Басовый ключ используется для записи средних и низких по звучанию нот. В этом ключе фиксируются ноты малой и большой октав, а также контроктавы и субконтроктавы. Кроме того, иногда басовый ключ используется для нескольких нот из первой октавы.
Если названия октав сейчас для вас термины пока незнакомые, то мы рекомендуем вам изучить статью Расположение нот на фортепиано. Вкратце поясним, в музыкальном звукоряде постоянно, но каждый раз на разной высоте повторяются одни и те же семь главных нот – ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ. И каждое такое повторение этого «набора» звуков называется ОКТАВОЙ. Октавы имеют названия в зависимости от высоты расположения в общем музыкальном звукоряде.
Суть басового ключа
Второе название басового ключа – ключ ФА. Так его прозвали за то, что своим положением на нотном стане (а он привязан к четвертой линейке) он указывает на ноту ФА малой октавы. Нота ФА малой октавы является своеобразной точкой отсчета в системе басового ключа, и расположение всех остальных нот можно вычислить, если запомнить, где пишется эта самая ФА.
Так, ближайшие ступени, которые окружают ФА, это МИ (снизу) и СОЛЬ (сверху). Соответственно, и на нотном стане эти ноты будут располагаться вокруг ФА. Если известно, что ФА занимает, словно бусинка на ниточке, сидит на четвертой линейке, то нетрудно догадаться, что адрес ноты МИ – под четвертой линейкой (точнее – между третьей и четвертой), а постоянное место пребывания СОЛЬ – выше четвертой линейки (она помещается в промежутке между четвертой и пятой линейками). Таким же образом можно выяснить, где писать все остальные ноты. Например, ноты РЕ и ЛЯ будут занимать, соответственно, третью и пятую линейку нотного стана.
Посмотрите на картинку и запомните главное!
Ноты малой октавы в басовом ключе
Ноты малой октавы, когда они записаны в басовом ключе, занимают основное пространство нотного стана (три верхних линейки). Это свидетельствует о том, что данные ноты можно отнести к разряду наиболее часто употребляемых в музыки, значит, их нужно лучше всего знать.
На рисунке выписаны все ноты малой октавы. Посмотрите внимательно:
- Нота ДО малой октавы расположена между второй и третьей линейками нотного стана.
- Нота РЕ малой октавы, ее адрес на нотном стане – третья линейка.
- Нота МИ малой октавы пишется между третьей и четвертой линейками.
- Нота ФА малой октавы занимает свое коронной место – четвертую линейку.
- Ноту СОЛЬ малой октавы следует искать между четвертой и пятой линейками.
- Нота ЛЯ малой октавы светит нам с пятой линейки.
- Нота СИ малой октавы располагается выше пятой линейки, над ней.
А теперь снова посмотрите на картинку. Здесь ноты малой октавы даны не подряд, а перемешаны, постарайтесь вспомнить их по именам и без ошибок назвать каждую из них.
Ноты большой октавы в басовом ключе
Ноты большой октавы встречаются в музыке почти так же часто, как и ноты малой октавы. Для записи нот данного диапазона используются две нижних линейки нотного стана, а также две добавочных линейки снизу. Смотрим на рисунок:
- Нота ДО большой октавы пишется на второй добавочной линейке снизу.
- Нота РЕ большой октавы занимает позицию под первой добавочной линейкой.
- Нота МИ большой октавы «нанизана» на первую добавочную линейку нотоносца.
- Нота ФА большой октавы располагается под первой основной линейкой нотного стана.
- Нота СОЛЬ большой октавы «сидит» на первой линейке нотоносца.
- Нота ЛЯ большой октавы спряталась между первой и второй линейками.
- Ноту СИ большой октавы следует искать на второй линейке нотоносца.
Ноты контроктавы в басовом ключе
Звуки контроктавы – очень низкие, обыкновенно они встречаются редко. Но все-таки тем, кто играет на органе, фортепиано, или на низких по тесситуре инструментах (туба, контрабас) они, бывает, попадаются в нотах. Эти ноты можно записать двумя способами: или целиком на добавочных линейках, или с применением ОКТАВНОГО ПУНКТИРА.
Что такое октавный пунктир? Это обыкновенная пунктирная линия с цифрой восемь в начале, и все ноты, которые эта линия снизу обнимает, нужно играть на октаву ниже. Октавный пунктир является очень удобным средством для избегания большого числа добавочных линеек, которые, с одной стороны, замедляют процесс распознавания нот, а с другой – делают запись более громоздкой.
