Всего найдено: 21
Добрый день! Подскажите, в указанном предложении «Во исполнение Правил формирования, ведения и актуализации Реестра обязательных требований областного исполнительного органа государственной власти Новосибирской области, осуществляющего нормативно-правовое регулирование в соответствующих сферах общественных отношений, являющихся приложением к Порядку установления и оценки применения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах Новосибирской области, в том числе оценки фактического воздействия указанных нормативных правовых актов Новосибирской области, утвержденному постановлением Губернатора Новосибирской области от 28.07.2022 № 136 (далее – Правила),…» запятую по правилам следует ставить перед сокращением названия документа (28.07.2022 № 136, (далее — Правила)) или же после сокращения (28.07.2022 № 136 (далее — Правила),….).
Ответ справочной службы русского языка
Запятая ставится после скобок.
По правилу перед открывающей скобкой не ставится запятая, точка с запятой, двоеточие, тире. Эти знаки переносятся за закрывающую скобку.
Здравствуйте. Ситуация следующая: Модуль 1.1. Нормативно-правовое обеспечение и Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования. Ниже написано: Контроль по Модулю 1.1. Вопрос: корректно ли в данном случае написание «Модулю 1.1.» с прописной буквы? Это же не название.
Ответ справочной службы русского языка
В документах и научных работах нарицательное слово, которое указывает на определенный, названный ранее полно документ, пишут с прописной буквы довольно часто. Прописная выполняет здесь ту же функцию, что и определенный артикль. Однако такое употребление не предусмотрено правилами русской орфографии. Полагаем, что в Вашем примере достаточно указания на номер модуля, прописная буква не нужна.
Здравствуйте! Строго ли нужно соблюдать правила русской орфографии в нормативно-правовых актах?
Ответ справочной службы русского языка
Конечно, строго.
Уважаемая gramota.ru! Очень жду ответ на свой вопрос, т.к. он повлияет на подготавливаемые нормативно-методические документы для широкого круга организаций. Задаю его не в первый раз, Заранее благодарю! Вопрос: написание предлогов в/во с аббревиатурами наименований федеральных органов исполнительной власти, а именно, как правильно: 1. «Во ФСБ России», «Во ФСТЭК России», т.к. подпадает под правило для «во»: «в, ф + согласный». 2. «В ФСБ России», «В ФСТЭК России», т.к. читается «в федеральную …», т.е. подпадает под правило для «в»: «в, ф + гласный» (отмечу, что именно так пишется в административных регламентах федеральных органов исполнительной власти)? Заранее благодарю!
Ответ справочной службы русского языка
В нормативных правовых актах употребительно: в ФСБ России, в ФСТЭК России.
Добрый день! Подскажите, пожалуйста, в каком справочники или на каком ресурсе можно получить информацию о составлении названий нормативно-правовых актов? Дело в том, что на работе столкнулась с такой записью: Приказ ФНС России № ММ-3-06/333@. На всех сайтах название документа содержит знак @. Что это означает?
Ответ справочной службы русского языка
Судя по всему, это просто особенность оформления документов ФНС России.
Подскажите, пожалуйста, как правильно писать в нормативно-правовых документах: на бесплатной основе или безоплатной?
Ответ справочной службы русского языка
Верно: на бесплатной основе. Но более употребительно: на безвозмездной основе.
Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, нужно ли ставить пробелы между сокращенным словом и цифрой в ссылке на нормативно-правовые акты, например: «п.4.1 ст.48 Жилищного кодекса РФ»? Спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Цифры отбиваются пробелами от сокращенных слов. Верно: п. 4.1 ст. 48 Жилищного кодекса РФ.
Добрый день!
Столкнулась в нормативно-правовом акте с такой фразой «В случае представления копий документов, не заверенных в установленном законодательном порядке…». Правильно ли в этом случае написано слово «не заверенных»?
Спасибо!
Ответ справочной службы русского языка
Раздельное написание правильно.
кибер-угроза или киберугроза? В различных источниках, в ом числе и нормативно-правовых, написание отличается.
Ответ справочной службы русского языка
Первая часть сложных слов кибер… пишется слитно: киберугроза.
Здравствуйте!
Часто в документах нормативно-правового характера при сокращении существительного год сталкиваются два знака «.» и «,», например: образовательным организации, образованные в 2014 г., необходимо представить документы…Правомерна ли постановка запятой после такого сокращения. Можно ли получить ссылку на конкретное правило пунктуации?
Ответ справочной службы русского языка
Запятая после точки в этом случае ставится. Никакого специального правила здесь нет: точка ставится как знак сокращения; если по условиям контекста в этом месте необходима запятая, она никуда не пропадает и ставится после точки.
Здравствуйте!Подскажите,пожалуйста,чем нормативные ударения отличаются от допустимых?Интернет говорит,что нормативные ударения -это возможность произносить слова и так,и так,например: кЕта и кетА.Так чем же они отличаются от допустимых?В моём учебном пособии есть понятие «нормативно-хронологические варианты ударения»,то есть,я так понимаю,это обозначается в орфоэпическом словаре как доп.устар? В этом и есть разница?Заранее спасибо!
Ответ справочной службы русского языка
Допустимо — это помета, которая также свидетельствует о нормативности варианта, плюс сообщает, что этот вариант не является основным в существующей норме. Помета, свидетельствующая о ненормативности: не рекомендуется, неправильно.
Хронологические пометы могут быть такими: новое, устаревающее, устаревшее и т. п.
Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, «в нормативно-правовых актах федерального, регионального и местного уровня» или «уровней»? Затрудняюсь очень. А ответа в справке не нашла. Спасибо заранее.
Ответ справочной службы русского языка
Возможны оба варианта согласования.
Нужна ли запятая перед словом учтены? Спасибо
При разработке «Методических указаний по выбору комплекса мероприятий, сохраняющих и восстанавливающих почвенное плодородие земель при циклическом орошении» учтены основные положения, изложенные в соответствующих законодательных и нормативно-правовых документах, действующих в области охраны почв
Ответ справочной службы русского языка
Запятая перед учтены не требуется.
Добрый день!
Подскажите, пожалуйста, как будет верно?
Перечень нормативно-технических документов, использУЕМЫХ при разработке или использОВАННЫХ при разработке.Заранее спасибо!
Ответ справочной службы русского языка
Верны оба варианта, разница смысловая.
Здравствуйте!
В словаре есть слово «нормативно-правовой» (акт и т. д.). Мне встретилось в работе «нормативный правовой акт». Так можно?
Ответ справочной службы русского языка
Лингвистического «запрета» на такое сочетание нет.
