Наша жизнь состоит из огромного количества юридических норм, закреплённых в различных документах. В общем смысле их называют «законами» и разграничивают в зависимости от сферы применения. Тем не менее, само по себе законодательство является многоплановым и обладает большим количеством институтов. Одним из базовых вопросов юриспруденции является отличие правового акта (ПА) от нормативного правого акта (НПА). Понимание этой проблемы является ключом к грамотному применению законодательства.
Определение правового акта и нормативного правового акта
Нормативный правовой акт
– это официальный документ, обладающий соответствующей формой, изданный уполномоченным на то органом (Президент, Правительство, Парламент и т.д.) в пределах его компетенции. НПА не должен противоречить тем законодательным актам, которые обладают большей юридической силой. Обязательные условия такого документа – неоднократное применение, неопределённый круг лиц, установление, изменение или прекращение определённых правоотношений. Иными словами, НПА всегда порождает норму права.
Правовой акт
– понятие более широкое, в состав которого входят любые юридические документы, которые издаются государственными и местными органами власти. В литературе ПА используется как синоним индивидуального юридического акта. Это одностороннее решение государственного органа, адресованное конкретным субъектам законодательства, а потому не носящее всеобщий характер. Яркий пример – это документы для служебного пользования, которые удалены из общего доступа. Они не создают никаких правовых норм, а только направлены на их индивидуальное применение.
Сравнение правовых и нормативных правовых актов
НПА обязаны находиться в открытом доступе, а все субъекты права – информироваться о появлении новых законов, изменениях и отмене старых. ПА носят разовый характер, они не устанавливают новых правил и норм. Отдельные акты попадают в свободный доступ, другие – напротив, защищены от распространения соответствующими решениями. НПА адресованы неограниченному кругу лиц (физическим, юридическим лицам, субъектам хозяйствования, благотворительным организациям), а ПА – конкретным субъектам правоотношений, вплоть до определённого человека (Указ Президента РФ о награждении военнослужащего орденом или медалью, назначении на ту или иную должность).
TheDifference.ru определил, что разница между правовым актом и нормативным правовым актом заключается в следующем:
Характер применения. Если НПА является всеобщим, то ПА – индивидуальным.
Область применения. ПА адресованы ограниченному кругу лиц, в то время как НПА – неограниченному кругу субъектов.
Время применения. НПА используется до тех пор, пока его действие не отменено или не приостановлено. ПА ориентирован для однократного применения – в конкретной ситуации.
Установление нормы права. НПА всегда порождает новую правовую норму либо изменяет, дополняет или отменяет старую, в то время как ПА – инструмент для реализации такой нормы.
НПА — это официальный, письменный документ, изданный органом государства, в пределах установленной компетенции, направленный на введение в действие правовых норм, на изменение существующих, либо их отмену. Этот документ всегда обращен к персонально неопределенному кругу лиц. Нормативный правовой акт в большинстве государств служит основным источником и формой права. Эта форма права характерна для России и большинства стран Европы. Для нормативных правовых актов характерны следующие признаки:
1) Они исходят только от государственных органов, специально на то уполномоченных;
2) существует особый порядок их принятия;
3) используется писаная форма и оформление в специальном виде;
4) иерархическая подчиненность, основанная на различной юридической силе отдельных актов;
5) содержание нормативных правовых актов составляют нормы права.
Нормативные-правовые акты могут издавать не любые государственные органы и должностные лица, а лишь специально уполномоченные государством на этот вид деятельности. Все Нормативные-правовые акты имеют государственный характер, т.е. они общеобязательны, к их содержанию и действию предъявляются особые требования.
Следует, вместе с тем, иметь в виду, что существуют акты органов государства, которые не носят нормативного характера. Например, Президент РФ имеет право издавать не только указы нормативного характера, содержащие правила поведения, но и указы ненормативные, в частности, о назначении на должность министра или посла какого-либо конкретного лица, о награждении орденом или присвоении воинского или почетного звания. Акты ненормативного характера адресуются индивидуально-определенному лицу (Иванову И.И., Петрову А.Н. и т.п.), издаются на основе действующих норм права и не устанавливают новых норм.
Нормативные правовые акты, в зависимости от их юридической силы, органа, который их принял, и способа принятия делятся на две большие группы: на законы и подзаконные акты.
Законы принимаются представительными (законодательными) органами, подзаконные акты — всеми остальными уполномоченными органами и должностными лицами, чаще всего исполнительными органами власти. В современной России судебные органы не имеют права принимать нормативные правовые акты. Они лишь вправе применять или толковатьуже действующие нормы права.
Закон — это нормативный правовой акт, который обладает высшей юридической силой и принимается представительными (законодательными) органами государственной власти в особом порядке. (Пример закона — Конституция, Уголовный кодекс, Гражданский кодекс, Устав железных дорог).
Эта форма используется для регулирования наиболее важных для жизни общества отношений. Закон обладает высшей юридической силой. Отсюда следует, что закону присущи следующие черты:
1) это акт представительных (законодательных) органов государственной власти или акт, принятый всенародным голосованием (референдумом);
2) он регулирует наиболее важные общественные отношения, например, права и обязанности личности, отношения собственности, устройство государства и т.д.;
3) закон принимается по особой процедуре, носящей название законодательного процесса;
4) обладает верховенством в правовой системе государства.
Верховенство закона, его высшая юридическая сила означает, что при принятии нового закона все другие нормативно-правовые акты должны быть приведены в соответствие с законом, а в случае противоречия закону любой акт может быть опротестован или отменен. Закон всегда нормативен, так как содержит нормы права, и этим он отличается от деклараций, обращений и других актов, принимаемых представительными органами власти.
Среди законов высшую юридическую силу имеет конституция, основной закон обладает наивысшей юридической силой и является основой для всех других законов. Действующая Конституция Российской Федерации принята народом путем референдума (всенародного голосования) 12 декабря 1993 года. Никакой акт государства не может противоречить Конституции, ее нормы всегда имеют приоритет перед нормами других актов.
Законы подразделяются на конституционные и обыкновенные (текущие). Конституционные законы — это такие законы, принятие которых предусмотрено в самом тексте конституции. Это закреплено в ст. 108 Конституции РФ. Примером федерального конституционного закона может служить закон о судебной системе, так как ч. 3 ст. 118 Конституции РФ предусматривается, что судебная система Российской Федерации устанавливается федеральным конституционным законом. В Российской Конституции они называются федеральными конституционными законами. В конституциях других государств, например, Испании, Франции, они называются органическими. Этим законам присущи следующие особенности:
1) они обладают более высокой юридической силой по сравнению с обыкновенными законами;
2) принимаются в особом порядке — квалифицированным большинством, т.е. заранее установленным повышенным кворумом при голосовании. В России, например, за федеральный конституционный закон должны проголосовать не менее 2/3 депутатов Государственной Думы и 3/4 членов Совета Федерации от их списочного состава. В то время как для принятия обыкновенного закона достаточно простое большинство голосов в обеих палатах (50% плюс один голос);
3) Глава государства не обладает правом вето в отношении конституционных законов, а должен по истечении определенного срока (в России — в течение 14 дней) подписать закон и обнародовать его.
Текущими (обыкновенными) называют федеральные законы, которые принимаются на основе и во исполнение Конституции и конституционных законов. Они регулируют различные стороны экономической, социальной, политической и культурной жизни страны.
В числе упомянутых в Конституции России федеральных конституционных законов, уже приняты и действуют подобные законы — о Правительстве РФ, о Конституционном Суде РФ, об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации, о Судебной системе РФ и др. Предстоит принять законы о чрезвычайном положении, о военном положении, о гимне, флаге, гербе России и ряд других.
В особый вид выделяют также кодифицированные законы – это крупные акты, призванные комплексно регулировать определенную сферу общественной жизни. К ним относятся основы законодательства и кодексы по различным отраслям законодательства. Примером могут служить Основы законодательства о нотариате в РФ и Уголовный кодекс РФ.
Все законы независимо от их характера подлежат обнародованию и опубликованию.
Действует конституционное правило, что неопубликованные законы не могут применяться.