Кстати, октавные пунктиры бывают и с противоположным действием, когда все, что находится под пунктиром, следует играть на октаву выше. Это пунктиры для высоких нот, о них можно почитать в статье Ноты скрипичного ключа.
Если же все-таки ноты контроктавы записаны без применения октавного пунктира, то в таком случае их расположение на нотном стане будет следующим.
- Нота ДО контроктавы пишется под пятой добавочной линейкой снизу.
- Нота РЕ контроктавы занимает пятую вспомогательную линейку, добавляемую внизу нотного стана.
- Нота МИ контроктавы располагается под четвертой добавочной линией.
- Нота ФА контроктавы «насаживается» на саму четвертую добавочную линию.
- Нота СОЛЬ контроктавы «висит» под третьей добавочной линейкой снизу.
- Нота ЛЯ контроктавы пишется на третьей добавочной линии.
- Нота СИ контроктавы занимает положение под второй добавочной линейкой нотного стана.
Ноты субконтроктавы в басовом ключе
Субконтроктава – это «среда обитания» самых-самых низких нот, которые встречаются очень редко. Субконтроктава, к тому же, является еще и неполной октавой, в ней всего две основных ступени – ЛЯ и СИ. Если эти ноты записывать на добавочных линейках, то этих линеек будет огромное количество. Поэтому ноты субконтроктавы всегда записываются под октавными пунктирами: как ноты контроктавы под обыкновенным октавным пунктиром, либо как ноты большой октавы под специальным двойным октавным пунктиром.
Что такое двойной октавный пунктир – это точно такая же пунктирная линия, но с числом 15, которое говорит о том, что ноты нужно исполнять на целых две октавы ниже.
Ноты первой октавы в басовом ключе
Вообще, чаще всего ноты первой октавы записываются в скрипичном ключе, но для низких инструментов или для мужских голосов нередко ноты первой октавы (не все, а только лишь часть из них) пишутся в басовом ключе, на добавочных линейках сверху (выше пятой основной линейки нотного стана). Такая запись характерна, главным образом, для пяти нот первой октавы – ДО, РЕ, МИ, ФА и СОЛЬ.
- Нота ДО первой октавы в басовом ключе записывается на первой добавочной линейке сверху.
- Нота РЕ первой октавы в басовом ключе располагается выше первой добавочной, то есть над ней.
- Нота МИ первой октавы в басовом ключе занимает вторую верхнюю добавочную линейку.
- Нота ФА первой октавы в басовом ключе «лежит» над второй добавочной, выше ее.
- Нота СОЛЬ первой октавы в басовом ключе встречается довольно редко, ее адрес – третья верхняя добавочная линейка нотного стана.
Басовый ключ в музыке наряду со скрипичным ключом является наиболее употребительным, поэтому его ноты нужно знать на твердую пятерку каждому уважающему себя музыканту. Для лучшей запоминаемости нот басового ключа нужно больше упражняться в чтении и переписывании нот данного ключа. Вот, например, вам мелодия, прочтите все ее ноты подряд:
Получилось? А теперь перепишите эту мелодию на октаву выше, а затем на октаву ниже. Большее число мелодий для упражнений в басовом ключе вы сможете найти в любом сборнике для пения по сольфеджио.
Еще один хороший вариант проработки басового ключа для лучшего усвоения – это выполнение письменных и творческих заданий, решение ребусов, музыкальных загадок. Целый ряд увлекательных и несложных, но в то же время очень эффективных упражнений такого толка собран в рабочей тетради по сольфеджио за 1 класс Г. Калининой. Очень советуем вам приобрести такую рабочую тетрадочку и все ее задания проработать, сразу почувствуете себя более уверенным и подкованным музыкантом. А сейчас мы предлагаем вам познакомиться с подборкой упражнений в басовом ключе поближе – СКАЧАТЬ УПРАЖНЕНИЯ.
На этом завершим наш сегодняшний урок. Дорогие друзья, мы будет очень рады, если представленный материал поможет вам хоть немного продвинуться в ваших музыкальных занятиях. Но если у вас еще остались неразрешенные вопросы или есть пожелания к улучшению данного урока, вы можете написать нам об этом в комментариях. Ни одно ваше сообщение не останется без внимания.
И напоследок… Немного хорошей музыки. Сегодня это будет красивейшая и просто волшебная музыка К. Сен-Санса, «Аквариум» из сюиты «Карнавал животных»
Ноты басового ключа осваиваются со временем. Быстрее запомнить ноты в басовом ключе помогает активная проработка при помощи сознательных установок.