Как правильно пишется словосочетание «нормативное регулирование»
- Как правильно пишется слово «нормативный»
- Как правильно пишется слово «регулирование»
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: рейк — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Ассоциации к слову «регулирование»
Синонимы к словосочетанию «нормативное регулирование»
Предложения со словосочетанием «нормативное регулирование»
- В настоящее время существует определённая система нормативного регулирования бухгалтерского учёта.
- Выполнение допущений и требований, приведённых в таблице, – одно из условий соблюдения российского законодательства, так как они являются составной частью системы нормативного регулирования бухгалтерского учёта.
- Теория права под методом правового регулирования понимает систему юридических средств и способов нормативного регулирования общественных отношений.
- (все предложения)
Сочетаемость слова «регулирование»
- правовое регулирование
государственное регулирование
техническое регулирование - регулирование отношений
регулирование деятельности
регулирование рынка - предмет правового регулирования
метод правового регулирования
механизм правового регулирования - участвует в регулировании
устанавливать общие принципы регулирования - (полная таблица сочетаемости)
Значение слова «нормативный»
-
НОРМАТИ́ВНЫЙ, —ая, —ое; —вен, —вна, —вно. 1. Устанавливаемый нормативом. Нормативный запас деталей. (Малый академический словарь, МАС)
Все значения слова НОРМАТИВНЫЙ
Значение слова «регулирование»
-
РЕГУЛИ́РОВАНИЕ, -я, ср. Действие по знач. глаг. регулировать. Регулирование уличного движения. Регулирование работы механизма. (Малый академический словарь, МАС)
Все значения слова РЕГУЛИРОВАНИЕ
Отправить комментарий
Дополнительно
нормативно-правовой
- нормативно-правовой
-
нормативно-правовой
Слитно или раздельно? Орфографический словарь-справочник. — М.: Русский язык.
.
1998.
Смотреть что такое «нормативно-правовой» в других словарях:
-
Нормативно-правовой договор (договорное право) — соглашение двух или более субъектов, содержащее общеобязательные юридические нормы. Договорное право является приоритетным источником права в международном публичном праве и ряде отраслей национальных систем права конституционном, трудовом,… … Элементарные начала общей теории права
-
НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ АКТ — властное предписание государственных органов, которое устанавливает, изменяет или отменяет нормы права (закон, кодекс, постановление, инструкция и др.). Он является одним из основных источников права современного государства, преобладающей формой … Юридическая энциклопедия
-
Нормативно-правовой акт — Нормативный правовой акт официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума с соблюдением установленной законодательством… … Википедия
-
Нормативно правовой акт — Нормативный правовой акт официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума с соблюдением установленной законодательством… … Википедия
-
НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ АКТ — согласно постановлению Государственной Думы от 11.11.1996 № 781 II ГД «Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации», – письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его… … Делопроизводство и архивное дело в терминах и определениях
-
нормативно-правовой — нормат ивно правов ой … Русский орфографический словарь
-
нормативно-правовой — нормати/вно правово/й … Слитно. Раздельно. Через дефис.
-
АКТ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ — Закон, кодекс, постановление, инструкция и другое властное предписание государственных органов, которое устанавливает, изменяет или отменяет нормы права. Предписания нормативно правовых актов носят общий характер и направлены на регулирование… … Словарь бизнес-терминов
-
АКТ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ — (см. НОРМАТИВНО ПРАВОВОЙ АКТ) … Энциклопедический словарь экономики и права
-
АКТ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ — НОРМАТИВНОПРАВОВОЙ АКТ … Юридическая энциклопедия
Закон.Ру – официально зарегистрированное СМИ. Ссылка на настоящую статью будет выглядеть следующим образом: Рожкова М.А. Нормативное регулирование (правовое, техническое, этическое) – что это такое и каким образом его разграничивать? [Электронный ресурс] // Закон.ру. 2020. 21 апреля. URL: https://zakon.ru/blog/2020/4/21/normativnoe_regulirovanie_pravovoe_tehnicheskoe_eticheskoe__chto_eto_takoe_i_kakim_obrazom_ego_razgr
(настоящая работа представляет собой первую часть статьи: Рожкова М.А. О правовых аспектах использования технологий: RegTech и SupTech // Хозяйство и право. 2020. № 6).
Занимаясь разработкой цифрового права[1] и его особенностей, не могу обойти вниманием вопрос разновидностей нормативного регулирования. К сожалению, сегодня не только технические специалисты, но и юристы нередко затрудняются в том, чтобы четко разграничить правовое, техническое и этическое регулирование. Это приводит к горячим спорам там, где они не возникли бы, будь у спорящих более-менее единообразное понимание того, о чем идет речь.
Нормативное регулирование в широком смысле представляет собой установление общеобязательных правил (требований, стандартов) для целенаправленного воздействия на определенную сферу. Причем на сегодняшний день выделяют, прежде всего, две основные разновидности нормативного регулирования – социальное и техническое.
1. Под социальным (нормативным) регулированием принято понимать установление обязательных для применения правил, воздействующих на поведение людей. К средствам такого регулирования относят различные социальные нормы: это не только правовые, но и корпоративные нормы, и нормы морали, и обычаи, и судебные правовые позиции, и т.д.[2]
При этом основная роль в системе социального регулирования традиционно признается за правовым регулированием. Говоря о правовом (нормативном) регулировании, под ним обычно понимают установление общеобязательных правовых норм, которые призваны упорядочить общественные отношения, возникающие между гражданами, юридическими лицами и государством. И ключевыми здесь являются несколько общеизвестных постулатов: во-первых, правовое регулирование рассчитано на неопределенный круг субъектов права (граждан, юридических лиц, государство); во-вторых, это регулирование предназначено для регламентации отношений между субъектами права; в-третьих, они разрабатываются государством, которое обеспечивает их принудительной силой.
Примечательно, что бурное развитие технологий все чаще создает ловушки отступлений от перечисленных постулатов.
Попытки отступления от первого постулата наблюдались на заре становления Интернета вещей (The Internet of Things, IoT), под которым понимается технология объединения сетью физических предметов («вещей»), техническое и программное оснащение которых позволяет им взаимодействовать друг с другом и внешней средой. При описании этой технологии особо отмечалось, что посредством Интернета теперь связываются не только и не столько люди, сколько неодушевленные предметы: можно подключить к сети Интернет любую вещь, «научить» ее отправлять sms-сообщения, электронные письма или твитты. Отсюда делался вывод о том, что в сфере технологий взамен «устаревшего» взаимодействия «человек – человек» приходит новое взаимодействие «человек – физический объект», причем не за горами переход к системе межмашинной коммуникации «физический объект – физический объект», в рамках которой различные устройства будут включаться, выключаться, отслеживаться, контролироваться вовсе без вмешательства человека. Следствием широкого обсуждения техническими специалистами этого заключения стала сумятица в правовой среде, повлекшая утверждения, что физические объекты, включенные в Интернет вещей, становятся таким образом квази-субъектами права.