К подзаконным нормативным правовым актам на уровне федерации относятся:
1. постановления, принимаемые палатами Федерального Собрания Государственной Думой и Советом Федерации;
нормативные указы Президента Российской Федерации. К ним относятся лишь те указы, в которых содержатся правила поведения общего характера (т.е. нормы права), так как Президент РФ согласно Конституции РФ может также принимать указы, не являющиеся нормативными правовыми актами, потому что они носят индивидуальный характер. Например, Указ о помиловании конкретного лица, приговоренного судом к высшей мере наказания, не является нормативным правовым актом, так как не содержит норм права. А указ о повышении размера пенсий или пособий – это нормативный правовой акт, так рассчитан на многократное применение ко всем, кто получает пенсии или пособия;
3. постановления Правительства Российской Федерации, которыми регулируются отношения в различных отраслях общественной и государственной жизни;
4. нормативные приказы и инструкции министерств, государственных комитетов и иных федеральных ведомств.
Они не могут противоречить Конституции и законам. Подзаконные нормативные правовые акты принимаются и другими органами государства — правительством, местными органами государственной власти и иными органами. Они также не могут противоречить Конституции, законам и указам Президента и издаются строго в пределах их компетенции. Законность таких актов проверяется в судебном порядке, и они поднадзорны прокуратуре, т.е. она может их опротестовать (кроме правительственных актов, которые может отменить только Президент).
К подзаконным актам относятся и акты центральных органов исполнительной власти — министерств, государственных комитетов, федеральных служб, а также акты глав местной администрации и исполнительных органов субъектов Федерации.
Любые нормативно-правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, подлежат опубликованию для всеобщего сведения, иначе они не могут применяться.
Все другие формы (источники) права относятся к так называемым незаконодательным. То есть они формируются не специальными законотворческими органами государства.
Для того чтобы правильно решать конкретные юридические дела, надо знать правила действия нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц. Определить, как нормативный акт действует во времени, означает, что следует установить, с какого момента он начинает действовать и когда его действие прекращается. Этот порядок установлен специальным федеральным законом. Существует несколько вариантов вступления нормативных правовых актов в действие. В отношении наиболее важных и крупных законов действует правило, согласно которому закон вступает в действие с момента, установленного в специальном постановлении или в самом законе. Например, новый УК РФ был принят Федеральным Собранием летом 1996 года, а вступил в действие с 1 января 1997 года. Несколько месяцев между принятием и вступлением в действие необходимы для того, чтобы все могли ознакомиться с содержанием нового Кодекса.
Если момент вступления закона в силу специально не установлен, то он начинает действовать по истечении 10 дней после его первого официального опубликования в “Российской газете”, “Парламентской газете” или “Собрании законодательства РФ”. Нормативные указы Президента РФ начинают действовать по истечении 7 дней после опубликования, но иногда могут вступать в силу с момента опубликования или даже подписания Президентом. Постановление Правительства РФ вступает в силу со дня их подписания, но некоторые из них, затрагивающие права, свободы и обязанности граждан,- по истечении 7 дней после опубликования.
В юридической системе России многообразие источников права очень велико. Но в основе ее лежит и такое понятие, как нормативно-правовой акт. Какова специфика их издания и какие есть разновидности данных источников права? Можно ли интерпретировать термин НПА разными способами? Какими именно?
Традиционное видение природы НПА
Некоторые юристы считают типичным следующее определение термина «нормативно-правовой акт». Это документ в письменном виде, который принят субъектом права (госорганом, структурой местного самоуправления или учреждением прямой демократии) с целью выражения велений власти и регулирования отношений в обществе.
Главное свойство нормативно-правовых актов (или сокращенно НПА) — это нормативность. Также такие источники наделены свойством не подлежащей оспариванию легитимности.
Научное видение природы НПА
В среде ученых-юристов есть мнение, что НПА — это письменный документ, который выражает официальное волеизъявление органа государственной власти, касающееся установления, корректировки либо отмены тех или иных норм права (правил общеобязательного характера, которые подлежат многократному применению).
Официальное видение природы НПА
В среде государственных органов власти используются образцы иных определений того, что такое нормативно-правовой акт. По одному из них, НПА — это акт, содержащий правовые нормы и установления, которые рассчитаны на длительное (как правило) использование и распространяемые на неопределенный (или очень широкий) круг лиц.
Верховный Суд РФ на одном из пленумов также дал определение НПА. По мнению судей, акты уполномоченных органов власти или должностных лиц, которые устанавливают правовые нормы или правила поведения, направленные в адрес неопределенного круга лиц и подлежащие многократному применению вне зависимости от наличия или отсутствия правоотношений, регулируемых актом, признаются нормативно-правовыми.
Классификация НПА
Есть разные виды НПА. Оснований для их классификаций несколько. Одно из них зависит от того, каким правовым положением обладает субъект, издающий законы (занимающийся правотворчеством). Система нормативных актов, принятая в России, подразумевает следующую классификацию источников права по критерию, о котором идет речь:
- Это акты государственных органов (от лица Правительства России, региональной или муниципальной структуры исполнительной власти).
- Это своды норм, издаваемые (а также корпорациями).
- Это совместные нормативные акты (которые госорганы издают, объединив усилия, к примеру, с корпорациями).
- Это источники права, принятые на референдумах путем прямого волеизъявления народа.
Виды НПА могут различаться по географии применения. Есть федеральные нормативные правовые акты, источники права субъектов, а также законы, издаваемые муниципалитетами, и (корпоративные, на уровне учреждений). Еще одно основание для классификации НПА — срок действия. Есть документы, срок действия которых не определен, а есть временные источники норм.
НПА и акты применения права
Некоторые юристы разграничивают понятие НПА и такое явление, как акт применения права. Различия этих двух документов могут быть в следующих нюансах.
- Во-первых, нормативно-правовые акты рассчитаны на управление типичными, относительно часто встречающимися общественными отношениями. Акты применения права управляют частными ситуациями, создают прецеденты. Пример — ГК РФ — это НПА, а решение мэрии касательно назначения ответственных по вопросу озеленения города — акт применения права.
- Во-вторых, имеет значение то, на кого направлено действие источника права.
Нормативно-правовые акты, как правило, не персонифицированы. Они адресованы неопределенному количеству людей. Акты применения права имеют индивидуальную направленность. НПА может устанавливать, корректировать или отменять какие-либо не обладает подобными свойствами. Он может быть частью правоприменительного процесса, относящегося к предписаниям нормативно-правовых актов.
НПА и ненормативные правовые акты
Ряд экспертов считает необходимым разграничивать понятия НПА и «ненормативные правовые акты». Критерии таковы. Нормативный акт — это результат законотворческой работы органов власти и должностных лиц. В них есть правила и нормы общеобязательного характера, не персонифицированные, рассчитанные на применение в течение долгого срока. Ненормативные акты не содержат ни одного из перечисленных признаков. Одно из возможных их определений — «предписания, ограниченные во времени и адресованные конкретным субъектам».
В то же время есть мнение, что ненормативные акты более строги и задают однозначные предписания с указанием юридических последствий для конкретного лица или группы. ГПК РФ содержит нормы, по которым человек, посчитавший, что ненормативный правовой акт, изданный в его адрес, нарушает и свобод, может оспорить свои обязательства, наступившие согласно содержанию акта.
Сфера регулирования федеральных законов
Один из ключевых типов федеральных НПА в России — законы. К их сфере регулирования, как считают некоторые юристы, относятся следующие ключевые вопросы:
- реализация прав, свобод, обязанностей граждан, их охрана;
- установление норм юридической ответственности граждан за те или иные действия.
К сфере регулирования ФЗ относятся вопросы федеративных отношений. Это управление демократическими процессами (выборами разных уровней, референдумами).
Правовые акты РФ федерального уровня отвечают за ратификацию или денонсацию соглашений, подписанных Россией с другими государствами. Федеральные законы регулируют бюджетную политику, сбор налогов, пошлин. ФЗ — источники норм, касающихся национальной безопасности, военной политики. На федеральном уровне решаются ключевые вопросы в отношении системы правосудия, решения гражданских споров, работы арбитражей, адвокатов и юристов. Федеральные законы призваны регулировать самые разные сферы общественной жизни и государственного строительства. Есть ФЗ «Об акционерных обществах», есть похожий акт, регулирующий деятельность ООО. Некоторые юристы допускают классификацию ФЗ на два вида — текущие акты и кодифицированные.
Конституция — акт с высшей юридической силой
Самый главный российский НПА — это Конституция. Он обладает высшей юридической силой. Этот источник права наделен учредительным характером: предписания и нормы, содержащиеся в Конституции, являются основой для абсолютно всех остальных правовых актов, издаваемых в России. Издает этот источник права не кто иной, как российский народ. Конституция — не только юридически значимый документ. Это основа хода ключевых социальных и политических процессов. Она выражает общественное согласие людей, каждый из которых может обладать совершенно уникальным политическим интересом. В Конституции РФ закреплены ключевые характеристики государственного устройства, структуры органов власти, отношений между населением страны и общественно-политическими институтами.