В начале нотоносца выставляется басовый ключ – ноты будут выстраиваться от него. Басовый ключ пишется на четвёртой линейке и означает ноту «фа» малой октавы (счёт линеек ведётся снизу вверх).
Записываются в басовом ключе ноты таких октав: все линейки нотного стана занимают ноты большой и малой октавы, выше нотного стана (на дополнительных линейках) – несколько нот из первой октавы, ниже нотного стана (тоже на дополнительных линейках) – ноты контроктавы.
Басовый ключ – ноты большой и малой октав
Для начала освоения нот басового ключа достаточно изучить две октавы – большую и малую, всё остальное приложится само собой. Понятие об октавах вы найдёте в статье «Как называются клавиши фортепиано». Вот как это выглядит в нотах:
Чтобы запомнить ноты басового ключа было просто, обозначим несколько точек, которые будут служить нам ориентирами.
1) Прежде всего, это четвёртая линейка – нота фа малой октавы, можно в её окружении легко назвать расположения и нескольких других нот той же октавы.
2) Второй ориентир, который я предлагаю, – место на нотоносце трёх нот «до» – большой, малой и первой октавы. Нота до большой октавы пишется на двух добавочных линейках снизу, до малой октавы – между 2-й и 3-й линейками (на самом нотном стане, то есть как бы «внутри»), ну а до первой октавы занимает первую добавочную линейку сверху.
Вы можете придумать для себя какие-то свои ориентиры. Ну, например, выделять отдельно ноты, которые пишутся на линейках и те, которые занимают промежутки.
Ещё один способ быстро освоить ноты в басовом ключе – выполнить упражнения тренинга «Как легко и быстро выучить ноты». Там предлагается ряд практических заданий (письменно, устно и игра на фортепиано), которые помогают не только разобраться в нотах, но и развивают музыкальный слух.
Если вы находите данную статью полезной, порекомендуйте её своим друзьям с помощью кнопок социальных сетей внизу страницы. Также вы можете получать новые полезные материалы прямо на свою почту – заполните форму и подпишитесь на обновления (важно – сразу же проверьте свой e-mail и подтвердите подписку).
Вверх
Музыкальные инструменты
Ноты басового ключа для фортепиано
Содержание
- Ноты малой октавы
- Большая октава
- Другие ноты
- Как быстро выучить?
С целью фиксации средних и низких нот по звучанию в самом начале нотоносца помещают басовый ключ. Его изображение начинается с завитка на четвёртой линии (отсчёт горизонтальных полосочек ведётся снизу вверх). На этой же прямой располагается нотный знак «фа». Он принадлежит малой октаве. Другие ноты строятся от неё. Басовый ключ используют для записи малой и большой октав, контроктавы. После этого же ключа размещают также 5 символов первой октавы и 2 знака субконтроктавы.
Ноты малой октавы
Ступенчатый звукоряд содержит 9 октав, разделяющих звуки по высоте тона. Некоторые из них не обходятся без использования басового ключа для фортепиано. Он необходим при обозначении малой октавы. Ориентиром считают ноту «фа», изображённую на четвёртой линии. Она служит своеобразной точкой отсчёта, так как по её расположению можно легко вычислять, запоминать и читать все остальные символы на нотном стане. Этот знак располагается в окружении «ми» (чуть ниже) и «соль» (чуть выше). Логическим путём можно прийти к выводу, что нотка «ре» находится на третьей чёрточке, а знак «ля» занимает свою позицию на пятой прямой нотного стана.
Знаки малой октавы умещаются на трёх верхних линиях основного пространства нотоносца. Сначала следует тщательно изучить все подписанные символы. Ноты малой октавы имеют на нотоносце такое расположение:
- «до» находится под третьей чертой;
- «ре» – на третьей линии;
- «ми» – под четвёртой линейкой;
- «фа» – прямо на четвёртой полоске;
- «соль» – под пятой чертой;
- «ля» – на пятой линии;
- «си» – поверх пятой чёрточки.
Данные ноты довольно часто используются в музыкальных композициях для пианино.
Большая октава
Ноты большой октавы басового ключа изображаются на нотоносце с левой стороны от малой октавы. Для фиксации по порядку всех нотных знаков большой октавы требуются две нижних линии нотоносца и вспомогательные чёрточки:
- «до» размещается на второй добавочной черте в нижней части;
- «ре» занимает место под первой дополнительной линией;
- «ми» изображается прямо на первой вспомогательной чёрточке;
- «фа» находится под первой основной линейкой;
- «соль» прописывают прямо на первой основной полоске нотоносца;
- «ля» занимает свою позицию между первой и второй чертой;
- «си» нанизывают на вторую линейку нотного стана.
