Нисходящая секвенция как написать

Секвенция

Приветствую всех читателей нашего блога! Сегодня хотелось бы продолжить рассказывать про теорию музыки и рассмотреть интересный и часто встречающийся прием. Это секвенция. Мы разберём, что же это такое, рассмотрим различные классификации и послушаем примеры. Итак, начнём.Секвенция в музыке – это последовательность идентичных мелодических или гармонических оборотов, образующих повторяющуюся цепочку и отстоящих друг от друга на определённую высоту. В зависимости от этой высоты (направления смещения), секвенция может быть восходящей или нисходящей. Оборот секвенции может состоять, как из небольшого количества нот (например, 3-4 ноты), так и из музыкальной фразы (несколько тактов).

Простейший пример секвенции

Пример секвенции

Терминология для составных частей секвенции следующая.

Первоначальный оборот секвенции — мотив, музыкальная фраза. Дальнейшее повторение мотива образует составную часть секвенции и называется звеном. Интервал, на который каждый раз сдвигается звено, — шаг секвенции.

Секвенция позволяет прочувствовать звучание музыкального оборота на разных ступенях. Служит неким «сцеплением», способна связать части произведения в единое целое.

Являясь динамическим фактором развития, секвенция может встречаться в произвольном месте композиции. Восходящая — создаёт эмоцию, заставляя ожидать кульминацию. Нисходящая — наоборот, успокаивая, оттягивает финал музыкальной темы. Также, путём опевания нот трезвучия, секвенция способна вызывать эффект «топтания на месте» (пример — русский народный танец «Камаринская»).

Камаринская (в исполнении оркестра им. Осипова)

Виды секвенций в музыке

Возможны различные масштабы секвенций:

  • микро: в аккомпанементе, при соединении с параллелизмом аккордов;
  • макро: повторы в разных тональностях отдельных больших частей произведения.

Различные виды секвенций образуют классификацию. По тональности:

  • диатоническая секвенция — последующие гармонии строятся на разных ступенях лада в пределах одной тональности;
  • хроматическая (модулирующая) секвенция — каждое новое звено преподносится в другой тональности.

По шагу: секунда, терция, кварта, квинта. Шаг модулирующей секвенции — постоянен, шаг диатонической секвенции — переменен и зависит от конкретной тональности, в рамках которой она применяется.

По числу звеньев: двухзвенная, трёхзвенная и т.д.

По степени точности:

  • строгая — мотив полностью транспонируется, сохраняя названия и величины музыкальных интервалов;
  • свободная — сохраняются только названия интервалов, точные величины могут варьироваться.

По типу распределения:

  • квадратная — строение совпадает с количеством тактов во фразе;
  • неквадратная — количество долей не совпадает с размером такта.

Имитация — приём, осуществляемый путём исполнения одной музыкальной фразы несколькими голосами (полифонически) — поочерёдно или пересекаясь друг с другом. Тогда применяется имитируемая, каноническая секвенция, когда повторяющийся элемент каждый раз перемещается на новую высоту, звуча разными голосами.

Большинство секвенций обладают свойством обратимости, т.е. бесконечны. При этом, они могут быть как восходящими, так и нисходящими.

Посредством кварто-квинтового построения образуется т.н. золотая секвенция — шаблон произведений, присущий современной эстраде. В частности, её можно встретить в песнях Игоря Крутого. Но использовалась золотая секвенция ещё задолго до эстрадных песен в произведениях таких величайших композиторов, как Бах и Гендель. Строится она следующим образом. Для какой-либо тональности – это последовательность аккордов, которые строятся на 1-4-7-3-6-2-5-1 ступенях.

Гендель — Пассакалия

Секвенции встречаются в грегорианском католическом песнопении. Чтобы привести примеры секвенции в классической музыке, достаточно вспомнить произведения П.И.Чайковского:

  • «Времена года — Июль» (диатоническая);
  • вступление к опере «Евгений Онегин» (хроматическая).

П.И. Чайковский — Времена года. Июль.

П.И. Чайковский вступление к опере «Евгений Oнегин»

Помимо него, секвенции можно услышать также у Вагнера, Вивальди и многих других композиторов.

А теперь хотел бы привести пример, как играть секвенции на гитаре. На видео вы сможете увидеть несколько разных примеров одинаковых музыкальных фраз, которые отличаются друг от друга по высоте.

Восходящие секвенции на гитаре

Таким образом, секвенция — уникальный и многогранный инструмент в теории музыки, способный как соединить между собой сложные построения, так и лечь в основу самостоятельных упрощённых мотивов, доступных для запоминания.