Специфика федеральных конституционных законов
Подвид ФЗ — конституционные законы. Они обладают некоторой спецификой. Эти законы принимаются с целью регулирования процессов, о которых прямо говорится в Конституции страны. Среди таковых, например, статус ключевых государственных институтов. Их деятельность регулируют конституционные законы — «О Правительстве», «О Конституционном Суде» и им подобные. Есть акты, регулирующие введение или отмену статусов, влияющих на степень суверенности государства. В числе таковых закон о введении военного положения. Федеральные конституционные законы России вводят правила и нормы, касающиеся административно-политического устройства страны, определяют правила, по которым в состав федерации могут приниматься новые субъекты. Юридическая сила конституционных законов выше, чем у обычных федеральных (согласно Статье 76-й Конституции). Эти акты принимаются в более строгом порядке. Например, чтобы утвердить или скорректировать конституционный закон, проголосовать «за» должны не менее 60% членов Совета Федерации и, как минимум, две трети депутатов Госдумы.
Законы субъектов Федерации
Каждый из субъектов РФ — будь то автономный округ, край, область или республика — имеют право издавать собственные законы. Подобные нормативные правовые акты принимаются законодательным или субъекта (чаще всего, это государственный совет). Акты, издаваемые органами власти субъектов Федерации, призваны регулировать вопросы, касающиеся ключевых направлений социального политического и экономического развития региона.
Главный критерий — соответствие принимаемого закона Конституции РФ и иным, обладающим более высокой юридической силой НПА. Пример: есть ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления». Нормы, прописанные в нем, должны быть учтены при формировании законодательной базы, касающейся работы муниципалитетов субъектов Федерации. Если, скажем, государственный совет Республики Татарстан примет свой закон о местном самоуправлении, то содержащиеся в нем нормы не должны противоречить ФЗ, который указан выше. Некоторые юристы считают, что действие НПА, принимаемых госорганами субъектов Федерации, не может распространяться на гражданские правоотношения, так как они вне предметов ведения региональных структур.
Особенности муниципальных правовых актов
Муниципальные правовые акты отличаются от НПА федерального и регионального уровня тем, что действуют только на определенной территории — города, округа, района. Систему правовых актов муниципального уровня составляют следующие источники:
- устав территориальной единицы;
- источники права, изданные локальным органом представительной власти;
- акты, принятые мэром, администрацией и иными должностными лицами (в соответствии с уставом).
Муниципальные могут быть приняты населением на локальном референдуме или сходе. Примечателен факт, что эти НПА имеют одинаковую юридическую силу с уставом. Более того, несколько лет назад Минюст России издал приказ, регулирующий соотношение муниципального устава на этапе его государственной регистрации и источников права, утвержденных на народном сходе. Если в утверждаемом уставе есть нормы, противоречащие тем, что содержатся в НПА, принятых на референдуме, то он признается не соответствующим Конституции России и не может быть зарегистрирован.
Международные законы РФ
Есть особый тип нормативно-правовых актов — ФЗ о ратификации или денонсации международных соглашений России. Они принимаются на основе положений Статьи 106-й Конституции. Данные законы имеют специфическую процедуру принятия, но являются полноценной частью национальной правовой системы. Опубликование нормативно-правовых актов этого типа идет через Бюллетень международных соглашений. Статья 15-я Конституции гласит, что договоры, подписанные РФ с другими странами, более приоритетны перед национальным законодательством. И потому некоторые юристы называют такие НПА высшими в иерархии федеральных законов.
Правительственные НПА
Нормативные акты Правительства РФ издаются в соответствии со статьей 115-й Конституции, а также согласно нормам конституционного закона «О правительстве». Какова правовая природа правительственных НПА? С целью исполнения предписаний Конституции, ФЗ, указов главы государства Правительство России издает особые формы документов — постановления, распоряжения, а также следит за их исполнением. Акты, издаваемые Правительством, тем самым подзаконны. Они должны полностью соответствовать Конституции и другим источникам права федерального уровня. Постановления, по мнению некоторых юристов, — наиболее значимый вид правительственных НПА. Эти источники регулируют ключевые вопросы, находящиеся в компетенции исполнительной власти России. Распоряжения — это нормативно-правовые акты, регулирующие текущие вопросы. Оба вида правительственных источников права принимаются, как правило, Президиумом, но в некоторых случаях издавать их может сам Премьер-министр России.
В обществе всё подчиняется правилам: законам, актам, инструкциям и другим нормативным правовым актам.
Объясняем что такое нормативные правовые акты, как их составлять и где искать действующие правила своей отрасли.
Зачем нужен
Нормативный правовой акт (НПА) устанавливает нормы внутри государства. Конституция России, законы внутри субъекта страны и правила трудового распорядка в организации — это всё нормативно правовые акты.
Один из сборников НПА под редакцией «российской газеты». Фото walkasong.org
- Он может быть только в письменной форме.
- Предполагает многократное использование.
- Направлен на определённый круг лиц, а не конкретного человека.
- Он порождает новые правовые отношения, изменяет или отменяет действующие нормы.
НПА бывают неопределённого длительного действия и временного действия. В первом случае принятая норма будет исполняться пока её не отменят. Во втором — используется в заранее указанные сроки. Если начальник подразделения уезжает в длительную командировку, он передаёт полномочия одному из сотрудников. Тогда формируется НПА временного действия.
Нормативно правовые акты классифицируются по различным признакам. Для лучшего понимания мы поместили их в схему.
Уровень |
Наименование субъекта, принявшего нормативный акт |
Вид нормативного акта |
Является ли законодательным актом? |
Международный | Международные организации |
Международные акты, ратифицированные государством |
Нет |
Федеральный | Народ | Конституция РФ | Да |
Федеральный | Государственная Дума РФ |
Законы РФ | Да |
Федеральный | Президент РФ | Указы | Да |
Федеральный | Правительство РФ |
Постановления | Да |
Федеральный | Министерства | Инструкции | Да |
Региональный |
Думы |
Законы | Да |
Региональный | Губернаторы областей, краев, президенты республик |
Указы | Да |
Региональный |
Администрации областей, краев, |
Постановления | Да |
Местный | Органы местного самоуправления |
Решения | Нет |
Местный | Организации | Корпоративные акты |
Нет |
Требования к нормативным правовым актам
Каждый НПА проходит несколько проверок. Закон — через несколько чтений в Госдуме, решение предприятия — через профсоюз работников. Так участники процесса совместно легализуют будущее решение. Ко всем принимаемым НПА предъявляется три обязательных требования.
Отражение объективной реальности.
Авторы НПА должны понимать, что принимаемая норма обязана опираться на реализуемый алгоритм. В России нет ведомства или компетентного органа, следящего за «мёртвыми» НПА. Поэтому за них не наказывают. Предполагается, что многосторонний контроль при принятии страхует от засилья ненужных правовых актов.
Тем не менее, проблема существует. Госдума России периодически
уделяет пленарные заседания только для технической чистки неработающих законов.
Курение в подъезде запрещено, однако наказывают за это единицы. Фото kp.by
Другой пример. Бессмысленно вводить корпоративный НПА, запрещающий курение на прилегающей к офису территории. Как минимум, стоит предусмотреть альтернативное решение.
Структурированность.
В России не действует специального закона, регламентирующего структуру НПА. Последнюю попытку по созданию подобного документа Минюст
предпринял в 2014 году, но документ даже не дошёл до Госдумы.
Требования к НПА, как правило, устанавливают отраслевые министерства. Если бизнес решит дополнительно регламентировать правила трудового распорядка, то правила создания НПА им следует искать в
Трудовой кодексе РФ .
Общая практика по структуре сложилась такая:
- Преамбула. Указываются цели принятия НПА.
- Основная часть. Её в широком смысле и называют нормативный правовой акт. Своды правил, инструкции и регламенты располагаются в этом разделе.
- Заключение. Здесь размещают подписи принимающих органов и приложения.
Доступность для понимания.
Федеральные законы пишутся на юридическом языке, но в СМИ уходит специальная аналитическая записка. Она переводит с «чиновничьего» на русский смысл принятого документа. В идеале, каждый НПА должен снабжаться объяснением.
Политика оплаты труда работников
ПАО «Сбербанк России» .
Где найти
нормативные правовые акты
Согласно
Конституции Российской Федерации , нормативные правовые акты вступают в силу только после публикации. Иначе никак.
