. (Ср.: Они получали и газеты, и журналы, и книги.)

У нас такая замена тоже возможна: «Его можно и пощупать, и увидеть…»

Итак, аргументирован выбор написания:

Его ни пощупать, ни увидеть, по нему ни прогуляться.

Проверим ваш текст

Проверить грамотность вашего текста? Закажите оценку стоимости корректуры или редактуры.

Это заметка из блога редакторского бюро «По правилам». Разбираем интересные примеры, частые ошибки и сложные случаи из практики. Чтобы следить за новыми публикациями, подпишитесь: Telegram, Facebook, «ВКонтакте».

В основе отрицательных и неопределенных местоимений лежат вопросительные местоимения. Поэтому отрицательные местоимения отвечают на падежные вопросы или на вопросы какой? чей? В результате при написании этих групп слов зачастую допускают ошибки.

Правила написания отрицательных местоимений и наречий

В данной статье приведены правила написания неопределенных и отрицательных местоимений с наглядными примерами.

Содержание

  1. Правописание отрицательных местоимений
  2. Практические упражнения
  3. Правописание отрицательных наречий

Правописание отрицательных местоимений

При правописании отрицательных и неопределенных местоимений часто делают ошибки, так как обе эти группы слов образуются при помощи вспомогательных частиц от относительных (вопросительных) местоимений.

Чтобы не допускать ошибок в написании этих местоимений, нужно правильно выделять их разряд по значению, а также запомнить особенности употребления некоторых падежных форм с предлогами.

1. В отрицательных местоимениях пишется:

1) частица не- под ударением: не́кого, не́что;

2) частица ни- без ударения: никако́й, ниче́й.

2. В отрицательных местоимениях при отсутствии предлога не и ни являются приставками и пишутся слитно: нечем, никого; при наличии предлога — частицами и пишутся раздельно (предлог ставится между частицей и местоимением, в результате чего образуется сочетание из трех слов): не с чем, ни при каких.

Выбор не или ни зависит от ударения.

НЕ   или   НИ
под ударением без ударения
некому, не к кому, некуда никому, ни к кому, никуда, ничуть

У местоимений кое-кто и кое-что при употреблении в косвенных падежах с предлогами частица-приставка пишется отдельно, а между частицей и местоимением ставится предлог.

Примеры: кое о чем рассказать, остановиться кое у кого.

Практические упражнения

  1. В каком варианте пишется буква Е?

1)      н… кто не знает

2)      н.. за что на свете

3)      н… чего раздумывать

4)      н.. до чего нет дела

  1. В каком варианте пишется буква И?

1)      н… кому остаться дома

2)      н… за что не скажу

3)      н… у кого попросить денег

4)      н…которые люди

  1. В каком варианте необходимо слитное написание?

1)      (не)сколько книг

2)      не(с)кем посоветоваться

3)      ни(у)кого не спросил

4)      ни(о)чем не думай

  1. В каком варианте необходимо раздельное написание?

1)      (ни)чего не осталось

2)      (ни)чем не интересовался

3)      (не)чем заняться

4)      (не)о(чем) переживать

  1. В каком варианте может быть вариативное написание?

1)      (не/ни)какой

2)      (не/ни)кто

3)      (не/ни)чей

4)      (не/ни)который

Читайте также: Правописание НЕ с частями речи разных категорий.

Правописание отрицательных наречий

От вопросительных наречий ( где, куда, откуда, как и др. ) с помощью приставок не- и ни- образуются отрицательные наречия.

В отрицательных наречиях под ударением пишется приставка не-, а без ударения – ни-:

  • негде остановиться, нигде не найти места.

Примечание:

Надо отличать местоименные наречия от отрицательных местоимений: никто, ничто, некого, нечего, никакой, ничей.

При этих местоимениях, когда есть предлог, не и ни пишутся раздельно, например: ни у кого, не у кого, ни на какой, ни в чьей.

С отрицательными наречиями не и ни всегда пишутся слитно. Например: нигде, никогда, негде, некогда и др. НЕ является приставкой отрицательных местоимений, если после не нет предлога (делать нечего).

Правила написания отрицательных местоимений и наречий

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ни гугу как пишется
  • Ни горячо ни холодно как пишется
  • Ни глазу ни слуху как пишется
  • Ни где или нигде как пишется
  • Ни выходных ни праздников как пишется