Надеюсь, что наша статья оказалась полезной для вас. Пишите комментарии и делитесь ссылками в социальных сетях. Все кнопки – ниже.

Я уже подробно писал о мелодических секвенциях. В этом уроке коснусь также гармонических секвенций.
Сначала конспект урока
Секвенцией называется перемещение какого-либо мелодического или гармонического оборота в восходящем или нисходящем направлении по определенным интервалам.

Мелодико-ритмический рисунок и гармоническая основа перемещаемого музыкального материала при этом в основном сохраняются, но всякий раз звучат или на других ступенях, или в других тональностях.

Оборот, положенный в основу секвенционного перемещения, называется звеном или мотивом секвенции. Минимально он может состоять из двух разных по высоте звуков (в мелодической секвенции) или двух различных аккордов (в гармонической секвенции), но может быть и более развитым.

Протяженность секвенции в целом (то есть, количество содержащихся в ней звеньев) во многом зависит как от внутренней структуры самого мотива, так и от темпа исполнения музыки: если звенья достаточно велики, а темп медленный их будет меньше (три-четыре), если же звенья короткие, а темп быстрый — их может быть значительно больше. Секвенция может быть образована минимально из двух звеньев.

Интервал, на который перемещается звено (мотив) секвенции, называется интервалом перемещения (или шагом секвенции). Он определяется соотношением между начальными звуками (аккордами) звеньев. Интервал перемещения может быть постоянным (для данной секвенции) или переменным (то есть изменяться в процессе развития секвенции)

По тональному признаку секвенции подразделяются на два вида:

1) тональные (или диатонические) и

2) модулирующие (последние имеют две разновидности — хроматические и транспонирующие).

Тональной называется секвенция, не выходящая за пределы данного лада. Перемещение в ней производится по разным ступеням одной и той же тональности. Поэтому при сохранении в целом общих контуров мелодико-ритмического рисунка или гармонических оборотов внутри звеньев, тоновая величина встречающихся в них одинаковых по наименованию интервалов  то и дело меняется, что, однако, не нарушает целостности самой секвенции.

Модулирующей называется секвенция, в процессе развития которой все время происходят тональные сдвиги.

Перемещаемые звенья строятся на одних и тех же ступенях разных тональностей.

Различие между хроматической и транспонирующей разновидностями модулирующей секвенции состоит в том, что первая из них развивается по родственным тональностям (то есть по тональностям диатонического родства), во второй же непосредственно сопоставляются самые различные неродственные тональности, так как перемещение делается, как правило, на какой-либо неизменный интервал (например, по малым секундам или большим терциям и т. п. ).

При этом следует иметь в виду, что при перемещении по разновеликим терциям (например, б. 3 — м. 3 — б. 3 —м. 3 и т.д. ) или чистым квартам хроматическая секвенция может в итоге привести к далеким тональностям (по отношению к первоначальной), хотя между соседними звеньями все время будут сохраняться родственные тональные соотношения.

Секвенции являются основой многих стилей.Гармонические секвенции активно используются в джазе, фьюжне. Мелодические в рок и металл импровизациях.Во многом неоклассика построена на секвентном развитии.
Хочется предостеречь от злоупотребления секвенциями, поскольку слишком частое их использование и большое количество звеньев приводит к застою в музыкальном развитии.

video

play-sharp-fill

Базовый курс гармонии. Содержание
В учении о гармонии секвенцией  называется повторение мелодического мотива или мелодико-гармонического оборота на другой высоте (от другой ступени или в другой тональности). Секвенция может быть нисходящей и восходящей.

Перемещаемое на другую высоту построение называется мотивом или звеном секвенции. Мотив гармонической секвенции представляет собой гармонический оборот, включающий минимум два аккорда (Л. Бетховен. Соната для фп. №25, III ч., тт. 1-8).

Интервал, на который сдвигается начальное построение, называется шагом секвенции. Шаг может быть переменным. Наиболее распространены сдвиги на секунду, терцию и кварту вверх или вниз.

Секвенция может быть мелодической и гармонической, восходящей и нисходящей, точной и неточной, диатонической (тональной) и хроматической (модулирующей).

Нисходящая по секундам диатоническая секвенция, звено которой состоит из 2-х аккордов в тонико-доминантовом (автентическом) соотношении называется «золотой» (термин В. О. Беркова) – (А. Вивальди. Времена года. Зима, ч.I., тт. 22-26). В такой секвенции могут использоваться все ступени тональности: V – I – IV – VII – III – VI – II – V.