Между тем возможность подключения физических объектов к сети Интернет и их электронное взаимодействие в сети никоим образом не влияют на правовой постулат, допускающий возникновение правовых отношений только между субъектами права, но никак не объектами прав. Отклонение от этого постулата, исходя только из технической возможности взаимодействия «человек – физический объект», способно привести к абсурдным попыткам возложения деликтной ответственности на объекты прав и, например, взыскания компенсации причиненного вреда непосредственно с «умной» стиральной машины, которая, отвлекшись на отправление sms-сообщений своему владельцу, не уследила за сливом воды, что привело к заливу соседской квартиры[3].
Еще более резонансной попыткой отступления от обозначенного постулата о субъектном составе правоотношения стало предложение признать искусственный интеллект (далее – ИИ) и интеллектуальных роботов самостоятельными субъектами права. В 2017 г. Европейский парламент[4] инициировал разработку нормативных актов, регулирующих использование и создание ИИ, а также наиболее «продвинутых» роботов, озвучив предложение о введении нового субъекта права – «электронной личности» – для обеспечения прав и обязанностей ИИ[5]. При этом было оставлено без внимания то, что ИИ – это информационно-вычислительная система (включающая в свой состав базы данных, решатель (специальную компьютерную программу, призванную разрешать поставленные задачи) и интеллектуальный интерфейс, представляющий собой совокупность средств, позволяющих ИИ общаться с человеком), а интеллектуальный робот – устройство, управляемое все тем же ИИ[6].
2. Под техническим (нормативным) регулированием следует понимать установление технических требований и стандартов, которые предъявляются к продукции, а также к производственным, технологическим, логистическим и иным процессам. То есть в отличие от правового регулирования, рассчитанного на субъектов права, здесь регламентации подвергаются объекты: в технических нормах раскрывается терминология и содержится описание свойств и характеристик продуктов и процессов.
Так, для биометрических технологий на сегодняшний день разработан большой массив регламентирующих документов, включающий более 80 действующих международных стандартов (более 20 проектов находятся в разработке), более 40 действующих национальных стандартов (более 20 проектов находятся в разработке), три действующих межгосударственных стандарта (один проект в разработке)[7]. К областям стандартизации в этой сфере отнесены, в частности, терминология, форматы обмена биометрическими данными, биометрические интерфейсы и проч. И, например, с 1 июля 2017 г. на территории РФ действует стандарт на термины и определения в области биометрии ГОСТ ISO/IEC 2382-37–2016 «Информационные технологии. Словарь. Часть 37.
Биометрия». При этом на уровне федерального законодательства отношения по поводу биометрических технологий урегулированы довольно скромно: в частности, первое упоминание о биометрии содержалось в Федеральном законе от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», где говорилось, что паспорта граждан «могут содержать электронные носители информации с записанными на них персональными данными владельца паспорта, включая биометрические персональные данные»; Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в 2017 г. пополнился ст. 14.1 «Применение информационных технологий в целях идентификации граждан Российской Федерации»; самим биометрическим персональным данным посвящена ст. 11 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных».
Не будучи правовыми, технические нормы, содержащиеся в требованиях или стандартах, разрабатываются и утверждаются в соответствующих случаях государственными органами (обязательные стандарты и технические регламенты) или неправительственными организациями (причем нередко добровольные отраслевые стандарты применяются в качестве обязательных). В современных публикациях специально отмечается, что требования и стандарты для продуктов и процессов имеют различные функции – это может быть безопасность окружающей среды, здоровье человека, взаимозаменяемость и совместимость продуктов и программ, распространение и передача технологий, улучшение управлением процессами и проч.[8], но «фактически речь идет об установлении минимально необходимых требований, обеспечивающих различные виды безопасности продукции и процессов»[9].
В качестве классического примера можно привести упоминаемые в статье «100-летие Правил устройства электротехнических установок» первые технические стандарты, касающиеся электрической энергии, – «Правила для безопасного общественного и частного пользования электричеством» (1883). В статье указывалось: «Правила состояли из 28 пунктов, разделенных на четыре части. В первой части приведены указания о помещениях (ширина проходов, вентиляция) электрических установок, во второй части – меры пожарной безопасности и защиты людей, в третьей – технические требования к нагреванию и изоляции проводников, к способам их прокладки, в четвертой – требования к «коммутаторам», выключателям, приборам, а также к шкафам, ящиками и колодцам, в которых они размещаются» [10]. Причем нормативные разработки в данной области предполагали создание не только правил безопасности и правил устройств для электротехнических сооружений, но и технических правил и норм для взаимосвязанных сфер (например, правила об измерениях в метрических единицах, в том числе времени, электрических величин, света, температуры; нормы на изоляционные масла и на трансформаторы – выключатели, магнитную сталь), а также поправки и добавления к уже разработанным нормам и правилам.
В то же время является очевидным, что техническое регулирование в целях его соблюдения и исполнения нуждается в обеспечении правовыми нормами. Потребность в законодательной регламентации возникает применительно к отношениям:
– во-первых, по поводу принятия, изменения, отмены, вступления в силу технических стандартов, требований, правил (компетентные органы, сроки действия, порядок принятия, внесения изменений, отмены, вступления в силу, переходные периоды и проч.);
– во-вторых, ответственности за несоблюдение установленных технических стандартов, требований, правил (определение мер и круга субъектов ответственности, контролирующих органов, порядка возложения ответственности и проч.).
И вот тут возникает вероятность смешения собственно технического регулирования с правовым и подмены правовых норм техническими.
Это обстоятельство, к сожалению, было упущено при проведении реформы технического регулирования. И в результате в ст. 1 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее – Закон о техническом регулировании) четко очерчен круг отношений, подпадающих под действие этого закона. Это отношения, возникающие: (1) при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции или продукции и связанными с ней процессами (производства, эксплуатации, хранения и т.д.); (2) при применении и исполнении на добровольной основе требований к продукции и процессам, а также к выполнению работ или оказанию услуг в целях добровольного подтверждения соответствия; (3) в области оценки соответствия. В то же самое время в ст. 2 Закона о техническом регулировании закреплено, что техническое регулирование – это и есть правовое регулирование обозначенных общественных отношений[11]. Таким образом, по смыслу Закона понятием «техническое регулирование» охватываются и собственно техническое регулирование, и обеспечивающее его исполнение правовое регулирование.
Результатом неразграничения технического и правового регулирования становится то, что многие носящие технический характер вопросы внедрения и использования цифровых технологий в настоящее время стремятся урегулировать в законодательном порядке. Иными словами, технические нормы, в которых раскрывается терминология или описываются свойства и характеристики продуктов и процессов, теперь встраиваются в законодательные акты (причем нередко без учета уже обозначенных в технических регламентах и стандартах определений, свойств и характеристик). Тем самым нарушается второй из названных постулатов правового регулирования, согласно которому правовой регламентации подвергаются общественные отношения субъектов права, но никак не свойства и характеристики объектов.
Например, законопроект об использовании и хранении электронных документов[12] предполагает введение в Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Закон об информации) таких положений: «21) реквизит документа – элемент оформления документа, позволяющий отличить документ от другого документа… 22) метаданные электронного документа – данные, которые обеспечивают управление электронными документами, в том числе их учет, хранение и использование, и могут содержать информацию о реквизитах электронного документа… Конвертацией электронного документа является его преобразование из одного формата в другой формат…».
Критически оценивая названный законопроект, нужно отметить, что термин «реквизиты документа» – общеизвестный термин, издавна используемый в делопроизводстве. При этом в п. 36 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 7.0.8-2013 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения»[13] (далее – ГОСТ Р 7.0.8-2013) реквизит документа определен как «элемент оформления документа». Предложение о введении данного понятия в Закон об информации лишено смысла в силу отсутствия какой-либо специфики реквизитов применительно к электронным документам.
Понятие «метаданные документа» определено в п. 79 ГОСТ Р 7.0.8-2013 как «данные, описывающие контекст, содержание, структуру документов, обеспечивающие управление документами в информационной системе». Как и в первом случае, нельзя не усомниться в необходимости введения дефиниции этого понятия в законопроект об использовании и хранении электронных документов.
Применительно к предложенному законопроектом пониманию конвертации электронных документов надо заметить, что согласно п. 80 ГОСТ Р 7.0.8-2013 под конвертированием (конвертацией) электронных документов понимаются, во-первых, процесс перемещения электронных документов с одного носителя на другой, и, во-вторых, процесс преобразования электронных документов из одного формата в другой. В законопроекте же необоснованно учтен только один из названных аспектов (в условиях существования серьезных сомнений в его надобности в законопроекте).
3. Для большинства отечественных юристов этическое регулирование – не слишком понятное, малозначимое явление. И в отечественном правосознании превалирует, в частности, понимание кодексов этики как неких сводов моральных норм, в которых закреплены представления о справедливости, добре, зле и т.п.
Между тем в зарубежных юрисдикциях практика разработки и использования кодексов этики получила широкое распространение, а само этическое регулирование в системе социального регулирования занимает теперь место, если не равное правовому регулированию, то весьма к нему приближенное. Наибольшее применение получили профессиональные кодексы этики, регулирующие отношения внутри профессиональных сообществ и закрепляющие правила (стандарты) поведения специалистов (известны кодексы бухгалтеров, аудиторов и др.), а также корпоративные кодексы этики, характеризуемые нередко в качестве «конституции» той или иной компании и устанавливающие принципы деятельности компании, стандарты корпоративного поведения сотрудников и т.д. Такие кодексы не дублируют законодательство, но не противоречат ему, устанавливая необходимые регламентирующие правила, далеко не все из которых вообще могут стать правовой нормой.
Таким образом, этическое регулирование сегодня представляет собой установление правил поведения для определенного сообщества, соблюдение которых обеспечивается не государством, а соответствующим сообществом (социальным, профессиональным и др.). При этом средствами такого регулирования становятся различные нормы, кроме действующих правовых, то есть это могут быть упомянутые корпоративные нормы, нормы морали, обычаи и т.д.
Такое регулирование, осуществляемое нередко в виде в виде закрепления основополагающих принципов и общих правил, рассчитано на определенное сообщество граждан и (или) юридических лиц; оно может регламентировать отношения как между участниками этого сообщества, так и вне его, а также иные вопросы, включая технические; оно разрабатывается и принимается соответствующим сообществом.
В качестве примера изложенному можно привести недавно принятый Кодекс этики использования данных[14] (далее – Кодекс данных), в разработке которого я принимала участие в качестве руководителя рабочей группы от Института развития Интернета (ИРИ). Этот Кодекс отличается от упомянутых выше кодексов тем, что он устанавливает общие правила для всей отрасли данных в целом, а не какого-либо профессионального сообщества, осуществляющего деятельность на рынке данных, или отдельных участников рынка данных, агрегирующих, обрабатывающих и иным образом использующих данные при осуществлении своей деятельности. Кодекс закрепляет общие принципы, а также ряд принципов профессиональной этики при сборе, хранении, аналитике и коммерческом использовании данных, в том числе в рекламе и маркетинге. Также Кодекс данных включает положения о порядке присоединения к нему и ответственности за несоблюдение его требований, порядок обобщения лучших практик (Белая книга), порядок изменения и толкования Кодекса. Названные положения были предложены самой отраслью и тщательно проработаны экспертами с целью исключить возможность противоречия / несоответствия предлагаемых правил законодательству, равно как и вероятность их двойного толкования.
Подводя итоги, следует признать, что для адекватного и эффективного применения новых технологий далеко не во всех случаях срочно требуется новое правовое регулирование. Современные технологии прежде всего нуждаются в техническом регулировании (в свою очередь обеспечиваемом правовыми нормами), что позволяет внедрить и полноценно использовать эти технологии. Кроме того, целесообразно обращение и к этическому регулированию – оно способствует тому, чтобы участники того или иного рынка, использующего цифровые технологии, могли выстраивать взаимоотношения с государством, с гражданами, между собой, в том числе и в условиях, пока ведется разработка и принятие соответствующего и необходимого законодательства.
Об авторе. Другие работы автора в открытом доступе – http://rozhkova.com/all.html
P.S. лента новостей IP CLUB в сфере права интеллектуальной собственности и цифрового права (IP & Digital Law) в:
facebook – https://www.facebook.com/ipclubin
Вконтакте – https://vk.com/ipclubin
telegram – https://t.me/ipclubin
[1] Рожкова М.А. Цифровое право (Digital Law) — что это такое и чем оно отличается от киберправа / интернет-права / компьютерного права? [Электронный ресурс] // Закон.ру. 2020. 15 марта. URL: https://zakon.ru/blog/2020/3/15/cifrovoe_pravo_digital_law_-_chto_eto_takoe_i_chem_ono_otlichaetsya_ot_kiberpravainternet-pravakompy
[2] Как известно, изначально правила и образцы должного поведения людей складывались на основе обычаев, традиций и заповедей (норм морали), а только затем стали возникать собственно правовые нормы, специально предназначенные для упорядочивания отношений между людьми, а потом и юридическими лицами, государством.
[3] См. об этом: Рожкова М.А. Найти отличия: технические и правовые аспекты Интернета [Электронный ресурс] // сайт Журнала Суда по интеллектуальным правам. 2015.
http://ipcmagazine.ru/legal-issues/find-differences-technical-and-legal-aspects-of-the-internet
[4] Give robots ‘personhood’ status, EU committee argues // URL: https://www.theguardian.com/technology/2017/jan/12/give-robots-personhood-status-eu-committee-argues
[5] Активное обсуждение этой идеи привело к созданию прецедента признания за роботом, управляемым ИИ, правосубъектности – речь идет о известном человекоподобном роботе Софии, получившей гражданство Саудовской Аравии (Morby Alice. Saudi Arabia becomes first country to grant citizenship to a robot // URL: https://www.dezeen.com/2017/10/26/saudi-arabia-first-country-grant-citizenship-robot-sophia-technology-artificial-intelligence-ai/
[6] Подробнее см.: Рожкова М.А. Искусственный интеллект и интеллектуальные роботы – что это такое или кто это такие? [Электронный ресурс] // Закон.ру. 2019. 23 ноября. URL: https://zakon.ru/blog/2019/11/23/iskusstvennyj_intellekt_i_intellektualnye_roboty__chto_eto_takoe_ili_kto_eto_takie
[7] URL: https://www.secuteck.ru/articles/edinye-biometricheskie-standarty
[8] http://www.intracen.org/Part-3-Difference-between-standards-and-technical-regulations/
[9] Крючкова П.В. Система технического регулирования в РФ: формирование, возможное и ожидаемое воздействие на конкуренцию // https://iq.hse.ru/data/342/610/1233/file3758.pdf
[10] Грудинский П. Г., Фаерман А. Л. 100-летие Правил устройства электротехнических установок // Журнал Электричество. 1983. № 12. С. 64. Данные правила были направлены для утверждения в министерство внутренних дел, которое перенаправило их в министерство почт и телеграфов, которое в свою очередь вместо утверждения разработала свою редакцию правил (так и не получившую поддержку). В итоге названные правила начали действовать в качестве утвержденных Советом Русского технического общества (РТО).
[11] Абзац 24 ст. 2 Закона о техническом регулировании: «Техническое регулирование — правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области применения на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия».
[12] Проект федерального закона № 657361-7 «О внесении изменений в Федеральный закон “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма” и иные законодательные акты Российской Федерации» // https://sozd.duma.gov.ru/bill/657361-7
[13] Утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17 октября 2013 г. N 1185-ст.
[14] См. Кодекс на сайте Аналитического центра при Правительстве РФ https://ac.gov.ru/projects/project/kodeks-etiki-ispolzovania-dannyh-5
Всего найдено: 21
Добрый день! Подскажите, в указанном предложении «Во исполнение Правил формирования, ведения и актуализации Реестра обязательных требований областного исполнительного органа государственной власти Новосибирской области, осуществляющего нормативно-правовое регулирование в соответствующих сферах общественных отношений, являющихся приложением к Порядку установления и оценки применения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах Новосибирской области, в том числе оценки фактического воздействия указанных нормативных правовых актов Новосибирской области, утвержденному постановлением Губернатора Новосибирской области от 28.07.2022 № 136 (далее – Правила),…» запятую по правилам следует ставить перед сокращением названия документа (28.07.2022 № 136, (далее — Правила)) или же после сокращения (28.07.2022 № 136 (далее — Правила),….).
Ответ справочной службы русского языка
Запятая ставится после скобок.
По правилу перед открывающей скобкой не ставится запятая, точка с запятой, двоеточие, тире. Эти знаки переносятся за закрывающую скобку.
Здравствуйте. Ситуация следующая: Модуль 1.1. Нормативно-правовое обеспечение и Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования. Ниже написано: Контроль по Модулю 1.1. Вопрос: корректно ли в данном случае написание «Модулю 1.1.» с прописной буквы? Это же не название.
Ответ справочной службы русского языка
В документах и научных работах нарицательное слово, которое указывает на определенный, названный ранее полно документ, пишут с прописной буквы довольно часто. Прописная выполняет здесь ту же функцию, что и определенный артикль. Однако такое употребление не предусмотрено правилами русской орфографии. Полагаем, что в Вашем примере достаточно указания на номер модуля, прописная буква не нужна.
Здравствуйте! Строго ли нужно соблюдать правила русской орфографии в нормативно-правовых актах?
Ответ справочной службы русского языка
Конечно, строго.
Уважаемая gramota.ru! Очень жду ответ на свой вопрос, т.к. он повлияет на подготавливаемые нормативно-методические документы для широкого круга организаций. Задаю его не в первый раз, Заранее благодарю! Вопрос: написание предлогов в/во с аббревиатурами наименований федеральных органов исполнительной власти, а именно, как правильно: 1. «Во ФСБ России», «Во ФСТЭК России», т.к. подпадает под правило для «во»: «в, ф + согласный». 2. «В ФСБ России», «В ФСТЭК России», т.к. читается «в федеральную …», т.е. подпадает под правило для «в»: «в, ф + гласный» (отмечу, что именно так пишется в административных регламентах федеральных органов исполнительной власти)? Заранее благодарю!
Ответ справочной службы русского языка
В нормативных правовых актах употребительно: в ФСБ России, в ФСТЭК России.
Добрый день! Подскажите, пожалуйста, в каком справочники или на каком ресурсе можно получить информацию о составлении названий нормативно-правовых актов? Дело в том, что на работе столкнулась с такой записью: Приказ ФНС России № ММ-3-06/333@. На всех сайтах название документа содержит знак @. Что это означает?
Ответ справочной службы русского языка
Судя по всему, это просто особенность оформления документов ФНС России.
Подскажите, пожалуйста, как правильно писать в нормативно-правовых документах: на бесплатной основе или безоплатной?
Ответ справочной службы русского языка
Верно: на бесплатной основе. Но более употребительно: на безвозмездной основе.
Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, нужно ли ставить пробелы между сокращенным словом и цифрой в ссылке на нормативно-правовые акты, например: «п.4.1 ст.48 Жилищного кодекса РФ»? Спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Цифры отбиваются пробелами от сокращенных слов. Верно: п. 4.1 ст. 48 Жилищного кодекса РФ.
Добрый день!
Столкнулась в нормативно-правовом акте с такой фразой «В случае представления копий документов, не заверенных в установленном законодательном порядке…». Правильно ли в этом случае написано слово «не заверенных»?
Спасибо!
Ответ справочной службы русского языка
Раздельное написание правильно.
кибер-угроза или киберугроза? В различных источниках, в ом числе и нормативно-правовых, написание отличается.
Ответ справочной службы русского языка
Первая часть сложных слов кибер… пишется слитно: киберугроза.
Здравствуйте!
Часто в документах нормативно-правового характера при сокращении существительного год сталкиваются два знака «.» и «,», например: образовательным организации, образованные в 2014 г., необходимо представить документы…Правомерна ли постановка запятой после такого сокращения. Можно ли получить ссылку на конкретное правило пунктуации?
Ответ справочной службы русского языка
Запятая после точки в этом случае ставится. Никакого специального правила здесь нет: точка ставится как знак сокращения; если по условиям контекста в этом месте необходима запятая, она никуда не пропадает и ставится после точки.
Здравствуйте!Подскажите,пожалуйста,чем нормативные ударения отличаются от допустимых?Интернет говорит,что нормативные ударения -это возможность произносить слова и так,и так,например: кЕта и кетА.Так чем же они отличаются от допустимых?В моём учебном пособии есть понятие «нормативно-хронологические варианты ударения»,то есть,я так понимаю,это обозначается в орфоэпическом словаре как доп.устар? В этом и есть разница?Заранее спасибо!
Ответ справочной службы русского языка
Допустимо — это помета, которая также свидетельствует о нормативности варианта, плюс сообщает, что этот вариант не является основным в существующей норме. Помета, свидетельствующая о ненормативности: не рекомендуется, неправильно.
Хронологические пометы могут быть такими: новое, устаревающее, устаревшее и т. п.
Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, «в нормативно-правовых актах федерального, регионального и местного уровня» или «уровней»? Затрудняюсь очень. А ответа в справке не нашла. Спасибо заранее.
Ответ справочной службы русского языка
Возможны оба варианта согласования.
Нужна ли запятая перед словом учтены? Спасибо
При разработке «Методических указаний по выбору комплекса мероприятий, сохраняющих и восстанавливающих почвенное плодородие земель при циклическом орошении» учтены основные положения, изложенные в соответствующих законодательных и нормативно-правовых документах, действующих в области охраны почв
Ответ справочной службы русского языка
Запятая перед учтены не требуется.
Добрый день!
Подскажите, пожалуйста, как будет верно?
Перечень нормативно-технических документов, использУЕМЫХ при разработке или использОВАННЫХ при разработке.Заранее спасибо!
Ответ справочной службы русского языка
Верны оба варианта, разница смысловая.
Здравствуйте!
В словаре есть слово «нормативно-правовой» (акт и т. д.). Мне встретилось в работе «нормативный правовой акт». Так можно?
Ответ справочной службы русского языка
Лингвистического «запрета» на такое сочетание нет.
2.2. Порядок употребления ссылок на нормативные правовые акты в тексте муниципального нормативного правового акта
2.2. ПОРЯДОК УПОТРЕБЛЕНИЯ ССЫЛОК НА НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ
АКТЫ В ТЕКСТЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО НОРМАТИВНОГО ПРАВОВОГО АКТА
Ссылкой признается указание в тексте муниципального акта на другой нормативный правовой акт или его структурную единицу. Ссылки на ранее принятые нормативные правовые акты (а также их структурные единицы) рекомендуется применять в случае, если необходимо показать взаимную связь правовых норм или избежать их дублирования.
Ссылки в муниципальном акте проставляются на нормативные правовые акты высшей или равной юридической силы (федеральное законодательство, законодательство субъекта Российской Федерации, устав муниципального образования). Ссылки на нормативные правовые акты меньшей юридической силы или их отдельные структурные единицы не допускаются.
Ссылки рекомендуется проставлять только на действующие нормативные правовые акты, т.е. на нормативные правовые акты, вступившие в силу.
В тексте муниципального акта недопустимы ссылки на нормативные предписания других нормативных правовых актов, которые, в свою очередь, являются отсылочными, поскольку это создает трудности для понимания сути нормативного предписания.
При необходимости сделать ссылку в муниципальном акте на другой нормативный правовой акт указываются следующие реквизиты в следующей последовательности:
вид нормативного правового акта;
наименование органа принятия;
дата и номер подписания (принятия, издания);
наименование нормативного правового акта.
При оформлении ссылок на Конституцию Российской Федерации, кодексы Российской Федерации указывается только их наименование с прописной буквы.
При указании ссылки в тексте муниципального акта на акты, обладающие высшей юридической силой, вид правового акта рекомендуется указывать с прописной (заглавной) буквы для постановлений, определений Конституционного Суда Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, указов Президента Российской Федерации, уставов муниципальных образований, а для иных актов, как правило, со строчной (маленькой) буквы.
Для проставления ссылок на нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации рекомендуется использовать вид и наименование законодательных и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации, установленные конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации, а для органов местного самоуправления — установленные уставом муниципального образования и законом соответствующего субъекта Российской Федерации о наименованиях органов местного самоуправления.
в соответствии с Конституцией Российской Федерации
руководствуясь пунктом 1 части 10 статьи 35, статьей 44 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
в соответствии со статьями 3 и 6 Федерального закона от 3 апреля 2017 г. N 64-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования государственной политики в области противодействия коррупции»
в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 г. N 403 «Об исчерпывающем перечне процедур в сфере жилищного строительства»
на основании статьи 18 Устава Пушкинского муниципального района Воронежской области, принятого решением Совета депутатов Пушкинского муниципального района Воронежской области от 15 июля 2017 г. N 26
руководствуясь Законом Ставропольского края от 10 апреля 2006 г. N 19-кз «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, и ветеранов Великой Отечественной войны»
регулируются Законом Пермского края от 4 мая 2008 г. N 28-ПК «О муниципальной службе в Пермском крае»
Основания для предоставления муниципальной услуги:
приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30 июля 2015 г. N 527н «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере труда, занятости и социальной защиты населения, а также оказания им при этом необходимой помощи» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 17 сентября 2015 г., регистрационный номер N 38897)
При ссылке на нормативный правовой акт, который полностью был изложен в новой редакции, рекомендуется указывать его реквизиты в следующей последовательности:
вид нормативного правового акта,
наименование органа принятия;
дата и номер подписания (принятия, издания);
наименование правового акта;
в скобках указываются вид нормативного правового акта, дата и номер подписания (принятия, издания) нормативного правового акта, полностью изложившего данный нормативный правовой акт в новой редакции.