Другие ноты
Нотные знаки первой октавы всего лишь частично фиксируют в басовом ключе на вспомогательных чёрточках в верхней части нотоносца. Только 5 знаков этой части звукоряда:
- «до» занимает позицию на первой дополнительной чёрточке сверху;
- «ре» располагается поверх первой вспомогательной черты (непосредственно над ней);
- «ми» изображается прямо на второй добавочной верхней чёрточке;
- «фа» размещается над второй дополнительной полосочкой;
- «соль» прописывают непосредственно на третьей вспомогательной линейке (эту ноту используют в исключительных случаях).
Звуковой ряд контроктавы для игры на фортепиано используется очень редко.
Нотные знаки обычно размещаются на добавочных чёрточках. Часто применяют октавный пунктир, состоящий из обычной пунктирной линии, которая помечается в начале нотоносца числом 8. Пунктир опоясывает все нижние ноты. Он избавляет запись от огромного количества дополнительных линий, но замедляет процесс распознания нотных знаков, придавая записи громоздкость.
Без использования октавного пунктира основные символы контроктавы обозначаются так:
- «до» располагается под пятой вспомогательной чертой в нижней части;
- «ре» нанизывается на пятую дополнительную линию;
- «ми» находится под четвёртой нижней вспомогательной полосой;
- «фа» нанизывается прямо на четвёртую добавочную черту;
- «соль» размещается под третьей вспомогательной чёрточкой;
- «ля» занимает позицию на третьей нижней дополнительной линейке;
- «си» изображается под второй вспомогательной чертой нотоносца.
Субконтроктава состоит всего из двух нотных знаков: «ля» и «си». Неполная октава, состоящая из самых низких нот, используется в редчайших случаях. Фиксация производится с применением октавного пунктира, подписанного цифрой 15. Это означает необходимость использования нот аж на 2 октавы ниже.
Как быстро выучить?
Чтобы запомнить нотные символы басового ключа, надо всегда ориентироваться на четвёртую линию нотоносца. Именно на ней можно увидеть ноту «фа» малой октавы. Быстро зафиксировать в памяти нотные символы можно по трём нотам «до». Когда речь идёт о большой октаве, этот нотный знак изображается на второй дополнительной линии в нижней части. Малая октава предполагает её месторасположение между второй и третьей основными линейками. А для обозначения первой октавы знак «до» располагается на первой вспомогательной линеечке сверху.
Ноты басового ключа предназначены для игры левой рукой, которая обычно выполняет роль аккомпанемента. Чаще всего употребляются аккорды. Их следует играть одновременно, поочерёдно либо в разнообразном порядке.
Существуют различные специальные упражнения, предназначенные для быстрого запоминания нот басового ключа. Практические задания позволяют новичку быстро разобраться в трудных вопросах. Они способствуют развитию музыкального слуха. Благодаря разнообразным практическим занятиям любой желающий может научиться играть на фортепиано.
С целью быстрого усвоения расположения нотных знаков лучше всего употреблять словосочетания «под второй линией» или «под пятой чертой», а не «между первой и второй чёрточками» и «между четвёртой и пятой линиями».
Ещё есть интересный способ легко запомнить нотные знаки, нанизанные на каждую прямую горизонтальную линию нотоносца снизу вверх, в виде скороговорного ряда: «соль» – «си» – «ре» – «фа» – «ля». Данные символы большой и малой октав построены через одну ноту. Есть и другие удобные фразы, состоящие из разных нотных групп. Например, «фа» – «ля» – «до», «ми» – «соль» – «си».
Расположение на клавиатуре синтезатора или пианино можно легко выучить по наклеенным разноцветным меткам. Прежде всего, следует выделить цветным стикером клавишу «до» первой октавы. Затем слева от данной связующей ноты нужно разместить на клавиатуре ещё 5 меток через интервал в одну клавишу. Эти 5 клавиш, помеченных одинаковым цветом, означают нотные символы уже известной нам скороговорки: «соль» – «си» – «ре» – «фа» – «ля». В данном случае сами названия нот не очень важны для новичка. Главным моментом является фиксация в памяти соответствия нотных символов на нотоносце и размеченных клавиш.