В диатонической (тональной) секвенции все аккорды укладываются в диатонический звукоряд данной тональности, в хроматической (модулирующей) – каждое звено дает отклонение в другую тональность.

В каждом звене точной диатонической  и хроматической секвенции сохраняются:

1) расположение и мелодическое положение аккордов;

2) тип соединения аккордов.

В диатонической секвенции изменяются:

  • функциональное значение аккордов;
  • качественная сторона аккордов и составляющих их интервалов.

В хроматической секвенции эти параметры остаются неизменными, но меняются тональности внутри каждого звена.

Секвенция, образующаяся путем последовательного эллиптического  соединения диссонирующих доминант из разных тональностей кварто-квинтового соотношения, называется доминантовой цепочкой. Это одна из разновидностей эллиптической модуляции (или отклонения), когда ожидаемая тоника подменяется доминантой новой тональности (П. Чайковский. Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта», побочная тема).

   Особенности голосоведения 

На грани звеньев секвенции господствует свобода голосоведения.

Допускается:

1) прямое движение всех голосов;

2) параллельные квинты и октавы;

3) переченье;

4) ходы на увеличенные интервалы.

В минорных диатонических секвенциях используется натуральный лад во избежание ходов на увеличенные интервалы внутри звеньев.

В секвенции заложены два диалектически противоположных формообразующих начала – повторность и изменчивость. Поэтому секвенция используется в качестве динамизирующего средства как в экспозиционных, так и в развивающих разделах музыкальной формы.

§ 110. Определение. Строение секвенции

Секвенцией
называется перемещение какого-либо
мелодического или гармонического
оборота в восходящем или нисходящем
направлении по определенным

интервалам
(за исключением чистой октавы, когда
образуется простое повторение данного
оборота, только в другом регистре).

Мелодико-ритмический
рисунок и гармоническая основа
перемещаемого музыкального материала
при этом в основном сохраняются, но
всякий раз звучат или на других ступенях,
или в других тональностях. В последнем
случае секвенция близка транспозиции
и при сохранении ладового наклонения,
по сути дела, смыкается с ней.

Оборот, положенный
в основу секвенционного перемещения,
называется звеном
или мотивом
секвенции. Минимально он может состоять
из двух разных по высоте звуков (в
мелодической секвенции) или двух
различных аккордов (в гармонической
секвенции), но может быть и гораздо более
развитым.

Протяженность
секвенции в целом (то есть количество
содержащихся в ней звеньев) во многом
зависит как от внутренней структуры
самого мотива, так и от темпа исполнения
музыки: если звенья достаточно велики,
а темп медленный — их будет меньше
(три-четыре), если же звенья короткие, а
темп быстрый — их может быть значительно
больше. Секвенция может быть образована
минимально из двух звеньев.

321 [Andante ( — 76)] п. Чайковский. Симфония № 6, ч. IV

322 [Allegro
vivo] П.
Чайковский. Симфония № 6, ч.
I

Интервал, на который
перемещается звено (мотив) секвенции,
называется интервалом
перемещения
(или
шагом секвенции). Он определяется
соотношением между начальными звуками
(аккордами) звеньев. Интервал перемещения
может быть постоянным (для данной
секвенции) или переменным (то есть
изменяться в процессе развития секвенции).
Например:

323 [Allegro] Л.
Бетховен. Соната № 26, ч.
I

324 [Allegro] Л.
Бетховен. Соната № 6, ч.
I

Обычно перемещение
звеньев в секвенциях производится на
узкие интервалы (секунду, терцию, кварту),
так как перемещение их на широкие
интервалы (например, квинту или сексту),
что тоже встречается в музыке, будет
восприниматься скорее как регистровое
сопоставление, нежели собственно
секвенция. Впрочем, иногда эффект такого
сопоставления возникает и при перемещении
на узкие интервалы, например на чистую
кварту:

325 Molto
allegro Л.
Бетховен. Соната № 12, ч.
II

В данном случае
это обусловлено тем, что секвентному
перемещению подвергаются относительно
крупные построения — предложения
периода, являющиеся не простыми звеньями
секвенции, а разделами формы.

В учебных занятиях
исполнение заданной секвенции считается
законченным тогда, когда она доходит
до повторения первоначального звена
октавой (двумя, тремя октавами) выше или
ниже.