в соответствии с Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 20 апреля 1996 г. N 36-ФЗ)
в соответствии с постановлением Правительства Рязанской области от 27.04.2011 N 48 «О разработке и утверждении исполнительными органами государственной власти Рязанской области административных регламентов предоставления государственных услуг и административных регламентов исполнения государственных функций» (в редакции постановления Правительства Рязанской области от 28.06.2014 N 62)
Ссылки на Конституцию Российской Федерации оформляются следующим образом:
В соответствии с частью 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации
При ссылке на кодекс Российской Федерации дата подписания и его номер не указываются.
в соответствии с требованиями Налогового кодекса Российской Федерации
в соответствии с частью 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации
в порядке, установленном статьей 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации
При неоднократных ссылках на один и тот же нормативный правовой акт при первом его упоминании и далее рекомендуется неоднократно указывать полные реквизиты нормативного правового акта, на который производятся ссылки.
При необходимости дать ссылку не на весь нормативный правовой акт, а только на его структурную единицу сначала указывается эта конкретная структурная единица (начиная с наименьшей), а затем реквизиты самого нормативного правового акта.
предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации
Не рекомендуется при первом упоминании в тексте муниципального акта делать следующую запись:
Указ Президента Российской Федерации от 29.12.2008 N 1873 «Об использовании Государственного герба Российской Федерации на печатях органов местного самоуправления поселений и муниципальных районов» (далее — Указ Президента Российской Федерации от 29.12.2008 N 1873).
Это позволит в дальнейшем избежать трудностей при внесении изменений в муниципальный акт, поскольку в процессе внесения изменений первая ссылка на нормативный правовой акт с записью «(далее — Указ Президента Российской Федерации от 29.12.2008 N 1873)» может поменять свое месторасположение и перейти из одной структурной единицы нормативного правового акта в другую.
Ссылку в тексте муниципального акта на структурную единицу этого же муниципального акта рекомендуется оформлять следующим образом: «настоящего пункта», «настоящей статьи», «настоящего решения».
При ссылках обозначения структурных единиц указываются так, как они определены в самом нормативном правовом акте либо в нормативном правовом акте, вносящем изменения в данный нормативный правовой акт.
Если в нормативных правовых актах части статей и пункты нумеруются цифрами, то обозначение в ссылках части или пункта печатается цифрами (например, часть 1, пункт 1, раздел IV).
Если в нормативных правовых актах части статей не пронумерованы, то в этом случае обозначение в ссылках части печатается словом (например, часть вторая).
Если подпункты пронумерованы строчными буквами русского алфавита, то обозначаются в ссылках буквой в кавычках (подпункт «а»). Абзацы обозначаются словом (например, абзац первый).
При этом первым считается тот абзац, с которого начинается структурная единица, в составе которой он находится.
Если при проставлении ссылок подсчет абзацев осуществить неправильно, это приведет к технической ошибке и воля законодателя будет оформлена неверно.
Обозначения частей, пунктов, абзацев и других структурных единиц печатаются полностью, сокращения (ст., ч., п., абз.) не допускаются.
на основании пункта 1 части первой статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации
в соответствии с абзацем вторым пункта 3 решения Собрания депутатов Дмитровского района Челябинской области от 12 марта 2007 г. N 35 «Об управлении муниципальным имуществом»
регулируются пунктом 4 части 2 статьи 10 Устава муниципального образования Петровский сельсовет Михайловского муниципального района Самарской области, принятого Советом депутатов муниципального образования Петровский сельсовет Михайловского муниципального района Самарской области от 10 апреля 2012 г. N 36
Если требуется сослаться на приложение к нормативному правовому акту, указывается наименование приложения и нормативный правовой акт, которым данное приложение утверждено.
При ссылках на примечания к статьям или пунктам нормативного правового акта рекомендуется использовать следующую формулировку:
1. Под грубым нарушением норм и правил в области использования атомной энергии в настоящей статье понимается нарушение, приведшее к возникновению непосредственной угрозы жизни или здоровью людей и окружающей среде, указанное в примечании к части 3 статьи 9.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При оформлении ссылок на нормативные правовые акты рекомендуется избегать следующих ошибок юридико-технического характера:
нарушение порядка указания реквизитов нормативного правового акта;
грамматических и стилистических ошибок в наименовании нормативного правового акта;
неверное обозначение структурной единицы нормативного правового акта;
неверно приведенной ссылки на абзац (при неправильном подсчете);
ошибочно приведенные реквизиты нормативного правового акта;
проставление ссылки на недействующие нормативные правовые акты;
проставление ссылок на неправильно указанный нормативный правовой акт, вместо подлежащего применению;
проставление ссылки на ненормативные правовые акты;
неверное указание официальных наименований органов государственной власти или указание наименований органов государственной власти, которые на момент принятия муниципального акта реорганизованы или упразднены.
С примерами неправильного оформления дат в муниципальных актах можно ознакомиться в разделе 4 практического пособия (Приложение)
Как правильно пишется словосочетание «нормативные правовые акты»
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: фритюрница — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Ассоциации к слову «правовой»
Ассоциации к слову «акт»
Синонимы к словосочетанию «нормативные правовые акты»
Предложения со словосочетанием «нормативные правовые акты»
- Подзаконные нормативные правовые акты принимаются по любому вопросу, входящему в компетенцию соответствующего органа государственной власти, и не должны противоречить законам.
Сочетаемость слова «нормативный»
Сочетаемость слова «правовой»
Сочетаемость слова «акт»
Значение словосочетания «нормативный правовой акт»
Нормати́вный правово́й акт — официальный документ установленной формы, принятый в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица), иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, акционерных обществ, товариществ и т. д.) или путём референдума с соблюдением установленной законодательством процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределённый круг лиц и неоднократное применение. (Википедия)
Афоризмы русских писателей со словом «акт»
- Для меня поэзия — это прежде всего мысль. Поэзия — верховный акт мысли.
Отправить комментарий
Дополнительно
Значение словосочетания «нормативный правовой акт»
Нормати́вный правово́й акт — официальный документ установленной формы, принятый в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица), иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, акционерных обществ, товариществ и т. д.) или путём референдума с соблюдением установленной законодательством процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределённый круг лиц и неоднократное применение.