Государственные документы публикуются в «Российской газете». Они выставлены в хронологическом порядке в
специальном разделе сайта. На этой же странице можно подписаться на рассылку новых НПА, опубликованных в свежем номере «Российской газеты». Так проще следить за важными изменениями в законодательстве.
В интернете легко найти справочные сайты с базой НПА. Они — посредники поэтому публикуют обновлённую информацию с задержкой.
По-идее, НПА легче искать на
Официальном интернет-портале правовой информации . Сайт работает быстро, но его интерфейс требует привыкания. Для повседневного поиска его рекомендовать сложно.
Официальный интернет-портал правовой информации работает с 2005 года. Видимо, структура с тех пор принципиально не менялась
С декабря 2017 года Минюст России запустил специализированный правовой портал
Нормативные правовые акты в Российской Федерации . Сайт интегрирован в государственную информационную систему. Если ведомство приняло НПА, он автоматически публикуется на правовом портале. Так проще всего получить актуальную информацию по НПА федерального, регионального и муниципального уровней. Сайт тестируется и некоторые разделы не работают. Главное, что базы НПА в полном порядке.
Портал «Нормативные правовые акты в Российской Федерации». Гибкий поиск поможет найти нужные НПА
Законодательные акты всегда принимаются вместе с аналитическими справками, сопровождающими записками или отраслевыми отзывами. Они размещаются в
Системе обеспечения законодательной деятельности . Это внутренний ресурс Государственной Думы, но полезен всем предпринимателям.
У Системы обеспечения законодательной деятельности низкий порог вхождения
Ищите нормативные правовые акты в официальных источниках.
Запомнить
- Нормативные правовые акты устанавливают нормы по которым живёт государство и его институты.
- Нормативные правовые акты должны отражать объективную реальность, иметь чёткую структуру и быть понятными.
- Бизнес вправе издавать свои корпоративные акты, если они не противоречат действующим законам.
- Сверяться с НПА только через официальные источники.
Нормативный правовой акт
– официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума с соблюдением установленной законодательством Республики Основные черты нормативно-правового акта:
– устанавливает, изменяет или отменяет нормы права;
– принимается (издается) уполномоченными государственными органами или путем референдума;
– содержит правила, рассчитанные на неоднократное применение;
– адресован неопределенному кругу лиц.
Виды нормативных правовых актов:
1. Конституция
– Основной Закон Республики Беларусь, имеющий высшую юридическую силу.
2. Решения референдумов
–направленны на урегулирование важнейших вопросов государственной и общественной жизни.
3. Программные законы
–принимаются в установленном Конституцией порядке и по определенным ею вопросам.
4. Кодексы
(нормативные правовые акты) –объединены и систематизированы нормы права, регулирующие определенные области общественных отношений.
5. Законы
– нормативные правовые акты, регулирующие важные общественные отношения.
6. Декреты Президента
– нормативные правовые акты Главы государства, имеющие силу закона, издаваемые в соответствии с Конституцией.
7. Указы Президента
– нормативные правовые акты Главы государства, издаваемые в целях реализации его полномочий и устанавливающие (изменяющие, отменяющие) определенные правовые нормы.
8. Постановления палат Национального собрания
– нормативные правовые акты, принимаемые палатами Парламента.
9. Постановления Совета Министров
– нормативные правовые акты Правительства.
10. Регламенты
– нормативные правовые акты, принятые (изданные) Главой государства, органами законодательной, исполнительной, судебной власти, а также органами местного управления и самоуправления (совокупность правил, определяющих порядок деятельности соответствующих государственных органов и их подразделений).
11. Инструкции
– подзаконные нормативные правовые акты, издаваемые в целях разъяснения и определения порядка применения законодательного акта, приказа министра или руководителя иного государства.
12. Правила
– формы нормативных правовых актов, которыми устанавливаются процедурные нормы, определяющие порядок осуществления какого-либо рода деятельности.
13. Уставы (положения)
– нормативные правовые акты, определяющие порядок деятельности государственного органа (организации).
14. Приказы
– издаются руководителями Республиканских органов государственного управления в пределах компетенции возглавляемых ими органов в соответствующей сфере государственного управления.
15. Решения органов местного управления и самоуправления
–принимаются местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами в пределах своей компетенции с целью решения вопросов местного значения и имеющие обязательную силу на соответствующей территории.
Декреты Президента Республики Беларусь
и законы вступают в силу через 10 дней после их официального опубликования.
Указы Президента, постановления Совета Министров Республики Беларусь
— вступают в силу со дня включения их в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь.
Нормативные правовые акты,
касающиеся прав, свобод и обязанностей граждан, вступают в силу только после их официального опубликования.
Нормативный правовой акт не распространяет свое действие на отношения, которые существовали еще до его вступления в юридическую силу, за исключением случаев, когда он смягчает или отменяет юридическую ответственность граждан.
Нормативный правовой акт (его часть) прекращает свое действие в случаях:
– истечения срока действия акта;
– признания нормативного правового акта (его части) неконституционным в установленном законом порядке;
– признания нормативного правового акта (его части) утратившим силу;
– отмены нормативного правового акта в случаях, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь.
11.Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.
Действие во времени
определяется моментами вступления нормативного акта в силу.
Утрата юридической силы
:
а) истечения срока;
б) прямой официальной отмены действующего нормативно-правового акта;
в) замены одного нормативно-правового акта другим актом.
Закон обратной силы не имеет,
то есть он не распространяется на правоотношения, возникшие до его вступления в силу.
В порядке исключения нормативно-правовой акт обретает обратную силу:
а) если указание на это имеется в самом акте;
б) если он устраняет или смягчает уголовную и административную ответственность.
Также в порядке исключения может быть применен еще один принцип действия нормативно-правового акта во времени
— когда закон, утративший юридическую силу, по специальному указанию нового закона может продолжать регулирование некоторых вопросов.
В пространстве
:
а) распространяться на всю территорию государства;
б) действовать лишь на какой-то точно определенной части страны;
в) предназначаться для действия за пределами государства, хотя в соответствии с принципами государственного суверенитета общее правило таково, что законы того или иного государства действуют лишь на его территории.
Государственная тер-ия:
часть земного шара (включающая в себя сушу, недра, воздушное и водное пространство), которая находится под суверенитетом данного государства и на которую государство распространяет свою власть. Суверенитет распространяется на тер-ию своих посольств, военных кораблей, всех кораблей в открытом море и других объектов, принадлежащих государству и находящихся в открытом море или космосе.
Действие нормативно-правового акта по кругу лиц
: распространяется на всех лиц, находящихся на территории его действия и являющихся его адресатами.
Исключения
:
а) иностранные граждане и лица без гражданства не могут быть субъектами ряда правоотношений (например, быть судьями, состоять на службе в Вооруженных Силах России);
б) иностранные граждане, наделенные дипломатическим иммунитетом и пользующиеся правом экстерриториальности, не несут уголовной и административной ответственности по российскому законодательству;
Круг лиц, на которых распространяет свое действие тот или иной нормативно-правовой акт, может определяться также по признаку пола, по возрасту (несовершеннолетние), по профессиональной принадлежности (например, военнослужащие), по состоянию здоровья (инвалиды) и др.
властное предписание государственных органов, которое устанавливает, изменяет или отменяет нормы права (закон, кодекс, постановление, инструкция и др.). Он является одним из основных источников права современного государства, преобладающей формой правового регулирования общественных отношений. Н.п.а. образуют стройную систему, основанную на их юридической сипе. В отличие от других источников (форм) права (таких как, правовые обычаи, судебные и административные претенденты) Н.п.а. обладает следующими признаками: является результатом правотворчества компетентных государственных органов или всенародным волеизъявлением (референдумом). Правотворчество — это деятельность, направленная на подготовку, издание, совершенствование или отмену правовых норм. Она имеет две основные формы: непосредственное Правотворчество (референдум) и опосредованное (государственное) Правотворчество; содержит только нормы права, т.е. правила общего характера в отличие от индивидуальных правовых актов, который рассчитан на одноразовое применение и не является источником права. Как источник права Н.п.а. следует отличать от источника знаний о праве (т.е. сборников законодательства, правовых памятников, произведений юристов). Н.п.а. оформляется в виде официального государственного документа, имеющего обязательные атрибуты: название акта (закон, указ, постановление); наименование органа, принявшего акт (парламент, президент, правительство, местный орган власти); имеет внутреннюю структуру (разделы, главы, статьи, пункты). Н.п.а. классифицируют по различным основаниям: юридической силе; содержанию; объему и характеру действия; субъектам, их издающим. По юридической силе все Н.п.а. подразделяются на законы и подзаконные акты. Закон — это Н.п.а., принимаемый высшим представительным органом государства, в особом законодательном порядке обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения с точки зрения интересов и потребностей населения страны. Законы подразделяются на конституционные и обыкновенные. Подзаконные нормативные акты подразделяются на общие, местные, ведомственные и внутриорганизационные. Общие подзаконные акты по юридической силе следуют за законами. Их действие распространяется на всех лиц в пределах территорий страны. К ним относятся акты высших (центральных) органов исполнительной власти: нормативные указы президента, постановления правительства. Местные подзаконные акты издаются местными органами представительной власти и органами местного самоуправления (решения или постановления муниципалитета, мэрии, префекта). Ведомственные Н.п.а. издаются структурными подразделениями правительственных органов (министерства, комитеты, ведомства) и распространяются лишь на ограниченную сферу общественных отношений (таможенные, банковские, транспортные, валютно-кредитные и др.). Внутриорганизационные подзаконные акты издаются различными организациями для регламентации своих внутренних вопросов и распространяются на членов этих организации. Акты судебной власти приобретают нормативный характер в результате обобщения судебной практикой, которая в своей основе носит индивидуальный, правоприменительный характер. Судебная практика становится источником права, когда суд вынужден конкретизировать, уточнять содержание правовых норм или создавать новые нормы вследствие неопределенности, противоречивости, неясности или пробелов в праве. См. т.ж. ИСТОЧНИКИ ПРАВА.
- нормативный правовой акт,
Существительное
мн. нормативные правовые акты
Склонение существительного нормативный правовой актм.р.,
Единственное число
Множественное число
Единственное число
Именительный падеж
(Кто? Что?)
нормативный правовой акт
нормативные правовые акты
Родительный падеж
(Кого? Чего?)
нормативного правового акта
нормативных правовых актов
Дательный падеж
(Кому? Чему?)
нормативному правовому акту
нормативным правовым актам
Винительный падеж
(Кого? Что?)
нормативный правовой акт
нормативные правовые акты
Творительный падеж
(Кем? Чем?)
нормативным правовым актом
нормативными правовыми актами
Предложный падеж
(О ком? О чем?)
нормативном правовом акте
нормативных правовых актах
Множественное число
нормативные правовые акты
нормативных правовых актов
нормативным правовым актам
нормативные правовые акты
нормативными правовыми актами
нормативных правовых актах
нормативно-правовой
- нормативно-правовой
-
нормативно-правовой
Слитно или раздельно? Орфографический словарь-справочник. — М.: Русский язык.
.
1998.
Смотреть что такое «нормативно-правовой» в других словарях:
-
Нормативно-правовой договор (договорное право) — соглашение двух или более субъектов, содержащее общеобязательные юридические нормы. Договорное право является приоритетным источником права в международном публичном праве и ряде отраслей национальных систем права конституционном, трудовом,… … Элементарные начала общей теории права
-
НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ АКТ — властное предписание государственных органов, которое устанавливает, изменяет или отменяет нормы права (закон, кодекс, постановление, инструкция и др.). Он является одним из основных источников права современного государства, преобладающей формой … Юридическая энциклопедия
-
Нормативно-правовой акт — Нормативный правовой акт официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума с соблюдением установленной законодательством… … Википедия
-
Нормативно правовой акт — Нормативный правовой акт официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума с соблюдением установленной законодательством… … Википедия
-
НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ АКТ — согласно постановлению Государственной Думы от 11.11.1996 № 781 II ГД «Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации», – письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его… … Делопроизводство и архивное дело в терминах и определениях
-
нормативно-правовой — нормат ивно правов ой … Русский орфографический словарь
-
нормативно-правовой — нормати/вно правово/й … Слитно. Раздельно. Через дефис.
-
АКТ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ — Закон, кодекс, постановление, инструкция и другое властное предписание государственных органов, которое устанавливает, изменяет или отменяет нормы права. Предписания нормативно правовых актов носят общий характер и направлены на регулирование… … Словарь бизнес-терминов
-
АКТ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ — (см. НОРМАТИВНО ПРАВОВОЙ АКТ) … Энциклопедический словарь экономики и права
-
АКТ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ — НОРМАТИВНОПРАВОВОЙ АКТ … Юридическая энциклопедия
0
Как пишется нормативно-правовой акт — через дефис или раздельно?
2 ответа:
1
0
Добрый день. Вы должны определить часть речи первых двух слов. Они отвечают на вопрос «какой?» и являются прилагательным. А из словаря можно понять, что это сложное прилагательное, которое правильно писать через дефис.
Правильный ответ: «нормативно-правовой акт».
Пример.
Вчера мы оформляли на работе нормативно-правовой акт.
0
0
Думаю, что сложное прилагательное нормативно-правовой акт пишется через дефис.
По правилу сложные прилагательные пишутся или слитно, или через дефис.
Если между частями сложного прилагательного можно поставить союз «и», то ставим дефис:
нормативно-правовой акт = нормативный и правовой
плодово-ягодный напиток = плодовый и ягодный
русско-английский словарь = русский и английский
Читайте также
Есть глагол «чеканить» (например, чеканить монету, чеканить (зачеканить) дырку в металлической трубе). Тут однозначно пишется «чеканить». Но вот, помню из детства аналогично звучащее слово. Приходилось наверное видеть, как футболисты (дети) несильно пинают мяч вверх, потом, не давая ему опуститься пинают ещё и ещё (кажется это называется «набивать мяч»). В нашем детстве футбольных мячей не было, да и других мячей тоже. Поэтому для набивания использовался кусочек кожи с прикреплённым к нему кусочком свинца. Его подкидывали, а затем, не давая ему опуститься на землю, «набивали» внутренней стороной стопы. Вот это действие называлось «чеканить», или «чиканить». Как правильно его писать, не знаю, ни разу не приходилось видеть его написанным. Скорее всего для обозначения и этого действия используется слово «чеканить», но не могу полностью исключить и слово «чиканить».
Я думаю, что если в любой ситуации Вы напишете «чеканить», это будет правильно.
Конечно же правильно будет «стараться». А проверить нужен в слове мягкий знак или нет, можно очень просто. Для этого нужно к глаголу задать вопрос: что делать?, либо что делает? Если на конце есть мягкий знак, значит и в слове он тоже будет. В данном случае, мы задаем вопрос: что делать? Следовательно слово будет писаться «стараться».
Личное местоимение «она» при склонении в творительном падеже имеет две равноправные формы «с ней» и «с нею».
В поэтической речи обе формы употребляются поэтом по потребности рифмы и ритма:
Или:
Ритм и благозвучность руководят и прозаической речью, обычно перед словом, начинающимся на гласный звук, употребляется «с ней», перед словом на согласный звук допустима форма «с нею»:
Аполлон подарил Орфею золотую лиру, издававшую магическую музыку, с ней можно было сдвигать скалы и деревья, с ней легко призывались и приручались дикие животные.
Путевой лист у дальнобойщика попросту называется путевкой, с нею обычно, как с паспортом, водитель, может пройти все границы.
сэмпай, раньше занималась карате и тоже как то возник такой вопрос
Чтобы правильно написать причастие обозначавший, установим его морфемный состав, чтобы определить его «узкие» места:
обо-знач-а-вш-ий — приставка/корень/суффикс/суффикс/окончание.
В этом слове несколько безударных гласных, так как ударным является глагольный суффикс.
Приставки аба- нет в русском языке, значит, следует написать обо-, как и в словах обо-знаться, обо-драть, обо-злиться.
Безударный гласный в корне слова «обозначавший» проверят родственники: знак, знаковый.
Всего найдено: 21
Добрый день! Подскажите, в указанном предложении «Во исполнение Правил формирования, ведения и актуализации Реестра обязательных требований областного исполнительного органа государственной власти Новосибирской области, осуществляющего нормативно-правовое регулирование в соответствующих сферах общественных отношений, являющихся приложением к Порядку установления и оценки применения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах Новосибирской области, в том числе оценки фактического воздействия указанных нормативных правовых актов Новосибирской области, утвержденному постановлением Губернатора Новосибирской области от 28.07.2022 № 136 (далее – Правила),…» запятую по правилам следует ставить перед сокращением названия документа (28.07.2022 № 136, (далее — Правила)) или же после сокращения (28.07.2022 № 136 (далее — Правила),….).
Ответ справочной службы русского языка
Запятая ставится после скобок.
По правилу перед открывающей скобкой не ставится запятая, точка с запятой, двоеточие, тире. Эти знаки переносятся за закрывающую скобку.
Здравствуйте. Ситуация следующая: Модуль 1.1. Нормативно-правовое обеспечение и Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования. Ниже написано: Контроль по Модулю 1.1. Вопрос: корректно ли в данном случае написание «Модулю 1.1.» с прописной буквы? Это же не название.
Ответ справочной службы русского языка
В документах и научных работах нарицательное слово, которое указывает на определенный, названный ранее полно документ, пишут с прописной буквы довольно часто. Прописная выполняет здесь ту же функцию, что и определенный артикль. Однако такое употребление не предусмотрено правилами русской орфографии. Полагаем, что в Вашем примере достаточно указания на номер модуля, прописная буква не нужна.
Здравствуйте! Строго ли нужно соблюдать правила русской орфографии в нормативно-правовых актах?
Ответ справочной службы русского языка
Конечно, строго.
Уважаемая gramota.ru! Очень жду ответ на свой вопрос, т.к. он повлияет на подготавливаемые нормативно-методические документы для широкого круга организаций. Задаю его не в первый раз, Заранее благодарю! Вопрос: написание предлогов в/во с аббревиатурами наименований федеральных органов исполнительной власти, а именно, как правильно: 1. «Во ФСБ России», «Во ФСТЭК России», т.к. подпадает под правило для «во»: «в, ф + согласный». 2. «В ФСБ России», «В ФСТЭК России», т.к. читается «в федеральную …», т.е. подпадает под правило для «в»: «в, ф + гласный» (отмечу, что именно так пишется в административных регламентах федеральных органов исполнительной власти)? Заранее благодарю!
Ответ справочной службы русского языка
В нормативных правовых актах употребительно: в ФСБ России, в ФСТЭК России.
Добрый день! Подскажите, пожалуйста, в каком справочники или на каком ресурсе можно получить информацию о составлении названий нормативно-правовых актов? Дело в том, что на работе столкнулась с такой записью: Приказ ФНС России № ММ-3-06/333@. На всех сайтах название документа содержит знак @. Что это означает?
Ответ справочной службы русского языка
Судя по всему, это просто особенность оформления документов ФНС России.
Подскажите, пожалуйста, как правильно писать в нормативно-правовых документах: на бесплатной основе или безоплатной?
Ответ справочной службы русского языка
Верно: на бесплатной основе. Но более употребительно: на безвозмездной основе.
Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, нужно ли ставить пробелы между сокращенным словом и цифрой в ссылке на нормативно-правовые акты, например: «п.4.1 ст.48 Жилищного кодекса РФ»? Спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Цифры отбиваются пробелами от сокращенных слов. Верно: п. 4.1 ст. 48 Жилищного кодекса РФ.
Добрый день!
Столкнулась в нормативно-правовом акте с такой фразой «В случае представления копий документов, не заверенных в установленном законодательном порядке…». Правильно ли в этом случае написано слово «не заверенных»?
Спасибо!
Ответ справочной службы русского языка
Раздельное написание правильно.
кибер-угроза или киберугроза? В различных источниках, в ом числе и нормативно-правовых, написание отличается.
Ответ справочной службы русского языка
Первая часть сложных слов кибер… пишется слитно: киберугроза.
Здравствуйте!
Часто в документах нормативно-правового характера при сокращении существительного год сталкиваются два знака «.» и «,», например: образовательным организации, образованные в 2014 г., необходимо представить документы…Правомерна ли постановка запятой после такого сокращения. Можно ли получить ссылку на конкретное правило пунктуации?
Ответ справочной службы русского языка
Запятая после точки в этом случае ставится. Никакого специального правила здесь нет: точка ставится как знак сокращения; если по условиям контекста в этом месте необходима запятая, она никуда не пропадает и ставится после точки.
Здравствуйте!Подскажите,пожалуйста,чем нормативные ударения отличаются от допустимых?Интернет говорит,что нормативные ударения -это возможность произносить слова и так,и так,например: кЕта и кетА.Так чем же они отличаются от допустимых?В моём учебном пособии есть понятие «нормативно-хронологические варианты ударения»,то есть,я так понимаю,это обозначается в орфоэпическом словаре как доп.устар? В этом и есть разница?Заранее спасибо!
Ответ справочной службы русского языка
Допустимо — это помета, которая также свидетельствует о нормативности варианта, плюс сообщает, что этот вариант не является основным в существующей норме. Помета, свидетельствующая о ненормативности: не рекомендуется, неправильно.
Хронологические пометы могут быть такими: новое, устаревающее, устаревшее и т. п.
Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, «в нормативно-правовых актах федерального, регионального и местного уровня» или «уровней»? Затрудняюсь очень. А ответа в справке не нашла. Спасибо заранее.
Ответ справочной службы русского языка
Возможны оба варианта согласования.
Нужна ли запятая перед словом учтены? Спасибо
При разработке «Методических указаний по выбору комплекса мероприятий, сохраняющих и восстанавливающих почвенное плодородие земель при циклическом орошении» учтены основные положения, изложенные в соответствующих законодательных и нормативно-правовых документах, действующих в области охраны почв
Ответ справочной службы русского языка
Запятая перед учтены не требуется.
Добрый день!
Подскажите, пожалуйста, как будет верно?
Перечень нормативно-технических документов, использУЕМЫХ при разработке или использОВАННЫХ при разработке.Заранее спасибо!
Ответ справочной службы русского языка
Верны оба варианта, разница смысловая.
Здравствуйте!
В словаре есть слово «нормативно-правовой» (акт и т. д.). Мне встретилось в работе «нормативный правовой акт». Так можно?
Ответ справочной службы русского языка
Лингвистического «запрета» на такое сочетание нет.
Как правильно пишется словосочетание «нормативные правовые акты»
- Как правильно пишется слово «нормативный»
- Как правильно пишется слово «правовой»
- Как правильно пишется слово «акт»
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: повальный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Ассоциации к слову «правовой»
Ассоциации к слову «акт»
Синонимы к словосочетанию «нормативные правовые акты»
Предложения со словосочетанием «нормативные правовые акты»
- Нормативные правовые акты органов местного самоуправления, содержащие нормы трудового права, действуют в пределах территории соответствующего муниципального образования.
- Подзаконные нормативные правовые акты принимаются по любому вопросу, входящему в компетенцию соответствующего органа государственной власти, и не должны противоречить законам.
- Источникамиарбитражного процессуального права являются нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие отношения в данной отрасли права.
- (все предложения)
Сочетаемость слова «акт»
- террористические акты
нормативные акты
правовые акты - акты гражданского состояния
акты насилия
акт творения - записи актов гражданского состояния
ряд законодательных актов
совершение террористических актов - акт кончился
- совершить половой акт
составить акт
являться актом - (полная таблица сочетаемости)
Значение словосочетания «нормативный правовой акт»
-
Нормати́вный правово́й акт — официальный документ установленной формы, принятый в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица), иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, акционерных обществ, товариществ и т. д.) или путём референдума с соблюдением установленной законодательством процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределённый круг лиц и неоднократное применение. (Википедия)
Все значения словосочетания НОРМАТИВНЫЙ ПРАВОВОЙ АКТ
Афоризмы русских писателей со словом «акт»
- Для меня поэзия — это прежде всего мысль. Поэзия — верховный акт мысли.
- Справедливость, как миг, как порыв любви, как мятеж против беззакония, — прекрасна, как акт (не как последствия). Справедливость судящая, наказывающая, — зло. Нет закона, справедливого для двух людей, потому что моральные пути не совпадают и героический поступок одного явился бы преступлением для другого. Социальный закон только тогда хорош, когда он имеет в виду полезность, а не справедливость.
- Революция — судорога, за которою должно следовать медленное и планомерное движение к цели, поставленной актом революции.
- (все афоризмы русских писателей)
Отправить комментарий
Дополнительно
Смотрите также
Нормати́вный правово́й акт — официальный документ установленной формы, принятый в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица), иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, акционерных обществ, товариществ и т. д.) или путём референдума с соблюдением установленной законодательством процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределённый круг лиц и неоднократное применение.
Все значения словосочетания «нормативный правовой акт»
-
Нормативные правовые акты органов местного самоуправления, содержащие нормы трудового права, действуют в пределах территории соответствующего муниципального образования.
-
Подзаконные нормативные правовые акты принимаются по любому вопросу, входящему в компетенцию соответствующего органа государственной власти, и не должны противоречить законам.
-
Источникамиарбитражного процессуального права являются нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие отношения в данной отрасли права.
- (все предложения)
- подзаконные акты
- законодательный акт
- акт управления
- акты органов местного самоуправления
- муниципальные правовые акты
- (ещё синонимы…)
- право
- кодекс
- геральдика
- (ещё ассоциации…)
- пакт
- театр
- документ
- пьеса
- активист
- (ещё ассоциации…)
- нормативные акты
- принятие нормативных правовых актов
- принимать нормативные правовые акты
- (полная таблица сочетаемости…)
- правовые нормы
- правовое регулирование отношений
- принимать нормативные правовые акты
- (полная таблица сочетаемости…)
- террористические акты
- акты гражданского состояния
- записи актов гражданского состояния
- акт кончился
- совершить половой акт
- (полная таблица сочетаемости…)
- Разбор по составу слова «нормативный»
- Разбор по составу слова «правовой»
- Разбор по составу слова «акт»
- Как правильно пишется слово «нормативный»
- Как правильно пишется слово «правовой»
- Как правильно пишется слово «акт»
Смотреть что такое НОРМАТИВНОПРАВОВОЙ в других словарях:
НОРМАТИВНОПРАВОВОЙ
1) Орфографическая запись слова: нормативно-правовой2) Ударение в слове: нормат`ивно-правов`ой3) Деление слова на слоги (перенос слова): нормативно—пр… смотреть
НОРМАТИВНОПРАВОВОЙ
Ударение в слове: нормат`ивно-правов`ойУдарение падает на буквы: и,оБезударные гласные в слове: нормат`ивно-правов`ой
НОРМАТИВНОПРАВОВОЙ
Начальная форма — Нормативно-правовой, винительный падеж, единственное число, мужской род, неодушевленное
НОРМАТИВНОПРАВОВОЙ АКТ
согласно постановлению Государственной Думы от 11.11.1996 № 781-II ГД «Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации», – письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм, т. е. общеобязательных предписаний постоянного или временного характера, рассчитанных на многократное применение. В соответствии с Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 № 1009 (в ред. постановлений Правительства РФ от 11.12.1997 № 1538, от 06.11.1998 № 1304, от 11.02.1999 № 154, от 30.09.2002 № 715), нормативно-правовые акты издаются в форме указов, постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Правовые акты, изданные в ином виде (например, указания и др.), не должны носить нормативный характер. Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается. Структурные подразделения и территориальные органы исполнительной власти не вправе издавать нормативные правовые акты…. смотреть
НОРМАТИВНОПРАВОВОЙ АКТ
властное предписание государственных органов, которое устанавливает, изменяет или отменяет нормы права (закон, кодекс, постановление, инструкция и др.). Он является одним из основных источников права современного государства, преобладающей формой правового регулирования общественных отношений. Н.п.а. образуют стройную систему, основанную на их юридической сипе. В отличие от других источников (форм) права (таких как, правовые обычаи, судебные и административные претенденты) Н.п.а. обладает следующими признаками: является результатом правотворчества компетентных государственных органов или всенародным волеизъявлением (референдумом). Правотворчество это деятельность, направленная на подготовку, издание, совершенствование или отмену правовых норм. Она имеет две основные формы: непосредственное Правотворчество (референдум) и опосредованное (государственное) Правотворчество; содержит только нормы права, т.е. правила общего характера в отличие от индивидуальных правовых актов, который рассчитан на одноразовое применение и не является источником права. Как источник права Н.п.а. следует отличать от источника знаний о праве (т.е. сборников законодательства, правовых памятников, произведений юристов). Н.п.а. оформляется в виде официального государственного документа, имеющего обязательные атрибуты: название акта (закон, указ, постановление); наименование органа, принявшего акт (парламент, президент, правительство, местный орган власти); имеет внутреннюю структуру (разделы, главы, статьи, пункты). Н.п.а. классифицируют по различным основаниям: юридической силе; содержанию; объему и характеру действия; субъектам, их издающим. По юридической силе все Н.п.а. подразделяются на законы и подзаконные акты. Закон это Н.п.а., принимаемый высшим представительным органом государства, в особом законодательном порядке обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения с точки зрения интересов и потребностей населения страны. Законы подразделяются на конституционные и обыкновенные. Подзаконные нормативные акты подразделяются на общие, местные, ведомственные и внутриорганизационные. Общие подзаконные акты по юридической силе следуют за законами. Их действие распространяется на всех лиц в пределах территорий страны. К ним относятся акты высших (центральных) органов исполнительной власти: нормативные указы президента, постановления правительства. Местные подзаконные акты издаются местными органами представительной власти и органами местного самоуправления (решения или постановления муниципалитета, мэрии, префекта). Ведомственные Н.п.а. издаются структурными подразделениями правительственных органов (министерства, комитеты, ведомства) и распространяются лишь на ограниченную сферу общественных отношений (таможенные, банковские, транспортные, валютно-кредитные и др.). Внутриорганизационные подзаконные акты издаются различными организациями для регламентации своих внутренних вопросов и распространяются на членов этих организации. Акты судебной власти приобретают нормативный характер в результате обобщения судебной практикой, которая в своей основе носит индивидуальный, правоприменительный характер. Судебная практика становится источником права, когда суд вынужден конкретизировать, уточнять содержание правовых норм или создавать новые нормы вследствие неопределенности, противоречивости, неясности или пробелов в праве. См. т.ж. ИСТОЧНИКИ ПРАВА…. смотреть
НОРМАТИВНОПРАВОВОЙ АКТ
властное предписание государственных органов, которое устанавливает, изменяет или отменяет нормы права (закон, кодекс, постановление, инструкция и др.). Он является одним из основных источников права современного государства, преобладающей формой правового регулирования общественных отношений. Н.п.а. образуют стройную систему, основанную на их юридической сипе. В отличие от других источников (форм) права (таких как, правовые обычаи, судебные и административные претенденты) Н.п.а. обладает следующими признаками: является результатом правотворчества компетентных государственных органов или всенародным волеизъявлением (референдумом). Правотворчество — это деятельность, направленная на подготовку, издание, совершенствование или отмену правовых норм. Она имеет две основные формы: непосредственное Правотворчество (референдум) и опосредованное (государственное) Правотворчество; содержит только нормы права, т.е. правила общего характера в отличие от индивидуальных правовых актов, который рассчитан на одноразовое применение и не является источником права. Как источник права Н.п.а. следует отличать от источника знаний о праве (т.е. сборников законодательства, правовых памятников, произведений юристов). Н.п.а. оформляется в виде официального государственного документа, имеющего обязательные атрибуты: название акта (закон, указ, постановление); наименование органа, принявшего акт (парламент, президент, правительство, местный орган власти); имеет внутреннюю структуру (разделы, главы, статьи, пункты).Н.п.а. классифицируют по различным основаниям: юридической силе; содержанию; объему и характеру действия; субъектам, их издающим. По юридической силе все Н.п.а. подразделяются на законы и подзаконные акты. Закон — это Н.п.а., принимаемый высшим представительным органом государства, в особом законодательном порядке обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения с точки зрения интересов и потребностей населения страны. Законы подразделяются на конституционные и обыкновенные. Подзаконные нормативные акты подразделяются на общие, местные, ведомственные и внутриорганизационные. Общие подзаконные акты по юридической силе следуют за законами. Их действие распространяется на всех лиц в пределах территорий страны. К ним относятся акты высших (центральных) органов исполнительной власти: нормативные указы президента, постановления правительства. Местные подзаконные акты издаются местными органами представительной власти и органами местного самоуправления (решения или постановления муниципалитета, мэрии, префекта). Ведомственные Н.п.а. издаются структурными подразделениями правительственных органов (министерства, комитеты, ведомства) и распространяются лишь на ограниченную сферу общественных отношений (таможенные, банковские, транспортные, валютно-кредитные и др.). Внутриорганизационные подзаконные акты издаются различными организациями для регламентации своих внутренних вопросов и распространяются на членов этих организации. Акты судебной власти приобретают нормативный характер в результате обобщения судебной практикой, которая в своей основе носит индивидуальный, правоприменительный характер. Судебная практика становится источником права, когда суд вынужден конкретизировать, уточнять содержание правовых норм или создавать новые нормы вследствие неопределенности, противоречивости, неясности или пробелов в праве. См. т.ж. ИСТОЧНИКИ ПРАВА.<br>… смотреть
НОРМАТИВНОПРАВОВОЙ ДОКУМЕНТ
Официальный или юридический документ, составленный в письменной форме: соглашение или международный договор. В случае ратификации, принятия, утверждения или присоединения к договору документ будет представлять собой подтверждение согласия страны принять на себя обязательства по договору. … смотреть
Можно ли привлечь УК за систематический залив и как правильно это сделать?
Здравствуйте. Управляющая компания в течение года 5 раз затопила мою квартиру. Вместо того чтобы устранить причину аварий на котельной, установили на техническом этаже над моей квартирой ёмкости для воды и натянули пленку. Но все равно вода проходит. Можно ли привлечь УК за систематический залив и как правильно это сделать? Акты о заливе есть. Ущерб они возмещают, но просто надоело уже раз в пару месяцев устранять последствия. Спасибо
05 января, 13:31, вопрос №3551816, Николай, г. Владимир
Скажите пожалуйста или он нормальный человек?
Добрый день! Я познакомилась с молодым человеком, который мне после регулярных половых актов без презерватива, а так же по окончании полового акта делал исключительно это в меня, сообщил, что он уже более 5 лет является носителем ВИЧ инфекции! Как мне быть? Анализы пойду сдавать чуть позже как время подойдет. Кончая в меня, он пояснил это тем, что хочет детей и что если бы я изначально узнала, что он является носителем ВИЧ инфекции, то я бы сразу от него сбежала, как это делает большинство девушек!! Разве это любовь, мать её?!! Мне стоит опасаться? До сдачи теста, нужно ждать три недели, но меня колбасит, после того, как он мне это озвучил, т.к. мы планировали серьезные отношения, но он скрыл изначально данную инфо, не предупредив, что он носитель ВИЧ инфекции, так поступают только ублюдки? Скажите пожалуйста или он нормальный человек???
05 января, 03:29, вопрос №3551444, Елена, г. Москва
Покупаем у прошлого собственника по договору переуступки прав собственности, и после совершения акта переуступки будем оформлять договор купли-продажи с застройщиком данной мини гостиницы
Здравствуйте, пишу вам по такому вопросу:
Мы собираемся купить нежилое помещение(номер ) в здании на пляже под Сочи, по документам являющемуся лодочным ангаром, оформленным юридически зданием на арендованной у государства земле на 30 лет(курортная зона, поэтому) по факту-мини гостиницей. Покупаем у прошлого собственника по договору переуступки прав собственности, и после совершения акта переуступки будем оформлять договор купли-продажи с застройщиком данной мини гостиницы. Ни договор переуступки, ни предварительный договор нашего цедента нигде не были зарегестрированы.
Передача нам этого номера в собственность должна происходить, если чтоб все было законно, по акту приемки передачи, иди же по договору купли-продажи, или же по другому документу?
04 января, 15:50, вопрос №3551126, Влад, г. Иркутск
1000 ₽
Вопрос решен
Автомобильное право
Я нахожусь в Португалии и мои российские права просрочены на полгода
Здравствуйте. Меня интересует следующая тема. Я нахожусь в Португалии и мои российские права просрочены на полгода. Меня остановили с просроченными правалми и меня ожидает суд. На суде ме нужно доказать, что в Роосси по истечении срока действия, права не аннулируются, а являются просто просроченными. Не знаю как правильно это сформулировать на русском, но в прямом переводе формулировка именно такая, «не аннулированы, а просрочены». Я не знаю есть ли кокой-то нормативный документ в РФ, который имеет именно такую формулировку. Но если нет, то возможно подойдут какие-то косвенные подтверждения. Например, выдержки из нормативных актов, где сказано что просроченные права обновляются в том же порядке как и не просроченные. И что не требуется заново учиться и сдавать экзамены. Можете мне помочь и предоставить ссылки на нормативные документы, регламентирующие такой порядок?
23 февраля, 12:19, вопрос №3615242, Alexander Vasev, г. Москва
Договор об оказании платной услуги на выполнение данного анализа мне в клинике не предоставили, в связи с чем я не имею возможности ознакомиться с нормативными сроками выполнения данного анализа
Здравствуйте. прошу Вас о помощи. 12.12.2022 мною был оплачен анализ Преимплантационная генетическая диагностика 1 (одного) эмбриона с целью выявления хромосомных нарушений перед проведением процедур вспомогательных репродуктивных технологий. стоимость анализа 51500 рублей.
Оговоренный администратором срок выполнения анализа: 1 месяц (со слов администратора по телефону). В бланке анализа указана дата биопсии в клинике моего города 12.12.2022, срок получения образца лабораторией 03.02.2023, дата готовности 10.02.2023 Оговоренные нормативные сроки 30 дней тут явно нарушены, состояние и местонахождение материала для анализа с 12.12.2022 до 03.02.2023 мне неизвестно.
Договор об оказании платной услуги на выполнение данного анализа мне в клинике не предоставили, в связи с чем я не имею возможности ознакомиться с нормативными сроками выполнения данного анализа. Информацию в каком-либо виде об этом администратор предоставить отказывается, ссылаясь на то, что на выполнение любых анализов договор не заключается ъ
В результате анализа указано, что получен неинформативный результат исследования, на основании чего следует, что результат о наличии / отсутствии хромосомных нарушений эмбриона (анеуплоидий), что являлось целью анализа, я не получила, то есть цель анализа не достигнута, соответственно, оплаченный мной анализ я не получила. А данный результат неинформативен, а также предоставлен с существенным нарушением сроков.
Администратором мне сообщено о возможности возврата только стоимости самого теста в размере 20000 рублей. без учета биопсии эмбриона 27000 и разморозки 4500.
Имею ли я право на полный возврат средств и законно ли отказывать мне в предоставлении экземпляра договора?
21 февраля, 19:41, вопрос №3613596, Анна, г. Астрахань
Или данная травма не будет считаться травмой, а будет считаться только заболеванием?
Здравствуйте, на сво при выполнении боевых задач получил травму Вертобрагенная радикулапотия поясничной зоны, парамедиально-фораминальная протрузия межпозвоночного диска поясницы, стеноз правового межпозвонкового отверстия, эвакуировали выписали форму 100 (первичную медицинскую карточку), положены ли мне страховые выплаты, и единовременная компенсация? Или данная травма не будет считаться травмой, а будет считаться только заболеванием? При том что форма 100 есть, которая доказывает что получил травму при выполнении боевой задачи
21 февраля, 18:12, вопрос №3613579, Станислав, г. Москва
Или по закону (какому) председателю отказать могут?
Садовод написала заявление в центр правовой поддержки садоводов, членом которой является ТСН в котором находится обратившийся с заявлением садовод. В нем она обвиняет в незаконных действиях правление и его председателя. Вправе ли правление в лице председателя ознакомиться с заявлением садовода и с официальным ответом Центра правовой поддержки садоводов. Или по закону (какому) председателю отказать могут?
21 февраля, 16:24, вопрос №3613434, Татьяна, г. Энгельс
нормативно-правовой
- нормативно-правовой
-
нормативно-правовой
Слитно или раздельно? Орфографический словарь-справочник. — М.: Русский язык.
.
1998.
Смотреть что такое «нормативно-правовой» в других словарях:
-
Нормативно-правовой договор (договорное право) — соглашение двух или более субъектов, содержащее общеобязательные юридические нормы. Договорное право является приоритетным источником права в международном публичном праве и ряде отраслей национальных систем права конституционном, трудовом,… … Элементарные начала общей теории права
-
НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ АКТ — властное предписание государственных органов, которое устанавливает, изменяет или отменяет нормы права (закон, кодекс, постановление, инструкция и др.). Он является одним из основных источников права современного государства, преобладающей формой … Юридическая энциклопедия
-
Нормативно-правовой акт — Нормативный правовой акт официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума с соблюдением установленной законодательством… … Википедия
-
Нормативно правовой акт — Нормативный правовой акт официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума с соблюдением установленной законодательством… … Википедия
-
НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ АКТ — согласно постановлению Государственной Думы от 11.11.1996 № 781 II ГД «Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации», – письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его… … Делопроизводство и архивное дело в терминах и определениях
-
нормативно-правовой — нормат ивно правов ой … Русский орфографический словарь
-
нормативно-правовой — нормати/вно правово/й … Слитно. Раздельно. Через дефис.
-
АКТ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ — Закон, кодекс, постановление, инструкция и другое властное предписание государственных органов, которое устанавливает, изменяет или отменяет нормы права. Предписания нормативно правовых актов носят общий характер и направлены на регулирование… … Словарь бизнес-терминов
-
АКТ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ — (см. НОРМАТИВНО ПРАВОВОЙ АКТ) … Энциклопедический словарь экономики и права
-
АКТ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ — НОРМАТИВНОПРАВОВОЙ АКТ … Юридическая энциклопедия