§ 111. Виды секвенций

По тональному
признаку секвенции подразделяются на
два вида:

1) тональные
(или диатонические) и

2) модулирующие
(последние имеют две разновидности —
хроматические
и
транспонирующие).

Тональной
называется
секвенция,
не выходящая
за пределы данного лада
.
Перемещение в ней производится по разным
ступеням одной и той же тональности.
Поэтому при сохранении в целом общих
контуров мелодико-ритмического рисунка
или гармонических оборотов внутри
звеньев, тоновая величина встречающихся
в них одинаковых по наименованию
интервалов (или, соответственно,
интервальная структура аналогичных
аккордов) то и дело меняется, что, однако,
не нарушает целостности самой секвенции.

Модулирующей
называется секвенция, в процессе развития
которой все время происходят тональные
сдвиги.

Перемещаемые
звенья строятся на одних
и тех же ступенях разных тональностей
.

Различие между
хроматической и транспонирующей
разновидностями модулирующей секвенции
состоит в том, что первая из них развивается
по родственным
тональностям
(то есть по тональностям диатонического
родства), во второй же непосредственно
сопоставляются самые различные
неродственные тональности, так как
перемещение делается, как правило, на
какой-либо неизменный интервал (например,
по малым секундам или большим терциям
и т. п. ).

При этом следует
иметь в виду, что при перемещении по
разновеликим терциям (например, б. 3 —
м. 3 — б. 3 —м. 3 и т.д. ) или чистым квартам
хроматическая секвенция может в итоге
привести к далеким тональностям (по
отношению к первоначальной), хотя между
соседними звеньями все время будут
сохраняться родственные тональные
соотношения.

Поскольку среди
родственных тональностей есть и мажорные,
и минорные, то в хроматической секвенции
необходимо делать поправки, соответствующие
ладовому наклонению тех или иных звеньев.
В транспонирующей же секвенции ладовое
наклонение в звеньях не меняется и,
следовательно, повторение первоначального
мотива будет абсолютно точным, что,
собственно, и определило само название
этой разновидности модулирующей
секвенции. В приведенных ниже примерах
образцы секвенций даны в таком порядке:
тональная (диатоническая) и две
модулирующих — хроматическая и
транспонирующая.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Секвенция с проходящим звуком

В танцевальных мелодиях достаточно часто встречается музыкальный фрагмент, состоящий из 3-х звуков, находящихся друг от друга на расстоянии малой или большой секунды: первый аккордовый звук->проходящий звук-> второй аккордовый звук.

На рис. 1 показано звено секвенции с проходящим звуком.

Звено секвенции для аккорда Am

Рис. 1. Звено секвенции для аккорда Am

Мы видим, что звено секвенции  состоит из 3-х нот, первая из которых является терцией (выделена синим цветом) в трезвучии Am, а последняя — примой (выделена красным цветом). Почему в звене секвенции используются такие звуки, а не другие? Предположим, что в каждом такте базовой последовательности играется свой аккорд . Тогда рассматриваемый на рис. 2 фрагмент секвенции является законченным фрагментом, поскольку он начался и закончился в этом такте. Такой фрагмент можно представить в виде законченного предложения. А в конце законченного предложения, как известно,  ставится точка. В музыке роль точки выполняет наиболее устойчивый звук, которым является I ступень лада — тоника. I ступень в тональности Ля-минор  — это нота Ля. Поэтому звено секвенции заканчивается на ней. Вторая по счету нота в звене Си — это неустойчивый неаккордовый проходящий звук, который стремится разрешиться в тонику, создавая движение от первого звука в звене секвенции До к тонике — Ля.
Попробуйте одновременно сыграть фрагмент рис. 2. левой и правой рукой без аккомпанемента, чтобы увидеть и запомнить то, как звено секвенции играется относительно текущего аккорда —  движение от терции к приме аккорда через проходящий звук. Запомнили? Теперь попробуйте построить данный фрагмент для следующего аккорда базовой последовательности Dm. Как это сделать? Сначала определяем первый звук последовательности, который должен быть терцией по отношению к данному аккорду — это Фа (нота выделена синим цветом), затем определяем последнюю ноту звена — приму аккорда — это Ре (нота выделена красным цветом), а между ними располагается проходящий звук — Ми.

Звено секвенции для аккорда Dm

Рис. 2. Звено секвенции для аккорда Dm

У Вас получилось сыграть  фрагмент на рис. 2? Тогда аналогичным образом выполните построение для всех оставшихся аккордов базовой последовательности. В результате должно получиться следующее.