Предложения со словосочетанием «нормативные правовые акты»
Подзаконные нормативные правовые акты принимаются по любому вопросу, входящему в компетенцию соответствующего органа государственной власти, и не должны противоречить законам.
Наряду с отмеченными классификациями нормативных актов, в правовой науке и практике используется и классификация по такому основанию, как характер норм соответствующего нормативного правового акта.
Местные налоги – устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязательны к уплате на соответствующих территориях.
Поиск ответа
Всего найдено: 19
Здравствуйте! Строго ли нужно соблюдать правила русской орфографии в нормативно- правовых актах?
Ответ справочной службы русского языка
Уважаемая gramota.ru! Очень жду ответ на свой вопрос, т.к. он повлияет на подготавливаемые нормативно- методические документы для широкого круга организаций. Задаю его не в первый раз, Заранее благодарю! Вопрос: написание предлогов в/во с аббревиатурами наименований федеральных органов исполнительной власти, а именно, как правильно: 1. «Во ФСБ России», «Во ФСТЭК России», т.к. подпадает под правило для «во»: «в, ф + согласный». 2. «В ФСБ России», «В ФСТЭК России», т.к. читается «в федеральную …», т.е. подпадает под правило для «в»: «в, ф + гласный» (отмечу, что именно так пишется в административных регламентах федеральных органов исполнительной власти)? Заранее благодарю!
Ответ справочной службы русского языка
В нормативных правовых актах употребительно: в ФСБ России, в ФСТЭК России.
Добрый день! Подскажите, пожалуйста, в каком справочники или на каком ресурсе можно получить информацию о составлении названий нормативно- правовых актов? Дело в том, что на работе столкнулась с такой записью: Приказ ФНС России № ММ-3-06/333@. На всех сайтах название документа содержит знак @. Что это означает?
Ответ справочной службы русского языка
Судя по всему, это просто особенность оформления документов ФНС России.
Подскажите, пожалуйста, как правильно писать в нормативно- правовых документах: на бесплатной основе или безоплатной?
Ответ справочной службы русского языка
Верно: на бесплатной основе. Но более употребительно: на безвозмездной основе.
Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, нужно ли ставить пробелы между сокращенным словом и цифрой в ссылке на нормативно- правовые акты, например: «п.4.1 ст.48 Жилищного кодекса РФ»? Спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Цифры отбиваются пробелами от сокращенных слов. Верно: п. 4.1 ст. 48 Жилищного кодекса РФ.
Добрый день!
Столкнулась в нормативно- правовом акте с такой фразой «В случае представления копий документов, не заверенных в установленном законодательном порядке. «. Правильно ли в этом случае написано слово «не заверенных»?
Спасибо!
Ответ справочной службы русского языка
кибер-угроза или киберугроза? В различных источниках, в ом числе и нормативно- правовых, написание отличается.
Ответ справочной службы русского языка
Первая часть сложных слов кибер. пишется слитно: киберугроза.
Здравствуйте!
Часто в документах нормативно- правового характера при сокращении существительного год сталкиваются два знака «.» и «,», например: образовательным организации, образованные в 2014 г., необходимо представить документы.
Правомерна ли постановка запятой после такого сокращения. Можно ли получить ссылку на конкретное правило пунктуации?
Ответ справочной службы русского языка
Запятая после точки в этом случае ставится. Никакого специального правила здесь нет: точка ставится как знак сокращения; если по условиям контекста в этом месте необходима запятая, она никуда не пропадает и ставится после точки.
Здравствуйте!Подскажите,пожалуйста,чем нормативные ударения отличаются от допустимых?Интернет говорит,что нормативные ударения -это возможность произносить слова и так,и так,например: кЕта и кетА.Так чем же они отличаются от допустимых?В моём учебном пособии есть понятие » нормативно- хронологические варианты ударения»,то есть,я так понимаю,это обозначается в орфоэпическом словаре как доп.устар? В этом и есть разница?Заранее спасибо!
Ответ справочной службы русского языка
Допустимо — это помета, которая также свидетельствует о нормативности варианта, плюс сообщает, что этот вариант не является основным в существующей норме. Помета, свидетельствующая о ненормативности: не рекомендуется, неправильно .
Хронологические пометы могут быть такими: новое, устаревающее, устаревшее и т. п.
Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, «в нормативно- правовых актах федерального, регионального и местного уровня» или «уровней»? Затрудняюсь очень. А ответа в справке не нашла. Спасибо заранее.
Ответ справочной службы русского языка
Возможны оба варианта согласования.
Нужна ли запятая перед словом учтены? Спасибо
При разработке «Методических указаний по выбору комплекса мероприятий, сохраняющих и восстанавливающих почвенное плодородие земель при циклическом орошении» учтены основные положения, изложенные в соответствующих законодательных и нормативно- правовых документах, действующих в области охраны почв
Ответ справочной службы русского языка
Запятая перед учтены не требуется.
Подскажите, пожалуйста, как будет верно?
Перечень нормативно- технических документов, использУЕМЫХ при разработке или использОВАННЫХ при разработке.
Ответ справочной службы русского языка
Верны оба варианта, разница смысловая.
Здравствуйте!
В словаре есть слово » нормативно- правовой» (акт и т. д.). Мне встретилось в работе «нормативный правовой акт». Так можно?
Ответ справочной службы русского языка
Лингвистического «запрета» на такое сочетание нет.
Корректно ли составлено предложение:
словарь составлен на основе опыта преподавания авторами предметов «Теория государства и права», «Конституционное право России» и «Административное право России» в юридических вузах, с учетом действующих нормативно- правовых актов, теории государства и права.
Ответ справочной службы русского языка
Корректное оформление: Словарь составлен на основе опыта преподавания авторами предметов «теория государства и права», «конституционное право России» и «административное право России» в юридических вузах с учетом действующих нормативно- правовых актов, теории государства и права.
Оборот «словарь составлен. с учетом теории государства и права» кажется нам сомнительным.
Нормативно- техническая документация пишется через дефис или раздельно?
Ответ справочной службы русского языка
Верно дефисное написание: нормативно- техническая.
источники:
http://kartaslov.ru/%D0%BA%D0%B0%D0%BA-%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE-%D0%BF%D0%B8%D1%88%D0%B5%D1%82%D1%81%D1%8F-%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%BE%D1%87%D0%B5%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5/%D0%BD%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%B5+%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B5+%D0%B0%D0%BA%D1%82%D1%8B
http://new.gramota.ru/spravka/buro/search-answer?s=%D0%BD%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D0%BE-