Затем попробуйте сыграть все 5 нот. Следующим шагом будет отработка на практике трёх нотных знаков: «ре» – «фа» – «ля». Сначала используйте их в качестве аккорда, нажимая сразу 3 клавиши враз. Потом попробуйте поочерёдное нажатие, затем нажмите среднюю ноту «фа» и следом надавите на 2 крайние от неё клавиши. После усвоения материала надо произвести подобную работу с клавишами между метками. Дальше необходимо разметить другие клавиши, оставшиеся за пределами помеченных нот. Наклейки способствуют быстрому запоминанию частей звукоряда в басовом ключе.
В случае отсутствия дома музыкального инструмента можно практиковаться на виртуальном фортепиано в интернете. Попробуйте вникать в печатные ноты с одновременным прослушиванием любимой песни. Таким образом человек учится понимать музыку на интуитивном уровне. Существуют различные сайты, благодаря которым можно воспринимать на слух произведение любого композитора с одновременным просмотром нот исполняемой композиции.
Заполнение карточек и специальных нотных тетрадей, регулярные тренировки способствуют быстрому запоминанию музыкальных произведений. Чем больше человек практикуется, тем легче ему даётся нотная грамота.
О том, как читать ноты басового ключа для фортепиано, смотрите в видео ниже.
В скрипичном ключе можно записать лишь часть звуков музыкального звукоряда: часть малой октавы, звуки первой, второй, третьей, четвертой и до пятой октав. Остальные звуки малой октавы записывать в этом ключе неудобно, ибо чтение нот на линейке затрудняется большим количеством дополнительных линий под нотным станом. Поэтому звуки малой октавы, большой, а также контр — октавы и субконтроктавы записывают в ключе фа, или басовом ключе.
Содержание:
-
Правильное написание басового ключа на нотном стане
-
Ноты малой октавы в басовом ключе
-
Ноты первой (1) октавы в басовом ключе
-
Звуки большой октавы в басовом ключе
-
Как записывают ноты контроктавы в басовом ключе
-
ноты субконтроктавы в басовом ключе
-
Расположение на нотном стане нот в басовом ключе
-
Как выучить ноты басового ключа
-
Видео урок на фортепиано как быстро и легко читать ноты басового ключа
-
-
Контрольные вопросы и упражнения
Как правильно записать басовый ключ на линейке
Этот ключ пишется на нотном стане таким образом, чтобы его головка была на четвертой линии, верх подходил под пятую линию, а нижний конец доходил до второй линии. С правой стороны рядом с ключом ставят две точки так, чтобы четвертая линия нотного стана проходила между ними. На ней записывают звук фа малой октавы:
Кстати ноты в басовом ключе называются точно так же, как и в скрипичном. Отличие только в записи этих нот на нотном стане. Рассмотрим как правильно пишутся ноты разных октав в басовом ключе.
Ноты малой октавы в басовом ключе
Зная место звука фа, легко определить место остальных звуков малой октавы относительно известного:
-
до малой октавы записывается между второй и третьей линиями нотного стана,
-
ре — на третьей линии нотного стана,
-
ми — между третьей и четвертой линиями,
-
фа — на четвертой линии,
-
соль — между четвертой и пятой,
-
ля — на пятой линии,
-
си — над пятой линией
Ноты первой (1) октавы в басовом ключе
Как в скрипичном ключе можно записать часть звуков малой октавы, точно также часть звуков первой октавы можно записать и в басовом ключе (см. два рисунка ниже).
-
На первой дополнительной линии выше нотного стана пишут до первой октавы,
-
над первой дополнительной линией — ре,
-
на второй дополнительной — ми,
-
над второй дополнительной — фа,
-
на третьей дополнительной — соль и т. д.
Нота до первой октавы связывает обе половины звукоряда: ту, что записана в скрипичном ключе, и ту, что записана в басовом. Поскольку эту ноту пишут на первой дополнительной линии под нотным станом в скрипичном ключе или на первой дополнительной над нотным станом в басовом ключе, она считается центром всей системы записи звукоряда.
Остальных звуков, которые находятся выше или ниже звука (4— 5 звуков), можно записать и в скрипичном, и в басовом ключах.
Звуки большой октавы в басовом ключе записывают так:
Как записывают ноты контроктавы в басовом ключе
Звуки контроктавы пишут так же, как и звуки большой октавы, но под нотами ставят знак:
и исполняют их на октаву ниже, чем написано.
Как записывают ноты субконтроктавы в басовом ключе
Звуки субконтроктавы записывают на дополнительных линиях под нотным станом, также со знаком под нотами
Расположение на нотном стане нот в басовом ключе
В Примере ниже показано нижний и часть среднего регистров, записанных в басовом ключе.
Ноты в басовом ключе для фортепиано
Звук до в разных октавах нижнего и частично среднего регистров записывают так:
Запись длительности звуков и пауз, размер, простые и сложные такты и группировка нот в них, повышение и понижение звуков — касается также и нот, записанных в басовом ключе. Знаки альтерации, действие которых распространяется на все произведение, также выносятся к ключу. Изменяется лишь их место в соответствии с записью самих нот.
Пример записи диезов и бемолей в басовом ключе с указанием порядка написания:
Как выучить ноты басового ключа
Чтобы было легче выучить расположение нот на нотном стане в басовом ключе можно воспользоваться специальными карточками.
Пример 1
Скачать и распечатать такие карточки можно по этой ссылке.
Второй карточек:
Скачать и распечатать эти карточки для изучения басового ключа
Неплохой видео урок на фортепиано о том, как быстро выучить и легко ноты басового ключа
Контрольные вопросы
-
Как пишут басовый ключ? Для записи каких регистров его применяют?
-
Как записать звуки малой и первой октав в басовом ключе?
-
Как записывают звук до разных октав нижнего регистра?
-
Как записывают звуки большой октавы, контроктавы и субконтроктавы?
-
Для чего применяется знак 8 ——- ?
-
Как размещают ключевые знаки в басовом ключе?
Упражнения на проверку освоения чтения нот в басовом ключе:
Гулак-Артемовский, Семён Степанович из оп. «Запорожец за Дунаем»
Белорусская народная песня «В вишневом садике»
Знакомство с Басовым ключем
В ходе урока продолжаем знакомиться с музыкальными ключами — теперь с Басовым ключем.
Из прошлого урока мы уже знаем, что открывает нотную запись специальный ключ, это «точка отсчета» высоты ноты.
Для чего нужен Басовый ключ?
Самое первое отличие заключается в том, что басовый ключ применим именно для низких нот, тогда как скрипичный ключ применим наоборот для самых высоких нот. Отсюда уже и остальные различия: место записи, форма записи.
Басовый ключ указывает, что ноты относятся к малой октаве.
Рисоваться басовый ключ начинает с четвертой линейки. И если в скрипичном ключе на четвертой линейке у нас располагалась нота «Ре» второй октавы, то в басовом ключе на четвертой линейке находится нота «Фа» малой октавы.
Таким образом второе название басового ключа – ключ ФА. То есть он указывает на ноту «Фа» малой октавы и она является своеобразной точкой отсчета в системе басового ключа, и расположение всех остальных нот можно вычислить, если запомнить, где пишется эта самая ФА.
Нота ДО малой октавы расположена между второй и третьей линейками нотного стана.
Нота РЕ малой октавы, ее адрес на нотном стане – третья линейка.
Нота МИ малой октавы пишется между третьей и четвертой линейками.
Нота ФА малой октавы занимает свое коронной место – четвертую линейку.
Ноту СОЛЬ малой октавы следует искать между четвертой и пятой линейками.
Нота ЛЯ малой октавы светит нам с пятой линейки.
Нота СИ малой октавы располагается выше пятой линейки, над ней.
Те звуки, которые в скрипичном ключе пришлось бы писать, используя большое количество добавочных линеек снизу, в басовом записываются с меньшим количеством добавочных, или вовсе без них. И наоборот — звуки, которые в басовом ключе пишутся с линейками сверху, в скрипичном записываются удобнее.
Для чего же нужен этот басовый ключ?
Ответ прост – для фортепиано. Все дело в том, что ноты для фортепиано и рояля записываются на целых двух нотоносцах, расположенных и идущих параллельно друг другу. На верхнем нотном стане указываются ноты в скрипичном ключе, а на нижнем – в басовом. Все потому, что на фортепиано физически можно одновременно извлечь намного больше звуков, чем на гитаре, и поэтому, чтобы не возникло путаницы, басовые ноты и ноты мелодии разделили на два нотных стана:
Еще в басовом ключе обычно пишут музыку для таких инструментов как фагот, виалончель, контрабас.
А в скрипичном — для скрипки, флейты, гобоя, трубы и т.п.
Вещи для тенора и женских голосов пишутся в скрипичном ключе, а для баса и баритона в басовом.
Пианисты, как правило, играют в скрипичном и басовом ключах. Виолончелисты чаще всего в теноровом, альтисты в альтовом. Дирижеры умеют читать с листа партитуры, написанные одновременно во всех четырех ключах.
Упражнение:
В идеале, было бы неплохо выучить расположение нот на нотоносце не только в скрипичном, но и в басовом ключе, или же запомнить расположение хотя бы одной ноты в нем, чтобы с помощью отсчета определять положение других нот.
На самом деле, Вы многого достигните, если научитесь читать ноты и в скрипичном, и в басовом ключе.
Тренажер для запоминания нот
Басовый ключ (Ключ ФА)
Доступ будет открыт после покупки курса
Для совершения платежа необходимо авторизоваться
Быстрая регистрация по email
Пароль будет отправлен на почту
Из
прошлого урока
мы с вами узнали о мажорных гаммах и интервалах. Сегодня же перейдем к изучению записи и чтения ноткого текста.
Со стороны может показаться, что точечки и закорючки нот не имеют ничего общего со звуками, которые ими записаны. На самом деле это не так. И музыканту так же просто «прочитать» эти знаки, как любому человеку – фразу из букваря «мама мыла раму».
В нашем очередном уроке самоучителя речь пойдет о том, как записывается и как воспроизводится на инструменте мелодия.
Самая сложная нотная запись называется партитурой. В ней учтено множество голосов симфонического или другого оркестра, мелодия, или партия, каждого инструмента в отдельности. При этом некоторые инструменты имеют свой особый «ключ» к записи, то есть, говоря по-простому, свой принцип записи. И человек, который управляет оркестром – дирижер – видит перед собой несколько десятков нотных строк в партитуре и внутренним слухом объединяет в стройное звучание.
В случае с исполнением музыки на фортепиано в качестве такого «дирижера» будет выступать ваш внутренний слух. Немного практики – и вы уже сможете следить за двумя голосами – правой и левой рукой. Не правда ли, неплохо для начала?
Расскажем подробнее.
Из предыдущих уроков вы узнали, как записывается длительность звучания ноты и как именно в записи ноты отличаются одна от другой.
Вот простая пьеска из 12-ти тактов, и, если вы смогли ее сыграть, то узнали, что…
…это песенка «Маленькой елочке холодно зимой». Молодцы, можно взять с полки пирожок! Проанализируем проведенную работу. Вы увидели скрипичный ключ – как известно, ключ «соль». Из этого понятно, что нота на второй линейке нотного стана – это и есть она, соль, и на клавиатуре находится она между первой и второй черной клавишей из трех.
Точно так же, пользуясь приобретенными знаниями, вы определили, что вторая нота – ми, и длится она ровно в два раза меньше, чем соль. Да, ведь восьмая часть – это в два раза меньше, чем четверть, об этом знают даже первоклашки.
А теперь представьте, что две ваши руки – это два голоса оркестра. Давайте запишем ту же самую музыку иначе, на двух нотных станах (ну, а чтобы было понятно, что музыка исполняется одновременно, объединим нотные станы чертой).
В то время, как свою роль исполняет правая рука, левая «отдыхает» (пауза), а на самом деле она должна (то есть вы) чутко прислушиваться к другой партии и не пропустить свое вступление. Но так будет не всегда, в музыке чаще всего обе руки играют одновременно, как и музыканты в оркестре или ансамбле.
Получилось? Значит, после некоторой тренировки вы сможете исполнить и более трудный фрагмент.
Басовый ключ
Посмотрите теперь на клавиатуру фортепиано. Некоторые клавиши расположены «в зоне действия» левой руки, некоторые – посередине, а другие – высоко, для правой руки. Есть понятие о регистрах. Нижний, средний и высокий регистры. Ноты пишутся на добавочных линейках, если их не вмещает нотный стан.
Вот как пишутся ноты в скрипичном и басовом ключе:
Согласитесь, не очень удобно для прочтения. Для облегчения этой задачи был придуман басовый ключ. Ключ «фа». Этот ключ говорит о том, что нота, расположенная на четвертой линейке снизу, будет считаться нотой «фа», и, принимая во внимание это условие, можно расположить и другие ноты по порядку:
Вот и знакомая нам пьеса в скрипичном и басовом ключах:
Чаще всего запись нотного текста для фортепиано так и делается: на двух нотных станах, один из которых в басовом ключе, второй – в скрипичном. Но представьте, что читаете книгу, в которой одновременно два языка, и на каждом написано свое. Это сложно. Поэтому рекомендуется сначала выучить расположение клавиш для правой руки, а потом для левой. Дело в том, что, играя, мы не каждый раз проводим параллель между нотой и звуком, чаще всего со временем движения доводятся до автоматизма.
На пробу вот простенькая пьеса:
Если вы распознали, что это вальс, то можно вас поздравить: вы начали осваиваться с нотной записью.
Нотная запись – это не только изображения нот, паузы и указание длительностей. Кроме самых простых изображений, вроде азбуки, существует ряд более сложных знаков, которые можно встретить на нотной бумаге. Расскажем о них.
Знаки, которые увеличивают длительность ноты
Часто требуется увеличить время звучания ноты, иногда на строго точно определенное время, а порой – на неопределенное время, которое зависит от общего настроения и характера музыки.
Вот знаки, увеличивающие длительность звучания:
- точка: увеличивает звучание ровно на половину исходной длительности. Например, четверть с точкой – это одна четверть и одна восьмая, половинка с точкой – три четверти и так далее;
- две точки (встречается редко): увеличивает длительность звучания на половину и еще на четверть от половины (не пытайтесь понять, вряд ли это встретится вам в ближайшем будущем);
- лига: если звуки, изображенные разными нотами, находятся на одной высоте (соль и соль, ля и ля), то лига, соединяющая их, значит, что нужно держать звук столько, сколько обозначают обе длительности. Например, соединенные лигой четвертная соль и соль-половинка будут звучать три четверти;
- фермата: самый неопределенный символ из всех вышеперечисленных. Действительно, длительность ноты, обозначенной ферматой, определяет исполнитель. Многих начинающих музыкантов это смешит: путь звук звучит в бесконечности, а я пойду посплю. Но это – крайне серьезный знак, от чуткого исполнения которого (особенно в конце произведения или его части) зависит порой успех всей пьесы. Выглядит фермата как полукруг с точкой и пишется над нотой.
Как выглядят паузы?
Паузы – это как местоимения в русском языке: они замещают время, когда вместо ноты звучит… тишина. Пишутся паузы не так, как ноты. Исторически сложилось такое написание пауз:
Для увеличения времени «звучания» пауз употребляются все те же приемы, включая фермату, описанные выше, кроме лиг. При записи нотного текста не так уж важно, каким количеством пауз изображается «молчание»: двумя восьмыми или одной четвертной, главное, чтобы общая длительность была верно указана.
Поговорим и о таком понятии, как ранжир. Этот термин значит, что при записи текста на двух и более нотоносцах звуки, которые должны звучать в одно и то же время, расположены строго друг под другом: вертикально.
Итак, теперь вам под силу сыграть любой музыкальный фрагмент!
Знаки сокращения музыкального текста
Зачастую бывает, что какой-то музыкальный фрагмент или его часть нужно повторить заново. Для экономии бумаги и (ранее) чернил, а главное, сил переписчиков (когда еще не было копировальных аппаратов, все ноты переписывались людьми) музыканты приняли знаки сокращения нотного письма.
- Реприза (точное повторение фрагмента): повторяется музыка или с начала до репризы, или от одной репризы до другой.
- При повторе композитор может предусмотреть точное повторение текста, но иной конец его. Тогда употребляют «вольты»: первая вольта – окончание за первым разом, вторая вольта – окончание за вторым разом (переход туда – сразу после закрывающей репризы). Вольт может быть несколько. В песнях с куплетной формой может быть написано на вольтах «для повторения» и «для окончания».
Итак, перед нами относительно сложный нотный текст. Для того чтобы сыграть его, не нужно сразу кидаться воспроизводить ноты. Для начала нужно его проанализировать: отметить для себя размер (количество четвертей в такте), ритмический рисунок, ключи, в которых записана музыка, а также отметить, что «при ключе» имеется знак: бемоль. При записи произведений в тональностях, отличных от «до мажор» и «ля минор», используются ключевые знаки для того, чтобы не прописывать каждый раз около нот диез или бемоль. Знак си бемоль при ключе обозначает, что все ноты си в данном произведении будут сыграны, как си бемоль.
После краткого анализа можно начинать разучивать музыкальный фрагмент. Не торопитесь, не отчаивайтесь при неудачах, идите вперед – и у вас все непременно получится!
На
следующем уроке
мы с вами начнем знакомиться с аккордами и музыкальной фактурой.
Приглашаем вас на
уроки фортепиано
в Рок-Академию.
Записаться на занятие