Простая 8-ми тактовая секвенция с Bm вместо Dm в 6-м такте

Рис.3. Простая 8-ми тактовая секвенция с Bm вместо Dm в 6-м такте

Попробуйте сыграть данную последовательность в сопровождении автоаккомпанемента. В моем случае получилось следующее.

Пример 1.

скачать

Если следовать логике построения аккордовой последовательности, то в 6-м такте (выделенном красным кругом) нужно левой рукой сыграть Bm, что я и сделал в примере 1. Получилось  довольно неприятное звучание. Если Вы вспомните, то один из основных гармонических оборотов в классической музыке — T->S->D ->T (тоника->субдоминанта->доминанта->тоника). Нетрудно заметить, что E в 7-м такте — доминанта (D), а Am в 8-м такте — тоника (T). Следовательно, для получения гармонично звучащего оборота вместо Bm нужно сыграть субдоминанту — Dm.

Вы услышали то, что  фрагмент секвенции в 6-м такте звучит как-то напряженно и незаконченно? Это происходит потому, что он заканчивается на неустойчивом звуке Cи. Поскольку в 6-м такте после поправки играем Dm, то можно сыграть в этом такте фрагмент секвенции из 2-го такта, поскольку он как раз и играется на аккорд Dm. Но это далеко не лучшее предложение. В нашем случае вся секвенция имеет постепенное нисходящее движение, а исполнение в 6-м такте последовательности из 2-го такта разрывает это плавное движение вниз скачком вверх. Чтобы вписать партию правой руки в общее нисходящее движение мы несколько изменим данный фрагмент, изменив функцию звука До с проходящего на вспомогательный. То есть, вместо Ре->До-> мы сыграем Ре->До->Ре. А в конце всей последовательности используем разрешение второй ступени в тонику (Cи->Ля), чтобы получилось устойчивое завершение всей музыкальной фразы.

Пример 2.

скачать

Что мне не нравится в звучании этого примера? Вся последовательность звучит как-то однообразно, безжизненно и скучно из-за равномерного чередования нот . Давайте придадим некоторое движение, изменив ритмику звена секвенции.

Пример 3.

скачать

Уже лучше, но, во-первых, все звенья секвенции заканчиваются на приме аккорда, что звучит устойчиво, но слишком громоздко, а, во-вторых, между звеньями секвенции присутствуют слишком большие паузы, которые останавливают движение.  Для «облегчения» звучания нужно заменить приму на терцию или квинту аккорда, а паузы наполнить звуком, например, движением от одного звена к другому вверх.

Первый вариант для заполнения пауз между звеньями секвенции

Рис. 4. Первый вариант для заполнения пауз между звеньями секвенции

Второй вариант для заполнения пауз между звеньями секвенции

Рис. 5. Второй вариант для заполнения пауз между звеньями секвенции

Посмотрите на рис. 4 и 5. Мы получили новую секвенцию, которая состоит уже из 2-х тактов. Кажется, что большой разницы между этими вариантами нет, но второй звучит более динамично, поскольку в связующем элементе (ноты Ре и Ми, взятые в красный круг) используется аккордовый и проходящий звук следующего аккорда Dm. То есть, они создают плавное движение вперед к следующему аккорду. В первом варианте движение основывается на текущем аккорде, а переход к следующему аккорду происходит с помощью достаточно остро звучащего скачка на кварту от До к Фа.
Последнее звено секвенции также изменено и стало:  Cи-Ля-Соль#-Си-Ля.
Послушайте разницу в звучании эти вариантов.

Пример 4. (рис. 4)

скачать

Пример 5. (рис. 5)

скачать

Согласитесь, что вся последовательность стала звучать интереснее, поскольку мы в два раза сократили количество звеньев секвенции в ней. Давайте теперь заполним паузу между этими звеньями плавным переходом. Как это можно сделать? Для плавного соединения используется последовательность нот, находящихся друг от друга на расстоянии секунды (большой или малой). При этом желательно, чтобы ноты в такой последовательности имели одинаковую длительность — тогда мы получим и плавное соединение по ритму.

Плавное соединения двух звеньев секвенции друг с другом

Рис. 6. Плавное соединения двух звеньев секвенции друг с другом

Пример 6.

скачать

Конец фрагмента также пришлось поменять. До этого последнее звено начиналось с ноты Cи и было следующим: Cи-Ля-Соль#-Си-Ля. Теперь последнее звено начинается на Соль#. Чтобы не сломать плавное движение я перевернул последнее звено так: Соль#-Ля-Си_Соль#-Ля.

Вот это уже на что-то похоже. Теперь попробуем заменить секвенцию в  5 и 6 тактах на какой-нибудь фрагмент, а всю последовательность закончим не на тонике, а на доминанте, чтобы иметь возможность продолжить фрагмент.

Пример 7.

скачать

Вы заметили смену ритмического рисунка  в 5-м такте этого примера, в результате чего в мелодии появился весьма интересный, но выбивающийся из общего плавного движения «скачек»? Это значит, что в процессе импровизации появился ещё один вариант развития мелодии. Ваша задача как раз и заключается в том, чтобы научиться чувствовать и находит интересные моменты в ходе импровизации, запоминать их и анализировать.  Может получиться так, что из случайной фразы, которую правая рука сыграла «на автомате» получится композиция, которая будет намного интереснее и перспективнее той, над которой Вы трудитесь уже 2 часа. Импровизация — это не просто свободная игра, это одновременно и поиск нового в музыке, что требует осмысленной игры на синтезаторе.
Давайте затратим немного времени для того, чтобы изменить секвенцию так, чтобы придумать контекста для заинтересовавшего нас «скачка» из примера 7.
У меня получилось следующее.

Пример 8.

скачать

Александр Страшко
Вконтакте
08.08.10

Секвенция(лат.-следование) — перенос на другую высоту какого-либо мелодического или гармонического оборота. Оборот, лежащий в основе секвенции называют мотивом. При перемещении мотива образуются звунья секвенции.
В музыке секвенция получила очень широкое распространение в самые разные эпохи, т.к. она играет в музыкальной форме разработочно-вариационную роль, является динамическим фактором развития.

В музыкальной форме секвенцию можно встретить на самых разных участках развития: на кульминациях, в развивающих разделах. В более редких случаях секвенция возникает в начале способом создания напряжения(классицизм, барокко), в других случаях в секвенции подчеркивается красочное начало — колористичность, например, это качество свойственно импрессионистам(Равель Повано).
Секвенция может определяться:
1. по направлению — восходящая, нисходящая
2. по интервалу перемещения(шаг) — по б2, б3, 4-5. Шаг может быть переменным. Наиболее мягкий — по терциям.
3. по тональному признаку — делится на 2 вида: а)диатоническая(тональная), б) хроматическая(модулирующая)
Секвенция вне зависимости от вида может быть строгой или свободной.

Диатонической называется секвенция, все звенья которой идут в одной тональности, но построенные на других ступенях лада. Особенность такой секвенции в том, что функциональное отношение внутри звена не сохраняются, но им уподобляются переменные функциональные отношения, которые образуются между аккордами(T-S, II-V, III-VI)
При повторении звена интервальное строение аккорда изменяется.
Функциональные связи между звеньями отсутствуют, по-этому голосоведение в звене секвенции сохраняется, а между звеньями оно может отсутствовать.
Допускаются параллелизмы!
Возможна неразрешенная септима.
Отсутствие голосоведения разрешается.
Наиболее распространенной диатонической секвенцией является золотая секвенция.
В основу такой секвенции положен мотив из 2х звеньев, который опирается на оборот T-S, D-T, который перемещается по ступеням вниз.
T-S
VII-III
VI-II
D-T
S-VII
III-VI
II-V
T-S
Эта секвенция появилась сначала в миноре. При этом начальное и конечное звено секвенции используется в гармоническом миноре, а серединные звенья — в натуральном миноре.
Затем секвенция появилась и в мажоре. Такая секвенция может опираться на трезвучия, септаккорды, нонаккорды.
Если в основу звена диатонической секвенции положен оборот T-D и он перемещается по терциям вниз, тогда на стыке звеньев секвенци образуется прерванный оборот.
Диатоническая секвенция образуется так же при движении параллельными секстами. Голосоведение в подобном обороте аналогично фригийскому: терция вниз, прима навстречу, приэтом попеременно удваиваются основной, терцовый и квинтовый тона. Последнее звено секвенции может быть неточным, его изменение приспособлено к последующему развитию.
При движении секвенции надо помнить, что секвенция может начинаться с любого оборота, но в завершении наиболее желательно использовать D-T илиII-D.
Наиболее часто секвенция помещается во втором предложении, при этом она может вызывать расширение периода.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите и эти статьи:

  • Нисходящая как пишется приставка
  • Нисходить или низходить как пишется правильно
  • Нистранно или ни странно как пишется
  • Нистого ниссего как пишется
  • Ниссан х трейл как пишется

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии